Руководства, Инструкции, Бланки

лицензия нового образца чоп img-1

лицензия нового образца чоп

Рейтинг: 4.8/5.0 (1864 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Лицензия на охранную деятельность: стоимость, как получить, кто выдает, срок действия

Как получить лицензию на охранную деятельность?

Лицензия на охранную деятельность нужна юридическим лицам, которые предоставляют профильные услуги. В их число входят частные охранные предприятия. Список услуг, подлежащих официальному оформлению, обозначен в законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности».

Получать документ для работы консьержами, сторожами не нужно, если не предполагается любая деятельность, связанная с частной охраной, в том числе ношение оружия. При необходимости предприятие, заключившее трудовой договор с такими работниками, вносит дополнения в должностную инструкцию, прописывая конкретные обязанности, и получает разрешительный документ в специализированной организации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно !

Спектр услуг ЧОП

Подобные юридические лица имеют право осуществлять деятельность в части охраны объектов и имущества, являющихся чьей-либо собственностью. Также допускается сопровождать груз, защищать жизнь или здоровье жителей государства (граждан), проводить консультации в сфере своей компетенции, предлагать пути решения вопросов.

Сюда же относят обеспечение порядка при проведении мероприятий с большим количеством участников. Сотрудники предприятия могут следить за соблюдением режима, в частности пропускного, на производственных или других объектах. Разрешены услуги охраны, совмещенные с установкой, проектированием и обслуживанием в процессе использования специальных средств.

Сотрудники ЧОП наделены определенными правами, но не относятся к внутренним органам правопорядка. Поэтому работа на объектах государственной охраны для них запрещена.

Их обязанности строго регламентируются уставом предприятия-работодателя. Дополнительно они могут содействовать с полицией или ФСБ в рамках, установленных законодательством.

Существуют ограничения и перечни объектов, куда работники охранной фирмы не привлекаются согласно установленным правилам. Например, на закрытых административных объектах нельзя носить и использовать оружие. Подобные требования разработаны также для тех мест и организаций, на которых введен специальный режим.

Сотрудник частной охраны не имеет права совмещать работу на государственной службе или при общественных организациях. Интересно, что данный закон также запрещает выполнять работу по сыску.

При обеспечении пропускного режима охранники от лицензированных предприятий наделяются особенными правами. Они могут пропускать людей, транспорт, проверяя их документы, проводить осмотр автомобилей и спецтехники. Исключение – машины оперативных служб государственной формы собственности. При возникновении подозрений сотрудник ЧОП производит осмотр транспортного средства. Обязательное условие – присутствие водителя и наличие свидетелей.

Допускается применять физическую силу при определенных условиях, описанных в законодательных актах. Это касается как оружия, так и технических средств. Все остальные полномочия указываются в должностной инструкции, которой работник обязан следовать беспрекословно. Иначе последуют санкции в виде штрафов и других наказаний относительно непосредственного лица, исполняющего обязанности, и охранного предприятия.

Требования и условия получения

Перед подачей заявления в лицензирующий орган следует позаботиться о следующих факторах:

  • Наличие уставного капитала.
  • Соблюдение правил обращения с оружием и спецтехникой.
  • Соответствие руководителей и учредителей определенным требованиям.
  • Наличие утвержденных должностных инструкций на объекте охраны.

Дополнительные требования в определенных случаях:

  • Оружие и спецсредства в собственности охранного предприятия.
  • Наличие дежурного подразделения и связи с ним.
  • Штат сотрудников, специализирующихся на технике, а также консультантов по профилю деятельности с высшим образованием.
  • Рабочий транспорт.
  • Средства пассивной защиты.

Уставной капитал ЧОП не может быть менее 100 000 рублей. а при использовании оружия – менее 250 000 рублей. Предусмотрены особенности его формирования. Частная организация должна быть либо самостоятельным субъектом хозяйствования, либо дочерним предприятием при условии, что главная компания предоставляет услуги исключительно в сфере охраны, что должно быть в обязательном порядке прописано в уставе.

Общественные деятели, госслужащие, судимые за совершение умышленного преступления или находящиеся под следствием лица и иностранцы не имеют права становиться учредителями. Аналогичное правило действует при отсутствии гражданства. Однако допускается деятельность таких фирм, если заключен международный договор.

Руководство обязано иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную дипломом о высшем образовании и удостоверением частного охранника. На каждого сотрудника необходимо завести личную карточку установленного образца. Начальство ЧОП не может выполнять работу рядового сотрудника.

Некоторые нюансы законодательного регулирования данной деятельности вы можете узнать из следующего видео:

Необходимые документы

Лицензирование предполагает подготовку пакета документации, который состоит из:

  • Заявления с указанием наименования юридического лица, организационно-правовой формы, месторасположения, видов планируемых услуг, сведений о средствах и оружии.
  • Учредительных документов (копии).
  • Свидетельства о регистрации предприятия.
  • Документов об уплате госпошлины.
  • Копий удостоверений руководителя о прохождении курсов и обучении на охранника.
  • Свидетельства о постановке на учет в налоговых органах (копия).
  • Штатного расписания (копия).
  • Должностной инструкции юрисконсульта (копия).
  • Документов о взятии на баланс средств связи, техники и транспорта (копии).
  • Реквизитов (нотариально заверенная копия).

При несоответствии данных действительности или предоставлении ложной информации лицензирующий орган вправе отказать заявителю в оказании услуги. Если обнаружится недостача каких-либо документов, то соискателя информируют в течение нескольких дней, чтобы в определенный срок пакет дополнили.

Регистрация заявления происходит в день его подачи. Срок выполнения – не более 45 календарных дней для юридических лиц. Подобный процесс происходит и при аннулировании или отзыве лицензии. Но переоформление и продление подразумевают срок 30 календарных дней, а дубликат выдается всего через 3 дня.

Куда их подавать?

Уполномоченным органом является отдел МВД. В последнее время государственные услуги можно заказать посредством электронного портала на официальном сайте этого же ведомства. После получения заявления и сопроводительной документации соискателю направляется уведомление, что занимает менее 3 рабочих дней.

Разрешение получает доверенное лицо либо на руки, либо на сайте. В проверке достоверности поданной информации участвуют казначейство и налоговые службы. Существуют фирмы-посредники, помогающие собрать правильные документы, вовремя их подать и корректно оформить.

Срок действия и цена

Госпошлина составляет 7500 рублей. Вариантов оплаты несколько — наличный и безналичный расчет.

Документ дает право осуществлять охранную деятельность в частном порядке на протяжении 5 лет .

Кому и кем выдаются лицензии на осуществление страховой деятельности — смотрите здесь .

Продление и аннулирование

Окончание действия разрешения предполагает несколько вариантов развития событий. Есть возможность продлить срок или аннулировать документ. Помимо этого, орган, его выдающий, наделен полномочиями отзыва и приостановления.

ЧОП проверяется контролирующими структурами. Незначительные нарушения приводят к приостановке деятельности после письменного оповещения.

Предприятие, не устранившее замечание, не может работать после судебного решения, истцом в котором являются контроллеры. В особо тяжелых случаях лицензия аннулируется. К таким причисляют нанесение вреда гражданам, их здоровью, нарушение прав, действия со злым умыслом по отношению к безопасности государства.

Продление возможно, если нарушений не наблюдается, а к стандартному набору документов добавляются копии удостоверений о повышении квалификации сотрудников и их руководителей. К заявлению на переоформление также прилагается список новых видов услуг.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно !

Другие статьи

Как и где получить лицензию охранника? Что (какие документы) требуется?

Как и где получить лицензию охранника? Что (какие документы) требуется?

Как получить лицензию охранника. В статье можно найти ответ на этот вопрос, а также узнать: какие документы для этого потребуются, куда нужно обращаться за получением лицензии и сколько стоит процедура получения документа.

Лицензия охранника – документ, требующийся при трудоустройстве в большинстве организаций, оказывающих охранные услуги.

Что нужно для получения лицензии охранника?
  • Пройти медкомиссию. В справке должны быть подписи врача-нарколога, психиатра, офтальмолога, дерматовенеролога, отоларинголога, хирурга, невролога и терапевта. Также нужно пройти дактилоскопическую экспертизу.
  • Определиться с разрядом, по которому вы будете обучаться на охранника. Четвертый разряд дает право на использование спецсредств (наручников, резиновых палок, бронежилетов и т. д.). При пятом разряде помимо спецсредств можно использовать гражданское оружие самообороны (газовые и бесствольные пистолеты и револьверы). Шестой разряд позволяет использовать спецсредства, гражданское оружие самообороны и служебное огнестрельное оружие (пистолеты, ружья, револьверы).

Охранники, имеющие любой из 3 разрядов, имеют право на официальное трудоустройство в любое ЧОП. После получения лицензии они периодически проверяются сотрудниками ОВД на соответствие квалификации.

  • После того как нужный разряд определен, следует выбор заведения, обучающего охранников различных разрядов и категорий. Как правило, такие заведения являются коммерческими.
  • Когда выбор обучающего заведения будет сделан, нужно прийти в него и осмотреться: есть ли хорошие условия для обучения, лицензия на право обучения охранников и т. д.
  • По завершении обучения выдается «Свидетельство о присвоении квалификации частного охранника». С этим свидетельством нужно идти в лицензионно-разрешительный отдел (ЛРО), где получить лицензию охранника можно после подачи заявления с необходимыми документами и принятия положительного решения в выдаче лицензии начальником ЛРО.
  • Стоимость обучения в заведении, обучающем охранников различных категорий, зависит от желаемого разряда и региона, в котором будет проходить обучение. В среднем такое обучение стоит от 8000 до 14000 рублей.

В некоторых случаях сама охранная организация направляет своих новых сотрудников на обучение в соответствующее заведение. Если у ЧОП или ЧОО есть лицензия на право осуществления обучающей деятельности по специальности «охранник», она занимается проф. подготовкой и выдачей свидетельства о присвоении квалификации самостоятельно.

Сейчас появилось множество незаконных фирм, предлагающих купить свидетельство об окончании обучения и лицензию. Не стоит обращаться к ним, так как при малейшей проверке ЧОО может быть выявлено, что эти документы являются липовыми, и их владелец будет привлечен к ответственности по закону.

Как получить удостоверение охранника в ЛРО?

Для получения удостоверения охранника в лицензионно-разрешительном отделе потребуются следующие документы:

  • Паспорт (копия).
  • Свидетельство о присвоении квалификации частного охранника.
  • Заключение медкомиссии, которая была пройдена перед началом обучения.
  • 2 фотографии 4х6 см.
  • Копия свидетельства о прохождении проф. подготовки. Свидетельство выдается вместе со свидетельством о присвоении квалификации.

Если ЛРО одобрит заявление о выдаче удостоверения охранника – потребуется оплатить госпошлину перед тем, как забирать готовые документы. Заявление о выдаче лицензии охранника рассматривается сотрудниками ЛРО в течение 10-ти дней, по истечении которых они дают свой ответ в виде письменного уведомления на почтовый адрес, указанный в заявлении.

Следует учесть, что основанием для отказа в выдаче лицензии охранника могут служить неверно указанные данные, опечатки и помарки в заявлении. Перед тем как подавать заявление, его нужно проверить, и в случае обнаружения ошибок написать новое.

Кто не может быть охранником?

Не допускаются к охранной деятельности следующие граждане:

  • Недееспособные лица и лица, не достигшие 18 лет.
  • Имеющие заболевания, несовместимые с осуществлением охранной деятельности.
  • Имеющие судимость за совершение умышленного деяния.
  • Бывшие сотрудники госорганов, уволенные по статье за профнепригодность, превышение должностных полномочий и т. д.
  • Лица, у которых из-за неоднократного привлечения к административной ответственности было аннулировано удостоверение охранника.
  • Не прошедшие дактилоскопическую экспертизу.

Как видно из написанного выше, получить лицензию охранника несложно, достаточно лишь пройти обучение в специализированном заведении и подать заявление в лицензионно-разрешительный отдел. Если, конечно, у вас нет ограничений по допуску к охранной деятельности.

Получение лицензии охранника как для основного вида деятельности охранника, так и для владельцев ЧОО регламентируется законами «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 года и «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» № 2487-1 от 11.03.1992 года, согласно которым человек, желающий поступить на работу в охранное предприятие, заявляющее требование обязательного наличия 4, 5 или 6 разрядов у своих сотрудников, обязан пройти соответствующее обучение и получить лицензию; а предприятия, занимающиеся оказанием охранных услуг, должны иметь в наличии лицензию на осуществление права ведения коммерческой охранной деятельности.

Закон РФ от N 2487-I - О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации - (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 1 внесены изменения

Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность

Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 1.1

Статья 1.1. Основные понятия

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) частная охранная организация (далее также - охранная организация) - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 2 статьи 1.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

2) частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией;

3) удостоверение частного охранника - документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг;

4) частный детектив - гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные частью второй статьи 3 настоящего Закона;

5) объекты охраны - недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке;

6) внутриобъектовый режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности;

7) пропускной режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ статья 1.1 дополнена пунктом 8

8) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, - федеральный орган исполнительной власти. осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1.1 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ в статью 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 3 внесены изменения

Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну ;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;

8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, на договорной основе с взыскателем.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке. установленном Правительством Российской Федерации.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.

ГАРАНТ:

О типовых формах соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений см. приказ МВД России от 17 апреля 2013 г. N 211

См. комментарии к статье 3 настоящего Закона

Раздел II
Частная детективная (сыскная) деятельность

Информация об изменениях: Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ в статью 5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Статья 5. Действия частных детективов

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство Российской Федерации в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ в статью 6 внесены изменения

Статья 6. Предоставление лицензий частным детективам

Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной детективной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности, обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел заявление. в котором указываются его фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, предполагаемая территория осуществления частной детективной деятельности, и следующие документы:

медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности;

документы, подтверждающие его гражданство, наличие среднего профессионального юридического образования или высшего юридического образования или прохождение профессионального обучения для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;

сведения о потребности в технических средствах и намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение, а также запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы.

Лицензия не предоставляется:

1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

ГАРАНТ:

Определением Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. N 32-О установлено, что пункт 5 части четвертой статьи 6 настоящего Закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи;

8) гражданам, в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке. установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной детективной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц;

9) гражданам, не прошедшим обязательной государственной дактилоскопической регистрации .

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива.

Органы внутренних дел осуществляют следующие полномочия в области лицензирования частной детективной деятельности:

1) предоставление лицензии и выдача удостоверения частного детектива;

2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом ;

4) ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;

5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований;

6) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;

7) прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

На частных детективов распространяется установленный настоящим Законом для лицензирования частной охранной деятельности порядок приостановления действия лицензий и аннулирования лицензий, оформления и переоформления документов, подтверждающих наличие лицензии.

К отношениям, связанным с лицензированием и не урегулированным настоящим Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации.

Грубыми нарушениями осуществления частной детективной деятельности считаются:

1) совершение лицензиатом в ходе оказания сыскных услуг действий, которые повлекли за собой нарушение прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

2) оказание лицензиатом сыскных услуг с использованием запрещенных к применению технических средств;

3) оказание лицензиатом в целях сыска услуг, не предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона либо оказываемых без заключения договора, предусмотренного статьей 9 настоящего Закона;

4) необеспечение доступа должностных лиц лицензирующего органа при проведении ими проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона, в места хранения технических средств и (или) служебной документации.

Перечень заболеваний, препятствующих осуществлению частной детективной деятельности, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Частные детективы обязаны ежегодно представлять в орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной детективной деятельности, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статья 11 изложена в новой редакции

Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны

Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию. выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

О начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке. установленном Правительством Российской Федерации.

Частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке. установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Запрещается вооруженная охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.

Оказание охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

Требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 11.1 внесены изменения

Статья 11.1. Правовой статус частного охранника

Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) не достигшие восемнадцати лет;

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;

5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

7) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника;

8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке. установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;

9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

12) повторно привлеченные в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

13) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке. установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.

Удостоверение частного охранника аннулируется в случае:

1) привлечения частного охранника к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо повторного привлечения в течение одного года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника;

3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

Удостоверение частного охранника аннулируется по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа. Порядок изъятия удостоверения частного охранника устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника, а также за переоформление и внесение изменений в удостоверение частного охранника уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11.1 настоящего Закона

4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения.

В случае продления срока действия лицензии или намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг представляются соответствующее заявление и документы по данному виду услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности.

В случае реорганизации охранной организации либо изменения ее наименования или места нахождения данная охранная организация в течение пятнадцати суток с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц либо с даты изменения своего места нахождения обязана подать в лицензирующий орган, выдавший лицензию, соответствующее заявление. Для рассмотрения заявления необходимы документы, подтверждающие указанные обстоятельства. В случае, если документы, подтверждающие реорганизацию охранной организации либо изменение ее наименования или места нахождения, не представлены заявителем самостоятельно, по межведомственному запросу лицензирующего органа, выдавшего лицензию, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения соответствующих сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в течение трех суток с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией охранной организации либо с изменением ее наименования или места нахождения, данная охранная организация в порядке, установленном положением о лицензировании частной охранной деятельности, обязана уведомить об указанных обстоятельствах лицензирующий орган, выдавший лицензию.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии, в срок не более тридцати дней.

На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11.4 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 11.5 внесены изменения

Статья 11.5. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии

Лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании в отношении соответствующего вида деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может быть более месяца. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми неоднократные нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных письменных предупреждений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения указанных нарушений.

В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган, выдавший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также в случае неустранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Право принятия решения о приостановлении действия лицензии предоставляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, руководителю лицензирующего органа, выдавшего лицензию.

Решение о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 12 внесены изменения

Статья 12. Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности

Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

Заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона, при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На охранную деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 7 настоящего Закона. Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).

Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.

Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника. Медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника передаются частной охранной организацией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, выдавшие лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке. установленном Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 12.1 внесены изменения

Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны

В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:

1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;

4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны.

Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:

1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны;

2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;

4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;

5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

Частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12.1 настоящего Закона

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 15.2 внесены изменения

Статья 15.2. Требования к организациям, осуществляющим профессиональное обучение частных детективов, частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций

Профессиональное обучение для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.

Учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, не могут являться:

1) граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане;

2) иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

Указанные в настоящей статье организации должны иметь на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, стрелковые объекты для проведения занятий по огневой подготовке. Порядок проведения занятий по огневой подготовке с частными охранниками устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15.2 настоящего Закона

Раздел V
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 16 внесены изменения

Статья 16. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды. типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.

Охранник при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;

немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.

ГАРАНТ:

См. также Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814

См. комментарии к статье 16 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 534-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 16.1

Статья 16.1. Применение физической силы

Частные охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если настоящим Законом им разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 17. Применение специальных средств

Информация об изменениях:

Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

ГАРАНТ:

Редакции Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", опубликованные в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и "Российской газете", имеют расхождения. Текст предыдущего абзаца приводится в редакции "Ведомостей Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации"

2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 17 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 18 внесены изменения

Статья 18. Применение огнестрельного оружия

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту применения оружия.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 18 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ в наименование раздела VI внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Раздел VI
Гарантии социальной и правовой защиты лиц, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ в статью 19 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Статья 19. Социальная и правовая защита частных детективов и охранников

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд государственного социального страхования Российской Федерации.

Граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.

ГАРАНТ:

О страховании граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, см. письмо Минфина РФ от 17 октября 1997 г. N 16-00-17-70

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 19 настоящего Закона

Раздел VII
Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 20 внесены изменения

Статья 20. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью

Контроль за частной детективной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, а также иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Контроль за частной охранной деятельностью осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы, а также иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. также Наставление по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью, утвержденное приказом МВД РФ от 31 декабря 1999 г. N 1105

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективов, охранных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, по вопросам, отнесенным соответственно к компетенции органов внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или их территориальных органов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

Надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Информация об изменениях:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении частной детективной деятельности или частной охранной деятельности соответственно орган внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальные органы в пределах своей компетенции проводят плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании соответствующих распоряжений (приказов) органа внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа.

Проверка наличия, организации хранения и учета огнестрельного оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот оружия и специальных средств.

Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года. Продолжительность ее проведения не должна превышать месяц. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации.

Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

1) если в результате проведения плановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований;

2) если от органов государственной власти и органов контроля (надзора) получена информация о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных детективов и частных охранных организаций;

3) если имеются обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также если получена иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.

По результатам проверки осуществляющее ее должностное лицо составляет акт установленной формы, копия которого вручается руководителю охранной организации, частному детективу или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

К отношениям, связанным с проведением проверок лицензиатов и не урегулированным настоящим Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 20 настоящего Закона

Москва, Дом Советов России

11 марта 1992 года

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. N 17, ст. 888, в "Российской газете" от 30 апреля 1992 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 534-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня государственной регистрации ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (20 марта 2015 г.)

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г. за исключением пункта 11 статьи 2 названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.