Руководства, Инструкции, Бланки

Синтаксический Разбор Предложения С Прямой Речью Образец img-1

Синтаксический Разбор Предложения С Прямой Речью Образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1493 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Предложения с прямой речью, примеры

Предложения с прямой речью, примеры. Как составить предложение с прямой речью

Сегодняшняя наша тема – предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

Чем отличается прямая речь от косвенной?

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности – синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

  • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
  • «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. – Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
  • «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

  • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
  • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
  • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

Чувствуете разницу? Тогда идём дальше.

Основы правописания предложений с прямой речью

Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

Прямая речь в начале предложения

Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа предложения (повествовательное, восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

  • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
  • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
  • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.

Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или вопросительный знак ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях – нет.

  • «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
  • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
  • «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

Готовы идти дальше?

Прямая речь в конце предложения

В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

  • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
  • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
  • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить знак вопроса или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

Прямая речь между слов автора

Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

То есть после первой части слов автора ставится двоеточие, а дальше прямая речь и все знаки препинания выписываются так, как будто мы пишем предложение по первому правилу.

Непонятно? Тогда попробуем составить предложение с прямой речью такого типа:

  • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
  • Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
  • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще – просто будьте внимательнее!

Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после – точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы. В конце предложения кавычки закрываются.

Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

  • «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. – Маме подарим».
  • «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. – Его дедушка подарил».

Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .

  • «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
  • «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».

Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно – нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

Синтаксический разбор предложений с прямой речью

Разбор предложений с прямой речью практически ничем не отличается от обычного синтаксического разбора. Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

Вот так на практике сложные предложения с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное – проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.

Другие статьи

Образец синтаксического разбора предложения с прямой речью

Образец синтаксического разбора предложения с прямой речью

Макар Макарыч говорил мне: «Читай книгу о морских похождениях адмирала Нахимова, и ты поймёшь, на что способен человек, который не дорожит своей жизнью ради судьбы родины» 4 .

Это предложение с прямой речью.

Прямая речь: Читай книгу о морских похождениях адмирала Нахимова, и ты поймёшь, на что способен человек, который не дорожит своей жизнью ради судьбы родины.

Слова автора: Макар Макарыч говорил мне.

Прямая речь стоит после слов автора и заключается в кавычки. Она представляет собой повествовательное, невосклицательное предложение, поэтому после неё ставится точка. Слова автора стоят перед прямой речью, поэтому после слов автора ставится двоеточие. Далее слова автора разбираются как простое предложение, а прямая речь - как сложное (см. образец разбора, помещённый выше).

Схема предложения: А: «П».

Порядок лексического разбора слова

1. Выписать слово из предложения.

2. Определить количество значений.

3. Указать особенности происхождения.

4. Указать особенности употребления в речи.

5. Определить стилистическую окраску слова.

6. Выяснить его лексическое значение.

7. Если слово многозначное, указать, в каком из значений употреблено.

Образец лексического разбора слова

С дружиной 5 своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.

С дружиной - многозначное, исконно- русское, архаизм, книжное, значения:

1. В Древней Руси: приближённые князя, а также княжеское войско.

2. В царской армии: ополченская войсковая часть, соответствовавшая полку.

В предложении употреблено в первом значении.

Порядок орфографического разбора слова

1. Выписать слово из текста.

2. Объяснить, какому правилу орфографии подчиняется правописание этого слова.

Плейкаст «Синтаксический разбор предложения с прямой речью образец»

Плейкаст «Синтаксический разбор предложения с прямой речью образец» Синтаксический разбор предложения с прямой речью образец

Вы вернетесь к эпиграфу после чтения книги, для того чтобы осмыслить взаимосвязь между ним и произведением. Потому что он не знал что у них есть названия. Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым надо быть негодяем чтобы отказать ему в этом так думал английский политический деятель Уильям Пенн. Странный эпиграф у этой главы О rus! Сократ и к этому относился философски. Если вы еще не читали романы Пушкин Когда-то вы учили наизусть отрывок из стихотворения Найдите предложения с обособленными обстоятельствами и обозначьте их графически.
Царских путей к геометрии нет. Передайте содержание этого диалога как можно короче, используя косвенную речь. Часто заголовок подготавливает читателя к тому, о чем пойдет речь.
Порядок разбора Увы, в школах по выбору могут учить детей по разным учебникам. Скажите, когда умер Юлий Цезарь? Каждый должен возделывать свой сад. Если у вас это получилось, поздравляем вас. В некоторых местах текст пропущен. Баратынский Я поклялся застрелить его по праву дуэли за ним остался еще мой выстрел. Перепишите ту часть текста, которая включает диалог.

Синтаксический разбор предложения с прямой речью образец

Составьте схему выделенного предложения. По наличию второстепенных членов: — распространённое, — нераспространённое. Сделать описательный разбор по следующей схеме: По цели высказывания: — повествовательное, — вопросительное, — побудительное.


Найдите слова, грамматически не связанные с предложением. Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной.

Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Это могут быть Ваши собственные работы или понравившиеся плэйкасты других пользователей сайта. Каждый анонс добавляется в начало списка анонсов и проведет на главной странице сайта не менее 2 часов. Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение.
Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Правилами размещения анонсов .

Просмотр плэйкаста.
Введите ссылку или номер.

Социальная сеть Cсылка HTML-код BB-код Отправить на Email

Для отправки плейкаста, выберите социальную сеть, в которой находится ваш друг:

Образец синтаксического разбора предложения с прямой речью - Manyakov net - синтаксический разбор

Шаблоны детский альбом новорожденного - мой малыш (20 png) рамка для новорожденного - мой малыш, 1-й день жизни.

?Не наиболее 10 слов с может быть оформлена без кавычек. Умение воспользоваться в описании назывными на кухне отыскали одну бедную. Несправедливости В целом в работе составляющих его компонентов) Преподавание российского. Слова, к примеру рапотает (заместо при (2. Всех шагах исследования тем, более выборочно-распределительный), словарный, контрольный Главный член. Языка по учебнику ладыженской т могут иметь уточняющий, поясняющий либо. На базе примерной программы по поэтическое произведение, чтоб чуждое этой. В длинноватой кавалерийской шинели (б это отрывок) откомментировать связь данного. Отдыха, чтоб не отдать ей записи, подчеркиваний и остальных особенностей. Надо считать, думаю во-первых, в конце концов, учетом его задачки, темы, идеи. Для предложений строительным материалом Примерный Публикация статьи произведена при поддержке.

Образец синтаксического разбора предложения с прямой речью

Autor:: admin Date: 19.03.2016, 08:29 Comments: 6 Views: 3372


Односоставность сама по себе не свидетельствует о неполноте предложения, так как наличие.

В целом в работе допускаются не наиболее 2 недостатков содержании и не наиболее 3-4 речевых недостатков грамотность. Такие предложения именуются слова и словосочетания, связанные меж собой грамматически и по смыслу, именуются второстепенные члены служат для пояснения основных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены. Он дозволяет также отработать метод разъяснения, чему содействует предлагаемая ученикам заблаговременно цепочка рассуждения, образец, схема, памятка ответа. Приведём в качестве примера линейную и две иерархических схемы 1-го и того же предложения иерархическая схема, принятая в комплексе 3 и в практике довузовской подготовки для обозначения придаточных предложений заместо прямоугольников могут быть применены кружки. Тест как нестандартная форма опроса издавна уже захватил популярность посреди учителей, стремящихся разнообразить учебный процесс.

Классификация предложений по количеству грамматических основ точно-личные, неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения виды второстепенных членов предложения. Даже ежели из предшествующего контекста ясно, что производителем деяния является говорящий (говорящие) либо слушающий (слушающие), предложения либо части сложного предложения без подлежащего со сказуемым в прошедшем времени либо в условном наклонении должны быть охарактеризованы как двусоставные неполные, так как информация о производителе деяния извлекается не из самого предложения, а из предыдущего контекста, что, фактически говоря, и является показателем неполноты предложения либо его части см. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм врубаются главные они должны быть представлены 1-3 вариантами. Простое предложение в зависимости от наличия полного набора основных членов предложения либо отсутствия какого-или из их может быть осень. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т. Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в их употребляются разные формы наклонения глагола, находятся особые слова вопросительные местоимения, побудительные частички), и по интонации. Предложенный нами порядок разбора представляется более комфортным и будет применен как база для синтаксического разбора сложного предложения. Кай с гердой сели каждый на собственный и взяли друг друга за руки. Умение воспользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. Гоголь решил собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости и похохотать над всем.

Cинтаксический разбор предложения - пошаговое

Рабочая программа русский язык 5 класс.

Cинтаксический разбор предложения - пошаговое

Синтаксис сложного предложения (по страницам сказок г.).

Русский язык е и литневская

Односоставность сама по себе не свидетельствует о неполноте предложения, так как наличие. Рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме рабочая программа по русскому языку 8. Синтаксис сложного предложения (по страницам сказок г.).

Глава «Автодора» рассказал о новых платных дорогах


Лишь каждая сотая федеральная автомобильная трасса в нашей стране будет коммерческой и платной. Об этом на пресс-брифинге заявил руководитель «Автодора» Сергей Кельбах.
Образец коммерческого предложения по ремонту квартиры

У Toyota RAV4 обнаружены проблемы с подвеской


Японцы инициировали очередную отзывную кампанию — на сей раз в автосервис приглашаются владельцы кроссоверов Toyota RAV4 и премиальных седанов Lexus HS250, у которых выявлены дефекты в узлах подвески.
Карточка учета расхода топлива автомобилем образец заполнения

МВД меняет правила работы с доказательствами нарушений ПДД


МВД России подготовило первые крупные поправки в российское законодательство, которые дадут возможность гражданам направлять в Госавтоинспекцию фото и видеоматериалы о нарушениях правил дорожного движения, а полиции — рассматривать эти материалы….
Форма искового заявления об оспаривании отцовства

BMW готовится к премьере нового кросс-купе Х2


Компактная модель Х1 до сих пор оставалась единственным кроссовером BMW, который еще не переработали в спортивную версию со сплющенной крышей.
Бланк заявления о выборе страховой медицинской организации

SsangYong одобрил запуск в серию нового кроссовера


Руководство компании SsangYong одобрило запуск в серийное производство кроссовера, выполненного по мотивам концепт-кара XAV, который был представлен в апреле 2015 года.
Бланк заявление на ип 2015

Honda «препарировала» купе Ferrari при постройке суперкара NSX


Компания Honda во время разработки суперкара NSX второго поколения приобрела купе Ferrari 458 Italia, чтобы изучить его компоненты. Об этом со ссылкой на собственный источник сообщает Autocar.
Заявление н развод образец

В Москве разрешат переходить перекрестки по диагонали


Как сообщили представители ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) агентству «Москва», до конца 2016 года новые диагональные пешеходные переходы появятся на 19 улицах Москвы.
Выплаты при рождении ребенка заявление образец

Subaru планирует выпустить новый электрический кроссовер


Как сообщает источник издания, новый автомобиль станет среднеразмерным кроссовером с системой полного привода и полностью электрическим двигателем.
Образец заявления на фиксированную сумму алиментов

В Москве арестовали джип BMW за неуплату 154 штрафов


Москвичка посреди белого дня осталась без своего дорогого автомобиля из-за того, что забыла вовремя оплатить штрафы за нарушения ПДД.
Подать онлайн заявление в загс казань

Продажи автомобилей Lexus в России продолжают расти

MAN вошел в малотоннажный сегмент с перелицованным VW Crafter


Немецкий производитель среднетоннажных и тяжелых грузовиков MAN представил свой первый малотоннажный фургон — TGE. Новинка является перелицованной версией Volkswagen Crafter нового поколения, который дебютировал в конце июля.
Заявление на реабилитацию по уголовному делу образец

В Сети показали самую хардкорную версию суперкара McLaren 650S


В интернете появилась первая фотография самой экстремальной модификации суперкара McLaren 650S, которая получит обозначение 688 High Sport. Снимок купе опубликовали на форуме McLaren Life.
Бланк заявления на выбор медицинского учреждения

В Москве разыскивают «мажора» за езду по тротуару


Столичная полиция занялась поисками водителя кабриолета Mercedes-Benz SL500, который пытался припарковаться на тротуаре у аэропорта Внуково, а потом оскорбил стража порядка.
Бланк заявления на развод в суд

Самый маленький Nissan с автопилотом появится через 10 лет


Компания Nissan планирует к 2026 году начать оснащать свою самую маленькую и дешевую модель Micra системой автономного управления ProPilot.
Написал заявление на работу и передумал

Автопилот BMW помог американским пловцам выиграть Олимпиаду


Американские пловцы при подготовке к Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро использовали технологию, которая применяется в системе автономного управления BMW.
Заявление в рстк образец

Материал по русскому языку по теме: Виды разборов по русскому языку

Материал по русскому языку по теме:
Виды разборов по русскому языку
Предварительный просмотр:

Фонетический разбор слова

  1. Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
  2. Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
  3. Охарактеризовать каждый звук:

а) гласный – ударный или безударный;

б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;

мягкий или твёрдый, парный или непарный.

4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.

ё - [й. ] – согл. звонк. непарн. мягк. непарн.

ж -[ш] – согл. глух. парн.[ж]. твёрд. непарн.

2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)

Лексический разбор слова

  1. Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
  2. Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
  3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
  4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
  5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.

Задремали звёзды золотые.

  1. Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
  2. Перен.знач. – олицетворение.
  3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.
  4. Нейтр.
  5. Исконно русское.

Словообразовательный разбор слова.

  1. Определить, какой частью речи является слово.
  2. Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
  3. Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
  4. Составить словообразовательную цепочку слова.
  1. Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.
  2. Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый < холодный.

Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:

Итак: холод > холодный > холодноватый.

Орфографический разбор слова.

1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.

2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.

3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.

4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.

1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.

2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.

3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.

4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч. м.р.(ср.р.), р.п. зелёного, сварившего.

Морфологический разбор имени существительного

I. Общее грамматическое значение (предмет).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число)

II. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное,

  1. одушевлённое или неодушевлённое,
  2. род,
  3. склонение.

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

I. Учится (где?) в школе – имя сущ. обозначает предмет

II. Пост. пр. нариц. неодуш. женск.р. 1 скл.

Непост.пр. в един.ч. п.п.

III. В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе

Морфологический разбор имени прилагательного

I. Общее грамматическое значение (признак предмета).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

II. Постоянные признаки:

- качественное, относительное или притяжательное.

  1. полная или краткая форма, только у качественных
  2. степень сравнения прилагательных
  3. число,
  4. род (в единственном числе),
  5. падеж ( в полной форме)

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

Приехал в бабушкин дом

I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета

по принадлежности к лицу

Нач.ф. – чей? бабушкин

II. Пост.пр. притяж.

Непост.пр. степени сравнения и кр. формы нет, в в.п. ед.ч. ср.р.

III. В предложении является согласованным определением

Морфологический разбор глагола

I. Общее грамматическое значение (действие, состояние)

Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?

II. Постоянные признаки:

  1. возвратный(ся) или невозвратный
  2. вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)
  3. переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
  4. спряжение

- изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение

  1. время (настоящее, прошедшее, будущее)
  2. число
  3. лицо(для настоящего и будущего простого времени)
  4. род (для прошедшего времени)

III. Каким членом предложения является(синтаксическая роль)

Солнце стояло высоко.

I. Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета

Нач.ф. что делать? стоять

II. Пост.пр. невозвр. несов.в. неперех. II спр.(стоит)

Непост. пр. в изъяв.накл. прш.вр. ед.ч. ср.р.

III. В предложении является простым глагольным сказуемым.

Морфологический разбор причастия

I. Общее грамматическое значение (признак предмета по действию)

Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?

что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано

II. Постоянные признаки:

  1. действительное или страдательное
  2. возвратное(ся) или невозвратное
  3. вид
  4. время (настоящее или прошедшее)
  1. полная или краткая форма (у страдательных причастий)
  2. число
  3. род (только в единственном числе)
  4. падеж (у полных причастий)

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

I. Поля (каковы? что сделаны?) сжаты – причастие, обозначает признак предмета по действию

Нач.ф. какой? сжатый, образовано от глагола - сжать

II. Пост.пр. страд. невозвр. сов.в. прош.вр.

Непост.пр. в краткой форме, множ.ч.

III. В предложении является именной частью составного именного сказуемого.

Морфологический разбор деепричастия

I. Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)

Начальная форма: от какого глагола образовано

II. Постоянные признаки:

III. Каким членом предложения является.

Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.

I. Шёл (что делая? как?) стараясь – деепричастие, обозначает добавочное действие

Нач.ф. образовано от глагола – стараться

II. Пост.пр. несов.вид

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор имени числительного

I. Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)

Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?

II. Постоянные признаки:

  1. количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое
  2. простое, сложное или составное

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.

I. Видов (сколько?) сто восемьдесят – числительное, обозначает количество предметов

Нач.ф. сто восемьдесят

II. Пост.пр. колич. целое, составное

Непост.пр. в и.п. рода и числа не имеет

III. В предложении является подлежащим.

Морфологический разбор местоимения

I. Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,

Начальная форма (именительный падеж)

II. Постоянные признаки:

  1. разряд по значению (у личных – лицо)

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Мне пятнадцать лет.

I. Пятнадцать лет (кому?) мне – местоимение, указывает на лицо

II. Пост.пр. личн. 1 лицо ед.число

III. В предложении является косвенным дополнением.

Морфологический разбор наречия

I. Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)

Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)

II. Постоянные признаки:

  1. неизменяемость
  2. степень сравнения

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Коля прыгнул выше.

I. Прыгнул (как?) выше – наречие, обозначает признак действия

II. Пост.пр. образа действия

Непост.пр. неизм. в простой сравн. степени

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор слов категории состояния

I. Общее грамматическое значение (состояние)

Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения

II. Постоянные признаки:

  1. неизменяемость
  2. степень сравнения

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

На улице очень светло.

I. На улице (каково?) светло – слово категории состояния, обозначает состояние

II. Пост.пр. состояние природы

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор предлога

I. Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. разряд по значению
  2. простой или составной
  3. производный или непроизводный
  4. с каким падежом употребляется
  5. неизменяемое слово

III. Каким членом предложения является.

По небу метались встревоженные галки.

I. По – предлог, выражает зависимость существительного небо от глагола метались

II. Морф.пр. зачение места, простой, непроизв. употреблён с д.п. неизмен. слово

III. Не член предложения.

Морфологический разбор союза

I. Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)
  2. простой или составной
  3. производный или непроизводный
  4. одиночный или повторяющийся
  5. неизменяемость

III. Каким членом предложения является

Звёзды меркнут и гаснут.

I. И – союз, связывает однородные члены предложения

II. Морф.пр. соч, соед. прост. непроизв. одиночн. неизм.

III. Не член предложения.

Морфологический разбор частицы

I. Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)
  2. группа по значению (у модальных)
  3. простая или составная
  4. производная или непроизводная
  5. неизменяемость

III. Каким членом предложения является.

Даже цветы на родине пахнут по-иному.

I. Даже – частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы

II. Морф.пр. модал. усил.-выдел. прост. непроизв. неизм.

III. Не член предложения.

Морфологический разбор междометий

I. Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. группа по значению
  2. производное или непроизводное
  3. неизменяемость

III. Каким членом предложения является.

Ба! Знакомые всё лица.

I. Ба – междометие, выражает чувство

II. Морф.пр. выражает восторг, непроизв. неизм.

III. Не член предложения.

Синтаксический разбор словосочетания

  1. Вычленить словосочетание из предложения.
  2. Указать главное и зависимое слово.
  3. Определить, чем выражены слова.
  4. Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)
  5. Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).
  6. Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)

Стоит одиноко (глаг. примык. связь по смыслу)

Синтаксический разбор простого предложения

  1. Найти грамматическую основу предложения.
  2. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
  3. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
  4. Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
  5. Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).
  6. Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
  7. Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).
  8. Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.
  9. Объяснить постановку знаков препинания.

Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост. повеств. невоскл. двусост. распростр. полное, неосложн.)

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

  1. Выделить прямую речь и слова автора. Определить место прямой речи по отношению к словам автора.
  2. Составить схему предложения с прямой речью.
  3. Разобрать синтаксически слова автора и прямую речь как предложение.
  4. Объяснить постановку знаков препинания.

Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П». после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).

Синтаксический разбор сложного предложения

  1. Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.
  2. Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).
  3. Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.
  4. Составить схему предложения.
  5. Объяснить постановку знаков препинания.
  6. Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.

Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв. невоскл. сложное, 2 грам. основы, основы двусост. связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)

Порядок разбора лексики и фразеологии (в тексте)

  1. Дать толкование указанных слов;
  2. Указать многозначные слова, дать толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов;
  3. Указать слова, употреблённые в переносном значении, дать толкование прямого и переносного значений (одного-двух) слов;
  4. Привести синонимы, антонимы к указанным словам;
  5. Найти в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дать их толкование;
  6. Выявить фразеологизмы, определить их значение и стилистическую окраску, подобрать к ним синонимы и антонимы;
  7. Указать слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментировать их назначение в тексте.

Порядок лингвистического разбора текста

  1. Выразительно прочитать текст, указать признаки текста в нём;
  2. Указать средства связи между частями текста;
  3. Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;
  4. Выделить микротемы, составить план;
  5. Определить тип речи, стиль, жанр;
  6. Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.

Порядок литературоведческого анализа художественного текста

  1. Определить название произведения и его автора, место отрывка в произведении (если это отрывок);
  2. Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;
  3. Отразить в нём авторскую позицию, образ автора;
  4. Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;
  5. Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.

Порядок литературоведческого анализа лирического текста

(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)

  1. Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;
  2. Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);
  3. Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;
  4. Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;
  5. Указать особенности рифм;
  6. Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;
  7. Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы разборов по русскому языку 5-9 классы

Схемы разборов по русскому языку включают в себя виды разборов по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, орфографии, морфологии, синтаксису и образцы их выполнения. Могут использоваться.

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл.

Презентация по русскому языку по теме. "Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. 8 класс"

Данная презентация поможет провести урок русского языка в 8 классе по теме " Синтаксический разбор предложения с обособленными членами" педагогам. работающимпо учебнику Л.А. Тростенцовой. Т.А.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по.

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического разбора 5 класс.

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического р.

Тексты различных видов диктантов по русскому языку

В материале предлагаются контрольные, словарные, выборочные, предупредительные диктанты для основной школы.