Руководства, Инструкции, Бланки

б-4 203-мм гаубица образца 1931 года img-1

б-4 203-мм гаубица образца 1931 года

Рейтинг: 4.2/5.0 (1886 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

203-мм гаубица образца 1931 года Б-4 - хЕХЕ - Развлекательный портал который платит Вам за новости

Самое тяжелое из советских полевых орудий Второй мировой войны 203-мм орудие предназначалось для разрушения особо прочных сооружений противника из железобетона и броневой стали, а также для уничтожения целей, находящихся вдалеке от линии фронта. Орудие принято на вооружение в 1933 году по официальным обозначением 203-мм гаубица образца 1931 года.Гаубица была в числе немногих орудий, установленных на гусеничное тракторное шасси и поэтому, в отличие от других тяжелых орудий, гаубица образца 1931 года могла пройти по мягким или заболоченным почвам.


Во время «зимней войны» с Финляндией советские войска впервые использовали крупнокалиберную артиллерию для прорыва сильно укрепленной обороны противника. Чтобы проложить дорогу наступающей пехоте, 203-мм гаубицы Б-4 обрушили на врага тысячи снарядов. Их разрывы на куполах ДОТов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки и шла носом кровь. Пленные финны с уважением называли гаубицу Б-4 «сталинской кувалдой». За свою огневую мощь гаубицы также получили прозвище “карельский скульптор”, т.к. после работы Б-4 по целям, от финских ДОТов оставались лишь нагромождения металла, бетона и камней. По состоянию на 1 марта 1940 года всего на финском фронте насчитывалось 142 гаубицы. Тактико-технические характеристики- калибр 203 мм ,длина ствола 5087/25 мм/клб, масса ствола с затвором 5200 кг, угол вертикального наведения 0-60°,угол горизонтального наведения, ±4°,длина системы в боевом положении 9365 мм, ширина системы в боевом положении 2490 мм, ширина трака 460 мм, масса в боевом положении 17 700 кг,расчёт 15 человек,скорость передвижения по дорогам 5—15км/ч, время перехода в боевое положение от 45 минут до 2 часов,масса снаряда-100 кг.,максимальная дальность стрельбы-17,89 км.


В начале войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами.Трофейные гаубицы получили германское обозначение 20,3 см Haubitze 503(r). В связи с малой мобильностью Б-4, большая часть советских гаубичных артиллерийских полков с началом войны была отведена в тыл. Их начали активно использовать в боевых действиях с конца 1942 г. когда стратегическая инициатива оказалась в руках Красной Армии. К 1 мая 1945 г. в 30 бригадах и 4 отдельных полках артиллерии большой мощности РВГК имелось 760 203-мм гаубиц. После окончания Второй мировой войны данное орудие было снято с вооружения советской армии, однако позже вновь было поставлено в строй.Гаубица обр. 1931 оставалась на вооружении Советской Армии до начала 80-х годов.
P.S. Орудие эти до сих пор в хранилищах. Много на территории Украины и России. На металлолом не режут, сохраняя. Ибо лучше ещё не создано, а боеприпасов - много, сохранившихся с советских времен.

Другие статьи

203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4)

203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4)

Б-4 (индекс ГАУ  — 52-Г-625 ) — советская гаубица большой мощности калибра 203,4 мм (8 дюймов ). Полное официальное название орудия  — 203-мм гаубица образца 1931 года. Во время Советско-финской войны это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов линии Маннергейма. Оно активно и успешно использовалось в Великой Отечественной войне. благодаря мощности, превосходной баллистике 1—12 переменных зарядов и углу возвышения 60° обеспечивался выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах, а после окончания Великой Отечественной войны долго состояла на вооружении Советской Армии как в буксируемом варианте, так и на самоходном лафете.

История создания

В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете (Арткоме), который возглавлял Р. А. Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Ф. Ф. Лендера. Ему-то в январе 1926 года и поручили разработку проекта «203-мм гаубицы большой досягаемости». После смерти Ф. Ф. Лендера проект передали на завод «Большевик». 11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза. Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик». Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле — августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г.

Производство

Производство было организовано одновременно на двух заводах («Большевик» и «Баррикады»). Наибольшие сложности возникли на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и её не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-м полугодии 1934 года. Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось. Кроме того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод — Новокраматорский. К 6 марта 1933 года в войсках имелось 7 гаубиц Б-4. К 1 января 1937 г. было изготовлено 119 гаубиц.

Организационно-штатная структура

Согласно утверждённому в августе 1939 года мобилизационному плану предполагалось иметь в Артиллерии Резерва Главного Командования 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из них 13 полков должны были иметь двойное развёртывание. Распределение полков по округам на 04.04 .1940 выглядело так:

  • ЛВО — 2 гап б/м
  • БОВО — 1 гап б/м
  • КОВО — 4 гап б/м
  • ОдВО — 4 гап б/м
  • МВО — 1 гап б/м
  • СКВО — 1 гап б/м
  • ЗакВО — 2 гап б/м
  • СибВО — 1 гап б/м
  • ЗабВО — 1 гап б/м
  • 1 ОКА — 2 гап б/м
  • 2 ОКА — 2 гап б/м

Общая потребность в орудиях (612 единиц) покрывалась полностью (на 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубицы Б-4), для покрытия потребности военного времени планировалось произвести ещё 571 гаубицу.

Боевое применение

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне. На 1 марта 1940 года на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4. Советские солдаты окрестили её «карельским скульптором» (при стрельбе по финским ДОТам снаряды Б-4 превращали эти сооружения в причудливую мешанину кусков бетона и железной арматуры).

К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.

С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, в то же время от промышленности поступило 105 гаубиц. После начала Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК были отведены в глубокий тыл. В боевые действия они вступили в конце 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. В Красной Армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК .

Несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

Стрельба прямой наводкой из гаубиц Б-4 никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза. В ночь на 9 июня 1944 года на одном из участков Ленинградского фронта под шум перестрелки, заглушавшей рокот моторов, тягачи подтащили к переднему краю два огромных массивных орудия на гусеничном ходу. Когда все стихло, лишь 1200 м отделяли замаскированные орудия от цели — гигантского дота двухорудийного полукапонира Карельского укреплённого района. Железобетонные стены двухметровой толщины; три этажа, уходящие под землю; бронированный купол; подступы, прикрываемые огнём фланговых дзотов, — это сооружение недаром считалось главным узлом сопротивления врага. И как только забрезжил рассвет, гаубицы Ведмеденко открыли огонь. В течение двух часов стокилограммовые бетонобойные снаряды крушили двухметровые стены, пока наконец вражеская крепость не перестала существовать.

Бригады, полки, дивизионы, вооружённые Б-4 Полки Бригады
  1. 44 бригада ОМ РГВК
  2. 104 гв. бригада большой мощности 12 АДП РГК
  3. 124 бригада ОМ РГВК (ком. полковник Григорий Львович Гутин) [1]
  4. 163 бригада ОМ РГВК (ком. полковник Ракович Станислав Владиславович, начштаба: майор Пономарчук Илья Афанасьевич)
  5. 211 бригада ОМ РГВК ком. Подполковник Семенов Курская область в бригаде было 13 гаубиц
  6. 102 гаубичная артиллерийская бригада БМ 20 АДП РГК (ком. полковник Павликов Виктор Григорьевич)
  7. 20 Гаубичная артиллерийская бригада БМ им К. Е. Ворошилова РГВК сформированна на базе 110 ГАП БМ им К. Е. Ворошилова и 330 ГАП. Входила в состав 4 артиллерийской артиллерийской дивизии прорыва РГВК — в последствии 2 Гвардейской артиллерийской дивизии прорыва РГВК. Командир Бачманов

8.  121-я отдельная гаубичная артиллерийская бригада большой мощности — командир бригады гвардии полковник Соловьев

Отдельные дивизионы
  1. 34 отдельный арт. дивизион ОМ РГВК (бои за Берлин)
Характеристики и свойства боеприпасов
  • Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а 11-го — 3,24 кг.
  • Номенклатура боеприпасов:
    • Фугасный снаряд Ф-625Д
    • Фугасный снаряд Ф-625 (с привинтной головкой)
    • Бетонобойный снаряд Г-620
    • Бетонобойный снаряд Г-620Т
    • Снаряд с ядерным зарядом. Вес 150 кг. Дальность стрельбы 18 км. До сих пор на вооружении.
  • Дульная скорость снаряда, м/с:
    • Фугасного Ф-625(Д): от 288 до 607
    • Бетонобойного: 607
  • Масса фугасного снаряда Ф-625(Т), кг: 100
  • Масса бетонобойного снаряда Г-625(Т), кг: 100—146
Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4 большой мощности Ствол
  • Калибр, мм: 203,2
  • Длина ствола, мм/клб: 5087/25
  • Длина канала, мм: 4894
  • Длина нарезной части, мм: 3981
  • Длина хода нарезов, клб: 20
  • Число нарезов: 64
  • Глубина нареза, мм: 2,0
  • Ширина нареза, мм: 6,0
  • Ширина поля, мм: 3,97
  • Масса ствола с затвором, кг: 5200
Лафет
  • Угол ВН, град: 0—60°
  • Угол ГН, град: ±4°
  • Длина отката переменная, мм: 850—1400
  • Высота линии огня, мм: 1920
  • Ширина хода (на середине траков), мм: 1910
  • Длина системы в боевом положении, мм: 9365
  • Ширина системы в боевом положении, мм: 2490
  • Ширина трака, мм: 460
Массовая сводка
  • Откатные части со стволом: 5440 кг
  • Качающаяся часть: 7900 кг
  • Лафет: 12 500 кг
  • Система в боевом положении: 17 700 кг
  • Масса лафетной повозки с передком: 13 800 кг
Орудийная повозка Бр-10
  • Масса пустой повозки, кг: около 5400
  • Масса повозки Бр-10 со стволом, кг: около 10 600
Орудийная повозка с колёсами тракторного типа
  • Масса повозки со стволом, кг: 9590
Орудийная повозка Б-29 (на гусеничном ходу)
  • Масса повозки без ствола, кг: около 7700
  • Масса повозки со стволом, кг: около 12 900

СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4

Эксплуатационные данные
  • Расчёт. чел. 15
  • Скорострельность, выстр/мин: 0,5
  • Скорость передвижения по дорогам, км/ч: 5—15
  • Время перехода из походного положения в боевое в зависимости от грунта и времени года: от 45 минут до 2 часов.
  • Тягач — АТ-Т. в послевоенное время.
См. также

После введения правительством СССР буквенных индексов для машиностроительных производств изделия, разработанные на этих предприятиях, получили эти индексы в наименованиях. Заводу «Большевик» (г. Ленинград) был присвоен индекс «Б», а изделия, разработанные на этом заводе, названы Б-4, Б-10 и т. д. [2]

Примечания
  1. ^ В составе бригады было четыре дивизиона. Каждый дивизион трёхбатарейного состава. Всего в бригаде было 24 пушки калибра 203 мм. Боевой путь: Тбилиси (формирование) — Новороссийск — Днепропетровск — Ковель (1БФ) — Кюстрин — Варшава — Берлин.
  2. ^А. В. Исаев. Антисуворов. — М. Яуза—Эксмо, 2006, стр. 144.
Литература

Б-4 203-мм гаубица образца 1931 года

Б-4 203-мм гаубица образца 1931 года

Стрельба прямой наводкой из гаубиц большой мощности артиллерии резерва главного командования (АРГК) никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза.

В ночь на 9 июня 1944 года на одном из участков Ленинградского фронта под шум перестрелки, заглушавшей рокот моторов, тягачи потащили к переднему краю два огромных массивных орудия на гусеничном ходу. Когда все стихло, лишь 1200 м отделяли замаскированные орудия от цели - гигантского дота. Железобетонные стены двухметровой толщины; три этажа, уходящие под землю; бронированный купол; подступы, прикрываемые огнем фланговых дзотов, - это сооружение недаром считалось главным узлом сопротивления врага. И как только забрезжил рассвет, гаубицы Ведмеденко открыли огонь. В течение двух часов стокилограммовые бетонобойные снаряды крушили двухметровые стены, пока наконец вражеская крепость не перестала существовать.

"Впервые стрелять прямой наводкой по бетонированным укреплениям из гаубиц большой мощности АРГК наши артиллеристы начали в боях с белофиннами зимой 1939/1940 годов, - рассказывает маршал артиллерии Н. Яковлев. - И родился этот метод подавления дотов не в стенах штабов, не в академиях, а на передовой среди солдат и офицеров, непосредственно обслуживающих эти замечательные орудия".

В 1914 году маневренная война, на которую рассчитывали генералы, продолжалась всего несколько месяцев, после чего приняла позиционны й характер. Вот тогда-то в составе полевой артиллерии воюющих держав начало быстро возрастать количество гаубиц - орудий, способных в отличие от пушек поражать горизонтальные цели: разрушать полевые укрепления и стрелять по войскам, укрывающимся за складками местности.

Гаубица; как правило, ведет навесной огонь. Поражающее действие снаряда определяется не столько его кинетической энергией у цели, сколько количеством заключенного в нем взрывчатого вещества. Меньшая, чем у пушки, начальная скорость снаряда позволяет снизить давление пороховых газов и укоротить ствол. В результате уменьшается толщина стенок, снижается сила отдачи и облегчается лафет. В итоге гаубица оказывается в два-три раза легче пушки такого же калибра. Еще одно важное достоинство гаубицы состоит в том, что, меняя величину заряда, можно получать пучок траекторий при постоянном угле возвышения. Правда, переменный заряд требует раздельного заряжения, что снижает скорострельность, но этот недостаток с избытком компенсируется достоинствами. В армиях ведущих держав к концу войны на долю гаубиц приходилось 40-50% всего артиллерийского парка.

Но тенденция к постройке мощных оборонительных сооружений полевого типа и густой сети долговременных огневых точек настоятельно требовала тяжелых орудий с увеличенной дальнобойностью, высокой мощностью снаряда и навесностью огня. В 1931 году, выполняя постановление Политбюро ЦК ВКП(б), советские конструкторы создали отечественную гаубицу большой мощности Б-4. Ее начали проектировать в КБ Арткома в 1927 году, где работы возглавлялись Ф. Лендером. После его смерти проект передали на завод "Большевик", где главным конструктором был Магдесиев, а в числе конструкторов - Гаврилов, Торбин и др.

Б-4 - 203-мм гаубица образца 1931 года - предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей.

Чтобы ускорить оснащение Красной Армии новым орудием, производство организовали одновременно на двух заводах. Рабочие чертежи в процессе освоения изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход. допускавший стрельбу непосредственно с грунта Без специальных платформ.

Лафет Б-4 стал основой для целого семейства орудий большой мощности. В 1939 году ряд промежуточных образцов завершила 152-мм пушка Бр-19 и 280-мм мортира Бр-5. Эти работы были проведены коллективом конструкторов. завода "Баррикада" под руководством Героя Социалистического Труда И. Иванова.

Так завершилось создание на едином лафете комплекса наземных орудий большой мощности: пушки, гаубицы. и мортиры. Транспортировка орудий производилась тракторами. Для этого орудия разбирались на две части: ствол снимался с лафета и укладывался на специальную орудийную повозку, а лафет, соединенный с передком, составлял лафетную повозку.

Из всего этого комплекса наибольшее распространение получила гаубица Б-4. Сочетание мощного снаряда с большим углом возвышения и переменным зарядом, дающим 10 начальных скоростей, определило ее блестящие боевые качества. По любым горизонтальным целям на дистанции от 5 до 18 км гаубица могла стрелять по траектории наивыгоднейшей крутизны.

Б-4 оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Начав свой боевой путь на Карельском перешейке в 1939 году, она прошла по фронтам Великой Отечественной войны, участвовала во всех крупных артподготовках, штурме крепостей и больших городов.

203-мм гаубица образца 1931 года

203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) - Военный информационно-новостной портал

Б-4 (индекс ГАУ — 52-Г-625 ) — советская гаубица большой мощности калибра 203,4 мм (8 дюймов). Полное официальное название орудия — 203-мм гаубица образца 1931 года. Во время Советско-финской войны это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов линии Маннергейма. Оно активно и успешно использовалось в Великой Отечественной войне, благодаря мощности, превосходной баллистике 1—12 переменных зарядов и углу возвышения 60° обеспечивался выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах, а после её окончания долго состояла на вооружении Советской Армии как в буксируемом варианте, так и на самоходном лафете.

История создания

В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете (Арткоме), который возглавлял Р. А. Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Ф. Ф. Лендера. Ему-то в январе 1926 года и поручили разработку проекта «203-мм гаубицы большой досягаемости». После смерти Ф. Ф. Лендера проект передали на завод «Большевик». 11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза. Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик». Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле — августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г.

Производство

Производство было организовано одновременно на двух заводах («Большевик» и «Баррикады»). Наибольшие сложности возникли на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и её не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-м полугодии 1934 года. Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось. Кроме того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод — Новокраматорский. К 6 марта 1933 года в войсках имелось 7 гаубиц Б-4. К 1 января 1937 г. было изготовлено 119 гаубиц.

Организационно-штатная структура

Согласно утверждённому в августе 1939 года мобилизационному плану предполагалось иметь в Артиллерии Резерва Главного Командования 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из них 13 полков должны были иметь двойное развёртывание. Распределение полков по округам на 04.04.1940 выглядело так:

  • ЛВО — 2 гап б/м
  • БОВО — 1 гап б/м
  • КОВО — 4 гап б/м
  • ОдВО — 4 гап б/м
  • МВО — 1 гап б/м
  • СКВО — 1 гап б/м
  • ЗакВО — 2 гап б/м
  • СибВО — 1 гап б/м
  • ЗабВО — 1 гап б/м
  • 1 ОКА — 2 гап б/м
  • 2 ОКА — 2 гап б/м

Общая потребность в орудиях (612 единиц) покрывалась полностью (на 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубицы Б-4), для покрытия потребности военного времени планировалось произвести ещё 571 гаубицу.

Боевое применение

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне. На 1 марта 1940 года на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4. Советские солдаты окрестили её «карельским скульптором» (при стрельбе по финским ДОТам снаряды Б-4 превращали эти сооружения в причудливую мешанину кусков бетона и железной арматуры).

К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.

С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, в то же время от промышленности поступило 105 гаубиц. После начала Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК были отведены в глубокий тыл. В боевые действия они вступили в конце 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. В Красной Армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК.

Несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

Стрельба прямой наводкой из гаубиц Б-4 никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза. В ночь на 9 июня 1944 года на одном из участков Ленинградского фронта под шум перестрелки, заглушавшей рокот моторов, тягачи потащили к переднему краю два огромных массивных орудия на гусеничном ходу. Когда все стихло, лишь 1200 м отделяли замаскированные орудия от цели — гигантского дота двухорудийного полукапонира Карельского укреплённого района. Железобетонные стены двухметровой толщины; три этажа, уходящие под землю; бронированный купол; подступы, прикрываемые огнём фланговых дзотов, — это сооружение недаром считалось главным узлом сопротивления врага. И как только забрезжил рассвет, гаубицы Ведмеденко открыли огонь. В течение двух часов стокилограммовые бетонобойные снаряды крушили двухметровые стены, пока наконец вражеская крепость не перестала существовать.

Бригады, полки, дивизионы, вооружённые Б-4 Полки
  1. 108-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  2. 110-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности им. К. Е. Ворошилова
  3. 318-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  4. 330-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности (46 штук Б-4 на 22.06.1941)
  5. 400-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  6. 402-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  7. 403-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  8. 406-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  9. 409-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  10. 420-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  11. 519-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  12. 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
Бригады
  1. 44 бригада ОМ РГВК
  2. 104 гв. бригада большой мощности 12 АДП РГК
  3. 124 бригада ОМ РГВК (ком. полковник Григорий Львович Гутин)
  4. 163 бригада ОМ РГВК (ком. полковник Ранович, начштаба: майор Пономарчук Илья Афанасьевич)
  5. 211 бригада ОМ РГВК ком. Подполковник Семенов Курская область в бригаде было 13 гаубиц
  6. 102 гаубичная артиллерийская бригада БМ 20 АДП РГК (ком. полковник Павликов Виктор Григорьевич)
  7. 20 Гаубичная артиллерийская бригада БМ им К. Е. Ворошилова РГВК сформированна на базе 110 ГАП БМ им К. Е. Ворошилова и 330 ГАП. Входила в состав 4 артиллерийской артиллерийской дивизии прорыва РГВК — в последствии 2 Гвардейской артиллерийской дивизии прорыва РГВК. Командир Бачманов

8. 121-я отдельная гаубичная артиллерийская бригада большой мощности — командир бригады гвардии полковник Соловьев

Отдельные дивизионы
  1. 34 отдельный арт. дивизион ОМ РГВК (бои за Берлин)
Характеристики и свойства боеприпасов
  • Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а 11-го — 3,24 кг.
  • Номенклатура боеприпасов:
    • Фугасный снаряд Ф-625Д
    • Фугасный снаряд Ф-625 (с привинтной головкой)
    • Бетонобойный снаряд Г-620
    • Бетонобойный снаряд Г-620Т
    • Снаряд с ядерным зарядом. Вес 150 кг. Дальность стрельбы 18 км. До сих пор на вооружении.
  • Дульная скорость снаряда, м/с:
    • Фугасного Ф-625(Д): от 288 до 607
    • Бетонобойного: 607
  • Масса фугасного снаряда Ф-625(Т), кг: 100
  • Масса бетонобойного снаряда Г-625(Т), кг: 100—146
Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4 большой мощности Ствол
  • Калибр, мм: 203,2
  • Длина ствола, мм/клб: 5087/25
  • Длина канала, мм: 4894
  • Длина нарезной части, мм: 3981
  • Длина хода нарезов, клб: 20
  • Число нарезов: 64
  • Глубина нареза, мм: 2,0
  • Ширина нареза, мм: 6,0
  • Ширина поля, мм: 3,97
  • Масса ствола с затвором, кг: 5200
Лафет
  • Угол ВН, град: 0—60°
  • Угол ГН, град: ±4°
  • Длина отката переменная, мм: 850—1400
  • Высота линии огня, мм: 1920
  • Ширина хода (на середине траков), мм: 1910
  • Длина системы в боевом положении, мм: 9365
  • Ширина системы в боевом положении, мм: 2490
  • Ширина трака, мм: 460
Массовая сводка
  • Откатные части со стволом: 5440 кг
  • Качающаяся часть: 7900 кг
  • Лафет: 12 500 кг
  • Система в боевом положении: 17 700 кг
  • Масса лафетной повозки с передком: 13 800 кг
Орудийная повозка Бр-10
  • Масса пустой повозки, кг: около 5400
  • Масса повозки Бр-10 со стволом, кг: около 10 600
Орудийная повозка с колёсами тракторного типа
  • Масса повозки со стволом, кг: 9590
Орудийная повозка Б-29 (на гусеничном ходу)
  • Масса повозки без ствола, кг: около 7700
  • Масса повозки со стволом, кг: около 12 900
Эксплуатационные данные
  • Расчёт, чел. 15
  • Скорострельность, выстр/мин: 0,5
  • Скорость передвижения по дорогам, км/ч: 5—15
  • Время перехода из походного положения в боевое в зависимости от грунта и времени года: от 45 минут до 2 часов.
  • Тягач — АТ-Т, в послевоенное время.

203-мм гаубица-пушка образца 1931 года (Б-4)

Гаубица Б-4 (образца 1931 года)

Гаубица Б-4 (образца 1931 года)

Стрельба прямой наводкой из гаубиц большой мощности артиллерии резерва главного командования (АРГК) никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-м м гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза.

В ночь на 9 июня 1944 года иа одном из участков Ленинградского фронта под шум перестрелки, заглушавшей рокот моторов, тягачи потащили к переднему краю два огромных массивных орудия на гусеничном ходу. Когда все стихло, лишь 1 200 м отделяли замаскированные орудия от цели — гигантского дота. Железобетонные стены двухметровой толщины; три этажа, уходящие под землю; бронированный купол; подступы, прикрываемые огнем фланговых дзотов, — это сооружение недаром считалось главным узлом сопротивления врага. И как только наступил рассвет, гаубицы Ведмеденко открыли огонь. В течение двух часов стокилограммовые бетонобойные снаряды крушили двухметровые стены, пока наконец вражеская крепость не перестала существовать…

«Впервые стрелять прямой наводкой по бетонированным укреплениям из гаубиц большой мощности АРГК наши артиллеристы начали в боях с финнами зимой 1939— 1940 годов, — рассказывает маршал артиллерии Н. Яковлев. — И родился этот метод подавления дотов не в стенах штабов, не в академиях, а на передовой среди солдат и офицеров, непосредственно обслуживающих эти замечательные орудия».

В 1914 году маневренная война, на которую рассчитывали генералы, продолжалась всего несколько месяцев, после чего приняла позиционный характер. Вот тогда-то в составе полевой артиллерии воюющих держав начало быстро возрастать количество гаубиц — орудий, способных в отличие от пушек поражать горизонтальные цели: разрушать полевые укрепления и стрелять по войскам, укрывающимся за складками местности.

Гаубица, как правило, ведет навесной огонь. Поражающее действие снаряда определяется не столько его кинетической энергией у цели, сколько количеством заключенного в нем взрывчатого вещества. Меньшая, чем у пушки, начальная скорость снаряда позволяет снизить давление пороховых газов и укоротить ствол. В результате уменьшается толщина стенок, снижается сила отдачи и облегчается лафет. В итоге гаубица оказывается в два-три раза легче пушки такого же калибра. Еще одно важное достоинство гаубицы состоит в том, что, меняя величину заряда, можно получать пучок траекторий при постоянном угле возвышения. Правда, переменный заряд требует раздельного заряжения, что снижает скорострельность, но этот недостаток с избытком компенсируется достоинствами. В армиях ведущих держав к концу войны на долю гаубиц приходилось 40—50% всего артиллерийского парка.

Но тенденция к постройке мощных оборонительных сооружений полевого типа и густой сети долговременных огневых точек настоятельно требовала тяжелых орудий с увеличенной дальнобойностью, высокой мощностью снаряда и навесностью огня. В 1931 году, выполняя постановление Политбюро ЦК ВКП(б), советские конструкторы создали отечественную гаубицу большой мощности Б-4. Ее начали проектировать в КБ Арткома в 1927 году, где работы возглавлялись Ф. Лендером. После его смерти проект передали на завод «Большевик», где главным конструктором был Магдесиев, а в числе конструкторов — Гаврилов, Торбин и др.

Б-4 — 203-мм гаубица образца 1931 года — предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей.

Чтобы ускорить оснащение Красной Армии новым орудием, производство организовали одновременно на двух заводах. Рабочие чертежи в процессе освоения изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ.

Лафет Б-4 стал основой для целого семейства орудий большой мощности. В 1939 году ряд промежуточных образцов завершила 152-мм пушка Бр-19 и 280-мм мортира Бр-5. Эти работы были проведены коллективом конструкторов завода «Баррикада» под руководством Героя Социалистического Труда И. Иванова.

Так завершилось создание на едином лафете комплекса наземных орудий большой мощности: пушки, гаубицы и мортиры. Транспортировка орудий производилась тракторами. Для этого орудия разбирались на две части: ствол снимался с лафета и укладывался на специальную орудийную повозку, а лафет, соединенный с передком, составлял лафетную повозку.

Из всего этого комплекса наибольшее распространение получила гаубица Б-4. Сочетание мощного снаряда с большим углом возвышения и переменным зарядом, дающим 10 начальных скоростей, определило ее блестящие боевые качества. По любым горизонтальным целям на дистанции от 5 до 18 км гаубица могла стрелять по траектории наивыгоднейшей крутизны.

Б-4 оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Начав свой боевой путь на Карельском перешейке в 1939 году, она прошла по фронтам Великой Отечественной войны, участвовала во всех крупных артподготовках, штурме крепостей и больших городов.

Технические характеристики гаубицы Б-4.

Боевое применение Б-4 - 203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года

Б-4 - 203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года

Гау­би­цы Б-4 при­ни­ма­ли уча­стие в со­вет­ско-фин­ской вой­не 1939-1940 го­дов. На 1.03.1940 г. на фин­ском фрон­те име­лось 142 гау­би­цы Б-4. По­те­ря­но или вы­шло из строя 4 гау­би­цы Б-4 (од­на в де­каб­ре 1939 го­да и три в ян­ва­ре-фев­ра­ле 1940 го­да).

Вой­на по­ка­за­ла, что Б-4 край­не гро­мозд­ки, труд­но­транс­пор­ти­руе­мы и не­дос­та­точ­но мощ­ны. Так, что­бы по­вер­нуть гау­би­цы на угол 30°, тре­бо­ва­лось 15-20 ми­нут и фи­зи­че­ские уси­лия двух рас­че­тов. А для раз­ру­ше­ния стен­ки фин­ско­го ДО­Та не­об­хо­ди­мо бы­ло по­па­да­ние в од­ну и ту же точ­ку как ми­ни­мум двух сна­ря­дов. Рас­че­ты с ог­ром­ным уси­ли­ем под­тас­ки­ва­ли 17-тонную ма­хи­ну на дис­тан­цию 200 м - толь­ко с это­го рас­стоя­ния мог­ли рас­стре­лять ДОТ.

К на­ча­лу Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны гау­би­цы Б-4 бы­ли толь­ко в гау­бич­ных ар­тил­ле­рий­ских пол­ках боль­шой мощ­но­сти РВГК. По шта­ту пол­ка (от 19.02.1941 г.) в нем име­лось че­ты­ре ди­ви­зио­на трех­ба­та­рей­но­го со­ста­ва. В ка­ж­дой ба­та­рее со­стоя­ло 2 гау­би­цы. К 22.06.1941 г. в со­ста­ве РВГК име­лось 33 пол­ка с гау­би­ца­ми Б-4, то есть все­го по шта­ту 792 гау­би­цы, а фак­ти­че­ски в пол­ках со­стоя­ло 727 гау­биц. С 22 ию­ня по 1 де­каб­ря 1941 го­да бы­ло по­те­ря­но 75 гау­биц Б-4, а от про­мыш­лен­но­сти по­лу­че­но в хо­де вой­ны 105 гау­биц.

В на­ча­ле вой­ны не­сколь­ко гау­биц Б-4 бы­ло за­хва­че­но нем­ца­ми. Так, в г. Дуб­но был за­хва­чен нем­ца­ми 529-й гау­бич­ный ар­тил­ле­рий­ский полк боль­шой мощ­но­сти. Из-за от­сут­ст­вия тя­га­чей на­ши­ми вой­ска­ми бы­ли бро­ше­ны в ис­прав­ном со­стоя­нии 27 203-мм гау­биц Б-4. Тро­фей­ные гау­би­цы по­лу­чи­ли гер­ман­ское обо­зна­че­ние 20,3 см Haubitze 503(r). Они со­стоя­ли на воо­ру­же­нии не­сколь­ких тя­же­лых ар­тил­ле­рий­ских ди­ви­зио­нов РКГ Вер­мах­та. К мар­ту 1944 го­да на Вос­точ­ном фрон­те нем­цев ис­поль­зо­ва­лось во­семь та­ких гау­биц, вы­стре­лы к ко­то­рым ком­плек­то­ва­лись из со­вет­ских 203-мм бе­то­но­бой­ных сна­ря­дов Г-620 и не­мец­ких за­ря­дов.

В свя­зи с ма­лой мо­биль­но­стью Б-4, боль­шая часть со­вет­ских гау­бич­ных ар­тил­ле­рий­ских пол­ков боль­шой мощ­но­сти с на­ча­лом вой­ны бы­ла от­ве­де­на в тыл. Их на­ча­ли ак­тив­но ис­поль­зо­вать в бое­вых дей­ст­ви­ях с кон­ца 1942 г. ко­гда стра­те­ги­че­ская ини­циа­ти­ва ока­за­лась в ру­ках Крас­ной Ар­мии. К 1 мая 1945 г. в 30 бри­га­дах и 4 от­дель­ных пол­ках ар­тил­ле­рии боль­шой мощ­но­сти РВГК име­лось 760 203-мм гау­биц.

Показать источник
Просмотров: 14054

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1937 года Б-4

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1937 года Б-4

203-мм гаубица М 1931 оставалась на вооружении Советской Армии до начала 80-х годов, но уже без самоходного шасси Немцы охотно применили их против сил союзников в Италии и северо-западной Европе.

Самое тяжелое из советских полевых орудий Второй мировой войны, 203-мм гаубица образца 1931 года имела обозначение В-4. Это было очень мощное орудие. Однако основным недостатком этой гаубицы была очень большая масса. Гаубица была в числе немногих орудий, установленных на гусеничное тракторное шасси, в больших количествах выпускаемое в стране в 20-х и 30-х годах. Результатом того, что данная гаубица была поставлена на гусеничное тракторное шасси, была общая политика советского руководства 20-х — 30-х годов, направленная на развитие тракторных заводов, поэтому использование тракторных гусениц являлось лишь мерой экономической политики государства. И поэтому, в отличие от других тяжелых орудий, гаубица образца 1931 года могла пройти по мягким или заболоченным почвам.

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

Это было очень важным преимуществом данной модели над другими модификациями, учитывая тот факт, что данное орудие обладало огромной массой. При коротких переходах гаубица разбиралась на два узла. Однако при больших переходах ее приходилось разбирать на шесть узлов и перевозить на прицепах тяжелыми тракторами со скоростью не более 15 км/час. Некоторые модификации данной модели могли при транспортировке разбираться на пять узлов. В целом, существовало шесть различных вариантов модели образца 1931 года. Все модификации использовали гусеничное тракторное шасси. Однако отличались способом буксировки.

Для обыкновенных солдат разнообразие модификаций, созданных советской военной промышленностью, не играло никакого значения, так как основные характеристики данного орудия оставались на одном уровне, без изменений. Как уже упоминалось, данное орудие являлось довольно тяжелым. Скорострельность гаубицы составляла один выстрел в четыре минуты. Несмотря на тот факт, что скорострельность стрельбы гаубицы, без всякого сомнения, можно было увеличить. Тем не менее, это позволяло вести мощный заградительный огонь. Используя 100-кг снаряд, гаубица также с успехом применялась против мощных укреплений противника.

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

Сложность перевозки орудия привела к тому. что большое количество гаубиц обр. 1931 было захвачено немцами в начале войны, и широко применялись как 203-мм Н 503(г). Следует отметить, что немецкая артиллерия крайне ощущала недостаток орудий в частях тяжелой артиллерии. Поэтому немецкие артиллерийские части пытались использовать как можно больше советских орудий. Главным образом, эти орудия использовались на территории Советского Союза. Также гаубицы применялись немецкими частями в Италии и Западной Европе.

На вооружении после 1945 год

После окончания Второй мировой войны данное орудие было снято с вооружения советской армии. Однако позже вновь было поставлено в строй. Таким образом, гаубица обр. 1931 оставалась на вооружении Советской Армии до начала 80-х годов. Гусеничное шасси сменило колесное, а в середине 70-х годов оно было заменено самоходной установкой 257 (М-1975).

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939—1940 годов. На 1 марта 1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4. Советские солдаты окрестили её «карельским скульптором» (при стрельбе по финским ДОТам снаряды Б-4 превращали эти сооружения в причудливую мешанину кусков бетона и железной арматуры). К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, а от промышленности поступило 105 гаубиц. После начала Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК были отведены в глубокий тыл. В боевые действия они вступили в конце 1942 г. когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. В ходе ожесточённых боёв несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 г. на Восточном фронте у немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

В Красной Армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК. Гаубицы Б-4 успешно использовалась как при прорыве укреплённых полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах. Стрельба прямой наводкой из гаубиц Б-4 никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза. В ночь на 9 июня 1944 года на одном из участков Ленинградского фронта под шум перестрелки, заглушавшей рокот моторов, тягачи потащили к переднему краю два огромных массивных орудия на гусеничном ходу. Когда все стихло, лишь 1200 м отделяли замаскированные орудия от цели — гигантского дота. Железобетонные стены двухметровой толщины; три этажа, уходящие под землю; бронированный купол; подступы, прикрываемые огнём фланговых дзотов, — это сооружение недаром считалось главным узлом сопротивления врага. И как только забрезжил рассвет, гаубицы Ведмеденко открыли огонь. В течение двух часов стокилограммовые бетонобойные снаряды крушили двухметровые стены, пока наконец вражеская крепость не перестала существовать. Наиболее оригинальным способом использования гаубиц Б-4 стали бои под Курском. В районе северо-восточнее станции Поныри была обнаружена немецкая самоходка «Фердинанд», которая была разрушена попаданием в крышу 203-мм снаряда гаубицы Б-4.

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4