Руководства, Инструкции, Бланки

автор первого руководства по методике обучения географии img-1

автор первого руководства по методике обучения географии

Рейтинг: 4.2/5.0 (1865 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Методическая разработка по географии (11 класс) по теме: Методический семинар - quot; Авторская методика обучения социальной и экономической географии

Методическая разработка по географии (11 класс) по теме:
Методический семинар "Авторская методика обучения социальной и экономической географии в 11 классе". "Пять ступеней к миру в мире".
Предварительный просмотр:

"Авторская методика обучения социальной и экономической географии в 11 классе".

"Пять ступеней к миру в мире".

География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Таким образом, география - это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.

Выпускники средней школы должны обладать сформированными общеучебными умениями и навыками: наблюдением, отбором и генерализацией, анализом фактов, объяснением причин явлений, установлением причинно-следственных связей, синтезом.

Курс географии в школе включает в себя ряд выполняемых работ: практические, дополнительные (доклады, рефераты, поиск дополнительной информации), экскурсии, проектная деятельность, практическая деятельность и т.д.

Но в 11 классе мы изучаем курс "Страноведение. Экономическая и социальная география зарубежных стран". И практические работы в этом курсе, по моему мнению не несут особого смысла. Практическая работа- от слова "практика". Практика (греч. praktike, от praktikos - деятельный, активный), материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Руководствуясь этим определением я практикую и собираюсь в ближайшее время запатентовать новую методику преподавания географии в старших классах "5 ступеней к миру в мире".

Цель: подготовить учащегося к успешной сдачи ЕГЭ, по средством проблемно-логического обучения.

1 ступень. Изучение материала по учебнику. Составляем характеристику страны по плану в учебнике. Учащиеся читают информацию, представленную им в учебнике.

2 ступень. "Политическая пятиминутка- дебаты". Что изменилось в стране за последние 5 лет. За сегодня, за вчера. Мир постоянно меняется статистические данные, политическая и общественная обстановка в мире тоже непрерывно терпит подвижки. Учащиеся делают рефераты по годам. Сообщают информацию в группах. Анализируют, сравнивают с информацией первой ступени.

3 ступень. Прогноз и анализ развития страны на 20 лет "Концепция развития (. страна. ) до 2030 года", с помощью знания причинно-следственных связей. Делают выводы, исходя из 1 и 2 ступени. Сообщают информацию в группах.

4 ступень. Актерская. Делимся на группы по желанию и представляем самые интересные факты, в виде представления, прямо на уроке.

5 ступень. Подготовка к ЕГЭ по вопросу "Почему?"

Во-перых, каждый ребенок имеет все тетради за период обучения, справочник-словарик, тетрадь "Географическая номенклатура", все тетради на печатной основе, все учебники, все атласы. На каждое занятие.

Во-вторых, ЕГЭ сдает только заинтересованный ученик.

Почему? Италия - экономически развитое государство. По доле в мировом производстве (3,6% в 1981 г.) она уступает лишь США, Японии, Германии, Франции и Великобритании. Италия - индустриально-аграрная страна. Стоимость итальянской промышленной продукции почти в 4 раза превышает стоимость продукции сельского хозяйства. Промышленные изделия составляют большую часть итальянского экспорта.

Классика проведения подготовки к ЕГЭ:

1.Тематическое повторение материала.

2.Выполнение тестовых тренировочных заданий.

3.Работа с бланками ЕГЭ.

4.Психологические рекомендации при сдаче ЕГЭ.

При подготовке к экзамену учащимся придется вспомнить весь материал, начиная с 6 класса. Через причинно-слественные связи- этого мы добиваемся.

Всегда говорю учащимся, что хорошо сдать ЕГЭ можно проделав «миллион» тестовых тренировочных заданий. Поэтому на отработку тестов отвожу при подготовке всегда самый большой временной период. Но если появляются "неожиданные", сдающие ЕГЭ, эта методика очень помогает. Работу с тестами делю на два вида:

1)самостоятельная работа учащихся

2)работа совместно с учителем

Всегда решение тестов происходит он-лайн, т.к. ребенок сразу получает оценку и не спорит с учителем.

Основной инструмент подготовки - учебник, т.к. идет не совпадение информации. Школьный учебник географии имеет особую структуру.

В школьную географию включены также знания из многих других отраслей, основы которых не изучаются в школе в качестве самостоятельных учебных предметов, таких как геология, экология, демография, социология, экономика. Поэтому методика обучения географии связана с этими науками. Из них она отбирает содержание обучения, руководствуясь дидактическими принципами. Методика обучения географии- это частная, предметная дидактика.

Предварительный просмотр: По теме: методические разработки, презентации и конспекты

•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение.

Тематическое планирование по курсу "Социальная и экономическая география мира" в 10 классе по учебнику Максаковского В. П.

Зачетная тестовая работа по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира»

Зачетная работа в 11 классе по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира».Учебник Максаковский В.П. География. 10 класс.

Эта контрольная работа является по сути нетрадиционной формой зачета. Проводится в темах обобщающего повторения. Здесь приведены примеры для двух тем в курсе 10 класса. Тема "Население мира" и тема "Г.

Методическая разработка урока по теме "Возрастание и убывание функции" в 11 классе

Первый урок по данной теме, с использованием модульного обучения, работа в группах.

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки.

конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Уравнение касательной к графику функции"

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Уравнение касательной к графику функции".

Другие статьи

Развитие школьной географии и методики ее обучения

Методические материалы, статьи

Развитие школьной географии и методики ее обучения. Часть 1.

Развитие методики преподавания школьной географии явилось отражением бурного развития географических наук во второй половине XIX в. Основанное в 1845 г. Русское географическое общество организовало крупные экспедиции по изучению России. В. В. Докучаевым было создано учение о природных зонах, которое стало основой современной физической географии. В 1884 г. была открыта первая кафедра географии в Московском университете во главе с Д. А. Анучиным.

Школьная география в России перед Октябрьской революцией. В средних школах дореволюционной России основной курс географии изучался в V классе при общем числе 10 недельных уроков. Изучалась общая физическая география в I классе, география внеевропейских стран во II классе, география Европы в III классе, география России в IV классе и отечествоведение в V классе (это была экономическая география). Передовые педагоги требовали расширить курс географии: место, которое занимала география в школьном образовании России, не соответствовало ее воспитательному значению. Большинство учителей и методистов считало, что физическую географию и географию отечества надо изучать дважды: один раз в младших классах (элементарный курс) и второй раз в старших классах (систематический курс). Концентрическому построению курса давалось объяснение: считалось невозможным достаточно и глубоко изучить географию в младших классах.

В 1915 г. после I съезда преподаватели географии России разработали план новой программы для гимназий. География вводилась по этой программе во всех классах с I по VIII с числом уроков до 16 в неделю (в младших классах — по два урока в неделю, начиная с VI по одному). Курс имел концентрическое строение. Причем в V классе вводилось общее землеведение. Большое внимание уделялось отечественной географии. Но в связи с началом Первой мировой войны этот учебный план не был претворен в жизнь.

В начале XX столетия были изданы методические руководства по географии Н. Раевского, А. Соколова, Я. Руднева, В. Буданова и др. В этих руководствах большое внимание уделялось наглядности обучения. Большинство методистов считало, что в географии основным должен быть сравнительный способ изложения, который помогает установить взаимосвязи между географическими элементами. В младших классах должен преобладать аналитический метод изучения Земли в целом, а затем отдельных ее частей, и в старших классах — синтетический, когда курс начинается с Отечества, а затем изучается Европа и другие части света.

В предреволюционные годы в России вышли новые учебники по географии И. Матченко, К. Смирнова. По предложению Министерства просвещения авторам учебников предписывалось облегчить материал для учащихся младших классов, но без сокращения номенклатуры, которая считалась сущностью географии. В результате качество учебника было ухудшено, упал интерес детей к географии, образовательное значение и ценность предмета снизились. Учебники географии были подвержены резкой критике со стороны передовых учителей и методистов. Вследствие этого были изданы новые учебники Г. И. Иванова, А. А. Крубера, С. Г. Григорьева, А. С. Баркова и С. В. Чефранова, которые стали намного лучше прежних как по содержанию, так и в методическом отношении. Была сокращена номенклатура и увеличен объяснительный материал, сопровождаемый многочисленными иллюстрациями и специальными тематическими картами. Многие новые учебники были трудны для понимания, поэтому во многих школах пользовались старыми учебниками. Передовые методисты ставили задачу — активизировать интерес учащихся к географии путем повышения наглядности, в частности — работе с картой. Однако в официальных программах Министерства просвещения предложения передовых методистов не получили должного внимания. Преподавание географии во многих школах вели не учителя-географы, и это очень снижало уровень знаний учащихся. В целом, для школ дореволюционной России было характерно несоответствие преподавания географии педагогическим и научным требованиям, а также разрыв между возросшими потребностями в географических знаниях и недостаточными знаниями, которые давала средняя школа.

Разделы ОСО Сообщество "Инфо-Net" Новости, события, факт

Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

"Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

Копии швейцарских часов: мы продаем реплики, не уступающие оригиналам! Предлагаемый в нашем магазине ассортимент часов вас приятно удивит. У нас найдутся разнообразные модели для самого придирчивого и требовательного покупателя, мы готовы удовлетворить самые смелые запросы своих клиентов. Последние новинки женских и мужских часов, самые яркие и популярные модели, признанные фавориты модных коллекций – все это вы найдете только у нас.

Методика обучения географии - Реферат, страница 11

4.8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основное содержание ныне действующей учебной программы по географии раскрывается перечнем научных знаний (понятий, представлений, мировоззренческих идей, теорий, фактов и т.д.), подлежащих обязательному усвоению школьниками в процессе обучения данному предмету. Помимо этого, в структуре программы, имеется ряд специальных рубрик, которые введены для того, чтобы облегчить учителю использование программы и реализацию ее требований.

Одна из рубрик – «Практические работы». Они даны по каждой теме и в целом обеспечивают формирование у учащихся умений и навыков, предусмотренных программой. Для каждой темы выделена также рубрика «Географическая номенклатура», включающая перечень географических названий, обязательных для усвоения учащимися.

Во всех курсах географии имеется рубрика «Обобщающее повторение», содержащая указание на количество учебного времени, отводимого для этого вида деятельности. К сожалению, в ныне действующих программах данная рубрика не содержит каких-либо указаний на наиболее существенные общие вопросы мировоззренческого характера, а также на способы деятельности или умения учащихся, необходимые для проведения успешных обобщений по той или иной теме программы.

Положительно, что в структуре каждой крупной темы программы выделена рубрика «Учащиеся должны уметь», регламентирующая круг основных умений и навыков, которые должны быть сформированы в процессе изучения темы.

Рубрика «Основные понятия» четко определяет систему основных общих географических понятий, формируемых в ходе прохождения той или иной темы учебной программы. Традиционная для школьных программ рубрика «Учебное оборудование». оговаривающая перечень необходимых средств обучения, в ныне действующих программах отсутствует. Нет также чрезвычайно важной для школьного обучения рубрики «Межпредметные связи». В конце программы содержится список литературы для учителя (105,106).

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

5.1.ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Метод обучения географии - это определенный способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач. В основе методов обучения лежат объективные законы действительности и соответствующие им способы познавательной деятельности разумного человека. По числу используемых методов география существенно превосходит все другие школьные дисциплины. В этой связи возникает проблема выбора наиболее приемлемого метода (методов) для достижения той или иной поставленной цели.

В методических руководствах методы обучения географии традиционно подразделяются по источникам знаний на следующие три группы:

1) словесные методы (живое слово учителя, рассказ, беседа, дискуссия, диспут и т.д.);

2) практические методы (работа с учебником и книгой, работа с глобусом и географической картой, работа с цифровым материалом и др.);

3) наглядные методы (работа с учебными картинами, диафильмы, учебное кино и т.д.) (92,93).

Классификация методов по источникам знаний, наряду с определенными достоинствами (наличие ясного классификационного признака, удобство в использовании и т.д.), имеет и ряд существенных недостатков, важнейшим среди которых является отсутствие интереса к идеям развивающего обучения, а также к вопросам учения школьников. Действительно, работу с каждым источником знаний можно строить по-разному. Географическая карта, может быть использована учителем в ходе изложения материала для показа размещения изучаемых объектов и явлений. Деятельность учащихся в этом случае сводится к восприятию карты и запоминанию пространственного размещения географических объектов. По сути дела такой же является познавательная деятельность учеников и в том случае, если учитель предлагает им самим найти на карте те или иные объекты, нанести их на контурную карту и запомнить их размещение. Но работу можно организовать иначе, направляя учащихся на применение знаний и умений в известной им учебной ситуации, например, предложив им определить по карте координаты тех или иных точек, составить характеристику отдельного компонента природы или отрасли хозяйства по типовому плану и т.п. Наконец, на основе карты можно организовать творческую работу школьников.

В одном из пособий ЮНЕСКО (95) методы обучения географии подразделяются на 1) объяснительные и 2) поисковые (исследовательские).

Объяснительные методы, в свою очередь, подразделяются на а) лекционные методы и б) методы программированного обеспечения.

Исследовательские методы выступают в двух своих важнейших формах: во-первых, в форме частично-поисковой деятельности под руководством учителя, во-вторых, как самостоятельная или частично самостоятельная деятельность самих учащихся.

Объяснительные методы - это в основном дедуктивные методы, с помощью которых мировоззренческие идеи, общие и единичные научные понятия, причинно-следственные связи, закономерности и факты, раскрываемые учителем или же содержащиеся в учебнике, предлагаются учащимся как бы в «готовом виде» для последующего осмысления, запоминания, усвоения и применения.

Исследовательские методы - это преимущественно индуктивные методы: усвоение материала при их использовании идет в основном в направлении от знания конкретного примера к обобщению, от гипотезы к закону, от проблемы к ее решению. Исследовательские методы часто связываются с проблемным обучением.

Педагогическая технология такого индуктивно-проблемного обучения может быть описана следующей примерной схемой: вначале перед учащимися ставится некоторая проблема или проблемная учебная задача (или же сообщается ряд эмпирических фактов) с той целью, чтобы в дальнейшем, сопоставляя эти факты с другими фактами, они попытались бы построить гипотезу для устранения противоречия между ними). На пути к решению имеющейся проблемы учащимся непременно придется приобрести определенные знания, умения и навыки, необходимые для решения стоящей перед ними проблемы. В итоге самостоятельной исследовательской деятельности учащиеся могут прийти к открытию для себя той или иной истины, причинно-следственной связи, закономерности или закона.

Примером реализации этого метода может быть следующее задание: «Определить место для строительства нового крупного станкостроительного завода на севере Республики Беларусь, используя географические карты, дополнительную литературу и специальные статистические данные».

После осознания цели и задач задания, уяснения необходимой ориентировочной основы учащиеся в ходе обсуждения данной проблемы могут выдвинуть ряд возможных решений о местонахождении будущего предприятия. Выявление и анализ факторов, влияющих на выбор конкретного места расположения завода, принятие «окончательного» решения о его размещении и др. - все это требует не только обобщения и оперирования ранее усвоенными знаниями, но и приобретения новых знаний и способов решения этой новой для школьников задачи.

Вышеприведенные и многие другие «простые» классификации не говорят о психологических механизмах и особенностях познавательной деятельности школьников, грешат схематизмом и условностью, не раскрывают психологии и методики формирования у школьников основ географического мышления. В этой связи более предпочтительной является классификация методов, построенная на характере познавательной деятельности учащиеся в процессе усвоения новых идей, знаний, умений и навыков. Подобная классификация методов в отечественной литературе была предложена дидактами И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным (35) и конкретизирована применительно к школьной географии Л.М.Панчешниковой (93). Дальнейшее развитие идей вышеупомянутых авторов позволяет выделить следующие методы обучения школьной географии:

метод проблемного изложения;

Рассмотрим содержание и особенности каждого из этих методов в процессе обучения географии

Объяснительно-иллюстративный метод призван обеспечить усвоение школьниками различной информации, передаваемой в «готовом» виде. Этот метод нацелен на то, чтобы дать школьникам четкие определения научных географических понятий, раскрыть ведущие мировоззренческие идеи, представить новые факты и т.д. Этот метод является наиболее подходящим для определения системы научных понятий, объяснения какой-либо классификации, формирования знаний, носящих принципиально теоретический и структурированный характер.

В процессе обучения учитель организует познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, умений и навыков. Напомним, что основой познавательной деятельности учащихся является учение, психологический механизм которого - усвоение. В этой связи чрезвычайно важно рассматривать этот метод как со стороны учителя, осуществляющего деятельность преподавания, так и со стороны учащихся, выполняющих деятельность учения.

Со стороны учителя объяснительно-иллюстративный метод схематично может быть представлен следующим образом: учитель излагает и объясняет новый учебный материал, раскрывает причинно-следственные связи и закономерности, формулирует определения важнейших понятий и т.д. иллюстрируя свое объяснение различными средствами наглядности (учебные картины, модели, схемы, природные экспонаты, образцы и т.д.). Учащиеся при этом воспринимают, осознают, понимают, усваивают знания, а также в специально созданных педагогических ситуациях применяют эти знания для решения тех или иных учебных задач.

Объяснительно-иллюстративный метод предъявляет высокие требования к изложению учителя, к его научности, системности, доказательности, доступности, образности и др. требует от него глубокого знания географической науки и смежных с ней дисциплин.

Осуществляя обучение по объяснительно-иллюстративному типу, учитель должен избегать перегрузки учащихся второстепенной информацией и дословного пересказа текста учебника, уметь сконцентрировать внимание на тех немногих вопросах (принципах, всеобщих отношениях, существенных элементах научной теории и т.д.), которые имеют принципиально важное значение для раскрытия и понимания учащимися мировоззренческих идей или научных географических понятий. При этом чрезвычайно важно педагогически грамотно, последовательно и целенаправленно раскрывать противоречия, которые имеют место в развитии изучаемых объектов и явлений, анализировать (а не просто констатировать!) причины и следствия этих противоречий, побуждать школьников к высказыванию прогнозных и оценочных суждений.

К объяснительно-иллюстративному методу относится также использование таких учебных заданий, при выполнении которых учащиеся ограничиваются преимущественно воспроизведением, извлечением, осмысливанием и запоминанием сведений, непосредственно выраженных в том или ином источнике знаний.

К частным приемам этого метода относятся:

-«преподнесение» информации в «готовом виде»;

-приведение примеров и фактов, иллюстрирующих раскрываемую идею или закономерность;

-чтение и пересказ текста учебника или учебных пособий;

-нахождение главной мысли раздела или параграфа;

-извлечение (приведение) сведений, содержащихся на картах, графиках, схемах, моделях и т.д.;

-нахождение и извлечение нужных количественных показателей в тех или иных указанных учителем источниках информации (книгах, справочниках, словарях, хрестоматиях и др.);

Объяснительно-иллюстративный метод применим в обучении географии учащихся всех возрастных категорий. Однако этот метод не всегда оказывается эффективным в образовании школьников, не выработавших у себя развитых умений длительно воспринимать новый учебный материал, самостоятельно обобщать теоретические знания, делать конспективные записи.

Репродуктивный метод направлен преимущественно на то, чтобы научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или же по предложенному учителем образцу. Обучение географии по репродуктивному типу выражается прежде всего в том, что учитель организует самостоятельную или частично самостоятельную работу школьников, предлагая им типовые, повторяющиеся из темы в тему задания, способ выполнения которых учащимся достаточно хорошо знаком. Наиболее распространенной и широко применяемой формой использования данного метода является постановка заданий, выполняемых по стандартным планам. В географическом образовании широкое применение получили типовые характеристики отдельных компонентов природы и природных комплексов; типовые задания, требующие на основе ранее изученных закономерностей объяснения причин разнообразных природных и социальных явлений и процессов по предложенному учителем основанию (критерию); применение ранее усвоенных знаний для решения тех или иных учебных задач и др. В целом же деятельность школьников при этом состоит в применении знаний и умений по образцу или же по «готовой» схеме и определяется типовым планом или же алгоритмом о порядке и последовательности выполняемых действий. Так, характеристика климата отдельных территорий материка или континента в целом строится по следующему типовому плану, который заранее сообщается учащимся: 1) географическое положение территории; 2) средние температуры января и июля; 3) количество осадков и их распределение по сезонам; 4) продолжительность зимы и лета; 5) причины, влияющие на климат; 6) климатический пояс. План направляет умственные и практические действия учащихся с картами и климатограммами в ходе выполнения задания: «Пользуясь типовым планом, составьте характеристику климата территории материка».

4 предмет и задачи методики преподавания географии

4.Предмет и задачи методики преподавания географии.

Методика преподавания географии – одна из педагогических наук, частная дидактика, исследующая особенности процесса обучения географии в общеобразовательной школе. Наиболее тесные связи имеет с дидактикой, которая рассматривает общие закономерности образования и воспитания.

Предмет изучения – процесс обучения основам географии с элементами других наук.

К изучаемым проблемам относятся:

содержание школьной географии,

обучающая деятельность учителя,

процесс учения ученика,

образовательно-воспитательные задачи географии в школе,

воспитание и развитие учащихся в процессе обучения географии.

Методика обучения географии

- Проводит отбор знаний о естественнонаучных основах рационального природопользования и охраны окружающей среды,

- Разрабатывает приёмы формирования этих знаний,

- Определяет систему картографических знаний и умений,

- Создаёт систему картографических пособий и разрабатывает приёмы их использования в процессе обучения географии.

Методика обучения географии отвечает на вопросы:

Для чего учить? (ЦЕЛИ).

Чему учить? (СОДЕРЖАНИЕ).

Как учить? (МЕТОДЫ).

С помощью чего учить? (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ).

Подход к решению этих проблем определяется современной образовательной целью - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности.

5.Связь методики преподавания географии с другими дисциплинами.

Методика преподавания географии связана с множеством других дисциплин. Основную роль при разработке содержания школьной географии играет связь с географическими науками. Школьный учебный предмет – это педагогическая проекция науки на основе учёта возрастных особенностей школьников и их подготовки. В современной школе изучают физическую и экономическую географию.

Внутрипредметные связи обеспечивают согласованность изучения разных курсов географии, обеспечивают преемственность в формировании ЗУН Они заключены в системе знаний геолого-геоморфологических, климатологических, гидрологических, и др.

Межпредметные связи предполагают согласованное изучение разных учебных предметов. Они отражают процесс интеграции различных дисциплин, а также основываются на системе методов.

Среди методов обучения особую роль играет картографический (в виде системы приёмов работы с картой), карта – один из главных источников информации, что отражает связь методики преподавания географии и картографии.

Широко используется работа со статистическими материалами, что соответствует статистическому методу исследований.

Полевые методы работы представлены в школе экскурсиями, наблюдениями и др.

Наиболее тесными связями методика преподавания географии обладает с дидактикой. Она опирается на дидактику как на общую научную основу методики всех учебных предметов. В соответствии с дидактическими законами и принципами строится система методов обучения, форм обучения. В свою очередь, методика географии обогащает дидактику выявляя пути и особенности успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии.

Безусловно, важна и закономерна связь методики преподавания географии с психологией. Она опирается на данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологических особенностях учащихся разных возрастов. Знание психологических особенностей и закономерностей способствует выбору наиболее эффективных средств и методов обучения и воспитания. Данные используются при разработке мотивов учения, развития познавательного интереса, опыта творческой деятельности. (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина (о поэтапном формировании умственных действий), Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский (о стимулировании умственного развития), В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин (о роли обобщений в усвоении теоретических знаний).

Выгодский: обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика. Правильно организованное учение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии.

Также укрепляются связи методики преподавания географии с логикой. Законы логики используются при построении системы понятий и умений в школьном курсе географии, при разработке системы средств обучения и т. д.

6.Методические обоснования содержания географического образования.

География, относясь одновременно и к предметам естественного и предметам гуманитарного цикла, охватывает всю систему «природная среда-общество-человек», что позволяет ей:

комплексно рассматривать среду обитания человечества,

формировать восприятие мира в виде чёткой иерархии территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам.

Поэтому география - единственный школьный мировоззренческий предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей.

Концепция географического образования опирается на дидактические принципы:

Школьная география не является механической проекцией науки на школу, её содержание и структура рассматриваются как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учётом возрастных особенностей учащихся.

В основу предмета должен быть положен принцип личностно-ориентированного обучения, рассматривающий в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса ученика.

Необходимо обеспечить единство содержательной и процессуальной сторон обучения, которое подразумевает не только передачу учащимся системы знаний и умений, но и обучение их способам учебной деятельности с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.

Конечный результат обучения географии определяется не столько суммой приобретённых знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития интеллектуальных, волевых и других качеств личности.

Поэтому основными педагогическими функциями Концепции географического образования являются:

познавательно-развивающая (способствует саморазвитию личности, расширению и углублению научных знаний).

познавательно-обучающая (предусматривает формирование навыков исследований географических явлений и процессов с помощью наблюдений, систематизации, анализа, обобщения, прогнозирования).

воспитательная (предполагает взаимозависимость образования и воспитания и как результат – формирование личностных качеств учащихся, отношения к окружающему миру).

социально-адаптационная (призвана способствовать самоопределению и конкурентоспособности личности в современном мире, её умению применять самостоятельные решения).

Развитие современной методики преподавания географии характеризуется следующими сквозными направлениями, характерными в целом для системы обучения:

гуманизация – это новое мировоззрение, утверждающее общечеловеческие ценности и рассматривающее в первую очередь жизнь людей и их общественные отношения.

социологизация – общее направление всей науки, заключающееся в повышении внимания к социальным аспектам развития.

экологизация – предполагающая рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями воспроизводства жизни.

экономизация – связана с переходом к рыночной экономике.

Помимо указанных, В.П. Максаковский указывает следующие направления:

Интеграция двух ветвей географии, усиление комплексных подходов. (Создание курсов, где общеземлеведческие знания тесно связаны со страноведческими).

Политизация. Увеличение внимания к процессам, происходящим на политической карте.

7. Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии

Сегодня учителя обладают значительной самостоятельностью в планировании учебного процесса, выборе программ и учебников. Учитель должен уметь вести исследовательскую работу, владеть методами педагогического исследования.

В методике обучения географии используют методы теоретического и экспериментально-эмпири­ческого уровня.

Эмпирические методы используются на этапе, когда идет накопление фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов. Теоретические применяются на этапе осмысления фактов и построения теории.

В начале своего развития методика использовала в основном методы экспериментально-эмпирические. В последние десятиле­тия в связи с развитием теоретического аспекта и превращения ее в частную дидактику усилилось внимание к логике исследо­вания, к теоретическим методам.

В методике стали шире применять системно-структурный подход, при котором анализу подвергают связи между содержа­нием, средствами и методами обучения, между усвоением зна­ний и развитием школьников, между понятиями, входящими в одну систему знаний.

Математический и статистический методы применяются при обработке результатов экспериментальной работы и опытной проверке качества обучения. Они позволяют делать достаточно обоснованные выводы по результатам исследования.

Выбор методов исследования зависит от поставленных целей и задач. Так, определение исходных позиций, обоснование ак­туальности методической проблемы требуют теоретического анализа литературных источников. Поиски эффективных путей и средств формирования представлений на основе развития воображения школьников требуют непосредственного наблюде­ния за учебным процессом, постановки эксперимента.

Эмпирические методы также широко применяют в методике обучения географии. Один из самых распространенных мето­дов — наблюдения. Умение наблюдать — необходимое каче­ство учителя, наблюдательность — показатель педагогических способностей человека. Методика наблюдений, ее строй, содер­жание, виды, техника наблюдений зависят от особенностей изучаемой методической проблемы, от цели исследования, от характера объекта наблюдений. Успех наблюдений зависит от программы, которая составляется с учетом цели исследования.

Наблюдения на уроках, во время проведения учебных экс­курсий сочетаются с другими методами: анкетирование учите­лей и учащихся, беседы, изучение школьной документации. Разработка содержания анкет проводится с целью сбора инфор­мации по различным методическим проблемам.

Посредством анкетирования получают данные, которые подвергаются количественным методам обработки. Одинаковые ответы на вопросы анкеты, полученные от учителей и учащихся из разных регионов страны, подтверждают достоверность изу­чаемых педагогических явлений.

Логическим продолжением изучения опыта работы школы служит педагогический эксперимент. В практике методических исследований это наиболее широко распространенный метод. Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт обучения и воспитания, позволяющий наблюдать исследуемое педагогическое явление в контролируемых и учитываемых условиях. Классификацию педагогического эксперимента прово­дят на основе нескольких признаков.

Различают эксперимент по времени действия — длительный и кратковременный, по составу изучаемых явлений — простой и сложный, по организации бывают эксперименты лаборатор­ные (проводятся с группой учащихся) и естественные (со всем, классом или несколькими классами в разных школах). По (целям различают констатирующий, формирующий (или созида­тельный) и контрольный.

Этапы методического исследования. Методическое исследо­вание, как правило, складывается из нескольких этапов.

Тема "Методика органи­зации и проведения учебных игр на уроках географии".

Разработка приемов обу­чения школьников игровой деятельности.

Обоснование актуальности избранной темы. Изучается история и
теория вопроса, опыт массовой шко­лы и передовой педагогический
опыт.

Установление основной проб­лемы исследования, выбор объекта и
предмета исследования.

Формулировка целей и задачисследования, выдвижение гипоте­зы, от которой зависит построение плана экспериментальной работы.

Выбор методов исследования (теоретических и экспериментально-
эмпирических)

Подготовка эксперименталь­ных материалов и сам эксперимент,
в ходе которого проверяется целесо­образность разработанных положений, вариантов организации учеб­ной деятельности.

Формулировка выводов проведенного исследования, раскрытие
практической значимости полученных результатов.

В последние годы в методических исследованиях применяют социологические методы. С помощью интервью проводят анкетирование специалистов, работающих в различных отрас­лях хозяйства. Так можно установить практическую значимость географических знаний как элемента общей культуры. Метод экспертов в методике географии применим для обсуждения новых идей построения содержания школьной географии, при разработке стандартов базового географического образования.

Методы тестирования, широко используемые в психолого-педагогических исследованиях, применимы также и в методике географии. Тестом принято называть нормированные по времени выполнения и по трудности наборы заданий, которые используются с целью сравнительного изучения групповых и индивидуальных особенностей знаний и умений школьников. В исследованиях по методике тест можно использовать в качестве измерительного инструмента результатов обуче­ния. С помощью теста можно сравнивать результаты обучения и развития отдельных учеников и целых классов.

8. История развития школьной географии и методики преподавания географии.

Основоположником методики обучения географии в мировом масштабе считают Яна Амоса Коменского. Он впервые указал на важность наблюдений в природе и необходимость выявления причинно-следственных связей.

До 18 в. в России были лишь церковные школы. Учебные книги азбуковники – алфавит, молитвы, сведенья о частях света и городах.

В начале 18 в. в связи со становлением капитализма, сформировалась потребность в людях обладающих географическими знаниями. Возникают светские школы математических и навигацких наук (сведенья из политической географии), открылась гимназия Глюка (сведенья из математической географии). География преподавалась как самостоятельный предмет. Новые школы быстро умножались, началась печать учебных и прочих книг. В духовных семинариях открытых при Петре I, которые играли роль основных общеобразовательных школ, преподавали как духовные, так и светские лица. География здесь изучалась попутно с историей. Первые учебники были переводные. Они не отражали уровень развития географической науки и, в первую очередь, описание России не соответствовало действительности.

В первой половине 18 в. идёт активное освоение России – открытие Сибири, исследование океанических побережий, Средней Азии. К этому периоду относятся труды Ломоносова. Татищев В.И. Дал первый краткий очерк России – по существу первый учебник. В 1742 г. вышел первый русский учебник географии неизвестного автора. Создаются карты и атласы. В 1745 г. И.К. Кириллов выпускает первый, знаменитый «Атлас Российский».

Во второй половине 18 в. происходит укрепление позиций России на морях (Чёрном, Азовском, Балтийском), воссоединение с восточной Белоруссией и правобережной Украиной. Осуществляется переход к товарному производству. Это приводит к формированию потребности в грамотных людях.

В 1786 г. был принят «Устав народных училищ в Российской империи». По уставу учредили народные школы 2-х типов:

2-х годичное обучение

4 кл. с 5-летним обучением. В 4 кл. учились 2 года.

География изучалась в главных школах в 3 и 4 классах. Основное внимание уделялось географии России. В уставе были некоторые методические описания. Говорилось о сборе местного материала и использовании его как пособий. В это время происходит деление на классы, выпуск первых пособий (глобуса). Х. Чеботарёв создаёт учебник «Географическое и методическое описание Российской империи».

В 19 в. в связи с развитием капитализма и необходимостью знаний о хозяйстве страны возрастает значение эк. – геогр. сведений. Описываются отдельные территории, отрасли хозяйства, формируются статистические материалы. География преподаётся во всех средних учебных заведениях. В открытых гимназиях с III по VIII класс: сведенья о Земле > отдельные страны > география России > всеобщая и Российская статистика. Выходят учебники К.А. Арсеньева, Е.Ф. Зябловского.

Во второй половине 19 в. положение географии ухудшается. Её изучение переносится в начальные классы, сокращается объём. Предмет носит номенклатурный характер – зубрёжка. География становится скучной и непривлекательной.

О необходимости изменения отношения к науке писали Н.И. Пирогов, Н.В.Гоголь. К.Д. Ушинский–родоначальник научных основ методики обучения географии, в статье «О преподавании географии» писал об опыте германских и швейцарских школ, где большое значение уделяли изучению своей Родины и местности. Ушинский обосновывал роль географии как учебного предмета, писал о значении географии Родины в подготовке учащихся к самостоятельной жизни. Его идеи развивал Семёнов Д.Д. писал о принципах обучения - систематичность – наглядность – последовательность. Написал первое руководство по методике «Уроки географии», где был реализован родиноведческий принцип. Но уроки географии в школах были сухими, переполненными номенклатурой, учебники без иллюстраций (авторы Смирнов, Линберг). В результате география играла слабую развивающую и образовательную роль.

В конце 19, начале 20 в. после отменны крепостного права, с развитием экономической и общественной жизни происходят изменения в области преподавания географии. Появляются новые учебники.

В 1914 г. выходят Игнатьевские программы. (П.Н.Игнатьев министр просвещения). По ним география должна изучаться в старших классах. Но эти программы в школах на реализовались.

После революции была организована единая трудовая школа. Она делилась на 2 ступени -1-5 кл. 6-9 кл. В первые годы учебных планов не было, их составляли местные органы.

В 1921 г. комиссия под руководством географа Д.Н.Анучина предложила следующую схему географического образования:

Введение в географию на материалах своей местности, уезда, губернии, области. Знакомство с основными понятиями, картой, обзор географической среды России.

Элементы астрономии, метеорологии.

Занимались по дореволюционным учебникам, новых не было.

1924 г. вводится единый учебный план общеобразовательной школы, комплексная система обучения, программы ГУСа (государственного учёного совета). На первой ступени учебные предметы заменяются комплексными темами из разных областей знаний: труд, общество, природа … В старшем звене география не сохраняется. Географические знания включаются в естествознание и обществоведение.

В 1927г. география вновь преподаётся учебным предметом, но как вспомогательная наука к обществоведенью. Карт и пособий почти нет, широко используется краеведческий материал. Большое внимание уделяется моделированию, изготовлению наглядных пособий, практическим работам.

В 31 – 32 г.г. принимается постановление ЦК ВКП(б), где говориться, что программа по географии должна обеспечить знание карты, особенно СССР, основных понятий и элементов как физ. так и эк. географии СССР как в целом так и отдельных краёв, областей, республик, данных по географии социалистических и капиталистических стран.

В 34 г. выходит постановление «О преподавании географии в начальной и средней школе». Определяется концентрическое построение школьной географии. Созданы новые учебники для школ. Н.Н.Баранский по эк. геогр. России, И.А.Витвер по эк. геогр. зарубежных стран. Начинается издание ж. «География в школе». Выпускаются методики преподавания, хрестоматии. Развитие методики преподавания географии связано с работами Н.Н.Баранского (заложил основы методики преподавания эк. географии), В.П.Буданова (писал о значении самостоятельных работ). В.Г. Эрдели сделал первую классификацию методов обучения (связанные со спецификой географии и общие с другими предметами.

В послевоенные годы происходит переход от 7-летнего к всеобщему среднему образованию. В программы 53/54 учебного года впервые были включены практические работы.

В 1958 г. Верховный Совет СССР принимает «Закон о школе», в котором говориться о повышении уровня общего и политехнического образования, укреплении связи школы с жизнью и производительным трудом. Меняется построение программ с концентрического принципа на линейно-ступенчатый. Во 2–4 классах учат природоведение, в 5–9 физ. и экономическую географию.

В 1966 г. начинается реформа содержания образования. Она была направлена на ликвидацию несоответствия между уровнем развития науки и техники и содержанием образования. Создаются новые учебники географии под редакцией В.П. Максаковского, В.Я.Рома, В.А.Коринской и др. Особое внимание уделяется методике обучения, методам и средствам обучения, практическим работам. Создаётся методических пособий для студентов и учителей, выпускаются книги по отдельным методическим проблемам.

С 1977 г. уделяется большое внимание профориентационной работе и воспитательной роли географии, а также проблемам охраны природы и рационального использования ресурсов. Укрепляется материальная база преподавания географии. Осуществляется переход на новое содержание географического образования. Издаются пособия монографического характера, из опыта работы учителей географии.

В начале 90-х начинается реформирование, модернизация школы. Вместо одной государственной программы приходит множество альтернативных, авторских, которые создаются на основе проекта государственного стандарта образования и не имеют строгой временной регламентации. Осуществляется выпуск программ по новым географическим дисциплинам – природопользование, глобальная география, краеведение и др. Происходит переход школ на базисный учебный план, формируются новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи), профильные классы и школы со спец. программами и дополнительными курсами географии. Выходят новые учебники под редакцией И.В.Душиной, Т.П.Герасимовой, В.П.Дронова, А.И.Алексеева, А.П.Кузнецова, Ю.Н.Гладкого, С.Б.Лаврова, ВП.Сухова и др.

В методику преподавания географии активно внедряются новые педагогические технологии, средства обучения. Осуществляется выпуск новых пособий, в том числе картографических. Ведутся исследования по разработке новых и новейших средств обучения.

Похожие работы: Образовательнаяпрограмма основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Рекомендации по оснащению кабинетагеографии в основной школе …………………………………………………………………….112 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программапо природоведению и географиидля основной.

Основная образовательнаяпрограмма начального общего образования моу большемикушкинской средней общеобразовательной школы

Основная образовательная программа

образовательнуюпрограмму начального общего образования: осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по.

требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной образовательнойпрограмме "Менеджмент в образовании" (для. по упорядочению выполнения НИОКР по созданию оборудования для. Памяткипо. пооформлению.

Рабочая программапо курсу русский язык разработана в соответствии: Стребованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального. (1)

основе Требований к результатам освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования, Примерной программыпо иностранному языку для. очередь, содержание курса географии в основной школе является базойдля изучения общих географических.

Основная образовательнаяпрограмма начального общего образования моу сош № 55 содержание

Основная образовательная программа

различных источниках длявыполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательнуюпрограмму начального общего образования. дляуспешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как.

Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык

словами). Оформление сопоставительной таблицы. как исключительно целенаправленном и контролируемом действии, сопряженном с обязательным выполнениемтребований. программупогеографии с учетом специфики своей Основной образовательнойпрограммы. дляуспешного.