Руководства, Инструкции, Бланки

скачать инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности гтс img-1

скачать инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности гтс

Рейтинг: 4.0/5.0 (1921 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Постановление Госгортехнадзора РФ от N 2 - Об утверждении Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприяти

Постановление Госгортехнадзора РФ от 12 января 1998 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России"
  • Постановление Госгортехнадзора РФ от 12 января 1998 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России"
  • Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России. РД 03-259-98
    • 1. Общие положения
    • 2. Цели, задачи и объекты мониторинга безопасности
    • 3. Порядок функционирования системы мониторинга безопасности
    • 4. Службы, осуществляющие мониторинг безопасности, их основные задачи, обязанности и права

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России
от 12 января 1998 г. N 2
"Об утверждении Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России"

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) постановляет:

Утвердить Инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России.

Начальник Госгортехнадзора России

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 1998 г.

Регистрационный N 1467

Инструкция
о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России
РД 03-259-98
(утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 12 января 1998 г. N 2)

ГАРАНТ:

Шифр РД 03-259-98 присвоен настоящей Инструкции в соответствии с Общероссийским строительным каталогом

См. Методические рекомендации по организации надзора за обеспечением безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС) на подконтрольных органам Госгортехнадзора предприятиях и объектах РД 03-141-97. утвержденные приказом Госгортехнадзора РФ от 28 апреля 1997 г. N 83

1. Общие положения

1.1. "Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России"* разработана с учетом требований Федеральных законов Российской Федерации "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97 N 117-ФЗ. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ и Постановлений Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 16.10.97 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений".

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1113 признано утратившим силу

Инструкция определяет цели, задачи, функции и структуру мониторинга безопасности гидротехнических сооружений промышленных предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору РФ, а также устанавливает порядок его осуществления при их эксплуатации.

ГАРАНТ:

См. также Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 28 января 2002 г. N 6

1.2. В целях настоящей "Инструкции. " используется следующее понятие: "мониторинг безопасности гидротехнических сооружений промышленных предприятий, организаций (далее "Мониторинг безопасности") - это совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером их воздействия на окружающую среду.

Мониторинг осуществляется в целях анализа и оценки прогноза развития ситуации с безопасностью сооружений и подготовку рекомендаций по преодолению негативных тенденций и устранению выявленных недостатков.

1.3. Инструкция является обязательной для предприятий, организаций всех организационно-правовых форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию гидротехнических сооружений промышленных предприятий, поднадзорных Госгортехнадзору России.

1.4. Мониторинг безопасности осуществляется в пределах границ земельного участка, предоставленного для возведения гидротехнического сооружения (земельного отвода). В случаях, когда вредное влияние сооружения, распространяется за границы земельного отвода, сфера действия мониторинга должна быть расширена до границ влияния.

1.5. Основой мониторинга безопасности являются ведущиеся на промышленных предприятиях, организациях наблюдения за состоянием безопасности и характером влияния гидротехнических сооружений на окружающую среду, осуществляемые службой геотехконтроля, маркшейдерскими, геологическими, природоохранными и иными службами.

1.6. Ведение мониторинга безопасности в горнодобывающей, металлургической, химической промышленности осуществляется на единой информационной и методической основе, обеспечивающей сопоставимость результатов наблюдений и совместимость с ними других систем мониторинга.

1.7. Структура и содержание мониторинга безопасности в разных отраслях промышленности регламентируется настоящей Инструкцией и другими ведомственными нормативно-методическими документами, согласованными с Госгортехнадзором России.

1.8. Координацию развития и функционирования систем мониторинга безопасности осуществляет Госгортехнадзор России .

2. Цели, задачи и объекты мониторинга безопасности

2.1. Мониторинг осуществляется с целью обеспечения постоянного контроля за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и их воздействием на окружающую среду, предотвращения возникновения аварийных ситуаций и создания условий для безопасной эксплуатации.

2.2. Основной задачей мониторинга безопасности является обеспечение управления в области рациональной и безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, безопасного ведения работ.

2.3. Цели и задачи мониторинга безопасности достигаются посредством организации системы постоянных (непрерывных) визуальных и инструментальных (в том числе автоматизированных, дистанционных) наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации в необходимых объемах.

2.4. К объектам мониторинга безопасности относятся:

- Промышленные гидротехнические сооружения (накопители промышленных отходов: хвостохранилища, шламохранилища, гидроотвалы, пруды-отстойники, накопители технических, дренажных и шламовых вод, технологические водохранилища, выведенные из эксплуатации накопители жидких промышленных отходов, используемые как техногенные месторождения полезных ископаемых или находящиеся в нестабильном состоянии), включающие:

* намывные и насыпные ограждающие и подпорные дамбы и плотины;

* грунты основания гидротехнического сооружения в зоне влияния;

* системы гидротранспорта и оборотного водоснабжения, включая прудки-отстойники;

* основное технологическое оборудование;

* природоохранные сооружения, предназначенные для предотвращения вредного влияния накопителя.

- Проектная и эксплуатационная документация вышеуказанных объектов.

- Состояние процесса подготовки и порядка подготовки обучения эксплуатационного персонала.

2.5. К основным технологическим процессам, на которые распространяется мониторинг безопасности, относятся:

* технология складирования (намыва) шламов в накопители промышленных отходов;

* технология осветления и оборота технической воды;

* технология рекультивации и вывода из эксплуатации (ликвидации) накопителей промышленных отходов;

* технология повторной разработки и извлечения шламов из законсервированного накопителя;

* осушение накопителей промышленных отходов;

* технология промышленной переработки токсичных отходов.

Мониторинг безопасности также распространяется на:

* осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости гидротехнических сооружений и элементов конструкции накопителя;

* анализ изменения химического состава складируемых отходов (класс токсичности) и характер его влияния на состояние конструкций ГТС.

2.6. Основные функции системы мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий:

* наблюдения за устойчивостью (статической, динамической, сейсмической и фильтрационной) ограждающих дамб и других сооружений (элементов конструкции) накопителей промышленных отходов;

* наблюдения за уровнями воды, глубиной, мутностью, химсоставом и объемами воды в прудках-отстойниках;

* наблюдения за фильтрацией из накопителя;

* учет сбросов (баланс) дренажных вод и выбросов загрязняющих веществ (в том числе пыли) в окружающую среду;

* учет объемов и динамики складирования шламов;

* учет физико-механических характеристик шламов, укладываемых в ограждающие дамбы и чашу накопителя;

* учет технологических параметров складирования (намыва) шламов;

* учет нарушенных (деградированных, загрязненных) и рекультивированных (восстановленных) земель;

* наблюдения за состоянием (загрязнением) подземных и поверхностных вод в районе накопителя, а также грунтов прилегающих территорий.

3. Порядок функционирования системы мониторинга безопасности

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору РФ производствах, объектах и в организациях РД 03-417-0. утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 4 июля 2001 г. N 27

3.1. Перечень контролируемых при осуществлении мониторинга безопасности параметров определяется на основании действующих нормативных документов, проекта натурных наблюдений (с учетом действующих и необходимых контрольно-измерительных приборов), рекомендаций по результатам экспертных оценок состояния безопасности сооружения, а также рекомендаций и предложений служб мониторинга, создаваемых на базе организаций, имеющих лицензию Госгортехнадзора на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений.

3.2. Мониторинг безопасности строится на основе оптимизации объемов дистанционных и иных наблюдений, обеспечивающих своевременное выявление (прогнозирование) и предупреждение наиболее опасных аварийных ситуаций. Для выполнения отдельных наблюдений могут привлекаться соответствующие специализированные организации.

3.3. Основные требования к осуществлению мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций устанавливаются при проектировании гидротехнических сооружений и их эксплуатации.

3.4. Согласование проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений, выполненного эксплуатирующей организацией, осуществляется службой мониторинга, указанной в п.3.1.. которая осуществляет проверку информационной совместимости в соответствии с требованиями, установленными специализированной организацией (аналитическим центром), имеющей лицензию Госгортехнадзора России.

ГАРАНТ:

См. письмо Госгортехнадзора РФ от 27 февраля 2002 г. N 08-10/216 "О согласовании проектов мониторинга безопасности гидротехнических сооружений"

3.5. В целях определения уровня безопасности гидротехнических сооружений предприятиями, организациями по результатам ведения мониторинга составляются аналитические сведения по форме утверждаемой Госгортехнадзором России, которые направляются в специализированную организацию (аналитический центр), а при необходимости в региональные органы Госгортехнадзора.

4. Службы, осуществляющие мониторинг безопасности, их основные задачи, обязанности и права

4.1. Состав службы предприятий, организаций, осуществляющий мониторинг безопасности, ее основные обязанности и права определяются "Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических объектов накопителя промышленных отходов (хвостового (шламового) хозяйства) предприятия", утверждаемой руководителем предприятия, организации по согласованию с региональным органом (округом) Госгортехнадзора России.

4.2. Руководство и организацию ведения мониторинга безопасности рекомендуется возлагать на службу геотехконтроля хвостового хозяйства предприятия, организации с привлечением специалистов маркшейдерских, геологических, технологических и иных служб предприятия.

4.3. Работы по мониторингу безопасности могут также выполняться на договорной основе специализированными организациями, имеющими специалистов необходимой квалификации и лицензию Госгортехнадзора России на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений.

4.4. Для регулирования безопасности гидротехнических сооружений и контроля ведения мониторинга, а также в целях своевременного получения и обмена информацией между предприятиями, организациями и специализированной организацией, имеющей лицензию на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (далее именуемой аналитическим центром), рекомендуется заключать соответствующие договора.

4.5. Указанный аналитический центр при этом осуществляет следующие функции:

а). Периодический контроль за качеством натурных наблюдений на гидротехнических сооружениях предприятий, организаций.

б). Анализ и обработка поступающих данных натурных наблюдений по компьютерной сети или другими видами связи от предприятий, организаций, а также служб мониторинга.

в). Оперативное выявление угрожающих мер и тенденций, разработка мер и рекомендаций по их преодолению и направление информации о них по компьютерной сети или другими видами связи предприятиям, организациям и органам Госгортехнадзора России.

г). Информационное обслуживание предприятий, организаций и всех заинтересованных пользователей по вопросам безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

4.6. Методическое руководство и контроль за осуществлением мониторинга безопасности гидротехнических сооружений возлагается на Госгортехнадзор России и его региональные органы.

* В дальнейшем для краткости именуется - Инструкция.

Указанная Инструкция определяет цели, задачи, функции и структуру мониторинга безопасности гидротехнических сооружений промышленных предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору РФ, а также устанавливает порядок его осуществления при их эксплуатации. Инструкция является обязательной для предприятий, организаций всех организационно-правовых форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию гидротехнических сооружений промышленных предприятий, поднадзорных Госгортехнадзору России. Мониторинг безопасности осуществляется в пределах границ земельного участка, предоставленного для возведения гидротехнического сооружения. В случаях, когда вредное влияние сооружения, распространяется за границы земельного отвода, сфера действия мониторинга должна быть расширена до границ влияния. Координацию развития и функционирования систем мониторинга безопасности осуществляет Госгортехнадзор России. К объектам мониторинга безопасности относятся: промышленные гидротехнические сооружения (накопители промышленных отходов: хвостохранилища, шламохранилища, гидроотвалы, пруды-отстойники, накопители технических, дренажных и шламовых вод, технологические водохранилища, выведенные из эксплуатации накопители жидких промышленных отходов, используемые как техногенные месторождения полезных ископаемых или находящиеся в нестабильном состоянии); проектная и эксплуатационная документация вышеуказанных объектов; состояние процесса подготовки и порядка подготовки обучения эксплуатационного персонала.

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 12 января 1998 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 1998 г.

Регистрационный N 1467

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в газете "Российские вести" от 3 марта 1998 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, март 1998 г. N 5 (дата подписания выпуска в печать 3 марта 1998 г.), в Еженедельнике официальной информации "Курьер" от 20 марта 1998 г. N 11

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Другие статьи

Перечень документов для эксплуатации ГТС

Перечень документов для эксплуатации ГТС

В организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения (ГТС) должно быть назначено должностное лицо, ответственное за получение и хранение технической документации, выделено помещение (шкафы) для ее хранения и заведен журнал учета хранимой и выданной документации.

1. Проектная и строительная документация:

1.1. Утвержденный проект или рабочий проект со всеми изменениями и дополнениями, материалы экспертизы проекта.

1.2. Рабочая документация на строительство или реконструкцию ГТС.

1.3. Исполнительная строительная документация на принятые в эксплуатацию объекты и сооружения.

1.4. Исполнительные акты приемки по закладке реперов, марок, пьезометров.

1.5. Отчеты об инженерных изысканиях, выполненных для составления проекта, рабочей документации и других целей.

1.6. Отчеты о научно - исследовательских работах.

1.7. Акты приемки сооружений в эксплуатацию.

1.8. Паспорта и заводские инструкции по эксплуатации на установленное оборудование.

1.9. Проект эксплуатации ГТС.

1.10. Проект мониторинга безопасности ГТС (если не входит в состав проекта или проекта эксплуатации).

2. Документация, составляемая предприятием:

2.1. Декларация безопасности ГТС с приложениями.

2.2. Паспорт ГТС, технические паспорта сооружений.

2.3. Проект мониторинга безопасности ГТС (если он не разработан проектной организацией).

2.4. Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС.

2.5. Местная инструкция по эксплуатации ГТС.

2.6. Действующие должностные инструкции специалистов и производственные инструкции для рабочих, инструкции по технике безопасности, противопожарной технике и промышленной санитарии.

2.7. Материалы по обучению, инструктажу и проверке знаний эксплуатационного персонала.

2.8. План ликвидации аварий.

2.9. Паспорт безопасности опасного объекта.

2.10. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (если численность штата менее 50 человек -инструкция).

2.11. Расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС.

2.12. Критерии безопасности ГТС.

2.13. Ситуационный план объектов накопителя.

2.14. Годовой график заполнения и производства работ на накопителе.

2.15. Исполнительная съемка накопителя.

2.16. Исполнительные поперечники по створам КИПиА с нанесением проектного и фактического положения депрессионной кривой.

2.17. Продольный профиль по оси дамбы с указанием проектных и фактических отметок гребня.

2.18. Последние съемки надводных пляжей и подводных отложений.

2.19. Журналы натурных наблюдений за сооружениями и геотехнического контроля.

2.20. График планово-предупредительных ремонтов.

2.21. Акты на скрытые работы, выполненные эксплуатационным персоналом.

2.22. Годовые отчеты о состоянии ГТС.

3. Документы инспектирующих и контролирующих органов:

3.1. Лицензия на право строительства и эксплуатации ГТС.

3.2. Акты комиссионных обследований ГТС, акты и предписания инспектирующих и контролирующих органов, журнал авторского надзора.

3.3. Заключения по оценке технического состояния ГТС, выполненные специализированными организациями.

3.4. Акты о произошедших авариях и отказах в работе сооружений и оборудования, материалы расследования их причин.

3.5. Заключение государственной экспертизы декларации безопасности ГТС.

3.6. Приказы и распоряжения по организации или обогатительной фабрике, касающиеся сооружений накопителя.

Проектная и исполнительная строительная документация, а также материалы инструментальных наблюдений за сооружениями и геотехнического контроля должны храниться в архиве организации до окончательной консервации ГТС.

Скачать инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности гтс

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 12-01-98 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ. Актуально в 2016 году

2. Цели, задачи и объекты мониторинга безопасности

2.1. Мониторинг осуществляется с целью обеспечения постоянного контроля за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и их воздействием на окружающую среду, предотвращения возникновения аварийных ситуаций и создания условий для безопасной эксплуатации.

2.2. Основной задачей мониторинга безопасности является обеспечение управления в области рациональной и безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, безопасного ведения работ.

2.3. Цели и задачи мониторинга безопасности достигаются посредством организации системы постоянных (непрерывных) визуальных и инструментальных (в том числе автоматизированных, дистанционных) наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации в необходимых объемах.

2.4. К объектам мониторинга безопасности относятся:

- Промышленные гидротехнические сооружения (накопители промышленных отходов: хвостохранилища, шламохранилища, гидроотвалы, пруды - отстойники, накопители технических, дренажных и шламовых вод, технологические водохранилища, выведенные из эксплуатации накопители жидких промышленных отходов, используемые как техногенные месторождения полезных ископаемых или находящиеся в нестабильном состоянии), включающие:

- намывные и насыпные ограждающие и подпорные дамбы и плотины;

- грунты основания гидротехнического сооружения в зоне влияния;

- системы гидротранспорта и оборотного водоснабжения, включая прудки - отстойники;

- основное технологическое оборудование;

- природоохранные сооружения, предназначенные для предотвращения вредного влияния накопителя.

- Проектная и эксплуатационная документация вышеуказанных объектов.

- Состояние процесса подготовки и порядка подготовки обучения эксплуатационного персонала.

2.5. К основным технологическим процессам, на которые распространяется мониторинг безопасности, относятся:

- технология складирования (намыва) шламов в накопители промышленных отходов;

- технология осветления и оборота технической воды;

- технология рекультивации и вывода из эксплуатации (ликвидации) накопителей промышленных отходов;

- технология повторной разработки и извлечения шламов из законсервированного накопителя;

- осушение накопителей промышленных отходов;

- технология промышленной переработки токсичных отходов.

Мониторинг безопасности также распространяется на:

- осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости гидротехнических сооружений и элементов конструкции накопителя;

- анализ изменения химического состава складируемых отходов (класс токсичности) и характер его влияния на состояние конструкций ГТС.

2.6. Основные функции системы мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий:

- наблюдения за устойчивостью (статической, динамической, сейсмической и фильтрационной) ограждающих дамб и других сооружений (элементов конструкции) накопителей промышленных отходов;

- наблюдения за уровнями воды, глубиной, мутностью, химсоставом и объемами воды в прудках - отстойниках;

- наблюдения за фильтрацией из накопителя;

- учет сбросов (баланс) дренажных вод и выбросов загрязняющих веществ (в том числе пыли) в окружающую среду;

- учет объемов и динамики складирования шламов;

- учет физико - механических характеристик шламов, укладываемых в ограждающие дамбы и чашу накопителя;

- учет технологических параметров складирования (намыва) шламов;

- учет нарушенных (деградированных, загрязненных) и рекультивированных (восстановленных) земель;

- наблюдения за состоянием (загрязнением) подземных и поверхностных вод в районе накопителя, а также грунтов прилегающих территорий.

РД 03-259-98 «Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госго

РД 03-259-98 «Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России»

После принятия Федеральногозакона «О безопасности гидротехнических сооружений» и ряда постановленийПравительства Российской Федерации: «Об организации государственного надзора забезопасностью гидротехнических сооружений», «Об обеспечении безопаснойэксплуатации гидротехнических сооружений», «Об утверждении Положения одекларировании безопасности гидротехнических сооружений», направленных нареализацию этого закона, были разработаны и введены в действие нормативныедокументы, распространяющиеся на поднадзорные предприятия независимо отподчиненности и форм собственности.

Нормативные документы,включенные в настоящий сборник, устанавливают общие положения и основныетребования по безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, входящих всостав предприятий химической и других отраслей промышленности.

При разработке документовучтены требования строительных норм и правил, государственных стандартов,ведомственные нормативные требования и опыт работы научно-исследовательских ипроектных институтов по оценке состояния действующих гидротехническихсооружений на промышленных предприятиях, а также разработки декларацийбезопасности.

Большая часть документовразработана впервые. При подготовке к печати правил ПБ06-123-96 были внесены изменения на основе требований действующихнормативных документов.

Нормативные документыпредназначены для работников предприятий, контролирующих и надзорных органов,экспертов, проектных и внедренческих организаций.

Постановление№ 2 от 12.01.98.

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооруженийпредприятий,
организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России.

1.1. «Инструкция о порядкеведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий,организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России»* разработана с учетомтребований Федеральных Законов Российской Федерации «О безопасностигидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ, «О промышленной безопасностиопасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ и ПостановленийПравительства Российской Федерации от 05.11.95 г. № 1113 «О единойгосударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от16.10.97 г. № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностьюгидротехнических сооружений».

* В дальнейшемдля краткости именуется Инструкция.

Инструкция определяет цели,задачи, функции и структуру мониторинга безопасности гидротехническихсооружений промышленных предприятий, организаций, подконтрольныхГосгортехнадзору РФ, а также устанавливает порядок его осуществления при ихэксплуатации.

1.2. В целях настоящей«Инструкции ¼ » используется следующеепонятие: мониторинг безопасности гидротехнических сооружений промышленныхпредприятий, организаций (далее «Мониторинг безопасности») - это совокупностьпостоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехническихсооружений и характером их воздействия на окружающую среду.

Мониторинг осуществляется вцелях анализа и оценки прогноза развития ситуации с безопасностью сооружений иподготовку рекомендаций по преодолению негативных тенденций и устранениювыявленных недостатков.

1.3. Инструкция являетсяобязательной для предприятий, организаций всех организационно-правовых формсобственности, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию иэксплуатацию гидротехнических сооружений промышленных предприятий, поднадзорныхГосгортехнадзору России.

1.4. Мониторинг безопасностиосуществляется в пределах границ земельного участка, предоставленного длявозведения гидротехнического сооружения (земельного отвода). В случаях, когдавредное влияние сооружения распространяется за границы земельного отвода, сферадействия мониторинга должна быть расширена до границ влияния.

1.5. Основой мониторингабезопасности являются ведущиеся на промышленных предприятиях, организацияхнаблюдения за состоянием безопасности и характером влияния гидротехническихсооружений на окружающую среду, осуществляемые службой геотехконтроля,маркшейдерскими, геологическими, природоохранными и иными службами.

1.6. Ведение мониторингабезопасности в горнодобывающей, металлургической, химической промышленностиосуществляется на единой информационной и методической основе, обеспечивающейсопоставимость результатов наблюдений и совместимость с ними других системмониторинга.

1.7. Структура и содержаниемониторинга безопасности в разных отраслях промышленности регламентируетсянастоящей Инструкцией и другими ведомственными нормативно-методическимидокументами, согласованными с Госгортехнадзором России.

1.8. Координацию развития ифункционирования систем мониторинга безопасности осуществляет ГосгортехнадзорРоссии.

2.1. Мониторингосуществляется с целью обеспечения постоянного контроля за состояниембезопасности гидротехнических сооружений и их воздействием на окружающую среду,предотвращения возникновения аварийных ситуаций и создания условий длябезопасной эксплуатации.

2.2. Основной задачеймониторинга безопасности является обеспечение управления в области рациональнойи безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, безопасного веденияработ.

2.3. Цели и задачимониторинга безопасности достигаются посредством организации системы постоянных(непрерывных) визуальных и инструментальных (в том числе автоматизированных,дистанционных) наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достовернойинформации в необходимых объемах.

2.4. К объектам мониторингабезопасности относятся:

Промышленныегидротехнические сооружения (накопители промышленных отходов: хвостохранилища,шламохранилища, гидроотвалы, пруды-отстойники, накопители технических,дренажных и шламовых вод, технологические водохранилища, выведенные изэксплуатации накопители жидких промышленных отходов, используемые кактехногенные месторождения полезных ископаемых или находящиеся в нестабильномсостоянии), включающие:

намывные и насыпныеограждающие и подпорные дамбы и плотины;

грунты основаниягидротехнического сооружения в зоне влияния;

системы гидротранспорта иоборотного водоснабжения, включая прудки-отстойники;

природоохранные сооружения,предназначенные для предотвращения вредного влияния накопителя.

Проектная и эксплуатационнаядокументация вышеуказанных объектов.

Состояние процессаподготовки и порядка подготовки обучения эксплуатационного персонала.

2.5. К основнымтехнологическим процессам, на которые распространяется мониторинг безопасности,относятся:

технология складирования(намыва) шламов в накопители промышленных отходов;

технология осветления иоборота технической воды;

технология рекультивации ивывода из эксплуатации (ликвидации) накопителей промышленных отходов;

технология повторнойразработки и извлечения шламов из законсервированного накопителя;

осушение накопителейпромышленных отходов;

технология промышленнойпереработки токсичных отходов.

Мониторинг безопасноститакже распространяется на:

осуществление мероприятий пообеспечению устойчивости гидротехнических сооружений и элементов конструкциинакопителя;

анализ изменения химическогосостава складируемых отходов (класс токсичности) и характер его влияния насостояние конструкций ГТС.

2.6. Основные функциисистемы мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий:

наблюдения за устойчивостью(статической, динамической, сейсмической и фильтрационной) ограждающих дамб идругих сооружений (элементов конструкции) накопителей промышленных отходов;

наблюдения за уровнями воды,глубиной, мутностью, химсоставом и объемами воды в прудках-отстойниках;

наблюдения за фильтрацией изнакопителя;

учет сбросов (баланс)дренажных вод и выбросов загрязняющих веществ (в том числе пыли) в окружающуюсреду;

учет объемов и динамикискладирования шламов;

учет физико-механическиххарактеристик шламов, укладываемых в ограждающие дамбы и чашу накопителя;

учет технологическихпараметров складирования (намыва) шламов;

учет нарушенных(деградированных, загрязненных) и рекультивированных (восстановленных) земель;

наблюдения за состоянием(загрязнением) подземных и поверхностных вод в районе накопителя, а такжегрунтов прилегающих территорий.

3.1. Перечень контролируемыхпри осуществлении мониторинга безопасности параметров определяется на основаниидействующих нормативных документов, проекта натурных наблюдений (с учетомдействующих и необходимых контрольно-измерительных приборов), рекомендаций порезультатам экспертных оценок состояния безопасности сооружения, а такжерекомендаций и предложений служб мониторинга, создаваемых на базе организаций, имеющихлицензию Госгортехнадзора на право экспертизы безопасности гидротехническихсооружений.

3.2. Мониторинг безопасностистроится на основе оптимизации объемов дистанционных и иных наблюдений,обеспечивающих своевременное выявление (прогнозирование) и предупреждениенаиболее опасных аварийных ситуаций. Для выполнения отдельных наблюдений могутпривлекаться соответствующие специализированные организации.

3.3. Основные требования косуществлению мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий,организаций устанавливаются при проектировании гидротехнических сооружений и ихэксплуатации с учетом нормативных актов Госгортехнадзора России.

3.4. Согласование проектамониторинга безопасности гидротехнических сооружений, выполненногоэксплуатирующей организацией, осуществляется службой мониторинга, указанной в п. 4.1 ,которая осуществляет проверку информационной совместимости в соответствии стребованиями, установленными специализированной организацией (аналитическимцентром), имеющей лицензию Госгортехнадзора России.

3.5. В целях определенияуровня безопасности гидротехнических сооружений предприятиями, организациями порезультатам ведения мониторинга составляются аналитические сведения по форме,утверждаемой Госгортехнадзором России, которые направляются вспециализированную организацию (аналитический центр), а при необходимости врегиональные органы Госгортехнадзора.

4.2. Руководство иорганизацию ведения мониторинга безопасности рекомендуется возлагать на службугеотехконтроля хвостового хозяйства предприятия, организации с привлечениемспециалистов маркшейдерских, геологических, технологических и иных службпредприятия.

4.3. Работы по мониторингубезопасности могут также выполняться на договорной основе специализированнымиорганизациями, имеющими специалистов необходимой квалификации и лицензиюГосгортехнадзора России на право экспертизы безопасности гидротехническихсооружений.

4.4. Для регулированиябезопасности гидротехнических сооружений и контроля ведения мониторинга, атакже в целях своевременного получения и обмена информацией междупредприятиями, организациями и специализированной организацией, имеющейлицензию на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (далее именуемойаналитическим центром), рекомендуется заключать соответствующие договора.

4.5. Указанный аналитическийцентр при этом осуществляет следующие функции:

а) Периодический контроль закачеством натурных наблюдений на гидротехнических сооружениях предприятий,организаций.

б) Анализ и обработкапоступающих данных натурных наблюдений по компьютерной сети или другими видамисвязи от предприятий, организаций, а также служб мониторинга.

в) Оперативное выявлениеугрожающих мер и тенденций, разработка мер и рекомендаций по их преодолению инаправление информации о них по компьютерной сети или другими видами связипредприятиям, организациям и органам Госгортехнадзора России.

г) Информационноеобслуживание предприятий, организаций и всех заинтересованных пользователей повопросам безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

4.6. Методическоеруководство и контроль за осуществлением мониторинга безопасностигидротехнических сооружений возлагается на Госгортехнадзор России и егорегиональные органы.

РД 03-259-98 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНАМ ГОСГОР

Выдержка из документа: РД 03-259-98 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНАМ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ

Документ добавил: (admin) Александр Кулагин [04.10.2013]

РД 03-259-98 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНАМ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ

Федеральный горный и промышленный надзор России
(Госгортехнадзор России)

НТЦ «Промышленная безопасность»

о порядке ведения мониторинга безопасности

гидротехнических сооружений предприятий, организаций,

Иванов Е.А. Шаталов А.А. Ильин А.М. Плужникова З.А. (Госгортехнадзор России)

Сборник составлен из действующих правил, рекомендаций и инструкций по вопросам безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений на хвостовых, шламовых, гидроотвальных хозяйствах и накопителях жидких отходов предприятий горнорудной, химической и металлургической промышленности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Нормативные документы разработаны Госгортехнадзором России, научно-исследовательским институтом НИИ ВИОГЕМ и фирмой ОАО «Экоцентр-Агрохимбезопасность».

Нормативные документы регулируют вопросы безопасной эксплуатации действующих объектов, ведения технической документации, отчетности, мониторинга состояния гидротехнических сооружений.

1. Общие положения. 2

2. Цели, задачи и объекты мониторинга безопасности. 3

3. Порядок функционирования системы мониторинга безопасности. 4

4. Службы, осуществляющие мониторинг безопасности, их основные задачи, обязанности и права. 5

После принятия Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и ряда постановлений Правительства Российской Федерации: «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений», «Об обеспечении безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений», «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», направленных на реализацию этого закона, были разработаны и введены в действие нормативные документы, распространяющиеся на поднадзорные предприятия независимо от подчиненности и форм собственности.

Нормативные документы, включенные в настоящий сборник, устанавливают общие положения и основные требования по безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, входящих в состав предприятий химической и других отраслей промышленности.

При разработке документов учтены требования строительных норм и правил, государственных стандартов, ведомственные нормативные требования и опыт работы научно-исследовательских и проектных институтов по оценке состояния действующих гидротехнических сооружений на промышленных предприятиях, а также разработки деклараций безопасности.

Большая часть документов разработана впервые. При подготовке к печати правил ПБ 06-123-96 были внесены изменения на основе требований действующих нормативных документов.

Нормативные документы предназначены для работников предприятий, контролирующих и надзорных органов, экспертов, проектных и внедренческих организаций.

Постановление № 2 от 12.01.98.

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий,
организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России.

1. Общие положения

1.1. «Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России»* разработана с учетом требований Федеральных Законов Российской Федерации «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ и Постановлений Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 16.10.97 г. № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений».

* В дальнейшем для краткости именуется Инструкция.

Инструкция определяет цели, задачи, функции и структуру мониторинга безопасности гидротехнических сооружений промышленных предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору РФ, а также устанавливает порядок его осуществления при их эксплуатации.

1.2. В целях настоящей «Инструкции¼» используется следующее понятие: мониторинг безопасности гидротехнических сооружений промышленных предприятий, организаций (далее «Мониторинг безопасности») - это совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером их воздействия на окружающую среду.

Мониторинг осуществляется в целях анализа и оценки прогноза развития ситуации с безопасностью сооружений и подготовку рекомендаций по преодолению негативных тенденций и устранению выявленных недостатков.

1.3. Инструкция является обязательной для предприятий, организаций всех организационно-правовых форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию гидротехнических сооружений промышленных предприятий, поднадзорных Госгортехнадзору России.

1.4. Мониторинг безопасности осуществляется в пределах границ земельного участка, предоставленного для возведения гидротехнического сооружения (земельного отвода). В случаях, когда вредное влияние сооружения распространяется за границы земельного отвода, сфера действия мониторинга должна быть расширена до границ влияния.

1.5. Основой мониторинга безопасности являются ведущиеся на промышленных предприятиях, организациях наблюдения за состоянием безопасности и характером влияния гидротехнических сооружений на окружающую среду, осуществляемые службой геотехконтроля, маркшейдерскими, геологическими, природоохранными и иными службами.

1.6. Ведение мониторинга безопасности в горнодобывающей, металлургической, химической промышленности осуществляется на единой информационной и методической основе, обеспечивающей сопоставимость результатов наблюдений и совместимость с ними других систем мониторинга.

1.7. Структура и содержание мониторинга безопасности в разных отраслях промышленности регламентируется настоящей Инструкцией и другими ведомственными нормативно-методическими документами, согласованными с Госгортехнадзором России.

1.8. Координацию развития и функционирования систем мониторинга безопасности осуществляет Госгортехнадзор России.

2. Цели, задачи и объекты мониторинга безопасности

2.1. Мониторинг осуществляется с целью обеспечения постоянного контроля за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и их воздействием на окружающую среду, предотвращения возникновения аварийных ситуаций и создания условий для безопасной эксплуатации.

2.2. Основной задачей мониторинга безопасности является обеспечение управления в области рациональной и безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, безопасного ведения работ.

2.3. Цели и задачи мониторинга безопасности достигаются посредством организации системы постоянных (непрерывных) визуальных и инструментальных (в том числе автоматизированных, дистанционных) наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации в необходимых объемах.

2.4. К объектам мониторинга безопасности относятся:

Промышленные гидротехнические сооружения (накопители промышленных отходов: хвостохранилища, шламохранилища, гидроотвалы, пруды-отстойники, накопители технических, дренажных и шламовых вод, технологические водохранилища, выведенные из эксплуатации накопители жидких промышленных отходов, используемые как техногенные месторождения полезных ископаемых или находящиеся в нестабильном состоянии), включающие:

намывные и насыпные ограждающие и подпорные дамбы и плотины;

грунты основания гидротехнического сооружения в зоне влияния;

системы гидротранспорта и оборотного водоснабжения, включая прудки-отстойники;

основное технологическое оборудование;

природоохранные сооружения, предназначенные для предотвращения вредного влияния накопителя.

Проектная и эксплуатационная документация вышеуказанных объектов.

Состояние процесса подготовки и порядка подготовки обучения эксплуатационного персонала.

2.5. К основным технологическим процессам, на которые распространяется мониторинг безопасности, относятся:

технология складирования (намыва) шламов в накопители промышленных отходов;

технология осветления и оборота технической воды;

технология рекультивации и вывода из эксплуатации (ликвидации) накопителей промышленных отходов;

технология повторной разработки и извлечения шламов из законсервированного накопителя;

осушение накопителей промышленных отходов;

технология промышленной переработки токсичных отходов.

Мониторинг безопасности также распространяется на:

осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости гидротехнических сооружений и элементов конструкции накопителя;

анализ изменения химического состава складируемых отходов (класс токсичности) и характер его влияния на состояние конструкций ГТС.

2.6. Основные функции системы мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий:

наблюдения за устойчивостью (статической, динамической, сейсмической и фильтрационной) ограждающих дамб и других сооружений (элементов конструкции) накопителей промышленных отходов;

наблюдения за уровнями воды, глубиной, мутностью, химсоставом и объемами воды в прудках-отстойниках;

наблюдения за фильтрацией из накопителя;

учет сбросов (баланс) дренажных вод и выбросов загрязняющих веществ (в том числе пыли) в окружающую среду;

учет объемов и динамики складирования шламов;

учет физико-механических характеристик шламов, укладываемых в ограждающие дамбы и чашу накопителя;

учет технологических параметров складирования (намыва) шламов;

учет нарушенных (деградированных, загрязненных) и рекультивированных (восстановленных) земель;

наблюдения за состоянием (загрязнением) подземных и поверхностных вод в районе накопителя, а также грунтов прилегающих территорий.

3. Порядок функционирования системы мониторинга безопасности

3.1. Перечень контролируемых при осуществлении мониторинга безопасности параметров определяется на основании действующих нормативных документов, проекта натурных наблюдений (с учетом действующих и необходимых контрольно-измерительных приборов), рекомендаций по результатам экспертных оценок состояния безопасности сооружения, а также рекомендаций и предложений служб мониторинга, создаваемых на базе организаций, имеющих лицензию Госгортехнадзора на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений.

3.2. Мониторинг безопасности строится на основе оптимизации объемов дистанционных и иных наблюдений, обеспечивающих своевременное выявление (прогнозирование) и предупреждение наиболее опасных аварийных ситуаций. Для выполнения отдельных наблюдений могут привлекаться соответствующие специализированные организации.

3.3. Основные требования к осуществлению мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций устанавливаются при проектировании гидротехнических сооружений и их эксплуатации с учетом нормативных актов Госгортехнадзора России.

3.4. Согласование проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений, выполненного эксплуатирующей организацией, осуществляется службой мониторинга, указанной в п. 4.1, которая осуществляет проверку информационной совместимости в соответствии с требованиями, установленными специализированной организацией (аналитическим центром), имеющей лицензию Госгортехнадзора России.

3.5. В целях определения уровня безопасности гидротехнических сооружений предприятиями, организациями по результатам ведения мониторинга составляются аналитические сведения по форме, утверждаемой Госгортехнадзором России, которые направляются в специализированную организацию (аналитический центр), а при необходимости в региональные органы Госгортехнадзора.

4. Службы, осуществляющие мониторинг безопасности, их основные задачи, обязанности и права

4.1. Состав службы предприятий, организаций, осуществляющий мониторинг безопасности, ее основные обязанности и права определяются «Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических объектов накопителя промышленных отходов (хвостового (шламового) хозяйства) предприятия», утверждаемой руководителем предприятия, организации по согласованию с региональным органом (округом) Госгортехнадзора России.

4.2. Руководство и организацию ведения мониторинга безопасности рекомендуется возлагать на службу геотехконтроля хвостового хозяйства предприятия, организации с привлечением специалистов маркшейдерских, геологических, технологических и иных служб предприятия.

4.3. Работы по мониторингу безопасности могут также выполняться на договорной основе специализированными организациями, имеющими специалистов необходимой квалификации и лицензию Госгортехнадзора России на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений.

4.4. Для регулирования безопасности гидротехнических сооружений и контроля ведения мониторинга, а также в целях своевременного получения и обмена информацией между предприятиями, организациями и специализированной организацией, имеющей лицензию на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (далее именуемой аналитическим центром), рекомендуется заключать соответствующие договора.

4.5. Указанный аналитический центр при этом осуществляет следующие функции:

а) Периодический контроль за качеством натурных наблюдений на гидротехнических сооружениях предприятий, организаций.

б) Анализ и обработка поступающих данных натурных наблюдений по компьютерной сети или другими видами связи от предприятий, организаций, а также служб мониторинга.

в) Оперативное выявление угрожающих мер и тенденций, разработка мер и рекомендаций по их преодолению и направление информации о них по компьютерной сети или другими видами связи предприятиям, организациям и органам Госгортехнадзора России.

г) Информационное обслуживание предприятий, организаций и всех заинтересованных пользователей по вопросам безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

4.6. Методическое руководство и контроль за осуществлением мониторинга безопасности гидротехнических сооружений возлагается на Госгортехнадзор России и его региональные органы.