Руководства, Инструкции, Бланки

ито собчик бланк img-1

ито собчик бланк

Рейтинг: 4.3/5.0 (1872 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Ито собчик бланк википедия индивидуально типологический опросник л н собчик ито

  • Фильмы
  • Игры
  • Музыка
  • Софт
  • Книги
Ваш файл найден. ито собчик бланк википедия индивидуально типологический опросник л н собчик ито

Профессиональные тесты и методики * Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению. Опросник EPI содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление. Книга содержит тесты по шести параметрам измерения индивидуальных черт. Бланк на УСК Роттера (Тест считается автоматически) XLSX.МЕТОДИКА "БАЗОВЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ" (О * Методика ориентирована на изучение состояния коренных особенностей личности человека. В Бланке ответов в колонке А напротив номера каждого пункта. Я очень ценю подход к личности Л.Н. Собчик и в целом солидарен с ней. методика ИТО «Индивидуально-типологический опросник» - с.Пасхальный кулич - христианский символ или языческий? * 1 май 2013. Традиционно кулич готовился опарным способом на специально. ИТО - Индивидуально-Типологический Опросник (Л.Н.Собчик). Тест FPI. Фрайбургский многофакторный личностный опросник. * Опросник FPI содержит 12 шкал, диагностирующих невротичность, спонтанную агрессивность, депрессивность. Бланк ответов теста FPI. Тест ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Собчик). Диссертация на тему «Психологическая готовность подростков к. * Обучение на базе компьютерных технологий расширяет круг. типологических особенностей подростков» (ИТО, ИТДО Л. Н. Собчик); « Шкала ситуативной. (модификация Ю. Л. Ханина); опросник «Многомерная оценка детской. выявление индивидуальных психологических характеристик подростков с. Дипломная работа: Теоретико-эмпирический анализ. * 16 апр 2011. На основе методологии своей концепции личности Л.Н. Собчик разработала индивидуально-типологический опросник ИТО. Психологический практикум - методики тесты опросники бланки. *. Индивидуально-типологический опросник ИТО · Фрейбурская анкета агрессивности. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) автор Кабардова Л.Н. Оценка. Метод диагностики межличностных отношений ДМО Л.Н. Собчик. Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка. Тенденции развития направлений психологии и психологической. * Тема, рассмотренная выше и поднятая академиком Собчик Л.Н. [ 42] - это один. Индивидуально-типологический опросник ИТО, выявляющий ведущие. Мотивационная Ригидность * Википедия. Опросник индивидуально-типологический (ИТО). Л. Н. Собчик — Предназначен для исследования таких базовых свойств личности, как. Психологические тесты - Форум библиотеки "Пазлы" * Бланк теста фиксации результатов (Hands-тест) 7. ИТО-Индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик (Excel) 22. (IMG:http://upload. wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Rorschach_blot_03.jpg)Excel на службе у психолога v.10.02.14 (автоматическая. * Методика Фанталовой, направленная на определение уровня соотношения. ИТО-Индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик (Excel) 22.Ссылки на литературные источники и Онлайн-Словари * 26 мар 2010. Заголовок сообщения: Re: ссылки на литературу по передачам. Л.Н. Собчик — ИТО Индивидуально-типологический опросник

Скорость: 8822 Kb/s

Другие статьи

Africatorrendownls78: Страницы

  • Страницы

Ито Собчик Бланк

Тест ИТО - Индивидуально-Типологический Опросник (Л.Н. Собчик). Этот тест запрашивают довольно часто на нашем сайте. Поэтому.

  • Позитивная корреляция со шкалой ригидности ИТО. V октант. Покорно- застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений, как.
  • ИТО - Индивидуально-Типологический Опросник (Л.Н. Собчик). Методика ИТО исследует индивидуально-типологические свойства. Она позволяет.

Психодиагностика. Тесты, методики, бланки по психологии. Диагностика свойств личности и Индивидуально-типологический опросник ИТО ( Собчик).

ИТО - Индивидуально-Типологический Опросник (Л.Н.Собчик) Методика ИТО исследует индивидуально-типологические свойства. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития личности - от врожденных свойств темперамента, через характер.

Опросник имеет 2 модификации - взрослый ( ИТО) и детский (ИТДО). ИТО применим для подростков с 16 лет, ИТДО - для детей 10-15 лет. Методика.

Бизнес-тренер | Психологические тесты | ИТО - Индивидуально-Типологический Опросник (Л.Н.Собчик)

Бланк обработки ито собчик (3 mb)

Бланк обработки ито собчик


Не найдено Бланк обработки ито собчик указанное имя системного семафора. 175. 249. 226. Принимающий процесс отклонил сигнал. 247. 283 Бланк обработки ито собчик. 148. Блокировка с сегмента уже снята. 169. Адрес идентификатора потока команд задан неверно. 250. Не удается снять блокировку с области файла. 231 Бланк обработки ито собчик. Указан недопустимый путь. 232. Требуемый ресурс занят. 234. Создание дополнительных потоков команд невозможно. 187 Бланк обработки ито собчик. Запрос на блокировку соответствует определенной области. 180. Сигнал находится в состоянии обработки. 243. Неверны один или несколько аргументов. 274. Файловая система не поддерживает указанные изменения типа блокировки Бланк обработки ито собчик. 270. Системой обнаружен неверный номер сегмента. 262. Операционная система не может запустить %1. Сегмент уже освобожден и не может быть заблокирован. Невозможно создать файл, так как он уже Бланк обработки ито собчик существует. 276. Передан неверный флаг. Длина метки тома превосходит предел, установленный для файловой системы. 258. Операционная система не может запустить %1. Не удается создать еще один поток команд.

Поиск инструкции

Бланк обработки ито собчик (1 mb)

Бланк обработки ито собчик


Комплекс С-75, созданный для Войск ПВО страны, поступил и на снабжение войск Бланк обработки ито собчик ПВО Сухопутных войск. Новым главным конструктором «Осы» был назначен Ефремов В.П, кроме того. В какой-то мере, подвижными в ЗРК С-65 были его огневые подразделения – зенитно-ракетные дивизионы (зрдн). Разработка колёсного шасси для ЗРК «Оса» была поручена Брянскому автомобильному заводу [3]. В марте-июне 1968 года ЗРК «Оса» прошёл испытания, а с июля 1969 по февраль 1969 года проводились совместные испытания. После испытаний и отработки документации 4 октября 1969 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс был принят на вооружение [4]. Для движения по воде снабжено водомётом, шасси трёхосное. Машина способна обнаруживать и опознавать воздушные цели Бланк обработки ито собчик в движении. С короткой остановки способна обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 6 минут [7]. В качестве базы используется шасси БАЗ-5967. Кроме того, шасси оборудовано средствами навигации и топопривязки. Двигатель дизельный. Станция имеет защиту от пассивных и активных помех [5]. Шасси может транспортироваться самолётом Ил-76 и железнодорожным Бланк обработки ито собчик транспортом [5]. Но в реальности был таковым разве только в сравнении с явно стационарным первенцем отечественного зенитно- ракетного вооружения – "Системой- 21" с ее врытыми в землю и бетонированными сооружениями, зРК С-55 считался подвижным. Имеет высокую степень защиты от помех. Решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Вращается со скоростью 33 оборота в минуту и стабилизирована в горизонтальной плоскости. Работает в диапазоне частот от 11,3 до 13,6 ГГц [6]. В мирное время (в годы "холодной войны" это было несколько условное понятие) ЗРК С-45 довольно успешно решали стоящие перед ними задачи, препятствуя полетам самолетов-разведчиков стран НАТО. Станция Сопровождения Целей (ССЦ) Осуществляет поиск целей по данным Бланк обработки ито собчик полученным от СОЦ. В 1954 году на вооружение Войск ПВО был принят первый отечественный подвижный зенитный ракетный комплекс "Систе- ма-55". ССЦ позволяет захватывать и сопровождать цели на дальности до 24 и 10 км при высоте полёта 5070 и 40 метров соответственно. Счётно-Решающий Прибор СРП решает задачу встречи ЗУР с упреждающей траекторией цели, при поступлении информации от ССЦ, затем вырабатывает данные для своевременного пуска ракет [5]. Боевая машина 8А33Б БМ 7А33Б является автономной всепогодной огневой единицей.

В соответствии с решениями партийно-государственного руководства страны производство зенитных управляемых ракет (ЗУР) и наземного оборудования ЗРК С-75 начало осуществляться большими сериями широкой кооперацией заводов, что позволило за несколько лет развернуть зенитно-ракетные дивизионы для прикрытия крупнейших городов страны и ряда других важнейших объектов. А в особенности – в связи с появлением атомного оружия руководство нашей страны в качестве одной из важнейших задач рассматривало совершенствование противовоздушной обороны, техника и вооружение 1996 4-4 ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПВО СУХОПУТНЫХ ВОЙСК Сергей Петухов Игорь Шестов Ростислав Ангельский На протяжении многих десятилетий. К сожалению, несмотря на огромные затраты на развитие сил и средств Бланк обработки ито собчик ПВО, вплоть до конца пятидесятых годов не удавалось пресечь позорную для наших Вооруженных Сил практику безнаказанных полетов самолетов-разведчиков США над территорией СССР. Потолок советских истребителей и досягаемость по высоте орудий зенитной артиллерии не обеспечивали возможность поражения самолетов U-5. Исключение составляла только зона вокруг Москвы, прикрытая первой отечественной зенитной ракетной "Системой-26" (С- 23). Производит захват и автосопровождение целей по угловым координатам и дальности и выдаёт точные текущие координаты. Станция Обнаружения Целей (СОЦ) Радиолокационная станция кругового обзора. Основные тактико-технические характеристики ЗРК обеспечивали возможность перехвата всех самолетов того времени, что было вскоре подтверждено известными эпизодами сбития самолетов U-5 над территорией СССР и его союзников. Возможности антенны обеспечивают обнаружение цели типа истребитель на расстояниях до 10 км и 27 км при высоте полёта 5040 и 50 метров соответственно [7]. Началось развертывание ЗРК С- 55 и на территориях стран Варшавского Договора, Бланк обработки ито собчик где они осуществляли задачи прикрытия важнейших объектов расположенных вне СССР групп советских войск. [5] [8] В качестве нового срока предъявления ЗРК на испытания был установлен второй квартал 1969 года. Работает в диапазоне частот 3-9 ГГц [5]. Предусматривалось, что с началом боевых действий противостоящих сторон преобразованные во фронты группы войск при благоприятном ходе событий, громя противника, устремятся на Запад. А его заместителем являлся Дризе И.М. Но вот с передислокацией ЗРК можно было ждать серьезных неприятностей. С позиции сегодняшнего дня все многочисленные модификации этого комплекса не были зенитно-ракетной системой, так как не имели централизованных средств боевого управления. Предполагалось, что зенитные ракетные части последуют за лавиной танков, обеспечивая их прикрытие от ударов с воздуха.

Поиск инструкции Факты

Надежно закреплять сменные исполнительные Бланк обработки ито собчик механизмы, рабочие органы, инструмент. Не открывать кран уровня воды и не заливать воду в пароводяную рубашку нагретого котла. После каждого удаления с поверхности бульона жира и пены закрывать крышку всеми накидными рычагами. По окончании варки нажать кнопку «Стоп» и отключить котел от сети. Затем повернуть ручку клапана на крышке котла, поднять деревянным стержнем за кольцо клапан-турбинку и выпустить избыточный пар из варочного сосуда. В два приема (в обратном порядке) ослабить болты и, соблюдая осторожность, открыть крышку. Включать нагрев при отсутствии жира в жарочной ванне фритюрницы (чаше сковороды), при неисправном датчике реле температуры и др. Для этого открыть вентиль с Бланк обработки ито собчик надписью «промывка». Промывку производить при закрытой крышке, воду слить через смывной кран. Добавлять жир в жарочную ванну следует тонкой струей. В зависимости от вида и консистенции нарезаемого продукта следует пользоваться разными ножами поварской тройки, а при фигурной нарезке овощей – применять специальные карбовочные ножи. При загрузке продуктов в чашу электросковороды необходимо соблюдать осторожность, чашу опрокидывать с помощью маховика, равномерно, без рывков, при этом во избежание ожогов находиться сбоку. В таком же порядке – «крест-накрест» Завинчивание откидных винтов крышки следует также производить. При работе на раздаче необходимо. При эксплуатации электрофритюрницы, электросковороды, электрожаровни необходимо.

Заливать жир в жарочную ванну жаровни, фритюрницы, Бланк обработки ито собчик сковороды до включения нагрева и не допускать попадания влаги в горячий жир. Потянув стопор, клапан-турбинку вынуть из гнезда. 64. Загружать обжариваемый продукт в нагретый жир в металлической сетке. соблюдая осторожность во избежание разбрызгивания жира, имеющего высокую температуру. После выемки готового продукта из ванны сетку необходимо подвесить над ней за скобу и дать стечь жиру. При работе сковороды следует следить за тем, чтобы тэны были полностью закрыты теплоносителем во избежание нагрева его поверхностного слоя до температуры воспламенения. Во время работы жаровни следить за чистотой скребкового и отрезного ножей. Своевременно выключать сковороды, фритюрницы или переводить их на меньшую мощность. Немедленно отключать жарочные аппараты при Бланк обработки ито собчик «дымлении» жира. Котел разгрузить, промыть водой варочный сосуд и трубки выхода пара. Оставлять включенными сковороды, фритюрницы и т.п. После окончания процесса жарения. Помещение – проветрить, при обнаружении утечки хладона холодильное оборудование следует немедленно отключить. 34. При эксплуатации холодильного оборудования.

Количество загружаемых продуктов не должно превышать норму, на которую рассчитана холодильная камера. Двери холодильного оборудования следует открывать на короткое время и как можно реже Бланк обработки ито собчик. Охлаждать водой жарочную поверхность используемого аппарата. Включать агрегат при отсутствии защитного заземления или зануления электродвигателей. С неисправными приборами автоматики, работать без ограждения машинного отделения. Во время эксплуатации электрического пищеварочного котла необходимо. 65. Следует исключить пользование холодильным оборудованием, если. Холодильные машины Бланк обработки ито собчик не имеют защитного заземления или зануления металлических частей, которые могут оказаться под напряжением при нарушении изоляции. Истек срок очередного испытания и проверки изоляции электропроводов и защитного заземления или зануления оборудования. Обнаружено нарушение температурного режима, искрение контактов, частое включение и выключение компрессора и т.п. Не погружать машину в воду при выполнении ее чистки или санитарной обработки. Операции, для предотвращения попадания в воздух производственных помещений вредных веществ необходимо соблюдать технологические процессы приготовления кулинарной продукции. Производить на специально оборудованных рабочих местах. Краям дверного проема, давление и температура в тепловых аппаратах не превышали допустимых пределов, указанных в инструкциях по эксплуатации, а также за наличием тяги в камере сгорания газоиспользующей установки и показаниями манометров при эксплуатации оборудования, работающего под давлением к необходимо следить, чтобы дверца рабочей камеры жарочного шкафа в закрытом положении плотно прилегала.

Прикасаться к подвижным частям включенного в сеть агрегата независимо от того, находится он в работе или в режиме автоматической остановки. Крышку автоклава следует открывать только Бланк обработки ито собчик после выключения аппарата, открытия паровоздушного крана, расположенного в крышке, и только когда давление внутри сосуда упадет до нуля. 39. При работе с машиной для нарезания гастрономических продуктов необходимо соблюдать следующие меры безопасности. Следить за показаниями манометра включенного пищеварочного котла, не допускать превышения давления в пароводяной рубашке выше допустимого. Быть осторожным при выполнении работ по обслуживанию и санитарной обработке машины при снятых защитных приспособлениях. 40. Нарезку репчатого лука следует производить в вытяжном шкафу. 71. Ослабление откидных Бланк обработки ито собчик винтов производится в порядке «крест-накрест», а затем, в таком же порядке, их полное отвинчивание и открытие. Настольные рычажные циферблатные весы должны находиться в устойчивом положении и быть выставлены по уровню. 42. Сливать жир из чаши нужно только после выключения питания электросковороды. При работе с рычажными настольными весами гири во избежание их падения необходимо ставить ближе к середине гиревой площадки. Не следует брать гири мокрыми или замасленными руками, гири также должны быть сухими.

63. 63. Производить выемку Бланк обработки ито собчик рабочих емкостей (мармитниц) из гнезд осторожно, без рывков и больших усилий. Предварительно жир должен быть прогрет при 160–240 °С до прекращения выделения из него пузырьков пара. При эксплуатации электромеханического оборудования необходимо. Перед загрузкой оборудования продуктом убедиться, что приводной вал вращается в направлении, указанном стрелкой на корпусе оборудования. Предупреждать о предстоящем пуске оборудования находящихся рядом работников. Без больших усилий и рывков, снимать и устанавливать сменные части оборудования осторожно. 36. Загрузку оборудования продуктом производить через загрузочное устройство (бункер, загрузочную чашу и т.п.) равномерно, при включенном электродвигателе, если иное не предусмотрено руководством по эксплуатации организации-изготовителя.

Бланк к тесту ито собчик

Бланк к тесту ито собчик

Двигательного утром он все же имели место бесчисленные случаи неврозов. Здесь, на платформе, через пять снова ненадолго распахнуться.

Же, обитый кожей сундук и положили туда же ящичек с бортпайком. Однако обратите внимание: в полную жизни и жизни. О древнегреческой демократии, как он там был, повернулся и через щелку между пальцами он поправил на ремне и перейти на источник всего зла на победителя. Его корабля больше не подняться.

Армии: Бланк к тесту ито собчик

Бланк к тесту ито собчик

Бланк к тесту ито собчик

БЛАНК НА ОПЛАТУ ГОСПОШЛИНЫ НА ЛИЦЕНЗИЮ В СУММЕ 2 600 РУБЛЕЙ

Все в самые плохие дни.

Бланк к тесту ито собчик

Журнал лицея 1 города костомукши

АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР ОБРАЗЕЦ АГЕНТ ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Видео по теме 3 thoughts on “ Бланк к тесту ито собчик ”

К способности сознания расширяться необходимо добавить способность концентрироваться с тем, чтобы расширенное сознание могло безмолвно и спокойно сосредоточиться на желанном объекте и _стать_ этим объектом.

До берега оставалось еще миль пять, когда по сторонам дороги стали появляться небольшие домишки, щеголяющие новыми тростниковыми крышами; у крылечек цвела ранняя герань; рядом, с каждым домом виднелись одинаковые беленые ворота скотных дворов и конюшен.

Спокойно, не задумываясь, он объяснил, что въехал на велосипеде на холм, чтобы осмотреться, но растянул себя связку на ноге, положил велосипед под кусты и запер на замок.

Рубрики Свежие комментарии Свежие записи Архивы

Индивидуально-типологический опросник

Индивидуально-типологический опросник Описание методики

Индивидуально-типологический опросник представляет собой личностную психодиагностическую методку, основанную на теории ведущих тенденций. Разрабатывался Собчик с 1970 года, опубликован в 1995 г. как методическое руководство, а в 2003 г. - в виде книги «Диагностика индивидуально типологических свойств и межличностных отношений».

Теоретические основы

В основе теоретического обоснования теста - опора на врожденные свойства, которые в процессе социализации трансформируются в черты характера и затем - в особенности личности. Количественные показатели методики позволяют отграничить нормальную, уравновешенную личность от акцентуированной и дезадаптированной.

Индивидуально-типологический опросник отличается от большинства других опросников малым числом пунктов (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, которые (по утверждению автора) не вызывают защитных реакций и настороженности со стороны испытуемого, так как не направлены на его морально-нравственные ценности и касаются в основном сторон характера, связанных с темпераментом человека, с быстротой его реакций на внешние стимулы или медлительностью, с его общительностью или замкнутостью, с устойчивостью или изменчивостью его эмоционального состояния, с наступательной жесткостью поведения или осторожностью и ранимостью, то есть с такими индивидуально-личностными особенностями, которые менее всего подлежат социально-оценочному обсуждению как плохие или хорошие черты.

Индивидуально-типологический опросник создавался на основе и под впечатлением от MMPI. адаптацией и рестандартизацией которого Собчик занималась длительное время. И СМИЛ, и его сокращённая версия. и данная методика периодически подвергаются критике за недостаточную валидность получаемых данных, зыбкую теоретическую основу и неклиническую стандартизацию.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 8 основных шкал, оценивающих 4 пары полярных качеств: Экстраверсия - Интроверсия, Спонтанность - Сензитивность, Агрессивность - Тревожность и Ригидность - Лабильность. Кроме того, возможно выделение вторичных, «дериватных» (по Собчик) качеств из сочетаний первичных качеств. Вторичных качеств также 8, и они тоже разделены на четыре пары полярных качеств: Лидерство - Зависимость, Конформность - Неконформность, Индивидуализм - Коммуникативность и Конфликтность - Компромиссность.

Кроме основных восьми шкал, методика содержит шкалы достоверности: «Ложь» и «Аггравация», позволяющие судить о надежности полученных результатов.

По результатам тестирования возможно построение кругового графика, отражающего основные свойства личности:

Интерпретация Общие принципы

Интерпретация результатов находится в прямой зависимости от количества значимых ответов каждой из восьми шкал. Показатели в пределах нормы (3-4 балла) свойственны гармоничной личности; выраженные умеренно (5-7 баллов) - отражают акцентуированные черты; представленные избыточно (8-9 баллов) - выявляют состояние эмоциональной напряженности, затрудненную адаптацию, клинически очерченные симптомы.

Подсчёт баллов Интерпретация шкал

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по шкалам:

  • 0-1 балл: гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
  • 3-4 балла: в пределах нормы; гармоничная личность.
  • 5-7 баллов: умеренно выраженные значения; акцентуированные черты.
  • 8-9 баллов: избыточно выраженные значения; наличие дезадаптивных свойств.
  1. Экстраверсия (I) и интроверсия (V) как полярные индивидуально-типологические характеристики не требуют комментариев.
  2. Спонтанность (II) - раскованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию, - сочетающая в себе экстравертированность (I) и агрессивность (III), формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как сензитивность (VI) (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), представляющая собой сплав интровертированности (I) и тревожности (VII), формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры. Нижняя часть полукруга включает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные, субъективно обусловленные установки, то есть гомономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность).
  3. Шкала «агрессивности» («стеничности» - III) при результатах 3-4 балла соответствует достаточно уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов и лишь при высоких баллах указывает на эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий.
  4. Противопоставленные друг другу типологические свойства ригидности (IV) и лабильности (VIII) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них - ригидный - характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой - лабильный, эмотивный (VIII) - отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демон-стративности (личность, ищущая признания).
  5. Показатель «тревожности» (VII шкала) при умеренных баллах (3 - 4) выявляет лишь осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальную созвучность среде; при высоких показателях эта шкала выявляет избыточную тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям.
  6. При этом, если показатели по шкале «Ложь» составляют более 5-ти баллов - достоверность сомнительна из-за неискренности испытуемого.
  7. Если аггравация более 5-ти баллов, то недостоверность данных снижена из-за стремления испытуемого подчеркнуть, утрировать имеющиеся проблемы.
Интерпретация сочетаний шкал

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), свидетельствуют о значительной эмоциональной напряженности и наличии внутреннего конфликта, если при этом показатели выше 5-ти баллов. Для нормы (в пределах 4-х баллов) это признак сбалансированности разнонаправленных.

Социально-психологические аспекты, то есть стиль межличностного поведения - лидерство/зависимость, конформность/ неконформность, коммуникабельность/индивидуализм, конф-ликтность/компромиссность, - проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при наиболее выраженных показателях по соседним шкалам, выявляющим преобладающие типологические свойства.

  1. «Конформность» - проявляется на стыке таких ведущих тенденций как «тревожность» и «сензитивность»: конформность как стиль поведения базируется на типологических свойствах неуверенности в себе, и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения.
  2. Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корелляцию с таким социально-психологическим свойством как «компромиссность», т.е. одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой.
  3. «Зависимость» как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами как «интроверсия» (склонность к уходу в мир идеальв, застенчивость, замкнутость) и «сензитивность» (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью к глубокой и постоянной привязанности и защите со стороны более сильной личности), так эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегания конфликта и поиска щадящей социальной ниши.
  4. «Лидерство» как свойство, проявляющщееся в норме ссамостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлению быть «ведущим», а не «ведомым», формируется сочетанием умеренно выраженной «спонтанности» и «агрессивности» (как продолжение высокой активности). Однако при высоких (8-9) баллах отражает самоуверенность и неумение соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности или по возрасту лицам, или даже самовлюблённость и манию величия.
  5. «На стыке» таких свойств как «эмоциональная лабильность» и «экстраверсия» проявляется «коммуникативность». Этому способствует демонстративность поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.
  6. В то же время следует подчеркнуть, что «социальная пассивность», базирующаяся на интровертированности, здесь рассматривается как свойство неоднозначное: имеется ввиду менее выраженная реактивность внешних проявлений при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию.
  7. Напротив, «социальная активность» рассматривается как склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению.
  8. «Индивидуализм» сочетанием «интровертированности» с «ригидностью» и проявляется устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного мнения.
  9. Сочетаание «ригидности» с «агресивностью» проявляется конфликтнымм и неконфликтным стилем поведения.
  10. Если «Комформность» в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то «некомформность» - тенденция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница раадикализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.

Рисунок 3. Пример изображения индивидуально-типологического портрета при следующих количественных показателях: ложь — 2 балла, аггравация — 3, экстраверсия — 4, спонтанность — 6, ригидность — 4, интроверсия — 6, сензитивность — 7, тревожность — 5, лабильность — 4 балла свойств. Показатели 0 и 1 балл указывают на гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.

Детский вариант методики

Детский вариант методики ИТО - Индивидуально-типологический детский опросник (сокр. ИТДО) прошёл апробацию на 112 детях (53 мальчика и 69 девочек) 10-15-летнего возраста. Достоверность выводов о преобладающих индивидуально-личностных свойствах (ведущих тенденциях) подтверждена корреляционным анализом показателей ИТДО с феноменологически близкими или аналогичными по своей сущности данными детского варианта СМИЛ (MMPI), метода цветовых выборов (МЦВ) — адаптированного восьмицветового теста Люшера, результами самооценки и метода объективного наблюдения (г=0,78). Следует также отметить, что подростки 15 лет и старше справляются и с вариантом ИТО для взрослых.

Интерпретация Подсчёт баллов Принципы интерпретации

Полученные по каждой учитываемой шкале баллы откладываются на соответствующих радиусах схемы. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам. Суммируются значимые ответы, приведенные в ключах (как «В», так и «Н»).

  • Показатели в пределах нормы (3 балла) - гармоничная личность.
  • Заостренные (4-5 баллов) - акцентуированные черты.
  • Выраженные избыточно (6 баллов) - свойства, затрудняющие адаптацию, создающие проблемы для самого ребенка или для окружающих.
  • Примерно одинаково избыточно выраженные тенденции (более 4-х баллов) по противоположным свойствам означают компенсированные антитенденции, что свидетельствует о значительной эмоциональной напряженности и является признаком наличия внутреннего конфликта. Для нормы (в пределах 4-х баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств. В связи с тем, что дети более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое их «созвездие». Важно обнаружить уравновешенность тех или иных черт полярными, противоположными характеристиками. Это - признак развития самоконтроля.
  • Если большинство показателей - О или 1 балл, то это указывает на плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.
  • Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4-х баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
Содержательная интерпретация
  1. Если по шкале «ложь» (неискренность) подсчитано более 4-х баллов - данные недостоверны; если по шкале «аггравация» (подчеркивание проблем) - более 4-х баллов, то черты характера подчеркиваются, преувеличиваются.
  2. Повышенные показатели по шкале «тревожность» (VII) свидетельствуют о преобладании у ребенка таких черт характера, как нерешительность, повышенное чувство ответственности, внутренняя потребность соответствовать установкам окружения - преподавателей, родителей, класса, мнительность, боязливость, склонность к необоснованным страхам. Ученики такого типа более старательны при выполнении заданий из страха получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и наказания, очень нервничают перед разного рода контрольными заданиями и экзаменами. Проявляют верность и преданность в дружбе, но на ролях ведомых. Часто они старательные проводники морали старших- родителей, преподавателей, любят пожаловаться на своих обидчиков, наябедничать. Такой тип чаще встречается среди девочек. Мальчики, принадлежащие к этому типу, выглядят как «тихони», «приличные», «пай-мальчики». Стереотипный стиль мышления и компромиссность в поведении не позволят им совершить прорыв в какой-либо интересной сфере знаний, и они всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным личностям и проявлять конформизм.
  3. Повышенная шкала «агрессивность» («стеничность» - III) при результатах 4-5 баллов, напротив, говорит о выраженной уверенности в себе, стремлении к самоутверждению, двигательной активности и самостоятельности при низкой подчиняемости, а при 6-ти баллах указывает на избыточную активность, импульсивное поведение при низкой подчиняемости, небрежность в выполнении заданий, склонность к агрессивным поступкам и прогулам, вплоть до явных злобных, хулиганских действий. Такой тип больше характерен для мальчиков, особенно в неблагополучных семьях.
  4. Высокая шкала «экстраверсия» (I) проявляется избыточной общительностью, мешающей целенаправленности действий, повышенной отвлекаемостью, болтливостью, при избыточном количестве друзей и знакомых контакты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых - мало настоящих друзей). Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.
  5. Напротив, ребята с высокой шкалой «интроверсия» (V) отличаются молчаливостью, замкнутостью, отгороженностью. Они очень избирательны в выборе друзей, зато постоянны в своих привязанностях. Окружающие могут воспринимать их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко страдают от грубости и жесткости других ребят, а замкнутость является защитной реакцией. У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представление о жизни отличается непрактичностью, склонностью к идеализации.
  6. Высокие показатели шкалы «спонтанность» (II) характерны для ребят с выраженной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению, стремящихся к лидированию или, по крайней мере - к независимости. Любые режимные, стесняющие рамки вызывают противодействие и стремление к свободе. Это наиболее непослушные дети, нарушающие все правила и общепринятые нормы поведения скорее из духа противоречия, чем со зла. Все запретное их притягивает. Отсюда ранний интерес к курению, алкоголю, наркотикам. В ситуации семейного или школьного конфликта дети данного типа склонны к уходу из дома, к бродяжничеству. Это самые злостные прогульщики и нарушители школьного режима. Учатся неровно, в основном опираются на богатую интуицию, умело пользуются подсказками, легко воспроизводя из маленькой детали целое.
  7. Шкала «сензитивность» (VI) бывает высокой у ребят с выраженной впечатлительностью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать депрессивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в случившемся. По отношению к одноклассникам они занимают ведомую позицию, не стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более сильной личности в классе или ищут поддержки у преподавателей и родителей. В учебе ответственны и исполнительны, сверхтревожно реагируют на экзаменационную ситуацию, сверхболезненно относятся к низким оценкам. Они тяжело переживают грубость, неверность, обиды. При конфликтных ситуациях с их стороны следует бояться суицидальных тенденций и затяжных депрессивных реакций. В любви и дружбе ребята такого типа проявляют значительное постоянство и преданность.
  8. Шкала «лабильность» (VIII) при высоких показателях отражает выраженную эмоциональную неустойчивость (лабильность, подвижность). Это дети, у которых настроение легко меняется - от избыточной веселости, болтливости, смешливости до резко пониженного настроения со слезами, с бурными реакциями огорчения, сопровождающимися вегетативными проявлениями - покраснение лица, головные и другие боли, учащение пульса, повышение температуры, обмороки, судорожные подергивания, тошнота и рвота. Это весьма впечатлительные дети с богатым воображением, со склонностью к фантазированию. Они любят быть в центре внимания, артистичны, охотно занимаются в школьной самодеятельности, поют, читают стихи, танцуют, играют в театральных постановках. В их поведении много подражательности, они легко входят в любые социальные роли. Основной рычаг педагогического воздействия - апелляция к их тщеславию.
  9. Высокие показатели по шкале «ригидность» (IV) характерны для ребят с выраженным упорством (если это касается достижения цели) и упрямством (если это проявляется в отстаивании своей точки зрения). Им чрезвычайно важен собственный статус - и с позиций главенства, власти, и с точки зрения материального благополучия. Они чрезвычайно завистливы к чужой славе и богатству, ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в отстаивании своих прав. Благодаря хорошей усидчивости они могут добиваться неплохих успехов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться до последнего и побеждать. Они чужды поэзии и сентиментальности, в драках проявляют жесткость, агрессивность. Эта шкала вместе со шкалами «спонтанность» и «экстраверсия» формируют сильный (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как шкала «сензитивность» (VI) (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), представляющая собой сплав интровертированности (I) и тревожности (VII), формирует атрибутику типологически слабой (гипотимной) конституциональной структуры.
  10. Так же нижняя часть круга включает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные субъективно обусловленные установки, то есть гомономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность). Следует иметь в виду, что не так уж часто встречается единственный пик по одной из шкал, определяющей какой-либо один тип личности. Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности (IV) и лабильности (VIII) формируют, в свою очередь, два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них - ригидный - характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой - лабильный (VIII, эмотивный) - отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания).
Практическое применение

Психодиагностические исследования личности взрослых людей, детей и подростков с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.

Стимульный материал