Руководства, Инструкции, Бланки

факторы формирования стиля руководства img-1

факторы формирования стиля руководства

Рейтинг: 4.3/5.0 (1855 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Факторы формирования стиля руководства

Факторы формирования стиля руководства.

Стиль принятия решений.

4 Содержание лекции

Теоретические модели управления.

Управление является процессом, который происходит в определенной внешней среде. Эта внешняя среда существенно влияет на то, каким образом протекает этот процесс. На рис. 3.1 и 3.2 представлены модели управления Фармера-Ричмена и Негандхи-Просадa, соответственно.

Р.Н. Фармер и В.М Ричмен разработали свою модель в середине 60-х гг. ХХ в. для ответа на вопрос, что и каким образом влияет на поведение менеджеров. При этом осознавалось, что практика менеджмента оказывает существенное влияние на эффективность управленческого труда. В модели Фармера-Ричмена подчеркивается значение внешних институциональных и культурных факторов[i]. Второй важный момент – указание на то, что это воздействие осуществляется через управленческие процессы. Например, МНК с культурой, ориентированной на выполнение задач, приходя в страну, где культивируется поддержание хороших отношений необходимо или специально отбирать людей, или устраивать тренинги. В противном случае способы управления, принятые в фирме, будут неадекватно восприниматься персоналом.

Модель Фармера-Ричмена критиковали за статичный характер, т.к. в ней не отражено влияние развития общества на внешние факторы. Другим слабым пунктом считается то, что предприятие в этой модели реагирует на изменение внешней среды пассивно, путем адаптации. Наконец, А.Р. Негандхи и С.В. Прасад указали, что в одинаковой окружающей среде фирмы должны бы были, согласно модели Фармера-Ричмена, вести себя одинаково, но в действительности это не так. Негандхи и Прасад сделали акцент на наличии у предприятий управленческой философии, которая выражается в особом отношении к работникам, потребителям, поставщикам, акционерам, правительственным или муниципальным органам. В их модели именно управленческая философия является фактором решающим образом влияющим на поведение фирмы.

Эмпирические исследования подтвердили значимость рассмотренных выше моделей и несомненность влияния институциональных и культурных факторов на формирование стилей руководства. С точки зрения национальных различий в стиле руководства такие факторы как система ценностей, интенсивность различных типов потребностей, картина мира, особенности процесса познания, восприятие риска, пути формирования менеджмента, и искусства межличностного общения различаются от страны к стране[i].

Факторы формирования стиля руководства.

Другие статьи

Стиль руководства - Реферат, страница 1

Введение.

В условиях рыночной экономики менеджмент, как управление, является самой важной функцией в разнообразных сферах жизнедеятельности.

Менеджмент – специфический орган функционирующего предприятия. Это вид оперативного искусства с его повседневными решениями, относящимися к проведению политики, к обеспечению прибыли, к минимизации потерь.

Успех и эффективность организации напрямую зависит от менеджера, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного. Так же в данной работе, я хотела бы отдельно рассмотреть такой немаловажный в настоящее время вопрос как отличие мужского и женского стиля руководства. Это связано с тем, что в настоящее время для многих стран характерна тенденция к продвижению женщин практически во всех сферах человеческой деятельности. Однако такое явление, как использование женского труда в управлении, фактически остается для российских условий по-прежнему непривычным и новым.

В данной работе будут рассматриваться различные стили руководства, той области менеджмента, которая имеет огромное значение в управлении. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.

Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.

Целью работы является анализ стилей руководства, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.

Предметом исследования являются стили управления, объектом – особенности различных стилей руководства.

Основными методами работы являются:

Анализ имеющейся литературы по теме

Описание различных стилей

1. Стиль руководства: понятие и факторы формирования Понятие стиля руководства

Составной частью и главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.

Стиль руководства типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.

Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности личности не исключают и другие компоненты, формирующие его, которые также являются важными. 1. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

Существуют два похода к изучению стиля руководства.

1. Поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции по­
ведения руководителя, стремящегося эффективно организовать деятель­ность подчиненных ему работников.

2. Ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и ха­рактер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные качества подчиненных, наличие профсоюза и т.п.

Факторы формирования стилей

В стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.

Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:

Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;

Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.

Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.

Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы 2.

Стиль руководителя может меняться в зависимости от сложившихся особенностей и потребностей коллектива, а стиль работы подчиненных от интеллекта и культуры руководителя. Таким образом, субъективные и объективные элементы стиля интегрируют друг с другом и образуют уникальный и неповторимый стиль руководства.

«Анализ теоретических и практических исследований позволяет выявить основные элементы, формирующие тот или иной стиль управления руководителя:

Характер процесса принятия управленческих решений;

Используемые методы руководства;

Осуществление контроля за деятельностью подчиненных;

Отношение к самостоятельности и инициативности подчиненных;

Уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными;

Отношение к нововведениям;

Заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных» 3

2. Классификация стилей руководства 2.1. Одномерные стили руководства

К "одномерным" то есть обусловленным одним каким-то фак­тором, стилям управления относятся: авторитарный, демократи­ческий и либерально-попустительский.

Авторитарный стиль Классическим и самым распространенным является авторитарный (единоличный) тип начальников. Они рассматривают подчиненных только в качестве орудий для исполнения приказов и достижения целей организации, во взаимодействии с персоналом используют различные стратегии поведения — от задабривания и поощрения до принуждения и шантажа увольнением. Это стиль, исповедующий безусловное подчинение: «Нечего думать, делай, что я сказал».Отрицательной стороной единоличного стиля является подавление инициативы со стороны работников — наказывается сам факт ее проявления (кто посмел вторгаться в компетенцию верхов и умничать?). Творческие сотрудники либо превращаются в простых исполнителей, либо увольняются. Если руководитель выстроил диктаторскую вертикаль, оградил себя от критики, уволил перспективных специалистов, да еще и утратил профессионализм, то фирму ждут трудные времена. Авторитарность лежит в основе абсолютного большинства производственных конфликтов из-за стремления субъекта к единовластию. Претензия автократа на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и, в конечном счете, отрицательно влияет на эффективность работы. Автократ своим своеволием парализует работу коллектива. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Недовольные и обиженные подчиненные могут его подвести и дезинформировать. Запуганные сотрудники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей, интересы предприятия им чужды.Как появляется начальник-автократ? Если оказавшийся на этом посту человек уступает в профессионализме и личных качествах своим подчиненным, то ему приходится компенсировать свое несоответствие должности репрессивно-приказным стилем руководства. Очень часто бывают и диаметрально противоположные ситуации, когда начальник-профессионал находится в окружении неопытных работников, с которыми просто невозможно разделить ответственность. Быть авторитарным — это единственно правильный выход в данной ситуации. Но руководителям такого типа в новых условиях все-таки следует присмотреться к демократическому стилю. Вариантом авторитарного стиля управления является патерналистский стиль. Он предполагает обращение с подчиненными, как с детьми и их трудовую мотивацию опосредует через личную зависимость от руководителя. Служебная информация распространяется сверху вниз в зависимости от благосклонности руководства, контроль деятельности осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя.Положительной стороной авторитарного типа руководства является оперативность в управлении подчиненными. Жесткая система «приказ — исполнение» часто оказывается эффективной в чрезвычайных обстоятельствах, когда возникает необходимость взять на себя ответственность за принятое решение и максимально быстро и точно воплотить его в жизнь].Подобный тип руководства представляется единственно приемлемым в группах, где имеются проблемы с трудовой дисциплиной. Исследования показывают, что отсутствие на рабочем месте начальника автоматически приводит к падению производительности труда. Нередко можно наблюдать картину вольной жизни: менеджеры неохотно общаются с назойливыми клиентами; охрана отрывается от телевизора только для того, чтобы поесть; работающие на компьютерах забавляются играми. Пока дисциплина будет зависеть от надзора недремлющего ока, авторитарный тип руководства не перестанет доминировать. Похожие работы:

Урок по дисциплине - Менеджмент, по теме: Стили руководства и факторы их формирования

Урок по дисциплине "Менеджмент", по теме: "Стили руководства и факторы их формирования"

обучающие – сформировать представление о стилях управления и факторах их формирования, закрепить понятие власть и влияние, формы власти, средства влияния.
развивающие – способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, умение четко, кратко излагать мысли.
воспитывающие – способствовать воспитанию умения слушать товарища, работать в коллективе.

Межпредметные связи: история, литература, социальная психология.

Оборудование: комплект дидактических материалов, фломастеры, ватман.

Продолжительность занятия 45 минут.

Один из древнегреческих правителей, прослышав о том, что диктатор Сиракуз успешно правит городом, послал к нему для учебы своего сына. Узнав о цели визита, диктатор предложил юноше прогуляться. Во время прогулки он не проронил ни слова, а только сбивал своим посохом все травинки, которые поднимались выше других. По возвращении во дворец диктатор заявил о том, что он всё рассказал, и юноша может возвратиться к отцу. Так история донесла до нас один из первых стилей руководства, применяемый порой и сегодня.

Вопрос о том, как эффективно руководить, стоял перед человеком давно. Итак, тема нашего урока “Стили управления и факторы их формирования”.

Что Вы хотите узнать по этому вопросу? (студенты записывают на доске)

Для чего нам нужно изучать эту тему? Где Вы сталкивались со стилем руководства? Где Вы столкнетесь со стилем руководства?

Итак, действительно эта тема актуальна. Значит, будем изучать.

1-й вопрос Понятие и характеристика основных стилей управления.
2-й вопрос Формирование стиля руководства.
3-й вопрос Характеристика руководителя, умеющего влиять на людей.

Хорошо. А сейчас блиц-опрос:(показ табличек с надписями, студенты отвечают с места)
  • -Менеджмент ;
  • -Потребность;
  • -Власть;
  • -Маслоу;
  • -Менеджер;
  • -Влияние;
  • -Формы влияния;
  • -Формы власти.

Возвращаемся к плану. Кто заметил небольшую неточность в формулировках? Правильно. Стиль руководства и стиль управления. Как Вы считаете, это равноценные по смыслу понятия или нет?

Во-первых. Вспоминайте определение менеджмент => руководство. А что нам говорит о понятиях МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ классическая школа науки управления? А в России, какой знак (больше, меньше или равно) ставят между этими понятиями?

Да. Правильно. И мы будем отождествлять эти понятия, => стиль руководства приравниваем к стилю управления .

Итак, слово стиль – греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для написания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда стиль руководстваэто своего рода почерк в действиях менеджера .

В разных источниках вы можете встретить разную трактовку и формулировку стиля руководства (управления). Эти неточность связаны с тем, что вся литература по менеджменту переводная. Обращаемся к раздаточному материалу.

Стиль руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

Стиль управления – манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Т.е. суть одна и та же, но первое определение дано с точки зрения технологии этой деятельности, а второе – психологический аспект этой деятельности, => суммируя всё это, мы получаем следующее определение:

Стиль руководства – устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, а также комплекс его индивидуальных черт, проявляющихся в отношениях с подчиненными.

Всем ли понятны эти определения?

Переводя на обывательский язык, это методы управления людьми + личностные характеристики управляющего и управляемого.

Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность организации производства и руководства людьми.

Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен Куртом Левиным в 30-х годах 20-го века. Он выделил:

- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.

Объектом изучения Левина были 10-летние мальчики, которые были разделены на несколько групп, каждая группа составляла команду, во главе которой стоял взрослый руководитель, исповедующий автократический (авторитарный). демократический или либеральный стили руководства.

Прослушайте краткую характеристику стилей руководства (характеристики представлены на доске).

Ответьте на вопросы.

- Кто отдал предпочтение авторитарному стилю?
- Кто отдал предпочтение демократическому стилю?
- Кто отдал предпочтение либеральному стилю?
- Кто не выбрал для себя стиль?

Автократы – 1-я группа.
Демократы – 2-я группа.
Либералы – 3-я группа.
Сомневающиеся – 4-я группа.

Вот и определились группы. Мы поработаем в микрогруппах.

Для объективной оценки работы каждого будем использовать оценочный лист. Оценивается: ум, сообразительность, активность, выдвижение идей, креативность, исполнительность. Критерии оценки по пяти бальной системе, как в школе.

Вам 10 секунд для назначения руководителя группы, он же заполняет оценочный лист.

Внимание! Ваша задача убедить, что ваш стиль лучше. Если представители сомневающихся перейдут на вашу сторону, а может быть и представители других групп поменяют свое мнение, то вы победили. Убеждение. влияние – строится на следующих заданиях:

Задание №1. Внимательно изучить представленную характеристику Вашего стиля и записать 5 основных личностных характеристик этого руководства.

Сомневающиеся изучают и пишут 5 характеристик руководителя, важных для них. Время выполнения – 5-6 минут.

Представьте свои характеристики. Сомневающиеся – сравнивайте.

Задание №2. На основе своих характеристик и раздаточного материала нарисовать портрет-шарж руководителя своего стиля и записать методы, которыми он руководит (на ваш взгляд).

Время выполнения 7 минут. Сомневающиеся рисуют своего руководителя. Представьте свои портреты и озвучьте методы.

Задание №3. Используя жесты, мимику, пантомиму, изобразите, как руководитель вашего стиля отдает распоряжение. Время 1 минута.

Задание №4. Определить “+” и “ - ” стороны вашего стиля. Сомневающиеся пишут “+” и “ - ” стороны желательного для них стиля. Время 7 минут. Представьте свои характеристики сомневающимся. Сравните.

Сомневающиеся всё это время сравнивали, думали, анализировали. Ваше решение – сомневающиеся. Какой из представленных стилей Вам более близок? К какой группе Вам бы хотелось примкнуть? Переходите в эту группу.

Сколько человек в А. стиль? Аргумент.
Сколько человек в Д. стиль? Аргумент.
Сколько человек в Л. стиль? Аргумент.

В раздел “примечание” поставьте по одной звезде за перешедшего к вам сомневающегося.

И всё-таки, какой стиль оптимальнее? Эффективность избранного менеджером стиля руководства оценивается конечными результатами работы коллектива, состоянием его социально-психологического климата.

Демократический. Но Сталин яркий автократ.

Максим Горький, “Фома Гордеев”: “…дело зверь живой и сильный, править им умеючи, взнуздывать надо крепко, а то оно тебя одолеет.… Старайся стоять выше дела… так поставить себя, чтоб всё оно у тебя под ногами, чтобы гвоздик в нем – виден был тебе…”

Это какой стиль? Авторитарный. Хотя о такой трактовке из уст Горького…

Адам Смит придерживался мнения, что для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей. Т.е. Смит ратовал за либеральный стиль.

В жизни трудно встретить представителей этих типов в “чистом” виде. Слишком сложна натура человека, чтобы его можно было подогнать под определенную мерку. Тем не менее, каждый руководитель тяготеет к тому или иному стилю работы. Оптимальным сам по себе не может быть ни один из основных или даже промежуточных стилей руководства.

Вывод: Стиль работы должен быть динамичным, меняющимся в зависимости от ситуаций и объектов руководства (либеральный – искусство, авторитарный – армия). Поэтому умение руководить – умение владеть разными стилями, менять стили руководства, вырабатывать индивидуальный стиль. Эффективным руководителем считается тот менеджер, который способен определить и принять тип руководства, наиболее полно отвечающий политике компании, ее общим задачам, традиционному стилю и ценностям, масштабу, структуре и методам работы.

А сейчас подводим итоги. Ответили ли мы на некоторые из Ваших вопросов? (спросим тех, кто задавал вопросы)
  1. Стиль руководства и стиль управления?
  2. Кто выделил основные стили управления?
  3. Какие стили были выделены?
  4. Какой стиль наиболее актуален?
  5. Каким стилем руководства вы будете пользоваться в вашей дальнейшей деятельности (+специфика вашего предприятия) .

Ответственные заполняли оценочный лист. Продиктуйте оценки и сдайте мне оценочный лист.

Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы проявили свою индивидуальность, были креативными (модное слово) – применили творческое мышление.

Сейчас основные моменты законспектируйте самостоятельно.
  1. Определения из раздаточного материала.
  2. Личностные качества, характеристики стилей с доски.
  3. Таблицу стилей из раздаточного материала.
  4. Вывод из раздаточного материала.

Время выполнения 10-15 минут.

Студенты работают самостоятельно. После конспектирования материала нарисуйте “смайл-отношение” к уроку на “заборе эмоций”. Спасибо за внимание, всего доброго.

Факторы, формирующие стиль руководства

Факторы, формирующие стиль руководства

У каждого стиля руководства есть недостатки и преимущества, но, возможно на конкретном предприятии какие-то из недостатков не будут иметь большого значения: в одних организациях инициативность и использование творческого потенциала не будут актуальны, а жесткий контроль качества работы или быстрое принятие решения будет намного важнее; в других - не нужно четкое разделение труда или строгий контроль руководителя, а сплоченность коллектива, инициативность имеют первостепенное значение.

Все это необходимо учитывать при формировании стиля руководства на предприятии. 2. с 122-123

Стиль управления менеджера - это не личное дело руководителя в связи с тем, что он сказывается на деятельности всей системы. Стиль руководителя постоянно анализируется, оценивается и воспринимается подчиненными и формирует определенную систему отношений на всех уровнях иерархии. Поэтому стиль руководства руководителя важен для развития и функционирования всей организации. Не имеет значения, какой стиль управления присутствует на организации, главное, чтобы он был эффективным и подходящим для предприятия, учитывающим внешние и внутренние факторы организации.

Факторы формирования стиля управления - многочисленные и сложные. Их можно объединить в три группы: общие (объективные), особенные (объективно-субъективные), единичные (субъективные). Они взаимосвязаны между собой и формируют стиль управления как систему, в которой соединены индивидуальные особенности руководителя и параметры функционирования организации (территориальные, исторические, организационные).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование стиля руководства - сложный процесс, на который трудно повлиять и изменить искусственно.

Летом 200 года на Киевском приборостроительном предприятии «Проминь» была организована встреча с австрийскими партнерами по поводу обсуждения некоторых сторон бизнеса. Месяцем ранее из Вены до Киева приезжал представитель австрийской фирмы «Forest» по приглашению отечественных производителей. Поэтому ему были переданы необходимые документы и предоставлена информация про деятельность предприятия «Проминь» и была запланирована встреча на июнь.

Про свой визит австрийцы предупредили за две недели. На этот шаг киевские бизнесмены ответили следующим:

· во-первых, были забронированы места для всех членов австрийской делегации в столичном отеле

· во-вторых, для эффективного диалога с иностранцами во время переговоров, пригласили двух переводчиков

· в-третьих, для того, чтобы у гостей сложилось хорошое впечатление про поездку в Украину, была запланирована экскурсия с посещением известных культурных и архитектурных памяток столицы

· и в конце, с теми, кто должен присутствовать на переговорах, менеджер-организатор провела беседу по поводу культуры общения с иностранными гостями

Гости прибыли в воскресенье, была жаркая погода. В аэропорту их встретили и отвезли в отель, а вечером все встретились в неформальной обстановке в ресторане с украинской кухней на Подоле. Австрийская сторона с большим удовольствием отнеслась к национальным блюдам, поэтому беседа уже через 30 минут начала обретать дружественный характер.

Увидя заинтересованность гостей, директор «Променя» Валерий Петрович хотел перейти к делам и обговорить волнующие его вопросы, но был вовремя остановлен менеджером-организатором.

Также гости были поражены профессионализмом переводчиков, которые делали беседу более оживленной.

Переговоры начались на следующий день в 11 часов на территории предприятия в специально подготовленном помещении - оно было хорошо освещено и оборудовано кондиционером.

Проведение переговоров в кабинете директора было бы неэтичным, потому что во время переговоров личные вещи, телефон директора могли отвлекать его и гостей от дел. Делегаты с обеих сторон расположились за одним столом, причем, с одной стороны, была наша сторона, а с другой - гости.

В данном случае такое расположение во время переговоров свидетельствует не только про решительность и важность переговоров, но и значительно облегчает их проведение, тоесть во время диалога на высоком уровне стороны легче принимают решение, консультируясь с представителями своей фирмы.

Официальность встречи также подчеркивала и сервировка стола переговоров: на нем кроме бумаг делегатов и газированных напитков ничего не было.

После того как все вопросы были решены, атмосфера немного разрядилась, общение продолжалось специалистами разных профессиональных уровней.

Во время общения украинская сторона выполняла все указания по поведению при разговорах с иностранцами. Пребывание австрийской стороны прошло по запланированному графику. Внешне было видно, что гости довольны пребыванием. Они пообещали сообщить про свое решение скоро. При отлете они благодарили за гостеприимство, а с нашей стороны им были вручены сувениры как свидетельство хорошего отношения и удовлетворения от встречи.

Несмотря на свою важность, встреча не изменила трудовой режим предприятия, поэтому на следующий день директором было организовано совещание, на которой рассматривался вопрос по поводу плюсов и минусов от сотрудничества с австрийцами в новом проекте. На совещании находились все менеджеры высших уровней и главные инженеры предприятия. Они сточки зрения своей профессиональной деятельности и специализации, проанализировали информацию, полученную во время переговоров, должны были подготовить объективное особенное решение. Тогда все имели возможность высказаться, а директор получил обоснованную общей идеей информацию для принятия важного решения.

Как и обещали австрийцы, они позвонили через несколько дней и сообщили о своем согласии с условиями «Променя» и готовы для сотрудничества, а для подписания контракта пригласили руководство предприятия и лично директора в Вену.

Это совпало с решением высшего руководства про согласие с оговоренными вопросами, предложениями австрийских бизнесменов.

· Какую роль сыграли профессиональные знания общения в данной ситуации?

· Какие приемы использовались при проведении переговоров?

При организации пребывания и ведения переговоров была разработана общая программа, которая предусматривала встречу делегации, неофициальную часть (ужин в ресторане, экскурсии), деловую часть встречи, проводы делегации. В каждой части были соблюдены все правила ведения переговоров, что обеспечило им успех.

Был использован тактический прием переговоров «Косвенное ускорение», который позволяет привести собеседника к желаемой цели постепенно. За его соблюдением следил менеджер-организатор, который проводил беседу со всеми, кто должен был присутствовать на встрече, контролировал ход этой встречи. Преимущество его в том, что довольно рано начинается работа над достижением своей цели, но делается это косвенно, медленно приближаясь к сути дела. Таким образом, снижается степень риска неудачи.

Этот прием - довольно распространен и используется не только при ведении таких переговоров, но и при наличии конфликта или враждебности с одной стороны переговоров.

В соответствии с ним, переговоры начались не сразу, а постепенно, начиная с приёма в ресторане, и продолжая их на следующий день уже в официальной обстановке.

При проведении этих переговоров были использованы методы ведения переговоров с иностранными партнерами, все правила приёма иностранной делегации и один из наиболее эффективных приемов ведения деловых переговоров. Все это обеспечило успешные итоги, которые вне всяких сомнений, при положительном настрое обеих сторон переговоров, привели к желаемому результату.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухалков М. И. Управление персоналом. - М: Инфра-М, 2005.-386с.

2. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. - Минск: Новое знание, 2002.-250с.

3. Основы теории управления./ под ред. Тарахиной В.Н. Ушвицкого Л.И. - М: Финансы и статистика, 2003.-560с.

4. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М: Инфра-М, 1997.-157с

5. Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе.

- М. АКАЛИС, 1996.- 215с.

Тема 6

Тема 6. Стиль руководства

Понятие стиля руководства и факторы, влияющие на его формирование.

Разновидности стилей руководства и их характеристика на основе управленческой решетки ГРИД.

Требование к стилю руководства.

1. Понятие стиля руководства и факторы, влияющие на его формирование

Слово «стиль» греческого происхождения. Оно означает «стержень для писания на восковой доске», а позднее употреблялось в значении «почерк». Стиль управления – манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Каждый менеджер отличается собственным индивидуальным стилем, однако это не исключает возможность общности стилей разных менеджеров.

Индивидуальность стилей руководства проявляется прежде всего в процессе общения менеджера с подчиненными. На стиль руководства влияют человеческие и деловые качества менеджера (знания, энергичность, здравый смысл, уверенность в себе, способность к инновациям), привычки (особенности речи, жесты, мимика, походка).

Формирование стилей руководства менеджеров определяется объективными и субъективными факторами.

Объективные факторы формирования стиля - это факторы, которые не зависят от менеджера и, как правило, учитываются им в своей деятельности. К ним относятся стиль руководства вышестоящего менеджера, возрастные, общеобразовательные, социально-психологические характеристики коллектива, здоровье менеджера, особенности решаемых задач.

К субъективным факторам относятся факторы, зависящие от личности менеджера. Это человеческие и деловые качества менеджера, знание и навыки управленческой деятельности, манеры поведения.

Известны три основных подхода к теории стилей - это подход с позиций личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы.

Сторонники подхода с позиций личных качеств сделали попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективностью руководства. Однако практика показала, что человек не всегда становится руководителем, если он обладает необходимым набором личных качеств. Многие исследователи пытаются предложить свой вариант набора личных качеств.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства в зависимости от манеры поведения по отношению к подчиненным. В рамках этого подхода существует несколько классификаций стилей, которые рассматриваются ниже.

Ситуационный подход базируется на предположении, что стили руководства и личные качества менеджера более всего соответствуют определенным ситуационным факторам: потребностям и личным качествам подчиненных, характерузадания, требованиям к воздействию внутренней среды, имеющейся у менеджера информации. Стиль руководства является в некоторой мере искусством. Вот почему исследователям не удалось до сих пор разработать стройную и единую теорию стилей.

2. Разновидность стилей руководства и их характеристика на основе управленческой решетки грид

В теории управления широкое развитие получила классификация стилей руководства на основе поведенческого подхода. Согласно этому подходу, различают авто-кратичный, демократичный и либеральный стили.

Дуглас Мак-Грегор, известный ученый в области лидерства, сформулировал предпосылки автократичного поведения менеджера по отношению к работникам. Согласно его теории, получившей название «X»:

люди не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; больше всего люди хотят быть защищенными;

чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, строгий контроль и угрозу наказания.

Исходя из таких предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, регламентирует работу подчиненных и почти не предоставляет им свободы при принятии решений. Автократ руководит всей работой в пределах его компетенции, и чтобы обеспечить выполнение работы, он может оказывать психологическое давление на подчиненных и даже прибегать к угрозам. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он требует неукоснительного соблюдения огромного количества правил, жестко регламентирующих поведение сотрудников.

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений авторитарного руководителя. Мак-Грегор назвал их теорией «Y». Эти представления сводятся к следующему:

труд - это естественный процесс. Если созданы благоприятные условия, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;

если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;

приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;

способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Основываясь на этих предположениях, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые воздействуют на потребности более высокого уровня: потребности принадлежности к высокой цели, автономии и самовыражения. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

Организация, в которой доминирует демократичный стиль, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий.

Либеральный руководитель предоставляет подчиненным полную свободу в определении своих целей и контроле за своей собственной работой. Для либерального руководства характерно минимальное участие менеджера в руководстве: группа имеет полную свободу принимать собственные решения. При либеральном подходе к руководству объем работы меньше, чем при демократичном, качество работы ухудшается, появляется больше свободы, при опросах отдается предпочтение демократичному руководителю.

Широкую известность получила двумерная классификация стилей руководства, разработанная американскими учеными Блейком и Моутки Дж. С. и названная таблицей ГРИД. Согласно данной классификации, стиль управления оценивается по следующим показателям: забота о производстве и забота о подчиненных и коллегах. Каждый показатель оценивается по девятибалльной шкале. Таблица ГРИД приведена на рисунке 6.1.

Забота о производстве

Рисунок. 6.1 - Таблица стилей управления ГРИД

Согласно данной таблице, различают следующие стили (типы) управления:

1 .Стиль управления 9.1. Он характеризуется сочетанием высоких требований по достижению производственных результатов с низкой заботой о людях. Как правило, такой руководитель строг и требователен к подчиненным, принимает единолично решения, относится болезненно к критике со стороны подчиненных.

Стиль управления 1.9. Руководитель данного типа проявляет минимальный интерес и заботу о производстве и максимально заботится о людях, такой руководитель находит одобрение и поддержку со стороны подчиненных, он внимателен к людям, приятен в общении, доверяет подчиненным.

Стиль управления 1.1. Руководитель этого типа мало заботится о производстве и людях. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, не форсирует события, не проявляет инициативу, непоследователен в своих действиях. Живучесть такого стиля управления объясняется тем, что «политика невмешательства» иногда устраивает как коллектив, так и вышестоящих руководителей.

Стиль управления 5.5. Этот стиль управления основан на сочетании заботы о людях и о производстве. Руководитель этого типа использует метод «кнута и пряника», сочетает критику с похвалой. Он всегда на стороне большинства.

Стиль управления 9.9. Отличительной чертой такого стиля является забота о производстве и о людях. Деятельность руководителя направлена на повышение заинтересованности коллектива в достижении высоких результатов труда. Руководитель такого типа, как правило, обладает высокой работоспособностью, стремится к нововведениям, уверен в себе, поощряет активное участие подчиненных в делах организации.

Требования к стилю руководителя

С момента зарождения менеджмента как науки проводилось немало исследований, чтобы выявить свойства или личностные характеристики так называемых эффективных руководителей.

В литературе по менеджменту нет общепринятой точки зрения по этой проблеме. Однако большинство исследователей считают, что эффективными менеджерами являются люди, обладающие высоким уровнем интеллекта,впечатляющей внешностью, честностью, здравым смыслом, инициативностью, уверенностью в себе и другимиположительными качествами.

Эффективный стиль менеджера должен обладать следующими десятью качествами:

1) способность управлять собой. Для этого он должен поддерживать физическое здоровье (заниматься физической культурой, сохранять стабильный вес, обеспечивать баланс труда и отдыха, исключать вредные привычки); поддерживать психическое здоровье (изучать себя, вырабатывать способность сдерживать излишние эмоции, трезво оценивать неудачи, с пониманием относиться к людям, не одобряющим его деятельность, и терпеть нелюбовь к себе, справляться со стрессовой ситуацией); эффективно планировать и использовать свое время работы и отдыха;

2) разумное восприятие личных ценностей, разумное представление о том, что является важным и ценным в жизни. Перечень человеческих ценностей, как и личных качеств руководителя, не ограничивается какими-то рамками, однако можно выделить главные из них: здоровье, интересная работа, свободное время, возможности для самосовершенствования и роста, независимость, друзья, любовь, безопасность, деньги и богатство, статус, призвание, удовольствие.

3) целеустремленность. К сожалению, большинство людей не задумывается над смыслом своей жизни и деятельности. Такие люди не имеют конкретных целей, не планируют свою деятельность.

4) стремление к самосовершенствованию. Это качество во многом связано с потребностью личности в реализации своих потенциальных возможностей. Практика показывает, что сдерживающими факторами в развитии человеческого потенциала часто становятся:

влияние семьи (т. е. сформированные в детстве представления о ценностях, о себе и своих возможностях);

собственная инерция, в том числе капитуляция перед успехом;

преждевременное разочарование, связанное с неудачами на первых этапах деловой карьеры;

недостаток поддержки, враждебность окружающих, недостаточность ресурсов;

5) умение решать проблемы. В практической деятельности менеджера это означает умение:

эффективно планировать собственную деятельность; устанавливать четкие критерии для определения успеха;

применять научные методики решения проблем; управлять групповой работой на совещаниях;

6) изобретательность и способность к инновациям. Это одно из немногих качеств, которые являются врожденными, а не приобретенными.

7) умение влиять на окружающих. Это качество имеет важное значение в бизнесе. Основными из них являются одежда и внешность, осанка, поведение, умение вести разговор и слушать. Для менеджеров существенным фактором воздействия на окружающих, наряду с перечисленными, является умение давать четкие указания;

знание основ современного менеджмента и обладание практическими навыками их использования. Потребность в знании менеджмента обусловлена сложностью управления современным производством.

способность руководить. М. Вудкок и Д. Френсис понимают способность руководить, как умение выполнять основные управленческие функции: планировать, организовывать, контролировать, эффективно стимулировать;

10) умение обучать. Одной из важнейших функций менеджера в, современных условиях является обучение. Умение обучать персонал, обеспечивать эффективное продвижение кадров, эффективное стимулирование - одно из отличительных качеств менеджера. В этой связи следует отметить, что многие высшие менеджеры на Западе выступают с лекциями, проводят практические занятия в учебных заведениях. Это не только обеспечивает преемственность управленческой деятельности, но и является мощным стимулом для самосовершенствования самих менеджеров.

Развитие человеческих качеств имеет первостепенное значение для менеджеров. Первые четыре качества можно рассматривать вне зависимости от содержания деятельности человека. Эффективный менеджер — это прежде всего личность, человек, а затем специалист.