Руководства, Инструкции, Бланки

план инспекционного контроля за строительством образец img-1

план инспекционного контроля за строительством образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1880 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Инспекционный контроль

Инспекционный контроль. Кем проводится и что в себя включает инспекционный контроль?

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет Орган по подтверждению соответствия (ОПС) — ранее орган сертификации (ОС), выдавший Сертификат. ОПС проводит Инспекционный контроль если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия Сертификата соответствия. Целью проведения инспекционного контроля является факт установления, что продукция на производстве продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при ее сертификации ОПС. Инспекционный контроль проводится, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения соответствия, т. е. что реализуемая продукция, продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при ее сертификации. Инспекционный контроль может быть плановый и внеплановый

Плановый инспекционный контроль проводится не ранее чем через 6 месяцев со дня выдачи сертификата. Последующие инспекционные контроли проводят не позднее чем через 12 месяцев со дня предыдущего инспекционного контроля. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, объем выпуска, наличие на производстве системы менеджмента качества и т.д.

Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в нормативных документах на конкретную продукцию.

Инспекционный контроль, как правило, включает в себя 5 этапов.

Первый этап - формировании инспекционной комиссии, с назначеним председателя комиссии.

Председатель комиссии составляет план проведения инспекционного контроля. Формирует членов комиссии. Согласовывает с производителем время проведения инспекционного контроля

Второй этап - включает в себя проведение анализапоступающей информации о сертифицированной продукции предприятия;

Третий этап - выезд комиссии на предприятие и проверка соблюдения на производстве условий, необходимых для выпуска продукции стабильного качества;

Четвертый этап - проведение испытаний продукции по разработанной программе испытаний и анализ результатов;

Пятый этап - включает в себя оформление результатов контроля актом в произвольной формы, в котором дается оценка результатов испытаний образцов, других вопросов проверки и делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия ранее выданного Сертификата соответствия

При наличии у производителя продукции Сертификата ISO на систему менеджмента качества конкретной продукции и положительных результатов инспекционного контроля, анализ условий выпуска продукции стабильного качества не проводится.
Акт хранится в ОПС не менее трех лет, также высылается производителю продукции.

По результатам инспекционного контроля ОПС может приостановить или отменить действие Сертификата соответствия, в случае несоответствия сертифицированной продукции требованиям нормативных документов РФ, в следующих случаях: -отрицательного результата испытаний продукции; - изменения производителем нормативного документа на продукцию, без уведомления ОПС; - изменение конструкции, комплектности продукции, технологии производства, без уведомления ОПС; - невыполнения методов испытаний продукции, без согласования с ОПС. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях: - поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных продукции от потребителей, органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей и т.п.; - при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и ограничениями на область действия сертификата соответствия.

Результаты внепланного инспекционного контроля оформляют актом.

Уважаемые господа, если Вы хотите подробно ознакомится с трудоемкими и сложными процедурами сертификации и процессами оформления Сертификатов, Деклараций соответствия, Свидетельств о Государственной регистрации, Отказных писем Таможенного союза, или в любой входящих в него стран, а также процедурами получений Разрешений на применение оборудования, технологий и материалов Ростехнадзора Российской Федерации, Госпромнадзора Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, тогда с этой информацией, Вы можете ознакомиться на нашем сайте простым нажатием соответствующей клавиши меню.

Если, Вам необходимо сэкономить свое время, сократить финансовые затраты, сроки оформления и получения всех необходимых разрешительных документов на Вашу продукцию обращайтесь к специалистам Группы компании Prom Expert, заполнив формуляр запроса (заявку) на нашем сайте. Можете отправить электронное письмо info@promexgost.com. promekgost@yandex.ru. или позвонить по телефонам: +7 (495) 795 94 10. +7 (495) 795 52 36. Мы будем рады и личной встрече с Вами в любом из офисов нашей компании.

Другие статьи

Положение о внутренней системе контроля качества работ

Положение о внутренней системе контроля качества работ

Входной контроль проектной документации в том числе ПОС и ППР

По мере поступления в соответствии со СНиП 3.01.01-85, СНиП 12-01-2004 при этом проверяется:
-ее комплектность;
-соответствие проектных размеров;
-наличие согласований и утверждений;
-наличие ссылок на материалы и изделия;
-соответствие границ стройплощадки на стройгенплане;
-наличие предельных значений контролируемых по указанному перечню параметров, допустимых уровней несоответствия по каждому из них;
-наличие указаний о методах контроля и измерений, в том числе в виде ссылок на соответствующие нормативные документы.
При обнаружении недостатков соответствующая документация направляется на доработку.

Главный инженер,
Начальники участков.
(другое ответственное лицо, № приказа)

Входной контроль применяемых материалов и изделий

Постоянно по мере поступления в соответствии со СНиП3.01.01-85, СНиП 12-01-2004 при этом проверяется:
-соответствие показателей качества материалов, изделий и оборудования требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств и проектной документации;
-наличие и содержание сопроводительных документов поставщика, подтверждающих качество указанных материалов, изделий и оборудования;
-при необходимости выполняются контрольные измерения и испытания.
Материалы, изделия, оборудование несоответствие которых выявлено входным контролем отделить от пригодных, промаркировать, применение приостановить, известить поставщика и заказчика.
Результаты входного контроля документируются.

Мастера, прорабы, начальники участков, главный инженер (другое ответственное лицо № приказа)

Входной контроль вынесенной в натуру разбивочной основы

До начала строительства в соответствии со СНиП 12-01-2004, СНиП 3.01.03-85 при этом проверяется:
-соответствие установленным требованиям к точности;
-надежность закрепления знаков (маяков) на местности..

Геодезист, мастера, прорабы. начальник участка (другое ответственное лицо № приказа)

Ответственное лицо№ приказа

Постоянно по мере выполнения строительно-монтажных работ в соответствии со СНиП 12-01-2004, СНиП 3.03.01-87 при этом осуществляется:
-проверка соблюдения технологии выполнения строительных процессов;
-проверка соответствия выполняемых работ проекту и требованиям нормативных документов по видам работ.
СНиП 3.03.01-87, технологических карт, рабочих чертежей
-своевременное выявление дефектов и причин их возникновения;
-принятие мер по устранению дефектов;
-выполнение последующих операций после устранения всех дефектов, допущенных в предыдущих процессах;
Операционный контроль проводится в соответствии со схемами операционного контроля качества «СОКК» на выполнение соответствующего вида работ.
Результаты операционного контроля заносятся в журнал работ.

Мастера, прорабы
(другое ответственное лицо № приказа)

Постоянно осуществлять в соответствии со СНиП 3.01.03-84
-геодезическую проверку соответствия положения элементов, конструкций и частей зданий, сооружений и инженерных сетей проектным требованиям в процессе их монтажа и временного закрепления;
-исполнительные геодезические съемки планового и высотного положения элементов, конструкций и частей зданий (сооружений), постоянно закрепленных по окончании монтажа, а также фактического положения подземных инженерных сетей (в объеме определенном проектом);
-контроль за состоянием геодезических приборов, средств измерения, правильностью их хранения и эксплуатации.
При превышении допустимых отклонений приостановить дальнейшее производство работ и сообщить заказчику.
Результаты геодезической проверки фиксируются в общем журнале работ и исполнительных схемах.

Мастера, прорабы
(другое ответственное лицо № приказа)
Инженер-геодезист
(другое ответственное лицо № приказа)

В соответствии со СНиП 3.03.01-87, СНиП 3.01.04.-87, СНиП 12-01-2004 и проектной документацией постоянно осуществлять:
Проверку и оценку качества и приемку выполненных отделочных работ, а также отдельных конструкций по мере выполнения.
Проверку правильности оформления исполнительной документации

Начальник участка,
Главный инженер, (другое ответственное лицо № приказа)

План инспекционного контроля за строительством образец

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 30-07-97 16 (ред от 11-04-2000) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ ПИРОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ. Актуально в 2016 году

VII. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией

31. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится в течение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения факта соответствия реализуемой продукции установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.

32. Плановый инспекционный контроль проводится за продукцией, сертифицированной по схемам 2а, 3а, 5. По продукции, сертифицированной по схеме 7, плановый инспекционный контроль не проводится.

33. В общем случае инспекционный контроль предусматривает:

- проверку выполнения требований по безопасности Государственных стандартов и других нормативных документов;

- анализ внесенных в НД на изделие изменений и оценку их влияния на безопасность продукции;

- проведение выборочного контроля соответствия готовой продукции, принятой и подготовленной к отгрузке потребителям, требованиям НД;

- проверку протоколов испытаний за весь период действия сертификата;

- проверку наличия испытательного оборудования и средств измерений для проведения испытаний продукции в соответствии с техническими условиями (ТУ);

- проверку своевременности проведения поверок оборудования и средств измерения;

- проверку системы проведения изготовителем (продавцом) анализа рекламаций и претензий потребителей, принимаемые меры по исключению причин дефектов;

- анализ состояния производства.

34. Инспекционный контроль осуществляется экспертом органа, выдавшего сертификат, с привлечением, при необходимости, представителей отделений общества потребителей, торговой инспекции, региональных органов Госстандарта России и других заинтересованных организаций.

35. Отбор, идентификация, испытания образцов и анализ состояния производства при инспекционном контроле проводятся в том же порядке, что и при первичных сертификационных испытаниях (см. главы IV и VI).

36. Результаты инспекционного контроля оформляются заключением или решением органа по сертификации, включающими оценку результатов испытаний образцов, других проверок и предложений по выявленным недостаткам, и направляются заявителю.

При неудовлетворительных результатах контроля орган по сертификации оформляет решение о приостановке (отмене) действия сертификата.

37. Уклонение владельца сертификата от обеспечения инспекционного контроля служит основанием для приостановки действия сертификата.

38. Наряду с плановым инспекционным контролем по инициативе обществ потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль и надзор за продукцией, на которую выдан сертификат, проводится внеплановый инспекционный контроль. Внеплановый инспекционный контроль допускается проводить на образцах, отобранных как у производителя, так и взятых в торговле.

При поступлении в ОС документированной информации о несоответствии изделия требованиям безопасности, орган по сертификации, выдавший сертификат, может изменить сроки проведения планового инспекционного контроля или приостановить действие сертификата.

39. Инспекционный контроль, проводимый по инициативе сторонних организаций, выполняется при их юридическом и техническом содействии.

40. Инспекционный контроль с испытаниями образцов, взятых в торговле, проводится при внеплановом контроле по п. 38 или по желанию заявителя (владельца сертификата) с привлечением, при необходимости, представителей региональных органов Госстандарта России и других организаций.

Программа контроля, сроки проведения и количество образцов согласуются с заявителем.

При отборе образцов в торговле экспертом органа проводится их идентификация и составляется 3 экземпляра акта отбора образцов, в котором указывают:

- наличие знаков соответствия на изделии, таре, упаковке и товарно - сопроводительных документах;

- условное обозначение организации - изготовителя, N партии, дата изготовления, гарантийный срок и дата отбора образцов;

- реквизиты торговой организации, условия хранения изделий.

Акт подписывается всеми участниками отбора и скрепляется печатями органа и торговой организации.

Инспекционный контроль для проверки качества и соответствия требованиям НТД ранее выполненных видов производственного контроля

6 Контроль качества работ 6.5 Инспекционный контроль

Непосредственный инспекционныйконтроль за стабильностью и динамикой сертификационных характеристик объекта проводят эксперты-аудиторы.

4) исполнитель - самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля. инспекционныйконтроль. государственный, международный контроль

Дополнительными рычагами в системе управления качеством являются инспекционные. выборочные, приемочные виды контроля. осуществляемые техническим и авторским надзором.

• аккредитует органы по экосертификации и испытательно-аналитические лаборатории (центры), организует подготовку и аттестацию экоаудиторов и осуществляет инспекционныйконтроль за.

контролю в качестве товаров. На таможенные органы возлагается обязанность организовать контроль за. … Одно из них - инспекционно -досмотровый комплекс (ИДК)<89> - представляет.

При проведении входного, операционного, приемочного и инспекционногоконтроля в условиях строительной площадки СНиП предусматривает определять геометрическую точность с.

Органы инспекции вправе: проводить инспекционные обследования и проверки … Административное право. Экологический контроль. Понятие, виды и задачи экологического.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять. … ч то такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

инспекционныйконтроль за сертифицированной продукцией, имея право приостанавливать. л ибо отменять действие выданных им сертификатов.

Оно должно быть готово в любое время к инспекционномуконтролю. На основании рассмотренных схем сертификации выделяются три стратегии сертификации.

План инспекционного контроля за строительством образец

2.6 ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Согласно п. 7.11* СНиП 3.01.01—85* «Организация строительного производства» с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля должен выборочно осуществляться инспекционный контроль.

Организациям строительной сферы рекомендуется разработать внутренний стандарт предприятия, который устанавливает принципы, методику и порядок проведения инспекционного контроля, а также надзора за осуществлением инспекционных проверок, критерии оценки и симулирования. Организацию и руководство работ по проведению инспекционного контроля качества на объектах осуществляет главный инженер предприятия.

Инспекционные проверки разделяются на:

Комплексной инспекционной проверкой определяются:

¦ соответствие работ требованиям проектов, стандартов, ТУ и др. НТД;

¦ соответствие применяемых при производстве работ, материалов, изделий, полуфабри­катов, конструкций требованиям проектов, стандартов, ТУ;

¦ состояние проведения входного, операционного, самоконтроля, а также ведение испол­нительной технической документации на выполняемые работы;

¦ соблюдение требований стандартов всех категорий.

Целевой инспекционной проверкой определяются:

¦ выполнение решений, приказов предприятия по вопросам улучшения качества продукции;

¦ выполнение мероприятий по повышению качества СМР, предусмотренных планами предприятия.

Внеплановые проверки проводятся по заданиям руководства учреждения для выяснения конкретных обстоятельств и принятия решений по отдельным вопросам особой важности и требующим срочного исполнения (низкое качество ремонт, сборки конструкций, применение бракованных материалов и изделий, предъявление рекламаций).

Повторные инспекционные проверки осуществляются при отсутствии своевременной информации от подразделения предприятия о принятых мерах по результатам подписания предыдущих инспекционных проверок и в случае сомнения в достоверности полученной информации.

Контроль качества работ проводится по утвержденному графику. До прибытия на проверяемый участок проверяющие обязаны:

¦ ознакомиться с рабочими чертежами изделий, проектом производства работ, схемами операционного контроля;

¦ научить материалы предыдущих проверок;

¦ определить объем, последовательность и программу проведения проверки.

При проведении инспекционных проверок особое внимание следует обращать на технологи­ческую последовательность выполнения работ согласно ППР. Проверяется состояние произ­водственного участка, соблюдение правил складирования, хранения и транспортирования материалов, а также культура производства.

При проверке состояния технической документации устанавливается:

- обеспеченность производственных участков проектно-сметной документацией (далее — ПСД);

- правильность оформления утверждения регистрации используемой ПСД, доведение до

исполнителей и контроль исполнения;

- состояние учета и хранения ПСД.

Во всех случаях выявленные дефекты должны быть устранены в сроки, указанные инспекти­рующими лицами в актах о результатах проверок качества СМР. По результатам каждой ин­спекционной проверки качества СМР оценивается качество труда линейных ИТР. Результаты инспекционных проверок оформляют актом с выводами и предложениями. С со­держанием акта должен быть ознакомлен руководитель проверяемого подразделения.

Поиск по сайту

Производственный контроль

1. Производственный контроль качества строительства в строительных организациях должен включать входной контроль проектно-сметной документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций и приемочный контроль СМР.

2. При входном контроле проектно-сметной документации должна производиться проверка ее комплектности и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ.

3. Строительные материалы, конструкции, изделия и оборудование, поступающие на стройку, должны проходить входной контроль на соответствие их ГОСТам, ТУ, требованиям проекта, паспортам, сертификатам, подтверждающим качество их изготовления, а также на соблюдение правил разгрузки и хранения. Входной контроль осуществляет служба производственно-технологической комплектации на базах. При необходимости материалы и изделия испытывают в строительной лаборатории. Линейный персонал обязан проверять внешним осмотром соответствие строительных материалов, конструкций, изделий требованиям нормативных документов и проекта, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов.

4. Операционный контроль должен осуществляться на строительных площадках в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций и обеспечивать своевременное выявление дефектов и причин их возникновения и принятие мер по их устранению и предупреждению.

Основные задачи операционного контроля:

- соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных процессов;

- обеспечение соответствия выполняемых работ проекту и требованиям нормативных документов;

- своевременное выявление дефектов, причин их возникновения и принятие мер по их устранению;

- выполнение последующих операций после устранения всех дефектов, допущенных в предыдущих процессах;

- повышение ответственности непосредственных исполнителей за качество выполняемых ими работ.

5. Операционный контроль осуществляют производители работ и мастера, строительные лаборатории и геодезические службы, а также специалисты, занимающиеся контролем отдельных видов работ. Контроль проводится в соответствии со схемами операционного контроля качества (СОКК) на выполнение соответствующего вида работ. СОКК входят в состав технологических карт и являются основным рабочим документом контроля качества выполнения работ для прорабов, мастеров, строительных лабораторий, геодезических служб, а также бригадиров, звеньевых и рабочих, обязанных предъявлять выполненные работы прорабам и мастерам.

- эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах, основные технические характеристики материала или конструкции;

- перечень операций или процессов, контролируемых прорабом (мастером) с участием, при необходимости, строительной лаборатории, геодезической и других служб специального контроля;

- данные о составе, сроках и способах контроля;

- перечень скрытых работ.

7. Организация операционного контроля и надзор за его осуществлением возлагаются на начальников и главных инженеров строительных организаций и фирм.

8. При приемочном контроле необходимо производить проверку качества выполненных СМР, а также скрытых работ и отдельных конструктивных элементов.

9. Скрытые работы подлежат освидетельствованию с составлением актов ( Приложение 2). Акт освидетельствования скрытых работ должен составляться на завершенный процесс. Запрещается выполнение последующих работ при отсутствии актов освидетельствования предшествующих скрытых работ во всех случаях. Перечень скрытых работ, подлежащих активированию после их завершения, приведен в Приложении 3.

10. Ответственные конструкции по мере их готовности подлежат приемке в процессе строительства (с участием представителя проектной организации или технического надзора) с составлением акта промежуточной приемки этих конструкций по форме, приведенной в Приложении 4 .

11. При освидетельствовании и приемке скрытых работ, а также при промежуточной приемке работ и конструкций подрядная организация должна предъявлять представителю инспекции технического надзора заказчика следующую производственно-техническую документацию:

- общий журнал работ;

- журналы производства отдельных видов работ;

- акты приемки ранее выполненных работ;

- журналы (акты) лабораторных испытаний материала;

- паспорта и сертификаты на материалы и изделия;

12. На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля должен выборочно осуществляться инспекционный контроль специальными службами либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями.

13. По результатам производственного и инспекционного контроля качества СМР должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов.

Инспекционный контроль

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет Орган по подтверждению соответствия (сертификации) продукции (ОС), выдавший сертификат соответствия. ОС проводит инспекционный контроль в том случае, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата соответствия.

Целью проведения инспекционного контроля является установление, что выпускаемая продукция продолжает соответствовать требованиям, на которые она была сертифицирована. Инспекционный контроль проводится, как правило, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения соответствия, т. е. что реализуемая продукция, продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при ее сертификации. Инспекционный контроль может быть плановый и внеплановый.

Плановый инспекционный контроль проводится, как правило, не ранее чем через 6 месяцев со дня выдачи сертификата. Последующие инспекционные контроли проводят не позднее чем через 12 месяцев со дня предыдущего инспекционного контроля. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются:

- требования Технических регламентов Таможенного союза;

- степень потенциальной опасности продукции;

- стабильность производства, объем выпуска, наличие на производстве системы менеджмента качества и т.д.

Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в нормативных документах на конкретную продукцию.

Инспекционный контроль, как правило, включает в себя 5 этапов:

Первый этап - формирование инспекционной комиссии, с назначением председателя комиссии. Председатель комиссии составляет план проведения инспекционного контроля. Формирует комиссию. Согласовывает с изготовителем время проведения инспекционного контроля.

Второй этап - включает в себя проведение анализа поступающей информации о сертифицированной продукции предприятия.

Третий этап - выезд комиссии на предприятие и проверка соблюдения на производстве условий, необходимых для выпуска продукции стабильного качества.

Четвертый этап – отбор образов, проведение испытаний продукции в аккредитованной испытательной лаборатории и анализ результатов испытаний.

Пятый этап - включает в себя оформление результатов контроля актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов, других вопросов проверки и делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия ранее выданного сертификата соответствия.

Акт хранится в ОС в «деле» сертификата соответствия, также высылается изготовителю продукции.

По результатам инспекционного контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата соответствия, в случае несоответствия сертифицированной продукции требованиям нормативных документов, в следующих случаях:

- отрицательного результата испытаний продукции;

- изменения производителем нормативного документа на продукцию, без уведомления ОС;

- изменение конструкции, комплектности продукции, технологии производства без уведомления ОС;

- невыполнения методов испытаний продукции, без согласования с ОС.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:

- поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных продукции от потребителей, органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей и т.п.;

- при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и ограничениями на область действия сертификата соответствия.

Результаты внепланового инспекционного контроля также оформляют актом.

ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ

Служба контроля качества строительной организации

Максим ЧЕРНЯК. юрист

Виды контроля выполняемых работ

Пунктами 3.1 и 12.1 технического кодекса установившейся практики 45-1.03-161-2009 (02250) «Организация строительного производства», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее – Минстройархитектуры) от 07.12.2009 № 396 (далее – ТКП 45-1.03-161-2009), установлено, что строительная организация обязана обеспечить качество строительно-монтажных работ. Контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться линейным персоналом и специальными службами, создаваемыми в строительной организации, которые оснащены техническими средствами (средствами измерения и контроля), обеспечивающими необходимую точность, достоверность и полноту контроля.

Производственный контроль качества строительно-монтажных работ включает в себя 3 основных составляющих:

  1. входной контроль проектной документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;
  2. операционный контроль строительно-монтажных работ;
  3. приемочный контроль строительно-монтажных работ.
Входной контроль

При входном контроле строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования производится проверка их соответствия требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств, указанных в проектной документации. При этом проверяется наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов, подтверждающих качество указанных конструкций, изделий, материалов и оборудования. Для организации надлежащего оформления входного контроля качества необходимо оформить соответствующие журналы, а также назначить ответственных за входной контроль инженерно-технических работников.

При необходимости могут выполняться измерения и контрольные испытания контрольных показателей. Результаты входного контроля обязательно фиксируются ответственным работником в журнале входного контроля.

Операционный контроль

Операционный контроль осуществляется как в ходе выполнения производственных операций, так и после их завершения с целью обеспечивать своевременное выявление дефектов и принять меры по их устранению. При данном контроле проверяется соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных работ, соответствие выполняемых работ проектной документации и требованиям технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА). Основными документами при операционном контроле качества являются ТНПА в части контроля качества работ и технологические (типовые технологические) карты, содержащие специальные разделы по контролю качества строительно-монтажных работ. Результаты операционного контроля фиксируются в журнале производства работ.

Приемочный контроль

При приемочном контроле производится проверка качества выполненных строительно-монтажных работ, а также качества ответственных конструкций. Обычно приемочный контроль производится высшим звеном инженерно-технического состава строительной организации (руководитель организации, главный инженер и т.п.).

В п. 12.11 ТКП 45-1.03-161-2009 предусмотрено, что управление качеством строительно-монтажных работ должно осуществляться строительными организациями и включать мероприятия, методы и средства, направленные на обеспечение соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных строительством объектов требованиям проектной документации и ТНПА. Это означает, что организация контроля качества включает в себя не только создание документированной системы, но также и постоянную ее актуализацию, разработку и реализацию программ по повышению квалификации инженерного состава предприятия и программ по техническому перевооружению материальной базы строительства.

Инспекционный контроль

С целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля на всех стадиях строительства должен выборочно осуществляться инспекционный контроль. Указанный контроль осуществляется специальными службами, если они имеются в составе строительной организации, либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями (отдельными специалистами), которые создаются (назначаются) руководителем строительной организации.

По результатам производственного и инспекционного контроля качества строительно-монтажных работ обязательно должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом необходимо учитывать требования авторского надзора проектных организаций, технического надзора заказчика и органов государственного надзора и контроля.

Создание службы контроля качества

В соответствии с законодательством строительная организация обязана создать специальную службу, которая будет осуществлять контроль качества строительно-монтажных работ на всех стадиях строительства. При этом у строительных предприятий есть два варианта надлежащей организации контроля качества строительно-монтажных работ, которые тем не менее не являются взаимоисключающими.

Во-первых, организация может создать и сертифицировать систему менеджмента качества строительно-монтажных работ на основании требований СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) от 20.02.2009 № 8.

Во-вторых, возможно создать службу контроля качества (далее – СКК) строительно-монтажных работ и аттестовать ее по процедуре, предусмотренной ТКП 45-1.01-47-2006 (02250) «Строительство. Оценка технической компетентности испытательных подразделений. Основные положения и порядок проведения», утвержденным приказом Минстройархитектуры от 28.06.2006 № 168 (далее – ТКП 45-1.01-47-2006). При этом название структурного подразделения, которое создано и аттестовано в соответствии с ТКП 45-1.01-47-2006, не имеет принципиального значения — это может быть служба контроля качества, испытательное подразделение, отдел технического контроля, испытательная лаборатория, отдел контроля качества и т.д.

Врезка: Если строительная организация имеет численный состав сотрудников не более 15 человек, то она не обязана создавать у себя службу контроля качества в виде отдельного структурного подразделения.

Отдельно отметим, что в силу ТКП 5.3.13-2007 (03220) «Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения», утвержденного постановлением Госстандарта от 29.12.2007 № 67 (далее – ТКП 5,3,13-2007), создать службу контроля качества необходимо также строительным организациям, которые осуществляют сертифицируемые виды работ и услуг в строительстве. Тем не менее, для таких организаций предусмотрены некоторые льготы. В соответствии с пп. 3.5 и 5.4.15 ТКП 5.3.13-2007 если строительная организация относится к малым предприятиям (имеет численный состав сотрудников не более 15 человек), то она не обязана создавать у себя отдельное структурное подразделение и проводить оценку его компетентности (аттестацию), то есть достаточно просто возложить ответственность по входному, операционному и приемочному контролю на должностное лицо строительной организации, и этого будет достаточно.

Оценка технической компетентности (аттестация) СКК

Оценка технической компетентности СКК проводится с целью:

  • обеспечить единство и достоверность результатов испытаний и контроля качества продукции в строительстве;
  • получить объективную оценку качества продукции в строительстве на всех стадиях ее производства.

В п. 4.3 ТКП 45-1.01-47-2006 предусмотрено, что оценка технической компетентности является обязательной для испытательных подразделений организаций, проводящих испытания и контроль качества продукции в строительстве.

Оценкой соответствия СКК установленным требованиям ТНПА и выдачей свидетельств занимаются организации, уполномоченные Минстройархитектуры.

В силу п. 1 Перечня административных процедур, осуществляемых Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.2009 № 570 (далее – Перечень), проводить оценку и выдавать свидетельства о технической компетентности уполномочены исключительно следующие организации:

  1. научно-проектно-производственное республиканское унитарное предприятие «Стройтехнорм»;
  2. научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «Институт «БелНИИС»;
  3. республиканское унитарное предприятие «Белстройцентр»;
  4. научно-исследователькое республиканское унитарное предприятие «НИИСМ»;
  5. республиканское дочернее унитарное научно-испытательское предприятие «Сертис» инженерного республиканского унитарного предприятия «Белстройцентр».

Для начала процедуры оценки технической компетентности строительная организация подает предусмотренные Перечнем документы в любую из вышеуказанных организаций. Срок совершения данной административной процедуры составляет 15 дней с момента принятия заявления к рассмотрению.

Интересно, что в Перечне и в ТКП 45-1.01-47-2006 не одинаково указан срок, на который выдается свидетельство. Так, в Перечне предусмотрено, что свидетельство выдается на 5 лет, а в п. 4.7 ТКП 45-1.01-47-2006 определено, что срок действия свидетельства устанавливают организации по оценке технической компетентности, но не более чем на 5 лет. Таким образом, из формулировки, содержащейся в п. 4.7, можно сделать вывод о том, что организация по оценке может выдать свидетельство на срок менее 5 лет.

Однако постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.2009 № 570, которым утвержден Перечень, имеет большую юридическую силу по сравнению с приказом Минстройархитектуры от 28.06.2006 № 168, которым утвержден ТКП 45-1.01-47-2006 (02250), и соответственно свидетельство должно выдаваться не менее чем на 5 лет.

Требования к испытательным подразделениям

Общие требования к испытательным подразделениям закреплены в разд. 9 ТКП 45-1.01-47-2006. Для того, чтобы СКК успешно прошла оценку соответствия, необходимо наличие:

  • организационной структуры, обеспечивающей проведение испытаний и контроля;
  • средств испытаний, удовлетворяющих требованиям действующих ТНПА на методы испытаний и контроля;
  • фонда ТНПА на продукцию в строительстве, методы испытаний и контроля;
  • персонала, имеющего профессиональную подготовку и опыт работы в области проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства не менее одного года;
  • помещений, соответствующих требованиям действующих ТНПА;
  • системы регистрации данных по результатам испытаний;
  • организационных документов, регламентирующих деятельность испытательного подразделения.

Для надлежащей работы СКК должны быть обязательно оформлены следующие документы:

  • положение об испытательном подразделении;
  • должностные инструкции на каждого специалиста;
  • графики поверки применяемых средств измерений и аттестации испытательного оборудования;
  • рабочие чертежи и технологическая документация на испытываемую продукцию;
  • инструкции по эксплуатации или паспорта на средства испытаний;
  • журналы (протоколы) результатов испытаний.

Что касается положения о СКК, то оно в обязательном порядке должно содержать следующие разделы:

  1. функции, права, обязанности и ответственность испытательного подразделения;
  2. порядок управления документацией и записями;
  3. порядок управления средствами испытаний и контроля;
  4. порядок работы с другими подразделениями предприятия;
  5. порядок подготовки и повышения квалификации персонала;
  6. порядок проведения внутреннего аудита;
  7. порядок устранения выявленных несоответствий;
  8. порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих мероприятий;
  9. порядок рассмотрения претензий.

Положение должно быть утверждено руководителем строительной организации, в состав которого входит испытательное подразделение. Положение должно периодически (не реже одного раза в три года) проверяться и актуализироваться руководством испытательного подразделения. В структуре службы контроля качества могут быть предусмотрены подразделения, входящие в испытательный комплекс. В таком случае задачи, права и обязанности таких структурных подразделений должны быть регламентированы в положениях об этих подразделениях или в едином документе.

Этапы оценки технической компетентности СКК

Для оценки технической компетенции, или аттестации, СКК в уполномоченной организации строительное управление проходит следующие этапы:

  1. подготовка и подача заявки на проведение оценки компетентности;
  2. рассмотрение заявки на проведение оценки технической компетентности и прилагаемых к ней документов;
  3. анализ состояния СКК;
  4. принятие решения об оценке технической компетентности;
  5. оформление и выдач свидетельства.
Подача заявки

Заявка на проведение оценки компетентности оформляется в соответствии с приложением Е к ТКП 45-1.01-47-2006. К заявлению обязательно прилагаются документы, образцы которых содержаться в приложениях Ж, К, Л к ТКП 45-1.01-47-2006, а также проект положения об испытательном подразделении.

Хотя ТКП 45-1.01-47-2006 и предусматривает, что при необходимости могут быть предъявлены дополнительные документы, практика работы с организациями по оценке показывает, что лучше сразу приложить к заявлению следующие бумаги:

  • перечень средств измерения, используемых испытательным подразделением;
  • договор на проведение поверки средств измерения;
  • план-график поверки средств измерения (желательно согласованный с компетентной метрологической организацией);
  • перечень ТНПА, используемых службой контроля качества (или договор на установку ИПС «СтройДокумент»);
  • договор на актуализацию ТНПА (или договор на актуализацию ИПС «СтройДокумент»);
  • приказ о создании службы контроля качества и назначении ответственных лиц;
  • опись документов;
  • доверенность на представление интересов и получение бланка свидетельства.

Указанные документы подаются в канцелярской папке на завязках. В течение 10 дней со дня получения заявки организация по оценке принимает решение о возможности проведения работ по оценке технической компетентности испытательного подразделения, информирует заявителя и оформляет договор на проведение работ. При этом п. 10.4 ТКП 45-1.01-47-2006 предусмотрено, что организация по оценке технической компетентности определяет сроки проведения работ и назначает специалистов для проведения анализа состояния СКК.

Анализ состояния СКК

Экспертизу документов, отражающих состояние испытательных подразделений, допускается проводить одновременно с проведением анализа состояния испытательных подразделений.

При необходимости к работам могут быть привлечены представители органов государственного метрологического надзора, органов государственного строительного надзора, аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и других организаций.

При анализе состояния испытательных подразделений проверяются:

— обеспеченность испытательных подразделений ТНПА и технологической документацией;

— система ведения ТНПА, то есть порядок внесения изменений, дополнений и поправок, учета и хранения фонда ТНПА;

— соответствие технологической документации требованиям ТКП 45-1.01-144-2009 (02250) «Технологическая документация при изготовлении строительных материалов и изделий. Порядок разработки, согласования и утверждения», утвержденного приказом Минстройархитектуры от 03.08.2009 № 251;

— наличие средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования, соответствующего требованиям действующих ТНПА на продукцию и методы ее контроля;

— систему управления техническим состоянием средств измерений и испытательного оборудования, то есть работу по организации поверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования согласно требованиям СТБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 15.11.1993 № 8, и СТБ 8015-2004 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Оборудование испытательное. Порядок проведения метрологического контроля», утвержденного постановлением Госстандарта от 14.12.2004 № 65;

— соответствие монтажа и условий эксплуатации испытательного оборудования и средств измерений требованиям эксплуатационной документации;

— правильность оформления результатов испытаний и ведения отчетности по результатам испытаний;

— систему контроля обеспечения условий проведения испытаний и параметров окружающей среды в помещениях и их соответствие требованиям действующих санитарных норм и ТНПА на методы испытаний продукции;

— состав и квалификацию персонала, порядок проведения обучения и повышения квалификации персонала;

— результаты внутреннего аудита качества работ;

— порядок устранения выявленных несоответствий;

— порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих мероприятий;

— порядок рассмотрения претензий;

— другие положения, отражающие специфические особенности функционирования испытательных подразделений.

Результаты анализа состояния испытательных подразделений оформляют в виде отчета по форме приложения М к ТКП 45-1.01-47-2006. С выводами и предложениями, приведенными в отчете, знакомят руководство строительной организации, в состав которой входит служба контроля качества.

Организации по оценке технической компетентности в течение 10 дней рассматривают материалы анализа состояния испытательных подразделений и принимают решение о выдаче (невыдаче) свидетельств и сроках их действия. В случае положительно решения выдается свидетельство о технической компетентности испытательного подразделения по соответствующей форме.

Инспекционный контроль

Необходимо отметить, что организация по оценке технической компетентности, выдавшая свидетельство, обязана проводить инспекционный контроль строительной организации как минимум один раз в 5 лет.

В п. 11.2.3 ТКП 45-1.01-47-2006 предусмотрено, что инспекционный контроль проводится по программе, утверждаемой руководителями организаций по оценке технической компетентности, которая должна включать, в том числе, оценку организационной структуры испытательных подразделений и всех произошедших в ней изменений, оценку обеспеченности испытательных подразделений ТНПА и технологической документацией, анализ материалов поверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования, оценку правильности оформления результатов испытаний и ведения отчетности по результатам испытаний, результаты деятельности испытательных подразделений по обучению и повышению квалификации персонала, оценку результатов внутреннего аудита деятельности персонала, результаты устранения в испытательной работе несоответствий установленным требованиям, оценку соответствия выполняемых при испытаниях процедур требованиям ТКП 45-1.01-47-2006 и Положения об испытательном подразделении.

По результатам инспекционного контроля оформляется акт. В этом документе дается оценка деятельности службы контроля качества и ее соответствию требованиям ТКП 45-1.01-47-2006, отмечаются недостатки, выявленные в процессе контроля. С актом знакомят руководителей предприятий, в состав которых входят испытательные подразделения.

При отрицательных результатах инспекционного контроля организации по оценке технической компетентности могут принять решение о приостановлении срока действия или об отмене свидетельства.

Что касается продления срока действия свидетельств о технической компетентности службы контроля качества, то за 3 месяца до окончания срока действия свидетельств строительная организация направляет заявку на проведение очередной оценки технической компетентности. По общему правилу очередная оценка технической компетентности испытательных подразделений проводится в том же порядке, что и оценка при первой аттестации службы контроля качества.

Тем не менее процедуру проведения очередной оценки технической компетентности испытательных подразделений устанавливают организации по оценке технической компетентности в зависимости от результатов инспекционного контроля и анализа материалов, характеризующих деятельность испытательных подразделений (актов проверки органов государственного метрологического надзора, государственных органов строительного надзора и т.д.). При положительных результатах очередной оценки технической компетентности оформляется и регистрируется новое свидетельство за тем же порядковым номером.

При изменении продукции, видов испытаний, стандартов на методы испытаний или изменении юридического статуса испытательных подразделений проводится внеочередная оценка технической компетентности. По результатам такой оценки оформляется новое свидетельство с указанием новой области технической компетентности или дополнение к существующей области технической компетентности за тем же порядковым номером. Порядок проведения внеочередной оценки технической компетентности и внесения дополнений к области технической компетентности испытательных подразделений устанавливают организации по оценке технической компетентности.

Отдельно отметим, что организации по оценке технической компетентности могут приостановить или отменить действие свидетельств служб контроля качества и соглашений к ним при отрицательных результатах инспекционного контроля и (или) поступлении претензий к деятельности испытательных подразделений от органов государственного надзора.

Невыполнение испытательными подразделениями соглашений, отказ от проведения и оплаты инспекционного контроля также является основанием для отмены действия свидетельств.

Решение о приостановлении действия свидетельств и соглашений к ним принимается в том случае, если путем проведения корректирующих мероприятий, согласованных с организациями по оценке технической компетентности, выдавшими свидетельства, испытательные подразделения в установленный срок устраняют выявленные несоответствия. Действие свидетельств приостанавливается на срок проведения корректирующих мероприятий.

Решение об отмене свидетельств и соглашений к ним принимается организациями по оценке технической компетентности при невыполнении испытательными подразделениями корректирующих мероприятий в установленный срок.