Руководства, Инструкции, Бланки

одиссей у 010 стерео Hi Fi инструкция по ремонту img-1

одиссей у 010 стерео Hi Fi инструкция по ремонту

Рейтинг: 4.4/5.0 (1907 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Fileget80: Новости

Инструкция По Элсплуатации К Одиссей У 010

Инструкция по сборке, настройке и эксплуатации направленной КВ антенны Принципиальная схема усилителя Одиссей - 010 стерео (транзисторный).

Ar8000 инструкция по эксплуатации на русском языке. Принципиальная схема усилителя одиссей - 010 стерео (транзисторный) — 237кб (получено от.

Стереофонический усилитель Одиссей У-010 стерео. Инструкция по эксплуатации и схемы усилителя ЗЧ - " Одиссей У-010С ". Фотографии.

Киевский завод - "Радиоприбор". Выпуск с 1984 года. - Стационарный стереофонический усилитель Одиссей У-010 стерео предназначен для усиления сигналов звуковой частоты. Имеются регуляторы тембра по низшим и высшим звуковым частотам, стереобаланса, ступенчатый регулятор громкости: есть возможность включения тонкомпенсации и переключения входов для записи Основные технические характеристики: Номинальная.выходная мощность, Вт. на нагрузке 8 0м. 2х50.

Добрый день, помогите пожалуйста - нужна инструкция по эксплуатации усилителя ОДИССЕЙ-У-010 -стерео, и если возможно эл.схема.

Назначение: усилитель «Одиссей-у-010» стерео Hi-Fi предназначен для двухканального усиления сигналов низкой частоты от электропроигрывателя, радиоприемника магнитофона и других двухканальных и одноканальных бытовых источников сигнала. Основные технические характеристики: Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц Номинальная выходная мощность каждого канала: 50 Вт/8 Ом Максимальная выходная мощность при коэффициенте гармоник 10%: 85 Вт Коэффициент гармоник в диапазоне 40–16000 Гц: 0,05 % Переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ Чувствительность/входное сопротивление со входов: магнитный звукосниматель: 1 – 2 мВ/51 кОм тюнер, магнитофон: 150 – 200 мВ/220 кОм усилитель мощности: 800 – 1000 мВ/24 кОм Отношение сигнал/взвешенный шум со входов: магнитный звукосниматель: 70 дБ тюнер, магнитофон: 86 дБ Пределы регулировки: баланс: 12 дБ баланс АЧХ: ±2,5 дБ тембр НЧ: ±10 дБ тембр ВЧ: ±10 дБ Питание усилителя от сети: 220 В (+11/-22 В), частота 50 Гц Потребляемая мощность от сети: 180 Вт Размер усилителя (ШхВхГ): 460х136х395 мм Вес: 15 кг Содержание драгметаллов: золото: 0,265 г серебро: 2,49 г Описание: Усилитель имеет металлическое шасси, и алюминиевую переднюю панель. Отделка передней панели – полированный алюминий, верхняя крышка окрашена в черный цвет. Существует так же вариант усилителя с крашеной передней панелью в черный цвет. Верхняя крышка имеет множество вентиляционных окон. Ручки регулировки выполнены на дискретных регуляторах. Под крышкой (лицом к нам) детали расположены следующим образом. Трансформатор в левой части, левее его – плата стабилизатора блока питания и его радиатор, ниже от трансформатора конденсаторы и диодный мост. По центру, внизу – плата предварительных усилителей, над ней платы усилителей мощности, по бокам которых расположены радиаторы выходных транзисторов. В дне усилителя есть крышка, которая открывается с внешней стороны и дает доступ к платам усилителей мощности со стороны пайки. Справа, вверху находятся платы для подключения магнитного звукоснимателя, которые закрыты металлическим кожухом. Ниже от них гнезда входов, регулятор громкости и переключатели входов. Сзади все еще проще. Плоская панель черного цвета, 2 ответвления сети, 8 винтовых зажимов под 2 пары АС с сечением отверстия 2 мм2. Между выходами есть разъем для подключения внешнего предварительного усилителя штекер которого соединяет предварительные и выходные усилителя между собой. Гнездо сетевого предохранителя. Вход для магнитного звукоснимателя. Являясь владельцем данного усилителя предлагаю Вашему вниманию мои обзоры в двух частях: 1 часть, 2 часть. Дополнительно прилагаю инструкции по эксплуатации, а так же несколько фотографий и схем в большом разрешении. Ссылка ведет на Яндекс.Диск администратора и не содержит никаких вредоносных программ. Все упаковано в архив. Скачать можно по ссылке.

Назначение: усилитель « Одиссей-у-010 » стерео Hi-Fi предназначен для Дополнительно прилагаю инструкции по эксплуатации, а так же несколько.

Другие статьи

Downloadersuperak5: Блог

  • Блог

Скачать Инструкция По Ремонту Усилителя Одиссей У-010

В данной теме обсуждаем ремонт усилителя Одиссей У-010 Стационарный стереофонический усилитель Одиссей У-010 стерео предназначен для усиления сигналов звуковой частоты. Имеются регуляторы тембра по низшим и высшим звуковым частотам, стереобаланса, ступенчатый регулятор громкости: есть возможность включения тонкомпенсации и переключения входов для записи. Основные технические характеристики: Номинальная.выходная мощность, Вт. на нагрузке 8 0м - 2 х 50. Номинальный диапазон частот, Гц - 20. 20.000. Коэффициент гармоник при номинальной выходной мощности, %. не более - 0,05. Габариты, мм - 460 х 360 х 120. Масса,кг - 16. Инструкция по эксплуатации Одиссей 010.rar 2,72 Мб 181 раз скачано Добрый день! Возник у меня вопрос. Один канал басит меньше чем другой на одиссее 010. На фото я обвел платы на которых я поменял все электролиты на новые. Остались старые электролиты на 3-х платах, две отмечены на фото вопросительными знаками, и еще одна под платой, на которой расположены дискретные регуляторы. заменой и этих электролитов я могу что-то добиться. Ну или вообще где копать? Просто я не очень силен в этом всем. Прошу Вашей помощи. Схему прилагаю. Именно бас слабее в одной колонке и сильнее в другой. регулятор баса на это не влияет- в одной все-равно больше басов. Цифровым мультиметром был произведен замер напряжения на выходе с усилителя при частоте сигнала в 1кгц, разница между каналами была около 900 мВ. При следующем измерении сигнал подавался на линейный вход усилителя (что находится между выходами на колонки). В кач-ве предусилителя были использованы колонки Genius (Уровень выходного сигнала с колонок зафиксирован на уровне 600 мВ). Разбаланс между каналами уменьшился до 300 мВ. Но на частоте 31 гц, он добирался до значения в 1 вольт. Дабы исключить разницу громкости между каналами колонки-предусилителя, использовался только левый канал который раздваивался. На основании проведенных измерений было решено поменять конденсаторы блока питания 6х2200мкф в каждом канале. Были куплены и установлены Jamicon 1000uF(63v)+2200uF(63v)+10000uF(63v). Собственно замена конденсаторов ничего не дала, но выяснилась интересная деталь, резисторы стоящие паралельно конденсаторам R1 и R2 номиналом 2К ОЧЕНЬ сильно греются. Буквально за 1 минуту включенного усилителя их температура достигает 100 градусов, измерения проводились термопарой. Как я понял назначение этих резисторов - разряжать емкости после выключения усилителя, и гасить стартовый ток на конденсаторах (поправьте если не так). К сожалению измерения напряжений после замены конденсаторов не производились, но усилитель функционировал полностью. Разница в каналах на слух сохранилась, а так же светодиоды платы защиты продолжили гаснуть в разное время. После этого плата УМ была подвергнута более тщательному изучению, оказалось что его уже ковыряли, подстроечное сопротивление R21, было заменено и на нем напаяны дополнительные сопротивления. Конденсаторы с13(47мкф), c3(100 мкф), c43(200 мкф). В-общем левый канал уже ремонтировали. А еще обнаружилось потемневшее сопротивление на R106 1Ком 0.125вт. На пробу был выпаян конденсатор с13 (50мкф) по виду новый, и измерен - реальная емкость оказалась 12 мкф. Аналогичная операция была произведена и с правым каналом С14 - 0 мкф. Ндаа приехали, недаром везде советуют менять емкости сразу же. Но ведь усилитель работал, да и на слух искажения если и были то незаметны (выходит медведь на ухо наступил). Из домашних запасов были набраны конденсаторы у которых емкость соответствовала номиналам указанным в схеме. они были впаяны с13, с14, С3, С4, С43 с напряжением 63 или более вольт. 200 мфк конденсаторы, коих 4 (с6, с7, с9, С10) заменить не удалось ввиду отсутствия оных. но все же парочка была выпаяна и измерена - около 270мкф и чудовищный саморазряд. После впаивания новых емкостей, Измерения на 1кгц без предусилителя показали разницу 0.02 мВ, с предусилителем на 31 гц 1.5 вольта. Предусилитель был отложен (тем более он был залит какой-то липкой дрянью и требовал чистки), а я меж тем решил перепаять мелкие конденсаторы в плате защиты. Вероятно это была наибольшая из совершенных ошибок. По порядку, на схеме и на шелкографии платы были указаны полярные конденсаторы, а на деле были установлены неполярные К50-16 25v 10uF(высохшие в ноль). Но я рискнул и заменил на полярные аналогичной емкости. было С1 100мкф 6.3в К50-16 (22 мкф) C4 10мкф 25в К50-16 (1 мкф) с5 10мкф 25в К50-16 (целый) с8 50мкф 10в К50-16 (4 мкф) с10 10мкф 25в К50-16 (3 мкф) с11 и с9 уже были перепаяны на более новые по виду К50-16 и их емкость была 9.9 мкф. Не стал менять, как и с5. Утечку не мерял. стало С1 100мкф 16в Luxon C4 10мкф 63в к50-35 с5 10мкф 25в К50-16 с8 47мкф 10в из пульта ду от телевизора с10 10мкф 63в к50-35 Заодно в отмытом предусилителе заменил: с51 К50-16 и с52 К50-16, 10 вольтовые на, полярные к50-35 10мкф 63 вольта. Ненароком перепутал полярность на с52. Собрал, включил на пару секунд, один из каналов включился как положено, мигнула защита и медленно угасла, второй продолжил светиться. Реле не подключило УМ. Отключил плату защиты, отключил предусилитель, УМ заработал. Нашел неверно впаянный C52. Впаял как положено, подключил - та же история, но теперь первый канал не мигал, а второй по прежнему не желал гаснуть. Но реле стало подключать УМ. Полностью отключил БП от схемы, измерил напряжения: Выходы на УМ ХР1 -36 +35 плюс немного прыгает до 36, куда чаще чем минус. ХР3 -36 +35 как и ХР1 На Предусилителе ХР2 72 вольта, как и 12 и 13 точки. Через пару дней, снова измерил разницу между каналами: 500 миливольт на 1кгц, без предусилителя (T_T). Хотя он просто стоял и неиспользовался. Очень желательно отремонтировать усилитель без изменений конструкции. Постарался подробно изложить все чего накуролесил. Если еще вспомню - допишу. Вопросы: Что я мог испортить неверно впаяв конденсатор на предусилителе? Плата защиты, все-таки следует впаять неполярные конденсаторы? (у нас в городе с ними напряг) и как вернуть ее в рабочее состояние? Греющиеся разрядные сопротивления на конденсаторах, чего с ними делать? Не используя плату защиты и предусилитель, на малой громкости я могу испортить УМ при дальнейшей эксплуатации? Куда кроме электролитов копать по поводу разницы в каналах?

Полная Инструкция По Ремонту Усилителя Одиссей У-010

Усилитель Одиссей -У- 010 срабатывает защита. Кстати, зачем стёр ссылку на мануал, или кого хочешь развести? раздел » Аудиоаппаратура ( Ремонт музыкальных центров, магнитол, усилителей и т.д.).

Ремонт усилителя полного одиссей у- 010 стерео hi-fi. Сосед принес усилитель, в нем срабатывает защита приблизительно на половине громкости.

Колонки S-90d + Усилитель Одиссей У-010 на TDA7294 - Duration: 4:02. by KosolapovJeka 39,603 views. 4:02. Одиссей у010 и.

Ремонт Усилителя Одиссей У-010

Стационарный стереофонический усилитель Одиссей У- 010 стерео предназначен для усиления сигналов звуковой частоты.

Модернизация усилителя Одиссей 010

Модернизация усилителя одиссей 010

Начитавшись статей в интернете типа: замени провода и сиди слушай и наслаждайся, или вот ещё перл достойный внимания «недавно поменял в своём Одиссее силовые диоды КД203Д на Шотки 30С PQ 100…. Блиннн такой разницы не ожидал НЧ просто преобразились из неуверенных плюхающих низов они стали Собранные, МОЩНЫЕ так что аж грудью их ощущаешь и перегрузка субъективно начинает мигать намного позже чем с советскими диодами. Просто класс». Инженеры просто сломали голову как низкие частоты воспроизвести правильно, а оказывается всё просто поменяй диоды набери пива и пусть в груди долбит пока не продолбит. Мне, например не понятно, откуда появятся низа, если поменять диоды, так как после диодов стоят ещё электролиты 15000 мкФ, стабилизатор, и потом только УНЧ который усиливает эти самые низкие частоты, от которого на 90% зависит количество низких частот, а также их качество.

Знакомый принёс на модернизацию свой усилитель Одиссей ко мне с распечаткой, что нужно сделать.

1. Заменить все электролиты.

2. Поменять выходные разъёмы для подключения АС.

3. Отключить кнопки -10дБ, -20дБ, моно, реверс, Фильтр ИНЧ.

4. Заменить разъём на наушники на джек.

5. Отключить все селектора входов и записи, оставить только один линейный вход.

Включил усилитель в сеть, проверил его, конечно низких частот нет, идут пульсации по питанию, усилитель живёт своей жизнью, хочет работает, хочет возбуждается. Проверять параметры смысла нет.

Выпаял все электролиты, проверил на работоспособность. Из 30 конденсаторов 9 оказались либо высохли либо в обрыве.

Заменил все как и договаривались.

Менять выходные разъёмы для подключения АС хоть не очень красивые но из меди, на модные из аудиофильского железа просто смысла не вижу, а покупать по цене усилителя как-то нецелесообразно. Короче отговорил.

Отключил не нужные кнопки.

Заменил разъём для подключения наушников.

Отключил все селектора входов и записи, линейный вход подключил на плату темброблока.

Включил усилитель прогрел его в течении 20минут, выставил напряжения питания УНЧ +- 37 В, следующая регулировка тока покоя УНЧ в обоих каналах выставил по 20 мА.

Отрегулировал напряжение на выходе УНЧ, в одном канале 10мВ в другом 20мВ норма 50мВ.

Проверил выходную мощность до ограничения на нагрузке 8 Ом в одном канале получил 23,8 В, в другом 23,5 В. Положено 20 В на нагрузке 8 Ом это 50 Вт.

Отрегулировал защиту, и индикаторы перегрузки УНЧ.

Пришлось заменить пару транзисторов из-за которых возбуждался один канал УНЧ.

На этом можно сказать и всё. Усилитель модернизирован незначительно, а скорее приведен в порядок и настроен.

Усилитель показал основные технические характеристики

Номинальная выходная мощность на 8 Ом

Одиссей У 010 Стерео HI FI

Доставка Оплата Возврат

Наличными Вы оплачиваете заказ наличными курьеру при его получении. Вместе с заказом Вы получаете товарный чек, содержащий все товарные позиции Вашего заказа. Банковской картой Оплатить заказ банковской картой можно как при получении заказа в пункте выдачи, так и сразу после оформления заказа, в интернете. Оплата по счёту (для юридических лиц) Оплата заказов клиентами-юридическими лицами возможна только по безналичному расчету. После оформления заказа будет автоматически сформирован счет на оплату, который Вы можете распечатать и оплатить. Денежные средства поступят на наш счет через 2—3 рабочих дня после оплаты заказа.

Все товары, продаваемые в нашем интернет-магазине имеют гарантию 14 календарных дней.

Одиссей У 010 Стерео HI FI

(Одиссей У 010 Стерео HI FI)

Артикул: Одиссей У 010 Стерео HI FI

Отсутствует боковая крышка, на фотографии видно.

Основные технические характеристики:

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц Номинальная выходная мощность каждого канала: 50 Вт/8 Ом Максимальная выходная мощность при коэффициенте гармоник 10%: 85 Вт Коэффициент гармоник в диапазоне 40–16000 Гц: 0,05 % Переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ Чувствительность/входное сопротивление со входов: магнитный звукосниматель: 1 – 2 мВ/51 кОм тюнер, магнитофон: 150 – 200 мВ/220 кОм усилитель мощности: 800 – 1000 мВ/24 кОм Отношение сигнал/взвешенный шум со входов: магнитный звукосниматель: 70 дБ тюнер, магнитофон: 86 дБ Пределы регулировки: баланс: 12 дБ баланс АЧХ: ±2,5 дБ тембр НЧ: ±10 дБ тембр ВЧ: ±10 дБ Питание усилителя от сети: 220 В (+11/-22 В), частота 50 Гц Потребляемая мощность от сети: 180 Вт Размер усилителя (ШхВхГ): 460х136х395 мм Вес: 15 кг

Обращаем вaше внимaние нa то, что пpиведенные цeны на товaры нoсят исключитeльно ознакомительный харaктер и не являютcя публичнoй офeртой, опрeделенной пунктoм 2 стaтьи 437 Граждaнского кoдекса Российской Федерации. Для пoлучения подрoбной инфoрмации о нaличии, стoимости связывaйтесь, пожaлуйста, с менеджерами нашего магазина.

Усилитель Одиссей 010 стерео - схема, внешний вид, фото

Усилитель Одиссей 010 стерео

Усилитель Одиссей-010 стерео. Принципиальная электрическая схема усилителя и его блоков, фото и внешний вид устройства.

Коммутатор: А1; Блок усилителей корректирующих: А2; Усилитель предварительный: АЗ; Блок питания: А4; Усилитель мощности: А5;

Принципиальная схема блока питания (А4) усилителя Одиссей-010 стерео.

ВНИМАНИЕ! В блоке питания А4 возможна замена конденсаторов С5, С6 типа К50-37 на К50-24. При этом в схему фильтра блока питания внесены следующие изменения.

Предохранитель плавкий: FU.

Переключатель ПКН41-1: SA1; П2К-Н-1-2: SA2;

Резисторы МЛТ-1: R1; МЛТ- 2: R2 - R5;

Розетки штепсельные У86-КСМ: XS1 - XS2;

Розетки СНО 46-Зр: XS3-XS6;

Соединитель ОНЦ-ВГ-4-5/І6-Р: XS7;

Конденсаторы К73-17: C1 - С4; К50-37: С5 - С6.

Резисторы МЛТ-0,125: R3- R6; R9 - R11, R16 - R19;

МЛТ-0,25: R1 - R2, R20 - R22, R24 - R25; R27;

СПЗ-38а: R12, R15, R23, R26;

Конденсаторы К73-17: С1, СЗ3, СП - С12;

К50-16: С2, С4 С5-С6, С9 - С10;

КТ-1: С7, С8, С13, С14.

Схема коммутатора (А1) усилителя Одиссей-010 стерео.

Схема блока усилителей корректирующих (А2) усилителя Одиссей-010 стерео.

Вилка СНП40-ЗВ: ХР1, ХР2,

СНП-40-4В: ХР3, ХР4.

Резистор МЛТ-0,5: R1 - R4;

Соединитель ОНЦ-КГ-4-5/16Р: XS1;

Схема усилителя корректирующего A1, А2.

Резистор МЛТ-0Д25а: Rl -RIO ,R12 -К25*,

Конденсатор КТ-1: Сі, С2, С9;

К73-9: С5, С6, С7, С8;

К50-16: СЗ, СП, С12;

Розетка СНП-40-ЗР: XS1;

Схема усилителя предварительного (АЗ).

Резистор МЛТ-0,125: R1, R2, R4 - R21; R23-R34, R36 - R42,

Вилка СНП40-ЗВ: ХР1 - ХР3;

R44 - R47, R49 - R63, R66, R67;

К73-9: С5 - С10, С23 - С26, С41, С42, С47, С48;

Конденсатор КТ-1: С3, С4, С15, С16, С29, СЗ0, С43, С44;

Блок резисторов: R3, R22, R35, R48.

К50-6: С17, С18, С27, С28, С37, С38, С49, С50;

Конденсатор К73-17: С1, С2, С11 - С14, С19 - С22, С31 - С36, С3, С51, С52; С40, С45, С46;

Переключатель П2К. SA1, SA2;

Усилителя мощности (А5) Одиссей-010 стерео - принципиальная схема.

Усилитель мощности, детали:

Розетка CH046-3p: XS1; XS3; XS12;

Индикатор уровня А1, детали:

Резистор МЛТ-0,125: R1, R3, R5, R6, R8 - R12, R14, R16, R17, R19, R20, R22-R32, R34;

МЛТ-0,25: R2, R4, R21;

СП3-38а: R7, R13, R33;

Конденсатор К50-16: С1 - С5, С8 - С11;

Валка СНП40-ЗВ: ХР1, ХР2.

Усилитель мощности А2:

Резистор МЛТ-0,125: R1, R3 - R12, R15 - R20, R23 - R33, R35 - R36, R38, R40, R41, R44, R45, R47 - R50, R53 - R74, R83 - R86, R91 - R97, R99, R100, R102 - R104, R106, R108 - R110;

МЛТ-250: R34, R37, R43, R46, R51, R52, R75-R78, R98, R101, R105;

МТ-1: R107, R112, R114;

МТ-2: R87, R88, R111, R114;

СГ-1 В: R21, R2.2, R39, R42;

С56М: R79 - R82, R89, R90, R117 - Rl20;

Конденсатор КЗ-17: С1, С2, С35, C36, C39, С44-С49;

73-9: С21, С22, С24, С27;

К-16: С3, С4, С7 - С10, С13 - С18, С37, С38, С40 - С43;

Т1: С5 ,С6, С11. С12, С19 ,С20 С23 ,С25 С26 С28 - СЗ4, С53.

Катушка индуктивности: LL1, LL2;

Вилка СНП-3В: ХР1, ХРЗ;

1. В усилителе могут быть установлены комплектующие изделия других типов и номинальных значений, не влияющие на технические параметры и качество усилителя.

2. Режимы блока питания приведены при отсоединенной нагрузке.

3. Режимы платы индикации приведены при перегрузке усилителя мощности - свечения индикаторов перегрузки и уровне входного сигнала индикатора уровня А1 - 30 мВ.

4. Режимы по постоянному току измерены ампервольтметром Ц4311, по переменному току электронным вольтметром B3-39.

5. Значения режимов мо гу отличаться от указанных на ±15%. Выходные напряжения стабилизатора блока питания могут отличаться от указанных на ±1,5%.

6. Приведенные режимы измерены на частоте сигнала 1000 Гц при крайнем правом положении регулятора громкости и среднем положении остальных регуляторов.

7. Элементы, обозначенные *, могут подбираться при настройке.

Усилители мощности низкой частоты

Бриг-001-стерео или Одиссей У-010 стерео

Дело в том что хочу купить один из этих усилителей, но ни как не могу определиться какой собственно брать (и какая их реальная стоимость на данный момент (у нас в городе в среднем 3,5 и 2,5 тыс. рублей соответственно) что народ думает по этому поводу. Если кто пользуеться этими усилителями то прошу сказать их сильные и слабые стороны.
И вот ещё пища для размышления, насколько объективно такое высказывание:

Бриг 001 или Одиссей 010.
Этот вопрос мучает многих, кто хочет купить отечественный усилитель. У каждого их них есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Я и сам хотел их потестить. У меня в данный момент находиться Бриг-у-001 87 года (слушаю его более полугода). И вот недавно я получил в своё полное распоряжение Одиссей-у-010 87 года в неисправном состоянии. Как я его откачал и что с ним было - это отдельная история, которой не место в этой статье. Расскажу только результаты их сравнения и своё мнение. Сравнивались оба доработанных усилителя (Одиссей в меньшей степени доработан).Итак, приступим к соревнованию.

В паре слов представим их глубокоуважаемой публике.

Бриг-001.
2*50Вт на 4Ом. Вес 13кг (образец 87 года). Ведёт свою историю с конца 70-х годов, постепенно обрастая легендами. По слухам конструкция либо полностью скопирована с крутого зарубежного усилителя, либо полностью своя и проданная буржуям. Имеет в своём активе (опять же по слухам) победу на международной выставке Hi-End'78. Мягкость звучания сравнима с ламповыми усилителями. Лучшие образцы - это выпуск до 82 года, полгостью без дискретных элементов.
Из отрицательных черт - с каждой последующей ревизией качество звука ухудшалось, а количество микросхем увеличивалось.

Добавлено (19.05.2009, 10:49)
---------------------------------------------
Одиссей 010.
Номинал 2*50вт на 8 ом, максимум 2*80 на 8 ом. Вес 15 кг (образец 87 года). Носит звание одного из лучших отечественных усилителей (наравне с Бригом). Стабилизированное питание. Отрицательные черты - возможный высокочастотный фон, гудящий трансформатор, скрипящие дискретные регуляторы.
Внешний вид.
Бриг.
452*372*118 мм (с деревянным кожухом) и 430*372*95 мм без оного. Кожух выглядит несколько экстравагантно. Впрочем этот вопрос решается откручиванием 4-х болтов и бриг предстаёт этаким чёрным моноблоком и чуть выступающей алюминиевой лицевой панелью и остерегающей надписью сверху "Перед снятием кожуха следует вынуть вилку из сети питания". Спереди мы видим полированную белого цвета панель, на которой симметрично расположены 7 крутящихся ручек (селектор входов, режим, низкие(дискретный), высокие (дискретный), громкость (дискретный), баланс, селектор выходов.) и 5 кнопок + разъём на наушники (контроль магнитофона, ограничение НЧ, ограничение ВЧ, тонокомпенсация, сеть. Подписи к кнопкам выполнены нестрогим шрифтом, слева под селектором режимов размашистым подчерком (как будто от руки) написано "Бриг-У-001 Стерео Hi-Fi" В дополнение справа снизу между балансом и селектором выходов фирменная лейбла "бриг", которая как бы отражается в воде. Не будем стеснятся и заглянем Бригу за спину.
Большую часть "зада" занимает радиатор чёрного цвета с установленными на него 4-мя транзисторами (2*КТ818ГМ+2КТ819ГМ. Повторюсь рассматриваем модель 87 года). Справа от него 6 входов (из них 2 под винилы). Слева же 4 страшных советских выхода на колонки, типа штырёк-лопатачка (на фото модификация Брига с винтовыми зажимами), под ними выход на эквалайзер, и наконец с самого края выход 220Вт (ответвление сети).

Одиссей-010.
460*380*125мм. Чёрный цвет преобладает, чёрный не только кожух с обилием вентиляционных окон, но и лицевая панель. Надписи на неё строгим шрифтом белого цвета. Слева сверху прямоугольная (вытянутая вертикально) кнопка выбора АС. Ниже и правее кнопки такого же вида: сеть, -10дБ, -20дБ, реверс, моно и чуть отдельно от них линейная АЧХ, тонокомпенсация, фильтр НЧ. В верхней части 4 небольших дискретных "крутилки" баланс, баланс АЧХ, высокие, низкие. Далее более крупный и стоящий несколько ниже дискретный регулятор уровня громкости. Справа сверху снизу селекторв входом и выходов соответственно. Картину дополняет скромно-строгая надпись в верхней левой части лицевой панели "Одиссей-У-010 Стерео Hi-Fi". Сзади нам представляется скромная картина. Плоская панель с 2-мя ответвлениями сети, 8-мью винтовыми зажимами под АС (с сечением отверстия менее 2мм2…). Входы находятся в отдельной нише, которая стоит в правой боковине, ближе к лицевой панели.
http://www.klyachin.ru/forum/printpage.php?forum=1&topic=37
-----------------------------------------------------------
Отредактировано

Сообщение отредактировал sifon$borada - Вторник, 19.05.2009, 10:48

АудиоТракТ - Бриг 001 или Одиссей 010

аудиоТракТ

Этот вопрос мучает многих, кто хочет купить отечественный усилитель. У каждого их них есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Я и сам хотел их потестить. У меня в данный момент находиться Бриг-у-001 87 года (слушаю его более полугода). И вот недавно я получил в своё полное распоряжение Одиссей-у-010 87 года в неисправном состоянии. Как я его откачал и что с ним было - это отдельная история, которой не место в этой статье. Расскажу только результаты их сравнения и своё мнение. Сравнивались оба доработанных усилителя (Одиссей в меньшей степени доработан).Итак, приступим к соревнованию.

Бойцы вызываться на ринг
В паре слов представим их глубокоуважаемой публике

2*50Вт на 4Ом. Вес 13кг (образец 87 года). Ведёт свою историю с конца 70-х годов, постепенно обрастая легендами. По слухам конструкция либо полностью скопирована с крутого зарубежного усилителя, либо полностью своя и проданная буржуям. Имеет в своём активе (опять же по слухам) победу на международной выставке Hi-End'78. Мягкость звучания сравнима с ламповыми усилителями. Лучшие образцы - это выпуск до 82 года, полностью без дискретных элементов. Из отрицательных черт - с каждой последующей ревизией качество звука ухудшалось, а количество микросхем увеличивалось.

Номинал 2*50вт на 8 ом, максимум 2*80 на 8 ом. Вес 15 кг (образец 87 года). Носит звание одного из лучших отечественных усилителей (наравне с Бригом). Стабилизированное питание. Отрицательные черты - возможный высокочастотный фон, гудящий трансформатор, скрипящие дискретные регуляторы.
Оба усилителя имеют возможность подключения 2-х пар АС, для прослушивания в данный момент времени одной из них.Бойцы познакомились, теперь пожмите друг другу руки и начнём. Гонг!

452*372*118 мм (с деревянным кожухом) и 430*372*95 мм без оного. Кожух выглядит несколько экстравагантно. Впрочем этот вопрос решается откручиванием 4-х болтов и бриг предстаёт этаким чёрным моноблоком и чуть выступающей алюминиевой лицевой панелью и остерегающей надписью сверху "Перед снятием кожуха следует вынуть вилку из сети питания". Спереди мы видим полированную белого цвета панель, на которой симметрично расположены 7 крутящихся ручек (селектор входов, режим, низкие(дискретный), высокие (дискретный), громкость (дискретный), баланс, селектор выходов.) и 5 кнопок + разъём на наушники (контроль магнитофона, ограничение НЧ, ограничение ВЧ, тонокомпенсация, сеть. Подписи к кнопкам выполнены нестрогим шрифтом, слева под селектором режимов размашистым подчерком (как будто от руки) написано "Бриг-У-001 Стерео Hi-Fi" В дополнение справа снизу между балансом и селектором выходов фирменная лейбла "бриг", которая как бы отражается в воде. Не будем стеснятся и заглянем Бригу за спину.
Большую часть "зада" занимает радиатор чёрного цвета с установленными на него 4-мя транзисторами (2*КТ818ГМ+2КТ819ГМ. Повторюсь рассматриваем модель 87 года). Справа от него 6 входов (из них 2 под винилы). Слева же 4 страшных советских выхода на колонки, типа штырёк-лопатачка (на фото модификация Брига с винтовыми зажимами), под ними выход на эквалайзер, и наконец с самого края выход 220Вт (ответвление сети).

460*380*125мм. Чёрный цвет преобладает, чёрный не только кожух с обилием вентиляционных окон, но и лицевая панель. Надписи на неё строгим шрифтом белого цвета. Слева сверху прямоугольная (вытянутая вертикально) кнопка выбора АС. Ниже и правее кнопки такого же вида: сеть, -10дБ, -20дБ, реверс, моно и чуть отдельно от них линейная АЧХ, тонокомпенсация, фильтр НЧ. В верхней части 4 небольших дискретных "крутилки" баланс, баланс АЧХ, высокие, низкие. Далее более крупный и стоящий несколько ниже дискретный регулятор уровня громкости. Справа сверху снизу селекторв входом и выходов соответственно. Картину дополняет скромно-строгая надпись в верхней левой части лицевой панели "Одиссей-У-010 Стерео Hi-Fi". Сзади нам представляется скромная картина. Плоская панель с 2-мя ответвлениями сети, 8-мью винтовыми зажимами под АС (с сечением отверстия менее 2мм2…). Входы находятся в отдельной нише, которая стоит в правой боковине, ближе к лицевой панели.
Вот бойцы и продемонстрировали нам свою мускулатуру. Зрители уже свистят и кричат, требуя начала поединка и первой крови! Но пусть они немного подождут. Остановим время на несколько минут и заглянем бойцам в душу, точнее под кожух.

6 плат, все легко съёмные: усилитель согласующий, усилитель тембров, реле блокировки, усилитель мощности, выпрямители (мощности и согласующий). В придачу экранированный трансформатор и 2 здоровых конденсатора по питанию (2*15000). Платы паяны в ручную, на каждой номер и подпись пайщика, дорожки при пайке не отслаиваются. Провода можно оценить на удовлетворительно. На не усиленный сигнал используется экранированный провод.

4 основных блока. Усилитель мощности, усилитель предварительный, блок питания и блок записи (в данном образце отсутствовал…) Блоки легко откручиваться и снимаются. В отличие от Брига соединительные провода всё на разъемах, а не пайке. Трансформатор упакован в железную коробку с толстыми стенками. На питание 2 небольших конденсатора по 15000мкФ. Провода получают твёрдый неуд! Экранированных проводов нет вообще (. ). Провода питания тонкие (тоньше Бриговских). Платы собраны на конвейере автоматами, дорожки отваливаются моментально, стоит только нагреть. На каждом блоке стоит печать с фамилией сборщика.


Можно и далее описывать потроха бойцов. Но вижу зрители уже собираться уйти из зала (закрыть эту страницу), поэтому таки начнём настоящую схватку!У Брига есть небольшая фора - он лучше доработан (заменены конденсаторы, провода, сокращён путь сигнала, установлены хорошие винтовые зажимы и тд.), поэтому дадим ход Одиссею.
Лёгкое нажатие на кнопку сеть, вспыхивающий красный светодиод СЕТЬ и лампочки перегрузки (которые через секунду гасну). Затем чуть слышный щелчок и очень тихое шипение из колонок. За компанию деловито чуть слышно загудел трансформатор. Пошла музыка, регулятор громкости солидно пощёлкивая (как и все регуляторы на Одиссее), приближается к середине. Первое, что бросается в уши - это бас. Он собран и отрывист. Бассовики S-90 контролируются стопроцентно. Магическая кнопка тонокомпенсация (к слову - тонокомпенсация работает в зависимости от громкости, чем больше громкость - тем меньше её влияние) в паре с тебром НЧ и громкостью на максимум заставляют пол дрожать, а колонки почти прыгать на мраморных плитах и шипах. Вот оно, делаешь всё громче, а перегрузкой по басам даже не пахнет! И только после определенного предела, когда говорить (даже если кричать) уже невозможно и когда возникает страх за возможность спалить пищалку, ярко красным начинает помаргивать перегрузка. Но кроме баса ещё важны средние частоты и верха. Тут Одиссей подкачал… Верха резкие, а середина чуть мутновата. Электрогитара звучит отлично, а живая несколько неестественно. Вокал тоже не на высоте.

Ответный удар Брига


Тугое нажатие на сеть и… и тишина. Через пару секунд раздается щелчок из недр усилителя, затем из колонок. И всё! О работе можно судить только по зеленоватому индикатору СЕТЬ. Что же, подаём сигнал. Тут же нас чарует мягкое звучание… Верха рассыпаться легчайшим звоном, гитара радует переборам по струнам, вокал - своей чистотой! Регулятор громкости приятно холодя руку вращаться по часовой стрелке (щелчков не слышно, их можно только ощутить пальцами). Мягкий бас. Даже излишне мягкий обволакивает расслабленных зрителей. Что же - добавляем ещё… И тут, когда казалось бы до счастья совсем мало, ярко красно вспыхивает перегрузка… Причём если нажать тонокомпенсацию и повернуть регулятор низких частот, она наступает даже излишне рано….
Предварительные выводы - Одиссей оптимален для агрессивной, электронной музыки. Очень хорошо для клубной и танцевальной, когда надо ещё и ещё. Бриг, этакий аристократ, не любит электронной - ему подавай живые инструменты, которые он наполнит необычайной теплотой. Да, он сможет порадовать на небольшой дискотеке, но всё время надо будет поглядывать за перегрузкой и обеспечивать хорошее охлаждение (греться он на большой мощности не слабо).Краткий блиц раунд закончен. Да, Одиссей мощнее и лучший бас. Да, у Брига превосходное качество звучания.
Публика задумывается, что её брать… Поэтому объявляется ещё один раунд, где бойцы похвастаются своими фенечками и попробуют очернить противника.
Одиссей: У меня есть 2 замечательные кнопки, -10 и -20 дБ. Если звук сделан громко и надо его быстро уменьшить - не надо крутить громкость, достаточно только нажать одну из этих кнопок. Так же выбор одной из 2-х АС происходит лёгким нажатием одной кнопки. Регулятор громкости сразу бросается в глаза, его не надо искать, как на Бриге. Есть замечательная кнопка "линейная АЧХ", отключающая регуляторы тембров. У меня по умолчанию винтовые зажимы! В отличии от Брига имею 2 розетки на 220В на задней стенке. Я больше, тяжелее и сильнее!
Бриг: кнопок у меня гораздо меньше, зато есть более функциональные переключатели! Хочется включить только левый канал? А правый? Моно, стерео или реверс? Нет проблем, всё это поворотом только одной ручки. У вас много источников? Пожалуйста, вот вам 6 входов (не 2 на вход и 2 на запись, как на Одиссее). Выходы? Если поставить винтовые зажимы, то сможете подключить только одну пару АС, зато улучшиться звук и вид усилителя. Слушаете пластинки, тогда для вас рокот-фильтр. Слушаете кассеты - тогда для вас ограничение верхов (срез после 15000Гц, дабы обрезать ВЧ помехи). Мои дискретные регуляторы имеют больше позиций и не трещат при повороте. Да, я менее сильный, зато у меня лучше поставлен голос! К тому же я со снятым кожухом занимаю мало места и легко вхожу в стандартную стойку. Да и входы у меня сзади, а не неудобно справа, как у Одиссея.
Вот такой у нас вышел ещё один раунд… Обескураженные зрители судорожно начинают делать выбор, считая все плюсы и минусы…Скажу от себя, думаю оптимальным выбором был бы би-ампинг, Одиссей 010 на НЧ часть и Бриг 001 на СЧ+ВЧ часть. А прямое сравнение этих усилителей очень напоминает недавние сравнение звуковых карт Ауреал Вортекс 2 vs SB Live. Обе хороши по своему, и обладатели их ни за что не захотят поменять их на конкурента. Так что, если у вас уже есть усилитель Бриг001 или Одиссей010, не стоит искать другой. От добра добра не ищут.

P.S. По умолчанию (без хотя бы элементарной доработки) оба усилителя играют на порядок хуже, чем описанные в данной статье.

Судья на ринге и организатор матча
Сергей Жильцов (он же Serzhi)
2002 год

HI-FI по-русски - схемопедия

HI-FI по-русски HI-FI по-русски

Эта статья о том, как за 3000 рублей собрать усилитель, который сочетает в себе лучшие качества этих двух красавчиков на фото ниже…

Вы конечно же их узнали…

Ещё совсем недавно у меня были два самых ярких представителя советского усилителестроения – Одиссей У-010 стерео Hi-Fi 1987 года и Бриг-001 1983 года.

А ещё два менее ярких, но более распространённых – Амфитон 202 и Электроника 50У-017, которые также представлены на картинках ниже.

Плюс ко всему были Одиссей 001, Ростов МК-105С, TDA 2004, TDA2030А, TDA2050, TDA7294 всё в типовом включении.

Теперь ничего этого у меня уже нет…

Зато есть эта статья, в которой я расскажу почему. Обо всём по порядку, самое интересное, как правило, в конце.

В интернете много рассуждений обо всех вышеперечисленных усилителях, о том у кого какой звук, кто как ремонтировал, дорабатывал, кто, как выкидывал начинку и ставил TDA, а кто дак и вообще кроме японского винтажа ничего больше не признаёт, обильно поливая нелесными высказываниями советские разработки, опять же во многом можно согласиться, а в чём то и нет, у всех разный слух, разные колонки, разные источники звука, к тому же на форумах пишут как инженера – электронщики, знающие толк не только в звуке, но и в самой схемотехнике, так и простые радиолюбители, такие как я, поэтому не судите строго, постараюсь максимально объективно, но не заумно поделиться мыслями что к чему.

На протяжении года у себя в городе я занимался тем, что покупал более менее работающие советские усилители, восстанавливал их и слушал, надеясь найти тот, который удовлетворил бы меня качеством звучания, сборкой, дизайном, да и просто нравился, и результаты своих поисков я описываю в данной статье.

Сразу предупреждаю, что во всех экземплярах советского производства менял электролиты, ВСЕ, даже неполярники и по питанию, конечно звук сразу улучшался, пропадали шумы, появлялся глубокий бас, и т.п.

Не буду приводить подробные технические характеристики данных аппаратов, надеясь, на то, что люди, читающие данную статью наверняка их знают, а хочу лишь поделиться субъективными впечатлениями от прослушивания.

Одиссей 001 – старенький, 75 год выпуска, однако этот дедушка так выбивает 30ГД из корзины как будто там не 30 Ватт / 4 Ома в по паспорту а все 100, серьёзно, я обалдел от того что он творит с низкочастотником, и это пожалуй единственное что мне в нём понравилось, а нет, есть ещё кое-что – ему 37 лет и он работает. Коэффициент искажений 1% и он заметен, хотя звук не мыльный – высоких столько, что можно ВЧ динамики вытаскивать с таким усилком, а бас довольно своеобразный может за счёт германиевых транзисторов. В паре с S30B играет однозначно лучше бюджетных “свенов”, к тому же он настоящее ретро в дереве и с хорошей сборкой. Понравился.

Ростов МК-105 С – это магнитофон, мощность для S90 самое то, как раз с ними он и поставлялся, звук очень даже неплохой, причём именно с этими колонками, мякгий бас, хороший дизайн, красивые стрелочные индикаторы, однако даже при замене всех конденсаторов остаётся шипение, это связано с долгим путём звукового сигнала до усилителя мощности (через входной усилитель, темброблок, усилитель воспроизведения), к тому же сигнальные цепи не экранированы, но если прибавить громкости этот недостаток уже не слышно. Понравился.

Амфитон 50У-202 – наверное как и любой амфитон подобного модельного ряда (25У, 35У) не пригоден для качественного звуковоспроизведения, хоть что с ним делай, высоких нет, либо если выкрутить – искажённые, вместо баса гул, а если включить тонкомпенсацию, то активный фильтр сабвуфера готов)). Аппарат отличается своей простотой и надёжностью, даже излишней, наверное у многих пользователей данного усилка когда-либо мелькала в голове мысль о замене одного резистора в защите, чтобы снизить чувствительность. Представляет интерес только как корпус с хорошими радиаторами для установки TDAшки к примеру. Не понравился.

Электроника 50У-017. Электроника как флагман советской электроники любила делать часы и калькуляторы, вот и делали бы дальше…Такой навороченной схемотехники я ещё не видел, такое ощущение, что туда натолкали всего чего могли, как ещё процессор не поставили)), однако как-то положительно на звуке это не сказалось, шумный, неверное за счёт электронного коммутатора и таких же неэкранированных длинных сигнальных шлейфов как в Ростове 105, регулировки тембров слишком резкие, при увеличении мощности слишком растут искажения, зато тонкомпенсация необычная, как бы давящая, глубокая ну и симпатичный индикатор, однако главное звук, а он не очень. Не понравился.

TDA 2004 – лишь бы было…

TDA2030А – ну так себе, зато на её радиаторе можно что-нибудь или кого-нибудь пожарить)).

TDA2050 – уже что то, разгонял её до 50 Ватт/4 Ома, выдержала, по звуку довольно неплохая если не вслушиваться, т.к. детализация типичная микросхемная, т.е. мыло, но мне понравилась её мягкая тональность баса и надёжность. По-моему оптимальный выбор для того чтобы не заморачиваясь слушать музыку без особых затрат. Была идея сделать с ней активные S30, думаю сработались бы. Понравилась.

TDA7294 – не буду много писать, все всё знают, микросхема очень популярная. Понравилась из-за соотношения цена/качество, наверное по звуку лучше только LM3886, но она по крайней мере у нас в два раза дороже. Детализация выше чем у TDA2050 и по сравнению с ней же звук более холодный и резкий, возможно из-за более выраженных высоких частот. Хотя если не придираться, то TDA7294 вполне сойдёт для S90 в качестве усилка для прослушивания попсы на мощности RMS до 50 Ватт, выше уже не hi-fi…Пока не купил Одиссей-010 была вроде ничего, сейчас не могу воспринимать её хорошо.

Перед тем как перейти к самым лучшим, пара слов о том, как слушал. Для прослушивания использовал звуковую карту HD Audio, битрейт от 320 и музыку разной стилистики, вот лишь некоторые композиции:

Dj Matisse & Lounge Paradise – This Love (Maroon 5 Cover);

Dj Shah feat. Nadja Nooijen – Over and Over (Original Vesrion);

Lesopoval – Ya kuplu tebe dom;

Wicked DJs – Disco Rocker (Picker Remix);

Stas Mihaylov – Koroleva;

Tritonal Ft. Cristina Soto – Forgive Me, Forget You (Triple Mash Intro);

Eva Polna – Luby menya po francuzski (Fonzarelli Chill Out Acoustic Mix);

Dire Straits – Money For Nothing (Album Version).

Колонки – свои любимые S90, которые естественно доработал, суть доработки, наверное, уже надо заносить как стандарт в реестр ГОСТ, но я ещё раз перечислю основные методы лечения:

  • Промазывание швов герметиком
  • Обработка внутренней поверхности резинобитумной мастикой
  • Обклейка внутренней поверхности синтепоном (в идеале конечно войлоком, но я просто не смог ни где в городе его найти, а валенки резать не хочу, да и одной парой не обойтись)
  • Демпфирование среднечастотного динамика или замена его на 6гдш – его я, кстати, тоже не нашёл, поэтому заделал окошки корзины 15гдс поролоном
  • Заменил провода на более толстые
  • Покрасил решёточки глянцевой чёрной эмалью и обклеил самоклейкой под дерево
  • Заложил пару мешков с ватой
  • Хочу поставить на шипы, но всё нет времени выточить, и думаю это будет окончательным пунктом доработки, большего из них не выжать.

И вот теперь они действительно звучат.

А теперь о лучших.

Одиссей У-010 стерео Hi-Fi – брутал, довольно солидная вещь, 16 килограмм цветмета.

Помимо привлекательной внешности у него два достоинства – мощность и бас. Если измерить среднеквадратичную мощность по стандарту RMS, то на 4 Ома я выжал 183 Ватта, на 8 Ом 120 Ватт, зверь)). Наверное, у всех было такое ощущение, когда вы едете на нашей отечественной и разгоняетесь до сотни и потом сбавляете, т.к. кажется, что она сейчас развалится, а потом садитесь в иномарку, чуть даёте газу, а она уже 60, ещё немного 100, но всё комфортно и скорости не заметно, примерно также и здесь, выкручиваю на полную, так, что звуковая волна басом шевелит футболку, но звук не искажён, он почти такой же, как и когда ручка громкости на двоечке, хотя мощность для динамиков уже опасная, музыка не превращается в слитный набор звуков, ну разве что на самом максимуме, это очень нравится.

По сборке про него, кстати, тоже можно сказать “ведро с гайками”. Детали – какие попало, провода блока питания и выходных транзисторов тонкие, экранировки нет, пайка и текстолит, мягко говоря, не лучшие, пока перепаивал конденсаторы несколько дорожек слезло, пришлось прокладывать провода.

Предусилитель для аппарата такого уровня ужасен, когда все ручки на нуле мы уже слышим немного другой звук и только подключая сигнал напрямую в заглушку УМ можно говорить о качестве, хотя данный пред интересен такой уникальной штукой как “баланс АЧХ”, дискретными регуляторами и множеством функциональных кнопочек.

Блок питания – класс! Трансформатор хоть и жужжит, заливал его парафином – не помогло, но зато какой мощный и крепко собранный. Отличительная особенность этого усилителя – наличие стабилизатора напряжения, вообще штука в советских усилках уникальная как и баланс АЧХ. Стабилизатор позволяет даже на большой громкости держать постоянный уровень напряжения на усилителе мощности +/ – 37 Вольт. Просадка напряжения по моим замерам составила всего 0,6 Вольта! Во многом этим и объясняется хорошее качество звука на больших мощностях.

Защита позволяет работать не только с 8-ми омной нагрузкой, но с 4-х омной, однако на громкости более половины надо быть аккуратным, при замыкании выхода защита не спасает, И НЕ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ ЗА МНОЙ. хотя с другой стороны вылетают почему-то транзисторы типа КТ502 в стабилизаторе, а парочка выходников КТ818/819 в УМ остаются не пробитыми, странно.

Несмотря на недостатки исполнения, конечно, стоит отметить звук, он хорош, а точнее бас – он чёткий, даже немного грубый, но достаточно глубокий. Я люблю progressive house, tech, electro – для таких стилей он прекрасен, чего не сказать о попсе и классике, высоких по умолчанию у него мало (изначальная проблема в темброблоке), приходится выкручивать их ручкой на полную, тогда тарелочки слышно хорошо, средние так себе и в этом он явно проиграет следующему.

Бриг 001 – экземпляр 1983 года, вторая версия схемотехники с одним операционником в усилителе мощности. Где-то читал, что первые экземпляры устанавливались по личным заказам в кабинеты чиновников ЦК КПСС, которые любили хороший звук и которые тогда слушали исключительно японские Маранцы и Техниксы, естественно не доступные обычным гражданам. Впрочем и бриг был доступен далеко не каждому, так как цена его по тем временам была около 600 рублей, тогда как то же Одиссей -010 позже стоил 350.

Конечно бриг лучший, лучший из советских того времени, вокруг него много споров и обсуждений, но мало доработок, это значит что для некоторых он и так неплох, но не для меня. Он бесспорно очень надёжен и стабилен, к тому же хорошо собран, у меня был экземпляр с деталями военной приёмки. Вообще не особо ремонтопригоден из-за того, что все основные узлы соединяются не с помощью штекеров и вилок, а проводами и пайкой, однако открутить какую-либо плату не составляет особого труда, но чтобы снять – придётся паять. Качество текстолита и пайки на высоте. Количество электролитических конденсаторов наверное даже меньшее, чем во всех усилителях описанных ранее.

О звуке. Это усилитель для шансона. И ресторанную музыку, которую я тоже люблю, слушать на нём большое удовольствие, вообщем всё то, что с вокалом и живыми инструментами, классика, джаз. Искрящие высокие, хорошие средние, вокал и неплохие низкие, судя из этой последовательности легко сделать вывод, что это противоположность Одиссея 010, плюсом к этому утверждению добавил бы, что слушая бриг через заглушку, минуя предусилитель, я бы не сказал, что он меня впечатлил, скорее наоборот, та красота звучания, исходящая из брига во многом заслуга его темброблока.

Многим нравится его мягкий бас, лично мне нет, потому что при прослушивании электронной или более тяжёлой музыки при номинальной мощности весь этот мягкий бас становится кашей.

Получается, что каждый усилитель хорош по-своему, универсального нет…

Конечно, пересмотрев все варианты остаются лишь два последних, но они не похожи, небо и земля, контрабас или тарелочки, низ или верх, выбирай кому что нравиться. Все мы разные и техника разная, у кого то есть слух, у кого то нет, кто-то может не парясь слушать на даче китайский приёмник, а кого-то не устраивает домашняя hi-fi система за круглую сумму и хочется чего-то большего, люди начинают переходить к лампам…или тратить большие деньги на брендовую звукотехнику. И наверное для среднестатистического слушателя счастье в балансе цены и качества, так вот что касается звука советских усилителей, то он неплох, после замены конденсаторов, правильной разводки земли и экранировки, настройки тока покоя, замены некоторых деталей импортными, повышения мощности питающих трансформаторов или замена их тороидальными…и т.п. как много всего!

Хочется бас одиссея и вокал брига, совмещения лучших качеств в одном устройстве. Неужели нужно взять и припаять один к другому? Что же делать человеку, желающему погрузиться в мир хорошего звука без особых хлопот и затрат?

Я отвечу – накопить такую же коллекцию, довести их до ума, переслушать, убедиться, что из советских усилителей идеальных не бывает, так же как и не бывает идеальных женщин, разочароваться и всё продать!

А в магазине техники всегда проходить с улыбкой мимо людей, которые выбирают красивый китайский бестолковый ящичек с немыслимым количеством тюльпанов на задней панели и ценой в свою зарплату…когда как дома стоит обалденный по звуку, простоте и себестоимости усилитель, способный как по характеристикам так и по звуку заставить курить китайский ресивер! Предлагаю усилитель, в котором есть и высокие и низкие, в котором каждый обязательно найдёт для себя часть брига и одиссея и услышит для себя то, что он хочет, как это сделал я!

Что же это за усилок такой?

Это Радиотехника У-101?!

Вообще Радиотехника наверное просто создана для того, чтобы однажды её “изнасиловали”…она красивая, даже сейчас её эргономика и дизайн возбуждают пытливые умы радиолюбителей, у которых чешутся руки и в ней всего 20 Ватт – этого слишком мало, чтобы сопротивляться. Её то мы и возьмём в качестве очень удобной платформы для реализации собственных идей в области хорошего звука для дома.

Дальше будет описана сборка ПОЛНОГО усилителя, в состав которого входят предусилитель, усилитель мощности, индикатор, защита, два блока питания. Всё это в корпусе Радиотехники.

Из множества различных схем, я выбрал те, что в данный момент, по моему личному мнению, являются оптимальными по соотношению цена/качество, скажу сразу, что никаких изменений кроме описанных в оригинальные схемы не вносил, всё сделано так, как оно есть. По поводу самих блоков долго рассказывать не буду, я не радиоинженер, чтобы объяснять где чего происходит, я обычный радиолюбитель, поэтому подробную информацию читайте по указанным ссылкам. Я не в коем случае копированием схем, не покушаюсь на авторские права людей – радиоинженеров, потративших время и деньги на создание данных схем. Это сборка, сборка, которая вполне потянет на то, чтобы удовлетворить среднестатистического слушателя, не желающего платить бешенные бабки не известно за что. Этот усилитель действительно играет!

Когда я всё-таки залез ей под крышку…ужаснулся, провода от транса были обугленные, в усилителе мощности детали впаяны непонятно как, некоторые впаяны только одной ножкой, при включении сильно грелись диоды выпрямителя и воняло копчёными резисторами)). Индикатор не горел. Зато внешне хорошо сохранилась. Прекрасный экземпляр – то, что я хотел для переделки.

Начался полный демонтаж, в результате которого я оставил трансформатор, темброблок, индикатор, входной коммутатор.

Фото внутренностей (это не мой экземпляр, здесь ещё всё хорошо).

Коммутатор

Нужен нам для того, чтобы не было дыры на задней панели и чтобы было гнездо для входа. То гнездо, над которым написано “запись” свободно и на плате дорожки к нему не идут, припаиваем к этому гнезду экранированный акустический провод, ведущий к предусилителю. Это будет линейный вход. Массу сразу замыкаем проводком на корпус усилителя, для этого на раме предусмотрены специальные лепестки, если этого не сделать – будут шумы.

Также плата коммутатора может служить как площадка для монтирования платы защиты, для этого вытаскиваем коробочку фонокорректора, тем самым освобождая пространство и садим на жидкие гвозди реле отключения акустических систем, входящее в схему защиты, рядом монтируем саму плату.

У меня например получилось зажать радиатор выходного транзистора схемы защиты между лепестками гнезда под предохранитель.

Индикатор

Меняем электролитические конденсаторы. Приводим в порядок провода.

Т.к. я всё выдернул мне пришлось разбираться какой провод куда идёт.

Если посмотреть на розетку ХР7, ту, что вставляется на плату индикации, то контакты 10,11,12 идут на накал и припаиваются к соответствующим выводам на трансформаторе.

Контакты 5-плюс питания, 6-минус питания, 4-общий подключаются к блоку питания предусилителя до стабилизаторов, далее будет показано как.

Контакты 2 и 3 подключаются к выходам усилителей мощности правого и левого каналов.

Питание

Для питания усилителя мощности я взял тороидальный трансформатор с двумя одинаковыми вторичными обмотками по 20 Вольт мощностью около 100 Ватт и прикрутил его болтом к металлической подложке на дне корпуса усилителя, предварительно просверлив в ней отверстие нужного диаметра. Рядом с этим трансом располагаем выпрямитель усилителя мощности. В качестве диодного моста берём импортный КВРС 5010. Собираем блок из 6 конденсаторов по 4700 мкФ х 50В, по 3 в плечо и шунтируем двумя плёночными конденсаторами по 1 мкФ. Схема стандартна и не нуждается в объяснениях.

Предусилитель, индикатор, защита и коммутация будут работать от родного транса.

На родном трансформаторе контакт 6 – это средняя точка, а с контактов 5 и 5” выходит напряжение 16,3 В, эти контакты проводами соединяем со схемой стабилизатора (контакты 5-6-5).

И с них же берётся питание для индикатора.

Для питания схемы защиты делаем отдельный выпрямитель, т.к. при подключении к уже имеющемуся блоку питания предусилителя возникают шумы и низкочастотный гул, который я не смог побороть даже конденсатором в 10 000 мкФ. Но тут возникла другая проблема – схема защиты работает с напряжением около 24 Вольт, значит до выпрямителя с трансформатора необходимо снять около 16 Вольт, однако делая замеры напряжений оставшихся обмоток родного трансформатора самое минимальное что я нашёл это 37 Вольт между выводами 4 и 4’, пришлось их и задействовать, потому что третий трансформатор это было бы уже слишком. После выпрямителя напряжение было снижено цепочкой из 5-и Ваттного резистора на 1 Ком и 3-х последовательно соединённых стабилитронов Д814. Конечно можно было сделать всё более профессионально и подобрать подходящий стабилизатор, однако и так всё работает.

Защита

Данная схема защиты довольно популярна, поэтому я затрудняюсь указать первоисточник, похожая схема есть в усилителе бриг001 ещё самой первой редакции. Одно могу сказать, что до этого собрал ещё две подобных схемы, но рассчитанных на двуполярное питание и был недоволен их работой, проблема была в том, что как бы я не настраивал и подбирал номиналы деталей – напряжение на контактах катушки реле не падало до того уровня при котором произошло бы размыкание контактов, связанных с АС, здесь же всё просто и надёжно. Задержка включения около 2 секунд. В ходе предварительной проверки между общим проводом и резистором R1 подключал две пальчиковые батарейке, тем самым убедился, что даже при трёх вольтах постоянного напряжения схема срабатывает, щёлкает реле и отключает акустику. Выключатель S1 выносим на переднюю панель (у меня справа от индикатора), им также можно управлять отключением колонок. Транзистор VT3 любой, который помощнее из серии КТ 815, КТ 940 и т.к. он греется, ставим его на радиатор. Плата создана не для лазерно-утюжной технологии .

Предусилитель

Хотел оставить родной, он у меня с версией на трёх микросхемах, но резистор СП-3 с тонкомпенсацией вымотал все нервы неравномерностью регулирования и шуршанием, хотя после заливки его машинным маслом ситуация улучшилась, надо понимать, что это всё же экстренная мера, а найти такой новый наверное нельзя уже даже на самом заводе изготовителе, как впрочем и сам завод…

К тому же уровень шума и искажений родного темброблока был велик, подключал, как многие советуют, минуя первую микросхему и всё равно, выкинул. Хотя что касается звука, то мне этот пред понравился, бас глубокий, высокие есть и вообще звучит как-то приятно. Однако мы собираем настоящий Hi-Fi и поэтому никаких искусственно-создаваемых приятностей нам не надо, нужен темброблок, по умолчанию не вносящий собой слышимых изменений в звучание.

Когда-то собирал на TDA1524 – ужас, коэффициент искажений около 0,3 %, это много, как не центрировал резисторы, подбирал конденсаторы – всё равно микросхема вносит изменения в звучание, пойдёт только как активный фильтр для саба.

Читал про пред Солнцева, который имеет помимо неплохих характеристик такие же хорошие отзывы, но собирать не стал, т.к. там есть потребность в применении резистора с тонкомпенсацией, которого в нормальном состоянии не найти, к тому же предусилитель построен на всё той же советской элементной базе, от которой я уже отошёл к импорту.

Собирал на LM1036 – все те же проблемы, что и с TDA, но коэффициент искажений по некоторым данным около 0,05 %, это уже лучше, да и звучит она намного лучше, хотя дешевле чем TDA и всё равно не то, не Hi-Fi.

И тут я собрал предусилитель на трёх операционниках NE5532 – класс, когда ручки по центру, то как будто темброблока и нет вовсе – это то, что я хотел и искал! Есть режим линейности АЧХ, коэффициента гармоник на данные опреционники в даташите я почему то не нашёл, но есть данные что 0,007 %. Плохо, что нет тонкомпенсации и её реализация возможна опять же со специальным резистором. Как раз этот темброблок и пойдёт в состав моего полного усилителя. Эта схема взята с иностранного сайта по этой ссылке .

Думаю объяснять тут особо нечего

Плату в сети не нашёл, пришлось разрабатывать самому. Плата создана не для лазерно-утюжной технологии, я делаю платы по старинке маркером и травлю в хлорном железе.

Усилитель мощности

А вот собственно он, виновник торжества, покоривший меня своим звучанием и себестоимостью, усилитель мощности STOUNCOLD

Здесь я не буду ничего писать, наверное никто не сможет рассказать о нём лучше, чем его создатель, статью которого можно почитать здесь

От себя лишь добавлю, что при напряжении +/- 27 Вольт среднеквадратичная мощность при подаче синусоиды частотой 1 кГц при 4-х омной нагрузке составила 104 Ватта и ещё – ничего лучше я пока ещё не слышал…

О сборке

В усилителе Радиотехника резисторы темброблока были впаяны в саму плату предусилителя и гайками крепились к планке, которая в свою очередь была связана с корпусом. Для установки в эти же отверстия импортных резисторов в этой планке нужно просверлить отверстия под выступ резистора диаметром 3 мм как на рисунках. Это обеспечит гарантию от проворота, к тому же данный выступ – это формально середина подковы резистора, поэтому сверлить отверстия необходимо как можно ровнее по горизонтали. С обратной стороны закрепляем резисторы гайками.

Отключение блока тембров в предусилителе у меня осуществляется с помощью реле, которое я запитал там же где и плату защиты, кнопка включения / выключения тембров выносится на переднюю панель (у меня слева).

После удаления основных внутренностей, я также удалил гнёзда “копирования входов” и наушников, остались отверстия на передней панели, что не очень красиво. В этом случае мне пригодились советские неполярные конденсаторы типа К50-6, обмотанные скотчем в один слой, которые очень хорошо вписались в эти отверстия, теперь это больше похоже на кнопки.

Самое сложное в монтировании усилителей мощности было – установка их на радиаторы. Необходимо было не сгибая сильно ножки транзисторов прикрепить их к радиатору, естественно через слой термопасты и слюду или терморезину как в моём случае. Для этого сверлим между рёбрами отверстия в заранее размеченных местах. Т.к. точно по середине я не попал – пришлось стачивать шляпки болтов, перпендикулярно пазу под отвёртку, что в конечном итоге стало ещё и лучшим вариантом, т.к. упираясь в ребро при закручивании гайки с обратной стороны болт не проворачивается.

Общий провод блока питания усилителя мощности с рамой корпуса непосредственно как предусилитель не соединять! Появляется низкочастотный гул, как раз поэтому проблема с питанием защиты так и осталась нерешённой, т.к. при присоединении общего провода защиты с общим проводом усилителя мощности также появляется небольшой гул. Поэтому схема защиты на данный момент функционирует только как схема задержки включения включения, в таком режиме никаких лишних шумов нет.

В качестве катушки в усилителе мощности прекрасно подошла катушка от Холтона – родного мощника Радиотехники.

При сборке не жалейте изоленты, флюса и припоя

Экономика
  • Радиотехника дохлая 150 р
  • Трансформатор 2х18 Вольт для УМ, что особо приятно производства нашего завода TopTransform г.Рыбинск 700 р
  • Диодный мост и конденсаторы усилителя мощности 410 р
  • Предусилитель на NE5532 530 р
  • Плата защиты и реле 130 р
  • УМ стоунколд 300 р один канал, т.е. стерео 600 р
  • Изготовление плат – текстолит, припой. флюс, хлорное железо, свёрла, фломастеры 165 р
  • Кнопки, провода, штекеры, конденсаторы в индикатор и прочее 125 р

Получается 2810 р

Впечатления

Первое, что бросается в уши – это детализация звука! Хорошая стереопанорама, но как и описано создателем стоунколда не в пространство, а для слушателя. Многие жалуются на S90 из-за неудачного среднечастотника, так вот играя с этим усилителем, этот недостаток компенсируется более выраженной серединкой и отличным воспроизведением вокала, высоких тоже вполне достаточно. Что касается баса – тут тоже всё в порядке, он чёткий, но не жёсткий.

Вот вам и Одиссей и Бриг, всё в Радиотехнике. Радиаторы предвыходных транзисторов тёплые, выходных – холодные, так и должно быть!

Мощность, как я уже сказал 100 Ватт на 4 Ома, замерить коэффициент искажений возможности нет, однако думаю он небольшой и если сравнивать относительно советских, то 0,01 % а то и меньше, по крайней мере на большой мощности он играет ещё чище чем Одиссей 010.

Очень доволен во-первых звуком, во-вторых тем, что сделал сам, в третьих соотношением цены и качества.

Финализируя всё выше написанное скажу, что с большим энтузиазмом на протяжении года я скупал советскую технику в поисках того, что будет стоять у меня на подоконнике и радовать своим звучанием, но время не стоит на месте и если когда-то эти вещи стоили приличные по тем меркам деньги и вполне устраивали своим качеством, сейчас нужно признать, что наша гражданская электроника осталась где-то там в 91 году и похоже как это не печально осталась там навсегда…Надо отдать должное всем советским вещам, мы пользуемся и разворовываем их до сих пор! Сейчас приходя в магазин радиодеталей можно купить КТ3102 года 87 (свежее просто нет) либо аналог ВС546, который новее дешевле и качественнее, естественно я выберу второе. И скажу честно, что не хотел продавать бриг, он мне нравился, там и детали военной приёмки, качество сборки и звука довольно высокое, однако когда я собрал стоунколд я окончательно убедился – моральное устаревание техники не пустые слова. Я слушаю его с отключённым предусилителем, мне не нужно выкручивать басы до дребезга стёкол, мне всего хватает и так. И что самое главное – присутствие странного чувства того, что любая песня звучит возможно именно так, как она и должна звучать, наверное это и есть High Fidelity!

Автор: Чижов М. Рыбинск 2012

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + E или нажмите здесь чтобы сообщить нам.