Руководства, Инструкции, Бланки

чистейший образец чистейшей красоты img-1

чистейший образец чистейшей красоты

Рейтинг: 4.6/5.0 (1878 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Чистейшей прелести чистейший образец (Зинаида Торопчина)


Чистейшей прелести чистейший образец

Пушкин и Натали.

"Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец".
А.С.Пушкин.
Ах, сколько раз уж в жизни он влюблялся!
Красивых женщин много повидал.
Терял он голову, в любви им клялся.
Но жизнь перевернул один лишь бал.

Смех, разговоры. Вдруг - как ослепленье,
Как наваждение, как дивный сон -
"Чистейшей прелести" пред ним явленье!
Он очарован, просто потрясён!

Теперь Поэту уж не знать покоя,
Всё пред глазами - милые черты.
Создание - ну просто неземное!
И - образец чистейшей красоты!

Он полон умиленья и томленья
И рядом с ней, и от неё вдали.
И ждёт он с нетерпением мгновенья,
Когда женою станет Натали.

А были на пути, увы, преграды,
И тут в связи с холерой кутерьма.
Быть рядом с ней - то высшая награда,
Он просто сходит без неё с ума.

Она даёт Поэту вдохновенье:
Та осень в творчестве его - расцвет.
Работал много он и с упоеньем,
Пока на въезд в Москву не снят запрет.

И вот день свадьбы. Церковь и венчанье.
Но - вдруг упало на ковёр кольцо.
"То не к добру!" - он слышит замечанье,
И помрачнело вмиг его лицо.

Но жизнь идёт. Они достойны счастья:
Она - красавица, а он - Поэт!
Всё будет: и невзгоды, и напасти,
Ну, а пока - счастливей пары нет!

Она юна, краса её в расцвете,
И сразу покорён был ею "свет".
К ней благосклонен царь, и в высшем свете
Они должны быть, хочется иль нет.

А для того - наряды, украшенья.
Без этого ведь в "свете" не блистать!
И - милость царская, как униженье, -
Вдруг должен. камер-юнкером ОН стать.

Завистников же у него немало.
Его талант - кому-то в горле кость.
И Натали уж жертвой "света" стала.
Их счастье зависть вызывает, злость.

Его мечта сбылась: уже есть дети,
Красавица-жена, очаг, уют,
И в творчестве он многое наметил.
Но анонимки (и не раз!) всё шлют.

Француз Дантес настойчиво и дерзко
Преследует открыто Натали.
И "свет" бурлит от сплетен грязных, мерзких.
Интриги до дуэли довели.

Сначала ранен клеветою вздорной,
Потом за Натали пролил и кровь.
Наперекор молве у речки Чёрной
Он грудью встал за ЧЕСТЬ и за ЛЮБОВЬ!

© Copyright: Зинаида Торопчина. 2013
Свидетельство о публикации №113011002503

Другие статьи

Сценарий гостиной - Чистейшей прелести чистейший образец, посвященной Наталье Николаевне Пушкиной

Сценарий гостиной "Чистейшей прелести чистейший образец", посвященной Наталье Николаевне Пушкиной

Ведущий. Мы рады приветствовать гостей. В нашей гостиной зажжены свечи, привезенные из храма Большого Вознесения, что в Москве – из храма, где венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова. 8 сентября был Натальин день – именины Натальи Николаевны. 9 сентября, жене поэта исполнилось 193 года со дня рождения. Сегодняшняя гостиная посвящена той, в ком поэт, по словам академика Н.Н. Скатова, “увидел главное – помимо ума. даже сверх красоты – нечто органичное и натуральное, врожденное, как гений… Женственность. Идеальную, светлую, чистую женственность…” Потому гостиная наша называется “Чистейшей прелести чистейший образец”.

Звучит аудиозапись песни “Натали” в исполнении Н. Баскова (музыка Е.Мартынова, стихи А. Дементьева).

– Дамы и господа! Гончарова!
– Вот так новость!
– Нас своим вниманием почтила сама виновница торжества.
– Вот так сюрприз, Натали!

Появляется Наталья Николаевна. Дамы и кавалеры приветствуют ее.

Ведущий. Давайте послушаем Наталию Николаевну.

Н.Н. Гончарова. Я родилась в судьбоносном для России 1812 году, в не менее знаменательный день – сразу же после Бородинского сражения. Родилась на Тамбовщине. Куда, спасаясь от нашествия французских войск, временно переехала из родового поместья на Полотняный Завод Калужской губернии моя семья.
Род наш “поднялся”, прославился при Петре I. Прадед мой, купец и промышленник, владел бумажной фабрикой и крупнейшим в России
полотняным заводом. Был очень богат. Под гончаровскими парусами ходил российский и голландский флот, половина английской флотилии.
Дворянский титул Гончаровым пожаловала Екатерина II, которая лично посетила имение Полотняный Завод, жила в нем 3 дня и осталась очень довольна.
Детство мое счастливым назвать трудно… Я всю свою жизнь не могла забыть случай, когда психически больной отец в припадке гнался за мною с ножом. И только чудом я смогла, взбежав наверх, захлопнуть перед ним дверь.
Маменька Наталия Ивановна держала нас в строгости, в случае провинности била по щекам. Но на образование наше тратила всё, что только могла себе позволить.
Образование было разносторонним: наряду с обязательным в то время знанием иностранных языков и музыки, изучала также историю, географию, литературу, русский язык. Кроме того, мы воспитывались в строгих правилах христианской морали.

– В ней главную прелесть составляет отсутствие всякого жеманства и естественность.
– Все в ней самой и в ее манере держать себя проникнуто глубокой порядочностью.

Ведущий. По шутливому признанию поэта. Гончарова была его 113 любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему теперь. Стремление к семейному счастью, желание любить и быть любимым, иметь свой дом – вот о чем мечтал Пушкин теперь.
Попытаемся воскресить историю знакомства Пушкина и Натальи Николаевны и нелегкую историю его сватовства к юной красавице.

Пушкин. Первая встреча моя и Натали произошла зимой 1828/29 гг. на балу у знаменитого московского танцмейстера Петра Андреевича Йогеля. Там я обратил внимание на 16-летнию, необыкновенно красивую девушку.
Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась.
В конце апреля 1829 г. сделал Натали предложение. Ответ ее матери – Наталии Ивановны Гончаровой – был уклончив – дочь-де еще слишком молода.
Через год я сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято.
Наше венчание состоялось 18 февраля 1831 года в храме Большого Вознесение у Никитских ворот.
Натали в венчальном платье с длинным шлейфом; прозрачная фата ниспадает с головы, украшенной белыми цветами, скользит по плечам, падает на спину. Как она хороша! На нее устремлены восхищенные взгляды собравшихся здесь родных и знакомых. А я не замечал никого, кроме нее.

Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина “Мадонна” (1830 год).
Звучит песня Е. Конкиной “Натали”. Пара вальсирует.

Две светские пары. Разноголосица.

– Бедная! Она так молода, так невинна. Он такой ветреный, такой безнравственный.
– Говорят, что мать невесты очень противилась браку, но что молодая девушка ее склонила.
– Пушкин женился на Гончаровой – на бездушной красавице.
– Пожалею я первую красавицу Гончарову. Она идет за Пушкина.

Стихотворение Н. Доризо “Наталия Пушкина” (см. Приложение 1 ).

– Эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена!
– Сейчас ей все улыбается, она совершенно счастлива, и жизнь открывается перед ней блестящая и радостная…
– …А между тем голова ее склоняется и весь облик как будто говорит: “Я страдаю”.
– Какую же трудную предстоит нести ей судьбу – быть женою поэта, и такого поэта, как Пушкин!

Дни юности, быстро вы, быстро промчались.
Исчезло блаженство, как призрак во мне,
А прежние скорби на сердце остались.
Зачем же и сердце оставлено мне?

– Это строки из ученической тетради Таши Гончаровой. Она была одной с Пушкиным “поэтической крови”.
Да, далеко не всегда ослепительной красавице Натали Пушкиной весело и легко жилось. Во время отсутствия мужа (из 6 лет брака – почти полтора года супруги провели в разлуке, т. к. Пушкину часто было нужно уезжать из Петербурга), ей приходилось управлять домом, хозяйством, порой не имея на это необходимых средств.
Вечная нехватка денег! Сколь горько читать об этом в письмах Александра Сергеевича к Наталии Николаевне.

Пушкин(пишет письмо). “Живо воображаю 1-е число. Тебя теребят за долги. Параша, повар, извозчик, аптекарь. У тебя не хватает денег. Ты беспокоишься, сердишься на меня и поделом. Я перед тобой кругом виноват в отношении денежном. Были деньги, и проиграл их. Но что делать? Я так был желчен, что надо было развлечься чем-нибудь…”

Ведущий. Довольно часто она обращалась с просьбами к брату, проявляя при этом редкую деликатность; даже настойчивость ее выражалась в очень мягкой, ненавязчивой форме. Из писем мы узнаем, как понимала Наталия Николаевна всю тягость положения Пушкина, как старалась помочь ему, щадя при этом его самолюбие.

Натали. “…Я тебе откровенно признаюсь, что мы в таком бедственном положении, что бывают дни, когда я не знаю, как вести дом, голова у меня идет кругом. Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам, и, следовательно, в таком настроении не в состоянии работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию; для того, чтобы он мог сочинять, голова его должна быть свободна…
…Эти проклятые деньги, деньги, деньги и всегда деньги. Без них никогда ничего нельзя достигнуть”.

Стихотворение Ю. Друниной “Наталья Пушкина” (см. Приложение 2 ).

Ведущий. Из всех посланий Наталии Николаевны к мужу сохранилось лишь одно. Другие загадочным образом исчезли. Но все письма Пушкина к ней Натали сберегла: их насчитывают за 6 лет совместной жизни 78. (Для сравнения: Петру Вяземскому за более чем 20-летнюю дружбу Александр Сергеевич написал 72 письма.)
Давайте послушаем отрывки из пушкинских писем, которые поэт писал Наталье Николаевне в исполнении юного пушкиниста Дениса Семкина.
. Какая бездна красоты была в его чувстве, которым он мог согревать любимую женщину, как он при своем мастерстве слова мог быть нежен, ласков, обаятелен в шутке, трогателен в признаниях.

Звучат строки писем Пушкина к жене.

– Здорова ли ты, душа моя? И что мои ребятишки? Что дом наш, и как ты им управляешь?
– Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменяешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счета… Ой-да хват-баба! Что хорошо, то хорошо!
– Не можешь вообразить, какая тоска без тебя. Я все беспокоюсь, на кого покинул тебя… Ах, женка, душа! Что с тобой будет!
– Какая ты дура, мой ангел! Конечно, я не стану беспокоиться оттого, если ты 3 дня пропустишь без письма. Так точно, как я не стану ревновать, если ты 3 раза сряду провальсируешь с кавалергардом.
– Какая ты умненькая, какая ты миленькая! Какое длинное письмо! Как оно дельно! Благодарствуй, женка…
– “…Не еду к тебе по делам, ибо и печатаю Пугачева и закладываю имение, и хлопочу – а письмо твое меня огорчило, а между тем и порадовало; если ты поплакала, не получив от меня письма, стало быть, ты меня еще любишь, женка. За что целую тебе ручки и ножки…
– Ты, женка, безалаберная! Подумай обо всём и увидишь, что я перед тобой не то, что прав, но чуть не свят. Без тебя так мне скучно, что поминутно думаю к тебе приехать хоть на неделю. Такая тоска без тебя, что того гляди приеду к тебе.
– Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…
– Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю еще более твоего лица…

Ведущий. Согласитесь, что трудно найти книгу о любви, которая была столь достоверной, искренней, лишенной всяческих прикрас, земной, по-бытовому прозаичной и вместе с тем достигающей божественных высот. Как при своем мастерстве слова Александр Сергеевич, по наблюдению А.И.Куприна, “мог быть нежен, ласков, обаятелен в шутке, трогателен в признаниях”!

Звучит аудиозапись песни “Наталия Николаевна” в исполнении Н. Караченцова (музыка В. Быстрякова, стихи В. Гоцуленко).

Стихотворение Н. Кучер “Натали, Натали в кудряшках” (см. Приложение 3 ).

Фрагмент видеофильма Л.Черкашиной “Три жизни Натали” (5 мин.) о последних часах жизни А. С. Пушкина и первых днях вдовства Наталии Николаевны.

Ведущий. Наталии Николаевне суждено было стать первой хранительницей памяти поэта. Помня его просьбу, “чтоб не пропала ни строка пера моего для тебя и для потомства”, она отправляет крестьянина к управляющему Болдинским имением.

Сценка “Натали пишет письмо”:

“Милостивый государь, в находящемся под управлением Вашим селе Болдине какие только есть принадлежащие покойному мужу моему А. С. Пушкину книги, бумаги, письма и вещи – все без остатку, сделайте одолжение, выдайте для доставления ко мне.”

Пауза. Слуга (актер) доставляет вещи, книги.

Натали. Я выписала сюда все сочинения мужа и пыталась их читать, но у меня не хватает мужества. Слишком сильно и мучительно они волнуют. Читать его – все равно, что слышать его голос, а это так тяжело.
…Ничто не может заменить пустоту, которую оставляет любовь.

Стихотворение А. С. Пушкина “Что в имени тебе моем” (1830 г.)

Ведущий. Всего через три года после смерти поэта появилась фотография. Подумать только: каких-то три года и мы могли бы достоверно, точно знать, каким был первый поэт России. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.
Но фотография запечатлела для нас Наталию Николаевну в последние годы ее жизни. Выцветший снимок, но на нем все также можно разглядеть все те правильные черты лица, ту же горделивую осанку, что и на портретах Натали. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Выступают 3 участника, рассказывая о 3 портретах Наталии Николаевны.

1-й рассказчик. Перед нами акварель Александра Павловича Брюллова – наиболее ранний портрет Натальи Николаевны. Он дает возможность судить о том, какой она была в период своих первых светских успехов. Молодая девушка с правильным удлиненным овалом лица, с высоким лбом, который чуть прикрыт каштановыми волосами, разделенными пробором на две стороны.
Черты лица можно назвать идеально правильными, если бы не небольшая косинка в разрезе глаз, которая и придает лицу своеобразное очарование. Когда смотришь на этот портрет, становится понятно прозвище, которое дал своей жене Пушкин. “моя косая мадонна”.
Наряд ее подчеркивает лебединую красоту шеи, обрамляя ее рядами розовых кружев. На голове красуется нитка жемчуга с подвеской на лбу и длинные серьги. Все гармонично в ее наряде.
Портрет этот, быть может, самый обаятельный из всех изображений Натали.

2-й рассказчик. На акварели Вольдемара Гау Наталья Николаевна изображена в бальном туалете, с обнаженными плечами и короткими рукавами, левая рука прикрыта отороченной горностаем накидкой. Волосы разделены пробором и опускаются по сторонам лица длинными локонами. На затылке небольшая шляпа с полями и страусовым пером. На шее черная бархатка, скрепленная драгоценным камнем. Акварель не подписана и не датирована. Однако, принадлежит она именно Гау, и считается одним из лучших его произведений.

3-й рассказчик. А вот еще один портрет, написанный Вольдемаром Гау. Он выполнен по случаю 50-летия Николая 1 и помещен в альбоме Конно-Гвардейского полка, где служил второй муж Натальи Николаевны – Петр Петрович Ланской.
Интересен факт, что на запрос художника о необходимости писать портреты всех командирских жен, Император ответил, что следует писать лишь портрет супруги генерал- лейтенанта Ланского.
Каждая деталь туалета продумана на данном портрете. Красно-белый цветт – цвет кавалергардского обмундирования, а роскошная брошь, скрепляющая ленту не шее – подарок императора в день свадьбы Натальи Николаевны с Ланским.
На портрете изображена 37-летняя мать многочисленного семейства, может быть, даже слегка уставшая. Годы проглядывают в некоторых деталях: похудевшее лицо, складочка, идущая от носа к губам.

Ведущий. Долгое время не уходили в прошлое предрассудки и предвзятости в отношении Наталии Николаевны. Но постепенно с прежней красотой предстает перед нами создание гения – прекрасный образ русской женщины – матери. Русской мадонны.

Звучит музыка Г.В. Свиридова (музыкальные иллюстрации к “Метели” - “Тройка”)

Чистейшей прелести чистейший образец…»

«Кукла!» – безжалостный приговор Марины Цветаевой и Анны Ахматовой звучит в адрес женщины, на чью долю выпали испытания и «самой тонкой лестью», и самыми «грубыми оскорблениями». Даже спустя сто лет после трагической дуэли именитые поэтессы не переставали винить Наталью Николаевну Гончарову в смерти Пушкина. Дело здесь, возможно, в ревности. Любовь к поэту вызывает болезненную требовательность по отношению к его избраннице.

Никому не приходит в голову ревновать Данте к Беатриче или Петрарку к Лауре. Но даже сама эта ревность к величайшему русскому поэту еще раз по-своему подтверждает то, что «Пушкин – это наше все». Кроме того, на Наталью Николаевну падает тень смерти Пушкина. Как современники, так и потомки судачат о ее вине — вольной или невольной, бывшей или не бывшей. Сам умирающий поэтна это ответил так: «Ты ни в чем не виновата».

Позволим себе поставить эти слова выше сплетен житейских и литературоведческих. Александр Сергеевич не ошибся в выборе супруги. А что касается интриг, которые вокруг него плелись, то, как писал литературовед Юрий Михайлович Лотман, «вместо легкого водевиля, в котором собирались участвовать светские сплетники и молодые шалопаи из «веселой банды» золотой молодежи, он вытащил их на сцену трагедии, при безжалостном свете которой сделалось очевидным их ничтожество пигмеев».

Так какой же она была, эта живая женщина, а не просто спутница жизни Пушкина? И за что, за какие ее поступки Пушкин заплатил кровью?

Высший свет признавал Наталью Николаевну одной из самых красивых женщин Петербурга. «Ее красота проникает до самого сердца», «совершеннейшее создание Творца» – сыпались похвалы о ее внешности, но относительно духовной красоты звучали лишь сомнения и скепсис.

К счастью, миф о необразованности Гончаровой развенчивают ее детские тетради: и у нее в юности был лицей – Полотняно-Заводской, и она исписывала тетради по античной мифологии, всемирной истории, географии и синтаксису. И она писала стихи. Любила не только театр и музыку, но и живопись, о чем свидетельствует многолетняя дружба со знаменитым маринистом Айвазовским. К тому же Наталья Николаевна слыла одной из лучших шахматисток северной столицы, а, как известно, способность к этой тактической игре требует немалого ума.

И все же общество отказывалось верить в глубину ее чувств к будущему супругу. Но уцелело письмо Гончаровой-невесты к дедушке по материнской линии, в котором она уверяет его в том, что «долгожданное благословение маменьки на брак получено согласно взаимным чувствам и желаниям». (Влюбленный гений целых два года томился в ожидании положительного ответа на предложение руки и сердца). К сожалению, не сохранился заветный девический альбом Натальи Николаевны, где Пушкин, будучи в статусе жениха, пишет объяснение в любви своей невесте, а она, ничуть не смущаясь, отвечает ему в стихотворной форме. Друзья, которым довелось перелистывать эти страницы, вспоминали: «По содержанию весь этот разговор в альбоме имел характер взаимного объяснения в любви» (В.П.Безобразов).

Есть версия, что Наталья Николаевна вышла замуж за Пушкина без страстного увлечения, а для того, чтобы поскорее избавиться от тяжелого деспотизма матери. Но и те, ккоторые придерживаются этой версии, уверены, что брак Пушкина и Гончаровой оказался счастливым: узнав Пушкина близко, Наталья Николаевна его полюбила. «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, – а душу твою люблю я еще более твоего лица…», – писал Пушкин своей Мадонне, опровергая сомнения высшего света в красоте ее душевных качеств.

С первой минуты их знакомства в жизни поэта начался самый плодотворный период творчесва: на свет появляются новые главы «Онегина», «Медный всадник» и «Пиковая дама», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина» и другие литературные шедевры. Пушкин много путешествует по России и пишет не только литературные произведения, но и нежные письма домой, исполненные тревогой о семье, о здоровье детей, обсуждает с супругой вопросы наследства и финансовые проблемы, просит помощи в работе с издателями, делится самыми сокровенными, иногда очень смелыми мыслями. Эти письма говорят о полном доверии Пушкина своей жене.

Та, которая, по мнению злопыхателей, «легкомысленна», «тщеславна», «думает лишь о балах», за шесть лет брака тяжело выносила и родила четверых детей.

«Она не притворщица, вы ее хорошо знаете, она должна все знать»,–несвязно шептал умирающий поэт и звал к своей постели жену. Она находилась рядом до последнего его вздоха, после чего сама слегла с нервной горячкой. Несколько дней продолжались конвульсии такой силы, что ноги касались головы. Ночи напролет из ее спальни доносились рыдания, Наталья Николаевна звала Пушкина. От безумия ее спасли ежедневные исповеди и беседы с духовником царской фамилии протопресвитером Василием Бажановым, который называл Пушкину «ангелом чистоты» и был уверен в ее непорочности.

Дантес, участник сговора и кровавой драмы, позже напишет признание: «Она осталась чиста и может высоко держать голову, не опуская ее ни перед кем в целом свете. Нет другой женщины, которая повела бы себя также».

Умирающий Пушкин завещал Наталье Николаевне выйти замуж за порядочного человека спустя два года. Но в трауре она оставалась семь лет. Это были тяжелые годы бедности вдали от столицы и балов, с маленькими детьми на руках. Петр Плетнев, издатель, поэт, ректор Санкт-Петербургского университета и ближайший друг семьи, как мог, поддерживал Наталью Николаевну. Ему принадлежат слова: «Не обвиняйте Пушкину. Право, она святее и долее питает меланхолическое чувство, нежели бы сделали это многие другие…».

Брак с генералом Ланским, в котором родились еще три дочери, не повлиял назаслуги этой удивительной женщины перед отечественным пушкиноведением: это она сберегла все рукописи поэта, вплоть до счетов и расписок, писем и дневников, а также ладанку с частицей Ризы Господней, которую Александр Сергеевич всегда носил на груди. Их дети унаследовали от матери благоговейное отношение к его памяти, они буквально боготворили отца.

«Чистейшей прелести чистейший образец» – так назвал Наталью Николаевну Пушкин в стихах о ней. Тем больнее читать глубокие и неожиданные отрывки из некоторых писем Пушкина жене. Наталья Николаевна была виновата в одном – в кокетстве, в желании нравиться, что для красавицы, казалось бы, совершенно простительно. Несчастная женщина заплатила за невинное, на первый взгляд, удовольствие гибелью мужа и собственной причастностью к этой гибели. Наталья настолько не видела греха в своих светских триумфах, что сама сообщала о них мужу, и он ей отвечал:

«Вчера получил я, мой друг, два от тебя письма. Спасибо: но я хочу немножко тебя пожурить.Ты, кажется не путем искокетничалась.Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нем толку мало. Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост… Есть чему радоваться! Не только тебе, но и Прасковье Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников, стоит разгласить, что-де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут. К чему тебе принимать мужчин, которые за тобою ухаживают? Не знаешь, на кого нападешь.

Теперь, мой Ангел, целую тебя как ни в чем не бывало и благодарю за то, что ты подробно и откровенно описываешь мне свою беспутную жизнь.Гуляй, женка; только не загуливайся и меня не забывай… Да, Ангел мой, пожалуйста, не кокетничай. Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московскою барышнею, все, что не commeilfaut, все, что vulgar… Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя».

«Друг мой женка, на прошедшей почте я не очень помню, что я тебе писал. Помнится, я был немножко сердит – и кажется, письмо немного жестко. Повторю тебе помягче, что кокетство ни к чему доброму не ведет; и хоть оно имеет свои приятности, но ничто так скоро не лишает молодой женщины того, без чего нет ни семейственного благополучия, ни спокойствия в отношениях к свету: уважения. Радоваться своими победами тебе нечего. На сердце всякого мужчины написано: «Самой доступной». После этого изволь гордиться похищением мужских сердец. Подумай об этом хорошенько и не беспокой меня напрасно».

Чистейшей прелести чистейший образец

1-я ведущая: Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал ее просто - Натали. Чувство глубокой любви он сохранил к жене на протяжении всей их совместной жизни.

Татьяна Корабельникова

Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой великого человека? О ней говорили разное в веке прошедшем и в веке нынешнем. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить ее. А Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков.

2-я ведущая: Всмотритесь в это лицо: тонкие черты, кроткий взгляд, нежность в каждом движении. А платье Натали надела то самое, в котором Александр Сергеевич впервые увидел ее и полюбил. В декабре 1828 года Пушкин приехал в Москву. Здесь, на балу у танцмейстера Иогеля, он первый раз встречается с Натальей Гончаровой, считавшейся первой красавицей Москвы. Красота ее поразила поэта.

Вот как о знакомстве Пушкина с матерью рассказывает дочь Натальи Николаевны от второго брака. «В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической, царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от нее глаз. Слава его тогда уже прогремела на всю Россию. Он всюду являлся желанным гостем; толпы ценителей и восторженных поклонниц окружали его, ловя всякое слово, драгоценно сохраняя его в памяти. Наталья Николаевна была скромна до болезненности; при первом знакомстве их его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная стыдливость только возвышала ее в глазах поэта».

Пушкин: Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал.

Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Я увидел ее, мою Мадонну, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых. Я шагнул навстречу своей судьбе.

3-я ведущая: С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже нее.

Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать.

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги и печали,

И легковерные мечты.

Но сердце вновь затрепетало

Пред мощной властью красоты.

1-я ведущая: Не так просто было Пушкину соединить свою судьбу с Натальей Николаевной. Его будущая теща была скупа до чрезвычайности, злобная и сварливая. Она терзала душу Александра Сергеевича, то требуя свидетельства о его политической благонадежности, то без конца жалуясь на свою бедность и невозможность тратиться на приданное (на что Пушкин и не рассчитывал и под видом займа дал ей затем для покупки приданного одиннадцать тысяч). Мать Натали третировала Пушкина, устраивала оскорбительные сцены, иногда доводила его до исступления.

Снова тучи надо мною

Собралися в тишине,

Рок завистливый бедою

Угрожает снова мне.

Может быть, еще спасенный,

Снова пристань я найду.

Но, предчувствуя разлуку,

Неизбежный, грозный час,

Сжать твою, мой ангел, руку

Я спешу в тяжелый час.

2-я ведущая: 16 апреля 1830 года Александр Сергеевич обратился с письмом к шефу жандармов графу Бенкендорфу, прося выдать ему нечто вроде свидетельства о благонадежности.

(На авансцену выходит Бенкендорф, Пушкин вручает ему прошение.)

Пушкин: Госпожа Гончарова боится отдать свою дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя.

Бенкендорф (читая): Ваше положение зависит только от вас. В нем не может быть ничего ложного и сомнительного, если вы сами не сделаете его таким.

Я рекомендую вам, милостивый государь, показать это письмо всем, кому вы найдете нужным. Его императорское величество с благосклонным удовлетворением принял известие о предстоящей вашей женитьбе и при этом изволил выразить надежды, что вы хорошо испытали себя перед тем, как предприняли этот шаг, и в своем сердце и характере нашли качества, необходимые для того, чтобы составить счастье такой женщины, как Наталья Гончарова.

Пушкин: А я не строил иллюзий насчет будущей женитьбы и возможного счастья. Мне было тяжело. Я не знал, кто я, что я, зачем я.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

3-я ведущая: В откровенном, исполненном горечи и тяжелых предчувствий письме к матери Натали вскоре после того, как было сделано предложение, Пушкин писал: «Только любовь и нежность помогли мне заслужить расположение вашей дочери. Но, будучи окружена всегда восхищением, поклонением, соблазнами, надолго ли она сохранит это расположение? Ей станут говорить, что лишь несчастная судьба помешала ей заключить другой, более равный, более блестящий, более достойный ее союз. Не возникнут ли у нее сожаления? Не будет ли она смотреть на меня, как на помеху, как на коварного похитителя? Не почувствует ли она ко мне отвращения? Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее. Перейдем к вопросу о денежных средствах. До сих пор мне хватало моего состояния. Хватит ли его после моей женитьбы? Я не потерплю ни за что на свете, чтобы жена моя испытывала лишения, чтобы она не бывала там, где она призвана блистать, развлекаться. Чтобы угодить ей, я согласен принести в жертву все, чем я увлекался в жизни, мое вольное, полное случайностей существование. »

1-я ведущая: Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено.

Пушкин (вскрывая письмо): Участь моя решена! Я женюсь. Та, которую я любил целых два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - боже мой! - она моя. Я никогда не хлопотал о счастии. Теперь мне нужно на двоих.

(Звучит романс «Гори, гори, моя звезда. »)

2-я ведущая: В конце августа, накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных дел. Ехал совсем на короткое время, но неожиданно надолго застрял в деревне, окруженный холерным карантином. Три месяца тревог, тоски, ожидания, беспокойства за Натали, оставшуюся в Москве, три месяца уединения и необычайного, нечеловеческого взлета таланта и творческих способностей. Болдинская осень.

(Под музыку на авансцену выходят Пушкин и Гончарова. По очереди читают письма.)

Пушкин: Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю еще более твоего лица.

Натали: Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург к тебе. Кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет.

Пушкин: О чем я думаю, Натали?

Вот о чем: чем нам жить будет? Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записаться ни в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, на смогу.

Зато для души, для тебя, для друзей и для будущего я пишу с увлечением и вдохновением, какого еще никогда не испытывал. Этой удивительной осенью нельзя не писать.

3-я ведущая: Пушкин увиделся с любимой только в начале декабря, когда наконец была открыта дорога на Москву после длительного карантина. Он встретил Наталью Николаевну. И не было для него более счастливых мгновений. Однако откуда у Пушкина такие грустные строки:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Пушкин: 16 февраля, за два дня до свадьбы, в доме Павла Нащокина я встретился с молодой цыганкой, певицей из цыганского хора.

1-я ведущая: Много лет спустя цыганка Таня, вспоминая об этом вечере, рассказала, как Пушкин, очнувшись от мыслей, попросил ее спеть.

2-я ведущая: 18 февраля 1832 года - свадьба. Венчались Пушкин и Гончарова в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. Через несколько дней поэт писал П.А.Плетневу: «Я женат - и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

3-я ведущая: 18-летняя Наталья Пушкина проснулась после вчерашней свадьбы, и глаза ее встретились с восторженными глазами мужа. Он стоял на коленях возле кровати. «Очевидно, так он простоял всю ночь», - подумала она, и ее охватило волнующее недоумение.

«Моя мадонна», - шепотом сказал он, складывая руки, как перед иконой. Робкие слезы выкатились у нее из глаз, она улыбнулась ему.

1-я ведущая: Она не раз в первые дни медового месяца горько плакала оттого, что Пушкин, наспех поцеловав ее, часто с утра и до вечера проводил время в разговорах с друзьями. А как-то раз, в холостой компании, на стороне, Пушкин всю ночь проспорил на литературные темы и, умоляя о прощении, честно сказал ей, что забыл о том, что женат.

А потом Наталья Николаевна поняла, что муж ее совсем не такой, как другие. Приготовилась к своей трудной судьбе «быть женою поэта, такого поэта, как Пушкин». Сердцем поняла она его большую любовь к себе, которая проявлялась не всегда так, как у других. И успокоилась, насколько это было возможно.

2-я ведущая: Первое время жизнь Александра Сергеевича и Натали казалась безоблачной. «Женка его очень милое творение, - писал Жуковский князю Вяземскому и А.И.Тургеневу. - И он с нею мне весьма нравится. Я более и более за него радуюсь тому, что он женат. И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше». «Я уверен, что ты, несмотря на все ужасные перевороты, которые тебя окружают, еще никогда не был так счастлив и покоен, как теперь», - писал Пушкину Нащокин 15 июля 1831 года.

3-я ведущая: После свадьбы молодые переехали в Царское Село. С утра Александр Сергеевич писал, закрывшись в кабинете, и с первых дней Наталья Николаевна поняла, что в эти священные для него минуты тревожить его нельзя. Она создавала в доме полную тишину, привыкая вести хозяйство, вышивала, читала книги и потихоньку от мужа сочиняла стихи, которые потом, когда он уезжал, посылала ему в письмах. Пушкин не оценил ее поэтических усилий и в одном из своих писем с присущим ему юмором попросил свою «женку» писать ему не стихами, а прозой.

1-я ведущая: Александр Сергеевич чувствовал себя счастливым, но вскоре жизнь осложнилась. Все сильнее сжималось кольцо светской вражды.

2-я ведущая: Прелестная Натали дарила нежные и добрые улыбки. А развязка уже была близка. Все оборачивалось против Пушкина, все толкало его к гибели: ненависть светского общества, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь.

Данзас: Пушкин стрелялся с Дантесом. Рана оказалась смертельной. Умирая, Александр Сергеевич испытывал величайшие муки. Но, несмотря на это, думал о других и прежде всего - о семье.

«Граждановедение»

Чистейшей прелести чистейший образец (о Н

Чистейшей прелести чистейший образец (о Н.Н. Гончаровой-Пушкиной)

Хочу данную работу! Нажмите на слово скачать

Чтобы скачать работу бесплатно нужно подписаться на нашу группу ВКонтакте! Просто подпишитесь, нажав на кнопку внизу.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.

>>>>> Перейти к скачиванию файла с работой
Кстати! В нашей группе ВКонтакте мы бесплатно помогаем с поиском рефератов, курсовых и информации для их написания. Не спешите выходить из группы после загрузки работы, мы ещё можем Вам пригодиться ;)

Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка

Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Чистейшей прелести чистейший образец (о Н.Н. Гончаровой-Пушкиной).
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.

Как оформить список литературы поГОСТу ?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

II. Основная часть «Чистейшей прелести чистейший образец»…………………………………………. стр. 6

1. Первая встреча Пушкина с юной красавицей.

2. «Прелесть Гончаровой» в оценке современников Пушкина.

3. Жена великого поэта - царица бальных вечеров.

4. Роковой 1837 год - смерть мужа прекрасной Натальи Николаевны.

5. Красота Гончаровой постепенно увядает.

III. Заключение……………………………………. стр. 21

IV. Литература………………………………………стр. 23

V. Приложение…………………………………….стр. 24

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей,

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей.

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг…

Куда бы ты не поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце ни питал

Ты сокровенное мечтанье…

Но встретясь с ней, смущенный ты

Вдруг остановишься невольно…

Перед святыней Красоты.

Любовь в жизни и творчестве А.С. Пушкина - огромная тема. Дружба, творчество и свобода были для поэта одним из главных ценностей человеческой жизни, ценностями, без которых жизнь превращается в существование. И все же лучше, наиболее возвышенное из всего, что может подарить человеку судьба, - это любовь. Только она дает возможность прикоснуться к основе бытия, с предельной силой ощутить себя живущим.

Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.

У поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально «переворачивали» его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.

Я же хочу остановиться на Н.Н. Гончаровой.

С давних времен вплоть до наших дней известен ряд женщин, чья красота роковым образом повлияла на судьбы исторических личностей.

Такую роль суждено было сыграть Наталье Николаевне Пушкиной, послужившей, пусть невольно, пусть безвинно, причиной трагической смерти величайшего русского и одного из величайших мировых поэтов.

И хотя более чем правдоподобно предположение о том, что жизненная драма Пушкина далеко выходила за пределы его семейных отношений, что и без столкновения с Дантесом он все равно не мог не погибнуть среди глубоко чуждой и глубоко враждебной ему стихии тогдашнего светского общества, к которому он принадлежал по своему рождению и своему положению, тем не менее, внимание ряда поколений настойчиво и упорно тянется к личности его прекрасной жены.

Шестнадцатилетней девушкой, почти ребенком, встретилась она с Пушкиным. Встреча произошла среди большого шумного бала, первого бала, на который вывезли ее как взрослую.

«В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой».

Гончарова была прекрасна, это бесспорно, но только красивая внешность не привлекла бы поэта. Чуткий ко всякой красоте Пушкин сразу же отметил «небесное существо». Ее отличало какое-то необыкновенное обаяние, и не случайно в дальнейшем тонкий знаток человеческой души Пушкин в посвященном ей стихотворении «Мадонна» называет ее «чистейшей прелести чистейший образец». В позднейшем своем письме (1830 г.) к будущей теще Н.И. Гончаровой он так описывает свои первые впечатления от встречи с юной красавицей: «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась; я просил ее руки».

А дальше, говоря о том, как его едва не свел с ума неопределенный ответ, прибавляет: «… тоска непроизвольная гнала меня из Москвы: я бы не мог в ней вынести присутствия вашего и ее».

Временный побег из Москвы, хотя и полных свежих, волнующих впечатлений, по-видимому, не помог; любовная тоска гнала поэта снова в Москву. Наталья Николаевна Гончарова своею несравненною красотою и некоторыми обаятельными свойствами кроткого и застенчивого характера сумела, совсем того не желая, овладеть душою гениального поэта.

«Пушкин поражен был красотой Н.Н. Гончаровой с зимы 1828-1829 года. Он, как сам говорил, начал помышлять о женитьбе, желая покончить жизнь молодого человека и выйти из того положения, при котором какой-нибудь юноша мог трепать его по плечу на бале и звать в неприличное общество…

Холостая жизнь и несоответствующее летам положение в свете надоели Пушкину с зимы 1828-1829 года. Устраняя напускной цинизм самого Пушкина и судя по-человечески, следует полагать, что Пушкин влюбился не на шутку около начала 1829 года».

Князь Пав. А. Вяземский.

Красота Натальи Николаевны поражала не одного только Пушкина; по свидетельству самого поэта, «прелесть Гончаровой» ценил такой искушенный знаток, как старый князь Николай Борисович Юсупов, а также приятель Пушкина князь П.А. Вяземский.

А вот что записал А.С. Сомов со слов Надежды Михайловны Еропкиной: «Натали еще девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. Участвовала она и в прелестных живых картинах, поставленных у генерал-губернатора кн. Голицына и вызвала всеобщее восхищение. Место первой красавицы Москвы оставалось за нею. Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы. Но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех».

Сам Николай I, впервые увидавший Наталью Николаевну едва ли не на том же балу, на котором она встретилась с Пушкиным, обратил внимание на ее красоту.

Но хотя Наталья Николаевна Гончарова и была, по выражению Муханова, «первой», а по выражению Алексея Николаевича Вульфа, «первой степенной» московской красавицей, при всей красоте в наружности ее не было ничего классически холодного и торжественного, а наоборот, что-то задумчивое и мечтательное. По крайней мере, и сам Пушкин в послании к Юсупову, сравнивая двух тогдашних признанных московских красавиц, как бы противополагая «блеску Алябьевой» «прелесть Гончаровой», и Вяземский в письме к Пушкину от 26 апреля 1830 года называя себя бывшим поклонником Натальи Николаевны на балах, пишет, что он, говоря об этих красавицах, «сравнивал Алябьеву, avec une beaute classique, а невесту твою avec une beaute romantique» и добавляет, «тебе, первому нашему романтическому поэту, и следовало жениться на первой романтической красавице нынешнего поколения».

Правда, как бы несколько вразрез с этим шло определение С.Д. Киселева, который (в письме к Н.С. Алексееву от 26 декабря 1830 года) называет Наталью Николаевну «бездушной красавицей», но тут, думается, речь велась не об ее наружности, а либо о внутреннем ее содержании, либо о манере держать себя, которая, по свидетельству ее дочери А.П. Араповой, была от врожденной застенчивости крайне сдержанная. Пушкин же сравнивал Н.Н. Гончарову с «белокурой Мадонной».

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель.

Чтоб суеверно им дивился посетитель;

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величие, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Вот что пишет А.С. Пушкин своей невесте в письме от 30 июля 1830 года из Петербурга, куда он уехал для устройства своих дел перед женитьбой: «Прекрасные дамы спрашивают у меня Ваш портрет и не прощают мне того, что у меня его нет. Я утешаю себя, проводя целые часы перед белокурой Мадонной, похожей на Вас как две капли воды; я купил бы ее, если бы она не стоила 40000 рублей».

Известно, как хлопотал А.С. Пушкин, улаживая свои денежные дела перед свадьбой и далее на протяжении всей своей семейной жизни. Как бы то ни было, он сделал невесте приданное, снял на Арбате второй ярус большого дома, устроил щегольскую гостиную с обоями под лиловый бархат с рельефными набивными цветочками и на удивление москвичей задал там, по выражению А.Я. Булгакова, «славный бал». По всему было видно, что Пушкин старался дать достойную оправу исключительной красоте своей молодой жены. И хотя Александр Сергеевич не был богат, время изорванных башмаков и старых перчаток минуло для Натальи Николаевны навсегда.

Среди общего хора похвал семейному очагу Пушкина и красоте и изяществу Гончаровой не обошлось и без зоила. Им оказался добрый приятель Александра Сергеевича поэт В.И. Туманский. Который, описывая в письме к своей кузине С.Г. Туманской, как Пушкин познакомил его «со своей пригожей женой», добавляет: «… не воображайте, однако же, чтоб это было что-нибудь необыкновенное. Пушкина - беленькая, чистенькая девочка с правильными чертами и лукавыми глазками, как у любой гризетки. Видно, что она не ловка еще и не развязна; а все-таки московщина отражается на ней довольно заметно. Что у нее нет вкуса, это было видно по безобразному ее наряду».

А далее дает столь же критический отзыв о хозяйстве Пушкиных. Но надо сказать, что голос Туманского звучит одиноко в дружном и громком хоре похвал красоте Натальи Николаевны, который с выходом ее замуж не только не затих, но наоборот сделался еще громче. Молва о прекрасной внешности Натальи Гончаровой, усугубленная, кроме того, тем, что эта женщина стала женой «первого» поэта, задолго предшествовала ее появлению в петербургском свете. Еще в июле 1830 года Пушкин писал ей: «Вас там ожидают с нетерпением».

Понятно, что, когда в конце мая следующего года супруги Пушкины приехали в Петербург, остановились проездом ненадолго в Царском Селе, одно уже появление их вместе вызвало некоторое «волнение», слух о котором дошел и до Москвы.

Те немногие знакомые, которые видели Пушкиных, тотчас же начали судить о Наталье Николаевне. Едва ли не самый ранний отзыв о ней за этот период имеется в письме Елизаветы Михайловны Хитровой к П.А. Вяземскому: «Жена очень хороша и кажется безобидной».

И этот приговор стареющей влюбленной женщины кажется особенно ценным. Дочь ее графиня Дарья Федоровна Фикельман, сама признанная красавица, почти одновременно с матерью пишет тому же адресату: «Жена его прекрасное создание, но это меланхолическое и тихое выражение похоже на предчувствие несчастья. Физиономии мужа и жены не предсказывают ни спокойствия, ни тихой радости в будущем: у Пушкина видны все порывы страстей; у жены вся меланхолия отречения от себя».

Отзыв этот примечателен как своей тонкой проницательностью, так и тем, что открывает собой длинную серию более или менее метких, остроумных, а подчас и злых сравнений наружности Натальи Николаевны с наружностью мужа. Существуют намеки на то, что Пушкин и сам понимал неизбежность и невыгодность для себя таких сравнений. Так, например, по свидетельству В.Ф. Вяземский, он не любил стоять рядом со своей высокой женой и шутливо говорил, намекая на свой небольшой рост (2 аршина 5 Ѕ верш.), «что ему подле нее быть унизительно».

Сестра Пушкина, Ольга Сергеевна, говорила о Гончаровой как об «Очень очаровательной, хорошенькой, красивой и остроумной, к тому же очень славной» женщине. При этом и она не удерживалась от сравнения наружности мужа и жены и, подчеркивая их полную противоположность, называла брата и невестку Вулканом и Венерой.

Пребывая в Царском, чета Пушкиных совершала прогулки в летнем саду и по паркам. Это вызывало всеобщее внимание. Красота Н.Н. Гончаровой, по свидетельству Надежды Осиповны Пушкиной, удивляла буквально всех. Во время прогулок Пушкиных встречали и Николай I с женой, которая, по словам А.О. Россет-Смирновой, говорила о Наталье Николаевне: «Она похожа на героиню романа, она красива и у нее детское лицо».

Из этих встреч, сопровождавшихся иногда разговорами, возникло первое желание императрицы, чтобы Наталья Николаевна была при дворе. Если верить Ольге Сергеевне и ее матери, одна мысль о возможности этого приводила в ужас их робкую невестку. Однако есть известие (П.В. Нащокина) о том, что вскоре после переезда Пушкиных из Царского в Петербург, когда они через тетку Натальи Николаевны фрейлину Е.И. Загряжскую перезнакомились со всей знатью, графиня М.Д. Ниссельроде без ведома Александра Сергеевича взяла его жену и повезла ее на небольшой вечер в Аничковый дворец. Так свершилось роковое для Пушкина вступление его супруги в круг высшего петербургского света, который принял 66, по словам М.Н. Сердобина (в письме к Б.А. Вревскому), «очень хорошо».

Раз, попав в высший свет, Наталья Николаевна уже не могла расстаться с ним. Выезды следовали за выездами, балы за балами. Необходимые для этого туалеты приобретались частью мужем, частью состоятельной теткой Е.И. Загряжской. Александр Сергеевич хоть и жаловался частенько на то, что приходится кружиться в свете и что «все это требует денег», но в то же время, по свидетельству близких и расположенных к нему лиц, все время проводил с женой на балах «не столько для ее потехи, сколько для собственной». Видно было, что светские успехи Натальи Николаевны, выделявшейся на приемах, балах и маскарадах, даже среди самых прославленных красавиц, тешили его самолюбие. Это, тем не менее, не мешало Пушкину, по его собственным шутливым словам (в письме к жене из Москвы в конце сентября 1832 года), завидовать тем из друзей, «у кого супруги не красавицы, не ангелы прелести, не Мадонны и т.д.»

А в пояснение своей мысли поэт добавляет: «Знаешь русскую песню:

Не дай бог хорошей жены,

Хорошу жену часто в пир зовут

А бедному-то мужу во чужом пиру похмелье,

Да и в своем тошнит».

Но в этот период жизни такие слова, по всей видимости, были еще только шуткой и не заключали в себе никакой горечи.

Вся зима 1833 года прошла для Пушкиных в шуме и суете светских выездов. Едва ли не самый блестящий успех Наталья Николаевна в этом сезоне имела на костюмированном масленичном балу в Главном Управлении Удела, на котором она появилась в костюме жрицы солнца. И костюм и сама Наталья Николаевна заслужили похвалы всего двора и Николая I, который объявил жену великого поэта царицей бала.

Чрезмерное увлечение Пушкиных светскими удовольствиями вызывало упреки и неодобрения со стороны Гоголя, Плетнева и других почитателей и друзей поэта. Да и он сам начинал осознавать, что Петербург ему не подходит. Так у Александра Сергеевича появилось желание уехать хотя бы на время, и вот в августе он едет сначала по тем местам, по которым некогда шел Пугачев, а потом в имение своего отца Болдино.

Тоска по Наталье Николаевне, жажда скорее увидеть ее нарастала так бурно, что, вернувшись во второй половине ноября в Петербург и узнав, что жена на балу, Пушкин, по собственному признанию, тотчас «за нею поехал и увез к себе, как улан уездную барышню с именин Городничихи». Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях и жена Нащокина, Вера Александровна, сообщающая много интересных подробностей об этом похищении Пушкиным своей собственной жены с бала у Карамзиных.

Тридцать четвертый год открылся для Пушкиных пожалованием мужа камер-юнкером и официальным представлением Натальи Николаевны ко двору. Довольно твердо укоренилось мнение о том, что своим пожалованием Александр Сергеевич был обязан красоте своей супруги, которую хотели видеть на интимных вечерах в Аничковом дворце.

Сообщая об этих новостях своей дочери (в письме от 26 января 1834 года), Надежда Осиповна пишет: «Александр, к большому удовольствию жены, сделан камер-юнкером. Представление ее ко двору, в воскресенье 14-го числа, увенчалось большим успехом. Она участвует на всех балах, только о ней и говорят: на бале у Бобринского император танцевал с нею кадриль, и за ужином сидел возле нее. Говорят, что на балу в Аничковом дворце она была положительно очаровательна. Танцевала много, не будучи, на ее счастье, беременной… Натали всегда прекрасна, элегантна, везде празднуют ее появление. Возвращается с вечеров в четыре или пять часов утра, обедает в восемь вечера; встает из-за стола, переодевается и опять уезжает».

Видимо, красота и слава Натальи Николаевны вступили в это время в свой зенит и со всех сторон раздавались ей единодушные хвалы.

В многочисленных письмах, которые Пушкин летом 1834 года посылал жене в Ярополец и в Полотняный Завод, встречаются кое-где шутливые упоминания о красоте Натальи Николаевны. Так, в первой половине мая он пишет: «Радуюсь, что ты хорошенькая, хоть это du superflu».

В письме от 11 июня, отвечая на планы жены поместить ее сестер во дворец, поэт замечает: «Ты слишком хороша, мой ангел, чтобы пускаться в просительницы». А несколько далее добавляет: «Вы, бабы, не понимаете щастья независимости и готовы закабалить себя на веки, чтобы только сказали про вас: hier madame une telle etait decidement la plus belle et le mieux mise du bal».

Известно, что А.С. Пушкин, по его собственному признанию, не писал жене «нежных, любовных писем», потому что их вскрывали на почте, но и то, что он писал, было полно признанием красоты Натальи Николаевны. Так что, иногда даже коря супругу за кокетство и легкомыслие, говоря, что помогать мужу, она может, только работая ножками на балах, Пушкин в то же время сам непрерывно твердил ей о том, как она прекрасна, какое впечатление производит ее красота на окружающих.

Подобно предшествующему году, и 1835 год начался для Натальи Николаевны почти непрерывающимися выездами. В деревне, как и мечтал Пушкин, и как обещала сама Наталья Николаевна, она посвежела, пополнела и еще похорошела (по свидетельству Ольги Сергеевны). Выезжавшие с ней сестры, которые имели в своей наружности много общего с Натали, не только не могли затмить ее, но, по-видимому, лишь лучше оттеняли ее красоту, по-прежнему производившую сильное впечатление на всех, кто с ней встречался. Надо сказать, что в этот год в жизни Пушкиных стал заметен «более великосветский характер», а наряды Натальи Николаевны стали еще более элегантными.

Следующий 1836 год, последний год жизни Александра Сергеевича Пушкина, год, омраченный уже тенью надвигающейся роковой развязки его жизненной драмы, точно так же, как и предыдущие, наполнен был выездами и триумфами Натальи Николаевны. И это было не безразлично, а скорее приятно Пушкину.

В роковой 1837 год подчеркивается контраст между восхищающей всех прелестью Натальи Николаевны и уродством ее мужа. Видимо, красота жены поэта была так велика, что ее не смог заслонить даже трагический момент: «Наталья Николаевна Пушкина была красавица. Увидя умирающего мужа, она бросилась к нему и упала перед ним на колени; густые темно-русые букли в беспорядке рассыпались у нее по плечам. С глубоким отчаянием она протянула руки к Пушкину, толкнула его и, рыдая, вскрикнула: - Пушкин, Пушкин, ты жив».

Почти тотчас же после смерти Пушкина Наталья Николаевна уезжает с детьми в Полотняный Завод, где и проводит безвыездно около двух лет. Но вот в конце ноября 1838 года приятельница и деревенская соседка Пушкина баронесса Евпраксия Николаевна Вревская пишет своему брату Алексею Николаевичу Вульфу: «Говорят она (т.е. Наталья Николаевна) возвратилась прекраснее, чем была».

Как известно, появляться в более широком обществе, чем в кругу своих прежних знакомых, вдова Пушкина стала не сразу. Сначала ее посещения ограничивались родными, да еще семейством Карамзиных, Мещерских, Вяземских и других ближайших друзей Александра Сергеевича. Появления ее даже в этом сравнительно ограниченном кругу близких и знакомых отмечались как события.

Второй супруг Натальи Николаевны П.П. Ланской настолько ценил красоту своей жены, что пользовался всеми случаями, чтобы иметь лишнее художественное ее изображение или, в крайнем случае, хотя бы фотографию.

Не обладая особо крупными средствами, он, тем не менее, заботился о ее туалетах, которые продолжали оставаться если не роскошными, то все же очень элегантными и служили достаточной рамкой ее исключительной красоте, которая мало страдала от времени.

Во время севастопольской кампании П.П. Ланской в числе прочих генерал-адъютантов был послан в Вятку для сформирования ополчения. Туда же с ним поехала и Наталья Николаевна. В дороге она простудилась, у нее заболели и опухли ноги. К больной был приглашен лучший тогда в Вятке доктор Спасский. В глазах большинства русских Наталья Николаевна была не только жена генерал-адъютанта Ланского, не только прославленная красавица, но, прежде всего вдова Пушкина. Вот почему Спасский на всю жизнь запомнил свое свидание с нею, пересказал его подробно своей дочери, а та записала. «В высшей степени заинтересованный своей пациенткой, сыгравшей роковую роль в жизни боготворимого им гениального человека, отец мой поспешил на ее приглашение и говаривал, что с волнением вошел в комнату больной, заранее рисуя ее в воображении самыми привлекательными красками как избранницу великого человека.

Однако свидание разочаровало его. Наталье Николаевне было тогда уже 42-43. От ее некогда знаменитой красоты сохранилось мало следов, Наталья Николаевна была чрезвычайно высока ростом: немногие мужчины были выше ее, - между тем голову она имела небольшую, что, при гладких тогдашних прическах, очень портило впечатление. В молодости, когда она носила букли, этот недостаток был, вероятно, незаметен. Цвет лица она имела очень белый, волосы темные, но не черные, черты лица тонкие, синие глаза вблизи были прекрасны, но разделялись друг от друга очень маленьким расстоянием, что издали производило впечатление косины.

Действительно, некоторые лица, видавшие Наталью Николаевну только издали, на балу в декабре 1855 года (в день торжественного прибытия ополченских знамен) остались в убеждении, что она была несколько косая; но другие, рассмотревшие ее поближе, с негодованием отвергали это и с восторгом хвалили ее величественную наружность и богатейший бальный наряд (белое платье, шитое золотом). Многие нарочно приезжали из уездных городов, чтобы только посмотреть на жену великого русского поэта».

Далее Спасская рассказывает о том, как Наталья Николаевна долго не соглашалась показать ее отцу своих ног, «говоря, что ей стыдно за свои больные ноги, что она просит доктора не смеяться над ними».

Переходя к манере Натальи Николаевны держать себя, Спасская пишет: «В обращении Наталья Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин».

Последние годы жизни были для Натальи Николаевны годами тяжелой болезни и постепенного умирания. Однако, по свидетельству А.П. Араповой, «в течение Ниццкого карнавала 1863 года красота матери вспыхнула последним бывалым блеском». Никто не хотел верить, что эта блестящая красавица та самая дама, которую привыкли ежедневно встречать «на променаде, в неизменном черном одеянии, со шляпой, надвинутой от солнечных лучей».

Наталья Николаевна Гончарова… Благодаря ей вспыхивало чувство и сердце поэта, благодаря ей мы и сегодня можем с трепетом произносить его стихи, соизмеряя свои чувства с чувством великого Пушкина.

Тема любви в жизни и творчестве Пушкина перерастает границы лирической исповеди о конкретных переживаниях, превращается в своеобразную философию чувства, в размышлении о смысле жизни. Любовь сама по себе есть целый мир, и жить в этом мире - счастье, которое требует от человека чистоты и благородства. Но понять эту простую истину может только влюбленный.

1. Боголепов П. «Тропа к Пушкину». 1974 г.

2. Лотман Ю.М. «Биография писателя». 1983 г.

3. Ободовская И. «Н.Н. Пушкина». 1985 г.

4. Февчук Л.П. «Портреты и Судьбы». 1990 г.

Стихи Пушкина, посвященные Н.Н. Гончаровой.

Я влюблен, я очарован,

Я совсем оганчарован.

С утра до вечера за нею я стремлюсь,