Руководства, Инструкции, Бланки

исковое заявление в порядке административного судопроизводства образец img-1

исковое заявление в порядке административного судопроизводства образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1883 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Меры предварительной защиты (обеспечительные меры) - Кодекс административного судопроизводства 64 образцы заявлений

Кодекс административного судопроизводства 64 образцы заявлений, ходатайств 67 введение правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Меры предварительной защиты (обеспечительные меры)


По заявлению лиц, участвующих в деле, суд может принять меры по обеспечению заявления или как они названы в КАС РФ меры предварительной защиты (образец № 18). Меры предварительной защиты допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. То есть фактически это меры направленные на сохранение status quo в деле .

К таким мерам, например, может относиться запрет проведения определенных действий в отношении Вас отделом военного комиссариата. Перечень данных мер в законе прямо не определен, потому в зависимости от каждой конкретной ситуации можно предлагать свои меры по обеспечению заявления.

При подаче заявление о принятии мер предварительной защиты важно обосновать, что:

  • до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;

  • защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Бывают случаи, когда то или иное решение приостанавливается в связи с требованием норм законодательства, как, например, решения призывных комиссий. Однако в данном случае мы все равно рекомендуем подавать заявление о принятии мер предварительной защиты, так как в случае, если суд получит данное заявление, он должен будет направить запрос, приостановлена ли реализация решения и либо получить ответ, что приостановлена (что вас вполне устраивает) или приостановить реализуемое решение.

Определение суда о принятии мер предварительной защиты выносится судом не позднее следующего рабочего дня после подачи соответствующего заявления.

Меры по обеспечению заявления действуют до момента вступления решения суда в законную силу или момента вынесения отдельного определения суда.

На определение об отказе в принятии мер предварительной защиты может быть подана частная жалоба.

Предварительное судебное заседание


Подготовка дела к судебному заседанию начинается после принятия Вашего заявления судом, о чем выносится определение.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья:

  1. вызывает стороны и разъясняет их процессуальные права и обязанности;

  2. опрашивает административного истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок;

  3. опрашивает представителя государственного органа по обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются возражения относительно заявления и какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены;

  4. разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

  5. рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

  6. рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

  7. при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их;

  8. истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика;

  9. в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;

  10. направляет судебные поручения;

  11. по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

  12. по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия;

  13. разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

  14. разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;

  15. совершает иные необходимые процессуальные действия

Напоминаем, что лучше все-таки не слишком надеяться на доставление Вам повестки, и самостоятельно следить за движением своего дела, либо на сайте суда, либо уточнять по телефону канцелярии. В соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ Вы имеете право:

  • право знакомиться с материалами дела,

  • представлять доказательства, участвовать в их исследовании,

  • задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам,

  • заявлять ходатайства,

  • давать объяснения суду в устной или письменной форме,

  • представлять свои доводы и соображения по возникающим вопросам,

  • возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле,

  • знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания,

  • добросовестно пользоваться принадлежащими лицам процессуальными правами и др.

Принципиально предварительное судебное заседание, как правило, не отличается от основного заседания. Стороны в полном объеме имеют право представлять доказательства, подавать ходатайства, приводить доводы и т. д.

Однако следует обратить внимание, что если у Вас есть уточнения заявленных требований, целесообразнее их подавать именно на стадии предварительного судебного заседания, так как подача данного ходатайства в большинстве случаев (но не всегда) приводит к переносу и назначению нового предварительного судебного заседания.

Если все же необходимость уточнить требования возникла только на основном судебном заседании, например, после анализа позиции административного ответчика и ознакомления с личным делом, Вы, конечно, можете подать заявление в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса (ст. 46 КАС РФ) об уточнении заявленных требований. В этом случае рассмотрение Вашего дела начнется сначала, и будет вновь назначено предварительное судебное заседание.

Уточнение или изменение заявленных требований прямо не прописывается в ГПК РФ или КАС РФ, однако статья 39 ГПК РФ (ст. 46 КАС РФ) содержит норму, согласно которой административный истец имеет право изменить предмет (требования) или основание (причины незаконности решения) своего заявления. При этом следует учесть, что запрещается одновременно изменять и предмет, и основание Вашего заявления.

Важным вопросом при проведении предварительного судебного заседания может стать судебная экспертиза. Ходатайство о проведении судебной экспертизы обязательно подается в письменной форме (образец № 24). В соответствии с нормами ГПК РФ, КАС РФ одним из доказательств по делу может стать судебно-медицинская экспертиза, которая проводится по определению суда.

Представляется наиболее целесообразным проводить судебно-медицинскую экспертизу в учреждении, обладающем лицензией на право проведения независимой военно-врачебной экспертизы (далее по тексту НВВЭ), так как при составлении вопросов к экспертам можно будет ставить вопрос о категории годности административного истца на момент вынесения обжалуемого решения (совершения обжалуемого действия/бездействия).

Проведения экспертизы в учреждении, не обладающем лицензией на проведение НВВЭ, не определит Вашу категорию годности, а только определит наличие или отсутствие заболевания, что, в свою очередь, может никак не повлиять на решение суда.

Для проведения экспертизы Вам следует заранее приобщить к материалам дела все имеющиеся у Вас медицинские документы, в том числе целесообразно приобщить к материалам дела подлинник личного дела призывника.

В ходатайстве о проведении экспертизы необходимо указать учреждение, в котором Вы планируете проводить данную экспертизу (при этом желательно быть готовым обосновать, почему именно в этом учреждении Вы просите провести экспертизу – например наименьшая себестоимость по сравнению с аналогичными учреждениями или многолетний опыт работы и т. д.).

Также в ходатайстве указываются вопросы, которые Вы хотите поставить перед экспертами. При этом целесообразно ставить вопросы о том, какая категория годности должна была быть Вам установлена именно на момент медицинского освидетельствования.

Также представляется целесообразным в случае ходатайства о проведении экспертизы составлять требования таким образом, чтобы суд в полном объеме восстановил нарушенные права. Например, просить суд обязать призывную комиссию вынести решение об освобождении от призыва на военную службу.

При подаче ходатайства о проведении судебной экспертизы Вы должны учитывать, что оплачивать ее проведение придется Вам. В случае удовлетворения Ваших требований, Вы, конечно, можете ходатайствовать о взыскании средств, затраченных на экспертизу. Для этого необходимо подать ходатайство об уточнении заявленных требований и привлечь к делу государственный орган, с которого Вы планируете взыскать судебные издержки. Судебная практика по данному вопросу говорит, что суды взыскивают издержки с местной администрации (так как председателем призывной комиссии является глава местной администрации) или с администрации субъекта РФ.

На предварительном судебном заседании в случае пропуска срока подачи заявления суд будет оценивать его причины. В случае пропуска 3-х месячного срока рекомендуем именно к предварительному заседанию подготовить обоснование причин пропуска срока, так как если суд сочтет причину не уважительной то он, не будет рассматривать Ваше заявление.

Суд самостоятельно оценивает уважительность причин пропуска срока, как правило, это болезнь или отсутствие информации о совершенном действии, но Вы должны понимать, что перечень причин законом не ограничен.

После завершения предварительного судебного заседания Вы можете получить протокол, который должен вестись, как на стадии предварительного, так и на стадии основного судебного заседания. В соответствии с нормами ст. 230 ГПК РФ (ст. 204 КАС РФ) протокол должен быть составлен в течение трех дней с момента судебного заседания. Вы имеете право подать замечания на протокол в течение 3 дней со дня его подписания.

Также следует обратить внимание, что в протоколе могут содержаться сведения о вынесенных судом определениях, так как не все определения суд выносит отдельным документом – это важно, в случае если Вы хотите данное определение обжаловать.

Похожие:

Другие статьи

Образец искового заявления в административном судопроизводстве

Образец искового заявления в административном судопроизводстве

Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления. [Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 12] [Статья 125].

Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ с 15 сентября вводится в действие новый кодекс — Кодекс об административном судопроизводстве РФ. В этой связи в административном исковом заявлении могут содержаться сведения о причинах


Образец административного иска. Категория: Административное судопроизводство | Добавил: Babitch (19.12.2009).

ЮФ "Маджестик" публикует пример/образец составления Административного искового заявления (с 15.09.2015г.) ЮФ "Маджестик" составит грамотный и мотивированный административный иск удаленно за 5000р

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
2) о прекращении деятельности средств массовой информации;
3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);
4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);
5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

"Административный иск", "Исковое заявление" - правильными будут оба наименования этого документа. Элементы искового заявления и приложения к ней определены статьей 106 КАСУ.

7)о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
8)иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве
1. Порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
3. Предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.
4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
5. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
Статья 3. Задачи административного судопроизводства
Задачами административного судопроизводства являются:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением
1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
3. Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления.

Ключевые слова: административное судопроизводство, административный иск, административное исковое заявление, исковая форма, Кодекс административного судопроизводства, административная юстиция

Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления. [Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 12] [Статья 125].

Определение вида судопроизводства (исковое или административное) - Административный процесс - Конференция ЮрКлуба

Доброго времени суток всем, уважаемые Юрклубовцы!

Как известно, с 15.09.2015 г. вступил в силу КАС РФ, по которому теперь и рассматриваются дела, которые ранее рассматривались в порядке гл. 24 и 25 ГПК РФ, а также некоторые иные. Уже приходилось подавать административное исковое заявление о признании незаконным решения ОМСУ об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Но тут вот судья подкинула мне информации свежей, для размышления. и что-то я не могу её толком переварить.

Это разъяснение ВС РФ для председателей судов, в котором сказано, как определять вид судопроизводства (исковое или административное), какие дела подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

И вот в п. 6 ч. I этого разъяснения сказано, что гражданские дела по требованиям о признании недействительным (незаконным) решения об отказе в принятии на учёт, снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях или улучшении и жилищных условий следует рассматривать в исковом порядке.

Ну и ещё много категорий дел отнесенных к такому же порядку.

Что-то меня это письмецо с толку сбило, не пойму. ведь сейчас по таким категориям следует предъявлять административное исковое заявление, и это будет административное дело, которое рассматривается по КАС РФ. А тогда причём здесь гражданское судопроизводство и какими же тогда процессуальными нормами руководствоваться?

Нет, может я, как говориться, "не въезжаю" что там разъяснил Высший Суд. Может быть. Но тогда помогите понять.

Вот ссылка на скан этого разъяснения ВС РФ .


Сообщение отредактировал SAKH: 14 Ноябрь 2015 - 06:49

olys 14 Ноя 2015

По видимому, нужно руководствоваться тем, что в исковом порядке осуществляется защита конкретного права лица, нарушение которого полекли действия (бездействия) и решения государственных и муниципальных органов, их должностных лиц

Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья R Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными)* ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании каких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

SAKH 14 Ноя 2015

По видимому, нужно руководствоваться тем, что в исковом порядке осуществляется защита конкретного права лица, нарушение которого повлекли действия (бездействия) и решения государственных и муниципальных органов, их должностных лиц

подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства

А тогда зачем в КАС РФ (п.2 ч. 2 ст. 1) предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих?

Да и каков тогда этот порядок гражданского судопроизводства с учётом того, что главы 25 ГПК РФ уже нет в связи с введением КАС РФ?


Сообщение отредактировал SAKH: 14 Ноябрь 2015 - 08:24

olys 14 Ноя 2015

Да и каков тогда этот порядок гражданского судопроизводства с учётом того, что главы 25 ГПК РФ уже нет

В исковом порядке.

SAKH . я думаю здесь ключевое условие для рассмотрения в гражданском процессе именно соединение требования о признании незаконным действий (решений) с восстановлением (защитой) конкретного гражданского права.

Вашем случае, как я предполагаю, фактически имеет место спор о наличии у лица права на получения жилья в качестве нуждающегося в нем. Реализация данного права возможна лишь при условии постановки на учет ОМСУ, из чего следует, что признание незаконным решения ОМСУ об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях влечет за собой признание за лицом права состоять на таком учете и получения жилого помещения.

SAKH 16 Ноя 2015

В исковом порядке.

Вот смотрите, что получается.

Ранее, когда действовали Гл. 25 ГПК РФ, действия (бездействие), решения органов. оспаривались в порядке Гл. 25 ГПК, если только вдруг ни спор о праве, то в исковом.

Законодатель убирает из ГПК главу 25 и взамен вводит КАС РФ,из которого как раз и следует, что действия (бездействие) и решения. оспариваются по нему и подаётся административное исковое заявление.

И в то же время ВС разъясняет, что такие споры подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, указав среди всего прочего и в случае оспаривания решения органа о снятии с учёта или отказа в постановке на учёт.

я думаю здесь ключевое условие для рассмотрения в гражданском процессе именно соединение требования о признании незаконным действий (решений) с восстановлением (защитой) конкретного гражданского права. Вашем случае, как я предполагаю, фактически имеет место спор о наличии у лица права на получения жилья в качестве нуждающегося в нем. Реализация данного права возможна лишь при условии постановки на учет ОМСУ, из чего следует, что признание незаконным решения ОМСУ об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях влечет за собой признание за лицом права состоять на таком учете и получения жилого помещения.

Что по наличию / отсуствия спора о праве в данном указанном случае, то мне лично приходилось как то разбираться уже с данным вопросом, когда я подал заявление по правилам Гл.25 ГПК о признании незаконным решения о снятии с учёта граждан нуждающихся в жилых помещениях, а суд оставил без движения усмотрев спор о праве на жилое помещение. Я обжаловал определение и оно было отменено, суд рассмотрел по гл. 25.

Нет спора о праве на жил.пом. на этой стадии (постановка на учёт):

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 10.08.2005 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года" (вопрос № 13):

Вопрос 13: В каком порядке могут быть оспорены решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?

Ответ: Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.

На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно; данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.

Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, Комментарий, разъяснение, статья от 16 марта 2015 года

Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации

Президент России подписал закон о введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ. Федеральный закон принят Государственной Думой 20 февраля и одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года.

Основные положения кодекса по плану вступят в действие с 15 сентября 2015 года, а положения, касающиеся электронного документооборота, - с 15 сентября 2016 года.

Предмет правового регулирования кодекса


Зачем нужен данный кодекс?

Основная причина введения данного кодекса - недостаточное правовое регулирование обжалования и сложности в обжаловании:

- неправомерных нормативных правовых актов:

- действий или бездействия органов власти;

- действий или бездействия органов военного управления, местного самоуправления, избирательных комиссий;

- невозможность обжаловать решения квалификационных коллегий судей.

Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, основные принципы судебного административного процесса основываются на нормах международного права, в том числе на положениях Всеобщей декларации прав человека. Международного пакта о гражданских и политических правах. Конвенции о защите прав человека и основных свобод. и на конституционных положениях об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено "лицами, действовавшими в официальном качестве", а также об общих принципах правосудия.

Таким образом, кодекс должен защитить физических и юридических лиц от нарушения и произвола чиновников, то есть лиц, действующих в официальном качестве.

Под действие кодекса также подпадают:

- некоммерческие организации, наделенные отдельными госполномочиями;

- приостановлении деятельности политической партии;

- приостановление деятельности общественного объединения;

- ликвидация религиозной или иной некоммерческой организации,

- прекращение деятельности СМИ.

Подведомственность административных дел судам

Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий

Административные дела, подсудные военным судам

административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами

Административные дела, подсудные районному суду

Административные дела, рассматриваемые в первой инстанции, которые не подведомственны военным судам, областным судам, судам округа, суду автономной области и суду автономного округа, дела, подведомственные Верховному Суду РФ

Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;

3) об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении или прекращении их отставки;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена

5) о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

8) об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;

9) об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

10) об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

1) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

3) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

4) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

5) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

6) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

7) в иных случаях, установленных статьей 21 Кодекса


Следует обратить внимание, что подведомственность дел, рассматриваемых в разных судах, в других кодексах, регулирующих судопроизводство, не установлена. Это связано с тем, что кодексы рассчитаны на одну категорию дел, например, гражданские дела рассматриваются в рамках ГПК. административные - в рамках АПК. уголовные - УПК. В Кодексе административного судопроизводства фактически собрано несколько категорий дел.

Кто может обратиться за защитой в суд?


Лица, которые могут обратиться за защитой

Сроки судопроизводства


По общему правилу, все судопроизводство ведется в разумный срок.

В соответствии с требованием Европейского Суда по правам человека создать "национальное средство защиты от чрезмерной длительности судебного разбирательства и задержки исполнения решений судов" в связи с систематическим поступлением жалоб на Россию по поводу длительности судебного разбирательства (Письмо Секретаря Первой Секции (Палаты) Европейского Суда по правам человека Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека от 7 мая 2010 года) в российские законодательные акты внесены условия о разумности рассмотрения дел в судах. Указанное требование содержится и в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 года по делу "Бурдов против России (N 2)".

В Кодексе также предусмотрен в том числе институт ускорения рассмотрения административного дела.

Аналогичная норма содержится в АПК РФ. Ч.7 ст.6.1 АПК РФ говорит, что "заявление об ускорении рассмотрения дела рассматривается председателем арбитражного суда в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. По результатам рассмотрения заявления председатель арбитражного суда выносит мотивированное определение, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения рассмотрения дела".

Виды судебных разбирательств


Судебное разбирательство может вестись открыто или в закрытом режиме. По общему правилу, любое судебное разбирательство является открытым.

Виды судебных разбирательств

Во всех процессуальных кодексах прописаны права участников процесса. И Кодекс административного судопроизводства - не исключение, в нем в статье 57 определены права участников. Однако Кодекс устанавливает и новые возможности судопроизводства посредством сети "Интернет". Такое судопроизводство позволяет:

- отслеживать дела в режиме онлайн;

- быстро реагировать на процессуальные действия;

- получать копии судебных актов.

Исключение составляют случаи предоставления документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен.

Документы подписываются усиленной электронной подписью. Конкретный вид электронной подписи, используемый для обращения за получением той или иной услуги, установлен постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 года N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг". Документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными собственноручно подписанному бумажному документу (Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" ).

Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным законом "Об электронной цифровой подписи" ).

Лица, участвующие в деле, вправе подавать ходатайства, предоставлять документы по телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Верховным Судом Российской Федерации. Четкий порядок размещения обращений в порядке административного судопроизводства будет еще определен Верховным Судом в рамках отдельного вида судопроизводства.

Этапы судопроизводства


В новом Кодексе используются устоявшиеся институты гражданского судопроизводства, как возбуждение производства по делу, возвращение искового заявления, оставление его без движения, отказ в принятии искового заявления, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения.

Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации