Руководства, Инструкции, Бланки

Expodisc инструкция img-1

Expodisc инструкция

Рейтинг: 4.1/5.0 (1899 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Expodisc инструкция

Внимание! Материалы, размещенные на сайте club.dns-shop.ru. опубликованы посетителями нашего портала и могут не совпадать с мнением редакции. Рекомендуем перед тем, как предпринимать какие-либо действия на основании материалов, размещенных на club.dns-shop.ru. уточнить корректность информации в официальных источниках. Авторские права на фотографии, размещенные на club.dns-shop.ru. принадлежат авторам фотографий. Использование фотографий разрешается только с письменного разрешения правообладателя! Содержание нашего портала формируется и модерируется пользователями. Если Вы считаете, что размещение какого-то материала нарушает законодательство РФ, Правила «Клуба Экспертов» или Ваши авторские права – сообщите нам через сервис «пожаловаться». Администрация Сайта не несет ответственности за содержание сообщений и других материалов на сайте, их возможное несоответствие действующему законодательству, за достоверность размещаемых Пользователями материалов, качество информации и изображений.

© 2002—2016 Компания DNS

Выделите текст c ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Другие статьи

Советы по выбору «идеального» баланса белого

Советы по выбору «идеального» баланса белого

Баланс белого до сих пор вызывает вопросы у фотографов, хотя, по идее, уже не должен был бы. И вот лишь некоторые из них: «Должен ли я делать все снимки в формате RAW и не заморачиваться с балансом?» Или под каждый кадр выбирать свой баланс белого?

В данной статье мы рассмотрим различные приемы выставления баланса белого.

Оборудование, использующееся в статье: серая карта, фотокамера с функцией съемки в формате RAW, ExpoDisc (специальная насадка на объектив) либо функция контроля баланса белого.

Уровень сложности: начальный.

Баланс белого до сих пор вызывает вопросы у фотографов, хотя, по идее, уже не должен был бы. И вот лишь некоторые из них: «Должен ли я делать все снимки в формате RAW и не заморачиваться с балансом?» Или под каждый кадр выбирать свой баланс белого?

В данной статье мы рассмотрим различные приемы выставления баланса белого.

Креативный баланс белого

Прежде чем начать объяснять баланс белого, давайте сначала освоим одно простое правило: не во всех случаях следует пользоваться «правильным» балансом белого – иногда следует отклониться от норм, чтобы получить интересный эффект.

Иллюстрацией этого правила служат две фотографии неба. Обе фотографии сделаны в одно время и в одном месте. Одна (в более теплых тонах) – с автонастройкой баланса белого (верхнее фото). Другая - с использованием профессионального цифрового фильтра для выставления баланса белого ExpoDisc от компании ExpoImaging:

Фотография, сделанная с использованием Экспо диска свидетельствует об одной простой вещи: если задаться целью, то можно получить идеальный баланс белого для неба. Но лучше ли эта фотография, чем фотография, сделанная в автоматическом режиме подбора баланса белого (AWB)? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Эти фотографии разные и служат различным целям. И это один из самых важных уроков, которые стоит усвоить, когда речь заходит о балансе белого.

Итак, после такого вступления, можем переходить к освоению «идеального» или «почти идеального» баланса белого.

Используйте формат RAW

Если вы снимаете в форматеRAW, то баланс белого можно выставить на стадии обработки фотографии.

Лучший способ добиться «идеального» баланса белого – это сделать снимок в формате RAW, и затем в процессе обработки выбрать нужный вам баланс белого.

Большинство людей дадут вам именно такой совет. Но некоторые фотографы готовы с этим поспорить, например фотограф журнала «Outdoor Photographer» Роб Шеппард. Он заявляет, что при съемке в формате RAW файл так или иначе запоминает настройку баланса, которая установлена во время съемки, и именно эта настройка сохраняется в файле JPEG, когда вы открываете фотографию для предварительного просмотра в программе Photoshop, Lightroom или любой другой.

Сам по себе файл RAW не имеет информации о балансе белого, но вы можете быть введены в заблуждение, когда предварительно просматриваете фото на экране.

Что же тогда делать? Как обычно, истина находится где-то посередине. Фотографируем в формате RAW с настройкой AWB (автоматический выбор баланса белого камерой), на экране фотоаппарата убеждаемся, что получается более или менее то, что мы хотим (проверяем само изображение и гистограмму), доверяясь собственным глазам и чутью. Затем редактируем баланс белого в процессе постобработки.

Следует, однако, помнить, что если вы снимаете в формате JPEG, и вам не нравится то, что получается на автоматической настройке AWB, следует выставить наиболее подходящую в данном случае настройку. Затем в процессе постобработки эту настройку можно изменить, но в формате RAW это сделать гораздо проще.

Используйте серую карту

На протяжении многих десятилетий серые карты от компании Кодак были наиболее частым способом получения правильной экспозиции и цветов

Я использовал серые карты на протяжении многих лет. Серые карты от компании Кодак, которые бывают различных размеров, являются инструментом получения идеального освещения. Серая карта помещается перед фотокамерой. Она отражает свет, который падает на нее (а следовательно и на объект съемки). Вы измеряете отраженный от нее свет, помня при этом, что карта отражает 18% света, и выстраиваете соответствующие настройки для данного освещения.

Для получения идеального результата угол падения света на серую карту должен быть тем же, что и угол падения на объект съемки. Кроме того, необходимо учитывать, что от длительного использования серые карты портятся.

Можно сфотографировать серую карту и использовать ее как пользовательский баланса белого

Используйте ручную настройку баланса белого

На каждой камере существует набор предустановок для баланса белого: дневной свет, тень, вольфрам, флуоресцентный свет и т.д. Существует возможность установить температуру цвету, измеряющуюся в Кельвинах. Также можно установить пользовательский баланс белого.

Существуют различные способы установки пользовательского баланса белого. Обычно, достаточно просто сфотографировать некий объект, который вы намереваетесь использовать в качестве эталона, и указать камере, чтобы она использовала этот снимок для формирования пользовательского баланса белого. Если вы сфотографируете серую карту и установите данный снимок в качестве источника для формирования пользовательского баланса белого, то все последующие снимки будут сделаны на этой настройке баланса белого, пока вы ее не поменяете.

Здесь заложено место для творчества: можно сфотографировать цветную стену или бумагу и задать этот кадр в качестве эталона. Поэкспериментируйте с различными цветами и посмотрите что получится. Проделав это упражнение, вы лучше поймете принципы работы вашей камеры.

Используйте режим Live View

РежимLiveView позволяет в реальном времени видеть как та или иная настройка баланса белого влияет на фотографию

Если вы будете менять настройки баланса белого и при этом смотреть в LCD экран своей камеры, то обнаружите, что цвета меняются. Это стало возможным с появлением функции Live View в DSLR камерах.

Этот прием особенно хорошо работает в тех случаях, когда вы не знаете какую настройку баланса белого выбрать.

Используйте Экспо Диск

Наилучший цветовой результат получается при использовании Экспо Диска вкупе с измерением падающего света

ЭкспоДиск является более лучшим решением, чем серая карта. Это профессиональный фильтр баланса белого, который накручивается на объектив и похож на купол, измеряющий падающий свет. Он может быть разных размеров. Выгоднее купить фильтр побольше, чтобы он подходил ко всем вашим объективам. Этот фильтр превращает измеритель отраженного света в камере в измеритель падающего света.

Это означает, что камеру необходимо направить на источник света, освещающий объект, а не на сам объект. Экспозиция при этом должна быть правильной. Автофокус необходимо отключить, иначе камера будет пытаться фокусироваться на эксподиске. Затем необходимо задать пользовательский баланс белого в соответствии с инструкцией вашей камеры.

Установив пользовательский баланс белого, можете смело снимать.

Фотография выше – отличный пример использования ЭкспоДиска при вольфрамовом освещении. Зеленая каемка у тарелки свидетельствует о правильной передаче тональности, которая стала возможной только при использовании ЭкспоДиска. Стандартная установка «Вольфрам» не дала желаемого результата.

Другие опции для регулировки

Приведенные выше примеры с установкой баланса белого, в том числе и с ЭкспоДиском, могут оказать серьезную помощь некоторым фотографам. Однако если вы снимаете преимущественно в нормальных световых условиях, и вас вполне устраивает автоматическая настройка AWB (Auto White Balance), то можете просто-напросто забыть все эти приемы и спать спокойно.

Но если вы всерьез озаботились креативной фотографией, снимаете в различных условиях освещенности и не всегда довольны стандартными настройками баланса белого вашей камеры, то, несомненно, эти приемы сослужат вам хорошую службу.

Купить ExpoDisc Warm 58mm по низкой цене в Москве - Интернет магазин Плеер

Светофильтр ExpoDisc Warm 58mm

ExpoDisc представляет собой конструкцию типа рассеивающего фильтра, устанавливаемую на объектив. "Материалом" для фильтра служит прозрачная пластина с поверхностью из микролинз и молочная, рассеивающая пластина. Микролинзы, обращенные к объекту съемки или источнику света создают за собой изображения подобно объективам. Так как изображения эти почти одинаковы и их много, то все суммарное поле изображения представляет собой почти однородную "смесь", дополнительно рассеянную молочной поверхностью. Материалы подобраны так, чтобы коэффициент пропускания света был 0,18. Таким образом, за фильтром ExpoDisc световой поток подобен отраженному от серой 18% карты. На что и настроены почти все экспонометры.

Комплект ExpoDisc. Сам ExpoDisc, его паспорт с промеренными параметрами RGB и оптической плотностью, шнурок на шею, инструкция и пластиковая коробочка.

ExpoDisc не только (и даже не столько) просто усредняет и пропускает 18% света, но еще не вносит в этот поток цветовых искажений (если это не нужно специально для "окрашивания" изображения путем сдвига баланса белого). Каждый ExpoDisc имеет паспорт, с указанием его характеристик.


Эксподиск, сторона, обращенная наружу и увеличенный фрагмент микролинз.

Сторона, обращенная к камере. Увеличенный фрагмент - узел крепления фильтра к оправе объектива - подпружиненный шарик. Фильтр закрепляется на оправу объектива (или адаптера) и используется только для замера. В остальное время он может висеть на шнурке у вас на шее.

С помощью Эксподиска можно:
  • точно замерить экспозицию по освещению с получением результата аналогичного замеру по серой карте или с помощью экспонометра по освещению,
  • замерить и автоматически ввести компенсацию баланса белого, что эквивалентно использованию серой/белой карты
  • измерить оптическую плотность и отражательную способность материалов
  • корректировать виньетирование на цифровых снимках
  • проверять матрицу на наличие пыли и контролировать процесс ее чистки или автоматически в графическом редакторе устранять следы пылинок

    Конечно, сам Эксподиск ничего не измеряет. Он лишь имитирует для встроенного в камеру экспонометра и матрицы замера баланса белого ситуацию измерения по серой 18% карте. Поэтому от того, куда вы его направите и как настроен встроенный экспонометр, будет зависеть конечный результат.

    По сути это насадка на объектив, внешне похожая на светофильтр. Сделана из непрозрачного белого матового пластика с фокусирующими полусферами на передней поверхности. Применяется для определения экспозиции и установки баланса белого в цифровых фотокамерах.

    Принцип определения экспозиции основан на способе измерения падающего на объект света, т.е. измерения освещенности. TTL-система фотоаппарата выставляет необходимую для съемки выдержку и диафрагму, измеряя яркость объектов, т.е. отраженный свет.

    Установка баланса белого с помощью «Эксподиска» чрезвычайно проста. Фильтр устанавливается на объектив, направляется на источник света, и затем выполняется ручная установка баланса по мишени. Получаемый результат выше всяких похвал. Ведь материал для молочного рассеивателя проходит строгий отбор, а каждый «эксподиск» калибруется и имеет свой индивидуальный паспорт с измеренными RGB-значениями.

    Иногда у фотографов возникает задача не определения точного баланса камеры, а, наоборот, сознательное внесение цветовых искажений. Самый распространенный случай — это съемка с немного более теплым, чем установки камеры, светом. Для портретного освещения часто используются золотистые отражатели и зонты. В аналоговой фотографии известны слайдовые пленки с теплым цветовым сдвигом.

    Для того, чтобы в цифровой камере обеспечить аналогичный теплый цветовой баланс, Вам понадобится ExpoDisc с индексом Warm (теплый). Эта модификация, в отличие от обычной, имеет слабую голубую окраску.

  • Просмотр темы - Учимся снимать профессионально

    Начнём с простого - правильная экспозиция и баланс белого.

    Нам поможет - "Эксподиск".


    Фильтроподобная кругляшка с пирамидально-структурным белым пластиковым диском с одной стороны и молочным диффузно рассеивающим диском – с другой… Польза устройства под названием ExpoDisk является, на первый взгляд, совершенно не очевидной. Но вот мнение английского фотографа Джона Вингкомба: «ЭкспоДиск является таким приспособлением, без которого вы просто не можете обойтись» (British Journal of Photography, март, 2004).

    Для полной цветовой нейтральности между пирамидально-призматическим и молочным дисками могут быть помещены слабые цветокорректирующие фильтры. Весь сэндвич вставляется в обычную круглую оправу (возможные диаметры от 49 до 95 мм) и крепится, как и многие другие насадки, на объективе спереди, но не навинчиванием, а (для ускорения установки и снятия) захватом на трёх малюсеньких подпружиненных стальных шариках. В комплекте есть толстый синий шнурок, чтобы эстетично и модного носить его на шее.
    Как расширяет ваши возможности это на вид довольно простое (но на деле – очень точное!) приспособление! Кстати, так ли оно так полезно, как его рекламируют? Ответ на этот вопрос каждый фотограф даёт, конечно, сам, однако я всегда придерживался мнения, что пристального внимания достойно всё, что реально помогает в практической работе и расширяет её технический потенциал.
    ЭкспоДиск решает две задачи: он добавляет к автоматическому экспозамеру камеры ещё один принципиально важный, особенно при серьёзной работе, метод измерения экспозиции, и сводит в цифровой съёмке установку баланса белого при самых сложных условиях смешанного освещения к рутинной операции.
    Теперь напомним суть первой возможности. Все фотокамеры замеряют экспозицию по яркости сюжета, то есть регистрируют (обычно через объектив – система TTL) свет, отражённый от деталей снимаемого объекта на плёнку или цифровую матрицу. Также по яркости будет работать и отдельный, в том числе профессиональный экспонометр, если его входное, не закрытое матовой насадкой окно направить на сюжет.
    Существует и другой, часто более предпочтительный способ замера не отражённого от сюжета, а падающего на него света, который называется замером по освещённости. Для его осуществления на входное окно экспонометра надевается матовая светорассеивающая насадка, а сам экспонометр направляется на источник света, т.е. улавливает свет от всех источников, освещающих объект съёмки. Оба метода отнюдь не идеальны. Вспомним, что при замере яркости существуют «подметоды» интегрального, центровзвешенного, точечного, многоточечного и многозонного матричного замера, где на последнем этапе выдачи результата привлекается мощная память современной микроэлектроники, образующей мозги нынешней экспозиционной автоматики.
    Ограничения присущи и замеру освещённости, хотя он более распространён в серьёзной профессиональной работе: здесь фотограф не столько идёт на поводу у того света, который ему подкидывает случай, сколько организует это освещение по собственному вкусу и потребностям. Профессиональное кино и студийная фотография, как правило, предпочитают замеры освещённости, а потому профессиональные экспонометры всегда дают оператору такую возможность.
    Так вот, рассматриваемый нами ЭкспоДиск, будучи насаженным на объектив, как раз и превращает систему экспозамера вашего аппарата в экспонометр, работающий по методу замера освещённости. Не буду утверждать, что он понадобится вам слишком часто, но в ряде случаев его преимущества могут обеспечить безукоризненный результат тогда, когда точность яркостного замера сомнительна. К таким случаям относятся, в частности, репродукция, некоторые виды макросъёмки, когда осветители расположены вплотную к объекту, или с одним главным источником в обычной съёмке – в солнечную погоду вне помещения, при съёмке днём в комнате около окна или же в помещении ночью. Хочу заметить, что большинство фотографов привыкло работать «по яркости». Они умеют даже вручную вводить необходимую экспопоправку, (эта функция имеется сейчас во многих камерах, но грамотное овладение замером по освещённости крайне полезно в условиях контрастного освещения или небольшой фотографической широты плёнки, к примеру, при съёмке на цветную обращаемую (слайдовую) плёнку.
    Вторая задача, успешно решаемая ЭкспоДиском – правильная установка баланса белого при цифровой съёмке. Обратите внимание, что даже в любительских цифрокамерах имеется полдюжины предустановок этого баланса, не считая той, которая объявлена полностью автоматической. А обилие установок как раз и свидетельствует о некоторой неопределённости этой операции, особенно в условиях сложного, смешанного по спектральному составу освещения. В публикуемых тестах камер испытатели не преминут привести примеры нежелательных отклонений – с лицами, как у утопленников или пожарным флёром ресторанного интерьера. В сомнительных случаях баланс белого рекомендуют устанавливать по листу белой бумаги (но где его возьмёшь в дремучем лесу, как сохранишь под дождём или на сильном ветру?).
    Белая пластинка ЭкспоДиска позволяет сделать это быстрее, точнее и надёжнее, одновременно проверяя экспозицию. Процедура столь проста, что диск на шее действительно перестаёт казаться излишней роскошью, заменяя своим наличием и профессиональный экспонометр, и профессиональный измеритель цветовой температуры, и даже серую карту с отражением в 18–20%, склонную загрязняться, рваться и теряться в самый неподходящий момент.
    Причём очень важно отметить, что операция установки баланса белого становится не только рутинной, но также очень точной и не зависящей от индивидуального восприятия фотографа. Передача тонких цветовых оттенков в серьёзной рекламной съёмке или невозможность по памяти привязаться к какому-либо «базовому» цвету в репортёрской делают такую совершенно объективную установку баланса белого просто неизбежной. Попробуйте без такой объективности передать правильный цвет обоев или ковров или подчеркнуть всю прелесть окраски нового автомобиля эмалью «лунная ночь в Калифорнии» в отличие от эмали «лунная ночь во Флориде»…
    Несмотря на простоту устройства диска, его точность очень велика и составляет ±1/6 ступени экспозиции, т.е. практически соответствует классу точности профессиональных приборов (0,1 ступени). И точность эта даже не заявленная, а реально гарантированная: к каждому ЭкспоДиску прикладывается паспорт индивидуальной калибровки на цветном денситометре, снабжённом ступенчатым оптическим клином Национального бюро стандартов США. Таким образом, фото- или цифрокамера с этим диском сохраняет точность экспозамера и контроля баланса белого, первоначально заложенную в автоматику камер не только любительского, но и профессионального класса.
    Попробуем теперь, не углубляясь в математические дебри, разобраться в принципе работы этой насадки. Для этого вспомним, что калибровка любого фотоэлектрического экспонометра базируется на том, что некий среднестатистический сюжет с коэффициентом отражения в 18% получает такую «правильную» экспозицию, что оказывается размещённым в середине прямолинейного (пропорционального) участка характеристической кривой фотоэмульсии, т.е. на изображении передаётся средне-серым тоном. Эта пятая зона зонной теории «правильной» экспозиции является как бы основной привязкой, гарантирующей за счёт фотографической широты эмульсии достаточно правильное воспроизведение и наиболее ярких, и наиболее тёмных участков сюжета – «светов» и «теней». В методе измерения «по яркости» для точных замеров применяется часто серая карта с теми же 18% отражения, дающая правильную экспозицию для большинства обычных (т.е. не слишком светлых вроде снега, неба или моря, и не слишком тёмных вроде лица негра, чёрного бархата или сумрака старого погреба) или, как ещё говорят, «стандартных сюжетов».
    ЭкспоДиск обладает теми же 18–20%, только не отражения, а общего пропускания, т.е. всю освещённость снимаемой сцены он превращает в такую же «серую карту» на поверхности светоприёмника экспонометра камеры. Это соответствует той же пятой зоне по количеству света, но дополняется перемешиванием всех цветов сюжета, которые в подобной смеси для стандартных сюжетов должны быть близки к неокрашенному, серому тону. Т.к. сам диск белый и дополнительного окрашивания не вызывает, эта смесь, насколько бы сложной и далёкой от серости в действительности она не была, по идее, при установке баланса белого должна приниматься за отправную точку «белого», тем самым обеспечивая правильное воспроизведение цветов друг относительно друга, а света становятся нейтральными. Сама установка белого происходит как по белому или серому листу бумаги – если прошедший на матрицу свет имеет неравные доли красного, зелёного и синего, баланс белого в камере выравнивает эти доли. Именно это и делает фотограф, устанавливая «белое» по значению цветобаланса с насаженным диском, и это получается гораздо точнее, чем не очень определённые предустановки вроде среднего дневного света, ламп накаливания или люминесцентных ламп. Не говоря уже о сложных схемах освещения, когда в кадре присутствует и то, и другое, и третье. Иными словами, ЭкспоДиск создаёт в камере (плёночной, цифровой или видео-) стандартный серый кадр, от которого и начинают танцевать автоматика и установки камерной электроники.
    Такой баланс обладает и ещё одной полезной практической возможностью – сознательным окрашиванием изображения в постоянный желаемый тон. Например, в условиях меняющегося освещения репортёрской съёмки свадьбы, когда молодые и гости переходят из церкви на открытый воздух, а затем в смешанный сумрак ресторана или под сень зелёной листвы, желательно, всё-таки, чтобы цвет лица на всех снимках был естественным – не только однообразным, но и наиболее естественным, даже слегка подчёркнутым, т.е. все изображения желательно видеть в тёмных тонах.
    Существует два варианта ЭкспоДисков – со стандартным и тёплым цветовым балансом. Они так «настраиваются» уже при сборке. Первый великолепен для объектной, ландшафтной съёмки, а второй – при портретных работах. Лица получаются более естественными, тёплыми – как при добавлении фильтра Kodak Wratten 81*. Можно получить подобный отепляющий эффект, установив «холодный/белый» ЭкспоДиск на фильтр 82С. Подобных экспериментов можно провести множество, добиваясь желаемого результата прямо при съёмке и не перекладывая заботы о цветокоррекции на последующую возню в Фотошопе.
    Отметим, что гибкость применения ЭкспоДиска для баланса белого удивительно высока. Система работает одинаково хорошо как в режиме отражённого света (диск насажен на объектив, направленный в сторону сюжета), так и в режиме падающего света (диск насажен на объектив, направленный в сторону основного источника освещения). Второй случай удобен при одном определяющем осветителе (солнце), первый – при наличии нескольких источников света с разными характеристиками, например, в церкви при свете из окон (да еще закрытых частично цветными витражами), сочетающимися со светом от люминесцентных люстр и ламп накаливания. В студийной съёмке баланс пригоден для любого сочетания импульсного и непрерывного освещения.
    Отметим также дополнительные преимущества, которые даёт ЭкспоДиск по сравнению с серой или белой картой, обычной для точного определения экспозиции и баланса белого в серьёзных профессиональных работах. Само использование карты может вызвать неточности, связанные с поверхностными бликами, отражённым светом, неравномерным освещением, неудачным углом наблюдения или бликами в объективе. Совокупность этих «мелочей» может заметно исказить показания, не говоря уже об удобстве и простоте работы. Короткая и чёткая английская инструкция к каждому диску буквально по шагам предписывает фотографу порядок действий, предотвращая ошибочные. Кстати, очень маловероятные.
    ЭкспоДиск является плодом совместного творчества США и Японии. Американцы разработали калиброванную «сердцевину», а компания Marumi предоставила свои оправы с новшествами, гарантирующими качество для профессиональной цифровой фотографии.
    Впрочем, об истории ЭкспоДисков хочется рассказать одну правдивую легенду, которая, возможно, явится для серьёзных фотографов дополнительным аргументом в пользу их приобретения. ЭкспоДиск в его первоначальном назначении (определение экспозиции самим фотоаппаратом) появился ещё в лунной космической программе американцев.
    Качественные фотографии нашего естественного спутника для лунных первопроходцев были связаны со значительными трудностями – сверхконтрастное освещение Солнца, отсутствие атмосферы с её божественным небосводом, неопределённость понятия «средний сюжет» для пейзажей с ранее неизвестной отражательной способностью – всё это было способно поставить в тупик и имевшуюся технику, включая знаменитые камеры Hasselblad и экспонометры Minolta, и астронавтов, которые не были профессиональными фотографами. Брак же в таких съёмках, как вы сами понимаете, нужно было исключить напрочь. Тогда и предложили замер самой камерой по освещённости с помощью калиброванных молочных дисков. И предложили, надо сказать, весьма удачно – и сегодня, при съёмках на Марсе или спутниках Сатурна, наряду с «серой» и «цветной» шкалами, работают подобные ЭкспоДиску коррекционные насадки.
    Иными словами, ЭкспоДиск и на нашей старушке-Земле является, пожалуй, самым надёжным приспособлением для учёта всех неожиданных или очень разносторонних условий, своего рода эталоном объективного воспроизведения окружающей фотографа действительности. Что вы дальше будете делать с изображением во всех компьютерных программах – дело ваше, но оригинальная картинка RAW должна соответствовать природе, а не виртуальным фантазиям снимающего.
    В заключение отметим, что творческая мысль конструкторов фильтров не стоит на месте. Новые профессиональные фильтры Marumi, действие которых зависит от их ориентации на объективе (поляризаторы, оттеночные фильтры, эффектные насадки) вместо резьбового крепления приобрели уже упомянутые три подпружиненных шарика, цепляющиеся за резьбу объектива и позволяющие сменить их в нужном положении буквально за секунды. А новое, чрезвычайно эффективное просветление убирает рефлексы, особенно нежелательные в цифровых камерах. Для этого же торцевая поверхность фильтров (толщина-то всего около 1 мм) закрашивается чёрным покрытием, сводящим к минимуму внутренние отражения. Наконец, сама оправа фильтров (настолько узкая, что позволяет без виньетирования ставить их на самую широкоугольную оптику) получила новую «сатинированную» отделку – насечку с очень мелкозернистым матовым чернением, убирающим внешние отражения от оправы. Всё это – особенности и отличительные черты новой серии высококачественных фильтров и насадок, обозначаемой DHG (Digital High Grade). Фильтры и насадки этой серии, ассортимент которой будет, видимо, постоянно расширяться, предназначаются для профессиональной работы как в плёночной, так и в цифровой фотографии.


    Редакция благодарит фирму Конверс за возможность ознакомиться с ЭкспоДиском и новыми фильтрами Marumi.
    Материал взят с сайта http://www.converse.ru/

    ExpoDisc и серая карта Kodak

    Редакция сайта iXBT.com обращается к вам с просьбой отключить блокировку рекламы на нашем сайте.

    Дело в том, что деньги, которые мы получаем от показа рекламных баннеров, позволяют нам писать статьи и новости, проводить тестирования, разрабатывать методики, закупать специализированное оборудование и поддерживать в рабочем состоянии серверы, чтобы форум и другие проекты работали быстро и без сбоев.

    Мы никогда не размещали навязчивую рекламу и не просили вас кликать по баннерам. Вашей посильной помощью сайту может быть отсутствие блокировки рекламы.

    Спасибо вам за поддержку!

    Полезные вещи,
    ExpoDisc и серая карта Kodak

    В любом деле кроме основных инструментов есть и вспомогательные. Собственный опыт может заменить многое, но лучше полагаться на «объективные» данные, чем «субъективное» мнение. В фотографии многое можно делать «на глаз». Под Солнцем глаз вполне точный инструмент для определения экспозиции. Но снимают не только с 10 утра до 15 дня в солнечные дни. И свет может быть разный. Поэтому без измерителей экспозиции и цветовой температуры не обойтись.

    Экспонометры, флешметры, приборы для измерения цветовой температуры — все это привычные для фотографа вещи. В современные цифровые камеры они «встроены». Более того, автоматика сама определяет сюжет (по положению камеры, точки автофокуса, распределению яркости, экспозиции, балансу белого и другим параметрам) и, пользуясь данными экспонометра и замера баланса белого, подбирает оптимальные с ее точки зрения настройки. Больше чем в половине случаев она оказывается права. Поэтому многие обладатели цифровых камер с трудом ответят на вопрос про выдержку и диафрагму, цветовую температуру, экспокоррекцию и тип экспозамера. Это и не нужно. Переключил в «Зеленую зону» и снимай. Цифровая фотография, особенно RAW, хорошо правиться в компьютере. А те, кому интересно, могут достать из рюкзака экспонометр, серую карту, теперь и ExpoDisc все померить и получить чуть более точный (с точки зрения замера) результат.

    В некоторых ситуациях без точного замера не обойтись. Поэтому такие вещи как ExpoDisc, экспонометр или серая карта лишними не будут. Фактически с помощью камеры и серой карты можно измерить многое. С ExpoDisc можно сделать больше и еще сэкономить время. Справедливости ради нужно отметить, что наличие любого приспособления еще не гарантия успеха. И возня с ними может обернуться просто пустой тратой времени. Поэтому если у вас нет желания разобраться и «набить руку», то лучше не тратте деньги на приспособления, а снимайте в полном автомате.

    ExpoDisc

    Комплект ExpoDisc. Сам ExpoDisc, его паспорт с промеренными параметрами RGB и оптической плотностью, шнурок на шею, инструкция и пластиковая коробочка.

    ExpoDisc выпускается компанией ExpoImaging, Inc. На сайте компании есть страничка, посвященная истории этого устройства. Его изобретатель George Wallace, конькобежец и фотограф, родившийся почти 100 лет назад. Кроме ExpoDisc, компания выпускает и простой калькулятор глубины резкости, который так же был сделан им.

    ExpoDisc представляет собой конструкцию типа рассеивающего фильтра, устанавливаемую на объектив. «Материалом» для фильтра служит прозрачная пластина с поверхностью из микролинз и молочная, рассеивающая пластина. Микролинзы, обращенные к объекту съемки или источнику света создают за собой изображения подобно объективам. Так как изображения эти почти одинаковы и их много, то все суммарное поле изображения представляет собой почти однородную «смесь», дополнительно рассеянную молочной поверхностью. Материалы подобраны так, чтобы коэффициент пропускания света был 0,18. Таким образом, за фильтром ExpoDisc световой поток подобен отраженному от серой 18% карты. На что и настроены почти все экспонометры. ExpoDisc не только (и даже не столько) просто усредняет и пропускает 18% света, но еще не вносит в этот поток цветовых искажений (если это не нужно специально для «окрашивания» изображения путем сдвига баланса белого). Каждый ExpoDisc имеет паспорт, с указанием его характеристик.

    Эксподиск, сторона, обращенная наружу и увеличенный фрагмент микролинз.

    Сторона, обращенная к камере. Увеличенный фрагмент — узел крепления фильтра к оправе объектива — подпружиненный шарик. Фильтр закрепляется на оправу объектива (или адаптера) и используется только для замера. В остальное время он может висеть на шнурке у вас на шее.

    Фильтр выпускается под различные диаметры резьбы на объективе. Кроме того, есть модификации, позволяющие получать необходимый сдвиг цветовой температуры и общую окраску снимка, отличную от неитральной.

    С помощью Эксподиска можно:

    1) точно замерить экспозицию по освещению с получением результата аналогичного замеру по серой карте или с помощью экспонометра по освещению,
    2) замерить и автоматически ввести компенсацию баланса белого, что эквивалентно использованию серой/белой карты,
    3) измерить оптическую плотность и отражательную способность материалов,
    4) корректировать виньетирование на цифровых снимках,
    5) проверять матрицу на наличие пыли и контролировать процесс ее чистки или автоматически в графическом редакторе устранять следы пылинок.

    Конечно, сам Эксподиск ничего не измеряет. Он лишь имитирует для встроенного в камеру экспонометра и матрицы замера баланса белого ситуацию измерения по серой 18% карте. Поэтому от того, куда вы его направите и как настроен встроенный экспонометр, будет зависеть конечный результат.

    Наверное, можно найти много разных способов использования фильтра. Но и перечисленные уже вполне оправдывают его применение.

    Эксподиск на камере Canon PowerShot G2.

    Kodak Gray Cards

    Серая карта Kodak — то, что Эксподиск, по замыслу его создателей, должен заменить. С ее помощью можно сделать все, что касается замера экспозиции и настройки баланса белого. Если Эксподиск устанавливается на объектив, то серая карта помещается в поле съемки, на место снимаемого объекта.

    Серая карта Kodak в стандартной комплектации состоит из двух больших (почти А4) и одной малой (почти А6) карт с двумя сторонами. Серая сторона — стандартная (18%), работает на отражение. Белая сторона отражает 90% падающего света.

    Комплект Kodak Gray Cards, две большие и одна малая двусторонние карты.



    Kodak Gray Cards во всем видимом диапазоне света имеет постоянные коэффициенты отражения .


    Эксподиск и серую карту, в зависимости от цели измерения, следует правильно направлять. В инструкции к серой карте все наглядно описано.

    Эксплуатация Замер баланса белого

    Для сравнения эффективности замера баланса белого производилась съемка серой карты Kodak (карта заполняет весь кадр) в первом случае с замером по самой карте, во втором с замером баланса белого с помощью Эксподиска (Эксподиск на объективе камеры направлен на источник света — Солнце).

    Фрагменты серой карты 1:1. Слева замер по серой карте, справа с помощью ExpoDisc.

    В случае сравнительно простого источника освещения — Солнца на небе результаты близки. Но не трудно представить ситуацию, при которой серая карта даст более верный результат. Окружите объект съемки отражающими цветными поверхностями — и вы не будете знать, куда направлять Эксподиск. С другой стороны, серую карту не всегда можно поместить точно на место объекта — в воду или в грязь, или в место, которого рукой не достать.

    Зависимость от направления замера

    При замере экспозиции и баланса белого по серой карте, помещенной на место объекта съемки, мы настраиваем эти параметры идеально с точки зрения правдоподобности передачи сюжета. В цифровой фотографии и при двухступенчатом процессе (негатив — отпечаток) можно изменить общую яркость и цветовой тон конечного изображения. При съемке позитива (слайд), если не стоит задача проработать исключительно тени или света, то с помощью замера по 18% серой карте и стандартной обработки получается снимок близкий к оригиналу — 18% отражающий неокрашенный объект съемки будет передан, как серый известной плотности (V зона или приблизительно «-1» ступень «от кожи европейца»). Любой другой способ замера вносит некоторую неточность. Встроенный экспонометр камеры, настроенный на «серый», дает ошибку при замере «не среднесерого» сюжета. Замер падающего света может дать ошибку, если при замере неверно определен основной источник света и экспонометр направлен не в нужную сторону. В этом смысле ни экспонометр, ни Эксподиск не являются объективными и требуют некоторого навыка в обращении с ними. И даже серая карта на месте снимаемого объекта, судя по инструкции (смотри выше), не должна быть направлена точно в объектив камеры или экспонометра, а под углом, составляющим 1/3 от угла между направлением на камеру и основной источник света от снимаемого объекта. Эксподиск для замера экспозиции на камере так же рекомендуется направлять при прямом освещении — на сам источник света, а при боковом — на 1/3 от направления на источник. Для замера баланса белого камера с Эксподиском должна быть направлена на источник света. В случае такого «простого» источника, как Солнце на небе, Эксподиск рекомендуется направлять под 45 градусов от Солнца.

    Для проверки возможных ошибок при замере экспозиции и баланса белого проводилась серия снимков, при которой Эксподиск направлялся под разными углами к источнику света. Источником света было Солнце на небе и само небо. Объект съемки — шкала Macbeth, серая карта Kodak на неитральном белом фоне и немного травы:

    Полный уменьшенный кадр для оценки зависимости показателей ExpoDisc от направления замера.

    Съемка производилась камерой Canon PowerShot G2. Первый снимок серии был сделан с настройкой баланса белого и экспозиции по серой карте (карта заполняла весь кадр, замер центровзвешенный). Второй — в режиме автоэкспозиции и автозамера баланса белого непосредственно камерой, обращенной к снимаемому объекту. Для остальных снимков замер баланса белого и экспозиции проводился с помощью Эксподиска, направленного (вместе с камерой) на Солнце, под 45 градусов к нему и под прямым углом к нему. Синхронно производился замер экспозиции с помощью экспонометра «Свердловск 4», в режиме «по освещенности». Результаты представлены в таблице и на фрагментах (значения яркости L и цветовых компонентов RGB приведены для серого поля):

    При верном направлении замера все приборы дают близкие результаты с ошибкой менее 1/2 ступени. Изменение направления, под которым производится замер, дает существенную ошибку для экспозиции и незначительную для замера баланса белого (при описанной постановке измерений). Поэтому нужно четко понимать, что и как измеряется, иначе от всех простых и сложных устройств пользы не будет никакой.

    Коррекция виньетирования

    К сожалению, оптика не идеальна. Одна из возможных неприятностей, особенно при съемке широкоугольными объективами — виньетирование. Скорректировать его можно и вручную, создав маску и отрегулировав уровни, с помощью встроенных фильтров Photoshop и других редакторов, а теперь еще и с помощью ExpoDisc. Снимок с ExpoDisc фактически представляет собой готовую маску, для коррекции виньетирования. Так как характер виньетирования зависит не только от фокусного расстояния, но и от других параметров, в том числе кривой нелинейности передачи яркости цифрового файла, то точно создать корректирующий фильтр под свой объектив на все случаи жизни нельзя. Фактически, необходимо строить корректирующий фильтр под каждый кадр (к счастью, виньетирование на реальных фотографиях, обычно, не бросается в глаза и даже не совсем точная коррекция уже бывает достаточной).

    С помощью ExpoDisc скорректировать виньетирование просто. Делаем снимок, а затем с теми же настройками делаем еще один снимок с установленным на объектив Эксподиском. При этом рекомендуется ввести коррекцию экспозиции +2 ступени. Тогда у корректирующей маски яркость по центру будет близка к 255 (уровни 0-255). И ее почти не придется править.

    Технология коррекции виньетирования от ExpoImaging такова:

    1. Делаем снимок (для примера стена):

    2. С теми же настройками и экспокоррекцией +2 делаем снимок с установленным на объектив Эксподиском:


    3. Переводим снимок, сделанный с Эксподиском, в режим «Градаций серого» и с помощью регулировки «Уровней» настраиваем его так, чтобы яркость в центре была 255.

    4. Переводим основной снимок в режим Lab. К каналу яркости основного изображения применяем («Apply Image») инвертированную маску. Режим наложения — «Добавить» (Add). В результате к исходной яркости по всему полю кадра добавляется некоторая величина, пропорциональная виньетированию. Так как корректирующая карта распределения яркости была инвертирована при наложении — по центру добавляется «0» (инвертированный «255»), а на краю необходимое положительное значение.

    Не трудно заметить, что коррекция не идеальна. Если бы динамический диапазон камеры был именно 4 ступени, то снимок с Эксподиском действительно дал бы карту, которую не пришлось бы корректировать по яркости так, чтобы не добавлять к яркости основного снимка по центру не нулевую величину. Но и в этом, казалось бы, идеальном случае, нелинейность передачи яркости цифровой камеры, скорее всего, не позволила бы получить точную корректирующую добавку к яркости. Нам же пришлось увеличивать яркость до 255 по центру с помощью «Уровней», а затем при наложении еще и инвертировать добавочную корректирующую карту. Обе операции нелинейно меняют передачу яркости. Поэтому к коррекции виньетирования с помощью Эксподиск нужно еще приспособиться (рекомендуется корректировать яркость серой маски для получения «255» по центру с помощью «средней точки» и «точки светов» «Уровней» так, чтобы разница по яркости между центром и краями сохранялась).

    Оценка состояния матрицы

    Одно из возможных применений Эксподиск — оценка состояния матрицы и оптики камеры. Так как теоретически за Эксподиском свет равномерно перемешан, то снимок с ним эквивалентен снимку однородной белой поверхности с расфокусированной оптикой, что обычно делается для оценки состояния матрицы.

    Процедура оценки матрицы проста:

    1. Закрываем диафрагму объектива до максимума.
    2. Устанавливаем на объектив Эксподиск.
    3. Делаем снимок, возможно введя положительную экспокоррекцию (для удобства оценки кадра прямо в камере).

    Если на дисплее камеры фотография может быть достаточно сильно увеличена, то пылинки, прилипшие к матрице, будут видны и на нем. А если нет, то придется загрузить снимок в компьютер и увеличить яркость и контраст, чтобы дефекты стали явно видны.

    Снимки Canon 300D для оценки состояния матрицы. Сверху исходный снимок, снизу он же после увеличения яркости и контраста.

    Не торопитесь удалять пылинки. На изображении — не только дефекты на матрице, но и структура Эксподиска, а так же его собственные дефекты и грязь. Чтобы удостоверится в том, где дефекты матрицы, а где дефекты Эксподиска, сделайте пару снимков, повернув Эксподиск на некоторый угол.

    Два последовательных снимка с разным положением Эксподиска. Легко заметить, где пыль на матрице, а где на Эксподиске.

    Воспользовавшись методом устранения виньетирования, можно имея карту дефектов, автоматически удалять их с изображения. Процедура аналогична, описанной выше для виньетирования, но снимать карту дефектов нужно с рабочей, а не максимальной диафрагмой.

    Что покажет процедура проверки матрицы для камер с несменным объективом? Испытания с камерой Canon PowerSho G2 показывают, что пылинки при возможном для камеры диапазоне диафрагм (до f/8) если и есть, то не заметны. Зато неравномерность передачи сигнала по каналам по полю кадра хорошо видна:

    Снимок Canon PowerShot G2 в режиме оценки состояния матрицы. Сверху исходный снимок, снизу снимок после повышения яркости и контраста.

    ExpoDisc и серая карта Kodak — простые вещи. Как и все простое, им можно найти разнообразное применение. Нужны ли они вам? Решайте сами. Замерить баланс белого можно и по белому листу, а серую карту для оценки экспозиции можно заменить собственной рукой, зная, что она дает некоторую регулярную ошибку (в зависимости от загара). Для цифровой фотографии ошибка в ступень и не белизна белого листа бумаги не такие уж и большие проблемы. Но если требуется точность, особенно если вы снимаете на слайд, приобрести одно из устройств или оба имеет смысл.