Руководства, Инструкции, Бланки

образец характеристика на гиперактивного ребенка в детском саду img-1

образец характеристика на гиперактивного ребенка в детском саду

Рейтинг: 4.1/5.0 (1910 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Гиперактивные дети в детском саду

Гиперактивные дети в детском саду

В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке.

С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов. Во время организационной деятельности в детском саду такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца, получают больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», мешают другим детям и обычно попадают в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. У детей гиперактивность проявляется через:

  • чрезмерную невнимательность;
  • отвлекаемость;
  • импульсивность;
  • подвижность.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться ещё до того, как ребёнок начинает ходить.

Не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания.

Основными же причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является:

  • патология беременности, родов;
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
  • генетическая обусловленность.

Часто синдром гиперактивности сопровождается синдромом дефицита внимания.

С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало проблем и воспитателю следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком.

Необходимо направлять деятельность ребёнка, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Игры должны способствовать:

  • снятию напряжения;
  • снижению агрессивности;
  • развитию умения концентрировать внимание.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.

Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком:

  • «не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
  • во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
  • давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;
  • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.

Нами разработан цикл занятий для родителей гиперктивных детей. Ниже представлено одно из занятий данного цикла и игры:

Консультация: «Что такое гиперактивность? Причины?»
Цель: обозначить проблему, сформировать представление о синдроме СГА его причинах.

Видео

Другие статьи

Образец-характеристика на гиперактивного ученика

Образец-характеристика на гиперактивного ученика

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей постоянно сравнивают с их старшими братьями, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность, навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость, неаккуратность. Гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. В освоении школьной программы сразу же возникают трудности, отсюда развивается неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а также усиливаются нарушения в поведении ребенка. Часто именно в школе у ребенка обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, но им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Найти и скачать

Психолог в детском саду 2

/ Психология дошкольного возраста / ПСИХОЛОГИЯ / Психолог в детском саду 2

Ответственные за выпуск:

Якимова Л.В. – главный специалист РУО

Бочарава Ю.Ю. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования КГПУ им. В.П. Астафьева.

В создании сборника принял участие коллектив авторов:

педагоги- психологи ДОУ Советского района:

Патрина О.В. ДОУ №246 - руководитель методического объединения психологов

Агеева О.А ДОУ №259, Бобровская А.А. ДОУ №45, Бекк А.П. ДОУ №311, Вишневецкая А.С. ДОУ №190, Горчакова И.В. ДОУ №151, Даций Л.В. ДОУ №54, Журова Н.Л. ДОУ №326, Захарова Е.А. ДОУ №137, Елисеева Н.И. ДОУ № 294, Кучумова Л.В. ДОУ №328, Козлова Н.А.ДОУ №25, Кислякова И.Б. ДОУ № 247, Левкина Н.В.ДОУ №152, Лобова А.Н. ДОУ№227, Новгородова Е.В. д/с№140,Сигида О.В. ДОУ №214, Сазонова Н.А. д/с №46, Семенова О.Ю. ДОУ №148, Семыкина О.В. ДОУ №244, Федорова С.Г. д/с315, Цурган Н.Л. ДОУ №296, Шадская А.А. ДОУ №292, Шавлыгина Ж.А.д/с№11, Щербаков Н.Н. д/с №9, Юрий Н.И. ДОУ №19.

Настоящее издание ставит перед собой цель сориентировать молодых специалистов (педагогов – психологов), только начинающих свой профессиональный путь в детском саду. Достаточный материал по организации деятельности, использование авторских разработок могут заинтересовать и опытных специалистов этого профиля.

Необходимость создания данного сборника вызвано большим притоком молодых специалистов (педагогов – психологов) в дошкольные учреждения. Прейдя в детский сад, не имея опыта работы и даже при наличии большого количества литературы, очень сложно начинать профессиональную деятельность. Не знаешь с чего начать, и возникает множество вопросов: как планировать, где взять методики для диагностики, по каким программам вести занятия, как осуществлять работу с детьми, имеющими трудности в поведении и развитии. Отсутствие единых требований к наличию документации вызывало определенные трудности и у педагогов со стажем. В настоящее время большой выбор специальной методической литературы. Это с одной стороны хорошо, но в тоже время возникает вопрос, а какую литературу и каких авторов использовать лучше.

С целью облегчить вступление в профессиональную деятельность молодых специалистов и в помощь всем психологам дошкольных учреждений творческий коллектив психологов дошкольных учреждений Советского района обобщил свой опыт работы и представляет его в данном сборнике. Который является своеобразным проводником и помощником в работе дошкольного психолога.

Направления работы дошкольного психолога

За последние годы широкое рас­пространение получила психо­логическая служба в системе детских дошкольных учреждений, при­чем сейчас практические психологи работают не только в специализиро­ванных детских садах, мини-лицеях и т. д. но и в обычных районных дет­ских дошкольных учреждениях.

Дошкольный психолог осуществляет свою деятельность в нескольких направ­лениях: работа с детьми, работа с ро­дителями и работа с воспитателями.

Конечно, основная деятельность психолога направлена на работу с детьми. Но мы подчас забываем

о том, что работа по повышению психологической компетентности со­трудников ДОУ и родителей в законо­мерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания де­тей не менее важна, чем работа непо­средственно с ребенком в виде инди­видуальных и групповых занятий.

В последнее время отношение ро­дителей к психологу в детском саду несколько изменилось, его не ассо­циируют теперь с неким медицинским работником, призванным лечить детей. Кроме того, наметился рост заинтере­сованности родителей в помощи прак­тического психолога, а характер их запросов стал более конкретным и обоснованным. Вероятно, широкое распространение психологической службы в системе образования и оби­лие научно-популярной литературы по вопросам воспитания стимулируют за­интересованность родителей в получе­нии элементарных психологических знаний, позволяют им другими глаза­ми посмотреть на особенности своих взаимоотношений с ребенком.

Можно выделить несколько групп характерных запросов родителей, встречающихся в практике психолога детского сада.

Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Роди­тели понимают необходимость контро­ля за ходом психического развития ре­бенка, раннего выявления отклонений и задержек в развитии и формулируют свой запрос в виде требования опре­делить уровень умственного и психи­ческого развития ребенка. Здесь ос­новная работа психолога связана с ди­агностическим обследованием детей.

Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выяв­ления задатков и способностей у ребен­ка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одарен­ных детей, контролировании их разви­тия, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреж­дения нежелательных последствий.

Наиболее многочисленную группу составляют родители, чьи запросы свя­заны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверен­ность в себе, эмоциональная неустойчивость).

Психологическая помощь детям с трудностями в общении и поведении

Возможности экспертной оценки в диагностике особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольника

Желательно, чтобы на вопросы анкеты ответило как можно больше взрослых. В семье это могут быть какродители ребенка, так и его бабушки, дедушки, стар­шие братья и сестры, другие члены семьи, принимаю­щие участие в воспитании малыша. В ДОУ предложить экспертную оценку ребенка можно всем сотрудникам, работающим с детьми: воспитателям, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре, логопеду, педагогам дополнительного образования. Чем больше взрослых примет участие в анкетирова­нии, тем больше данных для анализа будет у психолога. При обработке экспертных оценок можно выявить: «наиболее актуальные проблемы развития каждого ребенка (критерии, набравшие наибольшее количе­ство баллов по всем экспертным оценкам); условия, способствующие проявлению эмоциональ­но-личностных особенностей (при сравнении баллов, полученных по одному и тому же критерию в эксперт­ных оценках членов семьи и педагогов); например, мо­жет оказаться, что те или иные качества ребенка про­являются только дома, значит, вероятно, этому спо­собствуют семейные взаимоотношения, местом при­ложения коррекционных мероприятий в таком случае становится семья. Или может наблюдаться обратная ситуация, когда проявлению этих особенностей спо­собствует обстановка в детском саду;

• наиболее актуальные проблемы группы (сумма бал­лов по каждому критерию, набранных всеми детьми группы); эти данные помогут определить приоритеты в коррекционно-развивающей работе с данной груп­пой при проведении фронтальных занятий;

• детей «группы риска» (дети, набравшие наиболь­шие суммы баллов по всем критериям, во всех экс­пертных оценках);

• воспитанников, при взаимодействии с которыми у конкретных педагогов могут возникнуть трудности; такие данные могут помочь в выборе индивидуаль­ного подхода к ребенку. Тогда педагог, испытываю­щий наименьшие трудности в общении с данным ма­лышом, берет на себя большую часть индивидуаль­ной работы.

Экспертная оценка может выступать как первичная скрининговая диагностика эмоционально-личност­ной сферы дошкольника. Она поможет участникам образовательного процесса осознать и сформули­ровать запрос на коррекционную работу и может стать опорным материалом для проведения первич­ных консультаций педагогов и родителей по вопро­сам взаимодействия с детьми.

Экспертная оценка может служить для того, чтобы легче было проследить динамику развития при предъявлении анкеты через заданный промежуток времени (например, два раза в год — осенью и вес­ной), или для того, чтобы выяснить результативность коррекционных мероприятий (до и после коррекционных занятий). Приложение 1,2

Наиболее многочисленную группу запросов к психологу составляют жалобы, свя­заны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста: агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверен­ность в себе, эмоциональная неустойчивость. В последнее время особенно остро стоит проблема психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих двигательную и общую психическую расторможенность – т.н. гиперактивных детей.

(синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ))

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.

Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции. Основным проявлением СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении. Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности (подробно см. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.- М. Школа-Пресс, 2000). Это могут быть:

некоторые перенесенные матерью во время беременности заболевания;

кислородное голодание плода во время беременности и родов;

родовые травмы различной тяжести;

инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

особенности строения и функционирования головного мозга,

врожденные нарушения деятельности ЦНС и минимальные органические поражения головного мозга.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит именно минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведенияспециальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Минимальные мозговые дисфункции не всегда проявляются с первых

дней жизни, но отчетливо заметны уже на первом году, а их последствия сказываются вплоть до 10-12 летнего возраста, но наиболее ярко – в дошкольном детстве. По данным медиков такие отклонения наблюдаются у каждого 5-6 ребенка чаще всего у мальчиков.

Основные признаки синдром гиперактивности:

- неспособность к точным движениям;

- неумение сосредоточиться на чем-либо.

Подход к лечению и коррекции поведения и деятельности гиперактивного ребенка, его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» (1997, с. 4). Важно, работая в тесном контакте с родителями и педагогами, научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Портрет гиперактивного ребенка

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, то есть они мене чувствительны к боли, чем их сверстники. Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушение памяти и низкая умственная работоспособность. Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности как считают многие взрослые. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Дефицит внимания – характерная черта гиперактивных детей. Эта проблема часто сопровождает и другие нарушения в развитии ребёнка, (например, задержку психического развития), при этом ребёнок может быть гипоактивным. Но при наличии гиперактивности, дефицит внимания гарантирован. В последнее время проблему гиперактивности и обозначают как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Внимание характеризуется следующими свойствами:

Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений внимания .

1. Нарушение устойчивости и концентрации:

а) нет сосредоточения (ребенок не может выделить значимый раздражитель и, как следствие, не включается в учебный процесс);

б) слабая концентрация внимания (ребенок выделяет значимый раздражитель, но не может сосредоточиться на нем);

в) кратковременная сосредоточенность (ребенок быстро отвлекается, его внимание нестабильно);

г) немотивированные колебания внимания (у ребенка «включается» охранительное торможение).

2. Нарушение распределения и переключения внимания:

а) ригидность внимания (ребенок с большим трудом переходит от одного вида деятельности к другому);

б) застревание («прилипание») внимания (ребенок не может перейти от одного вида деятельности к другому).

3. Нарушение объема внимания (ребенок способен воспринимать очень ограниченное число объектов).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.

В основе синдрома дефицита внимания с гиперактивностью лежат нарушения, относящиеся в большей степени к области медицины. В связи с этим для определения и постановки диагноза обязательной является комплексная диагностика, включающая медицинское, психологическое и педагогическое обследование.

Психологическое обследование детей, у которых предполагается наличие СДВГ, должно включать несколько направлений:

-уровень развития внимания, памяти, мышления;

- эмоциональные особенности личности;

-особенности поведения дома и в детском саду;

-изучение восприятия ребенком семейного климата.

Обязательными являются беседы с родителями и изучение стилей воспитания в семье. В условиях детского сада также необходимо включать в обследование педагогов группы.

Для диагностики СДВГ у детей старшего дошкольного возраста (с 6-ти лет) используется один из вариантов «Корректурной пробы» - тест Тулуз-Пьерона, имеющий двоякую направленность: с одной стороны, изучение различных свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, а с другой, по мнению Л.А.Ясюковой, выявление и оценивание динамики и индивидуальных характеристик работоспособности, а также волевой регуляции деятельности.

Для диагностики идеомоторной координации И.П.Брязгунов предлагает использовать широко применяемые в психологической практике рисуночные техники: «Дом. Дерево. Человек», «Автопортрет», «Несуществующее животное»

В процессе бесед с родителями и педагогами можно использовать анкетирование (приложение 3,4,5 )

Диагностическое обследование может включать различные методики. Наиболее эффективные из них приведены в следующей таблице.

Диагностическая программа при работе с детьми с СДВГ

Брязгунов И.П. Касатикова Е.В.

«Непоседливый ребенок » М. 2001

Полученная в ходе психолого-педагогического и медицинского обследования информация сопоставляется и анализируется. На ее основе строится комплексная коррекционная программа, включающая медикаментозное лечение и психолого-педагогическое воздействие.

Методики определения особенностей развития внимания

«Найди отличия»: предлагается рассмотреть 2 изображения, между которыми существуют 3–4 отличия. Изображения не должны быть перегружены деталями. Допустимый результат – найдено 3 отличия.

«Найди отличия»: предлагается рассмотреть 2 изображения, между которыми существуют 4 – 5 отличий. Изображения не должны быть перегружены деталями. Допустимый результат – найдено 4 отличия.Хороший результат – найдено 5 отличий.

«Найди одинаковые»: предлагается найти 2 одинаковых изображения среди 10-ти. Допустимый результат – справился с помощью взрослого.Хороший результат – справился самостоятельно.

«Найди такой же»: предлагается образец и несколько отличающихся изображений, расположенных в ряд (4 – 5). Допустимый результат – справился с помощью взрослого.Хороший результат – справился самостоятельно.

Данная методика используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаков утомления и пресыщения.

Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.

В верхней части бланка геометрические фигуры помечаются условными обозначениями (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен расставить в предлагаемом бланке.

Данная методика аналогична методике Пьерона — Рузера. Методика также предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, врабатываемости в задание, проявления признаков утомления и пресыщения.

При работе с корректурной пробой ребенку предлагается отыскивать и зачеркивать З—4 буквы (для старших школьников), одну или две буквы (для младших школьников).

По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устойчивости внимания, его объем. А распределение ошибок по всему листу указывает на колебания внимания: если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением (снижение работоспособности) или пресыщением; если ошибки распределяются достаточно равномерно, это говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации; волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.

Методика «Запомни и расставь точки».

Предлагается квадрат, расчерченный на 9 клеток. На образце расставлено 5 точек. Ребёнок смотрит на образец 15с, затем должен расставить точки в клетках чистого бланка. Делается три пробы с разными образцами. Допустимый результат – расставил 3 точки.Хороший результат – расставлены все точки.

Коррекционная программа, осуществляемая психологом

Этапы коррекционной работы:

Беседа с родителями с целью установления постоянного контакта на период времени, необходимый для коррекционной работы.

Осуществление психологической поддержки родителям.

Составление «Памятки для родителей», содержащей рекомендации по стратегии поведения с гиперактивным ребенком.

Беседа с воспитателями об особенностях ребенка.

Рекомендации воспитателям способов простраивания взаимоотношений с гиперактивным ребенком.

Индивидуальные коррекционные занятия с ребенком.

Коррекционные занятия в группе.

Работа с педагогами

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивным ребенком:

Игнорировать вызывающие поступки ребенка.

Поощрять его хорошее поведение.

Во время занятий целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы, каковыми могут являться шум, «веселые соседи», чрезмерное количество наглядного материала или предметов на столе и т.п.

Предоставить возможность быстрого обращения за помощью к воспитателю в случаях затруднений (разрешить спрашивать не поднимая руки, договориться об условном знаке с ребенком и пр.)

Занятия для него должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку.

на определенный отрезок времени давать лишь одно задание.

если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и воспитатель периодически контролирует ход работы на каждой из них, внося необходимые коррективы.

Во время дня предусматривается возможность для «двигательной разрядки»: занятия физическим трудом или упражнениями, специально организованное время, подвижные игры.

Учебно-методический материал по теме: Характеристика детей с особыми вариантами развития

Учебно-методический материал по теме:
Характеристика детей с особыми вариантами развития. Гиперактивный ребенок.

Почему дети такие разные? Одни бойкие и активные, другие – тихие, застенчивые. Одни с удовольствием идут в детский сад, играют со сверстниками, другие – плачут и с трудом привыкают к новым обстоятельствам, детскому коллективу. Ответить на этот вопрос не так просто. Индивидуальные особенности детей определяются многими факторами. То, каким будет ребёнок, зависит от врождённых особенностей – темперамента, типа нервной системы, физического здоровья; от условий жизни; от того, каких принципов воспитания придерживаются родители.

В последнее время все чаще приходится слышать о дифференцированном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми – одно удовольствие: им всё интересно, у них всё получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию.

Учёные и практики к группе особых относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного род проблемы, например, гиперактивность, девиантные отклонения, тревожность, застенчивость, агрессивность.

Важно уметь принимать детей такими, какими они есть, помогая им приспособиться к своим особенностям и жить с удовольствием, выстраивая с ними конструктивное взаимодействие.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

Анализ литературы ( Заваденко Н.Н. Брязгунов И.П. Бадалян Л.О. Журба Л.Т. Всеволожская Н.М. Вельтищев Ю.Е. Халецкая О.В. Максимова А. и др.) по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т.е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, вне поля зрения.

Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска, его медико-психолого-педагогическая коррекция, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.

ГЛАВА 1. Дети с особыми вариантами развития. Гиперактивные дети.

Дети с особыми вариантами развития – это такие дети, чьё поведение, отклоняется от принятых норм и стандартов общества. При чём, психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения часто встречаются у большинства детей. И это неотъемлемая часть процесса развития, но это дети педагогического риска [6, с.28].

Понятие нормы принадлежит к числу самых трудных и неопределённых научных представлений. Как правило, не существует как таковой нормы, но существуют бесчисленное множество различных вариаций уклонений от неё. И если отклонения достигают количественно или качественно внушительных размеров, то мы вправе говорить о ненормальном поведении.

Как уже отмечалось выше, к категории детей с особыми вариантами развития относятся:

демонстративные дети ( демонстративным в психологии обычно называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих);

застенчивые дети (застенчивость – это такая внутренняя позиция ребенка, если он чересчур обращает внимание на мнения других людей. Ребенок становится излишне чувствительным к осуждению его людьми вокруг. Отсюда – желание оградить себя от людей и ситуаций, которые потенциально угрожают критикой по поводу его внешности или поведения);

агрессивные дети (агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб);

замкнутые дети (замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми);

тревожные дети ( под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий)

  1. Причины и условия возникновения гиперактивности (СДВГ).

«Гипер. » (от греч. hyper — «над», «сверху») — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный» [3, с.11].

Синдром дефицита внимания / гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек [1, с.3].

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Возникновение гиперактивности может быть обусловлено воздействием различных этиологических факторов в период развития мозга до 6 лет.

Многие авторы (Бадалян Л.О. Журба Л.Т. Всеволожская Н.М. Вельтищев Ю.Е. Халецкая О.В.) наиболее критическим периодом считают поздние стадии беременности и родов.

Все факторы, вызывающие повреждение мозга у детей, разделили на биологические, действующие до родов, в момент родов и после родов, и социальные, обусловленные влиянием непосредственного окружения. Считается, что возникновению гиперактивности (СДВГ) способствуют асфиксия новорожденных, угроза прерывания беременности, анемия беременных, переношенность, употребление алкоголя и лекарственных препаратов во время беременности и курение.

Психологическое исследование детей, перенесших гипоксию, выявило снижение способности к обучению у 67%, снижение развития моторики у 38% детей, отклонения в эмоциональном развитии у 58%. Разговорная активность была снижена у 32.8%, а в 36.2% случаях у детей были отклонения в артикуляции [5, с.10].

Большой вклад в исследование проблемы внесли работы, выдвигающие предположение о роли генетических факторов в возникновении СДВГ, доказательством которой явилось существование семейных форм СДВГ (Тржесоглава З. Кучма В.Р. Брязгунов И.П.).

Наряду с биологическими факторами риска СДВГ анализируются социальные факторы, например, педагогическая запущенность, ведущая к СДВГ. Психологи И.Лангмейер и З.Матейчик среди социальных факторов неблагополучия различают, с одной стороны, депривацию – преимущественно сенсорную и когнитивную, с другой стороны – социальную и когнитивную. К неблагоприятным факторам они относят недостаточное образование родителей, неполную семью, депривацию или деформацию материнского ухода [6, с.13].

Также считается, что возникновению СДВГ способствует деликвентное поведение родителей – алкоголизм и курение.

  1. Характеристика гиперактивных детей.

Первые признаки гиперактивности заметны ещё в младенческом возрасте: ребёнок мало и плохо спит, очень подвижен, чрезмерно реагирует на раздражители – свет, звук, имеет постоянно повышенный или пониженный мышечный тонус. К 3-4 годам становится заметно, что ребёнок не может сосредоточиться, самостоятельно играть. Он любопытен, но суть его не интересует. Наиболее ярко признаки гиперактивности проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, от 5 до 10 лет. Это обусловлено развитием центральной нервной системы в этот период.

ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Наверное, в каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается: ответов».

Одной из характерных особенностей детей с гиперактивностью (СДВГ) являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим [7].

Особенно частыми у детей с гиперактивностью (СДВГ) бывают такие речевые нарушения, как задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания.

Повышенная возбудимость является причиной затруднений в приобретении обычных социальных навыков. Дети плохо засыпают даже при соблюдении режима, едят медленно, всё роняя и разливая.

Повышенная переключаемость с одной деятельности на другую происходит непроизвольно, без настройки на деятельность и последующего контроля. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются.

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении задании (несмотря на усилие, все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее для окружающих.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений [3, с.13].

Таблица 1. Критерии первичной оценки проявлений

гиперактивности и тревожности у ребенка

Беспокойные, напряженные движения

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка [4, с.29]:

  1. Дефицит активного внимания
  • Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  • Не слушает, когда к нему обращаются.
  • С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  • Испытывает трудности в организации.
  • Часто теряет вещи.
  • Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  • Часто бывает забывчив.
  1. Двигательная расторможенность
  • Постоянно ерзает.
  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  • Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  • Очень говорлив.
  1. Импульсивность
  • Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  • Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  • Плохо сосредоточивает внимание.
  • Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  • Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  • При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет.)

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, то можно предположить, что ребенок гиперактивен. В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.

ГЛАВА 2. Особенности работы с гиперактивными детьми.

Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятие, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает взрослого. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия, нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувство вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

  1. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Родители гиперактивного ребенка нередко с опасением относятся к детскому саду или школе. На самом деле вполне можно научиться избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они.

Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь. Если воспитатель встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости. И увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не упреками, а нежностью и улыбкой.

Существует многократно проверенный в детском саду метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной карточке, информация подается только в позитивной форме. Затем родители должны заполнить свою часть карточки дома вечером. Результат полученной информации – поощрение ребенка со стороны родителей и воспитателя.

Правила работы с гиперактивными детьми [2, с.41].

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять ребенку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Советы родителям [1, с.43]

  • Соблюдать дома чёткий распорядок дня
  • Следить за постоянством и единством требований
  • Чаще хвалить за успехи
  • Указания должны быть краткими, конкретными и понятными
  • Заранее обсуждать с ребенком планируемые действия
  • Приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии
  • Не раздражаться, если ваш ребенок все делает наоборот и ему нужно много раз повторять. Добейтесь, чтобы малыш сам справился. ВА надо только запастить терпением.
  • Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить. Особенно не должен видеть малыш фильмы ужасов и криминальные истории
  • Пытаться погасить конфликты, в которые замешан ваш ребенок, уже с момента «первой искры»
  • Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях
  • Поглубже прячьте свои раздражения и ярость
  • Любое разногласие в семье в вопросах воспитания ребенка усиливает отрицательные качества малыша.
  1. Как играть с гиперактивными детьми

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Подвижные игры с гиперактивными детьми представлены в приложении 1 [3], элементы йоговской гимнастики для малышей в приложении 2 [1], игры и упражнения для индивидуальных занятий в приложении 3 [1].

  1. Гиперактивный ребёнок – это не просто отдельные случаи заболевания детей, а социальная проблема, имеющая для общества государственное значение. Количество детей с гиперактивностью ( СДВГ) угрожающе велико и продолжает расти. Подавляющее большинство их не получает никакого лечения и помощи. Предоставленные самим себе, лишённые родительской любви и понимания окружающих, дети с синдромом часто находят утешение в употреблении алкоголя, наркотиков. Их называют « трудный ребёнок ». Необходимо изменить отношение родителей, педагогов, врачей к этой не «детской» проблеме. Одна из важнейших задач заключается в совершенствовании методов диагностики, лечения и педагогической работы с больными детьми .
  2. В настоящее время единое мнение о факторах, ведущих к возникновению гиперактивности отсутствует. На современном этапе выделяют три основные группы: раннее повреждение ЦНС, связанное с негативными влияниями на развивающийся мозг различных форм патологии течения беременности и родов; генетические факторы и внешние социальные факторы.
  3. Проявления гиперактивности распределены по четырем основным признакам: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность.
  4. Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики.
  5. Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления гиперактивности, профилактика факторов риска, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.
  6. Только совместными усилиями педагогов, родителей и специалистов можно научить ребенка с особым развитием, а именно, гиперактивного ребенка, эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М. «Национальный книжный центр», 2011. - 64 с.
  2. Гаврина С.Е. Кутявина Н.Л. Топоркова И.Г. Щербинина С.В. Развитие и воспитание ребенка от 2 до 6 лет. Советы родителям, упражнения, тесты. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 96с.
  3. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб. Речь, 2005. – 136с.
  4. Малахова А.Н. «Небесное путешествие». Программа игротерапии для дошкольников. – СПб. Речь, 2008. – 90с.
  5. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб. Речь, 2006. – 208с.
  6. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб. Питер, 2001. – 384с.
  7. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – №1. – 1999. – 86 с.

Подвижные игры для гиперактивных детей

  1. «НАЙДИ ОТЛИЧИЕ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Игру можно проводить и с группой детей.

Цель: Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

  1. «РАЗГОВОР С РУКАМИ» (И. В. Шевцова)

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином.

Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся. “Какое сейчас время года?” (Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе потолок?”. “Говори!” и т. д.»

  1. ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”» (Н. А. Кряжева, 1997)

Цель: Дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

  1. «СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель: Научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.»

Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и т.д.

  1. СЛУШАЙ КОМАНДУ» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель: Развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

  1. «КОРОЛЬ СКАЗАЛ. » (Известная детская игра)

Цель: Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал».

Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д.

  1. «ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ» (Н. Л. Кряжева,1997)

Цель: Игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры.

  1. «СЛУШАЙ ХЛОПКИ» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель: Тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Цель: Развитие внимания и памяти.

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому- то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.

ЙОГОВСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

  1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».
  2. Останавливаются, встают в круг.
  3. «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
  4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим - дети слегка ударяют ладошкой по голове.
  5. «Лепят личико» - проводят руками по краю лица.
  6. «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
  7. «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.
  8. «Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
  9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

  1. «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.
  2. «Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики - выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».
  3. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми. При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения.

1. Для развития произвольности:

  • «Да» и «нет» не говори»;
  • «Летает-не летает»;
  • «Съедобное - несъедобное»;
  • «Запретное движение»;
  • « Запретное слово »: (ребенок вслед за взрослым повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши);
  • «Раз-два-три - говори!»
  • «Море волнуется»

2. Для развития внимания и памяти:

  • «Что исчезло? »: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Взрослый убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»;
  • «Что изменилось?»: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами;
  • « Внимание - рисуй!»: взрослый показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок. Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти;
  • «Слушай хлопки»: взрослый договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка - стоять на одной ноге (как аист), три хлопка - прыгать (как лягушка);
  • «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с особенностями поведения и развития: гиперактивный ребенок

Информация для педагогов и родителей о том, что такое гиперактивность и что делать с такими детьми.

презентация Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с особыми вариантами развития

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую п.

Характеристики детей с особыми вариантами развития

Вербализм, "уход от деятельности", тревожные дети, одарённый ребёнок, ребёнок с ЗПР, демонстротивные дети.

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить.

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Данный материал залежался в моем ноутбуке, конечно же не я его составила, но и автора данного материала я не знаю. Но это очень полезный материал для всех педагогов и психологов в том числе. Так что.

Особые варианты развития детей дошкольников

В материале дана краткая характеристика вариантов развития детей: вербализма, тревожности, демонстративности, гиперактивности и даны рекомендации педагога-психолога.

Информация для учителя -дефектолога.