Руководства, Инструкции, Бланки

образец отдельное поручение следователя img-1

образец отдельное поручение следователя

Рейтинг: 4.5/5.0 (1905 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Поручение следователя и отдельное поручение следователя

Поручение следователя и отдельное поручение следователя. В чем отличие?

Алексей Юсупов Мастер (1597) 4 года назад

Нет никакой разницы. Оба регламентируются ст. 38 УПК РФ.

Николай Макеев Мудрец (11387) 4 года назад

это одно и тоже.
только вот при ознакомлении с материалами дела на 217, надо смотреть внимательно.
какие следственные действия. выполнялись в соответствии с тем или иным "поручением следователя.

Сергей Юшков Профи (513) 4 года назад

Смотри внимательно ст. 38 УПК РФ, там говорится, что следователь может давать поручения о проведении оперативно-розыскных действий ( напрамир по нераскрытому преступлению- установить лиц, совершивших данное преступление, очевидцев, местонахождение похищенного) или о производстве ОТДЕЛЬНЫХ следственных действий. При этом нужно учитывать положения ст. 152 УПК РФ, которая указывает, что необходимости проведения РОЗЫСКНЫХ или СЛЕДСТВЕННЫХ действий может давать поручения о их проведении соответственно органу дознания ( то есть операм) или следователю (дознавателю). так как может сложиться ситуация, что при проведении следственного действия опером (участковым) такое доказательство может быть признано недопустимым.

Другие статьи

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО ПОРУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ?

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО ПОРУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ?

ОТДЕЛЬНОГО ПОРУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ?
А.С. ЕСИНА
Есина А.С. доцент кафедры уголовного процесса Московской Академии МВД России.
Действующее уголовно - процессуальное законодательство предусматривает возможность использования следователем помощи органов дознания при расследовании преступлений. На основании ч.4 ст. 127 УПК РСФСР следователь вправе по уголовному делу, находящемуся у него в производстве, давать органам дознания поручение и указание о производстве розыскных и следственных действий или требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий.
Следует заметить, что аналогичные полномочия предусматривает и новый уголовно - процессуальный закон Российской Федерации. Так, в частности, ст. 38 УПК РФ, устанавливая полномочия следователя, указывает на его право давать органу дознания письменные поручения, обязательные для исполнения о производстве отдельных следственных действий и, кроме того, о производстве иных процессуальных действий.
При расследовании преступлений следователи довольно часто используют предоставленную им возможность пользоваться содействием и помощью органов дознания. Надо заметить, что в большинстве случаев помощь эта оказывается действительно эффективной и результативной, а совместная деятельность по расследованию преступлений - плодотворной и действенной.
Однако нельзя не отметить и того факта, что сотрудники следственных подразделений в отдельных случаях злоупотребляют своими полномочиями и поручают органам дознания выполнение таких действий, которые они вполне могли бы осуществить сами. Нередки случаи, когда следователи перекладывают свои обязанности на органы дознания, что вызывает негативное отношение с их стороны и ведет к конфликтным ситуациям на практике.
В этой связи вполне закономерно возникает вопрос: какие именно следственные действия и в каком объеме могут быть поручены органу дознания?
Разрешение поставленного вопроса имеет определенное значение с той точки зрения, что по поручению следователя орган дознания становится в положение надлежащего субъекта сбора доказательств по уголовному делу, не находящемуся в производстве у органа дознания. В этом смысле четкое установление пределов компетенции органов дознания имеет значение с позиции допустимости доказательств, полученных не следователем.
В уголовно - процессуальном законе отсутствуют перечень и объем тех следственных действий, которые могут быть поручены органу дознания. Подобная ситуация позволяет следователю самому определять, что он поручает выполнить органу дознания. Представляется, что такое положение вещей не всегда справедливо по отношению к органам дознания, которые, помимо выполнения поручений следователя, имеют и другие уголовно - процессуальные обязанности, возлагаемые на них законодателем. При этом следует иметь в виду, что в поручении следователь зачастую ограничивается формальным перечислением поручаемых действий, не указывая мотивы, по которым он (следователь) вынужден их поручить.
Для разрешения обозначенной проблемы следовало бы выработать и закрепить в законе условия, при которых будет оправдан объем действий, поручаемый органу дознания.
В этой связи теоретическое и практическое значение имеет разрешение вопроса о том, что может быть определяющим при выборе следственных действий, поручаемых органу дознания.
В юридической литературе по данному поводу высказаны различные точки зрения. Так, например, Г.В. Дроздов, Г.Д. Луковников полагают, что следователь не вправе поручать производство наиболее важных действий, например допрос подозреваемого, обвиняемого. Однако что понимать под наиболее важными следственными действиями - авторы не разъясняют. В.М. Быков, например, относит к важным следственным действиям такие, в ходе производства которых получены важные доказательства .
--------------------------------
Научно - практический комментарий к Уголовно - процессуальному кодексу РСФСР. Изд-е 2-е, перераб. и доп. / Под ред. В.М. Лебедева. М. 1997. С. 243; Луковников Г.Д. Органы дознания в системе досудебного производства по уголовным делам. Дисс. к.ю.н. М. 1999. С. 46.
Быков В.М. Психологические аспекты взаимодействия следователя и органа дознания. Омск, 1976. С. 47.
Однако при расследовании преступлений следователь не всегда имеет возможность предугадать результат следственного действия. Насколько доказательство оказалось ценным, можно судить после его оценки, сопоставляя с другими доказательствами. В любом случае это можно сделать после совершения следственного действия.
Самый заурядный допрос может неожиданно обернуться получением очень важного, весомого доказательства. Поэтому, с нашей точки зрения, недопустимо делить следственные действия на важные и не важные. Такой критерий, как "важность" следственного действия, нельзя признать удачным критерием, определяющим выбор следственного действия.
Ряд авторов полагают, что нельзя поручать органу дознания выполнение таких действий, которые следователь обязан во всех случаях выполнять сам .
--------------------------------
Белозеров Ю.Н. Чугунов В.Е. Чувилев А.А. Дознание в органах милиции и его проблемы. М. 1972. С. 86. Михайлов А.И. Отдельное поручение следователя. М. 1971. С. 12.
Однако по смыслу уголовно - процессуального закона только следователь и должен производить следственные действия по уголовному делу, находящемуся у него в производстве, так как он является надлежащим субъектом расследования. Но именно в силу различных причин следователь не всегда может сам выполнить все необходимые следственные действия по уголовному делу. Учитывая это обстоятельство, законодатель и предусмотрел возможность использования помощи органов дознания. Критерий "во всех случаях сам" как бы исключает в принципе возможность использования помощи органов дознания. Поэтому данный критерий также представляется неудачным для определения тех следственных действий, которые могут быть поручены органу дознания.
Причины, по которым следователь не может самостоятельно произвести то или иное следственное действие, могут быть различны. Это может быть и удаленность местонахождения следователя от места предполагаемого производства следственного действия (например, в другом городе). Причиной может быть и большая загруженность следователя по другим уголовным делам. Наконец, может возникнуть необходимость производства нескольких следственных действий одновременно, есть и другие причины.
Очевидно одно: какова бы ни была причина, главное - исключается возможность производства следственного действия самим следователем. Полагаем, что только при этом условии будет оправдано поручение следователя о производстве следственных действий по уголовному делу другим лицам.
Невозможность производства следственного действия самим следователем и следует рассматривать как условие, определяющее объем (перечень) следственных и розыскных действий, поручаемых органу дознания. С нашей точки зрения, соответствующее положение следует внести в ст. 127 УПК РСФСР, а также в ст. 38 УПК РФ, то есть указать на право следователя давать органу дознания обязательные для исполнения отдельные поручения о производстве следственных действий только при невозможности выполнить их следователем самостоятельно.
Теперь рассмотрим полномочия следователя давать органу дознания поручения о производстве процессуальных действий.
Заметим, что речь идет не о процессуальных решениях, а именно о процессуальных действиях, направленных на исполнение каких-либо процессуальных решений. Действующий УПК РСФСР (ст. 127) не предусматривает возможности поручать органу дознания принимать по уголовному делу какие-либо процессуальные решения. С нашей точки зрения, это правильно, так как принятие процессуальных решений требует оценки доказательств, что является исключительной компетенцией следователя, в чьем производстве находится уголовное дело. Поэтому принятие процессуальных решений не может быть поручено органам дознания. Другое дело, когда органам дознания наравне со следственными действиями могут быть поручены для исполнения различные процессуальные решения, например о приводе, о задержании.
Данные полномочия органа дознания получили законодательное закрепление только в УПК РФ (ст. 38), где указано, что органы дознания обязаны исполнять постановления о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий. Таким образом, как следует из смысла закона, органы дознания не наделяются полномочиями по принятию процессуальных решений, а только исполняют те, которые были приняты следователем и поручены им для исполнения.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о сроках исполнения поручений. Дело в том, что, уполномочив другого субъекта процессуальной деятельности на производство следственных и розыскных действий, необходимо определиться со сроком действия этих полномочий.
Это положение является важным с точки зрения продолжительности нахождения органа дознания в качестве надлежащего субъекта сбора доказательств по уголовному делу, находящемуся в производстве у другого органа расследования.
Ст. 127 УПК РСФСР не указывает срок исполнения поручения следователя. В правоприменительной практике органы расследования при исполнении поручения ориентируются на срок в 10 суток, установленный ст. 132 УПК РСФСР. Однако, с нашей точки зрения, указанный срок законодатель установил применительно к поручениям о производстве следственных и розыскных действий в другом районе, видимо, исходя из необходимости выделения определенного времени на пересылку ответа следователю. Использование положения ст. 132 УПК РСФСР по аналогии применительно к исполнению поручения следователя в порядке ст. 127 УПК РСФСР возможно и оправданно. Однако возникает вопрос о целесообразности установления такого срока применительно ко всем поручениям.
Отдельные авторы полагают, что поручение следователя в некоторых случаях должно исполняться немедленно или на следующий день после его получения. Действительно, необходимость немедленного исполнения поручения может предполагаться следователем. Например, когда запланировано одновременное производство нескольких обысков в разных местах по одному и тому же уголовному делу. Промедление с исполнением такого следственного действия может привести к бесполезности его производства чуть позднее.
--------------------------------
Рыжаков А.П. Указ. работа. С. 129.
Вместе с тем исполнение некоторых поручений следователя, особенно касающихся производства розыскных мероприятий, наоборот, требует длительной работы органов дознания, которые могут не уложиться в рамки десятидневного срока. Например, проведение таких розыскных мероприятий, как проверка камер хранения железнодорожных вокзалов с целью установления похищенного, или отработка жилого сектора (поквартирный обход) с целью выявления свидетелей и очевидцев происшедшего, или организация засад с целью задержания подозреваемого и другие .
--------------------------------
Дознание в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под ред. проф. А.А. Чувилева. М. 1986. С. 138.
В этой связи целесообразным представляется введение в закон такого правила, по которому срок исполнения поручения определялся бы самим следователем с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела и его срока.
Хотелось бы рассмотреть еще один аспект: относительно содержания отдельного поручения следователя. Речь идет о полномочиях следователя давать поручения о производстве оперативно - розыскных мероприятий. Действующий уголовно - процессуальный закон не предусматривает подобных полномочий следователя. В ст. 127 УПК РСФСР говорится о поручении следователя на производство следственных и розыскных действий. А в ст. ст. 118, 119 УПК РСФСР законодатель, возлагая на органы дознания производство оперативно - розыскных мероприятий, не связал необходимость их производства с поручениями следователя.
Иными словами, Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР не является надлежащей правовой основой для дачи поручений о производстве оперативно - розыскных мероприятий, как полагают отдельные авторы .
--------------------------------
Демидов И. Оперативно - розыскная деятельность и уголовный процесс // Законность. 1993. N 8. С. 35.
Впервые правовая основа деятельности по направлению поручений о производстве оперативно - розыскных мероприятий появилась в Федеральном законе "Об оперативно - розыскной деятельности". В ст. 7 указанного нормативного акта сказано, что основаниями для производства оперативно - розыскных мероприятий являются поручения следователя, а также поручения органа дознания. Безусловно, полномочия органов предварительного расследования о направлении поручений на производство оперативно - розыскных мероприятий должны предусматриваться именно в Уголовно - процессуальном кодексе РСФСР, а не вытекать из предусмотренной Федеральным законом обязанности оперативных подразделений выполнять такие поручения. В этой связи редакция Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации представляется более удачной, так как впервые именно в процессуальном Законе в ч. 4 ст. 38 предусмотрены полномочия следователя на поручение о производстве оперативно - розыскных мероприятий.
Однако нельзя согласиться с законодательным установлением о том, что подобные поручения следователь направляет органу дознания. Ст. 13 ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности" не называет органы дознания в качестве субъектов этой деятельности. В соответствии со ст. 7 этого же нормативного акта основаниями для производства оперативно - розыскных мероприятий могут быть как поручения следователя, так и поручения органа дознания. Очевидно, что указанные нормативные предписания позволяют сделать вывод: законодатель различает субъектов уголовно - процессуальной деятельности и субъектов оперативно - розыскной деятельности. В этой связи следует признать, что следователь вправе давать поручения о производстве оперативно - розыскных мероприятий не органу дознания, а тому органу (или, вернее, его руководителю), который назван в качестве субъекта оперативно - розыскной деятельности. Полагаю, что соответствующее уточнение необходимо внести в ст. 38 УПК РФ.
Наиболее целесообразно было бы дополнить Уголовно - процессуальный кодекс РФ отдельной нормой, регулирующей содержание поручений следователя органам дознания с учетом высказанных предложений.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.08.1995 N 144-ФЗ
"ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
Российский следователь, N 2, 2002

По данным мониторинга Объединенного кредитного бюро, российские банки стали более лояльными при выдаче кредитных карт. Так, в последний месяц лета банкиры выдали на 6% больше карт, нежели в августе 2015 года. Эксперты указывают на то, что увеличить объем выдачи удалось за счет участников зарплатных проектов и проверенных клиентов.

Образец отдельное поручение следователя

5.3. Поручения следователя о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий)

В рамках реализации своих полномочий следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

Назначение поручения состоит в том, что следователь, лично выполняя по делу основной объем работы, при разрешении ряда вопросов в иных следственных районах вправе использовать помощь органов дознания. Кроме того, в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе не только произвести их лично, но и поручить производство этих действий в силу ч. 1 ст. 152 УПК соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

Целесообразность поручений определяется возможностью в кратчайшие сроки и с наименьшими процессуальными и организационными усилиями провести необходимые действия, направленные на: 1) предупреждение, раскрытие и расследование преступлений; 2) привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших; 3) розыск лиц, совершивших деяния, и на обеспечение их надлежащего проведения.

Поручения, как правило, адресованы руководителю органа дознания (при его направлении в другую местность в качестве адресата может выступать орган предварительного следствия в лице его руководителя). Однако в тексте поручения возможно указание на конкретное лицо органа дознания, которому, по мнению следователя, целесообразно поручить его выполнение.

По процессуальному назначению поручения можно подразделить на следующие группы: 1) направленные на собирание и проверку доказательств; 2) по применению мер процессуального принуждения; 3) о производстве оперативно-розыскных и розыскных мероприятий.

Поручения первого рода содержат просьбу о производстве одного или нескольких следственных действий, к примеру, таких как допрос свидетеля, потерпевшего, производство очной ставки, и т. п.

К принудительным мерам, которые могут проводиться в рамках исполнения поручения, относятся как следственные действия, содержащие элементы принуждения (обыск, выемка, освидетельствование и др.), так и меры, которые имеют обеспечительный характер (наложение ареста на имущество для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества).

Если направляется поручение о производстве следственных действий, связанных с применением мер принуждения, следователь одновременно направляет постановление. В случаях, предусмотренных УПК, о применении меры принуждения должно быть вынесено судебное решение.

Как правило, следователь направляет поручение работнику того же ведомства. Вместе с тем закон не содержит запрета направлять его и в другие структуры при условии, что рассмотрение вопросов, содержащихся в документе, относится к их компетенции.

Если к уголовному делу требуется приобщить документы, характеризующие личность обвиняемого (характеристики с места работы и жительства, копии приговоров, медицинские документы и т. п.), а также подтверждающие иные обстоятельства, направление отдельного поручения для их истребования представляется нецелесообразным. Поскольку для их получения следственные действия не производятся, в таких случаях нужно направлять запросы непосредственно в адрес соответствующих должностных лиц, которые, в свою очередь, обязаны предоставить эти документы в распоряжение следователя. Если же документы имеют значение вещественных доказательств, следователь поручает производство соответствующих следственных действий (обыск, выемку, осмотр и др.).

Запрещено поручать органам дознания принимать и реализовывать такие основные процессуальные акты, как привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы, прекращение уголовного дела и т. п. Данные решения следователь должен принимать и исполнять самостоятельно, поскольку их законность обеспечивается оценкой всей совокупности имеющихся по делу доказательств. Вместе с тем следователь может направлять поручения о выполнении действий по реализации прав участников уголовного процесса. К примеру, лицу может быть объявлено, что он признан потерпевшим или гражданским истцом, и разъяснены соответствующие права. С этой целью желательно прилагать к тексту поручения копии соответствующих постановлений. Если после ознакомления потерпевшего (гражданского истца) с содержанием своего процессуального статуса им будут заявлены ходатайства, должностное лицо органа, исполняющего поручение, составляет соответствующий протокол, по возможности разрешает ходатайство, а также совершает иные действия, направленные на реализацию прав участников.

Исполнителю поручения предоставляется свобода в выборе розыскных мероприятий. Как правило, при этом ему сообщаются только желательные результаты, сам же он выбирает не только конкретные мероприятия, но и общие направления в реализации задания.

Розыскные действия подразделяются на: 1) следственные действия, направленные на установление лица, совершившего преступление, места его нахождения и других существенных обстоятельств (допрос, обыск, выемка, очная ставка, осмотры и т. п.); 2) иные дозволенные законом мероприятия, посредством которых производится розыск лица (запросы, истребование и изучение документов, направление сторожевых листков, назначение и производство проверок, обращение к общественности, использование средств массовой информации и т. п.).

Поручение, направленное в адрес оперативных подразделений, может содержать предписание произвести оперативно-розыскные мероприятия. Нормативной основой таких действий является ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. ФЗ от 20 марта 2001 г.). В ч. 2 ст. 12 Закона закреплена обязанность органов, осуществляющих ОРД, исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.

Выполняя поручения следователя, подразделения, осуществляющие ОРД, вправе производить опрос, наведение справок, собирать образцы для сравнительного исследования, производить проверочные закупки, исследования предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства, осуществлять контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивать телефонные переговоры, снимать информацию с технических каналов связи, осуществлять оперативное внедрение, производить контролируемую поставку, производить оперативный эксперимент.

Материалы, полученные в результате ОРД, впоследствии используются для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами по уголовному делу, а также для выдвижения следственных версий и их проверок (о порядке предоставления результатов ОРД следователю см. разд. 29).

Поручения следователя оформляются в виде документа (см. приложение 14 к УПК). Поручение о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий) содержит следующую информацию.

1. Вводная часть – наименование документа, данные о начальнике органа дознания, которому надлежит выполнить поручение, и его адрес.

2. Описательная часть – фабулу уголовного дела, а также обстоятельства, установленные в ходе предварительного расследования и подлежащие выяснению.

3. Заключительная часть – указание, что конкретно необходимо установить, какие следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и к какому сроку требуется выполнить, перечисляются приложения к поручению. Если поручение выполняется органом дознания, действующим в другой местности, указывается точный адрес, по которому должны быть направлены результаты исполнения поручения.

Документ подписывает следователь, осуществляющий производство по уголовному делу. Если расследование производится следственной группой, поручение направляется от имени должностного лица, возглавляющего группу и несущего ответственность за результаты досудебного производства по уголовному делу.

Поручение прокурора оформляется в соответствии с требованиями к данному документу, установленными в приложении 15 к УПК.

В качестве приложений к поручению могут приобщаться копии протоколов допросов, различных документов, результаты применения технических средств. В некоторых случаях подлежат приобщению протоколы осмотров вещественных доказательств с прилагающимися к ним фотографиями, а также иные процессуальные документы.

С целью правильного тактического построения следственных действий возможно перечисление в тексте поручения ряда доказательств, ранее полученных при производстве по уголовному делу.

Для обеспечения надлежащих результатов допроса в описательной части поручения следует при необходимости указывать конкретные положения, подлежащие выяснению. На вопросы должны быть получены однозначные ответы с тем, чтобы избежать неправильного толкования информации. Иногда, прогнозируя возможное развитие ситуации, следователь приводит в отдельном поручении несколько групп вопросов. Конкретный блок вопросов нужно использовать в зависимости от хода и результатов следственных действий, выполненных в рамках поручения.

В поручении следователь может не только приводить перечень вопросов, но и определять оптимальную очередность производства следственных действий. Вместе с тем исполнитель поручения, исходя из конкретных обстоятельств, вправе задавать вопросы и выяснять обстоятельства, которые в поручении не обозначены. С этой же целью может быть изменена и последовательность производства действий, предложенная в тексте поручения. Полученные при этом сведения также могут иметь значение доказательственной информации и использоваться при производстве по делу.

При производстве каждого из следственных действий, обозначенных в поручении, во вводной части протокола нужно сослаться на соответствующий документ и указать, каким именно следователем он был направлен.

Если по уважительным причинам исполнение поручения произвести в указанный в нем срок невозможно, орган дознания, которому оно адресовано, обязан своевременно сообщить об этом следователю и по возможности продолжать его исполнение. Если документ был направлен ненадлежащему адресату, тот должен по собственной инициативе определить, в чьей компетенции находится выполнение соответствующих действий, и самостоятельно направить документ по нужному адресу. Об этом незамедлительно уведомляется следователь, направивший поручение.

Комментарий у УПК РФ Под ред

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского
Статья 152. Место производства предварительного расследования

1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

1. Комментируемая статья устанавливает правила территориальной подследственности. Место производства расследования правомерно обозначать термином "подследственность", в силу прямого указания на данный термин в ч. 5 комментируемой статьи.

Территориальная подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства. Место производства расследования определяется для обеспечения оптимального режима всесторонности, объективности и полноты расследования.

В отличие от УПК РСФСР (ст. 41 УПК) в настоящем Кодексе место производства предварительного расследования не определяет территориальную подсудность уголовного дела (ст. 32 УПК). Однако влияние подследственности на подсудность остается на практике (см. комм. к ст. 32) и закреплено в некоторых международных нормах (ст. 77 Минской Конвенции 1993 г. - см. комм. к ст. 33).

2. По общему правилу предварительное расследование производится в том месте, где окончено деяние вне зависимости от места наступления преступных последствий. Место окончания деяния определяется территорией органа расследования, на которой совершено последнее действие, входящее в объективную сторону состава преступления; или на которой должны были быть совершены действия при преступном бездействии.

Например, преступник с территории участка № 1 произвел выстрел в потерпевшего, который находился на территории участка № 2. Несмотря на место нахождения трупа потерпевшего (последствия) предварительное следствие должно производится в участке № 1.

Об исключениях см. комм. к ч. 4-5 ст. 152.

Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-территориального деления.

В начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, приблизительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). При установлении иной подследственности применяются правила ч. 5 ст. 152 УПК.

3. Часть 1 комментируемой статьи содержит норму о производстве следственных или розыскных действий вне места предварительного расследования.

Поскольку сам термин "следственные действия" в Кодексе точно не определен, представляется возможным применять данную норму и для некоторых процессуальных действий (с учетом п. 4 ч. 2 ст. 38; п. 32 ст. 5 УПК).

Для производства действий вне места расследования предусматривается два способа: выезд в другую местность самого следователя или дознавателя либо направление в другую местность поручения. Выбор способа определяется самим следователем (дознавателем) так, чтобы не происходило отчуждение своих исключительных процессуальных полномочий (переложение своих функций на другого). Поручение процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности (см. комм. к ст. 240), поэтому его пределы должны быть ограничены. Иначе институт подследственности теряет всякий смысл - можно все поручить другому органу, которому дело неподследственно.

Следователь обязан лично выполнить процессуальные действия (и не имеет право поручить их выполнение другому), когда:

а) необходимо произвести большой объем следственных действий;

б) следственные или иные процессуальные действия связаны с оценкой доказательств в их совокупности, т. е. с принятием решений, определяющих направление расследования. Так, нельзя поручать действия: по принятию решений (избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание потерпевшим и др.); по проведению значимых для формирования позиции сторон действий (допрос обвиняемого, предъявление обвинения); связанных с передачей всего уголовного дела (ознакомление с материалами оконченного расследования).

4. Поручение следователя или дознавателя (отдельное поручение) - это его письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.

Кодекс предусматривает два вида поручений следователя: поручения органу дознания по месту производства следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и поручение органу дознания или другому следователю вне места следствия (ч. 1 ст. 152 УПК). При этом вне места следствия поручение может быть дано как следователю, так и органу дознания.

Поручено может быть производство процессуальных действий или розыскных действий.

При поручении производства процессуальных действий следует учитывать, что:

1) на исполнителя поручения распространяются правила об отводе (ст. 61, 67 УПК);

2) необходимо обеспечивать права участников процесса на их присутствие при исполнении поручения. Так, если следственное действие производится по ходатайству потерпевшего (п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК), гражданского истца (п. 10 ч. 4 ст. 44), подозреваемого (п. 9 ч. 4 ст. 46), обвиняемого (п. 10 ч. 4 ст. 47), защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53), то они имеют право в нем участвовать. Если следственное действие производится с участием подозреваемого (например, допрос подозреваемого) то исполнитель поручения обязан уведомить его защитника о времени и месте производства следственного действия. Не обеспечение права на участие защитника является существенным нарушением УПК (ч. 3 ст. 7 УПК) и влечет недопустимость полученных доказательств;

3) кроме следственных действий (в узком смысле этого слова) может быть поручено выполнение иных процессуальных действий:

а) по ознакомлению лиц с постановлением о признании их участником уголовного процесса и разъяснений ему прав и обязанностей;

б) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрание обязательства о явке, привода);

в) по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 158 УПК). Это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учебы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя, например, поручения органу государственной противопожарной службы об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта.

Поручение о производстве розыскных или оперативно-розыскных действий может преследовать цель установления личности преступника или места его нахождения, установления подлежащего аресту имущества или источников доказательств (п. 38 ст. 5; п. 4 ч. 2 ст. 38). Розыскные меры могут осуществляться по поручению следователя путем процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий. Однако оперативные подразделения самостоятельно выбирают конкретные средства и методы для исполнения поручения и перечень ОРМ.

Следователь не должен поручать производство таких гласных розыскных действий, которые ему целесообразно выполнить лично, например, получить сведения из криминалистических учетов.

Форма поручения следователя предусмотрена приложением 45 к ст. 476 УПК. Оно должно быть мотивированным, учитывая общие требования к процессуальным решениям (ч. 4 ст. 7 УПК). К поручению могут прилагаться необходимые материалы: а) обеспечивающие обоснованность и законность исполнения поручения (постановление о задержании, постановление о приводе, постановление о наложении ареста на имущество), б) обеспечивающие тактику выполнения поручения (копии процессуальных документов, планы следственных действий, справки о личности допрашиваемых).

Десятисуточный срок выполнения поручения может быть изменен самим поручителем или продлен. Исполнение поручения о производстве процессуальных действий должно быть совершено в пределах срока предварительного расследования (ч. 3 ст. 209). Розыскные действия (не сопряженные с процессуальным принуждением) могут быть выполнены и по приостановленному делу (ст. 210). За неисполнение или несвоевременное исполнение поручения исполнитель может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.

5. В Кодексе не решен вопрос о том, какой орган по территориальности должен давать разрешение на принудительные процессуальные действия при выполнении поручений. В тех случаях, когда решение принимается без участия обвиняемого или подозреваемого целесообразно получать разрешение прокурора и суда по месту производства расследования (ч. 2 ст. 165). Когда в заседании необходимо обеспечить участие самого обвиняемого или подозреваемого, разрешение дает суд по месту производства процессуального действия (ч. 4 ст. 108).

6. Части 3 и 4 комментируемой статьи предусматривают исключения из общего правила территориальной подследственности. Для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения его сроков предварительное расследование может производится по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений (а не последнего), по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Вопрос об изменении общего правила территориальной подследственности решается прокурором. По смыслу п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе передать уголовное дело другому органу расследования и вообще без соблюдения территориальной подследственности (разумеется, если эта передача обеспечивает лучшие условия для всесторонности, полноты объективности расследования).

7. Часть 5 комментируемой статьи содержит общее правило передачи дела по подследственности как территориальной, так и предметной (так как термин "подследственность" явно относится к называнию ст. 151 УПК).

Передача дела происходит через прокурора и только при отсутствии неотложной ситуации (приложение 166 к ст. 476 УПК). В противном случае следователь или дознаватель выполняет неотложные следственные действия. Об этом см. комм. к ст. 157, ч. 5 ст. 165.

Новости МАСП

Для просмотра этой RSS ленты требуется поддержка Java Script RSS импорт: www.rss-script.ru

Поручения следователя

Поручения следователя

Lana пишет:
Следователь дает " ПОРУЧЕНИЕ о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий)", на имя нач-ка МРО, в котором просит:

1. Поручить сотрудникам вверенного Вам подразделения оперативно-розыскным путем установить полные анкетные
данные ФИО, который возможно причастен к незаконному обороту н/ср.
2. При установлении, прошу оперативно-розыскным путем проверить данного гражданина на причастность к
совершению вышеуказанного преступления.
3. Обязать явкой данного гражданина к следователю для производства следственных действий.

В этот же день была проведена ПЗ и фигуранта задержали. Был оформлен Протокол адм. задержания

ВОПРОС: Правомерны ли действия сотрудников? Должны ли были в данном случае доставить фигуранта к следователю?

Следователь УФСКН РФ дал поручение оперативникам УФСКН РФ.

1) о производстве отдельных следственных действий в отношении ФИО по установлению его причастности;

2) обязать ФИО явкой в следственную службу УФСКН РФ для проведения необходимых следственных действий.

Как видим следователь в своих постановлениях (Том, листы ) дал поручение обязать ФИО явкой в следственную службу УФСКН РФ.

Обязательство же о явке регламентируется статьёй 112 УПК РФ:

2. Обязательство о явке состоит в письменном обязательстве лица, указанного в части первой настоящей статьи, своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом. Лицу разъясняются последствия нарушения обязательства, о чем делается соответствующая отметка в обязательстве.

Статья 38 УПК РФ:

2. Следователь уполномочен:

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий…

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий. об исполнении постановлений о задержании, приводе. об аресте, о производстве иных процессуальных действий. а также получать содействие при их осуществлении;

Статья 157 УПК РФ:

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Так как в материалах дела отсутствует какие-либо письменные документы о обязательствах ФИО к явкам, то это означает, что поручение следователя оперативниками УФСКН РФ не были выполнены.

Вместо этого оперуполномоченные самовольно осуществили привод.

Так как после возбуждения уголовного дела только следователь принимает решение о работе по делу. он самостоятельно направляет ход расследования, принимает решение о производстве следственных и иных процессуальных действий (ст. 38 УПК РФ), то исполнение привода, без поручения следователя - существенное нарушение. дающее основание для признания полученных в результате этого ОРМ доказательств недопустимыми.

Изменено: malpractice - 01.07.2014 13:22:52