Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Исполнительному Производству 40

Рейтинг: 4.2/5.0 (57 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по исполнительному производству

/ инструкция по исполнительному производству

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 22 декабря 2004 г. N 8/11871

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 декабря 2004 г. N 40

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

(в ред. постановлений Минюста от 16.08.2005 N 45,

от 30.01.2006 N 2, от 13.03.2006N 11, от 15.08.2006N 42,

от 29.11.2006 N 74, от 15.12.2006N 83, от 15.12.2006N 84,

от 28.02.2007 N 11, от 26.07.2007N 49, от 11.02.2008N 8,

от 21.05.2008 N 28, от 28.07.2008N 44, от 27.03.2009N 30,

от 24.07.2009 N 57, от 30.12.2009N 82, от 15.03.2010N 19,

от 18.11.2010 N 95, от 02.02.2011N 18, от 03.10.2011N 219,

от 16.02.2012 N 47, от 29.05.2012N 153)

На основании Положенияо Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1605, Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкциюпо исполнительному производству.

2. Не применять Инструкцию об исполнительном производстве, утвержденную приказом Министра юстиции СССР от 15 ноября 1985 г. N 22 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, N 11).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.

(в редакции постановления

ПО ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

(в ред. постановлений Минюста от 03.10.2011 N 219,

от 16.02.2012 N 47, от 29.05.2012N 153)

1. Настоящая Инструкция разработана на основании Гражданского процессуального кодексаРеспублики Беларусь, Процессуально-исполнительногокодексаРеспублики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительногокодексаРеспублики Беларусь, БанковскогокодексаРеспублики Беларусь,КодексаРеспублики Беларусь о судоустройстве и статусе судей,Положенияо Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1605 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г. N 107, 5/9385; 2008 г. N 54, 5/26856), иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области исполнительного производства, и определяет условия и порядок исполнения исполнительных документов.

Задачами исполнительного производства являются обеспечение исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений и решений других органов, исполнение которых законодательством возложено на судебных исполнителей, контроль за добровольным исполнением, а в необходимых случаях их принудительное исполнение в целях охраны и защиты подтвержденных в установленном законом порядке прав граждан, юридических лиц и государства.

УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЙ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

2. Исполнительные действия на территории Республики Беларусь совершаются судебными исполнителями, состоящими при соответствующих судах.

3. Судебным исполнителем может быть гражданин Республики Беларусь, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеющий среднее специальное юридическое образование либо высшее юридическое образование (для старшего судебного исполнителя районного (городского) суда - высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе не менее одного года в должности судебного исполнителя, для старшего судебного исполнителя областного, Минского городского судов - высшее юридическое образование и стаж работы в должности судебного исполнителя районного (городского) суда не менее двух лет), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

На должность судебного исполнителя не может быть назначен гражданин при наличии оснований для отказа в приеме на государственную службу, установленных законодательством.

В районных (городских) судах, где имеется два и более судебных исполнителя, в областных, Минском городском судах назначается старший судебный исполнитель.

Старшие судебные исполнители, судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь.

В судах, где имеется двенадцать судебных исполнителей и более, работа судебных исполнителей организуется по зональному принципу. Судебные исполнители суда делятся на группы по четыре-пять человек, работу каждой группы организует старший судебный исполнитель.

Нагрузка старшего судебного исполнителя районного (городского) суда, курирующего работу группы, не должна превышать 70 процентов от нагрузки судебных исполнителей, входящих в состав группы.

Персональную ответственность за подбор кадров судебных исполнителей несут начальники главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее - главное управление юстиции) и председатели соответствующих судов.

В судах с численностью судебных исполнителей от шести единиц и свыше вводится специализация по исполнению исполнительных производств. Судебный исполнитель, исполняющий сводное исполнительное производство, объединенное в соответствии с пунктом 15настоящей Инструкции, назначается председателем суда.

Выход (выезд) по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника либо его имущества осуществляется группой судебных исполнителей в количестве не менее двух человек.

Судебный исполнитель подлежит обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством.

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия, описания которых утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Судебным исполнителям выдаются служебные удостоверения в соответствии с законодательством.

4. Организацию деятельности судебных исполнителей районных (городских), областных, Минского городского судов осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь, главные управления юстиции и председатели областных, Минского городского судов.

Министерство юстиции в соответствии с возложенными на него задачами:

реализует государственную политику в сфере юстиции;

осуществляет контроль за работой судебных исполнителей по выполнению возложенных на них задач;

организует проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной подготовки судебных исполнителей;

устанавливает штатную численность, определяет нормативы материально-технического обеспечения судебных исполнителей, рассматривает в пределах компетенции жалобы на их действия;

разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам совершенствования деятельности судебных исполнителей.

Главные управления юстиции, областные, Минский городской суды:

организуют работу и контролируют деятельность судебных исполнителей;

обеспечивают контроль за своевременным и полным исполнением исполнительных документов;

осуществляют подбор кандидатов на должности судебных исполнителей и ведут их резерв;

организуют профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных исполнителей, проводят их аттестацию и переаттестацию;

в пределах компетенции рассматривают обращения граждан и юридических лиц по вопросам исполнения судами исполнительных документов, принимают меры по совершенствованию этой работы;

анализируют статистические данные по ведению исполнительных производств;

обобщают практику исполнения исполнительных документов;

разрабатывают и вносят предложения в Министерство юстиции по совершенствованию деятельности судебных исполнителей.

В судах общее руководство деятельностью судебных исполнителей возлагается на председателей судов.

В соответствии с Положениемо председателе районного (городского), межгарнизонного военного суда Республики Беларусь иПоложениемо председателе областного, Минского городского, Белорусского военного суда Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 июня 2005 г. N 32 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г. N 109, 8/12845), председатели судов:

организуют работу судей по контролю за правильным и своевременным исполнением исполнительных документов;

проводят ежеквартальные проверки работы каждого судебного исполнителя с составлением актов проверки и обсуждением итогов на оперативных совещаниях суда;

не реже одного раза в месяц проверяют состояние книги учета депозитных сумм путем подсчета и сверки поступивших и выданных сумм с выпиской из депозитного счета банка;

обеспечивают оперативное и реальное исполнение судебными исполнителями исполнительных документов.

С учетом соотношения категорий исполнительных производств, количества и квалификации судебных исполнителей председатели судов соответствующим приказом утверждают специализацию по исполнению исполнительных документов.

Контроль по выполнению возложенных на судебных исполнителей задач осуществляется судьями и старшими судебными исполнителями.

В актах проверки указываются имеющиеся недостатки в работе судебных исполнителей, причины их допущения и меры, направленные на их устранение.

При переводе судебного исполнителя на новую должность либо его увольнении председатели судов организуют изучение деятельности этого судебного исполнителя, в том числе по соблюдению им требований главы 24настоящей Инструкции, с составлением справки.

5. К компетенции судебного исполнителя относятся вопросы возбуждения исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению исполнительного документа, принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия, предусмотренные законодательством и настоящей Инструкцией.

6. При осуществлении обязанностей по исполнению исполнительных документов судебные исполнители являются представителями власти.

Законные требования судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь.

Неисполнение или воспрепятствование исполнению законных требований судебного исполнителя, оскорбление его чести и достоинства, насилие в отношении судебного исполнителя, посягательство на его жизнь, здоровье и имущество либо угроза совершения такого насилия или посягательства, а также иные действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Работники органов внутренних дел в пределах предоставленных им законодательством полномочий оказывают содействие судебным исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или их жизни и здоровью угрожает опасность.

В случае уклонения должника без уважительных причин от явки в суд судебный исполнитель в трехдневный срок вправе внести представление судье о вынесении определения о приводе должника в соответствии со статьей 169Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь либо составить протокол об административном правонарушении постатье 24.6Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

При невыполнении требований судебного исполнителя, а также неисполнении исполнительного документа, судебного постановления или иного акта судебный исполнитель обязан составить протокол об административном правонарушении по статьям 24.9,24.10Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

7. Судебный исполнитель не может участвовать в исполнении исполнительного документа и подлежит отводу, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо является родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Вопрос об отводе решается судьей. Определение об отказе в отводе может быть обжаловано или опротестовано.

Подача жалобы или протеста не приостанавливает производства исполнительных действий. Все документы, связанные с вопросом об отводе судебного исполнителя, приобщаются к соответствующему исполнительному производству.

8. В случае отвода судебного исполнителя исполнительный документ на основании определения суда передается другому судебному исполнителю того же суда, а в случае отвода всех судебных исполнителей этого суда - направляется в другой суд через главное управление юстиции для исполнения с приложением копий всех документов, находящихся в исполнительном производстве.

9. Судебный исполнитель при выполнении должностных обязанностей по исполнению исполнительных документов имеет право:

рассматривать вопросы о возбуждении и окончании исполнительного производства, об отказе в возбуждении исполнительного производства, о возвращении исполнительного документа взыскателю, о направлении исполнительного документа в другой суд по новому месту жительства (пребывания) или нахождения должника, о приостановлении исполнительного производства и об отложении исполнительных действий;

(в ред. постановленияМинюста от 16.02.2012 N 47)

(см. текст в предыдущей редакции)

вызывать в суд граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

истребовать от граждан, должностных лиц, соответствующих юридических лиц сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении, с составлением запроса по форме согласно приложению 1;

требовать от руководителей и иных должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших при исполнении вопросов;

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые должником, иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей, если иное не предусмотрено законодательством. При необходимости с участием понятых проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений должника. Вскрытие помещения во исполнение судебного постановления о вселении (выселении) осуществляется в присутствии должника или его совершеннолетних членов семьи, а в случае их отсутствия - при участии понятых, работников органов внутренних дел с производством описи всего имущества, находящегося в помещении;

в необходимых случаях опечатывать помещения, хранилища и имущество должника;

использовать нежилые помещения для временного хранения изъятого имущества с отнесением расходов по хранению на должника;

использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов по транспортировке на должника;

требовать от граждан, должностных лиц, соответствующих юридических лиц выполнения определенных действий, указанных в исполнительных документах либо направленных на их исполнение;

в случае неясности или неточности исполнительного документа обращаться с заявлением о даче разъяснений по исполнению исполнительного документа по форме согласно приложению 2в суд либо орган, выдавший его, о разъяснении его исполнения;

обращаться к судье с представлением для вынесения определения и направления его в компетентные органы о приостановлении перемещения груза или о временном ограничении должникам права на выезд за пределы Республики Беларусь до погашения ими задолженности по исполнительным документам;

составлять в соответствии с частью второй статьи 3.30Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях в отношении лиц, не выполняющих требования судебного исполнителя либо не исполняющих исполнительные документы, судебное постановление или иной акт;

на основании определения суда принимать предусмотренные законодательством меры по обеспечению иска;

налагать арест на имущество должника и производить его опись;

производить оценку имущества, приглашая в необходимых случаях для этих целей эксперта (специалиста), а оценку жилых домов (квартир), иных строений, зданий, сооружений, объектов торгового и специального назначения и предприятий как единого имущественного комплекса - с обязательным участием эксперта (специалиста);

реализовывать на торгах, аукционах, через комиссионные магазины, а равно иным способом, предусмотренным законодательством, имущество должника;

обращать взыскание на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;

при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений в установленном законодательством порядке изымать необходимые документы, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов;

по поручению судьи проверять факты непринятия государственными органами и должностными лицами мер к реализации судебного постановления;

осуществлять иные предусмотренные законодательством меры по исполнению исполнительных документов.

Вызов судебным исполнителем в суд граждан и должностных лиц юридических лиц производится судебной повесткой по форме согласно приложению 3, которая направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении.

В необходимых случаях участники исполнительного производства могут быть вызваны телефонограммой или телеграммой, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова.

10. Судебный исполнитель выносит постановления о (об):

направлении исполнительного документа в другой суд по форме согласно приложению 3-1;

(абзац введен постановлениемМинюста от 16.02.2012 N 47)

возбуждении исполнительного производства по формам согласно приложениям 4,5;

отказе в возбуждении исполнительного производства по форме согласно приложению 6;

возвращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства по форме согласно приложению 7;

отложении исполнительных действий по форме согласно приложению 8;

возвращении исполнительного документа взыскателю по форме согласно приложению 9;

окончании исполнительного производства по форме согласно приложению 10.

Постановление подписывается судебным исполнителем и заверяется печатью судебного исполнителя установленного образца согласно приложению 11.

Постановления судебного исполнителя могут быть обжалованы взыскателем или должником либо опротестованы прокурором в суд, при котором состоит судебный исполнитель, в порядке и сроки, установленные Гражданским процессуальным кодексомРеспублики Беларусь.

Контроль за использованием и хранением печатей судебных исполнителей осуществляется председателем суда.

Учет и хранение печатей судебных исполнителей ведется старшим судебным исполнителем, назначенным распоряжением председателя суда ответственным, в журнале учета печатей судебных исполнителей по форме согласно приложению 12. Печати хранятся в шкафах (сейфах).

11. Судебный исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законодательством, не допуская при этом ущемления прав и законных интересов физических и юридических лиц, принимать все меры к своевременному, правильному и полному совершению исполнительных действий, разъяснять сторонам их права и обязанности, а также своевременно информировать их о принимаемых мерах и результатах по совершению исполнительных действий, ставить вопрос перед судом о привлечении виновных к ответственности за нарушения требований законодательства.

12. Судебный исполнитель на основании определения суда не позднее дня, следующего за днем возбуждения исполнительного производства, принимает меры по обеспечению исполнения исполнительного документа. Обеспечение исполнения исполнительного документа допускается во всяком положении исполнительного производства, если непринятие мер обеспечения может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительных документов.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются:

наложение ареста на имущество должника, в том числе денежные средства должника в пределах суммы, необходимой для исполнения исполнительного документа и возмещения расходов по исполнению исполнительного документа, находящиеся у него или у иных лиц;

изъятие имущества должника, находящегося у него или иных лиц;

запрещение должнику совершать определенные действия;

запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования имуществом;

опечатывание имущества должника;

изъятие правоустанавливающих документов, в том числе ценных бумаг;

запрещение другим лицам передавать имущество должнику или исполнять по отношению к нему иные обязательства;

временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь в соответствии с законодательством;

(абзац введен постановлениемМинюста от 16.02.2012 N 47)

временное ограничение права должника - гражданина Республики Беларусь на управление механическими транспортными средствами, на управление маломерными судами, судами с подвесными двигателями и гидроциклами, на охоту, за исключением случаев необходимости пользования этими правами в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения доходов, - на срок, установленный судом до исполнения обязательств, но не более чем на пять лет;

(абзац введен постановлениемМинюста от 16.02.2012 N 47)

иные меры, установленные законодательством.

Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, предусмотренные абзацами девятымидесятым части второйнастоящего пункта, применяются судом в случае, если должник не исполняет либо уклоняется от исполнения обязательств или иных мер по исполнению недостаточно и если это не препятствует исполнению иных обязательств должника.

(часть третья п. 12 введена постановлениемМинюста от 16.02.2012 N 47)

Определение суда о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению, за исключением определений суда о принятии мер, предусмотренных абзацами девятымидесятым части второйнастоящего пункта, которые подлежат исполнению с момента извещения должника.

(часть четвертая п. 12 введена постановлениемМинюста от 16.02.2012 N 47)

На определение суда по вопросам обеспечения исполнения исполнительного документа может быть подана частная жалоба или принесен частный протест.

(часть пятая п. 12 введена постановлениемМинюста от 16.02.2012 N 47)

Подача частной жалобы или частного протеста на определение об обеспечении исполнения исполнительного документа не приостанавливает исполнения этого определения.

(часть шестая п. 12 введена постановлениемМинюста от 16.02.2012 N 47)

В необходимых случаях может быть допущено несколько мер обеспечения совершения исполнительных действий.

Допускается замена одной меры обеспечения совершения исполнительных действий другой. Вопрос о замене одной меры обеспечения совершения исполнительных действий другой рассматривается судом по представлению судебного исполнителя или заявлению сторон, прокурора. Рассмотрение вопроса о замене одной меры обеспечения совершения исполнительных действий другой не приостанавливает применения ранее установленных мер обеспечения.

12-1. Определения суда о временном ограничении права на управление механическими транспортными средствами, маломерными судами, судами с подвесными двигателями и гидроциклами и права на охоту передаются судебным исполнителям для принятия мер к исполнению, а также направляются соответственно в Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства должника, Государственную инспекцию по маломерным судам и организацию, подчиненную Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь.

(в ред. постановленияМинюста от 29.05.2012 N 153)

(см. текст в предыдущей редакции)

При изъятии удостоверения на право управления механическими транспортными средствами, маломерными судами, судами с подвесными двигателями и гидроциклами либо на охоту (далее - удостоверение) судебным исполнителем составляется акт изъятия удостоверения по форме согласно приложению 12-1.

Акт изъятия удостоверения составляется в двух экземплярах, первый экземпляр остается в производстве судебного исполнителя, а второй - взамен изъятого удостоверения выдается должнику под роспись на первом экземпляре акта. Изъятие удостоверения производится на срок до исполнения должником обязательств, но не более чем на пять лет.

Изъятые удостоверения учитываются в книге учета удостоверений, изъятых по исполнительным производствам по форме согласно приложению 12-2, и помещаются для хранения в сейф. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью суда и зарегистрирована в соответствии с правилами делопроизводства, установленными в суде.

Учет и хранение изъятых удостоверений ведутся старшим судебным исполнителем, назначенным ответственным приказом председателя суда.

Возврат удостоверения должнику производится после исполнения им обязательств под расписку в книге учета удостоверений, изъятых по исполнительным производствам. В случае невозможности возврата удостоверения должнику по независящим от суда причинам (смерть должника, изменение должником места жительства, неявка без уважительной причины и тому подобное) удостоверение направляется (передается) в орган (организацию), его выдавший.

инструкция по исполнительному производству 40:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Инструкции по исполнительному производству республики беларусь - Обновляемый портал

    Инструкции по исполнительному производству республики беларусь

    Инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2015 - Телевизоры Инструкции по применению Скачать инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2015 В случае реализации имущества с торгов оценка такого имущества для определения его начальной цены производится организациями, которые в соответствии с законодательными актами имеют право на осуществление независимой оценки государственного имущества, а не специалистом торговой организации, через которую осуществляется реализация, как было ранее. Исключена норма о том, что выбор оценщика или оценочной организации производится судебным исполнителем с учетом соблюдения принципа процессуальной экономии. Постановление вступило в силу с 27 апреля 2014 г. N 1605иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области исполнительного производства, и определяет условия и порядок исполнения исполнительных документов. Задачами исполнительного производства являются обеспечение исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений и решений других органов, исполнение которых законодательством возложено на судебных исполнителей, контроль за добровольным исполнением, а в необходимых случаях их принудительное исполнение в целях охраны и защиты подтвержденных в установленном законом порядке прав граждан, юридических лиц и государства. ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЙ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ 2. Исполнительные действия на территории Республики Беларусь совершаются судебными исполнителями, состоящими при соответствующих судах. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г. Голованов УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь N 40 ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящая Инструкция разработана на основании Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, Банковского кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. Судебным исполнителям выдаются служебные удостоверения в соответствии с законодательством. Организацию деятельности судебных исполнителей районных городских, областных, Минского городского судов осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь, главные управления юстиции и председатели областных, Минского городского судов. Министерство юстиции в соответствии с возложенными на него задачами реализует государственную политику в сфере юстиции; осуществляет контроль за работой судебных исполнителей по выполнению возложенных на них задач; организует проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной подготовки судебных исполнителей; устанавливает штатную численность, определяет нормативы материально-технического обеспечения судебных исполнителей, рассматривает в пределах компетенции жалобы на их действия; разрабатывает проекты законодательных иных нормативных правовых актов по вопросам совершенствования деятельности судебных исполнителей. Судебный исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе. На должность судебного исполнителя не может быть назначен гражданин при наличии оснований для отказа в приеме на государственную службу, установленных законодательством. В районных городских судах, где имеется два и более судебных исполнителя, в областных, Минском городском судах назначается старший судебный исполнитель. Инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2015 Старшие судебные исполнители, судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь. Инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2014 добавлена 28 апреля 2014, Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 апреля 2014 г. Среди прочего установлено, что в случае нарушения должником или иным лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве судебный исполнитель обязан составить протокол об административном правонарушении по ст. Судебным исполнителем может быть гражданин Республики Беларусь, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеющий среднее специальное юридическое образование либо высшее юридическое образование для старшего судебного исполнителя районного городского суда - высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе не менее одного года в должности судебного исполнителя, для старшего судебного исполнителя областного, Минского городского судов - высшее юридическое образование и стаж работы в должности судебного исполнителя районного городского суда не менее двух лет, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе. На должность судебного исполнителя не может быть назначен гражданин при наличии оснований для отказа в приеме на государственную службу, установленных законодательством. В районных городских судах, где имеется два и более судебных исполнителя, в областных, Минском городском судах назначается старший судебный исполнитель. Старшие судебные исполнители, судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь. Судебный исполнитель, исполняющий сводное исполнительное производство, объединенное в соответствии с пунктом 15 настоящей Инструкции, назначается председателем суда. Выход выезд по месту жительства месту пребывания или месту нахождения должника либо его имущества осуществляется группой судебных исполнителей в количестве не менее двух человек. Неявка сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения вопроса о возвращении исполнительного документа взыскателю, не является препятствием для его разрешения. Судебный исполнитель подлежит обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством. Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия, описания которых утверждаются Президентом Республики Беларусь. Инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2015 Выход выезд по месту жительства месту пребывания или месту нахождения должника либо его имущества осуществляется группой судебных исполнителей в количестве не менее двух человек. Неявка сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения вопроса о возвращении исполнительного документа взыскателю, не является препятствием для его разрешения. Судебный исполнитель подлежит обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством. Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия, описания которых утверждаются Президентом Республики Беларусь.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 211.

    Произошли изменения в Инструкции по исполнительному производству

    Произошли изменения в Инструкции по исполнительному производству

    24 января 2015 года вступило в силу постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.09.2014 № 196 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству».

    В частности, установлено, что Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Минюста от 20.12.2004 № 40, определяет условия и порядок исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее – исполнительные документы) органами принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее – органы принудительного исполнения), в систему которых входят:

    • главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, возглавляющее систему органов принудительного исполнения;
    • территориальные органы принудительного исполнения.
    • Территориальными органами принудительного исполнения являются:
    • управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее – управления принудительного исполнения);
    • районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения.

    Согласно новой редакции пункта 5 Инструкции к компетенции судебного исполнителя относятся вопросы возбуждения исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению исполнительного документа, принятие мер по установлению места жительства (места пребывания) или места нахождения должника, места нахождения его имущества, внесение в суд представлений по вопросам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, и иные действия, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства.

    Новая редакция пункта 9 Инструкции говорит о том, что судебные исполнители в целях выполнения возложенных на органы принудительного исполнения задач вправе:

    • в случае неясности или неточности исполнительного документа ставить вопрос перед судом либо органом, выдавшим его, о разъяснении его исполнения;
    • принимать меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;
    • налагать арест на имущество должника, в том числе на денежные средства, находящиеся у должника и (или) у иных лиц, в пределах суммы, необходимой для исполнения исполнительного документа и возмещения расходов по исполнению исполнительного документа;
    • объявлять розыск должника;
    • вызывать граждан, в том числе должностных лиц, по исполнительным документам, находящимся в их производстве;
    • проверять документы, удостоверяющие личность, полномочия сторон и иных участников исполнительного производства;
    • получать от физических лиц, должностных лиц государственных органов и иных организаций необходимую информацию (за исключением первичных статистических данных), в том числе сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных;
    • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от вида пропускного режима, если иное не предусмотрено законодательством, иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей. При необходимости с участием понятых вскрывать, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений должника;
    • проводить отдельные исполнительные действия с использованием электронного документооборота, информационных технологий (рассылка процессуальных документов, уведомлений о дате и времени проведения отдельных исполнительных действий, вызов к судебному исполнителю, запрет на совершение регистрационных действий в отношении объектов недвижимости и тому подобное), интернет-сайтов органов принудительного исполнения (проведение электронных торгов и тому подобное);
    • применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) в порядке, установленном актами законодательства;
    • выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
    • запрещать должнику совершать определенные действия;
    • запрещать другим лицам передавать имущество должнику или исполнять по отношению к нему иные обязательства;
    • обращать взыскание на имущество, в том числе денежные средства должника, в соответствии с законодательством;
    • производить оценку имущества, приглашая в необходимых случаях для этих целей эксперта (специалиста), а оценку жилых домов (квартир), иных строений, зданий, сооружений, объектов торгового и специального назначения и предприятий как единого имущественного комплекса – с обязательным участием эксперта (специалиста);
    • осуществлять в установленном законом порядке продажу описанного или изъятого имущества должника;
    • использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов на должника;
    • обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, на имя взыскателя в случаях и порядке, установленных законодательными актами;
    • требовать от граждан, должностных лиц, соответствующих юридических лиц выполнения определенных действий, указанных в исполнительных документах либо направленных на их исполнение;
    • осуществлять систематический контроль за правильностью и своевременностью производства удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника и пересылки удержанных сумм взыскателю;
    • информировать правоохранительные и контролирующие органы о выявленных в ходе исполнения злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства;
    • составлять протоколы об административных правонарушениях за правонарушения, совершенные в связи с исполнением исполнительного документа;
    • осуществлять иные предусмотренные законодательством действия по исполнению исполнительных документов.

    Установлено, что если при совершении осмотра помещений и хранилищ должник систематически препятствует доступу судебного исполнителя на земельный участок, в жилое или иное помещение, где находится имущество должника, на которое по закону может быть обращено взыскание, суд на основании представления судебного исполнителя может вынести определение об осмотре помещения или хранилища должника без его согласия. Доступ судебного исполнителя в жилое или иное помещение должника, в том числе их принудительное вскрытие, и арест находящегося в них имущества должника осуществляются в обязательном присутствии должника либо проживающего совместно с ним совершеннолетнего члена его семьи, а также собственника земельного участка, жилых и иных помещений, в которых находится имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, а в случае невозможности их присутствия – представителей организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или местного исполнительного и распорядительного органа и в присутствии понятых при содействии сотрудников органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций. Акты, предписания, извещения (сообщения), запросы и иные документы судебного исполнителя вручаются лично адресату, направляются ему почтовой корреспонденцией или с использованием информационных технологий. Вызов судебным исполнителем граждан и должностных лиц юридических лиц производится повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи, обеспечивающих фиксирование факта вызова.

    Еще раз напомним, что постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.09.2014 № 196, которым в Инструкцию по исполнительному производству были внесены эти и многочисленные иные изменения и дополнения, вступило в силу 24 января 2015 года.