Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по учёту и хранению музейных ценностей 1984 img-1

инструкция по учёту и хранению музейных ценностей 1984

Рейтинг: 5.0/5.0 (1924 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей - Обновленный материал

Давно хочешь узнать про Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей - скачивание разрешено.

К задаче обеспечения сохранности Музейного фонда РФ нужно подходить и с. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику. В случае если Вы не нашли ответ на свой вопрос, Вы можете связаться с нами: Телефон: 812 417-34-94 Электронная почта: Если Вы уже получили консультацию, Вы можете Нам важно Ваше мнение — оно помогает нам стать лучше! Метод доступа: Инструкция по учету и хранению музейных ценностей в государственных музеях СССР 1984. При реставрации пергамского алтаря главное внимание было обращено на выявление композиций и на подборку друг к другу сохранившихся фрагментов статуй. Пастозные, мягкие живописные плёнки довольно легко поражаются микроорганизмами в отличие от глянцевых и твердых. Голубцова инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях ссср i. Признать утратившими силу Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей музеев системы Министерства культуры СССР кроме художественных. утвержденную Министерством культуры СССР, и Приказ Министерства культуры СССР от 23 декабря 1971 г. Внутренняя инструкция музея утверждается его руководителем и согласовывается. Метод доступа: Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-2010 годы ". Заместитель директора по научной части несет ответственностьза комплектование фондов, надлежащее качество научной инвентаризации. N 754 "О введении в действие Инструкции по учету и хранению музейных ценностей в художественных музеях и художественных отделах музеев системы Министерства культуры СССР". Первоисточник: ПРИКАЗ МИНКУЛЬТУРЫ СССР ОТ 17. Обучение начинающих реставраторов практическим навыкам работыможет проводиться только на учебном материале, не имеющем музейногозначения.

ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ СССР ARTconservation Социальный специализированный ресурс информационного содействия в сфере сохранения, консервации и реставрации памятников материальной культуры. Утвердить Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, и ввести ее в действие с 1 октября 1985 года. При реставрации пергамского алтаря главное внимание было обращено на выявление композиций и на подборку друг к другу сохранившихся фрагментов статуй.

Приказ Минкультуры СССР от 17. Архитектура Имитация или подстановочный метод консервации и реставрации, когда разрушающиеся подлинники убираются в запасники музеев и заменяются копиями. Не удалось открыть файл, поскольку в вашем браузере отключено использование JavaScript. Изделия декорированы прозрачными глазурями, ручной подглазурной и надглазурной росписью, печатью, штампом, рельефом. Музейные предметы обменного фонда при поступлении в музейрегистрируются как предметы основного фонда, а их принадлежность кобменному фонду фиксируется в специальной картотеке. Раппопорт о закономерностях восприятия искусства, — дает искусству новых потребителей: они смотрят на старые картины и слушают старую музыку иначе, чем их предки и, разумеется, не так, как это будут делать их потомки. Решения советов по реставрации и консервации входят в силу послеих утверждения директорами музея.

При любом использовании материалов ресурса в Интернете гиперссылка на обязательна.

N 754 "О введении в действие Инструкции по учету и хранению музейных ценностей в художественных музеях и художественных отделах музеев системы Министерства культуры СССР". Для характеристики музейного предмета научныйинвентарь является наиболее полным документом, фиксирующим егоклассификацию и результаты изучения. Министерствам культуры союзных республик, управлениям музеев т. Этот метод практически невозможно распространить на памятники архитектуры, и он применим только при чрезвычайных ситуациях в технобиосфере, когда требуется сохранение отдельных фрагментов, материалов и др. Фондами, заместители директора музея по учёту и хранению. Заместитель директора по научной части несет ответственностьза комплектование фондов, надлежащее качество научной инвентаризации. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter. Вместо них установлены копии. Метод доступа: Федеральная целевая программа "Культура России 2006-2010 годы ".

СТОЛ ЗАКАЗОВ:

Другие статьи

МУЗЕЙНЫЕ ТЕРМИНЫ

МУЗЕЙНЫЕ ТЕРМИНЫ

Акт приёма - первичный юридический документ, устанавливающий факт приобретения музеем предметов музейного значения и научно-вспомогательных материалов. Заверяется подписями сдающего лица и представителя музея.

Атрибуция (определение) музейных предметов - выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета. В ходе А. устанавливается связь музейного предмета с историческими событиями или лицами, с определённой этнической средой, расшифровываются надписи, клейма, марки и другие знаки, нанесённые на предмет, определяется степень сохранности предмета и описываются его повреждения.

Аттрактивность - одно из общих свойств музейного предмета; способность предмета привлекать внимание посетителя в процессе музейной коммуникации. А. связана прежде всего свнешними особенностями предмета (формой, размером, цветом), а также с художественной, мемориальной и исторической ценностью предмета.

Биогруппа - экспозиционный комплекс, характерный для музеев естественнонаучного профиля и естественнонаучных экспозиций, отражает экологические особенности видов растений и животных. Б. создаётся препаратором-таксидермистом при участии экспозиционера.

Буклет - иллюстрированное рекламное музейное издание с кратким текстом. Печатается на одном листе, сложенном параллельными сгибами, как ширма. Используется для популяризации экспозиции, музейного собрания, отдельных памятников истории и культуры, а также в целях информации о музее. В форме буклета издаются краткие путеводители, рекламные и информационные памятки (о конкретном событии или лице), проспекты выставок, буклеты-сувениры, программы, пригласительные билеты.

Ведомственные музеи - музеи, находящиеся в подчинении различных ведомств (вне системы Министерства культуры СССР). Наряду с общемузейными функциями выполняют задачи, связанные с деятельностью министерств, научно-исследовательских институтов и др. учреждений, при которых они созданы. Например, геологический музей Дальневосточного геологического института, музей – центр противопожарной пропаганды и общественных связей Управления государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Приморского края.

Вернисаж - торжественное открытие экспозиции или выставки.

Выставка музейная - временная музейная экспозиция, посвящённая актуальной теме и построенная на музейных материалах.

Выставка передвижная - музейная выставка, создаваемая для демонстрации в ряде пунктов – в других музеях, на предприятиях, в школах, клубах и т.д. – и, тем самым, значительно расширяющая территорию, на которую распространяется деятельность музея.

Диорама - экспозиционный комплекс, в основу которого положено специфическое произведение экспозиционного искусства, построенное на совмещении живописного фона (задника) с объёмным передним планом. Д. создаются и используются в музеях для усиления эмоционального воздействия при воссоздании значимых исторических событий (в музеях исторического профиля), производственных комплексов (в технических музеях) и т.д. Демонстрация Д. предполагает использование динамических элементов и аудиовизуальных эффектов.

Единица учёта - предмет или группа предметов, зарегистрированных в

учётных документах под одним номером в соответствии с инструкцией по учёту и хранению музейных фондов.

Инвентаризация научная - вторая стадия учёта основного фонда, на которой фиксируются результаты изучения музейных предметов с целью юридического закрепления предметов за определённой музейной коллекцией.

Инструкция по учёту и хранению музейных ценностей - нормативный документ Министерства культуры СССР, определяющий порядок учёта, хранения, комплектования и научной обработки музейных предметов, хранящихся в фондах государственных музеев системы Министерства культуры СССР, а также в музеях всех других министерств и ведомств. На основе инструкции Министерства культуры СССР разрабатываются внутримузейные инструкции, определяющие в случае необходимости специфические для данного музея особенности учёта и хранения фондов. В настоящее время является действующей: «Инструкция по учёту и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (1984 г.).

Книга поступлений - основной юридический документ первичного учёта фондов музея. В музеях имеются следующие книги поступлений:

- книга учёта поступлений основного фонда;

- книга поступлений научно-вспомогательного фонда;

- книга временных поступлений.

Легенда предмета - один из видов научно-фондовой документации, содержит сведения об истории предмета, среде его бытования и его владельце; составляется владельцем предмета или сотрудником музея со слов владельца. Л. используется при изучении музейного предмета с обязательной проверкой содержащихся в ней сведений.

Монтаж экспозиции (выставки) - з авершающий этап создания экспозиции. Следует непосредственно за проектированием экспозиции. В ходе М.Э. на экспозиционной площади осуществляется сборка экспозиционного оборудования, технических средств, размещение экспозиционных материалов в соответствии с проектом экспозиции. М.Э. производится рабочими- монтажниками при участии проектировщиков экспозиции. Во время М.Э. могут производиться отдельные изменения проектных решений для приспособления экспозиции к конкретным условиям.

Музейный предмет - памятник истории и культуры, изъятый из среды

бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определённого общества, является составной частью национального культурного достояния, выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия, и как средство воспитания и образования. Для характеристики музейного предмета рассматривают его общие свойства и конкретные признаки, а также устанавливают его научную,

мемориальную, историческую и художественную ценность.

«Народный музей» - звание, присваиваемое местными органами общественным музеям на основании специально разработанных критерием деятельности музея, при наличии условий для хранения и экспонирования музейных собраний.

Научная концепция музея - обобщённое системное понимание задач и специфики конкретного музея, являющееся результатом музееведческого исследования. Основывается на всестороннем анализе современного состояния музея, его места в музейной сети; определяет перспективы развития музея. Включает научные концепции комплектования, фондовой работы и экспозиции. Способствует внедрению научной организации труда и призвана связать воедино различные направления музейной деятельности, подчинить общим задачам работу всех подразделений музея. М.Н.К. создаёт условия для комплексного использования музейного собрания; служит основой при составлении программ и планов деятельности музея по различным направлениям.

Научно-вспомогательные материалы - карты, схемы, таблицы, планы, графики и др. материалы, которые дополняют музейные предметы в экспозиции, помогают раскрывать их содержание, но сами не являются музейными предметами. Н-В.М. включаются в состав фондов, используются при изучении предметов и коллекций и выделяются в отдельный фонд.

Новодел - точная копия памятника материальной культуры, выполненная в материале и размере оригинала.

Общественные музеи - музеи, работающие на общественных началах. Создаются по инициативе и при непосредственном участии трудящихся. Открываются при местных органах культуры в различных учреждениях, на предприятиях, в совхозах, в высших средних специальных учебных заведениях, в школах, в высших и средних специальных учебных заведениях, в школах и т.д. Находятся на учёте местных органов культуры. Работают под научно-методическим руководством государственных музеев. О.М. деятельность которого соответствует определённым критериям, получают звание «народный музей».

Основной фонд - часть фондов музея, состоящая из подлинных, оригинальных музейных предметов, соответствующая профилю музея.

Первичный учёт фондов музея - первая степень учёта и охраны фондов музея устанавливает юридическую принадлежность музею поступивших в него музейных предметов, фиксирует первоначальные, выявленные к моменту записи сведения о природе.

Профиль музея - специализация собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр.

Режим хранения - создание и поддержание в хранилищах и экспозиционных залах определённого температурно-влажностного режима, предохранение музейных предметов от вредной среды.

Собирательская работа - составная часть комплектования музейного собрания; практическая работа по выявлению и сбору предметов музейного значения, изучению среды их бытования и составлению полевой документации. С.Р. осуществляется в ходе экспедиций, командировок по комплектованию, а также в ходе текущего комплектования.

Тематико-экспозиционный план - документ; составная часть научного проекта экспозиции; отражает конкретный состав экспозиционных материалов и их группировку в соответствии с расширенной тематической структурой экспозиции. ТЭП включает: наименование разделов, тем, подтем, тематических комплексов; ведущие тексты, аннотации; перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указанием основных данных атрибуции; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение и т. д.)

Тематическая структура экспозиции - составная часть научной концепции экспозиции; документ, содержащий наименование и последовательность разделов и тем экспозиции.

Учёт фондов музея - одно из ведущих направлений фондовой работы;

государственный учёт, осуществляемый всеми музеями. Обеспечивает включение фондов музея и каждого музейного предмета в состав музейного фонда России, их юридическую охрану. В ходе У. фиксируются результаты изучения музейных предметов, создаются условия для их общественного использования. У. имеет две стадии – первичная регистрация и научная инвентаризация.

Учётное обозначение (шифр) - буквенные и цифровые знаки, наносимые на музейные предметы и научно-вспомогательные материалы с целью их учёта в музее, в соответствии с правилами действующей инструкции по учёту и хранению музейных ценностей. У.О. включает: шифр музея, порядковый номер по книге поступлений основного фонда или фонда научно- вспомогательных материалов, порядковый номер по инвентарной книге, буквенное условное обозначение фонда, к которому относится та или иная единица учёта

Фондохранилище - помещение в музее, специально оборудованное для хранения музейных предметов. Предметы размещаются в Ф. в соответствии с принятой в музее системой хранения. В Ф. обеспечивается температурно-влажностный режим, необходимый для сохранности предметов, и условия для их научной обработки и использования в соответствии с требованиями действующей инструкции по учёту и хранению музейных ценностей.

Фонды музея - организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов в составе музейного собрания.

Экспозиция музейная (от латинского expositio – выкладывать, выставлять) часть музейного собрания, выставленная для обозрения; представляет собой, во-первых, результат научной разработки темы экспозиции с учётом доступных музейных материалов, во-вторых, специфическое произведение, в котором средствами архитектуры и пластических искусств создаётся экспозиционный образ, выражающий тему. Э.М. возникает в результате совместной работы экспозиционеров и художников экспозиции.

Экспонат - предмет, выставленный для обозрения; является элементарной структурной единицей экспозиции; составляет основу музейной коммуникации. В качестве экспонатов в музее могут выступать как подлинные музейные предметы, так и воспроизведения, модели и научно-вспомогательные материалы.

Этикетка - текст в экспозиции, представляющий собой аннотацию к отдельному экспонату. Является непременным элементом всякой экспозиции и содержит название предмета, его атрибуционные данные и дополнительные сведения, зависящие от профиля музея, от типа экспозиции и от характера предмета. (Материалы взяты из сборника «Терминологические проблемы музееведения» Москва 1986 г.)

По учету и хранению музейных ценностей находящихся в государственных музеях ссср 1984 инструкция

По учету и хранению музейных ценностей находящихся в государственных музеях ссср 1984

«Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (ст. 53) за организациями культуры закреплено право на реализацию продукции с изображением объектов культурного наследия и деятелей культуры, «при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц». В той же статье говорится, что при использовании изображения без разрешения «применяются нормы законодательства Российской Федерации». Это полномочие сходно с теми, которые предоставляет правообладателю копирайт, но «классическим» авторским правом на предмет или изображение обладает его создатель, а не владелец. Копирайтом может охраняться только произведение, которое носит творческий характер. Например, если происходит съемка скульптуры и окружающего интерьера, то полученное изображение может считаться творческим, а вот воспроизведение картины, задача которого - про.
Сейчас работа музеев регулируется «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях по учету и хранению музейных ценностей находящихся в государственных музеях ссср 1984 ссср» от 1985 года, то есть документом, разработанным государством, которого юридически уже нет. Музеи Крыма требуют вернуть золото. Хранение тканей должно производиться таким образом, чтобы не было перегибов, так как в местах перегибов ткань сечется, особенно шелковая. Каждую ткань перекладывают микалентной бумагой или чистой хлопчатобумажной тканью. 309. Костюмы хранятся в шкафах на плечиках, форма которых должна соответствовать крою одежды и по учету и хранению музейных ценностей находящихся в государственных музеях ссср 1984 иметь мягкие накладки. Если костюмы висят не в шкафу, то их вкладывают в хлопчатобумажный или бумажный чехол с целью предохранения от пыли и насекомых - вредителей. 310. Одежду с жемчугом и драгоценными камнями даже в шкафах хранят в чехлах во избежание утраты осыпавшихся украшений. 311. Головные уборы хранятся на деревянных, картонных или сделанных из оргстекла болванках, а если. Инструкции ПО учетранению музейных телефона по учету и хранению музейных ценностей находящихся в государственных музеях ссср 1984 ценностей, находящихсосударственных музеях ссср Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. Стр. Приклеивать паспарту непосредственно эскорт на поля по учету и хранению музейных ценностей находящихся в государственных музеях ссср 1984 рисунка или гравюры; - применять конторский клей или клейкую.

Приказ Минкультуры рсфср от N 406

Для небольших музеев возможно разделение материала на 3 - 4 группы согласно принятой классификации. Персональный состав расширенных реставрационных советов утверждается вышестоящей организацией по подчиненности музея или реставрационного учреждения.

Документы в папках также изолируются друг от друга бумагой, не содержащей лигнина. 295. Каждая папка.

Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектов, находящихся на их территории. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем - убирает.

Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных

Министерство культуры ссср, приказ от г. N 290. ОБ утверждении инструкции ПО учетранению музейных ценностей, находящихсосударственных музеях ссср 1. Утвердить Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях ссср, и ввести ее в действие с года. 2. Министерствам культуры союзных республик довести настоящую Инструкцию до всех подведомственных музеев и органов культуры. 3. Министерствам культуры союзных республик, управлениям музеев (т. Родимцевой И.А.) и изобразительных искусств и охраны памятников (т. Попову Г.П.) осуществлять постоянный контроль за обеспечением учета и хранения музейных фондов в соответствии с утвержденной Инструкцией. 4. Признать утратившими силу Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей музеев.

Информационный менеджмент как технология музейной деятельности. / Информация для всех: культура и технология информационного общества. Материалы Международной конференции EVA 2003 Москва, 1 г. М, 2003. С. - Лебедев А.В. Технология мультимедиа: возможности и реалии./ Музей и новые технологии. М. 1999, Прогресс-Традиция, стр. 160-178Лебедев В.А. Методология и практика электронных изданий по искусству).

ОБ утверждении инструкции ПО учетранению музейных ценностей, находящихсосударственных музеях ссср. 2. Министерствам культуры союзных республик довести настоящую Инструкцию до всех подведомственных музеев и органов культуры.

Инструкция по учёту и хранению музейных ценностей 1984

ФОНДОВАЯ РАБОТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ

«Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (Приказ Министерства культуры СССР от 17.07.1985 г. № 290).

«Договор о передаче в безвозмездное пользование музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью» (Приказ Министерства культуры РФ от 05.05.2009 г. № 226).

«Положение о производстве археологических раскопок и разведок и об открытых листах» (утверждено Ученым советом Института археологии РАН 23.02.2001 г.).

«О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (Постановление правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814).

«Положение о государственных наградах Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 02.03.1994 г. № 442).

«О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ» (Указ Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099).

«Об архивном деле в Российской Федерации» (Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ).

«Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 18.01.2007 г. № 19).

«Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР» (Приказ Министерства культуры СССР от 15.12.1987 г. № 513).

«Об утверждении инструкции по осуществлению пробирного надзора» (Приказ Министерства финансов РФ от 11.01.2009 № 1н).

«О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Федеральный закон от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ).

«Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Федеральный закон от 31.12.1997 г. № 157-ФЗ).

«О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» (Постановление Правительства РФ от 30.06.2001г. № 490).

ЛИТЕРАТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальные проблемы фондовой работы музеев / отв. ред. Л.В. Лашкевич. – М. [б. и.], 1979. – 213 с. (Труды/ Науч.-исслед. ин-т культуры; № 83).

Актуальные проблемы фондовой работы музеев / науч. ред. Л. В. Лашкевич. - М. [б. и.], 1980. – 149 с. (Труды/ Науч.-исслед. ин-т культуры; № 90).

Актуальные проблемы фондовой работы музеев: научная обработка музейных предметов / науч. ред. Л. В. Лашкевич. – М. [б. и.], 1981. 142 с. (Труды/ Науч.-исслед. ин-т культуры; № 99).

Брюшкова Л.П. Как подготовиться к фондовой проверке? // Музей, 2007, № 4, с.32-39; № 5, с. 62-67; № 6, с. 47-51.

Брюшкова Л.П. Учет и проверка наличия музейных ценностей. Методические рекомендации. М. 2006.

Брюшкова Л.П. Учет музейных ценностей: курс лекций. М. 2008. – 102 с.

Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных памятников истории и культуры. Ч. 1: Памятники нового времени и советской эпохи / Археогр. комис. АН СССР, Ин-т истории СССР АН СССР, Всерос. о-во охраны памятников истории и культуры; отв. ред. С.О. Шмидт. – М. Рус. сувенир, 1982. – 184 с.

Выявление и ранжирование памятников науки и техники. Методические рекомендации / Политехнический музей. М. 2000. 24 с.

Годунова Л.Н. Кучеренко М.Е. Описание музейных предметов: основные элементы и образцы. М. ГЦМСИР, 2013. – 68 с.

Годунова Л.Н. Письменные источники в исторических и историко-краеведческих музеях. Методическое пособие. М. ГЦМСИР, 2013. – 124 с.

Годунова Л.Н. Архив музея. Методическое пособие. М. ГЦМСИР, 2014. – 56 с.

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей. разраб. на основе "Инструкции М-ва культуры СССР по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в гос. музеях СССР". Отв. ред. В.Д. Спицин. – М. [б. и.], 1986. – 70 с.

Материалы Международной научно-практической конференции "Будущее прошлого: расширение доступа и сохранность коллекций ", 20–22 сентября 2000 г. Санкт-Петербург/ Воен.-ист. музей артиллерии, инженер. войск и войск связи, Лаб. консервации и реставрации док. Рос. акад. наук; отв. за вып. С.В. Успенская. – СПб. Акционер, 2000. – 233 с. – (Сохранность культурного наследия: наука и практика; вып. 3).

Методические рекомендации по комплектованию и научному описанию коллекций / Всесоюз. о-во "Знание", Политехн. музей; сост. Н.М. Бирюкова, Т.С. Иванова, Г.Г. Мерцалова; отв. ред. В.Д. Спицын. – М. [б. и.], 1985. – 27 с.

Методические рекомендации по разработке типологических схем описания музейных предметов. утв. 13.02.89 / Всесоюз. о-во "Знание", Политехн. музей, Отд. фондов; сост. Т.С. Иванова, Г.Г. Мерцалова, Л.В. Дейкина; отв. ред. Г.Г. Григорян. – М. [б. и.], 1989. – 41 с.

Методические рекомендации по составлению тематических каталогов музейных коллекций вещественных памятников науки и техники / Всесоюз. о-во "Знание", Политехн. музей; сост. Т.С. Иванова; отв. ред. В.Д. Спицын. – М. [б. и.], 1984. – 9 с.

Научное описание музейных предметов основного вещевого фонда по истории науки и техники: Методические рекомендации / Политехнический музей. М. 2000. – 32 с.

Кириленко Е.Ю. Музейная каталогизация объектов фалеристики. автореф. дис. канд. культурол. Наук / Кириленко Е.Ю.; [науч. рук. С. В. Белецкий]. – СПб. 2000. – 20,[1] с.

Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее (Методическое пособие в помощь молодому специалисту). М. 1999.

Описание вещественных музейных предметов. М. ГЦМСИР, 2011. – 152 с.

Проблемы экспозиционной и фондовой работы / сост. Л. М. Костюхина. – М. ГИМ, 1987. – 159 с. – (Труды Государственного Исторического музея; вып. 65).

Решетников Н.И. Музей и комплектование его собрания. М. 2013. – 160 с.

Романова Н.М. Александрова М.А. Михайлова Е.А. Фомичева Н.М. Экспертиза, оценка и страхование музейных предметов. Вопросы теории и практики. СПб, 2011. – 192 с.

Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. СПб, 2003. – 408 с.

Организация системы учета и хранения в музеях

Организация системы учета и хранения в музеях

Учет музейных предметов и музейных коллекций представляет собой регистрацию количества музейных предметов и состава музейных коллекций музея в специальной учетно-хранительской документации в целях идентификации музейных предметов и музейных коллекций, организации их нормативного хранения, оперативного установления местонахождения, контроля за изменениями в составе и состоянии сохранности, научного изучения и эффективного использования..

Специальная учетно-хранительская документация состоит из основных (обязательных) и вспомогательных учетных документов.

В состав основных (обязательных) учетных документов музея входят:

- акты приема и выдачи музейных предметов в постоянное и временное пользование,

- главная инвентарная книга (книга поступлений),

- инвентарные книги по фондовым коллекциям,

- книга поступлений вспомогательного фонда;

- книга учета фонда сырьевых материалов;

- книга учета музейных предметов и музейных коллекций, принятых на временное хранение;

- специальные инвентарные книги для учета предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- опись дел для архивных документов (на правах инвентарных книг),

- внутримузейные акты приема-передачи;

К вспомогательным учетным документам относятся:

- научный паспорт музейного предмета;

- журналы регистрации всех видов актов приема и выдачи;

-журналы регистрации паспортов музейных предметов и реставрационных паспортов;

- научно-справочные каталоги и картотеки, используемые для получения оперативной информации о музейных предметах и музейных коллекциях, в том числе:

- генеральная (учетная) картотека, содержащаяинформациюо музейных предметах и музейных коллекциях в порядке регистрации их в книгах поступлений основного, научно-вспомогательного фондов, фонда сырьевых материалов.

- инвентарная картотека, содержащая информацию о музейных предметах в порядке их регистрации в инвентарных книгах и специальных инвентарных книгах;

- картотека сохранности, содержащая информацию о физическом состоянии сохранности каждого музейного предмета на момент поступления его в музей и дальнейших изменениях сохранности, включая сведения о реставрации, консервации и профилактике;

- топографическая картотека, содержащая информацию о местах хранения музейных предметов и музейных коллекций;

- топографические описи, предназначенные для получения оперативной информации о музейном предмете на конкретном месте хранения

- систематические картотеки (авторские, именные, предметные, хронологические, географическим районам, промышленным производствам и т.д.), необходимость в которых определяется внутримузейной инструкцией;

- опись книг учета (составляется ежегодно),

Музейные предметы, отнесенные решением ЭФЗК музея к тому иному фонду, проходят регистрацию в (1 ая ступень учета ) в книгах поступления основного или научно-вспомогательного фонда. Каждый предмет при этом получает личный неповторяющийся номер по книге поступления (номер КП)

Если несколько предметов объединены в один комплекс по определенному признаку, то весь комплект предметов получает единый номер КП, а каждый предмет в этом комплексе - дробный номер, например, сервиз или археологическая коллекция, в этом случаи производится одна запись, а к книге поступлений прилагается коллекционная опись.

Основной фонд делится на коллекции по материально-предметному принципу, например, «археология», «живопись», «стекло», «нумизматика», «минералы», и т.д. При организации фондовых помещений предметы одной коллекции хранятся при возможности в одном помещении для того, чтобы обеспечить правильный режим хранения.

Предметы каждой коллекции проходят регистрацию (2-я ступень учета) в отдельных инвентарных книгах (инвентарях). Все коллекции и их шифры должны иметь буквенное обозначения, они утверждаются на ЭФЗК, например, «археология» имеет шифр «АР», «ЖВ» - живопись, «СТ» - стекло и т.д.

В процессе инвентаризации каждый предмет получает новый номер по инвентарю, таким образом, каждый музейный предмет маркируется двумя номерами по КП (книге поступления и по инвентарю), например, «бокал» имеет номер 23 и 17 «СТ»

Предметы, содержащие драгоценные металлы и камни проходят третью ступень регистрации в специальных инвентарных книгах для предметов, содержащих драг. Металл, например, «игла», из археологического памятника Быстровка-1, Новосибирская область, золото. Данный предмет будет иметь три номера, так как он прошел три ступени учета. номер по Книге поступлений, номер по инвентарной книге «Ар» (археология», и номер по книге спец учета (З-1), которая содержит сведения о всех предметах из золота, независимо от коллекционной принадлежности.

Книги учета имеют четкую структуру – номер порядковый, наименование и краткое описание предмета, датировка, материал и техника исполнения, размеры, данные о сохранности предмета, принадлежности к коллекции. Книги прошиваются и нумеруются листы, в конце книги, на верхней части страницы, куда выведены концы шнура делается запись о количестве листов в книге, которая заверяется печатью музея и подписью главного хранителя; в нижней части этой же страницы, на листе, которым заклеены оба конца шнура, ставится печать «Утверждаю» вышестоящего органа, в ведении которого находится данный музей.

На титуле указывается название музея, название книги, номер тома, даты первой и последней записи.

При заполнении книги необходимо соблюдать следующие правила: нельзя делать пропуски и оставлять пустые места, в случаи повторения информации нельзя делать прочерки, а следует повторить предыдущую запись. в случаи отсутствия информации следует писать «неизвестно», исправления должны подтверждаться подписью главного хранителя и печатью музея, писать следует разборчиво и черной капиллярной ручкой.

Все предметы, поступающие в музей должны иметь акты поступления на временное или постоянное хранение. По Инструкции первый акт – это акт временного хранения, после решения ЭФЗК, со сдатчиком заключается акт на постоянное хранение. Акты тоже регистрируются, для чего имеется книга регистрации актов, каждый акт имеет порядковый номер. Кроме того для контроля за движением музейных предметов составляются акты внутримузейной передачи, например, предмет поступает хранителю коллекций, из сектора учета он по акту передается сотруднику-хранителю, предмет может поступить в экспозицию, в данном случаи, хранитель выдает предмет экспозиционеру и теперь у хранителя акт выдачи, а у экспозиционера –акт приема, Акты фиксируются в отделе учета в книгах регистрации актов.

Немаловажным являются топографические описи, которые определяют место нахождения предмета, например, «полотенце № 2345 осн.ф шкаф №2, полка 4.

Таким образом, учет и хранения – это необходимые мероприятия, обеспечивающие нормативную базу и идентификацию культурных ценностей, хранящихся в государственных музеях

Литература и источники

Брюшкова Л.П. Учет и хранение музейных ценностей как главная функция музейной деятельности Сб «Труды Дарвинского музея, вып VIII 2005г, С 30-46

Инструкция по организации комплектования, учета, хранения, реставрации и использования музейных предметов и музейных коллекций Музейного фонда Российской Федерации. (проект)

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, Москва, 1984

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, М, 1987 г.

инвентаризация (вторая ступень учета) – регистрация музейных предметов и музейных коллекций в основных учетных документах второй ступени – инвентарной книге фондовой коллекции, специальной инвентарной книге для музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней;

единый (коллекционный) регистрационный номер – запись в основной учетно-хранительской документации, содержащая сведения о комплексе предметов, связанных единым признаком.

использование музейных предметов и музейных коллекций – предоставление музейных предметов и музейных коллекций учреждениям, организациям, гражданам в целях реализации потребностей в культурных, образовательных и научных целях;

каталожные данные – автор, наименование, датировка, материал, техника, размеры, клейма, подписи, сохранность, монтировка;

научно-вспомогательный фонд включает музейные предметы и музейные коллекции, имеющие ограниченную информативность вследствие их копийности, состояния сохранности, изначальной фрагментарности, ограниченности сроков хранения

консервация музейных предметов и музейных коллекций - совокупность мер, направленных на стабилизацию физического состояния музейных предметов и музейных коллекций, их долговременную защиту от воздействия влаги, температурных изменений, света, механических и иных повреждений, на обеспечение их сохранности в конкретных условиях хранения;

Личная фондовая коллекция состоит из предметов, собранных частным лицом и хранящаяся в музее как единое целое

Мемориальная фондовая коллекция образуется из разнотипных музейных предметов, связанных с определенным лицом или историческим событием.

музейный климат – определенный для каждой коллекции (по материалу изготовления) температурно-влажностный режим

основной фонд включаетмузейные предметы и музейные коллекции, имеющие значение для истории и культуры государства и общества в их число входят ,

регистрация (первая ступень учета) регистрация музейных предметов и музейных коллекций в основном учетном документе первой ступени – главной инвентарной книге (книге поступлений, шифр «ГИК» или «КП»);

реставрация музейных предметов и музейных коллекций – комплекс мероприятий, направленных на их сохранение, выявление художественной, историко-культурной ценности на основе аналитических исследований с привлечением новейших методик в области физики, химии, биологии, определение методов и способов раскрытия, консервации, дальнейших условий хранения и постоянного наблюдения;

сохранение музейных предметов и музейных коллекций – совокупность мер, направленных на создание условий для их правовой защиты, хранения и экспонирования в оптимальном температурно-влажностном, световом и биологическом режимах, реставрации и консервации, комплексной системы безопасности;

Тематическая фондовая коллекция формируется из музейных предметов разных типов, раскрывающих в совокупности определенную тему.

учетно-хранительская деятельность – основная функция музея, обеспечивающая организацию учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций;

фонды музея (музейное собрание) – классифицированная и научно организованная по различным признакам в музейные фондовые коллекции совокупность музейных предметов, принятых музеем в постоянное пользование;

фонд сырьевых материалов создается для временного хранениямузейных предметов,требующих дополнительной обработки, препарирования, монтажа или лабораторных исследований до внесения их в состав основного или вспомогательного фонда и включает объекты неорганической и органической природы

фондохранилище (депозитарий ) – музейные помещения (помещение), специально оборудованные для хранения фондов музея в соответствии с принятой в музее системой хранения;

экспонат – музейный предмет, выставленный в целях публичного представления.

ЭФЗК - экспертная фондово-закупочная комиссия музея являющаяся постоянно действующим совещательным органом музея, функционирующим в соответствии с положением, утверждаемым директором музея в порядке, предусмотренном уставом музея, ее миссия – экспертиза культурных ценностей в целях определения их историко-культурного, научного, художественного и музейного значения

Тесты к курсу «Учет и хранение музейных ценностей»

1. Выбрать основные методические пособия для правильной организации учета и хранения музейных коллекций: Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; Инструкция по организации комплектования учета, хранения, реставрации и использования музейных предметов и музейных коллекций Музейного фонда Российской Федерации; Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»; Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации; Федеральный закон «Об объектах культурного наследия»; Положение о Музейном фонде Российской Федерации и Положением о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации

Правильный ответ: Инструкция по организации комплектования учета, хранения, реставрации и использования музейных предметов и музейных коллекций; Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации; Положение о Музейном фонде Российской Федерации и Положением о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации

2.Выбрать из списка предметы основного фонда и сопоставить с профилем музея: шапка Мономаха, пистолет Бормана, друза аметиста, скульптура Родена «Мыслитель», ноты Шопена, фрак 19 века, мальтийский крест, самовар – кухня, наконечник стрелы. Музеи: исторический, краеведческий, истории Великой Отечественной войны, художественный музей, мемориальный музей Шопена, музей имени Вернадского.

Правильный ответ: исторический музей – шапка Мономаха, Музей Великой Отечественной войны – пистолет Бормана; художественный музей – скульптура Родена «Мыслитель»; Мемориальный музей Шопена – ноты, фрак; Краеведческий музей - самовар-кухня, мальтийский крест, наконечник стрелы; друза аметиста - геологический музей имени Вернадского.

3. функции ЭФЗК (выбрать из списка): принять решение о приеме культурной ценности в музей, дать рекомендацию о поощрении научного сотрудника; определить фонд предмета, принять решение о полноте научной информации о музейном предмете; рассмотреть и принять акты сверки коллекций.

Правильный ответ - принять решение о приеме культурной ценности в музей, определить фонд предмета, рассмотреть и принять акты сверки коллекций.

4. Распределить музейные предметы на основной, вспомогательный и сырьевой фонды: книга с подписью автора, коллекция растений для гербария, археологическая коллекция, фрагмент ружья – курок; монета 17 века, туша медведя, шаманский бубен, створка от иконы - складня,

Правильный ответ: основной фонд - книга с подписью автора, монета 17 века, шаманский бубен, целые и наиболее значимые предметы археологической коллекции. Вспомогательный фонд - фрагмент ружья – курок, створка от иконы - складня, массовый материал археологический коллекции, прошедшей камеральную обработку (неорнаментированная керамика, отщепы, фрагменты коррозированных металлических изделий с неопределимой формой). Сырьевой фонд: коллекция растений для гербария, туша медведя

5. Распределить типы учетной документации на основной и вспомогательный состав: научный паспорт, книга учет основного фонда, акты внутримузейной передачи, картотека, книга учета драгоценный металлов, акты приема музейных предметов, книга учета вспомогательного фонда, книги учета коллекционные

Правильный ответ: к обязательной (основной) документации относятся акты приема, книги учета основного фонда, книги учета по коллекциям, книга учета драг. Металлов, книги учета вспомогательного фонда. К второстепенной документации относится научный паспорт, картотеки, акты внутримузейной передачи.

6. Отнести музейные коллекции и предметы к типу хранения: собрания картин, переданного для временного экспонирования, этнографическая коллекция, цветные фотографии с места события

Правильный ответ: собрания картин – временное хранение; этнографическая коллекция – основной фонд, цветные фото – вспомогательный.

7. Определите, что является юридическим закреплением за музеем определенного музейного предмета: акт приема, регистрация в инвентаре, научный паспорт.

Правильный ответ – акт приема

8. Определите последовательность юридического оформления поступления археологического предмета, изготовленного из серебра, добавьте необходимое: протокол решения ЭФЗК; акт приема на постоянное хранение, акт приема на временное хранение, регистрация в КП, инвентаризация по книге «археология», научный паспорт, акт внутримузейной передачи

Правильный ответ: акт на временное хранение, протокол ЭФЗК, акт на постоянное хранение, регистрация по КП, регистрация в книге специального учета по драг. Металлам, составление научного паспорта, инвентаризация (вторая ступень учета), акт внутримузейной передачи.

9.Ваша задача сгруппировать предметы по выбранным вами признакам, сформировать коллекции, дать им названия: монеты, документы, фотографии, личные вещи исторической личности, одежда и предметы быта эвенков и русских, предметы мебели 19 века, коллекция, собранная великим путешественником.

Правильный ответ: личная коллекция - коллекция, собранная великим путешественником. (признак - один собиратель); мемориальная коллекция: документы, фотографии, личные вещи исторической личности (признак мемориальной принадлежности);

Нумизматическая коллекция – монеты (признак коллекционный); Систематическая коллекция - этнографическая коллекция, предметы мебели (признак тематический, предметы собраны по определенной теме)

10. Распределите тематическую или мемориальную коллекцию по группам хранения, аргументируйте свои выводы Этнографическая коллекция состоит из одежды их меха, ткани; предметов, изготовленных из дерева; на отдельных предметах одежды (шапка) имеются золотые украшения, предметы быта из кости, фотографии, зарисовки, архивные документы (копии из архивов)

Правильный ответ: все предметы будут храниться исходя из материала изготовления, поскольку каждой группе предметов необходим свой режим хранения, предметы, содержащие драгоценный металл будут храниться в спец. Хранении. Таким образом, фотографии. архивные документы (копии из архивов), будут храниться в документальном и фото фонде, зарисовки – в живописи, предметы одежды в хранении ткани и меха, предметы из дерева в хранении дерева, предметы из кости в отдельном помещении или в отдельном шкафу.

Методическое пособие составила к.и.н. Сальникова И.В.

Дата добавления: 2015-07-20 ; просмотров: 192 | Нарушение авторских прав