Руководства, Инструкции, Бланки

образец уведомление о сносе аварийного жилья img-1

образец уведомление о сносе аварийного жилья

Рейтинг: 4.7/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Правомерно ли требование администрация города к собственникам квартир снести аварийный дом?

Правомерно ли требование администрация города к собственникам квартир снести аварийный дом?

Вправе ли администрация города требовать у собственников жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме сноса признанного аварийным жилья? Каков общий порядок (процедура) выкупа жилых помещений у собственников?

Администрация города (орган местного самоуправления или межведомственная комиссия) обязана потребовать у собственников жилых помещений осуществить снос или реконструкцию дома в разумный срок за счет их собственных средств.

1. Многоквартирный жилой дом признается межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу;

2. Признание аварийным дома является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Такое «требование» органа выглядит так (на примере Омска):

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2010 г. N 615-п

О СНОСЕ И РАССЕЛЕНИИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

На основании заключений межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16 июня 2010 года N N 493 - 495, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", Уставом города Омска, постановляю:

1. Признать многоквартирные дома, указанные в приложении "Перечень многоквартирных домов" к настоящему постановлению (далее - многоквартирные дома), подлежащими сносу.

2. Определить срок отселения физических и юридических лиц - до 30 января 2012 года.

3. Рекомендовать собственникам жилых помещений в многоквартирных домах в срок до 30 января 2012 года принять меры к сносу многоквартирных домов .

4. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска после истечения срока, установленного в пункте 3 настоящего постановления, в установленном порядке подготовить проекты правовых актов Администрации города Омска об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, собственники жилых помещений в которых не осуществили их снос, а также об изъятии принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.

5. Департаменту жилищной политики Администрации города Омска в срок до 30 января 2012 года предложить гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, расположенных в многоквартирных домах, жилые помещения для расселения.

6. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра города Омска Т.А. Вижевитову.

Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер

На практике, разумеется, собственники жилых помещений не сносят за счет собственных средств свои же дома по причине дороговизны данного мероприятия, притом что смысла самим же сносить дом граждане, очевидно, не видят и не понимают, что и неудивительно, ибо какая-либо выгода (финансовая или какая иная) от самостоятельного сноса дома сомнительна.

3. В случае, если собственники в установленный в требовании о сносе срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по субъекту Федерации).

Постановление об изъятии земельного участка выглядит так:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2010 г. N 642-п

ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В связи с неосуществлением собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, их сноса в установленный срок, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, на основании постановления Мэра города Омска от 14 декабря 2007 года N 942-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов", постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 991-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов", постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 992-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов", постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 994-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов", постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 995-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов", постановления Администрации города Омска от 14 апреля 2009 года N 282-п "О сносе и расселении многоквартирного дома" постановляю:

1. Изъять для муниципальных нужд земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов:

1) с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3056, площадью 835 кв.м, местоположение земельного участка: город Омск, улица 2-я Тепловозная, дом 1, в Ленинском административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд;

2) с кадастровым номером 55:36:16 01 03:436, площадью 207 кв.м, местоположение земельного участка: город Омск, улица 2-я Тепловозная, дом 5А, в Ленинском административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд;

2. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в установленном порядке осуществить необходимые юридические действия, связанные с изъятием земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

3. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Об этом можно почитать и в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009г». (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года):

"Вопрос 3. Является ли соблюдение процедуры, установленной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?

Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. "

Вернуться к оглавлению публикации "вопрос-ответ" по теме. " Аварийное и ветхое жилье, снос домов, расселение, выселение из непригодного для проживания жилья. Предоставление иного жилья или выкуп. Вопросы-ответы (обзор судебной практики)".


Copyright © Logos-pravo.ru
При копировании гиперактивная ссылка "Logos-pravo.ru" обязательна.

Другие статьи

Верховный суд поддержал собственников квартир при сносе домов - Российская газета

Аварийно - на выезд

Верховный суд поддержал собственников квартир при сносе домов

Очень важное решение принял Верховный суд, рассмотрев дело о выселении граждан из аварийного жилья. Сегодня это одна из самых что ни есть болевых точек.

Дело, которое разбирала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда, началось в Краснодаре. Там администрация города пошла в суд Ленинского района с иском к трем жильцам дома, приговоренного к сносу. Все трое ответчиков были собственниками жилья, и каждый из них имел по одной трети в квартире. Чиновники попросили суд прекратить право собственности граждан на их квартиру, так как дом подлежит сносу. Администрация предложила гражданам добровольный обмен. Их сносимую квартиру, поменять на другую. Предложенная квартира была муниципальной. Но собственники от такого предложения отказались. Районный суд решил дело в пользу чиновников. Краевой суд с таким вердиктом полностью согласился.

Пришлось недовольным гражданам обращаться в Верховный суд. Вот как он посмотрел на ситуацию. Райсуд исходил из того, что гражданам предложили жилье, которое считается благоустроенным, оно равнозначно тому, которое у них было, находится в черте города, где ответчики живут. Все эти условия не противоречат 89-й статье Жилищного кодекса. При этом райсуд напомнил, что есть постановление администрации города об изъятии для госнужд земельных участков. В постановлении назван и участок, на котором стоит сносимый дом.

Но Верховный суд РФ с таким толкованием не согласился. Он сказал, что в этом деле надо было применять иные статьи Жилищного кодекса. Он указал на другую - 86-ю статью кодекса. В ней, в частности, говорится, если дом, в котором находится жилье, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, то выселяемым местная власть дает такое же жилье и тоже по договору соцнайма. Но в нашем случае сносимое жилье было не муниципальным, а собственным. В таком случае, сказал Верховный суд, надо было руководствоваться другой статьей Жилищного кодекса, а именно - 32-й. В пункте 1 статьи говорится, что жилое помещение можно забрать у собственника, но путем выкупа "в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд". Идем дальше. В 10-й части той же статьи сказано, что признание дома аварийным и подлежащим сносу, является основанием для предъявления органом, который принял решение о сносе, неких требований к собственнику. А именно - хозяин должен сам "в разумный срок" за свой счет снести или реконструировать аварийное здание. Если собственник ничего делать не стал, то местная власть может, на котором стоит аварийный дом, изъять для муниципальных нужд. При этом подлежит изъятию и каждое жилое помещение в доме.

Верховный суд напомнил коллегам, что в 2009 году прошел Пленум Верховного суда, посвященный вопросам, возникающим при применении Жилищного кодекса. На Пленуме говорилось, что можно принудительно отчуждать имущество граждан для госнужд. Но только при соблюдении неких обязательных условий. Главное условие - предварительное и равноценное возмещение. Такие меры, подчеркнул главный суд, направлены на обеспечение прав и интересов собственников жилья.

Верховный суд сказал, что в нашей ситуации необходимо соблюсти обязательные условия. Во- первых, выяснить, предъявлялись ли к собственникам требования о сносе дома в разумный срок за свой счет. Второе - выяснить, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждая собственная квартира в нем, если собственник не озаботился сносом дома.

Из 32-й статьи Жилищного кодекса следует, если собственник не согласен с решением об изъятии у него квадратных метров, если с ним не договорились о выкупной цене, только тогда чиновники могут пойти в суд. И предъявить иск о выкупе жилья. В решении "жилищного" Пленума есть жесткая установка - требование органа власти, принявшего решение об изъятии жилья, переселении собственника в другое помещение не может быть удовлетворено, если собственник возражает. По части 8 статьи 32 кодекса предоставление собственнику жилья взамен изымаемого можно только по его согласию.

Вот вывод Верховного суда. У собственника в такой ситуации метры могут быть изъяты либо путем выкупа, либо по согласованию с ним ему дадут другое, "с зачетом его стоимости в выкупную цену". Все это делается с соблюдением прописанной в законе процедуры: местная власть направляет собственникам требование о сносе дома за свой счет, потом, если он это не делает, надо принять решение об изъятии участка под домом, и каждой квартиры собственников. Высший суд подчеркнул: обстоятельства соблюдения этой процедуры является существенными для правильного разрешения таких дел.

Конкретно по краснодарскому делу, местные суды должны были установить форму изъятия принадлежащего людям жилого помещения, на которую они были бы согласны. Надо было определить, выражали ли граждане согласие на предоставление им нового жилья, либо соглашались на уплату выкупных. Однако, подчеркнул Верховный суд, в нарушение закона, местные суды не установили факта выполнения администрацией города процедуры изъятия жилого помещения и, соответственно, соблюдения прав собственников.

Переселение при сносе дома

Переселение при сносе дома — кого и куда?

Вы живете в старом доме, который давно пора сносить? И этого момента вы ждете с нетерпением, так как надеетесь получить новенькое жилье, да ещё и с большей площадью? А вы уверены, что получится всё именно так? Давайте проверять.

Итак, начнем с того, что жильё может быть в собственности или предоставляться по договору социального найма. Если жилье в собственности, оно принадлежит собственнику, и никто просто так не может взять и забрать его. В муниципальном жилье, предоставленном по договору соц. найма, проживающие только зарегистрированы (прописаны), но никаких прав собственности у них на это жилье нет. Даже, если ваша семья живет в этой квартире бог знает сколько лет, это жильё вы просто арендуете у государства.

В зависимости от того в собственности квартира или нет, решается вопрос предоставления другого жилья взамен подлежащего сносу.

Если жилье в социальном найме.

Итак, если ваше жилье, находящееся в соц. найме, сносится или признано непригодным для проживания, то согласно статьям 86 (Статья 86 ЖК РФ ) и 87 ЖК РФ. вам должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение также по договору соц. найма. При этом выделяемое жилье должно находиться в черте того же населенного пункта.

Важным условием здесь является слово «благоустроенное». Это значит, что предоставляемое жилое помещение не должно быть менее благоустроенным, чем то, которое было у вас раньше. Под благоустроенностью понимается наличие коммунальных удобств, соответствие санитарно-техническим требованиям, при которых возможно проживание без причинения вреда здоровью.

Санитарные и технические требования к жилым помещениям можно найти в дух документах.

  1. Положение об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529.
  • Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
  • Действие второго документа распространяется на все находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации жилые помещения независимо от формы собственности.

    Если дело о выселении и предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма рассматривается в суде, суд обязан проверить, отвечает ли предоставляемое помещение степени благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта. Обратите внимание - п. 3 статьи 89 ЖК РФ предусматривает, что предоставляемое жилое помещение должно быть обязательно указано в решении суда о выселении.

    Также жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилью.

    А вот с количеством комнат и выделением отдельной квартиры, если до этого люди проживали в коммуналке, в законе есть определенный подвох. Сначала процитирую закон (п. 2 ст. 89 ЖК РФ):

    «Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире».

    Итак, что всё это значит? А значит это что:
    1. Если вы жили в отдельной квартире, то вам обязаны предоставить отдельную квартиру той же общей площади. Но при этом закон не говорит о том, что количество комнат в предоставленной отдельной квартире должно соответствовать количеству комнат в жилье, из которого вас выселили.
  • Если выселяемый наниматель и члены его семьи занимали не менее двух комнат в коммуналке, то и получить он может те же две комнаты в коммуналке.
  • До принятия в 2005 году нового жилищного законодательства, в Жилищном кодексе РСФСР существовали и дополнительные правила. Так, при предоставлении нанимателям жилых помещений по аналогичным основаниям не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Также учитывалось состояние здоровья граждан, а также другие «заслуживающие внимания обстоятельства».

    Как мы видим, в новом ЖК РФ данные обстоятельства при предоставлении жилья в связи с переселением не учитываются. Однако на местном уровне субъекты РФ могут самостоятельно определять нормы, по которым выделяется жилье при переселении в связи со сносом домов. Эти нормы не могут быть хуже условий, обозначенных в федеральном законодательстве, к которому в том числе относится и Жилищный кодекс.

    Так, например, в Москве, в попытках избавиться от коммуналок, местное законодательство предусматривает выделение отдельного жилья каждой семье, проживающей в выселяемом жилом помещении.

    Этим активно пользовались граждане, желающие расширить свои квадратные метры за счет государства. Самая распространенная схема с советских времен, до сих пор пользующаяся популярностью: супруги разводятся и делают из квартиры коммуналку путем разделения лицевых счетов. Разведенные супруги по закону — два чужих человека, две семьи, соответственно имеющие право претендовать на отельное жильё.

    Но несмотря на то, что статья 89 ЖК РФ не обязывает государство учитывать интересы граждан при предоставлении другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением, не стоит забывать о существовании статьи 58 Жилищного кодекса.

    Статья называется «Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма». Данная статья по своей сути обозначает условия, которые необходимо учитывать при предоставлении жилых помещений по договорам соц. найма. В ней нет ограничений по тому, в каких ситуациях она применяется, а в каких нет. А значит, она применима для любой ситуации, когда гражданину предоставляется жильё в соц. найм.

    П. 1 ст. 58 ЖК РФ говорит о том, что заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Это значит, что имея разнополых детей, семья, проживающая в двухкомнатной квартире, вполне может претендовать на дополнительную комнату при переселении. Да и схема с разводом может сработать.

    Также п. 2 ст. 58 предусматривает, что если семья проживает в комнате в коммуналке или в однокомнатной квартире, то жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.

    Иными словами, жители коммуналок всё-таки могут надеяться на расселение в отдельные квартиры. А у семей с детьми, ютящихся в «хрущевских однушках», есть надежда получить при переселении квартиру с отдельной комнатой для ребенка (детей). Учтены и интересы граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Для них тоже предусмотрено выделение жилого помещения с превышением норм.

    А если жильё в собственности.

    Если же квартира или другое жилое помещение находиться в вашей собственности (куплено, приватизировано, получено в наследство и т. д.), то всё вышесказанное не имеет к вам никакого отношения.

    Выселение из собственности регулируется статьёй 32 Жилищного кодекса РФ. И если из жилья, предоставляемого по соц. найму, можно выселить без согласия зарегистрированных в нем граждан, то выселение из жилого помещения, находящегося в собственности, происходит только по согласию с собственником этого жилого помещения.

    На каких же условиях происходит выселение из собственности?

    П. 1 статьи 32 ЖК РФ гласит: «Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника».

    Иными словами, если государству понадобилась земля под вашим домом, то оно имеет право предложить вам выкуп за вашу собственность.

    Многие собственники в таких ситуациях больше всего опасаются, что предложенная государством сумма выкупа не будет соответствовать рыночной цене, что не даст возможность собственнику приобрести жилье, равноценное изымаемому. Посмотрим, что говорит закон о выкупной цене. П. 7 статьи 32 Жилищного кодекса оговаривает, что должна включать в себя выкупная цена жилого помещения:

    1. рыночную стоимость жилого помещения; 2. убытки, которые несет собственник в связи с изменением места жительства; 3. расходы собственника на временное пользование иным жильем до приобретения в собственность другого помещения (в случае если соглашением не предусмотрено сохранение права пользоваться изымаемым жилым помещением до приобретения нового); 4. расходы на переезд; 5. расходы на поиск другого жилого помещения для приобретения в собственность; 6. расходы, связанные с оформлением права собственности на другое жилое помещение.

    Итак, выкупная цена вашей собственности по закону должна покрывать все ваши расходы, связанные с переменой места жительства. Если исходить из текста статьи, то при выкупе вашей собственности государство должно в том числе оплатить все ваши расходы. Вплоть до услуг агентов по недвижимости, осуществляющих поиск для вас нового жилья, и расходов на съем другого жилья, если новое вы ещё не приобрели, а из старого уже выселены.

    Всё это подразумевает значительные затраты. И поэтому, законом предусмотрена возможность предоставления по соглашению с собственником взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Что это значит?

    А значит это, что взамен вашей квартиры, государство вам может предложить другую квартиру. Но если рыночная стоимость предлагаемой квартиры будет выше рыночной стоимости изымаемого жилья, вам предложат доплатить. Например, есть у вас однокомнатная квартира в «хрущевке». Старая, с обшарпанными стенами и потрескавшимся потолком. Естественно стоимость такой квартиры значительно отличается от стоимости однокомнатной квартиры в новостройке. Так вот, перед вами могут поставить выбор: либо компенсация, на которую ничего приличного вы себе приобрести не сможете, либо доплачивай за новую квартиру. В ситуации, когда у человека небольшие доходы, оба варианта тупиковые. И доплачивать нечем, и на выделенные деньги за ветхое жилье ничего не купишь.

    И обратите внимание, нигде в Жилищном кодексе не указано, что предлагаемое собственнику жилье должно быть того же метража или с тем же количеством комнат. Там лишь сказано, что стоимость предлагаемого на замену жилья может быть засчитана в стоимость выкупа.

    Конечно, собственник может и отказываться от предлагаемого выкупа или от предлагаемых взамен вариантов жилых помещений. Однако, не достигнув соглашения с собственником, государство имеет право решить вопрос в судебном порядке.

    Здесь стоит отметить следующие моменты:
    1. О том, что его квартира изымается, собственник должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за год.
  • До истечения года со дня получения собственником такого уведомления выкуп жилого помещения допускается только с согласия собственника (п. 4 ст. 32 ЖК ).
  • Подвох: Значит по истечении года, если не будет достигнуто соглашение с собственником, выкуп может осуществляться в судебном порядке.

    Если вы внимательно почитаете статью 32 Жилищного кодекса. то вероятно обратите внимание, что всё вышесказанное относится к случаям сноса недвижимости собственника по причине изъятия земли под ней для нужд государства. А как регулируются правоотношения, если дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции?

    П. 10 ст. 32 ЖК гласит: «Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме. ».

    Звучит как-то не очень. Совсем непонятно, в каком порядке происходит изъятие собственности в случае, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

    В этом случае мы обращаемся к статье 7 Жилищного кодекса. где в части 1 сказано: «в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».

    Следуя этой норме, при сносе дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилищные права собственников жилых помещений обеспечивают, руководствуясь положениями статьи 32 ЖК РФ.

    Таким образом, по какой бы причине не сносился дом, изъятие помещений у собственников производится только путем выкупа или предоставления другого жилого помещения по соглашению с собственником или через суд.

    Практика применения

    На практике жилищный вопрос при сносе и выселении решается самым разнообразным способом. И если по Москве или Петербургу (Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 ) законодательство в этой сфере как-то отрегулировано на местном уровне, то в некоторых субъектах РФ муниципалитет руководствуется только Жилищным кодексом. Многое зависит от бюджета субъекта. Где-то проще выделить гражданам жилье взамен изымаемому под снос. Где-то выкуп жилья для государства более выгоден, чем предоставление другого.

    Часто и сами граждане, ожидая сноса дома, регистрируют в свои квартиры или дома большое количество родственников или фиктивно разводятся, а потом требуют от государства выделение жилплощади гораздо большей, чем имели в сносимом жилье. В любом случае недовольство присутствует с обеих сторон.

    Как будут развиваться события в отдельно взятой ситуации, сказать сложно. И если вы не согласны с условиями выкупа или обмена, предложенными местными властями, а сами власти не хотят идти вам на встречу, ищите хорошего юриста и готовьтесь к судам.

    Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

    Мы часто сталкиваемся с ситуациями нарушения наших прав. В магазинах, на работе, в различных государственных организациях и даже в собственном доме мы не защищены от правового произвола. Знание своих прав и обязанностей, и знание того, где об этом прочитать, поможет лучше ориентироваться в нашей непростой жизни. Именно об этом и пойдет речь в моей колонке. Знания – наша сила!

    ЕЖЕДНЕВНАЯ РАССЫЛКА

    Включает судебную практику, новости законодательства, статьи и экспертные колонки портала.

    Документы
    • Приказ МИД РФ от 19.04.2010 N 5299
      "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2010 N 17417)
    • Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32
      "О ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" (принят ЗС СПб 26.04.2006) (ред. от 02.11.2007)
    • Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47
      "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"
    Кодексы Спецпредложения

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СНОСА МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИЗНАННЫХ НЕПРИГОДНЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, АВАРИЙНЫМИ И ПОДЛЕЖАЩИМИ СНОСУ

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СНОСА МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИЗНАННЫХ НЕПРИГОДНЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, АВАРИЙНЫМИ И ПОДЛЕЖАЩИМИ СНОСУ (с изменениями на: 13.02.2015) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СНОСА МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИЗНАННЫХ НЕПРИГОДНЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, АВАРИЙНЫМИ И ПОДЛЕЖАЩИМИ СНОСУ (с изменениями на: 13.02.2015)


    АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ГРАЙВОРОНСКИЙ РАЙОН" БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

    от 11 ноября 2014 года N 647

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СНОСА МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИЗНАННЫХ НЕПРИГОДНЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, АВАРИЙНЫМИ И ПОДЛЕЖАЩИМИ СНОСУ

    (в редакции постановления администрации муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области от 13.02.2015 N 77)

    В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", Уставом муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области постановляю:

    1. Утвердить Положение о порядке сноса многоквартирных жилых домов, зданий и сооружений, признанных непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу (прилагается).

    (в ред. постановления администрации муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области от 13.02.2015 N 77)

    2. Определить МУ "Управление по строительству, транспорту, ЖКХ и ТЭК администрации Грайворонского района" уполномоченным органом по организации сноса аварийных многоквартирных домов на территории муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области.

    3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации района В.А.Скочко.

    ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СНОСА МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИЗНАННЫХ НЕПРИГОДНЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, АВАРИЙНЫМИ И ПОДЛЕЖАЩИМИ СНОСУ


    Утверждено
    постановлением
    администрации Грайворонского района
    от 11 ноября 2014 года N 647

    (в ред. постановления администрации муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области от 13.02.2015 N 77)


    1. Настоящее Положение определяет порядок и условия сноса многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

    2. Решение о сносе жилых домов, расположенных на территории муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области, признанных аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу, принимается администрацией муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области путем издания правового акта.

    3. Признание в установленном порядке Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение), порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления межведомственной комиссией к собственникам помещений в указанном доме требований о сносе в разумный срок.

    4. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному району "Грайворонский район" Белгородской области, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ).

    5. Запрещается вселение и регистрация граждан в жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а также совершение сделок с указанными помещениями, расположенными в жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

    6. После прохождения всех процедур, установленных статьей 32 Жилищного кодекса РФ, и освобождения собственниками жилых помещений многоквартирный дом, признанный аварийным, подлежит сносу.

    7. Снос аварийного дома может быть произведен на безвозмездной основе или посредством выставления на аукцион услуги по сносу аварийного дома в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области.

    8. Уполномоченный орган муниципального образования (далее - Уполномоченный орган) организует снос аварийного многоквартирного дома на безвозмездной основе на основании распоряжения администрации муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области (далее - распоряжение).

    9. Условия выполнения услуги по сносу аварийного дома на безвозмездной основе устанавливаются в договоре оказания услуг по сносу аварийного дома (далее - договор).

    10. Для выявления юридических лиц или физических лиц, желающих произвести снос аварийного дома, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня издания распоряжения, указанного в пункте 8 настоящего Порядка, направляет для опубликования в газете "Родной край" сообщение с предложением о заключении договора о сносе аварийного дома.

    11. Срок приема заявлений о заключении договора о сносе аварийного дома (далее - заявление, прилагается) устанавливается в семь календарных дней со дня опубликования сообщения в газете "Родной край".

    12. Заявление подается в Уполномоченный орган в двух экземплярах. Заявление регистрируется в специальном журнале. В журнале и на заявлениях специалистом Уполномоченного органа при заявителе фиксируется время и дата приема заявления, и один экземпляр заявления с отметкой о регистрации возвращается заявителю. Заявления и журнал регистрации заявлений на следующий рабочий день после окончания срока приема заявлений направляются руководителю Уполномоченного органа.

    В случае появления двух и более претендентов Уполномоченным органом проводится конкурс. Победителем признается претендент, предложивший наиболее лучшие условия и сроки проведения работ.

    (п. 12 в ред. постановления администрации муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области от 13.02.2015 N 77)

    13. Уполномоченный орган после сноса жилых домов, являющихся муниципальной собственностью, производит исключение помещений из реестра муниципальной собственности.

    Приложение. ЗАЯВЛЕНИЕ

    Приложение
    к Положению о порядке сноса
    многоквартирных домов, признанных
    аварийными и подлежащими сносу

    Форма заявления о заключении договора оказания услуги по сносу
    аварийного дома на безвозмездной основе (для организаций:
    заявление подается на бланке организации с
    заполнением соответствующих реквизитов)

    В Уполномоченный орган
    Руководителю
    ____________________________________
    (для граждан: Ф.И.О. полностью, для
    организаций: название)

    ____________________________________
    адрес проживания, место нахождения

    Телефон N ____________

    Прошу заключить договор оказания услуги по сносу аварийного(ных)

    дома(ов) на безвозмездной основе, расположенного(ых) по адресу:

    ________________________, N _____.

    Указанный(ые) аварийный(ые) дом(а) осмотрен(ы).

    Ознакомлен с Порядком сноса многоквартирных домов, признанных

    аварийными и подлежащими сносу, утвержденным постановлением Администрации

    муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области

    от __.__.20__ N ____.

    "__" _______ 20__ г.

    Заявление принято ____ час. ___ мин."__" ________ 20__ г.

    Специалист Уполномоченного органа ____________ ________ _________

    название должности подпись Ф.И.О.

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СНОСА МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИЗНАННЫХ НЕПРИГОДНЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, АВАРИЙНЫМИ И ПОДЛЕЖАЩИМИ СНОСУ (с изменениями на: 13.02.2015)

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СНОСА МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИЗНАННЫХ НЕПРИГОДНЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, АВАРИЙНЫМИ И ПОДЛЕЖАЩИМИ СНОСУ (с изменениями на: 13.02.2015)