Категория: Инструкции
ИНСТРУКЦИЯ
О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГАРАЖАХ,
АВТОСТОЯНКАХ И НА АВТОТРАНСПОРТЕ
1 Общие требования.
При содержании гаража работники обязаны руководствоваться Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Правилами пожарной безопасности для предприятия автотранспорта (ВППБ 11-01-96), другими нормативными документами, регла-ментирующими требования пожарной безопасности, и настоящей Инструкцией.
Гараж по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф5.2, по степени огнестойкости – I. а по классу конструктивной пожарной опасности – С0.
Помещения для стоянки легковых автомобилей по НПБ 105-95 допускается относить к категории В1-В4, за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжиженном газе.
В гараже и помещениях гаража, на видных местах, должны быть вывешены знаки (таблички) с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за противопожарный режим и номера телефона вызова пожарной охраны «01» или «112».
Работники гаража, водители допускаются к работе только после прохождения вводного и первичного противопожарного инструктажей на рабочем месте. Результаты проведения инст-руктажей фиксируются соответственно в «Журнале регистрации вводного противопожарного инструктажа» и в «Журнале регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте», с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Работники гаража и водители должны быть обучены приемам работы с огнетушителем, пожарным краном, которые обозначены знаками.
2 Требования к содержанию гаражей, автостоянок.
Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, кладовые допускается раз-мещать не ниже первого подземного этажа.
Размещение других технических помещений на этажах не регламентируется.
Указанные помещения должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противо-пожарными перегородками 1-го типа.
Не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы.
Покрытие пола автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.
Покрытие рамп и пешеходных дорожек на них должно исключать скольжение.
Покрытие пола должно быть из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП 1.
Автомобиль, прибывший в гараж, должен быть оборудован исправным, сертифицированным огнетушителем.
Легковой автомобиль должен комплектоваться порошковым или хладоновым огнетушителем вместимостью корпуса не менее 2 л (ОП-2 или ОХ-2), а автобус особо малого класса (типа «Газель») - как минимум, одним порошковым огнетушителем (ОП-2).
Допускается применение на автомобиле ОУ, если он имеет огнетушащую способность не ниже (по классу пожара B), чем рекомендуемый ОП.
Курить разрешается только в специально оборудованном для этого месте, обозначенном знаком.
Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, технические помещения должны оборудоваться:
автоматической пожарной сигнализацией;
системой оповещения людей о пожаре;
системой общеобменной вентиляции;
пожарными кранами;
сертифицированными переносными огнетушителями в соответствии с требованиями ППБ 01-03;
знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97, ГОСТ Р.12.4.026-2001;
электрическими фонариками (на случай отключения освещения).
Места стоянок автотранспорта в гараже должны оборудоваться:
двумя выездами, буксировочными тросами из расчета один трос на 10 автомобилей;
автоматической пожарной сигнализацией;
системой оповещения людей о пожаре;
сертифицированными переносными и передвижными огнетушителями, в соответствии с требованиями ППБ 01-03;
знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97, ГОСТ Р.12.4.026-2001.
Наружные проезды и площадки у выходов из гаража должны своевременно очищаться от снега и льда.
Специальные огнезащитные покрытия, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия.
Должен быть разработан план эвакуации, расстановки автомобилей с указанием очередности и порядка эвакуации.
Должно быть предусмотрено дежурство в ночное время, выходные и праздничные дни, а так-же определен порядок хранения ключей зажигания.
Направления путей движения автомобилей и эвакуационных путей, выходов для людей и выездов для автотранспорта из гаража должны оборудоваться объемными самосве-тящимися знаками пожарной безопасности, подключенными к сети эвакуационного освещения.
Указатели должны устанавливаться на высоте 2 м и 0,5 м от пола и включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики.
В местах проезда автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наи-большую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м.
Пути движения автомобилей внутри автостоянок должны быть оснащены ориентирующими водителя указателями.
Параметры мест для хранения автомобилей и проездов на автостоянке, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания определяются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, габари-тов автомобилей, их маневренности и расстановки с учетом требований ОНТП 01-91.
Минимальные размеры мест хранения следует принимать: длина места стоянки - 5,0 м, ширина - 2,3 м.
Помещения содержать в чистоте. Упаковочный материал необходимо удалять ежедневно по мере его накопления.
По окончании работы лицо, ответственное за противопожарный режим помещения, или работник, уходящий последним, должен проверить противопожарное состояние помеще-ния и обесточить электрооборудование.
Пролитые на пол ГСМ должны быть немедленно убраны при помощи песка.
Рабочую одежду необходимо хранить в специальных шкафах.
3 При эксплуатации гаражей, автостоянок запрещается:
Использовать первичные средства пожаротушения не по назначению.
Загромождать оборудованием и другими предметами эвакуационные пути, проходы и подходы к пожарным кранам, огнетушителям.
Оставлять без присмотра включенные в сеть электрические приборы.
Хранить запасы топлива и масел, а также тару из-под ГСМ.
Применять горючие растворители (ацетон, бензин) для промывания инструмента и оборудования вне специально оборудованных площадок.
Оставлять на месте стоянки промасленную ветошь и спецодежду по окончании работы.
Хранить вместе с каучуком или резиной какие-либо другие материалы, не зависимо от однородности применяемых огнетушащих веществ.
Проводить огневые и другие пожароопасные работы без наряда-допуска и при нахождении в помещении лиц, не участвующих в проведении работ.
Производить термические, сварочные и другие пожароопасные работы.
4 Водителю и обслуживающему персоналу в гаражах, автостоянках запрещается:
4.1 Курить вне специально оборудованных мест.
4.2 Нарушать план расстановки при парковке автотранспортного средства, уменьшая расстояние между автомобилями.
4.3 Загромождать ворота и проезды.
4.4 Промывать двигатель с использованием ЛВЖ.
4.5 Сливать горючие жидкости в канализационные сети.
4.6 Оставлять автомобиль с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии течи горючего и масла.
4.7 Заправлять и сливать из автомобиля топливо.
4.8 Подзаряжать аккумуляторы непосредственно на автомобиле.
4.9 Подогревать двигатели открытым огнем.
4.10 Пользоваться открытыми источниками огня для освещения.
4.11 Оставлять автомобиль с включенным зажиганием.
4.12 Поручать техническое обслуживание автомобиля лицам, не имеющим соответствующей квалификации.
4.13 Допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла.
4.14 Эксплуатировать автомобиль с неисправными приборами системы питания.
4.15 Ставить автомобиль на хранение с неисправной электропроводкой, системой питания.
5 Действия персонала при пожаре.
5.1 Первый, обнаруживший пожар или явные признаки горения (задымление, запах гари), немедленно должен сообщить по местному телефону сотрудникам охраны и по городскому телефону «01» или «112» в пожарную охрану, указать объект и место возникновения пожара, сообщить свою фамилию; по возможности принять меры по тушению пожара имеющимися огнетушителями и пожарным краном.
5.2 Дежурный персонал при возникновении пожара обязан:
5.2.1 Обнаружив пожар или признаки горения (задымление, запах гари) продублировать сообщение о пожаре в пожарную охрану по телефону «01» или «112»и сотрудникам охраны.
5.2.2 Указать эвакуационные маршруты, порядок движения при эвакуации.
5.2.3 Назначить лиц из состава дежурного персонала и водителей, привлекаемых к эвакуации людей и транспортных средств.
5.2.4 Удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара.
5.2.5 По возможности приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.
5.2.6 В случае невозможности потушить загоревшийся автомобиль, соблюдая меры безопасности, по возможности отбуксировать горящий автомобиль из гаража с помощью других транспортных средств.
5.3 Для тушения очага пожара передвижным воздушно-пенным огнетушителем ОВП-100.01 необходимо:
подвести огнетушитель к очагу пожара на расстояние 5-6 метров и установить его вертикально;
размотать резиновый шланг, взять в руку пеногенератор;
другой рукой сорвать пломбу и открыть запорное устройство баллона, заряженного рабочим газом до отказа;
направить струю пены на очаг пожара. Запрещается направлять струю пены на электроустановки, находящиеся под напряжением.
5.4 Для тушения очага пожара переносным углекислотными огнетушителями (ОУ-3, ОУ-4, ОП–3, ОП-4) необходимо:
взять огнетушители (если они на кронштейне, то снять с кронштейнов);
поднести огнетушитель к очагу пожара;
сорвать пломбу, выдернуть чеку;
направить раструб на огонь;
нажать на рычаг управления подачи газа и приступить к тушению пожара.
5.5 Порядок приведения в действие пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода:
необходимо обесточить электрооборудование;
первый номер срывает пломбу и открывает шкаф, второй номер берет ствол и раскатывает пожарный рукав в направлении очага пожара;
далее первый номер открывает кран и включает кнопку насоса–повысителя, второй номер работает со стволом по тушению пожара.
5.6 При невозможности организовать тушение пожара немедленно покинуть гараж, руководствуясь планом эвакуации.
* Внимание! При использовании инструкций будьте внимательны! Их следует доработать применительно к Вашим условиям. Нетиповые инструкции по охране труда могут также содержать некоторые неточности и ошибки.
зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.
ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').
Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.
Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.
Настоящая инструкция по охране труда разработана для водителя легкового автомобиля
1. Общие требования охраны труда
1.1. К выполнению работ по управлению легковым автомобилем допускаются лица, не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работ, проверку знаний и допущенные к самостоятельной работе.
1.2. Работнику проводятся:
1.3. Водитель обязан:
1.4. При оформлении водителя на работу за ним должен быть закреплен определенный легковой автомобиль приказом по предприятию.
1.5. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая поручена администрацией.
1.6. Водитель должен:
1.7. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах.
1.8. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.
1.9. При обнаружении загорания или в случае пожара:
1.10. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.11. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.12. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» водитель легкового автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев)
1.13. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
1.14. Работники обеспечиваются необходимой спецодеждой и защитными приспособлениями согласно действующих нормам. Хранить спецодежду следует в специальных шкафчиках отдельно от личной одежды.
1.15. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.
2.2. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.
2.3. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:
2.4. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.
2.5. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «СТОП» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.6. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.
2.7. Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.
2.8. При работе автомобиля на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
2.9. Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.
3.4. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».
3.5. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.6. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.
3.7. Водителю не разрешается:
3.8. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!»
3.9. При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару. Использованную ветошь складировать с негорючие изолированные ящики с плотными закрывающимися крышками.
3.10. Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).
3.11. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.12. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.13. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.14. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.
3.15. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. В случае возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.
4.3. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.
4.4. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, непосредственному руководителю, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.5. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить исправность автомобиля.
5.2. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.3. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.5. Вымыть руки с мылом.
5.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
К управлению автомобилями допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории и талон к нему, прошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, проверку знаний в объеме I группы по электробезопасности.
Стажировка водителей-стажеров должна проводиться на той марке (модели) автомобиля, на том маршруте (кроме автомобильных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки), на котором они будут работать самостоятельно.
Не реже одного раза в 6 месяцев водитель проходит повторный инструктаж, при необходимости - внеплановый и целевой инструктажи, ежегодно – проверку знаний по вопросам охраны труда.
Водитель обязан соблюдать правила личной гигиены:
Водителю не допускается:
Водители в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты обеспечиваются согласно Приложения 1 к настоящей Инструкции.
Водители, не выполняющие требований настоящей инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы. Надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.
Произвести внешний осмотр автомобиля, выполнение его технического обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации). Осмотреть лестницы, переходные мостики, подножки, рабочие площадки, очистить их от грязи, снега, льда.
Осмотр автомобиля в темное время суток производить с использованием переносного электрического светильника с предохранительной сеткой напряжением не свыше 42 В или электрического фонаря с автономным питанием.
Проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и деталей автомобиля, влияющих на безопасность движения, в том числе:
Проверку производить при заторможенных колесах.
К кабине транспортного средства предъявляются следующие требования:
Не допускается эксплуатация транспортных средств с неисправными и не отрегулированными приборами.
Замки всех дверей, а также привод управления дверьми транспортных средств должны быть исправными, исключающими возможность самопроизвольного открывания дверей во время движения.
Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание или обмерзание стекол кабины.
Системы питания, смазки, отопления и охлаждения не должны иметь течи.
Сигнализация, извещающая водителя транспортного средства о положении дверей салона (открыты, закрыты), должна быть исправной.
Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца должны быть исправны и правильно установлены. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.
Не допускается установка на колеса одного моста (оси) транспортного средства шин с различными типами рисунков протектора.
Все провода электрооборудования должны иметь надежную неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена. Не допускается течь электролита из аккумуляторной батареи.
Испытание и опробование тормозов на ходу проводить на площадке, размеры которой должны исключать возможность наезда автомобиля на людей, строения и тому подобное в случае отказа тормозов.
Перед регулировкой тормозов после их проверки полностью остановить автомобиль, поставить противооткатные упоры и выключить двигатель, убедиться в том, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.
Проверить комплектность автомобиля, прицепа, полуприцепа. Автомобиль, прицеп, полуприцеп должны быть укомплектованы:
Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, комплектуются двумя огнетушителями: один находится в кабине водителя, а второй - в кузове автомобиля.
Грузовой автомобиль с кузовом типа "фургон", используемый для перевозки грузов с обязательным сопровождением людьми, кроме того, должен иметь:
Грузовые автомобили, осуществляющие междугородные и международные перевозки, дополнительно комплектуются металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, а в зимнее время - цепями противоскольжения. На козелках должна быть указана предельно допустимая нагрузка.
Пройти предрейсовый медицинский осмотр.
Ознакомиться с условиями работы на линии и особенностями перевозимого груза.
Получить у лица, ответственного за выпуск автомобилей на линию, путевой лист с отметками о технической исправности автомобиля и прохождении предрейсового медицинского осмотра, указанием маршрута следования и режима работы водителя.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
Автомобиль должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность при перевозке пассажиров и грузов.
Выезд на линию на неисправном или неукомплектованном автомобиле не допускается.
Перед пуском двигателя затормозить автомобиль стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение, в автомобиле, подключенном к системе подогрева, отключить и отсоединить элементы подогрева.
Пуск двигателя автомобиля производить при помощи стартера.
Использование пусковой рукоятки допускается только в исключительных случаях.
При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:
Для подогрева двигателя и системы питания автомобиля, устранения ледяных образований и пробок необходимо применять только горячий воздух, воду, пар и тому подобное. Во избежание пожара не допускается пользоваться открытым огнем.
Необходимо вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленных ограничений и обеспечивающей безопасность движения автомобиля, учитывая интенсивность движения, особенности и состояние автомобиля и перевозимого им груза, дорожные и метеорологические условия (в частности видимость в направлении движения). Не отвлекаться на разговоры во время движения автомобиля.
При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки автомобиля.
Остановку и стоянку автомобиля производить на обочине по правой стороне дороги, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней - у края проезжей части.
Оставляя автомобиль, необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля и использование его другими лицами:
При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости включить габаритные или стояночные огни.
Перед выходом из кабины на проезжую часть убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
Допускается перевозить людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или с кузовом-фургоном, оборудованными сиденьями, закрепленными соответственно на высоте не менее 0,3 м от верхнего края борта и 0,3 - 0,5 м от пола, с прочными спинками в количестве, не превышающем количества оборудованных для сидения мест, и скоростью не более 60 км/ч.
Не допускается перевозка людей в кузове прицепной тележки, а также детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой и в кузове-фургоне.
Перед поездкой на грузовом автомобиле проинструктировать пассажиров о порядке посадки в кузов, размещения и высадки, а также о правилах поведения во время движения. Начинать движение, убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
Осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки автомобиля, а начинать движение только с закрытыми дверьми и не открывать их до полной остановки.
Посадка людей в грузовой автомобиль с бортовой платформой и высадка их из него осуществляется со стороны заднего борта по стационарной или съемной лестнице.
Вход людей в грузовой автомобиль с кузовом-фургоном и выход их из него осуществляется сзади или с правой стороны кузова через дверной проем открывающихся наружу дверей по подножкам, расположенным непосредственно под дверьми.
Не допускается движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, бортах или на грузе выше бортов, а также выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля.
При движении по территории организации и других объектов следует пользоваться только установленными схемой движения проходами и проездами.
Не допускается стоять и проходить под поднятым грузом.
При подъезде к железнодорожному переезду убедиться в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства и руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, положением шлагбаума, звуковым сигналом и указаниями дежурного по железнодорожному переезду.
Пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу железнодорожному транспортному средству.
При постановке автомобиля под погрузочно-разгрузочные работы принять меры, предупреждающие самопроизвольное движение.
Перед подачей автомобиля назад убедиться, что его никто не объезжает, а поблизости нет людей или каких-либо препятствий.
Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и тому подобное) для организации безопасного движения автомобиля, выезд осуществлять только по сигналам другого работника.
Погрузка и разгрузка грузов, крепление их и тентов на автомобиле, а также открывание и закрывание бортов автомобилей, полуприцепов и прицепов осуществляются силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций под руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.
После погрузки грузов и крепления их на автомобиле грузоотправителем проверить размещение, крепление и состояние груза во избежание его смещения, падения или создания препятствий для движения.
В случае обнаружения нарушений в размещении, креплении и состоянии груза потребовать от лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, устранить их.
При погрузке грузов с помощью грузоподъемных кранов выйти из кабины и находиться вне зоны возможного падения груза.
Не допускается грузить автомобиль и прицепы сверх установленных габаритов и грузоподъемности.
Необходимо подавать звуковой сигнал в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, в том числе:
В целях предотвращения возникновения пожара не допускается:
При обращении с автомобильным топливом необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
Заправку автомобиля производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочного пункта.
Перед заправкой автомобиля необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, при заправке автомобиля газовым топливом закрыть магистральный вентиль (расходные вентили при этом остаются открытыми).
На заправочном пункте не допускается:
Транспортное средство для перевозки пищевых продуктов должно быть чистым, отвечать установленным санитарным требованиям и иметь санитарный паспорт на право перевозки в нем пищевых продуктов, выдаваемый территориальным центром гигиены и эпидемиологии.
Использование предназначенных для перевозки пищевых продуктов транспортных средств на других перевозках не допускается.
Во время работы водителю необходимо пользоваться выданными средствами индивидуальной защиты и своевременно ставить в известность непосредственного руководителя работ о необходимости их химчистки, стирки, сушки, ремонта и обезвреживания.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РЕМОНТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ
Водитель имеет право принимать участие в ремонте и техническом обслуживании автомобиля только при соответствии своей квалификации характеристике выполняемых работ или наличии соответствующей смежной профессии и с разрешения непосредственного руководителя работ.
Перед началом работ необходимо пройти соответствующий инструктаж по охране труда, ознакомиться с технологической документацией на ремонт и техническое обслуживание, эксплуатационными документами завода-изготовителя автомобиля.
Во избежание несчастного случая не допускается выполнять работы повышенной опасности без прохождения специального обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, в том числе:
по обработке материалов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках, абразивным и эльборовым инструментом;
аккумуляторные, вулканизационные, кузнечно-прессовые, окрасочные, сварочные, шиномонтажные работы;
с применением ручных электрических и пневматических машин, гидравлических и электрических автомобильных подъемников, электрических талей и других грузоподъемных машин.
При ремонте и техническом обслуживании автомобиля соблюдать требования безопасности, установленные в соответствующих инструкциях по охране труда, технологической документации на ремонт и техническое обслуживание автомобиля, эксплуатационных документах завода-изготовителя автомобиля.
Автомобиль подавать на посты технического обслуживания и ремонта в чистом и сухом состоянии.
Мойку автомобилей производить на специально отведенных постах мойки.
Постановку на пост технического обслуживания и ремонта осуществлять под руководством должностного лица, ответственного за ремонт и техническое обслуживание автомобилей.
После постановки автомобиля на напольный пост технического обслуживания и ремонта:
Перед началом работы по ремонту автомобиля, установленного на осмотровой канаве:
При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить подкладку, на которую установить домкрат.
Не допускается устанавливать под домкрат случайные предметы.
Перед вывешиванием автомобиля с помощью домкрата для снятия колеса затормозить автомобиль стояночным тормозом, включить первую передачу и положить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры для предотвращения скатывания автомобиля, ослабить затяжку гаек крепления колеса, после этого вывесить колесо домкратом, отвернуть гайки и снять колесо.
При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным) вначале поставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.
Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.
Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости.
В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль, подложить под колеса противооткатные упоры, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
Во всех случаях под колеса автомобиля устанавливается не менее двух противооткатных упоров.
Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару. Случайно пролитые горюче-смазочные материалы посыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.
При выполнении работ под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля, использовать лежаки, коврики или деревянные решетки.
Перед проведением работ, связанных с поворотом коленчатого и карданного валов, дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.
После выполнения необходимых работ автомобиль затормозить стояночным тормозом.
Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома и монтажной лопатки.
Перед снятием узлов и деталей, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их пролития на пол.
При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при снятии колес и тому подобного) под раму автомобиля установить специальные металлические козелки.
Снятие и установку рессор производить только после предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля.
Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить с помощью бородка или оправки.
Для подъема, снятия и установки агрегатов, деталей и узлов автомобиля массой более 15 кг. использовать исправные подъемно-транспортные механизмы, оборудованные специальными приспособлениями (захватами).
Ремонт, замену подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла производить только после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.
выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, а также находиться под ними, если они вывешены только на одних подъемных механизмах без установки специальной подставки (козелка);
находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств, оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо специальных подставок (козелков) диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;
работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора, а также с поврежденными или неправильно установленными упорами;
использовать случайные подставки и подкладки вместо специального упора;
запускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза.
Транспортирование агрегатов, деталей и узлов автомобиля массой более 15 кг производить на специальных тележках, имеющих стойки и упоры, предохраняющие агрегаты, детали и узлы от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.
Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.
Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом следует убедиться, что замочное кольцо полностью легло в замковый паз диска, а при выполнении этой операции на линии - класть колесо замочным кольцом на землю.
Накачку шин производить в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кг/кв.см) с проверкой положения замочного кольца, затем до максимального давления, предписываемого техническим паспортом автомобиля.
Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом проверить, нет ли в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса и тому подобном) течи, и при наличии устранить ее, промыть систему охлаждения чистой водой.
Принять меры, исключающие попадание в антифриз нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и тому подобного).
Заправку системы охлаждения двигателя антифризом производить только при помощи специальной тары (ведра с носиком, бачка, воронки), очищенной от твердых осадков, ржавчины, остатков нефтепродуктов, промытой щелочным раствором и пропаренной, имеющей надпись: "Только для антифриза". После заправки тщательно вымыть руки водой с мылом.
Работы под автомобилем с применением инструмента ударного действия выполнять в защитных очках (защитных лицевых щитках).
Для защиты головы от механических повреждений при работе под автомобилем, установленным на осмотровой канаве, вывешенным на подъемном механизме, применять защитную каску.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
После прибытия с линии произвести осмотр автомобиля согласно перечню операций, установленных инструкцией по эксплуатации данного автомобиля.
Обо всех обнаруженных неисправностях, поломках и повреждениях сообщить лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию автомобилей.
Поставить автомобиль в отведенное для стоянки место.
После постановки автомобиля на место стоянки выключить зажигание (подачу топлива) и отключить массу (если имеется выключатель), затормозить автомобиль стояночным тормозом.
В холодное время года при постановке автомобиля на открытую стоянку слить воду из системы охлаждения автомобиля.
Привести в порядок рабочее место.
После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
При возникновении в пути неисправностей автомобиля, при которых не допускается участие в дорожном движении, немедленно прекратить движение, включить аварийную световую сигнализацию.
После включения аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, в темное время суток на неосвещенных участках дорог, в условиях недостаточной видимости немедленно выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии не менее 15 м позади автомобиля в населенных пунктах и 40 м вне населенных пунктов и сообщить непосредственному руководителю.
Приступать к устранению неисправностей или продолжать дальнейшее движения автомобиля водитель должен только по указанию непосредственного руководителя.
При невозможности дальнейшего движения водитель должен сообщить об этом непосредственному руководителю и в дальнейшем следовать его указаниям.
При устранении неисправностей соблюдать требования безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания в соответствующих инструкциях по охране труда, технологической документации на ремонт и техническое обслуживание автомобиля, эксплуатационных документах завода - изготовителя автомобиля.
Не допускается привлекать к ремонту автомобиля на участке дороги лиц, не имеющих на это права (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и других).
При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента производить ремонт не допускается.
Если движение автомобиля с техническими неисправностями не запрещено Правилами дорожного движения, включить аварийную световую сигнализацию и следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения.
При появлении во время движения запаха автомобильного топлива немедленно остановить автомобиль, выявить причину появления запаха и устранить ее.
При возникновении пожара на автомобиле немедленно остановить его, заглушить двигатель, выключить зажигание, отключить массу, перекрыть подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью огнетушителя.
В случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или на территории организации эвакуировать автомобиль в соответствии с разработанным планом эвакуации.
При несчастном случае, который произошел или очевидцем которого он стал, водитель обязан:
Водителю, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, не разрешается: