Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда при работе в кабинете химии img-1

инструкция по охране труда при работе в кабинете химии

Рейтинг: 5.0/5.0 (1841 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии

Библиотека инструкций по охране труда (полный список всех инструкций)

Инструкция по охране труда
при работе в кабинете химии

1.Общие требования безопасности

1.1. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моло­же 18 лет. прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий. установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При работе в кабинете химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких хими­ческих веществ;
- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
- отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ; <
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспла­меняющимися и горючими жидкостями.
1.4. При работе в кабинете химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.
1.5. Кабинет химии должен быть укомплектован медаптечкой с набо­ром необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом для проведения демонстрационных опытов.
1.7. Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии дол­жен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнету­шителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.
1.8. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчас­тного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекра­тить работу и сообщить администрации учреждения.
1.9. В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной за­щиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по ох­ране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, под­вергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, при работе с токсичными и агрессивными веще­ствами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.
2.2. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.
2.3. Подготовить к работе необходимое оборудование и при­способления.

3.Требования безопасности во время работы

3.1. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классной ком­наты для занятий по другим предметам и групп продленного дня.
3.2. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помеще­нии кабинета химии разрешается только в присутствии учителя (препода­вателя).
3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.
3.4. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, при­нимать пищу и пить напитки в кабинете химии.
3.5. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и на­гревательные приборы с открытой спиралью.
3.6. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.
3.7. Запрещается хранить реактивы и растворы в таре без этикеток, ра­створы щелочей в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеня­ющиеся и горючие жидкости в сосудах из полимерных материалов.
3.8. Выдача учащимся реактивов для проведения лабораторных и практи­ческих работ производится в массах и объемах, не превышающих необходи­мые для данного эксперимента, а растворов концентрацией не выше 5%.
3.9. Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в нее растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необхо­димо собирать для последующего обезвреживания в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л.
3.10. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непос­редственной близости от реактивов и растворов.
3.11. Приготавливать растворы из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использовани­ем средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу с включенной вен-
тиляцией в фарфоровой лабораторной посуде. Причем жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.
3.12. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим пес­ком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.
4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л погасить открытый огонь спиртовки и провет­рить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему элек­троснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать дере­вянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до пол­ного исчезновения запаха.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загораниине-медленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить к туше­нию очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее оскол­ки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пост­радавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необхо­димости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.
5.2. Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л для последующего уничтожения.
5.3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.
5.4. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

* Внимание! При использовании инструкций будьте внимательны! Их следует доработать применительно к Вашим условиям. Нетиповые инструкции по охране труда могут также содержать некоторые неточности и ошибки.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Другие статьи

Материал по химии по теме: ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

Материал по химии по теме:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников образовательного учреждения, которые проводят занятия с учащимися в кабинете химии (учителей, педагогов дополнительного образования и т.д.).

К самостоятельной работе в кабинете химии допускаются лица:

- не моложе 18 лет, прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы в кабинете химии;

- имеющие, как правило, специальное образование или соответствующий опыт работы;

- прошедшие вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением II группы допуска;

- ознакомленные с инструкциями по эксплуатации средств вычислительной и оргтехники (принтеры, сканеры, источники бесперебойного питания и т.п.).

Работающий в кабинете химии обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и режим работы школы. График работы в кабинете определяется расписанием занятий, утвержденным директором школы.

Опасными факторами при работе в кабинете химии являются:

  1. физические (низкочастотные электрические и магнитные поля; статическое электричество; лазерное и ультрафиолетовое излучение; повышенная температура; ионизация воздуха; опасное напряжение в электрической сети; технические средства обучения (ТСО); система вентиляции; лабораторное оборудование);
  2. химические (пыль; вредные и едкие химические вещества, используемые при проведении демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ);
  1. психофизиологические (напряжение внимания; интеллектуальные и эмоциональные нагрузки).

При работе в кабинете химии должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты: халат хлопчатобумажный, косынка или колпак, респиратор или противогаз, перчатки резиновые.

Обо всех неисправностях электропроводки, лабораторного оборудования, технических средств обучения, средств вычислительной и оргтехники, сантехнического оборудования, мебели и целостности оконных стекол, работающий в кабинете химии обязан немедленно проинформировать инженера по охране труда и заместителя директора по АХР, а в случае их отсутствия - дежурного администратора и главного инженера, сделать запись в тетради заявок.

Запрещается пребывание учащихся в лаборантской.

Запрещается использование самодельных приборов и нагревательных приборов с открытой спиралью.

Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.

Запрещается хранить растворы и реактивы в таре без этикеток, растворы щелочей - в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости - в сосудах из полимерных материалов.

Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянные емкости с крышками емкостью не менее 3 литров.

Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

Проведение любых опытов и демонстрационных экспериментов с использованием летучих веществ осуществлять только в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.

Приготовление растворов из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией в фарфоровой лабораторной посуде.

Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

Для обеспечения пожаробезопасности в легкодоступном месте должен находиться исправный огнетушитель, ящик с песком, совок, кошма (одеяло), пропитанное огнезащитным составом

Для оказания доврачебной помощи в легкодоступном месте должна находиться аптечка.

В кабинете на видном месте должна быть вывешена инструкция по технике безопасности для учащихся.

В начале каждого учебного года необходимо провести с учащимися инструктаж (отдельный урок по плану) по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

Перед проведением каждой лабораторной и практической работы необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

В случае травмирования учащихся работающий в кабинете химии обязан немедленно проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую сестру. При необходимости - оказать доврачебную помощь.

В случае нарушения кем-либо из учащихся техники безопасности со всеми учащимися необходимо провести внеплановый инструктаж по технике безопасности, с его регистрацией в соответствующем журнале.

Все окна кабинета либо должны быть не зарешечены, либо иметь распашные решетки, ключи от которых хранятся в легкодоступном месте.

За виновное нарушение данной инструкции работающий в кабинете химии несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

При работе с токсичными и (или агрессивными) веществами необходимо надеть соответствующую спецодежду и приготовить к использованию средства индивидуальной защиты.

Проверить (визуально) исправность электропроводки, лабораторного и сантехнического оборудования, системы вентиляции, мебели, ТСО; целостность оконных стекол и сохранность реактивов. Особое внимание следует обратить на исправность электропроводки, подключенной к рабочим столам учащихся.

Путем кратковременного включения проверить работоспособность вытяжного шкафа.

Проверить правильность оборудования рабочих мест учащихся и своего собственного рабочего места (установку стола, стула) и, при необходимости, произвести необходимые изменения в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.

В случае обнаружения неисправности приборов и оборудования работающий в кабинете химии обязан немедленно поставить в известность инженера по охране труда, заместителя директора по АХР, а при его отсутствии - главного инженера и дежурного администратора и сделать соответствующую запись в тетради заявок.

Запретить учащимся приступать к работе в случае обнаружения несоответствия их рабочих мест установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Во время работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, оргтехники, ТСО и приспособлений, правила работы с химическими реактивами.

Работающий в кабинете химии обязан обеспечить:

  1. проведение демонстрационных опытов с опасными, едкими и ядовитыми веществами, а также с веществами, способствующими загрязнению помещения только в вытяжном шкафу при включенной вентиляции;
  2. использование пластмассовой или фарфоровой ложечки для взятия твердой щелочи при проведении демонстрационных опытов;
  3. использование для нагревания жидкостей только тонкостенных сосудов, наполненных не более чем на треть;
  4. демонстрирование взаимодействия щелочных металлов и кальция с водой в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более чем на 5% объема;
  5. расположение тары с химическими реактивами этикетками вверх при наливании растворов;
  6. снятие капли жидкости, оставшейся на горлышке, краем той посуды, куда жидкость наливается;
  7. поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учащихся;
  8. проведение инструктажа учащихся по технике безопасности с записью в соответствующем журнале перед началом лабораторных и практических работ с использованием учащимися лабораторного оборудования;
  9. соблюдение учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности при занятиях в кабинете химии, при проведении лабораторных и практических работ;
  10. соблюдение учащимися правил сборки и разборки лабораторных стендов;
  11. соблюдение требований (СанПиН 2.4.2.1178-02) на рабочих местах учащихся;
  12. соблюдение установленных режимом рабочего времени регламентированных перерывов в работе, выполнение рекомендованных физических упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Во время работы запрещается:

  1. переключать электрические разъемы при включенном питании;
  2. работать с химическими реактивами при отключенном вытяжном шкафе;
  3. привлекать к приготовлению растворов из твердых щелочей и кислот лаборанта и учащихся;
  4. привлекать к проведению демонстрационных опытов учащихся;
  5. при использовании пипетки засасывать жидкость ртом;
  6. использовать для взятия твердой щелочи металлическую ложечку или насыпать щелочь из склянок через край;
  7. перед нагреванием наполнять пробирки жидкостью более чем на треть;
  8. закрывать оборудование бумагами и посторонними предметами;
  9. допускать скапливание бумаг на рабочих местах;
  10. допускать попадание влаги на поверхности устройств и оборудования;
  11. производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования;
  12. оставлять без присмотра химические реактивы, включенное оборудование, приспособления, вычислительную и оргтехнику, ТСО;
  13. оставлять открытыми краны, емкости с вредными и опасными веществами;
  14. оставлять учащихся без присмотра.

Использование ионизаторов допускается только во время перерывов в работе и при отсутствии людей в помещении.

При открывании окон необходимо проследить за отсутствием сквозняков, могущих повлечь разбитие стекол.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В случае возникновения аварийных ситуаций (замыкание электропроводки, прорыв водопроводных труб, задымление, появление посторонних запахов и т.п.), могущих повлечь за собой травмирование и (или) отравление учащихся, работающий в кабинете химии обязан, при возможности, отключить неисправное оборудование, немедленно вывести из кабинета учащихся, руководствуясь схемой эвакуации и соблюдая при этом порядок; сообщить об этом инженеру по охране труда и заместителю директора по АХР, а в случае их отсутствия - дежурному администратору и главному инженеру.

При обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целостности их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и тестовых сигналов, индицирующих о его неисправности, немедленно прекратить работу, обеспечить прекращение работы учащимися и отключить питание.

При поражении учащихся электрическим током принять меры по их освобождению от действия тока путем отключения электропитания, обратиться к медицинской сестре и, при необходимости, оказать потерпевшим доврачебную помощь.

Разлитый водный раствор кислоты, щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев пятна к середине, собрать в полиэтиленовый пакет и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 100 мл погасить открытый огонь спиртовки, если он имеется, и проветрить помещение. Если разлито более 100 мл, погасить открытый огонь спиртовки, если он имеется, вывести учащихся из кабинета и отключить систему электроснабжения с помощью внешнего устройства. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, адсорбент собрать деревянным совком в закрытую тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.

В случае наличия пострадавших среди учащихся работающий в кабинете химии обязан обратиться к школьной медицинской сестре, а при необходимости оказать доврачебную помощь.

В случае разлива легковоспламеняющейся жидкости и ее загорания немедленно сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

В случае возгорания оборудования отключить питание, сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

После окончания работы работающий в кабинете химии обязан:

  1. отключить электропитание в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование и ТСО с учетом характера выполняемых работ;
  2. проконтролировать приведение в порядок рабочих мест учащихся;
  3. обеспечить организованный выход учащихся из кабинета;
  4. произвести демонтаж установок и лабораторных стендов, использованных на уроке;
  5. убрать используемые реактивы в специальные места, предназначенные для их хранения (лаборантскую) и запереть их;
  6. отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л для последующего уничтожения;
  7. тщательно вымыть руки.

Отключить освещение, перекрыть краны, закрыть окна.

Отключить вытяжной шкаф.

При обнаружении неисправности мебели, оборудования, нарушения целостности окон проинформировать об этом заместителя директора по АХР, а при его отсутствии - дежурного администратора и сделать запись в тетради заявок.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

  1. при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  2. при изменении условий труда в конкретном кабинете;
  3. при внедрении новой техники и (или) технологий;
  4. по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  5. по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на инженера по охране труда.

С инструкцией ознакомлен (а)

подпись расшифровка подпись

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасного проведения работ в кабинете химии.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в кабинете химии допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда, допущенные к обучению в установленном порядке.
1.2. В процессе обучения возможны следующие опасные факторы:
— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;
— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
— отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;
— возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.3. При работе в кабинете химии используется специальная одежда: халат хлопчатобумажный, а также средства индивидуальной защиты: фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.
1.4. После окончания работы в кабинете химии тщательно вымыть руки с мылом.
1.5. Для тушения очага возгорания кабинет химии должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.
1.6. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации образовательного учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее медицинское учреждение или вызвать скорую помощь по телефону 103.
1.7. Нарушение требований данной инструкции и других инструкций по охране труда влечёт за собой применение мер дисциплинарного воздействия. При нарушениях, влекущих несчастный случаи с людьми или иные тяжкие последствия, нарушители могут быть привлечены к административной, материальной или уголовной ответственности.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть спецодежду, при работе с токсичными и агрессивными веществами использовать средства индивидуальной защиты.
2.2. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.
2.3. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность.
2.4. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также наличии и укомплектованности медицинской аптечки.
2.5. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.6. Проверить санитарное состояние кабинета и проветрить его, убедиться в целостности стекол в окнах.
2.7. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20° С.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам, а также групп продленного дня.
3.2. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помещении кабинета химии разрешается только в присутствии учителя (преподавателя).
3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.
3.4. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, принимать пищу и пить напитки в кабинете химии.
3.5. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.
3.6. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.
3.7. Запрещается хранить реактивы и растворы в таре без этикеток, растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в сосудах из полимерных материалов.
3.8. Выдача учащимся реактивов для проведения лабораторных и практических работ производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов концентрацией не выше 5%.
3.9. Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в нее растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л.
3.10. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.
3.11. Приготавливать растворы из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу в фарфоровой лабораторной посуде. Причем жидкость
большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.
3.12. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.
3.13. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете, а также исключения случаев опрокидывания не расставлять на подоконниках цветы.
3.14. Стекла окон очищать от пыли и грязи два раза в год, а очистку светильников производить не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.15. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.16. Во избежание выпадения из окна, а также ранения стеклами, запрещается вставать на подоконник.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.
4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый
огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее возгорании немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону 101, а также администрации образовательного учреждения и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.4. В случае если разбилась лабораторная посуда, не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации образовательного учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение или вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.
4.6. При плохом самочувствии учащийся обязан сообщить учителю (преподавателю).

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замок шкафы и сейфы.
5.2. Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л для их последующего уничтожения.
5.3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.
5.4. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.
5.5. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.6. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

Техника безопасности и охрана труда в кабинете химии

Раздел посвящен инструкциям, технике безопасности и охране труда в кабинете химии школы. В данном разделе выложены инструкции по охране труда для учителя химии, лаборанта кабинета химии, инструкции по технике безопасности для учащихся по химии.
Правила техники безопасности в кабинете химии и меры предосторожности в лаборантской химии, при работе с реактивами.

Правила техники безопасности для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ на уроках химии.
Представлены инструкции по охране труда и технике безопасности для учителя при проведении экспериментальных работ для учащихся, демонстрационных опытов, при выполнении лабораторных работ в кабинете химии, при работе со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла.

Инструкции по охране труда в кабинете химии Дополнительные инструкции по охране труда для кабинета химии Інструкції з охорони праці в кабінеті хімії України:

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Наш магазин инструкций Должностные для ДОУ Должностные для школы Поддержка сайта Посадові інструкції Рейтинг инструкций Баннер сайта

Мы будем благодарны, если Вы установите на своем сайте нашу ссылочку!

Статистика Объявления

Designed by Nikolay Andreychuk.

Инструкции по технике безопасности в кабинете химии

"Инструкции по технике безопасности в кабинете химии"

О назначении лица, ответственного за хранение и использование химикатов в кабинете химии школы

Руководствуясь рекомендациями по организации работы службы охраны труда в образовательном учреждении

Назначить_______________ответственной за хранение и использование химических реактивов в кабинете химии.

_________________контролировать оснащение кабинета противопожарным инвентарём, средствами индивидуальной защиты, инструкциями по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Организовать проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности с обучающимися с обязательной регистрацией в установленном порядке.

СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА В КАБИНЕТЕ ХИМИИ.

Наличие инструкций по охране труда

Наличие акта-разрешения на проведение занятий в кабинете химии.

Наличие инструктивных карточек и регистрации инструктажа.

Наличие и укомплектованность медицинской аптечки. Рядом с аптечкой вывешивается инструкция по оказанию первой помощи при травмах.

Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете.

Соблюдение нормы освещенности в кабинете.

Организация хранения химических реактивов

Организация хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Наличие и исправность вытяжного шкафа.

Наличие водопровода. Один из кранов должен быть оборудован съёмным шлангом с насадкой для смыва с кожи едких химических веществ, а другой- резиновой трубкой с насадкой для промывания глаз.

Наличие закрывающегося стеклянного сосуда вместимостью не менее 3 литров для сбора отработанных растворов.

Наличие и состояние первичных средств пожаротушения.

Наличие и состояние спецодежды, других средств индивидуальной защиты.

Утверждаю Директор школы

Кел ісе м і н Утверждаю:

Согласовано Директор школы

Профком Сейдахметова Г.И.

по безопасной работе с веществами основного характера

ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ВЕЩЕСТВ ОСНОВНОГО ХАРАКТЕРА

Основания на организм оказывают преимущественно местное действие, вызывая омертвение тех участков кожи, на которые они попали. Кожа быстро набухает. В дальнейшем, если не принять экстренных мер, возникает острое отравление организма за счёт всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щёлочи. Щёлочь проникает в ткани быстро и глубоко, процесс сопровождается денатурацией белка. В связи с этим особенно опасны щёлочи для глаз. При запоздалой первой помощи может наступить полная потеря зрения. При попадании кусочков щелочи в волосы происходит их растворение у поверхности кожи. В концентрированном растворе разрушаются сначала волосы, затем луковички, а вскоре и кожа.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Кусочки оксида щелочного металла снимают пинцетом или ваткой, смоченной растительным или жидким минеральным маслом. Место ожога промывается 2%-ным раствором борной кислоты для нейтрализации остатков щёлочи.( Применение воды может привести к дополнительному термическому ожогу.) Необходимо обратиться к врачу.

2. Глаза промывают в течение 5 минут после удаления гидроксида 5%-ным раствором хлорида аммония или 2%-ным раствором борной кислоты. После этого необходима срочная медицинская помощь.

Зав. кабинетом химии (указать фамилию и инициалы)

Кел ісе м і н Утверждаю:

Согласовано Директор школы

Профком Сейдахметова Г.И.

по безопасной работе с веществами кислотного характера

ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ВЕЩЕСТВ КИСЛОТНОГО ХАРАКТЕРА

Все минеральные кислоты вызывают локальный химический ожог, они обезвоживают и окисляют ткани.

Из органических кислот особую опасность представляют щавелевая и карболовая (фенол) кислоты. В организме щавелевая кислота образует плохорастворимые в воде оксолаты кальция. Острые кристаллы этой соли повреждают кровеносные сосуды, отлагаются в почках. Фенол обладает общеядовитым действием и может проникать в организм не только через рот, но и всасываться через кожу.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Стряхивание видимых капель широкой струёй прохладной воды или душем, затем - промывание 2%-ным раствором гидрокарбоната натрия.

Запрещается обрабатывать поражённый участок увлажнённым тампоном.

2. Глаза промываются большим количеством воды, затем – 2%-ным раствором гидрокарбоната натрия.

Зав. кабинетом химии (Указать фамилию и инициалы)

Кел ісе м і н Утверждаю:

Согласовано Директор школы

Профком Сейдахметова Г.И.

по безопасной работе со стеклом

ВОЗМОЖНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ СО СТЕКЛОМ

Вследствие повышенной хрупкости тонкостенной лабораторной стеклянной посуды возможно внезапное повреждение сосудов. Мелкие прозрачные осколки стекла, мало заметные на рабочих поверхностях мебели, могут вызвать обширные порезы.

При нагревании до высокой температуры изделия из стекла практически не меняют своего внешнего вида и могут служить источником сильных ожогов при неосторожном с ними обращении.

При работе со стеклянной посудой недопустимы повышенные физические усилия.

Стеклянными изделиями любого назначения, если на них имеются внешние повреждения или хотя бы небольшие трещины и сколы, пользоваться запрещается.

Обработку стекла следует проводить на специально отведённом для этой цели рабочем месте. По окончании работы стол тщательно убирают, мелкие осколки собирают комом увлажнённой фильтровальной или газетной бумаги. Резку стекла проводят в защитных очках.

Запрещается применять трубки без предварительного оплавления обрезанных концов или обработки их наждачной бумагой.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. При порезе необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).

2. Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг. Кожу вокруг раны обеззараживают иодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.

3. Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный 3%-ным раствором пероксида водорода, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от проступающей крови, новую накладывают поверх старой.

Зав. кабинетом химии (Указать фамилию и инициалы)

Кел ісе м і н Утверждаю:

Согласовано Директор школы

Профком Сейдахметова Г.И.

по безопасному обращению с высокотемпературными установками

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫМИ УСТАНОВКАМИ

Все нагревательные приборы устанавливают на теплоизолирующую поверхность.

Необходимо помнить, что в масляных банях температура всегда выше 100 0 С и даже незначительное количество воды приводит к толчкам жидкости при нагревании, а иногда и выбросам разогретого теплоносителя образовавшимся паром.

Нельзя обогревать сосуд выше уровня находящейся в нём жидкости, так как от разницы температур он лопнет. По этой же причине сильное пламя вызывает разрушение или растрескивание пустых колб и другого лабораторного стекла.

При нагревании пробирки нельзя наполнять более чем на 1/3. из-за толчков во время вскипания жидкость часто выбрасывает. Брызги могут попасть на работающих рядом, если в их сторону направлено горлышко пробирки.

Тушить пламя спиртовки необходимо специальным колпачком.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ОЖОГАХ

По степени тяжести ожоги принято подразделять на четыре группы: I степень- эпидерма (покраснение) кожи, II степень – образование пузырей, III степень – омертвение отдельных участков кожи, IV - омертвение глубже лежащих тканей.

1. Задача первой помощи при термических ожогах заключается в борьбе с болью и предотвращении травмирования, раздражения и загрязнения обожженных участков.

2. До оказания медицинской помощи необходимо осторожно, не допуская травмирования, обнажить обожженный участок и закрыть его сухой асептической повязкой. С обожженного участка нельзя снимать прилипшие остатки обгоревшей одежды и, вообще, как-либо очищать его. Обработка ожогов мазями или наложение компрессов производится только квалифицированными медицинскими работниками.

3. Действенным средством обезболивания служит применение сухого холода (лёд, снег, холодная вода в пузыре или полиэтиленовом пакете) поверх повязки. Мочить обожженные участки холодной водой разрешается при I степени ожога. Охлаждение одновременно уменьшает отёк и воспалительные процессы в обожженных тканях.

Зав. кабинетом химии (Указать фамилию и инициалы).

Кел ісе м і н Утверждаю:

Согласовано Директор школы

Профком Сейдахметова Г.И.

по безопасной работе с легковоспламеняющимися жидкостями

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ ЖИДКОСТЯМИ

Запрещается производить какие-либо работы с ЛВЖ вне вытяжного шкафа, так как пары ЛВЖ могут образовать пожаровзрывоопасную смесь.

Пары ЛВЖ могут попадать в атмосферу при несоблюдении температурного режима хранения или при хранении их в негерметично закрытой таре.

Бутылки с ЛВЖ помещают в специальные металлические ящики, установленные вдали от источников тепла и света.

Запрещается выливать отходы ЛВЖ в канализацию.

Пары многих ЛВЖ очень токсичны. При проливе за счёт большой поверхности испарения быстро создаются высокие концентрации паров, представляющих опасность для здоровья и даже для жизни. Пролитую ЛВЖ рекомендуется убирать с помощью водоструйного насоса, засасывая жидкость в склянку. Остатки или небольшие проливы засыпают мелкими сухими древесными опилками или песком. После полного впитывания жидкости массу собирают пластмассовым совком в ведро и выносят в безопасное место для сжигания.

При работе с ЛВЖ в качестве нагревательных приборов нельзя пользоваться электроплиткой с открытой спиралью, открытым пламенем.

ПРИ РАБОТЕ С ЛВЖ СЛЕДУЕТ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТРЁХ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ:

1) не допускать попадания горючих паров в атмосферу (предотвращать образование пожаровзрывоопасных смесей);

2) исключать возможность воспламенения при случайном образовании пожаровзрывоопасной концентрации паров (исключать возникновение источников зажигания);

3) заранее принимать все возможные меры, чтобы последствия несчастного случая, если он всё же произойдет, были минимальными.

Зав. кабинетом химии (Указать фамилию и инициалы)

Кел ісе м і н Утверждаю:

Согласовано Директор школы

Профком Сейдахметова Г.И.

по безопасной работе с вредными газами, парами и аэрозолями

Вдыхание вредных веществ _ распространённая опасность в лабораторной практике. Поэтому необходимо предотвращать возможное попадание газов, праов и аэрозолей в воздух помещений.

Любые работы с опасными газами, а также летучими или пылящими твёрдыми веществами разрешается проводить только в вытяжном шкафу при включённой вентиляции.

Как аварийную ситуацию следует рассматривать пролив вне вытяжного шкафа даже небольших количеств токсичных жидкостей.

Для снижения концентрации паров до уровня ПДК необходимо тщательное проветривание помещения с предварительным устранением очага опасности.

Защита от поражений электрическим током

Поражение электрическим током происходит при совпадении следующих обстоятельств:

1) отсутствие или нарушение заземления прибора;

2) появление на корпусе прибора электрического напряжения вследствие «замыкания на корпус» или «пробоя на корпус»;

3) либо прикосновение к корпусу повреждённого прибора или к токоведущим частям с нарушенной изоляцией и одновременно к заземлённому оборудованию, либо прикосновение к повреждённому прибору, стоя на влажном полу.

Способы освобождения человека от действия тока

Все операции по освобождению попавшего под ток человека должны совершаться быстро и чётко. Необходимо обесточить систему.

Если человек касается одного провода, следует за выступающие части одежды оттащить его в сторону или выдернуть из рук конец провода токонепроводящим предметом.

Если ток проходит от одиночного провода через судорожно сжатую руку стоящего на земле, можно подсунуть под ноги какой-нибудь изолятор.

Если пострадавший касается руками двух проводов, единственным выходом в данной ситуации является отрыв человека от проводов за одежду или с помощью жгута из халата, пиджака, сухой ткани.

Во всех случаях при отделении пострадавшего от токоведущих частей рекомендуется действовать одной рукой.

Зав. кабинетом химии (Указать фамилию и инициалы)

Кел ісе м і н Утверждаю:

Согласовано Директор школы

Профком Сейдахметова Г.И.

по охране труда учащихся при работе в кабинете химии средних общеобразовательных школ

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии.

2. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с ведома учителя химии.

3. Во время работы в кабинете учащиеся обязаны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя), поддерживать порядок на рабочем месте.

4. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо изучить по учебнику или пособию порядок её проведения. Следует соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами, по методам нагревания, по наполнению сосудов и т.д.

5. Подготовленный к работе прибор необходимо показать учителю или лаборанту.

6. Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой.

7. Запрещается есть и пить в кабинете, загромождать проходы портфелями, сумками.

8. При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.

9. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.

10. О всех случаях, когда разлиты жидкости или рассыпаны твёрдые реактивы, нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые вещества запрещается.

11. Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости, они должны сливаться в специальные сосуды на рабочих местах.

12. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.д. необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Самостоятельно устранять неисправности учащимся запрещается.

13. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.

14. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.

15. По окончании практических и лабораторных работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.

16. При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

Зав. кабинетом химии (личная подпись)

Примечание. На основании Типовой инструкции заведующий кабинетом разрабатывает инструкцию по охране труда для учащихся. Инструкция пересматривается не реже 1 раза в 3 года, в неё могут вноситься дополнения, изменения и уточнения.

I. Ящик для аптечки разрешается размещать в лаборантской на стене. На дверцах или рядом с ним необходимо вывесить краткую инструкцию по оказанию мер первой помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма. На склянках и упаковках лекарств, кроме надписей о содержимом, проставляется порядковый номер, и тогда раздел инструкции о мерах первой помощи при ожогах примет вид:

Ожог термический: 12, 13 или3, 2.

Ожог кислотный: 14, 13 или 3, 2.

Цифры соответствуют номерам медикаментов в приведённом ниже перечне.

II. Необходимый перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:

1. Бинт стерильный, одна упаковка.

2. Бинт нестерильный, одна упаковка.

3. Салфетки стерильные, одна упаковка.

4. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50г. Хранят в стерильной стеклянной склянке с притёртой пробкой.

5. Пинцет для наложения ватных тампонов на рану.

6. Клей БФ-6 для обработки микротравм, один флакон, 25-50мл.

7. Йодная настойка для обработки кожи возле раны, в ампулах или тёмном флаконе, 25-50мл.

8. Пероксид водорода с массовой долей вещества 3% как кровоостанавливающее средство, 50мл.

9. Активированный уголь в гранулах, порошке или таблетках. Давать внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или по 4-6 таблеток (до и после промывания желудка).

10. Раствор аммиака с массовой долей 10%. Давать нюхать с ватки при потере сознания и при отравлении парами брома.

11. Альбуцид (сульфацил натрия) с массовой долей 30%, 10-20мл, капать в глаза после промывания по 2-3 капли. Хранится при комнатной температуре не более 3 недель.

12. Спирт этиловый для обработки ожогов, 30-50мл.

13. Глицерин для снятия болевых ощущений после ожога, 20-30мл.

14. Водный раствор гидрокарбоната натрия с массовой долей 2% для обработки кожи после ожога кислотой 200-250мл.

15. Водный раствор борной кислоты с массовой долей 2% для обработки глаз или кожи после попадания щёлочи, 200-250 мл. Хранить в сосуде типа промывалки.

Растворы 14, 15 могут располагаться вне аптечки, на полочке для нейтрализующих веществ.

16. Пипетки для закапывания в глаза глазных капель.

Примерный план пожаротушения в кабинете химии

Вызвать пожарную команду по телефону 01 или с посыльным, оповестить администрацию школы о пожаре

Отключить газ, электроэнергию, выключить вентиляцию, приготовиться вынести ящик с ЛВЖ. Привести в готовность первичные средства пожаротушения.

Успокоить учащихся и предотвратить панику. Вывести учащихся по коридорам и лестницам в соответствии с планом эвакуации на улицу или в помещение, где нет огня

Проверить учащихся класса по численности и по списку

В зимнее время разместить в_______

В летнее время разместить в_______

С помощью членов ЮДПД организовать оцепление горящих помещений.

Тушение пожара с помощью подручных средств.

Выделение посыльных для встречи пожарной команды и указания кратчайших и удобных подходов к очагу пожара

Указать пожарным помещения, где могут находиться люди, а также место, где в кабинете химии имеются запасы реактивов (если не удалось вынести)

Староста класса, члены ЮДПД

Правила по технике безопасности при работе в кабинетах химии

1. Общие положения

1.1 Настоящие Правила распространяются на кабинеты (лаборатории) химии общеобразовательных школ, школ-интернатов, вечерних и специальных школ системы МО.

За создание безопасных условий труда и обучение несёт ответственность администрация школы, а за выполнение настоящих Правил- заведующий кабинетом и учитель химии.

1.2 Эксплуатация вновь организованных или реконструированных кабинетов химии допускается только после разрешения комиссии отдела образования с оформлением акта-разрешения Установленной формы

1.3 Заведующий кабинетом, учитель химии обязаны:

-обеспечить здоровые и безопасные условия труда, соблюдать санитарно-гигиенический режим и данные Правила, правильно использовать спецодежду и средства индивидуальной защиты;

-разработать инструкцию по охране труда на основании Типовой инструкции и подготовить её к утверждению в установленном порядке;

-инструктировать лаборантов и практикантов на рабочем месте в соответствии с настоящими Правилами;

-проводить инструктажи учащихся по технике безопасности с последующим оформлением в журнале ;

-оформить в кабинете уголок техники безопасности, где сосредоточить инструкции, таблицы, плакаты по безопасным приёмам работы;

-перед началом работ проверять исправность оборудования, вентиляции, газовой сети, системы электрического питания. В случае обнаружения неисправностей, создающих повышенную опасность, работу в кабинете не проводить до их устранения;

-по окончании работ проверять выключение электроприборов, закрытие газовых и водопроводных кранов;

-оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях, руководствуясь инструкцией «Оказание первой медицинской помощи» и используя аптечку, комплектность которой дана в приложении, при необходимости организовать специализированную медицинскую помощь;

-немедленно извещать руководство школы о каждом несчастном случае;

-организовать эвакуацию учащихся из помещения в случае возникновения пожара (приложение ), а также неустранимой утечке газа.

1.4 Лаборант под руководством зав. кабинетом (учителя химии), обеспечивая демонстрационный и лабораторный эксперимент, обязан следить за правильным хранением реактивов и растворов, за исправностью приборов и лабораторной посуды, проверяет наличие в кабинете средств оказания первой помощи и противопожарных средств, включение и выключение электроприборов, водопроводных и газовых кранов.

1.5 В кабинете химии из внеурочных мероприятий разрешается проводить только занятия химического кружка и факультатива по химии.

Запрещается использовать кабинеты химии в качестве классных комнат для занятий по другим предметам.

1.6. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, в помещении кабинета разрешается только в присутствии учителя химии.

1.7. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии

1.8. Запрещается: пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде.

2. Требования к помещениям кабинета химии

2.1. Помещения кабинета химии и лаборантской должны быть соответственно: 66м 2 и 16-32м 2.

2.2. Лаборантская располагается смежно с кабинетом химии со стороны классной доски и имеет два выхода: один - в кабинет, другой – в коридор, на лестницу, в рекреационное или иное смежное помещение. Двери из лаборантской и кабинета должны открываться по пути эвакуации.

2.3. Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно быть не менее 0,8 м.

2.4. Удаленность последнего места учащегося от классной доски не должна превышать 10м.

2.5. В кабинете химии и лаборантской должны быть установлены раковины с подводкой холодной и горячей воды.

2.6. Кабинет химии и лаборантская обеспечиваются освещением, вентиляцией, водопроводом, канализацией, системой электроснабжения, первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты.

2.7. Лабораторные столы для учащихся в кабинете химии должны быть ростовых групп В,Г,Д в следующем соотношении: В-15%, Г-75%, Д-10% и должны надёжно прикрепляться к полу. Покрытие должно быть устойчиво к слабым растворам кислот и щелочей.

Стулья кабинетов химии должны быть со спинками и соответствовать ростовым группам столов. Запрещается использование табуретов и нестандартной мебели.

Обязательно наличие демонстрационного стола учителя.

Вытяжной шкаф должен быть облицован легко моющимся химически стойким покрытием.

2.8. Поток солнечного света должен падать с левой стороны от учащихся, минимальная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8м от пола должна быть не ниже 300лк, вертикальной поверхности классной доски-500лк. Запрещается применение люминисцентных ламп и ламп накаливания без светорассеивающей арматуры. Смена ламп и очистка светильников производится только электриком.

2.9. Питание электроприборов кабинета химии должно осуществляться от щита с разделительными трансформаторами, подсоединенного к электрическому вводу через защитноотключающее устройство.

Запрещается использовать в самодельных приборах и подавать на лабораторные столы напряжение переменного тока выше 42В и постоянного -выше 110в.

Все токоведущие части электрических приборов должны быть надёжно защищены от случайного прикосновения к ним.

2.10. Проверка состояния изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования проводится ежегодно электриком или лицом, ответственным за электрохозяйство данной школы, с составлением акта.

2.11. Помещение кабинета химии оборудуется вентиляцией и отоплением в соответствии с требованиями СНиПа.

Окна кабинета и лаборантской должны быть оборудованы открывающимися фрамугами (форточками) для проветривания. Площадь открывающихся проёмов – не менее 1/50 площади пола.

Проветривание должно проводиться в отсутствие школьников.

2.12. Трубы горячей и холодной воды, подводимые к рабочим местам, окрашиваются масляной краской в голубой или синий цвет. Один из водопроводных кранов в лаборантской или в другом кабинете химии оборудуется съёмным шлангом с насадкой для смыва с кожи едких веществ. На другом кране должна быть постоянно надета резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.

Водопроводная сеть должна иметь общий вентиль на вводе в кабинет, а также вентиль перед разводкой на ряды лабораторных столов учащихся, к демонстрационному столу и в лаборантскую.

2.13. Пожарная безопасность в кабинете химии организуется в соответствии с «Типовыми правилами пожарной безопасности для школ, школ-интернатов и других учебно-воспитательных учреждений МО».

2.14. Необходимый минимум первичных средств пожаротушения кабинетов химии включает:

-пенные огнетушители, порошковые огнетушители, размещаемые непосредственно в кабинете и лаборантской;

-закрывающийся крышкой ящик с сухим просеянным песком вместимостью 0,05м 3. укомплектованный совком вместимостью не менее 2кг песка. Вместо ящика разрешается размещать песок в металлических сосудах или полиэтиленовых мешках вместимостью 4-6кг;

-накидки из огнезащитной ткани размером 1,2*1,8м и 0,5*0,5м.

2.15. Загорания в кабинете (лаборатории) химии необходимо немедленно ликвидировать при этом:

-легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) и горючие жидкости (ГЖ) и электропроводку следует гасить песком, огнезащитной тканью, порошковыми огнетушителями;

-обесточенную электропроводку можно гасить водой;

-загорание в вытяжном шкафу ликвидируется первичными средствами пожаротушения вслед за отключением вентилятора.

3. Требования безопасности при работе в кабинете химии

3.1. Не допускается совместное хранение реактивов, способных к активному взаимодействию друг с другом.

Распределение реактивов по группам хранения приведено в приложении----3.2. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. Разрешается первичную тару размещать во вторичной таре. В кабинете допускается располагать реактивы 7 группы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них находятся у заведующего кабинетом или учителя.

3.3. Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделанными карандашом по стеклу, запрещается; если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению.

3.4. Слабые растворы кислот и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких поддонах в лаборантской.

Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притёртыми пробками, ЛВЖ и ГЖ – в сосудах из полимерных материалов.

Сосуды с ЛВЖ и ГЖ размещаются в переносном металлическом ящике с верхним расположением крышки. На дно насыпается песок слоем не менее 5см или укладывается листовой асбест слоем 0,01м. В крышке должно быть 6 отверстий диаметром 1см. Ящик должен иметь по бокам металлические ручки. Устанавливается ящик не ближе 2м от нагревательных устройств.

Разрешается вместо этого ящика использовать любые прочные металлические сосуды типа бочка, контейнера для транспортировки киноплёнки объёмом около 10л. В их крышке должны быть такие же отверстия, а стенки и дно изнутри изолированы асбестом.

Весь спирт, выдаваемый школе, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии.

3.5. реактивы групп 2-4 следует хранить в соответствии с рекомендациями приложения---, т.е. представителей одной группы нельзя располагать в непосредственной близости с таковыми, относящимися к другой группе. Реактивы 8 группы разрешается размещать с реактивами любой из групп 2 -6.

3.6. Реактивы 7 группы хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверцы сейфа приводится опись реактивов, утверждённая приказом, с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов.

3.7. Реактивы 5 группы хранения разрешается хранить только в заводской упаковке.

3.8. Ампулы со щелочными металлами и кальцием хранятся во вторичной таре в запирающихся шкафах или в сейфе.

3.9. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объёмах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов – концентрацией не выше 5%.

3.10. В канализацию запрещается выбрасывать реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ. Их собирают для последующего обезвреживания.

3.11. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком или сухой измельченной глиной. Совком перемешать адсорбент от краёв к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек, завязать плотно и выбросить с твёрдыми отходами кабинета. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

3.12. При разливе ЛВЖ и других органических реактивов действовать в соответствии с рекомендациями приложения---------

3.13. Обрезки щелочных металлов и кальция необходимо ликвидировать в тот же день, когда они получены.

3.14. Отработанные ЛВЖ и ГЖ разрешается хранить вместе с исходными реактивами до последующего сжигания, подписав ёмкость.

3.15. Приборы кабинета химии, в частности все электроприборы, следует размещать в шкафах под замком, защищенными чехлами из полимерных материалов. Запрещается хранить оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

3.16. При сборке приборов из стекла применять повышенные усилия запрещается.

3.17. Стеклянную трубку разрешается вставлять в отверстие пробки, смазанное глицерином или смоченное водой. Пробку следует держать в пальцах левой руки, а правой вставлять в неё трубку. При этом стекло следует проворачивать, и конец его не должен упираться в ладонь.

3.18. Обработка стекла производится в защитных очках. Разламывать трубки после надпила можно, только защитив руки какой-либо тканью. Использовать для этой цели полотенце запрещается. После разлома острые концы следует оплавить или обработать наждачной бумагой.

3.19. Осколки, образовавшиеся при резке или случайном повреждении стеклянного сосуда, необходимо немедленно убрать с помощью щетки и совка.

3.20. При мытье посуды щётками (ершами) разрешается направлять дно сосуда только от себя или вниз.

3.21. Тонкостенную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

3.22. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды.

Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть, при нагревании сосуда отверстие следует направлять в сторону от работающих. В процессе всего процесса нагревания запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них.

Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые, с каплями влаги внутри.

3.23. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть весь предмет, а затем вести местный нагрев.

3.24. Учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальной программе.

3.25. Опыты, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными веществами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу или в приборах – замкнутых системах с адсорбцией или аспирацией выделяющихся веществ.

3.26. В качестве адсорбентов для газов и паров разрешается применять активированный уголь (кроме смеси хлора и водорода, которая на активированном угле реагирует со взрывом), водные растворы кислот и щелочей, натронную известь.

3.27. В системах с аспирацией без адсорбции собранные газы по окончании эксперимента вытесняются из аспиратора с помощью напорной склянки в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Во время этой операции поджигать газ запрещается.

3.28. Приготавливать растворы из твёрдых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю, используя фарфоровую лабораторную

3.29. Взятие навески твёрдой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край. На весы необходимо поместить фарфоровую выпарительную чашу. Бумагой для этой цели пользоваться запрещается.

3.30. Работа со щелочными металлами, кальцием, концентрированными кислотами и щелочами при подготовке и проведении опытов должна проводиться с применением спецодежды и средств индивидуальной защиты.

3.31. Резка лития и натрия и очистка металлов от оксидной плёнки должна проводиться под слоем керосина в широком стеклянном сосуде типа чаши кристаллизационной.

3.32. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах, наполненных по высоте не более чем на 5см. В этом случае допускается демонстрация опыта без защитных экранов.

3.33. Переливание концентрированных кислот (уксусной, азотной, соляной, муравьиной) а также водного раствора аммиака и приготовление из них растворов должно производиться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. При этом обязательным является использование воронки. А также применение спецодежды и средств индивидуальной защиты. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

3.34. Во время приготовления раствора жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.

3.35. Твёрдые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

3.36. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку – в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

3.37. При работе с токсичными и агрессивными веществами следует пользоваться средствами индивидуальной защиты. Администрация школы обязана обеспечить учителя и лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (халат, очки, перчатки, фартук). Халат должен быть из хлопчатобумажной ткани, застегиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата – несколько ниже колен. Фартук должен быть изготовлен из химически стойкого материала.

Указания о проведении инструктажа и обучения технике безопасности

1. Для воспитания чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам работы необходимо проводить инструктирование и обучение учащихся, лаборанта и практикантов соблюдению требований безопасности и гигиены труда.

2. Инструктажи подразделяются на:

вводный (на первом уроке химии);

первичный на рабочем месте;

внеплановый (при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме);

текущий (перед проведением лабораторных и практических работ).

3. Вводный инструктаж для учащихся проводит заведующий кабинетом или учитель химии. Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.

Вводный инструктаж для учителя, лаборанта и студентов – практикантов проводит директор школы (его заместитель по учебно-воспитательной работе), о чём делается запись в журнале установленной формы.

4. Первичный инструктаж на рабочем месте дополняет вводный. Учитель знакомит учащихся, лаборанта или практикантов с организацией рабочего места, с безопасными методами работы и правилами пользования средствами индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении работы, с обязанностями работающего на рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций.

5. Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся зав. кабинетом или учитель химии проводит в случае грубого нарушения правил техники безопасности, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя или работающих рядом. Этот вид инструктажа проводится также для перечисленных выше лиц, если он приступает к работе после получения травмы или перерыва продолжительностью более 60 дней.

6. По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа. Проведение инструктажа учитель фиксирует в различных документах.

В классном журнале фиксируются инструктажи для учащихся.

В специальном журнале фиксируется первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктаж для лаборанта и студентов-практикантов.

Оказание первой медицинской помощи

При оказании первой медицинской помощи в условиях кабинета (лаборатории) химии следует помнить о том, что после этого нужно обратиться в медицинское учреждение.

В каждом конкретном случае первая медицинская помощь заключается в следующем.

Отравление кислотами: выпить 4-5 стаканов тёплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этого сделать два промывания желудка чистой тёплой водой. Общий объём жидкости не менее 6л.

При попадании внутрь концентрированных кислот и при потере сознания запрещается вызывать искусственно рвоту, применять карбонаты и гидрокарбонаты как противоядие (вместо оксида магния). В этом случае необходимо вызвать врача.

Отравление щелочами: выпить 4-5 стаканов тёплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же водного раствора уксусной кислоты с массовой долей вещества 2%. После этого сделать два промывания тёплой водой.

Отравление фенолом: выпить 4-5 стаканов тёплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же розового раствора перманганата калия и снова вызвать рвоту. Третье промывание сделать водным раствором этанола с массовой долей вещества 5% (объём не менее 1л).

Отравление парами брома: нюхать с ватки нашатырный спирт, затем промыть слизистые оболочки носа и горла водным раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2%.

Отравление газами: обеспечить приток чистого воздуха и покой, в тяжёлых случаях – кислород.

Ожоги: при любом ожоге запрещается пользоваться жирами для обработки обожжённого участка. Запрещается также применять красящие вещества (растворы перманганата калия, бриллиантовой зелени, иодной настойки).

Ожог 1-й степени обрабатывают этиловым спиртом и накладывают сухую стерильную повязку.

Во всех остальных случаях после охлаждения места ожога накладывают стерильную повязку и обращаются за медицинской помощью.

Ожоги едким веществом: удаляют едкое вещество с кожи стряхиванием или снятием пинцетом, сухой бумагой или стеклянной палочкой.

Ожоги растворами кислот или щелочей: смывают вещества после стряхивания видимых капель широкой струёй прохладной воды или душем. Затем обрабатывать поражённый участок увлажнённым тампоном.

Ожоги негашеной известью: снимать известь с кожи следует пинцетом или тампоном, смоченным минеральным или растительным маслом. Запрещается пользоваться водой для удаления негашеной извести.

После удаления с кожи травмирующего вещества поражённый участок обмывают растворами уксусной кислоты или гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2%, затем ополаскивают водой и накладывают повязку с ривовалем или фурацилином.

Ожоги иодом и жидким бромом: вещество удаляют с кожи этиловым спиртом и накладывают примочку из раствора гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 5%. В случае ожога бромом немедленно обратиться в медпункт.

Порезы: необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).

Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но не в коем случае не из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают иодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.

Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывют стерильный тампон, смоченный раствором пероксида водорода с массовой долей 3%, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от проступающей крови, новую накладывают поверх старой.

Ушибы: обеспечить покой повреждённому органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лёд в полиэтиленовом мешочке). Ушибленному органу придают возвышенное положение.

При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают скорую помощь.

Попадание в глаза инородных тел: разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаза водой из фонтанчика не менее 7 – 10 минут. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.

Попадание в глаза едких жидкостей: глаза промывают водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера попавшего вещества.

После заключительного ополаскивания глаз чистой водой под веки необходимо ввести 2 -3 капли раствора альбуцида с массовой долей вещества 30% и направить пострадавшего в медпункт.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.