Руководства, Инструкции, Бланки

образцы вступительных экзаменов по русскому языку

Рейтинг: 4.7/5.0 (351 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Требования к вступительным экзаменам по русскому языку и литературе

Требования к вступительным экзаменам по русскому языку и литературе. Образец теста Требования к вступительным экзаменам по русскому языку и литературе для поступающих в 10 профильный класс РГГУ Для выполнения письменной работы по русскому языку учащимся необходимо знать:
  • теоретические основы морфологии русского языка;
  • правописание корней, приставок, суффиксов и окончаний слов разных частей речи;
  • теоретические основы синтаксиса русского языка: виды связи слов в словосочетании; классификация типов простых и сложных предложений;
  • принципы синтаксического разбора словосочетания, простого и сложного предложений;
  • пунктуацию в простом и сложном предложениях.

Поступающим предлагается текст, в котором нужно вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки и расставить недостающие знаки препинания. Далее следует предложение, которое нужно разобрать синтаксически: определить количество простых предложений в его составе, характер соотношения частей сложного предложения, виды синтаксической связи простых предложений. Дополнительное задание - построить схему данного предложения. Выполнение дополнительного задания остается на усмотрение учащегося.

Для выполнения теста по литературе учащимся необходимо текстуальное знание произведений русской литературы, составляющих программу средней школы, знание основ теории литературы.

* Составлен с учётом содержания курса русской литературы концентрической и линейной структур для средних общеобразовательных школ.
  • Слово о полку Игореве.
  • М. Ломоносов. Ода на день восшествия. Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.
  • Г. Державин. Властителям и судиям. Памятник. Снигирь.
  • Д. Фонвизин. Недоросль.
  • Н. Карамзин. Бедная Лиза.
  • А. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А. Грибоедов. Горе от ума.
  • А. Пушкин. Лирика. Повести Белкина. Капитанская дочка. Евгений Онегин.
  • М. Лермонтов. Лирика. Герой нашего времени.
  • Н. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Ревизор. Мертвые души.
  • И. Тургенев. Ася.

Понятия теории литературы. Художественный образ. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Лирика. Ода. Драма. Комедия. Трагедия. Водевиль. Понятие о сатире и юморе. Композиция. Сюжет. Антитеза. Художественные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Первая часть вопросов по литературе предполагает проверку знания текста перечисленных произведений. Вторая посвящена теоретико-литературным понятиям. Вопросы формулируются в тестовой форме и сопровождаются вариантами ответа.

Образцы тестов, предлагаемых на вступительных испытаниях в 10 класс

*объём текста и количество вопросов на вступительных испытаниях больше, чем в представленных ниже образцах

На другой день перед вечером небо прозрачно. Утихли ветры и в облаках любовь и благозвучие. В лозн. ке который пахнет так(же) как и когда Крону было девять лет на песочке возят. ся ребята. Худенькие тела весело трепещ. т в лучах пищат и боятся глубины а потом сразу появля. т. ся на берегу розовые рубашки будто вместо голых тел выр. сли светлые цветы. Крон медле(н, нн)о подымается на гору за рекой и бредет тропинкою среди молодых ржей ему надо в Дмитрово здесь бли(з, с)ко (на)прямик. Пройдя ржи он останавливается у луговины пара довольно далеко еще идти он хочет отдохнуть. Снимает шляпу (полу)седые волосы свешиваются (в)низ. Как старый пастырь он гл. дит (в)низ на село и думает о чем(то).

1.В данном предложении вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

Видно было по его лицу что ему как (будто) (бы) жаль и досадно (от) того (ли) что мало попросил или (от) того что нельзя занят. ся приятным делом пере(с, сс) чит. вания засале. ных потрепа. ных бумажек.

2. Сколько простых предложений в его составе?
3. Укажите виды синтаксической связи простых предложений, присутствующие в данном предложении.
4. Постройте схему данного предложения (дополнительное задание).

Русская литература

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе XVIII века принадлежат перечисленные произведения?
«Бедная Лиза» а) Классицизм
«Разговор с Анакреонтом» б) Сентиментализм
«Недоросль» в) Просветительский реализм

2. Какие из приведенных ниже высказываний, относящихся к Митрофанушке, не вызывают смеха?

а) «Не хочу учиться, хочу жениться»
б) Познания в науке: «трех перечесть не умеет»
в) Жалость, «какая проняла его в тяжёлом животном сне, при виде матери, уставшей колотить его отца» (В. Ключевский)

3. Кому из героев комедии А. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат высказывания, ставшие афоризмами:
«Дома новы, но предрассудки стары» а) Молчалин
«Я вас перепугал, простите, ради Бога» б) Софья
«Шёл в комнату, попал в другую» в) Чацкий

4. Кто из литературных деятелей оказал большое влияние на формирование таланта А.С. Пушкина?
а) А.А. Дельвиг
б) М.Ю. Лермонтов
в) В.А. Жуковский

5. О ком из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» сказал В.Г. Белинский: «. алчущий тревог и бурь»?
а) Печорин
б) Максим Максимыч
в) Грушницкий
г) Вернер

6. Какой из приведённых эпиграфов относится к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
а) «Береги честь смолоду»
б) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
в) «И жить торопится, и чувствовать спешит»

образцы вступительных экзаменов по русскому языку:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Пример вступительного испытания по русскому языку - Бакалавриат МФТИ

    Пример вступительного испытания по русскому языку

    Часть 1. Внимательно прочитайте вопросы. Укажите (обведите кружком) один или несколько вариантов ответа. Внутри блока количество ответов может быть различным.

    I В каком случае значение слова указано неточно (ошибочно)?

    1. Адресат – тот, кто адресует кому-либо письмо, телеграмму, почтовое отправление.
    2. Критерий – существенный признак, на базе которого производится оценка или классификация.
    3. Приватный – частный, неофициальный.
    4. Рецензия – статья, целью которой является критический разбор научного или художественного произведения.
    5. Визуальный – относящийся к непосредственному зрительному восприятию.
    6. Анахорет – античный храм.

    II В каком (-их) примере (-ах) нарушены нормы сочетаемости слов?

    1. Он похож со своей сестрой
    2. Заведующий секции
    3. Не скрывать своего отношения к кому-л.
    4. Оплатить проезд
    5. Играть первостепенное значение

    III В каком (-их) слове (-ах) пропущена буква О?

    1. Ан…логичный
    2. Провести к…сательную
    3. К…лорит
    4. Пол…жение в пространстве
    5. Ади…батический процесс
    6. Гр…витационный
    7. Р…стовщический

    IV В каком (-их) слове (-ах) пропущена буква И?

    1. 1. Аккомпан…мент
    2. 2. Выц…ганить
    3. 3. Комп…тентный
    4. 4. Пр…клонить колени
    5. 5. Выч…тание
    6. 6. Пр…оритетное направление
    7. 7. Интелл…генция

    V В каком (-их) слове (-ах) пропущена буква А?

    1. Пар…доксальный
    2. Ф…кальная плоскость
    3. Р…спространение
    4. Ук…рениться
    5. Стр…тифицированный
    6. Сг…реть на солнце
    7. Экстрап…лировать

    VI В каком (-их) слове (-ах) пропущена согласная буква?

    1. Длин…а отрезка
    2. Индиф…ерентный
    3. Неразборчивый по…черк
    4. Кал…ория
    5. Коэф…ициент
    6. Ас…имметричный
    7. Деф…ектный

    VII В каком (-их) слове (-ах) пишется –НН-?

    1. Обработан…ая поверхность
    2. Путан…ая речь
    3. Обязанности распределен…ы
    4. Полуразрушен…ое строение
    5. Взволнован…ы сообщением
    6. Ношен…ые не один год
    7. Ломан…ая линия

    VIII В каком (-их) примере (-ах) НЕ/НИ (в скобках) пишется слитно?

    1. далеко (не)лучший выход
    2. (не)опубликованные при жизни
    3. это (ни)чего не значит
    4. (не)более того
    5. (не)широкая, но глубокая река
    6. (не)правомерные действия
    7. (не)убранная за целый год территория

    IX В какой (-их) строчке (-ах) все слова пишутся через дефис?

    1. (сто)метровка, (центро)стремительный;
    2. (псевдо)научный довод, (вакуум)аппарат;
    3. (электронно)дырочный, сделать (по)нашему;
    4. (электро)генератор, (рекламно)издательская деятельность;
    5. (русско)китайский словарь, (аэро)космическое изображение;
    6. (разговорно)бытовой стиль, (юридически)правомерные действия;
    7. (пол)огорода, (премьер)министр.

    X В каком (-их) предложении (-ях) допущена пунктуационная ошибка?

    1. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением, будто усталости и скуки.
    2. Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
    3. Используя R2 , как шунт, найдем сопротивление амперметра RА .
    4. В принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны определена политика в области образования, согласно которой, планируется усиление позиций российского образования на мировом рынке.
    5. «Любовь, - считает Эрих Фромм, - активное участие в жизни другого человека и принятие его таким, каков он есть».

    XI В каком (-их) предложении (-ях) допущена пунктуационная ошибка?

    1. Среди рек есть и большие и малые, и спокойные и буйные, и быстрые и медленные.
    2. Если две большие грани не параллельны, то двугранный угол, содержащий эти грани, не может быть тупым (на рис. 108 приведены проекции сферы и этих двух граней на плоскость, перпендикулярную линии их пересечения, проекции больших граней выделены).
    3. Созерцание новизны - пожалуй, самое сильное и прекрасное ощущение.
    4. Как известно, для тонкой линзы при симметричном ходе лучей расстояние между предметом и его изображением минимально.
    5. «Ценнейшее в жизни качество, вечно юное любопытство, не утомленное с годами и возрождающееся каждое утро», - говорил Ромен Роллан.

    XII Какой знак препинания нужно поставить на месте знака (*)?

    Освоение новых информационных технологий влечет за собой коренные изменения в обществе (*) оно открывает новые возможности для личности и корпораций в области торговли, производства, деловой активности, образования, медицинского обслуживания и культуры.

    1. Запятую
    2. Двоеточие
    3. Тире
    4. Знак не нужен
    5. Нужен другой знак, не указанный в пп.1-3

    XIII В каком(-их) предложении(-ях) на месте знака (*) необходимо поставить тире?

    1. Сейчас практически во всех странах введены квалификационные экзамены для специалистов, закончивших вузы за рубежом, и рейтинг вуза в стране (*) это количество студентов, успешно сдавших экзамен.
    2. Дорога (*) как жизнь: она всегда ведет в будущее.
    3. В заключение я хотел бы снова подчеркнуть, что XXI век (*) век науки о жизни, о глобальных и локальных проблемах нашей жизни, о жизнеобеспечении.
    4. «Что ты, еж, такой колючий?» (*) «Это я на всякий случай».
    5. Из двух вершин ломаной (начала и конца) будет выходить нечетное число звеньев-диагоналей, а из остальных вершин (*) четное.

    Часть 2. Напишите эссе-миниатюру на одну из следующих тем:

    1. Талант или трудолюбие: что важнее для карьеры?
    2. Современная беллетристика: что читать, как читать и нужно ли это?
    3. Удивительные места России (несколько страничек из дневника путешествий).

    Ключ к проверке теста

    Программа вступительных испытаний по русскому языку

    Программа вступительных испытаний по русскому языку

    ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

    В определенное расписанием время абитуриенты должны занять места в назначенной аудитории, для чего с собой необходимо иметь: паспорт, экзаменационный лист, ручку. После размещения всех допущенных к вступительным испытаниям представитель экзаменационной комиссии объясняет правила оформления ответа и раздает листы с экзаменационными заданиями. С этого момента начинается отсчет времени. Продолжительность вступительных испытаний — два академических часа (90 минут).

    ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

    Абитуриент, сдающий вступительный экзамен в вуз по русскому языку, должен показать знания, навыки и умения, соответствующие программе средней общеобразовательной школы.

    Письменный экзамен по русскому языку состоит из 20 тестовых заданий.

    Правильное решение каждого задания оценивается 5 баллами.

    Результаты выполнения экзаменационной работы оцениваются по 100-балльной системе. Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационную работу – 100. Количество баллов, необходимое для получения положительной оценки — 37.

    ФОРМА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

    Формат вступительного экзамена по русскому языку - тест. В тест включены вопросы, проверяющие знания абитуриента на всех уровнях языковой системы.

    Тест состоит из двух блоков. 1. Орфография и пунктуация. 2. Культура речи.

    В первом блоке задания, аналогичные части А Единого государственного экзамена по русскому языку, или, точнее, похожие: вставьте пропущенные буквы, знаки и т. д.

    Второй блок включает задания, проверяющих общие сведения о языке: трудные случаи определения рода существительных, типы словосочетаний, склонение существительных.

    Фонетика и графика.

    Звук как единица языка. Классификация гласных и согласные звуков. Слог. Ударение. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные буквы. Соотношение звуков и букв. Обозначение мягкости согласных на письме.

    Морфемика и словообразование.

    Морфема как единица языка. Виды морфем. Основа и окончание. Корень. Суффикс. Приставка. Чередование звуков в разных частях слова. Способы словообразования. Приставочный способ. Суффиксальный способ. Приставочно-суффиксальный способ. Образование сложных слов. Переход из одной части речи в другую. Основные способы словообразования самостоятельных и служебных частей речи.

    Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки. Существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род. Число. Падеж. Типы склонения. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Качественные прилагательные. Полная и краткая форма. Степени сравнения прилагательных. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Склонение прилагательных. Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные

    количественные и порядковые. Простые и составные числительные. Разряды количественных числительных. Особенности склонения числительных. Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Вид глагола. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Наклонение глагола. Время глагола. Спряжение глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени). Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Причастие как особая форма глагола. Значение и грамматические признаки причастия. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Значение и грамматические признаки деепричастия. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Образование деепричастий. Наречие. Значение и грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Предлог. Грамматические признаки предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Союз. Грамматические признаки союза. Сочинительные и подчинительные союзы. Частица. Грамматические признаки частицы. Формообразующие, отрицательные, модальные. Простые и составные частицы.

    Словосочетание как синтаксическая единица. Виды словосочетаний по характеру главного слова. Способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое, его типы. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, дополнение, обстоятельство) и способы их выражения. Двусоставные и односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные) предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Основные способы осложнения простого предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обособленное определение, способы его выражения. Обособленное приложение. Обособленное обстоятельство, способы его выражения. Обособленное дополнение, способы его выражения. Вводные слова. Обращение. Сложное предложение, его типы. Союзное и бессоюзное сложное предложение. Союзное сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложение. Сложносочиненное предложение с различными видами сочинительных союзов. Сложноподчиненное предложение. Виды сложноподчиненных предложений по значению (типы придаточных). Средства связи между частями сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Сложное предложение с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Косвенная речь. Цитата.

    Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектные слова. Профессионализмы. Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Фразеологизм как устойчивое сочетание слов.

    Орфография и пунктуация

    1. Правописание гласных в корне слова.

    2. Правописание согласных в корне слова и на стыке морфем.

    3. Правописание приставок.

    4. Правила переноса.

    5. Правописание Ъ и Ь.

    6. Правописание прописных и строчных букв.

    7. Правописание имен существительных: а) окончания; б) суффиксы; в) Ь после шипящих на конце существительных.

    8. Правописание имен прилагательных: а) окончания; б) суффиксы; в) сложные прилагательные.

    9. Правописание имен числительных: а) окончания составных числительных (порядковых, количественных); б) окончания сложных количественных числительных.

    10. Правописание местоимений (отрицательных и неопределенных).

    11. Правописание глаголов: а) суффиксы; б) личные окончания; в) Ь в глагольных формах.

    12. Правописание причастий: а) окончания; б) суффиксы.

    13. Правописание наречий.

    14. Н и НН в разных частях речи.

    15. Слитное/раздельное написание НЕ с разными частями речи.

    16. Правописание сложных и производных предлогов.

    17. Правописание союзов.

    18. Правописание частиц.

    19. Знаки препинания в конце предложения.

    20. Знаки препинания в предложениях с: а) однородными членами; б) обособленными членами; в) уточняющими и пояснительными членами.

    21. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения (обращение; междометие; вводные слова; вставные конструкции).

    22. Тире: а) между подлежащим и сказуемым; б) в неполном предложении.

    23. Знаки препинания в сложном предложении: а) союзном (между частями; при сложных союзах; на стыке союзов); б) бессоюзном (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

    24. Знаки препинания при передаче чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитата, эпиграф).

    Бабайцева В. В. Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5–9 классов общеобразовательных учреждений. – любое издание.

    Бабайцева В. В. Сальникова О. А. Тренинг по орфографии. Материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы. – М. 2008.

    Розенталь Д. Э. Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М. 2008.

    Русский язык. Учебник-практикум для старших классов средней школы. Под ред. А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахомовой. – М. 2002.

    Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи. – М. 2005.

    Соловьева А. Как пишется правильно? – М. 2008.

    ОБРАЗЦЫ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ

    В каком слове букв больше, чем звуков?

    Образцы вступительных экзаменов по русскому языку

    ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ТЕСТЫ НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ В ВУЗЫ Наша газета не раз анализировала различные тесты по русскому языку (см. № 7. 8. 11 за 2002 год). Сегодня мы предлагаем познакомиться с подборкой тестов некоторых московских вузов уже без комментариев. Следует обратить внимание не только на содержание тестов, но и на то, что разные вузы практикуют разные способы оформления ответов на тестовые задания. Открывают нашу подборку тесты, разработанные Центром тестирования при Министерстве образования РФ. Известно, что результаты тестирования, проводимого Центром, засчитываются многими вузами как результаты вступительного экзамена. Тесты Центра тестированияпри Министерстве образования РФ* Структура теста по русскому языку (11-й класс)
    Разработчики: Иссерс О.С. Кузьмина Н.А.
    ЧАСТЬ А Раздел «Орфография»

    Вопросы 1–3. Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

    Вопрос 4. Гласные О/Ё после шипящих и Ц в корнях и окончаниях.

    Вопрос 5. Правописание согласных в корне слова.

    Вопрос 6. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

    Вопрос 7. Правописание окончаний существительных, глаголов и суффиксов причастий.

    Вопрос 8. Правописание Н и НН в полных формах прилагательных и причастий, а также в производных существительных.

    Вопрос 9. Дифференциация написания Н и НН в полных и кратких формах прилагательных, причастий и в наречиях.

    Вопрос 10. Правописание НЕ с различными частями речи.

    Вопрос 11. Правописание частиц НЕ и НИ на основе смыслового разграничения.

    Вопрос 12. Обобщающее задание на правописание частиц НЕ и НИ .

    Вопрос 13. Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

    Раздел «Пунктуация»

    Вопрос 14. Тире в простом предложении.

    Вопросы 15–16. Знаки препинания при союзе И. Знаки препинания при однородных членах предложения.

    Вопросы 17–18. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения.

    Вопросы 19–20. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах.

    Вопрос 21. Знаки препинания в сложном предложении.

    Вопрос 22. Обобщающие задания на постановку двоеточия и тире в простом и сложном предложениях.

    Вопрос 23. Обобщающие задания на постановку знаков в сложном предложении.

    Вопрос 24. Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.

    Вопрос 25. Обобщающее задание по пунктуации в простом и сложном предложениях. Проверка осознанности применения пунктуационных правил.

    Раздел «Культура речи»

    Вопрос 26. Нормы ударения.

    Вопрос 27. Нормы лексической и грамматической сочетаемости.

    Вопросы 28–29. Лексические нормы русской речи. Значение слова.

    Вопросы 30–31. Различные типы речевых ошибок.

    Обобщающие задания

    Вопросы 32–33. Различные типы ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых).

    ЧАСТЬ В

    Вопросы 1–2. Обобщающие задания по орфографии, требующие лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

    Вопрос 3. Русский литературный язык и его стили. Типы текстов по стилю.

    Вопрос 4. Анализ лексических единиц текста. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства языка.

    Вопрос 5. Основные понятия фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса. Лингвистические термины.

    Вопросы 6–7. Лексические и грамматические нормы.

    Инструкция для учащихся Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 90 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. ЧАСТЬ А В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного вами задания.

    1) прот. реть
    2) д. ликатес
    3) пр. вилегия
    4) соч. тание
    5) накр. нившийся (ствол)

    А2.Буква А пишется в слове

    1) неук. снительно
    2) к. тапультироваться
    3) выт. чить (деталь)
    4) вым. кнуть (под дождем)
    5) к. шемировое (пальто)

    А3.Буква О пишется в слове

    1) аб. немент
    2) н. тариус
    3) заск. чить (на минутку)
    4) ант. гонизм
    5) вытв. рить

    А4.Буква О пишется в слове

    1) алыч. вый
    2) еж. нок
    3) бесш. рстный
    4) внуш. нный
    5) дириж. р

    А5.Согласная буква пропущена в слове

    1) благос. ный
    2) бацил. а
    3) рас. а
    4) безынтерес. ный
    5) рус. ист

    А6.Буква Е пишется в слове

    1) пр. восходство
    2) солом. нка
    3) выздоравл. вать
    4) пр. ложение
    5) есть пр. дел всему

    А7.Буква Е пишется во всех словах ряда (глаголы употреблены в форме 3-го лица ед. числа)

    1) пол. т, сор. т
    2) ненавид. т, се. т
    3) несгиба. мый, приемл. мый
    4) без реализац. в Венец.
    5) о епарх. на одном колен.

    А8.НН пишется во всех словах ряда

    1) горта. ый, неуста. ый
    2) рубле. ый дом, всеми хвале. ый
    3) неслыха. ый, карта изуче. а
    4) запута. ый, эрудирова. ый
    5) журавли. ый, труже. ик

    А9.НН пишется на месте обоих пропусков в предложениях

    1) Неожида. о в тишине послышалась соловьи. ая трель.
    2) В очерче. ом радугой полукруге виднелся силуэт ветря. ой мельницы.
    3) В период долгих осе. их дождей на душе всегда тревожно, неопределе. о.
    4) После редакцио. ого совещания так и не было определе. о время пресс-конференции.

    А10.Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

    1) (не)точность в ответе, (не)добрать баллов
    2) ни на что (не)похожий, (не)за что благодарить
    3) (не)досталось никому, (не)смотря на жару
    4) крайне (не)велик, (не)вдалеке
    5) (не)проверенный механиком двигатель, (не)медля ни минуты

    А11.НИ пишется в предложении

    1) Он н. раз сталкивался с опасностью.
    2) Н. звука, н. дуновения ветерка в лесу!
    3) Увы, н. классическая музыка интересует сегодня многих.
    4) Как н. старался я, но не смог выполнить обещание.
    5) Характер у него непонятный – н. то н. се.

    А12. Пишется НЕ раздельно в предложении

    1) Сергей (н. )раз приходил к выводу о благодатной роли задач, кажущихся неразрешимыми.
    2) Судьба любит к нам являться в самом (н. )достойном или заурядном обличье.
    3) (Н. )даром я так часто позже вспоминала именно этот день и час.

    А13.Слитно пишется

    1) (пол)Севастополя
    2) по(умному)
    3) (по)ровну
    4) (темно)бровый
    5) день (то)же не радовал

    А14.Тире на месте пропуска ставится в предложении

    1) Умирать от любви _ значит жить.
    2) Люди, лошади, телеги, на которых лежали раненые, _ все смешалось в пороховом дыму.
    3) Падающая звезда _ как добрая примета.

    А15.Запятая на месте пропуска ставится в предложении

    1) Музыка_ и рассказ о театре, и говор празднично одетой толпы опьянили Клима.
    2) Отдельные произведения, выполненные в технике акварели и туши, могут относиться_ как к живописи, так и к графике.
    3) В сизом воздухе стояли над лесом облака_ и тлели слабым светом.

    А16.Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Всё: и шелест листвы, и звезды, и теплый запах, поднимавшийся от земли, напоминало детство.
    2) Смуглый отрок бродил по аллеям, у озерных грустил берегов, и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов.
    3) Тяжелый удар прокатился с востока, и, отраженный горами, вернулся обратно.

    А17.Второстепенный член необходимо обособить в предложении

    1) Буянов братец мой задорный к герою нашему подвел Татьяну с Ольгою.
    2) Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя.
    3) Сажают прямо против Тани, и утренней луны бледней и трепетней гонимой лани она темнеющих очей не подымает.

    А18.Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Он размышлял обо всем этом, разгораясь и не замечая присутствия какой-то мистической силы, замаскированной под вечерние городские краски, легко растворяющиеся в огнях рекламы и в дожде.
    2) Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности в этот раз почему-то ничуть не обрадовало поэта.
    3) Постепенно звуки стали отчетливее, и сосредоточившись, я понял, что лает собака.

    А19. Запятая на месте пропусков ставится в предложении

    1) Бенгальский стоял красный, однако же_ Римский был бледен.
    2) Он_ кажется_ невнимательным, но это всего лишь первое впечатление.
    3) Иван опять прилег и сам подивился тому_ как изменились его мысли.

    А20.Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) По признанию Кипренского, роскошь итальянского пейзажа не могла заменить ему невзыскательного, милого московского пейзажа.
    2) Так рассуждать они пустилися вдвоем о всякой всячине: об их собачьей службе, о худе, о добре и, наконец, о дружбе.
    3) Помню как я был счастлив видеть ее такой, а не сгорбленной и старой.

    21.Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Произошла пауза, после которой Степа, сделав над собой страшное усилие, выговорил: «Что вам угодно?».
    2) Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким.
    3) Он был рассеян и угрюм, потому, что постоянно погружен в свои мысли.

    А22.Двоеточие на месте пропуска необходимо поставить в предложении

    1) Он живо все разузнал, но тут тонкого мастерства не потребовалось _ в Ясной Поляне все и без того было на виду.
    2) Было длившееся почти всю осень восхищение _ резвостью, насмешливостью, коричневым платьицем гимназисточки.
    3) Мне пятьдесят пять лет_ уже поздно менять свою жизнь.

    А23.Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) К тому времени, как появилась издалека пугающая туча, Иван почувствовал, что обессилел и с заявлением ему не совладать.
    2) Многие еще не умеют мечтать и, может быть, поэтому они никогда не смогут встать в уровень с временем.
    3) Детей надо любить всем сердцем, и чтобы их любить так, нужно учиться у них проявлять эту любовь.

    А24.Чужая речь неправильно оформлена в предложении

    1) «Аркадий Аполлонович вчера вечером был на заседании акустической комиссии, – очень надменно заявила супруга, – но я не понимаю, какое отношение этот факт имеет к магии».
    2) Как отмечает В.Г. Белинский, «светская жизнь не убила в Онегине чувства».
    3) Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

    А25.Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель.
    2) Тот кто называл себя мастером работал, а она, запустив в волосы тонкие пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку.
    3) Но факт все-таки, как говорится, остается фактом и отмахнуться от него без объяснений никак нельзя: кто-то побывал в столице.

    А26.Ударение неправильно поставлено в слове

    1) алкого ль
    2) откупо рить
    3) давни шний
    4) диспа нсер
    5) безу держный

    А27.Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

    1) прочитать доклад
    2) ностальгия о детстве
    3) тосковать по семье
    4) провозгласить тост
    5) оказать вред

    А28.Лексическое значение слова указано неверно в примере

    1) Абориген – человек, проживающий в джунглях.
    2) Абонент – лицо или учреждение, обладающее абонементом.
    3) Каверза – интрига, проделка, затеваемая с целью запутать что-либо, повредить кому-либо.
    4) Кириллица – одна из систем художественной росписи православных храмов.
    5) Фантом – призрак, привидение.

    А29.Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

    1) Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.
    2) Для исполнения роли Снегурочки и Деда Мороза нашли соответствующие атрибуты.
    3) Председатель домового комитета сделал анонс о предстоящем собрании жильцов.
    4) К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.
    5) На горизонте показалась армада военных кораблей.

    А30.Речевые ошибки допущены в предложении

    1) В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
    2) Нельзя не отметить обоснованность высказанных замечаний.
    3) Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.
    4) Нельзя не согласиться с основным пафосом книги.

    А31.Речевые ошибки допущены в предложении

    1) Щенок изгрыз мою туфлю настолько, что целыми остались одни шнурки.
    2) Свыше пятисот народностей проживают на этом континенте.
    3) Президент попросил доложить все, что сейчас происходит в стране.
    4) Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

    А32.В приведенном ниже предложении допущена следующая ошибка:

    1) орфографическая;
    2) пунктуационная;
    3) речевая
    или
    4) ошибок нет.
    Степан был невысок, узок в плечах, но ладен и, даже, изящен, а его жесткая шевелюра, украшенная слишком ранней сединой, была лихо зачесана набок.

    А33.В приведенном ниже предложении допущена следующая ошибка:

    1) орфографическая;
    2) пунктуационная;
    3) речевая
    или
    4) ошибок нет.
    Сколько бы ни создавали современные композиторы новых ритмов, оригинальных мелодий, не сравниться им с красотой народного фольклора, протяжных русских песен, берущих за душу старинных распевов.

    ЧАСТЬ В Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания (В1–В7), начиная с первой клетки. Каждую букву слова пишите в отдельной клетке по приведенным образцам. При раздельном написании делается пропуск одной клетки, при дефисном – черточка в отдельной клетке между частями слова.

    В1. В предложении допущена орфографическая ошибка. Выпишите слово с орфографической ошибкой, исправив его написание (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

    По-видимому, важное сведение действительно произвело на путешественника неизгладимое впечатление, потому что он испуганно поднял глаза в верх и заговорил.

    В2. В предложении допущена орфографическая ошибка. Выпишите слово с орфографической ошибкой, исправив его написание (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

    Едва дыша от усталости и разочарования, мы ввалились в полупустой вагон, и в этом полусонном вагоне как вознаграждение за недавнее отчаяние сама фортуна предстала перед нами в образе длинноногой юной мадонны с ослепительной распологающей улыбкой в серых глазах.

    В3. Определите стиль приведенного ниже текста. Используйте следующие сокращения для многосложных терминов:
    газетно-публицистический = публицистический,
    официально-деловой = официальный.

    Нетрудно убедиться, что наибольшее сходство с русским языком имеют языки украинский и белорусский. Эта близость не случайна: до XIV века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. Поэтому русский, украинский и белорусский языки находятся в близком родстве. Эти три языка называются восточнославянскими.

    В4. Выпишите из текста в задании В3 многозначное слово, употребленное в терминологическом значении (в начальной форме).

    В5. Укажите, как называется троп, основанный на использовании переносного значения слова, при котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по сходству.

    В6. Образуйте от указанных существительных форму именительного падежа множественного числа и выпишите только то, которое в литературном языке имеет окончание .

    Веер, автор, аптекарь.

    В7. Выпишите из списка слово женского рода.

    Рояль, мозоль, КГБ.

    Структура теста по русскому языку-II (повышенной сложности) ЧАСТЬ А Орфография и пунктуация

    Вопросы 1–4. Правописание гласных (проверяемых, чередующихся, непроверяемых) и согласных в корне слова. Гласные О/Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях.

    Вопрос 5. Правописание окончаний существительных, глаголов и суффиксов причастий.

    Вопрос 6. Правописание гласных перед формообразующим суффиксом в формах прошедшего времени и страдательных причастий.

    Вопрос 7. Буквы Н и НН в полных и кратких формах прилагательных и причастий, а также в производных существительных.

    Вопрос 8. Правописание частицы НЕ с различными частями речи.

    Вопрос 9. Правописание частиц НЕ и НИ на основе смыслового разграничения.

    Вопрос 10. Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи. Слитное и раздельное написание одинаково звучащих слов.

    Вопросы 11–12. Тире в простом предложении. Знаки препинания при союзе И. Знаки препинания при однородных членах предложения.

    Вопросы 13–14. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения.

    Вопросы 15–16. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах.

    Вопросы 17–18. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.

    Вопрос 19. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях (трудные случаи).

    Вопросы 20–21. Обобщающие задания по пунктуации. Проверка осознанности применения пунктуационных знаков.

    Культура речи и стилистика

    Вопрос 22. Нормы ударения.

    Вопрос 23. Нормы лексической и грамматической сочетаемости.

    Вопросы 24–25. Лексические нормы русской речи. Значение слова.

    Вопрос 26. Русский литературный язык и его стили. Языковые показатели стиля.

    Вопросы 27–28. Различные типы речевых ошибок.

    Обобщающие задания на разные типы ошибок

    Вопросы 29–30. Орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.

    Текст и его строение

    Вопросы 31–33. Тематическое и смысловое единство текста. Средства выражения смысловых отношений между частями текста.

    Вопросы 34–35. Контекстуально обусловленный выбор лексики (проверка лексического запаса и стилистической компетенции).

    Вопросы 36–37. Прямое и переносное значения слова.

    Вопросы 38–40. Изобразительно-выразительные средства языка.

    ЧАСТЬ В Общие задания по орфографии

    Вопросы 1–2. Обобщающие задания по орфографии, требующие лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

    Общие сведения о языке. Система русского языка

    Вопросы 3–4. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Разделы науки о языке.

    Вопрос 5. Фонетика русского языка. Классификация звуков. Соотношение звука и буквы.

    Вопрос 6. Лексический состав языка: архаизмы, неологизмы, исконно русские и заимствованные слова, старославянизмы, диалектизмы, профессионализмы, слова-термины.

    Вопрос 7. Морфология. Классификация и грамматические признаки частей речи.

    Вопрос 8. Синтаксис. Классификация членов предложения. Обособленные члены предложения.

    Вопрос 9. Понятие о грамматической основе предложения. Структура простого и сложного предложений.

    Вопрос 10. Лексикография. Типы словарей.

    Инструкция для учащихся Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. ЧАСТЬ А В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного вами задания.

    А1. Буква Е пишется в слове

    1) пр. мьера
    2) обл. гация
    3) т. снёная обложка
    4) суверен. тет
    5) соч. тание

    А2. Буква О пишется в слове

    1) ан. малия
    2) стаж. р
    3) вым. кнуть до нитки
    4) ди. пазон
    5) ант. гонизм

    А3. Согласная буква пропущена в слове

    1) рен. ген
    2) рас. ист
    3) прес. инг
    4) лан. шафт
    5) рас. рочка

    А4. Согласная буква пропущена в слове

    1) вентил. ятор
    2) словес. ник
    3) ислан. ский
    4) примадон. а
    5) оперет. а

    А5. Буква И пишется во всех словах ряда (глаголы употреблены в форме 3-го лица единственного числа)

    1) в кафетери. о юбиле.
    2) на антресол. о баловн.
    3) ненавид. т, кле. тся
    4) в бакале. в аудитори.
    5) обижа. т, неслыш. мый

    А6. Буква Е пишется в обоих словах ряда

    1) свал. нный в мешок, выкач. нные от удивления глаза
    2) завис. вший, знач. л
    3) краски смеш..ны, напо. нный конь
    4) стрел. ный воробей, выкач. нные из подвала бочки
    5) обид. вший, обид. т

    А7. В обоих случаях пишется НН в ряду

    1) пчели. ый рой, таблица расчерче. а
    2) раскова. ый, небелё. ый,
    3) бессо. ица, исти. ый
    4) золоче. ый, язве. ик
    5) счита. ый, поле. ица

    А8. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

    1) (не)описуемо яркий, (не)с кем
    2) (не)достает храбрости, (не)опознанный объект
    3) ни в чем (не)уверенный, (не)спалось
    4) (не)только, (не)смотря по сторонам
    5) (не)много больше, (не)более наперстка

    А9. НЕ пишется в предложении

    1) Я н. за что не соглашусь с вами.
    2) Пока н. требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружен.
    3) Как н. фантазировал он, как н. расцвечивал все новыми деталями свой рассказ, Софья не верила ему.
    4) Но больше нет тебе н. веры, н. участья.
    5) Н. на волос любви – куда как хороши!

    А10. Слитно пишутся все слова в ряду

    1) день то(же) не радовал, (по)ровну
    2) из(под) Нарвы, в(пол)уха
    3) не(смотря) на занятость, (темно)бровый
    4) в(начале) сочинения, (спорт)комплекс
    5) Что(бы) вам ни предложили, соглашайтесь. Бить (на)отмашь.

    А11. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Причудливо выглядела эта компания на берегу, где все: птицы с перепачканными перьями, зверюшки со слипшимся мехом были насквозь мокрые, сердитые, недовольные.
    2) Но мой отец строен и жилист, и ловок, и красив, хотя на холоде нос у него краснел, но он в любой мороз ходил с открытой грудью и смеялся, если его уговаривали прикрыть горло шарфом.
    3) Но передо мной была наклонная потертая доска замечательной кафедры, и на ней лежала молчаливая книга, тяжелая, словно камень на шее.

    А12. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Он знал, что недостатков у него хоть отбавляй: он неказист, и рост маловат, и слишком открыт, и хорошо умеет попадать впросак.
    2) На заполненных, амфитеатром уходящих к потолку скамьях группы студентов замерли, и было видно, что появление строгого и решительного нового зава прервало горячие споры.
    3) Там был солдатский хлеб, кружка, сделанная из консервной банки, две ложки, словом, всё нищее, но необыкновенно аккуратное хозяйство.

    А13. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Крупный русский промышленник Н.П. Рябушинский в 1906 году решил издавать художественный журнал «Золотое руно», где текст должен был печататься и по-русски, и по-французски.
    2) Я некоторое время шел молча, но вскоре подстрекаемый любопытством спросил, как идут его любовные дела.
    3) Возвратившись в номер, Остап увидел, что молочные братья уже сидят друг против друга и устало отпихиваясь ладонями, тихо бормочут.

    А14. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Я любовался грозой, сидя в темной библиотеке, поминутно оглушаемый громом и ослепляемый зелено-белым пламенем.
    2) Антонина Кованько, горничная Сосновской, и Ванда Линевич, ее кухарка, показали, что в субботу Сосновская, зажигая спиртовку, бросила в рассеянности спичку на подол своего легкого пеньюара.
    3) Это был большой узкий жук, похожий на интеллигентного дореволюционного авиатора в черном жилете из блестящего шелка застегнутом доверху.

    А15. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Он писем никому не писал, не желая, вероятно, сообщать о незначительных фактах своей жизни.
    2) Он страшно переменился, и теперь все, казалось ему, странным и нереальным.
    3) Конечно, может быть, и еще какая-нибудь романтическая девица вспоминала о нем как о романтическом герое.

    А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Вы как представитель частного капитала не можете остаться глухим к стонам родины.
    2) Карты из рук Мышлаевского летели беззвучно, как кленовые листья.
    3) Наш приезд в Америку рассматривался как ответный визит.

    А17. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Когда вошедший что-то пошептал сидящему, тот, совершенно расстроенный, поднялся со стула, и через несколько минут Поплавский остался один в пустой комнате правления.
    2) Счастлив кто посетил сей мир в его минуты роковые.
    3) В доме мало-помалу нарушилась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по коридору чьи-то шаги и на сеновале кто-то чихнул.

    А18. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Потом я услышал, как зазвенело еще одно стекло и раздался сердитый голос, а затем я, очевидно, заснул.
    2) У Марка Аврелия есть строчки, которые неизменно ставили меня в тупик, пока я не понял в чем дело.
    3) «Выдайте рубль герою труда, – предложил Остап, – и, пожалуйста, не записывайте его на мой счет».

    А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Так он висел, почти не ощущая рук, и когда выкатывалась желтая безучастная луна, успевал приглядеться к происходящему под деревом.
    2) Белая телка снова припала к земле, и прежде чем она успела подняться, Санта быстро закрутила лассо вокруг столба, завязала его простым, но крепким узлом и кинулась к телке с путами из сыромятной кожи.
    3) Через некоторое время в комнате стало заметно светлее и мы смогли разглядеть друг друга.

    А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    1) Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее чем иной сын родной к матери, должен был покинуть службу.
    2) Когда Лонрген узнал подробности, рай показался ему немного светлее дровяного сарая, и он подумал, что огонь простой лампы, если бы они были теперь все втроем, показался бы ушедшей в неведомую страну женщине незаменимой отрадой.
    3) Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, но когда Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки.

    А21. В предложении Врожденный порок капитализма – неравное распределение благ; врожденное достоинство социализма – равное распределение нищеты тире ставится по правилу

    1) обособления приложения;
    2) тире между подлежащим и сказуемым;
    3) обобщающее слово при однородных членах предложения;
    4) в неполном предложении при пропуске одного из членов предложения.

    А22. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда

    1) заём, торты;
    2) экспертный, позвонишь;
    3) начал (говорить), языковые (способности);
    4) сироты, документы;
    5) христианин, ждала.

    А23. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

    1) абонемент на цикл концертов;
    2) предостеречь от опасности;
    3) гостиница для командировочных;
    4) неприглядная темень;
    5) управляющий фермы.

    А24. Лексическое значение слова указано неверно в примере

    1) Афера – фальшивая банкнота.
    2) Демагог – неподготовленный оратор.
    3) Лайнер – большое быстроходное судно, а также большой пассажирский самолет.
    4) Вещий – пророческий, предвидящий будущее; мудрый.

    А25. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

    1) Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.
    2) Докладчик сделал небольшой экскурс в историю российско-американских отношений.
    3) Девушки таяли в смущении от косных взглядов нескромного поручика.
    4) Прерогатива принимать законы принадлежит Государственной Думе.

    А26. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

    Валька малая, но она работала на заводе – все подростки работали. Дак вот в эти дни вся Стромынка, Преображенка и дальше на Владимирку – все было заполнено народом. Кто ехал на лошадях, на велосипедах, тачки везли, пешком шли, узлы тащили, с детьми, стариками. многим и идти-то было некуда. Боялись немцев, не верили, что в Москву немцев не пустят, просто бежали. А мы верили.

    1) разговорному;
    2) художественному;
    3) газетно-публицистическому;
    4) официально-деловому;
    5) научному.

    А27. Речевые ошибки допущены в предложении

    1) Что касается настроения президента, то оно вполне оптимистическое.
    2) Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.
    3) Соперник пришел в панику от такого натиска.
    4) Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.

    А28. Речевые ошибки допущены в предложении

    1) Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.
    2) Одного руководителя компании убили, но вместо его пришел другой.
    3) Народ постепенно отвыкает любить и восхищаться добрым царем-президентом, который поможет всем.
    4) Из семидесяти заведенных дел два приняты к рассмотрению Конституционным судом.

    А29. В предложении допущена следующая ошибка

    1) орфографическая;
    2) пунктуационная;
    3) речевая
    или
    4) ошибок нет.

    Мы прошли по грубо сколоченным мосткам вдоль захламленных двориков, повернули к неожиданно чистой и блестящей реке, свободной ото льда, миновали огромные цистерны, водокачку и помпезное здание железнодорожного вокзала.

    А30. В предложении допущена следующая ошибка

    1) орфографическая;
    2) пунктуационная;
    3) речевая
    или
    4) ошибок нет.

    Высадившись у Красных ворот, Воробьянинов нашел, по записанному Остапом адресу, нужный дом: это была старая, грязная московская гостиница, превращенная в жилтоварищество, укомплектованное, судя по обшарпанному фасаду, злосными неплательщиками.

    АНАЛИЗ ТЕКСТА Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах может быть 1, 2 и более правильных ответов.

    Одна из особенностей конструируемого Достоевским в его произведениях художественного мира – его динамичность и зыбкость, а в связи с этим. сложность взаимосвязи в этом мире всех явлений1. В мире Достоевского нет фактов, стоящих на собственных ногах2. Все они подпирают друг друга, громоздятся друг на друге, друг от друга зависят3. Но и зависимость эта особого рода4. Все явления как бы не завершены: не завершены идеи, не завершен рассказ, противоречивы сведения о событиях, которые собрал рассказчик, неясны детали и целое, все находится как бы в стадии выяснения и расследования5. Все находится в становлении, а потому не установлено и отнюдь не статично6. Поступки действующих лиц совершаются часто вопреки ожидаемому, наперекор обычной психологии. люди у Достоевского подчиняются своей особой психологии7. Жизненные явления выступают из некоей неизвестности, рембрандтовской темноты и полутеней8.

    А31. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

    1) В мире Достоевского все явления не завершены.
    2) Герои Достоевского подчиняются своей особой психологии.
    3) Достоевский – величайший мастер психологического описания.
    4) Особенность мира Достоевского – его динамичность и взаимосвязанность всех явлений.
    5) В мире Достоевского нет строгих фактов.

    А32. Какое слово (слова) можно поставить после запятой в предложении 7?

    1) Ибо;
    2) Но;
    3) И;
    4) Несмотря на то что;
    5) Хотя.

    А33. Каковы отношения между предложениями 2 и 3?

    1) Причины – следствия;
    2) пояснения;
    3) целого – части;
    4) разделительные.

    А34. В предложении 1 пропущено слово

    1) чрезвычайная;
    2) некоторая;
    3) мнимая;
    4) минимальная.

    А35. В каком значении употреблено слово мир в предложениях 1–2? Значения приводятся по Толковому словарю С.И. Ожегова.

    1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира .
    2) Отдельная часть Вселенной, планета. Звездные миры .
    3) Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь мир .
    4) Отдельная область жизни, предметов, явлений. Мир животных. Мир звуков. Внутренний мир человека .

    А36. Какое слово (слова) является синонимом к слову зыбкость в предложении 1?

    1) Движение;
    2) сказочность;
    3) неопределенность;
    4) нечеткость;
    5) устойчивость.

    А37. Какое слово (слова) употреблено в тексте в переносном значении?

    1) Художественный;
    2) детали;
    3) темнота;
    4) полутени;
    5) сложность.

    А38. Какое средство (средства) выразительности речи использовано в предложениях 2 и 3?

    1) Сравнение;
    2) метафора;
    3) гипербола;
    4) антитеза (резкое противопоставление понятий);
    5) аллитерация.

    А39. Какое средство (средства) выразительности речи использовано в предложении 6?

    1) Инверсия (стилистически значимое изменение обычного порядка слов);
    2) ирония;
    3) анафора (повтор одинаковых слов в начале предложений или их частей);
    4) антитеза;
    5) гипербола.

    А40. Закончите предложение.

    1) метафора;
    2) сравнение;
    3) фразеологизм;
    4) ассонанс (повтор одинаковых гласных как средство выразительности);
    5) ирония.

    ЧАСТЬ В Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания (В1–В10) начиная с первой клетки. Каждую букву слова пишите в отдельной клетке по приведенным образцам. При раздельном написании делается пропуск одной клетки, при дефисном – черточка в отдельной клетке между частями слова.

    В1. В предложении допущена орфографическая ошибка. Выпишите слово с орфографической ошибкой, исправив его написание (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

    В дни трагической гибели Пушкина Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать приемником Пушкина в осиротевшей русской литературе; это был двадцатидвухлетний корнет гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов.

    В2. В предложении допущена орфографическая ошибка. Выпишите слово с орфографической ошибкой, исправив его написание (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

    Не только презренного иностранца, чья рука не дрогнула выстрелить в Пушкина, обличил Лермонтов в стихах на смерть поэта – он обвинял злобных кливетников, которые преследовали Пушкина при жизни и направляли руку Дантеса.

    В3. Закончите фразу и впишите недостающее в предложении слово в соответствующую область ответов (дайте наиболее точный вариант ответа).

    Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык, язык. и международного общения.

    В4. Укажите, как называется раздел науки о языке, в котором изучаются стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

    В5. Выпишите слово, в котором совпадают количество букв и количество звуков:юркий, приятель, местный.

    В6. Укажите, к какому типу лексических единиц (по времени употребления) относятся словадискотека, сайт, челнок («мелкий торговец») .

    В7. Укажите, к какой части речи относятся словатакой, некто, себя. Для многосложных терминов используйте сокращения:

    имя прилагательное = прилагательное,
    имя существительное = существительное,
    имя числительное = числительное.

    В8. Укажите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова.Через минутуКоренев расхохотался надо мной самым простодушным смехом.

    В9. Укажите цифрой количество грамматических основ в следующем предложении.

    Хуже другое: никак не удастся попасть на экскурсию, которую будут водить через четыреста лет, и узнать, о чем будет рассказывать такая же девушка-гид и какие анекдоты и легенды, какой сюжет она выстроит из наших событий.

    В10. Укажите, как называется словарь, в котором описывается происхождение слов.

    * Русский язык. Пособие для подготовки к тестированию. М. Век книги, 2001.

    Образцы экзаменационных материалов Технического московского университета им. Н.Э. Баумана* Абитуриент пишет по выбору сочинение или тест Темы сочинений

    1. «Одинок я – нет отрады» (по лирике М.Ю. Леромонтова).
    2. Базаров-нигилист (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
    3. Поэт и время (по лирике поэтов Серебряного века). (По выбору.)
    4. Природа как символ Жизни и Вечности (по современной литературе).

    Тест

    I. Спишите, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы .

    Дом господский стоял одиноч. кой на юру (то)есть на во. вышени. открытом всем ветрам каким только вздумает. ся подуть. Покатость горы на которой он стоял была одета подстриже. ым дерном. На ней были ра. броса. ы (по)английски (две)три клумбы с кустами ж. лтых акац. й и (пять)шесть берез (не)большими купами (кое)где во. носили свои мелколис. ные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была бесе. ка с плоским зеленым куполом деревя. ыми голубыми коло..ами. Ниже виднелся пруд покрытый зеленью. У подошвы этого возвышения темнели справ. и слев. бревенч. тые избы которые герой наш (не)извес. но по каким причинам в ту(же) минуту пр. нялся сч. тать и насч. тал более двухсот. (Ни)где между ними ра. тущего деревца или какой(нибудь) зелени (не)было. (В)дали темнел каким(то) (скуч. но)сероватым цветом сосновый лес. Даже сама погода весьма кстати пр. служилась день был не то яс. ный не то мрач. ный. Для полноты картины (не)было (не)достатка в петухе пр. дво. вестнике переменч. вой погоды который (не)смотря на свою продолбле. ую голову горланил очень громко и даже похлоп. вал крыл. ями обдерга. ыми как старые рого. ки. Под. езжая ко двору наш герой заметил самого хозяина стоявшего в (темно)зеленом сюртуке пр. ставив руку ко лбу (в)виде зонтика над глазами что(бы) лу. ше ра. смотреть под. езжавший экипаж. По мере того как бричка пр. ближалась к крыльцу глаза его делались веселее и улыбка ра. двигалась больше и больше.

    II. Озаглавьте переписанный текст.

    III. Выпишите из данного ряда цитат строки, принадлежащие А.Блоку.

    1. «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?»
    2. «Поэт всегда должник Вселенной».
    3. «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»
    4. «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел».
    5. «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь».
    6. «Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть».
    7. «Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай».
    8. «Иных уж нет, а те далече, как Сади некогда сказал».
    9. «Уж не мечтать о нежности, о славе, все миновалось, молодость прошла!»
    10. «Надо жизнь сначала переделать, переделав – можно воспевать».
    11. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
    12. «Толпой угрюмою и скоро позабытой над миром мы пройдем без шума и следа».

    IV. Укажите ударения в следующих словах .

    1. Хозяева. 2. Квартал. 3. Отчасти. 4. Водопровод. 5. Щавель. 6. Ходатайствовать.

    V. Дайте толкования фразеологизмам и составьте с ними предложения .

    1. Час пробил. 2. Черепашьим ходом. 3. Золотой фонд. 4. На ура. 5. Семь пятниц на неделе.

    VI. Составьте связный текст из данных ниже предложений .

    1. Американские ученые обнаружили в горячих источниках Йеллоустонского национального парка бактерии.
    2. Сложность повторного использования резины из старых шин связана с тем, что это вулканизированная резина.
    3. Эти бактерии способны переваривать серные мостики в вулканизированной резине.
    4. Ее нагревали в присутствии серы.
    5. Получается сырая резина, которую в количестве до 20% можно вводить в массу для изготовления новых шин.
    6. В результате нагревания атомы серы образовали поперечные мостики между соседними нитевидными молекулами каучука, сшив всю пластичную исходную массу в жесткое упругое образование.

    VII. Ответьте на вопрос.

    Какая страница судьбы Пьера Безухова, героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», вас особенно потрясла и отчего?

    ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ КУРСОВ

    Задание 1.Расставьте знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы .

    1. Его доброта вернее его вел. к. душие тронуло меня. 2. Она скорее согл. силась бы ум. реть чем под. лит. ся влас. тью с другой хозяйкой. 3. (При)этом необходимо учитывать одно важное обст. ятельство а имен. о нельзя нарушать экологическое р. вновесие. 4. Трудно или лучше сказать скуч. но потому что это была работа дробная кр. потливая. 5. И детей остав. ли или поч. ти что остав. ли (в)покое. 6. По. дешн. м порядк. м так делать не пол. галось. 7. Было установл. н. о точ. ное так сказать математическое соответствие. 8. На мальчике был костюм должно быть унаследован. ый от отца. 9. На людей подобных Базарову можно нег. д. вать сколько душе угодно но пр. знавать их искрен. ость решительно необходимо. 10. С девяти утра до шести вечера только и знаешь что торчишь здесь. 11. Как старший приказываю вам господа немедлен. о р. з. йтись. 12. Я Сергеев Дмитрий Евгеньевич обязуюсь пр. нес. ти подл. н. ик ат. естата в пр. емную комис. ию. 13. Кто как (н. )он может выполнить вашу про. ьбу. 14. Он был горек и духовит этот крылатый степной восточ. ный ветер. 15. Все в том числе и смешной рыжий парень пот. нулись к окну. 16. Когда настал вечер я (со)зла на свои (не)удачи и на весь мир решился на (н. )сколько рискован. ый шаг. 17. Давным(давно) еще в молодос. ти Кузьма понял каждый день наступает (не)просто так од. нако. о для всех а пр. ходит для кого(то) одного кому он пр. носит только удачу. 18. Студент вернул в библ. отеку книгу вероятно даже (не)проч. тав ее. 19. В степь в глуш. еще более заповедную чем глуш. Суходола ув. зла она любовь свою что(бы) там в тиш. не и од. ночестве побороть первые сладкие и жгучие муки ее а потом (на)долго (на)веки до самой гробовой доски схоронить ее в глуб. не своей суходольской души. 20. Словом (в)скоре мы ок. зались перед ущельем (в)низу шумела вода и слышалось падение камней.

    Задание 2.Назовите авторов приведенных ниже строк.

    1. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.
    2. Усталых вежд я не смыкал и без надежд к нему взирал!
    3. Прочь! Поди ты к женщинам, лги им и их морочь.
    4. Как бы я хотел не любить, все равно не могу научиться.
    5. Что же маячишь ты, сонное марево? Вольным играешься духом моим.
    6. Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову.
    7. За заставой, в харчевне убогой, все пропьют мужики до рубля.
    8. Сегодня я в угаре нежных чувств.
    9. Я вас люблю, – хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный.
    10. Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! Попробуй о властях, – и нивесть что наскажет!
    11. Так мчалась юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая.
    12. Один я здесь, как царь воздушный, страданья в сердце стеснены.
    13. Я пишу: рифмованные звуки нарушают мой обычный труд.
    14. Просочится солнце в крохотную щелку, как маленькая гноящаяся ранка.

    Задание 3.Объясните фразеологические обороты и составьте с каждым из них предложение.

    Сглаживать острые углы, соломоново решение, камня на камне не оставить, чем Бог послал, видавший виды, кануть в Лету.

    Задание 4.Исправьте предложения .

    Он читал роман с семьсот восемьдесят четыре страницами. Образ Кулигина в пьесе играет большое значение. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке.

    Задание 5.Согласны ли вы (и почему) с утверждением Пети Трофимова, который обращается к Лопахину с такими словами: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так ты нужен»? Поясните вашу точку зрения.

    * Рабочие материалы курсов по подготовке в вуз при Техническом московском университете им. Н.Э. Баумана.

    Образец теста по русскому языку в Московском энергетическом институте – Технологическом университете*

    Тестирование по русскому языку проводится в виде письменного задания. Поступающему предлагается связный текст общенаучного характера, в котором пропущены некоторые буквы и знаки препинания.

    Заполняя пропуски и расставляя необходимые знаки препинания, поступающий должен показать знание основных правил орфографии и пунктуации русского языка в рамках программы средней школы и прочные навыки грамотного письма. Ниже приводится пример текста тестирования.

    Задание. Прочитайте текст, впишите, где нужно, пропущенные буквы и поставьте необходимые знаки препинания. Укажите слитное, раздельное или дефисное написание слов, используя следующие обозначения:

    ТЕСТ

    Современная наука говорит о том, что весь свободный кислород является продуктом фото. синтеза. Предполагает. ся, что свободный кислород продуцируется и выделяется в результате разложения воды. Предполагает. ся также, что изотопный состав кислорода, выделяемого при фото. синтезе наземными растениями, должен соответствовать изотопному составу кислорода, выделяемого водными растениями. На самом деле это не так. Кислород современной атмосферы тяжелее фото. синтетического. И это обстоятельство заставило ученых искать другие возможные источники атмосферного кислорода. Путем фото. синтеза ежегодно вырабатывается более 5х1010 кислорода. Следует сказать, что 5х1010 кислорода – это огромная величина. Для ур..вновешивания изотопного состава кислородного бал. анса в атмосфере нужно найти какой..либо иной источник, который был бы так. же производителен.

    Положение о том, что фото. синтез является единственным источником свободного кислорода в атмосфере, создает серьезные пр. грады при рассмотрении вопроса о начале жизни и ее эволюции. Известно, что растительность не только продуцирует кислород, но и потребляет его при дыхании. Для дыхания растение отб. рает из атмосферы 15% кислорода им же произведенного. Получается замкнутый круг чтобы появилась растительность на планете необходим был свободный кислород, а чтобы появился кислород, необходима была растительность. Выход из этого замкнутого круга можно найти предположив, что в геологическом прошлом существовал активный кислородный источник, предше..ствовавший биологическому.

    Согласно гипотезе новосибирского ученого В.Бгатова первый кислород появился в результате дегазации базальтовой магмы. В. течени. многих лет кислород поступал из недр и этот процесс не. закончен до сих пор. Из разломов земной коры изливаются потоки базальтовой магмы, несущей в себе огромные массы кислорода. Потом насыщенные им холодные глубинные воды поднимаются на поверхность и постепенно нагреваясь отдают кислород в атмосферу.

    Эта гипотеза подтверждается исследованием содержания кислорода на различных глубинах океана. Верхний слой воды насыщен кислородом, выделя..мым фитопланктоном. По мере удаления от поверхности содержание этого газа уменьшается, достигая минимума на глубинах в 1000 м. Но после такого «мертвого» слоя содержание кислорода увеличивается, и природные слои оказываются перенасыщенными им. На глубине уже иной кислород более тяжелый, отличающийся по изотопному составу от выделя..мого растениями. Иным следовательно должен быть и его источник. Этот кислород поступает из земных недр.

    В придонном слое найдены совершенно необычные черви (длин. ой до метра). Специалисты утверждают, что в природных слоях существует уникальная форма жизни. Она существует не за счет энергии Солнца как все живое на Земле, а за счет собственной энергии планеты.

    И кислород, вырабатываемый в процессе фото..синтеза растительностью, и кислород глубинный заметно отличаются от атмосферного по изотопному составу и по весу. Первый – ле. че, второй, наоборот, тяжелее, чем атмосферный кислород. Путем совсем (не)сложных расчетов можно показать, что для образования газовой смеси на. подоби. атмосферного кислорода необходимо соед. нить биологический и глубинный кислород в пропорции один к двум. Значит, главное пополнение кислорода атмосфера получает из земных недр.

    Вывод ученого имеет большое практическое значение для вос..оздания палеографических ландшафтов, для анализа хода геологических процессов, приведших к образованию многих полезных ископаемых, и для сокращения расходов на их поиски.

    * Газета «Энергетик». № 1 (3235)

    Образец теста по русскому языку в Российском государственном университете нефти и газа им. М.И. Губкина*

    1#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 0 – правильный вариант, 1 – неправильный.

    1. Более удачнее на концерте выступили солисты.
    2. Писатель обличает образ жизни и мировоззрение мещан.
    3. Согласно предписания он явился к месту службы в конце августа.
    4. Наташа с дочерью поехала на дачу.
    5. Премьеры день наступил.

    2#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – запятую, 0 – отсутствие запятой.

    1. Дохнули сонные цветы (. ) и (. ) как они (. ) навстречу дню я поднял голову свою.
    2. Я как-то так поглощенно загляделась на этих (. ) деловито шныряющих по нашей квартире (. ) людей (. ) так их заслушалась, что и не заметила (. ) как осталась одна.
    3. Я ребенком любил большие (. ) медом пахнущие луга.
    4. Я обулась (. ) накинув шаль на плечи (. ) и (. ) осторожно выйдя в гостиную (. ) с бьющимся сердцем остановилась у двери на балкон.
    5. Но сущий вздор, что я живу (. ) грустя (. ) и (. ) что меня воспоминанье точит.

    #. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – запятую, 0 – отсутствие запятой .

    1. Одним словом (. ) не было (. ) по-видимому (. ) конца его хлопотам.
    2. Зловещ горизонт и внезапен (. ) и в кровоподтеках заря (. ) как след незаживших царапин (. ) и кровь на ногах косаря.
    3. А когда въехали в город (. ) и опять потемнело (. ) опять пошел сильный дождь (. ) и стал громыхать гром (. ) она (. ) накрывшись кожей (. ) спала уже сидя.
    4. Они оба жадно думали о завтрашнем дне, когда все встанут (. ) курящие закурят толченые лопухи (. ) и снова будет хорошо.
    5. Так укомплектовались, что папаша мой тайком расстегнул пуговки на животе (. ) и (. ) чтобы кто не заметил такого либерализма (. ) закрылся салфеткой.

    4#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – тире, 0 – двоеточие.

    1. Еще несколько минут ожидания (. ) и я увидел Надежду Львовну!
    2. Сад опустел, только несколько девушек осталось в липовой аллее (. ) сели тесно друг к дружке на траву, шушукались, сдержанно посмеивались.
    3. я велел возле него положить деньги за баранов (. ) он их не тронул.
    4. иссякли живые источники (. ) и настал конец, предел Божьему прощению.
    5. Но я заметил перемену в себе (. ) картины, которые мне так понравились в первый наш приезд, показались мне не так хороши.

    5#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – мягкий знак, 0 – отсутствие мягкого знака .

    1. Июл. ская жара
    2. Съеш. те кашу
    3. Отсроч. ка приговора
    4. Чувствуеш. радост.
    5. Около рощ.

    6#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – Е. 2 – И. 3 – С. 4 – З. 5 – Ы. 6 – Ъ. 7 – Ь .

    1. Под. сканный жених
    2. Меж. ядерная зона
    3. Небольшое пр. уменьшение
    4. Пр. тихший шалун
    5. Сильно ра. щедриться

    7#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – Н. 2 – НН .

    1. Доточе. ые коньки
    2. Великомуче. ик
    3. Полудрагоце. ый камень
    4. Воспита. ик
    5. Невида. ое явление

    8#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – Н. 2 – НН .

    1. Почва выветре. а и суха
    2. Зона демилитаризова. а
    3. Выглядеть изнуре. о
    4. Положение бедстве. о
    5. Преподавательница взвинче. а и расстроенна

    9#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – дефисное, 2 – слитное, 3 – раздельное написание слов.

    1. Проиграться в/чистую
    2. На/ряду с другими
    3. Сделать не/в/торопях
    4. Сделать в/отместку
    5. Сделать в/половину

    10#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – А. 2 – О. 3 – Е. 4 – И. 5 – Я. 6 – Ы. 7 – Ю .

    1. Р. стовщичество
    2. Выж. гание
    3. Параш. т
    4. Пол. жение во гроб
    5. Оз. риться мыслью

    11#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – К. 2 – Н. 3 – Д. 4 – Т. 5 – С. 0 – отсутствие буквы .

    1. Эклек. тизм
    2. Поз. неспелые фрукты
    3. Изус. ное предание
    4. Спин. инг
    5. Импрес. ионизм

    12#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – дефисное, 2 – слитное, 3 – раздельное написание слов .

    1. Взаимно/перпендикулярные линии
    2. Еж/рыба
    3. Борт/механик
    4. Плодо/консервный цех
    5. Рыже/шерстный ковер

    13#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – слитное, 2 – раздельное написание слов .

    1. Сделать не/прочно
    2. Не/доносить ребенка
    3. Не/худо бы знать
    4. Не/ровен час
    5. Не/пререкаемый для нас авторитет

    14#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – А. 2 – О. 3 – Е. 4 – И. 5 – Я. 6 – Ю. 7 – Ы .

    1. Отвоев. вать жизненное пространство
    2. Участки обезлес..ли от вырубок
    3. Оружие содерж. тся в порядке
    4. Туристы располож. тся на отдых
    5. Знамена ре. т

    15#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – А. 2 – О. 3 – Е. 4 – И. 5 – Я. 6 – Ю .

    1. Размен. нная ассигнация
    2. Зате. нная драка
    3. Незамеч. нная ошибка
    4. Выслуш. нные оскорбления
    5. Плохо вид. щий котенок

    16#. В тексте и в талоне ответов обозначьте цифрами 1 – дефисное, 2 – слитное, 3 – раздельное написание слов.

    1. Нежданно/то/негаданно не дерутся.
    2. Учитель то/же пришел и рассказал то/же самое.
    3. В/заключение лекции.
    4. В/течение дня.
    5. В/продолжение дня.

    * Русский язык. Сборник типовых экзаменационных заданий. М. РГУ нефти и газа им. М.И. Губкина, 2001.

    Продолжение в следующем номере