Руководства, Инструкции, Бланки

как правильно писать курсовую работу образец img-1

как правильно писать курсовую работу образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1914 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как написать и оформить курсовую работу по госту

Курсовая работа - понятие, цель, структура. Правила выполнения и оформления курсовой работы

Курсовая работа – это самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов вузов, колледжей по общенаучным и специальным предметам в соответствии с учебным планом и выбранной темой. Курсовую работу студенты выполняют под руководством преподавателя, куратора или консультанта того учебного заведения, в котором обучаются студенты. Целью курсовой работы является :

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по дисциплине и применение этих знаний при решении конкретных научных и практических (производственных) задач;
  • развитие навыков самостоятельной творческой работы, применения различных методик исследования при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов.

Основным руководством к написанию курсовой работы являются «Методические рекомендации по выполнению курсовых работ», подготовленные преподавателем изучаемого предмета.

Оформление студенческих курсовых работ (рефератов, контрольных, дипломных работ) должно соответствовать требованиям следующих государственных стандартов:

  • ГОСТ 7.32–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;
  • ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»;
  • ГОСТ 7.12–93 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»;
  • ГОСТ 7.1–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;
  • ГОСТ 7.82–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Далее рассмотрим структуру и объем текста, язык и стиль курсовой работы, основные правила ее оформления, соответвующие указанным стандартам (ГОСТам).

Структура и объем текста курсовой работы

При написании курсовой работы следует придерживаться определенной структуры и объема ее текста. Традиционно структура курсовой работы имеет вид:

  • титульный лист;
  • содержание (оглавление);
  • введение;
  • основная часть работы (разделенная на главы);
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения (если есть).

Титульный лист (первая страница работы) оформляется в соответствии с установленными правилами. В верхней части титульного листа указываются название министерства (федерального агентства), учебного заведения, факультета и выпускающей кафедры.

В центре титульного листа помещается название курсовой работы. Ниже названия, в правой части листа – сведения об авторе курсовой работы (с указанием курса, группы и специальности или направления подготовки) и о научном руководителе (с указанием ученой степени и ученого звания). Титульный лист подписывается студентом и научным руководителем.

В нижней части титульного листа размещаются выходные данные работы (например: Екатеринбург 2014). Слово «год» в выходных данных не пишется.

Содержание (оглавление) - вторая страница (лист) курсовой работы - последовательное перечисление названий всех структурных элементов курсовой работы с указанием страниц, на которых начинается соответствующий раздел работы.

Введение – в этой вступительной части курсовой работы необходимо:

  • обосновать актуальность выбранной темы с точки зрения практической значимости проблемы, ее теоретической и методической разработанности в специальной литературе;
  • раскрыть научную новизну проблемы, дать оценку ее современного состояния;
  • сформулировать цель курсовой работы и задачи по ее достижению[1] ;
  • охарактеризовать объект исследования;
  • перечислить виды источников информации (или назвать основные источники), использованных для выполнения работы и методы ее обработки;
  • обосновать структуру курсовой работы, показать, чем обусловлено разделение работы на отдельные главы.

Объем введения курсовой работы – 1-3 страницы.

Основная часть курсовой работы . Структура основной части курсовой работы зависит от конкретных особенностей рассматриваемой темы. В ней должны быть изложены результаты исследования, проведенного автором. В соответствии с логикой исследования основная часть разделяется на 2-4 главы. При необходимости главы могут быть разделены на параграфы.

Названия глав и параграфов должны представлять собой простые повествовательные предложения, отражающие суть рассматриваемого вопроса. Названия отдельных глав не должны повторять название курсовой работы, названия параграфов не должны совпадать с названием главы.

Традиционно текст основной части курсовой работы разделяется на три главы: теоретическую, аналитическую и рекомендательную. Теоретическая глава курсовой работы (10-15 стр.) предполагает изучение теоретических аспектов выбранной темы - современную систему взглядов на данную проблему в отечественной и зарубежной литературе, дискуссионные подходы и различные точки зрения на рассматриваемые вопросы.

Здесь также необходимо дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (журнальных и газетных статьях, монографиях и т.п.) и в материалах специализированных сайтов сети Интернет, изучить нормативные акты в этой области, обобщить опыт реализации данной проблемы в деятельности отечественных и зарубежных организаций. При употреблении в тексте цитат необходимо давать ссылки на использованные источники.

Аналитическая глава курсовой работы (15-20 стр.) выполняется на базе материалов (фактических данных), собранных студентом. В зависимости от темы курсовой работы студент может исследовать отдельные вопросы деятельности конкретной организаций, отрасли или национальной экономики в целом.

Собранные данные сравниваются во времени, или по территориям, или у различных авторов, или по другому логическому основанию, на основе таблиц строятся диаграммы, графики, схемы и т.д. выявляются зависимости и тенденции.

Рекомендательная глава курсовой работы (5-10 стр.), как правило, посвящается обоснованию рекомендаций и предложений, которые вытекают из проведенных исследований, специально проработанной литературы, опыта других территорий, исследователей, зарубежного опыта.

Каждую главу необходимо завершать краткими выводами, изложенными в нескольких коротких предложениях. Выводы не должны быть цитатами из документов или изученной литературы – их следует формулировать самостоятельно.

Заключение (2-3 стр.) курсовой работы служит для подведения итогов работы и для изложения основных результатов исследования.

В Заключении необходимо кратко подвести итоги исследования, включая выводы отдельных глав, сформулировать общие итоги работы. Выводы должны соответствовать сформулированным во Введении цели и задачам курсовой работы. Важно подчеркнуть, что нового автор курсовой работы сумел выявить в ходе исследования.

Список использованных источников (не менее 15) - обязательная составная часть курсовой работы. Библиографический список использованных источников и литературы представляет собой перечисление всех документов, использованных при работе над темой, с их полным описанием по требованиям стандартов. Структура Списка использованных источников:

  • официальные материалы (законы, постановления, указы);
  • книги, статьи, материалы конференций и семинаров;
  • статистические сборники, инструктивные материалы, методические рекомендации, реферативная информация, нормативно-справочные материалы;
  • иностранная литература;
  • Интернет-сайты.

Приложения (если таковые имеются) - раздел курсовой работы, включающий массивы исходных данных, объемные таблицы, положения, инструкции и др. В тексте работы обязательно делаются ссылки на приложение в соответствии с логикой изложения.

Язык и стиль текста курсовой работы

При написании курсовой работы используется так называемый «научный стиль» изложения материала. Такой стиль является повествовательным, вопросы в курсовой работе не задаются. Следует писать точными и лаконичными предложениями, избегая перегружать текст сложными грамматическими структурами. Соблюдение всех правил орфографии и пунктуации, в том числе и при изложении расчетов, является обязательным условием.

Кроме того, научный стиль написания работы подразумевает отказ от употребления «разговорных» речевых оборотов и речевых штампов, излишних вводных слов. Текст работы не должен быть эмоционально окрашен – его задача показывать объективность авторского подхода к исследуемым явлениям.

Работа пишется от третьего лица единственного числа (например, «…автор считает, что…») или от первого лица множественного числа (например, «по-нашему мнению,…») или в безличной форме («В I главе рассматривается…» ).

Личное отношение к излагаемому материалу достигается использованием вводных и соединительных слов, типа: из этого следует, как известно, как видно из вышесказанного, таким образом, в связи, при этом, на наш взгляд и т.д.

В тексте курсовой работы допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, например: год – г. годы – гг. и так далее – и т. д. метр – м. тысяч – тыс. миллион – млн. миллиард – млрд. триллион – трлн. страница – с. Российская Федерация – РФ, общество с ограниченной ответственностью – ООО.

При использовании авторской аббревиатуры необходимо при первом ее упоминании дать полную расшифровку, например: «… Уральский государственный экономический университет (далее – УрГЭУ)…». Не допускается использование сокращений и аббревиатур в названии письменной работы, заголовках глав и параграфов.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Приказ Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации»;
  2. Нестеров А.Г. Камынин В.Д. Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых работ для студентов Уральского государственного университета им. А.М. Горького / Изд-во Уральского университета, 2009;
  3. Тонких Н.В. Камарова Т.А. Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы бакалавра / УрГЭУ, 2013.;
  4. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: www.fgosvo.ru

Другие статьи

Как правильно написать курсовую работу самому?

Как правильно написать курсовую работу самому?

Как писать курсовую работу помогите Для того, чтобы самому написать курсовую работу, нужно четко понимать что это такое. Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное исследование студента по конкретной теме изучаемого предмета.

Цель написания курсовой работы – это закрепление студентом знаний, полученных в ходе учебного процесса по пройденному предмету. Благодаря курсовой работе преподавателю легче проверить качество полученных студентом знаний и способность применять эти знания к решению профессиональных задач.
Самое главное, не бойтесь. Если, что=-то не получится всегда можно обратится в компанию IQ консультант, которая уже 12 лет помогает студентам в написании курсовых работ. Отзывы о этой конторе — самые лучшие!

Темы курсовых работ утверждаются на соответствующей кафедре, доводятся до сведения студентов, где они, как правило, выбирают понравившуюся тему. Если студент отсутствовал в это время, тогда ему тема назначается (из числа оставшихся). Бывает что темы раздают по списку без права выбора.

1 шаг. Первое что нужно сделать, получив тему курсовой работы, это подобрать и изучить литературу по теме.
Литературу для курсовой работы по правовым специальностям можно найти в библиотеке на сайте пишем-диплом-сами.рф. О том, как найти литературу для любой курсовой и дипломной работы читайте статью «Как и где искать литературу для курсовой и дипломной работы». Статья думаем будет полезна всем (студентам и преподавателям).

Если Вы пишите курсовую работу по юриспруденции, то для Вас специальная статья о том, как найти литературу для курсовой и дипломной работы по юриспруденции — «Дипломная (курсовая) работа юриста».

2 шаг. Далее необходимо составить план работы и согласовать его с вашим руководителем. Прочтите статью «Как написать план дипломной работы» и по аналогии составляйте план курсовой (по сути курсовая – это та же дипломная, только меньше раза в 3 по объему). В курсовой работе должно быть не менее 2 глав. В каждой главе по 2 — 3 параграфа.

Стандартный объем курсовой работы составляет 25-30 листов. Поэтому учитывайте, что тему раскрыть достаточно широко не получиться. План должен содержать основные моменты по теме.

3 шаг. Написание введения. Во введении к курсовой работе указывается актуальность проблемы, степень ее разработки, методы исследования и прочее. «Как написать введение дипломной (курсовой) работы».

Напоминаем, что введение и заключение в полном их виде составляются на основе уже готовой курсовой и (или) дипломной работы.
4 шаг. Написание основной части курсовой работы. Основная часть должна содержать 2 -3 главы, всесторонне раскрывающих тему курсовой работы. Каждую главу необходимо разделить на несколько параграфов. Каждая глава должна содержать одинаковое количество параграфов. Необходимо выделять основные тезисы, каждый из которых должен содержать доказательную базу.

Материал необходимо излагать последовательно и лаконично, чтобы один вопрос логично вытекал из другого.

5 шаг. Выполнение практической части. Так, для инженеров ПГС — это чертежи, выполненные при помощи программы AutoCAD, ArchiCAD и т. д. для математиков — при помощи программ Mathcad, Maple и др.; для бухгалтеров – это анализ финансовой деятельности предприятия (используется программа 1С и прочие), для юристов – это рассмотрение правовых проблем, анализ судебной практики.

6 шаг. Написание заключения (формулировка кратких, но емких выводов по теме). Заключение курсовой работы содержит выводы, итоги решения поставленных задач, проанализированных и решенных в работе, описание того, какой вклад внесла ваша курсовая работа в современную науку. Написать заключение Вам поможет статья «Как писать заключение дипломной (курсовой) работы». Примеры заключений смотрите в статье «Примеры (образцы) заключений курсовых и дипломных работ».

7 шаг. Оформление списка литературы. Как правильно оформить список литературы к курсовой работе – смотрите статью «Как оформить список литературы» и «Примеры оформления списка литературы».

8 шаг. Оформление приложений. В приложение выносятся графические, табличные, иллюстрационные материалы курсовой работы. Приложения, как правило, не нумеруются.

9 шаг. Проверка курсовой работы преподавателем, исправление недочетов, оформление работы согласно нормоконтролю.
10 шаг. Подготовка к защите курсовой работы (проекта): написание краткого, но объемного конспекта, то есть охватывающего основные вопросы и проблемы по теме.

Теперь Вы поняли как правильно писать курсовую работу самому. Если нет, то эти статьи помогут Вам окончательно разобраться в этом вопросе:
> Как писать курсовую «от А до Я»;
> Схема написания курсовой;
> Что такое курсовой проект и чем он отличается от курсовой работы;
> Как написать оригинальную курсовую работу.
Успехов!

Как писать курсовую работу

Как писать курсовую работу

Основные принципы, как писать курсовую работу. указаны в большинстве методических указаний. Поэтому перед тем, как писать курсовую работу, ознакомьтесь со своей методичкой.

Основные приемы, как писать курсовую работу

Выполняя курсовую работу, студенты приобретают опыт работы с литературой: законодательными и нормативно-правовыми актами, методическими рекомендациями, монографиями, статьями из журналов и газет, статистическими сборниками, отчетностью предприятия.

Основные приемы, как писать курсовую работу. состоят из трех составных элементов.

Во-первых, проработка специальной литературы, сбор и обработка информации по теме курсовой.

Во-вторых, с использованием методов анализа следует оценить состояние объекта исследования и выявить факторы, которые представляются важными в рамках предмета исследования, а также степень их влияния на объект исследования.

В-третьих, по результатам исследования необходимо предложить мероприятия, направленные на совершенствование объекта исследования, отдельных процессов или аспектов, связанных с темой курсовой работы.

Следует учесть, что данные приемы, как писать курсовую работу. могут быть применимы к курсовым по различным дисциплинам с применением специальных методов, характерных для конкретной дисциплины. Тогда как общий принцип написания курсовой работы остается неизменным.

Как писать курсовую работу, структура и содержание

Ответ на вопрос, как писать курсовую работу. начинается с определения плана и общего содержания курсовой работы. Рассмотрим, как писать курсовую работу на примере курсовой по экономике.

Курсовая работа по экономике выполняется в форме аналитической записки и должна иметь следующие обязательные разделы:

  • Оглавление
  • Введение
  • 1. Теоретический раздел
  • 1.1 Основные понятия по теме курсовой работы
  • 1.2 Методологические принципы, связанные с темой курсовой работы
  • 1.3 Актуальные современные проблемы по теме курсовой работы на примере зарубежных и/или российских предприятий
  • 2. Практический раздел
  • 2.1 Общая организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта
  • 2.2 Анализ объекта исследования и его деятельности в соответствии с заданной темой работы
  • 2.3 Выводы, предложения, рекомендации
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

В содержании представляется структура курсовой работы в соответствии с выбранной темой с указанием страниц начала каждого раздела.

Во введении курсовой работы обосновывается актуальность темы курсовой работы, определяются цель работы (в соответствии с выбранной темой) и задачи работы (в соответствии с пунктами плана), указывается объект и предмет исследования, методы и приемы, используемые в работе, кратко характеризуется структура работы. Как писать введение и заключение в курсовой работе .

В теоретическом разделе курсовой работы по экономике излагаются теоретические основы анализа по выбранной теме, объясняется суть и содержание основных экономических категорий и показателей, в дальнейшем используемых в анализе, описываются основные методы и приемы, которые будут использоваться в анализе. Писать курсовую работу по экономике, в частности, ее теоретический раздел следует с учетом планируемого содержания практической части.

Содержание практического раздела зависит от выбранной темы курсовой работы. В нем должен быть проведен подробный анализ показателей согласно выбранной теме курсовой работы, выявлены факторы, влияющие на их величины, выявлены резервы в деятельности предприятия и показаны пути ее улучшения.

Начинается практическая часть курсовой работы по экономике с параграфа организационно-экономическая характеристика предприятия, где дается краткая характеристика предприятия:

  • его история,
  • назначение,
  • организационная структура и правовая форма,
  • величина собственного капитала,
  • источники его формирования.

Здесь же приводится анализ основных технико-экономических показателей, представленных в форме таблицы.

Данная таблица, как и любая другая таблица в курсовой работе, должна сопровождаться комментарием и обобщением, представленных в таблице цифровых данных.

Основные технико-экономические показатели

Чтобы написать второй параграф практической части курсовой работы по экономике, следует определить соответствие планируемых аспектов, которые будут в него включены, с темой курсовой работы. При его написании следует использовать таблицы, графики, диаграммы.

Третий параграф практической части курсовой работы по экономике содержит выводы по предприятию в рамках темы исследования. Кроме того следует написать рекомендации и мероприятия, которые повысят эффективность хозяйственной деятельности изученного предприятия, в соответствии с темой курсовой работы.

Таким образом, содержание курсовой работы согласованное с ее темой, дает основное представление, как писать курсовую работу .

В заключении курсовой работы дается краткий обзор всего исследования и оценка выполнения поставленных задач, достижения цели.

В приложениях должны находиться большие по объему табличные, графические и текстовые данные, которые нецелесообразно включать в текст курсовой работы.

Как писать курсовую работу, оформление

Вопрос, как писать курсовую работу. также сопряжен с оформлением курсовой. Ниже приведены стандартные требования к оформлению текста, которые распространены в большинстве вузов. Однако, для надежности следует уточнять требования к оформлению у преподавателя или на кафедре, так как на разных факультетах или кафедрах в одном вузе могут быть разные требования к оформлению.

Текст пишется с одной стороны листа формата А-4 с оставлением полей для возможных замечаний рецензента (верхнее, нижнее, правое - 2 см; левое - 2,5 см), текст должен быть выровнен "по ширине", должны быть обозначены абзацы.

Шрифт - Times New Roman, 14, межстрочный интервал - полуторный.

Страницы текста должны быть пронумерованы, нумерация в правом нижнем углу.

Титульный лист не нумеруется.

На втором листе приводится оглавление работы с указанием соответствующих разделов и страниц, на которых они начинаются.

На следующих страницах идет изложение текста работы с указанием названий вопросов в соответствии с планом. Каждый раздел должен начинаться с новой страницы. Заголовок раздела должен быть выделен жирным шрифтом. А конце заголовков точка не ставится.

В конце работы приводится список использованной литературы, не менее 25 источников. Список литературы начинается с названий официальных документов, законов, указов, постановлений, далее указываются монографии и книги в алфавитном порядке авторов или названий работ, затем в алфавитном порядке указываются статьи из журналов, газет, справочники, энциклопедии, словами, статистические сборники.

Таблицы, цифры, другой фактический материал, отдельные оригинальные фразы, отрывки из книг, журналов, данные из статистических сборников, не автором работы составленные схемы и т.п. необходимо сопровождать сносками на использованную литературу.

Имеющиеся в работе таблицы и рисунки должны быть пронумерованы и иметь название. Большие таблицы или рисунки следует помещать в приложения, ссылаясь на них в тексте. Название таблицы пишется над ней по центру, название рисунку - под ним, по центру.

Если курсовая работа содержит не одно приложение, то они должны быть пронумерованы в правом верхнем углу страницы.

Курсовая работа сдается в деканат, на кафедру или лично преподавателю в пластиковом или картонном скоросшивателе.

Также рекомендую ознакомиться с публикацией:

Как написать курсовую работу: алгоритм, что делать и с чего начать - Курсачи

Как написать курсовую работу: алгоритм, что делать и с чего начать

Обычно алгоритм написания курсовой работы включает в себя:

  • Выбор темы.
  • Составление плана.
  • Сбор материала.
  • Написание предварительного варианта текста.
  • Внесение необходимых дополнений и изменений.
  • Оформление текста.

Начать, безусловно, нужно с выбора темы. При этом следует руководствоваться некоторыми правилами:

  • Тема должна быть по возможности интересной лично для вас. Работа над абсолютно неинтересной темой превращается в подневольный труд и в результате не приносит никакой пользы. Для выбора темы можно пользоваться примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на любой кафедре. В последнее время, пытаясь решить проблему повального "скачивания", сканирования или покупки курсовых работ, некоторые преподаватели дают студентам темы в собственной формулировке или конкретные проблемы для исследования. В этом нет ничего страшного, т.к. среди таких тем и вопросов всегда найдется то, что интересует вас в большей степени. В конце концов, во "взрослой" жизни вам постоянно придется делать то, что нужно, а не то, что хочется. Например, члены университетских кафедр периодически выполняют научные исследования по темам, которые выбрал их руководитель, но там всегда можно найти что-то по душе.
  • По данной теме должно иметься достаточное количество литературы. Поэтому лучше всего вначале взять несколько привлекательных для вас тем, а затем, ознакомившись с библиотечными каталогами или информацией из Интернета, окончательно выбрать одну из них.
  • Имеющаяся по данной теме литература должна быть достаточно понятной для вас, то есть она должна быть написана не слишком "навороченным" языком. Впрочем, здесь все зависит от ваших интеллектуальных способностей, а умение читать сложные тексты не возникает на ровном месте - оно формируется именно в попытках в таких текстах самостоятельно разобраться.
  • Поставленная задача должна быть для вас посильной. Формулируя тему, вы тем самым делаете заявку на определенный результат. Если вам не удастся наполнить содержание нужной "начинкой", ваша работа окажется совершенно напрасной.

Таким образом, при написании курсовой работы важно избегать как слишком широких, так и слишком узких тем. В первом случае вы берете на себя непосильную задачу, рискуя не уложиться в положенные сроки и стандартные объемы текста, а во втором - вам, скорее всего, не удастся найти нужного количества источников (в списке литературы их должно быть не менее десяти). Однако более узкая формулировка темы все же предпочтительнее широкой, потому что качество содержания курсовой работы ценится значительно выше, чем количество заполненных текстом страниц.

Есть еще один важный момент. Многие выбирают темы курсовых работ таким образом, чтобы на выпускном курсе получить фактически готовый текст. который нуждается в чисто "косметической" доработке. У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Плюсы очевидны: без особого труда подготовить выпускную работу - большое дело для студента-старшекурсника, как правило, обремененного если не семьей, то работой. Но здесь вас могут подстерегать некоторые ловушки. Во-первых, нет гарантий, что вам удастся написать все курсовые и выпускную работы под руководством одного и того же преподавателя. Это означает, что каждый "кусок" будет написан в соответствии с пониманием и требованиями конкретного человека, и эти "куски" могут оказаться совершенно несовместимыми. Во-вторых, вам может просто надоесть тема, выбранная "на заре туманной юности", или она утратит для вас практическую значимость (к примеру, ваши потенциальные работодатели хотели бы, чтобы вы выполнили другое исследование). Выбирая для написания курсовых работ разные темы, вы можете неожиданно для себя увлечься чем-то иным, что впоследствии сыграет решающую роль в вашей научной или профессиональной карьере. Именно поэтому, как уже говорилось, не стоит сопротивляться, если научный руководитель сам дает вам тему или предлагает решить конкретную задачу.

Следующим важнейшим пунктом выполнения курсовой работы является составление плана. Продуманный и четкий план избавит вас от лишней работы, удерживая от попыток включить в текст абсолютно все, что вы найдете по вашей проблеме, и даже сверх того. Кроме того, он позволит вам спланировать график написания работы. В идеале, которому следуют очень немногие студенты, если защита курсовых работ запланирована на апрель-май (как это обычно делается), встретиться с научным руководителем и обсудить с ним возможную тему вашей работы следует уже в сентябре. После этого можно без лишней спешки ознакомиться с литературой (пока лишь поверхностно) и, уточнив формулировку темы, составить приблизительный план курсовой работы. Этот план в дальнейшем можно скорректировать и даже изменить, но в любом случае он послужит вам хорошим ориентиром. В реальной жизни все описанные события происходят в значительно более сжатые сроки, что создает множество проблем и снижает качество подготовленных к защите текстов.

План курсовой работы по сути дела является кратким описанием ее логической структуры, включающей основные и второстепенные вопросы, различные классификации и т.д. Поэтому в нем должны быть четко выделены основные разделы и подразделы, которые, в свою очередь, могут делиться на более мелкие части (см. образец на с.21). Этих цифр очень удобно придерживаться во время работы с литературой, отмечая ими соответствующие выписки или ксерокопированные "куски".

В соответствии со стандартными требованиями курсовая работа должна включать введение, основную часть и заключение.

Во введении необходимо:

  • показать актуальность выбранной темы и степень ее научной разработанности,
  • объяснить, почему вы выбрали именно эту тему,
  • сформулировать цели и задачи исследования,
  • перечислить основные литературные и информационные источники и методы исследования.

При этом важно помнить, что формулировка цели исследования должна совпадать с названием темы работы, а формулировка задач - с названиями соответствующих разделов и подразделов.

Основная часть курсовой работы представляет собой развернутое изложение полученных результатов. Обычно она включает 3-4 раздела, которые, в свою очередь, могут делиться на нужное количество подразделов. Важно помнить, что в готовом виде полный текст курсовой работы не должен превышать 20-25 страниц, напечатанных 14-ым размером шрифта (как правило, Times New Roman ) с полуторным межстрочным интервалом.

По традиции первый раздел курсовой работы принято посвящать общетеоретическим аспектам выбранной темы. Здесь раскрывается суть проблемы, показывается ее место в экономической теории и практике, дается критический обзор существующих подходов к ее исследованию.

Во втором разделе обычно рассматривается практическая сторона изучаемого вопроса, включая возможные трудности и недоработки в данной области.

Третий раздел принято посвящать формулировке рекомендаций по решению исследуемой проблемы, по возможности применительно к условиям нашей страны (в зависимости от темы).

При составлении плана основной части курсовой работы следует руководствоваться следующими правилами:

  • Каждый раздел должен включать не менее двух подразделов.
  • Каждый последующий раздел должен быть логически увязан с предыдущим как по названию, так и по содержанию.
  • Содержание данного раздела должно полностью соответствовать его названию. Нельзя допускать совпадения названий разделов и подразделов друг другу и теме курсовой работы .
  • Названия разделов и подразделов должны состоять из одного предложения.

В заключении следует кратко изложить основные выводы по работе. Они не должны содержать ничего нового, о чем в работе не говорится. Удобнее всего компоновать заключение из готовых выводов, которые вы сформулировали, завершая соответствующие разделы работы. Этот подход очень пригодится вам при подготовке выпускной или магистерской работы.

С учетом того, что при защите курсовой работы на выступление вам дадут совсем немного времени (5-7 минут), целесообразно в своем докладе ограничиться озвучиванием введения и заключения. Следует также учесть, что, за исключением вашего научного руководителя, ни один из членов комиссии по защите курсовых работ не успеет прочитать ее полностью, но вполне сможет быстро пробежать глазами введение, заключение и список литературы. От полученного им впечатления во многом будет зависеть ваша итоговая оценка. Все это говорит о том, что тексты введения и заключения должны быть отшлифованы до совершенства.

Принято считать, что введение и заключение пишут, когда основной текст работы полностью готов. Что касается заключения, то это совершенно правильно (как только что было отмечено, его обычно компонуют из готовых кусков текста). Но этого нельзя сказать о введении, потому что в процессе работы в текст могут вноситься более или менее существенные изменения, и это потребовало бы постоянной переделки заранее написанного введения. Тем не менее, опытные люди советуют написать предварительный вариант введения до того. как вы приступите к написанию основного текста. Тем самым вы соберетесь с мыслями и сформулируете цели и задачи, которые вы перед собой ставите. Впоследствии вы, скорее всего, переделаете свой предварительный набросок.

Имея план работы, можно приступить к сбору материалов .

Источники по той или иной теме можно условно разделить на первичные (первоисточники) и вторичные (или критическую литературу). Например, если вашей темой являются экономические взгляды Джона Мейнарда Кейнса, то первоисточниками будут труды самого Кейнса, а вторичными источниками - работы всех тех авторов, которые писали о Кейнсе и его трудах. Это различие между источниками очень важно для грамотного цитирования: если вы берете высказывание Кейнса из работы о нем, то ссылаться нужно именно на эту работу, а не на первоисточник (которого вы, вероятнее всего, не видели в глаза). Особенно важно это помнить при цитировании из книг или статей на иностранном языке: часто в наших библиотеках, включая Национальную, их попросту нет, и вы попадаете в глупое положение, сделав вид, что приводите цитату из первоисточника.

Строго говоря, первоисточниками не являются. 1) перевод; 2) хрестоматия; 3) пересказы других авторов, даже при условии добросовестного цитирования.

К вопросам правильного цитирования и оформления сносок мы вернемся позже, а теперь поговорим о том, как работать В БИБЛИОТЕКЕ.

Если же вы имеете лишь смутное представление о выбранной теме, вначале вам следует ознакомиться со списком обязательной и дополнительной литературы, предложенной преподавателем учебной дисциплины, по которой вы собираетесь писать работу. На кафедрах имеются программы всех учебных дисциплин с указанием соответствующей литературы. Можно также попросить научного руководителя указать вам важнейшие источники.

Тем, кто предпочитает искать литературу самостоятельно, можно посоветовать начать свой поиск с энциклопедии, в которой после статьи о том или ином явлении всегда приводится список базовой литературы по этому вопросу.

Затем следует обратиться к библиотечному каталогу. Если вам известны фамилии авторов интересующих вас работ, то их можно найти в алфавитном каталоге. Если же вы пренебрегли предыдущими советами, то поиск нужно начать с систематического каталога. Получив на руки заказанную литературу, вы обнаружите там ссылки на другие научные труды, которыми вам тоже следует воспользоваться.

Помните, что поиск может затянуться, потому что:

  • Нужные книги или статьи находятся у других читателей.
  • Их вообще нет в библиотеке, потому что их украли много лет назад.
  • В выданных книгах или статьях нужные вам страницы окажутся вырванными.
  • В книгах или статьях с многообещающими названиями вы не найдете абсолютно ничего подходящего для вашей работы.

Работая в каталоге, обращайте внимание на год издания книги или статьи. Разумеется, если вы пишете курсовую работу по истории экономической мысли или экономической истории какой-либо страны, вы сможете найти много интересного и полезного и в изданиях, к примеру, двадцатилетней давности. Однако если ваша тема звучит актуально и современно, избегайте материалов, опубликованных в доперестроечные времена. Наоборот, вы должны стремиться ознакомиться с самыми свежими работами по вашей теме и использовать самые последние фактические и статистические данные.

Если мне приносят курсовую (или другую) работу, в которой статистика и литературные источники датированы позапрошлым или еще более отдаленным годом, я знаю, что эта работа была написана именно тогда и другим человеком. Сами понимаете, что бывает в таком случае…

По некоторым наукам существуют различные библиографические справочники и указатели, которые могут оказать существенную помощь в поиске нужной литературы. Однако не увлекайтесь. Лучше сосредоточиться на нескольких качественных и надежных источниках, чем читать всякую ерунду, по больше части списанную друг у друга. Конечно, неопытному студенту часто трудно разобраться, кто из авторов - мэтр, а кто - жалкий подражатель, и в этом случае выручить вас сможет все тот же научный руководитель.

Делая выписки или ксерокопии, не забывайте указывать точные библиографические сведения об источнике. Это пригодится вам для правильного оформления списка литературы. Например, мало указать: Олейник А. Н. Институциональная экономика. Нужно обязательно записать: Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М. ИНФРА-М, 2000. - 416 с. И это не занудство, а вполне разумная вещь: при оформлении выпускной работы, а тем более, магистерской диссертации, от вас потребуют соблюдения государственных стандартов (ГОСТ-ов), и лучше с самого начала приучить себя к порядку.

Особенно часто правила оформления списка литературы нарушаются, если речь идет о журнальных или газетных статьях. Многие ограничиваются такой записью: Белорусский экономический журнал, 2000, № 1-4 или Белорусская деловая газета, 15 ноября 1999 г. Это неправильно. Вам нужно обязательно указать фамилию и инициалы автора и название статьи. Например: Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. - 1995. - №3. - С. 10-18. Если вы этого не сделаете, возникнет вопрос, что же послужило источником - весь номер журнала или вся газета?

То же самое относится к многотомным изданиям. Если вы напишете: Маркс К. Энгельс Ф. Собр. соч. т. 2, 3, 4, 22, 24 - это будет большой ошибкой. Нужно писать так: Маркс К. Капитал. Т. 2. - Маркс К. Энгельс. Ф. Собр. соч. - М. Политиздат, 1975. - Т. 24

Задача поиска нужных материалов значительно упрощается, если вы используете ИНТЕРНЕТ. Вам не нужно ехать в библиотеку, часами ждать заказанные книги (не будучи уверенным в том, что они действительно пригодятся), подолгу сидеть в холодных залах и стоять в очередях на ксерокопирование. Достаточно воспользоваться одной из известных поисковых систем и ввести ключевое слово, чтобы на вас обрушились потоки информации, из которых вы должны научиться вылавливать то, что вам действительно нужно.

Материалы, позаимствованные из Интернета, тоже необходимо указывать в списке литературы. Но здесь мало просто указать адрес сайта, нужно указать полный адрес, по которому можно найти тот или иной материал. Например: Mundell, R. (1997) Optimum Currency Areas, http://www.columbia.edu/

А теперь два совета для работы с Интернетом:

  • Избегайте "скачивания" готовых курсовых работ или рефератов. Как показывает мой преподавательский опыт, в Интернет и на диски попадают далеко не шедевры, и хорошую работу на их основе не сделаешь. Кроме того, многие из этих материалов уже настолько примелькались преподавателям, что установить их происхождение не составляет проблемы. Поэтому потрудитесь немного и постарайтесь написать что-то самостоятельно.
  • Не компонуйте механически "куски" из разных источников: их авторы могут использовать разную терминологию и разные подходы, и ваш преподаватель обязательно спросит вас, почему в одном месте вы говорите, к примеру, о предельных издержках, а в другом - о маржинальных затратах (хотя это одно и то же). Не говоря уже о возможности принести научному руководителю несколько абсолютно одинаковых текстов - это его, безусловно, развеселит.

Если вы собрали нужный материал, можно приступать к написанию текста курсовой работы. Речь идет именно о написании, а не о бездумном копировании с помощью всех известных средств современной техники или просто путем механического переписывания. Вы никогда не научитесь адекватно выражать свои мысли, если не будете пытаться это делать совершенно самостоятельно.

Начните с того, чтобы при сборе материалов переписывать дословно только самые важные положения известных ученых, которые вы потом включите в текст своей работы в качестве цитат. Все остальное можно и нужно конспектировать своими словами, не забывая, конечно же, помечать, где вы списывали дословно, а где - в той или иной степени перефразируя. Это позволит вам впоследствии избежать ошибок при цитировании.

Когда сбор материала закончен, прочитайте все, что у вас есть. Если вам что-то непонятно, обратитесь к научному руководителю. После этого приступайте к написанию текста. Как известно, самое трудное - начать. Посмотрите, как это делают уважаемые вами авторы, и попробуйте написать нечто в том же духе. Не отчаивайтесь, если сразу у вас ничего не получится. Утешайте себя рассуждениями типа "первый блин комом" и. т. п. Чтобы убедиться в том, что вы двигаетесь в нужном направлении, используйте научного руководителя в качестве "подопытного кролика", дав ему на пробу прочитать первую часть работы. Если он ее забракует, немедленно приступайте к переделке.

При написании текста любой работы очень важно определить для себя, для кого она предназначена. Это позволит выбрать правильный стиль изложения и избежать ненужных уточнений и формулировок. По определению курсовую работу подробно не читает никто, кроме научного руководителя, а вот выпускные и магистерские работы дают читать совершенно постороннему рецензенту. Лучше приучать себя заранее к тому, что с вашей работой могут ознакомиться как минимум несколько достаточно подготовленных людей.

Это не значит, что не нужны базовые определения и пояснения. Необходимо объяснить все термины, которые являются ключевыми понятиями темы вашего исследования, за исключением общеизвестных. Так, при написании курсовой работы по макроэкономике не стоит давать определения самой макроэкономики, но если ваша работа посвящена инфляции, то нужно дать определение этому явлению, не говоря уже о таких вещах, как сеньораж или инфляционный налог.

Что касается стиля изложения, то здесь полезны такие общие рекомендации:

  • Избегайте слишком длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Они неудобоваримы не только в устной, но и в письменной речи. Если предложения все равно получаются слишком длинными, попытайтесь разделить их позже.

Помните, что абзац длиной более страницы позволителен разве что Льву Толстому, и даже в этом случае в процессе его чтения очень легко потерять нить рассуждений. Делайте абзацы почаще, не забывая, однако, о том, что в них должно быть больше одного предложения.

  • Хотя курсовую работу можно считать по-настоящему научной с большой натяжкой, это не значит, что вы должны игнорировать общепринятые правила научной этики. Одним из них является нежелательность употребления местоимения "я", вместо которого рекомендуется говорить "мы". К этой традиции можно относиться по-разному, но все-таки сказанная студентом фраза типа "Я считаю" звучит крайне амбициозно. Поскольку местоимение "мы" тоже звучит достаточно загадочно (кто это - "мы с руководителем" или "мы с автором", у которого списали?), то лучше всего использовать безличные выражения вроде "можно сделать вывод", "в данном случае следует сказать", "нельзя согласиться с мнением" и т.д.
  • А теперь поговорим о цитировании .

    Оно бывает двух видов: 1) приводится цитата из классика, которая затем подробно разбирается; 2) цитируются высказывания из вторичных источников в поддержку вашей точки зрения или с целью их критического анализа.

    Количество цитат зависит от темы курсовой или другой работы. Если она посвящена исследованию научного вклада, к примеру, какого-нибудь Нобелевского лауреата, совершенно очевидно, что без обильного цитирования вам не обойтись. Во всех других случаях, как принято считать, цитировать нужно лишь тогда, когда иначе не скажешь или данная формулировка является самой исчерпывающей и яркой. Понятно, что любому начинающему все чужие высказывания могут показаться очень глубокомысленными, но со временем формируется критический взгляд на вещи, позволяющий избегать ненужного цитирования.

    Итак, существует несколько правил цитирования:

    1. Выдержки, которые вы собираетесь подробно разобрать, по объему не должны превышать половину страницы. Если текст кажется вам исключительно важным, но его объем больше указанного, его лучше поместить в приложение. Например, если вы анализируете Закон Республики Беларусь "Об иностранных инвестициях", целесообразно полный его текст дать в приложении, а в текст работы включить лишь несколько важнейших цитат.
    2. Выдержки из критической литературы нужны только тогда, когда они подтверждают вашу точку зрения или формулируют новые положения, которые не нуждаются в перефразировании. Примером ненужного цитирования может быть:
      Как отмечал Нобелевский лауреат Дж. Тобин, "все оказалось не так просто" [16; 37].
      Эту банальную фразу мог сказать кто угодно, и не стоит подчеркивать здесь авторство Тобина.
      Еще один пример:
      По мнению Снусмумрика, в Беларуси женское население преобладает над мужским [215; 82] .
      Эти статистические сведения широко известны, чего не скажешь о каком-то Снусмумрике, о котором никто никогда не слышал, а значит, его мнение не может претендовать на авторитетность.
      А вот пример, когда цитата необходима, потому что в ней отражена неповторимая авторская индивидуальность:
      Еще в 1936 г. Дж. Кейнс сделал вывод, не утративший своей актуальности и наши дни. Он писал: "В настоящее время люди особенно ждут более глубокого диагноза, особенно готовы принято его испробовать на деле все, что будет казаться имеющим хоть какие-нибудь шансы на успех. Но даже и помимо этого современного умонастроения, идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются, - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти … извлекают сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад".
      В приведенной цитате обратите внимание на многоточие, которое принято называть купюрой. Если цитата слишком длинная и содержит некоторые второстепенные фрагменты, их можно опустить, заменяя пропущенные места многоточиями. Впрочем, этим не стоит злоупотреблять, иначе вы рискуете полностью изменить смысл высказывания. Кстати, к этому трюку прибегают недобросовестные спорщики, пытающиеся подкрепить собственные сомнительные аргументы ссылкой на авторитеты, при этом урезая нужные цитаты до полностью противоположного смысла.
    3. Если вы не согласны с цитируемым автором, вы должны оговорить это до или после приведенного высказывания. Это хороший опыт порассуждать самостоятельно и попытаться убедительно изложить собственную точку зрения.
    4. Цитирование должно быть соответствующим образом оформлено, чтобы не оставалось сомнений в том, кто является автором высказывания, и в каком месте цитируемого источника можно найти этот фрагмент текста. Иначе говоря, при цитировании обязательна ссылка на источник. О правилах оформления ссылок будет рассказано ниже (см. с. 13 ).
    5. Цитаты следует выделять кавычками. Важно при этом проследить, чтобы кавычки были не только открыты, но и закрыты в соответствующем месте. Очень многие (и даже весьма уважаемые авторы) забывают это сделать, и тогда остается непонятным, где заканчивается чужая и начинается их собственная мысль.
      В некоторых книгах и статьях цитаты оформляются в виде втяжки, т.е. печатаются более мелким шрифтом в виде отдельного абзаца, как это только что сделала я, показывая образцы уместного и неуместного цитирования (см. предыдущую страницу). Однако в курсовых и прочих студенческих работах это делать пока не принято.
    6. Текст цитаты должен полностью совпадать с источником, из которого она взята. В идеале все цитаты, даже те, которые вы позаимствовали у других авторов, следует перепроверить по первоисточникам. Если вам хочется выделить какое-то важное место, то вы можете это сделать, указав в скобках, что подчеркивание или курсив не автора, а ваши. То же касается и комментариев или уточнений: их можно поместить тут же, не забыв взять в квадратные скобки. Если цитируемый вами автор допускает кажущуюся или действительную ошибку, например, неверно указывает дату исторического события или публикации книги, его высказывание нужно привести дословно, но после сомнительного слова или цифры поставить в квадратных скобках латинское слово sic. что будет означать "именно так".

    И еще пара советов:

    • Не приписывайте авторам чужие идеи. Иначе у вас получится, как в моей бывшей школе, где в советские времена на видном месте красовалась надпись:

    Ленин сказал: "Учиться, учиться и учиться".

    Леонид Ильич Брежнев.

  • Будьте осторожны с переводными текстами. В особенности это касается написания некоторых терминов, а также личных имен. Например, в отечественных публикациях последних лет стало модным использовать слово "полисимейкер", хотя старый термин "политик" или длинное словосочетание "лицо, ответственное за принятие политический решений" тоже вполне адекватны. С именами и фамилиями же часто происходят очень забавные вещи. Мне встречалось написание фамилии Нобелевского лауреата Дж. Бьюкенена как Буханан. И хотя это звучание, безусловно, по душе многим нашим соотечественникам, оно ничем не лучше прочтения the mother как "тхе мотхер".
    Поскольку процедура внесения дополнений и изменений сильно связана с проблемой общения с научным руководителем, о которой речь пройдет в своем месте, пропустив этот пункт алгоритма написания курсовой работы, перейдем к вопросу об оформлении текста.
  • Почему у нас выгодно заказывать?
    • Мы выполняем даже самые "горящие" работы в предельно сжатые сроки
    • Мы сопровождаем и консультируем студента до самой защиты
    • Наш штат состоит из высококвалифицированных и опытных специалистов по всем дисциплинам
    • Мы оказываем свои услуги официально зарегистрированным юридическим лицом.
    • У нас самые низкие цены среди конкурентов