Руководства, Инструкции, Бланки

Рекомендательная Беседа По Книге Образец img-1

Рекомендательная Беседа По Книге Образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1808 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Индивидуальная работа с детским читателем - Индивидуальная работа - Детское отделение филиала - Каталог файлов - Персональный сайт

Индивидуальное обслуживание читателей — это деятельность библиотекаря поудовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.

В задачи индивидуального обслуживания входят:
? удовлетворение информационных потребностей читателей;
? развитие структуры и глубины интересов читателей;
? содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их
чи тательского развития;
? организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем протяжении пользования читателем библиотекой.

В начале XX века, в 20–30е годы, как в общедоступных, так и в библиоте ках образовательных учреждений широко использовался опыт, накопленный за предыдущее столетие. Частым явлением в библиотеках были индивидуаль ные беседы с читателями, беседы о прочитанном (проверка), сбор письмен ных отзывов о книгах. Реализовывались различные формы руководства чте нием, имевшие целью формировать определенный круг чтения, включаю щий социально значимую литературу.
В 60–80е годы новым в индивидуальной работе является организация ин дивидуального информирования читателей. В 90-е годы в связи с деидеоло гизацией библиотечной работы индивидуальное обслуживание постепенно утрачивает черты авторитарного влияния библиотекаря (в том числе состав ление библиотекарями индивидуальных планов и программ чтения) и начи нает приобретать диалоговый, партнерский характер.
К числу индивидуальных форм работы с читателями в настоящее время относят ся беседы различного характера и формы индивидуального информирования. Для детских библиотек наибольшее значение имеют беседы, так как позволяют осу ществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учиты вать его интересы и возрастные особенности, индивидуальные характеристики. В ходе беседы библиотекарь получает оперативную обратную связь, то есть может гибко менять тональность и содержание беседы, импровизировать в зависимости от ситуации. Среди бесед как формы индивидуальной работы различают беседы о рекомендуемой литературе, о прочитанных книгах, о библиотеке и информацион ных ресурсах.
Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения об учащемся, пожелавшем стать читателем библиотеки. Эти сведения играют важную роль при определении стратегии, общего направления работы с новым пользователем биб лиотеки. Во время этой беседы его знакомят с правилами пользования, историей и традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможно стями и ресурсами, «нащупывают» культуру чтения записывающегося.
Беседа о рекомендуемой литературе. При ее проведении библиотекарь учитыва ет содержание книг, уровень читательского развития личности учащегося, с кото рым проводится беседа, его интерес и характер спроса. Расширение репертуара ре комендуемой литературы, демократизация отношений между библиотекарем и чи тателем требуют от библиотекаря не только предложения нескольких книг на вы бор, но и умения убедить читателя в правильности данного выбора.
С методических позиций эффективность подобной беседы повышается при ис пользовании приема аналогии, заключающегося в том, что библиотекарь предла гает книгу, соответствующую основному интересу читателя, но содержащую но вую для него информацию или написанную в другом жанре.
Другим эффективным приемом является подчеркивание новизны содержания
книги, достоверности изложенных в ней фактов, их связь с реальными историчес кими событиями или лицами.
Испытанным приемом рекомендации являются также ссылки на авторитетныхдля читателя лиц, на мнения других читателей, на печатные рецензии и отзывы.
При подготовке рекомендательной беседы библиотекарь должен помнить об особенностях детской и подростковой субкультуры, феноменах читательской мо ды, значении культовых писателей и художественных произведений в системе предпочтений юных читателей.
Беседуя о художественном произведении, не следует пересказывать или полно стью раскрывать его сюжет, так как это. как правило, приводит юного читателя к заключению, что ему уже достаточно известно как о писателе, так и о его книге.
В ходе беседы особенно важно создать такую психологическую атмосферу, ко торая, положительно воздействуя на читателя, заложила бы в его сознание и кри терии оценки книги, и подходы к восприятию художественного текста, и его ос мыслению.
Беседы о прочитанных книгах. Еще Н.А. Рубакин указывал, что выдачу книги нельзя считать концом работы с читателем. По сути, это только начало работы. К сожалению, из-за загруженности библиотекарей беседы о прочитанном проводят ся значительно реже, чем беседы рекомендательного характера. Целями беседы о прочитанном являются:
? выявление уровня читательского раз вития учащегося, в том числе — была ли ему понятна прочитанная книга;
? выявление мнения читателя о данном произведении и его авторе (если
воз можно — проведение сравнения данного произведения с другими произведениями
того же автора);
? выявление вкусов и предпочтений читателя (на примере обсуждения
прочи танной книги);
? выявление системы ожиданий читателя.
Кроме того, имеются особенности проведения бесед о литературе разных типов и жанров. Например, в диалоге о познавательной книге библиотекарь должен по интересоваться, какую практическую пользу она принесла в учебном процессе или самообразовании, а в диалоге о художественном произведении — впечатлением от эстетических особенностей и выразительных средств.
Современные исследования .
Технология библиотечного обслуживания в детской библиотеке
показали наличие объективных основ «мостиков» и «переходов» в чтении, их ассо циативную природу. В беседах о прочитанном библиотекарь должен помнить о воз можности «перехода» в чтении от романа к научно-познавательной книге через чтение очерков и документальных рассказов, о связи чтения фантастики и научно- популярной литературы.
Оценка книги, данная одним читателем, может быть использована в беседах с другими. Беседа о прочитанных книгах позволяет библиотекарю проверить эф фективность его рекомендательной работы, выявить круг источников информа ции, формирующих читательские пожелания, определить в нем место родителей, учителей, сверстников, средств массовой информации и книжной рекламы. Све дения, полученные в ходе подобных бесед, могут лечь в основу дополнительной дифференциации читателей, планов групповых и массовых форм пропаганды книги.
До настоящего времени не утратило своего значения индивидуальное плановое чтение. Для его организации используются типовые планы чтения и другие «малые формы» библиографии.
Суть данного способа состоит в привлечении пользователей библиотеки к чте нию литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного развития читателей. а также выработке у каждого из них умений и навыков систематического самообразовательного чтения. Интересы пользователей библиотеки для привлечения их к плановому чтению уточняются ежегодно путем анкетирования читателей. Его целями являются:
? определить круг тем, которые интересу ют читателей;
? на основании анализа этих тем определить тематику планов чтения;
? выяснить, какие важные темы не вошли в читательский перечень, и наметить пути привлечения читателей к индивидуальному плановому чтению путем, во-пер вых, рекомендаций библиотекаря в процессе непосредственного общениях с чита телем; во-вторых, самостоятельного знакомства читателей с различными «малыми формами» библиографии и рекомендательными указателями.
Существует три вида индивидуального планового чтения:
а) «типовые планы чтения», которые создают в библиотеках на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;
б) списки литературы типа «Что читать дал ьше»;
в) наиболее подготовленные читатели вместе с библиотекарями на основе реко мендательных указателей литературы и других библиографических изданий состав ляют для себя индивидуальный план чтения.
Индивидуальное информирование заключается в постоянном оповещении чи тателей о новых документах по интересующей их теме, поступивших как в данную библиотеку, так и в другие библиотеки отрасли. Определяются форма и частота оповещения, разрабатывается система обратной связи для оценки эффективности информирования. Учитывая, что ценность этой информации в ее оперативном предоставлении, отобранные по ИРИ, документы обрабатываются вне очереди и предоставляются пользователю.
Подготовка к внедрению системы индивидуального информирования включает:
? уточнение темы;
? согласование источников информации;
? определение типов и жанров докум ентов;
? согласование формы предоставления информации (собственно документ,
библиографическое извещение об издании документа, тематическая подборка, включающая документы и библиографические извещения, и т. д.);
? согласование сроков предоставления информации. — Библиотекарь составля ет картотеку тематических запросов, организуя их в алфавитно-предметном поряд ке. Этой картотекой библиотекарь руководствуется при отборе материалов из но вых поступлений.
Данные обратной связи (то есть какой материал оказался интересным в ознако мительном плане, какой использовался в работе, какой не соответствует теме) да ют возможность судить об эффективности индивидуального информирования и корректировать эту форму работы.
К формам индивидуального обслуживания относятся и консультации.
Консуль тационная работа включает вопросы повышения информационной компетентно сти читателей, в том числе: алгоритмы поиска в каталогах и картотеках, запол нен ие читательских требований, в ы бор книг в фондах открытого доступа и т. д.

Видео

Другие статьи

Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Индивидуальное библиотечное обслуживание направлено на решение, как известно, следующих основных задач:

– удовлетворение информационных потребностей читателя, выраженных в форме запроса;

– помощь в осознании стержневого интереса в структуре информационных потребностей (эта задача остро стоит перед подростком, юношей) и тематики чтения;

– содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры личности;

– создание условий для постоянного делового и межличностного контакта между библиотекарем и пользователем (читателем).

Решение поставленных задач требует использования соответствующих методов и форм индивидуального библиотечного обслуживания. В ходе длительной практической работы библиотек по данному направлению их круг, в целом, сложился.

К наиболее эффективным формам и методам индивидуального библиотечного обслуживания можно отнести следующие:

– составление рекомендательного плана чтения и др.

Эти формы и методы являются универсальными для библиотек всех типов и видов, хотя и проявляются в различных условиях и по отношению к разным категориям читателей специфически.

Индивидуальная беседа является базовым методом индивидуального библиотечного обслуживания. В зависимости от конкретных условий и цели общения индивидуальная беседа может иметь несколько модификаций и смыслов:

ориентирующая (при первичной записи в библиотеку);

тактическая (при рекомендации книги, тематики чтения и т.п.);

корректирующая (при общении по поводу прочитанного, при оказании помощи в повышении уровня культуры чтения и информационной культуры).

Следует сказать, что при внешней простоте использования метод индивидуальной беседы весьма сложен на практике. Он требует от библиотекаря не только хорошей подготовки в области психологии личности и социальной психологии, но и таких личных качеств (которые, впрочем, поддаются, в известной степени, развитию), как доброжелательность, эмпатия (способность к сочувствию), обаяние и т.п. Конечно, все они должны сочетаться с высоким профессиональным уровнем, квалифицированностью, знанием своего предмета. Однако многочисленные исследования подтверждают тот факт, что пользователь, даже очень требовательный, склонен скорее простить библиотекарю незнание, чем нежелание помочь, грубость и т.п. Поэтому, следует всегда помнить, что использование какой-либо формы и метода индивидуального библиотечного обслуживания будет эффективным лишь в том случае, если между участниками общения будет достигнут человеческий контакт.

Ориентирующая – при первичной записи в библиотеку – индивидуальная беседа чрезвычайно важна прежде всего как первый контакт читателя с библиотекой. От того, с каким впечатлением читатель уйдет из библиотеки зависит вся его дальнейшая «библиотечная судьба», не только отношение к данной конкретной библиотеке, но, возможно, и к библиотекам вообще и даже – к книгам. Это в полной мере можно отнести к любому читателю, но особенно – к юному: ребенку, подростку, для которого, данное знакомство с библиотекой, возможно, было первым в жизни и он, возможно, делает в этот момент непростой выбор: библиотека или компьютерный клуб? Все это накладывает на библиотекаря, проводящего беседу, серьезные обязательства. Желательно, чтобы такую ориентирующую беседу вел самый квалифицированный сотрудник библиотеки.

Беседа при записи в библиотеку должна показать читателю все её возможности, информационные ресурсы, книжные богатства и т.д. Читатель должен увидеть «лицо» библиотеки, почувствовать её отличие от других, проникнуться её историей и традициями, ощутить привлекательность «высокой» культуры и т.п.

С другой стороны, ориентирующая беседа должна помочь и библиотекарю «увидеть» читателя: понять его общий культурный уровень и потенциал, а также его «читательскую квалификацию» и уровень информационной культуры.

Конечно, в ходе экскурсии по библиотеке, которую, как правило, проводят в сочетании с индивидуальной ориентирующей беседой, читателя знакомят и с правилами пользования библиотекой. Очень важно объяснить ему справедливость этих правил, их направленность на его благо; чтобы они (правила) не казались читателю «драконовскими». Наконец, в ходе беседы, выясняется и то, чем может быть полезен, интересен для библиотеки и сам читатель: например, обладает какими-то талантами, которые могут проявиться в библиотечных мероприятиях; может поделиться книгами из своей домашней библиотеки; может оказать спонсорскую помощь при подписке на периодику и т.п. Конечно, важно, чтобы желание включиться в решение проблем библиотеки возникло естественно, без нажима со стороны библиотекаря. Последнее, конечно, недопустимо.

Эффективность ориентирующей индивидуальной беседы определяется тем, как складываются дальнейшие отношения библиотеки и пользователя.

Следует сказать, что ориентирующие беседы целесообразно проводить с несколькими читателями одновременно. В этом случае действует так называемый «синергетический эффект», когда возникает как бы «коллективный разум» и даже дух соревновательности (это особенно характерно для подростков, детей), что способствует более успешному усвоению информации, которую библиотекарь даёт в ходе проведения беседы. Кроме того, проведение ориентирующей беседы не с одним, а с несколькими читателями, снимает некоторый почти неизбежный налет назидательности, который читатели, особенно молодые, переносят с трудом. Важно только знать,что по законам психологии такая группа должна быть не более, чем 5–7 человек.

При записи читателя в библиотеку сведения о нём, в том числе и те, которые были получены в ходе общения, заносятся в читательский формуляр, где кроме демографических и других данных могут быть и сведения, например, о любимом увлечении в свободное время, о наличии домашней библиотеки и т.п.

Тактическа я (при рекомендации книги, тематики чтения) индивидуальная беседа имеет свою ярко выраженную специфику. В отличие от ориентировочной беседы, она уже опирается на некоторые знания о пользователе, о его интересах и предпочтениях: рекомендуя читателю книгу, библиотекарь учитывает и то, что читатель уже прочитал (это может быть отражено как в читательском формуляре, так и выявлено в ходе беседы). Кроме того, тактическая, рекомендательная беседа должна обязательно включать в себя элементы диалога, обратной связи.

Рекомендательная беседа строится так, что бы читатель захотел взять книгу, заинтересоваться темой, творчеством автора. Для достижения этой цели существуют некоторые отработанные приёмы. Например, если речь идет о художественном произведении, по мотивам которого была сделана экранизация, то об этом необходимо сказать: как правило, это заинтересует читателя (например, новая экранизация «Идиота» породила, по свидетельству библиотекарей, волну интереса к творчеству Ф.М.Достоевского в целом); в других случаях следует обратить внимание на неординарную личность писателя (например, на то, что А.Сент-Экзюпери был бесстрашным летчиком); в третьих – привлечь внимание читателя к судьбе произведения (например, побудить разобраться в истории авторства «Тихого Дона») и т.п. Чтобы заинтересовать читателя книгой, творчеством писателя, полезно «показать» ему то время, когда книга писалась, рассказать, как эта книга была встречена современниками и т.п.

В последнее время за рубежом, в странах, где вовлечение в чтение рассматривается как государственная задача (США, скандинавские страны, Германия и др.) для привлечения к чтению вообще и конкретных произведений используется авторитет известных людей – спортсменов, актеров, музыкантов и т.д. в городе, в метро, и, конечно, в библиотеке развешаны плакаты, где кумир молодежи высказывает свое мнение о какой-либо книге, советует её прочесть и т.д. Такая рекомендация не остается, как правило, без внимания читателя, особенно молодого.

Конечно, каждая книга, как и каждый читатель требует своего подхода. Опытный библиотекарь всегда найдет, опираясь на знание читательской психологии в целом и психологии конкретного читателя в частности, ту зацепку, которая позволит вызвать интерес читателя.

Проведение рекомендательной беседы требует от библиотекаря большого такта, она не должна быть назидательной, монологичной. Ни его тон, ни внутренний настрой не должен унижать пользователя, библиотекарь ни в коем случае не должен демонстрировать свое интеллектуальное превосходство и т.п. особенно назидательно-снисходительный тон недопустим в общении в молодежью, так как может отвратить её от библиотеки навсегда. В ходе рекомендательной беседы необходимо создать непринужденную, доброжелательную атмосферу. Зачастую библиотекарь проводит рекомендательную беседу сразу для нескольких читателей, чьи интересы и уровень читательской культуры близки, это даёт возможность упростить ситуацию общения.

Корректирующая индивидуальная беседа (при общении по поводу прочитанного, при оказании помощи в повышении уровня культуры чтения и информационной культуры) ставит своей целью выяснение, насколько рекомендации библиотекаря «попали в цель», насколько они отвечают информационным потребностям пользователя, его уровню восприятия, читательского развития и информационной культуры. С помощью корректирующей индивидуальной беседы уточняются читательские интересы и потребности пользователя, степень его начитанности в интересующем предмете, а также какие-то особые требования к информации, которая ему необходима (например, только на английском языке; только до 1917 года и т.п.).

Созданию условий для проведения такой корректирующей беседы способствует использование некоторых типовых приемов, суть которых сводится к следующему: принимая возвращенную книгу, библиотекарю следует выяснить: 1) если книга была взята читателем по рекомендации библиотекаря – насколько удачной была эта рекомендация с точки зрения читателя; 2) если книга была выбрана читателем самостоятельно – как читатель оценивает свой выбор. Возможен и другой ход: библиотекарь может поделиться с читателем собственным впечатлением от прочитанной книги или от творчества автора, или от экранизации; завязавшаяся беседа (или полемика) позволит уточнить позиции пользователя, скорректировать представление о нем у библиотекаря, в итоге же – будет способствовать более эффективной помощи пользователю.

При проведении беседы о прочитанном библиотекарь может способствовать расширению круга чтения читателя, помочь «перекинуть мостик» от художественной книги к научно-познавательной, от научной фантастики –
к классике (например, от «Гиперболоида инженера Гарина» к чтению других произведений А.Толстого и т.д.). Особенно это важно помнить в общении с молодыми читателями.

Корректирующая индивидуальная беседа позволяет выявить также источники информации, которыми пользуется читатель, уровень его начитанности, информационной культуры, а также предложить ему неизвестные библиографические пособия, базы данных и т.п.

Индивидуальное информирование является методом индивидуального библиотечного обслуживания читателей-специалистов. Его суть заключается в постоянном информировании таких пользователей о новой литературе по их специальности. В круг специалистов, как правило входят, руководители учреждений и организаций (например, для школьной библиотеки – директора школ), ведущие специалисты. Исходя из специфики библиотеки и задач, стоящих перед ней, могут быть выделены и другие читательские группы для индивидуального (приоритетного) информирования: например, для школьной библиотеки – это классные руководители; для технической библиотеки – рационализаторы и изобретатели. Словом, те пользователи, чья деятельность имеет высокую социальную значимость и интеллектуальную ёмкость. Важность, актуальность этого метода чрезвычайно высока. Особенно повышается эффективность индивидуального информирования, когда сам читатель обладает высокой информационной культурой и может «достроить» полученную информацию, дополнить её, расширить поиск и т.д.

В ходе индивидуального информирования пользователь и библиотекарь работают как партнеры: уточняется тема, согласуются и уточняются источники информации, определяются типы и жанры предоставляемых документов. Согласуются формы предоставления информации: собственно документ (книга) или подборка, тематический список, библиографические пособия, распечатка баз данных по теме и т.д. В современных условиях одной из форм помощи при индивидуальном информировании может быть также и приоритетный доступ в интернет.

Формы передачи информации в процессе индивидуального обслуживания могут быть самые разные: это и рекомендации, и выполнение справок (тематических, конкретных и др.), и консультации.

В современных условиях в целях индивидуального информирования широко используются современные средства связи: электронная почта, телефон, факс, которые позволяют не только оперативно доводить информацию до пользователя, но и поддерживать с ним постоянную обратную связь. По взаимной договоренности определяется частота оповещения, форма обратной связи и т.п.

Несмотря на стремление пользователя к максимальной свободе в поиске и использовании информации в библиотеке, востребованной остаётся такая форма индивидуального обслуживания, как индивидуальное плановое чтение.

Деятельность библиотекаря по составлению индивидуальных планов чтения направлена (при обязательном согласовании с самим читателем) на то, чтобы придать процессу чтения определенную целенаправленность.

Вопрос о том, должно ли чтение как интеллектуальный и интимно-психологический процесс, безусловно оказывающий самое серьёзное влияние на развитие личности, иметь спонтанный (имеющий только глубоко внутренне обусловленный) или организованный характер остаётся открытым. Очевидно лишь одно – если читатель просит о помощи в организации его чтения (делового или развлекательного), то ему надо помочь.

Стоит сказать, что большое значение планам чтения придавал Н.А.Рубакин, сам составивший около 40 тысяч (!) планов чтения для различных категорий российской читающей публики.

В современной практике библиотеки используются, в основном, три вида индивидуального планового чтения:

– типовые планы чтения, которые создаются в библиотеках на основе анализа наиболее распространенных интересов и запросов пользователя;

– списки литературы по какой-либо часто запрашиваемой теме «Что читать дальше?»;

– составленный совместно библиотекарем и читателем план дальнейшего чтения может быть целой стратегией читательской деятельности.

Совершенно очевидно, что по «большому счету» индивидуальным планом чтения может быть назван только третий вид. Это именно тот случай, когда форма индивидуального информирования действительно может оказать влияние на духовное и интеллектуальное развитие своего читателя. Такое, конечно, встречается не часто: одним из примеров можно назвать В.М.Шукшина, который всю жизнь благодарил своего учителя во ВГИКе М.Ромма, который составил ему, простому парню, только приехавшему с Алтая, список книг, которые надо было прочесть, прежде чем начать работать в кино.

Ясно, что такого рода информирование требует глубокого духовного контакта, взаимного уважения, душевной близости. Это «штучная» и очень непростая работа для библиотекаря.

Два же других вида индивидуального плана чтения являются, по сути дела, некой канвой, позволяющей выстраивать читательскую деятельность, имеющую, как правило, деловой мотив.

Приоритетными группами читателей, привлекаемых к плановому чтению, является учащаяся молодежь, люди, занимающиеся самообразованием или увлеченные какой-либо тематикой (книгами о животных, военной тематикой и т.д.).

Особенности индивидуального библиотечного обслуживания, неизбежность тесного контакта в этой деятельности библиотекаря и пользователя приводит, подчас, к конфликтам.

Причины конфликтов могут быть весьма различны. Часть из них имеет объективный характер, другие – лежат в сфере субъективного.

Чаще всего конфликты связаны с недовольством в обслуживании: неудобное расписание работы библиотеки, отказ в записи, в выдаче книги на дом, в снятии копии и т.п.

Большое количество конфликтов связано с отказами на запрос, причем читатель не хочет (и не должен) разбираться в причинах отказа (нет в фонде, библиотекарь не смогла найти книгу или она потеряна и т.п.).

Подчас конфликтная ситуация возникает тогда, когда библиотекарь проявляет излишнюю активность и даже назойливость, желая «рекомендовать» хорошую, по его мнению, книгу.

Большая группа конфликтов связана с качеством обслуживания: если читатель долго ждёт заказанную книгу или вместо заказанной ему приносят другую и т.п.

Таким образом, во всех конфликтах этого рода существует объективная основа – качество предоставляемой библиотекой услуги.

Между тем, часто конфликт такого рода перерастает в межличностный, когда читатель винит во всех своих бедах конкретного библиотекаря, особенно если последний проявил такие качества, как невежливость, бестактность, ироничность и т.д.

Жизнь показывает, что если организационные конфликты при желании могут быть достаточно легко устранены, то межличностные могут иметь затяжной и достаточно неприятный для репутации библиотеки характер.

Конфликты такого рода плохо действуют и на атмосферу библиотеки, и на душевное и рабочее состояние самих библиотекарей.

Необходимо учить библиотекарей «снимать», предотвращать конфликты в процессе индивидуального обслуживания, избегать их. Вместе с тем библиотекарям необходимо научиться и методам психологической защиты, не поддаваться на высказывания некоторых читателей, желающих спровоцировать конфликт. Сейчас в коллективах библиотек часто проводят психологические тренинги, где разбирают случившийся (или модельный) конфликт, ищут из него наиболее приемлемый выход.

Стоит заметить, что зачастую в основе конфликта лежит неосведомленность читателя, низкий уровень его информационной культуры. Поэтому помощь пользователю в её повышении объективно ведёт к снижению конфликтности в библиотеке.

Индивидуальное библиотечное обслуживание является одним из самых сложных участков работы современной библиотеки. Как бы хорошо ни была оснащена библиотека, библиотекарь имеет дело с личностью читателя, а это значит, что каждый раз надо заново строить с ним взаимоотношения, основанные, прежде всего на профессиональной этике библиотекаря.

Этические нормы библиотечного обслуживания заложены в «Кодексе этики российского библиотекаря», принятом Российской библиотечной ассоциацией в 1999 г. Этот документ впитал в себя основные положения в этой области, принятые в международной библиотечной среде. Основные ценности, которые постулируются «Кодексом…», это: уважение к каждому читателю и его информационному запросу, обеспечение беспрепятственного доступа к информации, обеспечение максимального комфорта при работе с информацией, обеспечение конфиденциальности его запроса, если это не противоречит закону.

Уровень индивидуального библиотечного обслуживания в значительной степени характеризует всю работу библиотеки в целом, является важнейшим показателем эффективности её деятельности.

1. Алтухова Г. А. Профессиональная этика библиотекаря. Уч. пособие. – М. МГУКИ; Профиздат, 2000. – 103 с.

2. Библиотечное обслуживание: теория и методика. Учебник / Под. ред. А. Я. Айзенберга. – М. МГУК, 1996. – 200 с.

3. Библиотековедение – ХХ век. Направления развития, итоги и проблемы. Коллект. монография / Сост. Ю. П. Мелентьева – М. Пашков дом; Гранд Фаир, 2001. – 421 с.

4. Библиотерапия: задачи, подходы, методы. / Сост. О. Л. Кабачек. – М. 2001. – 127 с.

5. Бородина В. А. Библиотечное обслуживание. Учебно-методические материалы. – СПб. 2002. – 88 с.

6. Ванеев А. Н. Воздействие на читателя в условиях библиотеки // Советское библиотековедение. – 1986. – № 5. – С. 26–32.

7. Дифференцированное руководство чтением детей. – Л. ЛГИК, 1993.

8. Езова С. А. Библиотечное общение. – М. Профиздат, 2002. – 160 с.

9. Индивидуальная работа с читателями в ЦБС. Метод. рек. / Сост. М. Я. Дворкина. – М. 1987. – 56 с.

10. Комиссарова В. А. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки. Метод. пособие. – М. Либерея, 2003. – 149 с.

11. Леонтьев А. А. Место психологии в современной науке о чтении // Проблемы психологии и социологии чтения. – М. 1975. – С. 45.

12. Мейжис И. А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания. Уч. пособие. – Николаев, 1994. – 192 с.

13. Мелентьева Ю. П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Библ. обслуживание как процесс социализации личности. – М. Изд-во РАН, 1999. – 160 с.

14. Персианов Г. И. О пределе просветительских возможностей книги // Книга в России. Из истории духовного Просвещения. – Л. 1993. – С. 147–151.

15. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке. / Под ред. Т. Д. Полозовой. – М. Изд-во МГИК, 1992.

16. Стельмах В. Д. Трансформация мифа // Читающая Россия: мифы и реальность. – М. 1996. – С. 37–43.

17. Шапошников А. Е. Библиотекарь и читатель: аспекты общения // Библиотековедение. – 2001. – № 1. – С. 59–62.

Вопросы для самопроверки

1. Какие задачи решаются в ходе индивидуального библиотечного обслуживания?

2. Опишите условия при которых индивидуальное общение библиотекаря и читателя будет особенно эффективным.

3. Проанализируйте сходства и различия рекомендательной и ориентирующей индивидуальной беседы.

Методическая копилка

Методическая копилка Формы работы с читателями

I. Индивидуальная работа с читателями.
Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.

Задачи индивидуального обслуживания:

- удовлетворение информационных потребностей читателей
- развитие структуры и глубины интересов читателей
- содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития
- организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем притяжении пользования читателем библиотекой

Формы индивидуальной работы с читателями:

1. Беседы
- беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения об учащихся. Во время этой беседы читателя знакомят с правилами пользования. историей. традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями и ресурсами, узнают культуру чтения записывающегося.
- беседа о рекомендованной литературе. При ее проведении библиотекарь учитывает содержание книг, уровень читательского развития учащегося, с которым проходит беседа, его интерес и характер спроса.
- беседа о прочитанных книгах. Цель такой беседы- выявление уровня читательского развития учащегося, в том числе – была ли ему понятна прочитанная книга; выявление вкусов и предпочтений читателя ( на примере обсуждения прочитанной книги); выявление ожиданий читателя. Библиотекарь должен поинтересоваться, какую практическую пользу она принесла в учебном процессе или самообразовании.
2. Индивидуальное плановое чтение. Эта Фома позволяет привлечь пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного развития читателей. Цели:
- определить круг тем, которые интересуют читателей
- на основании анализа этих тем определить тематику планов чтения
- выяснить, какие важные темы не вошли в читательский перечень, и наметить пути привлечения читателей к индивидуальному плановому чтению.

Виды индивидуального планового чтения:
1) «типовые планы чтения». Которые создают в библиотеках на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;
2) списки литературы типа «Что читать дальше»;
3) наиболее подготовленные читатели на основе рекомендательных указателей литературы составляют для себя индивидуальные планы чтения


3. Форма индивидуального информирования – заключается в постоянном оповещении читателей о новых документах по интересующей их теме, как поступивших в данную библиотеку, так и в другие библиотеки отрасли. Индивидуальное информирование включает: уточнение темы, согласование источника информации, определение типов и жанров документов, согласование формы предоставления информации ( собственно документ, тематическая подборка, и.т.д.). согласование сроков предоставления информации.
Консультации. Консультационная работа включает вопросы повышения информационной компетентности читателей, в том числе: алгоритмы поиска в каталогах и картотеках, заполнение читательских требований, выбор книг в фондах открытого доступа и.т.д.


II. Групповое и массовое обслуживание читателей в библиотеке учреждения образования.
Групповое обслуживание – это совокупность форм и методов направленных на удовлетворение культурно-информационных потребностей малых групп читателей, объединенных общими интересами.

Массовое обслуживание – путь удовлетворения данной библиотекой культурно-информационных потребностей характерных для большинства читателей.

Групповые и массовые мероприятия должны проводиться так, чтобы поставленные вопросы были понятны и тем, кто хорошо знает рекомендованную книгу, и тем кто впервые встречается с ней.
Групповое мероприятие требует длительной подготовки, Тогда же, когда надл быстро познакомить с книгой, лучше использовать фронтальное мероприятие, которое легче готовить, чем групповое.

Формы работы при групповом и массовом обслуживании читателей:

- вечер вопросов и ответов – это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Подобные вечера проводятся по одной теме или по меняющимся темам в зависимости от изменения интересов читателей.
- презентация книги – происходит детальное ознакомление читателей с ее содержанием
- вечер диалог – форма проведения дискуссий в библиотеке, предполагающая у участников дискуссии аргументированных точек зрения, сложившихся мнений
- читательская конференция. предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение о книге. Смысл конференции и состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.
- диспуты - целью является выяснение различных подходов, утверждений наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо проблеме. Один из трудных моментов – начало диспута. И здесь должен сыграть свою роль ведущий. Постановкой удачных вопросов он активизирует аудиторию, стимулирует первое выступление.

Можно составить следующую памятку:
- на диспуте нет наблюдающих – все активные участники разговора
- никто не читает нравоучений, каждый откровенно высказывает свое мнение
- выступая, можно привести примеры из своей жизни, жизни своих товарищей, из литературы и т.д.


- устный журнал – это оперативный способ информации о новинках отраслевой и художественной литературы. Устному журналу присущи: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность, разнообразие материала и обязательно – новизна предлагаемой информации. Журнал состоит из ряда разделов – своего рода «страниц».
- разные виды «чтений». Встречи с героями и авторами книг; библиотечные вечера; комментированное чтение (форма устного знакомства с произведениями литературы, предусматривающая чтение текста в слух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного); литературные чтения (художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»); циклы чтений массовых мероприятий, посвященных событиям, жизни замечательных людей и т.д.
- тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы.

Формы тематических вечеров:
1) вечера лекции, сопровождаемые библиографическими обзорами, демонстрацией книжной выставки;
2) вечера встреч с интересными людьми (писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.);
3) вечер-портрет и «бенефисы читателей», посвященные рассказу о юбиляре, с выставкой книг из домашней библиотеки, прослушиванием любимых им музыкальных произведений и т.д.;
4) литературные и литературно-музыкальные вечеров прислушивания музыкальных записей, киновечер и др.


- клубы и объединения – направленные на развитие познавательных интересов школьников, привитие навыков самостоятельной работы с документами, на активизацию использования информационных ресурсов библиотеки. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатывает свои уставы и правила, выбирают эмблемы и другую символику.

Работа с периодическими изданиями в библиотеке

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную.
Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.
Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческих категориях.
Если текущая информация, как правило, быстро устаревает, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.


Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.
Газеты и журналы говорят о проблемах современности, вырабатывают постоянное желание быть в курсе событий, информируют о последних достижениях науки и техники, знакомят с новинками современной литературы.
Периодические издания для детей и подростков работают над расширением познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся. Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, используются различные формы наглядной и массовой работы.
Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателей в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные беседы, обзоры, индивидуальная информация, выставки – включают рекомендацию статей из журналов и газет.


На абонементе помещаются списки «Новое в журналах». Ведутся папки газетных вырезок, где выделяется наиболее актуальный материал, обращается внимание учащихся на важные для них публикации (например: «Мы выбираем жизнь! А ты?»- о проблемах наркомании).
Папки необходимо регулярно пополнять, тематические папки часто становятся уникальными пособиями для учащихся при изучении многих предметов.


Приступая к работе с периодикой, необходимо выяснить насколько интересует она читателей (учащихся и учителей). По следующим вопросам можно провести мини-опрос:


1. какие журналы выписывают в вашей семье?
2. какие журналы ты читаешь дома, какие в библиотеке?
3. Систематически ли ты читаешь периодику?
Да Нет
Почему__________________________________
4. Какие материалы в журналах и газетах тебя больше всего интересуют? Что из материалов (новости, рассказы, очерки) тебе больше всего запомнилось?
5. Какие журналы помогают тебе в усвоении учебного материала?


В практике работы библиотеки используются различные формы наглядной пропаганды периодических изданий. Вся периодика собрана на отдельных стеллажах в открытом доступе, на этом стеллаже и плакат с рекомендациями по самостоятельной работе с газетой:


- Не читай все подряд. Прежде, чем читать просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное.
- Объяснение непонятных слов найди в словаре, пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал.


Журнальные публикации являются основой в организации и проведении дне информации для учителей школ, в организации индивидуальной информации администрации школы, руководителей методических объединений.
Комплексная, в тесном контакте с массовыми библиотеками, пропаганда периодических изданий совместно с книгой, четкая дифференциация их по целевому и читательскому назначению обучает культуре работы с журналами и газетами, обеспечивает интенсивное использование периодических изданий, повышает общий уровень библиотечно-библиографического обслуживания читателей.