Руководства, Инструкции, Бланки

Проблемы Руководства Организацией.

Рейтинг: 4.2/5.0 (27 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Проблемы руководства и лидерства в организации - Студопедия

Проблемы руководства и лидерства в организации

· Для лучшего понимания сущности деятельности руководителя в организации следует рассмотреть понятия: руководитель, менеджер, предприниматель . Т.С. Кабаченко определяет руководителя как "субъекта труда", реализующего основные функции управления, являющегося одновременно элементом различных подструктур организации:

o в технологической подструктуре функции руководителя следующие: творческая; ответственная; сложная деятельность, требующая длительной подготовки;

o в формальной подструктуре руководитель выступает как должностное лицо (в соответствии со своей компетенцией);

o во внеформальной подструктуре руководитель выступает как "доверенное лицо", как "серый кардинал", как "мальчик для битья" и т.п.;

o в неформальной структуре. руководитель выступает как член различных группировок, как объект и субъект различных симпатий и антипатий" (см. Кабаченко, 1997).

Поскольку руководитель проявляет себя через реализацию управленческих функций, то важно рассмотреть, что это за функции. Разными авторами выделяются следующие основные управленческие функции :
1. Согласно А. Файолю, это - техническая функция (собственно производство), коммерческая (закупка, продажа, обмен), финансовая (поиск капитала, эффективность его использования), учет (бухгалтерская деятельность, статистика), обеспечение безопасности (сохранность собственности и персонала), администрирование (предвидение, организация, руководство, координация и контроль).
2. Согласно М.Х. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоурну, это - стратегическое планирование, планирование реализации стратегий (тактическое планирование), организация взаимодействия и полномочий, построение организаций, мотивация персонала; контроль за деятельностью организации, ее подструктур и отдельных работников.
3. Согласно Рубахину В.Ф, Журавлеву А.Л. Шорину В.Г, это целая система функций, разбитых на следующие основные группы: первая группа - производственные функции управления: координация деятельности подчиненных для выполнения плана (получения прибыли), обеспечение роста производительности труда, организация сопряженной и ритмичной работы (прогнозирование срывов в работе), контроль, оценка и коррекция деятельности, поддержание трудовой дисциплины, расстановка рабочей смены, согласование индивидуальных особенностей работников со спецификой их труда; вторая группа функций - это социально-психологические функции управления: снижение у работников степени неудовлетворенности трудом, моральное и материальное стимулирование, регулирование межличностных отношений, отстаивание законных интересов работников, сохранение постоянного состава подчиненных, управление текучестью кадров, обеспечение профессионального совершенствования подчиненных, воспитательная работа с подчиненными.
Близким по смыслу понятием является понятие "менеджер" . Менеджер - от англ. manager < manage - управлять) - это "наемный управляющий, специалист по управлению" (см. Словарь иностранных слов. - М. 1988). Иногда говорят, что менеджер - это руководитель по найму, это человек, профессионально осуществляющий функцию управления в РЫНОЧНОЙ системе отношений. Но поскольку о менеджере можно говорить лишь применительно к "рыночной экономике", то возникает вопрос: насколько корректным является использование термина "менеджер" в условиях неполноценной (или даже извращенной) рыночной экономики, например, в условиях современной России?
Другим важным понятием, часто встречающимся в литературе по организационной психологии, является понятие "менеджер по персоналу", определяемый часто как "специалист, призванный эффективно использовать кадровый потенциал в целях успешной реализации стратегии организации" (см. Управление персоналом, 1998. С. 411).

· При этом сам кадровый менеджмент предполагает следующие направления (сферы) работы:

o количественное и качественное планирование персонала;

o занятость персонала (маркетинг персонала), оптимизация и сокращение штатов организации;

o обучение и переподготовка персонала;

o управление персоналом (кадровый контроль);

o политика руководства, политика стимулирования труда;

o социальная политика;

o информационная (коммуникативная) политика - "паблик рилейшнз";

o содействие в деятельности предприятия (общественной и экономической).

Здесь также возникает интересный вопрос: как соотносятся понятия "менеджер по персоналу" и традиционный "инспектор (начальник) отдела кадров"? По своим основным функциям эти работники во многом похожи, но предполагается, что менеджер по персоналу имеет лучшую (иногда и базовую) психологическую подготовку, а также больше опирается на этические принципы в своей работе, чем менее воспитанный "традиционный кадровик". Хотя и менеджеры по персоналу также бывают разными…
Выделяются следующие основные модели кадрового менеджмента (см. Управление персоналом, 1998. С. 17-18):
1. Менеджер по персоналу как попечитель своих работников (забота о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии). В основе - социал-реформистские идеи конца ХIХ - начала ХХ в. При такой модели должностной статус менеджера - очень низкий (менеджер - как "клерк", имеющий подготовку в области промышленной социологии или психологии).
2. Менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. Но при этом часто требуется и юридическая подготовка, что не всегда реально и не всегда обеспечивает высокий должностной статус менеджера.
3. Менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. В этом случае статус очень высокий, менеджер по персоналу входит в состав высшего руководства и имеет подготовку в области управления человеческими ресурсами.

· Выделяются также ключевые перспективные роли менеджера по персоналу (см. Там же. С. 34-35):

o кадровый стратег - член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии;

o руководитель службы управления персоналом - организатор работы кадровых подразделений;

o кадровый технолог - разработчик и реализатор творческих подходов в конкретных кадровых вопросах, руководитель службы организационного развития или развития персонала с учетом деловых перспектив организации.

o кадровый инноватор - руководитель, лидер-разработчик экспериментальных проектов, требующих специального научно-методического обеспечения;

o исполнитель - специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику (исполнение регламентирующих документов и инструкций или исполнение непосредственных распоряжений руководства в области кадровой политики);

o кадровый консультант (внешний или внутренний) - специалист, опирающийся на общее представление о развитии организационно-кадрового потенциала предприятия.

Другим интересным понятием является понятие "предприниматель" . Само это понятие было предложено Ришаром Каннтилоном еще в начале ХVIII в. Предприниматель- это "человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукцией или нового вида услуг". При этом хороший предприниматель не всегда является хорошим менеджером в сфере бизнеса, поскольку само предпринимательство не ограничивается только бизнесом, например, предпринимательство, инициатива возможны и в армии, и в образовании (цит. по: Мескон и др. 1992. С. 44-45).

· Для лучшего понимания труда менеджера важно выделить его основные качества и способности. Основными такими способностями, обеспечивающими эффективный управленческий труд, являются (см. Вудкок, Френсис, 1991. С. 21):

o способность управлять собой;

o разумные личные ценности;

o четкие личные цели;

o упор на постоянный личностный рост;

o навык решать проблемы;

o изобретательность и способность к инновациям;

o высокая способность влиять на окружающих;

o знание современных управленческих подходов;

o способность руководить;

o умение обучать и развивать подчиненных;

o способность формировать и развивать эффективные рабочие группы (команды).

К этому можно добавить инициативность, "напористость" при достижении намеченных планов. Важной для эффективной работы является также увлеченность самим процессом управленческого труда. Заметим, что сам труд в этом случае становится для увлеченного работника не столько условием получения прибыли (или благ, или "удовольствий"), сколько условием полноценной реализации своих талантов, что часто и является основой для чувства собственного достоинства.
Важной для понимания специфики управленческого труда является проблема лидерства в организации . В самом широком смысле лидер - это представитель, доверенное лицо, выразитель основных интересов и ценностей группы. В современной управленческой литературе часто используется и другое понятие - лидер организации . рассматриваемый как "человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство; это "человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей" (см. Моргунов, 1996. С. 62).

· Согласно Д. Мак-Грегору, лидерство определяется :

o характеристиками самого лидера;

o позициями, потребностями и прочими характеристиками его последователей;

o характеристиками организации (ее целями, структурой);

o социальной, экономической и политической средой (см. Моргунов, 1996. С. 63).

При этом сразу же обнаруживается проблема, которая выражается в том, что не всегда хороший лидер может быть успешным руководителем, т.к. он перестает быть "доверенным лицом группы", он превращается для рядовых членов группы из "своего" в "чужого".
В современной литературе лидера все больше отождествляют с главным действующим лицом (руководителем) организации, а менеджера - со средними и низовыми (технологическими) управленческими звеньями.

· Можно выделить следующее соотношение функций менеджера и лидера :

o лидер определяет направление движения, менеджер разрабатывает план и график продвижения в избранном направлении;

o лидер воодушевляет, мотивирует персонал, менеджер следит за исполнительностью людей и соблюдением требований к выполняемой работе;

o лидер поощряет людей в исполнении плана, менеджер следит за достижением промежуточных целей;

o лидер, оценив качество полученного результата, начинает планировать получение нового, менеджер оформляет полученный результат, добивается получения на его основе дополнительных преимуществ (см. Моргунов, 1996. С. 67).

В итоге получается, что лидер все больше ассоциируется в сознании людей с самой фирмой. Лидер все больше превращается во вдохновителя масс на те или иные действия. При этом речь идет не только о массах работников, но и массах потенциальных покупателей, для которых имя такого руководителя-вождя все больше связывается с теми или иными товарами. Получается, что чем престижнее (популярнее) лидер-вождь, тем престижнее и покупаемые вещи, и/или наоборот… Так или иначе, но покупатели, ориентирующиеся на престижные фирмы (и соответствующие вещи), в какой-то степени реализуют свое понимание собственного достоинства. С другой стороны, и фирмы, очаровывающие все большее число потенциальных покупателей, также реализуют уже свое представление о достоинстве, связанное с расширением своей "паствы". Недаром еще Б. Шоу остроумно заметил, что "искусство управления заключается в организации идолопоклонничества" .
Важную роль в анализе труда в организациях играют стили управленческой деятельности . Традиционно выделяются следующие основные стили управления (по К. Левину): авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустительский) и смешанный (гибкий, комбинированный). При этом важно использовать стили в зависимости от уровня развития коллектива. Например, при низком уровне развития коллектива - авторитарный стиль, но по отношению к "сознательным" членам - лучше демократический или даже либеральный стиль. Таким образом, вопрос о том, какой стиль "лучше" или "хуже" просто теряет смысл.

· Важную роль при анализе управленческого труда играет учет такого фактора, как власть. Выделяются разные варианты власти в организации (см. Мескон и др. 1992. С. 468-469):

o власть, основанная на принуждении (влияние через страх);

o власть, основанная на вознаграждении (влияние через "положительное подкрепление");

o экспертная власть (основана на вере исполнителя в своего руководителя, который "знает, как надо");

o эталонная власть (власть примера, "харизматическая" власть);

o законная власть, или традиционная власть (исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать определенные приказы).

При этом важно понимать, что часто подчиненные не мыслят себе взаимоотношений в организации без того или иного варианта власти. Важнейшей задачей эффективного руководителя является выбор оптимального для данного коллектива (или для конкретных людей) варианта власти.
Существенной для анализа управленческого труда является проблема индивидуального стиля управленческой деятельности . Как отмечал В.С. Мерлин, "стиль выбирается не только потому, что он успешнее, но и потому, что он приносит большее эмоциональное удовлетворение

· Р. Блейк и Д. Моутон выделяют следующие варианты индивидуального стиля управленческой деятельности :

o стиль, максимально ориентированный на задачу и минимально - на людей;

o стиль, максимально ориентированный на людей и минимально - на задачу;

o стиль с минимальной ориентацией как на людей, так и на задачу (руководитель стремится сохранить формальный статус, чтобы не выступать нарушителем спокойствия);

o стиль, отражающий среднюю степень заинтересованности в людях и в деле (обычно такой руководитель ориентируется на коллегиальное принятие решений);

o стиль, характеризующийся максимальной заинтересованностью в людях при максимальной направленности на задачу;

o оппортунизм, олицетворяющийся изменчивой комбинацией стилей, ориентированных на удовлетворение сугубо эгоцентрических потребностей;

o патернализм, где ведущими оказываются мотивы поддержания, приобретения высокого статуса в неформальной и во внеформальной подструктурах.

В связи с этим возникает проблема выбора и формирования своего стиля . Проблема осложняется тем, что для успешной должностной (вертикальной) карьеры управленца нужно быть способным работать в так называемых "управленческих командах". А это означает, что степень творчества многих руководящих работников сильно ограничена необходимостью "вписываться" в формальные (и особенно во внеформальные) взаимоотношения, царящие во многих таких "управленческих командах". Например, необходимость участвовать в совместной травле определенных коллег или участие в совместных праздниках, "весельях-развлеченьях" и т.п. Проблема в том, что часто важным условием "принятия" в команду начальников определенного уровня является факт какого-то совместного преступления, будь то преступление финансовое, должностное или моральное. Стать "своим" в среде высших начальников - во многом означает часто "стать уязвимым для своих", т.е. сделать что-то такое, что позволит своим же тебя вовремя поставить на место.
К счастью, не все руководящие работники сталкиваются с необходимостью построения успешной карьеры именно таким образом. К счастью, есть начальники, достаточно независимые, ответственные и творческие. При этом вырисовывается даже интересная закономерность: чем ближе такой начальник к более важным и влиятельным руководителям, тем больше он "на виду" и тем меньше у него реальной самостоятельности (хотя формальной власти может быть предостаточно). И наоборот, чем дальше начальник от вышестоящего руководства, тем меньше его можно "поучать" и "контролировать" и тем больше он сам отвечает за свою работу и за своих подчиненных. Например, руководитель в провинции (руководитель управления или крупного предприятия) при меньших официальных полномочиях может обладать большей реальной властью, чем формально более ответственный руководитель в столице (заместитель министра и т.п.).


Генерация страницы за: 0.079 сек.

проблемы руководства организацией.:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Проблемы руководства современной организацией

    Проблемы руководства современной организацией Введение 1. Теоретические основы руководства современной организацией 1.1 Понятие и сущность руководства современной организацией В настоящее время нет необходимости доказывать, что менеджмент -- это профессия, но для того, чтобы отбирать, назначать, оценивать руководителей, рекомендовать им стиль и методы руководства, нужно ответить на вопрос о природе, сущности, содержании и значении труда руководителя. Одной из самых распространенных моделей деятельности руководителя является так называемая функциональная модель, которая предлагает описывать содержание труда руководителя посредством перечисления его функций. На самом деле функции руководства не являются прерогативой одного наделенного властными полномочиями лица. Обычно функции руководства распределены между многими членами фирмы, корпорации, причем необязательно в полном соответствии с их местом в иерархической структуре управления. Даже такие функции, как несение ответственности за результаты совместной деятельности и воспитание членов коллектива, могут быть делегированы вниз по ступеням иерархической структуры. Теоретики системного анализа С. Янг, Р. Джонсон, Ф. Каст и многие другие видят в процессе принятия решений смысл творческого труда руководителя. Бесспорно, интеллектуальные операции выработки и принятия решений буквально пронизывают всю последовательность действий руководителя, но ведь точно так же обстоит дело во многих других видах человеческой деятельности. Против того, чтобы оставить за руководителем только глобальные, стратегические управленческие решения можно возразить следующим образом: управленческое решение есть коллективный продукт, решение принимается в процессе группового творчества. Все существенно важные решения принимаются на основе информации, которой располагает не один человек, а большое число людей. Управленческие решения, как правило, основываются на специальных научных и технических знаниях, на накопленной информации и оплаченном дорогой ценой жизненном опыте, на профессиональном чутье или интуиции многих членов коллектива. Решение будет квалифицированным только в том случае, если в нем полностью учтена вся информация, поступающая от лиц, связанных с данной проблемной ситуацией. Одна из особенностей российского менеджмента как раз в том и состоит, что наш высший управленческий персонал обычно пренебрегает групповым мнением специалистов и непосредственных исполнителей, не доверяет экспертам и консультантам по управлению и принимает важнейшие решения единолично, не считаясь ни с возражениями подчиненных, ни с возможными последствиями. Опыт трансформации систем управления в промышленности, особенно на конкурентоспособных фирмах, подтверждает, что прогрессивный руководитель лишь в исключительных случаях принимает важные решения в одиночку, ни с кем не советуясь, а консервативный руководитель берет эту сложнейшую задачу на себя и принимает решения сам. Необходимость группового творчества при принятии управленческих решений обусловливается тремя основными моментами. Во-первых, она вытекает из технологических потребностей: процесс разделения труда коснулся не только производственных процессов, но и управленческих операций. Во-вторых, функции анализа, планирования и прогнозирования требуют усилий многих специалистов, имеющих профессиональную подготовку. В-третьих, чем сильнее специализируется производственная и управленческая деятельность, тем труднее задачи координации и распределения отдельных процедур в общем процессе принятия решений. Руководители всех уровней, конечно, тоже участвуют в этом процессе. Они его инициируют, разрешают или запрещают, согласовывают, визируют и одобряют. Но эти операции лишь часть, притом незначительная, общего процесса выработки управленческого решения. Для правильного понимания сущности и содержания труда руководителя очень важен тезис о том, что все многообразные формы межличностного общения опосредованы технологическими, политическими, идеологическими, экономическими и социальными факторами. Но для проникновения в психологическую сущность процессов руководства все эти факторы являются не более чем инструментальными ограничениями на допустимые формы общения в организационном поведении. Если управленческое решение можно назвать продуктом управленческого процесса, то предметом труда руководителя следует считать совокупность организационных, управленческих и межличностных отношений в процессе управления. Именно на этих представлениях должна быть построена психологическая модель деятельности российского менеджера. 1.2 Характеристика методов руководства современной организацией Методы руководства - совокупность определенных приемов и способов, типичных подходов к воздействию (влиянию) на персонал (как на работников, так и на трудовой коллектив в целом) с целью достижения конкретных результатов и координации их деятельности в процессе производства. Методы руководства делятся на три группы: организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические. Все виды методов органично связаны между собой. Корганизационно-распорядительным (административным) методам относятся: формирование организационных структур органов управления, утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений, подбор и расстановка кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия, контроль за исполнением. Экономические методы включают: технико-экономический анализ, технико-экономическое обоснование и планирование, материальное стимулирование, ценообразование, налоговую систему, утверждение экономических норм и нормативов. В состав социально-психологических методов входят: социальный анализ в коллективе, социальное планирование, участие работников в управлении, социальное развитие коллектива, психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности. Административные меры ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека работать в определенной; организации и т.п. Их отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Экономические методы основаны на использовании экономического механизма; социально-психологические - на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). 1.3 Стили руководства Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации -- это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник -- подчиненный» свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер -- последователь». Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям. Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в организации лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник -- директор завода. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти. В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство -- это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О. Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели. Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей. Лидером обычно считают человека, высокая степень значимости которого признается большинством членов группы при решении их общей задачи. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности. Основные функции, которые выполняют лидеры в процессе регулирования поведения группы: установка и поддержание норм ее поведения и мотивирование последнего в соответствии с установленными нормами. Кроме этого, осуществляет еще ряд основных функций: координатора группового поведения (распределяет роли, обязанности, задания); контролера поведения каждого члена группы (наблюдает за исполнением порученных ролей, обязанностей, заданий); планировщика действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей (эта функция может включать в себя определение как краткосрочных, так и долгосрочных планов групповой деятельности); политика (устанавливает дополнительные цели и основные линии группового поведения, помимо формально-организационных целей, которые и определяют границы первичного трудового коллектива; лидер-политик может предложить и такие цели, как соревнование с другим коллективом, освоение новой техники, овладение смежными профессиями); эксперта (почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера); представителя группы (представляет всех членов группы, их коллективный разум, интересы, волю, желания и т.д.); арбитра (выступает как судья, прокурор, защитник и утешитель, мотивируя поведение членов группы, использует неформальные социальные санкции, т.е. приемы, при помощи которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд); примера (служит эталоном, моделью поведения для остальных членов группы, т.е. наглядно показывает, кем они должны быть и что делать, при этом особое место в сознании людей занимают лидеры референтных групп); символа группы (это характерно для групп с высокой степенью сплоченности членов, которые стремятся не только к внутренним, но и к чисто внешним отличиям от остальных индивидуумов; члены таких групп прибегают к определенным знакам отличия в одежде и поведении -- галстукам, нашивкам, значкам, ритуалам приветствия; их лидеры начинают выполнять функции символов; их имена присваивают всему движению и косвенно его участникам, в мире бизнеса владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, религиозные течения и секты носят имена своих основателей и т.п.); носителя ответственности (освобождает членов группы от индивидуальной ответственности за личные решения и действия); «отца» (истинный лидер -- это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности, отеческая роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях); в патерналистической концепции руководства, широко распространенной в Японии, эта функция является самой важной и всеобъемлющей, особенно для низовых руководителей; носителя групповой вины (действительно, негативный эмоциональный лидер в том случае, когда группа выйдет из проблемной ситуации, окажется объектом нападок и обвинений; это происходит и в тех случаях, когда группа утратит иллюзии относительно действительных целей и личности своего лидера). Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Такой характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и питающих ее источников. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти. Природа лидерства может быть понята лучше, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации -- это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и питающие ее источники. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник -- подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер -- последователь». Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной степени свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организаций, но не быть в ней лидером. Лидер и менеджер отличаются по многим позициям (табл. 1). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

    Теория лидерских качеств была одной из первых при изучении роли личности в истории. Исследователи считали, что лидеры имеют некий уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от всех остальных людей. Согласно такому подходу, ученые пытались определить эти качества, научиться измерять их для выявления лидеров. Они верили, что лидерами рождаются, а не становятся. В этом направлении были проведены сотни исследований, в результате которых был составлен длинный список лидерских качеств.

    Заключение Особенности системы управления современным предприятиями на современном этапе тесно связано с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности деятельности, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива, оптимизации структуры управления с учетом организационно-правовой формы предприятия. Только умелое, просчитанное управление всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия и построение оптимальной структуры управления позволит сохранить устойчивое финансовое положение и дальнейшее развитие предприятия.

    В настоящее время главным требованием к управлению предприятием в условиях рынка является обеспечение приспособляемости и гибкости ведения экономики предприятия к меняющимся условиям хозяйствования. С изменением положения предприятия изменяются роль и значение его подразделений, а также отдельных работников.

    Список литературы

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М. Норма: ИНФРА-М, 2009. - 423 с.

    2. Трудовой кодекс РФ: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ //Справочник кадровика. - 2009. - № 1. - С. 7-118.

    3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: В ред. от 29 декабря 2009 г. - М. Книгописная палата, 2010. - 349 с.

    4. Адамчук В.В. Романов О.В. Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М. ЮНИТИ, 2009. - 407 с.

    5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М. Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2008. - 384 с.

    6. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. - М. Гардарика, 2008.-527 с.

    7. Горшкова Л.А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий. - М. Финансы и статистика, 2009. - 208 с.

    8. Гудушаури Г.В. Управление современным предприятием. - М. ЭКМОС, 2008.-336 с.

    9. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб. Питер, 2009.-329 с.

    10. Жданов С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. - М. ДИС, 2008.-272 с.

    11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие.-2-е изд. испр. и доп. - М. ТОО «Остожье»; Мн. ООО «Новое знание», 2008.-336 с.

    12. Крейчман Ф.С. Эффективная организация управления предприятиями в условиях рынка. - М. Финстатинформ, 2009.-316 с.

    13. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. - М. Финпресс, 2008.- 247 с.

    14. Мескон М. Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М. Дело, 2008.- 701 с.

    15. Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: Правовой аспект: Монография. - М. Дело, 2009.-359 с.

    16. Новицкий Н.И. Основы менеджмента: организация и планирование производства. М. Финансы и статистика, 2009. - 205 с.

    17. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. - М. ПРИОР, 2009. - 236 с.

    18. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-еизд. перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 669 с.

    19. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. - М. ЭКМОС, 2008. - 351 с.

    20. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. -М. ТЕИС, 2008. - 502 с.

    21. Локтев С.А. Система управления предприятием, адекватная реалиям России // ЭКО.-2009.-№5.-С.164-171.

    Проблемы руководства и лидерства в организации

    Проблемы руководства и лидерства в организации
    • Для лучшего понимания сущности деятельности руководителя в организации следует рассмотреть понятия: руководитель, менеджер, предприниматель . Т.С. Кабаченко определяет руководителя как "субъекта труда", реализующего основные функции управления, являющегося одновременно элементом различных подструктур организации:
      • в технологической подструктуре функции руководителя следующие: творческая; ответственная; сложная деятельность, требующая длительной подготовки;
      • в формальной подструктуре руководитель выступает как должностное лицо (в соответствии со своей компетенцией);
      • во внеформальной подструктуре руководитель выступает как "доверенное лицо", как "серый кардинал", как "мальчик для битья" и т.п.;
      • в неформальной структуре. руководитель выступает как член различных группировок, как объект и субъект различных симпатий и антипатий" (см. Кабаченко, 1997).

    Поскольку руководитель проявляет себя через реализацию управленческих функций, то важно рассмотреть, что это за функции. Разными авторами выделяются следующие основные управленческие функции :
    1. Согласно А. Файолю, это - техническая функция (собственно производство), коммерческая (закупка, продажа, обмен), финансовая (поиск капитала, эффективность его использования), учет (бухгалтерская деятельность, статистика), обеспечение безопасности (сохранность собственности и персонала), администрирование (предвидение, организация, руководство, координация и контроль).
    2. Согласно М.Х. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоурну, это - стратегическое планирование, планирование реализации стратегий (тактическое планирование), организация взаимодействия и полномочий, построение организаций, мотивация персонала; контроль за деятельностью организации, ее подструктур и отдельных работников.
    3. Согласно Рубахину В.Ф, Журавлеву А.Л. Шорину В.Г, это целая система функций, разбитых на следующие основные группы: первая группа - производственные функции управления: координация деятельности подчиненных для выполнения плана (получения прибыли), обеспечение роста производительности труда, организация сопряженной и ритмичной работы (прогнозирование срывов в работе), контроль, оценка и коррекция деятельности, поддержание трудовой дисциплины, расстановка рабочей смены, согласование индивидуальных особенностей работников со спецификой их труда; вторая группа функций - это социально-психологические функции управления: снижение у работников степени неудовлетворенности трудом, моральное и материальное стимулирование, регулирование межличностных отношений, отстаивание законных интересов работников, сохранение постоянного состава подчиненных, управление текучестью кадров, обеспечение профессионального совершенствования подчиненных, воспитательная работа с подчиненными.
    Близким по смыслу понятием является понятие "менеджер" . Менеджер - от англ. manager < manage - управлять) - это "наемный управляющий, специалист по управлению" (см. Словарь иностранных слов. - М. 1988). Иногда говорят, что менеджер - это руководитель по найму, это человек, профессионально осуществляющий функцию управления в РЫНОЧНОЙ системе отношений. Но поскольку о менеджере можно говорить лишь применительно к "рыночной экономике", то возникает вопрос: насколько корректным является использование термина "менеджер" в условиях неполноценной (или даже извращенной) рыночной экономики, например, в условиях современной России?
    Другим важным понятием, часто встречающимся в литературе по организационной психологии, является понятие "менеджер по персоналу", определяемый часто как "специалист, призванный эффективно использовать кадровый потенциал в целях успешной реализации стратегии организации" (см. Управление персоналом, 1998. С. 411).

    • При этом сам кадровый менеджмент предполагает следующие направления (сферы) работы:
      • количественное и качественное планирование персонала;
      • занятость персонала (маркетинг персонала), оптимизация и сокращение штатов организации;
      • обучение и переподготовка персонала;
      • управление персоналом (кадровый контроль);
      • политика руководства, политика стимулирования труда;
      • социальная политика;
      • информационная (коммуникативная) политика - "паблик рилейшнз";
      • содействие в деятельности предприятия (общественной и экономической).

    Здесь также возникает интересный вопрос: как соотносятся понятия "менеджер по персоналу" и традиционный "инспектор (начальник) отдела кадров"? По своим основным функциям эти работники во многом похожи, но предполагается, что менеджер по персоналу имеет лучшую (иногда и базовую) психологическую подготовку, а также больше опирается на этические принципы в своей работе, чем менее воспитанный "традиционный кадровик". Хотя и менеджеры по персоналу также бывают разными…
    Выделяются следующие основные модели кадрового менеджмента (см. Управление персоналом, 1998. С. 17-18):
    1. Менеджер по персоналу как попечитель своих работников (забота о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии). В основе - социал-реформистские идеи конца ХIХ - начала ХХ в. При такой модели должностной статус менеджера - очень низкий (менеджер - как "клерк", имеющий подготовку в области промышленной социологии или психологии).
    2. Менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. Но при этом часто требуется и юридическая подготовка, что не всегда реально и не всегда обеспечивает высокий должностной статус менеджера.
    3. Менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. В этом случае статус очень высокий, менеджер по персоналу входит в состав высшего руководства и имеет подготовку в области управления человеческими ресурсами.

    • Выделяются также ключевые перспективные роли менеджера по персоналу (см. Там же. С. 34-35):
      • кадровый стратег - член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии;
      • руководитель службы управления персоналом - организатор работы кадровых подразделений;
      • кадровый технолог - разработчик и реализатор творческих подходов в конкретных кадровых вопросах, руководитель службы организационного развития или развития персонала с учетом деловых перспектив организации.
      • кадровый инноватор - руководитель, лидер-разработчик экспериментальных проектов, требующих специального научно-методического обеспечения;
      • исполнитель - специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику (исполнение регламентирующих документов и инструкций или исполнение непосредственных распоряжений руководства в области кадровой политики);
      • кадровый консультант (внешний или внутренний) - специалист, опирающийся на общее представление о развитии организационно-кадрового потенциала предприятия.

    Другим интересным понятием является понятие "предприниматель" . Само это понятие было предложено Ришаром Каннтилоном еще в начале ХVIII в. Предприниматель- это "человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукцией или нового вида услуг". При этом хороший предприниматель не всегда является хорошим менеджером в сфере бизнеса, поскольку само предпринимательство не ограничивается только бизнесом, например, предпринимательство, инициатива возможны и в армии, и в образовании (цит. по: Мескон и др. 1992. С. 44-45).

    • Для лучшего понимания труда менеджера важно выделить его основные качества и способности. Основными такими способностями, обеспечивающими эффективный управленческий труд, являются (см. Вудкок, Френсис, 1991. С. 21):
      • способность управлять собой;
      • разумные личные ценности;
      • четкие личные цели;
      • упор на постоянный личностный рост;
      • навык решать проблемы;
      • изобретательность и способность к инновациям;
      • высокая способность влиять на окружающих;
      • знание современных управленческих подходов;
      • способность руководить;
      • умение обучать и развивать подчиненных;
      • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы (команды).

    К этому можно добавить инициативность, "напористость" при достижении намеченных планов. Важной для эффективной работы является также увлеченность самим процессом управленческого труда. Заметим, что сам труд в этом случае становится для увлеченного работника не столько условием получения прибыли (или благ, или "удовольствий"), сколько условием полноценной реализации своих талантов, что часто и является основой для чувства собственного достоинства.
    Важной для понимания специфики управленческого труда является проблема лидерства в организации . В самом широком смысле лидер - это представитель, доверенное лицо, выразитель основных интересов и ценностей группы. В современной управленческой литературе часто используется и другое понятие - лидер организации . рассматриваемый как "человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство; это "человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей" (см. Моргунов, 1996. С. 62).

    • Согласно Д. Мак-Грегору, лидерство определяется :
      • характеристиками самого лидера;
      • позициями, потребностями и прочими характеристиками его последователей;
      • характеристиками организации (ее целями, структурой);
      • социальной, экономической и политической средой (см. Моргунов, 1996. С. 63).

    При этом сразу же обнаруживается проблема, которая выражается в том, что не всегда хороший лидер может быть успешным руководителем, т.к. он перестает быть "доверенным лицом группы", он превращается для рядовых членов группы из "своего" в "чужого".
    В современной литературе лидера все больше отождествляют с главным действующим лицом (руководителем) организации, а менеджера - со средними и низовыми (технологическими) управленческими звеньями.

    • Можно выделить следующее соотношение функций менеджера и лидера :
      • лидер определяет направление движения, менеджер разрабатывает план и график продвижения в избранном направлении;
      • лидер воодушевляет, мотивирует персонал, менеджер следит за исполнительностью людей и соблюдением требований к выполняемой работе;
      • лидер поощряет людей в исполнении плана, менеджер следит за достижением промежуточных целей;
      • лидер, оценив качество полученного результата, начинает планировать получение нового, менеджер оформляет полученный результат, добивается получения на его основе дополнительных преимуществ (см. Моргунов, 1996. С. 67).

    В итоге получается, что лидер все больше ассоциируется в сознании людей с самой фирмой. Лидер все больше превращается во вдохновителя масс на те или иные действия. При этом речь идет не только о массах работников, но и массах потенциальных покупателей, для которых имя такого руководителя-вождя все больше связывается с теми или иными товарами. Получается, что чем престижнее (популярнее) лидер-вождь, тем престижнее и покупаемые вещи, и/или наоборот… Так или иначе, но покупатели, ориентирующиеся на престижные фирмы (и соответствующие вещи), в какой-то степени реализуют свое понимание собственного достоинства. С другой стороны, и фирмы, очаровывающие все большее число потенциальных покупателей, также реализуют уже свое представление о достоинстве, связанное с расширением своей "паствы". Недаром еще Б. Шоу остроумно заметил, что "искусство управления заключается в организации идолопоклонничества" .
    Важную роль в анализе труда в организациях играют стили управленческой деятельности . Традиционно выделяются следующие основные стили управления (по К. Левину): авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустительский) и смешанный (гибкий, комбинированный). При этом важно использовать стили в зависимости от уровня развития коллектива. Например, при низком уровне развития коллектива - авторитарный стиль, но по отношению к "сознательным" членам - лучше демократический или даже либеральный стиль. Таким образом, вопрос о том, какой стиль "лучше" или "хуже" просто теряет смысл.

    • Важную роль при анализе управленческого труда играет учет такого фактора, как власть. Выделяются разные варианты власти в организации (см. Мескон и др. 1992. С. 468-469):
      • власть, основанная на принуждении (влияние через страх);
      • власть, основанная на вознаграждении (влияние через "положительное подкрепление");
      • экспертная власть (основана на вере исполнителя в своего руководителя, который "знает, как надо");
      • эталонная власть (власть примера, "харизматическая" власть);
      • законная власть, или традиционная власть (исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать определенные приказы).

    При этом важно понимать, что часто подчиненные не мыслят себе взаимоотношений в организации без того или иного варианта власти. Важнейшей задачей эффективного руководителя является выбор оптимального для данного коллектива (или для конкретных людей) варианта власти.
    Существенной для анализа управленческого труда является проблема индивидуального стиля управленческой деятельности . Как отмечал В.С. Мерлин, "стиль выбирается не только потому, что он успешнее, но и потому, что он приносит большее эмоциональное удовлетворение

    • Р. Блейк и Д. Моутон выделяют следующие варианты индивидуального стиля управленческой деятельности :
      • стиль, максимально ориентированный на задачу и минимально - на людей;
      • стиль, максимально ориентированный на людей и минимально - на задачу;
      • стиль с минимальной ориентацией как на людей, так и на задачу (руководитель стремится сохранить формальный статус, чтобы не выступать нарушителем спокойствия);
      • стиль, отражающий среднюю степень заинтересованности в людях и в деле (обычно такой руководитель ориентируется на коллегиальное принятие решений);
      • стиль, характеризующийся максимальной заинтересованностью в людях при максимальной направленности на задачу;
      • оппортунизм, олицетворяющийся изменчивой комбинацией стилей, ориентированных на удовлетворение сугубо эгоцентрических потребностей;
      • патернализм, где ведущими оказываются мотивы поддержания, приобретения высокого статуса в неформальной и во внеформальной подструктурах.

    В связи с этим возникает проблема выбора и формирования своего стиля . Проблема осложняется тем, что для успешной должностной (вертикальной) карьеры управленца нужно быть способным работать в так называемых "управленческих командах". А это означает, что степень творчества многих руководящих работников сильно ограничена необходимостью "вписываться" в формальные (и особенно во внеформальные) взаимоотношения, царящие во многих таких "управленческих командах". Например, необходимость участвовать в совместной травле определенных коллег или участие в совместных праздниках, "весельях-развлеченьях" и т.п. Проблема в том, что часто важным условием "принятия" в команду начальников определенного уровня является факт какого-то совместного преступления, будь то преступление финансовое, должностное или моральное. Стать "своим" в среде высших начальников - во многом означает часто "стать уязвимым для своих", т.е. сделать что-то такое, что позволит своим же тебя вовремя поставить на место.
    К счастью, не все руководящие работники сталкиваются с необходимостью построения успешной карьеры именно таким образом. К счастью, есть начальники, достаточно независимые, ответственные и творческие. При этом вырисовывается даже интересная закономерность: чем ближе такой начальник к более важным и влиятельным руководителям, тем больше он "на виду" и тем меньше у него реальной самостоятельности (хотя формальной власти может быть предостаточно). И наоборот, чем дальше начальник от вышестоящего руководства, тем меньше его можно "поучать" и "контролировать" и тем больше он сам отвечает за свою работу и за своих подчиненных. Например, руководитель в провинции (руководитель управления или крупного предприятия) при меньших официальных полномочиях может обладать большей реальной властью, чем формально более ответственный руководитель в столице (заместитель министра и т.п.).

    Все темы данного раздела:

    ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
    Введение Раздел I. Человек и труд Тема 1. Основная проблематика психологии труда Тема 2. Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде Те

    Проблема предмета и метода психологии труда. Этический "парадокс" предмета психологии труда
    Для понимания сущности современной психологии труда важно выделить предмет данной науки, т.е. то, что изучает и пытается преобразовать психолог труда. При этом сразу же возн

    История зарубежной психологии и социологии труда
    Традиционно само возникновение социологии управления связывают с именем американского исследователя Фредерика Уинслоу Тейлора. Именно его считают основателем научного менеджмента. С его именем связ

    Психотехника и ее кризис
    Если тейлоризм в основном исходил из задач управления людьми, техники и физической выносливости человека, то психотехника выросла из психологии. Сам термин "психотехник

    Психология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.
    Определяя основные тенденции в развитии отечественной психологии труда на рубеже ХIХ-ХХ вв. Е.А. Климов и О.Г. Носкова отмечают следующие существенные особенности социально-эконом

    Отечественная психотехника в 20-30-е гг.
    История советской психотехники в 20-30-е гг. во многом определялась особенностями социально-э

    Российская психология труда в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы и в настоящее время
    В целом, состояние отечественной психологии труда к этому периоду было весьма плачевным, поскольку сталинский режим не пощадил многих выдающихся психотехников. Но как это нередко бывает, в критичес

    Психологические причины возникновения профориентации
    Чтобы лучше понять, в чем суть проблемы профессионального самоопределения, следует задать себе вопрос: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появил

    Развитие профориентации в России, СССР и РФ
    Для проверки нашего критерия - свободы выбора - можно выдвинуть следующее предположение: чем больше в данном обществе реальной свободы, тем в большей степени в этом обществе развита проф

    Развитие профориентации в Советской России, СССР и РФ
    Годы События и факты При Центральном институте труда была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации; ла

    Житейские и философские представления о труде
    Представления о труде на уровне обыденного сознания можно в целом охарактеризовать следующим образом. Многие люди связывают труд с трудностью, с неизбежностью, хотя иногда и

    Психологическое понимание труда и профессии
    Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать реализовать себя человеку в труде. В частности, какие предрассудки мог

    Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации
    Тема субъективной значимости труда приближает к главной проблеме данной книги - проблеме развития чувства собственного достоинства работника, обоснованно гордящегося своим трудом. Именно развитие ч

    ТЕМА 4. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ И ПРОФОТБОРА
    4.1. Понятия: "профессиограмма", "психограмма", "модуль профессии", "модель специалиста", "формула профессий" 4.2. Методы и различн

    Методы и различные схемы профессиографирования
    Традиционно в психологии труда выделяют следующие основные методы профессиографирования (см. Иванова, 1992. С. 37-49): Организационные методы, целью кот

    Уровни анализа трудовой деятельности
    1. Е.М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности: Нормативно-параметрический уровень: характеристики объект

    Самая главная (наиважнейшая) проблема профессиографии и психологии труда
    В психологическом плане, с точки зрения самого работника, важнейшая проблема труда заключается в том, чтобы этот труд справедливо вознаграждался со стороны общества. Общественная оценка и признание

    Вопросы для самопроверки
    Как соотносятся понятия "профессиограмма", "психограмма" и "аналитическая профессиограмма"? Чем различаются информационная и диагностическая профессиог

    Основные этапы развития субъекта труда
    Традиционно в психологии труда рассматривают развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, его производительность и т.п. Но спецификой собственно психологического по

    Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности
    В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда. В.А. Шадриков, анилизирует формирование разли

    Проблемы развития профессионального самосознания
    Развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессионала. Не случайно С.М. Богословский, предложивший одно из

    Кризисы профессионального становления
    В.И. Слободчиков определяет специфику возраста как "смену режима индивидуальной жизни", как смену самости и единичности. Соответственно выделяются две группы кризи

    ТЕМА 6. ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    6.1. Теоретико-методологические основы инженерной психологии 6.2. Специфика методов инженерной психологии 6.3. Особенности и классификация систем "человек - машина&qu

    Теоретико-методологические основы инженерной психологии
    Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов и

    Специфика методов инженерной психологии
    Традиционно выделяемые методы инженерной психологии (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 29-62, а также: Зинченко, Мунипов, 1979. С. 75-76): 1. Организаци

    Основы проектирования СЧМ
    Проектирование систем "человек - машина" занимает видное место в работах по инженерной психологии (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 196-275; Зинченко, Мунипов, 1979. С. 210-292

    Основы эксплуатации СЧМ
    Традиционно выделяются следующие основные направления эксплуатации СЧМ (см. Основы…, 1986. С. 196-275): Профессиональная подготовка и постоянная перепод

    ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
    7.1. Представление об организации. Понятие "организационная культура" 7.2. Психология производственного коллектива 7.3. Проблемы руководства и лидерства в органи

    Психология производственного коллектива
    В отличие от обычной группы производственный коллектив характеризуется тем, что он занимается производительным трудом, тогда как просто группа в качестве цели своего существования может выделять и

    Основы кадрового менеджмента
    Кадровая политика в широком смысле - это система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. Например, это: профотбор, составление штатног

    Основы организационного консультирования
    Сущность управленческого (организационного) консультирования заключается в том, что руководитель нередко нуждается в советнике, помощнике по вопросам, которые он не может решит

    Общее представление о функциональных состояниях работника
    Проблема функциональных состояний - одна из наиболее запутанных в психологических исследованиях человеческой деятельности. Ю.М. Забродин отмечает: "Функциональное состояние перестает быть прос

    Проблема стресса и дистресса в труде
    Выдающийся психофизиолог и философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: "Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное

    Сущность и структура производственного конфликта
    Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - рассматривается в разных науках. В философии конфликт - понятие, отражающее стадию развития категории "противоречие", когда существующие про

    Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей
    Многие авторы особое внимание уделяют причинам возникновения конфликтных отношений (см. Дольник, 1994; Мескон и др. 1992. С. 520-522; Фролов, 1997. С. 195-205). Наприме

    Способы управления производственными конфликтами
    Томас и Килменн выделили основные стили поведения в конфликте, позволяющие осуществлять диагностику поведения людей в ситуации конфликта (см. Мескон и др. 1992. С. 52

    ТЕМА 9. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    9.1. Сущность и основные стратегии профессионального образования 9.2. Идеи политехнического образования 9.3. Идеи непрерывного и опережающего образования 9.4. Фо

    Сущность и основные стратегии профессионального образования
    Собственно профессиональному обучению предшествуют трудовое допрофессиональное обучение и воспитание, которые осуществляются в школе и в семье в следующих направлениях: психологическая подготовка к

    Идеи политехнического образования
    С самого начала можно обозначить проблему (точнее - конкретизировать глобальную проблему профессионального образования, сформулированную в предыдущем разделе). Эта проблема выражается в вопросе:

    Идеи непрерывного и опережающего образования
    Сформулируем первый важный для нас вопрос: каким должно быть образование, "быстрым" или "длительным"? С одной стороны, реально можно быстро освоить многи

    Формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах и составе профессиональной деятельности при подготовки рабочих
    З.А. Решетова, развивая деятельностные подходы В.В. Давыдова и П.Я. Гальперина, считает, что профессиональное образование должно задавать у обучаемого обобщенную ориентировку

    Психологически вопросы теории учебных тренажеров
    На современном производстве обучение различным трудовым навыкам часто оказывается невозможно в непосредственном режиме работы. В особенности это относится к подготовке по сложным операторским профе

    Проблема формирования личности профессионала
    Как уже отмечалось, сущностью профессионального образования является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки. Сама личность при этом определяется

    Quot;Субъекты" и "объекты" образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении
    В современной педагогике и педагогической психологии уже давно отказываются от традиционной схемы взаимоотношений преподавателей и учащихся, когда преподаватель выступает в роли "носителя"

    Основы организации и самоорганизации учебной деятельности студента-психолога
    В основе организации вузовского обучения студентов-психологов должна быть любовь к студентам. Сама эта любовь основывается, прежде всего, на уважении их как потенциальных ил

    Особенности вузовского обучения психологов
    9.8.1. Социально-организационная специфика обучения в вузе 9.8.2. Содержательная специфика обучения в психологическом вузе. Проблема "хаоса" и "неразберихи" в пр

    Социально-организационная специфика обучения в вузе
    Сначала несколько слов об истории возникновения высшего психологического образования. Формально первый факультет психологии в Советской России возник (точнее, возродился пос

    ТЕМА 10. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
    10.1. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор 10.2. Профессиональное самоопределение как поиск см

    Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор
    В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Профориентация - очень объе

    Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
    Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание (см. более подробно

    Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде
    Известный философ и социолог Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как "первичное благо", которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и ко

    Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения
    Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: информационно-справочные, просветительские; диагност

    Психологические "пространства" профессионального и личностного самоопределения
    Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те "пространства выбора", в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди, которые не всегда сами могут осозна

    Типы и уровни профессионального самоопределения
    Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога и соответственно психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального т

    Основные методы профориентации
    Сущность любой методики - расширение возможностей самого психолога-практика. Например, если психолог обладает природным обаянием, высокими импровизационными возможностями, жизненным и профессиональ

    Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях
    Какой бы из аспектов трудовой деятельности мы ни взяли, везде можно обнаружить этические проблемы, связанные с утверждением, или, наоборот, с ущемлением человеческого достоинства. Сама реализация л

    Проблема поиска идеала в профессиональном и личностном самоопределении
    11.2.1. Проблема "лучших" и "худших" людей в психологии профессионального и личностного самоопределения 11.2.2. Элитарные ориентации самоопределяющейся личности

    Проблема "лучших" и "худших" людей в психологии профессионального и личностного самоопределения
    Идеал предполагает ориентацию на что-то самое "лучшее", причем сам идеал может быть и не достигнут, но его регулирующая роль заключается в том, что идеал указывает путь, направление, в ко

    Элитарные ориентации самоопределяющейся личности как психологическая реальность
    Ориентацию на лучшие, т.е. "элитные" образцы профессионального и личностного самоопределения вполне можно обозначить как "элитарные ориентации" самоопределяющейся личности (см.

    Модель психологического "пространства" элитарности
    Представленная ниже модель "пространства" элитарности (см. рис. 11.2) во многом близка к модели, предложенной В. Франклом, где на одной оси отражен традиционно понимаемый жизненный успех,

    Quot;Верхние" и "нижние" границы представлений об элитарности
    На основании представленной модели "пространства элитарности" (см. рис.) можно условно обозначить верхнюю и нижнюю границы понятия "элитарность". Например, по оси творчества

    Успехи в труде как основа чувства собственной значимости
    В профессиональной ориентации одним из важных факторов самоопределения является "престижность выбираемой профессии" (см. Климов, 1990). Все больше появляется теори

    Элитарность в искусстве и науке
    Искусство и наука уже сами по себе считаются престижными (и в чем-то даже элитными) сферами, поэтому и профессиональная деятельность в этих сферах повышает статус человека в обществе, а также его ч

    Избирательность признания и тщеславия творца
    Как писал Г. Селье, "ученые тщеславны, им нравится признание, они не безразличны к известности, которую приносит слава, но очень разборчивы в отношении того, чьего признания им хотелось бы доб

    Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве
    Проблема многих представителей творческих профессий (включая психологов) заключается в том, на чье мнение им больше ориентироваться: на мнение невзыскательной массы или на мнение избранных и посвящ

    Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом труде
    Частично проблема непризнания творца уже рассматривалась. В данном разделе будут затронуты наиболее существенные аспекты проблемы: Опережение творцом своего времени, ког

    Проблема "модели специалиста" психолога труда и профконсультанта
    Об основных путях и сложностях при построении модели специалиста уже говорилось в Теме 4 настоящего пособия. Сама идея "модели специалиста", тем более применительно к такой творческой и с

    Психолог-профконсультант как возможный посредник между самоопределя-ющимся человеком и культурой
    В самом упрощенном варианте профконсультант может рассматриваться как "посредник" между подростком и миром профессий. Но, как это уже отмечалось, самоопределяющегося подростка собственно

    Quot;Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала
    Вопреки обыденным представлениям, психологи относятся к кризисам не просто с "пониманием", но и с "уважением". Известное высказывание Л.С. Выготского о том, что "если бы кр

    Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика
    Само обращение к проблеме интеллигентности может у кого-то вызвать "кривую усмешку": тема непопулярная (особенно в среде людей, "похожих на интеллигентов"). Если соотнести понят

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Данное пособие было посвящено рассмотрению психологических проблем труда как в традиционном контексте, так и в контексте более современных представлений о труде как о важнейшем условии развития лич

    Вопросы для самопроверки
    В чем заключается главная сложность построения "модели специалиста" психолога-практика? Какие основные "кризисы разочарования" можно выделить в ходе профессионал

    Словарь терминов
    Авторитаризм - (от лат. auctoritas - власть) - система власти, характерная для антидемократических политических режимов; обычно сочетается с личной диктатурой

    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    Выбранный нами способ рассмотрения истории зарождения научного подхода в области психологических знаний о труде и трудящемся в России конца XIX - начала XX вв. (Климов, Носкова, 1992) состоял в изу

    КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф.У. ТЭЙЛОРА И НАУКИ О ТРУДЕ
    Развитие капиталистического производства, а именно крупных машинных предприятий, требовало научных знаний об управлении, без этих знаний становилось трудно обеспечивать конкурентоспособность предпр

    А.К. ГАСТЕВ И ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА
    Алексей Капитонович Гастев (1882-1938), видный деятель мотовского движения в Советской России, организатор и директор Центрального института труда (1920-1938), член Совета по научной организации тр

    ЭРГОЛОГИЯ И ЭРГОТЕХНИКА В.Н.МЯСИЩЕВА
    Особенный интерес представляет для современной эргономики, психологии труда, прикладной психофизиологии доклад ученика В.М. Бехтерева на конференции по НОТ 1921 г. Владимира Николаевича Мясищева &q

    ПСИХОТЕХНИКА ТРАВМАТИЗМА И АВАРИЙНОСТИ
    О других подходах и методах изучения аварий и травм в психотехнике Накопленный опыт и попытки всесторонне учесть все важные факторы производственного травматизма и аварий приве

    Каковы цели психологического профессиографирования?
    В зарубежной и отечественной индустриальной психологии психологический анализ профессий проводился в качестве обязательного предварительного этапа при решении разных прикладных задач, среди них осн

    Представления о труде, факторах его успеха и программы профессиографирования
    Трудовая деятельность понималась в начале 20-х гг. как процесс выполнения некоторой совокупности трудовых задач и поведенческих актов по их выполнению. Внешнему наблюдению доступны лишь поведенческ

    НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕХНИКИ Г. МЮНСТЕРБЕРГА И ИХ РАЗВИТИЕ В 20-30-Е ГГ.
    Программа хозяйственной психотехники Г. Мюнстерберга выражала позицию многих психологов США и Европы, вместе с тем трудности, с которыми столкнулись последователи Мюнстерберга, в известной мере отр

    НЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ О ТРУДЕ
    Наша задача - научиться выделять и по-деловому учитывать психологическую составляющую труда, но для этого надо, в частности, хотя бы обзорно рассмотреть ("окинуть взглядом") непсихологиче

    ОБЗОР ПСИХИЧЕСКИХ РЕГУЛЯТОРОВ ТРУДА
    Одним из фундаментальных понятий психологии является "образ" (как отображение субъектом некоторой реальности, включая и самого субъекта). Часто вместо слова "отображение" употре

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ТРУДА
    Нередко полагают само собой разумеющимся говорить о труде, если речь идет о деятельности человека на штатном рабочем месте или о деятельности учащегося в оборудованной мастерской, в учебном цехе. О

    О СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТА ТРУДА
    "Срезовую" характеристику структуры субъекта труда в каждый данный момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т.е. целостной деят

    ОФОРМЛЕНИЕ ПРОФЕССИОГРАФИИ КАК ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Начиная с 1922 г. советские психотехники работают над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. Разработка принципов и методов психологического а

    ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Дальнейшее развитие подходов к психологическом анализу профессиональной деятельности было обусловлено двумя основными причинами: 1) техническим прогрессом; 2) развитием методологии советской теорет

    ПРОФЕССИОГРАФИЯ И РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СУБЪЕКТА ТРУДА
    Решение психологических вопросов совершенствования, оптимизации, организации и подготовки труда человека в промышленности в каждом конкретном случае ставит психолога в ситуацию подбора, разработки

    МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА. ПРОФЕССИОГРАММА. ПСИХОГРАММА
    Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполня

    СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
    Психологическое становление и развитие профессионала происходит как накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму. Есть разные подходы к развитию: при

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
    В развиваемой концепции профессионального становления личности мы выделяем следующие стадии этого процесса: оптации, профессионального образования и подготовки, профессиональной адаптации, первично

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ
    Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы: объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономиче

    ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС
    В последнее время приобрела отчетливые очертания новая параллельная технология проектирования оборудования и программного обеспечения, значительно изменяющая требования к соответствующим программны

    МИКРОУРОВЕНЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА
    В уже упомянутой книге Р. Уаттса [13] указаны шесть режимов ведения диалога с пользователем: 1) выбор из меню; 2) вопрос-ответ; 3) ответы с указанием и заполнение бланков; 4) язык к

    МАКРОУРОВЕНЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА
    Важность макроуровня пользовательского интерфейса можно обосновать, продемонстрировав область явлений, в которой он проявляется. Представим себе традиционные средства автоматизации проектирован

    ВИЗУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ГЛУБИНЫ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЭКРАННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
    Посредством зрения человек в состоянии ощущать положение, размеры, очертания, движения, структуру и окраску находящихся вокруг него объектов. Он также ощущает различия между непрозрачными, полупроз

    Монокулярный двигательный параллакс
    Когда глаза наблюдателя движутся по отношению к окружающему миру или когда окружение движется по отношению к глазам наблюдателя, возникает различная угловая скорость между линией взора, направленно

    Свет и тень
    Из множества механизмов, используемых зрительной системой для "проникновения" в третье измерение, наиболее простым, вероятно, является способность анализировать светотени. Художники д

    Аккомодация
    Различный характер "расплывчатых пятен" в изображении на сетчатке может вызвать пространственное различение, но, очевидно, только для предметов, находящихся на расстоянии в несколько метр

    Конвергенция
    Когда предмет находится на большом расстоянии, направления взора обоих глаз параллельны. Если предмет находится близко, то глаза наблюдателя конвергируют так, что линии фиксации взора обоих глаз сх

    Стереоскопическое зрение
    Когда наблюдатель смотрит на предмет, расположенный в пространстве, изображение на сетчатке правого глаза отличается от изображения в левом глазу. Разница изображений на сетчатке служит основой мно

    Линейная перспектива
    Предположим, что цель разработчика состоит в том, чтобы спроектировать объемные объекты на плоскость компьютерного экрана таким образом, чтобы более удаленные отрезки объекта изображались более кор

    Взаимное расположение объектов
    В компьютерной графике существует проблема не только правильного изображения группы объектов, в которой одни объекты перекрывают другие, но и проблема правильного изображения различных частей одног

    Стереоскопическое зрение
    Еще один возможный путь получения наглядного пространственного изображения - это использование стереоскопа. Причем часто стереографическая проекция оказывается предпочтительнее других видов изображ

    Свет и тень
    Последнее, но не менее важное - это метод создания эффекта подсветки в компьютерных изображениях. Как было сказано выше, признак света и тени для человека является одним из самых важных. В компьюте

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ
    Как указывалось в гл. 1, для инженерной психологии характерным становится системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений. Многомерный и многоуровневый характер психических процессов

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
    Основными из психологических методов являются наблюдение и эксперимент. Цель наблюдения как метода инженерной психологии - выявить профессионально значимые особенности психических процессов путем и

    ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
    Применение физиологических методов в инженерной психологии обусловлено следующими обстоятельствами: 1. Физиологические характеристики имеют важное значение для контроля состояния оператора.

    Характеристики физиологических процессов человека
    Изучаемый процесс Предмет исследования Электрические характеристики Изучаемые показатели (рис. 2.5) Амплитуд

    МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
    Рассмотренные выше психологические и физиологические методы могут быть применены лишь в реально существующих СЧМ или при наличии их макетов, имитаторов, испытательных стендов. Возможности этих мето

    Возможности применения математических методов в инженерной психологии
    Метод Степень выполнения требований размерность неопределенность динамичность факторность

    ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
    Рассмотренные ранее методы в ряде случаев не могут быть использованы для изучения и анализа деятельности оператора. Укажем некоторые из этих случаев. 1. Применение математических методов в проц

    Хрестоматийный материал к теме 10
    Печатается по изданию: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на Дону, 1996 ЧЕТЫРЕ РОДА ФЕНОМЕНОВ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРУДУ, СВЯЗЫВАЕМЫЕ С ТЕРМИНАМ

    ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ
    1. Равно уважать разные виды труда. Это, в частности, означает, что не следует воспитывать любовь к одной профессии и соответствующую "профессиональную гордость" за счет обесце

    Метод сравнительного наблюдения индивидуального стиля деятельности
    (см. Иванова Е.М. Носкова О.Г. Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. М. МГУ, 1980. С. 66-67). Сравнительное наблюдение проводится с цел

    Метод анализа ошибок трудовой деятельности
    (см. Иванова Е.М. Носкова О.Г. Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. М. МГУ, 1980. С. 68-69). Изучение результатов деятельности - важне

    Трудовой метод в психологическом изучении профессий
    (см. Иванова Е.М. Носкова О.Г. Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. М. МГУ, 1980. С. 70-72). Сущность трудового метода состоит в том,

    Процедура исследования профессии трудовым методом
    При использовании трудового метода психолог овладевает допустимым минимумом профессиональных навыков, систематически изучая их в реальных условиях, ведя дневник наблюдений по определенной форме и з