Категория: Руководства
НЕЗАВИСИМАЯ
ФИРМА
Violet Oaklander
WINDOWS
TO OUR CHILDREN
The Gestalt Journal Press
Вайолет Оклендер
ОКНА В МИР
РЕБЕНКА
руководство
по детской психотерапии
Перевод с английского
под редакцией
Ф.Б. Березина, Е.А. Спиркиной, Е.Д. Соколовой
Макет изготовлен при финансовой помощи
Акционерного общества
Москва
Независимая фирма "Класс"
1997
Оклендер В.
050 Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии
/Пер. с англ.- М. Независимая фирма "Класс", 1997.-
336 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
Книга основана на многолетнем опыте работы с детьми и подростками. В ней
рассматриваются подходы к проникновению во внутренний пир ребенка, типич-
ные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны техниче-
ские приемы, дающие воэможность проявиться фантазии ребенка: рисование, по-
делки. сочинение рассказов, стихов. Автор исследует сенсорный опыт ребенка, кп-
нестетику, сновидения. Рассматривается психотерапевтический процесс в целом и
различные психотерапевтические техники. Описываются специфические проблемы
поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оценциаются
взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. Рассматрива-
ются проблемы школы и обучения.
Книга представляет интерес для психологов, психотерапевтов, воспитателей,
педагогов, родителей и всех. кто интересуется пси.хологией ребенка и взаимоот-
ношениями с детьми.
ISBN 5-86375-080-4 (РФ)
c 1988 V. Oaklander
c 1997 Независимая фирма "Класс",
издание, оформление
c 1997 С.Б.Шерстнева, О.В.Орлова.
перевод на русскип язык
c 1997 Л.М. Кроль, предисловие
c 1997 А.А. Кулаков, обложка
Исключительное право публикации па русском языке принадлежит
издательству "Независимая фирма "Класс". Выпуск произведения или
его фрагментов без разрешения издательства считается противоправ-
ным и преследуется по закону.
Отдельные экземпляры книг серии
можно приобрести, обратившись по адресу:
103064, Москва, а/я 373, "Психология
КАК ЖЕ ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?
Федерико Феллини говорил, что на свете, вероятно, есть взрос-
лые люди, но он их никогда не встречал. Эта книга для тех самых
взрослых. Читая ее, начинаешь завидовать детям, - а также тем, кто
проводит с ними много времени.
В том, как автор рисует с детьми, лепит, делает скульптуры из
гаражного мусора, режет по дереву, разговаривает, чувствуется и ви-
дится основательность, легкость, единство тела, рук и головы а, глав-
ное - любовь, интерес, привязанность и благодарность к этим ма-
леньким волшебным существам - детям. И чуть ли не случайными
выглядят их проблемы и обиды: важными, трудными, но снимаемыми
со своих "насиженных мест", - как гайки с металлолома, части ап-
пликаций и рисунков.
В этой чарующе простой и одновременно энциклопедически
подробной книге говорится о детстве счастливом, в котором любят и
играют. И кажется, что проблема, с которой обращаются родители, -
не более, чем билет в страну Настоящего Детства, и ключи к ней -- у
автора. Она ими легко и охотно пользуется, отпирая дверь за дверью,
иногда превращая в указку для особо непонятливых больших и про-
фессиональных гостей.
Следя за автором, невзначай обнаруживаешь, что В. Оклендер
была с детьми в детском саду, школе, приюте, семье, своем офисе, гос-
питале, не говоря уж о таинственных пещерах, необитаемом острове,
тропинках в волшебном лесу и у источников с живой и мертвой водой.
Обо всем этом написано человеческим, ясным языком, на основе точ-
ных и открытых образов из реальной практики.
К сожалению мы, здешние взрослые, слишком хорошо знакомы
с другой традицией отношения к ребенку. Когда ребенок - для взрос-
лого. И часто хорош или плох настолько, насколько он взрослому
удобен. Автор же считает, что к ребенку надо идти, а не его тащить
куда-то. В. Оклендер однозначно отвечает на вопрос, "увеличивать
ребенка" или "уменьшаться самому". Она вылезает из окна и садится
играть рядом. Мы видим уважительный поход на хорошо изученную
чужую территорию. Где клады и гномы. И другие племена. Психоте-
рапевт приносит цветные мелки - он посланец, а не завоеватель из
мира взрослых, и взрослые - болыле не карательный отряд и не мис-
сионеры просвещения.
. Мне памятны несколько похожих душерачдирающнх психо-
драм непохожих друг на друга взрослых. Сходство придавала
"детсадовская тематика": малые, не отомщенные и не оплаканные на-
силия - эмоциональные и физические - повседневные и тем более
страшные. До какой степени общество считает допустимым бытовые
проявления садизма, глупости, необученности тех, кто работает с
детьми, - вопрос не праздный для самого общества. От этих не види-
мых миру эпизодов детской беззащитности - один шаг до зверства и
патологии в будущем. Неграмотно было бы обвинять крикливых вос-
питательниц и других "жестких" специалистов по детству с ними
обращались так же. Но развернуть и показать другой подход куль-
турная миссия книги.
О правах ребенка одним из первых всерьез написал Я. Корчак
-- в своей книге "Как любить ребенка". Сегодня то, что было прозре-
нием святого, приходит к нам в виде профессиональной - то есть
воспроизводимой - системы взглядов и действий. Будем же надеять-
ся, что изложенное в книге В.Окленде? когда-нибудь станет общим
местом.
В заключение хочется поблагодарить Ф.Б. Березина, Е.Д. Соко-
лову, Е.А. Спиркину, а также Академическую школу профессиональ-
ной психологии - "крестных" книги, так много сделавших для ее по-
явления и подаривших радость встречи с ней, которую, надеюсь, раз-
делят читатели.
Дебби (9 лет):
- Как тебе удается делать так, что люди чувствуют себя лучше?
- Что ты имеешь в виду?-я явно прикидываюсь, что не пони-
маю.
- Ну, когда люди видят тебя, они чувствуют себя лучше. Как
тебе это удается? Это трудно?
- Это звучит так, как будто ты чувствуешь себя лучше.
- Да! Я чувствую себя лучше. Как это вышло? Почему?
Я пускаюсь в пространные объяснения о том, как побудить лю-
дей рассказывать о своих чувствах, как это делаю я, как я добилась
этого с ней и наконец я говорю.
Я знаю, что такая книга нужна, потому что каждый раз, заходя
в книжный магазин, я искала ее. Однажды я поняла, что просто ищу
подтверждения тому, что знают моя голова и сердце о детской
психотерапии, тому, о чем я говорила в классах и группах.
Моя работа с детьми позволила мне накопить опыт. Каждый раз
ребенок открывал мне свое сердце и делился со мной той порази-
тельной мудростью, которая обычно оставалась скрытой. Я испыты-
вала благоговение. Дети, с которыми я работала, могли не знать об
этом, но они научили меня многому. Я осознаю свое преимущество,
состоящее в том, что я нашла эффективные пути, позволяющие по-
мочь детям легче преодолеть некоторые трудные периоды их жизни.
Я написала эту книгу, чтобы поделиться опытом, в надежде на то,
что большее число взрослых найдет способ оказать поддержку детям,
в которой они нуждаются, когда сталкиваются со своими личными
проблемами и внешним миром.
Эта книга написана для всех, кто работает и живет с детьми:
консультантов и психотерапевтов, которые заняты поисками новых
способов работы с детьми: учителей, которые понимают, что чувства
ребенка играют важную роль в его обучении; родителей, которые
хотят найти пути стать ближе своим детям; тех, кто, возможно,
интересуется процессом взаимоотношений терапевта с ребенком;
тех, кто, работая в области психологического здоровья, избегает
работать с детьми и подростками не потому, что не любит их а
потому, что испытывает потребность лучше знать, как этим зани-
маться. Эта книга написана также для тех взрослых, которые, воз-
можно, пожелают установить контакт со своими детьми, чтобы
лучше понять самих себя.
Я надеюсь, что все, представляемое здесь: мое волнение, моя
работа, мои мысли и мои маленькие клиенты - пройдут перед вами
на этих страницах и не оставят вас равнодушными.
Подобное фантазирование требует рассказа соответствующим
голосом. Рассказ ведется медленно, с большим числом пауз, чтобы
дать детям возможность представить себе вещи, которые я в рассказе
прошу делать. Я часто сама закрываю глаза и сама прохожу через во-
ображаемые события, когда рассказываю о них. Я провожу такие за-
нятия с рисованием воображаемых событий как с отдельными деть-
ми, так и с группой лиц самого различного возраста, начиная от
детей семилетнего возраста и кончая взрослыми. Вот несколько при-
меров в представлении детей и мои объяснения того, как я
работаю с ними.
Детский рисунок, представленный здесь (рис. 1), является ори-
гиналом. Наиболее важные детали выделены ручкой или каранда-
шом для большей четкости.
Линда, 13 лет, нарисовала спальную комнату, в которой помес-
тила кровать, стол, кресло, трех собак на полу и картину на стене с
изображением собаки. Картинка была сделана очень аккуратно.
В. Оклендер. Окна в мир ребенка
В ней было много свободного пространства. Линда описала свою
картинку. Так как она находилась в группе, другие дети задавали ей
вопросы типа: - и она им отвечала. Я попросила
Линду выбрать на картинке что-нибудь, чем она хотела бы быть.
Она выбрала собаку на картине, висящей на стене. Я попросила
ЛИНДУ поговорить, как собака с картинки, и сказать, на кого она по-
хожа и что она делает. Она описала себя. Я спросила ее, как она себя чувствует, находясь там, наверху
на стене.
Линда. Я чувствую себя одинокой, совсем одинокой. Мне не
нравится смотреть, как играют те собаки.
Я. Поговори с собаками там, внизу, и скажи им об этом.
Линда. Мне не нравится, находясь здесь, наверху, смотреть,
как вы играете. Я бы хотела спуститься со стены и присоединиться
к вам.
Я. Неужели ты, Линда, девочка, чувствуешь себя так, как будто
ты собака с картинки?
Линда. Да! Та собака - это действительно я. Я всегда чувствую
себя так, будто я в стороне.
Я. Я хотела бы знать, чувствуешь ли ты себя так же здесь и
сейчас.
Линда. Да, я чувствую себя так же и здесь. Но сейчас, может
быть, не так сильно.
Я. Что ты делаешь здесь такое, что позволяет тебе чувствовать
это не так сильно сейчас?
Линда (очень задумчиво). Да, я делаю что-то. Я не просто сижу
здесь без дела, а гляжу подобно той собаке на стене.
Я спросила Линду, что написать на ее картинке, чтобы наилуч-
шим образом характеризовать ее.
Ливда. Я бы хотела спуститься со своей стены и присоединиться
к ним.
Я часто прошу детей предложить мне надпись к их картинке. Их
предложения часто в сжатой форме резюмируют их положение в
реальной жизни. Предоставить Линде канал, позволяющий ей лучше
осознать свое место в жизни, быть способной владеть ситуацией -
это моя задача. Вместе с возрастающим осознанием приходит воз-
можность изменений. На этом этапе работы Линда не только выска-
зала вслух свое чувство одиночества и изоляции, но позволила себе
выразить и нечто другое: желание присоединиться. Более того, я
думаю, это проложило дорогу к тому, что она смогла взять на себя
ответственность за свою жизнь, что она смогла что-то предпринять
в отношении своего одиночества.
Глава 1. Фантазия
Томми, 8 лет, нарисовал картинку (рис. 2) с изображением
младенца Иисуса, Марии и волхвов, приносящих дары (это было
незадолго до Рождества). После того как он описал свою картинку,
я попросила его лечь на подушки и побыть младенцем. Я сказала,
что другие дети будут волхвами, а я - богоматерью. Мы разыграли
маленькую сценку подношения даров и говорили о чудесном мла-
денце. Моя собственная восторженная выдумка послужила хорошей
моделью для других детей. Томми оставался очень спокойным.
Когда он праздно лежал на подушках, тело его расслабилось и без-
мятежная улыбка на лице свидетельствовала о полнейшем блаженст-
ве. Я спросила его, нравится ли ему быть младенцем. Он сказал, что
это ему очень нравится, потому что ему уделяют столько внимания.
Я. Тебе действительно нравится привлекать к себе внимание?
Томми. Да!
Я. Ты хотел бы получить больше внимания, чем сейчас?
Томми. Совершенно верно!
Томми попросил меня написать на его картинке.
Во время предшествующих занятий Томми приходилось выби-
рать между тем, чтобы оставаться в группе или ждать в другой ком-
нате из-за очень выраженных нарушений поведения. Он часто делал
В. Оклендер. Окна в мир ребенка
выбор в пользу пребывания в другой комнате, так как чувствовал,
что не может контролировать себя. Во всех последующих занятиях
Томми принимал участие, слушал других детей и не обнаруживал
никаких нарушений поведения. Он оставался спокойным и расслаб-
ленным (ранее его рассматривали как ), его вопро-
сы и комментарии к пояснениям других детей об их картинках отли-
чались тонкостью и пониманием. Раньше Томми всегда удавалось
привлечь к себе внимание других детей неправильным поведением.
Опыт, который он приобрел на этом занятии, был для него очень
важен; его поведение заметно улучшалось раз от разу, и он научился
завоевывать внимание благодаря замечательной мудрости, которую
он оказался способным проявить в нашей группе.
Во время индивидуального занятия 12-летний Джеф нарисовал
картинку (рис. 3) с изображением замка, из окон которого выгляды-
вали физиономии Дональда Дака и Микки Мауса. Он назвал это
место Диснейлендом. Описывая его мне, он рассказал, как сильно
он любит Диснейленд. Я спросила его, что подписать под его кар-
тинкой, чтобы выразить его мнение и его чувства. Он продиктовал
. Я сосредоточила
свое внимание на слове и словах .
Мы говорили какое-то время о Диснейленде и его персонажах, а по-
том я попросила его рассказать мне о той части его Жизни, которая
Глава 1. Фантазия
была не столь забавна. Он сделал это с легкостью, тогда как ранее
обнаруживал сопротивление при попытках проникнуть в неприят-
ные для него области его жизни.
Тринадцатилетняя Лиза нарисовала сцену пустыни с темой, при-
вычной для ее рисунков и работ на песке (рис. 4). Лиза была прием-
ным ребенком; правоохранительные органы считали ее потенциаль-
ной правонарушительницей, она грубо нарушала распорядок в
школе, у нее не было друзей, она обходилась без общения с другими
детьми, жившими в доме; ее речь, поведение и манера одеваться
характеризовались как. Ее ничто не беспокоило. На
этом занятии она нарисовала пустыню, змею и нору. После того как
она описала свою картинку, я попросила ее побыть змеей, наделить
змею своим голосом, как если бы та была марионеткой, и описать
свое существование в качестве змеи.
Лиза. Я змея. Я длинная и темная. Я живу здесь в пустыне. Я
ищу пищу и затем возвращаюсь обратно в свою нору.
Я. И это всё, что ты делаешь? А что ты делаешь для развлече-
ния?
Лиза. Ничего. Вокруг меня нет никого, с кем можно было бы
поиграть.
Я. Что ты чувствуешь при этом?
Лиза. Мне очень одиноко.
В. Окленде. Окна в мир ребенка
Я. Лиза, ты всегда чувствуешь себя как эта змея?
Лиза. Да, я одинока.
Потом Лиза оставила свой грубовато-мальчишеский тон и
Чада рыдать. Мы говорили с ней в течение какого-то времени о
одиночестве, и я рассказала ей кое что о своем собственном
одиночестве.
Четырнадцатилетний Гленн нарисовал музыкальную рок-группу,
называвшуюся (рис. 5). Его заключение. Впервые за несколько недель
терапии он обнаружил способность и желание проявить интерес к
У-то. Его слова и показали мне, что что-то
" открыло возможность предпринять какие-то действия в отно-
нИ собственной жизни. Все наши предыдущие занятия касались
Ї отчаяния, теперь мы начали использовать его надежды.
Часто дети стремятся рисовать места, отражающие чувства, пря-
о Противоположные тем, которые они испытывают в настоящее
Ря. Воображаемые сцены с замками и принцессами, рыцарями
и красивыми убежищами в горах обычны в этих случаях. Когда де-
T Помогают рассказывать о чувствах, представленных этими кар-
нМи, открывается дверь к выражению их противоположных
Утв. Я иногда прошу детей нарисовать место, которое во времена
Дгва запомнилось как прекрасное, или место, которое они знают
Глава 1. Фантазия
и считают прекрасным, реальное или полагаемое таковым. И снова,
как и в случае упражнения с фантазиями о пещере, я прошу их зак-
рыть глаза и отправиться в это место, как я делала при описании
первого эпизода фантазии.
Мальчик, 13 лет, нарисовал сценку того периода, когда ему было
7 лет. Я записала под его картинкой то, что он продиктовал. Затем очень мягким голосом он
начал говорить о своем желании быть свободным -. Этот ребенок был суетлив, -его считали гиперактивным. Он
действительно не мог подолгу усидеть на одном месте и часто
двигался во время групповых занятий. Но когда он закончил рас-
сказ, он лег и уснул. Во время следующих занятий мы рассматрива-
ли его картинку, его заключение, которое я записала, и обсуждали
некоторые из его амбивалентных чувств, его метания между воспо-
минаниями об Огайо и настоящей жизнью.
Большая часть того, о чем я пишу в этой книге, касается исполь-
зования фантазии. Тем, кто не убежден в чрезвычайной ценности
фантазии для развития детей, я настоятельно рекомендую исчерпы-
вающую книгу J. Singer (47J. Он и другие авторы провели много-
численные исследования, которые достоверно показали, что дети,
способные к игре воображения, имеют более высокий показатель
интеллекта (IQ), легче преодолевают трудности, а развитие спо-
собности к воображению улучшает их адаптационные возможности
и процесс обучения.
Обычно процесс фантазирования, то, как ребенок размышляет
и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление
и поведение в реальной жизни Мы можем заглянуть во внутренний
мир ребенка через его фантазии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Загрузка.
АкушерствоАллергология и иммунологияАнатомияАнестезиология и реаниматологияБиологияВетеринарияВнутренние болезниВосточная медицинаГастроэнтерологияГематологияГигиенаГинекологияГомеопатияДерматовенерологияДиагностикаЗдравоохранениеИнфекционные болезниКардиологияКниги на английском языкеЛечебная физкультураМассажМикробиологияНаркологияНародная медицинаНеврологияНефрологияОнкологияОртопедияОториноларингологияОфтальмологияПатофизиологияПедиатрияПсихиатрия-Психология Пульмонология РевматологияСтоматологияСудебная медицинаТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФизиологияФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
Описание: Федерико Феллини говорил, что на свете, вероятно, есть взрослые люди, но он их никогда не встречал. Эта книга для тех самых взрослых. Читая ее, начинаешь завидовать детям, - а также тем, кто проводит с ними много времени.
В том, как автор рисует с детьми, лепит, делает скульптуры из гаражного мусора, режет по дереву, разговаривает, чувствуется и видится основательность, легкость, единство тела, рук и головы а, главное - любовь, интерес, привязанность и благодарность к этим маленьким волшебным существам - детям. И чуть ли не случайными выглядят их проблемы и обиды: важными, трудными, но снимаемыми со своих «насиженных мест», - как гайки с металлолома, части аппликаций и рисунков.
В чарующе простой и одновременно энциклопедически подробной книге «Окна в мир ребенка» говорится о детстве счастливом, в котором любят и играют. И кажется, что проблема, с которой обращаются родители, - не более, чем билет в страну Настоящего Детства, и ключи к ней -- у автора. Она ими легко и охотно пользуется, отпирая дверь за дверью, иногда превращая в указку для особо непонятливых больших и профессиональных гостей.
Следя за автором, невзначай обнаруживаешь, что В. Окленде? была с детьми в детском саду, школе, приюте, семье, своем офисе, госпитале, не говоря уж о таинственных пещерах, необитаемом острове, тропинках в волшебном лесу и у источников с живой и мертвой водой. Обо всем этом написано человеческим, ясным языком, на основе точных и открытых образов из реальной практики.
К сожалению мы, здешние взрослые, слишком хорошо знакомы с другой традицией отношения к ребенку. Когда ребенок - для взрослого. И часто хорош или плох настолько, насколько он взрослому удобен. Автор же считает, что к ребенку надо идти, а не его тащить куда-то. В. Окленде? однозначно отвечает на вопрос, «увеличивать ребенка» или «уменьшаться самому». Она вылезает из окна и садится ицзать рядом. Мы видим уважительный поход на хорошо изученную чужую территорию. Где клады и гномы. И другие племена. Психотерапевт приносит цветные мелки - он посланец, а не завоеватель из мира взрослых, и взрослые - больше не карательный отряд и не миссионеры просвещения.
. Мне памятны несколько похожих душераздирающих психодрам непохожих друг на друга взрослых. Сходство придавала «детсадовская тематика»: малые, не отомщенные и не оплаканные насилия - эмоциональные и физические - повседневные и тем более страшные. До какой степени общество считает допустимым бытовые проявления садизма, глупости, необученность тех, кто работает с детьми, - вопрос не праздный для самого общества. От этих не видимых миру эпизодов детской беззащитности - один шаг до зверства и патологии в будущем. Неграмотно было бы обвинять крикливых воспитательниц и других «жестких» специалистов по детству - с ними обращались так же. Но развернуть и показать другой подход - культурная миссия книги «Окна в мир ребенка».
О правах ребенка одним из первых всерьез написал Я. Корчак - в своей книге «Как любить ребенка». Сегодня то, что было прозрением святого, приходит к нам в виде профессиональной - то есть воспроизводимой - системы взглядов и действий. Будем же надеяться, что изложенное в книге В.Окленде когда-нибудь станет общим местом.
НЕЗАВИСИМАЯ
ФИРМА
Violet Oaklander
WINDOWS
TO OUR CHILDREN
The Gestalt Journal Press
Вайолет Оклендер
ОКНА В МИР
РЕБЕНКА
руководство
по детской психотерапии
Перевод с английского
под редакцией
Ф.Б. Березина, Е.А. Спиркиной, Е.Д. Соколовой
Макет изготовлен при финансовой помощи
Акционерного общества
Москва
Независимая фирма "Класс"
1997
Оклендер В.
050 Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии
/Пер. с англ.- М. Независимая фирма "Класс", 1997.-
336 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
Книга основана на многолетнем опыте работы с детьми и подростками. В ней
рассматриваются подходы к проникновению во внутренний пир ребенка, типич-
ные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны техниче-
ские приемы, дающие воэможность проявиться фантазии ребенка: рисование, по-
делки. сочинение рассказов, стихов. Автор исследует сенсорный опыт ребенка, кп-
нестетику, сновидения. Рассматривается психотерапевтический процесс в целом и
различные психотерапевтические техники. Описываются специфические проблемы
поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оценциаются
взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. Рассматрива-
ются проблемы школы и обучения.
Книга представляет интерес для психологов, психотерапевтов, воспитателей,
педагогов, родителей и всех. кто интересуется пси.хологией ребенка и взаимоот-
ношениями с детьми.
ISBN 5-86375-080-4 (РФ)
c 1988 V. Oaklander
c 1997 Независимая фирма "Класс",
издание, оформление
c 1997 С.Б.Шерстнева, О.В.Орлова.
перевод на русскип язык
c 1997 Л.М. Кроль, предисловие
c 1997 А.А. Кулаков, обложка
Исключительное право публикации па русском языке принадлежит
издательству "Независимая фирма "Класс". Выпуск произведения или
его фрагментов без разрешения издательства считается противоправ-
ным и преследуется по закону.
Отдельные экземпляры книг серии
можно приобрести, обратившись по адресу:
103064, Москва, а/я 373, "Психология
КАК ЖЕ ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?
Федерико Феллини говорил, что на свете, вероятно, есть взрос-
лые люди, но он их никогда не встречал. Эта книга для тех самых
взрослых. Читая ее, начинаешь завидовать детям, - а также тем, кто
проводит с ними много времени.
В том, как автор рисует с детьми, лепит, делает скульптуры из
гаражного мусора, режет по дереву, разговаривает, чувствуется и ви-
дится основательность, легкость, единство тела, рук и головы а, глав-
ное - любовь, интерес, привязанность и благодарность к этим ма-
леньким волшебным существам - детям. И чуть ли не случайными
выглядят их проблемы и обиды: важными, трудными, но снимаемыми
со своих "насиженных мест", - как гайки с металлолома, части ап-
пликаций и рисунков.
В этой чарующе простой и одновременно энциклопедически
подробной книге говорится о детстве счастливом, в котором любят и
играют. И кажется, что проблема, с которой обращаются родители, -
не более, чем билет в страну Настоящего Детства, и ключи к ней -- у
автора. Она ими легко и охотно пользуется, отпирая дверь за дверью,
иногда превращая в указку для особо непонятливых больших и про-
фессиональных гостей.
Следя за автором, невзначай обнаруживаешь, что В. Оклендер
была с детьми в детском саду, школе, приюте, семье, своем офисе, гос-
питале, не говоря уж о таинственных пещерах, необитаемом острове,
тропинках в волшебном лесу и у источников с живой и мертвой водой.
Обо всем этом написано человеческим, ясным языком, на основе точ-
ных и открытых образов из реальной практики.
К сожалению мы, здешние взрослые, слишком хорошо знакомы
с другой традицией отношения к ребенку. Когда ребенок - для взрос-
лого. И часто хорош или плох настолько, насколько он взрослому
удобен. Автор же считает, что к ребенку надо идти, а не его тащить
куда-то. В. Оклендер однозначно отвечает на вопрос, "увеличивать
ребенка" или "уменьшаться самому". Она вылезает из окна и садится
играть рядом. Мы видим уважительный поход на хорошо изученную
чужую территорию. Где клады и гномы. И другие племена. Психоте-
рапевт приносит цветные мелки - он посланец, а не завоеватель из
мира взрослых, и взрослые - болыле не карательный отряд и не мис-
сионеры просвещения.
. Мне памятны несколько похожих душерачдирающнх психо-
драм непохожих друг на друга взрослых. Сходство придавала
"детсадовская тематика": малые, не отомщенные и не оплаканные на-
силия - эмоциональные и физические - повседневные и тем более
страшные. До какой степени общество считает допустимым бытовые
проявления садизма, глупости, необученности тех, кто работает с
детьми, - вопрос не праздный для самого общества. От этих не види-
мых миру эпизодов детской беззащитности - один шаг до зверства и
патологии в будущем. Неграмотно было бы обвинять крикливых вос-
питательниц и других "жестких" специалистов по детству с ними
обращались так же. Но развернуть и показать другой подход куль-
турная миссия книги.
О правах ребенка одним из первых всерьез написал Я. Корчак
-- в своей книге "Как любить ребенка". Сегодня то, что было прозре-
нием святого, приходит к нам в виде профессиональной - то есть
воспроизводимой - системы взглядов и действий. Будем же надеять-
ся, что изложенное в книге В.Окленде? когда-нибудь станет общим
местом.
В заключение хочется поблагодарить Ф.Б. Березина, Е.Д. Соко-
лову, Е.А. Спиркину, а также Академическую школу профессиональ-
ной психологии - "крестных" книги, так много сделавших для ее по-
явления и подаривших радость встречи с ней, которую, надеюсь, раз-
делят читатели.
Дебби (9 лет):
- Как тебе удается делать так, что люди чувствуют себя лучше?
- Что ты имеешь в виду?-я явно прикидываюсь, что не пони-
маю.
- Ну, когда люди видят тебя, они чувствуют себя лучше. Как
тебе это удается? Это трудно?
- Это звучит так, как будто ты чувствуешь себя лучше.
- Да! Я чувствую себя лучше. Как это вышло? Почему?
Я пускаюсь в пространные объяснения о том, как побудить лю-
дей рассказывать о своих чувствах, как это делаю я, как я добилась
этого с ней и наконец я говорю.
Я знаю, что такая книга нужна, потому что каждый раз, заходя
в книжный магазин, я искала ее. Однажды я поняла, что просто ищу
подтверждения тому, что знают моя голова и сердце о детской
психотерапии, тому, о чем я говорила в классах и группах.
Моя работа с детьми позволила мне накопить опыт. Каждый раз
ребенок открывал мне свое сердце и делился со мной той порази-
тельной мудростью, которая обычно оставалась скрытой. Я испыты-
вала благоговение. Дети, с которыми я работала, могли не знать об
этом, но они научили меня многому. Я осознаю свое преимущество,
состоящее в том, что я нашла эффективные пути, позволяющие по-
мочь детям легче преодолеть некоторые трудные периоды их жизни.
Я написала эту книгу, чтобы поделиться опытом, в надежде на то,
что большее число взрослых найдет способ оказать поддержку детям,
в которой они нуждаются, когда сталкиваются со своими личными
проблемами и внешним миром.
Эта книга написана для всех, кто работает и живет с детьми:
консультантов и психотерапевтов, которые заняты поисками новых
способов работы с детьми: учителей, которые понимают, что чувства
ребенка играют важную роль в его обучении; родителей, которые
хотят найти пути стать ближе своим детям; тех, кто, возможно,
интересуется процессом взаимоотношений терапевта с ребенком;
тех, кто, работая в области психологического здоровья, избегает
работать с детьми и подростками не потому, что не любит их а
потому, что испытывает потребность лучше знать, как этим зани-
маться. Эта книга написана также для тех взрослых, которые, воз-
можно, пожелают установить контакт со своими детьми, чтобы
лучше понять самих себя.
Я надеюсь, что все, представляемое здесь: мое волнение, моя
работа, мои мысли и мои маленькие клиенты - пройдут перед вами
на этих страницах и не оставят вас равнодушными.
Книжка была написана, исходя из многолетнего опыта работы с подростками и детьми. В материале рассматриваются различные подходы к внедрению во внутренний мир ребенка, самые обычные проблемы детства и особенности того или иного поведения.
Детально описаны технические приемы, позволяющие проявиться фантазии дитя: поделки, рисование, сочинение стихов, рассказов. Оклейдер исследует кинестетику ребенка, сенсорный опыт и сновидения.
Рассматриваются психотерапевтические процессы в целом и их различные техники. Описываются редко встречаемые проблемы поведения: аутизм агрессия, страх, гиперактивность и отчуждение. Дается оценка взаимоотношениям в семье, группе и взаимодействие со старшими. Описываются проблемы обучения и школы.
Книжка будет очень интересна психологам, психотерапевтам, педагогам, воспитателям, родителям и всем, кто интересуется психологической стороной ребенка и взаимоотношениями с детьми.
Вайолет Оклендер Окна в мир ребенка Руководство по детской психотерапииПросмотры: 1403 Рейтинг: Голосов: (1)
Тут находится электронная книга Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии автора Оклендер Вайолет. В библиотеке isidor.ru вы можете скачать бесплатно книгу Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии в формате формате TXT (RTF), или же в формате FB2 (EPUB), или прочитать онлайн электронную книгу Оклендер Вайолет - Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии без регистрации и без СМС.
Размер архива с книгой Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии 306.46 KB
НЕЗАВИСИМАЯ
ФИРМА
Violet Oaklander
WINDOWS
TO OUR CHILDREN
The Gestalt Journal Press
Вайолет Оклендер
ОКНА В МИР
РЕБЕНКА
руководство
по детской психотерапии
Перевод с английского
под редакцией
Ф.Б. Березина, Е.А. Спиркиной, Е.Д. Соколовой
Макет изготовлен при финансовой помощи
Акционерного общества
Москва
Независимая фирма "Класс"
1997
Оклендер В.
050 Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии
/Пер. с англ.- М. Независимая фирма "Класс", 1997.-
336 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
Книга основана на многолетнем опыте работы с детьми и подростками. В ней
рассматриваются подходы к проникновению во внутренний пир ребенка, типич-
ные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны техниче-
ские приемы, дающие воэможность проявиться фантазии ребенка: рисование, по-
делки. сочинение рассказов, стихов. Автор исследует сенсорный опыт ребенка, кп-
нестетику, сновидения. Рассматривается психотерапевтический процесс в целом и
различные психотерапевтические техники. Описываются специфические проблемы
поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оценциаются
взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. Рассматрива-
ются проблемы школы и обучения.
Книга представляет интерес для психологов, психотерапевтов, воспитателей,
педагогов, родителей и всех. кто интересуется пси.хологией ребенка и взаимоот-
ношениями с детьми.
ISBN 5-86375-080-4 (РФ)
c 1988 V. Oaklander
c 1997 Независимая фирма "Класс",
издание, оформление
c 1997 С.Б.Шерстнева, О.В.Орлова.
перевод на русскип язык
c 1997 Л.М. Кроль, предисловие
c 1997 А.А. Кулаков, обложка
Исключительное право публикации па русском языке принадлежит
издательству "Независимая фирма "Класс". Выпуск произведения или
его фрагментов без разрешения издательства считается противоправ-
ным и преследуется по закону.
Отдельные экземпляры книг серии
можно приобрести, обратившись по адресу:
103064, Москва, а/я 373, "Психология
КАК ЖЕ ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?
Федерико Феллини говорил, что на свете, вероятно, есть взрос-
лые люди, но он их никогда не встречал. Эта книга для тех самых
взрослых. Читая ее, начинаешь завидовать детям, - а также тем, кто
проводит с ними много времени.
В том, как автор рисует с детьми, лепит, делает скульптуры из
гаражного мусора, режет по дереву, разговаривает, чувствуется и ви-
дится основательность, легкость, единство тела, рук и головы а, глав-
ное - любовь, интерес, привязанность и благодарность к этим ма-
леньким волшебным существам - детям. И чуть ли не случайными
выглядят их проблемы и обиды: важными, трудными, но снимаемыми
со своих "насиженных мест", - как гайки с металлолома, части ап-
пликаций и рисунков.
В этой чарующе простой и одновременно энциклопедически
подробной книге говорится о детстве счастливом, в котором любят и
играют. И кажется, что проблема, с которой обращаются родители, -
не более, чем билет в страну Настоящего Детства, и ключи к ней -- у
автора. Она ими легко и охотно пользуется, отпирая дверь за дверью,
иногда превращая в указку для особо непонятливых больших и про-
фессиональных гостей.
Следя за автором, невзначай обнаруживаешь, что В. Оклендер
была с детьми в детском саду, школе, приюте, семье, своем офисе, гос-
питале, не говоря уж о таинственных пещерах, необитаемом острове,
тропинках в волшебном лесу и у источников с живой и мертвой водой.
Обо всем этом написано человеческим, ясным языком, на основе точ-
ных и открытых образов из реальной практики.
К сожалению мы, здешние взрослые, слишком хорошо знакомы
с другой традицией отношения к ребенку. Когда ребенок - для взрос-
лого. И часто хорош или плох настолько, насколько он взрослому
удобен. Автор же считает, что к ребенку надо идти, а не его тащить
куда-то. В. Оклендер однозначно отвечает на вопрос, "увеличивать
ребенка" или "уменьшаться самому". Она вылезает из окна и садится
играть рядом. Мы видим уважительный поход на хорошо изученную
чужую территорию. Где клады и гномы. И другие племена. Психоте-
рапевт приносит цветные мелки - он посланец, а не завоеватель из
мира взрослых, и взрослые - болыле не карательный отряд и не мис-
сионеры просвещения.
. Мне памятны несколько похожих душерачдирающнх психо-
драм непохожих друг на друга взрослых. Сходство придавала
"детсадовская тематика": малые, не отомщенные и не оплаканные на-
силия - эмоциональные и физические - повседневные и тем более
страшные. До какой степени общество считает допустимым бытовые
проявления садизма, глупости, необученности тех, кто работает с
детьми, - вопрос не праздный для самого общества. От этих не види-
мых миру эпизодов детской беззащитности - один шаг до зверства и
патологии в будущем. Неграмотно было бы обвинять крикливых вос-
питательниц и других "жестких" специалистов по детству с ними
обращались так же. Но развернуть и показать другой подход куль-
турная миссия книги.
О правах ребенка одним из первых всерьез написал Я. Корчак
-- в своей книге "Как любить ребенка". Сегодня то, что было прозре-
нием святого, приходит к нам в виде профессиональной - то есть
воспроизводимой - системы взглядов и действий. Будем же надеять-
ся, что изложенное в книге В.Окленде? когда-нибудь станет общим
местом.
В заключение хочется поблагодарить Ф.Б. Березина, Е.Д. Соко-
лову, Е.А. Спиркину, а также Академическую школу профессиональ-
ной психологии - "крестных" книги, так много сделавших для ее по-
явления и подаривших радость встречи с ней, которую, надеюсь, раз-
делят читатели.
Дебби (9 лет):
- Как тебе удается делать так, что люди чувствуют себя лучше?
- Что ты имеешь в виду?-я явно прикидываюсь, что не пони-
маю.
- Ну, когда люди видят тебя, они чувствуют себя лучше. Как
тебе это удается? Это трудно?
- Это звучит так, как будто ты чувствуешь себя лучше.
- Да! Я чувствую себя лучше. Как это вышло? Почему?
Я пускаюсь в пространные объяснения о том, как побудить лю-
дей рассказывать о своих чувствах, как это делаю я, как я добилась
этого с ней и наконец я говорю:
Надеемся, что книга Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии автора Оклендер Вайолет вам понравится!
Если так выйдет, то можете порекомендовать книгу Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии своим друзьям, дав ссылку на страницу с произведением Оклендер Вайолет - Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии.
Ключевые слова страницы: Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии; Оклендер Вайолет, скачать, читать, книга, онлайн и бесплатно