Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о медицинском обеспечении в поликлинике при чс img-1

инструкция о медицинском обеспечении в поликлинике при чс

Рейтинг: 4.1/5.0 (1890 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Организация работы медицинских формирований службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях - Студопедия

Организация работы медицинских формирований службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях

К медицинским формированиям относятся врачебно-сестринские бригады, бригады специализированной медицинской помощи, радиологические бригады, специализированные медицинские бригады постоянной готовности, бригады (отряды, группы), создаваемые на базе санитарно-эпидемио-логических организаций здравоохранения (прил. 15).

Врачебно-сестринские бригады создаются в больничных (амбулаторно-поликлинических) организациях здравоохранения для организации и оказания медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, в зоне ЧС и возглавляются врачом-специалистом любого профиля.

Эти бригады могут использоваться для усиления бригад СНМП или ММК при работе их в зоне ЧС (или на ее границе), а также для усиления больничных (амбулаторно-поликлинических) организаций, находящихся вблизи зоны ЧС.

Бригады специализированной медицинской помощи (внештатное выездное формирование) создаются в больничных организациях здравоохранения, которые имеют в своей структуре соответствующие специализированные отделения по следующим основным профилям: хирургический, травматологический, нейрохирургический, ожоговый, токсикологический, акушерско-гинекологический, психиатрический, инфекционный. Они предназначены для организации и оказания специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, в стационарных условиях и в условиях ММК; возглавляются врачами-специалистами соответствующего профиля.

Радиологические бригады создаются:

– для организации и оказания специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, связанных с радиационной аварией на объектах использования атомной энергии;

– на республиканском уровне — на базе Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека;

– на территориальном уровне — на базе областных больниц, одной из государственных организаций здравоохранения г. Минска.

Специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ — это штатное выездное формирование) создаются в структуре областных центров экстренной медицинской помощи на базе соответствующих специализированных отделений больничных организаций здравоохранения. Они предназначены для организации и оказания специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, в стационарных условиях и в условиях ММК государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Комплектуются и возглавляются врачами-специалистами соответствующего профиля.

Для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ходе локализации и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в санитарно-эпидемиологических организациях здравоохранения создаются:

– на республиканском уровне на базе Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья — республиканская санитарно-гигиеническая и республиканская оперативная противоэпидемическая бригады;

– на территориальном уровне на базе областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и Минского городского центра гигиены и эпидемиологии — санитарно-противоэпидемические бригады;

– на местном уровне на базе зональных и районных центров гигиены и эпидемиологии — санитарно-эпидемиологические отряды (группы санитарно-эпидемиологической разведки).

Количество бригад экстренной медицинской помощи определяется в соответствии с заданиями. Если их нет, то они создаются из расчета для организаций здравоохранения района — не менее одной бригады на 100 штатных коек; для организаций здравоохранения области (г. Минска) — не менее одной бригады на 200 коек; для поликлиник и диспансеров — не менее одной бригады на 25 медицинских работников.

Медицинские формирования осуществляют следующие основные мероприятия:

1. В режиме повседневной деятельности:

– поддержание круглосуточной готовности к оказанию медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС;

– совершенствование знаний и навыков по оказанию экстренной медицинской помощи населению;

– создание и поддержание в готовности к использованию необходимого запаса медицинской техники и имущества для обеспечения работы медицинских формирований;

– участие работников медицинских формирований в организации и проведении мероприятий по предупреждению ЧС;

– определение порядка обеспечения санитарным транспортом для убытия медицинских формирований в зону ЧС;

– уточнение последовательности и порядка развертывания, возможностей по проведению биологической и санитарно-эпидемиологической разведки и лабораторного контроля.

2. В режиме повышенной готовности:

– обеспечение готовности медицинских формирований, уточнение планов их действий в зависимости от прогноза развития ЧС, при необходимости — их направление в зону прогнозируемой ЧС;

– получение и проверка готовности к использованию запасов медицинской техники и имущества;

– обеспечение готовности к выезду санитарного транспорта;

– участие в организации и проведении мероприятий, выполняемых при угрозе ЧС.

3. В чрезвычайном режиме:

– прибытие в зону ЧС в оптимальные сроки;

– организация и оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС;

– оказание консультативной помощи медицинским работникам государственных организаций здравоохранения;

– определение порядка транспортировки населения, пострадавшего при ЧС;

– организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации последствий ЧС;

– проведение санитарно-эпидемиологической разведки в зоне границы возможного очага заражения (загрязнения) патогенными биологическими агентами, опасными химическими веществами и радиоактивными веществами;

– наблюдение, анализ и оценка обстановки в зоне ЧС и информирование комиссий по ЧС соответствующего уровня и вышестоящей санитарно-эпидемиологической организации здравоохранения об изменении санитарно-эпидемической обстановки и мерах по ее стабилизации;

– информирование населения Республики Беларусь о санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях, направленных на минимизацию возможных последствий ЧС.

В случае возникновения ЧС время готовности медицинских формирований к выезду в зону ЧС с момента поступления информации об этом должно быть не более 1 часа в рабочее время и не более 2 часов в нерабочее время.

Время работы всех бригад медицинских формирований — 12 ч. За это время они могут оказать экстренную медицинскую помощь 50 пострадавшим, но нейрохирургическая бригада — до 10, травматологическая и
хирургическая — до 20, ожоговая — до 30, токсикологическая — до 25. Врачебные бригады СНМП могут оказать помощь 50 пострадавшим (фельдшерские — до 20), бригада интенсивной терапии — до 30, а педиатрическая — до 40 пораженным.

Центры экстренной медицинской помощи создаются на республиканском и территориальном уровнях с целью координации действий сил и средств ОП ГСЧС при организации оказания медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС. Такие центры создаются в областях и в городе Минске. В областях они входят в структуру областных больниц, а в городе Минске — в структуру Городской станции скорой медицинской помощи.

Центры экстренной медицинской помощи при функционировании режимов ОП ГСЧС осуществляют следующие основные мероприятия:

1. В режиме повседневной деятельности:

– обеспечение круглосуточной работы информационно-управляющей системы ОП ГСЧС по сбору, анализу и представлению информации о ЧС органам управления по ЧС;

– обеспечение готовности СМБПГ к оказанию медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС;

– взаимодействие с органами управления по ЧС ОП ГСЧС, организациями здравоохранения, обеспечивающими оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, по вопросам предоставления информации о возникновении и ликвидации ЧС;

– обмен информацией со структурными подразделениями и организациями других республиканских органов государственного управления, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС;

– обеспечение эффективного функционирования системы оповещения и оперативного информирования всех уровней ОП ГСЧС;

– осуществление организационно-методической помощи по подготовке к действиям при ЧС;

– участие в проверках готовности организаций здравоохранения к оказанию медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС.

2. В режиме повышенной готовности:

– осуществление оперативного сбора и анализа информации по вопросам ЧС и немедленное ее предоставление органам управления по ЧС;

– обеспечение готовности к выезду в зону ЧС СМБПГ;

– участие в обеспечении готовности санитарного транспорта СМБПГ к работе в условиях ЧС;

– обмен информацией со структурными подразделениями и организациями других республиканских органов государственного управления, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС;

– усиление дежурно-диспетчерской службы.

3. В чрезвычайном режиме:

– активный сбор, анализ информации об обстановке в зоне ЧС, в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и немедленное ее предоставление органам управления по ЧС;

– обмен информацией со структурными подразделениями и организациями других республиканских органов государственного управления, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС;

– оповещение работников медицинских формирований ОП ГСЧС, организаций здравоохранения о введении чрезвычайного режима; органов управления по ЧС ОП ГСЧС, государственных организаций здравоохранения, обеспечивающих оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, о введении чрезвычайного режима;

– организация и осуществление взаимодействия между органами управления по ЧС ОП ГСЧС, государственными организациями здравоохранения, обеспечивающими оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, и медицинскими формированиями.

Организация работы учреждений здравоохранения
по медицинскому обеспечению пораженных
в чрезвычайных ситуациях

Деятельность организаций здравоохранения в ЧС организуется полностью или частично в соответствии с Планом предупреждения и ликвидации ЧС данной организации.

Успех зависит от полноты разработанного в плане перечня мероприятий на этот период и его выполнения в соответствии с календарным планом. Работа учреждения организуется в определенной последовательности.

При угрозе или возникновении ЧС вводится в действие план оповещения руководящего состава, персонала больницы и больных о бедствии. Ставятся конкретные задачи подчиненным. Организуется работа комиссии по ЧС (штаба ГО объекта), устанавливается и поддерживается связь с вышестоящими комиссиями по ЧС, в том числе и ОП ГСЧС, оперативно-дежурной службой МЧС.

Есть два варианта событий:

– когда данная организация здравоохранения лишь привлекается к оказанию медицинской помощи пострадавших в ЧС;

– когда данная организация здравоохранения сама может пострадать в данной ЧС.

Первый вариант. Организация здравоохранения может выделить силы и средства для оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС. Например, больница выделяет в соответствии с Планом или распоряжениями вышестоящих комиссий по ЧС врачебно-сестринские бригады, бригады специализированной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности, а также медицинскую технику и имущество, материальные средства. Необходимо уточнить потребность в количестве и профиле данных бригад. Выделенные медицинские силы и средства должны быть в готовности к выдвижению к зоне ЧС в течение
1–2 часов. Перевозка их осуществляется транспортом больницы или транспортом, выделенным администрацией области (района, города). Как правило, врачебно-сестринские бригады используются для усиления бригад СНМП на границе зоны ЧС, а бригады специализированной медицинской помощи и специализированные медицинские бригады постоянной готовности — для усиления больниц (центров), принимающих пораженных из зоны ЧС.

Больница может также использоваться для приема пораженных из зоны ЧС и оказания им медицинской помощи. В данном варианте, как правило, необходимо:

– разгрузить больницы (выписать или перевести в другие больничные организации часть больных);

– перепрофилировать отдельные отделения или всю больницу с учетом структуры пораженных, развернуть дополнительные койки;

– осуществить замену (перераспределение) медицинского персонала, убывающего в составе медицинских формирований, уточнить обязанности медперсонала и проинструктировать его;

– распределить выделенный для усиления медицинский персонал по отделениям;

– обратиться за помощью к медперсоналу, находящему в отпусках, бывшим сотрудникам больницы; возможно привлечение к работе студентов старших курсов медицинских учебных заведений; можно использовать услуги добровольцев для вспомогательных работ и ухода за пострадавшими;

– проверить наличие автономного освещения и водоснабжения.

При необходимости выставляются посты наблюдения радиационной и химической разведки. На улице и внутри помещений устанавливаются таблички (пикетаж) с указанием направления потока движения пораженных и названиями функциональных подразделений. При необходимости приводятся в готовность средства индивидуальной и коллективной защиты персонала и больных стационара и принимаются меры к их накоплению.
Повышаются защитные свойства зданий больницы (закрываются окна и двери и т. п.). Принимаются меры по подготовке всех основных лечебных отделений и, в частности, приемного отделения к приему массового поступления пострадавших. Увеличивается численность персонала приемного отделения. Проверяется наличие и знание ими инструкции по приему и сортировке возможного профиля пораженных, наличие резерва средств оказания неотложной медицинской помощи, готовность санитарного пропуска к проведению частичной и полной санитарной обработки, наличие обменного фонда носилок и белья.

Для проведения сортировки создаются сортировочные бригады не только из медицинского персонала приемного, но и других отделений. Проводится тренировка бригад по приему и сортировке пораженных. Устанавливается порядок связи с лечебными отделениями и доставки в них пострадавших.

Проверяется умение сотрудников пользоваться дозиметром и другой аппаратурой, сортировочными и регистрационными документами при приеме пораженных. При недостаточном количестве носилок для размещения пораженных заготавливается подстилочный материал, например, матрацы.

Больница должна быть готова к приему и оказанию неотложной помощи любому профилю пораженных с последующей перепрофилизацией. Принимаются меры к увеличению коечной емкости и пропускной способности лечебно-диагностических подразделений. Устанавливается дополнительное количество операционных столов, кислородной аппаратуры и т. д. Пополняются запасы лекарственных и других средств оказания медицинской помощи. Устанавливается круглосуточное дежурство медицинского персонала. Проверяется наличие аварийного освещения и водоснабжения. Создается запас продуктов питания, постельных принадлежностей.

В дальнейшем План действия больницы уточняется по условиям складывающейся обстановки. Амбулаторно-поликлиническая помощь пораженным планируется и осуществляется в поликлиниках, находящихся поблизости от зоны ЧС или по месту жительства пораженных. В данные поликлиники направляются пораженные, способные к самостоятельному передвижению, без признаков угрожающих жизни состояний, в случаях, не требующих проведения срочных диагностических и лечебных мероприятий в стационарных условиях. Для оказания амбулаторно-поликлини-ческой помощи могут быть приспособлены гостиницы и другие общественные здания.

Организация работ в приемном отделении в условиях ЧС. При поступлении звонка о ЧС в приемное отделение УЗ дежурный врач, прежде всего, оценивает значимость информации: представляет ли информация о ЧС угрозу для работы больницы (террористический акт, нарушение устойчивости работы) или подразумевает интенсивную работу УЗ в плане ликвидации последствий произошедшей ЧС (катастрофы), в том числе возможное массовое поступление пациентов в приемное отделение.

Идентификация абонента имеет первостепенное значение: кто звонящий (официальное лицо, свидетель происшествия или пострадавший в ЧС и т. д.). Для того чтобы исключить ложные вызовы, необходимо уточнить у лица, передающего информацию о ЧС, дополнительную информацию: фамилию, номер контактного телефона, место его нахождения и др. Если телефонный звонок с искаженной речью, бессвязностью речи, с признаками паники, с детским голосом, по городскому таксофону, то достоверность сообщения ставится под сомнение. Подтверждение полученного сообщения достигается обязательной проверкой поступившего звонка и уточнением информации в оперативно-дежурных службах МЧС и МВД. Сомнению не подлежат профессиональные сообщения (диспетчер СНМП и др.).

Необходимо заранее отработать типовую схему действий медицинского персонала и систему взаимодействия спасательных служб, правоохранительных органов и силовых структур при внештатных ситуациях в
медицинских учреждениях, в том числе при поступлении сообщения об угрозе взрыва в организации здравоохранения.

После завершения первого этапа работы (получение сигнала о ЧС, анализ ситуации, подтверждение факта ЧС) дежурный персонал начинает оповещение и подготовку приемного отделения к приему большого количества пострадавших.

Связь и оповещение. Необходимо освободить средства связи от ведения менее значимых переговоров.

Первое распоряжение отдается коллеге или медицинской сестре, по внутреннему телефону нужно предупредить о факте ЧС дежурного врача по стационару. Первый звонок — главному врачу! Ему надо передать полученное сообщение и факт его подтверждения. Нужно действовать в соответствии с полученными указаниями. Может поступить команда на перепрофилирование отделений. Второй звонок — заместителю главного врача по специальной работе (председателю комиссии ЧС).

Необходимо назначить одного сотрудника (средний медицинский персонал) дежурным по связи (городской телефон):

– для оповещения диспетчера СНМП при подтвержденном факте ЧС, полученном из других источников,

– оповещения оперативных дежурных служб МЧС и МВД в соответствии с планом взаимодействия министерств и ведомств, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС.

– оповещения персонала СМБПГ (больницы, выделяющие медицинский персонал и медицинские формирования).

– приема входящих сообщений с немедленным докладом по информации о ЧС.

Фактор времени при ЧС очень важен, поэтому необходимо в кратчайшие сроки подготовить приемное отделение: дать указания среднему медицинскому персоналу о привлечении дополнительных ресурсов (ожидающие в приемном отделении, выписанные пациенты, родственники и знакомые стационарных больных, амбулаторные больные), которые могут оказать значительную помощь в предстоящей работе; пополнить запас медикаментов, носилок, медицинских каталок, перевязочных средств и др. в соответствии с особенностями данной ЧС; подготовить к работе необходимую медицинскую аппаратуру и технику; распределить по местам выделенный на усиление приемного отделения медицинский персонал.

Действия медицинского персонала при возникновении
чрезвычайной ситуации в больнице

Чрезвычайная ситуация в больнице — это обстановка на объекте здравоохранения, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Стихийные бедствия — наводнения, ураганы, смерчи, град, снежные заносы и др. или угроза их возникновения. Основные действия: укрытие медперсонала и больных в безопасные места; проведение их полной или частичной эвакуации; оказание медицинской помощи пораженным; проверка наличия автономного освещения и водоснабжения; создание (перераспределение) запаса медицинского имущества, топлива, материальных средств, воды и т. д.; организация взаимодействия с органами управления здравоохранения и оперативно-дежурной службой МЧС.

При возникновении (угрозе) пожара на территории больницы, угрозе взрыва медицинских газов основные действия те же, что и при стихийных бедствиях, за исключением создания запасов. Персоналом принимаются действия по тушению (локализации) пожара. Особое внимание уделяется эвакуации больных, неспособных передвигаться самостоятельно.

Аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения . Основные действия: создание запасов воды для питья и технических нужд; проверка наличия автономного освещения и водоснабжения, установка обогревателей в палатах, выписка легкобольных; проведение полной или частичной эвакуации больных или их перевод в другие лечебные корпуса, где исправна система жизнеобеспечения и др.; организация взаимодействия с органами управления здравоохранения, ЖКХ и оперативно-дежурной службой МЧС.

Попадание больницы в зону химического или радиоактивного заражения (загрязнения). Основные действия те же, что и при стихийных бедствиях. Также закрываются окна и двери, персоналу для работы вне убежищ выдаются средства индивидуальной защиты, индивидуальные дозиметры, по показаниям используются антидоты (радиопротекторы). Проверяется готовность санитарного пропуска к проведению частичной и полной санитарной обработки, наличие обменного фонда носилок и белья. Для питания и питья используют только проверенные продукты и воду, предпочтение отдается консервированным продуктам и бутилированной воде. Организуется дозиметрический и химический контроль. Проводятся мероприятия радиационной (химической) разведки. При эвакуации используют индивидуальные средства защиты, эвакуация осуществляется в автомобилях с закрытыми окнами. При необходимости по выходу из зоны заражения проводится дегазация (дератизация) техники и санитарная обработка персонала и больных. Персонал и больных инструктируют об особенностях поведения.

Угроза взрыва в больнице, захвата террористами. Основные действия: оповещение персонала и больных, их экстренная эвакуация в безопасное место. После получения сообщения ни в коем случае не класть телефонную трубку на аппарат (рычаги). С соседнего телефона сообщить о происходящем по телефону 102 оперативному дежурному РОВД, потом оперативно-дежурным службам МЧС, военным комиссариатам и вышестоящим органам управления здравоохранения.

По возможности эвакуируют не только медицинский и обслуживающий персонал, больных, но и аппаратуру, имущество и документацию. Нужно стремиться к недопущению паники среди пациентов и медицинского персонала.

При определении потребности в эвакуации больных из больниц исходят из того, что 50 % больных могут перейти на амбулаторное лечение (целесообразно выделить им лекарства на 2–3 дня); 45 % больных нуждаются в продолжении стационарного лечения, но транспортабельны; 5 % больных нетранспортабельны и подлежат оставлению в больнице или
укрытию их в специальном убежище. При этом необходимо выделять медицинский персонал для сопровождения больных, а также в состав оперативной группы (организуют передачу больных). Инфекционные и психиатрические больные эвакуируются отдельно.

При определении потребности в транспорте для эвакуации учитывают эвакоемкость транспорта и возможное количество рейсов (расстояние туда и обратно, запас хода, скорость движения в колонне (около 30 км/ч).

Основная тактика при угрозе ЧС активно выжидательная при одновременном проведении подготовительных мероприятий к эвакуации.

Ситуации, связанные с внезапными обстоятельствами, представляющими непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, предполагают немедленные действия всей системы экстренного реагирования. Их основой является проведение мероприятий, направленных на скорейший вывод из опасной зоны людей или максимальное их рассредоточение, проведение эвакуации из лечебного учреждения больных и персонала.

Таким образом, организация оказания медицинской помощи населению в ЧС осуществляется целым комплексом организационных, правовых, санитарно-гигиенических, медико-профилактических, образовательных и других мероприятий. Этот комплекс мероприятий должен проводиться заблаговременно с учетом возможных угроз и вариантов развития событий. Он проводится на основе планов предупреждения и ликвидации ЧС организаций.

При возникновении ЧС важная роль отводится службе СНМП, медицинским формированиям и центрам экстренной медицинской помощи, которые будут оказывать экстренную медицинскую помощь вблизи очага поражения. При возникновении ЧС требуется также особый режим работы организаций здравоохранения, прежде всего, больничного типа.

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ЧС, как правило, ухудшают санитарно-эпидемическую обстановку в зоне ЧС, а часто и за ее границами.

Последствия эпидемий, следующих за катастрофой, могут быть более тяжелыми, чем последствия самой катастрофы. Необходимо помнить, что поражающие факторы ЧС в зоне ЧС могут действовать длительное время, например, при заражении территории радиоактивными, стойкими токсичными веществами, патогенными микроорганизмами, устойчивыми во внешней среде.

Поэтому часто при возникновении ЧС необходимо проводить комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Другие статьи

Медицинское обеспечение населения при чрезвычайных ситуациях

2. дезактивирующий раствор зимний кислый (ГЗК), в его состав входят те же компоненты, что и в раствор ДЛК, но вместо гексаметафосфат натрия для снижения температуры замерзания он содержит хлористый кальций и хлористый магний. Пористые материалы лучше дезактивировать с помощью пылесосов. Дезактивация одежды, обуви и индивидуальных средств защиты, проводится выбиванием и встряхиванием, мытьем или притиранием (прорезиненных и кожаных изделий) водными растворами моющих средств или водой, а также стирка со специальными режимами с использованием веществ для дезактивации. Дезактивация хлопкового, шерстяной одежды и обуви производится встряхиванием и выбиванием, а также чисткой щетками. Дезактивацию территории предприятий осуществляют глубоким засыпанием и асфальтированием (степень загрязненности снизится в 2 раза на каждые 13 см почвы); бетонированием (степень загрязненности снижается в 2 раза на 9,5 см бетона); снятию слоя загрязненного грунта 3 - 5 см (полная дезактивация).

Дороги с твердым покрытием моют водой под давлением 300 - 500 кПа (3-5 атм) в расчете 3 л воды на 1 м 2 поверхности. При содержании РР в сельскохозяйственной продукции более допустимой нормы проводят дезактивацию. Есть три способа дезактивации: механическое удаление РР, технологическая переработка продукции и снижения содержания РР в продовольствии и кормах путем разбавления чистой продукцией. Зерно, фрукты, овощи дезактивируют промывкой водой. Из зерна, огурцов, арбузов, яблок, слив, груш радиоактивная пыль смывается хорошо. Плохо поддаются дезактивации этим способом картофель, клубни земляники, клубники. Очистки картофеля, початков кукурузы, гороха, люпина, бобов, сои снижает загрязненность РР в десятки раз. Промывание различных овощей, фруктов, грибов 0,1%-м раствором соляной кислоты с последующей промывкой водой снижает содержание цезия-137 на 98%. При поверхностном загрязнении радиоактивной пылью зерна, а также стог сена и соломы снимают верхний загрязненный слой зерна на глубину 10-15 см, сена и соломы - 20-30 см и составляют отдельно для хранения, а остальные после радиометрического контроля используют как корм для скота. Корнеплоды (свекла, морковь, турнепс) и картофель дезактивируют 2-3-кратным промыванием в проточной воде, при этом выделяется до 80% радиоактивных веществ. С кочанов капусты необходимо снять верхние листья. Перед омовением картофель и корнеплоды высыпают на решето или неплотный щит над ямой, куда стекает вода. Яму затем засыпают землей.

Воду можно дезактивировать отстаиванием, фильтрованием. Для этого в емкость с водой необходимо добавить природных ионитов - глину, чернозем и тщательно перемешать. Дать отстояться и слить верхний чистый слой воды, загрязненность которого РР на 50-70% меньше. Отстаивание можно совместить с фильтрованием. Пропуск воды через слой песка, опилок, измельченного угля, поскольку даже слой земли очищает ее от РР на 85-90%. Лучший способ дезактивации воды - перегонка, но это возможно при небольшом количестве воды. После дезактивации вода подлежит дозиметрическому контролю. Дегазация - это меры, направленные на обеззараживание или выделения ядовитых и сильнодействующих ядовитых веществ. Дегазацию можно проводить химическим, физическим и механическим способом.

При химическом способе применяют нейтрализующие или химические вещества, разрушающие ОВ и СДЯР. Физические способы дегазации предусматривают испарения, поглощения ОВ и СДЯР различными материалами, разрушение огнем и удаление опасных химических веществ жидкостями, которые их растворяют. Механические способы дегазации применяют для снятия зараженного слоя грунта, снега, зерна на глубину проникновения ОВ и СДЯВ и изоляции его. Дороги и территории производственных объектов, зараженные ОВ и СДЯВ дегазируют одним из следующих способов: зараженный участок засыпают хлорной известью из расчета 1 кг на 1 м 2 поверхности и затем вновь засыпают хлорной известью. При слабом заражении участка, его посыпают хлорной известью и затем через 20 - 30 мин поливают водой; снимают верхний слой земли 10 см, снега 20-25 см (при условии, что вещество не проникла глубже) засыпают землей, песком, забрасывают навозом (слоем не менее 10 см), делают настил из досок, фанерных листов, веток, соломы. Помещения дегазируют 10-20%-м хлорно-известковым (или 5%-м натриевым) раствором. Вместо хлорной извести можно использовать гипохлорит кальция или негашеной извести. Если температура воздуха ниже 5° С, применяют горячий 5-10% раствор едкого натрия. Потери дегазирующих растворов 0,5-0,7 л/м 2. Металлические предметы (ведра, лопаты и др.). дегазируют обжигом, кипячением в течение 2 часов в воде (с добавкой 1-2% щелочи) или протиранием ветошью, смоченной в керосине (бензине). Деревянные предметы (корыта, кормушки) дегазируют хлоро-известковой кашицей или растворами других дегазирующих средств с последующим (через 1,5-2 ч) промывка водой.

Мешки, брезенты дегазируют кипячением (в течение 1-2 ч) с последующим промыванием чистой водой. Дегазация одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты осуществляется кипячением, пароаммиачною смесью, стиркой и проветриванием. Дегазация кипячением проводится в установках БУ-4М или других емкостях для верхней одежды и головных уборов из искусственного меха (дегазацию меховых и кожаных изделий этим способом проводить невозможно). Дегазация способом стирки заключается в расписании и смывании от разрушения веществ водными растворами моющих средств при высоких температурах. Дегазации стиркой подлежат изделия из хлопчатобумажных тканей, а также ватная одежда. Как моющий раствор используется 0,3%-й раствор порошка СФ-2У (СФ-2). Дегазация проветриванием (естественная дегазация) может быть использована для всех видов одежды, обуви и индивидуальных средств защиты. Она проводится, если есть время и нет других средств дегазации. Дегазация проветриванием наиболее быстро проходит в летних условиях при температуре 18-25° С. Вещи и предметы, которые нельзя кипятить, необходимо проветрить 6 суток летом и 45 суток зимой или дегазировать в специальных камерах (помещениях) при температуре 70-80° С. Зерно, пораженное парами и туманами ОВ и СДЯВ, дегазируют проветриванием на открытом воздухе. Самодегазация в теплый период может наступить: при поражении зарином и табуном - через 2-4 суток, ипритом через 5-10 суток, зоман через 20-45 суток. Фураж (зерно, сено, солому), зараженный ОВ типа зарин, зоман, Ви-Икс, обрабатывают раствором 4%-го гидроокиси натрия и 2%-го пергидроля при затратах 6-10 л/м 2. Фураж оставляют после обработки на 1-2 дня и затем обследуют на остаточную зараженность.

Основной способ дегазации фуража, зараженного капельно-жидкостной ОР - снятие верхнего зараженного слоя толщиной 10-15 см с зернофуража и 20-25 см сена и соломы. Воду дегазируют фильтрованием и хлорированием. Из колодца воду отливают или откачивают, а дно и стенки шахты обрабатывают хлорно-известковой кашицей, со дна снимают слой 10 см. После наполнения водой, ее снова отливают и после нового наполнения проверяют на наличие ОВ.

Средства защиты дегазируют пароаммиачным способом или горячим воздухом.

Дезинфекция - это мероприятия, направленные на уничтожение возбудителей инфекционных болезней и их токсинов. Дезинфекцию проводят химическим и физическим способом, которые применяют как отдельно, так и в комбинации.

Дезинфекция может быть газовая, влага и термическая. Проводят ее после установки санэпидстанцией, ветлаборатории зараженности людей, животных, кормов, территории, продуктов питания, воды. Дезинфекция одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты осуществляется обработкой паровоздушной или пароформалиновой смесью, кипячением, замачиванием в растворах для дезинфекции (или протиранием), стиркой.

Обработка паровоздушной смесью используется для дезинфекции всех видов одежды и индивидуальных средств защиты, кроме шерстяных изделий, подлежащих обработке пароформалиновой смесью, согласно инструкциям эксплуатации дезинфекционно-душевых автомобилей (ДДА), дезинфекционно-душевых автомобилей-прицепов (ДДП). Обработка кипячением используется для дезинфекции изделий из хлопчатобумажных тканей и индивидуальных средств защиты, изготовленных из резины и прорезиненных тканей. Дезинфекция кипячением проводится в установке БУ-4М и в разных подручных средствах (баках, котлах, бочках и др.). Дезинфекция замачиванием в растворах для дезинфекции применяется для изделий из хлопчатобумажных тканей и индивидуальных средств защиты. Дезинфекция одежды и индивидуальных средств защиты при заражении вегетативными формами микробов проводится замачиванием в 5%-ном водном растворе фенола, лизола или нафтализолу (при заражении вирусом натуральной оспы концентрация увеличивается до 8%), 3%-ном растворе монохлорамина или в 2, 5%-ном растворе формальдегида в течение 1 часа. При заражении споровыми формами микробов замачивания проводится в 10% растворе формальдегида в течение 2 часов. Для дегазации и дезинфекции хлопковой одежды, индивидуальных средств защиты и брезентов, а также предметов домашнего обихода предназначена установка БУ-4М. Помещения и территории сильно орошают дезинфицирующим раствором ¬ ном, а затем проводят механическую очистку. Обработку повторяют трижды с интервалом 1 час. Для дезинфекции применяют раствор хлорного извести с содержанием 5%-го активного хлора, 10%-й раствор едкого натрия, 4%-й раствор формальдегида, 5%-й раствор однохлористого йода и другие препараты.

Для газовой дезинфекции помещений применяют бромистый метил, картос (смесь окиси этилена с углекислым газом в соотношении 1:9) для уничтожения споровых и вегетативных форм микробов, а также хлорпикрин - для уничтожения вегетативных форм. Перед дезинфекцией помещения герметизируют. Бромистый метил применяют прямо из баллонов, а хлорпикрин из аппарата 2-АГ. Зерно, комбикорм, зараженные спорами микробы, погружают в 4%-й раствор формальдегида на 24 ч и на 2 часа в 2% раствор хлорамина в емкостях, которые плотно закрываются. После этого зерно и комбикорм высушивают до полного уничтожения запаха. Мясо, поверхность которого заражена спорами сибирской язвы, выдерживают 7 суток в рассоле - 15%-й раствор поваренной соли, 1%-й - перекиси водорода и 1%-й - уксусной кислоты. Мясо заражено поверхностно бактериальными аэрозолями, необходимо варить 2 часа, жиры, сливочное масло необходимо переплавить, молоко прокипятить. Хлебобулочные изделия, крупы, вермишели прокалить в духовке при температуре 120° С в течение 30 мин. Воду обеззараживают раствором хлорной извести, на каждый м 3 воды добавляют 0,5 л этого раствора, а при споровой микрофлоре - 4 л, после этого воду перемешивают и оставляют на 10-12 часов, а затем отливают или откачивают. Наиболее простой и доступный способ дезинфекции воды - кипячение. При заражении споровиднымы формами микробов воду кипятить не менее 2 ч.

Санитарная обработка является составной частью специальной обработки. Это комплекс ликвидации загрязнения радиоактивными веществами, заражения опасными (ОР и СДЯВ) химическими и биологическими средствами личного состава формирований ЦЗ и населения. Санитарная обработка делится на частичную и полную. Частичная санитарная обработка - это механическая очистка и обработка открытых участков кожи, наружной поверхности одежды, обуви или обработка с помощью индивидуальных противохимических пакетов. Выполняют ее в очаге поражения при проведении спасательных и неотложных работ, она является временной мерой. Полная санитарная обработка - это обеззараживание тела человека с заменой белья и одежды. Цель обработки - полное обеззараживание от радиоактивных, химических веществ и биологических средств тела и слизистых оболочек, одежды, обуви, ее проводят личному составу ЦЗ и населению после выхода из зон заражения, загрязнения РР и центр поражения службы санитарной обработки ЦЗ силами формирований объекта, которые развертывают стационарные обмывочные пункты или обмывочные площадки, разделены на "грязную" и "чистую" половину.

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека в системе «человек-техника-среда». Для сохранения жизни и здоровья человека в окружающей среде, человек должен знать о возможной опасности, уметь ее выявить и знать способы защиты.

Правовой основой безопасного существования человека являются законодательные и нормативные акты, как отдельной страны, так и международные документы, направленные на защиту прав и свобод человека, охрану его жизни и здоровья в окружающей среде.

В Украине такими актами служит Конституция Украины, постановления Верховной Рады Украины, решения органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления, принятых в рамках их компетенции, которые определяют как основные принципы, направленные на обеспечение безопасности населения, так и требования, которые обязаны соблюдать граждане в целях собственной безопасности и безопасности окружающей среды и других людей.

Медицинское обеспечение населения при чрезвычайных ситуациях

Медицинское обеспечение населения при чрезвычайных ситуациях

1. Медицинская служба гражданской обороны

2. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых

3. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в комплексе медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории, акватории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием (эпизоотия, эпифеотия), применением противником современных средств поражения, приведшим или могущим привести к людским и материальным потерям.

Катастрофа - авария с человеческими жертвами, с разрушением или уничтожением объектов и других материальных ценностей, с нанесением ущерба окружающей среде.

Стихийные бедствия - разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Экологические бедствия - аномалии, возникающие в природе в результате стихийных бедствий и техногенных аварий или воздействия хозяйственной деятельности человека на природные процессы, приводящие к неблагоприятным изменениям природной среды, к угрозе жизни и здоровью людей, а также к ущербу народного хозяйства.

Эпидемия - прогрессирующее во времени и пространстве массовое инфекционное заболевание людей в пределах определенного региона, значительное повышение обычно регистрируемых на данной территории заболеваний.

Эпизоотия - одновременное распространение инфекционных заболеваний среди большого числа одного или многих видов животных.

Эпитофитотия - широкое распространение инфекционных болезней растений и сельскохозяйственных культур на значительной территории в течении определенного времени.

В чрезвычайных ситуациях вероятно возникновение сложных условий обстановки, которые будут определяющим образом влиять на организацию и проведение мероприятий здравоохранения по оказанию медицинской помощи и лечению пострадавших. Основными из этих условий являются:

-массовость, одномоментность (в короткий период времени) возникновение потерь среди населения, разнообразный характер и тяжесть поражения;

-нарушение работоспособности медицинский учреждений;

-возможное заражение обширных районов местности, продовольствия, воды РВ, ОВ, бактериальными средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами;

-сложность санитарно-эпидемиологической обстановки в очагах массового поражения и в районах размещения населения в ходе эвакуационных мероприятий гражданской обороны;

-несоответствие потребности в силах и средствах здравоохранения их наличию;

-сложность управления силами и средствами при ликвидации последствий нападения противника.

Вместе с тем каждая область (край, республика) имеет свои, только ей свойственные особенности условий, которые также могут оказать влияние на организацию и проведение мероприятий здравоохранения в очагах массового поражения и районах стихийных бедствий. Среди них наибольшее значение имеют следующие:

1. Климато-географические особенности (время года и погода, рельеф местности, наличие перевалов, горных рек и т.д.). Они могут влиять на поражающее действие ядерного и других видов оружия, организацию эвакуации пораженных, оказание им медицинской помощи и их лечение. Например, на путях эвакуации пораженныз через горные перевалы даже в теплое время потребуется утеплять транспортные средства, развертывать обогревательные пункты и др.

2. Налиие в некоторых областях (краях, республиках) краевой патологии в виде эндемических очагов инфекционных заболеваний, например, очаги клещевого энцефалита, чумы и др. При планировании медицинских мероприятий это требует включения комплекса противоэпидемиологических мероприятий.

3. Наличие объектов сильнодействующих и ядовитых веществ. Они могут являться очагами вторичного химического заражения со специфическим поражением рабочих и служащих этих предприятий и населения прилегающих к ним жилых кварталов. Возникает необходимость в планах предусматривать выделение медицинских формирований и учреждений, их подготовку и оснащение с учетом работы в возможных вторичных очагах заражения соответствующего профиля.

4. Характер и степень развитости дорожных, водных и других путей сообщения. Их состояние будет в значительной степени определять организацию эвакуационных мероприятий, в частности объем необходимых работ транспортных средств для эвакуации пораженных (улучшение амортизации автомобилей, использование подстилочного материала и др.).

Организовать медицинское обеспечение населения в таких весьма сложных условиях, используя существующую сеть медицинских учреждений здравоохранения мирного времени крайне затруднительно. Это обусловило создание в системе здравоохранения специальной организации - медицинской службы гражданской обороны (МСГО) и разработку соответствующих форм и методов работы ее формирований, учреждений и органов управления.

1. Медицинская служба гражданской обороны

МС ГО - это специальная организация в системе здравоохранения, предназначенная для медицинского обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуациях.

Эта служба является функциональной системой в здравоохранении для решения задач в особых условиях, возникающих в стране или отдельных её районах.

МС ГО страны создает Министерство здравоохранения РФ, она является общегосударственной службой в системе гражданской обороны.

На местах её создают территориальные органы управления. На предприятиях, учреждениях, организациях начальник МС ГО - главный врач медико-санитарной части (здравпункта, поликлиники). Начальники МС ГО подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны республики (области, края и др.), а по специальности - вышестоящему начальнику МС ГО.

Кроме сил и средств территориального здравоохранения для медицинского обеспечения населения используются силы и средства медицинской службы других министерств и ведомств, а также широко привлекается местное население.

Н а МС ГО возлагаются следующие основные задачи:

- быстрейшее восстановление здоровье пострадавшего населения, возвращение его к труду, снижение инвалидности и летальности;

- предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

- обеспечение санитарного благополучия населения, устранения неблагоприятных санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, охрана здоровья личного состава учреждений гражданской обороны.

Выполнение этих задач обеспечивается проведением комплекса мероприятий (подготовка сил и средств службы, поддержание их в постоянной готовности, проведение лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий). Характер, организация и порядок осуществления этих мероприятий имеет свои особенности, обусловленные содержанием каждой из основных задач МС ГО.

Успешное выполнение первой основной задачи МС ГО - быстрейшее восстановление здоровье пострадавшего населения, возвращение его к труду, снижение инвалидности и летальности - в условиях чрезвычайной ситуации может быть достигнуто при правильной организации и проведении комплекса следующих научно обоснованных мероприятий.

1. Подготовка сил и средств МС ГО, поддержание их в готовности для медицинского обеспечения населения при проведении мероприятий гражданской обороны и правильная организация их работы. Важное место среди них занимает подготовка необходимого количества формирований, учреждений и органов управления ими. Учитывая крайне высокую потребность врачебных кадров для выполнения первой основной задачи, важно обеспечить готовность среднего медицинского персонала взять на себя проведение ряда довольно сложных медицинских мероприятий, освободив от них врача (переливание крови и кровезаменителей, выполнение новокаиновых блокад, подготовка операционного поля идр.). Большое значение приобретает также использование современных достижений медицинской науки и техники, повышение производительности труда медицинского персонала с тем, чтобы минимальными силами и средствами выполнять больший объём работы, используя прогрессивные методы организации труда (бригадные методы работы и др.), осуществляя рациональный манёвр объёмом медицинской помощи, а также имеющимися силами и средствами с учётом складывающейся медико-тактической обстановки.

Особое место отводится своевременному и качественному оказанию медицинской помощи и последующему лечению пораженных. Важное значение приобретают мероприятия по подготовке населения, личного состава формирований гражданской обороны к оказанию первой медицинской помощи в очагах массового поражения. Большое значение имеет также специальная подготовка медицинского состава формирований и учреждений МС ГО по вопросам патогенеза, клиники и лечения пострадавших от оружия массового поражения; умение врачей нехирургических специальностей оказывать медицинскую помощь при неотложных состояниях у поражённых (шок, кровотечение и др.).

2. Проведение комплекса мероприятий МС ГО по защите населения от оружия массового поражения (использование средств, предупреждающих или ослабляющих поражение населения радиоактивным излучением, ОВ, БС, сильнодействующими ядовитыми веществами).

3. Организаций взаимодействия сил и средств МС ГО с другими службами гражданской обороны, а также ведомственными медицинскими службами.

Вторая основная задача МС ГО - предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Успешное её выполнение потребует проведения следующего научно обоснованного комплекса мероприятий.

1. Проведение мероприятий противобактериологической защиты населения в первую очередь на случай аэрогенного инфицирования (бактериологической разведки, экстренной профилактики зараженных БС, своевременного использования индивидуальных и коллективных средств защиты, организации карантина и др.).

2. Выявление заболевших, их изоляция и госпитализация, развертывание инфекционных стационаров, перепрофилирование больниц МС ГО в инфекционные стационары, обеспечение противоэпидемического режима работы во всех лечебных учреждениях и др.

3. Усиление контроля за проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения.

4. Организация и проведение дезинфекционных мероприятий в бактериологических очагах.

5. Подготовка сил и средств МС ГО для выполнения всех перечисленных мероприятий противобактериологической защиты.

Выполнение третье задачи МС ГО - обеспечение санитарного благополучия населения, устранения неблагоприятных санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, охрана здоровья личного состава учреждений гражданской обороны - требует участия не только сил МС ГО, но и здравоохранения в целом, а также ряда служб гражданской обороны. Среди мероприятий, направленных на выполнение этой задачи, важное знание приобретают следующие.

1. Лабораторный контроль заражения питьевой воды и продуктов РВ, ОВ и БС.

2. Санитарно-гигиенический контроль за условиями размещения населения, за санитарной обработкой людей, а также за уборкой и захоронением трупов людей и животных в очагах массового поражения.

3. Участие в разработке соответствующих рекомендаций по режиму работы и жизни населения на территории, зараженной РВ, ОВ и БС.

4. Проведение массовой санитарно-просветительной работы среди населения и др.

Таким образом, выполнение основных задач МС ГО потребует планомерного проведения сложного комплекса лечебно-эвакуационных, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий. Эти мероприятия составляют содержание понятия "медицинская защита населения" в системе гражданской обороны.

2. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых

Под лечебно-эвакуационным обеспечением поражённых принято понимать систему научно обоснованных мероприятий по оказанию поражённому населению медицинской помощи и его лечению, связанному с эвакуацией за пределы очагов массового поражения. Оно является одним из важнейших видов деятельности МС ГО, направленным на выполнение её первой основной задачи. В системе лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых предусматривается оказание трёх видов оказания медицинской помощи: первая медицинская помощь, первая врачебная и специализированная медицинская помощь.

Первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь оказывается непосредственно на месте поражения или вблизи от него с использованием табельных и подручных средств оказания помощи. Своевременно и правильно оказанная первая медицинская помощь спасает жизнь пораженному и предупреждает развитие неблагоприятных исходов. Она выполняется самим пораженным (самопомощь) или другим лицом (взаимопомощь). В связи с тем, что формированиям гражданской обороны для выдвижения в очаг требуется определенное время, своевременность оказания первой медицинской помощи пораженным может быть обеспечено в порядке само- и взаимопомощи. При организации первой медицинской помощи особое внимание необходимо обращать на своевременность ее оказания при травмах, сопровождающихся кровотечением, шоком, асфиксией, потерей сознания, отравлением окисью углерода, на уменьшение или полное прекращение воздействия на пострадавшего поражающих факторов РВ, ОВ и др. а также в подготовке пораженных к эвакуации.

В объеме первой медицинской помощи особое значение приобретает выполнение таких мероприятий, как остановка наружного кровотечения посредством тампонады раны подушечками перевязочного пакета, давящей повязки, наложения жгута (закрутка из подручных средств), введение обезболивающих средств, устранение асфиксии, проведение искусственного дыхания, непрямой массаж сердца с целью восстановления сердечной деятельности, закрытие раневой поверхности повязкой и др.

Учитывая сказанное, первая медицинская помощь должна быть оказана как можно раньше в порядке само- и взаимопомощи и личным составом гражданской обороны.

Для оказания первой медицинской помощи пораженным в составе спасательных (сводных) отрядов (команд) объектов гражданской обороны в очаг вводятся санитарные дружины. Командир отряда ставит им задачу, определяя место и время выполнения работы по оказанию пораженным первой медицинской помощи, выделяет из отряда носильщиков для выноса пораженных до места их погрузки на транспорт и осуществления погрузки.

Непосредственное руководство санитарной дружиной по вопросам оказания медицинской помощи осуществляет начальник МС ГО пострадавшего объекта через начальника медицинского пункта спасательного (сводного) отряда. Помощь им в этом осуществляет заместитель начальника отряда первой медицинской помощи (ОПМ) по массовым формированиям, который обеспечивает также пополнение санитарных дружин средствами оказания медицинской помощи.

Первая врачебная помощь.

Первая врачебная помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами на первом этапе медицинской эвакуации с целью устранения последствий поражения, непосредственно угрожающих жизни пораженного, предупреждения развития в дальнейшем раневой инфекции и подготовки пораженных к эвакуации. Ее оказывают врачи, имеющие общеврачебную подготовку, и врачи-хирурги общего профиля.

Оказание пострадавшим первом врачебной помощи в ближайшие часы с момента поражения в прибывших в очаг отрядах первой медицинской помощи, сохранившихся в очаге лечебно-профилактических учреждений, обеспечит эффективную борьбу за спасение жизни большинству из них. Они явятся первым этапом медицинской эвакуации на пути выноса и вывоза пораженных за пределы очага массовых потерь, обеспечивающим первую врачебную помощь с выполнением хирургических вмешательств по неотложным жизненным показателям (окончательная остановка сердца и др.)

Наряду с оказанием пораженным медицинской помощи по жизненным показателям им обеспечивается проведение мероприятий по подготовке к эвакуации (исправление дефектов повязок, средств иммобилизации, введение обезболивающих и других лекарственных средств), а также по профилактике раневой инфекции (введение антибиотиков, противостолбнячной, противогангренозной сыворотки и др.). Первичную хирургическую обработку ран при отсутствии жизненных показателей целесообразно отсрочить под прикрытием антибиотиков, Местное применение антибиотиков в виде аэрозоля при лечении ран в 2,5 раза уменьшает вероятность возникновения раневой инфекции.

Первая врачебная медицинская помощь должна быть оказана как можно раньше с момента поражения

Специализированная медицинская помощь.

Специализированная медицинская помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами в лечебных учреждениях МС ГО загородной зоны с использованием специального медицинского

оснащения и оборудования. Она является высшим видом медицинской помощи и ее оказанием завершается полный объем медицинской помощи, т.е. она носит исчерпывающий характер с последующим лечением пораженных до окончательного исхода.

Специализированная медицинская помощь в принятой системе лечебно-эвакуационного обеспечения организуется за пределами очага массового поражения в больницах МС ГО загородной зоны, развертываемых на базе лечебно-профилактических учреждений сельской местности и эвакуированных из города.

Этап медицинской помощи пострадавшему населению дополняется этапом медицинской эвакуации пораженных из очага чрезвычайной ситуации. Этапы медицинской помощи и этап медицинской эвакуации составляют лечебно-эвакуационные мероприятия медицинской защиты населения при чрезвычайной ситуации.

Медицинская эвакуация - это система мероприятий по эвакуации из районов (очагов) возникновения санитарных потерь пораженных (больных), нуждающихся в медицинской помощи и лечении за их пределами.

Медицинская эвакуация начинается с организованного вывоза и выноса пораженных с объектов (участков) поражений, из районов стихийных бедствий и крупных аварий, где обеспечивается оказание им первой медицинской помощи, и завершается с поступлением их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на конечные этапы медицинской эвакуации является одним их главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи и объединения рассредоточенных на местности во времени лечебно-эвакуационных мероприятий в одно целое. Наряду с этим эвакуация обеспечивает высвобождение от пострадавших работающих в очаге поражения медицинских формирований. В то же время любая транспортировка неблагоприятно влияет на состояние пораженных и течение патологического процесса.

В зависимости от условий для эвакуации пораженных используется специальный, приспособленный и неприспособленный автомобильный, железнодорожный, водный и авиационный транспорт, выделенный для этого начальниками гражданской обороны объектов народного хозяйства, районов, областей, краев, республик.

3.Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в комплексе медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях

Разрушения, большое количество пострадавших, осуществление в полном объеме эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях приводит к скоплению больших масс населения в загородных зонах. В местах рассредоточения рабочих и служащих предприятий и размещения эвакуированного городского населения складываются неблагоприятные санитарно-бытовые условия, вследствие чего создаются предпосылки для возникновения желудочно-кишечных и других инфекционных заболеваний среди населения, особенно в летнее время.

Основные мероприятия по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия в этих условиях проводят СЭС. Они осуществляют гигиеническую оценку санитарной обстановки и дают рекомендации по оптимальному поведению населения, участвуют в проведении мероприятий по защите и предотвращению распространения инфекционных заболеваний.

Для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий используются также:

- инфекционные больницы (отделения);

- медицинские работники санитарно-гигиенического и противоэпидемического профиля, работающие в медицинских и других учреждениях;

- дезинфекционные (стационарные и передвижные) камеры и санитарные пропускники независимо от ведомственной принадлежности, бани, прачечные и другие коммунальные учреждения;

- гидрометерологические станции, ветеринарные агрохимические лаборатории.

При организации противоэпидемических мероприятий среди населения особое внимание уделяется следующим вопросам:

- проведению непрерывной противоэпидемической разведки с целью обнаружения в возможно ранние сроки инфекционных больных;

- организации выборочного бактериологического контроля за водой и продуктами, поступающими на снабжение населения;

- активному выявлению и изоляции (госпитализации) инфекционных больных подозрительных на эти заболевания лиц;

- организации и проведении профилактической и текущей дезинфекции, а также дезинфекции в эпидемических очагах с привлечением к этой работе личного состава санитарных дружин и населения.

Чрезвычайные ситуации как правило затрагивают большие массы населения на обширных территориях, и велика вероятность появления большого числа пораженных, нуждающихся в экстренной помощи. В этой ситуации предотвращению жертв может способствовать только комплекс мероприятий по медицинской защите населения, включающий в себя лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. При этом эти мероприятия должны выполняться в максимально сжатые сроки и специальными, профессионально подготовленными формированиями, которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. Но кроме этого большую роль в оказании помощи пострадавшим играет само население пораженных территорий (само- и взаимопомощь), поэтому возрастает необходимость в обучении населения основам гражданской обороны.

1. Гражданская оборона /под общ. ред. А.Т. Алтунина.- М: Воениздат,1980.

2. Гражданская оборона /под ред. В.И. Завьялова.- М: Медицина, 1989.

3. В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов Гражданская оборона, М: Высшая школа,1986.

4. Руководство по медицинской службе гражданской обороны /под ред. А.И. Бурназяна. - М: Медицина, 1983.

5. Это должен знать и уметь каждый (памятка для населения) М: Воениздат, 1984.

6. С.Я. Разоренов Курс лекций по курсу "Гражданская оборона" Северо-Западная академия государственной службы.