Руководства, Инструкции, Бланки

положение об адаптации персонала образец img-1

положение об адаптации персонала образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1906 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение об адаптации персонала

Положение об адаптации персонала

1.1. «Программа адаптации, план введения в должность» для новых сотрудников предназначена для введения единой процедуры адаптации во всех структурных подразделениях Корпорации.

1.2. Процедура адаптации и вхождения в должность направлена на обеспечение более быстрого вхождения в должность нового сотрудника, уменьшения количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, формирования позитивного образа Корпорации, уменьшения дискомфорта первых дней работы, а также на оценку уровня квалификации и потенциала сотрудника во время прохождения им испытательного срока.

1.3. Данную программу должны знать и использовать в своей работе:
- Генеральное Руководство;
- Руководители направлений;
- Руководители структурных подразделений;
- Сотрудники компании, назначаемые наставниками вновь принятых сотрудников;
- Сотрудники отдела персонала.

ІІ. Программа работы с сотрудником на период испытательного срока

2.1. Критерий прохождения ИС будет определяться по 2 показателям:
- критерий эффективной работы - выполнение плана работы на период ИС
- критерий эффективной адаптации - положительное заключение менеджера по персоналу
- результат социометрии.

2.2. Критерий эффективности работы определяется выполнением плана работы на испытательный срок, который составляет и контролирует его выполнение непосредственный руководитель. (Форма 1).
Составляется календарь встреч с непосредственным руководителем по принципу: первая неделя – каждый день после рабочего дня, вторая неделя – 1 раз в два дня и т.д.
Цель встреч координирование работы сотрудника, определение сильных и слабых сторон в работе, фокусирование сотрудника на результат («мышление в рамках результата»).

2.3. Критерий эффективной адаптации определяется планом работы с менеджером по персоналу (ФОРМА. ) Составляется календарь встреч с менеджером по персоналу по принципу: первая неделя – каждый день после встречи с непосредственным руководителем, вторая неделя – на следующий день после встречи с непосредственным руководителем и т.д.
Цель встреч помочь человеку быстрее и легче адаптироваться в компании. А также определить сильные стороны человека и стороны, которые необходимо развивать для успешной работы, определить его мотивацию, потенциал.

2.4. Социометрия – сотрудники, с которыми «новичок» работал и общался в период ИС анонимно оценивают его по предложенной схеме (Форма 2).
Цель социометрии понять насколько «новенький» легко создает отношения, адаптируется и справляется с возникающими трудностями.
После прохождения испытательного срока непосредственный руководитель заполняет лист Оценки работника после прохождения ИС (Форма 3).
Менеджер по персоналу проводит социометрию. Предоставляет свое заключение и результат социометрии.
В последний день ИС проводится собрание: непосредственный руководитель и менеджер по персоналу. На собрании решается вопрос о дальнейшем сотрудничестве с сотрудником и определяется его план дальнейшего развития, разрабатываются критерии оценки его работы.

ІІІ. План введения в должность

3.1. Собеседование с менеджером по персоналу.

3.1.1. Вручение буклета, краткий комментарий к его содержанию: история компании: когда образована, учредители, основные акционеры, цели и перспективы развития компании.

3.1.2. Положение компании в настоящее время: направления деятельности, с какими организациями взаимодействует, штат.

3.1.3. Вручение фирменного сувенира компании (рабочий дневник с логотипом компании).

3.1.4. Ознакомление со схемой структуры компании.

3.1.5. Знакомство с порядками и традициями компании:
- продолжительность рабочего дня
- внешний вид
- перерыв на обед
- организация питания
- регламентированные перерывы на чай/кофе и отдых
- пользование телефоном в личных целях
- политика компании в отношении сверхурочных работ
- дни и порядок выплаты зарплаты.

3.1.6. Знакомство с внутренним сайтом компании: телефоны сотрудников, дни рождения.

3.2. Представление сотрудника. Знакомство сотрудника с руководителем структурного подразделения, в которое выходит на работу новый сотрудник, уточнение роли значения отдела в структуре и деятельности компании.

3.3. Представление непосредственному руководителю.

3.3.1. Знакомство сотрудника с руководителем отдела.

3.3.2. Круг задач, которые должен будет решать сотрудник.

3.3.3. Должностные обязанности (по инструкции).

3.3.4. Функции других сотрудников в отделе.

3.3.5. Порядок взаимодействия с руководителем (приемные часы, круг вопросов).

3.3.6. Принятые в отделе методы планирования, отчетности и контроля.

3.3.7. Представление наставника из числа опытных сотрудников отдела.

3.3.8. Порядок взаимодействия с другими отделами.

3.4. Знакомство с коллегами и рабочим местом.

3.4.1. Взаимное представление сотрудников.

3.4.2. Уточнение расположения рабочего места и его технической оснащенности и комплектации.

3.5. Знакомство с сотрудниками других отделов, с которыми новый сотрудник будет взаимодействовать по роду своих обязанностей.

3.6. Оформление в отделе кадров. Оформление документов в отделе кадров в соответствии с Положением о приеме на работу в компанию, в обязательном порядке новый сотрудник подписывает документ о Неразглашении коммерческой тайны и конфиденциальной информации.

3.7. При успешном прохождении испытательного срока, непосредственный руководитель устно информирует сотрудника о продолжении трудовых отношений. Отдел персонала инициирует заполнение сотрудником Личного плана профессионального и служебного развития (Форма 4). План служит основой для определения профессиональных и служебных интересов сотрудника, возможных путей мотивации, а также оценки достижений и потенциала специалиста во время аттестации. Индивидуальный план прохождения испытательного срока с оценками, комментариями и решением Генерального директора, а также личный план профессионального и служебного развития передаются в отдел персонала для дальнейшей работы. Копии приобщается к личному делу сотрудника.

3.8. В случае, если в ходе прохождения испытательного срока выявляется несоответствие сотрудника должности, непосредственный руководитель оформляет служебную записку на имя Руководителя направления о несоответствии сотрудника. Служебная записка согласовывается с начальником отдела персонала и визируется Генеральным Руководством (президентом или вице-президентом). О неудовлетворительном итоге прохождения испытательного срока и не желании продолжать трудовые отношения сотруднику сообщается до даты истечения испытательного срока в письменной форме под роспись. После этого происходит процедура увольнения сотрудника.

План работы на испытательный срок
_____________________________________________
ФИО сотрудника, должность, структурное подразделение

Утверждаю:
______________________
(должность)
______________________
(Ф.И.О.)
«___» _____________ 200__г.

Испытательный срок _______ месяц

Рекомендация (обвести номер предлагаемого решения):
1. Продолжить проверку в период установленного испытательного срока.
2. Уволить как не прошедшего испытание, искать замену.
3. Приступить к поиску замены в связи с предполагаемым увольнением.
Срок увольнения с __________________________.
4. Считать прошедшим испытание.
5. Другое (раскрыть)__________________________________________________________

____________________ ________________ _______________
Ф.И.О. Подпись Дата

Личный план профессионального и служебного развития

Ф.И.О.________________________________ Подразделение ______________________________
Должность_____________________________ Руководитель _______________________________

1. Опишите, пожалуйста, те качества, навыки и знания, которые необходимы специалисту на Вашем рабочем месте для наиболее продуктивного выполнения своих должностных обязанностей и оцените степень развития этих навыков у Вас по 5-бальной шкале.

Знания, умения, навыки

Другие статьи

Положение об адаптации новых сотрудников

1500 статей о HR

Хорошо продуманный процесс адаптации позволяет сотрудникам быстрее "прижиться" в компании и выйти на уровень своей максимальной эффективности. По сути, совершенствование данного периода нужно скорее не новичкам, а самой организации, т. к. именно она заинтересована в получении максимальной отдачи от своих сотрудников.

При планировании сопровождения на данном этапе необходимо продумать каждую мелочь. Выстроенный на высоком уровне данный процесс - это мощный инструмент для создания позитивного имиджа компании, а также мотивации к работе.

Как правило, кадровая политика, касающаяся периода адаптации прописывается в виде «положения об адаптации», которое позволяет стандартизировать и утвердить процесс прохождения испытательного срока на всех организационных уровнях. В качестве примера может быть рассмотрен документ, приведенный ниже.

Положение об адаптации вновь принятых сотрудников.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение предназначено для внедрения единой процедуры адаптации во всех структурных подразделениях ООО « ».
1.2. Процедура адаптации работников ООО « » направлена на обеспечение более быстрого вхождения в должность нового сотрудника, уменьшение количества ошибок, связанных с включением в работу, формирование позитивного образа компании, уменьшение дискомфорта первых дней работы, а также на оценку уровня квалификации и потенциала сотрудника во время прохождения им испытательного срока.
1.3. Продолжительность адаптационного периода по времени совпадает со сроком испытания, если таковой при заключении трудового договора соглашением сторон устанавливается работнику.
1.4. Данное Положение должны знать и использовать в своей работе ответственные за адаптацию сотрудники компании:
- Руководители структурных подразделений;
- Сотрудники компании, назначаемые наставниками вновь принятых сотрудников;
- Сотрудники отдела персонала.
1.5. Функция управления адаптацией вновь принятых работников ООО « » возлагается на менеджера по персоналу.

2. Программа работы с сотрудником на период испытательного срока
2.1. Критерий эффективности прохождения испытательный срок (далее - ИС) будет определяться по 2 показателям:
- критерий эффективности работы - выполнение плана работы на период ИС
- критерий эффективной адаптации - положительное заключение менеджера по персоналу
- результат социометрии
2.2. Критерий эффективности работы определяется выполнением плана работы на испытательный срок, который составляет и контролирует его выполнение непосредственный руководитель. (Форма 1 в конце положения).
Составляется календарь встреч с непосредственным руководителем по принципу: первая неделя – каждый день после рабочего дня, вторая неделя – 1 раз в неделю и т.д.
Цель встреч - координирование работы сотрудника, определение сильных и слабых сторон в работе, фокусирование сотрудника на результат.
2.3. Критерий эффективной адаптации определяется планом работы с менеджером по персоналу. Составляется календарь встреч с менеджером по персоналу по принципу: первая неделя – в первый рабочий день и в конце недели после встречи с непосредственным руководителем, вторая и последующие недели испытательного срока – в конце каждой недели.
Цель встреч – помочь человеку быстрее и легче адаптироваться в компании. А также определить сильные стороны человека и стороны, которые необходимо развивать для успешной работы, определить его мотивацию, потенциал.
2.4. Социометрия. Сотрудники, с которыми «новичок» работал и общался в период ИС анонимно оценивают его по предложенной схеме (Форма 2. в конце положения).
Цель социометрии: понять насколько «новенький» легко создает отношения, адаптируется и справляется с возникающими трудностями.

После прохождения испытательного срока непосредственный руководитель заполняет лист Оценки работника после прохождения ИС (Форма 3. в конце положения).
Менеджер по персоналу проводит социометрию. Он предоставляет свое заключение и результат социометрии.
В последний день ИС проводится собрание: непосредственный руководитель и менеджер по персоналу. На собрании решается вопрос о дальнейшем сотрудничестве с сотрудником и определяется его план дальнейшего развития, разрабатываются критерии оценки его работы.

3. Порядок проведения адаптации
3.1. Программа адаптации сотрудников состоит из трех основных частей – общей, технической и индивидуальной, и рассчитана на весь испытательный срок.
3.2. Общая часть предполагает формирование общего представления о компании, особенностях взаимоотношений компании и работника. Проводится в 1-й день работы сотрудника и состоит из 3-х этапов.
3.2.1. Оформление документов о приеме на работу.
Основной задачей данного этапа является оформление трудовых отношений с сотрудником. Для этого сотруднику необходимо заполнить и подписать в Отделе персонала в первый день работы следующие документы: анкету, личную карточку, заявление о приеме на работу, трудовой договор, договор о материальной ответственности (если нужно). Документы оформляются при наличии у сотрудника трудовой книжки, паспорта, копии диплома (аттестата), ИНН, свидетельства пенсионного фонда, военного билета, копии свидетельства о рождении детей, справки о доходах с последнего места работы.
Сотрудник заполняет анкету «ККС», которая передаётся в отдел системного администрирования для получения личного пароля доступа в сеть.
Данные сотрудника передаются менеджером по персоналу секретарю на «ресепшн» (ФИО, электронный адрес, должность, отдел).
3.2.2. Введение в организацию.
В течение этапа введения в организацию новые сотрудники должны быть ознакомлены с организационной структурой компании, правилами внутреннего трудового распорядка организации, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовым функциям работника, порядком оплаты и стимулирования труда, порядком оплаты отпуска и больничных листов, с краткой историей, основными положениями корпоративной культуры ООО « ». Для ознакомления вновь принятому сотруднику вручается диск с презентацией компании (либо презентация скачивается с сетевого диска). В презентацию входит следующая информация:
• Информация о компании;
• Структура ООО « »;
• Схема расположения офисных помещений;
• Список сотрудников компании с указанием их служебных телефонов;
• Корпоративные правила;
• Правила пользования локальной сетью, Интернет, междугородней и мобильной связью;
• Правила пропускной системы.
3.2.3. Введение в подразделение.
После знакомства с компанией, сотрудник Отдела персонала представляет нового сотрудника коллективу компании и показывает основные помещения офиса. Руководитель подразделения обязан ознакомить сотрудника с функциями и структурой отдела, порядком взаимодействия отдела с другими подразделениями компании, должностными обязанностями вновь принятого сотрудника. Руководитель определяет задачи сотрудника на период испытательного срока, степень его ответственности и критерии оценки успешности прохождения процесса адаптации, показывает рабочий стол, оснащение, места хранения документов и других рабочих материалов общего пользования. Сотрудник Отдела системного администрирования регистрирует нового сотрудника в качестве пользователя сети компании, определяет внутренний номер и проводит инструктаж по использованию технических средств, включая ограничения по пользованию.

3.3. Техническая часть.
Данный раздел касается новых сотрудников коммерческого отдела (менеджеров по продажам), а также менеджеров по работе с клиентами (эккаунт-менеджеры).
Включает в себя детальное ознакомление с услугами компании, спецификой предоставления тех или иных услуг, цен и тарифов, особенностями работы с теми или иными заказчиками-клиентами и т.д.
Данный этап проводится в первые дни адаптационного периода и может длиться от 1 до 3 рабочих дней.

3.4. Индивидуальная часть.
Включает в себя более детальное ознакомление с деятельностью компании, более детальное ознакомление с должностью и спецификой предстоящей работы, приобретение конкретных навыков, специфичных для данной должности. Индивидуальная программа адаптации рассчитана на оставшийся период прохождения испытательного срока, определяется непосредственным руководителем, и включает 2 этапа.
3.4.1. Назначение наставника.
Для надлежащей организации процесса адаптации вновь принятому работнику из числа персонала структурного подразделения по представлению руководителя этого подразделения, может назначаться наставник. По окончании испытательного срока наставник (либо непосредственный руководитель) оценивает работу нового сотрудника, заполняет Бланк аттестации и передает в Отдел персонала.
3.4.2. Вхождение в должность.
Этот этап предполагает полное освоение сотрудником своих должностных обязанностей, хорошую ориентацию в компании, ее деятельности и структуре.

4. Аттестация по результатам испытательного срока.
4.1. В целях подведения итогов адаптации менеджер по персоналу организует проведение аттестации по результатам испытательного срока.
4.1.1. За 5 рабочих дней до окончания испытательного срока сотрудника менеджер по персоналу оповещает сотрудника и ответственных за его адаптацию о дате проведения аттестации по результатам испытательного срока, выдает сотруднику бланк Отчета, руководителю подразделения - Бланк аттестации сотрудника.
4.1.2. Сотрудник Отдела персонала на основании опроса ответственных за адаптацию заполняет бланк Общей оценки сотрудника и передает руководителю подразделения.
4.1.3. Адаптация считается успешной, если работник усвоил и закрепил необходимый объем знаний и навыков, требующихся для работы, принят коллективом, принимает и разделяет корпоративные ценности Компании.
4.1.4. На основании данных опроса об успешности прохождения сотрудником испытательного срока Генеральный директор/Коммерческий директор/Руководитель подразделения принимает решение об увеличении заработной платы в соответствии с окончанием испытательного срока либо о продлении испытательного срока без увеличения зарплаты.
4.1.5. Если работник, проходящий первичную адаптацию, не справляется со своими обязанностями во время срока испытания и соответственно адаптационного периода, то по ходатайству руководителя структурного подразделения он может быть уволен (как не выдержавший испытания).
4.1.6. Руководитель структурного подразделения обязан в течение 2-х рабочих дней сообщить аттестуемому сотруднику результаты прохождения испытательного срока и рекомендации по дальнейшему вхождению в должность.

Адаптация новых сотрудников

Адаптация новых сотрудников

Каждый из нас когда-то был новым сотрудником и сталкивался с проблемами адаптации. Этот период был очень непростым.

Некоторые руководители пускают на самотек процесс привыкания, и сотруднику приходится самому осваиваться в новом коллективе, а есть руководители, которые заботятся о свои кадрах и на предприятии разрабатывается специальная программа адаптации новых сотрудников.

Что же такое адаптация? Адаптация представляет собой методику, способствующую эффективному вовлечению нового сотрудника в деятельность компании, а также подготовке в установленный срок из него грамотного специалиста.

Основные этапы адаптации новых сотрудников.

Адаптацию можно подразделить на четыре основных этапа:

  1. — Психологический, или психофизиологический. К этому этапу относится адаптация новых сотрудников к режиму и ритму рабочего дня, условиям труда, рабочему месту, физическим и психологическим нагрузкам.
  2. — Социальный. К социальным факторам относится знакомство с организационной структурой компании, взаимоотношениями в коллективе, корпоративными традициями и ценностями, внутриорганизационными коммуникациями, принятыми стандартами и нормами поведения, способами и методами взаимодействия.
  3. — Профессиональный. К этому этапу относятся реализация профессиональных навыков и умений на новом месте, повышение квалификации, критерии оценки результатов труда, выполнение вмененных обязанностей.
  4. — Организационный. Рассматривать организационный этап следует со стороны статуса и значимости занимаемой должности, роли структурного подразделения, в котором трудится новый сотрудник, корпоративных механизмов управления в организации; положения организации на рынке.

Адаптация, как правило, занимает от 3 до 12 месяцев. Самыми непростыми считаются первые два-три месяца. Этот период может совпадать с испытательным сроком. Если же в компании разрабатываются и внедряются в коллектив программы адаптации новых сотрудников, то срок освоения на новом месте существенно сокращается, а благодаря хорошо продуманному процессу адаптации новые сотрудники быстрее «вливаются» в трудовые коллективы и раскрывают свой потенциал.

Положение об адаптации новых сотрудников

В организациях, руководители которых заинтересованы оказывать помощь при адаптации молодым специалистам, разрабатывают и внедряют Положение об адаптации вновь принятых работников. В этом документе прописывается кадровая политика, которая касается адаптации новых сотрудников. Такое положение направлено на систематизацию и утверждение процесса прохождения испытательного срока в организации.

К основным участникам адаптационной программы относятся непосредственный руководитель, наставник и специалист службы персонала.

Процесс адаптации можно разделить на четыре периода, на каждом из них предполагается выполнить определенные задания.

Примерная программа может выглядеть следующим образом:

Период первый — начинается за несколько дней до выхода нового сотрудника на работу. Менеджеры службы персонала согласовывают дату выхода нового сотрудника с руководителем подразделения, занимаются организацией подготовки рабочего места, проверяют обеспеченность рабочего места необходимой оргтехникой, канцелярскими товарами и расходными материалами, телефонным аппаратом, готовят информационные материалы выдаваемые новым сотрудникам в первый рабочий день. К таким материалам могут относиться памятки для новых сотрудников, списки внутренних и внешних телефонных номеров организации, список правил, касающихся междугородних и международных звонков, а также личных звонков, образцы заявок и т.п.

В это время непосредственный руководитель проверяет наличие актуальной должностной инструкции, определяет наставника — во многих организациях применяется наставничество как основной метод адаптации персонала.

Период второй — начинается в день выхода сотрудника работу.

Специалисты службы персонала встречают новых сотрудников, проводят кадровое оформление, вручают информационный материал, дают рекомендации к первому рабочему дню, сопровождают до рабочего места. Непосредственный начальник и специалист службы персонала представляет новых сотрудников коллективу, знакомит с наставниками. Далее сотрудник знакомится с должностными обязанностями, системой поощрений, организационной структурой, порядком выдачи заработной платы и т.п. Наставник или специалист службы персонала знакомит с правилами внутреннего распорядка (количество рабочих перерывов, продолжительность обеденного перерыва, график работы, дресс-код компании, пропускная система и т.п.), предоставляет информацию личного характера (расположение столовой, туалета, места для курения и т.д.), информирует о правилах и традициях, которые сложились в подразделении.

Период третий — продолжается в течение испытательного срока нового сотрудника.

В этот период сотрудники отдела подбора и адаптации совместно с руководителем подразделения и наставником анализируют компетенции должности и разрабатывают индивидуальный план подготовки нового сотрудника. Наставник или ответственные специалисты службы персонала знакомят с историей развития организации, ее целями, задачами, стратегиями и т.п. дают рекомендации по ознакомлению с первоочередными документами и регламентами разъясняют функциоанльную и организационную структуру организации, знакомят с планом работы нового сотрудника на испытательный срок.

В течение испытательного срока сотрудник службы персонала проводит с новым сотрудником адаптационные беседы, цель которых — помочь сотруднику быстрее и легче адаптироваться в компании, определить его сильные стороны и стороны, которые необходимо развивать для успешной работы, определить его мотивацию и потенциал, получить обратную связь о вхождении в коллектив, о взаимодействии с руководством и коллегами, впечатлении от работы, установить и скорректировать возможные сложности, связанные с адаптацией. Специалист кадровой службы анализирует результаты бесед и фиксирует их в адаптационных отчетах.

Четвертый период соответствует окончанию испытательного срока и организации аттестационных мероприятий.

По окончании испытательного срока проводится аттестация сотрудника. Инициатором проведения аттестации по окончании испытательного срока является сотрудник службы персонала, за исключением досрочной аттестации, когда инициатива исходит от руководителя сотрудника.

Специалистами службы персонала раздаются новым сотрудникам для заполнения оценочные листы, затем они анализируются, проводится обсуждение подведенных итогов, делается прогноз трудовых возможностей каждого нового сотрудника.

Сотрудники службы персонала получают аттестационные документы на сотрудника по окончании испытательного срока и проводят мероприятия по аттестации. В случае неуспешной аттестации с работником прекращаются трудовые отношения.

Работник знакомится с результатами аттестации. При успешной аттестации испытательный срок считается завершенным.

Применение адаптации ведет к успешному завершению испытательного срока новым работником и экономии издержек организации на поиск, обучение и оценку персонала.

Заявка на подбор персонала

Положение об адаптации персонала организации (примерный образец): образец, бланк, шаблон

Положение об адаптации персонала организации (примерный образец) Раздел I. Организация наставничества 1. Общие положения

1.1. Выбор наставника определяет начальник подразделения совместно с кадровым работником.

1.2. Наставник - это сотрудник компании, задачей которого является введение нового сотрудника в должность.

1.3. Наставник должен обладать следующими качествами:

- высокий уровень профессиональной компетенции;

- способность и готовность делиться своим опытом - умение доходчиво объяснять информацию, системное представление о своем участке работы и работе подразделения;

- лояльность компании: преданность делу компании, поддержание ее стандартов и правил работы;

- коммуникативные навыки, гибкость в общении.

2. Обязанности наставника

2.1. Проводить процедуру наставничества в соответствии с программой адаптации для нового сотрудника.

2.2. Представить нового сотрудника коллективу и ознакомить с расположением отделов в организации.

2.3. Познакомить нового сотрудника со спецификой отдела: цели, задачи подразделения, организационная структура, взаимодействие с другими подразделениями, филиалами.

2.4. Познакомить с продуктом отдела: услуги.

2.5. Познакомить с технологией работы, с документооборотом и программным обеспечением, с традициями и правилами поведения в организации.

2.6. Проводить консультации нового сотрудника по текущим вопросам.

2.7. Оказать помощь новому сотруднику в организации его рабочего места.

2.8. Корректно, позитивно относиться к новому сотруднику

2.9. Рационально распределять рабочее время: совмещать функции по основной работе с функциями наставничества за счет рационального планирования рабочего времени.

2.10. Быть последовательным в передаче необходимой информации, знаний, опыта новому сотруднику: от простого к сложному, от общеизвестной информации к конфиденциальной.

2.11. Проводить отслеживание обратной связи, контролировать освоение знаний в ходе наставничества.

2.12. Осуществлять текущий контроль над работой нового сотрудника, своевременно корректировать неправильные действия в работе.

2.13. Проявлять заботу о новом сотруднике: обстоятельное разъяснение вопросов, привитие культуры компании.

2.14. Если в период адаптации новый сотрудник совершает виновные действия или проявляет себя как некомпетентный сотрудник, без заинтересованности в собственном обучении, наставник обязан поставить в известность начальника подразделения и работника отдела кадров.

2.15. За две недели до окончания испытательного срока направить сотруднику, наставнику, начальнику подразделения бланки для оценки деятельности нового сотрудника.

2.16. За неделю (7 рабочих дней) представить отзыв о работе нового сотрудника, а также отзыв о работе наставника работнику отдела кадров.

3. Права наставника

Наставник имеет право:

3.1. Осуществлять деятельность согласно обязанностям наставника и получать за это материальное вознаграждение согласно системе мотивации наставника.

3.2. На получение помощи при составлении индивидуальной программы адаптации для нового сотрудника со стороны работника отдела кадров и начальника подразделения.

3.3. Вносить свои изменения в индивидуальную программу по адаптации (в письменной форме и заверенные непосредственным начальником) в связи с индивидуальными особенностями нового сотрудника (уровень знаний, навыков, обучаемость и т.п.).

3.4. Обращаться по имеющимся вопросам, касающимся процесса адаптации нового сотрудника, к начальнику отдела и работнику отдела кадров.

3.5. Требовать от нового сотрудника ответственного выполнения поставленных задач.

3.6. Требовать от нового сотрудника соблюдения трудового распорядка и соблюдения внутренних условий работы компании.

4. Система материального поощрения наставника

4.1. При успешном прохождении испытательного срока наставник ежемесячно получает дополнительное денежное вознаграждение в размере 1500 руб.

4.2. В случае если новый сотрудник проработал менее 1 месяца, не прошел испытательный срок (по причине неудовлетворительной работы, без вины наставника) - наставник получает компенсацию за проделанную работу в размере 500 руб.

4.3. Выявлена неудовлетворительная работа наставника - в конце месяца производится вычет из премиальной части в размере 1000 руб.

5. Ответственность наставника

Наставник несет ответственность за:

5.1. Грамотную и культурную работу с новым сотрудником.

5.2. Объективную оценку нового сотрудника (профессиональные и личностные качества).

5.3. Своевременное представление отчета о проделанной работе работнику отдела кадров.

6. Показатели эффективности работы наставника

6.1. Выполнение поставленных целей и задач новым сотрудником в период испытательного срока.

Раздел II. Права, обязанности и ответственность нового сотрудника в период испытательного срока 1. Права нового сотрудника

Новый сотрудник имеет право:

1.1. На получение полной, достоверной информации, необходимой для его работы.

1.2. На доброжелательное, позитивное отношение наставника к своей личности.

1.3. На внесение конструктивных изменений и предложений в программу своей адаптации (представленные в письменной форме работнику отдела кадров и заверенные начальником подразделения, в котором новый сотрудник проходит испытательный срок).

1.4. На получение заработной платы в период испытательного срока.

1.5. Обратиться с претензией (жалобой) к непосредственному начальнику или работнику отдела кадров на наставника по поводу халатного исполнения последним своих обязанностей.

2. Обязанности нового сотрудника

2.1. Своевременно и качественно выполнять поставленные задачи начальника подразделения и наставника.

2.2. Регулярно отчитываться о ходе выполнения поставленных задач.

2.3. Консультироваться с наставником при принятии важных решений или проявлении инициативы в работе.

2.4. Проявлять инициативу для успешного прохождения адаптации (задавать вопросы, читать специализированную литературу и т.д.).

2.5. Соблюдать трудовую дисциплину и внутренний трудовой распорядок компании.

3. Ответственность нового сотрудника

3.1. За исполнение трудовой дисциплины.

3.2. За исполнение поставленных задач.

3.3. За ответственное отношение к своим обязанностям.

4. Показатели эффективности нового сотрудника

4.1. Своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач в период испытательного срока.

Раздел III. Обязанности работника отдела кадров в период прохождения новым сотрудником адаптационного периода

1. Работник отдела кадров в указанный период обязан осуществлять промежуточный контроль методом проведения собеседований, опросов нового сотрудника (1 раз в неделю) о его работе, сложностей в работе, адаптации в коллективе. В случае необходимости корректировать работу наставника.

Раздел IV. Оценка адаптации нового сотрудника 1. Цель оценки

Данная оценка необходима для принятия обоснованного решения о приеме сотрудника в постоянный штат либо о прекращении сотрудничества. Оценка производится за 7 рабочих дней до окончания испытательного срока нового сотрудника.

2. Процедура оценки

2.1. Наставник за неделю представляет отзыв о работе нового сотрудника отделу кадров.

2.2. Новый сотрудник также представляет отзыв работнику кадрового отдела, но уже о работе наставника.

2.3. Работник отдела кадров организует собрание комиссии для принятия объективного решения. В состав комиссии входят:

- начальники смежных отделов;

- работник отдела кадров.

Для объективности оценки число членов комиссии должно быть нечетным.

2.4. Каждый член комиссии должен устно высказать свое мнение относительно сотрудника, который проходил испытательный срок, а именно:

- соответствие корпоративной культуре.

2.5. Работник отдела кадров представляет данные о профессиональном пути сотрудника (согласно его анкете).

2.6. После проведения оценки начальник отдела совместно с работником отдела кадров проводят собеседование с сотрудником по результатам оценки, сообщают о решении, дают оценку результатам работы, сильным и слабым сторонам, рекомендации к развитию, сотрудник высказывает свое мнение о работе в данной организации.

Приложения к документу:

Положение об адаптации персонала - Образец документа

Положение об адаптации персонала Порядок адаптации персонала ООО "Т"

1. Область применения

1.1 Настоящий стандарт регламентирует действия по проведению адаптационной работы с вновь поступающим персоналом или персоналом приступившим к работе в на новом рабочем месте либо в измененных условиях труда ООО "Торговый дом "Крестьянка" (далее Общество).
1.2 Положения стандарта подлежат применению всеми руководителями Общества.
1.3 Ответственность за поддержание настоящего стандарта в актуальном состоянии возлагается на менеджера по административным вопросам.

2. Определения
В настоящем СТП применяют следующие термины с соответствующими определениями:
адаптация персонала - это процесс приспособления потребностей, ценностей и профессиональных компетенций сотрудников к требованиям, предъявляемым к ним организацией в соответствии с ее стратегическими целями и ценностями;
адаптант - человек, приспосабливающийся к новым условиям ;
сработанность с коллективом - основные критерии: понимание адаптантом прописанных и не прописанных норм и правил поведения и взаимодействия, действующих в коллективе, целей работы коллектива.

3. Сокращения
В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:
НД - нормативный документ;
ООО - Открытое акционерное общество;
СП - структурное подразделение
СТП - стандарт предприятия;
УК - Управление кадров.

4. Порядок адаптации персонала
4.1 Необходимость в адаптационной процедуре
4.1.1 Адаптационная процедура необходима для снижения экономических потерь предприятия, связанных с длительностью периода приобретения работниками достаточных навыков работы на рабочем месте и достижения плановой производительности труда.
4.1.2 Ответственность за организацию работы с адаптантами возлагается на непосредственных руководителей.
4.1.3 Адаптационную процедуру начинают:

  1. для вновь принятых работников начинают с собеседования кандидата на вакантную должность с руководителем подразделения, согласно пункта 4.2.
  2. для работников с выхода приказа о внедрении изменений в технологии работ, согласно пункта 4.4.

4.2. Собеседование
4.2.1 Вновь поступающий работник в обязательном порядке должен пройти собеседование с руководителем СП.
4.2.2 В ходе собеседования руководитель подразделения доводит следующую информацию (в устной форме):

  1. о реально сложившемся уровне оплаты труда и системе оплаты, ближайших перспективах роста заработной платы;
  2. о перспективах должностного роста;
  3. о возможностях повышения квалификации;
  4. об условиях труда на рабочем месте и состоянии оборудования.

4.3 Введение в коллектив
Введение работника в коллектив проводит непосредственный руководитель в течение первых трех дней работы. Оно включает в себя:

  1. представление работника коллективу;
  2. знакомство с работниками, связанными технологической цепочкой с вновь принятым работником;
  3. пространственное знакомство с подразделением (границы Общества, места расположения администрации, места общего пользования);
  4. ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка;
  5. ознакомление с графиком работы;
  6. ознакомление с порядком получения инструмента (канцелярских товаров);
  7. ознакомление с порядком получения спецодежды, продуктов, средств индивидуальной защиты, моющих средств (если они положены);
  8. ознакомление с правилами техники безопасности применительно к конкретному рабочему месту с указанием возможных источников опасности;
  9. разъяснение его должностных обязанностей согласно должностной инструкции;
  10. ознакомление с технологическим процессом и выполнением должностных обязанностей;
  11. ознакомление со всеми нормативными документами, требования которых непосредственно касаются данного работника.

4.4 Профессиональная подготовка
4.4.1 Профессиональная адаптация сотрудника выражается в овладении им специальностью, профессиональными навыками. На данном этапе генеральный директор определяет необходимую программу адаптации сотрудника, ответственные лица выполняют намеченные мероприятия по адаптации проставляют соответствующие отметки в "Плане адаптации сотрудника" оформленного в соответствии с приложением А.
4.4.2 За производственное обучение (индивидуальное) отвечают инструкторы производственного обучения.
4.4.3 Для проведения производственного обучения руководитель СП рекомендует генеральному директору кандидатуры инструкторов производственного обучения.
4.4.4 Генеральный директор оформляет отношения обучаемого с инструктором производственного обучения своим приказом, в котором указывает:

  1. на накую должность учеником принимается обучаемый;
  2. ФИО и должность инструктора производственного обучения;
  3. сроки проведения обучения и дату сдачи квалификационных экзаменов;
  4. программу адаптации обучаемого (см. приложение А)

4.4.4 Инструктор производственного обучения СП проводит занятие на рабочем месте. В процессе обучения работника инструктор производственного обучения координирует и проводит подготовку работника в соответствии с утвержденной программой адоптации (производственного обучения).
4.4.5 Непосредственный руководитель еженедельно в течение первого месяца, в дальнейшем - ежемесячно информирует работника о его достижениях в устной форме. Еженедельные встречи проводят в последний рабочий день недели (по итогам работы за неделю), ежемесячные встречи проводят 15-20 числа. Информирование включает:

  1. производительность труда (выполнение норм выработки);
  2. качество работы;
  3. оценка сложности выполняемой работы;
  4. разъяснение по размеру полученной по итогам месяца заработной платы.

4.5 Подведение итогов адаптации
4.5.1 Адаптация считается полноценной, если достигнуты следующие цели:
1) Профессиональная подготовка (овладение специальностью):

  1. знание требований технологии выполняемых работ;
  2. устойчивое выполнение норм выработки;
  3. высокое качество выполнения работ;

2) Соблюдение норм жизни коллектива:

  1. дисциплинированность и организованность (отсутствие прогулов и опозданий, нарушений технологической дисциплины, правил техники безопасности);

З) Социальная активность адаптанта:

  1. хозяйское, бережливое отношение к частной собственности;
  2. экономии сырья, электроэнергии, топлива, материалов.

4.5.2 По завершении выполнения всех мероприятий и истечении срока адаптационного периода наставник оформляет и представляет "Отзыв" коммерческому директору (см. Приложение Б) для рассмотрения вопроса о завершении испытательного срока.
Наставник сдает "Отзыв" коммерческому директору в указанный срок и в графе "рекомендации" отмечает уровень готовности молодого специалиста.
4.5.3 Коммерческий директор рассматривает "Отзыв", проводит беседу с наставником и новым сотрудником, чтобы принять одно из решений:

  1. о возможности проведения экзамена и о снятии испытательного срока;
  2. о дальнейшей профессиональной подготовке;
  3. о несоответствии работника ввиду неудовлетворительного завершения периода адаптации.

4.5.4 В случае неудовлетворительного результата экзамена или при отрицательном "Отзыве" наставника новому сотруднику предлагают увольнение по собственному желанию или как не выдержавшему испытательный срок. При успешном же результате новый сотрудник утверждается в должности и его испытательный срок считается пройденным, а все материалы коммерческий директор передает менеджеру по административным вопросам для формирования личного дела нового сотрудника.

Приложение А Форма плана адаптации сотрудника и пример ее заполнения

УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО "ТД "Крестьянка"
__________ С.Л. Кожин
"___"____________ 200_г.

План адаптации сотрудника

На период с ___________________ по _________________
Ф.И.О. ___________________________________________________________________
Подразделение_____________________________________________________________
Должность ________________________________________________________________
Дата начала работы _________________________________________________________
Дата окончания испытательного срока _________________________________________
Ф.И.О. наставника __________________________________________________________
Должность наставника ______________________________________________________

С планом адаптации ознакомлены:
Работник _________________________________________ "___"____________ 200_г.
Наставник _________________________________________ "___"____________ 200_г.
Руководитель ______________________________________ "___"____________ 200_г.

Приложение Б

Рекомендации ________________________________________________________________
Необходимость дополнительного обучения, повышения квалификации (указать какое) ___ ________________________________________________________________________

Наставник: _____________________________________"___"__________________ 200__г.

Б.2 Оборотная сторона "Отзыва"


(заполняется коммерческим директором при аттестации сотрудника)

Заключение по результатам оценки профессиональных знаний
"___"___________ 200__г.

На утверждение в должности___________________________________________________

Оцените уровень соответствия профессиональных знаний, приобретенных за время испытательного срока, требовани-ям занимаемой должности. Решение выносится коллегиально. Отметьте соответствующую вашему мнению позицию:
. уровень профессиональных знаний превосходит требования к должности;
. уровень профессиональных знаний полностью соответствует требованиям должности;
. уровень профессиональных знаний в основном соответствует требованиям должности;
. уровень профессиональных знаний недостаточно соответствует требованиям должности;
. уровень профессиональных знаний не соответствует требованиям должности.

Коммерческий
директор ______________________________"___"__________________ 200__г.