Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция действия при терроризме img-1

инструкция действия при терроризме

Рейтинг: 4.3/5.0 (1927 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Правила поведения при угрозе террористического акта: инструкция

Правила поведения при угрозе террористического акта: инструкция

December 13, 2014

Терроризм, о котором еще десятилетия назад мало кто задумывался всерьез, к сожалению, в современном мире является его неотъемлемой частью.

Терроризм шагает по планете

Практически каждый выпуск вещательных новостей не обходит стороной эту злостную тему, описывая факты проявления организованного террора практически во всех уголках планеты. Терроризм представляет собой метод силового воздействия сформированной группы людей либо некой партии, применяющей систематические попытки насилия с целью достижения провозглашенных целей любым путем. Для устрашения используются поджоги и взрывы магазинов, административных и жилых зданий, захват заложников, вооруженные нападения, угоны самолетов и прочее. Поэтому существуют правила поведения при угрозе террористического акта, знание и соблюдение которых максимально помогут в угрожающей ситуации.

Терроризм - проявление человеческого горя и боли

Проявление фактов терроризма, фиксируемое в разных точках планеты, всегда является неожиданным, обрушивающимся внезапно, несущим лавину человеческой боли и страданий. Правила поведения при угрозе террористического акта рекомендуют быть психологически готовым к самозащите при возможной опасности и всегда соблюдать меры предосторожности, особенно в общественных местах.

Инструкция при угрозе террористического акта общего характера:

- Требуется обращать внимание на поведение окружающих людей. О лицах, вызывающих подозрение, немедленно сообщать в органы правопорядка.

- Не оставлять без присмотра свои вещи и не принимать чужие от незнакомых людей.

- Организовывать дежурство жильцов дома, заключающееся в регулярных обходах здания и наблюдении за поведением окружающих.

- Иметь продуманный и проговоренный план действий членов семьи, если существует угроза возникновения террористических актов. Близкие должны знать номера телефонов друг друга и адреса электронной почты. Обязательно требуется заранее обсудить место встречи в экстренной ситуации.

- Нужно укрепить в доме подвальные помещения, освободить лестничные клетки от вещей с целью быстрой эвакуации при возможной угрозе терракта.

- При возможном пожаре, взрыве, землетрясении ни в коем случае не пользоваться лифтом.

Действия при угрозе террористического акта

Очень важно максимально проявлять бдительность, настороженно относиться к бесхозным вещам в любом месте, будь то вагон поезда, подъезд дома, рынок либо другая точка массового скопления людей. Внешний вид оставленного предмета может быть обманчив и маскировать внутреннее содержимое под безобидную коробку, игрушку, неброский сверток либо обычную сумку. Имеет место проведение разъяснительной работы об опасности брошенных либо «забытых» предметов среди детей и подростков.

Не трогая самому чужие вещи (с целью избежания многочисленных жертв и разрушений при возможном взрыве), следует изолировать от них находящихся рядом лиц, стараясь обеспечить их отход на безопасное расстояние. Вместе с тем требуется максимально получить у окружающих информацию о подозрительном предмете, зафиксировав время обнаружения последнего, и выяснить какие-либо данные о лице, его оставившем. Если владелец не установлен, о находке обязательно требуется сообщить работнику правоохранительных органов, а также дождаться приезда оперативно–следственной группы. Своевременно проявленная оперативность в данном случае может спасти не одну человеческую жизнь и обеспечить безопасность при угрозе террористического акта.

На улице при активизации правоохранительных органов не следует проявлять излишнее любопытство. Правила поведения при угрозе террористического акта предусматривают, что самым верным действием будет переход на противоположную сторону улицы и движение (спокойное, чтобы не приняли за противника) в обратном направлении.

Правила поведения при эвакуации

В случае поступления информации об эвакуации, инструкция при угрозе террористического акта предусматривает произвести следующие действия:

1. Приготовить деньги, документы и ценные вещи.

2. Отключить от энерго -, газо -, водоснабжения квартиру (дом).

3. При уходе закрыть входную дверь на замок для предохранения жилища от мародерства.

Сборы должны проводиться организованно, без присутствия паники. В помещение можно вернуться только после разрешения лиц, ответственных за эвакуацию, когда миновала угроза совершения террористического акта. Согласованность и четкость действий каждого напрямую влияют на спасение жизни и сохранение здоровья многих людей.

Как вести себя при попадании в уличную перестрелку

Нахождение в общественных местах несет определенный риск попадания в перестрелку. Если человек оказался жертвой сложившихся обстоятельств и попал в данную ситуацию, ему требуется лечь на пол, осмотреться и постараться пробраться к ближайшему укрытию, не поднимаясь в полный рост. В качестве временного убежища можно выбирать бетонные столбы, памятники, выступы зданий, канавы, бордюры. При появившейся первой возможности требуется спрятаться в подземном переходе либо подъезде дома, где дождаться завершения перестрелки.

Присутствие рядом ребенка обязывает в первую очередь принять меры по обеспечению его безопасности, при необходимости нужно прикрыть малыша собственным телом. Если стрельба застала во время нахождения дома, требуется укрыться в ванной комнате (во избежание рикошета) и, улегшись на пол, прикрыв голову руками для большей безопасности, дождаться окончания стрельбы.

Поведение в толпе во время давки

Поведение при угрозе террористического акта должно быть хладнокровным, нельзя поддаваться общей панике, охватывающей большинство людей. Поэтому желательно избегать значительных скоплений народа, игнорируя в данном случае собственное любопытство. Не рекомендуется присоединяться к митингующим. Если начались массовые беспорядки и давки просто не избежать, нужно позволить толпе нести себя, потихоньку пытаясь выбраться из ловушки. Важно в этой ситуации устоять на ногах и двигаться, ставя ногу максимально высоко и на полную стопу. Увеличить окружающее пространство поможет глубокий вдох и разведенные в стороны руки, чуть согнутые в локтях. Делается это для избегания сдавливания грудной клетки. Действия при угрозе террористического акта должны быть скоординированными, четкими, направленными на спасение собственной жизни и сохранение безопасности окружающих.

Действия при падении в давке

Если давка принимает угрожающий характер, нужно освободиться от любой ноши (если таковая имеется). При падении требуется как можно быстрее встать на ноги, чтобы не быть раздавленным толпой. При этом не следует опираться на руки, лучше постараться на мгновение встать на носочки и, резко оттолкнувшись от земли, «вынырнуть». Если не получается подняться, правила поведения при угрозе террористического акта рекомендуют свернуться клубком, защитив голову предплечьями и закрыв ладонями затылок.

Если произошел захват заложников

Захват заложников может произойти в любом месте: транспорт, улица, помещение. В сложившейся ситуации, как учит памятка при угрозе террористического акта, важно не привлекать к себе внимание и не смотреть агрессорам в глаза. Параллельно с этим нужно постараться незаметно снять все ювелирные украшения, а женщинам в коротких юбках желательно прикрыть оголенные части ног.

Можно попытаться отвлечься от происходящего, например, чтением или разгадыванием кроссвордов. Поведение при угрозе террористического акта должно быть обдуманным, каждое движение хорошо взвешенным. Лишним будет ненужное проявление смелости и героизма, направленное на разоружение бандитов и попытку выбраться из ловушки. Это только может их разозлить и спровоцировать на негативные действия.

При захвате транспорта не рекомендуется:

  • передвигаться по салону;
  • открывать без разрешения террористов сумки;
  • реагировать на вызывающее поведение агрессоров.

При попытке штурма спецслужбами требуется лечь на пол между кресел и оставаться в таком положении до конца операции. После освобождения желательно немедленно покинуть автобус, так как существует возможность его минирования и взрыва.

Как вести себя один на один с захватчиками

Памятка при угрозе террористического акта гласит: если человек оказался в заложниках, то должен соблюдать спокойствие, исключить панику и истерику во избежание усугубления и без того накаленной ситуации, которая может спровоцировать террористов на применение оружия. Нельзя спорить с захватчиками, возражать им, лучше спокойно выполнять все их требования, стараясь не смотреть агрессорам в глаза - нервные личности воспринимают это как вызов. Нужно быть настроенным на использование преступниками лицевых повязок, кляпов, наручников и веревок. Любое действие (попить, выйти в туалет, встать или сесть) требуется согласовывать с агрессорами. Это уменьшит угрозу для жизни собственной и окружающих. Любые унижения, оскорбления и лишения в данной ситуации лучше перетерпеть. При возможном ранении требуется максимально ограничить себя в движении во избежание потери крови. Нужно быть внимательным, стараясь запомнить приметы захватчиков, имена, прозвища, татуировки и шрамы, особенности манеры поведения. Правила при угрозе террористического акта рекомендуют обращать внимание на малейшие детали, так как любая мелочь способна помочь расследованию.

При работе спецслужб по освобождению требуется оставаться на полу, прикрывая голову руками, и держаться как можно дальше от дверей и окон. Нельзя выбегать навстречу спецслужбам, которые могут ошибочно принять бегущего за преступника.

Поведение человека, ставшего заложником у террористов

Любой человек по стечению обстоятельств может стать заложником, превратившись в средство для достижения преступных целей: это могут быть политические требования либо выкуп.

На кону в данном случае стоит человеческая жизнь, становящаяся предметом усиленного торга. При захвате в заложники важно помнить о том, что обращение с пленным напрямую зависит от поведения последнего. Поэтому нужно:

  • держать себя в руках, стараясь сохранять самообладание;
  • не сопротивляться, чтобы не повлечь жестокость по отношению к себе;
  • быть настороженным, пытаясь сосредоточиться на звуках, движениях;
  • заняться умственными упражнениями, чтобы не дать ослабнуть сознанию: постоянно тренировать память, вспоминая исторические даты, номера телефонов, имена и фамилии знакомых;
  • заниматься физическими упражнениями, если позволяет пространство и состояние;
  • быть готовым к неудобствам: отсутствию туалета, недостатку в воде и пище, плохим условиям содержания;
  • следить за личной гигиеной, за собой и не опускать руки от бессилия;
  • быть готовым объяснить наличие имеющихся документов, номеров телефонов.

Если заложник имеет проблемы со здоровьем, необходимо сообщить об этом охранникам и при необходимости просить оказания медицинской помощи, а также лекарственных препаратов.

Только не паниковать! Надежда на спасение всегда есть

В случае предоставления возможности телефонного разговора с родственниками не плакать, не кричать, не истерить! Стараться говорить спокойно и по делу. Нужно попытаться наладить контакт с охранниками, объяснив, что вы такой же человек, как и они, имеющий детей и семью.
Если охранники не идут на контакт, нужно разговаривать как бы самому с собой, напевая вполголоса либо читая вслух. Нельзя теряться во времени, поэтому желательно вести его счет, отмечая при помощи подручных предметов (например, спичек или камешков) на стене прошедшие дни.

Ни в коем случае не стоит падать духом и терять надежду: чем больше пройдет времени – тем больше вероятность спастись.

Другие статьи

Материал по теме: Памятка - quot; Действия при угрозе террористического акта - quot

Материал по теме:
Памятка "Действия при угрозе террористического акта"
Предварительный просмотр:

Действия при угрозе террористического акта

В современном мире необходимо уметь ориентироваться и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, а также научиться обеспечивать условия, способствующие расследованию преступлений. И учителя, и дети, и их родители должны хорошо представлять свое поведение в экстремальных ситуациях, психологически быть готовыми к самозащите.

Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством

В последнее время нередки случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы находят в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах.

Как себя вести в таких случаях? Какие действия предпринять?

*Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в данном месте, не оставляйте этот факт без внимания.

*Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).

*Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.

*Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.

Во всех перечисленных случаях:

- Не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;

-Зафиксируйте время его обнаружения;

-Постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;

-Обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным свидетелем).

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т. п.

Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, - это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

при получение информации об эвакуации

Сообщение об эвакуации может поступить не только в случае обнаружения взрывного устройства и ликвидации последствий террористического акта, но и при пожаре, стихийном бедствии и т. п.

Получив сообщение от представителей властей или правоохранительных органов о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте их команды.

Если вы находитесь в квартире, действуйте следующим образом:

возьмите личные документы, деньги, ценности;

отключите электричество, воду и газ;

окажите помощь в эвакуации пожилых и тяжелобольных людей;

обязательно закройте входную дверь на замок - это защитит квартиру от возможного проникновения мародеров.

Не допускайте паники, истерики и спешки. Помещение покидайте организованно.

Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.

Поведение в толпе

Избегайте больших скоплений людей.

Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.

Если оказались в толпе, позвольте ей "нести" вас, но попытайтесь из нее выбраться.

Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.

Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.

Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.

Не держите руки в карманах.

Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.

Если вас захватили в заложники

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т. п.

Во всех случаях ваша жизнь становится предметом торга для террористов.

Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.

Если вы оказались в заложниках, не пытайтесь оказывать сопротивление, не проявляйте ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита или прорваться к выходу или окну.

Неожиданное движение или шум могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать применение оружия и привести к человеческим жертвам.

Будьте готовы к применению террористами кляпов, наручников или веревок, повязок на глаза.

Переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не ведите себя вызывающе.

Если вас заставляют выйти из помещения, говоря, что вы взяты в заложники, не сопротивляйтесь.

При необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерики и паники.

В случае когда необходима медицинская помощь, говорите спокойно и кратко, не нервируя бандитов, ничего не предпринимайте, пока не получите разрешение.

Помните: ваша цель - остаться в живых!

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, разговоры и т. п.

Помните, что получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и сделают все необходимое для вашего освобождения.

Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

*лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, т.к. они могут принять вас за преступника;

*если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

*Сохраняйте спокойствие и самообладание. Постарайтесь понять, что происходит.

*Решение оказать сопротивление или отказаться от этого должно быть взвешенным и соответствовать опасности, исходящей от террористов.

*Сопротивление может повлечь еще большую жестокость.

*Будьте настороже. Сосредоточьте внимание на звуках, движениях и т. п.

*Займитесь умственными упражнениями.

*Будьте готовы к "спартанским" условиям жизни (неадекватной пище и условиям проживания, неадекватным туалетным удобствам).

*Если есть возможность, обязательно соблюдайте правила личной гигиены.

*При наличии проблем со здоровьем сообщите об этом охранникам, при необходимости просите об оказании медицинской помощи или предоставлении лекарств.

*Будьте готовы ответить на вопросы о наличии у вас каких-либо документов, номеров телефонов и т.

*Не давайте ослабнуть своему сознанию. Разработайте программу возможных упражнений (как умственных, так и физических). Постоянно тренируйте память: вспоминайте исторические даты, фамилии, и т.п.

*Насколько позволяют силы и пространство помещения, занимайтесь физическими упражнениями. *Спросите у охранников, можно ли читать, писать, пользоваться средствами личной гигиены и т.п.

*Если вам дали возможность поговорить с родственниками по телефону, держите себя в руках, не плачьте, не кричите, говорите коротко и по существу. Попробуйте установить контакт с охранниками. Объясните им, что вы тоже человек. Покажите им фотографии членов вашей семьи. *Не старайтесь обмануть их.

*Если охранники на контакт не идут, разговаривайте как бы сами с собой, читайте вполголоса стихи или пойте.

Обязательно ведите счет времени, отмечая с помощью спичек, камешков или черточек на стене прошедшие дни.

Если вы оказались запертыми в каком-либо помещении, постарайтесь привлечь чье-либо внимание: разбейте оконное стекло и позовите на помощь, при наличии спичек подожгите бумагу и поднесите ближе пожарному датчику и т. п. Никогда не теряйте надежду на благополучный исход. Помните, чем больше времени пройдет, тем больше у вас шансов на спасение.

Памятки по безопасности для обучающихся

Безопасность учащихся - одно из важнейших условий нахождения ребенка в образовательном учреждении.

Профилактика опасных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах

Прежде чем выйти из квартиры (дома), посмотрите в глазок и убедитесь, что на площадке (около двери) нет посторонних, в противном случае переждите.

Никогда не заходите в лифт с незнакомцами, а также в подъезд или на лестничную площадку, если там находятся подозрительные люди.

Если на вас напали в лифте, постарайтесь нажать кнопку "Вызов диспетчера", но не кричите, особенно в тех случаях, когда не уверены, что поблизости есть люди, способные помочь.

Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые старше вас, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, играют в азартные игры и т.п.

*Никогда не садитесь в машину с незнакомыми людьми.

*Не выносите на улицу дорогие вещи, если около дома нет старших.

*Не носите с собой ценности, деньги (без особой на то необходимости).

*Не лазайте по подвалам, чердакам, крышам.

*Гуляя на улице, старайтесь держаться поближе к своему дому, находиться в знакомой компании. Последнее условие обязательно, если вы уходите далеко от дома, особенно в чужой район, на дискотеку, рынок, в магазин, на концерт и т.п. При этом желательно, чтобы взрослые знали, где вы находитесь.

Призыв о помощи - это не свидетельство трусости, а необходимое средство самозащиты, иногда - спасение.

Если вы попали в западню (нападающих больше, они явно сильнее, поблизости нет никого, кто мог бы прийти на помощь) - лучше отдайте деньги или вещь, которую от вас требуют. Помните, что ваша жизнь и здоровье дороже всего.

Если вас начинают преследовать, идите (бегите) туда, где много людей, больше света (ночью) и т.д.

Никогда не играйте в азартные игры, особенно на деньги.

В целях профилактики похищений старайтесь:

не оставаться в одиночестве, особенно на улице, по пути в школу и обратно с места досуга;

чаще менять маршруты своего движения в школу, магазин, к друзьям и т. д.;

никогда не заговаривать с незнакомыми, а тем более чем-то подозрительными людьми;

не садиться в чужие машины, не ездить с незнакомыми людьми;

всегда ставить в известность родственников о том, куда и когда вы направляетесь, где и как долго собираетесь быть, когда и каким путем будете возвращаться (если есть возможность, сообщите номер телефона, иные координаты, по которым вас можно найти).

Инструкция по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях для педагогического состава, обслуживающего персонала и учащихся

Инструкция по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях для педагогического состава, обслуживающего персонала и учащихся


Настоящая инструкция позволяет администрации школы и педагогам правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить условия, способствующие расследованию преступлений правоохранительными органами.


Часть 1. Действия сотрудников школы при возникновении угрозы совершения террористического акта в здании образовательного учреждения и на его территории


1. Действия при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством


1.1. В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщить о случившемся администрации школы, в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России по Тюменской области.

1.2. Не следует самостоятельно предпринимать никаких действий со взрывными устройствами или подозрительными предметами — это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!
1.3. Необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств часто используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

1.4. Не трогать, не вскрывать и не передвигать находку.

1.5. Зафиксировать время обнаружения находки.

1.6. Сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки.
1.7. Обязательно дождаться прибытия оперативно-следственной группы, так как вы являетесь самым важным очевидцем.
1.8. До прибытия оперативно-следственной группы находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета (см. приложение) и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.
Приложение
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством

Граната 200 метров

Тротиловая шашка 100 метров

Пивная банка (0,33 л.) 100 метров

Мина МОН–50 100 метров

Чемодан (кейс) 250 метров

Дорожный чемодан 350 метров

Легковой автомобиль 600 метров

Микроавтобус 900 метров

Грузовая автомашина (фургон) 1500 метров

1.9. В случае необходимости, а также по указанию правоохранительных органов и спецслужб руководителю образовательного учреждения или лицу, его заменяющему, следует подать команду для осуществления эвакуации личного состава согласно плану эвакуации.

1.10. Заместителю директора школы по АХР обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников подразделений министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации.

2. Действия при поступлении угрозы по телефону

2.1. При поступлении угрозы немедленно доложите об этом директору школы или лицу, его замещающему, для принятия соответствующих мер и сообщения о поступившей угрозе в правоохранительные органы и в департамент образования Тюменской области.

2.2. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

2.3. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

2.4. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:

— голос (громкий или тихий, низкий или высокий);

— темп речи (быстрый или медленный);

— произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, «шепелявое», наличие акцента или диалекта);

— манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями).

2.5. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или

радиоаппаратуры, голоса и др.).

2.6. Отметьте характер звонка (городской или междугородный).

2.7. Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

2.8. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

— куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

— какие конкретно требования он выдвигает?

— выдвигает требования лично он, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?

— на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?

— как и когда с ним (с ними) можно связаться?

— кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

2.9. Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

2.10. Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству школы, если нет, то немедленно после его окончания.

3. Действия при поступлении угрозы в письменной форме

3.1. После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

3.2. Постарайтесь не оставлять на документе отпечатков своих пальцев.

3.3. Вскрытие конверта, в который упакован документ, производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

3.4. Сохраните документ с текстом, конверт и любые вложения в него, упаковку.

3.5. Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа.

3.6. Анонимные материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором дается их описание (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельств, связанных с распространением, обнаружением или получением материалов.

3.7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания. Такие материалы запрещается мять и сгибать. При написании резолюций и другой информации на сопроводительных документах не должно оставаться продавленных следов на анонимных материалах.

4. Действия при захвате заложников

4.1. При захвате заложников необходимо незамедлительно сообщить в правоохранительные органы о сложившейся в школе ситуации.

4.2. В ситуации, когда проявились признаки угрозы захвата в заложники вас, постарайтесь избежать попадания в их число. С этой целью немедленно покиньте опасную зону или спрячьтесь.

4.3. Спрятавшись, дождитесь ухода террористов и при первой возможности покиньте убежище. Исключением являются ситуации, когда вы оказались в поле зрения террористов или когда высока вероятность встречи с ними.

4.4. Не вступайте в переговоры с террористами по собственной инициативе.

4.5. Примите меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, МЧС, автомашин скорой медицинской помощи.

4.6. По прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД окажите помощь в получении интересующей их информации.
4.7. При необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не спорьте с террористами.

4.8. Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

4.9. Перенося лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе.
4.10. При необходимости совершить то или иное действие (сесть, встать, попить, сходить в туалет), спрашивайте разрешение.

4.11. Если вы ранены, то постарайтесь не двигаться. Этим вы сократите потерю крови.

4.12. Помните: ваша цель — остаться в живых.

4.13. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

4.14. Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.

4.15. Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

— лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

— ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;
— если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

5. Действия при стрельбе

5.1. Если вы услышали стрельбу на улице, не стойте у окна, даже если оно закрыто занавеской.

5.2. Передвигаясь по помещению во время стрельбы, не поднимайтесь выше уровня подоконника.

5.3. Не разрешайте школьникам входить в класс, со стороны которого слышны выстрелы.

5.4. Если стрельба застала вас на улице, ложитесь на землю и постарайтесь отползти за укрытие (угол здания, клумба, остановка). Если такового поблизости нет, закройте голову руками и лежите смирно. Когда все утихнет, вы сможете подняться и, изменив маршрут, добраться до места назначения.

6. Действия при взрыве здания

6.1. Если произошел взрыв, нужно немедленно лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи стеклянных шкафов, витрин и окон.

6.2. Если здание стало рушиться, то укрыться можно под главными стенами, потому что гибель чаще всего несут перегородки, потолки и люстры.

6.3. Если здание «тряхнуло», не надо выходить на лестничные клетки, касаться включенных электроприборов.

6.4. Оказавшись в темноте, не стоит тут же зажигать спички, т.к. могла возникнуть утечка газа.

6.5. Выходить из здания следует прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице. При этом необходимо пригнуться, прикрыть голову руками, поскольку сверху могут посыпаться обломки и стекла.

6.6. Оказавшись на улице, нужно отойти от здания. При этом необходимо следить за карнизами и стенами, которые могут рухнуть. Важно быстро сориентироваться на местности, т.к. при обрушении дома поднимается густая туча пыли, которая может вызвать панику.


7. Особенности террористов-смертников и действия при их угрозе

7.1. Характерными признаками террористов-смертников являются их неадекватное поведение;

неестественная бледность, некоторая заторможенность реакций и движений, вызванные возможной передозировкой транквилизаторов или наркотических веществ; желание уклониться от камер видеонаблюдения (попытка опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека).

7.2. Террорист, как правило, имеет при себе мобильный телефон для связи с руководителем в случае возникновения трудностей. Поскольку террористы чаще всего не являются жителями Москвы, они, как правило, неуверенно ориентируются на местности и не отличаются хорошими навыками владения мобильными телефонами, карточками метрополитена и турникетами при входе в наземный транспорт.

7.3. Национальность исполнителя-смертника для организаторов террористических акций принципиальной роли не играет. Между тем анализ последних проявлений терроризма на территории России показывает стремление использовать в этих целях представителей отдаленных сельских поселений южных регионов страны.
7.4. При совершении теракта смертники одеваются в одежду, характерную для данной местности. Тем не менее в их одежде, поведении присутствует ряд характерных признаков. Женщины имеют головной убор, при этом возможен не только традиционный глухой платок, но и легкие косынки или бейсболки. В летнее время одежда террориста-смертника не соответствует погоде, поскольку является чересчур просторной, т.к. предназначена для сокрытия на теле взрывного устройства.

7.5. Будьте осторожны! Если смертник почувствует внимание окружающих, он может привести взрывное устройство в действие незамедлительно. Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих, старайтесь соблюдать спокойствие и, не привлекая внимания подозрительного вам человека, сообщить о нем в административные или правоохранительные органы либо в службы безопасности.


8. Действия при угрозе химического или биологического терроризма

8.1. При обнаружении или установлении фактов применения химических и биологических веществ в образовательном учреждении или на его территории необходимо немедленно сообщать об этом руководителю учреждения или лицу, его замещающему, в правоохранительные органы и в органы ГО и ЧС.

8.2. В случае реального поражения химическим веществом пострадавшего следует немедленно вывести (вынести) на свежий воздух и оказать ему первую медицинскую помощь: обеспечить тепло и покой, при необходимости — промывание желудка, кислородное или искусственное дыхание, прием необходимых медицинских препаратов, после чего направить пострадавшего в медицинское учреждение. Эти мероприятия проводит санитарное звено формирования ГО под руководством медицинского работника школы.
8.3. При угрозе эпидемии или воздействия биологических агентов необходимо максимально сократить контакты с другими людьми, прекратить посещение общественных мест, не выходить без крайней необходимости на улицу. Выходить можно только в средствах индивидуальной защиты, хотя бы простейших, таких как ватно-марлевые повязки, наглухо застегнутая верхняя одежда с капюшоном, сапоги и перчатки.


9. Действия при получении информации об эвакуации

9.1. Получив сообщение от администрации школы о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте мероприятия, предусмотренные планом эвакуации учащихся и сотрудников.

9.2. Возьмите личные документы, деньги и ценности.

9.3. Окажите помощь в эвакуации тем, кому это необходимо.

9.4. Обязательно закройте на замок двери кабинетов, в которых находится ценная документация и дорогостоящее имущество — это защитит кабинет от возможного проникновения мародеров.
9.5. Не допускайте паники, истерики и спешки. Помещение покидайте организованно, согласно схеме путей эвакуации.
9.6. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.
9.7. Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.

Часть 2. Мероприятия по предупреждению террористических актов в школе


1. Руководящему составу школы и всем педагогам (учителям, воспитателям, преподавателям) знать самим и довести до сведения обучающихся в части их касающейся требования руководящих документов по предупреждению и борьбе с терроризмом, таких как Закон РФ «О борьбе с терроризмом», Постановление Правительства РФ № 1040 «О мерах по противодействию терроризму», письма Министерства образования от 21.09.99, от 28.10 99, от 01.02.2000, Распоряжения премьера правительства Москвы по вопросам борьбы с терроризмом и ликвидации последствий террористических актов, Приказы Департамента образования города Москвы по вопросам предупреждения и предотвращения террористических актов и обеспечению безопасности в образовательных учреждениях.

2. Заместителю директора по воспитательной работе и классным руководителям необходимо включать в годовые и месячные планы воспитательной работы проведение таких мероприятий, как встречи обучающихся, педагогов и всех сотрудников учреждения с сотрудниками правоохранительных органов (ФСБ, МВД, прокуратуры), вечера, диспуты и беседы на темы: «Сущность патриотизма и его проявление в наше время», «Дисциплинированность и бдительность — в чем выражается их взаимосвязь?», «Сущность терроризма», «Молодежные экстремистские организации и их опасность для общества», «Как террористы и экстремисты могут использовать подрост-ков и молодежь в своих преступных целях?» и др.

3. Классным руководителям и всем педагогам предупреждать, выявлять и решительно пресекать факты недисциплинированного поведения отдельных обучающихся, вовлечения их в экстремистские организации и реакционные религиозные секты. Взаимодействовать по этим вопросам с сотрудниками правоохранительных органов, а также с родителями обучающихся, использовать авторитет и влияние коллективов обучающихся, их общественные органы.

4. Заместителю директора по безопасности ежегодно планировать занятия по вопросам противодействия терроризму с сотрудниками учреждения в системе обучения по гражданской обороне, преподавателю-организатору ОБЖ — в рамках дисциплин ОБЖ.


Часть 3. Мероприятия по предотвращению террористических актов в здании школы и на ее территории


1. Заместителям директора школы по безопасности и административно-хозяйственной работе содержать в порядке чердачные, подвальные и подсобные помещения, запасные выходы из здания школы, которые должны быть закрыты и опечатаны. Опечатанными должны быть также пожарные краны, огнетушители и электрощиты. Ежедневно осуществлять контроль состояния этих объектов. Следить за освещением территории учреждения в темное время.

2. Заместителям директора школы по воспитательной и учебно-воспитательной работе не реже одного раза в неделю проверять состояние учебных помещений (классов, кабинетов, учебных мастерских, музея, актового зала). Контролировать выдачу ключей от учебных помещений педагогам и сдачу ключей после окончания занятий.
3. Постоянному составу школы прибывать на свои рабочие места за 15 минут до начала занятий с целью проверки их состояния на предмет отсутствия посторонних и подозрительных предметов, а также для подготовки их к занятиям (работе).

4. Педагогам, проводящим занятия в незакрепленных за ними учебных помещениях (классах, кабинетах и др.), расписываться в получении и сдаче ключей от них в специальной книге. Контролировать уборку учебного помещения после окончания занятий.

5. Обучающимся прибывать в школу заблаговременно с целью своевременной подготовки к началу занятий. Дежурному педагогу и обучающимся дежурной группы своевременно, за 20 минут, прибывать на свои рабочие места и готовить их к работе (знакомиться с инструкциями для дежурных, выявлять посторонние и подозрительные предметы).

6. Заместителю директора школы по безопасности ежегодно планировать и проводить командно-штабные учения с руководящим составом учреждения и должностными лицами ГО, а также тренировки со всем личным составом школы по действиям при возникновении угрозы совершения террористического акта в помещениях и на территории учреждения. Готовить и представлять директору предложения по приобретению средств индивидуальной защиты (СИЗ), приборов химической и радиационной защиты, ауди-, видео- и компьютерной техники и учебных материалов к ней, учебно-методической литературы и наглядных пособий по вопросам противодействия терроризму и обеспечения безопасности обучающихся и сотрудников.

7. Дежурному педагогу:

— инструктировать обучающихся дежурной группы;

— не пропускать в помещения школы посетителей с подозрительной ручной кладью (тяжелые сумки, ящики, большие свертки и т.д.);

— составлять списки сотрудников и обучающихся, несвоевременно прибывающих на работу и на занятия, и представлять их заместителю директора учреждения по учебно-воспитательной работе для принятия соответствующих мер.

8. Дежурному охраннику:

— при пропуске на территорию учреждения автотранспортных средств проверять соответствующие документы и характер ввозимых грузов;

— особое внимание уделять проверке документов и выявлению целей прибытия посетителей, делать соответствующие записи в книге посетителей;

— ограничить пропуск в здание школы родственников и знакомых обучающихся (пропускать только после разрешения дежурного администратора);

— держать входные двери здания свободными для входа и выхода во время массового (общего) прибытия сотрудников и обучающихся на работу и занятия и убытия их после окончания работы и занятий. В остальное время суток входные двери должны находиться в запертом состоянии и открываться охранником по звонку прибывшего;
— после окончания рабочего дня регулярно обходить и проверять внутренние помещения образовательного учреждения и каждые два часа обходить территорию учреждения, обращая внимание на посторонние и подозрительные предметы;

— о всех обнаруженных нарушениях немедленно докладывать руководителю учреждения, дежурному администратору и своим непосредственным начальникам в охранном предприятии.

9. Каждый сотрудник и обучающийся школы обязан при обнаружении недостатков и нарушений, касающихся обеспечения безопасности в учреждении, незамедлительно сообщить об этом директору школы или его заместителю по безопасности.


Часть 4. Как выявить террористов?


1. Признаки подготовки теракта

Следует обращать внимание на использование помещений школы, особенно подвалов. Перемещение и складирование в них предметов, которые, как вам кажется, не должны находиться в данном месте в это время, вызывает обоснованные подозрения (например, хранение больших партий мешков с сыпучими веществами). Террористы и их пособники обычно стараются осуществлять подобные действия в вечернее и ночное время суток.

Помните, что внешний вид предмета может скрывать его истинное назначение. Террористы маскируют самодельные взрывные устройства под обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки и даже детские игрушки.
Не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов. Ваша задача — незамедлительно сообщить о своих подозрениях сотрудникам милиции или спецслужб.


2. Предварительное изучение объекта теракта


Организаторы террористических акций всегда предварительно изучают место совершения будущего теракта, для чего проводят видео- и фотосъемку, составляют схемы объекта и путей подхода к нему, пытаются получить данные о системе безопасности объекта, в том числе и через сотрудников охраны.
Автомобили с террористами никогда не останавливаются рядом с местом проведения теракта. В присутствии чужого водителя автотранспорта они стараются не разговаривать, а в случае необходимости обходятся общими фразами исключительно на родном языке.


Часть 5. Телефоны экстренного реагирования

Дежурный отдела ФСБ __________

Дежурный по УВД __________ или 02

Оперативный дежурный ГУ ГО и ЧС __________ или 01

Департамент образования и науки Тюменской области (3452) 45-34-46; 25-74-59.

Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в территориальные органы ФСБ или МВД по месту жительства либо по телефону доверия.


Заключение
Террористы — это особо опасные преступники. Они разрабатывают и применяют различные средства террористической деятельности, в том числе предполагающие использование отравляющих химических веществ и биологических средств (агентов). Поэтому только постоянное проявление наблюдательности, высокой бдительности и дисциплинированности, строгое соблюдение требований данной инструкции каждым сотрудником и обучающимся могут предупредить и предотвратить террористические акты и другие преступления в школе и на ее территории, обеспечить безопасность школьников и персонала во время их нахождения в образовательном учреждении.

Похожие работы:

Для предупреждения и предотвращения террористических актов в здании школы и на прилегающей территории разработана «Инструкцияпопротиводействиютерроризму».

чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам. Основы противодействиятерроризму и экстремизму.

. Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» «Психолого-педагогическая и социальная.

к проблеме последствий экстремальныхситуацийдля детей, диагностике данных состояний и работе по коррекции последствий ПТСР. группы по борьбе с терроризмом или по охране правопорядка, одетые в форму сотрудников Красного Креста, обслуживающегоперсонала.

Основная образовательная программа

от чрезвычайных ситуаций. Основы противодействиятерроризму и экстремизму в Российской Федерации Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества.

от чрезвычайных ситуаций. Основы противодействиятерроризму и экстремизму в Российской Федерации Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества.