Руководства, Инструкции, Бланки

образец протокола общего собрания уполномоченных снт img-1

образец протокола общего собрания уполномоченных снт

Рейтинг: 5.0/5.0 (1825 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Протоколы собраний

Протокол №1 Собрания уполномоченных представителей СНТ «НИКОЛАЕВСКОЕ»

29 октября 2011
Протокол №1 Собрания уполномоченных представителей СНТ «НИКОЛАЕВСКОЕ»

ПРОТОКОЛ №1
Собрания уполномоченных представителей
СНТ «НИКОЛАЕВСКОЕ»
29.10.2011г. г. Санкт-Петербург.
На собрании присутствовало 41 уполномоченных представителей из 76 общего числа уполномоченных представителей СНТ.
ПОВЕСТКА
1. Утверждение сметы на 2012 год.
2. О контроле за использованную электроэнергию.
3. Прием в члены садоводства.
4. Вопрос об изменении в уставе состава уполномоченных.
5. Разное.
За открытие собрания проголосовали: «ЗА» единогласно.
По повестке дня было предложено рассмотреть вопрос « О контроле за использованную электроэнергию» первым. проголосовали «ЗА» единогласно.
Избрали: Председатель собрания Михайлов В.Ф.
Секретарь собрания Волков Г.В.
По второму вопросу выступил Волков Г.В.
Вопрос об использовании электричества на сегодняшний день стал критическим т,к. электричество в садоводстве воруется, а установить факты воровства не представляется возможным, на сегодняшний день есть три выхода из создавшегося положения:
1. Оставить все как есть и тогда все садоводство отключат, в этом случае подключение будет неподсилам долгие годы.
2. Платить за электроэнергию собранными со всех садоводов деньгами, а затем разницу между использованной и потребляемой электроэнергией садоводы должны будут доплачивать.
3. Закупить счетчики электроэнергии нового образца, которые будут находится на столбах, а пульт управления в домах. ( Как происходит оплата электроэнергии и работа этих счетчиков было продемонстрировано представителем компании)

Закупить 20 счетчиков за счет садоводства, установить в тех домах, в которых постоянно проживают садоводы и которые больше всего потребляют электроэнергию, объяснить садоводам, что деньги за установленные счетчики обязаны вернуть в течении года, т.е. до декабря 2012 года, а также приобрести и установить централизованно счетчики нового образца всем садоводам до конца 2012 года. Всем, кто откажется приобрести счетчик, установить автомат на 16а, ввести штрафные санкции за неправильное использование электроэнергии. Счетчики нового образца можно будет оплатить поэтапно в течении 2012 года. Всем членов садоводства погасить задолжность по потреблению электроэнергии до 25.12.2011 года.

По второму вопросу проголосовали «За» пункт 3, 39 членов садоводства, против 2 члена садоводства, 1-воздержался.
.
Предложено установить взнос за разрешение подключения электроэнергии в размере 15000 рублей, повторное разрешение за подключение трех фаз 4000 рублей, одной фазы 2000 рублей, Установить взнос за принятие в члены садоводства, новых садоводов ведущих самостоятельное хозяйство в размере 25000 рублей
«За» проголосовали единогласно

По первому вопросу выступил председатель собрания и предложил смету на 2012год
Принято решение смету утвердить в целом. Установить членский взнос в размере 6000 рублей. По данному вопросу проголосовали «ЗА» единогласно.


По третьему вопросу о приеме в члены садоводства садоводов ведущих самостоятельно хозяйства, от которых поступили заявления - уч. №135, №151, №185, №360, №387, итого поступило 5 заявления от собственников ведущих самостоятельно хозяйства.
За прием в члены садоводства проголосовали «ЗА» единогласно по участкам уч.№135,№151, №185, №360, №387.

По четвертому вопросу выступил председатель правления Волков Г.В о необходимости изменения устава в части количества уполномоченных, разработать совместно с юристами об установлении количества уполномоченных одного из десяти членов садоводства, для нормального ведения собраний и принятия решений.

По пятому вопросу собранием решено установить платный проезд коммерческого транспорта въезжающего на территорию СНТ ( автомобили грузоподъемностью до 3,5 т 50 рублей, грузовые автомобили грузоподъемностью от 3,5т 200 рублей), оплату за въезд грузового автотранспорта производит хозяин участка.
«За» единогласно

Председатель собрания. Михайлов В.Ф
Секретарь собрания. Волков Г.В.

Другие статьи

Протокол общего собрания в форме собрания уполномоченных

Протокол общего собрания в форме собрания уполномоченных
СНТ «Проектировщик» от 25.08.2012 г.

- Уполномоченные (11 чел из 13):

  • Аксельрод В.Я.
  • Терешина Т.А.
  • Казакова Н.М.
  • Колкина Н.С.
  • Сорокина В.А.
  • Голишев Ю.Л.
  • Калинина Л.И.
  • Вишнякова Т.А.
  • Лефтерова О.Н.
  • Чардина Т.Н.
  • Островская Н.С.

Предложено избрать: председателем собрания – председателя правления Доронину Л.П. секретарем – Вишнякову Т.А. Поставлено на голосование. За избрание – 11 уполномоченных.

Избраны: председателем собрания – председатель правления – Доронина Л.П.; секретарем – Вишнякова Т.А.

Председатель правления СНТ Доронина Л.П. просит включить в повестку собрания вопрос о поправках в Устав (новая редакция) в раздел «Ведение делопроизводства, учет и отчетность».

Предложение поставлено на голосование: за включение – 11 уполномоченных. Решено единогласно: вопрос включить в повестку собрания.

1. Информация о генплане.

2. Поправки в Устав (новая редакция).

3. Заявления членов СНТ.

Повестка собрания поставлена на голосование.

Проголосовано: за – 11 уполномоченных.

Решено: повестка собрания принята единогласно.

Первый вопрос повестки.

1.1. Доронина Л.П. информировала, что закончен 2-й этап работы по уточнению Ген.плана СНТ «Проектировщик».

Получена документация по корректировке проекта планировки СНТ «Проектировщик», выполненная ООО «Архитектурно-Строительный Центр».

После ознакомления уполномоченных с материалами (чертежи, пояснительная записка) и обсуждения вопрос об утверждении «Корректировки проекта планировки» СНТ «Проектировщик» поставлен на голосование.

За утверждение – 11 уполномоченных.

Решено единогласно: утвердить «Корректировку проекта планировки» СНТ «Проектировщик».

1.2. Поставлено на голосование предложение: одобрить оплату последнего этапа работы по «Корректировке проекта планировки» СНТ «Проектировщик» - 66000 руб.

Проголосовано: за одобрение – 11 уполномоченных.

Решено единогласно: одобрить оплату работы.

1.3. Поручить Дорониной Л.П. и Шатиловой Е.М. дальнейшую работу по согласованию Ген. плана СНТ «Проектировщик».

За – единогласно – 11 уполномоченных.

2. Вопрос о поправках в Устав (новая редакция) СНТ «Проектировщик». Председатель правления СНТ Доронина Л.П. от имени правления СНТ предложила собранию внести в раздел 11 «Ведение делопроизводства, учет и отчетность» следующие поправки:

2.1. Доронина Л.П. зачитала п. 11.1 Устава (новая редакция) СНТ и п.1 ст.21 ФЗ№66-ФЗ.

Для приведения п.11.1 Устава (новая редакция) СНТ в соответствие с п.1 ст.21 ФЗ№66-ФЗ из Устава (новая редакция) СНТ необходимо убрать второй абзац п. 11.1.

Предложение правления СНТ поставлено на голосование.

Проголосовано: за предложение – 11 уполномоченных.

Решено единогласно: убрать из п. 11.1 Устава (новая редакция) СНТ второй абзац.

2.2. Доронина Л.П. зачитала п. 11.3 Устава (новая редакция) СНТ и п.3 ст.27 ФЗ№66-ФЗ.

Правлением предлагается следующая редакция п. 11.3 Устава (новая редакция) СНТ:

«Копии протоколов общих собраний членов СНТ, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) СНТ, комиссии СНТ по контролю за соблюдением законодательства, заверенные выписки из данных протоколов предоставляются для ознакомления членам СНТ по их требованию, а также органу местного самоуправления, на территории которого находится СНТ, органам государственной власти и правоохранительным органам в соответствии с их запросами в письменной форме».

Предложение правления СНТ поставлено на голосование.

Проголосовано: за предложение – 11 уполномоченных, против – нет.

Решено единогласно: принять предложенную редакцию п. 11.3 Устава (новая редакция) СНТ.

2.3. Поручить председателю правления СНТ Дорониной Л.П. внести в Устав (новая редакция) СНТ «Проектировщик» принятые собранием поправки.

Поставлено на голосование.

Проголосовано: за – 11 уполномоченных, против – нет.

Решено единогласно: внести в п. 11. Устава (новая редакция) СНТ «Проектировщик» принятые собранием поправки.

3. Заявления членов СНТ.

3.1. Председатель правления Доронина Л.П. информировала, что в правление поступило два заявления от граждан, имеющих участки на территории СНТ «Проектировщик».

3.1.1. Заявление от Попова Р.В. (участок№90) о вступлении его в СНТ.

После обсуждения вопрос поставлен на голосование.

Проголосовано: за принятие в члены СНТ – 9 уполномоченных;

против – 1 уполномоченный (Островская Н.С.);

воздержался – 1 уполномоченный (Колкина Н.С.).

Решено: большинством голосов принять Попова Р.В. в члены СНТ и ввести его в список членов СНТ.

3.1.2. Заявление от Хохловой Ю.В. (участок№18) о вступлении ее в СНТ.

Поставлено на голосование.

Проголосовано: за принятие в члены СНТ – 11 уполномоченных.

Решено единогласно: принять Хохлову Ю.В. в члены СНТ «Проектировщик» и ввести ее в список членов СНТ.

3.2.1. Член правления Шатилова Е.М. зачитала собранию заявления, поданные в правление 04 августа 2012 г. от Балакиной Л.И. Беззубцевой О.Н. Беззубцева С.С. Безу Е.С. Герасимовой Н.Г. Закревской Л.Г. Крикун О.Ю. Симоновой Н.И. Гайковского Ю.Л. о том, что в связи с тяжелым материальным положением они не могут оплатить членский взнос за 2012 г. в размере 5600 руб. до 05 августа 2012 г. После обсуждения заявлений поступило предложение: обязать Балакину Л.И. Беззубцеву О.Н. Беззубцева С.С. Безу Е.С. Герасимову Н.Г. Закревскую Л.Г. Крикун О.Ю. Симонову Н.И. Гайковского Ю.Л. оплатить членский взнос в размере 5600 руб. до 01 октября 2012 г.

Предложение поставлено на голосование.

Проголосовано: за предложение – 10 уполномоченных;

против – 1 уполномоченный (Казакова Н.М.).

Особое мнение Казаковой Н.М.:

Казакова Н.М. считает, что поскольку нет подтверждения тяжелого материального положения перечисленных членов СНТ, они должны были оплатить членский взнос за 2012 г. в срок, установленный общим собранием до 05 августа 2012 г. Кроме того в СНТ около 70% членов – пенсионеры и инвалиды, которые оплачивают членские взносы в срок.

3.2.2. Шатилова Е.М. зачитала заявления от Балакиной Л.И. Беззубцевой О.Н. Беззубцева С.С. Безу Е.С. Герасимовой Н.Г. Закревской Л.Г. Крикун О.Ю. Симоновой Н.И. о компенсации им административных расходов за 2012 г. В связи с этим они просят уменьшить им членский взнос за 2012 г. на 2238 руб. с каждого участка.

После обсуждения поступило предложение: в необоснованной просьбе о компенсации и уменьшении членского взноса за 2012 г. на 2238 руб. – отказать.

Поставлено на голосование.

Проголосовано: за отказ – 11 уполномоченных.

Решено единогласно: в компенсации и уменьшении членского взноса за 2012 г. заявителям: Балакиной Л.И. Беззубцевой О.Н. Беззубцеву С.С. Безу Е.С. Герасимовой Н.Г. Закревской Л.Г. Крикун О.Ю. Симоновой Н.И. – отказать.

3.2.3. Шатилова Е.М. ознакомила с рассмотренными правлением другими заявлениями, полученными от Беззубцевых, Балакиной Л.И. Герасимовой Н.Г. Закревской Л.Г. Крикун О.Ю. Симоновой Н.И. Захарова Н.В.

Собрание одобрило решения правления.

4.1. Правление предлагает собранию одобрить Соглашение между СНТ «Дворики» и СНТ «Проектировщик» о совместной эксплуатации, ремонте и поддержании в рабочем состоянии канавы, расположенной между СНТ «Дворики» и СНТ «Проектировщик».

Зачитан текст Соглашения.

Предложение поставлено на голосование.

Проголосовано: за одобрение Соглашения – 11 уполномоченных, против – нет.

Решено единогласно: одобрить Соглашение между СНТ «Дворики» и СНТ «Проектировщик».

4.2. Правление предлагает одобрить подписание договора №38/12 с ООО «МСТехника» по механической чистке канавы между СНТ «Дворики» и СНТ «Проектировщик».

После обсуждения условий Договора предложение поставлено на голосование.

Проголосовано: за подписание Договора – 11 уполномоченных.

Решено единогласно: одобрить подписание Договора.

4.3. В правление СНТ от членов от членов СНТ поступило заявление с просьбой провести работы по осуществлению стока воды из канавы вдоль участков №№ с 13 по 23. Зачитан акт комиссии, обследовавшей эту канаву. Стоимость работы не вошла в смету на 2012 г. Поступило предложение: изыскать возможность и выделить на эту работу 5000 руб.

Проголосовано: за – 11 уполномоченных.

Решено: изыскать возможность выделения 5000 руб. (без учета налогов).

4.4. Поступило предложение одобрить оплату расчистки канав вдоль подъездной дороги к СНТ «Проектировщик» и СНТ «Кибер» - 25000 руб. в равных долях с СНТ «Кибер». Наша часть составляет – 12500 руб. (после налогооблажения).

Поставлено на голосование. Проголосовано: за - 11 уполномоченных.

Решено: одобрить оплату расчистки канав вдоль подъездной дороги.

4.5. Поступило предложение: одобрить оплату расчистки окружной канавы (вырубка кустарника, покос травы) от участка №54 до участка №130 – 35000 руб. (сумма указана после налогооблажения).

Поставлено на голосование. Проголосовано: за - 11 уполномоченных. Против – нет.

Решено: одобрить оплату расчистки канавы.

4.6. Поступило предложение: одобрить оплату расчистки канавы (вырубка кустарника, покос травы) от участка №134 до центральной дороги – 25000 руб. (после налогооблажения).

Поставлено на голосование. Проголосовано: за - 11 уполномоченных. Против – нет.

Решено: одобрить оплату расчистки указанной окружной канавы.

4.7. Правление предложило: одобрить оплату расчистки просеки под ЛЭП, принадлежащей СНТ «Проектировщик» (вырубка кустарника, покос травы) – 45000 руб. (после налогооблажения).

Поставлено на голосование. Проголосовано: за - 11 уполномоченных. Против – нет.

Решено: одобрить оплату расчистки просеки под ЛЭП.

4.8. Необходимо окосить окружную дорогу.

Поставлено на голосование. Проголосовано: за - 11 уполномоченных. Против – нет.

4.9. Рассмотрено заявление от члена СНТ Острого В.А. (участок №17) с просьбой обследовать общую сторону с участком №15, т.к. на участке №15 в непосредственной близости от забора участка №17 растут осины и березы. Для обследования избрана комиссия в составе: Голишев Ю.Л. Казакова Н.М. Аксельрод В.Я. Чардина Т.Н. Шатилова Е.М.

О результатах обследования информировать правление.

4.10. Поступило предложение: изыскать возможность выделения на подсыпку подъездной дороги в районе подъездных ворот – 20000 руб.

Поставлено на голосование. Проголосовано: за - 11 уполномоченных. Против – нет.

Решено: т.к. эта работа не включена в смету – изыскать возможность оплаты – 20000 руб.

Председатель собрания Доронина Л.П.

Секретарь собрания Вишнякова Т.А.

Сайт создан в системе uCoz

СНТ Весна - Положение об уполномоченных

Положение об уполномоченных

УТВЕРЖДЕНО
Общим собранием СНТ "ВЕСНА"
Протокол от 04 июня 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ об уполномоченных СНТ "ВЕСНА"

1.1. Настоящее Положение об уполномоченных Садоводческого некоммерческого товарищества "Весна" (далее – Положение), определяет порядок избрания, переизбрания, права и обязанности уполномоченных СНТ "Весна" (далее - Уполномоченные), а также порядок оформления протоколов об их избрании.

1.2. Настоящее Положение разработано на основе Устава Садоводческого некоммерческого товарищества "Весна", именуемого в дальнейшем "Товарищество".

1.3. Уполномоченные избираются из членов Товарищества, имеющих земельные участки в пределах одной улицы Товарищества в пропорции один Уполномоченный от 10 (Десять) членов Товарищества.

Количество Уполномоченных избираемых по каждой конкретной улице с учетом установленной нормы представительства устанавливается Правлением Товарищества.

1.4. Уполномоченные избираются сроком на три года.

1.5. Уполномоченные Товарищества вправе участвовать в Общем собрании Товарищества, проводимом в форме собрания Уполномоченных.

1.6. Правление Товарищества обязано одновременно с уведомлением о проведении общего собрания членов Товарищества (собрания Уполномоченных) вывесить списки действующих Уполномоченных.

1.7. Уполномоченные не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам Товарищества.

1.8. Общее собрание Уполномоченных правомочно, если на собрании присутствует не менее чем пятьдесят процентов установленного количества Уполномоченных.

1.9. При подсчете результатов голосования на общем собрании, проводимом в форме собрания Уполномоченных, каждый Уполномоченный обладает количеством голосов определяемых следующим образом:
- из общего количества членов Товарищества вычитается количество членов Товарищества присутствующими на общем собрании;

- оставшееся количество голосов делится на списочное количество Уполномоченных;

- полученный результат (частное от деления, округление в меньшую сторону до целого числа) плюс один голос (за себя, как члена Товарищества) является количеством голосов, которым обладает каждый Уполномоченный, присутствующий на данном общем собрании.

В случае, если на общем собрании присутствует более половины всех членов Товарищества, собрание проводится в форме общего собрания членов Товарищества.

2. Порядок избрания и прекращения полномочий Уполномоченных

2.1. Уполномоченные избираются из членов Товарищества:

- по предложению Правления Товарищества;

- по инициативе членов Товарищества;

- по собственной инициативе члена Товарищества.

2.2. Избрание Уполномоченных производится членами Товарищества, имеющих земельные участки в пределах одной улицы с кандидатом в Уполномоченные:

-- путем опроса (обхода) членов Товарищества;

-- на очном собрании членов Товарищества улицы.

Избрание Уполномоченных оформляется протоколом голосования с указанием результатов поименного голосования.

2.3. Уполномоченный перед голосованием должен дать письменное согласие на избрание его Уполномоченным.

2.4. Уполномоченный считается избранным, если за него проголосовало более пятидесяти процентов членов Товарищества имеющих земельные участки в пределах одной улицы с кандидатом в Уполномоченные.

2.5. Протокол голосования должен быть зарегистрирован в Правлении. При регистрации протокола Правление:

1) Проверяет соблюдение порядка избрания Уполномоченного, количество голосов проголосовавших за избираемого Уполномоченного;

2) Включает избранного Уполномоченного в список Уполномоченных улицы;

3) Выдает Уполномоченному подтверждение его регистрации (копию протокола об его избрании) в случае его требования;

4) Информирует членов Товарищества об избрании Уполномоченного и изменение состава Уполномоченных улицы путем вывешивания списка Уполномоченных на информационном щите Товарищества.

2.6. В случае отказа в регистрации Правлением Товарищества, вызванного нарушением процедуры избрания Уполномоченного, неправильного оформления протокола, проводятся повторные выборы Уполномоченного.

2.7. Члены Товарищества вправе в любое время досрочно переизбрать избранного ими Уполномоченного.

2.8. До истечения срока полномочий действующего Уполномоченного, избрание нового Уполномоченного производится только при условии прекращения полномочий действующего Уполномоченного в порядке, установленном пунктом 2.10. настоящего Положения.

2.9. В случае если Уполномоченный после окончания срока его полномочий, по любым причинам, не избран, срок его полномочий продлевается на следующий срок (3 года), не более одного раза.

2.10. Полномочия Уполномоченного прекращаются:

  1. На основании его письменного заявления.
  2. На основании решения более пятидесяти процентов членов Товарищества имеющих земельные участки в пределах улицы, от которой избран уполномоченный. Решение оформляется протоколом голосования с указанием результатов поименного голосования.
  3. При прекращении членства Уполномоченного в Товариществе.

2.11. Правление Товарищества обязано вести список Уполномоченных Товарищества, а также хранить протоколы об их избрании не менее пяти лет.

3. Права Уполномоченного улицы

3.1. Уполномоченный представляет интересы членов Товарищества улицы на общих собраниях Товарищества (собрании Уполномоченных).

3.2. Уполномоченный вправе избирать и быть избранным в исполнительные и контрольные органы Товарищества.

3.3. Уполномоченный вправе получать любую информацию о деятельности Товарищества и Правления, получать информацию о членах Товарищества своей улицы, в пределах компетенции Правления Товарищества.

4. Обязанности Уполномоченного улицы

4.1. Принимать участие в собраниях Уполномоченных Товарищества и представлять интересы членов Товарищества своей улицы.

4.2. Учитывать мнение членов Товарищества своей улицы при решении вопросов, поставленных на голосование при проведении общих собраний в форме собраний Уполномоченных.

4.3. Соблюдать требования действующего законодательства, Устава Товарищества и настоящего Положения;

4.4. Оказывать посильную помощь в проведении Правлением мероприятий Товарищества.

5. Порядок оформления протокола об избрании Уполномоченного

5.1. Перед проведением процедуры избрания Уполномоченного (Уполномоченных) инициатор проведения должен получить от кандидата в Уполномоченные согласие на его избрание в письменной форме. Пример согласия в Приложение № 1.

5.2. Избрание Уполномоченного (Уполномоченных) членами Товарищества улицы оформляется протоколом с поименным голосованием членов Товарищества. Пример протокола в Приложении № 2 к настоящему Положению. Результаты голосования в протокол заносит лицо, инициировавшее проведение собрания, либо рабочий орган собрания (при очном избрании Уполномоченных) – председательствующий на собрании.

к Положению об уполномоченных СНТ ВЕСНА"

Я, ______________________________ (уч. № ____), настоящим выражаю согласие на выдвижение моей кандидатуры в Уполномоченные СНТ "ВЕСНА" от членов Товарищества улицы, объединяющей участки №№:_____________ .

Сообщаю о себе следующие сведения для получения сообщений и контактов:

Почтовый адрес для направления корреспонденции (с индексом):

Телефоны: дом. ________________; моб. _______________

С содержанием Положения об уполномоченных СНТ "Весна" ознакомлен.

к Положению об уполномоченных СНТ ВЕСНА"

Персональный сайт

СНТ Лопасня плюс

Бланк протокола общего собрания членов садоводческого товарищества

Протокол общего собрания членов садоводческого товарищества

Выписка из протокола общего собрания членов садоводческого товарищества

Исковое заявление об истребовании протоколов, актов, смет

Исковое заявление о недействительности взноса в отсутствии протокола собрания

Исковое заявление о признании протокола собрания частично недействительным

Исковое заявление о признании протокола полностью недействительным

Заявление в милицию о самоуправных действиях садоводческого товарищества

Исковое заявление о восстановлении подачи электричества и воды и взыскании компенсации морального вреда

Ходатайство об отложении разбирательства дела

Заявление о недопустимости выписок из протоколов в качестве доказательств

все образцы с сайта snt.pp.ru

Собрание в СНТ и оспаривание его решений

Кворум и уполномоченные

Отсутствие кворума на общем собрании - явление, типичное для многих СНТ. Нередко приходится слышать советы, что хорошим и единственным средством борьбы с малочисленностью общих собраний является их проведение в форме собраний уполномоченных.

До избрания уполномоченных в товариществе должно быть разработано и принято Положение об уполномоченных, предусматривающее, в числе прочего, и процедуры отзыва уполномоченных и контроля членов товарищества за их деятельностью (голосованием и принятием решений). На деле же часто получается не так: уполномоченные, под сладкие речи председателя и правления, голосуют вопреки мнению большинства садоводов, и поделать с этим ничего нельзя, так как ответственность уполномоченных нигде не прописана.

В математике известен закон больших чисел. В переводе на примеры суть его в том, что вероятность выпадения "орла" или "решки" при подбрасывании монеты тем ближе к 50%, чем больше число подбрасываний. Применительно к садоводческому товариществу этот закон можно сформулировать так:собрание уполномоченных адекватно будет отражать среднестатистическую позицию членов товарищества при большом числе уполномоченных, в случае крупного или сверхкрупного товарищества (1000 членов и более). Кроме того, для крупного товарищества организационные трудности проведения общего собрания становятся уже слишком ощутимыми, и это еще один аргумент в пользу собрания уполномоченных в крупных товариществах. Для маленьких садоводств (100 членов и менее) собрание уполномоченных вообще недопустимо в силу как статистических причин, так и мизерных сложностей с организацией общего (обычного) собрания. Если в маленьком товариществе правление не может созвать собрание - надо изгонять правление, а не избирать уполномоченных.

Число членов СНТ, от которых избирается один уполномоченный, должно коррелировать с численностью самого товарищества. Например, в садоводстве из 200 членов один уполномоченный избирается от двух садоводов, из 500 членов - 1 от 5 человек, из 1000 членов - 1 от 10 человек. В таком случае везде получается по 100 уполномоченных, собрание которых при явке в 50 человек будет правомочным. Избирать одного уполномоченного от большего числа членов СНТ (следовательно, уменьшать численность уполномоченных) дальше уже просто некуда - выборка садового народонаселения, представленная в виде уполномоченных, едва ли окажется статистически достоверной.

Ничтожность и недействительность

Ничтожность - изначальное отсутствие юридической силы, не требующее подтверждения в суде. В отличие от ничтожности, вопрос о недействительности разрешает только суд. Предоставляемую законом возможность обращаться в суд с иском о недействительности называют оспоримостью. Закон, как правило, дает четкие указания или на ничтожность, при несоблюдении определенных условий, или на возможность признания недействительности в суде, очерчивая при этом круг лиц, которые имеют право на такое обращение в суд.

Закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не содержит никаких записей о признаках ничтожности решений органов управления садоводческого товарищества, но возможность для члена садоводческого товарищества, при нарушении его прав, на обращение в суд с иском о недействительности в этом законе установлена. Из чего, применительно к общему собранию, следует два вывода: 1) независимо от соблюдения процедур проведения общего собрания его решения оспоримы, поскольку права садовода, в том числе и членские, могут быть нарушены самим смыслом принимаемых собранием решений; 2) независимо от кворума и прочих процедурных моментов решения общего собрания изначально действительны.

Проиллюстрировать сказанное можно выдержкой из судебного решения (Ленинский районный суд г.Новосибирска, 25 марта 2008 года), в котором суд выражает свое мнение по весьма оригинальному исковому требованию: "признать собрание действительным". В решении суда говорится: "В иске. о признании решения общего собрания действительным надлежит отказать. Отказывая в иске. суд также принимает во внимание, что, по сути, данный иск является беспредметным, поскольку Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не предусмотрен такой способ защиты права, как обращение с иском о признании решения общего собрания действительным. Решение общего собрания является действительным, пока не доказано иное".

Подделка протокола собрания

Бывает, что члены правления, мучаясь отсутствием кворума на собраниях, не находят иного выхода, кроме собственноручного добавления подписей в явочные листы (списки регистраций) собраний. Такое подпадает уже под статью 159 УК РФ (мошенничество). Если денежные средства по подделанному протоколу привлекались и члены правления получали вознаграждение из этих средств, тогда мошенничество имело место. И шансы на возбуждение уголовного дела в случае подделанного протокола собрания вполне реальны.

Когда умысла и факта завладения чужим имуществом (деньгами) или получения иной корысти в подделке протокола усмотреть не удается, тогда и состава преступления (мошенничества) как будто бы нет. Однако экспериментировать с подделкой протоколов лично я бы не стал. Потому что едва ли найдутся следователь и судья, которых удастся убедить в благих намерениях лица, занимающегося подделкой протоколов.

Следует заметить, что подделка протокола собрания СНТ не относится к подделке документов в том смысле, в каком подделка документов понимается в статье 327 УК РФ. Упомянутая статья устанавливает санкции за подделку официального документа, т.е. документа, изданного государственным органом. Вполне понятно, что протокол собрания СНТ в число официальных документов не попадает.

Неточности в протоколе собрания

Мы будем возрождать Товарищество,
а не обсуждать каждую точку и запятую в протоколе собрания
(Председатель одного СНТ)

Важнейший реквизит протокола общего собрания членов СНТ - его текст - имеет информационный (выступления, реплики и т.п.) и распорядительный (утверждение взносов, избрание кандидатур, прием и исключение членов и т.п.) характер. Исковое заявление о признании протокола собрания недействительным будет уместным в том случае, когда ставится под сомнение распорядительная часть протокола. Оспаривание в суде текста протокола в его информационном смысле едва ли возможно, поскольку, например, неотражение сути выступления кого-либо из докладчиков, равно как и другие подобные неточности или вольности секретаря собрания не влекут за собой никаких правовых последствий для членов СНТ, не ущемляют чьих-либо гражданских прав и, поэтому, не могут быть поводом для обращения в суд.

Иски, имеющие своей главной задачей поиск формальных несоответствий протокола происходящему на собрании, встречаются. Так, в 2009 году в N-ский суд было подано "Исковое заявление о признании недействительным протокола общего собрания". Истец обосновывал иск нарушением права на получение достоверной информации и просил суд признать факты фальсификаций протокола. Исковое заявление было оставлено без движения, затем возвращено заявителю.

В определении суда было сказано следующее: "Согласно ст.19 №66-ФЗ от 15.04.98, член СНТ имеет право обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения. Протокол общего собрания садоводов, как документ, не может затрагивать личные права, свободы и ли законные интересы истца, т.к. отражает ход собрания и принятие на нем решений. Нарушить либо создать угрозу нарушения личных прав, свобод или законных интересов истца, может решение общего собрания садоводов, в связи с чем, истцу необходимо было уточнить требования в части признания незаконным решения общего собрания садоводов".

Список регистрации участников собрания

Не существует нормативного документа, обязывающего сопровождать протокол общего собрания СНТ списком регистрации с подписями садоводов, присутствовавших на этом собрании. ГОСТ Р 6.30-2003, на который ссылаются в этой связи, содержащий правила расположения реквизитов, даже правила склонения слов в организационно-распорядительных документах, ничего не говорит о составлении списка регистрации участников заседания коллегиального руководящего органа. Более того, ГОСТ Р 6.30-2003 имеет лишь рекомендательный характер и садовое товарищество этот ГОСТ совершенно ни к чему не обязывает.

Предложу читателю свое видение содержания списка регистрации участников общего собрания членов садоводческого товарищества. Этот документ мне представляется в виде таблицы с соответствующим названием, содержащей следующие столбцы: 1 - номер записи; 2 - номер участка; 3 - фамилия, инициалы садовода; 4 - отметка о представительстве ("лично" или фамилия и инициалы представителя); 5 - подпись садовода или его представителя. Излишняя персональная информация (паспортные данные, адреса проживания и т.п.), на мой взгляд, в списке регистрации совершенно не нужна.

Учреждения и организации сами составляют для своих структурных подразделений и сотрудников всевозможные методические пособия, правила, инструкции и т.п. по составлению документации и ведению документооборота. Таким же образом надлежит поступить и садоводческому товариществу. Можно принять общим собранием, например, Положение о протоколе общего собрания, в котором оговорить обязательность списка регистрации участников собрания, правила составления такого списка и последствия его отсутствия, или же включить соответствующие статьи в Устав товарищества. После принятия Положения о протоколе любое требование о соответствии протокола общего собранияПоложению о протоколе будет абсолютно правомерным, вплоть до понуждения СНТ через суд к приведению протокола собрания в надлежащий вид.

Иск о недействительности протокола вследствие неправомочности собрания может быть подан в суд вне зависимости от наличия списка регистрации. Теоретически, от наличия или отсутствия списка регистрации будет зависеть лишь распределение процессуальных обязанностей между истцом и ответчиком по доказыванию/опровержению правомочности собрания. Если список есть, и внешне с протоколом все нормально, обязанностью истца (садовода) будет доказать, что список регистрации кворума не подтверждает (например, записи в списке недостоверны). Если списка нет - тогда уже председатель СНТ должен будет убедить суд, что кворум на собрании был. На долю председателя в этом случае выпадает задача практически неразрешимая - ему придется вызывать в суд свидетелями большинство присутствовавших на собрании членов СНТ.

Положение о протоколе общего собрания, принятое в СНТ, содержащее, например, запись "кворум собрания должен быть подтвержден списком регистрации участников собрания", может сделать попытки доказать правомочность собрания в отсутствие списка регистрации вовсе бесплодными. Если приведенная выше формулировка будет истолкована судом, как надлежащий для конкретного товарищества способ доказывания правомочности собрания, все другие доказательства присутствия садоводов на собрании будут вообще сочтены судом, как недопустимые. Т.е. списка регистрации нет - протокол недействителен, и дело закрыто.

Оформление протокола собрания

"Протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных) подписывают председатель и секретарь такого собрания; данные протоколы заверяются печатью такого объединения и хранятся в его делах постоянно" (ст.27 п.1 №66-ФЗ от 15.04.1998). Процитированной статьей исчерпываются требования закона к оформлению протокола общего собрания членов СНТ. Тем не менее, все реквизиты, позволяющие правильно воспринимать вид, источник и содержание документа, в протоколе должны присутствовать обязательно.

Реквизиты протокола собрания садоводческого товарищества:

  • название товарищества;
  • вид документа (Протокол);
  • дата и номер документа;
  • место проведения собрания;
  • название документа (Общее собрание членов);
  • сведения о председателе собрания;
  • сведения о секретаре собрания;
  • сведения о числе присутствующих на собрании членов и общем числе членов товарищества;
  • сведения о приглашенных;
  • повестка собрания;
  • сведения о ходе и результатах обсуждения вопросов повестки;
  • перечисление прилагаемых документов;
  • подпись председателя собрания;
  • подпись секретаря собрания;
  • печать садоводческого товарищества.

Протокол собрания удобно вести от руки, на предназначенном для этой цели бланке (см. ниже). Следует принять за правило непосредственно по окончании собрания и на глазах присутствующих листы протокола вместе с приложениями к нему прошивать, пронумеровывать, на прошивку наклеивать бумажку с указанием числа сшитых листов, а на бумажку ставить подписи председателя и секретаря собрания. Нелишним будет также заполнять свободные от текста части бланка протокола прочерками, во избежание изменения смысла написанного в дальнейшем.

Установленное законом требование "заверять" протоколы общих собраний печатью товарищества мне непонятно. Печать товарищества - идентификационный признак юридического лица, используемый при обмене документами со сторонними организациями. Сторонним организациям направляются обычно выписки из протоколов, которым и надлежит быть заверенными. В отличие от выписки из протокола, сам протокол - это внутренний документ, адресованный распорядительным органом (общим собранием) исполнительному органу (правлению и его председателю). Вот и получается, что председатель правления, хранящий печать, "заверяет" этой печатью отдаваемые ему распоряжения. Как-то не очень правильно.

Печать, по принятым в делопроизводстве правилам, проставляется так, чтобы ее оттиск захватывал наименование должности лица, подписавшего документ.

Уведомление о собрании

В ст.21 п.2 закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" указывается, что "уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в средствах массовой информации, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения".

Председатель правления пусть не считает, что приклеенное им на информационном щите объявление (в соответствии с буквой закона можно!) означает правильное и исчерпывающее уведомление членов СНТ о собрании. Нет обязанности у членов СНТ дежурить возле щита, ожидая объявлений, но у правления товарищества обязанность уведомлять садоводов о предстоящем общем собрании есть. Кому принадлежит обязанность, тому и придется в суде доказывать надлежащее ее исполнение. Иными словами, садоводу в суде достаточно заявить, что он о собрании не знал, и это будет считаться истиной, пока представитель СНТ такое заявление убедительно не опровергнет. А опровергнуть будет трудно, поскольку информационный щит не выдает справок наподобие "на мне указанного числа текущего года приклеено сие объявление, прочитанное садоводом Иваном Ивановичем многократно".

Рассылка заказных писем с уведомлением о вручении, в плане доказательства оповещения членов СНТ о готовящемся собрании, понятно, гораздо надежнее. Однако, часть писем, пусть малая, все равно останется неполученной. Далее встает вопрос о добросовестности обладателя почтового адреса. Кто не пожелал пойти на почту и получить корреспонденцию, виноват сам. Но тот садовод, который не смог получить заказное письмо по уважительной и подтвержденной документально причине (командировка, лечение и т.д.), оказывается неуведомленным с вытекающим отсюда основанием на оспаривание решений собрания. Необходимо учитывать, что требование закона уведомлять членов товарищества о собрании не сопровождается условием исходить из возможности того или иного члена прибыть к месту проведения собрания. Оповещены о собрании должны быть все, и командированные, и болеющие, и даже те члены СНТ, которые на момент подготовки собрания были на Луне.

В настоящее время практически все пользуются сотовыми телефонами. Вполне неплох такой способ уведомления о собрании, как рассылка sms-сообщений. Это дешевле и проще, чем подготовить и отправить заказные письма. Сотовый телефон берут с собой и в командировку, и в больницу, поэтому надежность sms выше, чем у заказного письма. Доказательством своевременности sms-уведомления и самого факта его отправки будет детализация обмена сообщениями, полученная у сотового оператора.

Возможность уведомления членов СНТ о собрании посредством sms-сообщений надо записать в Уставе товарищества.

Председатель и секретарь собрания

В ст.21 п.2 №66-ФЗ от 15.04.1998 записано: "Председатель общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) избирается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании членов такого объединения". Как видим, закон устанавливает процедуру избрания председателя собрания, но ничего не говорит о кандидатурах на эту должность. Следовательно, председателем общего собрания может быть любой член садоводства, в том числе и председатель его правления. Кроме того, председателем общего собрания садоводческого товарищества может быть и просто прохожий, если члены садоводства пожелают избрать его председателем своего собрания, поскольку иное не установлено законом.

Намерение воспрепятствовать возможным злоупотреблениям в садоводстве, которые могут случиться, когда председатель правления приобретает еще и "власть" председательствовать на собрании, не даст ожидаемого результата. Председатель правления, будучи даже злодеем и негодяем, всегда имеет какое-то число своих сторонников. Нет особой разницы, председательствует на собрании лично сам председатель правления или кто-то из его единомышленников.

Отстранить председателя правления или даже членов правления от председательствования на собраниях, при большом к этому желании, можно. Например, записав в Уставе такую фразу: "Председателем общего собрания членов товарищества не могут быть избраны члены его правления, включая председателя правления".

Законом №66-ФЗ от 15.04.1998 не установлено никаких требований относительно секретаря общего собрания садоводов. Следовательно, секретарем может быть любой гражданин, даже не имеющий членства в товариществе. Кроме того, секретарь собрания может быть не избран, а назначен, например, решением правления товарищества.

Изменение повестки по ходу собрания

Согласно ст.21 п.2 абзаца 6 №66-ФЗ от 15.04.1998 "в уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов". Изменение повестки собрания в процессе его проведения приводит к нарушению процитированной нормы закона, поскольку оказывается, что члены товарищества были неуведомлены, а введены в заблуждение относительно действительных целей собрания. Соответственно, изменение повестки по ходу собрания дает повод и основание для оспаривания решений собрания по вновь включенным в повестку вопросам.

Нет разумных причин для такого ведения собрания, когда нужно добавлять новые или снимать с голосования уже намеченные для обсуждения вопросы. Собрание, по большому счету, не должно что-то решать, оно должно лишь утверждать проработанные правлением и хорошо аргументированные решения, соответствующие чаяниям садоводов. Если получается так, что собрание требует чего-то, а правление удивленно хлопает глазами, с трудом понимая, о чем речь - правление не справляется со своими обязанностями или же откровенно действует вопреки воле садоводов.

Нередко на собраниях в садоводческих товариществах наскоро решается вопрос об исключении членов. Карательные санкции всегда должны проводиться строго по установленной Уставом процедуре и с обязательным заблаговременным включением вопроса об исключении в повестку собрания. В противном случае эти санкции начинают походить на расправу. Ведь это самодурство - когда одни, сами нарушая закон, карают за нарушение закона других.

В главе 12 (статьи 195-208) Гражданского Кодекса Российской Федерации раскрывается содержание понятия "исковая давность":

"Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено"(ст.195 ГК РФ ). "Общий срок исковой давности устанавливается в три года" (ст.196 ГК РФ ). "Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон" (ст.198 ГК РФ ).

"Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности" (п.1 ст.199 ГК РФ ). "Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске" (п.2 ст.199 ГК РФ ).

"Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права" (п.1 ст.200 ГК РФ ).

"В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности" (ст.205 ГК РФ ).

Делаются попытки утверждать, что по искам членов садоводческого товарищества применим "специальный" срок исковой давности, установленный законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. №4866-1. Этот закон устанавливает исковую давность, равную трем месяцам с момента, когда стало известно о нарушении права.

Однако, в судебном разбирательстве главенствует закон, написанный специально для регулирования отношений, спор по которым и стал причиной выдвижения исковых требований. Для садоводческих некоммерческих объединений таким специальным законом является №66-ФЗ от 15.04.1998 г. Само право на обращение члена садоводства в суд записано в №66-ФЗ от 15.04.1998 г..