Руководства, Инструкции, Бланки

к приемам прямого руководства игрой относится img-1

к приемам прямого руководства игрой относится

Рейтинг: 5.0/5.0 (1828 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Сюжетно-ролевые игры, их значение, своеобразие

Сюжетно-ролевые игры, их значение, своеобразие. Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д.Б.Эльконин, Д.В.Мвнджерицкая, П.Г.Саморукова, Н.Е.Михайленко, Е.В.Зворыгина и другие. Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умствен­ного воспитания, которое заключено в формировании символических действий.

Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происхо­дит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т.д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, твор­чества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п.ьНо самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

1.Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные. отражающие профессиональный труд людей, общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу).

2.Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

3.Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данномигре персонаже.

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

- формирование игры как деятельности: предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.

- использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Используемые воспитателем приемы руководства играми детей могут быть условно разделены. приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязан­ные компоненты: ознакомление с окружающий в активной деятельнос­ти ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры

Другие статьи

Консультация на тему: Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников

Консультация на тему:
Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Предварительный просмотр:

Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. Сначала взрослый задействован на главных ролях в игре и дает указания детям в разных формах. Это могут быть прямые указания и указания в форме конкретных или общих вопросов. Позже педагог занимает второстепенные роли.

Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей, пытаться направлять их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом обнаруживают новые приемы руководства, методы оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. А методические приемы эффективны только в тех случаях, когда воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности ,когда педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные для них места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины: под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу – разбросанные другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно не разбирать ее, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

Обеспечение игровыми материалами – важное, но не единственное условие, побуждающее ребенка к самостоятельной игре.

Развитие самостоятельной игры детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с детьми. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, действий с предметами, освоенных на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, зато они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может стоять, сидеть, ходить, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поле зрения других. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры желательно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком поиграть.)

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними.

На начальных этапах овладения игрой малышей учат обращаться с предметами и игрушками с помощью:

  • Совместных действий, когда взрослый управляет рукой ребенка;
  • Действий по подражанию, когда ребенок повторяет действия, выполненные взрослым;
  • Действий по образцу, когда ребенок воспроизводит всю цепочку действий, проделанную взрослым.

На первоначальных этапах формирования детской игры следует использовать, в основном, такие игровые действия, внешние рисунки движений которых сохраняют сходство с внешними рисунками продуктивных действий. Это, с одной стороны, облегчит для ребенка процесс овладения игровым действием, с другой – приблизит его к пониманию самого действия.

Игровое действие необходимо каждый раз обозначать словом; первоначальные игровые действия следует формировать с опорой на внешние предметы. Поначалу такой опорой являются сюжетные игрушки, копирующие реальные предметы; затем в игру вводятся предметы-заместители, игрушки, не имеющие ярко выраженного назначения. Для детей 1,5-2 лет характерна инерция, привязанность действий к тем предметам-заместителям, которые взрослый ввел в игру при первом показе. Для преодоления этой инерции необходимо разнообразить игру:

1. с разными предметами выполнять один и те же действия;

2. для выполнения разных действий использовать один и те же предметы.

После того, как дети овладеют предметным взаимодействием, следует формировать совместные условные игровые действия. Для этого взрослым необходимо комментировать совместные предметные действия как сюжетные (условные) и предполагать детям в момент предметного взаимодействия сюжетные игрушки, уже придающие некое условное значение действиям и подкрепляющие речевые комментарии взрослого.

Руководство сюжетно-отобразительной игрой ученые понимают по-разному. Година Г.Н. Михайленко Н.П. Пилюгина Э.Т. предлагают для развития игры показывать и объяснять простейшие игровые действия, знакомые детям по опыту: покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать; закреплять эти операции в совместной игре, подталкивать детей к переносам действия на другие игрушки.

ЗворыгинаЕ.В. Ивакина И.О. Новоселова С.Л. рекомендуют комплексный метод руководства, включающий взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды и активизирующее общение взрослого с детьми. При этом ознакомление с окружающим осуществляется при активном участии детей в труде взрослых; таким образом, у них формируются игровые способы действия.

В игру вводятся игрушки разной степени обобщенности: реалистические, условные, предметы-заместители, действия с воображаемыми предметами. Большое значение авторы придают организации игровой среды.

Проблемные игровые ситуации направлены на овладение более обобщенными игровыми действиями и на подведение к самостоятельному инициативному решению игровых задач. Игровые задачи – это система условий, в которой создается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами.

Первая группа проблемных игровых ситуаций включает в себя условия, которыми задается необходимость усвоения предметно-игровых действий с образными игрушками. Это ведет к развитию умения решать игровые задачи в наглядно-действенном плане.

Вторая группа проблемных игровых ситуаций направлена на овладение игровыми действиями, обобщающими знакомые предметно-игровые действия или хорошо известные ребенку практические действия. Это обобщение ведет к формированию элементов знаковой функции мышления.

Третья группа игровых проблемных ситуаций побуждает детей ставить игровые задачи и затем планировать их выполнение самостоятельно.

Для первой игровой задачи используют не более двух понятных ребенку игрушек. Взрослый показывает и эмоционально называет игровые действия, как бы подчеркивая при этом мнимый результат («Как вкусно кукла поела»).

Во избежание предметного фетишизма, когда ребенок привязывается к тому предмету, который показал ему взрослый впервые в игре, надо, чтобы уже первые игровые действия малыш адресовал к нескольким игрушкам.

По мере усвоения способа решения игровых задач в приготовленной взрослым игровой ситуации детям следует предлагать игровые проблемные ситуации, которые бы побуждали их самостоятельно готовить условия для решения.

Формируя цепочку игровых действий, взрослый подводит детей к тому, чтобы они воспроизводили ряд взаимосвязанных жизненной логикой действий.

На третьем году жизни количество действий и игрушек постепенно увеличивается. Взрослый создает игровую ситуацию, когда ребенок вынужден выполнять взаимосвязанные по смыслу игровые задачи, к примеру, пойти в магазин за продуктами, приготовить обед. Новые игровые действия носят, как правило, развернутый характер, повторяются; а старые и хорошо усвоенные – свертываются, обобщаются, сокращаются, заменяются жестом или словом («Уже поспала»).

Вторая группа игровых проблемных ситуаций направлена на то, чтобы ставить детей перед необходимостью оперировать все более обобщенными игровыми действиями благодаря использованию предметов-заместителей и воображаемых предметов, качеств явлений, названных словом. Для этого взрослый изменяет привычную сюжетную ситуацию, частично убирает знакомые игрушки и ставит игровую задачу, которую ребенок раньше решал только с образными игрушками. Ребенок использует эти предметы-заместители вместо известных игрушек, он вынужден их назвать, чтобы они были понятны окружающим.

Вне сюжетной ситуации, но при наличии разных кукол ребенку предлагаются игровые задачи, которые он должен решить без опоры на предмет.

Третья группа проблемных ситуаций направлена на формирование умения самостоятельно принимать игровые задачи. Для этого сначала используются прямая формулировка игровой задачи и расположение игрушек в подсказывающей ситуации («Уложи куклу спать»). Затем, при наличии игрового материала, игровая задача предлагается в косвенной форме («Кукла хочет спать»), и потом уже игровая проблема формируется менее конкретно («Кукла устала»).

Палагина Н.Н. понимает игровой опыт как опыт моделирования реальных сюжетов с использованием игрушки. Для развития сюжетно-отобразительной игры она предлагает освоить с детьми разные источники сюжетов: из того, что ребенок воспринимает в группе и за ее пределами; из представлений о том, что видел раньше; из мультфильмов и книг. Тогда игра станет самостоятельной, инициативной, не будет повторением трех-четырех разученных сюжетов. Развитие игры выражается и в том, что действия детей начинают передавать характерные особенности, детали, наблюдаемые в жизни. Такая детализация показывает умение представлять события, вживаться в игровую ситуацию.

Педагог должен поощрять тех детей, которые стараются взять на себя роль взрослых, должен поддерживать первые эмоциональные проявления ролевого поведения, побуждать ребенка к высказыванию («Ты спроси у дочки – ей не холодно?»).

Благодаря действиям замещения и создания воображаемой ситуации в сюжетно-ролевой игре ребенок усваивает все векторы человеческих взаимоотношений: 1. взрослый-ребенок; 2. взрослый- взрослый; 3. ребенок-взрослый; 4. ребенок-ребенок. Именно в этом состоит основное специфическое развивающее значение игры.

К пятому году жизни детей, когда роль становится центром их игры, возникает задача формирования таких форм поведения, которые бы позволяли ребенку использовать роль как средство совместного развертывания сюжета игры.

Формирование способов согласования замыслов в совместной сюжетно-ролевой игре может быть связано с такой организацией совместной деятельности, когда собственно «сюжетно-событийная» сторона отделена от предметно-игровых и ролевых действий и становится предметом осознания детей. Овладение согласованным сюжетным действием происходит за счет осознания ребенком расхождений собственного замысла партнера и предупреждения этих расхождений посредством планирующих действий. В качестве такой деятельности можно использовать совместную деятельность по преобразованию знакомого сюжета.

В играх-драматизациях дети объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива, то есть происходит развитие дипломатических качеств общения.

Для режиссерской игры нужен соответствующий материал, с помощью которого ребенок сможет разыгрывать сюжет. Взрослый участвует в такой игре не в качестве равного партнера, а становится ее зрителем, наблюдателем, который по ходу игры задает ребенку разные вопросы. Удачным приемом формирования режиссерской игры может служить задание придумать и показать сказку. Для этого ребенку дается набор одномасштабных небольших игрушек, которые он может уместить на плоскости.

Материал подготовлен воспитателем Рузаевой Н.Н. с использованием:

1.Калинченко А.В, Микляева Ю.В. Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. М. Айрис-пресс, 2004.-112с. 64-77с.

Деловая игра на тему - quot; Игра- основной элемент в обучении детей с ОВЗ - quot

Деловая игра на тему "Игра- основной элемент в обучении детей с ОВЗ"

ШМО в форме деловой игры провела руководитель ШМО МБС(К)ОУШИ 8 вида 24.02.2015г. Халилова Анфиса Габдулаухатовна.

«Игра – основной элемент в обучении детей с ОВЗ».

Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме.

Систематизировать знания педагогов по теме игровой деятельности детей.

Определить пути совершенствования в организации игровой деятельности.

Формировать способность и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединёнными одной задачей.

Повышение педагогической компетентности педагогов, развитие их способности эффективно взаимодействовать с другими.

«Без педагогической игры на уроке
невозможно увлечь учеников в мир знаний
и нравственных переживаний,
сделать их активными участниками
и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили.

Сегодня мы проведем заседание ШМО в форме деловой игры.

И будем работать по следующему плану:

Теоретическая часть (выступление по теме ШМО)

Практическая часть (в которой будем коллективно, с помощью игр закреплять и уточнять свои знания по игровой деятельности детей и делиться собственным опытом)

Все мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, а тем более, если это ребёнок с ОВЗ. У детей с ОВЗ – низкая мотивация познавательной деятельности, отсутствие устойчивого внимания, неспособность осуществлять такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Особенно это касается детей, которых обучаем мы. Ведь они пришли к нам, проучившись в массовой школе, где у них постоянно возникали стойкие неудачи в учебе, складывались сложные взаимоотношения с учителями и сверстниками, а проще сказать, они просто сидели на задних партах и ничего не делали. С нашей точки зрения, только при наличии интереса к познанию ребята начнут заниматься с большей охотой, а это благотворно повлияет на усвоение ими знаний, на развитие личности обучающего, его внимания, мышления. Достижению лучших результатов в развитии интересов детей с ОВЗ способствует использование эффективных методов и приёмов обучения. Одним из таких методов является использование на уроках дидактических игр. Всем нам хорошо известно, что игра для ребёнка – это прежде всего увлекательное занятие. Именно она позволяет вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся; создавать благоприятную эмоциональную атмосферу познавательной деятельности; развивать мышление, речь, психические функции детей с ОВЗ. В игре у обучающихся быстрее закрепляются и углубляются знания, развивается память, что приводит к повышению мотивации обучения. Робкие, неуверенные в себе дети в игре могут легче преодолеть свои комплексы и нерешительность. Благодаря игре, игровым приемам можно установить удобные для себя законы, это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых. Память школьников, с которыми мы стали работать, характеризуется небольшим объемом запоминаемого материала, некачественным воспроизведением, мышление их носит конкретный, наглядно-действенный характер, нарушена способность к отвлечению, обобщению, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. Но, как показывает практика, игра только тогда будет являться эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, когда учитель будет соблюдать следующие требования:

1. Подбирать игры в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии школьника;

2. Стараться использовать дидактические игры на всех этапах урока, при этом длительность игр регулируется возрастными и индивидуальными способностями школьника;

3. Игры должны повторяться и постепенно усложняться в процессе обучения детей с нарушением в развитии.

4. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средствами всестороннего развития ребёнка.

Коррекционно-развивающая игра имеет две цели. Одна из них -- обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. И тогда роль игры в жизни школьника будет иметь большое коррекционное воздействие и явится одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к предметам.

Какие же дидактические игры мы используем на уроках и с какой целью?

Игровые моменты на уроках – это и психологическая разрядка. В момент проведения игр, глаза ребят загораются, желание работать мгновенно «вспыхивает» и в этот момент происходит усвоение того материала, усвоение которого происходило с трудом при простом объяснении учителем. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Таким образом. использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках в коррекционной школе ведет к активизации познавательной деятельности школьников, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, развивает образное и логическое мышление, формирует личностные качества обучающихся.

Закончить выступление хочется словами В.А.Сухомлинского. «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Так давайте все вместе будем искать пути, чтобы не потерять искру, зажигающую огонь любознательность.

Игра - что может быть интереснее для ребёнка?

Прошу вас, коллеги, уточнить значение игры для ребёнка.

Какие качества личности формируются в игре?

Учатся строить взаимоотношения.

Усваивают моральные нормы.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, взаимодействию на ребёнка, видам используемых предметов, происхождению и т.д.

Поэтому в наше время существуют различные классификации.

Вот классификация, предложенная отечественной педагогикой ( показ слайда ). Ознакомьтесь.

Классификация, предложенная отечественной педагогикой.

- сюжетно – ролевые игры;

Игры с правилами:

Сейчас вместе с вами проверим свои знания.

На какие три большие группы можно разделить игры?

(творческие, дидактические, подвижные)

А мы продолжаем.

Игра - это вид деятельности ребёнка.

Какова же структура игры? (цель, мотив, средства реализации, план действий, результат, правила)

Приёмы, которые используют педагоги в руководстве с играми детей, условно разделяют на две группы:

Приёмы косвенного воздействия.

Осуществляются путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновление игровых материалов и т.д. т.е. без непосредствённого вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.

(ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, c овет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) Это даёт возможное целесообразно влиять на содержание игры, взаимоотношение детей в игре, поведение играющих и т.д.

Значит, педагог должен создать у детей радостное и бодрое настроение, поощрять инициативу и самостоятельность детей, стараясь минимально ограничить свободу, учитывать возможности ребёнка: приходить на помощь, не навязывать сложные и непонятные действия. Стараться при возможности в игре находиться на уровне глаз ребёнка.

Итак, подведём итог нашей теоретической части.

Игра - является ведущим видом деятельности детей школьного возраста, которая влияет на всестороннее развитие ребёнка. Для успешной организации игры необходимо знать структуру игры, использовать прямые и косвенные приёмы руководства игрой и создавать необходимые условия.

Переходим к практической части нашей игры.

В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду зачитывать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической деятельности.

Игра для ребенка – это радость и удовольствие.

Игра облегчает адаптационный период.

Игра помогает установить доверительные отношение отношения с ребенком.

Игра – окно в мир взрослой жизни.

Игра способствует развитию речи.

Игра имеет значение для умственного развития.

(После каждого утверждения педагоги размышляют и доказывают на примере практики данные высказывания)

Вы на практических примерах доказали важность игры для ребенка. Подтверждая ваши слова, Академик Рубенштейн говорил об игре. « В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».

Для проведения приглашаю 2 пары.

( Правила :Один человек, зная ответ на вопрос, жмёт на«Кнопку». «Кнопка», при нажатии на «неё», издаёт звук (педагоги должны договориться о звуке- сигнале). Ведущий даёт право ответа той паре, которая первая произнесла сигнал.

1.Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?

(Всё свободное время)

2.Какую дидактическую игру необходимо проводить с детьми, чтобы повысить внимание детей? («Чего не стало?», «Что изменилось?»)

3.Должен ли педагог участвовать в сюжетно-ролевой игре? (Конечно, используя прямые и косвенные приёмы воздействия на игру)

4.Что, какие приёмы используются педагогом, чтобы собрать детей на игру? (Заклички, зазывалки)

А теперь проведём игры, которые поднимут вам настроение. Для начала поприветствуем друг друга. Какое самое распространённое приветствие среди людей? (Здравствуйте)

Вы педагоги - люди талантливые, творческие. Покажите свои умения, при помощи голоса, интонации произнесите слово « Здравствуйте » с разной интонацией.

Подошло к концу наше заседание.

- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей;

- обогатить словарный запас;

- сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить, что хорошая игра должна давать радость детям, сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров и вместе с тем требовать от каждого участника умения согласовывать с другими свои действия, намерения. От педагога во многом зависят успешность протекания игры, ее формирующее влияние на личность дошкольника.

Предлагаю следующие рекомендации:

1.Создавать условия для успешного руководства игрой.

2. Сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров.

3.Знать структуру игры, использовать прямые и косвенные

приёмы руководства игрой и создавать необходимые условия.

У кого-то есть замечания или предложения?

Благодарю за активное участие и сотрудничество!

Краткое описание документа:

Деловая игра по теме «Игра – основной элемент в обучении детей с ОВЗ» проводилась в рамках ШМО.

Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме.

1. Систематизировать знания педагогов по теме игровой деятельности детей.

2. Определить пути совершенствования в организации игровой деятельности.

3. Формировать способность и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединёнными одной задачей.

4. Повышение педагогической компетентности педагогов, развитие их способности эффективно взаимодействовать с другими.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Руководство игровой деятельностью в дошкольном учреждении - рефераты, скачать рефераты, бесплатно рефераты


Рефераты. Руководство игровой деятельностью в дошкольном учреждении

p align="left">- для дальнейшего развития игрового сюжета обогащать впечатления детей;

- с целью разнообразия сюжета детских игр необходимо обращать внимание детей на различные впечатляющие стороны жизни детей;

- от педагога требуется умение организовать начало игры, заинтересовать детей сюжетом какой- либо игры;

- педагог должен уметь создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

- устанавливать игровые отношения с детьми;

- уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение, рассказ);

-использовать косвенные методы руководства игрой(вопросы, советы, напоминания), которые активизируют его опыт, психические процессы, проблемные ситуации;

- уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях;

- предлагать новые роли, игровые ситуации, игровые действия для дальнейшего развития игры;

- важный момент по урегулированию взаимоотношений, разрешению конфликтов, возникающих в процессе игры также должен брать на себя педагог.

От педагога требуется умение вовлекать в игру детей с низким социометрическим статусом, предлагая им яркие игровые роли, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей.

Для закрепления положительных моментов, для более глубокого понимания и усвоения каких- либо качеств, действий, приобретённых во время игры, взрослый должен учить детей обсуждать игру и оценивать ее.

2.Педагогические условия эффективного руководства игровой деятельностью старших школьников.

Слово воспитатель означает “выявляющий всё лучшее в воспитаннике”. А для того чтобы выявить и развить всё лучшее в воспитаннике, необходимо знать, как построить воспитательный процесс, чтобы ребёнок воспринял нужную информацию, принял ее к сведению. Руководство игрой не должно сводиться чисто к косвенным либо прямым методам. Необходимо создать такие оптимальные условия, которые способствовали бы достижению более эффективного руководства детской игровой деятельностью.

1. В групповом коллективе необходимо создать благоприятный эмоциональный фон (воспитатель должен доброжелательно относиться ко всем детям, поощрять чуткое отношение детей друг к другу, пресекать враждебность, агрессию, грубость в коллективе)

2. Необходимо установить доверительные, дружелюбные отношения между воспитателем и воспитанниками (только при таком условии можно говорить об эффективном педагогическом процессе).

3. В процессе воспитания необходимо уделять основное внимание положительным, а не отрицательным качествам ребёнка (больше внимания акцентировать на положительных моментах в жизни детей, озвучивать положительные проявления характера).

4. Уважать индивидуальность в каждом ребенке (дать возможность детям проявить самость, своеобразие черт характера; очень серьезный момент в воспитательской работе - не спугнуть попытку ребенка где- то себя проявить, в чем- то себя попробовать).

5. Показывать детям, что вы цените их работу, даже если это просто попытка (из попыток складываются действия).

6. Не критиковать и не гасить энтузиазм детей (критика убивает любое желание, любую попытку; критику убрать из педагогического процесса).

7. Помогать детям справляется с трудностями, чтобы они их не угнетали (накопление затруднений создаёт чувство бессилия, которое занижает самооценку ребенка).

8. Поддерживать детей в их начинаниях (главное - создать уверенность в том, что ребёнок справится с поставленной перед ним задачей, дать стимул к выполнению этой задачи).

Когда дети будут чувствовать к себе уважение, заинтересованность, любовь, психологическую помощь со стороны педагога, когда они почувствуют к педагогу доверие, когда у них произойдёт внутреннее принятие педагога как старшего товарища, авторитетного взрослого, одним словом “своего”, только тогда можно говорить об эффективном руководстве со стороны данного воспитателя.

Помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на материальное оснащение игровых зон, которое бы стимулировало и побуждало детей к игровой деятельности. «Главный принцип - непременная связь знаний полученных детьми, с содержанием игровой среды», то есть правильная ее организация. Необходимо продумать разумное сочетание игрушек, ролевых атрибутов, предметов - заместителей с теми знаниями, которые дети уже получили и внести такие атрибуты, которые бы стимулировали познавательную активность детей, возбуждали их воображение, побуждали бы к возникновении игровой ситуации. «Предметы -заместители необходимы для развития игры в любом возрасте».

Детям необходимо предоставить достаточное количество времени на проведение игровой деятельности. «Важным условием развития игровой деятельности является не только наличие всех видов игрушек, но и правильное определение времени для игр в режиме дня детского учреждения». Это время до зарядки, на прогулке, после сна, вечернее

Нельзя резко сворачивать игру детей, если подошло время для проведения другой деятельности. Если детьми развёрнута большая сюжетно- ролевая игра, целесообразно оставить атрибуты на месте до следующего свободного времени для ее продолжения.

Еще А.П. Усова писала, что «в играх детей отражаются их общее развитие и культура».

Чем больше ребенок уступает в развитии другим детям, тем беднее его игровой потенциал. Ребёнок не играет не потому что не хочет, а потому, что беден знаниями и опытом. Потому необходимо обращать большое внимание на такую сторону как обогащение детей знаниями об окружающем мире, новым впечатлениям, формированием практического опыта и развитие их индивидуальных способностей. Для этого необходимо уделять большое внимание занятиям по ознакомлению с окружающим миром, где надо давать в достаточной степени для данного возраста материал о природе; явлениях общественной жизни (труд взрослых - раскрывать сущность различных профессий); семейные отношения. Проводить беседы по закреплению пройденного материала, различные праздники, которые обогащают опыт детей.

3. Руководство игровой деятельностью дошкольников. Методы и подходы в руководстве различными играми

Прежде чем перейти непосредственно к руководству игровой деятельностью дошкольников, остановимся более детально на вопросе, касающемся непосредственно игры.

На протяжении всего существования человеческой истории человек играл. Игра является неотъемлемой частью человеческого существования. По мере усложнения общества и института социальных отношений, изменяются атрибуты игры и ее содержание. В настоящее время игры детей отличаются разнообразием отображения сторон действительности и богатством содержания. В процессе игры «развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.»

Игры можно разделить на три группы:

1) Самостоятельные игры:

Самостоятельные сюжетные игры (их можно назвать творческими):

2) образовательно-воспитательные игры, проводимые по инициативе взрослого:

3)народные игры, проводимые как по инициативе взрослого, так и детей.

Великие педагоги, такие как А.С. Макаренко Н.К. Крупская, А.П. Усова утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду, так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.

«Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом».

Недопустимо использовать время, отведенное на игры, для какой- либо другой деятельности. К детским играм необходимо подходить очень серьезно, внимательно следить за ходом игры и стараться не упускать возможность для образовательно-воспитательной работы в процессе игры.

Детские игры отличаются своим многообразием «по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу».

В зависимости от вида игры, ее задач, необходимо тщательно продумать степень участия педагога в ней, приемы и методы руководства данной игрой. «Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях».

Однако нельзя полностью брать на себя функции организатора игры, что приемлемо в младшем дошкольном возрасте. Необходимо создать условия, чтобы дети сами были организаторами игр, так как нередко дети слоняются по группе, не умея организовать игру самостоятельно, без участия взрослого. Необходимо поощрять самостоятельность, детей в проведении игр.

Итак, самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте. Для их возникновения проводится большая и кропотливая работа педагога по обогащению детей знаниями, опытом, по расширению их кругозора.

Для успешного протекания сюжетно - ролевых игр необходимо непрерывно углублять знания детей об окружающем мире, знакомить с событиями современности. Наблюдение, чтение, беседы о радо и телепередачах, рассказы взрослых подталкивают к пониманию того, что ребенок видит и слышит и созданию предпосылок для возникновения игр.

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно- ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний». Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

Руководство игровой деятельностью остаётся, но оно переходит от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы, советы, напоминания и др.). Недопустимы прямые указания, замечания в адрес играющего ребенка, так как это может вывести его из состояния включенности в образ, игру. Ранее в младших группах педагог напрямую обучал детей способам игры - показывал, как играть с игрушкой, объяснял, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составлял не сложный сюжет игры, распределял роли, играл с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.