Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Посильным Трудом Дошкольников img-1

Руководство Посильным Трудом Дошкольников

Рейтинг: 4.1/5.0 (1513 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Раздел 1

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности «Дошкольное образование»

Барсукова Л. С. Смирнова Т.В.

Настоящее пособие рекомендовано студентам и преподавателям педагогического колледжа при изучении области профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и домашних условиях; организации различны видов деятельности и общения детей.

Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности среднего профессионального образования 050144 «Дошкольное образование» с использованием технологии модульного обучения и выполняет следующие функции:

o обучающую (дана информация для освоения материала по темам);

o организационно-методическую - определяет последовательность изучения материала, самостоятельную работу студентов, профессиональную деятельность на педагогической практике, рекомендует контроль освоения учебного материала, выполняет роль справочника;

o развивающую – стимулирует профессиональное развитие студентов, направляет на учебно-исследовательскую деятельность.

Пособие раскрывает содержание профессионального модуля ПМ.02:

МДК 02.02 «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников».

В процессе освоения образовательной программы междисциплинарного курса обучающий овладевает следующими общими и профессиональными компетенциями:

· планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;

· организовывать посильный труд и самообслуживание;

· организовывать общение детей;

· анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей;

· разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

· создавать в группе предметно-развивающую среду;

· систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;

· оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлении;

· участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования

По освоении программы по МДК 02.02 обучающий должен:

иметь практический опыт:

· планирования трудовой деятельности и общения детей;

· организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;

· организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;

· наблюдения и анализа трудовой деятельности и общения детей;

· наблюдения за формированием трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;

· разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;

· определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельности;

· определять педагогические условия организации общения детей;

· организовать посильный труд дошкольников с учётом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);

· ухаживать за растениями и животными;

· анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей;

· анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;

o теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;

o сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;

o содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;

o способы ухода за растениями и животными;

o теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;

o способы диагностики результатов трудовой деятельности детей.

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников. 5

1.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника. 5

1.2. Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста. 6

1.3. Задачи и средства трудового воспитания детей дошкольного возраста…………… 10

1.4. Виды и содержание труда в разных возрастных группах ДОУ. 14

1.5. Формы организации труда детей дошкольного возраста. 23

1.6. Исследователи и направления их исследований по вопросам трудового воспитания дошкольников………………………………………37

Раздел 2. Методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. 42

2.1. Методика руководства трудовой деятельностью младших дошкольников …………………………………………………………………42

2.2. Методика руководства трудовой деятельностью старших дошкольников 51

2.3. Планирование работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста………. 64

2.4. Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста 76

2.5. Диагностика трудовых умений детей старшего дошкольного возраста…………. 80

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Видео

Другие статьи

Методы и приемы руководства трудом детей всей возрастной группы

Развитие и воспитание дошкольников

Методы и приемы руководства трудом детей всей возрастной группы

Когда дети начинают выполнять свои задания, воспитателю следует обратить внимание прежде всего на то, насколько удобно и рационально они организовали свою деятельность: как расположили все необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, сумели ли учесть требование аккуратного выполнения ее и т.д.

Он разъясняет детям, что вначале надо тщательно приготовить свое рабочее место. В практике работы нередко воспитатель сам заранее готовит все необходимое; Тем самым возможности для формирования у детей умения планировать, организовывать свою деятельность (или общую работу) остаются неиспользованными. Естественно, что элементам организации своей работы воспитатель учит детей постепенно, привлекая их вначале к помощи себе, а затем поручая самостоятельно готовить все необходимое (напоминая, контролируя и советуя в нужном случае).

Как игровой момент он может использовать и слова В. Маяковского из книги «Конь-огонь»: «Прежде чем работать сесть, осмотрели, все ли есть». Эту стихотворную фразу уместно произнести тогда, когда дети приступают к работе после предварительного обсуждения вопросов о распределении работы.

В процессе общего труда, когда все дети работают одновременно и каждый из них выполняет какое-либо отдельное дело, входящее в общее задание, нередко может возникать необходимость помочь друг другу, с тем чтобы одновременно закончить работу. Бывает так, что один ребенок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных умений, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоемкой, а четвертый отстал, потому что часто отвлекался. Воспитатель в таких случаях направляет свое внимание на то, чтобы дети закончили свою работу примерно в одно время: если у кого-либо оказалось работы больше, то добавляет число участников из тех детей, которые уже справились со своим заданием. Если ребенок слабо владеет умениями и потому работает медленнее, воспитатель организует помощь со стороны товарищей. Он объясняет и необходимость такого поступка: «Товарищу всегда надо помогать».

Часто дети, оказывая помощь сверстникам, фактически не помогают, а выполняют работу за них, поэтому педагогу важно научить детей помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением дела. Например, Оля медленно склеивает цепочку для елки. Сережа уже закончил свою работу и предлагает помочь ей. Оля отдает ему полоску бумаги, от которой она отрезала кусочки для колец, и он начинает выполнять работу за нее. Воспитатель, обращаясь к Сереже, говорит: «Сережа, это не помощь. Ты все за Олю делаешь сам, а она так и не научится склеивать цепочку. Ты ей лучше покажи: подержи лист бумаги, когда она будет отрезать полосочку, помоги склеить кольцо. Тогда ты поможешь Оле и научишь ее, она сама справится с работой».

Таким приемом воспитатель добивается того, чтобы дети понимали, как надо осуществлять помощь, какие действия помогают ребенку научиться делать аккуратно, справиться с работой быстрее.

Если несколько детей выполняют одинаковые задания, но кто-либо затрудняется, легко подсказать детям: «Ты покажи, как надо выполнять это задание, объясни, что надо сделать сначала, а что потом». Например, Таня, обращаясь к Алеше, говорит: «Ты смотри, как я делаю, и сам так же делай. Вот согни здесь, а теперь поверни». (Показывает на своей выкройке, как надо ее складывать.)

В тех случаях, когда причиной отставания некоторых детей является неравномерный объем работы (работа кого-либо из участников оказалась более трудоемкой, поэтому он не может закончить свое задание в общий срок), следует рекомендовать детям привлекать товарищей, чтобы совместно выполнить задание.

Некоторые дети, работая медленнее других, стремятся все-таки сами выполнить задание до конца, не желая принять помощь сверстников. В таких ситуациях воспитатель разъясняет всем детям, что торопить товарища не надо, лучше немного подождать, заняться в это время каким-либо другим делом. Не надо подгонять ребенка, предъявляя ему требование: «Нельзя задерживать товарищей». Если нет возможности ждать отстающего, надо обязательно объяснить ему, что все ждать его не могут, нет времени, чтобы он не обижался и не отказывался от помощи. Не исключено, что отставание отдельных детей вызывается их нежеланием трудиться, невнимательным отношением к делу. Тут вступают в действие нормы морали. В подобных случаях совершенно неправомерно организовывать помощь отстающим. Такие задержки должны быть использованы для воспитания детей, формирования у них ответственности перед коллективом сверстников. Их ставят перед фактом: «Все закончили работу, а они не успели, всех подвели. Так поступать нельзя, это не по-товарищески». Неуспевающие дети сами убеждаются, как это плохо, что они не успели справиться с работой наравне со всеми, видят отрицательную реакцию со стороны товарищей, что небезразлично для детей старшего дошкольного возраста. В другой раз воспитатель уже в процессе работы напоминает детям, проявляющим недостаточно прилежное отношение к работe: «Помнишь, как в прошлый раз тебе было неудобно перед детьми, за то, что всех задержал. Постарайся сегодня успеть закончить наравне с другими, не отвлекайся». Воспитатель незаметно лишний раз напомнит и поможет ребенку закончить работу своевременно, уверяя его в том, что он обязательно успеет, если немного постарается. Такая опора для ребенка необходима, она помогает ему поверить в свои силы, не допускает появления неуверенности.

В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет только одну операцию, входящую в общий процесс труда. Скажем, один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит с участка. Здесь налицо и взаимосвязь между участниками, и взаимозависимость. Однако дети дошкольного возраста очень часто принимают свое задание как отдельное, не осознают свою зависимость от других детей. Так, Саша, нарезав нужное количество полосок для подклеивания книг, рассматривает те из них, которые уже отремонтированы детьми. Замечая недостатки, осуждает: «Разве такую книгу можно в руки взять?»и уходит, не проявив никакого беспокойства за работу своих товарищей.

Поэтому важно, чтобы воспитатель представил работу каждого ребенка как часть общего задания, помог детям осознать, что они все вместе отвечают за результат.

В процессе совместной деятельности бывают в работе тормозы. Причиной этого может быть прежде всего то, что дети работают в разном темпе. Так, второй ребенок уже вытер кубик, а первый еще не успел вымыть следующий. В работе второго участника произошла остановка. Он должен решить, как ему следует поступить в сложившейся ситуации, с тем чтобы наладить бесперебойный процесс деятельности.

Дети по-разному могут реагировать па вынужденную остановку: либо пассивно ждать (в ряде случаев переключаясь на другую деятельность), либо активно воздействовать, входя в разнообразные контакты с участниками: выполнять.
работу за отстающего, воздействовать на него, советуя, помогая, предъявляя претензии, и пр.

Однако не все дети понимают, что задержки в процессе труда некоторых участников вызываются разными причинами: недостаточными умениями, неправильной организацией работы, недостаточно прилежным отношением к делу. Предъявляя претензии к товарищам, не учитывая причин задержки, они могут быть несправедливыми, а претензии их необоснованными. Отсюда и способы воздействия на товарищей как средство, восстанавливающее процесс труда, могут быть различными: положительными взаимопомощь, совет, показ, убеждение, разъяснение и отрицательными ссоры, споры, обиды друг на друга. Если дети не будут знать правильных способов воздействия на то

Трудовая деятельность дошкольников в старшей группе ДОУ

Трудовая деятельность дошкольников в старшей группе ДОУ

Наталья Кузнецова
Трудовая деятельность дошкольников в старшей группе ДОУ

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Основные виды труда в детском саду — это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры).

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию.

Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее. Продолжается контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определенное место, чтобы дети после игры убирали игрушки. Достигается это путем предъявления постоянных требований. В детском саду детей продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги. Это воспитывает в детях аккуратность.

Хозяйственно – бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядке в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности.

В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно - бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую - то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять.

Основная форма организации хозяйственно - бытового труда детей старшей группы - включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.

Дежурства - более сложная форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т. к. оно требует большого объема знаний о природе.

Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие. Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т. п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, и т. д. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими. Назначение дежурных проводится ежедневно, в старших группах возможно назначение на 2-3 дня. В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия. Обязанности дежурных усложняются постепенно. Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Дежурства по уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Н-р, 5-6 детей поливают цветник или собирают плоды).

В начале учебного года дети старшего дошкольного возраста в ДОУ выполняют ежедневные поручения по уходу за растениями уголка природы. Дежурства по уголку природы вводятся в конце сентября - начале октября. Предварительно следует провести беседу о комнатных растениях, которые там находятся, о приемах ухода за ними, об условиях, необходимых для их роста и развития; рассказать о повседневных обязанностях дежурных. Дежурные назначаются ежедневно. Число их зависит от количества объектов в уголке природы. Воспитатель помогает дежурным распределить работу. Постоянное доброжелательное внимание воспитателя к работе дежурных, своевременная помощь и поддержка очень необходимы детям, особенно в первые недели их работы. Весной детей следует привлекать к пересадке и размножению комнатных растений. Готовиться к этой работе необходимо заранее. Педагог осматривает все растения вместе с детьми, отбирает те, которые нуждаются в пересадке; подготавливает землю, песок, горшки разных размеров, черепки, совки, заостренные палочки, раствор марганца. Основную работу по пересадке выполняет он сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка).

Итак, основной формой работы в уголке природы для воспитанников старшего дошкольного возраста являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года. Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, - такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, воспитатель замечает, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает.

Большая часть наблюдений и работы в уголке природы ведётся утром, до завтрака, или после дневного сна.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Публикации по теме:

Презентация «Трудовое воспитание в ДОУ» «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять.

Проект: Волонтерское движение «Юные Тимуровцы» (старший дошкольный возраст) Проект реализовался на протяжении 2 лет. Цель проекта: Создание условий для социально-личностного развития воспитанников Задачи проекта.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей в детском саду

Статья на тему: «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2. ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В программе «От рождения до школы» выделяются следующие виды труда:

1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой рабаты уменьшается в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок, убирать песок вокруг песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растений, пересадка из грунта в горшки).

5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).

Три основные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая и выпускная группы)

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы

труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть. Приведем несколько примеров:
После прихода с прогулки воспитатель показывает детям Хрюшу. Обращает их внимание на грязь, на его пластмассовой мордочке
– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?
- Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей пришел к нам? Ну-ка, догадайся, что тебе нужно обязательно сейчас сделать?
Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю пятачком и к ребенку). Воспитатель: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята, подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы детей)

Перед мытьем рук воспитатель говорит:
-Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети могут мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам.

Дети любят не только игру, но и тайны и секреты. Например, такой вид труда, как уборка участка можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы – говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто. Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».

В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания (кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье. Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада, особенно школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно важным средством воспитания подрастающих поколений.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.

Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре Р.С. Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд. испр. доп.- М. 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. Просвещение, 1987.
3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М. Просвещение, 1998.
4. Интернет - ресурсы
5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М. 1990.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М. Издательский центр «Академия», 2002.
7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М. Педагогика, 1988.
8. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М. Просвещение, 1987. - 96с.
9. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2007.
10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М. Прогресс, 1985.
11. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М. Педагогика, 1990, - 174,[1] с. - (Педагогика - родителям).

Рекомендуем посмотреть:

Воспитываем у детей интерес к труду

Воспитываем интерес к труду у детей

Для показа облака WP-Cumulus необходим Flash Player .


Чтобы поддерживать у детей интерес к труду на разных этапах его формирования, следует применять разнообразные методы и приемы.

Причем следует одновременно задействовать умственные (мыслительные), сенсорные, двигательные (психомоторные) и волевые процессы ребенка. Не стоит забывать и об обеспечении гуманного подхода к руководству посильным трудом дошкольников.

Необходимо создавать условия для того, чтобы выполнение трудовых действий вызвало у детей чувство удовлетворения, радости, способствовало формированию у них основ личностной культуры, развитию индивидуальных интересов, предпочтений и способностей.

Задачи воспитателя в приучении дошкольников к труду

Одна из задач воспитателя в процессе формирования познавательного интереса к труду – доступно раскрывать детям его роль в жизни и здоровье человека, подводить их к самостоятельным выводам о полезности, общественной значимости труда, взаимозависимости различных его видов.

Лучше всего это делать на примере выполнения представителями различных профессий своих трудовых обязанностей. Здесь важно поддерживать интерес дошкольников к нравственной направленности деятельности взрослых, обращать внимание на то, что они пытаются старательно, качественно выполнять трудовые задачи, согласовывать свои действия.

Чтобы заинтересовать детей, педагог, представляя каждую профессию, должен подобрать ярко выраженные ее признаки. Увлекательными могут быть экскурсии на производство, рассказы людей разных профессий.

Например: во время встречи с работниками сельского хозяйства дошкольники знакомятся с их работой, с техникой, оборудованием и орудиями труда, последовательностью выполнения трудовых действий и их влиянием на результат. Стоит дать детям представление о том, что люди, которые работают в сельском хозяйстве, снабжают население продуктами питания, а промышленность сырьем.

Знакомить дошкольников с производствами, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, необходимо по такой схеме: - продукция - предприятие - сырье - место, куда отправляют

Так, у детей формируется представление об общественной необходимости профессий, их взаимосвязь. Дети шестого года жизни способны анализировать, обобщать, приобретать конкретные знания. Поэтому важно включать их в познавательную деятельность, стимулировать вопросами причинного характера: «почему надо подклеивать книгу?», «Зачем аккуратно складывать вещи в шкафу?» и тому подобное. Дошкольники должны понимать значение достигнутого результата трудовых усилий, перед ними стоит раскрывать эмоциональную привлекательность процесса труда.

Например, вырвали сорняки в цветнике – растениям стало свободнее, они получили больше света и тепла от солнца, питательных веществ из почвы; убрали в комнате стало чисто и уютно. Если работа будет приносить малышам удовольствие, будет эмоционально захватывающей, это будет стимулировать их волевые усилия во время преодоления трудностей.

Процесс организации трудовой деятельности детей

Организуя трудовую деятельность дошкольников, следует не просто предлагать им выполнить определенную работу, а добиваться того, чтобы дети восприняли задание не как навязанное взрослым, а как выбранное ими самими.

Например, педагог говорит воспитанникам: «Младшие дети охотно играют в «Магазин». Но им не хватает игрушек для этой игры. Как вы думаете, смогут ли малыши изготовить их сами? Интересно, а под силу ли вам эта работа? Или, может, подождем, пока подрастете?» или другой пример: воспитатель сообщает, что в горшках с комнатными растениями затвердела земля. Ее надо разрыхлить, но осторожно, чтобы не повредить корешков. Обращается к детям: «Кто же справится с этим сложным заданием?» такие поощрительные приемы не только побуждают детей к активности, но и способствуют развитию у них чувства собственного достоинства.

Желательно привлекать детей к планированию трудового процесса, учитывая при этом предпочтения каждого малыша. Педагог задает вопрос: «С чего лучше начать эту работу?», «Что надо сделать потом?» и тому подобное. Активность и интерес к трудовой деятельности возрастут, если во время обсуждения плана побуждать детей высказывать свои пожелания, предложения: «Что тебе нравится в этой работе? Как бы ты выполнил ее?» целесообразно также обсудить с дошкольниками, с какими трудовыми задачами они смогут справиться сами, а где нужна помощь взрослого.

Организовывая трудовое воспитание детей и предлагая даже новые для детей дела, желательно избегать прямых конкретных указаний, отдавать предпочтение созданию проблемных ситуаций. Так, можно предложить воспитанникам самостоятельно выбрать из имеющегося ассортимента нужное оборудование и материалы для работы.

Игра в трудовом воспитании

Стоит предоставлять трудовые задачи игрового направления, потому что именно игровая ситуация вызывает и формирует у старших дошкольников интерес. Так, к детям «обращаются за помощью» сказочные персонажи; «оживают» обычные вещи; открываются «фабрика игрушек», «мастерская трудолюбивых гномиков»; проводится День Мойдодыра и тому подобное. Трудовые умения и навыки успешно закрепляются во время сюжетно-ролевых игр «Больница», «Школа», «Парикмахерская», «Библиотека», «Магазин» и др.

В развитии интереса и формировании привычки значительную роль играет контролирование педагогом выполнения детьми трудовых действий, их самостоятельной организации посильной труда. Это можно делать различными способами. Например, перед игрой с элементами трудовых действий воспитатель раздает дошкольникам карточки, где каждый в ходе игры проставляет порядковый номер выполняемых действий. Это дает возможность проконтролировать труд детей, усвоение детьми последовательности операций, выявить детей, которые избегают трудовых задач.

В ходе выполнения дошкольниками работы стоит отмечать успешные промежуточные результаты, стимулировать желание устранить недостатки, довести начатое до конца.

Коллективный труд детей

Во время коллективной трудовой деятельности (сознательное стремление к ней является важным достоянием старшего дошкольного возраста) контроль осуществляет не только педагог, но и сами дети. Они не только управляют собственным поведением, контролируют свои действия, но и наблюдают за работой друг друга, оказывают помощь тому, кто в ней нуждается. Взрослый вмешивается только в том случае, если взаимопомощь детей оказалась неэффективной.

Контролируя труд детей, выполнение дошкольниками трудовых действий, соблюдения ими гигиенических требований, выполнение постоянного или временного поручения, педагог обязательно должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого воспитанника.

Особого внимания требуют застенчивые, неуверенные в себе дети. Желательно замечать и одобрять их даже незначительные успехи. В формировании желания и умения старательно, добросовестно относиться к трудовым задачам значительную роль играет педагогическая оценка детского труда. Так, получая положительный результат, малыш испытывает положительные эмоции, которые побуждают его к дальнейшим трудовым усилиям, побуждают расширять диапазон деятельности.

Оценка детского труда

Старшие дошкольники особенно чувствительны к оценке воспитателя. Они воспринимают его не относительно своих действий, а в отношении себя как личности. Поэтому желательно, чтобы воспитатель, прежде всего, отмечал достижения ребенка, а не сосредотачивался на недостатках в его работе. Если положительные оценочные суждения высказываются в присутствии других детей, это добавляет радостных переживаний тому, чье поведение заслуживает одобрения, и косвенно действует на сверстников.

Важно учить детей радоваться как своим успехам, так и достижениям товарищей: «Пожалуй, вам всем приятно, что Таня смогла вышить такую красивую салфетку. Поздравим её с удачной работой!» не стоит противопоставлять результаты труда воспитанников, ибо это унижает достоинство одних и может вызвать пренебрежительное отношение других. Ребенку, который не справился с трудовым заданием, нужно объяснить причины неудачи, выразить сочувствие и помочь: «Не грусти. Когда учишься чему-то новому, не сразу получается. Я тебе покажу еще раз. Ты сможешь сделать еще лучше». При этом помощь не должна переходить в чрезмерную опеку. Предоставлять ее следует тогда, когда ребенок не смог самостоятельно преодолеть трудности даже после неоднократных попыток.

Оценивая трудовое воспитание детей и его результат, следует помнить слова из Комментария к Базовому компоненту дошкольного образования, где отмечается: «когда в поле внимания педагога – соотношение между реальными показателями конечного продукта, вложенными личностными усилиями исполнителя и его способностями, тогда можно говорить о реализации личностного ориентированного подхода».

К тому же, если дети охотно принимают предложение взрослого выполнить определенное трудовое задание, получают радость, удовольствие от работы, сами обращаются с просьбой назначить их дежурными или дать какое-то поручение, можно быть уверенным, что руководство их трудовой деятельностью осуществляется гуманными принципами.

Будем благодарны, если Вы поделитесь этим постом: