Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке приема и регистрации сообщений о преступлениях img-1

инструкция о порядке приема и регистрации сообщений о преступлениях

Рейтинг: 4.4/5.0 (1905 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Установлен новый порядок приема и регистрации в МВД России заявлений о преступлениях и правонарушениях \ Консультант Плюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • "Горячие" документы
  • Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях"
Установлен новый порядок приема и регистрации в МВД России заявлений о преступлениях и правонарушениях

Новая Инструкция устанавливает порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени их совершения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России. Круглосуточный прием заявлений и сообщений осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

Электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа ведется с ними как с письменными заявлениями.

Определена процедура, в том числе:

регистрации заявлений и сообщений в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, и их разрешения;

контроля за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений.

Признан утратившим силу приказ МВД России от 01.03.2012 N 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".

Дата публикации на сайте: 14.11.2014

Другие статьи

Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях

Приказ ФТС России от 12.01.2007 N 23 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях"

Документ по состоянию на август 2014 г.

Зарегистрировано в Минюсте России 6 марта 2007 г. N 9035

Во исполнение пункта 5.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" (зарегистрирован Минюстом России 30.12.2005, рег. N 7339), в целях установления порядка приема, регистрации, рассмотрения и учета в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях (далее - Инструкция).

2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, таможенных органов Российской Федерации:

а) довести настоящую Инструкцию до сведения подчиненных должностных лиц;

б) обеспечить организацию работы по приему, регистрации и учету поступивших в таможенные органы сообщений о преступлениях согласно Инструкции.

3. Начальнику Регионального таможенного управления организации силового обеспечения Е.В. Жаркову обеспечить в Приемной ФТС России, оперативно-дежурных службах таможенных органов и специальных помещениях для приема граждан размещение в доступом для ознакомления месте разработанных на основании инструкции правил приема и регистрации сообщений о преступлениях.

4. И.о. начальника Управления таможенных расследований и дознания Н.В. Зорину представить в Главное управление тылового обеспечения первичную заявку на изготовление и рассылку по таможенным органам необходимого количества печатной продукции.

5. Начальнику Главного управления тылового обеспечения С.Г. Комличенко обеспечить изготовление и рассылку по таможенным органам Российской Федерации печатной продукции в соответствии с приложениями к Инструкции, в пределах средств, предусмотренных на приобретение продукции для материально-технического оснащения таможенных органов.

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России И.А. Завражнова.

Руководитель
генерал-полковник
таможенной службы
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ

Приложение
к Приказу ФТС России
от 12 января 2007 г. N 23

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях (далее - Инструкция) устанавливает порядок приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях, а также определяет порядок ведомственного контроля за ее соблюдением.

2. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

1) сообщение о преступлении - заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, которые оформляются следующими процессуальными и иными документами, предусмотренными частью 2 статьи 20 и статьями 141 - 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027, N 30, ст. 3015, ст. 3020, ст. 3029, N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700, ст. 2706, N 27 (ч. II), ст. 2708, N 28, ст. 2880, N 50, ст. 4847, N 51, ст. 5026; 2004, N 17, ст. 1585, N 27, ст. 2711, ст. 2804, N 40, ст. 3989, N 49, ст. 4853; 2005, N 1 (ч. I), ст. 13, N 22, ст. 2194, N 23, ст. 2200, N 28, ст. 2904; 2006, N 3, ст. 277, N 10, ст. 1070, N 23, ст. 2379, N 28, ст. 2975, ст. 2976, N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 1 (ч. I), ст. 46, N 16, ст. 1827, N 18, ст. 2118, N 22, ст. 2686, N 24, ст. 2830, ст. 2833, N 31, ст. 4008, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 48 (ч. II), ст. 6030, N 49, ст. 6033, N 50, ст. 6235, ст. 6236, ст. 6248; 2008, N 12, ст. 1074, N 24, ст. 2798, N 30 (ч. II), ст. 3695, N 49, ст. 5724, N 52 (ч. I), ст. 6226, ст. 6235; 2009, N 1, ст. 29, N 11, ст. 1266, ст. 1267, ст. 1268, N 18 (ч. I), ст. 2145, N 26, ст. 3139, N 29, ст. 3613, N 44, ст. 5170, ст. 5173, N 45, ст. 5263, N 51, ст. 6161, N 52 (ч. I), ст. 6422, ст. 6453; 2010, N 1, ст. 4, N 8, ст. 780, N 11, ст. 1168, ст. 1169, N 14, ст. 1552, N 15, ст. 1756, N 17, ст. 1985, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2284, N 21, ст. 2525, N 27, ст. 3416, ст. 3427, ст. 3428, ст. 3431, N 30, ст. 3986, ст. 3989, ст. 4003, N 31, ст. 4164, ст. 4193, N 49, ст. 6412, ст. 6414, ст. 6419; 2011, N 1, ст. 16, ст. 39, ст. 45, ст. 46, N 6, ст. 897, N 7, ст. 901, N 13, ст. 1686, ст. 1687, N 15, ст. 2039, N 19, ст. 2712, N 23, ст. 3259, N 25, ст. 3533, N 29, ст. 4285, N 30 (ч. I), ст. 4598, ст. 4601, N 30 (ч. II), ст. 4698, N 31, ст. 4808, N 43, ст. 6123, N 44, ст. 6319, N 45, ст. 6322, ст. 6323, ст. 6324, ст. 6334, N 48, ст. 6730, N 50, ст. 7362) (далее - УПК РФ):

заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения;

письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем;

протокол принятия устного заявления о преступлении;

протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении;

заявление о явке с повинной;

протокол явки с повинной;

рапорт об обнаружении признаков преступления;

протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении;

2) принятие (прием) сообщения о преступлении - получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия;

3) регистрация сообщения о преступлении - внесение уполномоченным должностным лицом таможенного органа в книгу учета сообщений о преступлениях (далее - КУСП) краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера;

4) проверка сообщения о преступлении - действия, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 144 УПК РФ, проводимые правомочными или (и) уполномоченными на то должностными лицами таможенного органа по сообщению о преступлении;

5) КУСП N 1 - книга учета сообщений о преступлениях, ведущаяся в оперативно-дежурных подразделениях таможенных органов, содержащая краткую информацию обо всех принятых сообщениях о преступлениях (за исключением сообщений о преступлениях, регистрируемых в КУСП N 2);

6) КУСП N 2 - книга учета сообщений о преступлениях, ведущаяся в подразделениях по противодействию коррупции таможенных органов, содержащая краткую информацию о принятых сообщениях о преступлениях, совершенных в отношении должностных лиц таможенных органов, таможенных объектов и объектов таможенной инфраструктуры, а также совершенных должностными лицами и работниками таможенных органов.

3. В помещениях административных зданий таможенных органов, на стендах или в иных общедоступных местах размещаются выписки из положений УПК РФ, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях, перечень должностных лиц, правомочных и уполномоченных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении и явки с повинной; сведения о руководителях и иных должностных лицах органов (должность, Ф.И.О. адрес органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или отказом в приеме) сообщений о преступлениях; образцы письменных заявлений о преступлении (приложение N 3 к настоящей Инструкции) (письменное заявление о преступлении может быть составлено заявителем в произвольной форме) и о явке с повинной (приложение N 4 к настоящей Инструкции) (письменное заявление о явке с повинной может быть составлено заявителем в произвольной форме), требования по их составлению.

4. Непосредственная организация работы в таможенных органах по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, контроль за их осуществлением возлагается на начальников соответствующих органов дознания и их заместителей.

5. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом таможенного органа возложенных на него полномочий и обязанностей по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

II. Прием сообщений о преступлениях

6. Сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности круглосуточно принимаются во всех таможенных органах, осуществляющих функции органа дознания.

7. Должностными лицами таможенных органов, правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ, являются дознаватели, а также начальник органа дознания, его заместитель (п. 17 ст. 5 УПК РФ) как во время личного приема граждан, так и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами, и иные должностные лица таможенного органа, уполномоченные в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

8. Полномочия таможенного органа как органа дознания по приему сообщений о преступлениях, оформлению протоколов принятия устного заявления о преступлении и составлению рапортов об обнаружении признаков преступления в случаях и порядке, предусмотренных частями 3, 5, 6 ст. 141, частью 2 ст. 142 и ст. 143 УПК РФ, могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки.

Начальник органа дознания, являющийся начальником таможни, обязан обеспечить прием сообщений о преступлениях как в таможне, так и на всех таможенных постах, находящихся в его подчинении.

9. Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их соответствующее оформление в таможенном органе (только сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, получаемых из иных источников, за исключением той информации, которая поступает в ходе оперативно-розыскной деятельности) могут быть также поручены с учетом требований пункта 8 настоящей Инструкции должностным лицам оперативно-дежурной службы таможенного органа.

10. Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в таможенный орган, в устном или письменном виде. Кроме того, письменное заявление может быть направлено им по почте.

Лицу, прибывшему в таможенный орган с сообщением о преступлении, предлагается написать соответствующее заявление. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) <*>, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 873; 2001, N 13, ст. 1140; N 26, ст. 2587; 2002, N 11, ст. 1021; N 19, ст. 1793; N 30, ст. 3020; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091, 3092; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3452.

11. Заявление о явке с повинной (добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении) может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК РФ.

12. Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее не зарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия, одновременно оформляется рапортом либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с УПК РФ <*>. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

<*> Часть 4 ст. 141 УПК РФ.

13. Преступления, выявленные дознавателем в процессе предварительного расследования иного преступления или при производстве отдельных следственных действий, а также уполномоченным должностным лицом органа дознания в процессе своей служебной деятельности, оформляются рапортом об обнаружении признаков преступления.

14. По сообщениям о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации, проверка проводится по поручению прокурора.

Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, письменное заявление о явке с повинной, рапорт должностного лица органа дознания об обнаружении признаков преступления, поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, должны быть оформлены в соответствии с УПК РФ и незамедлительно переданы на регистрацию в КУСП.

15. Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, если они не были приняты и (или) оформлены в порядке, установленном пунктами 11 - 14 настоящей Инструкции, считаются полученными из иных источников. Такие сообщения принимаются, регистрируются и проверяются в порядке, установленном для рассмотрения и разрешения обращений граждан и юридических лиц и ведомственной инструкцией по делопроизводству.

При обнаружении признаков преступления в ходе проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, должностное лицо, указанное в пунктах 7, 8 настоящей Инструкции, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления.

При осуществлении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных государств, осуществляемой в соответствии со ст. 435 Таможенного кодекса Российской Федерации, данный факт не учитывается как сообщение о преступлении и регистрации в КУСП не подлежит.

16. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, если такое сообщение не было получено из иных источников, обязано выдать заявителю под подпись в талоне-корешке талон-уведомление (приложение 6 к настоящей Инструкции) о принятии этого сообщения с указанием в нем данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

17. Талоны-корешки сдаются после заполнения в оперативно-дежурное подразделение таможенного органа.

18. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности и должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в подразделении делопроизводства и хранятся в оперативно-дежурном подразделении таможенного органа в течение 1 года с момента выдачи талона-уведомления заявителю.

19. Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача заявителю уведомления о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

III. Регистрация сообщений о преступлении

20. Регистрация сообщений о преступлениях осуществляется в КУСП N 1 (приложение N 1 к настоящей Инструкции) круглосуточно должностными лицами оперативно-дежурных подразделений таможенных органов независимо от территории оперативного обслуживания.

21. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано незамедлительно передать полученное сообщение в оперативно-дежурное подразделение таможенного органа для регистрации в КУСП N 1, ведущейся в том таможенном органе, в котором он проходит службу.

В случаях, когда в интересах полноты и качества расследования возникает необходимость в проведении незамедлительных действий по выявлению и фиксации следов преступления, регистрация такого сообщения о преступлении может производиться по месту его получения (выявления). Правомочное или уполномоченное должностное лицо таможенного органа, получившее указанное сообщение, обращается в ближайший таможенный орган, осуществляющий функции органа дознания, для регистрации полученного сообщения о преступлении.

Указанная выше регистрация сообщения о преступлении влечет за собой обязательную передачу зарегистрированного сообщения для проверки в порядке ст. 144, 145 УПК РФ в таможенный орган, в КУСП которого внесено указанное сообщение о преступлении.

22. Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления, в том числе составленного по результатам проверки сообщения о преступлении, жалоб и иных обращений граждан и организаций, осуществляется в порядке, установленном п. 21 настоящей Инструкции.

23. При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно, в течение 3 часов передать сообщение о преступлении для регистрации (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), сведения о таком сообщении могут быть внесены в КУСП N 1 на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи (почтовой, телефонной, телеграфной и другими средствами передачи информации).

24. При регистрации в оперативно-дежурном подразделении таможенных органов сообщений о преступлениях, полученных должностными лицами вне служебных помещений таможенных органов, в КУСП N 1 обязательно указываются дата и время получения сообщения. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о преступлении, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью.

25. Сообщение о преступлении, поступившее в таможенный орган по подследственности, регистрируется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, о чем отправитель информируется письменно должностным лицом таможенного органа, производящим проверку поступившего сообщения.

В случаях поступления в порядке, предусмотренном пунктом 39 настоящей Инструкцией, сообщения о преступлении из другого таможенного органа получатель обязан заполнить в своей части поступивший вместе с материалами талон-уведомление о передаче сообщения по территориальности и направить его в адрес таможенного органа, передавшего данное сообщение о преступлении.

Регистрации в КУСП N 1 подлежат сообщения о преступлениях, которые поступили из иных таможенных органов (независимо от ранее произведенной регистрации).

Поступившие по подследственности заверенные копии (выписки) протоколов судебных заседаний и протоколов следственных действий с внесенными в них сообщениями о других неучтенных преступлениях подлежат регистрации в том таможенном органе, в который они поступили для проверки.

26. При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в оперативно-дежурное подразделение таможенных органов, на документах, зарегистрированных в КУСП N 1, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации (приложение N 5 к настоящей Инструкции). Начальник дежурной части, начальник дежурной смены, помощник начальника отдела (отделения) - оперативный дежурный, помощник начальника дежурной части - оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, помощник оперативного дежурного (далее - оперативный дежурный) вносит в оттиск штампа регистрационный номер записи в КУСП N 1, дату регистрации, наименование таможенного органа, свои инициалы, фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.

27. Запрещается отражать в КУСП N 1 ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

Запрещается вносить в КУСП N 1 не предусмотренные настоящей Инструкцией записи.

28. Непринятие правомочным или уполномоченным должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения недопустимо.

IV. Разрешение сообщений о преступлениях

29. О зарегистрированном в КУСП N 1 таможенного органа сообщении о преступлении должностным лицом оперативно-дежурной службы незамедлительно докладывается начальнику органа дознания или его заместителю для решения вопроса об организации проверки поступившего сообщения.

30. Начальник органа дознания или его заместитель организует проверку сообщений о преступлениях, принятых им лично, а также при изучении докладываемых ему в установленном порядке зарегистрированных сообщений, в том числе по которым были приняты меры неотложного реагирования.

Организацию проверки принимаемых в круглосуточном режиме сообщений о преступлениях, требующих незамедлительного реагирования, осуществляют также должностные лица оперативно-дежурной службы.

31. Передача не зарегистрированного в КУСП N 1 сообщения о преступлении исполнителю для проведения проверки категорически запрещается.

32. Проверка сообщений о преступлениях осуществляется в соответствии с требованиями УПК РФ и проводится в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя или должностного лица, уполномоченного на проверку сообщений о преступлениях, продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству дознавателя или уполномоченного лица продлить этот срок до 30 суток.

33. Анонимные сообщения о преступлениях, которые в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, направляются по решению начальника органа дознания или его заместителя в оперативно-розыскные подразделения таможенного органа для организации проверки.

34. Должностным лицом таможенного органа, правомочным осуществлять проверку принятых сообщений о преступлениях, является дознаватель.

35. Полномочия органа дознания по проверке сообщений о преступлениях, в том числе и принятию по их результатам решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ, могут быть возложены начальником органа дознания посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки.

36. Повторные сообщения о преступлении приобщаются к первому зарегистрированному сообщению о том же преступлении, если по нему еще не принято процессуального решения, о чем в КУСП N 1 делается соответствующая запись.

В случаях, когда по принятому и зарегистрированному сообщению о преступлении будет установлено, что по результатам проверки другого сообщения о том же преступлении, поступившего от этого же или иного заявителя, было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении, такое сообщение приобщается к соответствующему материалу или возбужденному (прекращенному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается отметка в КУСП N 1.

Если в повторном заявлении об одном и том же преступлении приведены ранее неизвестные сведения и доводы, которые могут повлиять на пересмотр уже состоявшихся решений об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела, то оно проверяется в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ.

В случае подтверждения фактов, изложенных в указанном заявлении, дознаватель или должностное лицо, уполномоченное на проведение проверок сообщений о преступлениях, до принятия решения о возбуждении уголовного дела ходатайствует перед прокурором об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

37. Должностное лицо, организующее проведение проверки сообщения о преступлении, правомочное либо уполномоченное лицо на ее проведение с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:

- по предотвращению и пресечению преступления;

- по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования;

- по проведению розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.

О принятых мерах неотложного реагирования по сообщению о преступлении и их результатах должно быть в максимально короткий срок, не более чем в течение 24 часов, доложено начальнику органа дознания или его заместителю для организации дальнейшей проверки этого сообщения.

38. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ в другой орган предварительного следствия или дознания, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ, дознаватель либо иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано с учетом территориальности вынести постановление о передаче сообщения по подследственности или постановление о передаче сообщения в суд.

Первый экземпляр вышеуказанного постановления вместе с сообщением о преступлении и, в случае наличия, с иными документами, в том числе об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств, должен быть направлен в течение суток в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй экземпляр постановления - заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщен в номенклатурное дело таможенного органа, направившего названные документы.

Информация о направлении вышеназванных сообщений о преступлениях по подследственности или подсудности регистрируется в соответствии с ведомственной инструкцией по ведению делопроизводства, о чем делается последующая отметка в КУСП N 1 с указанием даты и номера сопроводительного письма.

Информация, содержащаяся в указанных сообщениях, требующих неотложного реагирования, должна быть предварительно передана в соответствующие органы по подследственности с учетом территориальности, по каналам телефонной или факсимильной связи.

Одновременно с учетом складывающейся обстановки, имеющихся сил и средств, с учетом надлежащего сохранения режимности объекта таможенной инфраструктуры должны быть предприняты необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления, а равно по сохранению следов правонарушения.

Заявитель письменно информируется должностным лицом таможенного органа, принявшим решение о передаче сообщения о преступлении по подследственности или в суд (по уголовным делам частного обвинения), в течение суток с момента принятия решения. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

39. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что преступление относится к компетенции таможенных органов, однако произошло на территории деятельности другого таможенного органа, то все имеющиеся материалы передаются в другой таможенный орган с учетом территориальности по подследственности в порядке, установленном пунктом 38 настоящей Инструкции, с уведомлением вышестоящего таможенного органа (для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оперативных таможен - ФТС России (Управление таможенных расследований и дознания)).

При передаче по территориальности в другой таможенный орган сообщение о преступлении направляется с приложением талона-уведомления о передаче сообщения по территориальности (приложение N 7 к настоящей Инструкции), о чем делается соответствующая отметка в КУСП N 1 с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма.

Заполненный корешок талона-уведомления и возвращенный талон-уведомление о передаче сообщения по территориальности хранятся в таможенном органе, инициировавшем передачу сообщения по территориальности, в порядке, предусмотренном пунктом 18 настоящей Инструкции.

40. Таможенный орган при передаче поступившего к нему сообщения о преступлении в иной таможенный орган по территориальности незамедлительно направляет в вышестоящий таможенный орган по каналам экстренной связи соответствующее письменное уведомление, составленное в свободной форме, которым обосновывает необходимость такой передачи.

41. Сроки проверки сообщений о преступлениях, предусмотренные ст. 144 УПК РФ, исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен в другой орган по подследственности.

42. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении дознаватель или лицо, уполномоченное на проверку сообщений о преступлениях, в пределах своей компетенции принимает одно из следующих решений (ст. 145 УПК РФ):

- о возбуждении уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела;

- о передаче сообщения по подследственности или в суд (по уголовным делам частного обвинения).

Недопустимо принятие процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, производство неотложных следственных действий и дознание по которым не отнесено к компетенции таможенных органов.

43. О принятом решении по сообщению о преступлении информируется заявитель. Заявителю разъясняется его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

44. Материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно регистрируются в журнале учета (приложение N 8 к настоящей Инструкции), который ведется в таможенных органах уполномоченными должностными лицами, с присвоением очередного порядкового номера и в течение суток направляются прокурору для рассмотрения и утверждения в случае согласия с принятым решением.

45. Данные о сроках рассмотрения и решении, принятом по сообщению о преступлении, а также о результатах проверки надзирающим прокурором решения по сообщению о преступлении заносятся в КУСП N 1 должностным лицом, производящим проверку по данному материалу (графы 8, 9, 10 КУСП N 1).

46. При приеме-сдаче дежурства оперативный дежурный докладывает начальнику органа дознания или его заместителю:

- о зарегистрированных в течение суток сообщениях о преступлениях;

- о нарушениях сроков рассмотрения поступивших сообщений, а также о должностных лицах таможенного органа, проводивших проверку поступивших сообщений о преступлениях и не доложивших в оперативно-дежурное подразделение о ее результатах в течение дежурных суток.

V. Контроль за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях. Сроки хранения документов

47. Начальник органа дознания и его заместитель несут персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Начальник органа дознания или его заместитель осуществляет ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о преступлениях, а также за правильностью ведения КУСП N 1, что подтверждает своей подписью в графе 12 строки, соответствующей последней записи в КУСП N 1, а также делает соответствующую запись в специальной книге рапортов о приеме и сдаче дежурства.

48. Для проведения сверок полноты регистрации сообщений о преступлениях, соблюдения сроков разрешения сообщений о преступлении и правильностью ведения КУСП N 1 создается комиссия, состав которой утверждается приказом по таможенному органу. Включение в состав комиссии начальников отделов правоохранительного блока таможни, а также должностного лица, ответственного за регистрационно-учетную и статистическую работу, обязательно.

49. Начальник органа дознания или его заместитель утверждает обязанности членов комиссии, планы ее работы на полугодие.

50. Комиссия в соответствии с установленной начальником органа дознания или его заместителем периодичностью, но не реже одного раза в полугодие, проверяет полноту регистрации в КУСП N 1, соблюдение положений настоящей Инструкции и ведомственных правовых актов, регламентирующих порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, а именно: проводит сверку сведений, содержащихся в КУСП N 1, и сведений, полученных из других источников информации, включая и корешки талонов-уведомлений.

Члены комиссии проводят сверки записей КУСП N 1 с журналом учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, журналом учета преступлений, лиц, их совершивших, и движении уголовных дел, номенклатурными делами, которые формируются постановлениями о передаче сообщений по подследственности и наблюдательными производствами, а также документацией подразделений делопроизводства и оперативно-дежурной службы.

51. Полученные результаты оформляются актом сверки полноты регистрации и разрешения сообщений о преступлениях (приложение N 10 к настоящей Инструкции).

52. В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о преступлениях начальник органа дознания или его заместитель принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

53. Принятые, зарегистрированные и проверяемые сообщения о преступлениях, КУСП N 1, корешки уведомлений, материалы проверки и постановления, вынесенные по результатам рассмотрения этих сообщений, представляются начальником органа дознания, в производстве или архиве которого находятся эти документы, прокурорам, а также судьям и иным должностным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами ФТС России.

54. Книга учета сообщений о преступлениях и журнал учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, являются документами строгой отчетности и хранятся в таможенном органе, в котором они велись.

Магнитные носители, содержащие сообщения о преступлениях, поступившие по телефону доверия таможенного органа, хранятся в местах, определенных ведомственными нормативными актами, не менее 1 месяца с момента записи последнего сообщения о преступлении.

Ведение и оформление КУСП N 1 и журнала учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, должно отвечать требованиям, предъявляемым к документам строгой отчетности.

КУСП N 1, журналы учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, накопительные дела по материалам проверок, книжки с талонами-корешками по окончании передаются в подразделение делопроизводства для их хранения в течение 5 лет с момента внесения в них последней записи.

VI. Особенности регистрации сообщений о преступлениях в подразделениях по противодействию коррупции таможенных органов

55. В подразделениях по противодействию коррупции таможенных органов ведется КУСП N 2 по форме, установленной приложением N 1 к настоящей Инструкции, о наличии которой должен быть уведомлен надзирающий прокурор.

56. Прием, регистрация и проверка сообщений о преступлениях в подразделениях по противодействию коррупции таможенных органов производится в порядке, установленном настоящей Инструкцией, если иное не установлено настоящим разделом.

57. В КУСП N 2 регистрируются сообщения о преступлениях, совершенных в отношении должностных лиц таможенных органов, таможенных объектов и объектов таможенной инфраструктуры, а также совершенных должностными лицами и работниками таможенных органов.

58. Должностное лицо подразделения по противодействию коррупции таможенного органа, принявшее сообщение о преступлении, указанное в пункте 57 настоящей Инструкции, обязано незамедлительно передать полученное сообщение для регистрации в КУСП N 2.

В случае необходимости должностное лицо подразделения по противодействию коррупции, принявшее сообщение о преступлении, может направить полученное сообщение для регистрации и рассмотрения в подразделение по противодействию коррупции вышестоящего таможенного органа.

59. В случае получения должностным лицом подразделения по противодействию коррупции таможенного органа сообщений о преступлениях, не указанных в пункте 57 настоящей Инструкции, они подлежат регистрации в КУСП N 1 в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

60. Должностным лицом, уполномоченным осуществлять регистрацию сообщений о преступлениях в КУСП N 2, является начальник подразделения по противодействию коррупции таможенного органа или лицо, его замещающее.

В центральном аппарате ФТС России должностными лицами, уполномоченными осуществлять регистрацию сообщений о преступлениях в КУСП N 2, являются: начальник Управления по противодействию коррупции или лицо, его замещающее, начальник оперативной службы или лицо, его замещающее.

Допускается возложение обязанностей по регистрации преступлений в КУСП N 2 на специально уполномоченное должностное лицо Управления по противодействию коррупции.

61. Начальник подразделения по противодействию коррупции таможенного органа ежедневно докладывает начальнику вышестоящего подразделения по противодействию коррупции таможенного органа о зарегистрированных в течение суток сообщениях о преступлениях.

В центральном аппарате ФТС России информация о зарегистрированных в течение суток в КУСП N 2 сообщениях о преступлениях начальником оперативной службы или лицом, его замещающим, докладывается начальнику Управления по противодействию коррупции или лицу, его замещающему.

62. Начальники подразделений по противодействию коррупции региональных таможенных управлений и таможен единолично осуществляют ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о преступлениях и несут персональную ответственность за ведение КУСП N 2.

В центральном аппарате ФТС России контроль за своевременностью, полнотой регистрации, соблюдением сроков разрешения сообщений о преступлениях и правильностью ведения КУСП N 2 осуществляют: начальник органа дознания или лицо, его замещающее, его заместитель (заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную и правоохранительную деятельность), начальник Управления по противодействию коррупции или лицо, его замещающее.

63. Правом проверки КУСП N 2 обладают должностные лица подразделений по противодействию коррупции вышестоящего таможенного органа.

64. КУСП N 2 и корешки талонов уведомлений, относящиеся к сообщениям о преступлениях, зарегистрированных в указанной КУСП, хранятся в подразделении по противодействию коррупции в течение 5 лет.

Приложение N 1
к Инструкции о порядке
приема, регистрации и проверки
в таможенных органах
Российской Федерации
сообщений о преступлениях

КНИГА УЧЕТА СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Приложение N 2
к Инструкции о порядке
приема, регистрации и проверки
в таможенных органах
Российской Федерации
сообщений о преступлениях

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ книги учета сообщений о преступлениях (печатаются на обороте титульного листа данной книги)

Книга учета сообщений о преступлениях (далее - КУСП) является документом строгой отчетности.

Книга оформляется, регистрируется и брошюруется в соответствии с правилами делопроизводства.

КУСП ведется, хранится и заполняется оперативным дежурным в оперативно-дежурном подразделении таможенного органа. Записи о разрешении сообщений о преступлениях (графы 9, 10, 11) ведутся должностным лицом таможенного органа, производящим проверку поступившего сообщения о преступлении.

В КУСП регистрируются: письменное заявление о преступлении; письменное заявление о явке с повинной; протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол явки с повинной; рапорт об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации.

Записи производятся от руки шариковой ручкой черного или синего цвета без сокращений. Исправления не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются так, чтобы ранее написанный текст четко читался. Новая запись делается в той же графе и удостоверяется подписью лица, ведущего книгу.

Передача сообщения о преступлении исполнителю для проведения проверки без регистрации в КУСП категорически запрещается.

По окончании КУСП сдается в подразделение делопроизводства для последующего хранения в установленном порядке в течение 5 лет с момента внесения в него последней записи.

Приложение N 3
к Инструкции о порядке
приема, регистрации и проверки
в таможенных органах
Российской Федерации
сообщений о преступлениях

Приложение N 4
к Инструкции о порядке
приема, регистрации и проверки
в таможенных органах
Российской Федерации
сообщений о преступлениях

Приложение N 5
к Инструкции о порядке
приема, регистрации и проверки
в таможенных органах
Российской Федерации
сообщений о преступлениях

ОБРАЗЕЦ ШТАМПА

Приложение N 6
к Инструкции о порядке
приема, регистрации и проверки
в таможенных органах
Российской Федерации
сообщений о преступлениях

Приложение N 7
к Инструкции о порядке
приема, регистрации и проверки
в таможенных органах
Российской Федерации
сообщений о преступлениях

ТАЛОН-УВЕДОМЛЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ

Приложение N 8
к Инструкции о порядке
приема, регистрации и проверки
в таможенных органах
Российской Федерации
сообщений о преступлениях

СОДЕРЖАНИЕ ГРАФ ЖУРНАЛА УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ, ПО КОТОРЫМ ВЫНЕСЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Приложение N 9
к Инструкции о порядке
приема, регистрации и проверки
в таможенных органах
Российской Федерации
сообщений о преступлениях

Приложение N 10
к Инструкции о порядке
приема, регистрации и проверки
в таможенных органах
Российской Федерации
сообщений о преступлениях

Календарь