Руководства, Инструкции, Бланки

Социальная Характеристика Ребенка Образец img-1

Социальная Характеристика Ребенка Образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1517 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Социальная характеристика родителей: плюсы, минусы, возможные варианты помощи

Социальная характеристика родителей: плюсы, минусы, возможные варианты помощи

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном в процессе формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Цели взаимодействия школы и семьи:

  1. Повышать воспитательные функции семьи.
  2. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс и активную жизнь села.
  3. Оказать семье психолого-педагогическую помощь.

Задачи взаимодействия школы и семьи:

  1. формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-вос­питательном процессе школы и класса;
  2. формирование психолого-педагогической культуры родителей;
  3. развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

Пути взаимодействия школы и семьи:

  1. социальное диагностирование семьи;
  2. обеспечение проведения всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
  3. разработка и обеспечение системы психолого-педагогического просвещения родителей;
  4. организация методической работы с педагога­ми по проблеме взаимодействия с семьей;
  5. организация работы родительского комитета школы, повышение его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности школы.

Правила эффективного взаимодействия педагогов с семьями учащихся:

  • родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения;
  • не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз;
  • разговаривайте с родителями спокойным тоном;
  • умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам;
  • не спешите с выводами;
  • готовясь к встрече с семьей ученика, помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее ;
  • каждая встреча должна заканчиваться конструктивными рекомендациями.

Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

Пути решения задач направленных на помощь семье:

1. Социальное диагностирование семьи.

Основные классификации семей

  1. по структуре:
    • полные семьи;
    • неполные семьи.
  2. по материальной обеспеченности:
    • с высоким материальным достатком;
    • со средним материальным достатком;
    • с низким материальным достатком;
  3. по социально правовой устойчивости и воспитательному потенциалу:

1. Социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении

2. Социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении

  • воспитательно-неустойчивая;
  • воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними.

3. Социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении.

  • воспитательно-слабая с постоянной конфликтной атмосферой;
  • воспитательно-слабая с агрессивно негативной атмосферой

4. Социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении.

  • маргинальная (с алкогольной, наркотической зависимостью);
  • вступающая в конфликт с законом;
  • преступная;
  • психически отягощенная.
  1. По взаимоотношениям:
    • гармоничная;
    • компромиссная;
    • конфликтная,
    • неустойчивая.
  2. По семейной ориентации:
    • на деятельность;
    • на общение;
    • эгоистическая.

Традиционными объектами деятельности социального педагога являются семьи:

  • малообеспеченные, они же, чаще всего, являются безработными и многодетными;
  • опекунские семьи;
  • приёмные семьи.
2. Установление контакта с родителями . 3. Анализ проблемы. Определение путей выхода из кризиса .

Основные виды помощи малообеспеченным семьям.

  • предоставление информации о пособиях и социальных льготах;
  • помощь в получении различных видов материальной помощи;
  • контроль использования выделенной детям материальной помощи (в случае необходимости);
  • бесплатное питание для учащихся (для многодетных семей)
  • консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;
  • трудоустройство несовершеннолетних.

В процессе взаимодействия с семьёй необходимо руководствоваться следующими принципами:

    • Каждому родителю неприятно слышать негативные отзывы, как о себе, так и о своих детях, поэтому педагогу необходимо не жаловаться, а искать в ребёнке хорошие черты, и профессионально выводить родителей на понимание необходимости поиска путей коррекции, имеющихся проблем.
    • Нельзя в качестве поучительного примера разглашать информацию о негативных примерах семейного воспитания. Информация о семье всегда анонимна .
  1. Использование возможностей семьи в формирование и развитии у детей и молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.
  2. Родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.

Учитесь сами и давайте пример окружающим видетьсветлые перспективы будущей жизни

Другие статьи

Психологическая характеристика

Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

Психологическая характеристика
Учащегося ___________класса СШ№______ ФИ_________
Дата рождения_________________ Дом.адрес__________
1. Тип трудности объясняется: пробелами в овладении этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений, отсутствием навыков адекватного поведения, изменениями личности, связанными с искажением представлений о взаимоотношениях с окружающими, органическими нарушениями нервной системы, психической неустойчивостью, повышенной аффективностью, расторможенностью влечений.


2.Психофизиологические особенности
а) стабильный экстраверт. общительный, открытый, разговорчивый, доступный, беспечный, живой, беззаботный, склонный к лидерству;
б) нестабильный экстраверт. обидчивый, неспокойный, агрессивный, возбудимый, переменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный;
в) стабильный интроверт. пассивный, осторожный, рассудительный, мирный, сдержанный, надежный, ровный, спокойный;
г) нестабильный интроверт. угрюмый, тревожный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий;
Тип личности (по Айзенку)
Характеристика типа:________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Эмоционально-волевая сфера. Тип акцентуации характера (по Шмишеку):
гипертимный
тревожный
дистимический
педантический
эмотивный
застревающий
демонстративный
экзальтированный
циклический
возбудимый
4. Мотивационно-потребностная сфера.
Потребности: в физическом совершенствовании, духовном совершенствовании, в трудовой деятельности, в дружбе, в эмоциональной близости со сверстниками, в уважении и поддержки со стороны взрослых, со стороны сверстников, в развлечениях, в комфорте, в лидерстве, в оказании помощи окружающим, в достижении высоких результатов в деятельности, в автономии, в престиже, сексуальные потребности.
5. Особенности школьной дезадаптации:
а) учеба. низкая обучаемость при положительной учебной мотивации, удовлетворительная или высокая обучаемость при стойком равнодушии или отрицательном отношении к учению, низкий уровень обучаемости при отрицательном отношении к учебе;
б)психологические причины. несформированность приемов учебной деятельности, недостаточное развитие психических процессов, неадекватное использование индивидуально-типологических особенностей;
в) трудовая и общественная деятельность: низкая (высокая) трудовая (общественная) активность, неспособность к систематической, целенаправленной, напряженной деятельности, низкая (высокая, ситуативная) работоспособность, низкое (высокое) чувство ответственности, неспособность (способность) довести начатое дело до конца, инициативность (безынициативность), низкие (высокие, средние) организаторские способности;
г) психологические причины. дефекты воспитания, несформированность трудовых навыков, неразвитость волевых качеств, отсутствие интереса к труду.
6. Тревожность:
а) общая (по Прихожан): высокая, повышенная, в норме, низкая;
б) личностная: высокая, повышенная, в норме, низкая;
в) межличностная: высокая, повышенная, в норме, низкая;
г) школьная (по Филлипсу): высокая, повышенная, в норме, низкая. Высокий уровень по факторам: страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, фрустрация потребности в достижении успеха, конфликты с учителями, страх предъявления себя.
7. Интеллектуальный уровень (по Ровену):
Уровень интеллектуального развития: высокий, средний, низкий.

Социальная характеристика.
1.Положение в группе. лидер, предпочитаемый, изолированный, приемлемый, отверженный.
2.Отношение к группе. положительное, отрицательное, индеферентное.
3. Входит в состав группировки _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
4. Референтная группа _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Нарушение общения и поведения:
а) возрастные ситуативно-личностные реакции. отказа, оппозиции (активной, пассивной), имитации(подражание), компенсации (желание устранить слабость), гиперкомпенсации, эмансипации (отказ от опеки взрослых), группирования со сверстниками, сексуальных влечений, хобби-реакция, дисморфореакция (фиксация на внешности), рефлексиореакция (фиксация на внутреннем мире);
б)доминирующие синдромы дезадаптации. недоверие к новым людям, вещам, ситуациям; депрессия; уход в себя; тревожность по отношению к взрослым, к сверстникам; враждебность по отношению к взрослым, сверстникам; недостаток социальной нормативности; социальная депривация; неугомонность; эмоциональное напряжение; невротические симптомы; неблагоприятные условия среды; опережающее сексуальное развитие; умственная отсталость; трудности обучения; болезни и органические нарушения; физические дефекты.
Дезадаптация проявляется в незначительной (значительной) степени. Носит ситуативный (хронический) характер. Ребенок стоит на грани клинических нарушений и нуждается (нет) в помощи психоневролога.
в) характер девиации: аморальное, делинквентное (неуголовные правонарушения), криминальное поведение. Причины: наследственность, соц. ситуация развития, личностный кризис, конфликтность, неуспешность в ведущей деятельности, неадекватная самооценка, отсутствие авторитета, состояние аффекта.
г) вид нарушения поведения: прогулы, побеги, воровство, мелкая спекуляция, драки, употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания, курение, девиация сексуального поведения (мастурбация, эксгибиционизм, групповой секс, фетишизм, гомосексуализм), суицидальное поведение (демонстративное, истинное, аффективное), страхи (фобии), навязчивые идеи (мигание, подергивание, грызение ногтей, сосание пальца, страх заразиться, повторные движения, слова), вербальные нарушения (сквернословие, патологическая ложь), увлечение азартными играми, компьютерная зависимость, повышенная агрессивность, повышенная тревожность, гиперактивность, аутичность, повышенная конфликтность, негативизм, повышенное упрямство, импульсивность, эгоизм, слабоволие, аффективность.

6. Отношения в семье:
а) тип семьи по воспитательному потенциалу. воспитательно-неустойчивая (гиперопека); воспитательно-слабая с утратой контакта с ребенком и контроля над ним; воспитательно- слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная (с алкогольной, сексуальной, наркотической деморализацией); правонарушительная; преступная; психически отягощенная, безнадзорность, жестокое обращение с ребенком
б) культурный уровень семьи. высокий средний, низкий.
в) взаимоотношения: доверительные, ровные, конфликтные, отчужденные.
г) родительский авторитет. высокий, невысокий, недостаточный, низкий.
д) стиль, методы, приемы воспитания. педагогически верные, неверные, неадекватные. Единство (отсутствие единства) воспитательных воздействий членов семьи.
е) общественный режим и климат семьи удовлетворительный, положительный, неудовлетворительный.
ж) уровень выполнения требований школы. высокий, удовлетворительный, недостаточный, низкий, крайне низкий.
Семья является (нет) стабилизирующим фактором для ребенка.

Характеристика на ученика (школьника)

Характеристика на ученика школы

Характеристика на ученика являет собой документ, дающий оценку психологических, социальных и других личных качеств и черт характера школьника. Основная его задача – ознакомить нового педагога с индивидуально-психологическими особенностями ученика с целью нахождения индивидуального подхода и налаживания работы с ним. Поэтому данный документ должен составляться объективно и с максимальной ответственностью.

Утвержденного образца педагогической характеристики на ученика школы до сих пор не существует, поэтому пишется она в произвольной форме, но, тем не менее, должна соответствовать основным требованиям:

  • Отображать психологические особенности ученика, которые проявляются им в процессе обучения;
  • Если это групповая характеристика – разделять учеников согласно уровню преобладания определенных способностей;
  • Отражать отношение учителя к ученику.
Содержание характеристики на ученика

Образец характеристики на ребенка должен содержать карту учащегося, отражающую процесс его педагогического и психологического воспитания. Он должен быть составлен на основе метода оценок классного руководителя. Для легкого усвоения информации о школьнике и обнаружения наиболее проблемных зон его общения, характеристики отмечают в виде шкал между самой низкой и высокой оценками. Характеристика на учащегося заполняется с определенной периодичностью. Это позволяет проанализировать процесс воспитания и обучения, а также выявить прогресс либо регресс во время применения той или иной методики.

Текст школьной характеристики должен состоять из следующих частей:

  1. Анкетные данные школьника;
  2. Сведения об учебной деятельности ученика (уровень его успеваемости);
  3. Оценка моральных и деловых качеств;
  4. Состояние здоровья;
  5. Увлечения и интересы;
  6. Сведения о семье ученика.

В конце характеристики обучающегося в обязательном порядке должна фигурировать подпись классного руководителя и директора учебного заведения, а также проставлена дата составления.

Для наглядного примера рассмотрим готовый шаблон характеристики на ученика младших классов.

Характеристика на хорошего ученика третьего класса

Характеристика ученика 3 «Б» класса

Средней школы №1

Александра Анатольевича Сидорова

2005 года рождения

Проживающего по адресу Ленина, 45 - 17

Учеба. учится на «отлично», много читает, любит рисовать.

Поведение. Ведет себя примерно, никогда не нарушает дисциплину.

Усидчив, не отличается высокой двигательной активностью.

Организаторские способности и инициативность средней выраженности.

Общение в школе. Очень общителен, постоянно ищет новые знакомства.

Личностные особенности. уверен в себе, честолюбив, вызывает симпатию у учителей.

Общение в семье. Дружеские и доверительные отношения с родителями. Родители предоставляют ему большую самостоятельность, но при этом контролируют его поведение. Конфликтов с родителями, одноклассниками и учителями не возникало.

Сравнивая на сегодняшний день образцы характеристик учеников, учениц начальных, средних и старших классов,можно сказать, что требования, предъявляемые к характеристикам, остаются неизменными.

Периоды заполнения характеристик на учеников школы

3 класс – заполняется учителем младших классов с целью ознакомления с учениками.

7 класс – характеристика учащегося заполняется классным руководителем с целью выбора учеником профильного направления.

9 класс – также заполняет классный руководитель с целью определения способностей и склонностей ученика.

Если школьная программа предполагает длительность обучения 11 лет, то характеристика ученика составляется в 4, 8 и 9 классах.

Скачать пример:

Большинство предприятий, вне зависимости от своей организационной формы, занимающихся переработкой или перепродажей натуральной продукции, закупают ее для своей.

Договор аренды зданий и сооружений — это документальное соглашение, согласно которого арендодатель передает арендатору во временное пользование недвижимое имущество.

Сущность и особенности договора дарения Декларация по правам человека предусматривает владение имуществом. Процессы основаны на работе законодательной базы. Установлены.

Договор подряда с физическим лицом Договор подряда с физическим лицом, который заключается для организации, может стать заменой трудового договора с физическим лицом.

В настоящее время наблюдается рост частоты операций, связанных с купле-продажей земельной собственности. К заключению сделки следует подойти с максимальной ответственностью.

Авансовый отчет по средствам, потраченным работником в командировке – это документ, подтверждающий расходование работником выданного аванса. Это один из нескольких.

На основании заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и заявления о выдаче свидетельства о регистрации объектов игорного.

Приказ об увольнении утвержден Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда.

Закупочный акт по форме ОП-5 применяется для закупки продуктов у населения.Составляется в двух экземплярах в момент совершения закупки сельхозпродуктов у населения.

Наряд на сдельную работу по форме 414-АПК используется для учета выполненных работ в строительстве, промышленных, вспомогательных и прочих производствах группой.

Выдачу разрешения на оружие осуществляет Отдел Лицензионно-Разрешительной работы, обычно он находится по адресу ОВД. Для того, чтобы получить лицензию на приобретение.

Письмо-запрос – одно из ряда деловых писем, составляемое для получения каких-либо официальных сведений или документов. Текст письма-запроса должен содержать.

Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др. обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность представляет собой индивида, обладающего сознательностью и активностью, который имеет возможность выбирать свой путь и образ жизни. Такой выбор зависит от его врожденных и приобретенных личностных характеристик, а также психологических свойств. На развитие индивида как члена социума воздействуют его отношения, которые складываются в процессах потребления и производства различных материальных благ.

Социально-психологическая характеристика личности и ее формирование зависит от политической обстановки и идеологии, отношения субъектов в общественных группах, куда они входят. В процессе личного общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одного субъекта взаимодействия на другого, в процессе которого либо формируется общность во взглядах, установках, либо не формируется.

Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.

Социально-психологическая характеристика личности по Ананьеву

Психолог Ананьев утверждал, что для правильной характеристики индивида обязательно необходим полный анализ ситуации, в какой он развивается, его статуса и общественной позиции. Если считать, что личность субъекта формируется в процессе ее деятельности, то сама эта деятельность может осуществляться только в определенной социальной ситуации. Однако, действуя в этой ситуации, любой индивид занимает конкретный статус, который может задаваться только системой социальных отношений, которая уже сложилась. Такая статусность – объективна, а вот осознание ее индивидом может быть неадекватным или адекватным, пассивным или активным.

Также человек наряду со статусом занимает и конкретную позицию, характеризующую индивидуальную деятельную сторону личностного положения в различных социальных структурах. Поэтому личностная позиция индивида в качестве субъективной деятельной стороны его статуса являет собой определенную систему взаимоотношений индивида, мотивов и установок, которыми он следует в своей обычной деятельности, ценностей и целей, на которые обращена эта самая деятельность. А сама система реализуется через присущие личности роли в определенных социальных обстоятельствах развития.

Социально-психологическая характеристика человека представляет собой сложную структуру, состоящую из факторов внешней и внутренней среды, которая влияет на формирование личности в процессе ее социализации, жизнедеятельности и развитии.

Социально-психологическая характеристика включает не только отдельные определенные психические процессы и их сочетания, появляющиеся в процессе деятельности, но и свойства психики, которые характеризуют каждую личность, ее склонности и интересы, способности, характер и темперамент.

Не существует, абсолютно, похожих по свойствам психики людей. Каждый из субъектов отличается от остальных людей набором особенностей, которые соединяясь вместе, образуют индивидуальность личности.

К психическим свойствам индивидов относят значимые и устойчивые особенности. Так, например, если любому свойственно периодически испытывать раздражение, но это еще не означает, что раздражительность является чертой его характера.

Свойства психики человек не получает в готовом варианте. Все свойства психики индивидов (способности, интересы, характер, склонности) вырабатываются на протяжении всей его жизни. Такие особенности в некоторой мере устойчивы, но это не означает, что они неизменные. Неизменных психических свойств не существует. Пока индивид живет и развивается – меняются и свойства его психики.

Социально-психологическая характеристика не бывает врожденной. Врожденными бывают только определенные физиологические и анатомические особенности. Особенности анатомо-физиологического характера, которые образуют врожденные отличия между субъектами и носят название задатки. Они имеют очень важную значимость в процессах формирования и развития индивидуальности индивидов. Однако нельзя считать, что задатки предопределяют индивидуальность. Они не являются единственным и главным фактором, обуславливающим индивидуальность. Основываясь на определенных задатках, формируются различные свойства психики в зависимости от условий жизни человека.

Павлов разделил типы нервной деятельности на такие признаки, как сила, равновесие и подвижность. Сила определяет работоспособность клеток мозга (возбуждение и торможение). Равновесие определяет соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность характеризует способность смены процессов торможения и возбуждения. Исходя из этого, и в зависимости от комбинации этих признаков разработана типология высшей нервной деятельности.

Именно типы нервной деятельности и являются главной характеристикой субъективных особенностей нервной системы индивида. Хоть тип нервной деятельности и является врожденным признаком, но это не означает, что он не изменяется в процессе жизнедеятельности человека, его воспитания и воздействия обстоятельств социальной среды. Поэтому нужно разграничивать типы высшей нервной деятельности врожденные и сложившиеся в процессе условий среды и воспитания.

Характер и индивидуальность, способности и интересы человека всегда обусловлены его жизненным путем. Только в процессе преодоления различных трудностей развивается характер и воля, в процессе занятий каким-либо видом деятельности формируются способности и интересы.

Главным в процессе становления индивидуальности субъекта, его склонностей, интересов и характера является мировоззрение – системность взглядов индивидов на окружающие явления социума и природы.

Убеждения, которые обусловлены жизненным путем субъекта, также влияют непосредственно на ход такого пути, деятельность субъекта и образ жизни его.

В раннем возрасте главным в формировании особенностей психики человека являются воспитание в семье, социуме и обучение.
Социально-психологическая характеристика личности включает склонности и интересы, выражающие направленность индивида. Интересом является тенденция обращения внимания на определенный предмет. Внимание – это направленность сознания в конкретный момент на определенный предмет. Разница между интересами и склонностями заключается в том, что интерес направлен на какой-либо предмет, а склонность направлена на занятие каким-нибудь конкретным видом деятельности.

Главным в образовании интересов и склонностей личности лежат ее потребности. Но не любая потребность способна породить интерес, характеризующийся устойчивостью, который выражает направленность индивида. Например, когда человек голоден у него преобладает потребность в еде и главным его интересом будет еда, но такой интерес будет носить временный характер вплоть до его удовлетворения, т.е. это не будет являться характерной чертой индивида.

Важнейшей причиной приобретения различных знаний, расширения кругозора является интерес. Описывая направленность индивидов, в первую очередь, следует обращать внимание на широту интересов и их содержательность. Полноценное развитие индивидов зависит от широты интересов. Однако это не означает отсутствие какого-либо одного главного интереса.

Целенаправленность и жизненный путь определяется центральным интересом личности, который составляет стержень, возле которого группируются и проявляются другие интересы. Также немаловажной характеристикой интереса является его устойчивость. При отсутствии устойчивости в интересах, человек не способен достичь большого успеха ни в одной сфере деятельности.

Еще одной характерной особенностью интересов является их сила или действенность. Действенный интерес побуждает человека к активному поиску удовлетворения и формируется в сильнейший мотив для деятельности.

Следующая социально-психологическая характеристика личности – это одаренность и способность.

Способность – это свойства психики, отвечающие за успешное выполнение какой-либо деятельности или несколько видов деятельности. А совокупность задатков, составляющих природное условие развития способностей, носит название одаренность. Главным значением среди задатков являются признаки, лежащие в основах различия видов нервной деятельности (подвижность, сила, равновесие процессов торможения и возбуждения). Следовательно, одаренность индивида тесным образом связана с врожденным видом высшей нервной деятельности индивида.

Нервные процессы, которые характеризуют сложившийся вследствие развития вид нервной деятельности, обладают важнейшим фактором для понимания физиологических основ способностей. Способности, хоть и имеют зависимость от задатков, все равно являются только следствием развития. Их развитие реализуется только в процессе такой деятельности, для которой необходимы именно эти способности, также и в процессе обучения этой деятельности. Сочетание способностей, которые обеспечивают возможность творческого проявления в выполнении деятельности, носят название талант к данному виду деятельности.

Следующая психологическая характеристика — темперамент. Издавна и по сей день существует определенная типологическая характеристика темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Темперамент – это субъективные особенности индивида, которые выражаются в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному проявлению чувств (например, в жестах, мимике), в подвижности. Исходя из этого: сангвиник характеризуется слабыми чувствами, но быстро возникающими, холерик – сильными и быстро возникающими, меланхолик сильными и медленно возникающими, флегматик – слабыми и медленно возникающими.

Кроме этого, для сангвиников и холериков характерны быстрота движений и подвижность, для флегматиков и меланхоликов – медленность движений и подвижности. Основные черты темпераментов зависят и от свойств высшей нервной деятельности, описанных выше. Темперамент характеризуется устойчивостью на протяжении жизни. Каждый из типов темперамента обладает негативными проявлениями и позитивными. Поэтому в процессе жизни человеку необходимо научиться «владеть» проявлениями темперамента и подчинять себе.

Следующая социально-психологическая характеристика – характер. Он означает совокупность базовых свойств психики человека, которые накладывают отпечаток на все его поступки и действия при различных обстоятельствах. Черты характера – это свойства психики индивида, из которых складывается характер, например, трудолюбие, инициативность, лень, трусость.

По отношению к темпераменту мы не можем применять слова «плохой» или «хороший», однако можно сказать, что человек умеет плохо владеть своим темпераментом или, наоборот, хорошо. По отношению к характеру такие слова применимы. Это означает то, что характер непосредственно выражается в поведении и поступках.

Также как можно оценить и черты характера. Одни относятся к положительным, другие к отрицательным проявлениям характера.
Характер обуславливается целями и способами их достижения, отношением, которое переживается и выражается чувствами, к социуму, миру, к деятельности, зависящему от мировоззрения индивида, его убеждений.

Социальная характеристика личности

При всей важности природных качеств индивида не следует забывать, что суть личности социальная. Индивид не рождается личностью, он ею становится в процессе своей социализации. Характер преобразования индивида в личность непосредственно зависит от социума, в котором он живет.

Развитию и формированию личности способствует ее взаимоотношение с субъектами, которые играют различные социальные роли, также как и участие личности в таком репертуаре. В зависимости от того, сколько социальных ролей индивид способен воспроизвести, он может быть менее приспособленным к жизни или менее. Поэтому, процесс личностного развития нередко выступает в качестве динамики освоения общественных ролей.

Существует две разновидности социальных ролей: межличностные и конвенциальные. Стандартизированные обязанности и права, например, отец, начальник, представляют собой конвенциальные роли. Права и обязанности, выполнение которых имеет зависимость от личностных особенностей индивидов, называются межличностными ролями.

На формирование личности индивида оказывают большее влияние личностные и деловые отношения. Позиция человека в социуме, его обязанности и права определяют статус личности.

Социально-психологическая характеристика группы

Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.

Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.

Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.

Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).

Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности.
Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т.д.

Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий. Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.

Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллектив – это определенная социальная группа, имеющая высокий уровень развития, в которой межличностные отношения и взаимодействия обусловлены личностно значимым и общественно ценным содержанием их совместной деятельности.

Коллектив являет собой целостное единство, предполагающее наличие основных составляющих компонентов, подструктур, членов, которые взаимодействуют изнутри такой целостной структуры. Базисным фактором установления психологической структуры является ее отражение в жизнедеятельности в целом. Подструктуры отражают различные сферы такой жизнедеятельности.

Характеристика социально-психологического климата – это определенная совокупность явлений, оказывающих значимое влияние на поведение членов такого коллектива и обуславливающая их взаимодействие, климат и др. Среди таких явлений выделяют: общественное мнение (социальные взгляды, суждения, установки), общественные настроения и социальные чувства, коллективные обычаи, традиции, привычки, различные явления, которые возникают в процессах взаимодействия субъектов (взаимные оценки и требования, авторитет). Психология коллектива значительно воздействует на поведение отдельных лиц в коллективе.

В зависимости от того, как некоторые члены коллектива выражают себя в деятельности, познании и общении, формируется характер межличностных взаимоотношений в коллективе, складываются коллективные нормы поведения, интересы, образуется общественное суждение о таком коллективе (например, дружный или нет, склочный, инициативный и т.д.). Основная роль в развитии и формировании любого коллектива отводится именно общению. Благодаря общению отношения в коллективе могут быть доверительными или нет, дружескими, поддерживающими друг друга и т.д.

Поэтому отдельным пунктом в описании различных коллективов всегда является социально-психологическая характеристика общения.
Самыми значимыми и базисными социально-психологическими характеристиками коллектива считают его дисциплинированность, информированность, организованность, активность и сплоченность.

Дисциплинированность играет регулирующую поведение роль в коллективе и обеспечивающую согласованность деяний внутри его. Информативность определяет одно из базисных обстоятельств формирования сознательности в поведении личности, соответствующей ее целям и состоянию коллектива. Организованность проявляется характером реакций конкретного коллектива на изменение внешних обстоятельств и внешних информационных данных.

Активность – это деятельность, совершаемая индивидом не по необходимости выполнения его должностных обязанностей, а в качестве свободного самовыражения. Сплоченностью называется психическое объединение, соединяющее абсолютно всех членов коллектива в процессе их совместной деятельности и создающее целостное единство всего такого коллектива. На сплоченность оказывает влияние индивидуальная психологическая совместимость всех участников.

Комплексность социально-психологических характеристик создает представление о внутреннем состоянии коллектива, которая имеет название – моральный климат коллектива. Для того чтобы дать оценку моральному климату коллектива можно использовать информацию о текучести кадров, результативности труда, качестве и количестве производимой продукции и т.д.

Благоприятный положительный моральный климат коллектива является обязательным условием работоспособности и дальнейшего развития.

Социально-психологическая характеристика ребенка

При составлении социально-психологической характеристики ребенка исследуют определенные явления его взаимодействия с окружающим социумом в процессе деятельности. Первоначально обращают внимание на состав семьи ребенка: полная или не полная, социально благополучная или неблагополучная, достаток. Далее необходимо обратить внимание на детскую успеваемость в школе (для учащихся) или поведение в коллективе для детей дошкольного возраста, поведение детей в семье. Обязательно необходимо провести беседу с родителями и другими родственниками, воспитателями и учителями, чтобы составить точную характеристику.

Также непременно следует обратить внимание на здоровье ребенка и наличие наследственных, врожденных или приобретенных заболеваний. Дается оценка коммуникационным навыкам, изучается их уровень формирования. Тут нужно смотреть на социально-психологический статус в группах, оценивать особенности общественных взаимодействий, как со сверстниками, так и с воспитателями или учителями.

При психологической характеристике детей раннего возраста оценивают речь, игру, общение, представление о себе, о мире и др. Содержанием деятельности детей раннего возраста должно быть усвоение культурных методов использования предметов. Взрослый для ребенка в этот период становится образцом для подражания. Теперь взрослый не просто дает ребенку определенный предмет, но и показывает, как именно им пользоваться. Ранний возраст характеризуется интенсивным усвоением методов действий с предметами. К концу данного периода ребенок должен научиться ими пользоваться. В этом периоде исследуют интеллект, личностную сферу, психофизиологические особенности, специфику межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте у детей формируются определенные образования – произвольное поведение. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Он начинает впитывать в себя определенные моральные ценности и старается следовать конкретным правилам и законам. Нередко это может быть связано с эгоистическими потребностями, например, привлечение внимания и одобрения со стороны взрослых. Таким образом, поведение младших школьников сводится к одному доминирующему свойству – мотиву достижения успеха. Нужно оценивать, способен ли ребенок произвести адекватную оценку своему поступку, способен ли он победить свои желания. В этом возрасте ребенок стремится вести активные размышления о своих действиях и утаивать личные переживания.

Развитие младших школьников напрямую зависит от успеваемости в школе, оценки их взрослыми, личностного взаимоотношения, их социальных ролей. Дети в этом возрасте очень сильно становятся подвержены влиянию извне.

Подростковый возраст для детей характеризуется периодом самоопределения. Социальное, профессиональное, личностное, духовное самоопределение становится ведущей задачей данного возраста. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная.

В юношеском возрасте подростки стремятся к самоуважению, к формированию личной идентичности, открытию своего внутреннего я во всех его проявлениях, в целостности и уникальности.

Психологическая характеристика личности ребенка должна включать в себя исследование индивидуальных особенностей психических процессов индивида, типа темперамента, основных черт характера, интересов и склонностей детей.

Социально-психологическая характеристика семьи

Семья – это не только своеобразная ячейка общества, но и один из самых древнейших социальных институтов. За все время существования мира ни одно общество не обходилось без создания семейных отношений.

В процессе своего развития семья проходит некоторые этапы или жизненные циклы семьи: непосредственно образование семьи, появление первого ребенка, появление последнего ребенка, вступление в брак последнего ребенка – так называемое «пустое гнездо», смерть одного из супругов.

Социально-психологическая характеристика общения семьи в первую очередь представлена взаимодействием супругов между собой, во вторую — с детьми, потом с родителями супругов и с друзьями. Общение представляет собой обмен информацией, духовный контакт и близость, обсуждение вопросов. Именно от общения зависит степень близости супругов между собой и степень близости с детьми.

Семья должна нести определенные социальные функции:

  • воспитательную, которая включает в себя социализацию молодого поколения и передачу культурного наследия;
  • хозяйственно-бытовую, поддерживающую физическое здоровье членов социума, включающую уход за детьми и престарелыми родителями;
  • экономическую, которая заключается в получении материальных ресурсов, а также в финансовой поддержке нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
  • духовного общения, включающую духовное развитие индивидов в семье, духовное обогащение;
  • социально-статусную, включающую в себя предоставление конкретного социального статуса членам семейных отношений, воспроизведение социальной структуры;
  • функцию досуга, которая заключает в себе организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональную, включающую получение эмоциональной поддержки и психологической защиты, стабилизацию субъектов и психологическую терапию.

Социально-психологическая характеристика семьи и ее составление включает возраст родителей, уровень образования, состав семьи. Далее, оценивают материальные и жилищные обстоятельства, уровень жизни в целом. Обязательно необходимо выяснить отношение взрослых к своей профессии и общественно-полезной деятельности. Оценивается обстановка в семье и система ценностей, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций или факторов, провоцирующих конфликты, увлечения обоих супругов, их досуг, взаимодействие семьи со школой, в которой учатся дети, отношение с учителями и школой в целом, уровень педагогических умений и психологических навыков, система воспитания, выясняется кто занимает главенствующую позицию в семье, отношение к детям и с детьми.

Навигация по записям Добавить комментарий Отменить ответ