Руководства, Инструкции, Бланки

помнить все практическое руководство по развитию памяти скачать бесплатно img-1

помнить все практическое руководство по развитию памяти скачать бесплатно

Рейтинг: 4.7/5.0 (1846 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Книга Помнить все

Книга Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти - читать онлайн, бесплатно. Автор: Артур Думчев

Автор: Артур Думчев
Название: Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти
Издательство: Манн, Иванов и Фербер
Год: 2015
ISBN: 978-5-00057-015-9,978-5-00057-561-1, 978-5-00057-964-0
Страниц: 192
Тираж: 4000
Формат: 145х215 мм (средний формат)
Язык: Русский

О чем эта книга Эта книга - сборник конкретных приемов и техник по развитию памяти, представленных автором, который помнит число "пи" до 22 528 знаков после запятой и собирается зафиксировать свое достижение в Книге рекордов Гиннесса. Используя данные техники, вы научитесь легко и быстро запоминать разнообразную информацию в большом объеме, решать в уме огромные задачи и воспроизводить длинные ряды цифр. Многое, из того, чем вы ранее восхищались, станет для вас доступным и привычным, а главное - ваши умственные способности выйдут на новый уровень. Для кого эта книга Для всех желающих постоянно тренировать свою память и развивать интеллект. Фишка книги В книге представлены практические приемы работы с памятью. Материал подан так, чтобы читатель мог сначала пропустить каждую стратегию работы с информацией через свой опыт. Затем даются необходимые пояснения и формируется конкретный алгоритм. Приводится множество примеров различных исследований. В нашей библиотеке вы можете бесплатно почитать книгу « Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти ». Чтобы читать онлайн книгу « Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти » перейдите по указанной ссылке. Приятного Вам чтения.

Читать книгу « Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти »

Количество просмотров: 11783

Другие статьи

Артур Думчев

Артур Думчев
Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти

© Думчев А. А. 2013
© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Предисловие

Судя по тому, что вы держите в руках эту книгу, уместно предположить: вы заинтересованы в развитии интеллекта. Хочется также надеяться, что практика для вас привлекательнее теории. Да и много ли найдется людей, которые хотя бы иногда не испытывали раздражения от избытка теоретических моментов и искали только конкретные приемы, техники и стратегии? В итоге именно они оседают в долговременной памяти.
Как сказал Эйнштейн, «образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили».
Если мое предположение верно и вам в этой книге в первую очередь интересно отыскать практический материал, то автор и читатель быстро найдут общий язык. За сухой ненужной теорией – если она кому-то вдруг понадобится – отправляю в библиотеку или в интернет, – на этих страницах вы найдете только практические приемы.
Подача материала организована в основном так, чтобы читатель мог сначала пропустить каждую стратегию работы с информацией через свой опыт. Необходимые пояснения даются после, и только затем формируется конкретный алгоритм. Изложение идет от простого к сложному: сразу за аргументацией того, что интеллект следует прежде всего развивать через работу с памятью, даны методики, которые вы сможете применить уже сейчас, без всякой подготовки. Затем последуют более сложные стратегии.
Кроме того, все неэффективное оставлено в стороне. Например, если для запоминания 100 цифр методом «составления рассказа» требуется в среднем 15 минут, а методом «путешествий» – пять, то узнаете вы только о последнем. Для каждого случая представлены свои алгоритмы – те, которые оправдали себя на практике как наиболее результативные. Разумеется, с чем-то вы уже можете быть знакомы, но теперь посмотрите на это по-новому и упорядочите свои знания.
В книге много примеров различных исследований, но, пожалуйста, не относитесь к ним скептически. Ведь исследования британских ученых показали, что даже исследования британских ученых могут быть полезными.
И наконец, хочу предупредить читателя. Многие вещи, которыми можно было восхищаться до прочтения этой книги: умение запоминать дословно целые книги или колоды карт с одного просмотра, способность решать в уме огромные задачи и воспроизводить бесконечно большие ряды цифр, – станут привычными и обыденными. И сама жизнь, таким образом, освободится от иллюзорного романтизма. Гении, о которых вы могли слышать по телевизору или прочесть в книгах, превратятся в обычных людей, а число тех, кем вы восхищались раньше, значительно сократится.
Но не волнуйтесь: Достоевский, Леонардо да Винчи, Моцарт и Эйнштейн так и останутся гениями. Всегда.

Природа памяти

Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться.
Наполеон Бонапарт
Представьте, что вы мозг. Просто попробуйте абстрагироваться и вообразить себя очень важной частью человека – головным мозгом (если вдруг вы представили себя спинным мозгом, ничего страшного: просто сделайте глубокий вдох, расслабьтесь и прочтите абзац с начала).
Итак, в системе органов вы управляющее звено. Вы контролируете все процессы: давление, сердцебиение, дыхание, пищеварение, иммунитет и прочее. Кроме того, вам нужно обеспечивать организм всеми необходимыми условиями: подумать о питании, температуре окружающей среды и возможности ее изменения, продолжении рода, наличии всевозможных угроз и многом другом. Страшно представить, какие объемы информации поступают из внутренней и внешней среды.
Как быть?
Вы (мозг) размышляете над этой задачей, и вдруг вас озаряет! Почему бы не предоставить автономию какой-то части себя, например лобным долям? [1] Пусть они принимают часть внешних тактических решений, а вы оставите за собой стратегию и внутренние процессы. Конечно, может случиться, что эти лобные доли выйдут из-под контроля до такой степени, что вынудят человека заниматься какими-нибудь восточными медитациями. И преуспеют в этом настолько, что заберут у вас контроль над некоторыми внутренними процессами [2]. Но вероятность этого крайне мала, так что вы решаетесь предоставить им право мыслить и принимать решения самостоятельно.
Мероприятие увенчалось успехом! Мало того что лобные доли не сокращают список ваших полномочий (сложно предположить, чтобы тибетский монах или индийский йог читал эту книгу), они еще и выбирают хорошие книги для чтения. Итак, мероприятие увенчалось успехом, но почему?
Дело в том, что вы (напоминаю – мозг) все продумали. Вы установили некие правила, или рамки, для своего автономного участка – ограничения, призванные способствовать исполнению вашей неизменной миссии – выживанию.
Но можно ли убрать эти ограничения или обойти их?
Как было сказано в предисловии, эта книга сугубо практическая. Все, что было написано выше про мозг, пригодится чуть позже для понимания основ запоминания. И это понимание необходимо.
Объясню почему.
Некоторые люди считают невозможным (или, по крайней мере, очень сложным):
1. Занимаясь в спортзале и слушая в это время аудиокнигу, удержать в памяти 20–30 важных моментов из нее, чтобы законспектировать их, придя домой.
2. Запоминать условия диктуемой задачи, вместо того чтобы записывать (например, 10–15 чисел), а потом решать задачу, пользуясь только калькулятором и не дотрагиваясь до бумаги и карандаша.
3. Выучить большое стихотворение с нескольких прочтений, сотни цифр за несколько минут, таблицу Менделеева за день-два.

Люди считают это невозможным или очень сложным лишь потому, что не понимают, как устроена наша память. По этой же причине они скептичны и в отношении других достижений в области запоминания: например, полководцы, знавшие десятки тысяч солдат по именам, признаются либо гениями, либо героями истории, чьи способности приукрашены. Мало кто верит, что сам смог бы запомнить столько же, – и все это из-за привычки упираться в ограничения, выставленные мозгом, вместо того чтобы их обойти.
Таким образом, небольшое теоретическое плавание будет только полезно. Однако не беспокойтесь: многочисленные классификации, определения и свойства, в которых невозможно найти практического зерна, оставлены за бортом.
Что необходимо знать для начала?
Во-первых, память – это функция психики, состоящая из двух процессов:

1. Запоминания и 2. Забывания

Выделение хранения информации в виде самостоятельного этапа в принципе бессмысленно, так как само запоминание уже подразумевает хранение [3] .
Что касается классификации, то необходимо различать два вида памяти: кратковременную и долговременную. И хотя по названию каждой из них легко уловить общий смысл, давайте немного разберемся в деталях.
Кратковременная, или рабочая память – это следствие образования врeменных нейронных паттернов, объем ее (как в свое время определил Джордж Миллер) равняется 7 ± 2 единицам информации. Подробнее мы поговорим о ней далее, а сейчас остановимся на другом виде памяти.
Долговременная память представлена устойчивыми нейронными связями. Объемы информации, которые она так или иначе хранит до конца жизни, колоссальны. Помните об ограничениях, которые устанавливает наш мозг? В случае с памятью он делает это, чтобы избежать информационных перегрузок, – и ставит механизмы отбора (фильтры кратковременной памяти), которые блокируют запоминание неважной информации.
Рассмотрим пример.
Два древних человека – оба охотники, представители переселившегося на новые территории племени – гуляют по лесу. Незнакомая чаща удивляет диковинными растениями, и вот одно из них привлекает к себе особое внимание. Красное, покрытое белой крапинкой, оно кажется особенно аппетитным после прогулки на свежем воздухе, и охотники решают его попробовать. Первый, сочтя растение весьма сносным, срывает еще 15 ростков и проглатывает их один за другим. Чуть позже начинает вести себя необычно, затем странно, а потом и вовсе умирает. Его товарищ, пораженный случившимся, чувствуя легкую дрожь, решает бежать к своей пещере, чтобы взять рвотного. Всю дорогу ему кажется, что кто-то его преследует, но он способен думать только о том, что случилось и что теперь необходимо сделать. В пещере грибник и третий, более опытный охотник выслушивают запыхавшегося второго горе-охотника. Грибник педантичен и трезв, и если не из любопытства, то из практических побуждений (вдруг доза красных растений окажется смертельной) старается побыстрее получить от пострадавшего подробное описание – судя по всему – ядовитого гриба. Третий же охотник, придерживаясь консервативных взглядов и считая грибы немужской пищей, устает от суетных разговоров и удаляется.
Ситуация немного нереалистична, зато наглядна. Как вы думаете, кто из героев что и на какое время запомнит?


Так работают механизмы информационного отбора: чем дольше информация задерживается в кратковременной памяти, чем большее значение ей придается и чем больше эмоций она вызывает, тем вероятнее ее запоминание на длительный срок. Причем не все запоминается одинаково хорошо. Грибник, например, запомнит цвет, размер и прочие наглядные вещи, описанные охотником, но забудет последовательность слов и предложений, в которые был облачен рассказ. Потому что сквозь фильтры памяти проходят только самые важные данные. Во всяком случае мозг хотел, чтобы так было, когда устанавливал эмоциональную составляющую в механизмы информационного отбора.
Вместе с тем данные механизмы можно обвести вокруг пальца и запомнить все что угодно. Сделать это несложно – надо всего лишь разговаривать с ними на их языке. И если в случае с компьютером человек для коммуникации использует специальные трансляторы, преобразующие понятный нам язык в цифровой, то в случае с памятью такими трансляторами выступают мнемотехники [4] .
Мнемотехники предназначены для того, чтобы давать информацию мозгу в привычном для него виде. Простой пример – попробуйте за 15 секунд запомнить набор букв из таблицы:


Получилось?
Если вы не перевели информацию из таблицы в привычную форму, то вряд ли. Взгляните еще раз и найдите фразу «а ведь все намного проще». Просто прочтите таблицу по столбикам слева направо. Данный способ – упорядочение – это простейший мнемонический прием, который так или иначе использует каждый.
Специальные мнемотехники позволяют любому человеку запоминать неограниченные объемы информации, причем не имеет значения, какими способностями вы обладаете. Этот процесс можно сравнить с использованием автомобиля: не обязательно быть Шумахером, чтобы добраться из точки А в точку Б. Хотя Шумахер и сможет приехать быстрее, любой человек, умеющий водить автомобиль, всегда обгонит пешехода.
В книге вы найдете и правила дорожного движения, и инструкцию к использованию транспортного средства.

Интеллект и память

Мало кто знает, что никакого интеллекта не существует.
Читатель может задать резонный вопрос, зачем тогда это понятие фигурирует в названии данной главы.
Дело в том, что интеллект представляет собой скорее удобное слово, описывающее различные умственные способности: умение решать новые задачи, добиваться поставленных целей и формировать адекватную картину мира. До сих пор так и не сформулировано четкого и непротиворечивого определения самого понятия «интеллект». Все, что мы можем сделать, стремясь понять его суть, – это суммировать определенные поведенческие характеристики в том или ином контексте.
С точки зрения эффективности взаимодействия человека с окружающей средой можно выделить четыре направления умственного развития, которые полно отражают природу интеллекта с разных сторон. Среди них:
• фактор общего интеллекта;
• социальный интеллект;
• позитивное мышление;
• творчество.

Каждая из этих когнитивных [5] функций неразрывно связана с памятью, развитие которой, таким образом, дает нам ключ к повышению личной эффективности.

Фактор общего интеллекта

Посещая спортзал три раза в неделю и занимаясь в полную силу, каждый может заметить результат: например, изменилось ваше отражение в зеркале (и может быть, вы тоже), и вес, который вы брали для жима, увеличился.
С интеллектом все по-другому – в отличие от физической силы он не поддается простому и точному измерению. Да и как можно измерить то, что не имеет четких границ и определения? Чтобы исправить это неприятное обстоятельство, был предложен фактор общего интеллекта, или фактор g (general factor), отвечающий за успешность выполнения интеллектуальных задач в целом.
Тесты IQ, известные на сегодняшний день практически всем, – это самый популярный и удобный способ определения фактора g. Суть его состоит в том, чтобы дать количественную оценку уровня интеллекта относительно среднестатистического человека того же возраста. Как правило, за средний балл берется значение IQ, равное 100, а результаты подстраивают так, чтобы 68 % людей находилось в диапазоне от 85 до 115 (рис. 1).

Рис. 1. Оценка уровня интеллекта
Интересные факты об IQ:
Различия в среднем национальном IQ коррелируют с различием в экономическом развитии (ВВП на душу населения). Чем выше IQ, тем выше ВВП [6] .
29 % различий в производительности труда объясняется при помощи IQ, причем эффект сказывается также и на профессиях, основанных на физической активности. Это может объясняться более быстрым приобретением знаний и навыков людьми с высокими показателями теста [7] .
IQ объясняет около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе [8] .
IQ имеет существенное влияние на доход человека вне зависимости от семьи и социального класса, в которых человек вырос [9] .
Среди людей с более высоким IQ показатель смертности обычно ниже, они реже страдают заболеваниями, что, видимо, объясняется более высокими доходами и рассудительностью.
На Западе тесты IQ – один из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных ускоренных планов обучения.
Опираясь на многие исследования, проведенные в западных странах, можно с уверенностью сказать, что высокий интеллект (определяемый по IQ-тестам) положительно влияет на успех личности. Помимо более радужных шансов на получение хорошего образования, престижной работы и скорого продвижения по служебной лестнице его обладатели также (в среднем) успешнее и в личной жизни.
IQ-тесты основаны на определении двух типов интеллекта: кристаллизовавшегося (crystallized intelligence) и подвижного (fluid intelligence). Ниже в таблице представлены их основные различия.


Вы, наверное, заметили, что рабочая память особо выделена в таблице? Дело в том, что это фундаментальный элемент всей умственной системы: от нее зависит эффективность подвижного интеллекта, а от последнего – скорость роста кристаллизовавшегося.
Чтобы понять, что представляет собой рабочая память, давайте представим такую модель (очень упрощенную).
На схеме изображено семь окружностей – принято считать, что именно такое количество структурных единиц информации способна хранить кратковременная память. Впрочем, информация может группироваться в блоки (слова вместо букв), тогда емкость памяти значительно увеличивается. Например, вы не запомните 25 букв «рапалипеелпокдлиеонжьстур», но легко запомните два слова и союз, состоящие из тех же букв: «параллелепипед и окружность».


Рассмотрим следующую ситуацию. Вы решаете поставить мобильный телефон заряжаться. Входите в комнату, открываете дверь, включаете свет. При этом обдумываете планы на завтра.
Заметьте, вся деятельность, которая требует умственных затрат, использует доступные ячейки кратковременной памяти. В данной ситуации фильтры информационного отбора решают, что планы на завтра больше заслуживают того, чтобы попасть в долговременную память. К тому же сознание, которое может фокусироваться только на одном предмете, дольше всего сохраняло на них свое внимание.
Вдруг зазвонил телефон – неизвестный номер. Вы отвечаете и пытаетесь узнать говорящего. Голос вроде бы знакомый, но точно определить, кто это, не получается.


Все ваши ячейки рабочей памяти забились новой информацией. Сознание попеременно фокусируется на поддержании разговора и попытках опознать неизвестного. Информационные фильтры пропускают в долговременную память всего понемногу, поскольку мы пока не знаем, что важно, а что нет.
Итак, вы поговорили, поняли наконец, кто вам звонил, и пытаетесь вспомнить, зачем вообще зашли в комнату.


Не получается?
Ничего страшного. Дело в том, что ячейки памяти загрузились новыми данными, а предыдущие не прошли через информационные фильтры. Вы сможете вспомнить о планах на завтра, но не о цели визита в комнату. Подобные вещи также происходят, когда вы собираетесь запить таблетку, а потом обнаруживаете, что оставили ее в руках, но вода уже выпита, или когда выкидываете что-то нужное, а мусор оставляете при себе.
Однако такие проблемы могут иметь под собой другую почву – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В 1997 году психолог Рассел Баркли впервые связал СДВГ с дефектами рабочей памяти, после чего последняя привлекла к себе немалый интерес. Оказалось, что рабочая память отвечает за способность удерживать внимание, сохранять кратковременный план действий по мере выполнения задачи, не отвлекаться, отсеивать ненужную информацию – то есть за все то, что вызывает сложность у больных СДВГ. Также выяснилось, что те области, которые важны для функционирования рабочей памяти, у людей с СДВГ по статистике меньше, чем у здоровых.


Итак, мы подходим к тому, чтобы сформулировать самый важный вопрос данной главы. Возможно ли развить эту полимодальную область рабочей памяти: накачать ее так, чтобы уже через месяц (как в случае со спортзалом) увидеть отчетливый результат?


Чтобы выяснить это, швейцарские исследователи Сюзан Джегги и Мартин Бушкюль поставили специальный эксперимент: набрали четыре группы добровольцев, которые должны были тренировать свою кратковременную память по полчаса в день в течение 8, 12, 17 и 19 дней.
Результаты оказались впечатляющими: чем дольше испытуемые тренировали рабочую память, тем больше росли их показатели в тестах на подвижный интеллект, и, хотя у контрольной [10] группы показатели интеллекта также увеличились (из-за многократного повторения теста), основная группа значительно ее опередила. В 2010 году исследования были повторены с некоторыми изменениями и подтвердили первоначальные результаты.
Но как проводить тренировки?
Самый эффективный и быстрый способ на данный момент – решение задач типа n-назад, многочисленные вариации которых можно найти в интернете. Неплохой аналог можно бесплатно скачать на сайте www.brainworkshop.net. Также подойдут шахматы, судоку, занятия математикой, чтение, особенно если тексты имеют достаточную смысловую нагрузку и содержат сложные синтаксические конструкции. Все дело в том, что нужно напрягать рабочую память в течение относительно длительного времени.
При медицинском центре имени Альберта Эйнштейна было проведено исследование процессов старения на примере 469 пациентов старше 75 лет. В течение пяти лет испытуемые детально описывали свою ежедневную деятельность, а ученые фиксировали, как часто и чем те занимаются. В результате выяснилось, что род занятий влияет на когнитивные способности: чтение, шахматы, музицирование и танцы способствовали снижению риска деменции [11]. причем наибольший тренировочный эффект давали шахматы.
В то же время ощутимые результаты наблюдались только в том случае, если испытуемые занимались постоянно – нельзя было, например, достичь качественных изменений, играя в шахматы три-четыре раза в месяц. К тем же выводам пришли исследователи из Каролинского института.
Таким образом, как и в случае с мышцами, тренировки приносят реальную пользу только при максимальном напряжении рабочей памяти в течение длительных периодов (хотя результаты видны уже через неделю).

Социальный интеллект

Под социальным интеллектом обычно понимают способность к эффективному общению, умению понимать других людей и сохранять хорошие отношения с ними. Как вы думаете, что может связывать социальный интеллект с памятью?
Безусловно, память сама по себе является основой любой деятельности, но те ее резервы, которые человек обычно склонен игнорировать, могут сослужить ему не просто хорошую, а неоценимую службу. Ниже представлены некоторые социальные выгоды, которых можно добиться при специальном использовании резервов памяти.


Некоторое преимущество в социальном плане дает также понимание законов памяти. Так, например, закон края (лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце) объясняет, почему так важно произвести хорошее первое впечатление, зачем встречать людей с улыбкой и что можно получить, расставаясь дружески.
Обо всем перечисленном выше будет детально рассказано в следующих главах. Сейчас же остается только осветить синергетическую составляющую памяти и общения. Надо сказать, что, хотя основная цель книги – помочь развить интеллект и повысить уровень собственной эффективности через развитие памяти, существуют и обратные зависимости: когда развитие интеллекта или других навыков и способностей оказывает позитивное влияние на память.
Не так давно ученые из Университета штата Мичиган провели два исследования. Первое было направлено на выявление взаимосвязей между функционированием памяти и социальным взаимодействием. 3610 участников в возрасте от 24 до 95 лет прошли контроль по самым разным демографическим показателям: пол, возраст, этническая принадлежность, семейное положение, уровень доходов и физическое здоровье. В итоге исследователями были обнаружены связи (независимо от возраста) между частотой социальных контактов и функционированием памяти. Чем выше социальная активность человека, тем лучше развит его познавательный механизм.
Во втором исследовании экспериментальному воздействию подверглись 76 студентов в возрасте от 18 до 21 года, которых разделили на три группы. Первая участвовала в обсуждении социальных вопросов в течение десяти минут, вторая группа в течение того же времени выполняла интеллектуальные упражнения, а третья была контрольной и просматривала десятиминутный видеоролик. В результате оказалось, что кратковременное социальное взаимодействие улучшает память в такой же степени, как и интеллектуальные упражнения.

Позитивное мышление

Наша суть отражается в наших действиях. Отсюда совершенство есть не действие, а привычка.
Аристотель

В Чикаго был проведен эксперимент с целью определить, как влияет позитивное ожидание на достижение цели. Двум группам студентов предстояло дрессировать белых крыс, причем первой из них сообщалось, что их подопечные – особые породистые животные, а вторым – что крысы самые обычные.

Артур Думчев Помнить всё

Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти

Сегодня, во времена высоких информационных технологий, многие жалуются на недостаточные возможности своей памяти, забывчивость и неумение обходиться без многочисленных девайсов даже в самых простых ситуациях. Эта книга научит вас, как натренировать память и развить интеллект, чтобы поднять свои умственные способности на более высокий уровень.

Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать "Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти" Думчев Артур утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются на долго и даже спустя довольно долгое время, моментально вспоминаются. С невероятным волнением воспринимается написанное! – Каждый шаг, каждый нюанс подсказан, но при этом удивляет. Развязка к удивлению оказалась неожиданной и оставила приятные ощущения в душе. Благодаря живому и динамичному языку повествования все зрительные образы у читателя наполняются всей гаммой красок и звуков. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения. С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного. Благодаря уму, харизме, остроумию и благородности, моментально ощущаешь симпатию к главному герою и его спутнице. Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий, интригующий с первых же страниц. "Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти" Думчев Артур читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

Добавить отзыв о книге "Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти"

Артур Думчев

Артур Думчев | Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти (2014) [FB2] Автор: Артур Думчев
Издательство: Манн, Иванов и Фербер
Отрасль (жанр): Психология
Формат: FB2
Качество: Изначально электронное (ebook)
Иллюстрации: Чёрно-белые

Описание:
Сегодня, во времена высоких информационных технологий, многие жалуются на недостаточные возможности своей памяти, забывчивость и неумение обходиться без многочисленных девайсов даже в самых простых ситуациях. Эта книга - сборник конкретных приемов и техник по развитию памяти, представленных автором, который помнит число "пи" до 22 528 знаков после запятой и собирается зафиксировать свое достижение в Книге рекордов Гиннесса. Материал подан так, чтобы читатель мог сначала пропустить каждую стратегию работы с информацией через свой опыт. Затем даются необходимые пояснения и формируется конкретный алгоритм. Приводится множество примеров различных исследований. Используя данные техники, вы научитесь легко и быстро запоминать разнообразную информацию в большом объеме, решать в уме огромные задачи и воспроизводить длинные ряды цифр. Многое, из того, чем вы ранее восхищались, станет для вас доступным и привычным, а главное - ваши умственные способности выйдут на новый уровень.

Время раздачи: 9.00 - 23.00 (UTC+02:00) (по мере возможности. )

РЕЦЕНЗИЯ: «Помнить все», Артур Думчев

РЕЦЕНЗИЯ: «Помнить все», Артур Думчев

Артур Думчев является признанным экспертом в области развития памяти, трейдером, тренером и консультантом, имеющим сертификат НЛП-практика, выданный «Центром нейролингвистического программирования», а также человеком, который помнит знаменитое число «Пи» до 22 528 знаков после запятой.

Мотивация — основа запоминания.

Начнем с самого простого. Самое важное для запоминания — это мотивация. так как именно она открывает доступ к внутренним ресурсам, без которых невозможно достичь серьезных успехов, а также обеспечивает хорошую концентрацию.

Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая, при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов. Для начала нужно задаться вопросом необходимости обогащения словарного запаса. Если такой задачи вы перед собой не ставите, то запоминать слова будет намного сложнее.

Сделав свое лицо эталоном, запомнив его в деталях, вы сможете легче концентрировать внимание на других лицах, на их отличиях. При знакомствах с человеком детально рассмотрите черты его лица: высоту лба, размер глаз, размер скул, губы. Такой способ поможет вам запоминать лица намного лучше.

Посмотрите на следующее число:

272 314 161 618 141 421 024

Любому математику не составит труда запомнить этот набор цифр. Давайте разберемся почему.

1,4142 — корень из 2

1024 — 2 в 10-й степени.

Уловили смысл? Каждому числу необходимо давать образы. Так вы легко запомните данные вашей кредитной карты, числа, в которых ваши сотрудники идут в отпуск. Использование этого метода безгранично.

У каждого из нас десятки учетных записей. Почта, вторая почта, рабочая почта, социальные сети и многое другое… У большинства людей один или два пароля для всех сайтов. Это очень плохое решение. Если злоумышленники получат доступ к одной из ваших учетных записей, то они смогут взломать и другие. Самое простое решение, которое описывает автор:

Если ваш стандартный пароль Parol89, то вы его можете просто видоизменить для каждого домена:

Это самый простой вариант. В книге описаны и покруче :)

Все эти приемы не просто помогут вам запомнить новые слова, лица, имена и числа. Вы сможете эффективно использовать свою память в различных сферах личной и профессиональной жизни.

Помнить все (Артур Думчев)

Помнить все О книге

Эта книга — сборник конкретных приемов и техник по развитию памяти, представленных автором, который помнит число «пи» до 22 528 знаков после запятой и собирается зафиксировать свое достижение в Книге рекордов Гиннесса.

Используя данные техники, вы научитесь легко и быстро запоминать разнообразную информацию в большом объеме, решать в уме огромные задачи и воспроизводить длинные ряды цифр. Многое, из того, чем вы ранее восхищались, станет для вас доступным и привычным, а главное — ваши умственные способности выйдут на новый уровень.

Развивая память, вы сможете достичь интересных эффектов:

Во-первых, вы заметите, как изменится для вас процесс чтения книг, особенно художественной литературы. Описываемые ситуации будут воссоздаваться быстрее, а образы — вырисовываться детальнее.

Во-вторых, обратите внимание на свои сны. Индикатором хорошего уровня можно считать заметное усложнение сюжета, усиление активности во сне, а также увеличение числа деталей, о которых вы помните, проснувшись. Эти изменения очень легко заметить, и их наличие означает, что ваш мозг уже трансформируется.

В-третьих, преобразятся техники визуализации и любых представлений, свойственных другим органам чувств, будь то аутогенная тренировка или техники нейролингвистического программирования. Работая с образами, вы постепенно достигнете структурных изменений мозга и будете мыслить на другом уровне.

Для кого эта книга

Для всех желающих постоянно тренировать свою память и развивать интеллект.

В книге представлены практические приемы работы с памятью. Материал подан так, чтобы читатель мог сначала пропустить каждую стратегию работы с информацией через свой опыт. Затем даются необходимые пояснения и формируется конкретный алгоритм. Приводится множество примеров различных исследований.

12 законов памяти, которые помогут вам улучшить качество и скорость запоминания, а также понять некоторые техники, традиции, парадоксы и многое другое.

Развернуть описание Свернуть описание

Об авторе

Успех личности

Опираясь на многие исследования, проведенные в западных странах, можно с уверенностью сказать, что высокий интеллект (определяемый по IQ-тестам) положительно влияет на успех личности. Помимо более радужных шансов на получение хорошего образования, престижной работы и скорого продвижения по служебной лестнице его обладатели также успешнее и в личной жизни.

Озарения не миновать

Если лечь на спину — без подушки под головой — и опереть ноги о стену или положить их на диван, то мозг будет омываться кровью интенсивнее. В это время можно решать творческие задачи, ведь в лежачем положении также снижается уровень норадреналина, а значит, вы расслабляетесь. Десять-пятнадцать минут размышлений в таком состоянии — и озарения не миновать.

Тренируем правое полушарие

Можно принять решение в течение года записывать по 3–5 положительных моментов, произошедших с вами за день. Это могут быть любые ваши успехи, достигнутые цели, завершенные дела или просто прият ные ситуации. На запись уйдет не более двух минут в день, но результаты вас поразят. Чтобы убить сразу двух зайцев (а то и больше), можно записывать эти события левой рукой. На изучаемом иностранном языке.

Список покупок

Мысленно нарежьте помидоры, огурцы — прямо на пол. Почувствуйте некоторое огорчение от того, что придется потом отмывать полы. Майонез мы уже использовали, значит, салат будет с подсолнечным маслом. Наливаем его на пол столько, чтобы пространство заполнилось по щиколотку. Трех ингредиентов маловато — добавляем лук: он должен занимать полкоридора. Посыпаем блюдо солью — лук вдруг чихает.

Свойства гениев

Развитая способность к визуализации: умение мыслить образами, представлять картины и видеоролики. Умение использовать синестезию (когда раздражение одного органа чувств вызывает ощущения, свойственные другому). Способность переключаться между различными позициями восприятия — от первого лица ко второму или третьему или наоборот.

Новое знакомство

Вас знакомят с Алевтиной Денисовной. Допустим, в числе ваших знакомых нет Алевтины, но есть Денис. Вы представляете, как звоните ему домой, а трубку берет эта самая Алевтина, причем мысленно вы перемещаетесь в то место, которое у вас ассоци ируется с Денисом, и видите там Алевтину, произносящую «Але!». Для усиления эффекта можно представить, что она не просто отвечает, а кричит так громко, что хочется заткнуть уши.

Читать онлайн - Помнить всё

Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти

© Думчев А. А. 2013

© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru )

Предисловие

Судя по тому, что вы держите в руках эту книгу, уместно предположить: вы заинтересованы в развитии интеллекта. Хочется также надеяться, что практика для вас привлекательнее теории. Да и много ли найдется людей, которые хотя бы иногда не испытывали раздражения от избытка теоретических моментов и искали только конкретные приемы, техники и стратегии? В итоге именно они оседают в долговременной памяти.

Как сказал Эйнштейн, «образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили».

Если мое предположение верно и вам в этой книге в первую очередь интересно отыскать практический материал, то автор и читатель быстро найдут общий язык. За сухой ненужной теорией – если она кому-то вдруг понадобится – отправляю в библиотеку или в интернет, – на этих страницах вы найдете только практические приемы.

Подача материала организована в основном так, чтобы читатель мог сначала пропустить каждую стратегию работы с информацией через свой опыт. Необходимые пояснения даются после, и только затем формируется конкретный алгоритм. Изложение идет от простого к сложному: сразу за аргументацией того, что интеллект следует прежде всего развивать через работу с памятью, даны методики, которые вы сможете применить уже сейчас, без всякой подготовки. Затем последуют более сложные стратегии.

Кроме того, все неэффективное оставлено в стороне. Например, если для запоминания 100 цифр методом «составления рассказа» требуется в среднем 15 минут, а методом «путешествий» – пять, то узнаете вы только о последнем. Для каждого случая представлены свои алгоритмы – те, которые оправдали себя на практике как наиболее результативные. Разумеется, с чем-то вы уже можете быть знакомы, но теперь посмотрите на это по-новому и упорядочите свои знания.

В книге много примеров различных исследований, но, пожалуйста, не относитесь к ним скептически. Ведь исследования британских ученых показали, что даже исследования британских ученых могут быть полезными.

И наконец, хочу предупредить читателя. Многие вещи, которыми можно было восхищаться до прочтения этой книги: умение запоминать дословно целые книги или колоды карт с одного просмотра, способность решать в уме огромные задачи и воспроизводить бесконечно большие ряды цифр, – станут привычными и обыденными. И сама жизнь, таким образом, освободится от иллюзорного романтизма. Гении, о которых вы могли слышать по телевизору или прочесть в книгах, превратятся в обычных людей, а число тех, кем вы восхищались раньше, значительно сократится.

Но не волнуйтесь: Достоевский, Леонардо да Винчи, Моцарт и Эйнштейн так и останутся гениями. Всегда.

Природа памяти

Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться.

Представьте, что вы мозг. Просто попробуйте абстрагироваться и вообразить себя очень важной частью человека – головным мозгом (если вдруг вы представили себя спинным мозгом, ничего страшного: просто сделайте глубокий вдох, расслабьтесь и прочтите абзац с начала).

Итак, в системе органов вы управляющее звено. Вы контролируете все процессы: давление, сердцебиение, дыхание, пищеварение, иммунитет и прочее. Кроме того, вам нужно обеспечивать организм всеми необходимыми условиями: подумать о питании, температуре окружающей среды и возможности ее изменения, продолжении рода, наличии всевозможных угроз и многом другом. Страшно представить, какие объемы информации поступают из внутренней и внешней среды.

Вы (мозг) размышляете над этой задачей, и вдруг вас озаряет! Почему бы не предоставить автономию какой-то части себя, например лобным долям?[1] Пусть они принимают часть внешних тактических решений, а вы оставите за собой стратегию и внутренние процессы. Конечно, может случиться, что эти лобные доли выйдут из-под контроля до такой степени, что вынудят человека заниматься какими-нибудь восточными медитациями. И преуспеют в этом настолько, что заберут у вас контроль над некоторыми внутренними процессами[2]. Но вероятность этого крайне мала, так что вы решаетесь предоставить им право мыслить и принимать решения самостоятельно.

Мероприятие увенчалось успехом! Мало того что лобные доли не сокращают список ваших полномочий (сложно предположить, чтобы тибетский монах или индийский йог читал эту книгу), они еще и выбирают хорошие книги для чтения. Итак, мероприятие увенчалось успехом, но почему?

Дело в том, что вы (напоминаю – мозг) все продумали. Вы установили некие правила, или рамки, для своего автономного участка – ограничения, призванные способствовать исполнению вашей неизменной миссии – выживанию.

Но можно ли убрать эти ограничения или обойти их?

Как было сказано в предисловии, эта книга сугубо практическая. Все, что было написано выше про мозг, пригодится чуть позже для понимания основ запоминания. И это понимание необходимо.

Некоторые люди считают невозможным (или, по крайней мере, очень сложным):

1. Занимаясь в спортзале и слушая в это время аудиокнигу, удержать в памяти 20–30 важных моментов из нее, чтобы законспектировать их, придя домой.

2. Запоминать условия диктуемой задачи, вместо того чтобы записывать (например, 10–15 чисел), а потом решать задачу, пользуясь только калькулятором и не дотрагиваясь до бумаги и карандаша.

3. Выучить большое стихотворение с нескольких прочтений, сотни цифр за несколько минут, таблицу Менделеева за день-два.

Люди считают это невозможным или очень сложным лишь потому, что не понимают, как устроена наша память. По этой же причине они скептичны и в отношении других достижений в области запоминания: например, полководцы, знавшие десятки тысяч солдат по именам, признаются либо гениями, либо героями истории, чьи способности приукрашены. Мало кто верит, что сам смог бы запомнить столько же, – и все это из-за привычки упираться в ограничения, выставленные мозгом, вместо того чтобы их обойти.

Таким образом, небольшое теоретическое плавание будет только полезно. Однако не беспокойтесь: многочисленные классификации, определения и свойства, в которых невозможно найти практического зерна, оставлены за бортом.

Что необходимо знать для начала?

Во-первых, память – это функция психики, состоящая из двух процессов:

1. Запоминания и 2. Забывания

Выделение хранения информации в виде самостоятельного этапа в принципе бессмысленно, так как само запоминание уже подразумевает хранение [3] .

Что касается классификации, то необходимо различать два вида памяти: кратковременную и долговременную. И хотя по названию каждой из них легко уловить общий смысл, давайте немного разберемся в деталях.

Кратковременная, или рабочая память – это следствие образования врeменных нейронных паттернов, объем ее (как в свое время определил Джордж Миллер) равняется 7 ± 2 единицам информации. Подробнее мы поговорим о ней далее, а сейчас остановимся на другом виде памяти.

Долговременная память представлена устойчивыми нейронными связями. Объемы информации, которые она так или иначе хранит до конца жизни, колоссальны. Помните об ограничениях, которые устанавливает наш мозг? В случае с памятью он делает это, чтобы избежать информационных перегрузок, – и ставит механизмы отбора (фильтры кратковременной памяти), которые блокируют запоминание неважной информации.

Два древних человека – оба охотники, представители переселившегося на новые территории племени – гуляют по лесу. Незнакомая чаща удивляет диковинными растениями, и вот одно из них привлекает к себе особое внимание. Красное, покрытое белой крапинкой, оно кажется особенно аппетитным после прогулки на свежем воздухе, и охотники решают его попробовать. Первый, сочтя растение весьма сносным, срывает еще 15 ростков и проглатывает их один за другим. Чуть позже начинает вести себя необычно, затем странно, а потом и вовсе умирает. Его товарищ, пораженный случившимся, чувствуя легкую дрожь, решает бежать к своей пещере, чтобы взять рвотного. Всю дорогу ему кажется, что кто-то его преследует, но он способен думать только о том, что случилось и что теперь необходимо сделать. В пещере грибник и третий, более опытный охотник выслушивают запыхавшегося второго горе-охотника. Грибник педантичен и трезв, и если не из любопытства, то из практических побуждений (вдруг доза красных растений окажется смертельной) старается побыстрее получить от пострадавшего подробное описание – судя по всему – ядовитого гриба. Третий же охотник, придерживаясь консервативных взглядов и считая грибы немужской пищей, устает от суетных разговоров и удаляется.

Ситуация немного нереалистична, зато наглядна. Как вы думаете, кто из героев что и на какое время запомнит?

Так работают механизмы информационного отбора: чем дольше информация задерживается в кратковременной памяти, чем большее значение ей придается и чем больше эмоций она вызывает, тем вероятнее ее запоминание на длительный срок. Причем не все запоминается одинаково хорошо. Грибник, например, запомнит цвет, размер и прочие наглядные вещи, описанные охотником, но забудет последовательность слов и предложений, в которые был облачен рассказ. Потому что сквозь фильтры памяти проходят только самые важные данные. Во всяком случае мозг хотел, чтобы так было, когда устанавливал эмоциональную составляющую в механизмы информационного отбора.

Вместе с тем данные механизмы можно обвести вокруг пальца и запомнить все что угодно. Сделать это несложно – надо всего лишь разговаривать с ними на их языке. И если в случае с компьютером человек для коммуникации использует специальные трансляторы, преобразующие понятный нам язык в цифровой, то в случае с памятью такими трансляторами выступают мнемотехники[4] .

Мнемотехники предназначены для того, чтобы давать информацию мозгу в привычном для него виде. Простой пример – попробуйте за 15 секунд запомнить набор букв из таблицы:

Если вы не перевели информацию из таблицы в привычную форму, то вряд ли. Взгляните еще раз и найдите фразу «а ведь все намного проще». Просто прочтите таблицу по столбикам слева направо. Данный способ – упорядочение – это простейший мнемонический прием, который так или иначе использует каждый.

Специальные мнемотехники позволяют любому человеку запоминать неограниченные объемы информации, причем не имеет значения, какими способностями вы обладаете. Этот процесс можно сравнить с использованием автомобиля: не обязательно быть Шумахером, чтобы добраться из точки А в точку Б. Хотя Шумахер и сможет приехать быстрее, любой человек, умеющий водить автомобиль, всегда обгонит пешехода.

В книге вы найдете и правила дорожного движения, и инструкцию к использованию транспортного средства.

Интеллект и память

Мало кто знает, что никакого интеллекта не существует.

Читатель может задать резонный вопрос, зачем тогда это понятие фигурирует в названии данной главы.

Дело в том, что интеллект представляет собой скорее удобное слово, описывающее различные умственные способности: умение решать новые задачи, добиваться поставленных целей и формировать адекватную картину мира. До сих пор так и не сформулировано четкого и непротиворечивого определения самого понятия «интеллект». Все, что мы можем сделать, стремясь понять его суть, – это суммировать определенные поведенческие характеристики в том или ином контексте.

С точки зрения эффективности взаимодействия человека с окружающей средой можно выделить четыре направления умственного развития, которые полно отражают природу интеллекта с разных сторон. Среди них:

• фактор общего интеллекта;

Каждая из этих когнитивных[5] функций неразрывно связана с памятью, развитие которой, таким образом, дает нам ключ к повышению личной эффективности.

Фактор общего интеллекта

Посещая спортзал три раза в неделю и занимаясь в полную силу, каждый может заметить результат: например, изменилось ваше отражение в зеркале (и может быть, вы тоже), и вес, который вы брали для жима, увеличился.

С интеллектом все по-другому – в отличие от физической силы он не поддается простому и точному измерению. Да и как можно измерить то, что не имеет четких границ и определения? Чтобы исправить это неприятное обстоятельство, был предложен фактор общего интеллекта, или фактор g (general factor), отвечающий за успешность выполнения интеллектуальных задач в целом.

Тесты IQ, известные на сегодняшний день практически всем, – это самый популярный и удобный способ определения фактора g. Суть его состоит в том, чтобы дать количественную оценку уровня интеллекта относительно среднестатистического человека того же возраста. Как правило, за средний балл берется значение IQ, равное 100, а результаты подстраивают так, чтобы 68 % людей находилось в диапазоне от 85 до 115 (рис. 1).

Рис. 1. Оценка уровня интеллекта

Интересные факты об IQ:

Различия в среднем национальном IQ коррелируют с различием в экономическом развитии (ВВП на душу населения). Чем выше IQ, тем выше ВВП[6] .

29 % различий в производительности труда объясняется при помощи IQ, причем эффект сказывается также и на профессиях, основанных на физической активности. Это может объясняться более быстрым приобретением знаний и навыков людьми с высокими показателями теста[7] .

IQ объясняет около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе[8] .

IQ имеет существенное влияние на доход человека вне зависимости от семьи и социального класса, в которых человек вырос[9] .

Среди людей с более высоким IQ показатель смертности обычно ниже, они реже страдают заболеваниями, что, видимо, объясняется более высокими доходами и рассудительностью.

На Западе тесты IQ – один из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных ускоренных планов обучения.

Опираясь на многие исследования, проведенные в западных странах, можно с уверенностью сказать, что высокий интеллект (определяемый по IQ-тестам) положительно влияет на успех личности. Помимо более радужных шансов на получение хорошего образования, престижной работы и скорого продвижения по служебной лестнице его обладатели также (в среднем) успешнее и в личной жизни.

IQ-тесты основаны на определении двух типов интеллекта: кристаллизовавшегося (crystallized intelligence) и подвижного (fluid intelligence). Ниже в таблице представлены их основные различия.

Вы, наверное, заметили, что рабочая память особо выделена в таблице? Дело в том, что это фундаментальный элемент всей умственной системы: от нее зависит эффективность подвижного интеллекта, а от последнего – скорость роста кристаллизовавшегося.

Чтобы понять, что представляет собой рабочая память, давайте представим такую модель (очень упрощенную).

На схеме изображено семь окружностей – принято считать, что именно такое количество структурных единиц информации способна хранить кратковременная память. Впрочем, информация может группироваться в блоки (слова вместо букв), тогда емкость памяти значительно увеличивается. Например, вы не запомните 25 букв «рапалипеелпокдлиеонжьстур», но легко запомните два слова и союз, состоящие из тех же букв: «параллелепипед и окружность».

Рассмотрим следующую ситуацию. Вы решаете поставить мобильный телефон заряжаться. Входите в комнату, открываете дверь, включаете свет. При этом обдумываете планы на завтра.

Заметьте, вся деятельность, которая требует умственных затрат, использует доступные ячейки кратковременной памяти. В данной ситуации фильтры информационного отбора решают, что планы на завтра больше заслуживают того, чтобы попасть в долговременную память. К тому же сознание, которое может фокусироваться только на одном предмете, дольше всего сохраняло на них свое внимание.

Вдруг зазвонил телефон – неизвестный номер. Вы отвечаете и пытаетесь узнать говорящего. Голос вроде бы знакомый, но точно определить, кто это, не получается.

Все ваши ячейки рабочей памяти забились новой информацией. Сознание попеременно фокусируется на поддержании разговора и попытках опознать неизвестного. Информационные фильтры пропускают в долговременную память всего понемногу, поскольку мы пока не знаем, что важно, а что нет.

Итак, вы поговорили, поняли наконец, кто вам звонил, и пытаетесь вспомнить, зачем вообще зашли в комнату.

Ничего страшного. Дело в том, что ячейки памяти загрузились новыми данными, а предыдущие не прошли через информационные фильтры. Вы сможете вспомнить о планах на завтра, но не о цели визита в комнату. Подобные вещи также происходят, когда вы собираетесь запить таблетку, а потом обнаруживаете, что оставили ее в руках, но вода уже выпита, или когда выкидываете что-то нужное, а мусор оставляете при себе.

Однако такие проблемы могут иметь под собой другую почву – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В 1997 году психолог Рассел Баркли впервые связал СДВГ с дефектами рабочей памяти, после чего последняя привлекла к себе немалый интерес. Оказалось, что рабочая память отвечает за способность удерживать внимание, сохранять кратковременный план действий по мере выполнения задачи, не отвлекаться, отсеивать ненужную информацию – то есть за все то, что вызывает сложность у больных СДВГ. Также выяснилось, что те области, которые важны для функционирования рабочей памяти, у людей с СДВГ по статистике меньше, чем у здоровых.

Итак, мы подходим к тому, чтобы сформулировать самый важный вопрос данной главы. Возможно ли развить эту полимодальную область рабочей памяти: накачать ее так, чтобы уже через месяц (как в случае со спортзалом) увидеть отчетливый результат?

Чтобы выяснить это, швейцарские исследователи Сюзан Джегги и Мартин Бушкюль поставили специальный эксперимент: набрали четыре группы добровольцев, которые должны были тренировать свою кратковременную память по полчаса в день в течение 8, 12, 17 и 19 дней.

Результаты оказались впечатляющими: чем дольше испытуемые тренировали рабочую память, тем больше росли их показатели в тестах на подвижный интеллект, и, хотя у контрольной[10] группы показатели интеллекта также увеличились (из-за многократного повторения теста), основная группа значительно ее опередила. В 2010 году исследования были повторены с некоторыми изменениями и подтвердили первоначальные результаты.

Но как проводить тренировки?

Самый эффективный и быстрый способ на данный момент – решение задач типа n-назад, многочисленные вариации которых можно найти в интернете. Неплохой аналог можно бесплатно скачать на сайте www.brainworkshop.net. Также подойдут шахматы, судоку, занятия математикой, чтение, особенно если тексты имеют достаточную смысловую нагрузку и содержат сложные синтаксические конструкции. Все дело в том, что нужно напрягать рабочую память в течение относительно длительного времени.

При медицинском центре имени Альберта Эйнштейна было проведено исследование процессов старения на примере 469 пациентов старше 75 лет. В течение пяти лет испытуемые детально описывали свою ежедневную деятельность, а ученые фиксировали, как часто и чем те занимаются. В результате выяснилось, что род занятий влияет на когнитивные способности: чтение, шахматы, музицирование и танцы способствовали снижению риска деменции[11]. причем наибольший тренировочный эффект давали шахматы.

В то же время ощутимые результаты наблюдались только в том случае, если испытуемые занимались постоянно – нельзя было, например, достичь качественных изменений, играя в шахматы три-четыре раза в месяц. К тем же выводам пришли исследователи из Каролинского института.

Таким образом, как и в случае с мышцами, тренировки приносят реальную пользу только при максимальном напряжении рабочей памяти в течение длительных периодов (хотя результаты видны уже через неделю).

Социальный интеллект

Под социальным интеллектом обычно понимают способность к эффективному общению, умению понимать других людей и сохранять хорошие отношения с ними. Как вы думаете, что может связывать социальный интеллект с памятью?

Безусловно, память сама по себе является основой любой деятельности, но те ее резервы, которые человек обычно склонен игнорировать, могут сослужить ему не просто хорошую, а неоценимую службу. Ниже представлены некоторые социальные выгоды, которых можно добиться при специальном использовании резервов памяти.

Некоторое преимущество в социальном плане дает также понимание законов памяти. Так, например, закон края (лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце) объясняет, почему так важно произвести хорошее первое впечатление, зачем встречать людей с улыбкой и что можно получить, расставаясь дружески.

Обо всем перечисленном выше будет детально рассказано в следующих главах. Сейчас же остается только осветить синергетическую составляющую памяти и общения. Надо сказать, что, хотя основная цель книги – помочь развить интеллект и повысить уровень собственной эффективности через развитие памяти, существуют и обратные зависимости: когда развитие интеллекта или других навыков и способностей оказывает позитивное влияние на память.

Не так давно ученые из Университета штата Мичиган провели два исследования. Первое было направлено на выявление взаимосвязей между функционированием памяти и социальным взаимодействием. 3610 участников в возрасте от 24 до 95 лет прошли контроль по самым разным демографическим показателям: пол, возраст, этническая принадлежность, семейное положение, уровень доходов и физическое здоровье. В итоге исследователями были обнаружены связи (независимо от возраста) между частотой социальных контактов и функционированием памяти. Чем выше социальная активность человека, тем лучше развит его познавательный механизм.

Во втором исследовании экспериментальному воздействию подверглись 76 студентов в возрасте от 18 до 21 года, которых разделили на три группы. Первая участвовала в обсуждении социальных вопросов в течение десяти минут, вторая группа в течение того же времени выполняла интеллектуальные упражнения, а третья была контрольной и просматривала десятиминутный видеоролик. В результате оказалось, что кратковременное социальное взаимодействие улучшает память в такой же степени, как и интеллектуальные упражнения.

Позитивное мышление

Наша суть отражается в наших действиях. Отсюда совершенство есть не действие, а привычка.

В Чикаго был проведен эксперимент с целью определить, как влияет позитивное ожидание на достижение цели. Двум группам студентов предстояло дрессировать белых крыс, причем первой из них сообщалось, что их подопечные – особые породистые животные, а вторым – что крысы самые обычные.

Первая группа – как вы, наверное, уже догадались – лучше справилась с задачей, чем вторая, хотя ни животные, ни студенты ничем не отличались – разве только (в случае студентов) установкой и убеждениями по поводу породы крыс.

Проводилось немало подобных экспериментов и в других сферах, и все подтверждали одну и ту же истину. Убежденность людей в обладании материальным преимуществом дает материальный результат, даже если на самом деле этого преимущества нет.

Так, врач Синтия Макрай из университетской клиники Денвера провела эксперимент, прооперировав 40 больных с синдромом Паркинсона. В 20 случаях была проведена плацебо-операция со сверлением черепной коробки, но без вживления имплантата. Казалось бы, можно только посочувствовать пациентам, которые оказались жертвой эксперимента и подверглись сверлению черепа без всяких на то причин.

Ничего подобного! Из 20 плацебо-операций 18 привели к успеху, а из 20 настоящих – только 12! Ученые, разумеется, не смогли найти этому объяснение.

Положительный мысленный настрой полезен также и для умственного здоровья, и даже не обязательно в качестве эффекта плацебо. Отсутствие такого настроя, принимая крайние формы вроде депрессии, приводит к атрофии коры передних долей мозга, отвечающих за эмоции и решение задач, а недавние исследования подтвердили, что стресс препятствует регенерации нервных клеток.

Кроме того, известно, что прохождение тестов на IQ в плохом настроении обеспечивает более низкие баллы.

В основе позитивного мышления лежит концентрация на положительных вещах. В любой книге, посвященной данной теме, можно прочесть, как важно следить за установками и убеждениями, контролировать свои мысли и эмоции, – и действительно: то, что нам всегда подвластно, – это наша реакция на обстоятельства.

Поскольку позитивный образ мышления – это привычка, чтобы ее приобрести, нам нужны структурные изменения, а не разовые решения или действия. Добиться таких изменений, внести качественные поправки в долговременную память. сделать позитивное мышление фундаментальным атрибутом собственного «я» поможет один нехитрый способ. Он давно известен и активно распространяется авторами многих бестселлеров, посвященных саморазвитию, но часто остается без внимания из-за отсутствия быстрых результатов.

Чтобы не отпугнуть скептика привычным названием, придется начать с описания метода, не называя его. Как уже было сказано, позитивное мышление связано с концентрацией на всем положительном – другими словами, не на проблемах, а на возможностях. Информация о необходимости такой концентрации вряд ли удержится в сознании, если вы просто пообещаете себе с завтрашнего дня начать чаще думать о хорошем, чем о плохом. И даже если вы наклеите табличку с положительными установками на зеркале в ванной или на потолке, скорее всего, через некоторое время вы перестанете обращать на нее внимание.

Вместо этого можно принять другое решение и в течение года записывать по 3–5 положительных моментов, произошедших с вами за день. Это могут быть любые ваши успехи, достигнутые цели, завершенные дела или просто приятные ситуации. На запись уйдет не более двух минут в день, но результаты вас поразят. Обычно такой метод называют ведением дневника (или дневником успеха), но суть не в дневнике, а в привычке концентрироваться на своих достижениях.

Чтобы убить сразу двух зайцев (а то и больше) и обеспечить тренировку правому полушарию, можно записывать эти события левой рукой. На изучаемом иностранном языке.

Творческое мышление

Воображение правит миром.

Роберт Дилтс, один из первых разработчиков нейролингвистического программирования (НЛП), однажды взялся определить, чем гениальные люди отличаются от всех остальных, и проанализировал компоненты мыслительной деятельности таких феноменальных творцов, как Аристотель, Леонардо да Винчи, Моцарт, Эйнштейн, Фрейд и даже Шерлок Холмс. Результаты своей работы он описал в книге «Стратегии гениев»[12]. и вот некоторые выявленные им свойства:

Развитая способность к визуализации: умение мыслить образами, представлять картины и видеоролики.

Умение использовать синестезию (когда раздражение одного органа чувств вызывает ощущения, свойственные другому).

Способность переключаться между различными позициями восприятия – от первого лица ко второму или третьему или наоборот.

Эти свойства по большей части и определяют творческий потенциал личности, который может послужить хорошей основой для развития памяти. Но верно и обратное – через тренировку памяти можно увеличивать творческий потенциал. Большинство описанных в этой книге техник запоминания базируются на воображении: умении создавать цепочки ассоциаций, рисовать в уме нестандартные образы и связывать их друг с другом. И, следовательно, эти техники развивают воображение и креативность, которые необходимы для достижения высоких результатов не только в области памяти, но и в других сферах.

Довольно наглядно силу мысленной творческой работы и возможностей воображения иллюстрирует эксперимент, проведенный психологом Аланом Ричардсоном с одной из баскетбольных команд. Разделив ее на три группы, он предварительно оценил результаты каждой и организовал тренировки следующим образом: первая группа ежедневно тренировалась в спортзале, вторая отдыхала, а третья тренировалась мысленно – ее игроки представляли себя забивающими голы, ведущими мяч и побеждающими с большим преимуществом.

Творческая визуализация оказалась весьма эффективной: те, кто занимался мысленно, по результатам практически не отличались от тех, кто ходил в спортзал (повышение результативности на 24 %). Те же, кто не тренировался совсем (вторая группа), не показали никаких улучшений. Однако не стоит злоупотреблять результатами подобных исследований и тренироваться только мысленно. Визуализация полезна как дополнение, но не как замена основных тренировок.

Практически все критерии креативности, заключающиеся в скорости возникновения идей, их оригинальности, гибкости, образности и метафоричности, затрагиваются при тренировке памяти, получают развитие и выходят на новый уровень. Шаг за шагом, от одной техники запоминания к другой вы в достаточной степени разовьете свое воображение и другие подспудные навыки, чтобы действительно творить чудеса. Изменятся не только качество принимаемых вами решений, навыки и способности, но и качество жизни в целом.

Мотивация и концентрация

Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.

Иоганн Вольфганг Гете

Гений – это сосредоточенность.

Помните, совсем недавно, представляя себя головным мозгом, вы установили ограничения для своего автономного участка, который отвечает за сознание? Одно из таких ограничений – фильтры кратковременной памяти – мы уже рассмотрели. Пришло время остановиться на следующем.

Оно необходимо для защиты, только на этот раз не от информационной перегрузки, а от бессмысленной траты ресурсов. Это ограничение блокирует энергию при отсутствии интереса (состояние лени) и, наоборот, при наличии заинтересованности открывает дополнительные источники сил.

Мотивация лежит в основе любого произвольного запоминания. И при прочих равных условиях (уровень шума, состояние здоровья и т. д.) именно ее сила определяет качество памяти.

Усвоение любой информации всегда включает в себя три этапа:

В системе этапов запоминания мотивация, или интерес, – это не только первый этап. Это фундамент. Когда у меня спрашивают, как запомнить не просто материал, а целую дисциплину, я говорю, что самое важное – это заинтересованность, понимание своих ценностей и полезности того, что вы собираетесь запомнить. Мнемотехники – это просто поддержка, помощь.

Мотивация, кроме того, позволяет возникнуть главному условию хорошей памяти – концентрации. Концентрация означает сосредоточение на определенной информации, наполнение рабочей памяти теми или иными данными. Чем дольше определенный предмет присутствует в кратковременной памяти, тем лучше он запомнится.

Представьте, что вы читаете книгу и одновременно смотрите телевизор. Если вы не очень заинтересованы, а материал сложный, то запомните вы немного.

Сознание фокусируется то на книге, то на телевизионной передаче, и информационные фильтры пропускают только самые значительные (читайте: эмоционально окрашенные) смысловые элементы.

Теперь представьте, что в книге попадается действительно захватывающий момент:

Вы начинаете читать быстрее и полностью погружаетесь в текст. Мотивация к чтению увеличилась – и концентрация, соответственно, тоже. Телевизионный шум больше не помеха, фильтры кратковременной памяти полностью удовлетворены и позволяют всему материалу кристаллизоваться в вашей памяти.

На этом предварительные объяснения заканчиваются. Чтобы убедиться, что вы все поняли правильно, предлагаю заглянуть в резюме первых разделов.

Резюме

Память – это способность к запоминанию.

Существует два вида памяти:

Кратковременная (или рабочая ) позволяет удерживать в сознании около семи единиц информации. Применяется для:

• удержания в сознании ключевых элементов задачи, над которой идет работа;

• счета в уме, просчитывания шахматных ходов;

• разговора, наблюдения за чем-либо, запоминания поручения.

Долговременная память – это набор опыта и навыков, хранилище сведений. Примеры:

• словарный запас, названия столиц, важные имена и даты;

• местоположение автомобиля на парковке у супермаркета (обычно фильтры памяти считают эту информацию достаточно важной, но не всегда);

• умение плавать, ходить, разговаривать.

Долговременная память заполняется в том случае, когда информация прошла через выставленные мозгом барьеры – фильтры кратковременной памяти. Чем дольше информация задержалась в сознании, чем больше эмоций она вызвала и чем легче понимается, тем проще проходит через эти фильтры.

Благодаря тренировке рабочей памяти можно развить интеллект как таковой, так как рабочая память приравнивается к подвижному, или гибкому, интеллекту, а от последнего зависит скорость увеличения кристаллизовавшегося (который базируется на долговременной памяти).

Для социального интеллекта хорошая память дает важные преимущества: умение запоминать имена, произносить речи, пользоваться большим словарным запасом, вести переговоры и т. д.

Позитивное мышление – это кристаллизовавшийся навык, как и умение ходить. Только внеся структурированные изменения в собственную долговременную память, есть шанс добиться успеха в этом направлении.

Творческие способности можно хорошо натренировать при использовании мнемотехник.

Самое важное для запоминания – это мотивация, так как она дает доступ к внутренним ресурсам, без которых невозможно достичь серьезных успехов, а также обеспечивает хорошую концентрацию.

Без предварительной подготовки

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.

Как читать эти главы

Следующие четыре главы познакомят вас с основными принципами и техниками запоминания, которые можно использовать без какой-либо подготовки. Все эти техники и принципы будут направлены на то, чтобы преодолеть два основных барьера: выставленные собственным мозгом фильтры кратковременной памяти и мотивационный фильтр.

Сначала вас ждет глава о запоминании новых слов, где будет показано, что такое ассоциации и как их использовать.

Далее на примере с запоминанием списка продуктов вы увидите, как можно структурированно держать любую информацию в памяти.

Глава об именах и лицах покажет, как использовать уже известную информацию.

И, наконец, в главе об иностранном языке содержится всего понемногу, чтобы вы смогли непроизвольно повторить основные принципы и приемы запоминания.

Желательно читать каждую главу от начала до конца и не переживать, если что-то кажется сложным. Некоторые примеры специально даются без объяснений, чтобы постепенно подготовить читателя к самостоятельному пониманию и избежать излишних повторений или необходимости возвращаться к ранее прочитанному. В любом случае к концу главы материал будет изложен полностью и все станет понятно.

Богатство языка есть богатство мыслей.

Для начала хотелось бы поздравить читателей, поскольку они входят в 4 % людей, получивших в свое распоряжение такое мощное выразительное средство, как русский язык. Большинство образованных иностранцев, деятелей искусства и культуры, хорошо владевших русских языком, утверждали, что он один из самых богатых и живых из всех им известных. «Русский язык, насколько я могу судить о нем, – это богатейшее из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы», – говорил писатель, член Французской академии Проспер Мериме.

Явственность и живописность русского языка подкрепляются численными показателями: лингвисты утверждают, что в нем около – попробуйте угадать – пятисот тысяч слов, не считая специальных и научных терминов, которые вполне могут удвоить это количество. Такой масштаб поражает воображение, однако даже миллиона слов не хватит, чтобы действительно качественно излагать мысли. Подумайте сами: как быстро проносятся в вашей голове мысли и насколько они могут быть безупречными, но стоит только попытаться высказать их или записать… В романе Виктора Пелевина «Поколение “П”» главный герой, находясь в состоянии одурманивающей экзальтации[13]. пришел к следующему выводу: «Значит, никакой смерти нет… Почему? Да потому что ниточки исчезают, но шарик-то остается!»

Мысль первична – язык вторичен. Если миллионного словарного запаса недостаточно, чтобы отразить все оттенки мышления, то о какой эффективности может идти речь, когда лингвистические возможности среднестатистического человека ограничены (по разным подсчетам) тремя-пятью тысячами слов. О каком умении найти общий язык с любым человеком или просто понять читаемую литературу можно говорить?

Будем считать, что со вступлением мы закончили. Теперь читатель может решить, нужна ли ему красивая и насыщенная речь и хочет ли он обзавестись богатым словарным запасом.

Если решение положительное, то начало уже сформировано. Помните формулировку из прошлой главы: мотивация – основа запоминания? Понимание необходимости обогащения словарного запаса позволит вам намного быстрее двигаться в гонке, в которой вы уже участвуете: на протяжении жизни вы обогащаете свою речь со средней скоростью одного слова в неделю.

Как запоминаются слова и что такое ассоциации

Говорят, когда узнаeшь новое слово, начинаешь слышать его повсюду в течение следующих дней. Если это действительно так, то нам остается только радоваться: каждая новая встреча с понятием совершенствует сети ассоциаций, которые все крепче привязывают его в хранилище долговременной памяти.

Ассоциации – это ряд эпизодов, скрепляющих несколько понятий. Ребенок, первый раз встречая слово «самолет», соединяет его с конкретным предметом, например своей игрушкой. Взрослый имеет обобщенное понятие, так как сталкивался с различной авиационной техникой: от бумажных и игрушечных самолетиков до кукурузников и гигантских Boeing. Поэтому выпадение слова «самолет» из долговременной памяти у взрослого человека маловероятно даже в случаях тяжелого сотрясения мозга.

Таким образом, наша задача при запоминании понятия состоит в том, чтобы имитировать ситуацию с самолетом взрослого человека, то есть прочно привязать новое слово цепью ассоциаций.

Перейдем к примеру. Прочтите следующие слова:

Если большинство этих слов вам знакомы – мои поздравления: ваш словарный запас выше среднего. Если нет, то это временно: прочтя главу, вы наверняка запомните большинство из них до конца жизни даже при отсутствии повторения. Тот, кто не встретил ни одного нового слова, может просто ознакомиться с методом на примере двух-трех разборов.

Начнем с этимологии. Для начала предлагаю определение: этимология – это раздел языкознания, исследующий происхождение слов. Коротко и ясно. Обратим теперь внимание на этимологию слова «этимология». По-гречески etymon означает истинное значение слова, а logos – учение. С «логосом» все понятно: множество наук заканчиваются подобным образом (биология, психология, антропология). С «этимоном» сложнее. Разбор на составные части нужен, чтобы запомнить название понятия: может быть, какая-то его часть прицепится при помощи ассоциации за то, что уже есть в вашей памяти (как в случае с «логосом»). А сейчас перед нами стоит задача запомнить первую часть слова. Для этого нужно создать зацепку (ассоциацию), которая в будущем даст доступ к понятию. Вспоминаем что-то сходное по звучанию. Если поискали и ничего не нашли, то переходим к следующему шагу: запоминанию смысла понятия. А как же предыдущий шаг? Не волнуйтесь, все под контролем.

Для закрепления в памяти смысла понятия сделаем следующее: прежде всего посмотрим, где и как оно употребляется. В Википедии можно найти следующие примеры:

«У слова “тетрадь” греческая этимология».

«Предложить новую этимологию», то есть версию происхождения.

Кроме того, этимология рассматривает происхождение имен (это ведь тоже слова) – так что вы можете сделать запрос в любом поисковике:

«этимология имени Х»,

где Х – интересующее вас имя.

Второе, что мы сделаем (в частности, для того чтобы внести слово в активный словарный запас), – составим с ним предложение. Например, вопросительное:

Имеет ли этимология слова эскимо какую-либо связь с эскимосами?

Предложение удачное, потому что первая буква в слове «эскимо» сходна с первой буквой слова «этимология», а тут еще и «эскимосы» в придачу. Давайте обратим особое внимание на этот пример, чтобы лучше его запомнить: в будущем буква «э» поможет нам вспомнить первую часть слова.

Принято считать, что именно лобные доли отвечают за сознание.

Существует большое количество упоминаний о способности йогов контролировать сердцебиение, задерживать дыхание на большие промежутки времени и т. п.

Тем не менее следует понимать, что все этапы условны. Многочисленные эксперименты с применением гипноза дали возможность сформироваться теории о том, что информация вообще не забывается – просто не всегда к ней есть доступ. В соответствии с этим память можно определить как способность к запоминанию.

Мнемотехники – специальные приемы запоминания.

Когнитивный – имеющий отношение к познанию, мышлению.

Lynn R. Vanhanen T. IQ and the Wealth of Nations, 2002.

Доклад Американской психологической ассоциации «Интеллект: известное и неизвестное», 1995.