Руководства, Инструкции, Бланки

образцы оперативно розыскных документов img-1

образцы оперативно розыскных документов

Рейтинг: 4.8/5.0 (1867 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ -1 - Уголовно-процессуальные документы, образцы протоколов, о


Раскрытие любого преступления – процесс диалектический, протекающий в исключительно сложной, богатой самыми неожиданными ситуациями обстановке.
Обеспечивая полноту раскрытия при расследовании любого преступления, следователь использует весь комплекс уголовно-процессуальных мер.
При осуществлении предварительного следствия по уголовному делу следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и в порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ст. 38 УПК).
Значение оперативно-розыскной, как правило, негласной деятельности, в раскрытии преступлений трудно переоценить. В последние годы в России все большее распространение получают совершаемые организованными группами заранее спланированные, подготовленные и тщательно замаскированные преступления, что делает их расследование особенно сложным. Оперативно-розыскная информация, своевременно переданная следователю, придает ему уверенность в правоте логических версионных построений, позволяет своевременно изменить направление усилий по установлению обстоятельств совершенного преступления. Ценность оперативно-розыскной информации заключается в том, что ее источниками являются, как правило, лица, исчерпывающим образом осведомленные о преступном событии или о связанных с ним обстоятельствах, причастные к преступлениям или ставшие их очевидцами. Это могут быть как граждане, содействующие органам, осуществляющим ОРД, так и граждане, поддерживающие тесные отношения с ними и сообщающие им сведения, имеющие важное значение для обеспечения надлежащего расследования.
Значимость оперативно-розыскной информации значительно повышается в ситуации, когда сотрудник оперативного подразделения, работающий в тесном контакте со следователем, получает и, главное, своевременно передает в его распоряжение оперативные данные, характеризующие не только обстоятельства расследуемого события, но и указывающие на то, где могут быть обнаружены носители доказательственной информации.
Особая ценность подобного рода сведений определяется тем, что, реализуя их, следователь получает возможность процессуальным путем установить и зафиксировать наличие неизвестных ранее документов и предметов, использованных лицами, обоснованно подозреваемыми в подготовке или совершении преступлений, либо служащих средством сокрытия или маскировки последних.
Использование оперативно-розыскных возможностей в интересах расследования преступлений имеет твердую правовую основу. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. ФЗ от 30 декабря 1999 г.)* обязывает органы, осуществляющие ОРД, исполнять в пределах своей компетенции письменные поручения следователя, органа дознания, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятыми ими к производству (п. 2 ст. 14). Это требование означает не что иное, как возложение на оперативно-розыскные органы обязанности отыскания данных, обеспечивающих успешное решение следователем задач доказывания.
* Далее по тексту – ФЗ об ОРД.

Нормативное системное изложение взглядов законодателя на использование результатов ОРД в уголовном процессе содержится в ст. 11 ФЗ об ОРД. В частности, ч. 2 ст. 11 Закона устанавливает, что результаты ОРД могут выступать поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств.
Для правильного понимания и применения законодательства об использовании результатов ОРД в расследовании преступлений существенное значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, в частности: постановление от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации»; постановление от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации», а также приказ Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; совместная Инструкция органов, осуществляющих ОРД, от 13 мая 1998 г. «О порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» (далее – Инструкция).
В соответствии с п. 1 Инструкции под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном ФЗ об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, отчетах и т. п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В случаях проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).
Органу дознания, следователю, прокурору или в суд предоставляются те результаты ОРД, которые могут: 1) служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; 2) быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; 3) использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Результаты ОРД могут предоставляться по инициативе органов, осуществляющих ОРД, либо при выполнении отдельных поручений органов дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
В соответствии с п. 21 Инструкции при отсутствии возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению суда по находящимся в их производстве уголовным делам им в течение 3 дней с момента получения поручения направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было возложено исполнение данного поручения.
Для эффективного использования в расследовании оперативных данных необходимо обеспечить точное исполнение установленных законом и подзаконными нормативными актами правил представления результатов ОРД органам предварительного следствия.
Согласно ч. 3 ст. 11 ФЗ об ОРД представление фактических данных, полученных оперативными подразделениями, указанным субъектам осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
Содержание данного постановления раскрывается в п. 12–15 Инструкции. Согласно п. 17 Инструкции это постановление подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.
Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.
Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.
Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков. Должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.
Инструкцией допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором оперативно-розыскных мероприятий.
Оригиналы материалов в данном случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.
Оформление результатов ОРД, полученных при проведении оперативно-технических мероприятий (прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, обследование жилища граждан, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и др.), осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции «Об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий», утвержденной приказом ФСБ России, МВД России, СВР России, ФСО России, Службы безопасности Президента РФ, ФПС России, ФСНП России, ГТК России от 19 июня 1996 г. № 281 дсп/306 дсп/30 дсп/215 дсп/66 дсп/390 дсп/191 дсп/374 дсп.
При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые меры по сохранности и целостности представляемых материалов при их пересылке (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т. п.).
Пунктом 20 Инструкции установлено, что в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации результаты ОРД представляются указанным субъектам незамедлительно. При этом оперативное подразделение в соответствии с п. 3 ст. 145 УПК обязано принять меры по сохранению следов преступления.
Для применения ст. 11 ФЗ об ОРД в точном соответствии со смыслом ее положения необходимо каждый раз сопоставлять ее содержание с содержанием ст. 1–9 данного Закона. Эти нормы определяют допустимость использования результатов ОРД в расследовании преступлений, хотя законодатель применительно к ОРД эти термины прямо не употребляет. Допустимость, возможность и правомерность использования результатов ОРД (в порядке ст. 11) определяется соответствием целей, принципов, оснований, условий и процедур получения результатов положениям ст. 1 закона, определяющей понятие этой деятельности; положениям ст. 2, определяющей ее задачи; ст. 3 о принципах ОРД; ст. 4, определяющей правовую основу ОРД; ст. 5, раскрывающей содержание принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД; ст. 6, устанавливающей исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий; ст. 7 и 8, которые закрепляют основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий; ст. 9, определяющей основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Нарушение требований ст. 1–9 ФЗ об ОРД создает сомнения в возможности и правомерности использования ее результатов в качестве «будущих доказательств». Другими словами, информация, полученная лицами, неправомочными осуществлять ОРД, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, не предусмотренных законом, или при отсутствии предусмотренных законом оснований (например, проникновение в жилище без судебного решения), должна рассматриваться как создающая при всех условиях неустранимые сомнения в обоснованности и поэтому недопустимая к использованию в порядке ст. 11 указанного Закона.
На практике сложилось несколько направлений использования результатов ОРД в расследовании преступлений: 1) использование результатов ОРД при решении вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) для подготовки и проведения следственных действий, определения наиболее целесообразных тактических приемов при их производстве; 3) в качестве источников фактических данных в доказывании по уголовным делам.
Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно неизвестно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 5 Инструкции).скачать dle 11.0 фильмы бесплатно

Похожие новости Комментарии (0) Навигация

Другие статьи

Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия - Студопедия

Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия

К этой группе – несанкционируемым ОРМ относятся те, которые согласно ФЗ «Об ОРД» могут проводиться по решению непосредственно оперативного работника без вынесения постановления на их осуществление.

Опрос – это специальная беседа, проводимая с лицами, которым могут быть известны сведения, необходимые для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Субъектами опроса могут выступать непосредственно оперативные сотрудники либо лица, действующие по их поручению.

Объектом опроса могут любые лица, располагающие оперативно-значимой информацией независимо от гражданства, возраста, должностного, социального положения, религиозных убеждений.

Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу.

В зависимости от целей, условий, личности опрашиваемого и ряда других факторов выделяют следующие виды опросов:

– гласный опрос без зашифровки цели;

– гласный опрос с зашифровкой цели;

– негласный опрос без зашифровки цели;

– негласный опрос с зашифровкой цели;

Гласный опрос без зашифровки цели проводится в тех случаях, когда нет необходимости скрывать от окружающих интересующие оперативных работников сведения.

Гласный опрос с зашифровкой цели заключается в использовании различных приемов, вводящих опрашиваемого в заблуждение относительно истинных интересов и целей опрашивающего.

Негласный опрос предполагает сохранение в тайне от окружающих и, в первую очередь, от тех лиц, о которых собирались сведения, как факта беседы, так и содержания разговора.

Легендированный опрос заключается в сокрытии опрашивающим лицом своей принадлежности к правоохранительным органам и введении опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы.

Результаты опроса граждан при их согласии могут быть оформлены объяснением (заявлением или явкой с повинной) либо справкой (рапортом) оперативного работника. Эти материалы впоследствии могут быть переданы следователю для приобщения к материалам уголовного дела. Если информация получена при условии конфиденциальности, то справка (рапорт) хранятся и используются по правилам секретного делопроизводства и следователю не передаются.

Наведение справок – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непосредственном изучении документов (в том числе архивных), а также в направлении запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации.

Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемого лица, его родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить причастность к противоправной деятельности. В ФЗ «Об ОРД» отсутствуют какие-либо ограничения на получение в процессе наведения справок информации конфиденциального характера, однако следует учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы сбора и хранения достаточно большого объема сведений, содержащих коммерческую, журналистскую, банковскую, врачебную, нотариальную и ряд других видов тайн. Представление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Наведение справок путем излучения документов в зависимости от целей, условий и иных обстоятельств доступа может осуществляться сотрудником оперативного аппарата, либо по его поручению другим лицом. При этом цели излучения документов могут зашифровываться, а личность наводящего справки – легендироваться.

Виды документов, необходимых для наведения справок, а также места их получения определяются непосредственно сотрудниками оперативного аппарата.

Результаты наведения справок в информационных системах, полученные на основании официальных запросов, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, могут передаваться следователю для приобщения к материалам уголовных дел.

Результаты изучения документов при наличии информации, представляющей оперативный интерес, оформляются справкой или рапортом оперативного работника с приложением полученных оригиналов документов или их копий и, в случае необходимости, могут приобщаться к материалам уголовных дел.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение различных объектов для распознания и идентификации с уже имеющимися аналогами, либо установления признаков преступной деятельности.

Виды образцов, собираемых для сравнительного исследования, могут быть самыми разнообразными и их можно разделить на две большие группы:

– объекты, используемые в качестве эталонов для сравнительного исследования;

– объекты, являющиеся составной частью целого, подлежащей непосредственному исследованию.

К первой группе, прежде всего относятся физиологические компоненты человека (кровь, слюна, запах, отпечатки пальцев, волосы, голос, почерк), следы обуви и транспортных средств, микрочастицы. Ко второй группе относятся предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, взрывчатые вещества, наркотики), сырье, полуфабрикаты и готовая продукция; документы бухгалтерского учета; похищенное имущество.

В зависимости от степени законспирированности можно выделить следующие тактические способы сбора образцов для сравнительного исследования:

1) гласный без зашифровки целей, если оперативный работник не скрывает от заинтересованных лиц своих целей (например, просит оставить отпечатки пальцев для сравнения их со следами, обнаруженными на месте преступления);

2) гласный с зашифровкой целей, когда оперативный работник, не скрывая свою должность, зашифровывает истинную цель действий (например, просит собственноручно написать объяснение по отвлеченному поводу с целью получения образца почерка);

3) негласный, когда сбор образцов осуществляется втайне от проверяемых лиц (например, изымается ресторанная посуда, которой пользовались проверяемые лица для взятия с нее отпечатков пальцев);

4) легендированный, когда оперативный работник скрывает свою принадлежность к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и цель своих действий (например, представившись журналистом, просит дать интервью для получения образцов голоса).

Данное мероприятие проводится сотрудниками оперативного аппарата с привлечением при необходимости специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, либо по его поручению другими лицами, в том числе оказывающими конфиденциальное содействие.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство; создавать без оперативной необходимости условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий и организаций, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

Результаты сбора образцов оформляются:

à при гласном способе – актом сбора образцов для сравнительного исследования;

à при зашифрованном, легендированном и негласном способе, осуществляемом оперативным работником, – рапортом или справкой;

à осуществленным лицом, оказывающим конфиденциальное содействие, – сообщением.

Сами образцы прилагаются в упакованном виде.

Исследование предметов и документов – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непроцессуальном криминалистическом исследовании объектов, полученных в результате иных оперативно-розыскных мероприятий, проводимое, как правило, до возбуждения уголовного дела с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней проверяемых лиц.

С помощью исследования решаются задачи получения информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета; идентификации следов преступной деятельности; определения принадлежности и отождествления биологических объектов (кровь, слюна, волосы и т. д.); определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Исследование проводится по письменному поручению оперативных аппаратов, подписанному руководителем, экспертно-криминалистическими службами, а также специалистами научно-исследовательских учреждений других министерств и ведомств. При необходимости к проведению исследования предметов, веществ и документов могут привлекаться на контрактной основе отдельные лица, обладающие специальными научными, техническими и иными специальными познаниями. При наличии стандартизованных методик исследования могут проводиться и самим оперативным работником (например, определение наркотического вещества с помощью экспресс-анализатора). В письменном поручении на проведение исследования предметов, веществ и документов ставятся вопросы, интересующие инициатора исследования. При необходимости в нем могут излагаться сведения об обстоятельствах получения предметов и документов. При невозможности получения образцов объектов оперативные аппараты могут привлечь специалистов для проведения исследований на месте нахождения предметов.

Обязательным условием исследования предметов, веществ и документов, полученных негласным путем и являющихся потенциальным источником доказательств по уголовному делу, является их сохранность в прежнем виде и качественная неизменность, обеспечивающая возможность проведения последующей экспертизы.

Результаты исследования объектов, проведенного в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оформляются справкой, составленной специалистом, его осуществляющим, а проведенные в иных учреждениях – документами, предусмотренными их ведомственными нормативными актами.

Результаты исследования могут быть представлены следователю, прокурору, судье, в чьем производстве находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью конфиденциального источника либо исследование проводилось на условии конфиденциальности.

Наблюдение – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном слежении за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами; местами нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.

С помощью наблюдения решаются следующие задачи:

- выявление преступной деятельности лиц, подозреваемых в подготовке и совершении тяжких и особо тяжких преступлений;

- розыска опасных преступников;

- фиксации отдельных эпизодов преступной деятельности с помощью фото-, видео - и аудиоаппаратуры;

- проверки надежности агентурного аппарата.

Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т. е. сочетающим в себе элементы того и другого.

Физическое наблюдение (основанное на визуальном способе слежения) может осуществляться сотрудниками оперативных аппаратов, специализирующимися на этих методах работы, самим оперативным работником либо иными лицами, действующими по его поручению.

Электронное наблюдение, основанное на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудниками специальных оперативно-технических подразделений правоохранительных органов. Электронное наблюдение может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.

В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица в определенный промежуток времени. В процессе наблюдения могут проводиться негласные фото-, кино - или видеосъемка.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения или при необходимости объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, кинопленок либо видеокассет. Эти материалы могут передаваться следователю либо судье, в чьем производстве находится уголовное дело.

Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, используются только для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Отождествление личности – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, путем непроцессуального отождествления по признакам ее внешности, голосу, запаху и другим данным.

Отождествление личности может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, ранее встречавшимися с разыскиваемым и запечатлевшими в своей памяти его идивидуальные признаки (внешность, голос, одежду). Опосредованное отождествление осуществляется лицами, ранее не вступавшими в контакт с разыскиваемым, и располагающими лишь его описанием, изображением либо фотографией.

В зависимости от характера, организационно-тактических форм и условий проведения можно выделить несколько основных видов отождествления личности:

1) непосредственное отождествление личности по фото- видеоучетам органа внутренних дел;

2) непосредственное отождествление личности в ходе оперативного поиска в местах вероятного появления разыскиваемого лица, а также среди задержанных лиц;

3) опосредованное отождествление личности по словесному портрету, фотороботу, рисунку, фотографии, особым приметам среди множества незнакомых людей;

4) опосредованное отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах по признакам внешности, особым приметам, способу совершения преступления;

5) отождествление по запаховым следам с помощью служебно-розыскной собаки.

При отождествлении личности запрещается оказывать воздействие на опознающих и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка; совершать действия, исключающие в дальнейшем проведение процессуального опознания; привлекать к мероприятиям граждан, физические и психические качества которых ставят под сомнение его результаты.

Результаты непосредственного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника либо объяснением гражданина, опознавшего разыскиваемого, при его согласии.

Результаты опосредованного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника, протоколом задержания разыскиваемого, справкой учетных подразделений о результатах поиска по информационным системам.

Результаты отождествления по запаховым следам оформляются актом применения служебно-розыскной собаки.

Все указанные документы могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

РЕФЕРАТ по ОРД Курмина

/ РЕФЕРАТ по ОРД Курмина

Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) являются инструментарием всех правоохранительных органов, которые ведут борьбу с преступностью. Оперативно-розыскные мероприятия, как составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, служат одним из главных способов, служащих для выявления, пресечения, раскрытия преступлений, а также розыска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Оперативно-розыскные мероприятия можно классифицировать по различным признакам.

1. В зависимости от допустимости их осуществления в ОРД:

а) не ограничивающие конституционных прав человека и гражданина,

б) ограничивающие конституционные права человека и гражданина.

Также оперативно - розыскные мероприятия можно разделить на три группы по следующему критерию:

- мероприятия, которые могут проводится оперативным сотрудником самостоятельно, без получения какого - либо разрешения (данные мероприятия не ограничивают конституционных прав граждан):

сбор образцов для сравнительного исследования;

исследование предметов и документов;

- мероприятия, требующие вынесения постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность:

- мероприятия, требующие судебного разрешения (они в наибольшей степени ограничивают конституционные права и свободы человека, поэтому проводятся только при наличии разрешения суда):

негласное обследование жилого помещения;

прослушивание телефонных переговоров;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

снятие информации с технических каналов связи.

Опросэтоспециальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах.

Опрос может быть гласным и тайным. Возможно также использование специальных приемов извлечения нужной информации в ходе его проведения. Например, опрос может быть проведен под надуманным предлогом, когда оперативный работник выдает себя за какое - либо иное лицо (юриста, судебного пристава, страхового агента и т.д.). В данном случае правомочно использовать в целях конспирации документы, которые зашифруют личность должностных лиц оперативно - розыскных структур. Однако в любом случае участие в беседе может быть только на добровольном волеизъявлении опрашиваемого лица.

Проведение опроса наиболее эффективно среди лиц, потенциально склонных к преступлениям или связанным с криминальной средой, подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, располагающих информацией, которая представляет интерес для оперативных подразделений. При проведении опроса (ч.2 ст.6 ФЗ об ОРД) может осуществляться как гласное, так и негласное использование технических средств фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации (магнитофоны, диктофоны, видеокамеры и др.).

Результативность опроса помимо предварительной подготовки во многом зависит от того, насколько оперативный работник знает психологию личности, насколько он умеет войти в контакт. Для того, чтобы добыть нужную информацию, необходимо нравится людям, уметь разговорить человека о нем самом, найти в разговоре тему, которая ему близка и понятна, проявить к нему неподдельный интерес и т.п.

Опрос может проводиться не только оперативным работником, но и по его заданию лицом, помогающим в проведении ОРД. Данное оперативно - розыскное мероприятие может проводиться в условиях конфиденциальности. Об этом может высказать свое пожелание как сотрудник оперативной службы, так и опрашиваемое лицо.

Результаты опроса оформляются рапортом или справкой должностного лица. Если опрос проводится в гласной форме, то его данные могут быть оформлены письменным объяснением. В справке или рапорте отражаются ход, результаты, условия проведения опроса, а также полные установочные данные опрашиваемого. К справке (рапорту) могут прилагаться полученные в процессе опроса документы, предметы, схемы, аудио- и видеопленки и др.

К сказанному следует добавить, что такое оперативно - розыскное мероприятие, как опрос граждан, может быть оформлено заявлением, объяснением, протоколом явки с повинной.

Наведение справок-это способ получения информации, необходимой для решения задач ОРД, путем:

непосредственного изучения документов (в т.ч. архивных);

направления запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы.

В процессе проведения этого мероприятия изучаются регистрационные, бухгалтерские, кадровые документы. В зависимости от целей и условий получения информации могут быть изучены документы проживания, временного пребывания (гостиницы, санатории, больницы и др.), документы, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия, а также архивные источники.

Результаты рассматриваемого ОРМ оформляются справкой и (или) рапортом оперативника, его осуществляющего. В этих документах указывается, в связи с чем, где и при каких обстоятельствах наводилась справка. Если ответ на запрос был получен в письменной форме, то он должен быть приобщен к справке или рапорту.

Сбор образцов для сравнительного исследования-это действия, направленные на обнаружение и изъятие различных материальных объектов для их распознания и идентификации с имеющимися в оперативном подразделении аналогами.

К собираемым образцам относятся различные объекты: отпечатки пальцев, следы ног, волосы, голос, кровь, почерк, следы транспортных средств, сырьё, полуфабрикаты, готовая продукция, наркотики и др. получение образцов оформляется актом сбора образцов, дактилоскопической картой или иными оперативно - служебными документами (рапортом, справкой). При этом изъятые объекты упаковываются с целью их сохранности и опечатываются печатью предприятия, учреждения либо к ним прикрепляется ярлык (бирка), заверенная подписью участников мероприятия.

Нельзя не отметить многообразие тактических рекомендаций, которые могут быть использованы для получения того или иного личностного источника. Например, для получения образцов крови у фигуранта он может быть вызван в поликлинику под предлогом сдачи анализа (секретная оперативная установка) или же, в режиме гласного получения образцов, для сравнительного анализа по расследуемому уголовному делу на основании ст. 202 УПК РФ.

Сбор образцов для сравнительного анализа может осуществляться гласно, если лицо добровольно соглашается предоставить необходимые образцы. Сбор образцов проводится сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или по поручению другого лица, в том числе конфидентом. При необходимости к сбору образцов можно привлекать специалиста - сведущего в той или иной области знания лица.

Полученные образцы упаковываются, опечатываются печатью органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, заверяются подписями участников оперативно-розыскного мероприятия. Сбор образцов оформляется актом или иным документом, содержащим ссылку на п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности. Акт составляется в трех экземплярах. К акту может прилагаться опись образцов. Первый экземпляр прилагается к образцам и может быть признан в качестве вещественного доказательства, второй вручается под расписку владельцу образцов, третий приобщается к материалам оперативной проверки.

Сбор образцов может проводиться негласно, если ситуация требует не расшифровывать интереса оперативных органов в личности фигуранта. Негласный сбор образцов отличается от гласного тем, что фигурант не знает об истинной причине производимых в отношении него действий. Результаты негласного сбора образцов оформляются рапортом или справкой лица, осуществляющего оперативно-розыскное мероприятие, к которым прилагаются собранные образцы.

Проверочная закупка-это один из методовсбора образцов для сравнительного исследования, применяемых оперативными службами, главным образом в целях выявления фактов распространения (сбыта) предметов и веществ, оборот которых ограничен или запрещен (оружие, наркотические вещества, яды и т.д.). Данное мероприятие осуществляется также в целях проверки правил торговли, ведения финансовой, хозяйственной или предпринимательской деятельности.

При проведении проверочной закупки целесообразно использование видео- и аудиозаписи, фотосъемки, а также технических и иных средств, в том числе специальных окрашивающих средств .

Результаты проверочной закупки отражают сотрудники, организующие и осуществляющие ее, в протоколах (актах) получения денежных средств, применения окрашивающих средств, в аудио-, кино-, фото- и видеопленках и в других документах. Закупленные при этом товары, ценности, предметы, вещества, продукция, инструменты или оборудование, применяемые финансовые и материальные средства могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Рапорт готовит сотрудник правоохранительного органа, организующий проверочную закупку. В нем кратко указывается, кто, когда, где, при каких обстоятельствах, на основании какого постановления, у кого, какие вещи, предметы, объекты, (оружие, боеприпасы, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, сильнодействующие вещества, прекурсоры, и нструменты или оборудование, используемые для производства наркотиков, и др.), за какую сумму приобрел и другие имеющие значение данные. К этому рапорту прилагаются все изъятое в ходе проверочной закупки, объяснения, полученные при опросе задержанных граждан, акт применения окрашивающих средств, аудио-, кино, фото- и видеопленки, на которых зафиксирован ход осуществления проверочной закупки, и другие необходимые документы. Такой рапорт является оперативно-розыскным документом, однако в случае легализации результатов ОРД и представления следователю, органу дознания, прокурору или суду будет использован в доказывании.

В оперативно-розыскной деятельности не предусмотрен институт понятых. Кроме этого, изначально оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться лишь в целях выявления преступлений, каковым, например, является незаконный оборот наркотиков, а не административных правонарушений. Поэтому при обнаружении в ходе проверочной закупки лица в момент совершения им преступления или непосредственно после его совершения его задержание должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. ст. 91 и 92 УПК России.

Исследование предметов и документов-это не процессуальное криминалистическое исследование объектов, полученных в результате ОРМ, проводимое как правило, до возбуждения уголовного дела в целях выявления признаков преступных деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц.

На практике исследование предметов и документов может предшествовать такое ОРМ, как сбор образцов для сравнительного исследования.

Объектами исследования являются носители информации, добытые оперативным работником. Исследование может проводится по письменному поручению органов, осуществляющих ОРД, экспертно - криминалистическими службами правоохранительных органов, а также специалистами научно - исследовательских учреждений. Исследование может осуществляться специалистами, например: криминалистами, химиками, биологами, товароведами и т.п. Такие исследования проводятся специализированными учреждениями.

Данное оперативно - розыскное мероприятие проводится как гласно, так и негласно. Так, например, если предметы и документы исследуются легально, гласно в соответствии с положениями ст.81,84 УПК РФ и ст.231 КоАП, то оперативно - розыскное мероприятие проводится вне процессуальных рамок оперативным сотрудником или по его поручению криминалистическими или иными подразделениями правоохранительных органов, а также частными лицами, в том числе и на конфиденциальной основе. Само исследование проводится втайне либо с соблюдением режима секретности.

Результаты исследования, проведенного в системе МВД России, оформляются справкой, составленной лицом, проводившим исследование. Итоги исследования, проведенного в иных учреждениях, оформляются документами, предусмотренными нормативными актами соответствующих ведомств.

Отожествление личности-способ установления лиц, причастных к подготовке и совершению преступлений или находящихся в розыске.

При проведении данного мероприятия устанавливается и идентифицируется личность проверяемого по различным признакам (запаху, внешности, отпечаткам пальцев.

При отожествлении личности объектами могут быть различные предметы, документы, биологические объекты, фотоснимки, видео- и звукозаписи.

Отождествление личности может проводиться как в естественных условиях (например, в местах вероятного появления преступника), так и в искусственно создаваемых (например, вызов подозреваемого в числе других лиц в орган внутренних дел).

В процессе проведения данного мероприятия могут использоваться технические и иные средства, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей и вреда окружающей среде. Результаты отожествления оформляются рапортом или справкой оперативного сотрудника с приложением фотографий, видеозаписи сюжетов, предъявленных для опознания.

Отожествление личности также проводится и по запаху для чего применяется служебно - розыскная собака. Данное мероприятие осуществляется путем выбора лица по запаху его следа или вещи. Результаты такого отожествления оформляются актом применения собаки, который составляет инструктор - кинолог. Этот акт имеет исключительно ориентирующее значение для целенаправленного осуществления поиска лица, совершившего преступление, или фактических данных, могущих быть источниками доказательств.

Оперативное внедрение-это способ получения информации путем легендированного ввода сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в криминальную среду и объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.

Согласно законодательству РФ, а также других стран, объектами оперативного внедрения являются: устойчивые преступные формирования лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений (ст.15 УК РФ); преступные группы, созданные на основе предварительного сговора (ч.2 ст.35 УК РФ); организованные группы (ч.3 ст.35 УК РФ); банды (ч.1 ст.209 УК РФ); преступные сообщества (ч.4 ст.35, ст.210 УК РФ); незаконные вооруженные формирования (ст.208 УК РФ) и др.

Особенностью данного ОРМ является то, что субъектам оперативного внедрения приходится не только собирать необходимую информацию, но и участвовать в подготовке, а порой и в совершении тех или иных преступлений.

Информация, полученная в результате оперативного внедрения, оформляется рапортом оперативного сотрудника или сообщением лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Контролируемая поставка-способ получения информации о признаках преступной деятельности путем перемещения под контролем правоохранительных органов товаров и предметов в целях выявления пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению.

Контролируемые поставки подразделяются на три основных вида: внутренние - проводимые на территории России; внешние - осуществляемые в установленном международными соглашениями и договорами порядке на территории иностранных государств; транзитные - в отношении объектов, перемещаемых через территорию России по инициативе правоохранительных органов иностранных государств или международных правоохранительных организаций.

Применяется несколько способов проведения контролируемой поставки:

а) наблюдение за грузовыми перевозками различными видами транспорта, в том числе и в тайниках;

б) слежение за почтовыми отправлениями (письма, бандероли, посылки, включая и на подставные адреса);

в) непрерывный контроль за багажом и грузами, которые перемещаются в сопровождении курьеров или под видом других предметов или товаров. Данное мероприятие широко используется не только таможенными органами, но и другими субъектами ОРД.

В зависимости от достигнутых целей и задач результаты контролируемой поставки оформляются различными документами. Это могут быть рапорт, справка, объяснения граждан, акт контролируемой поставки и другие документы.

Оперативный эксперимент-способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для проявления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких или особо тяжких преступлений.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 ФЗ об ОРД оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. На этот счет существует мнение, что вынесение постановления и его утверждение у руководителя оперативно-розыскного органа необходимы только в том случае, если опытные действия предполагают активную форму поведения объекта ОРМ и их направленность на совершение преступления, а также проведение этого ОРМ с использованием предметов, средств и веществ, свободная реализация которых запрещена либо гражданский оборот которых ограничен.

Как показывает анализ практики, оперативному эксперименту отводится существенная роль в борьбе со взяточничеством и другими преступлениями. В частности, оперативный эксперимент позволяет выявить конкретных должностных лиц, которые совершают противоправные действия с использованием своего служебного положения; организованные группы, связанные с должностными лицами и систематически совершающие их подкуп, и т.д.

Результат проведения данного ОРМ оформляется рапортом, а при выявлении преступлений или лиц, причастным к ним, - актом оперативного эксперимента. К акту приобщаются физические носители информации, полученные в процессе проведения оперативного эксперимента, а также иные улики.

Наблюдение - это осуществляемые в процессе оперативно-розыскной деятельности целенаправленное, систематическое визуальное или опосредованное (с использованием оперативно-технических средств) восприятие и фиксация значимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности явлений, событий, фактов, процессов.

Наблюдение и его результаты довольно часто на практике используются не только в процессе ОРД, но и в доказывании.

Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающем в себе элементы того и другого.

Физическое наблюдение (основанное на визуальном способе слежения) может осуществляться сотрудниками оперативных аппаратов, специализирующимися на этих методах работы, самим оперативным работником либо иными лицами, действующими по его поручению.

Электронное наблюдение, основанное на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудниками специальных оперативно - технических подразделений правоохранительных органов. Оно может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.

В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица в определенный промежуток времени.

При проведении данного мероприятия следует также учитывать, что если наблюдение сопряжено с ограничением права граждан на неприкосновенность жилища (независимо от того, делается ли это путем физического проникновения в жилище или с помощью технических средств), оно может производиться только при соблюдении ст. 23 и 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД, только по судебному решению.

Наблюдение - это мероприятие ограниченного использования. Оно осуществляется по решению руководителя оперативного аппарата МВД (УВД) субъекта РФ, как правило, за лицами подозреваемыми в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.

Результаты наблюдения оформляются рапортом, актом наблюдения, а при необходимости - объяснениями иных участников наблюдения с приложениями - полученных фотографий, кинопленок, видеокассет.

Все вышеперечисленные оперативно-розыскные мероприятия минимально вторгаются в частную жизнь. Для их проведения не требуется судебного разрешения.

2.Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права человека и гражданина

К ним относятся: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств (данное ОРМ можно отнести к ограничивающим конституционные права человека и гражданина только при обследовании жилища); контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств -это оперативный (не процессуальный) осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых лиц, а также получения информации, необходимой для решения задач ОРД.

Кроме этого, объектами осмотра могут быть документы, личные вещи, одежда, животные или человек, на теле которого имеются следы преступления.

Обследование может носить гласный, зашифрованный и негласный характер.

Результаты обследования, проводимого непосредственно оперативным работником, оформляются рапортом или справкой.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений-это способ получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Рассматриваемое ОРМ - это разведывательный метод, который присущ только оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, а также оперативной деятельности спецслужб (разведки, контрразведки и др.).

Объектами контроля выступают письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой связи. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него. При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержание посылок, отбираются образцы для исследования. В особых случаях мероприятие проводится с участием специалистов научно-технического подразделения.

Контроль почтовых отправлений - одно из самых "старых" сыскных мероприятий. Это объясняется тем, что писать человечество научилось десятки столетий назад. Соответственно тогда же возникла необходимость в тайном прочтении чужих писем и сообщений в целях борьбы с преступностью.

Данное мероприятие относится к категории оперативно-технических мероприятий и согласно межведомственному соглашению проводится органами Федеральной службы безопасности на основании постановления, утверждаемого руководителем МВД (УВД) субъекта РФ.

Ограничение конституционных прав граждан на тайну почтовых переписок, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения, что указано в ч.2 ст.23 Конституции РФ, по мотивированному постановлению соответствующего руководителя оперативно-розыскной службы при наличии информации, указанной в ч.2 ст.8 ФЗ об ОРД.

Максимальный срок контроля - 180 суток со дня вынесения постановления судьей, если иное не указано в самом постановлении. При необходимости продления срока контроля судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

Результаты проведения негласного обследования оформляется рапортом (справкой) оперативного сотрудника. В этом документе отражаются ход обследования, использование технических средств, обнаруженные предметы и документы. К рапорту могут прилагаться технические носители, на которых фиксировалась информация.

Прослушивание телефонных переговоров-это негласное получение информации, передаваемой подозреваемыми лицами по абонентским телефонным линиям.

ФЗ об ОРД устанавливает, что прослушивание телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершенного противоправного деяния и др. Для принятия судьей соответствующего решения выносится мотивированное постановление руководителя МВД (УВД) субъекта Российской Федерации или его заместителя, ведающего ОРД. Максимальный срок прослушивания составляет 6 месяцев со дня вынесения постановления. При необходимости его продления судья принимает об этом решение на основании вновь представленных материалов.

Результаты оперативного прослушивания завершаются составлением рапорта и (или) справкой, в которой фиксируются время и место прослушивания, средства звукозаписи (с указанием их технических параметров), содержание фонограммы переговоров, касающихся обстоятельств, имеющих отношение к делу). К этим документам прикладывается фонограмма переговоров, осуществляемая спецподразделениями. Затем все это в опечатанном виде направляется инициатору задания.

Сведения, полученные в результате прослушивания телефонных переговоров, относятся к не процессуальной (оперативной) информации. Для введения не процессуальной информации в уголовный процесс необходимо придать оперативным материалам процессуальный статус доказательств, их необходимо легализовать, придать им надлежащую процессуальную форму.

Снятие информации с технических узлов связи-это оперативно-техническое мероприятие, заключающееся в перехвате с помощью специальных технических средств открытой (незашифрованной) информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.