Руководства, Инструкции, Бланки

образец заявления о выходе из попечительского совета img-1

образец заявления о выходе из попечительского совета

Рейтинг: 4.8/5.0 (1864 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение о попечительском совете образовательной организации высшего образования

Положение о попечительском совете образовательной организации высшего образования 1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о попечительском совете [указать наименование образовательной организации высшего образования] (далее по тексту - Положение) разработано на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", письма Минобразования РФ "О попечительском совете ВУЗа" от 24.03.2000 N 15-13ин/15-11 и других нормативных правовых актов.

1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования попечительского совета, срок его полномочий, компетенция и порядок деятельности в [указать наименование образовательной организации высшего образования] (далее по тексту - Образовательная организация).

1.3. Главной целью попечительского совета по настоящему Положению является содействие в решении актуальных задач развития образовательногой организации и формированию ее как центра подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи фундаментального и прикладного характера на уровне современных требований, экспертной и консультационной деятельности, внедрении новейших информационных и педагогических технологий, обеспечения конкурентоспособности на отечественном и международном рынках образовательных услуг.

1.4. По настоящему Положению попечительский совет действует на общественных началах и не является юридическим лицом.

1.5. Попечительский совет содействует финансовой помощи образовательной организации в осуществлении ее уставной деятельности, сохранению и развитию материально-технической базы.

2. Порядок формирования попечительского совета

2.1. Состав попечительского совета первоначально утверждается ученым советом образовательной организации.

После утверждения первоначального состава попечительского совета другие члены попечительского совета кооптируются в состав попечительского совета самим попечительским советом.

2.2. В состав попечительского совета по настоящему Положению входят работники образовательной организации и обучающиеся в нем, представители учредителя образовательной организации, представители работодателей, органов исполнительной власти [указать наименование субъекта Российской Федерации], органов местного самоуправления и в соответствии с Уставом образовательной организации [указать представителей иных организаций].

2.3. Решение о включении в члены попечительского совета принимается попечительским советом простым большинством голосов.

2.4. По настоящему Положению в состав попечительского совета входит не более [значение] человек.

2.5. Попечительский совет избирает из числа членов председателя и сопредседателя попечительского совета.

2.6. Председатель и сопредседатель попечительского совета избираются на весь срок деятельности попечительского срока и могут быть освобождены от исполнения этих обязанностей по письменному заявлению или при наличии веских оснований по решению [значение] общего числа его членов.

2.7. По настоящему Положению попечительский совет формирует постоянный комитет (далее по тексту - Комитет), состоящий из [вписать нужное].

2.8. Период полномочий попечительского совета установлен в [указать срок].

В случае досрочного выбытия одного из членов попечительского совета его состав может быть пополнен путем избрания нового члена.

Полномочия новых членов попечительского совета ограничены сроком деятельности попечительского совета данного состава.

2.9. Членство в попечительском совете прекращается в следующих случаях:

2.9.1. При направлении письменного заявления о выходе председателю попечительского совета и ректору образовательной организации.

Член попечительского совета считается вышедшим из состава попечительского совета по истечении [значение] дней после направления такого заявления вышеуказанным лицам.

2.9.2. При прекращении членства в попечительском совете по решению попечительского совета.

3. Организация и управление попечительским советом

3.1. Работу попечительского совета организуют его председатель и сопредседатель.

3.2. Высшим органом управления попечительского совета является общее собрание.

3.3. Общее собрание правомочно принимать решения по всем вопросам его деятельности.

3.4. Общие собрания попечительского совета проводятся [указать периодичность проведения общего собрания]. Дата проведения общего собрания попечительского совета и созыв внеочередного заседания определяются решением его комитета.

3.5. Решения считаются правомочными, если в общем собрании принимает участие не менее [значение] членов попечительского совета.

Решения принимаются простым большинством от числа присутствующих на общем собрании попечительского совета.

3.6. На период между заседаниями попечительский совет передает комитету свои полномочия по осуществлению текущего контроля деятельности образовательной организации, по оказанию ему неотложной поддержки и организации работы попечительского совета.

3.7. По настоящему Положению общее собрание:

3.7.1. Избирает комитет, председателя и сопредседателя попечительского совета.

3.7.2. Определяет основные направления деятельности попечительского совета.

3.7.3. Определяет персональный состав комитета попечительского совета.

3.7.4. Утверждает отчеты о работе председателя, сопредседателя и комитета.

3.7.5. Решает вопросы о реорганизации и ликвидации попечительского совета.

3.8. По настоящему Положению комитет:

3.8.1. Определяет приоритетность проектов и программ попечительского совета.

3.8.2. Определяет размеры вступительных и членских взносов.

3.8.3. Устанавливает порядок распределения доходов, виды, размеры и направления использования средств и имущества попечительского совета.

3.8.4. Утверждает руководителей проектов и программ попечительского совета, назначает специалистов.

3.8.5. Утверждает финансирование текущей деятельности попечительского совета.

3.8.6. Утверждает годовые отчеты, баланс, сметы расходов структурных подразделений попечительского совета.

3.9. По настоящему Положению председатель и сопредседатель попечительского совета:

3.9.1. Решают вопросы, связанные с заключением договоров, соглашений, контрактов с различными организациями и частными лицами.

3.9.2. Утверждают решения и рекомендации.

3.9.3. Представляют попечительский совет перед органами власти и управления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами.

3.9.4. Делегируют свои полномочия членам комитета.

3.10. По настоящему Положению члены попечительского совета:

3.10.1. Вносят предложения по повестке дня, по порядку проведения общего собрания попечительского совета.

3.10.2. Организовывают подготовку отчетов по результатам оценки реализации программ.

3.10.3. Осуществляют иную деятельность в соответствии с настоящим Положением.

3.11. На общем собрании попечительского совета председательствует председатель попечительского совета, а в случае его отсутствия - сопредседатель или один из членов по решению попечительского совета.

3.12. Уведомление о проведении общего собрания направляется членам попечительского совета не позднее чем за [значение] дней до даты проведения такого собрания по средствам факсимильной связи, электронной почте или иным способом, определенным решением попечительского совета.

3.13. Ректор образовательной организации участвует в заседания попечительского совета с правом совещательного голоса.

3.14. Решения попечительского совета по вопросам вне его исключительной компетенции носят рекомендательный и консультативный характер.

4. Регламент работы попечительского совета

4.1. По настоящему Положению попечительский совет представляет свои интересы, интересы отдельных организаций, представители которых входят в состав совета, в федеральных и местных органах исполнительной власти, общественных и международных организациях, средствах массовой информации, а также в отношениях с другими образовательными организациями и отдельными гражданами.

4.2. Попечительский совет осуществляет свои функции в пределах компетенции, определенной настоящим Положением, и руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а также Уставом образовательной организации.

4.3. Представители попечительского совета могут входить в состав приемной и государственной аттестационной комиссий.

4.4. Попечительский совет действует на основе равноправия его членов, гласности, в тесном контакте с ректором и ученым советом образовательной организации.

4.5. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на общественной основе, без отрыва от основной деятельности.

4.6. Попечительский совет не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительную деятельность администрации образовательной организации.

5. Функции и задачи деятельности попечительского совета

5.1. По настоящему Положению попечительский совет образовательной организации осуществляет следующие функции:

5.1.1. Проведение оценки научно-исследовательской, образовательной и внедренческой деятельности образовательной организации и соответствия ее результатов поставленным целям и задачам проектов и программ.

5.1.2. Составление заключения по результатам проведенной проверки.

5.1.3. Направление заключений о результатах проверки руководителю образовательной организации.

5.1.4. Утверждение проектов и программ, реализуемых образовательной организацией.

5.1.5. Рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся и иных лиц на действия (бездействие) педагогического и административного персонала образовательной организации.

5.1.6. Содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации.

5.1.7. Осуществляет иные функции в рамках своей компетенции.

5.2. К основным задачам деятельности попечительского совета образовательной организации по настоящему Положению относятся:

5.2.1. Содействие в финансировании и реализации перспективных инициатив и нововведений, новых информационных технологий, способствующих обновлению содержания образовательных программ.

5.2.2. Содействие развитию системы непрерывного экономического, духовного и нравственного воспитания студентов, становлению их деловых и профессиональных качеств.

5.2.3. Поддержка научно-исследовательской деятельности, формирование и развитие научных школ образовательной организации.

5.2.4. Содействие установлению и развитию международного научного, технического и культурного сотрудничества.

5.2.5. Содействие в строительстве объектов учебного, научного и социально-бытового назначения образовательной организации, приобретение оборудования, материалов, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для учебного процесса проведения научных исследований.

5.2.6. Социальная защита студентов, аспирантов, слушателей и сотрудников, включая профессорско-преподавательский состав.

5.2.7. Пропаганда результатов научной, практической и иной общественно-полезной деятельности, содействие и учет потребностей народного хозяйства.

5.3. Попечительский совет в своей деятельности может осуществлять и другие права в соответствии с действующим законодательством.

6. Имущество и средства попечительского совета

6.1. Имущество и средства попечительского совета формируются за счет вступительных и членских взносов, взносов целевого назначения (долевых вкладов) на осуществление проектов и программ, реализуемых образовательной организацией.

6.2. Накопление денежных средств, в виде ежегодных членских взносов, осуществляется на счетах [вписать нужное].

6.3. Денежные средства попечительского совета расходуются в соответствии с целями и задачами (согласно смете).

6.4. Об использовании денежных средств члены попечительского совета информируют всех вкладчиков.

7. Реорганизация, ликвидация попечительского совета

Ликвидация и реорганизация попечительского совета образовательной организации производятся по решению общего собрания попечительского совета.

Руководитель структурного подразделения

[число, месяц, год]

Другие статьи

Создание Попечительского совета образовательного учреждения

Создание Попечительского совета образовательного учреждения

Дополнительное внебюджетное финансирование является непременным условием для развития образовательных учреждений в современных условиях, так как бюджетного финансирования довольно часто не хватает даже на покрытие необходимых текущих расходов учреждения. С переводом внебюджетного финансирования образовательных учреждений на лицевые счета в органы казначейского исполнения бюджета и их зачислением в бюджет возникли различные проблемы, связанные с самостоятельным использованием дополнительных средств. Ситуация осложняется тем, что зачисление внебюджетных доходов в бюджет формально приводит к увеличению объемов финансирования расходов на образование из бюджета, в то время как реального роста расходов не происходит. Поэтому образовательному учреждению выгодно дополнительные (внебюджетные) финансовые потоки “уводить“ в другие организации. Учитывая актуальность темы общественно-государственного управления образованием в рамках современной государственной политики, такой организацией может стать Попечительский совет как самостоятельная некоммерческая организация.

Правовые основы функционирования Попечительского совета

Главная цель деятельности образовательного учреждения - реализация различных образовательных программ (основных и дополнительных). При этом для реализации любой образовательной программы необходимы материальные и финансовые ресурсы. Они нужны и для поддержания учебно-материальной базы на высоком качественном уровне, а также ее развития.

Согласно действующему законодательству финансирование должно осуществляться в соответствии с принимаемыми на региональном и муниципальном уровнях нормативами. При этом каждый регион и муниципалитет вправе самостоятельно разработать модель нормативного финансирования. К сожалению, практически во всех регионах бюджетное финансирование не покрывает необходимых затрат на качественную реализацию образовательных программ.

В то же время согласно ст. 41 Закона РФ от 10.06.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон N 3266-1) образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

Поэтому для финансирования своих образовательных программ и развития учебно-материальной базы образовательное учреждение вправе привлекать внебюджетные средства. При этом весьма привлекательным и стабильным источником финансирования может стать Попечительский совет, созданный в виде некоммерческой организации, цель которой - содействие функционированию и развитию образовательного учреждения.

Обратите внимание: действующее законодательство запрещает бюджетным учреждениям взимать плату за реализацию основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджета (например, за реализацию основных общеобразовательных программ). При этом бюджет не гарантирует выделения достаточного количества средств для качественной реализации основных общеобразовательных программ, что в некоторых учреждениях образования приводит к оформляемым различным образом сборам с родителей учащихся.

Попечительский совет может софинансировать и основные образовательные программы, обеспечивая ресурсами качественное осуществление образовательного процесса, так как действующее законодательство запрещает взимать с родителей плату на эти цели, но не запрещает получать дополнительные средства от иных юридических лиц.

Попечительские советы без образования юридического лица достаточно распространены в образовательных учреждениях. Однако в этом случае своего расчетного счета они иметь не могут, поэтому экономического смысла в их существовании нет. Все преимущества в организации финансовых потоков образуются, только если Попечительский совет создается как самостоятельная некоммерческая организация.

Некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Такие организации, в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ*(1), создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Правовое положение некоммерческих организаций определяется нормами Гражданского кодекса, Федеральным законом N 7-ФЗ и иными нормативными актами. Если Попечительский совет создан в форме общественного объединения, то в отношении него действует Федеральный закон N 82-ФЗ*(2).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть создана по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

В настоящее время имеется более 20 организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Для создания Попечительского совета возможно использование следующих таких форм:

автономной некоммерческой организации*(3).

Создание Попечительского совета как
самостоятельной некоммерческой организации

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Однако до государственной регистрации необходимо провести определенную подготовительную работу.

Процесс создания Попечительского совета включает следующие этапы:

открытие расчетного (если необходимо, то и валютного) счета.

Только после данных процедур возможно официальное начало деятельности.

Некоммерческая организация создается по решению учредителей (учредителя), которыми в зависимости от организационно-правовых форм могут выступать как физические, так и юридические лица.

Учредительным документом некоммерческих организаций является устав, утвержденный учредителями (участниками) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

Обратите внимание: учредителями (членами, участниками) некоммерческой организации не могут быть иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории РФ, лица и организации, связанные с отмыванием денежных средств или финансированием экстремистских организаций.

В учредительных документах некоммерческой организации должны содержаться:

наименование некоммерческой организации с указанием на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

место нахождения некоммерческой организации;

порядок управления деятельностью;

предмет и цели деятельности;

сведения о филиалах и представительствах;

права и обязанности членов;

условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);

источники формирования имущества некоммерческой организации;

порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;

порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;

иные положения, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово “фонд“, сведения о цели фонда, указания об органах фонда, в том числе о Попечительском совете, и порядке их формирования, назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, а также дальнейшем использовании имущества фонда в случае его ликвидации.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

В уставе Попечительского совета как некоммерческой организации возможно включение следующих разделов (их наименования могут различаться, так как четко определенной структуры не существует):

- Цели и задачи совета;

- Членство в совете;

- Порядок приема в совет и выхода из него;

- Имущество и финансово-хозяйственная деятельность;

- Порядок реорганизации и ликвидации совета.

Кроме того, в уставе теоретически могут быть отражены положения, касающиеся филиалов и других обособленных подразделений организации, однако для попечительских советов использовать эти возможности обычно нет необходимости. Хотя можно создать один Попечительский совет на муниципальное образование с созданием филиалов, базирующихся в конкретных образовательных учреждениях.

Заседание учредителей о создании некоммерческой организации фиксируется протоколом. Протокол общего собрания учредителей Попечительского совета должен содержать:

дату и номер протокола (как правило, протокол N 1);

перечень докладчиков и краткое содержание их выступлений.

В протоколе должны быть отражены вопросы для голосования, в частности:

о создании некоммерческой организации;

о составе учредителей;

о размере уставного капитала;

о назначении исполнительного директора;

о регистрации некоммерческой организации.

Также в нем должны быть указаны результаты голосования по каждому из вопросов.

Государственную регистрацию некоммерческих организаций и постановку на налоговый учет осуществляет в настоящее время Федеральная служба по налогам и сборам. Однако документы для государственной регистрации некоммерческой организации теперь необходимо подавать в Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию) в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ, так как если ранее действовал общий порядок, то теперь для некоммерческих организаций установлен специальный, который ранее действовал только в отношении общественных объединений. Тем самым процедура регистрации значительно усложнилась, так как она осуществляется двумя различными службами - после одобрения Росрегистрации документы направляются ею в уполномоченный налоговый орган для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. Затем, получив уведомление о внесении записей в ЕГРЮЛ, Росрегистрация выдает свидетельство о государственной регистрации заявителю.

При этом необходимо помнить, что срок подачи документов на регистрацию ограничен тремя месяцами со дня вынесения решения о создании организации (п. 4 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).

Согласно ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ*(4) при регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

- заявление, подписанное заявителем, с указанием его ФИО, места жительства и телефонов (заверяется нотариально);

- учредительные документы в трех экземплярах;

- решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

- сведения об учредителях в двух экземплярах;

- документ об уплате госпошлины;

- сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего органа.

Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации представляется по форме N РН0001, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 212*(5). Заявление удостоверяется нотариусом, поэтому и подписи на нем должны ставиться в присутствии нотариуса. Для заверения подписей нотариусу необходим паспорт заявителя и документ, подтверждающий его полномочия, например протокол общего собрания учредителей, в котором изложены результаты назначения на ту или иную должность и поручение ему регистрировать организацию.

Сведения об учредителях приводятся на листах “Б“ формы N РН0001.

Одновременно с документами на регистрацию целесообразно подать и заявление о применении УСНО, так как для Попечительского совета эта система, позволяющая уменьшить затраты на ведение налогового и бухгалтерского учета, наиболее оптимальна.

Уполномоченным лицом (заявителем), имеющим право подачи документов на регистрацию некоммерческого партнерства, может быть:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, назначенный учредителями директор);

- учредитель (учредители - физические лица) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании оформленной надлежащим образом доверенности.

Учредительные документы юридического лица представляются в подлинниках или нотариально удостоверенных копиях.

Решение о создании юридического лица представляется в виде протокола (или выписки из протокола). В этом документе должно обязательно говориться об утверждении устава Попечительского совета и формировании его руководящих органов, включая назначение директора (единоличного исполнительного органа). Также в протоколе нужно указывать ФИО лица, которому поручена регистрация.

В качестве документа об уплате государственной пошлины обычно представляется квитанция на ее перечисление через банк. В настоящее время действует единая государственная пошлина за регистрацию юридических лиц в размере 2 000 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Адресом юридического лица считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (индивидуального или коллегиального). К документам на адрес относятся нотариально заверенные договор аренды помещения, свидетельство о собственности, гарантийное письмо. Адресом (местонахождением) постоянно действующего органа Попечительского совета образовательного учреждения, как правило, является адрес самого образовательного учреждения. Поэтому в качестве документа, подтверждающего адрес Попечительского совета, обычно представляется гарантийное письмо руководителя образовательного учреждения.

Постановка на учет в налоговом органе производится одновременно с государственной регистрацией. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. В дополнение к свидетельству о государственной регистрации выдается свидетельство о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика), единого по всем видам налогов и сборов. Этот номер надо указывать в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или другом документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Свидетельство о постановке на налоговый учет можно получить в налоговом органе по месту нахождения организации.

Срок регистрации некоммерческой организации составляет 23 рабочих дня, из которых:

- в течение 14 рабочих дней Росрегистрация должна принять решение о соответствии устава требованиям законодательства;

- в течение 5 рабочих дней ФНС должна внести запись в ЕГРЮЛ;

- 1 рабочий день отводится на уведомление Росрегистрации о внесении записи в ЕГРЮЛ;

- в течение 3 рабочих дней после получения сообщения от ФНС Росрегистрация должна выдать регистрационное свидетельство некоммерческой организации.

Отказ в регистрации возможен лишь по следующим причинам, указанным в ст. 23.1 Федерального Закона N 7-ФЗ:

- учредительные документы противоречат законодательству РФ;

- ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

- наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства;

- документы представлены не полностью, неправильно оформлены либо представлены не в тот орган;

- выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 Федерального Закона N 7-ФЗ.

Об отказе в государственной регистрации должно быть сообщено не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием причин.

Печать можно заказать в любой организации, занимающейся их изготовлением, или приобрести специальный комплект, позволяющий создать печать самостоятельно. На печати должно быть указано название организации и место регистрации. Также печать может содержать ОГРН, ИНН, зарегистрированный логотип. В больших городах с ее изготовлением проблем в настоящее время нет, но несколько дней (и даже недель) на ее изготовление может уйти.

В Москве действует Государственный реестр печатей и можно зарегистрировать (естественно, за плату) печать в этом реестре. Однако требования об обязательности регистрации в этом реестре в действующем московском законодательстве отсутствуют, поэтому регистрация осуществляется лишь по желанию самой организации.

Учитывая введенные правила “одного окна“, регистрация в органах статистики и регистрация во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования и Фонде социального страхования) должна осуществляться автоматически, без необходимости их личного посещения.

Из регионального отделения Росстата должно быть выслано письмо, содержащее присвоенные организации в соответствии с общероссийскими классификаторами и уставными документами коды идентификации хозяйствующих субъектов:

- ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций);

- ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления);

- ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления);

- ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);

- ОКФС (Общероссийский классификатор форм собственности);

- ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм).

Регистрационное письмо Росстата с кодами статистики необходимо для осуществления уставной деятельности и открытия счета в банке.

Уведомления (извещения) фондов о постановке юридического лица на учет и присвоении ему регистрационных номеров должны направляться по почте в адрес юридического лица. При этом регламентируются сроки постановки на учет - 5 рабочих дней.

Из внебюджетных фондов должно придти четыре извещения (два от ФСС и по одному от ПФР и ФФОМС). Два извещения от ФСС обязательны, так как организация в этом фонде не только ставится на учет как страхователь, но и получает уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Учитывая работу почты, извещения доходят не всегда, поэтому по истечении месяца с момента регистрации исполнительному органу Попечительского совета или доверенному лицу целесообразно получить в отделениях фондов соответствующие извещения или регистрационные номера.

Заключительный этап создания Попечительского совета - открытие расчетного счета в банке. В выбранном банке (даже в небольших городах действуют несколько банков с разными тарифами на открытие и ведение счетов) нужно получить документы, необходимые для открытия расчетного счета. Для этого в банк представляются следующие документы (перечень может несколько различаться):

- заявление на открытие счета;

- договор на расчетно-кассовое обслуживание в двух экземплярах;

- копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально;

- копию устава, заверенную нотариально;

- копию учредительного договора, заверенную нотариально;

- карточку с образцами подписей, оттиска печати, заверенную нотариально (или согласно правилам банка - в нем самом);

- приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей;

- нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;

- анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с представлением паспорта);

- копию информационного письма из органов статистики о присвоении кодов;

- документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования и в отделении Пенсионного фонда;

- расчет на установление организации лимита остатка денежных средств в кассе.

В банке после открытия расчетного счета можно получить чековую книжку.

Согласно ст. 86 НК РФ банк, открывший счет организации, обязан в пятидневный срок уведомить об этом налоговый орган. В свою очередь, некоммерческая организация также обязана в десятидневный срок известить налоговый орган об открытии (закрытии) расчетного счета согласно ст. 23 НК РФ.

к.э.н. директор Нижегородского центра экономики
образования

“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 5, май 2007 г.

*(2) Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“.

*(3) От редакции: определения основных организационно-правовых форм некоммерческой организации приведены в статье А. Вифлеемского “Пожертвования и иные источники дополнительного финансирования бюджетных учреждений“, опубликованной в третьем номере журнала “Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“ за 2007 год.

*(4) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

*(5) Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 “О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций“.

ВНИМАНИЕ! Сообщения на сайте не проходят предварительную модерацию.
Если вы являетесь автором какого-либо материала - пишите на ящик ruman988@yandex.ru для восстановления законности!

Попечительский совет - что это такое? Попечительский совет образовательного учреждения

Попечительский совет - что это такое? Попечительский совет образовательного учреждения

В наши дни в России поощряется общественно-государственное управление системой образования. Создаются управляющие и попечительские советы. Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Попечительский совет - что это такое?

Это юридически грамотный и эффективный инструмент привлечения внебюджетных финансов и самый удобный способ материальной поддержки образовательного учреждения. Он способен учитывать интересы воспитанников и их родителей. Несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало понятия "попечительский совет". Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний.

Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании», это орган самоуправления учреждения образования, осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Основные задачи

Положение о попечительском совете основными его функциями считает помощь в организации образовательного процесса, деятельности учащихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда. Содействие в проведении спортивных, культурных и экскурсионных мероприятий, благоустройство помещений и территории. Привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса. Контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников

Таким образом, мы видим, что на вопрос: "Попечительский совет - что это такое?" в двух словах не ответишь. Функции его достаточно широки и разнообразны. Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами.

Кто может входить в состав совета?

Положение о попечительском совете подразумевает, что в его состав имеют право входить все участники образовательного процесса. К ним относятся родители учащихся (либо законные представители) и другие физические лица. Например, представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе. В школе возможен даже детский попечительский совет!

Предложения по составу участников могут вноситься администрацией учреждения или уполномоченными представителями общественности. Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель, которого избирают на том же ежегодном заседании.

Зачем все же нужен попечительский совет в школе или детском саду?

В первую очередь он - основной распорядитель поступивших благотворительных взносов. Это орган самоуправления, контролирующий их целевое использование. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. А их немало - укрепление материальной базы, привлечение новых молодых кадров, поддержка талантливых воспитанников. Даже порой обеспечение охраны здания.

Чем именно деятельность данной структуры полезна отдельной семье? Благодаря ей растет уровень образовательного учреждения в целом, а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах и школах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Благодаря поддержке попечителей привлекаются новые талантливые сотрудники, успешные педагоги не уходят из школы по материальным соображениям, не распыляются на случайные подработки. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

В чем конкретно заключаются его полномочия?

Попечительский совет распределяет поступившие пожертвования. Взаимодействует с благотворительным фондом, которому предоставляет письма на оказание поддержки образовательному учреждению с указанием требуемых статей расходов. Председатель его подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ информацию о поступлении и расходе денежных средств.

Попечительский Совет обладает правом получать нужную для своей работы информацию от руководителя учреждения или его заместителей, вносить администрации предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья учащихся и организации питания, сотрудничать с благотворительными и любыми другими организациями, занимающимися сбором пожертвований, вести общественный контроль за целенаправленным расходом пожертвований физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Что важно знать учредителям

Необходимо определиться с правовым статусом, который будет иметь попечительский совет. Что это такое? По закону все заработанные средства школа должна зачислять в доход бюджета и передавать в распоряжение казначейства. Впоследствии образовательное учреждение имеет право их вернуть (за минусом суммы удержанных налогов). И тогда попечительский совет вправе ими распоряжаться, если он имеет соответствующие полномочия. Но главными все равно остаются представители государства.

Грамотно выбранный статус позволяет совету построить более удачную схему. Для чего он должен создаваться при школе как самостоятельная некоммерческая организация со статусом юридического лица.

Что в этом случае? Финансовые поступления школы или детского сада делятся на два разных «потока». Бюджетными средствами по-прежнему заведует казначейство. А деньги, собранные родителями или прочими лицами, поступают в распоряжение совета, не имеют отношения к казначейству и не подлежат налогообложению.

Чтобы создать такой попечительский совет, прежде всего нужно определиться с его организационно-правовой формой. Некоммерческие организации бывают нескольких видов - фонд, автономная организация, некоммерческое партнерство. У всех свои преимущества и недостатки. Для школьного попечительского совета оптимальный выбор - некоммерческое партнерство. Именно потому, что оно имеет юридическое право принимать членские взносы и ими распоряжаться.

Как это работает

Членами партнерства становятся родители учащихся. Они ежемесячно выплачивают взносы, размер которых устанавливается правлением. При этом попечительский совет обладает правом на целевое финансирование утвержденных им расходов образовательного учреждения, например, выплачивание дополнительные вознаграждения его сотрудникам.

Здесь нужно учитывать, что попечительский совет образовательного учреждения финансирует определенные курсы или образовательные программы по собственному выбору. Но не для каждого конкретного ученика, а для класса, группы или учебной параллели. В данном случае речь не идет о платных образовательных услугах, и отсутствует необходимость отдельного заключения договора с каждым родителем.

Какие еще существуют тонкости

Чтобы сэкономить на ЕСН (едином социальном налоге), вознаграждение педагогам можно оформить в виде материальной помощи. Как известно, ЕСН выплачивается работодателем в случае заключения трудового договора или договора подряда и не распространяется на оказание материальной помощи и других выплат некоммерческого характера.

Данная система чрезвычайно подходит для инновационных образовательных учреждений. Им важно разработать и внедрить единую программу образования, включающую и государственные стандарты, и новейшие разработки по выбору учреждения. "Нормативная" часть финансируется из бюджета, инновационная – за счет дополнительных средств, которыми ведает попечительский совет школы .

Создание некоммерческого партнерства

Итак, что для этого следует предпринять? Нужно знать, что и учредителем, и членами такого партнерства имеют право стать как юридические, так и физические лица. Обычно работа попечительского совета строится по следующей схеме - директором совета становится завуч, членами - родители учащихся. Для ведения финансов потребуется бухгалтер. Удобно, если эту должность будет совмещать представитель школьной бухгалтерии. Не следует забывать, что сама школа как таковая юридически не уполномочена создавать сторонние организации, так как является бюджетным учреждением и может быть обвинена в нецелевом расходе средств.

Первый и главный требуемый документ – устав совета. В нем должно быть подробнейшим образом расписано все - задачи и цели организации, порядок приема в ее члены и выхода из таковых, регламент сбора и учета взносов.

Другой важный документ – это протокол попечительского совета, точнее, общего собрания его членов, на котором они назначают директора, перечисляют учредителей, указывают, кому поручена регистрация партнерства. Протокол обязательно должен включать, помимо даты и списка присутствующих, перечень докладов с указанием содержания каждого из них.

Данные документы затем передаются в территориальный регистрационный орган вместе с заявлением о госрегистрации по форме № 212, (постановление Правительства РФ) - это специальная форма для некоммерческих организаций.

Что содержит форма

В нее вносятся данные о названии организации и ее правовой форме, юридический адрес. Основанием для присвоения юридического адреса по месту нахождения школы может послужить письмо директора. Он формально имеет право возглавить некоммерческое партнерство в качестве физического лица, но на практике такое случается редко. Хотя закон здесь ничего не запрещает, руководителю учреждения нелегко в данном случае избежать различных домыслов и порицания общественности.

Физические лица (учредители) имеют право создать уставный капитал путем вложения определенной суммы. За регистрацию потребуется оплатить госпошлину.

Собрав весь необходимый пакет, его сдают в регистрационный орган, удобнее всего сразу после этого подать заявление о переходе на "упрощенку". Чем это выгодно? При отсутствии предпринимательской деятельности налог будет равен нулю, так как при "упрощенке" членские взносы, которые получают некоммерческие организации, не относятся к налогооблагаемой базе. Потребуется лишь формальная подача ежеквартального отчета в налоговую инспекцию.

Что еще нужно?

Потребуется зарегистрироваться в Пенсионном фонде, оформить социальное страхование, открыть в банке расчетный счет, куда будут перечисляться благотворительные пожертвования.

Теоретически попечительский совет школы может организовать ООО и оформить его как коммерческую организацию. В этом случае деятельностью ее станет оказание образовательных услуг либо ученическое производство. Тогда придется выплачивать все положенные по закону налоги и вести соответствующую отчетность. На практике этот путь гораздо более долгий и хлопотный, поэтому встречается он гораздо реже.