Руководства, Инструкции, Бланки

система руководства и управления вооружёнными силами img-1

система руководства и управления вооружёнными силами

Рейтинг: 4.5/5.0 (1822 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Управление в области обороны

§ 1. Управление в области обороны

В этой области отношения, связанные с обеспечением прежде всего военных мер по защите государства, его территории и суве­ренитета, а также населения от возможного вооруженного нападе­ния, регламентированы Федеральными законами «Об обороне» от 31 мая 1996 г. и «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 1464).

Основу оборонной системы страны составляют ее Вооруженные Силы.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Во­оруженными Силами РФ. Он в случае агрессии против РФ или ее непосредственной угрозы вводит на территории государства или в отдельных ее местностях военное положение. Об этом он незамед­лительно сообщает Федеральному Собранию. Президент также на­значает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину страны, а также уставы Вооруженных Сил РФ (например, дисциплинарный, внутренней службы), объявляет призывы граждан на военную службу.

Систему военного управления и непосредственного руководства Вооруженными Силами возглавляет Министерство обороны РФ.

Оно несет ответственность за развитие и состояние Вооруженных Сил, их боеготовность, состояние воинской дисциплины.

Вооруженные Силы страны, находящиеся в ведении Миноборо­ны, составляют ракетные войска стратегического назначения, военно-воздушные силы, военно-морской флот и сухопутные войс­ка. Кроме того, определенные функции оборонного характера осу­ществляются военными формированиями специального назначе­ния, находящимися в непосредственном ведении иных федераль­ных органов исполнительной власти. Это пограничные войска Фе­деральной пограничной службы; внутренние войска МВД; желез­нодорожные войска Федеральной службы железнодорожных войск; войска Министерства по делам гражданской обороны, чрез­вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий; войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ. Координация деятельности всех формирований воинского типа возложена на Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.

Минобороны России участвует в разработке военной доктрины; разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил и ко­ординирует по вопросам обороны деятельность других видов войск; финансирует выполняемые в целях обороны работы; высту­пает заказчиком производства вооружения и военной техники (го­сударственный оборонный заказ); разрабатывает федеральную программу вооружения; обеспечивает мобилизационную готов­ность Вооруженных Сил РФ и т.д. В его компетенцию входит также социальная защита военнослужащих.

Генеральный штаб Вооруженных Сил – орган оперативного военного управления, осуществляющий планирование строитель­ства и применения оборонных сил страны, обеспечение их опера­тивной и мобилизационной подготовки, разведывательную дея­тельность в интересах обороны, разработку мобилизационного плана, мер по воинскому учету и подготовке граждан к военной службе и т.д.

Помимо Генерального штаба в аппарате Минобороны действу­ют главнокомандующие видами (родами) войск с главными штаба­ми и военными советами.

Следующим звеном системы военного управления являются военные округа, флоты, объединяющие воинские формирования, действующие на территории округа, флота. Последние могут не совпадать с существующим административно-территориальным делением, т.е. являться межтерриториальными единицами. Командующие округами, флотами, а также их штабы, военные со­веты осуществляют задачи оперативно-стратегического характера.

Органы строевого управления – командующие военными объ­единениями (армия), соединениями (корпус), частями (полк).

Органы гарнизонного управления – начальник гарнизона или старший морской начальник, а также военные коменданты гарни­зонов.

Их основная задача– обеспечение воинской дисциплины, гар­низонной и караульной служб.

Территориальные органы – военные комиссариаты в городах, субъектах РФ. Они осуществляют учет военнообязанных, проведе­ние призывов, военных сборов.

Такова организационная система военного управления. Ее осо­бенностью является строгая централизация, вертикальные связи между ее звеньями, руководство работой которых сосредоточено в Минобороне.

Другие статьи

СИСТЕМА РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студопедия

СИСТЕМА РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общее руководство ВС РФ (и другими воинскими формированиями и органами) осуществляет Верховный главнокомандующий. Согласно Конституции Российской Федерации и Закону об обороне (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), им является Президент Российской Федерации .

Реализуя свои полномочия, Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения ВС РФ, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития армии, других войск и воинских формирований, план их применения, мобилизационный план, которым определяется порядок работы органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Российской Федерации Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент Российской Федерации утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, а также планы размещения на территории страны объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами Российской Федерации, Верховный главнокомандующий утверждает их структуру и состав, структуру и состав других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации. Эти документы — законы армейской и флотской жизни.

Как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Президент Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФЗ «О военном положении» (Закон о военном положении) вводит в действие нормативные Правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с Законом о военном положении. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в Отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент Российской Федерации наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении ВС РФ, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Основные его функции — разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция Российской федерации и Закон об обороне четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования войск за пределами территории Российской федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные закбны в области обороны.

Государственная Дума — представительный орган всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов от политических партий, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства Российской Федерации в этой сфере сформулировано в Законе об обороне. Согласно этому Закону, Правительство Российской Федерации:

■ разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

■ организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

■ организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

■ определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации;

■ определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

■ организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство ВС РФ осуществляет министр обороны через Минобороны России и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава ВС РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. Он издает по наиболее важным вопросам жизни и деятельности приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет ВС РФ через Минобороны России и Генеральный штаб Российской Федерации.

Минобороны России участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства ВС РФ. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основной орган оперативного управления войсками и силами флота — Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине Российской Федерации, план строительства ВС РФ и координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план ВС РФ. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности он организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской федерации и др.

В структуру центрального аппарата Минобороны России входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Минобороны России входят Главные командования видами Вооруженных Сил Российской Федерации. В структурном отношении они состоят из Главного штаба, управлений, отделов и.служб. Во главе вида ВС РФ стоит главнокомандующий, он назначается Президентом Российской Федерации и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы ВС РФ.

Состав вооружённых сил российской федерации

СОСТАВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ВООРУЖЁННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 5. Основы обороны государства.

Глава 13. Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.

Урок №39. Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть состав Вооружённых Сил РФ.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Сообщение темы и цели урока.

Как называется Федеральный закон, который определил дни воинской славы России?

Какие основные формы деятельности предусмотрены для увековечивания памяти российских воинов?

Какое значение имеет знание истории подвигов российского народа при защите своего Отечества для проведения патриотического воспитания?

Какие формы увековечивания памяти русских воинов считаются основными?

Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

Работа над новым материалом.

Военная организация нашего государства включает в себя Вооружённые Силы Российской Федерации, составляющие её ядро, и другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.

Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений (военных округов, флотов, армий, флотилий, корпусов), соединений (дивизий, бригад), воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации, в Тыл Вооружённых Сил, и в войска, не входящие в виды и рода войск.

Личный Состав Вооружённых Сил России включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала.

В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из трёх видов войск: Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота – и трёх родов войск: Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск, Войск воздушно-космической обороны, а также Тыла Вооружённых Сил и специальных войск.

Сухопутные войска – вид Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначенный для прикрытия государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника. Оснащённые различными видами военной техники и оружия, они включают в себя органы военного управления, мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны (ПВО), являющиеся родами войск, а также специальные войска, воинские части и учреждения тыла, другие воинские части, учреждения, предприятия и организации.

Военно-воздушные силы – вид Вооружённых Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения противника с воздуха, повышения мобильности и обеспечения действий формирований видов Вооружённых Сил, ведения комплексной разведки и выполнения специальных задач.

Военно-морской флот России (ВМФ России) – вид Вооружённых Сил, предназначенный для обеспечения военной безопасности государства с океанских (морских) направлений, защиты стратегических интересов Российской Федерации в океанских, морских районах (зонах).

Для управления и всестороннего обеспечения боевой и повседневной деятельности сил флот имеет системы управления, базирования и обеспечения. Флот возглавляется командующим.

Ракетные войска стратегического назначения – самостоятельный род войск, предназначенный для реализации мер ядерного сдерживания и поражения стратегических объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.

Войска воздушно-космической обороны – принципиально новый род войск, который предназначен для обеспечения безопасности России в воздушно-космической сфере. В составе Войск воздушно-космической обороны под единым руководством сосредоточены все силы, способные вести борьбу с воздушно-космическим противником. Основное назначение войск – защита территории страны от ударов средств воздушно-космического нападения.

Воздушно-десантные войска – высокомобильный самостоятельный род войск, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу.

Воздушно-десантные войска способны самостоятельно или в составе группировок Сухопутных войск решать оперативные и тактические боевые задачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных конфликтах.

Специальные войска предназначены для обеспечения боевой деятельности видов и родов войск Вооружённых Сил Российской Федерации и решения присущих им задач.

Руководство Вооружёнными Силами осуществляет Президент Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией является Верховным главнокомандующим.

Президенту Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны военное положение. Президент как Верховный главнокомандующий в пределах своих полномочий может издавать приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооружёнными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооружёнными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерство обороны.

Вооружённые Силы Российской Федерации составляют ядро военной организации государства.

Свои задачи Вооружённые Силы Российской Федерации выполняют в определённой организационной структуре, включающей виды и рода войск.

Вооружённые Силы Российской Федерации, оснащённые современным вооружением и военной техникой, способны создать в случае войны мощную оборону на суше, в воздухе и на море.

Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Каково основное предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации?

Каков состав современных Вооружённых Сил Российской Федерации?

Кто осуществляет руководство Вооружёнными Силами Российской Федерации?

Для решения каких задач предназначен новый самостоятельный род войск – Войска воздушно-космической обороны?

Продумайте и подготовьте сообщение на тему «Значение видов и родов Вооружённых Сил Российской Федерации для обеспечения военной безопасности страны».

Подготовьте сообщение на тему «Роль специальных войск в обеспечении боевой деятельности видов и родов Вооружённых Сил Российской Федерации».

Подготовьте сообщение о военном округе Вооружённых Сил Российской Федерации, на территории которого находится ваш регион.

Используя раздел «Дополнительные материалы», подготовьте сообщение о военных округах в Российской Федерации.

Дополнительные материалы к §39.

О военных округах

Военный округ Вооружённых Сил Российской Федерации является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением ВС РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооружённой защите и для вооружённой защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории в установленных границах ответственности.

В военно-административном отношении территория России с 1 декабря 2010 г. Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. №1144 разделена на четыре военных округа: Западный, Южный, Центральный, Восточный.

В состав каждого военного округа входят находящиеся на его территории органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооружённых Сил и военные комиссариаты.

Руководство военными округами осуществляет министр обороны Российской Федерации. Оперативное управление военным округом осуществляет Генеральный штаб, который обеспечивает контроль за исполнением решений министра обороны.

Непосредственное управление отдельным военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, он является прямым начальником всего личного состава военного округа. Ему непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооружённых Сил и военные комиссариаты. Командующий войсками военного округа подчиняется министру обороны Российской Федерации, а также начальнику Генерального штаба Вооружённых Сил – первому заместителю министра обороны Российской Федерации по вопросам, отнесённым к его компетенции, и главнокомандующему Сухопутными войсками.

Домашнее задание. Подготовить к пересказу §39 «Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации»; выполнить задания 1 – 4 (с. 210).

Выставление и комментирование оценок.

Похожие работы:

социальный педагог руководствуется Конституцией и законами РоссийскойФедерации. указами Президента РоссийскойФедерации. решениями Правительства РоссийскойФедерации и органов управления образования.

легко воспламеняющихся веществ и предметов. как-то: порох. предела обжали внешние. 39010, вооружённого серийными пушками. в состав подводных сил Тихоокеанского. года руководство Главного управления авиационной. нынешней РоссийскойФедерации работают два.

Основная образовательная программа

руководствоваться. РоссийскойФедерации. осуществляющими управление в сфере образования. 2.2.2. Основное содержание учебных предметов. РоссийскойФедерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав. ВооружённыхсилРоссийскойФедерации.

Основная образовательная программа

руководством. РоссийскойФедерации. осуществляющими управление в сфере образования. 2.2.2. Основное содержание учебных предметов. РоссийскойФедерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав. ВооружённыхсилРоссийскойФедерации. ОБЖ.

РоссийскойФедерации. осуществляющими управление в сфере образования. 2.2.2. Основное содержание учебных предметов. РоссийскойФедерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав. ВооружённыхсилРоссийскойФедерации. ОБЖ. руководство.

Руководство и управление вооруженными силами

Руководство и управление Вооруженными Силами

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральным законом.

Перечислим теперь функции Министерства Обороны, а затем Генерального штаба.

Министерство обороны Российской Федерации:

1) участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации;

2) разрабатывает концепцию строительства ВС РФ, координирует в целях обороны разработку концепций строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

3) разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу;

4) разрабатывает предложения по расходам на оборону в проекте федерального бюджета, порядку расходования Министерством обороны Российской Федерации выделенных средств и представляет их в Правительство Российской Федерации;

5) координирует и финансирует работы, выполняемые в целях обороны;

6) организует научные исследования в целях обороны, заказывает и финансирует на договорной основе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обороны;

7) заказывает и финансирует производство и закупку вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в пределах выделенных на эти цели средств;

8) финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям;

9) обеспечивает мобилизационную готовность ВС РФ;

10) обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала ВС РФ, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей;

11) представляет Президенту РФ проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе ВС РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

12) представляет в Правительство Российской Федерации проекты положений о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу;

13) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны;

14) координирует заказы на вооружение и военную технику для других войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники;

15) сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств;

16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны Российской Федерации.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации:

1) разрабатывает предложения по военной доктрине РФ;

2) разрабатывает план строительства ВС РФ и координирует разработку планов строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

3) координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

4) разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения ВС РФ, Мобилизационный план ВС РФ и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

5) готовит предложения по численности граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу и военные сборы, с распределением их между ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

6) устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации, исходя из общего количества граждан Российской Федерации, подлежащих призыву в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

7) организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия;

8) организует и координирует действия сил и применение средств при выполнении задач территориальной обороны;

9) координирует оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований, осуществляет контроль над состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований;

10) анализирует и координирует проведение в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы;

11) осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности;

12) осуществляет текущее и перспективное планирование обеспечения основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, а также накопления и размещения в мирное время запасов этих обеспечивающих средств;

13) организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности ВС РФ;

14) организует взаимодействие ВС РФ с другими войсками, воинскими формированиями и органами;

15) участвует в разработке Плана гражданской обороны;

16) определяет порядок использования и планирует использование радиочастотного спектра в целях обороны;

17) разрабатывает проекты положений о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей;

18) организует мобилизационное и стратегическое развертывание ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

19) осуществляет иные полномочия в области обороны в соответствии с Положением о Генеральном штабе ВС РФ.

Одним из важнейших министерств является Министерство обороны РФ. Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ, а управление – министр обороны РФ через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.

В функции Министерства обороны входит участие в разработке военной политики и военной доктрины, разработка федеральной программы вооружений и предложений по расходам на оборону, координация и финансирование работ в целях обороны, закупка военной техники и др.

После краха коммунизма у Востока и Запада сохраняются собственные несовпадающие интересы. Россия остается огромной ядерной державой, у нее есть региональные и стратегические, экономические и политические интересы, которые будут с неизбежностью вступать в противоречие с интересами государств Западной Европы, США и других стран. Россия не может совершить резкий скачок от восприятия Запада как источника абсолютного зла к его восприятию как источнику абсолютного добра: и то, и другое неприемлемо для великой державы. И России, и Западу предстоит еще определить свои интересы и разделяющие их противоречия.

Вооруженные Силы России – важная структура государства, призванная защищать его интересы от посягательств извне, а так же от попыток его уничтожения изнутри. Организация военного строительства и руководство войсками нацелены на поддержание мира, на укрепление независимости России.

Состояние Вооруженных Сил, их боеспособность зависят от экономического и духовного состояния государства. Государство, не заботящееся о своей армии, в конечном итоге перестает быть независимым. В истории нашей страны было немало сложных периодов, но, как бы ни было тяжело государству, оно никогда не переставало заботиться о своих Вооруженных Силах. Русский военный историк Антон Антонович Керсновский (умер в июне 1944 г. в возрасте 37 лет в Париже, в нищете, от чахотки; написал 4-х томную "Историю русской армии", являвшуюся в нашей стране до 1996 г. библиографической редкостью) отмечает, что "в своем исполинском тысячелетнем деле созидатели России опирались на три великих устоя - духовную мощь Православной Церкви, творческий гений Русского Народа и доблесть Русской Армии".

Этими славными традициями неплохо было бы руководствоваться нашему государству и сегодня, причем не на словах, а на деле.

1. Внешние и внутренние источники военной опасности.

2. Цели военной политики Российской Федерации на современном этапе развития.

3. Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности.

4. Полномочия органов государственной власти в области обороны.

5. Функции органов исполнительной власти в области обороны.

6. Функции предприятий, учреждений, организаций в области обороны.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Принципы и основные направления строительства Вооруженных Сил.

Внешние и внутренние факторы, определяющие характер и направленность военного строительства в России.

10.Функции Министерства обороны Российской Федерации.

11.Функции Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

Задание на самоподготовку:

Изучить основные учебные вопросы данной лекции;

2. В ходе подготовки к семинару подготовить:

- доклад: «Предназначение, роль и место Вооруженных Сил в структуре государственных институтов»;

1. «Руководство и управление Вооруженными Силами РФ»;

2. «Современное состояние и перспективы совершенствования ВС РФ».

3. Довести до студентов вопросы семинара.

1. Конституция Российской Федерации. –М. Юрид. лит. 1993;

2. Федеральный Закон Российской Федерации “Об обороне” Ориентир. 1996. - № 7;

3. Военная доктрина Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000г. № 706. Независимое военное обозрение. – 2000. - № 15;

4. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Независимое военное обозрение. – 2001. – № 28 (250);

5. Новое законодательство России об обороне, армии и военной службе: Сб. нормат. актов под ред. Дубровина В.Н. – М. “Бизнес Консалтинг Центр”, 1998;

6. Правовые основы деятельности органов военного управления: Сб. нормат. документов. –СПб. “Печатный двор”, 2001. – 1000с.

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. № 466 “О создании Вооруженных Сил Российской Федерации”;

8. Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге. Хрестоматийный сборник. - М. Воениздат, 1995;

Лекция обсуждена и одобрена на заседании отдела (цикла, ПМК).

Протокол № __ от «____» __________________ ______ г.

Лекция разработана с использованием материалов открытой печати.

Секретных сведений не имеет.

Разработал старший преподаватель военной кафедры №1

(воинское звание, подпись, фамилия)

«_____» ____________ ____ г.

Перечень слайдов, предназначенных для демонстрации в ходе проведения
лекции.

Тема № 1: Военная доктрина Российской Федерации. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов

Занятие №1:Военная доктрина Российской Федерации. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов

1 Военная безопасность. Задачи государства по ее обеспечению

2 Полномочия органов государственной власти в области обороны

3Военно-политические, военно-стратегические, военно-экономические основы Военной доктрины Российской Федерации

4 Вооруженные Силы в структуре государства. Руководство и управление ими

Безопасность – это состояние отношений между субъектами (личностями, социальными группами, нациями государствами) при которых их существованию, развитию, суверенитету не угрожает военная, экономическая и другая опасность.

Внешние источники военной опасности:

территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам со стороны третьих стран;

существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, прежде всего, вблизи от российских границ;

опасность применения ядерного и других видов ОМП другими государствами;

распространение ядерного и других видов ОМП и возможные попытки его использования в интересах отдельных стран, организаций и террористических групп;

возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

попытки вмешательства во внутренние дела Российской Федерации с целью дестабилизации ее внутриполитической обстановки;

нарушение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

нападения на военные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территории других государств;

расширение военных блоков и союзов в ущерб интересам военной безопасности Российской Федерации;

Основное содержание обеспечения военной безопасности:

формирование и реализацию единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;

поддержание внутриполитической стабильности, защиту конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории РФ;

развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседями и другими государствами;

создание и совершенствование системы обороны РФ и ее союзников;

всестороннее обеспечение и качественное совершенствование ВС РФ, других войск, воинских формировании и органов, поддержание их готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;

защиту объектов и сооружений в Мировом океане, космическом пространстве, на территории зарубежных государств, судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;

охрану и защиту Государственной границы РФ в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов;

поддержку при необходимости политических акций РФ путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, осуществления контроля зa взаимным выполнением обязательств в области oграничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;

обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты Отечества

Совет Федерации обладает следующими полномочиями в области защиты Отечества:

- рассматривает в рамках федерального бюджета расходы на оборону;

- рассматривает принятые Государственной Думой законы РФ, регламентирующие организацию в области обороны и безопасности страны, деятельность Вооруженных Сил РФ, других войск и федеральных органов;

- утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

- ратифицирует и денонсирует международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области обороны;

- решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России (ст. 10 и 11 Закона РФ «О безопасности», ст. 4 Закона РФ «Об обороне», ст. 5 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан Российской Федерации к воинской службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации;

- обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны;

- организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

- обеспечивают потребности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах в порядке, установленном законодательством в области обороны;

- обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей;

- участвуют в разработке и обеспечивают выполнение планов перевода (мобилизационных планов) органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

- обеспечивают выполнение государственного оборонного заказа организациями в пределах своих территорий (ст. 6 Закона РФ «Об обороне»).

Функции предприятий, учреждений, организаций.

Предприятия, учреждения и организации (независимо от форм собственности):

- проводят мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

- при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

- выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов;

- предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные (исполняют военно-транспортную обязанность) и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

- оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

- выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

- организовывают и проводят мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

- обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

- осуществляют мероприятия, предусмотренные планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени;

- создают мобилизационные органы или назначают работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее - мобилизационные работники);

- разрабатывают мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

- осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 8 Закона РФ «Об обороне», ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

- Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

- Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности обязаны предоставить всю информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Военная доктрина Российской Федерации называет, что «главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников».

Похожие работы: Лекцияпоучебнойдисциплине. «Общественно -государственнаяподготовка»

кафедры № 1 полковник О.Черваков ЛЕКЦИЯпоучебнойдисциплине. « Общественно -государственнаяподготовка»Тема 2: Военные реформы в истории. армия и воинское воспитание. Учебное пособие пообщественно -государственнойподготовке для офицеров, прапорщиков.

Лекцияподисциплине «Общественно -государственнаяподготовка»Тема №1

5 полковник С.Гайманов ЛЕКЦИЯподисциплине «Общественно -государственнаяподготовка»Тема №1: Вопросы государственного и военного строительства. Темалекции ” и №2 ”Учебные вопросы”. III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Военная безопасность. Задачи государства по.

Лекциипоучебнойдисциплине «судебная медицина и судебная психиатрия» Тема №1

ЛЕКЦИИпоучебнойдисциплине «СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА И СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ» Тема № 1 « Введение в курс. внутренних дел и Комитетом государственной безопасности. По прибытии на место. период совершения общественно опасного деяния, поэтому при подготовке дела.

Лекциипоучебнойдисциплине «Плавание»

Лекциипоучебнойдисциплине «Плавание» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по.

В. Ф. Панин Конспект лекцийпоучебнойдисциплине "Теоретические основы защиты окружающей среды" Министерство образования и науки Российской Федерации Томский политехнический университет В. Ф. Панин Конспект

лекцийпоучебнойдисциплине “Теоретические основы защиты окружающей среды” – Томск. ТПУ, 2009. – 115с. В конспекте лекций. Государственный и общественный.