Руководства, Инструкции, Бланки

омницид инструкция img-1

омницид инструкция

Рейтинг: 4.7/5.0 (1873 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

ПОРОШОК «ТРИТИЛОСУЛЬФ»

ПОРОШОК «ТРИТИЛОСУЛЬФ» Подробнее: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ препарата ПОРОШОК «ТРИТИЛОСУЛЬФ»
  • 1.1. Порошок «Тритилосульф» - Pulvis «Tritylosulfum»
  • 1.2. Препарат порошок «Тритилосульф» представляет собой аморфный порошок белого или желтоватого цвета, слабоспецифического запаха, горького вкуса, не растворимый в воде.
  • 1.3. В 1 грамме препарата содержится 0,3 г сульфадимидина (сульфадимизина), 0,06 г триметоприма, 0,125 г тилозина тартрата и наполнителя до 1,0 г.
  • 1.4. Выпускают в пакетах из полиэтилена или полимерной таре по 0,05; 0,1; 0,2; 0,5 и 1,0 кг.
  • 1.5. Препарат хранят в сухом, защищенном месте, при температуре от + 5°С до + 25°С. Список Б.
  • 1.6. Срок годности 2 года от даты изготовления, при условии соблюдения правил хранения.

2. Фармакологические свойства

  • 2.1. Препарат порошок «Тритилосульф» обладает выраженной бактерицидной активностью против грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов, кокцидий, микоплазм, трепонем.
  • 2.2. Препарат малотоксичен, в терапевтических дозах не оказывает побочных действий.

3. Порядок применения препарата

  • 3.1. Препарат порошок «Тритилосульф» применяют при пневмониях, катаральной бронхопневмонии, бронхите, ларингите, ангине, сепсисе, некробактериозе овец и северных оленей, диспепсии, гастроэнтеритах, дизентерии поросят, инфекции мочевых путей, сальмонеллезе, пастереллезе, респираторном микоплазмозе, эймириозе птицы и других заболеваниях, возбудители которых чувствительны к компонентам препарата.
  • 3.2. Всем видам молодняка сельскохозяйственных и мелким домашним животным препарат назначают внутрь в дозе 0,04 г/кг массы животного 2 раза в сутки с интервалом 12 часов с кормом, до выздоровления (на первый прием доза двукратная).
  • 3.3. Птице назначают из расчета 1,0 г на 5 кг корма 2 раза в день с интервалом 12 часов до выздоровления.
  • 3.4. Препарат порошок «Тритилосульф» противопоказан при индивидуальной повышенной чувствительности к его компонентам (сульфадимидин и триметоприм, тилозина тартрат) и козам.
  • 3.5. Порошок «Тритилосульф» не совместим с новокаином и анестезином .
  • 3.6. Не применять лактирующим животным .
  • 3.7. Убой животных на мясо, а так же мясо и яйца птицы можно использовать в пищу людям через семь суток после последнего применения препарата.

4. Меры личной профилактики

  • 4.1. При работе с препаратом необходимо соблюдать правила личной гигиены и техники безопасности.

5. Порядок предъявления рекламаций

  • 5.1. В случае возникновения осложнений после применения препарата, его использование прекращают и об этом сообщают в ГУ «Белорусский государственный ветеринарный центр», г. Минск, ул. Красная, 19а и изготовителю. Одновременно в ГУ Белгосветцентр высылают не менее 3-х невскрытых упаковок препарата данной серии с подробным описанием осложнений.

6. Полное наименование изготовителя

  • 6.1. Частное производственное унитарное предприятие «Витебский завод ветеринарных препаратов». Республика Беларусь, г. Витебск, ул. 11-я Свердлова,15. тел/факс (0212) 36-41-60.
  • 6.2. Наставление по применению препарата порошок «Тритилосульф» разработано заведующим кафедры фармакологии и токсикологии УО «ВГАВМ», доцентом Толкачем Н.Г. и доцентом кафедры фармакологии и токсикологии УО «ВГАВМ», Петровым В.В.

Другие статьи

Категория: Омницид

Омницид

Омницид-поголовное истребление всего живого. Человек-устроивший омницид-Апокалиптический маньяк — персонаж, страстно желающий устроить конец света. Он хочет убить их всех, и, что важно, может убить их всех. Насколько он могущественен — зависит от сеттинга; в невысоком фэнтези, мир которого ограничивается парой-тройкой королевств, он может быть и простым крутым смертным с тараканами в голове; в сеттинге Холодной войны это может быть сумасшедший президент с ядерной кнопкой, а если речь идет о галактике или целой вселенной — ему нужно быть неким злым божеством. Апокалиптического маньяка не стоит путать с апокалиптическим бедняжкой, которому надо всего-то, чтобы его обняли и поплакали, или с апокалиптическим недотёпой, который устраивает конец света по комическому недомыслию: маньяк не смешной и не жалкий, он ЗЛОЙ (хотя и может иметь некий фрейдистский повод).

Страниц в категории «Омницид»

Викия-сеть Мы в социальных сетях Обзор Сообщество Приложения Викия Оставайтесь в курсе всего происходящего на ваших любимых сообществах.
Реклама на сайте

Злодеи вики — это фэндом на портале Кино. Содержание доступно в соответствии с лицензией CC-BY-SA .

Омницид инструкция

Омниацид

Универсальное дезинфицирующее средство.

Состав:

глутаровый альдегид, полигексаметиленгуанидина гидрохлорид (ПГМГ), неионогенное ПАВ, комплексообразователь, вода.

Спектр действия:

обладает антимикробной активностью в отношении различных грамотрицательных и грамположительных бактерий (S. aureus, P. aeruginosa, Е. coli и т.п.), микобактерий туберкулеза (включая М. terrae), вирусов (включая герпес, полиомиелит, гепатиты В и С, ВИЧ, вирус гриппа (в т.ч. «птичий» грипп), парагрипп, грибов (С. albicans, Asp. niger).

Преимущества:
  • эффективно при проведении дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний;
  • бактерицидная активность от 0,1%;
  • не образует биопленок;
  • хорошо совместимо с обрабатываемыми поверхностями;
  • раздражающие свойства альдегидов сведены к минимуму;
  • сохраняет свои свойства при замораживании и размораживании;
Срок годности рабочего раствора: Срок годности: Формы выпуска:

Флаконы 1000 мл, канистры 5 л. По согласованию с заказчиком может быть любая форма выпуска.

Инструкция по применению и контролю качества

Инструкция по применению и контролю качества

ИНСТРУКЦИЯ
по применению и контролю качества дезинфицирующего моющего
средства «ДеМоС» производства ООО "ЛИГ" (Россия) для обеззараживания
систем удаления отбросов самолетов
№ 001 - Д/А - 05

ИНСТРУКЦИЯ по применению и контролю качества дезинфицирующего моющего средства "ДеМоС" производства ООО "ЛиГ" (Россия) для обеззараживания систем удаления отбросов самолетов

Инструкция предназначена для персонала аэропортов, авиатехнических баз и заводов, занимающихся техническим обслуживанием самолетов перед взлетом.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Средство "ДеМоС" представляет собой концентрат в виде вязкой непрозрачной или полупрозрачной жидкости синего цвета с запахом применяемой отдушки, содержащий в качестве действующих веществ алкилдемитилбензиламмоний хлорид (0,6%) и полигексаметиленгуанидин хлорид (2,4%), а также моющее вещество и другие ингредиенты. РН 1%-го раствора - 5,8 - 8,0. Срок годности средства - 2 года со дня изготовления в невскрытой упаковке производителя.

Срок годности рабочих растворов - 1 месяц со дня приготовления.

а) в полимерные бутыли по 200, 500 или 1000 мл (ТУ 6-39-16) с плотно закрывающимися колпачками;

б) в канистры полимерные до 40 л (ОСТ 6-19-35) с плотно завинчивающимися крышками емкостью.

в) в бочки полимерные до 250 л по ГОСТ 24463 с навинчивающейся крышкой по ТУ 6-53-22-90 или стальные - сварные типа 1 по ГОСТ 13950 или алюминиевые.

1.2. Средство "ДеМоС" обладает широким спектром антивирусной, бактериальной (включая туберкулез) и грибковой этиологии; обладает моющими и дезодорирующими свойствами.

1.3. По величине DL50 при введении в желудок средство "ДеМоС" относится к IV классу мало опасных веществ (по ГОСТ 12.1.007-76), а по величине DL50 при введении в брюшину - 5 классу токсичности по К.К.Сидорову (вещества практически нетоксичные). Средство относится к малоопасным веществам при нанесении на кожу (DL50 не достигнута), не обладает сенсибилизирующим действием, в нативном виде и при разведении 1:50 при однократном нанесении на кожу не оказывает местно-раздражающего действия. При повторном нанесении на кожу нативное средство обладает слабым раздражающим действием, а в разведении 1:50 - эффект отсутствует. На слизистые глаз нативное средство при однократном внесении оказывает слабое раздражающее действие, а в разведении 1:50 раздражение не установлено. При ингаляционном поступлении средство "ДеМоС" является малоопасным веществом, т.к. в своем составе не имеет летучих соединений и в эксперименте с насыщенной концентрацией не оказывает токсического действия.

1.4. Средство "ДеМоС" пожаро-и взрывобезопасно, неагрессивно по отношению к авиационным материалам и лакокрасочным покрытиям. 1.5. "ДеМоС" транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок, действующими на каждом виде транспорта и гарантирующими сохранность тары и продукции.

1.6. Хранят средство "ДеМоС" в плотно закрытой упаковке предприятия-изготовителя в сухом, защищенных от прямых солнечных лучей, недоступном для посторонних лиц и животных месте при температуре от 0ºС до + 40ºС.

1.7. Средство "ДеМоС" предназначено для дезинфекции и дезодорации смывных вод санузлов самолетов.

2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАБОЧЕГО РАСТВОРА

2.1. Раствор средства готовится в цехах (или на участках) по техническому обслуживанию самолетов.

2.2. Перед приготовлением рабочего раствора, средство "ДеМоС" необходимо тщательно размешать.

2.3. Рабочие растворы готовят в емкостях из любого материала, путем смешивания концентрата средства с чистой водопроводной водой. Для приготовления раствора соответствующей концентрации исходят из следующего расчета, приведенного в табл.1.

Таблица 1 Приготовление рабочего раствора средства

Концентрация рабочего раствора, %

Количество компонентов, необходимое для приготовления рабочего раствора объемом

3. ПРИМЕНЕНИЕ РАБОЧЕГО РАСТВОРА

3.1. Заправка сливных баков санузлов самолетов рабочим раствором производится при помощи спецавтомашин.

Допускается заправка сливных баков средством "ДеМоС" путем залива расчетного количества его концентрата через унитаз.

3.2. При заправке и очистке санузлов следует соблюдать указания, изложенные в инструкциях по эксплуатации самолетов, а также в регламентах и технологических картах.

3.3. Количество заливаемого рабочего раствора средства "ДеМоС" должно составлять 1/8 части емкости бака, что обеспечивает обеззараживание фекально-смывных вод в баке по окончании 0,5 часа (экспозиция обеззараживания). Контроль за количеством заправляемого рабочего раствора ведется по расходомеру заправочной машины.

3.4. Слив фекально-смывных вод из цистерн спецавтомашин допускается через 0,5 часа после их заполнения в специально отведенных местах слива.

3.5. В зимнее время заправка сливных баков раствором средства "ДеМоС" производится после прогрева самолета. Очистка содержимого баков осуществляется не позднее, чем через 30 минут после посадки самолета.

3.6. В случае задержки вылета самолета в зимнее время после заправки санузлов раствор необходимо слить во избежание его замерзания.

3.7. Все виды работ со средством необходимо выполнять аккуратно, недопуская его попадания в подпольное пространство и другие закрытые полости фюзеляжа.

3.8. Избегать длительного воздействия концентрата на окрашенные поверхности.

При случайном проливе средства в самолете необходимо собрать его опилками, протереть место пролива влажной тканью и продуть горячим воздухом.

4. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

4.1. Все работы с растворами дезсредства "ДеМоС" следует проводить в резиновых перчатках.

4.2. Избегать попадания средства на кожу и в глаза.

4.3. Во время работ со средством запрещается пить и принимать пищу. По окончании работы необходимо вымыть руки с мылом и смазать кремом.

4.4. Хранить средство следует отдельно от лекарственных препаратов в местах, недоступных детям.

5. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ

5.1. При ингаляционном поступлении средство "ДеМоС" является малоопасным веществом, т.к. в своем составе не имеет летучих соединений и в эксперименте с насыщающей концентрацией не оказывает токсического действия.

5.2. При попадании средства на кожу смыть его большим количеством воды.

5.3. При попадании средства в глаза промыть их струей воды в течение 10 минут, затем закапать 30% раствор сульфацила натрия.

5.4. При попадании средства в желудок промыть его водой и принять 10-20 таблеток активированного угля. При необходимости показаться врачу.

6.ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СРЕДСТВА

6.1. Определение внешнего вида. Внешний вид средства "ДеМоС" определяют визуально в пробирке из бесцветного стекла П1-14-120ХС ГОСТ 2536. Высота слоя, помещенной в пробирку жидкости должна быть 50-70 мм.

6.2. Определение плотности.

6.2.1. Плотность препарата определяют ГФ ХI вып. 1 стр. 24.

6.3. Определение концентрации водородных ионов (рН).

6.3.1. Измерение показателя концентрации водородных ионов водного раствора средства с массовой долей 1%, рН проводят по ГФ ХI, вып. 1, стр.114.

Методы измерений массовой доли полигексаметиленгуанидина гидрохлорида и алкилдиметилбензиламмония хлорида основаны на комплексообразовании с красителями эозин и тропеолин с последующим фотоколориметрированием полученных комплексных соединений. Результаты взвешивания пробы и аналитических стандартов записывают с точностью до четвертого десятичного знака.

6.4 Определение массовой доли полигексаметиленгуанидина гидрохлорида.

6.4.1. Реактивы, растворы, аппаратура, посуда.

Вода дистиллированная по ГОСТ 6709.

Бифталатный буферный раствор с рН 3,8 готовят по ГОСТ4919.2, п.3.1.

Калий кислотный фталиевокислый по ГОСТ 5888-88. Эозин БА по ТУ 6-09-07-1600 или эозин Н по ТУ 6-09-183.

Стандартный раствор полигексаметиленгуанидина гидрохлорида (ПГМГг) готовят следующим образом:

2,0-2,2 средства Полисепт 25% по ТУ 9392-007-2160124, содержащего 25% ПГМГг растворяют в мерной колбе вместимостью 250 мл и доводят водой до метки - раствор 1.

5 мл раствора 1 помещают в мерную колбу вместимостью 250мл и доводят водой объем до метки - раствор 2.

5 мл раствора 1 помещают в мерную колбу вметимостью 25 мл и доводят водой объем до метки - раствор 3.

Раствор эозина с массовой долей 0,05%.

Весы лабораторные 2-го класса по ГОСТ 24104 с наибольшим пределом взвешивания 200г.

Фотоэлектроколориметр любого типа, позволяюший измерять оптическую плотность при длине волн 590нм.

Колбы мерные по ГОСТ 1770 вместимостью 25, 100, 200, 250мл.

Пробирки П2-16-150 по ГОСТ25336.

Пипетки по ГОСТ 29228 вместимостью 1, 2, 5 мл.

Посуда лабораторная стеклянная по ГОСТ 25336.

6.4.2. Построение градуировочного графика.

В пробирки помещают 0, 1, 2, 3, 4, 5 мл раствора, прибавляют в каждую пробирку воды соответственно 5, 4, 3, 2, 1, 0 мл; прибавляют 5 мл бифталатного буферного раствора и 1 мл раствора эозина, закрывают пробкой, перемешивают.

Через 5-10 минут измеряют оптические плотности растворов по отношению к раствору сравнения, не содержащему стандартный раствор 2, при длине волны 590 нм в кюветах с толщиной поглощающего слоя 20 мм.

По полученным данным строят градуировочный график, по ГОСТ 27025.

6.4.3. Проведение анализа.

Взвешивают 0,2000-0,2200 г. анализируемого продукта. Навеску помещают в колбу вместимостью 100 мл, растворяют в воде и доводят объем раствора водой до метки - раствор 4.

В мерную колбу на 25 мл помещают 5 мл раствора 4 и 5 мл раствора 3 (добавка) и доводят объем до метки водой - раствор 5.

В пробирку помещают 2 мл раствора 5, 3 мл буферного раствора и 1 мл раствора эозина. Перемешивают. Через 5-10 минут измеряют оптическую плотность анализируемого раствора в тех же условиях, что и при построении градуировочного графика.

6.4.4. Обработка результатов.

Массовую долю ПГМГ (Х) в процентах вычисляют по формуле:

Х= ((а-в) х 0,17 х 500 х 100)/(2 х m)

где а - масса полигексаметиленгуанидина (ПГМГг), найденная по градуировочному графику, мг;

в - масса ПГМГг в 1 мл раствора 5 из добавки, мг;

2 - аликвота анализируемого раствора;

0,17; 500; 100 - коэффициенты перерасчета;

m - навеска средства, г.

За результат анализа принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных определений, абсолютное расхождение между которыми не превышает допускаемое расхождение, равное 0,5%.

Допускаемая относительная суммарная погрешность результатов определения ± 5% при доверительном интервале вероятности Р-0,95.

6.5. Определение массовой доли алкилдиметилбензиламмония хлорида.

6.5.1. Реактивы, растворы, аппаратура, посуда.

Вода дистиллированная по ГОСТ 6709.

Хлороформ ГОСТ 20015.

Тропеолин 00011,чда МРТУ 609-2684.

Катамин АБ (50% водный раствор), ТУ 2482-012-13164401.

Натрий хлористый по ГОСТ 4233, раствор 0,1 М/дм3 готовят по ГОСТ 25794.1.

Раствор тропеолина 00011 с массовой долей 0,001 М/дм3 готовят растворением 0,072 г тропеолина в растворе хлористого натрия в мерной колбе на 200 мл.

Стандартный раствор алкилдиметиламмония хлорида (ЧАС) готовят следующим образом: 0,2000-0,2200 г катамина АБ растворяют в мерной колбе вместимостью 500 мл и доводят раствор до метки - раствор 6.

Весы лабораторные 2 класса точности по ГОСТ 24104 с наибольшим пределом взвешивания 200г.

Фотоэлектроколориметр любого типа, позволяющий измерять оптическую плотность при длине волны 490 нм.

Колбы мерные по ГОСТ 1770 вместимостью 100, 200, 500 мл.

Воронки ВД-1-50ХС, ГОСТ 25336.

Пипетки по ГОСТ 29228 вместимостью 1, 2, 5, 10 мл.

Посуда лабораторная стеклянная по ГОСТ 25336.

6.5.2. Построение калибровочного графика.

В мерные колбы вместимостью 100мл помещают 1, 2, 5, 10 мл раствора 6 (0,2; 0,4; 1,0; 2,0 мг ЧАС), доводят до метки водой и перемешивают - градуировочные растворы 1, 2, 3, 4. В делительные воронки объемом 50 мл помещают по 5 мл приготовленных градуировочных растворов. Прибавляют в каждую по 1 мл раствора тропеолина и по 5 мл хлороформа, интенсивно перемешивают встряхиванием в течение 1 минуты и после 15 минутного отстаивания, полученные хлороформные экстракты фотометрируют в кюветах с толщиной поглощающего слоя 10 мм относительно хлороформа при длине волны 490 нм.

По полученным данным строят градуировочный график по ГОСТ 27025 (зависимость оптической плотности от массы ЧАС мг в пробе).

6.5.3. Проведение анализа.

Навеску средства массой 0,2000-0,2200 г помещают в колбу вместимостью 250 мл, растворяют в воде и доводят объем водой до метки.

5 мл приготовленного раствора помещают в делительную воронку, добавляют 1 мл раствора тропеолина и 5 мл хлороформа, встряхивают, отстаивают (аналогично градуировочным растворам) и фотометрируют при длине волны 490 нм в кюветах 10 мм.

6.5.4 Обработка результатов

Массовую долю ЧАС (Х) в процентах вычисляют по формуле:

Х= (а х 250 х 100)/(m х 5 х 1000)

где а - масса алкилдиметиламмония хлорида (ЧАС), найденная по градуировочному графику, мг;

m - навеска средства "ДеМоС";

5 - аликвота анализируемого образца.

За результат анализа принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных измерений, абсолютное расхождение между которыми не превышает допускаемое расхождение, равное 0,1%.

Допускаемая суммарная погрешность результата анализа +5% при доверительном интервале вероятности Р - 0,95.

Последнее предупреждение - Студопедия

Последнее предупреждение

Сто лет тому назад, 2 июня 1887 года, пребывая в Рославльском уезде Смоленской губернии, где-то километрах в трехстах от Чернобыля, Владимир Иванович Вернадский, впоследствии выдающийся советский ученый, академик, первый президент Академии наук Украины, писал жене:

«Наблюдения Эрстеда, Ампера, Ленца положили начало учению об электромагнетизме, невыразимо сильно увеличившем силы человека и в будущем обещающем совершенно изменить строй его жизни. Все это исходило из наблюдений над особыми свойствами магнитного железняка. И у меня является вопрос: нет ли подобных свойств у других минералов. и если есть, то не откроет ли это нам целый ряд новых сил, не даст ли нам возможности новых приложений, не удесятерит ли силы людей. Нельзя ли вызвать неведомые, страшные силы в разных телах. »

Эта цитата взята из интереснейшей статьи И. И. Мочалова «Первые предупреждения об угрозе ядерного омницида: Пьер Кюри и В. И. Вернадский», напечатанной в третьем номере журнала «Вопросы истории естествознания и техники» за 1983 год. Омницид - это сравнительно новый термин, обозначающий всеобщее убийство людей.

В письме молодого двадцатичетырехлетнего выпускника физико-математического факультета Петербургского университета за десять лет до открытия радиоактивности А. Беккерелем содержалось, пожалуй, первое в истории человечества предупреждение о надвигающейся новой эре, той, которая сегодня так больно задела нас в Чернобыле, суля полное уничтожение человечества в случае военного использования ядерной энергии.

Всю жизнь В. И. Вернадского волновала поначалу неясная, а потом все более и более осязаемая перспектива использования этой страшной силы:

«Мы, дети XIX века, на каждом шагу свыклись с силой пара и электричества, мы знаем, как глубоко они изменили и изменяют всю социальную структуру человеческого общества. А теперь перед нами открываются в явлении радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению. Невольно с трепетом и ожиданием обращаем мы наши взоры к новой силе, раскрывающейся перед человеческим сознанием. Что сулит она нам в своем грядущем развитии. С надеждой и опасением всматриваемся мы в нового защитника и союзника» (1910).

«Радий есть источник энергии, он могучим и мало для нас еще ясным образом действует на организм, вызывая кругом нас и в нам самих какие-то непонятные, но поразительные по результатам изменения. Странное чувство испытываешь, когда видишь эти новые формы материи, добытые гением человека из недр Земли. Это первые зернышки силы будущего. Что будет, когда будем получать их в любом количестве?» (1911).

И вот в дни, когда по Киеву еще ходили дозиметристы и всерьез обсуждался вопрос о проведении сплошной дефолиации знаменитых киевских каштанов и тополей, я пришел в дом, в котором в 1919-1921 годах работал Владимир Иванович Вернадский. На здании президиума Академии наук УССР висит мемориальная доска в память об этом гениальном человеке: казалось, он подошел к окну президентского кабинета и пытливо глядит на нас из глубины киевского прошлого, когда извозчики цокали мимо этого дома по брусчатке и мало кто еще в мире слышал это слово: радиация. И уж вовсе никто всерьез не относился к пророчествам ученых.

Я пришел к вице-президенту АН УССР, видному советскому ботанику и экологу, академику АН УССР Константину Меркурьевичу Сытнику. Вот что он сказал:

«Это трагедия, большая трагедия народов, которая коснулась непосредственно сотен тысяч людей. Возник новый экологический фактор. Я бы не преувеличивал его, но еще хуже - его недооценивать. Конечно, нельзя допускать, чтобы мы, увлекшись обсуждением чернобыльской проблемы, забыли о том, что сегодня продолжают дымить заводы Украины, что продолжается загрязнение днепровского водного бассейна химическими и металлургическими предприятиями. Однако новый фактор, связанный с аварией, существует, и это фактор отрицательного свойства.

Люди очень обеспокоены его существованием, и это естественно. Большинство населения никогда не интересовалось, каковы предельно допустимые нормы окисла азота или сернистого ангидрида. Зато их очень интересует сегодня уровень гамма-, бета- и альфа-излучения. Это объясняется тем, что мы годами говорили о трагедии Хиросимы и Нагасаки, мы подробно рассказывали об огромной опасности для человечества, связанной с радиоактивным излучением. Люди постепенно все это накопили в своем сознании и относятся к радиактивности как к фактору большого риска. Тут существует некий психологический феномен, некий разрыв между эмоциями и знаниями. Все знают, что в результате промышленных выбросов в окружающую среду попадают канцерогены - но это не вызывает особых эмоций.

Иное дело радиоактивность. Настрой у людей весьма тревожный - ведь люди боятся за своих детей, внуков, потому что мы много говорили о генетических, отдаленных последствиях. С этим надо считаться и ученым, и средствам массовой информации.

Мы должны объективно и трезво разъяснять существующую ситуацию, не отмахиваясь от тревожных вопросов людей. Мы не должны бояться вызвать панику, ибо причина паники - в дефиците информации. А мы твердим, как попугаи, только одно - что пища чистая, что она проверяется, и т. д. Но если у меня самого нет в этом уверенности, если я несколько месяцев сам не пью молока - как же я буду уверять людей в безопасности продуктов? Пойдите на вокзал и посмотрите, что люди везут из Москвы? Полные сумки продуктов.

Большинство из них с недоверием относится к тому, что мы пишем. Скажем:

медики все время в своих сверхоптимистических передачах твердили в июне - июле, что купаться в Днепре в районе Киева можно. Я же тогда считал, что купаться нельзя ни в коем случае. Потому что в прибрежной части, в илах в то время накопилось определенное количество радионуклидов. Ничего бы не случилось с киевлянами, если бы они один год воздержались от купания или не пошли бы в лес за грибами.

В то же время, конечно, нельзя эту проблему и утяжелять. Почему? Да потому, что в природе идет могучий процесс разбавления, рассеивания радионуклидов - и это спасает нас. Вновь, в который раз, матушка-природа стала нашей спасительницей. Говорю о деревьях, земле и о водах Киевского моря, принявших, вобравших в себя основной выброс радиоактивности. Сколько мы с вами проклинали Киевское море, нависшее над нашим городом, а в этой ситуации оно оказалось очень полезным накопителем, вобрав в илы часть радионуклидов, которые затем осели на дно. Море оказалось радиоемким, оно поглотило некоторую часть частиц, и мы надеемся, что в конечном счете произойдет разбавление радионуклидов до незначительных концентраций.

Вопрос о воде мне наиболее близок, так как я - председатель рабочей группы по мониторингу (слежению. - Ю. Щ.) за состоянием воды в днепровском бассейне. Днепр - важный элемент всех наших забот, может быть, даже - важнейший. Ведь водой днепровского бассейна пользуется тридцать пять миллионов населения Украины. Сразу же после аварии был проведен ряд срочных мероприятий по охране источников водопользования, и я могу сказать, что население Украины получает доброкачественную питьевую воду. Это я заявляю с полной ответственностью.

Вместе с тем мы должны быть готовы к любым неожиданностям. Для этого мы совместно с Институтом кибернетики АН УССР имени В. М. Глушкова создали математическую модель изучения и прогнозирования состояния воды в днепровском бассейне. В этой модели предусмотрели разные - вплоть до самых экстремальных - возможные ситуации, разработали на случай их возникновения целый комплекс специальных мер. Но пока такие экстремальные ситуации не возникали, никакой опасности не было. Многие боятся весны 1987 года, особенно весеннего паводка. Что можно сказать?

В напряжении аварийной обстановки люди забыли, что мы, в сущности, уже пережили одно наводнение - двадцать шестого апреля 1986 года, когда как раз был большой разлив рек и когда выбросы из Чернобыльской АЭС легли непосредственно на воду. Я не ожидаю серьезных последствий от паводка 1987 года.

Каковы уроки Чернобыля?

Недавно у нас состоялась типичная научная конференция по проблемам Чернобыля и его последствий. Собралось не менее ста человек, с цифрами, графиками, выкладками.

Физики, биологи, генетики. Были там интересные доклады, и среди них были очень оптимистические. И это не был тот наигранный оптимизм, о котором писал Чингиз Айтматов. Помните, в «Плахе»: «До каких пор мы будем уверять, что даже катастрофы у нас самые лучшие?» Нет, в своей среде мы были очень откровенны.

Ряд объективных данных настраивает нас все-таки оптимистически. Но об этом нужно уметь рассказать так, чтобы люди поверили. Надо найти таких ученых, чтобы говорили убедительно, с фактами и цифрами, чтобы вызывали доверие слушателей или телезрителей.

И, конечно, один из основных уроков - урок нравственный. В связи с аварией в Чернобыле резко усилилась горечь, разочарование наукой. Ведь вы тоже об этом говорили на съезде писателей Украины?

- Но дело не столько в самой науке, сколько в моральных качествах отдельных ученых. Очень часто бывает такая ситуация: есть два-три ученых, примерно в равных чинах и званиях. Один из них говорит категорически «нет», а двое других - «да!». Что делать тем, кто принимает решения? Они, естественно, выбирают тот ответ, который им больше по душе. К сожалению, не всегда даже тот ученый, который говорит «нет», пытается затем отстаивать свою точку зрения, драться за истину, выступать на высоких форумах, и т. д. Даже он не хочет иметь дискомфорт душевный, входить в конфликт с могущественными людьми и ведомствами.

Вот вам, как писателю и ученому, тема: поисследуйте корни такого неодинакового поведения крупных специалистов. В чем причины?

А в итоге вся чернобыльская история бросила тень на науку.

Особенно на ее моральное лицо.

Пожалуй, главный урок Чернобыля состоит в том, что любой даже самый малый моральный изъян ученого, любые уступы совести должны жестоко наказываться. А мы ведь забыли о том, что когда-то непорядочному человеку руки не подавали. Когда-то. Но ведь сейчас в тысячи раз возросла ответственность ученых за их собственные открытия и за экспертизу огромных строек. Ученый должен в огонь идти за свои идеи, свои убеждения. Но часто ли такое увидишь?»

Вот какие разговоры велись в здании, освященном именем В. И.

Вернадского, сказавшего в 1922 году:

«Ученый не машина и не солдат армии, исполняющий приказания не рассуждая и не понимая, к чему приводят и для чего эти приказания делаются. Для работы над атомной энергией необходимо сознание ответственности за найденное. Я хотел бы, чтобы в научной работе, такой, казалось, далекой от духовных элементов человеческой личности, как вопрос об атомах, этот моральный элемент был осознан».

Чернобыльские маршруты привели меня осенью 1986 года и в Москву, туда, где 40 лет тому назад, 25 декабря 1946 года начал работать первый в Европе уран-графитовый атомный реактор Ф-1-«физический первый». Тогда это была окраина Москвы - Покровско-Стрешнево, и стоял здесь густой сосновый бор. Впрочем, сосны и сейчас есть. Теперь здесь раскинулась территория Института атомной энергии им. И. В. Курчатова.

Я пришел к Валерию Алексеевичу Легасову, академику, члену Президиума АН СССР, первому заместителю директора и директору отделения института, лауреату Ленинской и Государственной премий СССР. Основные научные интересы Валерия Алексеевича связаны с ядерной технологией и водородной энергетикой, химией плазмы и синтезом соединений благородных газов. Но в 1986 году имя академика Легасова звучало на весь мир в связи с ликвидацией аварии в Чернобыле. Валерий Алексеевич приехал в Припять в первый же день аварии, был назначен членом Правительственной комиссии.

Я познакомился с академиком Легасовым задолго до того, как встретился с ним. Работая над научно-публицистическим кинофильмом «Внедрение» (киностудия Киевнаучфильм), я, сидя в монтажной, десятки раз прогонял пленку с интервью Валерия Алексеевича, данным съемочной группе.

Особенно запали в душу такие слова:

«Я бы хотел обратить внимание на то, что за многие годы эта болезнь - недостаточное внимание к новому, неумение новое осветить - стала застарелой болезнью и вылечить ее не так просто. Стала она застарелой потому, что с детских лет не очень-то учат ценить новое, отличать новое от старого. Если прийти в любой класс, послушать, как идет урок, то независимо от того - гуманитарный это предмет или естественный, - как правило, вы столкнетесь с тем, что детям объясняют, какая это хорошая книжка, какое это точное уравнение, какой это хороший эксперимент. Но ни разу вы не услышите вопроса: «А как бы ты сделал лучше, а чем плох этот эксперимент, или чем неудачна эта книжка?»

Но ведь с отрицания того, что кажется хорошим и идеальным, начинается творчество, стремление сделать все как-то лучше. Наша школа учит скорее пользоваться тем, что есть, а не отрицать достигнутое и не создавать новое».

Мне показалась очень важной эта мысль, вскрывающая одну из причин многих наших бед, в том числе и чернобыльской. Потому что наша школа все свои силы бросает лишь на воспитание послушных, благонравных, исполнительных мальчиков и девочек, маленьких соглашателей, не воспитывая в них духа критицизма и объективного, с учетом всех «за» и «против» подхода к явлениям природы и социальной действительности. Прививает нормативное мышление, а критицизму (а чаще неверию и цинизму) учит молодого человека улица, иногда родные, книги, знакомые. Но ко всему этому школьник зачастую пробивается сам».

Очень интересно было поговорить с Валерием Алексеевичем Легасовым об уроках аварии на Чернобыльской АЭС: «Так получилось, что еще до чернобыльской аварии мне пришлось заниматься вопросами промышленной безопасности - и в частности, безопасности атомных электростанций. В связи с бомбардировкой Израилем центра ядерных исследований в Ираке не только в научных, но и в более широких кругах обсуждались последствия возможного нападения на АЭС. Этому была посвящена наша статья в журнале «Природа» (Легасов В. А. Феоктистов Л. П. Кузьмин И. И. Ядерная энергетика и международная безопасность. - «Природа», 1985, N6). Уже тогда, рассматривая этот вопрос, мы пришли к выводу, что воевать при достаточно высокой плотности атомных электростанций безумие. Слишком большие регионы надолго оказались бы радиационно пораженными.

Но для любого здравомыслящего человека возникал другой вопрос: а если атомную энергетику исключить? И вместо нее поставить какие-то энергетические эквиваленты в виде газовых, угольных или мазутных электростанций? И вот мы стали рассуждать - я повторяю, еще до чернобыльских событий: допустим, бомба попадет в ядерную электростанцию. Это плохо. А если она попадет не в атомную станцию, а в сооруженную вместо нее тепловую? И мы увидели, что будет тоже плохо. Взрывы, пожары, образование ядовитых соединений погубят большее количество людей и выведут из пользования заметные регионы, хотя на меньший срок.

И вот после этих оценок приходишь к такой точке зрения: дело сейчас заключается не в роде техники, а в ее масштабах и концентрации. Уровень концентрирования мощностей промышленных объектов сегодня таков, что разрушение этих объектов, случайное или преднамеренное, приводит к очень серьезным последствиям. Человечество в своем развитии создало такую плотность различных энергоносителей, различных потенциально опасных компонентов - биологические ли они, химические или ядерные, - что их сознательное или случайное разрушение приводит сегодня к крупным неприятностям.

Сегодня проблемой стало тиражирование различных объектов и концентрация больших мощностей. В своем время было введено в строй ограниченное число ядерных объектов, надежность которых обеспечивалось высочайшим уровнем квалификации персонала, тщательным соблюдением всех технологических регламентов. Вот здесь, за окном, работает первый отечественный реактор, и надежно работает. Но потом, когда надежные технические решения себя зарекомендовали хорошо, их начали тиражировать, одновременно увеличивая мощности объектов. А подход к малому числу таких объектов и к большому числу их с высоким уровнем мощности должен быть совершенно разный.

Произошел некий качественный скачок: этих объектов стало больше, они стали гораздо мощнее, а отношение к эксплуатации этих объектов ухудшилось.

- А почему это произошло?

- Думаю, был очень силен инерционный момент. Потребность в электроэнергии велика. Нужно было быстро вводить и осваивать новые мощности. А быстро - значит не менять принципиально ранее сделанных проектов. Стремительно возрастало число людей, занятых изготовлением оборудования, эксплуатацией его. А методы обучения, тренажа уже не поспевали за темпом развития.

Было бы относительно просто, если бы можно было врага определить, скажем, в виде ядерного реактора или в виде ядерной энергетики. Но это не так. И даже если мы откажемся от этого технического способа и заменим его другим - то не будет «о'кей». Будет хуже. Вот ведь какая вещь. Потому что враг - не в технике. Не в типе самолета, не в типе реактора атомного, не в виде энергетики. Если крупномасштабно смотреть на эту проблему, основной враг - это сам способ создания и проведения энергетических или технических процессов, зависящий от человека. Самое важное - человеческий фактор. Если раньше мы смотрели на технику безопасности как на способ защиты человека от возможного воздействия на него машин или каких-то вредных факторов, то сегодня возникла другая ситуация.

Сегодня нужно технику защищать от человека. В самом деле - от человека, в руках которого сосредоточены потрясающие мощности.

Защищать от человека в любом смысле: от ошибок конструктора, от ошибок проектанта, от ошибок оператора, ведущего этот процесс. А это уже совсем иная философия.

Сейчас какие мировые тенденции прослеживаются? Число аварий - если брать удельный вес на 1000 человек или по другим показателям - сокращается. Но уж если она при меньшей вероятности все же случается, то масштабы ее возрастают.

- Это как самолет: раньше в авиакатастрофе погибало четырнадцать человек, сегодня - двести - триста.

- Совершенно верно. И вот первый вывод: Чернобыль проявил то, что человечество не очень торопилось с изменением подхода к безопасности, философии безопасности. Надо сказать, что это есть не только отставание отечественное. Это мировое отставание. Отсюда Бхопальская, Чернобыльская, Базельская трагедии.

Невозможно, неправильно и глупо отказываться от достижений человеческого гения. Отказываться от развития атомной энергетики, химической промышленности или еще от чего-то. Это ненужно. А нужно сделать две вещи: во-первых, правильно понимать воздействие таких серьезных новых машин и видов техники на окружающую среду и, во-вторых, разработать систему взаимодействия человека с машиной. Это проблема не лично человека, работающего с такой машиной, а это гораздо более общая и важная проблема. Ведь при таком взаимодействии могут возникнуть серьезные катастрофы, неприятности от недосмотра, глупости, от неправильных действий. Неважно, кто неправильно поступил: начальник станции или оператор.

Сейчас нам нужно искать оптимум системы. Оптимум в автоматизации, оптимум в человеческом вмешательстве в процессы, оптимум при решении всех организационных и технических вопросов, связанных с такими сложными технологическими системами. При этом надо создавать защитные барьеры, насколько это возможно, и на случай, когда и человек будет ошибаться, и машины окажутся ненадежными.

Вот тут я вам впервые, пожалуй, хочу высказать одну - может быть необычную - мысль. Пока мы обсуждали известное. Так вот. Все мы видим, как говорится, невооруженным глазом, что на всех этапах создания техники у нас есть некоторая недоработанность, неряшливость, что ли. На всех этапах - от создания до эксплуатации. Ото общеизвестные факты, они изложены в решении Политбюро ЦК КПСС о причинах аварии на Чернобыльской АЭС. Я все время думал - почему же это происходит?

И знаете, прихожу к парадоксальному выводу: не знаю, согласятся со мной мои коллеги или будут камни в меня бросать, но я прихожу к заключению, что это от того, что мы сильно увлеклись техникой. Прагматически. Голой техникой. Это охватывает многие вопросы, не только безопасности. Давайте задумаемся: почему в те времена, когда мы были гораздо беднее и была гораздо более сложная обстановка, почему сумели за исторически ничтожный срок - в 30-е, 40-е, 50-е годы - поразить весь мир темпом создания новых видов техники и качеством славились? Ведь ТУ-104, когда он появился, - это был качественный самолет. Атомная станция, которую создал Игорь Васильевич Курчатов, его соратники - это было и пионерское, и хорошее решение.

Что же случилось, почему?

Первая попытка - объяснить это какими-то субъективными, организационными факторами. Но это не очень серьезно. Мы могучий народ, и огромный у нас потенциал заложен. И каждый руководитель, и каждая организационная система на каком-то историческом отрезке использовали и удачные решения, и менее удачные - но не могли же они так крупно повлиять.

И я пришел примерно к такому парадоксальному выводу: та техника, которой наш народ гордится, которая финишировала полетом Гагарина, была создана людьми, стоявшими на плечах Толстого и Достоевского.

- Это потрясающий вывод в устах технического специалиста.

- Но мне кажется, что это так. Люди, создававшие тогда технику, были воспитаны на величайших гуманитарных идеях. На прекрасном и правильном нравственном чувстве. И на яркой политической идее построения нового общества, на той идее, что это общество является самым передовым. Это высокое нравственное чувство было заложено во всем: в отношениях друг с другом, отношении к человеку, к технике, к своим обязанностям. Все это было заложено в воспитании тех людей. А техника была для них лишь способом выражения нравственных качеств, заложенных в них.

Они выражали свою мораль в технике. Относились к создаваемой и эксплуатируемой технике так, как их учили относиться ко всему в жизни Пушкин, Толстой, Чехов.

А вот в следующих поколениях, пришедших на смену, многие инженеры стоят на плечах «технарей», видят только техническую сторону дела. Но если кто-то воспитан только на технических идеях, он может лишь тиражировать технику, совершенствовать ее, но не может создавать нечто качественно новое, ответственное.

Мне кажется, что общим ключом ко всему происходящему является то, что долгое время игнорировалась роль нравственного начала - роль истории нашей культуры, - а ведь все это одна цепочка. Все это, собственно, и привело к тому, что часть людей на своих постах могла поступать недостаточно ответственно. Но даже один, плохо работая, создает в цепочке слабое место, и она рвется.

Кстати говорят, если послушать непосредственных виновников аварии - то, в общем, цели у них были самые благие. Выполнить поручение, выполнить задачу.

- Валерий Алексеевич, а они понимали вообще, что делают?

- Они считали, что делают все правильно и хорошо. И нарушают правила во имя того, чтобы сделать все лучше. Мне так кажется.

- Но все-таки они понимали, что нарушают все правила эксплуатации реактора?

- Они не могли этого не понимать. Не могли. Потому что нарушали основные, как говорится, заповеди. Но кто-то считал, что это не опасно, кто-то - что делать так даже лучше, чем написано в инструкции, потому что, видите ли, цель у них была достойная, что ли: собраться и обязательно сделать то, что им поручено в эту единственную ночь, сделать любой ценой. Любой ценой.

Правда, это не относится к тем, кто крайне безответственно разрешил испытания и утвердил программу их проведения. Смысл эксперимента заключался вот в чем. На случай прекращения подачи пара в турбоагрегат - это аварийная ситуация - на станциях должны включаться в работу дизель-генераторы. Они набирают необходимые параметры для обеспечения блока электроэнергией не сразу, а через десятки секунд. В это время генерирование электроэнергии должна обеспечить турбина, потерявшая пар, но еще вращающаяся по инерции. Нужно было проверить - хватает ли времени выбега турбины до выхода на нужные параметры дизель-генераторов. Программа этой проверки была составлена крайне небрежно, не согласована ни физиками станции, ни конструктором реактора, ни проектантом, ни представителями Госатомэнергонадзора. Тем не менее она была утверждена главным инженером и затем им лично не контролировалась и изменялась и нарушалась в процессе исполнения.

Низкий технический уровень, низкий уровень ответственности этих людей - это не причина, а следствие. Следствие их низкого нравственного уровня.

Обычно понимают так: ага, безнравственный человек - это тот, который позволяет себе брать взятки, например. Но это крайний случай. А разве нравственен человек, который не хочет свой чертеж сделать лучше, не хочет сидеть по ночам, мучиться, не хочет искать более совершенные решения? Человек, который говорит: «Зачем напрягаться, если можно сделать такое решение, которое профессионально вроде бы кажется нормальным, хотя не является оптимальным, не является наилучшим». И вот начался процесс распространения технической отсталости. Мы ни с чем не справимся, если не восстановим нравственного отношения к выполняемой работе, какой бы она ни была: медицинская, или химическая, или реакторная работа, или биологическая.

- А как его восстановить, это нравственное отношение? После вздоха и долгой паузы:

- Ну. здесь я не могу быть пророком.

- И все-таки, Валерий Алексеевич. Представьте, что вы - министр просвещения или человек, решающий судьбы школьников. Что бы вы сделали?

- Частично я уже говорил: надо восстановить чувство ответственности, критичности, чувство нового. Был такой период времени, когда некоторые внешние условия этому мешали. Но вот сегодня у нас самый благоприятный период. Пожалуйста - нам ничто не мешает восстановлению самых лучших отечественных или национальных в нашей многонациональной стране традиций. Никто не мешает. А как это делать? Увеличивать или уменьшать долю тех или иных предметов? Я не знаю. Но я уверен, что в школу нужно приводить интересных людей. Ведь Россия всегда была сильна тем, что учитель - это человек, который в нравственном отношении чаще всего является идеалом для своих учеников.

И еще хочу сказать о неделимости общей и технической культуры. Это неделимые вещи. Если вы кусок какой-то изымаете, связанный с историей нашего отечества или с нашей литературой, если вы к чему-нибудь ослабили внимание - это обязательно бумерангом вернется - в силу неделимости культуры. В равной степени нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. Мы тогда станем беспомощным обществом. Возникает естественный вопрос: вопрос гармонии.

- Возвратимся к Чернобылю. Как вы пережили это событие как человек и как специалист? Не было ли у вас комплекса вины, не личной вины, а вины физиков за случившееся?

- Я бы так сказал: было чувство злости. И досады на то, что здесь, в этом институте, где специалистами высказывались все необходимые опасения и предложения, мы оказались недостаточно сильными и вооруженными для того, чтобы провести в жизнь нужную точку зрения. И отчеты писали, и выступали многие, и чувствовали опасность усложнения технологических систем без изменения философии их построения. Были и готовые рекомендации. Ну, например: важнейшим упреждающим элементом было бы создание диагностических систем. У нас ратовали за эти диагностические системы, испытывали некоторые из них, требовали их развития, везде объясняли опасность того, что у нас не хватает вычислительных мощностей для построения нужных моделей и оценки ситуации, для обучения персонала на тренажерах. Но, выходит, мало требовали, плохо объясняли. Вот в этом смысле было чувство злости, что ли. Сердиться же на физиков или, тем более, на физику - это все равно что бить палкой гуттаперчевую копию начальника, как это кое-где делается в Японии. Физика - это лидирующая в технике наука, она не может быть в чем-то виновной. Виновны могут быть люди, плохо ее использующие.

А как человек что я пережил? Меня в субботу 26 апреля сняли с актива, я как был «при параде», так и вылетел туда. Никто из нас не ожидал аварии таких масштабов. Со станции неправильно нас в Москве информировали. Мы получили противоречивую информацию. По одной информации - вроде там все присутствует - и ядерная авария, и радиационная опасность, и пожар, в общем, все виды опасности обозначены. А потом стали информировать, что пытаются вести охлаждение, то есть пытаются управлять реактором. Раз пытаются управлять реактором - значит, он существует, и тогда особых проблем нет. Но вот когда мы подъехали, дело было вечером, в субботу, и я увидел зарево красное - это, конечно, поразило и сразу показало серьезность дела. А потом уже времени на эмоции не было - надо было изобретать на месте - что чем и как измерять, что предпринимать, и так далее. В тот вечер мы только оценили радиационную обстановку, причем самым активным «дозиметристом» был профессор Абагян Армен Артаваздович - директор Института атомных элекстростанций. А на следующий день, когда я в бронетранспортере подъехал к развалу реактора - вот тогда и появилось это чувство злости, о котором я вам говорил. И еще ощущение того, что к такой ситуации оказались неподготовленными. Не было заранее предусмотренных решений и технических средств. Ведь что произошло? Всегда говорилось, что вероятность ядерной аварии крайне мала. И проекты станции действительно обеспечивали эту малую вероятность. Но ведь все-таки вероятность не была нулевой. Из нее следовало, что такая авария может произойти раз в тысячу лет. Но кто сказал, что этот раз не придется на наш с вами год? На 1986 год? Тем не менее возможность аварийных действий до того, как происходит это маловероятное событие, не была предусмотрена.

Правда, спустя некоторое время, когда мне пришлось поехать в Вену, на заседание в МАГАТЭ, я убедился, что вся мировая наука и техника, как показала практика, не очень-то к такого рода авариям была подготовлена.

И еще скажу такую вещь. Может, это звучит парадоксально, но как только отпустила острота тревоги, я стал получать удовлетворение от выполняемой работы. По-моему, я не одинок, очень не одинок в этих своих эмоциях. Потому что были созданы такие условия, при которых шла настоящая работа - без бумаг, без волокиты, без согласований. На плечи Правительственной комиссии легла колоссальная ответственность. Особенно в первые дни. Это уже потом стали появляться всякие согласования, когда ситуация была более спокойная. Но в тот момент было так: все нам помогали, все было в нашем распоряжении, но вся ответственность за принятые решения ложилась на плечи людей, которые туда приехали, и особенно на плечи Б. Е. Щербины. И это оказалось очень полезным. Ситуация драматичная, но в условиях представленной самостоятельности, сопряженной с ответственностью, удалось организованными усилиями множества людей и ограничить число пострадавших, и сравнительно быстро локализовать масштабы аварии.

Пришлось решать там и научные задачи. Первая задача - локализация аварии. У нас не было алгоритма поведения в таких ситуациях. И единственное поле активных действий - в небе, на высоте не ниже двухсот метров над реактором. Как поступать? Первое, в чем мы убедились, - что реактор не работает. Датчики нейтронов в этих гамма-полях не работали, все нейтронные каналы были неработоспособны. Значит, нужно было по соотношению короткоживущих изотопов и по активности их выделения определить, что новой наработки быстро распадающихся изотопов нет. Убедились, что новой наработки нет. Реактор не работает. Но горит графит и выделяется тепло.

Раз горит графит, значит, снизу идет подсос воздуха и идет некое охлаждение. Значит, можно было стабилизировать процесс в естественном состоянии, ничего не предпринимать и ждать естественного охлаждения реактора. Правда, ждать очень долго. Чем это хорошо? Это хорошо тем, что опасность прохода в низ зоны, опасность проплавления днища, загрязнения подпочвенных вод - она бы ликвидировалась автоматически. И проблем бы не было.

Но тогда по воздушному бассейну с аэрозольными продуктами горения, с повышением температуры активность реактора выходила бы существенно дальше и масштабы и интенсивность загрязнения были бы очень большими. Закрывать сверху остатки реактора - это значит уменьшить опасность загрязнения по воздуху, но ухудшить теплоотвод, т. е. создать опасность разогрева и движения массы топлива вниз. Надо было принимать решение. Тогда решили сделать так: засыпать реактор сверху материалами, которые бы и фильтровали, но в то же время и стабилизировали температуру. Отсюда легкоплавкий металл (пока он плавится, температура не повышается), осуществляющий и защиту от излучения, и карбонаты, забирающие тепло реактора на свое разложение и выделяющие углекислый газ при разложении, что помогло прекратить горение графита.

Решалась беспрецедентная в мировой истории проблема. Традиционные приборы, как правило, не были пригодны либо из-за недоступности точек измерения, либо из-за высоких температурных и радиационных полей. Многим специалистам и организациям пришлось в кратчайшие сроки изобретать и новые методы и новые технические средства для измерений, для закрепления активных частиц на местах, чтобы их не уносило ветром, для строительства и дезактивации. Очень многое было сделано и, как теперь мы уже можем наблюдать, с достижением цели. Западные эксперты потом назовут эти методы новаторскими и эффективными. Остается горько сожалеть, что все это было создано быстро не до того, а после. А в первые дни работать приходилось интуитивно.

И последнее, что я хочу сказать, - о молодых людях. Конечно, приходилось сталкиваться с разными ситуациями, иногда и очень неприятными. Но среди них были такие, которые вызывали только восхищение. Вот у нас писали о героизме пожарных. Некоторые, читая, ругались, что они слишком долго и напрасно находились на отметках и зря переоблучались. Но это - действительно героизм, причем оправданный, потому что в машинном зале - там же был и водород, и масла. Они не допустили развития пожара, который мог бы привести к разрушению соседнего блока. Первый локализационный шаг был сделан верный.

А как работали военные летчики! Это действительно подвиг. Они безукоризненно работали, и профессионально, и как угодно. В химических войсках было очень много молодых парней. На их плечи легла разведка. Они действовали совершенно бесстрашно и точно.

Вы знаете, там все было гармонично. Я не могу сказать, что молодежь там работала больше, чем другие, но то, что молодежь вела себя достойно, - это факт. И физики - и московские, и киевские - лезли в самое пекло. Я бы сказал, что молодые люди работали там, проявляя высокие человеческие и профессиональные качества».

Только теперь понимаю, с каким удивительным человеком свела меня судьба. Академик Валерий Алексеевич Легасов, которого сотрудники ласково называют «Валексеевич». Вспоминаю его лицо, лицо простого мастерового, слышу его характерный басок, его выстраданные, беспощадные слова о причинах наших бед, не только чернобыльских, причинах, кроющихся не в сфере чистой техники, а в области нравственной.

Страшная и неожиданная весть о смерти Валерия Алексеевича застала меня как раз тогда, когда по приглашению ленинградского кинорежиссера Валентины Ивановны Гуркаленко я собирался сниматься вместе с академиком Легасовым - вести с ним разговор о демонах Чернобыля. Съемки должны были начаться в мае 1988 года, а в конце апреля.

Владимир Степанович Губарев, писатель, журналист, лауреат Государственной премии СССР, автор пьесы «Саркофаг» и повести «Зарево над Припятью»:

«Смерть Валерия Алексеевича Легасова потрясла меня.

Я давно знал Валерия Алексеевича, еще до Чернобыля. Он был не только великим ученым, но и писал стихи, любил театр, был подлинным мыслителем, пытливо интересовался многими явлениями нашей жизни.

Во время чернобыльских событий я увидел академика Легасова в деле, убедился в его умении моментально анализировать обстановку, принимать самые ответственные решения. Наши отношения окрепли в Чернобыле, и уже в «послечернобыльскую эру», в Москве, мы часто встречались с Валерием Алексеевичем, о многом откровенно говорили.

Осенью 1987 года он принял большую дозу снотворного.

Почему он тогда это сделал? Валерий Алексеевич не отвечал на подобные вопросы. Может быть, случайность?

Я тогда впервые почувствовал, какая пропасть разверзлась между академиком Легасовым как личностью и ученым и окружавшей его реальностью. Надо прямо сказать - как бы горько ни было, - что Валерий Алексеевич последние два года жил в некоем вакууме. Его друзья все видели, могут подтвердить это.

- В чем выражался этот «вакуум»?

- Вот пример. Я попросил его написать большую статью для «Правды». Статья называлась «Из сегодня - в завтра». Она была опубликована 5 октября 1987 года. В ней поднимались острые, принципиальные проблемы безопасности не только атомной энергетики, но и вообще крупных технологических систем. Так вот, статья эта была просто не замечена теми, кого она касалась в первую очередь. Они даже не откликнулись на нее. Что-то вроде - ученый пописывает, мы почитываем, и все идет как шло.

Полное игнорирование его мыслей и тревог - что может быть оскорбительнее для ученого?

Вакуум, о котором я говорил, во многом образовался после Чернобыля. Я убежден, что Чернобыль сыграл самую непосредственную роль в роковом решении Валерия Алексеевича уйти из жизни. И пусть помолчат ведомственные оптимисты, будь то медики или атомщики.

Конечно, никто не сможет однозначно ответить на вопрос «почему?», мучающий сейчас всех, кто знал Легасова, любил его и дружил с ним. Тайна смерти - одна из самых сокровенных тайн Бытия. И все же мы должны разобраться, что же могло подтолкнуть академика Легасова к роковой черте. Потому что его смерть - это тяжелый удар по нашей науке, по всем нашим надеждам на победу правды и справедливости в жизни. Это укор всем нам.

Есть еще одно обстоятельство, над которым надо задуматься. Химик по специальности, Легасов никогда вплотную не занимался ядерными реакторами, достоинствами или недостатками их конструкций. И вдруг жизнь заставила его в Чернобыле заняться этим. Уже 27 апреля 1986 года он на «бэтээре» одним из первых подъезжал близко к 4-му блоку, чтобы понять, что произошло.

Он стал скрупулезно - характер у него такой - разбираться в причинах аварии, во всем комплексе этих причин. Многое ему открылось тогда, на многое он посмотрел иными глазами, потому что Чернобыль обнажил глубинные корни наших застарелых недугов. Вот как он писал об этом в своих воспоминаниях, а фактически - в своем завещании, опубликованном уже после его смерти 20 мая 1988 года в «Правде». «После того, когда побывал на Чернобыльской станции, я сделал однозначный вывод, что чернобыльская авария - это апофеоз, вершина всего того неправильного ведения хозяйства, которое осуществлялось в пашей стране в течение многих десятков лет».

Я убежден, что после Чернобыля он стал другим человеком, как стали другими мы с вами. Он уже на все окружающее смотрел сквозь призму Чернобыля.

А это далеко не всем нравилось.

И вот нашлись люди, которые начали изо всех сил преуменьшать роль академика Легасова в ликвидации последствии аварии. Хотя, повторяю, он играл в Чернобыле основную, самую ответственную роль. В самые горячие дни эти люди помалкивали, во всем соглашались с Валерием Алексеевичем. Но уже после того, как было сооружено Укрытие, они начали впрямую критиковать Легасова за некоторые решения, принятые в первые дни аварии, приписывать ему то, к чему он вовсе не имел касательства.

Снова, в который уже раз, сработала наша старая болезнь: мы умеем ругать человека, умеем унижать его достоинство. В этом мы преуспеваем. Наука ненависти, обскурантизма, нетерпимости сидит в нас со сталинских времен. Но мы не умеем вовремя похвалить, сказать доброе слово, поддержать в трудную минуту того, кто стоит рядом. А потом бывает поздно.

С моей точки зрения, В. А. Легасов заслуживал присвоения ему звания Героя Социалистического Труда за подвиг в Чернобыле. Если не он, то кто же тогда? Почему же не дали ему эту звезду? Может быть, теперь, когда мы наконец-то поняли, какого ученого, какого патриота мы потеряли, может быть, стоит вернуться к этой идее и хотя бы посмертно присвоить звание Героя академику Легасову? Думаю, что это было бы в высшей степени справедливо.

Вакуум образовался не только в вопросах, связанных с Чернобылем. Делом жизни Легасова было развитие химии. Одна из характернейших его особенностей: он жил не сегодняшним и даже не завтрашним днем, а заглядывал дальше. Что будет послезавтра, уже в XXI веке?

А ведь серость, которая - увы - глубоко проникла в нашу науку, живет только сегодняшним днем. И потому эта серая плесень отвергла смелые идеи Валерия Алексеевича по созданию неформальных временных молодежных научных коллективов, устремленных в будущее.

Конечно, ни одна из этих причин сама по себе не может быть, очевидно, решающей. Но все вместе они создавали мрачный психологический фон. Поймите, ведь он жил только наукой, - был одержим наукой. И когда он увидел, что даже после Чернобыля многие его предложения и предупреждения вязнут в трясине равнодушия, он совершил то, чего мы не можем оправдать, с чем не можем смириться. Это был крик отчаяния.

Не исключено, что определенную роль сыграло и состояние его здоровья, ухудшившееся после Чернобыля. Ведь от радиации страдают иммунные системы. Поэтому Легасов в последнее время подолгу лежал в больницу. Ко второй годовщине аварии я хотел сделать с ним большой - на всю полосу «Правды» - материал: «Чернобыль, два года спустя». Но он пролежал до конца марта в больнице.

А 27 апреля 1988 года, во вторую годовщину Чернобыля, Валерий Алексеевич на 12 часов дня вызвал машину. Шофер приехал точно вовремя. Вошел в квартиру. Легасов был уже мертв.

Еще одна трагедия Чернобыля, еще один удар колокола, еще одно напоминание всем нам. Ведь Чернобыль обозначил пропасть между знанием и невежеством, между правдой и ложью, между совестью и бесчестьем.

Валерий Алексеевич Легасов стоял на той стороне, где знание, правда, совесть. К сожалению, по другую сторону пропасти стояли и стоят его оппоненты. Они ведут борьбу тихо, почти незаметно, создавая вокруг таланта вакуум. Сейчас, в наши дни, они пользуются и «испытанным» оружием - клеветой, доносами, очернением. И не только при жизни, но даже и после смерти. Этому натиску «инквизиции XX века» надо дать беспощадный бой, иначе она может задушить. Гибель академика Легасова призывает нас к такой борьбе».

Я снова и снова вчитываюсь в монолог Валерия Алексеевича. Многое теперь переосмысливается по-иному, и слова, сказанные Легасовым о поколении великих ученых и техников нашей страны, стоявших на плечах Толстого и Достоевского, можно сегодня отнести к самому Валерию Алексеевичу: это он в своих мучительных поисках истины старался поставить науку на прочный фундамент морали, без которой человеческое знание может превратиться в бездушное орудие смерти и уничтожения. Опираясь на плечи гигантов литературы, он, химик, видел немного дальше, чем многие его коллеги, угадывая контуры будущих трагедий в неясной дымке будущего, предупреждая человечество об опасности бездумного тиражирования техники, беспредельного умножения ее мощностей.

«Все, что происходило в Чернобыле и вокруг него, для меня очень горько. Я считаю, что в истории нашей страны это третье событие по своему значению.

Первое - татаро-монгольское иго. Мы прикрыли собою Европу от орд и варварства. Второе - фашизм. Мы спасли Европу от фашизма. И сейчас мы обеспечиваем будущее человечества очень дорогой ценой.

Трагедия Чернобыля - в этом ее особенность - заключается в том, что мы столкнулись с проявлением атомной энергии именно в форме так называемого «мирного атома». Таких катастроф больше не будет. Это я могу сказать совершенно определенно. И будущее цивилизации невозможно без атомной энергии. Но есть Чернобыль. Поэтому, когда мы будем строить это будущее, мы должны учитывать уроки Чернобыля. До Чернобыля мы подходили к этому очень легко. Поэтому действительно мы очень дорогой ценой прокладываем путь к цивилизации будущего.

Я был бы очень примитивным человеком, если бы описывал в художественной форме документальные события. Естественно, очень многое из того, что легло в основу пьесы, родилось в Чернобыле, где я работал в качестве корреспондента газеты «Правда». Но я могу совершенно четко сказать, что я не имел конкретно ни одного человека в виду. Я пытался создать типичные образы».

Из пьесы «Саркофаг» (журнал «Знамя», N9, 1986 г):

«Сергеев. Там долго не могли сообразить, что произошло, потому на всякий случай в Москву не сообщали. Ждали чего-то.

Бессмертный. Мне кажется, очень серьезная авария. По радио почему-то ничего не говорят.

Сергеев. Все-таки взрыв?

Птицына. Конечно. Просто некоторым ох как не нужно, чтобы он был, и они доказывают, что реактор развалился без взрыва. Пожар. Просто пожар».

«Когда я взялся писать «Саркофаг», было естественное желание осмыслить это событие философски. Я хотел показать, что мы живем в совершенно другое время, чем себе представляем. Что мы живем в атомно-космический век, что у него есть свои законы, своя философия, своя ответственность людей за поступки и их последствия» .

Из пьесы «Саркофаг»

«Бессмертный. Но какая, извините за нелитературное словечко, сволочь отключила аварийную систему. Я хотел сказать, что это - убийство. Не самоубийство, а убийство.

Физик. Главное для вас: выяснить, кто снял аварийную защиту.

Бессмертный. Кто снял? Кто снял? Аварийную систему отключила система. Система безответственности.

Оператор. А мы все спешим, торопимся, обязательства берем, мол, на три месяца раньше срока, на двое суток, а он четыре раза просил о счетчиках, никто не поторопился там, наверху. Зато просьбы начальства мы выполняем. Отчего же так? Их просят - молчок, а нас - сразу ура! - и вперед. А все ради рапорта, премии. Кому такое ускорение нужно? Это то же самое, что машины по городу со скоростью сто километров в час пустить, пусть всех давят, главное - побыстрее. Пообещали сразу после праздников на полную мощность вывести. На двое суток раньше срока. Везде же обязательства берут. А мы что, рыжие?

Физик. Вот поэтому и сняли защиту».

«В «Саркофаге» есть три основные идеи.

Первая: если человек поступается своими убеждениями, своими взглядами, если он уходит от ответственности - то этот человек живет в саркофаге.

Вторая идея: если люди, каждый человек и общество в целом, не делают выводов из трагедии - то они оказываются в саркофаге.

И третья идея: в пьесе постоянно как рефрен повторяются слова из инструкций по гражданской обороне - как модель атомной войны. Я хотел сказать, что если человечество не учтет уроков трагедии, оно будет в саркофаге.

Эта пьеса написана за неделю. Это было в июле - с 10 по 26 июля. Когда я начал ее писать, я не мог спать, не мог разговаривать, спал по три часа в сутки. Просто иначе не мог. Понимаете, я сейчас оцениваю людей всех - где бы они ни жили, чем бы они ни занимались, какие бы посты ни занимали - по их отношению к Чернобылю. Если он равнодушен, если его не тронула эта трагедия - такой человек, с моей точки зрения, пропащий. Потому что есть такие национальные трагедии - а это национальная трагедия, - когда каждый человек должен высказать свое отношение к этому событию. Я хочу посмотреть в глаза тем людям, которые говорят, что пьеса не нужна, что она преждевременна. Потому что если мы не будем бить в набат, не будем кричать, предупреждать - то наши пьесы, наши литературные произведения некому будет смотреть, некому будет читать».

Из пьесы «Саркофаг»

«Физик. Главное в этой трагедии - ее уроки. Мы не имеем права не извлечь их. В истории человечества еще не было такого опыта. Взрыв реактора и его последствия. Не исключено, что это единственный случай. Вернее, первый. Надо, чтобы он стал последним. Для этого - изучение по всем параметрам. Научным, техническим, психологическим».

«И самое главное, чтобы эти уроки не прошли даром для нашей молодежи. Ведь те, кто родился после 1961 года, после полета Юрия Гагарина, они естественно воспринимают, что родились в атомно-космический век. Они привыкли к стартам ракет. Но они должны понять одну вещь: раз они живут в таком веке, уровень их знаний и образования должен быть намного выше, чем у их отцов. Потому что они приходят к управлению принципиально новой техникой. А завтра будут ее создавать. А они иногда все это воспринимают как должное, как некую данность. Как автомобиль на улице. Или как телевизор. Но это же сложнейшая техника. И очень опасная. Она требует от человека нового уровня и мышления, и знаний, а самое главное - отношения к этому».

«Есть много уроков Чернобыля. Один из них - необходимость научиться сосуществовать с ядерной энергией. У нас нет другого выхода. Мы живем в ядерный век и должны с ним хорошо ладить. В США мы получаем почти 17% электроэнергии за счет атомных электростанций. В некоторых странах Западной Европы эта цифра достигает 60-65%. К 1990 году на земле будет около 500 ядерных реакторов. Иными словами, вопрос не стоит - вступать или не вступать нам в ядерный век. Мы уже в нем. Поэтому необходима высокая степень ответственности, точности и осторожности при использовании атомной энергии. Если проанализировать причины всех аварий, имевших место в США и СССР, то они возникли не от самой ядерной энергии, а из-за человеческих ошибок.

Еще один урок заключается в том, что аварии, подобные чернобыльской, затрагивают не только ту страну, в которой они произошли, но и ряд соседних стран. Поэтому помощь при таких авариях должна осуществляться не только на национальном, но и на международном уровне. Мы должны понять, что зависим друг от друга, тем более что атомная энергетика, ядерное оружие расширяют свою географию.

И наконец, последний - пожалуй, самый главный - урок. По сравнению с сознательным применением атомного оружия Чернобыль можно квалифицировать как незначительный инцидент. Но если сравнительно небольшая авария стоила бесценных человеческих жизней, серьезных совместных усилий врачей и двух миллиардов рублей, то что же можно сказать о военном применении ядерного оружия? Мы, врачи, будем тогда бессильны помочь людям.

Об этом никогда нельзя забывать.

Чернобыль - последнее предупреждение человечеству».

Холодным ноябрьским утром 1986 года, когда мокрый снег падал на глинистую землю, пришел я на подмосковное кладбище Митино. Невдалеке от входа, слева от главной аллеи, тянулись аккуратные ряды одинаковых могил. Белые мраморные доски, золотые надписи. Даты рождения разные, даты смерти почти все обозначены маем 1986 года.

Герои Чернобыля. Жертвы Чернобыля. Возможно, были среди них и виновники Чернобыля. Всех уравняла смерть, дав нам, живым, право лишь на одно чувство: безмерной скорби от утраты этих молодых человеческих жизней.

Я поклонился их праху (пришлось при этом, правда, предъявить свое писательское удостоверение постовому милиционеру, словно было в моем поступке что-то подозрительное) и уехал с тяжелой думой о времени, пережитом нами после Чернобыля. Авария эта своими беспощадными гамма-лучами моментально высветила наш народный, государственный механизм. На суровом экране Чернобыля отчетливее, чем когда-либо, проявились и наши внутренние огромные силы и резервы (ведь можем, когда захотим, решить любую проблему!), и наши серьезные застарелые болезни, которые никак не уложить в благодушную формулу прошлых лет «отдельные нетипичные недостатки».

Прав доктор Гейл! Чернобыль грянул как последнее предупреждение:

человечеству, стране, каждому из нас - молодому или старому, начальствующему или подчиненному, ученому или рабочему.

И если оно не будет услышано, если все останется по-старому, если мы будем учиться «чему-нибудь и как-нибудь», если будем работать как и работали - спустя рукава, на халтуру, если карьеру в нашем обществе будут делать верноподданные циничные и безграмотные угодники, а не умные порядочные люди со своими самостоятельными взглядами и убеждениями, если высшей доблестью на разных иерархических ступенях государства будет по-прежнему считаться лишь беспрекословное подчинение приказам, а не творческое сопоставление разных, свободно выражаемых мнений, - то это будет означать, что мы ничему не научились и что уроки Чернобыля прошли понапрасну.

И тогда последуют новые Чернобыли, новые «Адмиралы Нахимовы», новые горькие потрясения нашей жизни.

Предупреждение Чернобыля. Случилось так, что телевизионный фильм «Предупреждение», показанный в феврале 1987 г. по ЦТ, я смотрел в одной из киевских больниц вместе с теми, кто работал в Зоне, а теперь пребывал на обследовании. На телевизор сбежалось все отделение, и хотя это были разные, незнакомые друг с другом люди, но в тот вечер всех объединил телевизионный экран, тяжкие воспоминания пережитого. В моей памяти всплыли воспоминания детства - как в нетопленном кинозале 1942 года в Саратове голодные, усталые люди смотрели документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Смотрели с болью и надеждой, скорбью и верой.

Изменились времена, изменились исторические обстоятельства, изменились люди - только выражение лиц осталось то же, та же боль и надежда. Рядом со мною сидели молодые парни в больничных пижамах - операторы Украинского телевидения Юрий Коляда, Сергей Лосев, Михаил Лебедев, режиссер Игорь Кобрин, комментатор Геннадий Душейко. Они напряженно всматривались в кадры хроники чернобыльских событий. Уж кто-кто, а они знали, какой ценой добываются эти кадры: в одном только Гостелерадио УССР более полусотни сотрудников - телеоператоры, радиожурналисты, комментаторы, звукооператоры, водители - вынуждены были пройти медицинское обследование, а некоторым пришлось выехать на санаторное лечение. Один из ведущих и самых бесстрашных операторов украинского ТВ - сорокадевятилетний Валентин Юрченко умер внезапно осенью 1986 года. И хотя причина смерти (сердечный приступ) внешне не связана с чернобыльским облучением - но кто может отрицать роль стресса, нервных перегрузок, перенесенных этим мужественным человеком в жаркие дни лета 1986-го? Вот какой ценой добивалась правда о Чернобыле, правда, сама по себе ставшая серьезнейшим предупреждением всем нам. Вспомним уникальные кадры, снятые операторами УТ; как солдаты, выскакивая из укрытия, мчатся на крышу третьего блока, чтобы сбросить вручную обломки конструкции и куски графита в жерло четвертого реактора. Нужны ли какие-то особые комментарии к этим кадрам? Только отсчет времени на секунды, минуты.

Чернобыль начал особый отсчет времени для человечества.

Предупреждение Чернобыля - как вполне реальный образ того, что может ожидать человечество в случае ядерной войны, - должно быть услышано не только профессиональными политиками всего мира и военными, держащими пальцы на ракетных кнопках, а каждым без исключения человеком, независимо от его возраста и социального положения.

«Предотвращение ядерного омницида - самая неотложная задача человечества в наши дни. Однако огромному большинству людей все это еще недостаточно ясно. Иными словами, многие из тех, кто говорит, что знает об опасности, в действительности не верят в ее реальность» (Квасил Б. Фукс Г. Ржиман Й. Сомервиль Дж. Гайко В. Говорят ученые: ядерный омницид - угроза всему живому. - В кн. «Кто и как может отстоять мир». Прага, 1981).

Хочется верить, что после Чернобыля человечество яснее поймет, что может с ним произойти, если начнется обмен ударами ядерной дубинки.

В опустевшей Припяти мы зашли в центральный пункт охраны города. Дежурный офицер милиции сидел за пультом сигнализации. В соседней комнате начальник патруля распекал за что-то сержанта. Все было так обыденно. На фанерном щите перед дежурным висели связки ключей. Название улицы и желтая связка входных ключей от домов. По количеству ключей можно было понять - на какой улице побольше домов, на какой - поменьше.

Так вот я не хотел бы, чтобы на центральном пульте марсианской охраны Земли (милицейском или полицейском - неважно) висели связки ключей от опустевших и покинутых навсегда стран. Не хочу, чтобы где-то в общей связке под названием «Европа» поблескивал ключик от моей земли, от Украины.