Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по летному делу img-1

инструкция по летному делу

Рейтинг: 4.7/5.0 (1856 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Летная школа «Аист» в Москве, обучение пилотированию самолетов, подготовка пилотов любителей, обучение полетам на самолете - курсы пилота любителя

Первоначальная подготовка пилотов любителей в летной школе Аист

Приоритетным направлением деятельности аэроклуба «Аист» стала подготовка пилотов-любителей (частных пилотов), желающих получить PPL (Private Pilot License). Летная школа проводит обучение на учебно-тренировочных самолетах Як-18Т, которые дали путевку в небо не одной тысяче российских и зарубежных летчиков.

Теория и практика летного дела

Курсы учебно-летной подготовки (КУЛП) проходят в два основных этапа: теоретическая и практическая подготовка.

  1. Изучение теории летного дела ведется в Москве, на учебной базе наших партнеров – авиационного учебного центра «Размах Крыльев». Ранее мы преподавали теорию сами, но столкнулись с тем, что нашим курсантам среди недели удобнее посещать вечерние теоретические занятия в Москве. Теоретический курс обучения пилотированию включает в себя следующие предметы:
  • воздушное законодательство;
  • практическая аэродинамика;
  • конструкция воздушного судна (ВС);
  • самолетовождение и навигация в небе;
  • конструкция силовой установки ВС;
  • конструкция авиационного и радиооборудования;
  • техническая и летная эксплуатация ВС;
  • аварийно-спасательные средства, их использование;
  • метеорология в авиации;
  • ведение и фразеология радиосвязи;
  • авиационная безопасность и мн. др.
  1. Программа первоначальной летной подготовки в школе пилотов проводится на аэродроме Белоомут с опытным пилотом-инструктором. Курсанты приобретут следующие навыки:
  • наземная предполетная подготовка пилотов-любителей;
  • первичные навыки пилотирования, первый самостоятельный полет;
  • полет на критически низких и высоких воздушных скоростях;
  • исключение эффекта штопора в полете;
  • взлеты и посадки в нормальных условиях и при сильном боковом ветре;
  • распознавание сваливания (начального и развившегося) и выход из него;
  • взлеты/посадки на ограниченных площадках;
  • обучение пилотированию только по приборам;
  • полет по разработанному маршруту по визуальным ориентирам, с использованием методов счисления пути и радионавигационных средств;
  • полет с имитацией аварийной ситуации: отказ двигателя, бортового оборудования и др.;
  • ночные полеты и мн. др.

Порядок и длительность обучения:

  1. Длительность теоретического курса составляет 172 часа (примерно четыре месяца). В конце обучения слушатели проходят тестирование и сдают экзамены по всем теоретическим дисциплинам.
  2. Расчетная длительность летной подготовки – 42 часа. Для эффективного обучения, выработки и поддержки навыков пилотирования необходим регулярный налет не менее двух часов в неделю. В противном случае прогресса не будет, а обучение полетам на самолете и получение свидетельства пилота-любителя затянется на неопределенно долгий срок. После прохождения курса проводятся экзаменационные проверки по самолетовождению и технике пилотирования.
  3. Приступить к выполнению тренировочных полетов в Москве можно одновременно с посещением теоретических занятий.
  4. При положительной сдаче экзаменов по теоретической и летной подготовке документы учлета передаются в Рабочую группу Высшей квалификационной комиссии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Минтранспорта РФ (РГ ВКК).
  5. После прохождения аттестации выпускнику будет вручено свидетельство пилота-любителя PPL (Private Pilot License). С данным документом у вас появляется право летать на частных суднах.
  • Оплата полного курса обучения может производиться целиком или частями, наличным или безналичным расчетом.
  • Стоимость теоретического курса школы пилотов составляет 36000 рублей. Если вы пропустили занятие, то можно без проблем посетить аналогичную лекцию в другой день в другой группе.
  • Средняя стоимость летного курса составляет около 450000 руб. или 180 руб./мин. Окончательная цена зависит от нескольких факторов, среди которых особую роль играют индивидуальные психофизиологические особенности учлета – тип нервной системы, свойства темперамента. Впрочем, практика показывает, что главными являются все же мотивационные особенности – интерес к полетам, желание научиться, а также настойчивость в усвоении учебного материала, регулярность налета. Словом, пилотами не рождаются, а становятся. Мы вам в этом поможем!

Узнать подробности обучения на пилота-любителя и получения PPL (Private Pilot License) можно по телефонам: 8-916-677-55-94 или (49663) 51-800.

Другие статьи

Как стать пилотом в Санкт-Петербурге – инструкция по прохождению ВЛЭК и выбору аэроклуба

Дайджест АОН

В Европе малая авиация давно перестала быть экзотикой. В России её аналог - авиация общего назначения – только набирает обороты. Предлагаем разобраться как, где и за сколько в Петербурге можно стать командиром своего воздушного судна.

КВС, он же командир воздушного судна, - самый главный человек на борту. Почетную должность можно завоевать, либо отлетав несколько лет в крупной авиакомпании, либо всего лишь получив удостоверение частного пилота. Какой из путей проще – вопрос спорный. Ведь, несмотря на название, на пути в «малую авиацию» препятствий ничуть не меньше, чем в «большую».

Для начала кандидат в небо должен собрать необходимый пакет документов, который отчасти напоминает набор для обучения в автошколе: во-первых, платные медицинские справки - из наркологического диспансера (300 рублей) и из психоневрологического диспансера (380 рублей); во-вторых, потребуется справка от терапевта из поликлиники о перенесенных заболеваниях за последние 5 лет (выдается бесплатно); российский паспорт, общая тетрадь на 96 листов и стандартное фото 3 на 4 см.

Следующий шаг – прохождение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК), что является неиссякаемым источником шуток и баек среди авиаторов. Впрочем, для частных пилотов требования намного мягче, чем для пилотов авиакомпаний. По сути, они такие же, как и для бортпроводников. Пройти ВЛЭК в Петербурге можно в двух местах: в медсанчасти аэропорта Пулково и медсанчасти ОАО "Авиакомпания "Россия". Там будущему пилоту вручат список необходимых анализов. И вновь придется раскошелиться: ЭКГ (300 рублей), рентген носовых пазух (300 рублей), флюорография (300 рублей), забор крови (120 рублей), анализ крови клинический (140 рублей), анализ крови на сахар (60 рублей), анализ крови на определение группы и резус-фактора (220 рублей), анализ мочи общий (110 рублей), визит к стоматологу (200 рублей). Кроме того, оплата работы комиссии ВЛЭК (офтальмолог, отоларинголог, хирург, терапевт, невропатолог) – 4 тысячи рублей. Итого почти 6 тысяч рублей. А ведь обучение еще даже не началось.

После этого можно ехать в аэроклуб, заключивший договор с авиационным учебным центром (АУЦ), и писать заявление о вступлении, а также заключать с ним договор. По словам частного пилота Сергея Иванова, первый вопрос, который обычно инструктор задает курсанту: «С какой целью вы собираетесь получить удостоверение пилота?» От этого зависит длительность курса обучения и его стоимость.

Курсант может получить удостоверение как на класс, например «на однодвигательный сухопутный самолет», а может получить только на определенный тип, скажем, на «Як-18Т», но тогда его не пустят на «Цессну». Как правило, это никак не влияет на цену обучения.

Базовый курс, который не позволяет заниматься коммерческими авиаперевозками, обойдется в 300 - 450 тысяч рублей. Более длительный курс обучения является ступенькой в «большую авиацию» и подбирается индивидуально. Соответственно, и стоимость в каждом отдельном случае своя.

В рамках базового курса курсанту в течение 260 часов расскажут обо всех теоретических аспектах самолетовождения, авиационной метеорологии, фразеологии радиообмена и многих других важных вещах.

После этого начинается самое интересное - 42 часа практических полетов. Во время первых полетов на самолете будущего КВСа научать выполнять набор высоты, снижение и виражи. Количество времени на освоение индивидуально, в среднем 3 - 4 часа. Затем тренировки усложняются: пилот учится выполнять «конвейер» - полеты в зоне аэродрома по кругу с касанием полосы и немедленным взлетом. Последняя глава - упражнения «на безопасность»: в воздухе отрабатываются отказ двигателя, сваливание, отказ выпуска закрылков и уход на второй круг. Все это занимает еще 15 - 17 часов.

Следующий этап самый волнительный – первый самостоятельный полет без инструктора. Однако допуск к нему лежит через внутренний экзамен: в кабину к курсанту подсаживается другой инструктор для объективной оценки знаний. В случае успеха пилот продолжает увеличивать налет в гордом одиночестве, правда, только в зоне аэродрома. Чтобы летать «куда захочется», придется освоить тонкости штурманской профессии: научиться выстраивать маршрут, рассчитывать топливо и многое другое.

И вот наступает тот самый момент, когда обучение подходит к концу и настает пора особого экзамена, который называется «летная проверка». В каждом АУЦ есть конкретное физическое лицо, которое имеет право ее проводить. На основании результатов этой проверки, действующей справки ВЛЭК, подтверждения прохождения летных курсов и теоретической подготовки Росавиация принимает решение о выдаче удостоверения частного пилота.

«Прежде чем пройти этот путь, надо определиться - зачем вам это нужно, - советует Сергей Иванов. - Если нет перспективы покупки своего воздушного судна, а подержанный самолет стоит от 100 тысяч долларов США, или работы коммерческим пилотом, то надо будет постоянно поддерживать свой навык. При этом рынка аренды самолетов в Петербурге почти нет, то есть нельзя прийти в аэроклуб и в одиночку отправиться в полет на понравившемся самолете».

Подготовка к обучению пилотирования вертолета такая же, как и для самолета. В остальном это два абсолютно разных летательных аппарата - не только по принципам управления, но и по философии полета.

«Вертолет гораздо сложнее самолета, но более практичен, особенно в Петербурге, где очень мало хорошей погоды. Часто приходится летать с нижним краем облачности в 300 метров, что для вертолета не так критично, как для самолета. Кроме того, на вертолете можно сесть во многих местах, например на Петропавловку. Правда, для этого потребуется получить разрешение на полет над центром города в комитете по транспорту. Оно может быть разовым или постоянным. Необходимо обосновать необходимость таких полетов», - рассказал Сергей Иванов.

Как считает заслуженный пилот России Вадим Базыкин, вертолеты в Петербурге весьма популярны: «В среднем вертолеты, скажем «Робинсоны», можно использовать в наших условиях не больше 7 - 9 месяцев в год. Однако это никого не останавливает: летают с дачи и на дачу, на работу и с работы, на экскурсии. Вертолет не боится морозов и жары, но боится «сопливой» погоды. Ценник на самый дешевый вертолет - от 200 тысяч долларов, дешевле – это такой хлам, что опасно летать. Проката вертолетов в Петербурге нет. Либо летаешь на своём вертолете, либо с инструктором в кабине».

Инструкция по охране труда для летного состава экипажа самолета Ил-86

Библиотека инструкций по охране труда (полный список всех инструкций)

Типовая инструкция по охране труда
для летного состава экипажа самолета Ил-86

(утв. Департаментом воздушного транспорта Минтранса РФ
от 10 апреля 1996 г. N ДВ-51/и)

Инструкция вводится в действие с 01.06.96 взаимен инструкции, утвержденной
МГА от 11.06.90 N 15/И

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая Типовая инструкция* распространяется на летный состав
экипажа самолета Ил-86: командира ВС, второго пилота, штурмана и бортинженера
и содержит основные требования по охране труда членов экипажа при выполнении
ими своих должностных обязанностей.
Специальные требования, обеспечивающие безопасность труда членов экипажа
в процессе подготовки к полету и во время полета, изложены в Руководстве по
летной эксплуатации самолета Ил-86 (далее по тексту - РЛЭ) и Наставлении по
производству полетов (далее по тексту - НПП).
1.2. Члены экипажа самолета (далее по тексту - члены экипажа) независимо
от квалификации и стажа работы должны своевременно и в полном объеме пройти
все виды инструктажа по безопасности труда (вводный, первичный на рабочем
месте, повторный). При перерывах в летной работе более чем на 60 календарных
дней, а также в случае нарушения требований инструкции по охране труда, члены
экипажа должны пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всем экипажем
самолета).
Лица, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаются.
1.3. Во время работы на членов экипажа могут оказывать воздействие в
основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся по территории аэродрома ВС, спецавтотранспорт и самоходные
механизмы;
- струи отработавших газов авиадвигателей, а также камни, песок и другие
предметы, попавшие в них;
- воздушные всасывающие потоки, движущиеся с большой скоростью (зона
сопел авиадвигателей);
- вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов;
- выступающие части самолета и его оборудования (элементы конструкции
двигателей, острые кромки антенн, незакрытые створки люков, лючков и т.п.);
- повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания
поверхностей самолета, складных трапов, стремянок, места стоянки и покрытия
аэродрома);
- предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги,
кабели, тросы заземления и др.);
- выполнение работы вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стремянке,
приставной лестнице, плоскости самолета, у незакрытого люка, входной двери
и т.п.);
- электрический ток, который в случае замыкания может пройти через тело
человека;
- повышенный уровень шума от работающих авиадвигателей и ВСУ;
- повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
- разряды статического электричества;
- недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки самолета, перрона;
- пожар или взрыв.
1.4. Для контроля состояния здоровья члены экипажа должны ежегодно проходить
медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК)
и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Члены экипажа, не прошедшие периодический медицинский осмотр и годовое
освидетельствование во ВЛЭК, к летной работе не допускаются.
1.5. Члены экипажа должны пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими
средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами.
1.6. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного
отдыха (при нахождении вне места базирования) члены экипажа обязаны доложить
о своем состоянии командиру ВС и обратиться за медицинской помощью.
1.7. Если с членом экипажа произошел несчастный случай, то ему необходимо
оказать медицинскую помощь и сообщить о случившемся в установленном порядке
для организации расследования этого случая в соответствии с действующим Положением
о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве.
1.8. Члены экипажа должны уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоваться
бортовой медицинской аптечкой.
1.9. Члены экипажа должны соблюдать установленный для них режим рабочего
времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного
отдыха, правила поведения во время нахождения на дежурстве, в резерве и т.д.
1.10. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов
члены экипажа должны сами соблюдать требования пожаро- и взрывобезопасности
и не допускать нарушений со стороны пассажиров (не курить на месте стоянки
ВС, не пользоваться открытым огнем и т.п.).
1.11. Члены экипажа, не соблюдающие требования инструкции по охране труда,
могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности; если нарушение связано
с причинением предприятию материального ущерба, члены экипажа могут привлекаться
к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования безопасности перед вылетом в процессе
предполетной подготовки

2.1. Члены экипажа перед полетом обязаны пройти медицинский осмотр.
При выполнении полетов за рубежом предполетный медицинский осмотр не
проводится. Ответственность за соблюдение членами экипажа полноценного отдыха
несет командир ВС.
2.2. При перемещении по территории аэродрома члены экипажа должны соблюдать
следующие правила:
2.2.1. Ходить только по специально предназначенным для этого маршрутам.
2.2.2. Во избежание несчастных случаев от наезда транспортных средств
и самоходных механизмов во время ходьбы быть внимательным, особенно в сложных
метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное
время суток; следует помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы,
подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося
автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны.
2.2.3. Соблюдать осторожность вблизи зон повышенной опасности (зон работающих
авиадвигателей, вращения воздушных винтов самолетов, несущих и рулевых винтов
вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств,
руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецавтотранспорта и
средств механизации у воздушного судна, заправки самолета ГСМ, погрузочно-разгрузочных
работ и др.), а также на проезжей части дорог; обращать внимание на неровности
и скользкие места на поверхности аэродрома и избегать передвижения по ним.
Опасно находиться на расстоянии:
- менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя;
- менее 10 м перед воздухозаборником двигателя;
- менее 20 м при работе бортовых радиолокационных станций.
2.3. В процессе предполетного осмотра воздушного судна необходимо:
2.3.1. Пользоваться исправными стремянками и приставными лестницами,
предусмотренными для самолета Ил-86. Особую осторожность следует проявлять
при неблагоприятных погодных условиях (например, во время дождя, снега). Нельзя
спрыгивать со стремянки или спускаться, шагая через несколько ступенек.
2.3.2. Соблюдать осторожность при передвижении по стоянке, чтобы не споткнуться
и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава, упорные колодки, тележки,
баллоны и т.п.
2.3.3. Во избежание травмирования головы, быть внимательным при передвижении
под фюзеляжем возле низкорасположенных частей самолета (например, мотогондол
двигателей).
2.3.4. Для исключения причин имевших место несчастных случаев с членами
экипажей следует:
- соблюдать осторожность внутри самолета для исключения травмирования
незакрытыми панелями и створками и падений в незакрытые люки;
- не держаться за проемы незакрытых дверей внутри самолета для исключения
возможного прищемления пальцев;
- при спуске по трапу застегнуть пальто или плащ, держаться за поручни.
2.4. В процессе предполетной подготовки каждый член экипажа обязан руководствоваться
требованиями РЛЭ, в том числе:
2.4.1. Бортинженер:
при осмотре самолета снаружи (в соответствии с установленным маршрутом):
- убедиться в том, что возле самолета имеются необходимые средства пожаротушения,
под колесами основных опор шасси установлены упорные колодки, токосъемники
на шасси имеют контакт с землей, самолет заземлен;
- проверить отсутствие посторонних предметов под самолетом и возле него;
- убедиться в чистоте выпускных трапов для входа в самолет.
при осмотре внутри самолета:
- убедиться в том, что все технологические люки, панели пола и потолка
закрыты; при этом следует иметь в виду, что незакрытые люки и панели явились
причиной значительного числа несчастных случаев с членами экипажей;
- осмотреть багажники, проходы в пассажирских салонах и кабине экипажа
и убедиться в отсутствии в них посторонних предметов;
- убедиться в закрытии дверей, в том числе, аварийных и грузовых;
- убедиться в том, что аварийно-спасательное оборудование и плавсредства
находятся на борту и надежно закреплены, бортовые ручные огнетушители находятся
на своих местах, бортовые медицинские аптечки укомплектованы;
- проверить наличие кислородных масок и кислорода в системе;
- убедиться в том, что кресло надежно стопорится, привязные ремни не
повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло
и длину привязных ремней);
- проверить карманы кресел во избежание травм рук оставленными колющими
и режущими предметами.
2.4.2. Второй пилот:
- произвести внешней осмотр кабины, после чего занять свое рабочее место,
убедиться в том, что кресло надежно стопорится, привязные ремни не повреждены
и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло и длину привязных
ремней);
- проверить наличие дымозащитных очков, кислородных масок и кислорода
в системе.
2.4.3. Командир ВС:
- принять доклады членов экипажа о готовности самолета и его оборудования
к полету;
- осмотреть кабину и убедиться в отсутствии посторонних предметов;
- занять свое рабочее место, убедиться в том, что кресло надежно стопорится,
привязные ремни не повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать
кресло и длину привязных ремней).
2.5. При заправке самолета топливом должны быть соблюдены следующие требования:
2.5.1. Перед заправкой необходимо проверить наличие заземления самолета
и топливозаправщика, их соединение тросом для выравнивания потенциалов статического
электричества.
2.5.2. Убедиться в наличии необходимых средств пожаротушения на месте
стоянки самолета.
2.5.3. Во время заправки самолета запрещается:
- выполнять любые виды работ по техническому обслуживанию самолета, а
также погрузочно-разгрузочные работы и обработку самолета противообледенительной
жидкостью "Арктика";
- присоединять и отсоединять аэродромный источник электропитания к бортовой
электросети;
- пользоваться открытым огнем и светильниками, не удовлетворяющими требованиям
пожарной и взрывной безопасности;
- продолжать заправку в случае приближения грозы.

3. Требования безопасности
в процессе выполнения полетного задания

3.1. Основным условием обеспечения безопасности членов экипажа в процессе
выполнения полетного задания является соблюдение ими требований НПП и РЛЭ.
3.2. Буксировку самолета можно осуществлять только при наличии давления
в тормозной системе в установленных пределах.
3.3. Во время буксировки самолета члены экипажа должны находиться на
своих рабочих местах и, в случае необходимости, принять меры к своевременной
остановке самолета.
3.4. При буксировке самолета в ночное время и в условиях плохой видимости
следует включить импульсный маяк, аэронавигационные и габаритные огни и убедиться
в том, что фары и габаритные огни на тягаче также включены.
3.5. Скорость буксировки по сухой бетонированной дорожке "носом" вперед
допускается не более 10 км/ч, "хвостом" вперед - не более 5 км/ч, вблизи препятствий
- не более 5 км/ч.
3.6. Запуск двигателей может быть начат только после получения разрешения
от диспетчера УВД, авиатехника, выпускающего самолет, и докладов членов экипажа
о готовности самолета к полету.
3.7. Перед запуском двигателей необходимо убедиться в том, что:
3.7.1. Складные трапы убраны.
3.7.2. Наземный состав, выпускающий самолет, готов к запуску двигателей.
3.7.3. Самолет поставлен на стояночный тормоз.
3.7.4. Стремянки и другое оборудование по обе стороны от самолета убраны
на расстояние, обеспечивающее безопасный запуск и опробование двигателей;
3.8. Перед выруливанием необходимо дать команду авиатехнику, выпускающему
самолет, отсоединить аэродромный источник питания.
3.9. Скорость руления должна поддерживаться в зависимости от состояния
РД, условий видимости и наличия препятствий.
3.10. Руление вблизи препятствий, в зонах интенсивного движения ВС, спецавтотранспорта,
людей, а также при ограниченной видимости должно выполняться на скорости,
обеспечивающей своевременную остановку самолета.
3.11. Члены экипажа при выполнении полета, находясь на своих рабочих
местах, должны быть пристегнуты к сидениям кресел привязными ремнями.
3.12. Члены экипажа не должны прикасаться к оголенным выводам открытых
антенн для КВ радиостанции.
3.13. При замене предохранителей следует пользоваться пинцетом с изоляцией;
нельзя применять предохранители, рассчитанные на большую силу тока.
3.14. При необходимости проверить наличие напряжения в электрической
цепи не допускается пользоваться методом "на искру".
3.15. Члены экипажа должны следить за тем, чтобы электрические щитки,
распределительные и клеммные коробки были всегда закрыты.
3.16. При полетах продолжительностью более 4-х часов в профилактических
целях следует дышать кислородом в течение 10 минут через каждые 2 часа полета,
а также перед снижением.
3.17. Члены экипажа при пользовании кислородным оборудованием должны
следить за тем, чтобы руки были чистыми, без следов жира.
3.18. Члены экипажа при каждом выходе из кабины должны закрывать входную
дверь на замок и открывать ее только по условному сигналу.
3.19. При проходе по пассажирским салонам членам экипажа следует быть
внимательными, чтобы не споткнуться о возможные складки на ковровом покрытии,
а также о ручную кладь пассажиров; принимать меры к устранению этих нарушений.
3.20. Время и очередность приема пищи членами экипажа в полете устанавливает
командир ВС. Одновременно принимать пищу обоим пилотам запрещается.
3.21. При перевозке на борту ВС оружия следует руководствоваться требованиями
авиационной безопасности, изложенными в нормативных документах по производству
досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего
персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов питания.
3.22. При заруливании на стоянку после полета члены экипажа должны наблюдать
за препятствиями и своевременно докладывать об этом командиру ВС во избежание
столкновения.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае пролива топлива во время заправки на поверхность самолета
или покрытие места стоянки заправка должна быть прекращена до полного удаления
пролитого топлива. При этом запуск двигателей можно производить не ранее чем
через 10 - 15 минут после удаления пролитого топлива с поверхности самолета
и места его стоянки.
4.2. При возникновении пожара в самолете на земле члены экипажа должны
немедленно сообщить об этом службе УВД, одновременно начать эвакуацию пассажиров.
При ликвидации пожара кроме бортовых средств необходимо дополнительно использовать
наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме.
4.3. В полете при обнаружении дыма, гари или открытого пламени в пилотской
или пассажирской кабине, а также в багажных отсеках необходимо немедленно
доложить об этом командиру ВС и приступить к поиску и тушению очага пожара
с помощью ручных огнетушителей и других доступных средств. О пожаре необходимо
сообщить диспетчеру УВД.
4.4. При появлении дыма в кабине экипажа всем членам экипажа следует
надеть дымозащитные средства (кислородные маски и дымозащитные очки).
4.5. В случае возникновения пожара в каком-либо потребителе электрической
энергии необходимо немедленно его обесточить.
4.6. Члены экипажа должны предотвращать возникновение паники среди пассажиров.
4.7. Если пожар не ликвидирован в полете, то после посадки самолета необходимо
использовать аварийные средства для эвакуации пассажиров из самолета на безопасное
расстояние.
4.8. Действия членов экипажа в случае аварийной посадки самолета и в
других особых случаях должны соответствовать требованиям РЛЭ.

5. Требования безопасности по окончании полета

5.1. Открывать входные двери и двери кухни при наличии избыточного давления
в кабине запрещается. Для выравнивания давления в кабине с наружным второму
пилоту следует приоткрыть форточку.
Перед открытием входных дверей бортинженеру необходимо убедиться, что
световые табло "Откройте дверь" над внутренними пультами управления горят.
5.2. Выходить на трап можно только после полного раскладывания трапа,
установки половин трапа в их сочленении на замки и загорании зеленого светосигнального
табло "Трап выпущен".
5.3. Члены экипажа должны выходить из самолета на выпускной трап только
после полной остановки двигателей; не допускается спускаться по трапу через
несколько ступенек; во избежание проскальзывания (особенно в дождь и снег)
во время спуска по трапу следует держаться за поручень.
5.4. Бортинженер должен убедиться в том, что:
5.4.1. В карманах кресел экипажа не оставлены режущие или колющие предметы.
5.4.2. Под колеса шасси установлены упорные колодки, самолет заземлен.
5.5. При выполнении внешнего послеполетного осмотра самолета, необходимо
соблюдать меры предосторожности, изложенные в пункте 2.3. настоящей Типовой
инструкции.
5.6. Члены экипажа должны следовать от самолета по перрону в установленных
местах безопасным путем с учетом мер безопасности, изложенных в пункте 2.2.
настоящей Типовой инструкции.

Настоящая инструкция разработана Отделом охраны труда ДВ1 (Еленским В.В.),
037 лабораторией ГосНИИ ГА (Василенко А.Е.) и согласована с отделами ДВ1:
ОЛЭиС (Столяровым Н.А.), ОТЭРАТ (Воробьевым В.И.), ОАБ (Салеевым В.Н.), Медотделом
(Хватовым Е.В.), Юротделом (Ефимуркиным С.М.).

Первый заместитель директора
Департамента воздушного
транспорта Г.Н.Зайцев

-------------------------------------------------------------------------
* На основе Типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда
с учетом конкретных условий на предприятии (в организации).

* Внимание! При использовании инструкций будьте внимательны! Их следует доработать применительно к Вашим условиям. Нетиповые инструкции по охране труда могут также содержать некоторые неточности и ошибки.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

О Положении о порядке разработки и введения в действие инструкций по выполнению авиационных работ

Распоряжение Минтранса РФ от 08.01.2004 N КР-1-р "О Положении о порядке разработки и введения в действие инструкций по выполнению авиационных работ"

Документ по состоянию на август 2014 г.

В целях повышения эффективности и безопасности авиационных работ и в связи с вступлением в силу Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации", утвержденных Приказом Минтранса России от 4 февраля 2003 г. N 11 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2003 г. регистрационный N 4314), предлагаю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке разработки и введения в действие инструкций по выполнению авиационных работ (далее - Положение).

2. Рекомендовать организациям гражданской авиации при разработке инструкций по выполнению авиационных работ использовать Положение в качестве методического материала.

3. Контроль за применением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
К.К.РУППЕЛЬ

Утверждено
распоряжением
Минтранса России
от 8 января 2004 г. N КР-1-р

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В целях настоящего Положения применяются следующие основные понятия:

1.1. Авиационные работы (АР) - работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей.

1.2. Вид авиационных работ - группа объединенных авиационных работ, близких по технологии их выполнения и характеру использования воздушных судов.

1.3. Заказчик авиационных работ (заказчик АР) - юридическое или физическое лицо, на договорных условиях пользующееся услугами гражданской авиации по выполнению авиационных работ.

1.4. Регистрация инструкции по выполнению авиационной работы - процедура занесения в Федеральный информационный фонд нормативных документов в области гражданской авиации с присвоением регистрационного номера инструкции по выполнению авиационной работы с целью ее последующего использования в системе гражданской авиации.

1.5. Субъекты авиационных работ - юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с разработкой и испытаниями авиационной техники, отработкой технологий авиационных работ, обеспечением и выполнением авиационных работ (авиационные предприятия, эксплуатанты, заказчики авиационных работ).

1.6. Технология авиационной работы - совокупность методов (способов, приемов), режимов и норм использования воздушных судов и технических средств для выполнения авиационной работы.

1.7. Технические средства для выполнения авиационных работ (ТС АР) - бортовое авиационное оборудование и специальное оборудование, предназначенное или используемое для выполнения авиационных работ.

1.8. Федеральный информационный фонд нормативных документов по авиационным работам - организационно упорядоченная совокупность нормативных документов в области авиационных работ для обеспечения субъектов авиационных работ оперативной и достоверной информацией.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Организация и выполнение полетов по авиационным работам осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими правила производства полетов в гражданской авиации Российской Федерации, общие правила выполнения авиационных работ, правила выполнения авиационных работ определенных видов, а также руководством по производству полетов и инструкциями по выполнению авиационных работ авиапредприятия (эксплуатанта).

2.2. Разработка инструкции по выполнению авиационной работы (далее - Инструкция АР) осуществляется, как правило, научно-исследовательскими организациями гражданской авиации на основе государственных контрактов или иных договоров, а также может проводиться в инициативном порядке или в рамках договора на выполнение авиационных работ иными субъектами авиационных работ. Инструкция АР является объектом интеллектуальной собственности. Права на использование Инструкции АР определяются разработчиком или условиями договора в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации".

Порядок разработки Инструкции АР работ изложен в разделе 3.

Рекомендации по оформлению Инструкции АР изложены в разделе 4.

3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ИНСТРУКЦИИ АР

3.1. Разработка Инструкции АР предусматривает следующие этапы:

3.1.1. Проведение научных исследований и летных испытаний (при необходимости);

3.1.2. Оформление временных технологических рекомендаций;

3.1.3. Производственная проверка временных технологических рекомендаций (экспериментальные авиационные работы, регистрационные испытания);

3.1.4. Оформление Инструкции АР, утверждение и, по желанию собственника или иного уполномоченного лица, представление ее на регистрацию.

Конкретный перечень этапов определяется с учетом новизны разработки, ограничений использования авиационной техники и потенциальной опасности при реализации методов выполнения авиационных работ.

3.2. Рекомендуется проводить научно-исследовательские работы по разработке Инструкции АР, включая летные испытания, в обязательном порядке, если:

3.2.1. Отсутствуют технологические требования к выполнению авиационной работы, утвержденные в установленном порядке специально уполномоченным органом в области гражданской авиации;

3.2.2. Требуется пересмотр или внесение изменений и дополнений в технологические требования к выполнению авиационной работы;

3.2.3. Для решения целей выполнения работ авиационная техника раннее не использовалась;

3.2.4. Используется новая авиационная техника, вводимая в эксплуатацию в гражданской авиации.

3.3. Научно-исследовательские работы по разработке Инструкции АР проводятся с целью:

установления возможности применения авиационных методов для решения различных задач в отраслях экономики или в интересах граждан Российской Федерации;

разработки исходных технологических требований к выполнению авиационной работы.

3.4. Исходные технологические требования формируются по результатам теоретических и экспериментальных исследований возможности реализации поставленной задачи авиационными методами.

Исходные технологические требования включают обоснованные данные по выбранному способу использования полетов воздушных судов, условиям его выполнения, перечень показателей, подлежащих нормированию.

3.5. Проверка авиационного способа и определение режимов и методик выполнения полетов воздушных судов при выполнении авиационных работ проводится экспериментальным путем. Основными оценочными критериями при экспериментальной проверке для установления условий и ограничений выполнения авиационных работ являются обеспечение безопасности полетов воздушных судов и эффективное функционирование используемых при выполнении авиационных работ технических средств.

3.6. Результатом проведенных научных исследований является проект технологических требований к определенному виду авиационных работ.

3.7. На основе технологических требований разрабатываются временные технологические рекомендации, содержащие следующие данные:

- назначение авиационной работы и технологические нормативы;

- эксплуатационные характеристики используемых воздушных судов;

- эксплуатационные характеристики технических средств для выполнения авиационных работ;

- требования к организации и обеспечению авиационных работ;

- требования к охране труда и экологической безопасности;

- указания по производственной проверке.

3.8. Производственная проверка временных технологических рекомендаций проводится в виде экспериментальных авиационных работ или регистрационных испытаний с целью уточнения технологических нормативов в реальных условиях выполнения авиационной работы. Основными оценочными критериями при производственной проверке являются обеспечение безопасности, достижение необходимой эффективности и качества в соответствии с требованиями рынка авиационных услуг (заказчика авиационных работ).

3.9. Экспериментальные авиационные работы (регистрационные испытания) проводятся в соответствии с программами и методиками летных исследований (испытаний). Общие рекомендации по организации и оформлению документации по летным испытаниям (исследованиям) приведены в Приложении 1.

3.10. Заключительным этапом разработки Инструкции АР является ее оформление на основе полученных результатов, утверждение и, по желанию собственника или иного уполномоченного лица, представление на регистрацию.

4. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ АР

4.1. Инструкция АР содержит технологические нормативы, инструктивные и методические материалы, обеспечивающие возможность безопасного и эффективного выполнения авиационной работы.

4.2. Инструкция АР учитывает требования:

4.2.1. Нормативных документов, регламентирующих деятельность гражданской авиации;

4.2.2. Нормативных документов, регламентирующих деятельность отраслей экономики, в интересах которых она будет выполняться;

4.2.3. Эксплуатационной документации на используемую авиационную технику;

4.2.4. Эксплуатационно-технической документации заказчика авиационной работы на оборудование и материалы, используемые при выполнении авиационной работы.

4.3. Инструкция АР содержит следующие основные разделы:

4.3.1. Общие сведения;

4.3.2. Технологические нормативы;

4.3.3. Воздушные суда;

4.3.4. Технические средства;

4.3.5. Используемые вещества, материалы, объекты и пр.;

4.3.6. Организация и обеспечение авиационных работ;

4.3.7. Квалификационные требования к авиационному, техническому и вспомогательному персоналу;

4.3.8. Технологические процессы;

4.3.9. Охрана труда;

4.3.10. Охрана окружающей среды.

4.4. Содержание и объем информации, представляемой в Инструкции АР, уточняется в соответствии с технологическими требованиями к выполнению авиационных работ определенных видов, области ее применения.

4.5. Порядок согласования и утверждения Инструкции АР определяется с учетом назначения и области ее применения в рамках контракта (договора) на разработку Инструкции АР или договора на выполнение авиационной работы.

5. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКЦИИ АР

5.1. Регистрация Инструкции АР осуществляется посредством включения ее в Федеральный информационный фонд нормативных документов по авиационным работам с присвоением соответствующего регистрационного номера.

5.2. Порядок создания, ведения и пользования Федеральным информационным фондом нормативных документов по авиационным работам определяется на основе Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации".

5.3. Объектами регистрации являются:

5.3.1. Инструкции АР, разработанные по заказу специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

5.3.2. Инструкции АР, разработанные по заказу иных федеральных органов исполнительной власти - потенциальных потребителей авиационных работ;

5.3.3. Инструкции АР эксплуатантов, разработанные в инициативном порядке или в соответствии с договором на выполнение авиационных работ;

5.3.4. Инструкции АР юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), разработанные иными субъектами авиационных работ в интересах эксплуатантов или заказчиков авиационных работ.

5.4. Регистрация Инструкций АР является добровольной. Для регистрации Инструкции АР заявителем (собственником Инструкции АР или иным уполномоченным лицом) оформляется заявка на регистрацию (форма заявки приведена в Приложении 2), к которой прилагается 2 экземпляра подлинника Инструкции АР на бумажном носителе и копия в электронном виде.

5.5. Заявка на регистрацию Инструкции АР содержит следующую информацию:

- наименование Инструкции АР;

- основание для разработки Инструкции АР;

- сведения о заявителе;

- условия использования Инструкции АР в гражданской авиации.

Приложением к заявке является информационная справка, оформленная в соответствии с Приложением 3.

5.6. При регистрации и внесении в Федеральный информационный фонд нормативных документов по авиационным работам Инструкции АР присваивается регистрационный номер. Повторное использование регистрационных номеров не производится.

5.7. Заявителю выдается первый экземпляр Инструкции АР с проставленным в нем регистрационным номером. Второй экземпляр Инструкции АР и материалы по ее регистрации остаются в федеральном информационном фонде нормативных документов по авиационным работам и подшиваются в дело, которое заводится по каждой зарегистрированной Инструкции АР.

5.8. Изменения в зарегистрированную Инструкцию АР могут вноситься по инициативе заявителя, на имя которого зарегистрирована Инструкция АР.

Регистрация изменений, вносимых в Инструкцию АР, проводится в порядке, установленном для их регистрации.

5.9. Перерегистрация Инструкции АР осуществляется в случае изменения информационных данных, определяющих структуру регистрационного номера Инструкции АР. Перерегистрация Инструкции АР проводится в порядке, установленном для первоначальной регистрации, с присвоением нового регистрационного номера.

5.10. Информация о внесенных изменениях в Инструкцию АР и о перерегистрации Инструкции АР отражается в электронной базе данных Федерального информационного фонда нормативных документов по авиационным работам. Материалы включаются в дело Инструкции АР.

5.11. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации публикует через сеть Интернет информацию о зарегистрированных Инструкциях АР на официальном сайте специально уполномоченного органа в области гражданской авиации.

Официальная информация включает следующие данные информационного фонда:

- наименование и область применения;

- сведения о порядке использования и получения рабочих экземпляров Инструкции АР.

Приложение 1
(к п. 3.9)

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ЛЕТНЫМ ИСПЫТАНИЯМ (ИССЛЕДОВАНИЯМ) 1. Организация и обеспечение

1.1. Организация и подготовка летных испытаний (исследований) предусматривает:

- изучение испытываемого объекта;

- планирование летных испытаний;

- разработку программы и методики летных испытаний;

- рассмотрение программы на летно-методическом совете;

- формирование испытательных бригад и подготовку их к работе;

- установку на воздушное судно технических средств и средств объективного контроля;

- подготовку необходимого наземного оборудования;

- проведение необходимых организационно-технических мероприятий по месту проведения испытаний;

- проведение специальных подготовок (по программе испытаний, предварительной и предполетной).

1.2. Обеспечение летных испытаний (исследований) предусматривает:

- организационное обеспечение (взаимодействие участников испытаний, обеспечение горюче-смазочными материалами, режимно-охранные мероприятия);

- обеспечение испытательных полетов (летное, штурманское, инженерно-авиационное, медицинское, метеорологическое, управление воздушным движением, аэронавигационной информацией, радиосветотехническим оборудованием, аварийно-спасательное).

1.3. Инженерно-авиационное обеспечение испытательных полетов включает:

- организацию технического обслуживания ВС на аэродроме базирования и на всех других аэродромах и площадках, с которых выполняются испытательные полеты;

- техническое обслуживание воздушного судна согласно действующей технической документации;

- подготовку и допуск к испытательным и исследовательским полетам ВС с установленными на них экспериментальными, опытными и серийными техническими средствами, независимо от места их разработки и изготовления, а также контрольно-записывающей аппаратуры;

- участие в техническом обслуживании экспериментального оборудования в соответствии со специальной документацией на него.

1.4. Установка на ВС технических средств и контрольно-регистрирующей аппаратуры производится в соответствии с технической документацией:

- инструкция по монтажу и эксплуатации;

- технические условия на установку ТС на ВС;

- паспорт (формуляр) на изделие, выданный организацией-изготовителем.

2. Разработка программы и методики

2.1. Программа испытаний - организационно-методический документ, устанавливающий объект и цели испытаний, виды, последовательность и объем проводимых экспериментов, порядок, условия, место и сроки проведения испытаний, обеспечение и отчетность по ним, а также ответственность за обеспечение и проведение испытаний.

2.2. Программа летных испытаний содержит следующие разделы:

- методические указания по проведению испытаний;

- требования безопасности при испытаниях;

2.3. В разделе "Общие положения" указывают:

- основание для проведения испытаний;

- место и сроки проведения испытаний;

- организации, участвующие в испытаниях;

- перечень ранее проведенных испытаний;

- перечень представляемых на испытания документов;

- должности, фамилия и инициалы лиц, ответственных за обеспечение и проведение испытаний.

2.4. В разделе "Объект испытаний" указывают:

- полное наименование объекта испытаний;

- основные технические данные установленных технических средств;

- характер доработок и изменений.

2.5. В разделе "Цель испытаний" указывают конкретные цели, которые должны быть достигнуты в процессе испытаний.

2.6. В разделе "Задачи испытаний" указывают конкретные задачи, которые должны быть выполнены для реализации поставленной цели.

2.7. Раздел "План испытаний" содержит следующие пункты:

- продолжительность и режим испытаний;

- порядок и условия проведения испытаний;

- проверка комплектности аппаратуры;

- определение технологических показателей, предусмотренных исходными требованиями к технологии или другими документами;

- составление технологических карт для летного и наземного персонала;

- оценка условий труда обслуживающего персонала и экипажа;

- определение, при необходимости, экологических, санитарно-гигиенических и иных показателей, характеризующих безопасность технологии.

2.8. В разделе "Методические указания по проведению испытаний" приводятся основные сведения по используемым методикам выполнения работ по каждому пункту программы с указанием:

- обоснование выбранного метода испытаний или подтверждение выбора со ссылкой на нормативный документ на методы испытаний;

- перечень характеристик, количественно выражающих оцениваемый параметр, схемы и средства их контроля с указанием суммарной погрешности измерений;

- расчетные соотношения и формулы, по которым рассчитывают оцениваемые параметры;

- указания по обработке, анализу и оценке результатов испытаний.

Если испытания проводят по отдельному методическому документу, утвержденному в установленном порядке, то приводят его полное наименование и включают в комплект представляемых на испытания документов.

2.9. В разделе "Требования безопасности при испытаниях" приводят перечень работ, по результатам которых делается вывод об уровне обеспечения безопасности труда при проведении испытаний.

2.10. В разделе "Отчетность" указывают:

- перечень отдельных документов, которые должны оформляться в процессе испытаний и по их завершении с указанием сроков их оформления;

- перечень рассылки отчетов (актов) по испытаниям;

- порядок, место и сроки хранения первичных отчетных материалов испытаний. К числу отчетных документов относятся отчеты (акты) о результатах испытаний, задания на испытательные полеты с заполненным разделом "отчет о выполнении задания и выводы", рабочие записи (планшеты, журналы) участников испытаний, материалы испытаний (ленты контрольно-записывающей аппаратуры, барограммы, протоколы первичной обработки учетных приспособлений и т.д.). Все документы испытаний подписываются исполнителями.

3. Разработка методики испытаний

3.1. Методика испытаний - организационно-методический документ, включающий метод испытаний, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования безопасности и охраны окружающей среды.

3.2. Методика испытаний в общем случае включает:

- область применения и назначение, содержащее определение технологических параметров;

- совокупность характеристик условий испытаний, допустимых пределов их значений и норм точности воспроизведения;

- допустимые пределы значений технологических параметров, не определяемых по данной методике, но влияющие на результаты испытаний;

- наименование метода испытаний;

- алгоритмы получения данных испытаний;

- нормы и (или) показатели точности данных и результатов испытаний, являющихся количественными характеристиками;

- вероятности, характеризующие правильность данных и результатов испытаний, являющихся качественными характеристиками;

- требования к средствам испытаний (измерений), обеспечивающих достижение требуемой точности результатов испытаний;

- нормы расходования материалов для испытаний;

- алгоритмы обработки данных испытаний и программы компьютерной обработки данных;

- требования безопасности труда и охраны окружающей среды.

4. Оформление результатов летных испытаний

4.1. Результат испытаний - оценка характеристик свойств объекта, установления соответствия объекта заданным требованиям по данным испытаний, результаты анализа качества функционирования объекта в процессе испытаний.

4.2. Основным документом, в котором в обработанном и систематизированном виде содержатся исчерпывающие сведения о проведенных исследованиях, является акт (отчет) по результатам летных испытаний (исследований).

4.3. Акт (отчет) летных испытаний содержит следующие основные разделы:

- сведения по объекту испытаний;

- перечни недостатков, выявленных при испытаниях, и мероприятия по их устранению.

4.4. В разделах "Сведения по объекту испытаний" и "Цель испытаний" приводятся фактические данные с учетом соответствующих разделов программы испытаний.

4.5. В материалах испытаний подробно излагаются результаты испытаний по каждому пункту программы с кратким указанием примененной методики измерений и указанием использованных при этом средств объективного контроля. Все фактически полученные результаты должны быть документально подтверждены, оформлены в виде протоколов, таблиц, графиков, схем и т.п. и подписаны исполнителями.

4.6. Выводы базируются на цифровом и фактическом материале, изложенном в разделе "Материалы испытаний", содержат ответы на вопросы, поставленные в разделе "Цель испытаний" и служат основой для заключения.

4.7. Летная оценка составляется и подписывается летчиком-испытателем, а при необходимости также другими членами экипажа. Летная оценка содержит следующую информацию:

- тип ВС, количество и условия полетов;

- ответы на основные вопросы "Заданий на полеты" по пунктам программы;

- предложения и рекомендации летного состава по устранению недостатков объекта испытаний;

- выводы, в которых четко формулируются основные положительные и отрицательные стороны объекта испытаний и дается конкретный ответ на вопрос пригодности объекта или о пределах и режимах применения объекта для конкретных целей.

4.8. Заключение логично формируется из разделов "Выводы" и "Летная оценка" и содержит оценку результатов испытаний с точки зрения их соответствия технологическим требованиям, дальнейшего использования объекта испытаний (допущен к применению, требуется производственная проверка, требуется проведение дополнительных исследований).

4.9. Перечни недостатков, выявленных при испытаниях, определяют круг вопросов, по которым проводятся доработки и другие мероприятия. Поэтому в Перечни включаются все недостатки, отмеченные в заключении, выводах, летной оценке.

В Перечень N 1 включаются недостатки, влияющие на безопасность полета, и другие недостатки, подлежащие устранению до начала использования Инструкции АР эксплуатантами.

В Перечень N 2 включаются недостатки, не связанные с безопасностью полетов и подлежащие устранению на этапе внедрения.

В Перечне N 3 приводятся предложения по совершенствованию Инструкции АР, связанные с использованием воздушного судна и технического средства для выполнения авиационной работы.

5. Подготовка проекта дополнений в эксплуатационную документацию

5.1. Если из целей и результатов испытаний вытекает необходимость внесения дополнений в руководство по летной эксплуатации (РЛЭ), инструкции по эксплуатации и регламенту технического обслуживания используемых технических средств, то разрабатываются проекты таких дополнений.

5.2. Дополнения составляются по форме, максимально облегчающей их включение в действующую документацию, с указанием страниц и пунктов, которые рекомендуется изменить или дополнить. Предлагается проект новой редакции измененного или дополненного пункта.

5.3. Проект дополнения в руководство по летной эксплуатации ВС составляется и подписывается ведущим летчиком-испытателем и ведущим инженером по испытаниям, а при необходимости и специалистами - непосредственными исполнителями работы. Проект дополнения представляется организации - разработчику авиационной техники для утверждения и введения в действие в установленном порядке.

5.4. Проекты дополнений в эксплуатационную документацию на технические средства для выполнения авиационных работ подписывают ведущий инженер по испытаниям и непосредственные исполнители, разработавшие эти дополнения. Проект дополнения представляется организации - разработчику этих технических средств для утверждения и введения в действие в установленном порядке.

Приложение 2
(к п. 5.4)

ФОРМА ЗАЯВКИ НА РЕГИСТРАЦИЮ ИНСТРУКЦИИ АР

Приложение 3
(к п. 5.5)

ИЗЛОЖЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СПРАВКИ

1. В наименовании информационной справки приводят вид авиационной работы и полное наименование Инструкции АР.

2. Информационная справка включает:

- назначение и основные условия применения технологии;

- сведения о разработчике (заявителе);

- основание для разработки (при необходимости);

- взаимосвязь с нормативными документами;

- выполненные исследования (испытания) и производственная проверка;

- сведения о согласовании и утверждении Инструкции АР;

1. В разделе "Область распространения" указывают:

1.1. Цели применения технологии;

1.2. Потенциальные заказчики авиационных работ;

1.3. Используемые воздушные суда (с указанием типа, модификации); ограничения по использованию (регионы полетов; виды наземного обеспечения; наличие технических средств, вспомогательных материалов, подготовленного персонала, специальных разрешений).

2. В разделе "Сведения о разработчике" указывают:

3.1. Полное наименование юридического лица; фамилию, имя, отчество физического лица;

3.2. Юридический и (или) почтовый адрес;

3.3. Средства связи (телефакс, электронная почта);

3.4. Фамилию, имя, отчество руководителя (для юридического лица);

3.5. Другие сведения (наличие лицензий, сертификатов, свидетельств об аккредитации, документов, подтверждающих компетентность в области разработки авиационных технологий и необходимость проведения летных испытаний).

4. В разделе "Основание для разработки" указывают:

4.1. Наименование организационно-распорядительных, договорных и иных документов и их реквизиты (кем утверждены (подписаны), даты утверждения (согласования, подписания));

4.2. Наименование нормативных документов на разрабатываемую технологию (требования к технологиям авиационных работ, требования заказчиков авиационных работ, иные требования) и их реквизиты.

5. В разделе "Взаимосвязь с другими нормативными документами" указывают:

5.1. Действующие нормативные документы, которыми следует руководствоваться при использовании технологии АР;

5.2. Обоснование предложений о необходимости пересмотра, разработки изменений или отмены действующих нормативных документов в результате внедрения технологии АР.

6. В разделе "Выполненные исследования, испытания и производственные проверки" приводятся сведения по всем видам работ, результаты которых явились основанием для документального оформления технологии АР:

6.1. Научные исследования (организация-исполнитель, тема НИР, наименование и реквизиты выходного документа);

6.2. Наземные и летные исследования и испытания (организации-исполнители, наименование и реквизиты программ и актов испытаний);

6.3. Производственные проверки (организации-исполнители, наименование и реквизиты программ и методик, актов и отчетов).

7. В разделе "Дополнительные сведения" излагается опыт проведения авиационных работ в соответствии с технологическими документами, введенными МГА СССР, ДВТ Минтранса России, ФСВТ России, ФАС России, Минтрансом России, с обоснованием внесенных изменений и дополнений при пересмотре разработанной раннее технологии.

Календарь