Руководства, Инструкции, Бланки

ттн международного образца img-1

ттн международного образца

Рейтинг: 4.7/5.0 (1928 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Международная товарно-транспортная накладная, скачать накладную cmr

Международная товарно-транспортная накладная, скачать накладную cmr

CMR в MS-Word

Международная товарно-транспортная накладная CMR отличается от российской ТТН тем, что ее оформляют и подписывают в трех экземплярах.

Иногда возникают ситуации когда для перевозки груза требуются несколько автомобилей или же на одной машине транспортируют товары различного вида. В этом случае количество CMR должно соответствовать числу транспортных единиц или товарных групп.

CMR в переводе с французского обозначает сокращенную аббревиатуру Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route (Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом).

Данный документ является международной товарно-транспортной накладной для осуществления автоперевозок и свидетельствует о заключении договора.

Транспортно-экспедиторская компания передает инструкции и указания отправителю груза, который является ответственным за оформление накладной, а также за правильное ее заполнение.

Бланк международной товарно-транспортной накладной оформлен в трех цветах:

- красная часть для грузоотправителя;

- голубая часть грузополучателю;

- зеленая часть для перевозчика.

Конвенция была подписана в Женеве 19 мая 1956 года, и признана большим числом государств Европы (пятьдесят пять стран участниц, в т.ч. почти все республики бывшего Советского союза). Она является основой стандарта международной товарно-транспортной накладной CMR, который был разработан Международным союзом автотранспорта. Все наименования полей в накладной указаны на 3-х языках, что является гарантией приема и признания документа на всей Европейской территории для прохождения контроля на таможне и в полиции.

CMR – накладная международного масштаба, заполняется при грузоперевозках по Европе, отражает данные об отправителе, получателе, типе товара и его весовых показателях. Пересекая границы различных стран в накладной делают определенные пометки, при доставке содержимого в указанный пункт грузополучатель ставит подпись о получении груза.

Обычно необходимость применения конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция CMR (КДПГ)) для договора грузоперевозки возникает при единовременном действии четырех условий:

- существует вознаграждение за перевозку;

- пункты погрузки и отгрузки товара, указанные в договоре, расположены в различных странах;

- хотя бы одно из этих государств присоединилось к Конвенции CMR;

- грузоперевозка выполняется автотранспортом.

Все договорные отношения, возникающие при осуществлении международных перевозок автотранспортом, регламентированы

КДПГ – Конвенцией о договоре международной перевозке грузов автомобильным транспортом или конвенцией CMR и отражены в международной товарно-транспортной накладной.

Правила перевозок с использованием Карнет – Тир регулируются "Положением о порядке применения таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП Карнет-Тир" (Конвенция МДП, 1975г.).

Связаться с нами Вы можете, позвонив по телефонам:

Закажите автоперевозку по России:

Другие статьи

CMR - что это? CMR - образец

CMR - что это? CMR - образец. Международная товарно-транспортная накладная (CMR)

В последнее время многие стали обращать внимание на международные перевозки. И в связи с этим возникает вопрос: CMR – что это? Этот вопрос мы постараемся осветить в данном обзоре.

Под CMR подразумевается международная товарно-транспортная накладная, которая считается обязательным элементом таможенной декларации. Если вы решили пересечь границу с каким-либо товаром, то подобная накладная должна присутствовать у вас в наличии. Итак, мы разобрали вопрос: CMR – что это? Теперь стоит поговорить о тех основах, которые следует понимать.

Данные какого типа предоставлены в международном документе?

Накладную CMR необходимо оформлять в случае осуществления перевозок по всем европейским странам. Она хранит в себе информацию следующего типа:

  1. Имя/наименование отправителя/отправляющей товар компании.
  2. Имя/наименование получателя/получающей товар компании.
  3. Наименование того груза, который надо перевезти через границу.
  4. Вес перевозимого груза.

CMR накладная также может содержать в себе следующую информацию:

  1. Данные о том, что перегрузка не должна иметь место.
  2. Данные о платежах, которые должны быть оплачены в обязательном порядке.
  3. Сумма тех платежей, которые подлежат оплате во время сдачи товара.
  4. Данные об объявленной стоимости товаров.
  5. Рекомендации, в которых сказано о страховании товара.
  6. Информация о том сроке, в течение которого отправитель должен осуществить перевозку.
  7. Список всей документации, которая передается непосредственно перевозчику.

Это основная информация об CMR. Что это, вы теперь знаете.

Чем надо руководствоваться при заполнении документации?

При осуществлении перевозок с необходимостью пересечения границы в накладной такого типа следует поставить все необходимые отметки. В тот момент, когда товар приходит к получателю, он должен расписаться. Таким образом он подтверждает, что доставка была осуществлена.

Форма и порядок заполнения, которыми характеризуется CMR накладная, утверждены Министерством транспорта и коммуникаций. Все правила зафиксированы в соответствующей конвенции. Под этим документом понимается инструмент международного частного права, который был утвержден в 1956 году. Конвенция предполагает регулирование договорных отношений по международной транспортировке. Такой документ определяет правила заполнения CMR. Украина, Россия, Беларусь и многие другие страны действуют в полном соответствии с этой конвенцией.

Какие типы накладных могут быть выбраны?

Пункт 1 в инструкции, определяющей правила, по которым заполняется накладная, утверждает, что во время отправления груза из какого-либо государства можно при оформлении руководствоваться как теми правилами, которые утверждены постановлением, так и законодательством, действующим на территории страны-отправителя. И в этой ситуации не играет роли, какой CMR бланк был выбран – установленный постановлением или государством-отправителем.

Кто сможет приобрести накладную?

Второй пункт инструкции по заполнению говорит о том, что накладную CMR смогут приобрести отправитель груза, экспедиторы, перевозчики. Происходит это в полном соответствии с договором по перевозке.

Сколько листов должно быть в международном документе?

В пункте втором инструкции по оформлению сказано, что CMR бланк может насчитывать до 10 страниц, на которых имеются незаполненные графы. Они могут быть отпечатаны на самокопирующейся бумаге и обладают такими параметрами, как учетная серия и номер. Накладная должна быть выписана отправителем как минимум на четырех страницах. Первые четыре обладают своим собственным наименованием, которое должно быть присвоено типографическими способами. Названия этих страниц следующие:

  1. Экземпляр для отправителя.
  2. Экземпляр для получателя.
  3. Экземпляр для перевозчика.
  4. Для расчетов.
Информация, которая должна быть указана

Оставшиеся листы, которыми характеризуется международная накладная CMR, не обладают своим собственным наименованием. Первая страницы накладной останется у отправителя. Она необходима для того, чтобы можно было подтвердить факт отправки товара и проведения всех необходимых расчетов.

На второй, третьей и четвертой страницах должны в обязательном порядке находиться подписи и печати той стороны, которая отправляет груз. Также на этих листах должны быть подписи и той стороны, которая занимается перевозкой товара.

Вторая страница должна быть у той стороны, которая занимается сопровождением товара. Она отдается водителем тому человеку, который получит груз. Данная страница необходима для того, чтобы можно было подтвердить, что товар был получен/доставлен.

Третья вместе с четвертой страницы будут отданы перевозчику. Они заверяются печатями и подписями как отправителя, так и получателя. Четвертая страница, которая служит основанием для произведения всех необходимых расчетов, требуется для того, чтобы перевозчик мог приложить ее к общему счету за осуществленную переправку товара получателю и переслать ее тому, кто сделал заказ. Именно эта сторона и является плательщиком перевозки. Третья страница прикладывается к путевому бланку и является основанием для того, чтобы были учтены всего оказанные услуги по транспортировке груза. Руководствуясь данной страницей, необходимо произвести расчет той заработной платы, которую получит перевозчик. И может быть отдано таких листов CMR 200. Что это под собой подразумевает? Это может объясняться большим количество грузов, которые требуется отправить сразу по нескольким адресам. Но об этом далее.

Заполнение других листов международного документа

Оставшиеся листы накладной заверяются подписями и печатями отправителя и перевозчика. Они необходимы для таможенных организаций. Число дополнительных страниц будет определено условиями осуществляемой перевозки. В том случае, если груз доставляется разным получателям, накладная должна быть заполнена для каждого отдельного адреса. Таким образом, заполнение 4 страниц – это минимальное число. Стороны, во время согласования условий транспортировки товара должны указать требуемое число страниц CMR. Дополнительные листы могут быть предоставлены в любом количестве. Кроме того, можно заказать сразу несколько накладных, если доставка производится достаточно часто. К примеру, можно выписать накладные CMR-200. Что это подразумевает под собой? Это значит, что заказчик получит 1 упаковку, в которой насчитывается 200 штук бланков.

Данные об отправителе и получателе

В пункте седьмом инструкции по заполнению говорится о том, что необходимо указать наименование, адрес, телефоны и стороны договора в соответствующих графах – "Отправитель" и "Получатель груза". Однако номера телефонов необходимо указать только в том случае, если они имеются.

Необходимость в указании всей дополнительной документации

В графе пятой потребуется указать те документы, которые прилагаются к международной накладной. В этом случае грузоотправитель должен отметить наличие такой документации, как:

  1. Ветеринарный сертификат в той случае, если надо произвести транспортировку животных или те продукты, которые относятся к категории животного происхождения. Этот документ также требуется в том случае, если происходит переправка сырья животного происхождения, ветеринарных препаратов, корма и других соответствующих грузов, которые подлежат ветеринарному надзору.
  2. В том случае, если происходит переправка подкарантинных материалов, надо приложить к накладной карантинный сертификат.
  3. Фитосанитарный сертификат требуется в том случае, если производится переправка соответствующих товаров.
  4. Отгрузочная спецификация.
  5. Сертификат, который подтвердит соответствие качества в той ситуации, когда транспортируются товары промышленного и продовольственного типа.
  6. Сертификат происхождения.
  7. Разрешение от всех необходимых органов государственного управления, если оно необходимо.
  8. Акт, который подтвердит загрузку автомобиля.
  9. Счет-фактура.
Кто отвечает за расходы при неправильно заполненной накладной?

Отправитель грузов берет на себя ответственность за все расходы и убытки, которые возникают у перевозчика в случае неправильного или недостаточного указания данных в накладной. Заполнением этого документа должен заниматься именно грузоотправитель.

Опасные грузы требуется указывать в отдельной графе

Шестую графу надо заполнять в той ситуации, когда происходит перевозка опасных грузов, которые классифицируются по Европейскому соглашению о соответствующей перевозке. В том случае, если осуществляется транспортировка других категорий товаров, в данной графе можно указать их класс, руководствуясь действующей классификацией.

Заполнение, которое происходит непосредственно отправителем

Нередко возникают вопросы о том, следует ли заполнять пятнадцатую графу. Ее заполнением должен заниматься грузоотправитель. Руководствуясь той информацией, которая предоставлена в 19 пункте Инструкции, а также в соответствии со всеми международными правилами, в которых происходит толкование торговых терминов, 15 графу заполнять должен отправитель. При этом нужно основываться на договоре. Он заключается непосредственно с получателем и содержит в себе условия поставки.

Отправитель также должен заполнить и графу под номером 23. В ней он должен указать дату и номер путевого листа. В соответствии с этим документом происходит перевозка. Под датой путевого листа того автомобиля, который выполняет транспортировку, понимается тот параметр, который указывается на лицевой части документа. Его надо искать в такой строке, как «Выезд разрешен приказом № ____ от ___».

В заполнении каких пунктов не всегда есть необходимость

Согласно 28 пункту инструкции по заполнению, в графах под номерами 19, 27, 28 и 29, которые заполняются перевозчиком, должны быть указаны данные о том тарифе, который используется. Их может быть два - сдельный и договорной. Также надо указать и стоимость перевозки. В этом деле надо руководствоваться тарифным расстоянием и ценами на оказание дополнительных услуг. В той ситуации, когда транспортировка осуществляется по договорному типу (размер фрахта указывать предварительно не требуется), все вышеуказанные графы заполнять не требуется.

Что подразумевает под собой страхование перевозок?

Также стоит понимать, что для тех, кто занимается транспортировкой грузов, очень большую роль играет CMR страхование. Что это такое? В той ситуации, когда покупатель хочет, чтобы страхование обладало большим покрытием, он должен договариваться об этом непосредственно с отправителем. Однако и сам он может принять все необходимые меры для того, чтобы было оформлено дополнительное страхование.

В случае правильного оформления всех бумаг такая разновидность страхования будет покрывать законодательную ответственность за повреждение или гибель товара. Какие риски подвергаются страхованию:

  1. Полная гибель или повреждение груза.
  2. Нанесение вреда товару третьими лицами в процессе перевозки.
  3. Уплата всех таможенных платежей, а также разнообразных штрафов и взысканий за нарушения, которые связаны с внешнеэкономическими операциями.

Обеспечивая транспортировку по международной накладной, отвечать за то, чтобы груз остался в полной сохранности, должен перевозчик. Он должен доставить товар в целостности до того места, где будет произведена выгрузка. Если все-таки неприятная ситуация случится, все убытки или стоимость всего груза в целом должны быть возмещены перевозчиком.

В связи с этим многие заказчики выбирают такую процедуру, как страхование ответственности перевозчика. Является ли полным страхованием CMR 100? Что это значит? В случае CMR страхования будет обеспечена защита груза. Если брать 100-процентное страхование, то перевозчик может рассчитывать на компенсацию ущерба, которая возникла по его вине.

Франшиза

Следует также отметить, что при страховании в договоре может быть указана франшиза – размер убытка, который не возмещается страховыми службами. Размер франшизы, к примеру, в долларах при страховании CMR – 1000. Что это значит? Это означает, что если ущерб будет менее 1000 долларов, то и компенсации перевозчик может не ждать. Кроме того, действует условная и безусловная франшизы. В первом случае компенсация будет выплачена в полном размере, если сумма ущерба превысила 1000 долларов. В случае безусловной франшизы все не так. К примеру, если сумма ущерба равна 1400 долларов, то водитель может рассчитывать на получение только части денег при страховании CMR – 400$. Что это значит? Другими словами, водитель получит ту сумму, которая будет равна стоимости ущерба без учета величины франшизы. В нашем примере это 400 долларов. Итак, мы рассказали основную информацию об CMR. Что это, вы теперь знаете.

Международная товарно-транспортная накладная CMR: предназначение и правила заполнения

Горячая линия Юридической Помощи
+7 (499) 703-48-81
без выходных 24/7

  • Бизнес
    • ИНКОТЕРМС 2010 Унифицированные условия международных контрактов
    • Таможенные услуги К кому обратиться и где пройти таможенное оформление
    • Контрагенты Иностранные контрагенты: разновидности сотрудничества и формы деловых взаимодействий
    • Работа с Китаем Начинаем работу с Китаем: выбор направления, поставщика, организация поставок
  • Финансы
    • Аккредитив Аккредитивные расчёты в международной торговле
    • Кредитование Кредитование экспортно-импортных операций
  • Транспортировка
    • Контейнерные перевозки Организация международных контейнерных перевозок
    • Скоропортящиеся грузы Организация международных перевозок скоропортящихся грузов
    • Негабаритные грузы Организация международных грузоперевозок негабаритных грузов
    • Опасные грузы Транспортировка опасных грузов: способы, правила, международные конвенции
    • Транспортные документы Транспортные документы в международных грузоперевозках
  • Таможня
    • Документы Документы для таможенного оформления грузов
    • Транспорт Таможенное оформление транспортных средств
    • Таможенные платежи Сборы и пошлины при таможенном оформлении товаров
    • Нетарифное регулирование Нетарифное регулирование ВЭД
  • Бизнес
    • ИНКОТЕРМС 2010 Унифицированные условия международных контрактов
    • Таможенные услуги К кому обратиться и где пройти таможенное оформление
    • Контрагенты Иностранные контрагенты: разновидности сотрудничества и формы деловых взаимодействий
    • Работа с Китаем Начинаем работу с Китаем: выбор направления, поставщика, организация поставок
  • Финансы
    • Аккредитив Аккредитивные расчёты в международной торговле
    • Кредитование Кредитование экспортно-импортных операций
  • Транспортировка
    • Контейнерные перевозки Организация международных контейнерных перевозок
    • Скоропортящиеся грузы Организация международных перевозок скоропортящихся грузов
    • Негабаритные грузы Организация международных грузоперевозок негабаритных грузов
    • Опасные грузы Транспортировка опасных грузов: способы, правила, международные конвенции
    • Транспортные документы Транспортные документы в международных грузоперевозках
  • Таможня
    • Документы Документы для таможенного оформления грузов
    • Транспорт Таможенное оформление транспортных средств
    • Таможенные платежи Сборы и пошлины при таможенном оформлении товаров
    • Нетарифное регулирование Нетарифное регулирование ВЭД
Что такое CMR накладная, для чего она нужна и как правильно заполнить данную форму

Едва ли в деле международных автоперевозок есть более значимая бумага, чем международная накладная CMR. Этот документ, по сути, является подтверждением договора между тремя сторонами: отправителем, перевозчиком и получателем.

Очень важно понимать значение ЦМР, уметь правильно заполнять накладную, чтобы избежать юридических проблем при перевозках или получении. Мы расскажем о предназначении накладной и правилах заполнения этого важного документа.

Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа

CMR (ЦМР) – аббревиатура, произошедшая от французского полного названия Конвенции о международных перевозках грузов с помощью автотранспорта.

Транспортная накладная CMR — это международный документ, чрезвычайно значимый для осуществления автоперевозок международного значения. Это итоговый документ, отражающий основные сведения.

Благодаря ЦМР можно понять следующую информацию:

  • Сколько было товара,
  • Кто именно его перевез,
  • По какому маршруту перевозил,
  • Согласно каким документам осуществлялась перевозка,
  • Кто адресат, а кто отправлял товар,
  • Сколько времени заняла доставка.

В ней же указывается на то, что за товар поступил на таможню, в каком виде, в какой день и время, когда именно его принял отправитель и в каком состоянии на момент приема был товар.

Участники автоперевозки должны иметь свои собственные дубликаты ЦМР.
В данном случае речь идёт о Перевозчике, который непосредственно доставляет товар из пункта «А» в пункт «Б», Адресате, получающем товар и, собственно, Отправителе, который груз отправил.

В каких случаях нужна ЦМР
  1. Вознаграждение за перевозку предусмотрено;
  2. Места погрузки и выгрузки расположены в разных государствах;
  3. Конвенция КДПГ подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
  4. Транспортировка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Важно понимать, что количество ЦМР накладных должно соответствовать количеству единиц транспорта.

Если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза.

ЦМР по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции КДПГ. Да и в случае судебных тяжб, именно CMR и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения).

Вся основная информация из транспортных и товарно-сопроводительных документов объединена в ТТН CMR. И главный момент состоит в том, что данные из других документов и информация в ЦМР должны совпадать.

А вот случаи, когда в ЦМР и упаковочном листе, или же в ЦМР и инвойсе, в ЦМР и ТИРе данные разняться, принесут Вам массу сложностей и проблем. Особенно много неприятностей такие несовпадения способны принести тому, кто осуществляет перевозки. Поэтому, ЦМР необходимо тщательно сверять и проверять, так как в противном случае невнимательность может обойтись очень дорого.

ЦМР содержит две категории сведений:

  1. Первая категория — это информация, записанная в специальных графах накладной и содержащая базовые сведения о перевозке.
  2. Другая категория не менее важна. Она включает в себя печати и отметки, а также рукописные замечания о перевозке и её ходе.

Кроме того, существуют такое обязательное требование к форме CMR, как наличие номера.

Если груз не указан ТТН ЦМР, то он считается контрабандой.

Бланк CMR — правила заполнения

Первые разделы, которые необходимо заполнить после номера, это графы с названием «Отправитель» и «Получатель». Их можно приравнять к синонимичным терминам «продавец» и «покупатель», поэтому берём все необходимые сведения из инвойса.

В графы под номерами три и четыре мы вписываем адрес места, где груз будут получать, и, соответственно, место, откуда груз забрали. За своевременную отправку и получение товара отвечают фактический отправитель и получатель, их определяют с помощью печатей в двадцать второй строке, где пишется, кто груз отправлял, и в двадцать четвёртой, где пишется, кто именно принял груз.

Нередко, в двадцать второй графе ставится печать фирмы, продавшей товар. В таком случае графа «Отправитель» (он же продавец) и двадцать вторая графа совпадут. В случае, когда фактическим отправителем является не продавец, а сторонняя организация, вносить изменения в данные не стоит, их лишь необходимо дополнить записью по чьему поручению осуществляется перевозка.

Кроме того, ТИР и инвойс нередко дополняются так называемым грузовым манифестом. При ситуации, когда вместить всю информацию в ТИР не представляется возможным, составляется этот грузовой манифест, где всё расписывается подробно.

Графы ТТН с седьмой по одиннадцатую включительно являются одним блоком, где все они взаимосвязаны друг с другом. Для всех пяти граф существует одно правило – каждому товару присваивается свой код ТН ВЭД, вписывается брутто-вес и количество грузовых мест. Да, для каждого товара — свой.

В строку под ними мы должны вписать суммарный итог по весу и количеству грузовых мест. Непременно необходимо подать и электронную декларацию.

Если в ЦМР подробная разбивка товара отсутствует, то помните, что из инвойсов и пакингов вы данную информацию получить не сможете, посему требуйте, чтобы вам эти сведения предоставили дополнительно.

Кроме того, оформление CMR должно быть выполнено на том же языке, что инвойсы и пакинги.

Одна из ключевых граф ЦМР – графа тринадцать, таможня назначения или склад временного хранения (СВХ). Эти данные нужно указывать именно здесь. Кроме ЦМР, такие сведения больше нигде не содержаться. А ошибка может стоить слишком дорого. Перевозчик и заказчик должны заранее оговорить и занести эту информацию в заявку. Также, в 13 графу вносится стоимость перевозимых товаров в валюте инвойса.

А в пятнадцатую графу вносятся условия перевозки.

Существует несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в ЦМР. Это, прежде всего, печать получателя, ставящаяся в конце транспортировки груза.

Помимо того, на таможне Вам необходимо поставить печать на границе и при растаможке, в месте, где она будет осуществляться.

Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступал на таможню и что его выпуск с таможни разрешён. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен, они служат для установки срока прибытия грузов на пост.

Любой бизнесмен, по возможности и не в ущерб делу, старается сэкономить на перевозке товара из одной страны в другую. Для этого нужно знать, как рассчитывается ставка фрахта при том или ином виде грузоперевозок.
Когда необходим знак негабаритный груз ссылка и другие требования к доставке крупногабаритного и тяжеловесного груза.

Особенности оформления CMR и других транспортных документов на видео

Предлагаем вам потратить полчаса своего времени и прослушать и посмотреть советы по заполнению международной ТТН. Этот ролик содержит очень полезную информацию.

CMR страхование, его плюсы и минусы

Речь идёт о популярной разновидности страхования гражданской ответственности перевозчика для организации грузоперевозки международного значения с помощью автотранспорта в рамках КДПГ.

Такой вид страхования обезопасит экспедитора в случае нанесения вреда грузу при его перевозке. Ведь согласно международным конвенциям перевозчик обязан возмещать ущерб. Ответственность наступает в случае порчи или же потери груза перевозчиком, а также при финансовых убытках, связанных с простоем или срывом доставки, также при возникновении других затрат.

Если же имеется страховой полис ЦМР стандарта, то ущерб может быть возмещён как за счёт перевозчика, так и за счёт страховой, в случае подачи необходимых документов в страховую компанию.

Если у перевозчика имеется страховой ЦМР полис, то он получает такие преимущества:

  • Финансовые гарантии в случае потери груза или его порчи по вине перевозчика.
    Возмещение актуально при сотрудничестве с такими экспедиторами, стоимость уставного капитала и недвижимости которых в разы меньше возможных убытков.
  • Наличие страхового полиса – гарантия реальности компании, ее честности и дееспособности.

Форма CMR заполняется на том же языке, что и инвойс.

Но есть и несколько недостатков:

  • Отказ в возмещении убытков. если груз пострадал из-за постороннего лица, например, в ДТП.
  • Длительный процесс подготовки необходимых для получения компенсации документов.
  • Ограничение ответственности перевозчика с помощью применения лимитов и особенностей законодательства и конвенций международного значения.

Подведём итоги. Внимательность необходима не только при оформлении CMR, но прочих транспортных документов. Так как ошибки, допущенные при заполнении сопроводительных бумаг, плавно переносятся в ТТН, а о неприятных последствиях этих оплошностей, мы уже писали выше. Поэтому, во избежание лишних «головных болей», будьте компетентны и педантичны.

Товарно-транспортная накладная международного образца

Товарно-транспортная накладная международного образца

А. Ильина, эксперт ПБ

Если международные перевозки осуществляются автомобильным транспортом, то российский участник сделки вправе оформить международный эквивалент товарно-транспортной накладной – СМR.

СМR введен Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ). Она была подписана в Женеве в 1956 году. В нашей стране этот документ действует с 1 декабря 1983 года. Его применяют, если между перевозчиком и отправителем существует договор об автомобильной транспортировке грузов (п. 1 ст. 1 КДПГ), и хотя бы одна из стран (отправления или назначения) подписала КДПГ. В частности, это такие страны как: Россия, Беларусь, Латвия, Литва, Словакия, Турция, Франция и другие государства.

Правила оформления CMR

В отличие от российской товарно-транспортной накладной, CMR составляют в трех экземплярах. Их подписывают грузоотправитель и перевозчик. В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.

Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями, или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида. Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза.

Если перевозимый груз является опасным, то отправитель должен точно указать в накладной характер опасности. Кроме того, в накладной следует описать необходимые меры предосторожности, которые надо предпринять для обеспечения безопасной перевозки.

Перед тем, как подписать СМR, перевозчик должен проверить правильность указания количества мест, маркировки, состояние товара и упаковки (п. 1 ст. 8 КДПГ). При транспортировке груза на большие расстояния перевозка может быть поручена последовательно нескольким перевозчикам. Второй перевозчик и каждый из последующих становятся участниками договора перевозки в силу принятия ими груза и накладной. Перевозчик, принимающий груз, должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной. Если он не удовлетворен их состоянием, то должен сделать в накладной соответствующие отметки. Если в накладной нет обоснованных перевозчиком оговорок, то считается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии. А также, что число грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали указаниям в накладной.

Вместе с международной ТТН перевозчику передают: отгрузочную спецификацию, фактуру–спецификацию, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты (п. 6 Перечня документов, утвержденного Минтрансом РФ 27 октября 1998 г. далее – Перечень). Они должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок. Их предъявляют в соответствующих случаях проверки. До начала перевозки отправитель обязан присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика документы, необходимые для выполнения таможенных и иных формальностей.

Международная ТТН должна содержать «стандартные» данные, такие же, как и в российской накладной (дату документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д.). Помимо этого, в СМR нужно указывать (п. 1 ст. 6 КДПГ):

  • принятое обозначение характера груза и род его упаковки;
  • платежи, связанных с перевозкой (таможенные пошлины и сборы и т.д.) и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора до сдачи груза;
  • инструкции, которые понадобятся при пересечении границы, оформлении таможенных документов;

Так же накладная может содержать (п. 2 ст. 6 КДПГ):

  • указание, что перегрузка не разрешается;
  • указание платежей, которые отправитель обязан оплатить;
  • сумму платежа, подлежащего оплате при сдаче груза;
  • объявленную стоимость груза;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;
  • перечень документов, переданных перевозчику.

Если пункт отправления (назначения) груза расположены за пределами России, то услуги по перевозке облагаются НДС по нулевой ставке (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ )

Для того, чтобы получить вычет по НДС организации должны подать в налоговую ряд документов, в числе которых и международная товарно-транспортная накладная (подп. 2 п. 6 ст. 165 НК РФ). Но совсем не обязательно заполнять все реквизиты СМR. Так, если на документе имеются отметки «Выпуск разрешен» («Товар вывезен»), то можно не прописывать информацию о путевом листе, стоимости груза, фамилии водителя, дате получения груза, подпись и штамп получателя. Об этом сообщили судьи (постановление ФАС Московского округа от 18 мая 2006 г. по делу № КА-А40/4132-06). Арбитры указали на то, что ни Таможенный Кодекс. ни КДПГ не содержат перечня реквизитов, отсутствие которых влечет недействительность товарно-транспортной накладной.

Однако, если на международных ТТН не будет отметок пограничного таможенного органа (подп. 4 п. 1 статьи 165 НК РФ), которые подтверждают ввоз и вывоз товаров, обращение в суд не поможет (постановление Президиума ВАС от 21 сентября 2005 г. № 4152/05). Это относится даже к той ситуации, когда компания представит документы с необходимыми отметками непосредственно в зале суда.

Заметим, судьи считают, что СМR и все прилагаемые к ней документы можно составлять на иностранном языке, без перевода на русский. Но, инспекторы вправе потребовать перевод при камеральной проверке (ст. 88 НК РФ). Если же налоговики этого не сделают, то отказать в вычете по НДС ревизоры не вправе. К такому выводу пришли арбитры Московского округа (постановление ФАС от 5 июля 2005 г. по делу № КА-А40/5834-05). Несмотря на мнение судей, хотелось бы посоветовать изначально делать построчный перевод на русский язык. Ведь в пункте 6 Перечня ясно и четко прописано требование оформлять ТТН на двух языках.

Если перевозка осуществляется из Москвы в Калининград, то, несмотря на неоднократное пересечение сухопутной границы, транспортировка считается внутренней. Значит, заполнять СМR не нужно.

Таблица. Порядок заполнения граф CMR

Наименование и полный адрес (страна, город, индекс, улица, номер дома, строения) фирмы-отправителя. Если товар отправляется по поручению контрактодержателя – третьей компанией, то указывают название этой организации и делают приписку: «По поручению». («by order», «on behalf»). Одно из этих наименований обязательно должно фигурировать в инвойсе (счета–фактуры, счета–проформы).

Наименование фирмы-получателя, её полный адрес.

Международная товарно-транспортная накладная (CMR)

Международная товарно-транспортная накладная (CMR)

КДПГ – Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом или конвенция CMR – документ, регламентирующий договорные отношения, которые возникают в процессе международных перевозок грузов автомобильным транспортом. Конвенция была принята в 1956 году в Женеве и на данный момент насчитывает 55 стран-участниц (это практически все европейские государства, включая страны бывшего СССР). Может быть применена к любому договору международной перевозки грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.


Международная товарно-транспортная накладная CMR — это документ, наиболее широко используемый при международных грузоперевозках. CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара.


Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция CMR (КДПГ)) применяется к договору грузоперевозки в случае, если он одновременно удовлетворяет четырем условиям.


  • за перевозку уплачивается вознаграждение;
  • места погрузки и отгрузки товара, оговоренные в договоре, находятся в различных государствах;
  • по крайней мере одно из этих государств присоединилось к Конвенции CMR;
  • перевозка осуществляется автотранспортом.

При пересечении границ государств в накладной делаются соответствующие отметки, при доставке груза в указанное место грузополучатель расписывается в получении груза. При перевозках в страны дальнего зарубежья (или из них в Россию) основным товарно-транспортным документом является международная автомобильная накладная, на CMR должна стоять отметка российского таможенного органа "Товар вывезен", которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ. Если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной. Для сотрудничества с Белоруссией используется преимущественно номерной бланк. Во всех остальных случаях возможно использование безномерного бланка (либо проставления любой, принятой в на предприятии, нумерации).

CMR накладная

Суббота в бутсах: как прошел футбольный турнир Carrier’s cup
  • Беспилотники получат «право на убийство»?
  • Бизнес-конференция «Взрывные продажи» возвращается в Минск
  • Приколисты прикалываются над автомобилистами
  • Платон: как создавался бренд платы за тонны

  • Главная Новости CMR накладная. Пример заполнения и чистый бланк.

    06 Мая 2015 00:00

    CMR накладная. Пример заполнения и чистый бланк. CMR накладная. Пример заполнения накладной и типовой бланк.

    CMR накладная - это ни что иное, как товарно-транспортная накладная, которая является обязательной к заполнению в процессе международных перевозок. По сути, эта накладная – гарант того, что факт заключения договора на перевозку груза действительно был.

    Что указывается в этом документе?

    Что касается CMR заполнения. из документа можно узнать, кто отправитель и получатель груза, его место происхождения, способ перевозки и маршрут, описание, массу, место и стоимость доставки.

    Стоит отметить, что CMR накладная содержит в себе всю ту же информацию, что и коносамент. Но между ними есть одно принципиальное различие: CMR, в отличии от коносамента, товарно-распределительным документом не является.

    Кто занимается оформлением?

    Как правило, заполнением этого документа должен заниматься грузоотправитель, на основании тех указаний и требований, которые предъявляются со стороны транспортно-экспедиторской компании. Стоит отметить, что грузоотправитель несет такую же ответственность за правильность заполнения CMR документа.

    Важно помнить, что накладная заполняется в трех оригиналах (как минимум) и подписывается как перевозчиком, так и отправителем.

    Третий экземпляр перевозчик сохраняет себе.
    Что касается второго экземпляра, он обязательно должен сопровождать груз.

    Также стоит отметить, что CMR накладную следует заполнять исключительно шариковой ручкой. Использование оргтехники тоже допускается (образец CMR накладной вы можете скачать по ссылке в начале статьи)

    Немного истории: конвенция была подписана в 1956 году, 19 мая, в Швейцарии (Женева). После подписания документа она была ратифицирована в большинстве стран Европы, после чего был разработан типовой образец CMR накладной.
    Графы в документы продублированы на трех языках, и этот факт гарантирует то, что накладная признается и имеет силу по всей Европе.

    Заполнение CMR накладной

    • Графа 1: Отправитель. В этой графе необходимо указать полное наименование грузоотправителя. Если же груз отправляется по требованию другой компании, то необходимо дополнить запись с наименованием грузоотправителя пометкой «on behalf» или «by order».
    • Графа 2: Получатель. В это графе нужно указать полное наименование грузополучателя и юридический / почтовый адрес. Если груз отправляется в адрес таможенного брокера, в обязательно порядке делается пометка «для фирмы ……».
  • Графа 3: Место разгрузки. В эту графу вносится адрес доставки после того, как таможенная очистка будет закончена.
  • Графа 4: Дата и место погрузки. В этой графе необходимо указать страну, дату и город загрузки.
  • Графа 5: Прилагаемые документы. В обязательно порядке необходимо перечислить другие документы, которые прилагаются к CMR накладной. Это может быть TIR Carnet, инвой и др.).
  • Графы 6, 7, 8, 9: В этих графах указывается род упаковки, наименование груза и количество мест. Стоит отметить, что данные, записанные в эти графы, должно в точности соответствовать информации, указанной в упаковочном листе и инвойсе.

    Если же Вы имеете дело с внушительным перечнем наименований, можно указать объединенное название, но обязательно внести в графу пометку «расшифровка в инвойсе».

    Также необходимо помнить, что при большом количестве наименований груза очень желательно указать расшифровку веса, причем по всем кодам ТН ВЭД.

    Если говорить о контейнерных перевозках, то количество транспортных мест в CMR накладной должно в точности соответствовать информации, указанной в коносаменте (морском).


  • Графа 10: В этой графе необходимо записать все коды ТН ВЭД по каждой группе перевозимого груза.
  • Графа 11: Вес брутто. В данной графе записывается тот вес брутто, который заявлен в инвойсе. Если Вы имеете дело с морскими контейнерными перевозками, то в этой графе должна быть указана информация, указанная в коносаменте (морском).
  • Графа 12: Чаще всего заполняется только тогда, когда перевозится сборный груз. В других случаях заполнять графу не обязательно.
  • Графа 13: Указание отправителя. Необходимо записать реквизиты таможенного терминала, на который будет доставляться груз в целях таможенной очистки.
  • Графа 14. Возврат. Если Вы имеете дело с контейнерными перевозками, тогда данная графа обязательна к заполнению. В ней необходимо написать адрес депо, куда необходимо вернуть контейнер после процесса таможенной очистки и разгрузки.
  • Графа 15: Условия оплаты. В графе нужно указать условия поставки груза по ИНКОТЕРМ.
  • Графа 16: Перевозчик. В этой графе указываются реквизиты компании (владельца таможенного перевозчика или TIR Carnet ).
  • Графа 17. Последующий перевозчик. Графа заполняется только в том случае, планируется перегруз с одного транспорта на другой. Как правило, указываются реквизиты экспедитора, контролирующего перевозку.
  • Графа 18: Замечания и оговорки. В этой графе нужно указывать любые уточнения перевозчика по поводу перевозимого груза.
  • Графа 22: Прибытие под погрузку. Здесь необходимо записать точную дату и время прибытия транспорта под погрузку.
  • Графа 24: Прибытие под разгрузку. Аналогично предыдущей графе, только указываются данные о прибытии под разгрузку.
  • CMR накладная: подытожим.

    CMR накладная – это международный документ, который оформляется в процессе грузоперевозок по Европе. Этот документ содержит информацию о виде груза, его получателе и отправителе. Когда перевозчик пересекает границу, в накладную вписываются соответствующие пометки. Важно помнить, что от правильности CMR заполнения накладной зависит многое, поэтому во избежание трудностей лучше подойти к процессу со всей внимательностью.