Руководства, Инструкции, Бланки

образец донесение о дтп img-1

образец донесение о дтп

Рейтинг: 4.8/5.0 (1900 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Распоряжение Федерального дорожного агентства от 20 февраля 2016 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Распоряжение Федерального дорожного агентства от 20 февраля 2016 г. N 255-р "О представлении информации о состоянии автомобильных дорог общего пользования федерального значения, дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях на них"

Обзор документа

Распоряжение Федерального дорожного агентства от 20 февраля 2016 г. N 255-р "О представлении информации о состоянии автомобильных дорог общего пользования федерального значения, дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях на них"

В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374, во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказа Минтранса России от 19 июля 2005 г. N 84 "Об информационном обеспечении при чрезвычайных ситуациях и происшествиях в транспортном комплексе, геодезии и картографии", в целях получения информации о состоянии автомобильных дорог федерального значения и принятия оперативных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на них:

1. Утвердить Положение об информационном взаимодействии и информировании населения о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог общего пользования федерального значения, дорожно-транспортных происшествиях и возникновении чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения (далее - Положение) согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Руководителям федеральных казенных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, руководствоваться требованиями Положения .

3. Признать утратившим силу распоряжение Федерального дорожного агентства от 11 июня 2010 г. N 395-р "О порядке представления информации о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог федерального значения".

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя А.А. Костюка.

Приложение
к распоряжению Федерального дорожного агентства
от 20 февраля 2016 г. N 255-р

Положение
об информационном взаимодействии и информировании населения о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог общего пользования федерального значения, дорожно-транспортных происшествиях и возникновении чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения

Настоящее Положение определяет порядок информационного обмена между Ситуационным центром Росавтодора (далее - СЦОМ Росавтодора) и подведомственными Росавтодору федеральными казенными учреждениями (далее - ФКУ) в области мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также о дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП), перерывах, ограничениях движения автотранспорта, чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС), произошедших на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.

I. Общие положения 1. Основные понятия (термины и определения)

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, на определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств; к нарушению производственного или транспортного процесса; а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Аварийность - показатель безопасности дорожного движения в виде абсолютного числа ДТП, числа погибших и раненых или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени.

Безопасность движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий.

ДТП - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Дорожные сооружения - сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин и обвалов и др.), элементы обустройства дорог (остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров), площадки отдыха, специальные площадки для остановки или стоянки автомобилей и т.д.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Опасное природное явление - гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб.

Ограничение движения - временное запрещение движения по дороге отдельных типов транспортных средств, осуществляемое в установленном порядке.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Перерыв движения - прекращение движения автомобилей по дороге продолжительностью более 1 часа.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества, государства и природе.

Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭСАД) - комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки, обеспечивающих ее потребительские свойства.

Территориальный ситуационный центр подведомственного Росавтодору федерального казенного учреждения (ТСЦ ФКУ) - структурное подразделение подведомственного Росавтодору федерального казенного учреждения, предназначенное для непрерывного контроля транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и диспетчеризации хода выполнения дорожных работ.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

II. Мероприятия, проводимые в целях предупреждения и ликвидации ЧС 1. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности

В режиме повседневной деятельности ФКУ отвечают за проведение следующих мероприятий:

оказание методической помощи подрядным организациям в организации работы ТСЦ;

определение совместно с подрядными организациями опасных участков автомобильных дорог и объездных маршрутов для них;

разработку перечня мероприятий по обеспечению свободного проезда по опасным участкам автомобильных дорог при ухудшении дорожной обстановки;

подбор площадок (участков дорог) для временных стоянок автотранспорта в период действия опасных метеорологических явлений;

разработку и согласование с территориальными органами Госавтоинспекции порядка совместных действий при введении временного ограничения или прекращения дорожного движения;

организацию взаимодействия ФКУ и подрядных организаций с органами власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами МЧС России, МВД России и Росгидромета.

2. Мероприятия, проводимые в режиме угрозы возникновения ЧС

В режиме угрозы возникновения ЧС ФКУ отвечают за проведение следующих мероприятий:

информирование местных, региональных и федеральных (при наличии соответствующих представительств) средств массовой информации (далее - СМИ) о ситуации, складывающейся на дороге, и принятых мерах;

своевременное информирование пользователей об угрозе возникновения ЧС на автомобильных дорогах;

контроль за приведением в готовность дорожной техники подрядных организаций, ее выдвижением на участки автомобильных дорог, проведением иных предупредительных мероприятий;

оценку обстановки на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения;

направление оперативных групп на участки дорог для уточнения обстановки, степени опасности сложившейся ситуации для дорожного движения;

организацию надежной и устойчивой связи с оперативными группами;

уточнение порядка взаимодействия с территориальными органами Госавтоинспекции и МЧС России.

3. Мероприятия, проводимые при возникновении опасных метеорологических явлений

При возникновении опасных метеорологических явлений ФКУ отвечают за проведение следующих мероприятий:

приведение в готовность (при необходимости - привлечение) дополнительных сил и средств подрядных организаций, а также других сторонних организаций, не попадающих в зону действия опасных метеорологических явлений, в целях реагирования на чрезвычайную ситуацию в случае ее возникновения;

информирование о складывающейся ситуации и принятых мерах СМИ, автотранспортных предприятий и подведомственных Росавтодору ФКУ, расположенных в соседних регионах Российской Федерации (согласно приложению N 11 к настоящему Положению);

оценку дорожной обстановки на основании докладов руководителей подрядных организаций, оперативных групп, информации территориальных органов МЧС России и Госавтоинспекции;

контроль деятельности руководителей подрядных организаций по реагированию на возникновение опасных метеорологических явлений;

принятие решения об ограничении или прекращении движения на участке дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения на основании соответствующего запроса подрядной организации, оперативной группы ФКУ или в результате собственной оценки обстановки;

введение ограничения на пропуск транспорта на опасный участок дороги при взаимодействии с территориальными органами Госавтоинспекции и оповещение пользователей автомобильной дорогой о сложившейся обстановке;

осуществление информационного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Госавтоинспекции и МЧС России.

4. Мероприятия, проводимые при возникновении ЧС

При возникновении ЧС ФКУ отвечают за проведение следующих мероприятий:

реализацию плана действий ФКУ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

информирование местных, региональных и федеральных (при наличии соответствующих представительств) средств массовой информации (далее - СМИ) о складывающейся обстановке и принятых мерах;

своевременное и регулярное информирование пользователей о состоянии проезда по автомобильным дорогам;

контроль деятельности подрядных организаций, направленной на ликвидацию последствий ЧС, при необходимости - оказание помощи в организации работы;

оценку обстановки с представлением в СЦОМ Росавтодора донесения о складывающейся обстановке, проводимых и планируемых мероприятиях по реагированию на ЧС;

направление оперативных групп на участки дорог, на которых возникла ЧС;

уточнение возможного характера развития событий, степени опасности для дорожного движения;

взаимодействие с Комиссиями субъектов Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, территориальными органами Госавтоинспекции и МЧС России;

участие в проведении аварийно-восстановительных работ в целях ликвидации ЧС природного или техногенного характера на участке дороги.

III. Источники информации

Источниками информации о ТЭСАД общего пользования федерального значения, ДТП и возникновении (риске возникновения) ЧС на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения являются:

территориальные органы МВД России;

территориальные органы МЧС России;

территориальные органы Росгидромета;

пользователи автомобильных дорог;

В целях своевременного получения достоверной и полной информации о возможных неблагоприятных (опасных) метеорологических явлениях, рисках возникновения ЧС руководство ФКУ организует информационное взаимодействие с территориальными органами МЧС России, МВД России и Росгидромета.

IV. Сроки и формы донесений

Руководители ФКУ отвечают за своевременное представление в СЦОМ Росавтодора всей достоверной информации о состоянии автомобильных дорог общего пользования федерального значения, мерах по предупреждению и ликвидации ЧС, полученной от территориальных органов МЧС России, МВД России и Росгидромета, а также от подрядных дорожных организаций в части, касающейся их сферы деятельности, в сроки и по формам согласно приложениям N 1-10 к настоящему Положению. Доклад информации осуществляется от ТСЦ в СЦОМ Росавтодора.

В СЦОМ Росавтодора сообщается следующая информация:

о состоянии автомобильных дорог общего пользования федерального значения за прошедший суточный период докладывать - ежедневно к 8:00 (мск) (согласно приложению N 2 к настоящему Положению);

о ДТП (в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647, и в соответствии с Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, введенными в действие приказом Федеральной дорожной службы России от 23 июля 1998 г. N 168) (согласно приложениям N 3. N 4 к настоящему Положению);

об оценке обстановки в случае угрозы возникновения ЧС на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения (приложение N 8 );

о привлечении сил и средств по обеспечению проезда по участкам автомобильных дорог, которые подверглись воздействию опасных метеорологических явлений (согласно приложению N 10 к настоящему Положению);

о возникновении на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения любых нештатных ситуаций, вызывающих прекращение (ограничение) движения транспортных средств или отклонение от штатного режима эксплуатации автомобильной дороги;

о возникновении ЧС, опасных метеорологических, геологических, гидрологических явлениях (в том числе о предупреждении "Шторм"), перерывах или ограничениях движения автотранспорта, ДТП с тяжкими последствиями, ДТП с рейсовыми автобусами (маршрутными такси), ДТП с участием дорожных служб, о прогнозе возникновения опасных природных явлений - немедленно (согласно приложениям N 1. N 4. N 5. N 6. N 7. N 8. N 9. N 10 к настоящему Положению);

о развитии ЧС, опасных метеорологических, геологических, гидрологических явлениях (в том числе о предупреждении "Шторм"), перерывах или ограничениях движения автотранспорта, ДТП с тяжкими последствиями, ДТП с рейсовыми автобусами (маршрутными такси), ДТП с участием дорожных служб, о прогнозе возникновения опасных природных явлений - через каждые 2 часа с момента первоначального доклада;

о мероприятиях по оценке разрушений участков автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, использовании материальных и технических средств при проведении аварийно-восстановительных работ (согласно приложению N 9 к настоящему Положению).

При возникновении ЧС дежурный диспетчер ТСЦ ФКУ докладывает об этом руководителю ФКУ, представляет донесение о возникновении ЧС в соответствии с табелем срочных донесений в территориальный орган МЧС России и в СЦОМ Росавтодора. В исключительных случаях, если сбор и передача информации по происшествию затруднено обстоятельствами непреодолимой силы - по мере сбора (получения) данных о происшествии и возможности их передачи.

V. Организация взаимодействия

Непосредственное взаимодействие и осуществление информационного обмена в режиме повседневного управления осуществляется СЦОМ Росавтодора и ТСЦ ФКУ.

Контактная информация дежурной смены СЦОМ Росавтодора:

дежурный: (495) 687-88-23, доп. 50-273 или 50-282;

тел./факс (495) 686-48-01; e-mail: cou@fad.ru;

помощник дежурного: (495) 687-14-67; e-mail: cou@fad.ru.

Приложение N 1
к Положению об информационном
взаимодействии и информировании
населения о транспортно-эксплуатационном
состоянии автомобильных дорог общего
пользования федерального значения,
дорожно-транспортных происшествиях и
возникновении чрезвычайных ситуаций на
автомобильных дорогах общего пользования
федерального значения, утвержденному
распоряжением Федерального дорожного
агентства от 20 февраля 2016 г. N 255-р

Критерии информации для немедленной передачи из ТСЦ ФКУ в СЦОМ Росавтодора

Описание обстановки (источник ЧС)

Коллективные отказы от работы и иные действия, дезорганизующие работу дорожных предприятий, а также массовые беспорядки, влияющие на безопасность движения и перевозок

Возникновение на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения любых нештатных ситуаций, вызывающих прекращение (ограничение) движения транспортных средств или отклонение от штатного режима эксплуатации автомобильной дороги

Приложение N 2
к Положению об информационном
взаимодействии и информировании
населения о транспортно-эксплуатационном
состоянии автомобильных дорог общего
пользования федерального значения,
дорожно-транспортных происшествиях и
возникновении чрезвычайных ситуаций на
автомобильных дорогах общего пользования
федерального значения, утвержденному
распоряжением Федерального дорожного
агентства от 20 февраля 2016 г. N 255-р

Донесение о состоянии автомобильных дорог общего пользования федерального значения и оперативной обстановке на них за "___" ___________ 201_ г.

Приложение N 3
к Положению об информационном
взаимодействии и информировании
населения о транспортно-эксплуатационном
состоянии автомобильных дорог общего
пользования федерального значения,
дорожно-транспортных происшествиях и
возникновении чрезвычайных ситуаций на
автомобильных дорогах общего пользования
федерального значения, утвержденному
распоряжением Федерального дорожного
агентства от 20 февраля 2016 г. N 255-р

Обобщенная информация
о дорожно-транспортных происшествиях
за ______________ 20__ г.

ДТП с пострадавшими

погибло (в т.ч. дети)

Пострадало (в т.ч. дети)

ДТП с тяжкими последствиями (5 и более погибших или не менее 10 пострадавших с учетом погибших);

ДТП с участием рейсовых автобусов (в том числе с участием школьных автобусов и маршрутных такси);

ДТП, одной из причин которого явились неудовлетворительные дорожные условия;

ДТП, связанные с нанесением ущерба автомобильной дороге.

Начальник ФКУ ___________________ ______________ __________________________________

(название ФКУ) подпись расшифровка

Приложение N 4
к Положению об информационном
взаимодействии и информировании
населения о транспортно-эксплуатационном
состоянии автомобильных дорог общего
пользования федерального значения,
дорожно-транспортных происшествиях и
возникновении чрезвычайных ситуаций на
автомобильных дорогах общего пользования
федерального значения, утвержденному
распоряжением Федерального дорожного
агентства от 20 февраля 2016 г. N 255-р

Донесение о дорожно-транспортном происшествии
на автомобильной дороге федерального значения

Дата и время (местное/мск) ДТП

(ДТП-Т) (ДТП-А) (ДТП-ДУ) (ДТП-М)

Приложение N 8
к Положению об информационном
взаимодействии и информировании
населения о транспортно-эксплуатационном
состоянии автомобильных дорог общего
пользования федерального значения,
дорожно-транспортных происшествиях и
возникновении чрезвычайных ситуаций на
автомобильных дорогах общего пользования
федерального значения, утвержденному
распоряжением Федерального дорожного
агентства от 20 февраля 2016 г. N 255-р

Донесение
о прогнозах опасных природных явлений и их возможного негативного воздействия на автомобильные дороги общего пользования федерального значения

Вид, время и дата опасного природного явления

Местоположение участка дороги км+ - км+

Прогнозируемое развитие обстановки на дороге

Привлечены силы и средства

Донесение подготовил: дежурный диспетчер

Примечание: при возникновении опасных природных явлений, информация о состоянии автомобильных дорог представляется в Ситуационный центр Росавтодора по электронной почте или факсу в период: с 8:00 до 20:00 - каждые 2 часа; в ночное время - по состоянию на 0:00 и 6:00 (мск).

Приложение N 9
к Положению об информационном
взаимодействии и информировании
населения о транспортно-эксплуатационном
состоянии автомобильных дорог общего
пользования федерального значения,
дорожно-транспортных происшествиях и
возникновении чрезвычайных ситуаций на
автомобильных дорогах общего пользования
федерального значения, утвержденному
распоряжением Федерального дорожного
агентства от 20 февраля 2016 г. N 255-р

Справка
об объемах разрушений автомобильных дорог федерального и регионального (межмуниципального) значения от паводка

на ____ (часов) _______ ___________ 20__ г.

Паводком подтоплению подверглось ________ км автомобильных дорог, которым было разрушено и повреждено __________ км автомобильных дорог. В результате выполненных работ восстановлено движение на ___________ км поврежденных автодорог, из них восстановлено до первоначального состояния ________ км.

Паводком разрушено и повреждено всего мостов _________ (шт.), в том числе полностью разрушено _________ (шт.) мостов. Невозможен проезд по _______ (шт.) поврежденным мостам. Проезд восстановлен по ________ мостам (шт.).

В настоящее время ведутся аварийно-восстановительные работы, на которых задействовано ___ ед. техники, ____ чел. рабочих.

На восстановительных работах использован следующий объем материалов (каменные материалы, песок и др.): ____________ .

Количество техники достаточно (или недостаточно) для проведения аварийно-восстановительных работ. Запасов строительных материалов достаточно (или недостаточно и чего) для выполнения аварийно-восстановительных работ.

Предварительный объем затрат для восстановления разрушенных и поврежденных дорог и искусственных сооружений _____________ млн руб.

Начальник ________________ _______________________________

Приложение N 10
к Порядку представления информации о
состоянии автомобильных дорог общего
пользования федерального значения, дорожно-
транспортных происшествиях и чрезвычайных
ситуациях на них, утвержденному
распоряжением Федерального дорожного
агентства от 20 февраля 2016 г. N 255-р

о привлечении сил и средств по обеспечению проезда по участкам автомобильных дорог, которые

подверглись воздействию опасных метеорологических явлений на _______ ___________ 20__ г.

Примечание: сводная информация представляется в 20:00 за день 8:00 за ночь.

Начальник ______________ __________________________

Приложение N 11
к Положению об информационном
взаимодействии и информировании
населения о транспортно-эксплуатационном
состоянии автомобильных дорог общего
пользования федерального значения,
дорожно-транспортных происшествиях и
возникновении чрезвычайных ситуаций на
автомобильных дорогах общего пользования
федерального значения, утвержденному
распоряжением Федерального дорожного
агентства от 20 февраля 2016 г. N 255-р

Предупреждение
о возникновении опасного метеорологического явления!

Гидрометцентром России ____ _________ 201_ г. на автомобильных дорогах федерального значения ______________ прогнозируется возникновение опасного метеорологического явления ____________. Возможно резкое ухудшение дорожной обстановки.

Дорожные предприятия принимают все меры по обеспечению безопасного проезда по автомобильным дорогам федерального значения.

К дорожным работам привлечено более ______ единиц техники, дорожное покрытие обрабатывается ____________.

На спусках и подъемах дорог организовано дежурство эвакуационной техники.

Призываем водителей транспортных средств соблюдать осторожность и бдительность при движении, не создавать препятствий для работы дорожной техники, задействованной на дорожных работах!

Обзор документа

Определен порядок информационного обмена между Ситуационным центром Росавтодора и подведомственными Агентству ФКУ в области мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автодорог, а также о ДТП, перерывах, ограничениях движения автотранспорта, о произошедших чрезвычайных ситуациях. Перечислены проводимые мероприятия.

Источниками информации о состоянии дорог являются территориальные органы МВД России, МЧС России и Росгидромета; пользователи автодорог, СМИ, подрядные организации.

Руководители ФКУ отвечают за своевременную передачу всей достоверной информации. Определены ее виды.

В частности, ежедневно к 8.00 (мск) необходимо докладывать о состоянии дорог за прошедший суточный период. Следует также сообщать о развитии ЧС, об опасных метеорологических, геологических, гидрологических явлениях; о возникновении любых нештатных ситуаций, вызывающих прекращение (ограничение) движения транспортных средств или отклонение от штатного режима эксплуатации дороги.

Распоряжение Росавтодора от 11 июня 2010 г. N 395-р признано утратившим силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Другие статьи

Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения


РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
УЧЕТ И АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
РД-200-РСФСР-12-0071-86-13

Разработан Государственным НИИ автомобильного транспорта Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Настоящий руководящий документ разработан на основе "Правил учета дорожно-транспортных происшествий", утвержденных Приказом МВД СССР N 85 от 24.04.84, на основе Приказов и указаний Минавтотранса РСФСР N 96-ц от 19.10.84, N 70-ц от 28.07.83, N 54-ц от 22.05.84, предназначен для работников службы безопасности движения предприятий (организаций) Минавтотранса РСФСР, осуществляющих учет и анализ дорожно-транспортных происшествий.

Работа выполнена в соответствии с планом работ по новой технике (раздел стандартизация и метрология) Минавтотранса РСФСР на 1986 г. и тематическим планом НИИАТ.

Настоящий руководящий документ устанавливает единый для всех предприятий и организаций Минавтотранса РСФСР порядок учета и отчетности по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) и нарушениям Правил дорожного движения. Учет и анализ ДТП осуществляется в целях оценки состояния аварийности, выявления причин и условий возникновения происшествий и принятия мер к их устранению.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Учет дорожно-транспортных происшествий ведется в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными Приказом МВД СССР от 24.04.84 N 85:

органами внутренних дел;

предприятиями и организациями, министерствами и ведомствами, имеющими транспортные средства;

дорожными и коммунальными организациями.

Лечебно-профилактические учреждения Министерства здравоохранения СССР, других министерств и ведомств ведут учет пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях.

1.2. Учету подлежат дорожно-транспортные происшествия с участием хотя бы одного находящегося в движении транспортного средства, повлекшие гибель или телесные повреждения людей, либо повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.

В государственную статистическую отчетность включаются сведения органов внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях, повлекших гибель или ранения людей, а также о размере материального ущерба от них.

1. К транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем; трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы независимо от мощности двигателя и максимальной скорости транспортного средства, а также гужевой транспорт (за исключением вьючных и верховых животных).

2. В число погибших при дорожно-транспортных происшествиях включаются люди, скончавшиеся от полученных ранений на месте ДТП или в течение семи суток с момента происшествия.

3. В число раненых при дорожно-транспортных происшествиях включаются люди, которые получили телесные повреждения, вызвавшие потерю трудоспособности или необходимость госпитализации на срок не менее одного дня, либо назначения амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи. Назначение амбулаторного лечения в необходимых случаях подтверждается документами (справками) медицинских учреждений.

1.2.1. Виды дорожно-транспортных происшествий и их определения.

1) Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

2) Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий.

3) Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Примечание. Наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению.

4) Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб. дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т.д.).

5) Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, трос, канат и т.п.).

6) Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

7) Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными; либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

8) Наезд на животных - происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

9) Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К этим видам происшествий относятся сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), падения пассажиров с движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

1.3. В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных:

на огороженных и охраняемых территориях предприятий, организаций, аэродромов, воинских частей и других объектов с пропускной системой въезда и выезда;

во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали водители-спортсмены, судьи или другой персонал, обслуживающий спортивные мероприятия.

1.4. Не подлежат учету:

происшествия с тракторами, другими самоходными машинами и механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены (пахота, прокладка траншей, скирдование, уборка сельхозпродуктов на полях, лесозаготовительные, погрузочно-разгрузочные работы, производимые с помощью электрокранов или методом самосвала, установка мачт, опор и т.п.);

происшествия, возникшие в результате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровью людей или имуществу;

происшествия, явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством;

происшествия, возникшие в результате стихийных бедствий;

происшествия, возникшие в результате нарушения техники безопасности и правил эксплуатации автотранспортных средств при отсутствии водителя за рулем (запуск двигателя с помощью заводной рукоятки или пуск двигателя при включенной передаче; при сцепке-расцепке транспортных средств с прицепами, тракторными санями и сельхозорудиями и т.п.);

пожары на движущихся транспортных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В МИНАВТОТРАНСЕ РСФСР

2.1. Предприятиями и организациями учитываются все дорожно-транспортные происшествия с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места происшествия, его последствий и вины водителей.

Примечание. Под владельцем транспортного средства следует понимать предприятие, организацию, осуществляющую эксплуатацию транспортного средства как в силу принадлежащего ей права собственности или права оперативного управления, так и по другим основаниям (аренда, прокат, доверенность), а также в силу распоряжения компетентного органа о передаче организации во временное пользование транспортного средства.

2.2. Учет дорожно-транспортных происшествий в предприятиях и организациях осуществляется работниками службы безопасности дорожного движения или иными лицами, назначенными приказом по предприятию или организации.

2.3. Предприятия и организации обязаны в путевых листах и талонах технических паспортов подведомственного транспорта указывать общесоюзный шифр министерства, ведомства (Приложение 1). Выдача путевых листов без указания шифра запрещается.

2.4. Сообщения о дорожно-транспортных происшествиях на подведомственном транспорте регистрируются в журнале учета дорожно-транспортных происшествий (Приложение 2). Регистрации в журнале подлежат сведения о происшествиях независимо от последствий и размера материального ущерба в суточный срок. Ведение журнала возлагается на одного из работников службы безопасности движения, назначенного приказом руководителя предприятия, организации. Страницы журнала должны быть пронумерованы. Журнал должен быть прошнурован, скреплен печатью и подлежит хранению в течение трех лет со дня внесения последней записи.

2.5. Ответственность за полноту учета и правильность регистрации и передачи сведений о дорожно-транспортных происшествиях несет руководитель предприятия, организации.

2.6. Предприятия и организации направляют донесения о дорожно-транспортных происшествиях с участием их транспортных средств в вышестоящую инстанцию согласно подчиненности, в установленном порядке:

порядок оповещения и передачи оперативных донесений устанавливается п. 3 настоящего руководящего документа;

порядок отчетности о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях Правил дорожного движения устанавливается п. 4 настоящего руководящего документа.

2.7. Министерство представляет сведения о дорожно-транспортных происшествиях на подведомственном транспорте по форме ДТП-3 в Комиссию по безопасности дорожного движения при Советах Министров союзных и автономных республик, край(обл)исполкомах по их требованию.

2.7.1. Предприятия и организации сверяют с гор(рай)органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

2.7.2. Предприятия и организации - владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел о всех дорожно-транспортных происшествиях с участием их транспортных средств, а также о возвращении в гараж транспортных средств с внешними повреждениями.

Примечание. Согласно правилам учета дорожно-транспортных происшествий:

1) Органы внутренних дел при получении сообщений о дорожно-транспортных происшествиях с участием зарегистрированных на обслуживаемой территории транспортных средств передают сведения о них администрации предприятий и организаций - владельцев транспортных средств. Дорожным и коммунальным организациям передаются сведения о происшествиях, возникновению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия.

2) Органы внутренних дел не реже одного раза в месяц предоставляют возможность сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях представителям министерств, ведомств, транспортных предприятий, дорожных, коммунальных и других организаций по показателям, предусмотренным формой отчетности этих предприятий и организаций о дорожно-транспортных происшествиях, и заверяют правильность проведенной сверки.

3) Руководители гор(рай)органов внутренних дел, Госавтоинспекции не реже одного раза в месяц организует сверку сведений о дорожно-транспортных происшествиях с данными лечебно-профилактических учреждений, моргов и учреждений Госстраха.

4) Лечебно-профилактические учреждения обязаны по запросам работников органов внутренних дел выдавать документы (справки) о госпитализации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, потере ими трудоспособности или назначении амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи.

3. ПОРЯДОК ОПОВЕЩЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ОПЕРАТИВНЫХ ДОНЕСЕНИЙ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

3.1. Водители предприятий Министерства в случае участия в ДТП обязаны без промедления сообщить об этом в ГАИ и дежурному работнику предприятия.

3.2. Дежурный или ответственный работник автотранспортного предприятия, получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, немедленно докладывает об этом руководителю и инженеру по безопасности движения предприятия.

3.2.1. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю территориального объединения.

3.2.2. Руководитель территориального объединения после уточнения сведений о дорожно-транспортных происшествиях, в том случае, если пострадал хотя бы один человек, независимо от виновности в совершении ДТП, передает по телетайпу донесение об обстоятельствах происшествия в республиканское объединение и Главному ревизору по безопасности движения (Приложения 3 и 4). В Приложении 4 приводится расшифровка основных сведений о дорожно-транспортных происшествиях, подлежащих передаче по телетайпу согласно пунктам донесения (Приложение 3). Пример донесения о ДТП по телетайпу приведен в Приложении 5.

3.2.3. При получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии, в котором пострадало 5 и более человек, руководитель транспортного управления немедленно докладывает о факте происшествия по телефону в рабочее время (с 9.30 до 18.30) в Управление Главного ревизора по безопасности движения Министерства и в республиканское объединение: в нерабочее время (с 18.30 до 9.30) - ответственному дежурному по Министерству. Уточненные сведения сообщаются по телетайпу.

3.2.4. После проведения служебного расследования и выяснения причин и обстоятельств происшествия, через 7 дней с момента происшествия руководитель территориального объединения высылает по телетайпу в адрес Управления Главного ревизора по безопасности движения Министерства и республиканского объединения уточненные и дополненные сведения о каждом дорожно-транспортном происшествии, переданном предварительно, в том числе сведения о пострадавших, скончавшихся в течение 7 дней с момента происшествия.

При этом в сообщении обязательно указывается исходящий номер первой телетайпограммы о дорожно-транспортном происшествии, в дополнение к которой высылаются уточненные сведения.

3.2.5. При изменении первоначальных сведений о виновности водителей (по окончании следствия или прекращения уголовного дела) руководитель транспортного управления сообщает по телетайпу в Управление Главного ревизора по безопасности движения Министерства и в республиканское объединение уточненные сведения о виновности с обязательным указанием в этом телетайпном сообщении исходящего номера телетайпограммы о дорожно-транспортном происшествии, в дополнение к которой посылаются уточненные сведения о виновности (Приложение 6).

4. ОТЧЕТНОСТЬ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ И НАРУШЕНИЯХ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

4.1. Отчетность о дорожно-транспортных происшествиях в Министерстве производится по форме ДТП-3, утвержденной ЦСУ СССР.

4.1.1. По всем дорожно-транспортным происшествиям, подлежащим включению в отчетность предприятия, организации не позднее 7 дней после происшествия обязаны высылать в вышестоящую организацию по подчиненности донесения (Приложение 3) с материалом служебного расследования.

4.1.2. Донесения, материал служебного расследования и сведения, представляемые предприятиями, считать основанием и исходными данными для составления отчетности о дорожно-транспортных происшествиях.

4.1.3. Отчеты о дорожно-транспортных происшествиях по форме ДТП-3 территориальным объединениям автомобильного транспорта и территориальным объединениям автомагистральных междугородных сообщений составлять на основании материалов следственных органов, материалов служебного расследования, донесений и сведений, полученных от автотранспортных предприятий, организаций за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев и в целом за год (Приложение 7).

4.1.4. В первую часть отчета по форме ДТП-3 включать сведения о дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими, во вторую часть отчета - сведения о всех ДТП с участием подведомственных транспортных средств, независимо от места совершения происшествия, тяжести его последствий, размера ущерба, вины водителей или других работников организаций.

4.1.5. Если к моменту составления отчета виновность участников происшествия следственными органами не определена, то оно включается в отчет предприятия, организации Министерства как совершенное по вине работников предприятия, организации. В последующем по установлении виновников происшествия соответствующие коррективы по согласованию с органами внутренних дел вносятся в очередной отчет (в пределах календарного года).

4.1.6. При составлении отчета о дорожно-транспортных происшествиях руководствоваться Рекомендациями по заполнению формы отчетности о дорожно-транспортных происшествиях на подведомственном транспорте (Приложение 8).

4.1.7. Вместе с отчетом по форме ДТП направляют сведения о нарушениях Правил дорожного движения и принятых мерах по ним (Приложение 9).

4.1.8. Устанавливаются следующие сроки представления отчетов по форме ДТП-3 до указанного ниже числа, следующего за отчетным периодом месяца:

- до 15 числа территориальным объединениям автомобильного транспорта, автомагистральных сообщений представлять отчеты республиканским объединениям и главным управлениям;

- до 20 числа - Спецтяжавтотрансу, Совтрансавто, Росавторемпрому, Росавтоспецоборудованию, Ространсэкспедиции, Росавтострою представлять отчеты в Управление Главного ревизора по безопасности движения;

- до 25 числа - Главленавтотрансу, Главмежавтотрансу, республиканским объединениям автомобильного транспорта представлять отчеты в Управление Главного ревизора по безопасности движения.

4.2. Республиканским объединениям и территориальным объединениям к отчету о дорожно-транспортных происшествиях представлять расшифровку (Приложения 10 и 11), в которой указывать сведения о дорожно-транспортных происшествиях:

а) возникших на территории других областей, краев, автономных и союзных республик по вине работников предприятий, подведомственных территориальному объединению автомобильного транспорта;

б) возникших на территории дислокации территориального объединения автомобильного транспорта по вине работников предприятий Министерства, не подведомственных территориальному объединению, но постоянно работающих на этой территории (например, Росавторемпрома, Ространсэкспедиции, Росавтостроя и др.);

в) возникших на территории дислокации территориального объединения автомобильного транспорта по вине работников предприятий Минавтотранса РСФСР, не подведомственных объединению, транспортные средства которых находились на этой территории временно в командировке (в том числе и в период массовых перевозок сельхозпродуктов) или проходили транзитом.

4.2.1. Учет, получение результатов расследования и своевременную сверку с данными территориальных органов Госавтоинспекции по дорожно-транспортным происшествиям, указанным в п. 4.2, возлагаются на отделы ревизора по безопасности движения территориальных объединений автомобильного транспорта - по областям, краям и автономным республикам их дислокации:

Главленавтотранса - по г. Ленинграду и Ленинградской области;

Краснодарпассажиравтотранса - по Краснодарскому краю;

Ставропольавтотранса - по Ставропольскому краю;

Мособлпассажиравтотранса - по Московской области;

Горькийпассажиравтотранса - по Горьковской области;

Волгоградпассажиравтотранса - по Волгоградской области;

Ростовпассажиравтотранса - по Ростовской области;

Кемеровопассажиравтотранса - по Кемеровской области.

4.2.2. При обнаружении расхождений между учетными данными территориальных объединений автомобильного транспорта и данными территориальных органов Госавтоинспекции руководители территориальных объединений и соответствующих служб безопасности движения обязаны своевременно уведомлять об этом официальными письмами руководство соответствующего УВД - МВД.

В тех случаях, когда вопрос об устранении противоречий не будет решен в масштабе области, края и автономной республики до 5 числа следующего за отчетным месяца, докладывать письменно по подчиненности с указанием дат и номеров писем из указанной переписки.

Главные управления и республиканские объединения автомобильного транспорта обязаны подробно информировать об этом Управление Главного ревизора по безопасности движения Министерства для окончательного решения этого вопроса в Главном управлении ГАИ МВД СССР.

5. АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ 5.1. Цели и задачи анализа дорожно-транспортной аварийности

Цель анализа дорожно-транспортной аварийности состоит в обеспечении оценки состояния безопасности движения.

Основные задачи анализа дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте:

на уровне отрасли, министерства:

- сравнительный анализ уровня обеспечения безопасности движения в предприятиях, объединениях и подразделениях;

- определение групп водительского персонала, обладающих повышенным риском вовлечения в ДТП;

- определение моделей транспортных средств, обладающих повышенным риском вовлечения в ДТП в силу конструктивных недостатков и особенностей;

- определение видов, технологических схем организации перевозок, производственных процессов автомобильного транспорта, обусловливающих повышенный риск вовлечения в ДТП;

- сравнительный анализ влияния региональных и дорожных условий на дорожно-транспортную аварийность;

- выявление причин ДТП, связанных с недостатками организационно-технической деятельности служб предприятий;

на уровне предприятий, объединений:

- сравнительный анализ уровня обеспечения безопасности движения в предприятиях, подразделениях;

- выявление причин ДТП, связанных с недостатками организационно-технической деятельности служб предприятий.

В общем случае любые виды анализа связаны с необходимостью проведения сравнительного анализа показателей аварийности.

5.2. Методы сравнительного анализа дорожно-транспортной аварийности <*>

<*> Материал п. 5.2 приводится в порядке рекомендаций.

Цель сравнительного анализа состоит в выявлении предприятий и организаций, отличающихся в вопросах обеспечения безопасности движения как в худшую, так и в лучшую сторону. Кроме того, при сравнительном анализе выявляют резервы повышения безопасности движения. Сравнительные методы используют и для сопоставления различных групп водителей, подвижного состава и т.д.

При проведении сравнительного анализа используют абсолютные, средние и относительные показатели, простые и составные.

Ниже рассмотрены основные типовые задачи сравнительного анализа.

Типовая задача 1. Сравнительный анализ группы предприятий, организаций по одному показателю аварийности по методу определения доверительного интервала.

Простое сопоставление показателей не позволяет сделать вывод о неслучайности различий. Необходимо сопоставлять показатели с учетом возможности случайных колебаний показателей аварийности. Для этого требуется определить доверительный интервал (т.е. минимальное и максимальное значения), в котором распределены показатели аварийности рассматриваемых предприятий, организаций с заданной вероятностью.

Определение доверительного интервала производится в следующем порядке:

На основе n показателей П. П рассчитывают среднее арифметическое:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Рис. 2. Пример контрольной диаграммы сравнительного анализа

тяжести последствий ДТП в ТОАТ Р/О Уралавтотранс

Относительное распределение позволило выявить неудовлетворительное состояние по данному показателю в Комиавтотранс, удовлетворительное (подчеркнем относительно среднего уровня, достигнутого в Р/О) в Марийскавтотрансе, Оренбургавтотрансе, Татавтотрансе, Тюменьавтотрансе. В остальных ТОАТ показатель на хорошем уровне. Отличной оценки не получает ни одно ТОАТ.

Основные применения типовой задачи 1.

1. Сравнительный анализ работы подразделений АТ по безопасности движения, входящих в состав Р/О, ТОАТ, АТП (в абсолютных и относительных показателях).

2. Сравнительный анализ обеспечения безопасности движения по видам подвижного состава, группам водителей, типам и моделям транспортных средств (в относительных показателях).

3. Выявление объектов первоочередного внимания при организации профилактических мер и при распространении передового опыта.

4. Сравнительный анализ условий работы по БД в различных подразделениях; при этом анализируются показатели (относительные), характеризующие развитие дорожной сети, ее обустройство, уровень организации дорожного движения и т.д.

5. Сравнительный анализ интенсивности профилактической работы по БД: охват водителей медосмотрами, количество выявленных нарушений, административных воздействий и др.

Типовая задача 2. Выявление резервов повышения безопасности движения на основе использования коэффициента вариации показателей аварийности.

Коэффициент вариации показывает, на сколько процентов в среднем отличаются показатели от среднего значения. Если коэффициент вариации превышает 40%, то это свидетельствует о неоднородности анализируемой по данному показателю группы предприятий.

Если предприятия, работающие в общих или сходных региональных условиях, обнаруживают высокое значение коэффициента вариации показателя, то это свидетельствует о наличии внутренних резервов в группе за счет достижения отстающими предприятиями среднего уровня обеспечения безопасности движения.

Примеры решения типовой задачи 2:

1. Вычислим коэффициент вариации показателей тяжести последствий ДТП, приведенных в задаче 1 (см. табл. графа 3).

V = ----- х 100% = ------ х 100% = 34%.

Высокий коэффициент вариации свидетельствует о наличии существенных резервов улучшения данного показателя. Отсюда следует необходимость разработки мероприятий в данном направлении, обладающем высоким потенциальным эффектом.

2. Вычислим коэффициент вариации показателей доли ДТП по вине нетрезвых водителей, приведенных в задаче 1 (табл. 1, графа 4).

В данном случае, как и в первом примере, наблюдается достаточно высокое, но несколько меньшее значение коэффициента вариации.

Отсюда следует, что по данному показателю имеются резервы сокращения аварийности, но несколько меньше, чем в первом случае.

Основные применения типовой задачи 2.

1. Выявление информативных показателей. Типовая задача позволяет быстро оценить уровень разброса анализируемых показателей. Те показатели, в которых коэффициент вариации выше, позволяют обнаружить в данной группе объектов (например, предприятий) существенные различия и подвергнуть выделенные объекты дальнейшему анализу.

2. Низкое значение коэффициента вариации позволяет рассматривать данную группу объектов как однородную. Таким образом, главное назначение второй типовой задачи состоит в оценке разброса показателей в группе объектов и на этой основе дальнейшего определения резервов повышения БД в выделенных объектах.

Типовая задача 3. Сравнительный анализ двух средних показателей. Определение неслучайности различий показателей.

Данная типовая задача возникает при необходимости сравнения двух предприятий по результатам обеспечения БД или в случае, когда требуется установить наличие изменений в структуре аварийности одного предприятия после ввода в действие дополнительных мер БД. В последнем случае сравнивают средние значения показателей "до" и "после" ввода мероприятий.

Пример решения типовой задачи 3.

До проведения мероприятий по стабилизации кадров водителей в группе из

восьми предприятий средний показатель количества ДТП на 1 млн. км пробега

составил П = 0,25, после реализации мероприятий (строительство на паях

жилых домов, ввод в действие детского сада, диспансеризация водителей,

совершенствование материального и морального стимулирования безаварийных

водителей и др.) показатель составил П = 0,117 (см. табл. 2).

Определить, существенно ли данное сокращение аварийности, либо оно вызвано случайным отклонением?

¦ N АТП ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ П ¦ сигма ¦

¦ до ¦ 0,26 ¦ 0,21 ¦ 0,2 ¦ 0,28 ¦ 0,285 ¦ 0,29 ¦ 0,24 ¦ 0,23 ¦ 0,25 ¦ 0,03 ¦

¦ после ¦ 0,11 ¦ 0,09 ¦ 0,14 ¦ 0,103 ¦ 0,15 ¦ 0,13 ¦ 0,11 ¦ 0,105 ¦ 0,117 ¦ 0,02 ¦

Для того, чтобы отвергнуть предположение о случайности различия средних значений показателей, совокупность показателей "после" должна лежать статистически значимо ниже минимального значения совокупности показателей "до".

Найдем нижнюю границу показателей "до" при доверительной вероятности 0,95 (см. Приложение 12).

П = П - сигма х t = 0,25 - 0,03 х 2,23 = 0,1831.

Так как среднее значение показателя:

П = 0,177 < П = 0,1831,

то различие следует признать неслучайным, а вызванным проведенными мероприятиями.

Основные применения типовой задачи 3.

1. Анализ эффективности мероприятий по БД путем сопоставления показателей "до" и "после" проведения мероприятий.

2. Сравнительный анализ средних показателей по двум однородным группам объектов (однородность групп может быть проверена на основе решения типовой задачи 2).

Типовая задача 4. Сравнительный анализ пропорций.

При анализе аварийности часто возникает потребность работы с показателями, которые представляют собой доли, например, доля ДТП по вине нетрезвых водителей, доля ДТП, совершенных водителями грузовых автомобилей (в смешанном АТП) и т.д.

Сопоставляя значения таких показателей со значениями соответствующих долей, характеризующих ожидаемое значение, устанавливают соответствие пропорций.

Например: водители со стажем до одного года составляют в объединении 10%, при этом они совершают 12% ДТП; требуется установить соответствие пропорций, т.е. ответить на вопрос - опаснее ли эти водители, либо данное отклонение может быть объяснено случайными колебаниями?

Подобные задачи решаются при помощи определения t - критерия

существенности различия долей в двух выборках.

/w х (1 - w ) w х (1 - w )

w. w - соответственно доли в 1-й и 2-й анализируемых выборках;

n. n - численность соответственно 1 и 2 выборок.

Если t > t, где t - критерий Стьюдента (для выборки n = n + n - 2),

то устанавливается существенность различия долей.

Примечание. Метод неприменим, если w < 0,01 или w > 0,99.

Пример решения типовой задачи 4.

В структуре парка подвижного состава Министерства автобусы занимают 25,5%. На выборке 734 ДТП с тяжелыми последствиями, доля участия автобусов составила 40% (соответственно доля парка подвижного состава для грузовых автомобилей - 62,1%, легковых - 12,3%).

В табл. 3 представлено распределение долей участия видов транспортных средств на основе анализа 735 ДТП с тяжелыми последствиями.

¦ \ ДТП ¦ Доля ¦ Доля в парке ¦ Общее ¦ Общее кол-во ¦

¦ \ ¦ участия ¦ подвижного ¦ кол-во ¦ подвижного ¦

¦ \ ¦ в ДТП, % ¦ состава, % ¦ ДТП ¦ состава ¦

¦ Парк \ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ 1. Автобусы ¦ 40,0 ¦ 25,5 ¦ ¦ ¦

¦ 2. Грузовые автомобили ¦ 46,0 ¦ 62,1 ¦ 735 ¦ 723000 ¦

¦ 3. Легковые автомобили ¦ 14,0 ¦ 12,4 ¦ ¦ ¦

критерия. Для доверительной вероятности Р = 0,95 t = 1,96, для Р = 0,99

t автобусы = 8,02 > t = 2,58;

t грузовые = 8,75 > t = 2,58;

t легковые = 1,25 < 1,96.

Отсюда следует, что автобусы статистически значимо опаснее по вероятности участия в ДТП с тяжелыми последствиями. Грузовые автомобили менее опасны по данному показателю по сравнению со своей долей в парке подвижного состава. Доля участия легковых автомобилей в ДТП с тяжелыми последствиями соответствует их доле в парке подвижного состава.

Основные применения типовой задачи 4.

1. Сопоставление ожидаемой доли ДТП, приходящейся на анализируемый объект (например, на группу водителей со стажем до 3-х лет), и фактической доли. Установление групп объектов повышенного риска совершения ДТП.

2. Анализ эффективности мероприятий по БД сопоставлением долей ДТП "до" и "после" проведения мероприятия.

3. Анализ структуры причин аварийности, выделение наиболее значимых причин и условий ДТП.

4. Анализ диагностических (неаварийных) показателей - доля сходов автомобилей с линии по технической неисправности, - доля водителей, отстраненных от управления по результатам медосмотра; доля сверхнормативных часов переработки водителей и др.

Типовая задача 5. Проверка динамического ряда показателей аварийности на наличие тенденции.

Динамическим рядом показателя (рядом динамики) называется последовательность значений показателя, взятых за равные промежутки времени (месяц, квартал, год и т.д.). Изучают ряды динамики показателя с целью установления наличия тенденции роста или снижения, а также для определения количественных характеристик тенденции и на этой основе прогнозирования значений показателей. Показатели могут быть использованы как абсолютные, так и относительные либо средние.

Пример решения типовой задачи 5.

На рис. 3 (не приводится) изображен ряд динамики показателя П доли ДТП по причине технической неисправности подвижного состава.

1. Определить, имеется ли тенденция снижения или колебания могут быть объяснены случайным разбросом показателя?

Один из способов проверки наличия тенденции состоит в разбиении всего ряда на несколько периодов (например, 3) и сопоставлении средних значений в этих периодах друг с другом попарно. Если средние значения отличаются значимо, то считают, что тенденция налицо, в противном случае, делают вывод, что колебания показателя лежат в пределах случайного разброса.

Разбиваем динамический ряд на три периода:

I - 1970 - 74 гг. II - 1975 - 79 гг. III - 1980 - 84 гг.

Рассчитываем средние значения и среднеквадратические отклонения для периодов:

П = 4,89 П = 3,56 П = 3,11

сигма = 0,167 сигма = 0,39 сигма = 0,185.

Рассчитываем нижнюю границу разброса показателя I периода для

доверительной вероятности Р = 0,95, для выборки n = 5 (см. Приложение 12).

П = П - сигма х t = 4,89 - 0,167 х 2,57 = 4,46.

П = 3,56 < П = 4,46 - отсюда значимость различий средних в I и

В ТЕЧЕНИЕ 12 ЧАСОВ С МОМЕНТА ПРОИСШЕСТВИЯ

Из Краснодара Главкраснодаравтотранса 2121316/103 от 23.05.83. Москва, Минавтотранс РСФСР УГРБД

1. 22 июня 1983 г. в 17 час. 30 мин. на 80 км дороги Краснодар - Джугба.

2. Автобус Икарус 260-П, госномер 01-06 ККА, заказной, перевозивший 36 человек, принадлежащий Краснодарскому ПАТП-2 Краснодарского управления пассажирского автотранспорта.

3. Водитель Кулешов Валерий Николаевич 1953 года рождения, беспартийный, II класс, стаж работы водителем с 1973 г. в АТП - с 1976 г. категории В, С, Д, Е.

4. На пятом часу работы.

5. Произошло столкновение с а/м КАЗ-608, госномер 96-81 СОЧ, принадлежащим АТП-3 Росколхозстроя, имеющим незакрепленный груз. Водитель автопоезда КАЗ-608 Жосан А.Я. следуя на уклоне в условиях дождя на мокром асфальте, при встречном разъезде, затормозил. Произошло складывание тягача и полуприцепа и вынос автопоезда на полосу движения автобуса в непосредственной близости. Развернувшийся поперек дороги полуприцеп ударил своим правым передним углом в левую переднюю часть автобуса.

При столкновении взорвалось два запасных бензобака на автопоезде, возник пожар.

6. Дождь, день, видимость - 200 м.

7. ДТП произошло на уклоне прямой дороги шириной 10,5 м, правая обочина - 3 м, левая - 4 м.

8. По предварительным данным, причиной ДТП является внезапный выезд автомобиля КАЗ-608 на полосу встречного движения вследствие складывания при торможении на мокрой дороге.

9. В результате ДТП погибло 10 человек: 7 пассажиров автобуса погибло на месте происшествия, 3 - скончались в больнице (в том числе водитель автобуса), 23 человека получили травмы и госпитализированы. Оба транспортных средства сгорели.

10. На расследование выехали начальник объединения Главкраснодаравтотранса Ковальчук, начальник Краснодарского управления пассажирского автотранспорта Демьяненко.

Исх. N НР-09-20-37 Ковальчук

Пример изложения телеграфного сообщения с дополнительными и уточненными сведениями о дорожно-транспортном происшествии, высылаемом через 7 дней со дня происшествия.

Из Краснодара Главкраснодаравтотранса.

Москва, Минавтотранс РСФСР УГРБД 29.06.83.

В дополнение к исходящему НР-09-20-37 от 23.06.83 сообщаем уточненные сведения о ДТП 22 июня 1983 г.

Всего погибло 14 человек, из них 7 человек на месте происшествия, 7 человек погибло из числа 26 раненых и госпитализированных.

Водитель автомобиля КАЗ-608 применил торможение на продольном спуске 40%, приближаясь к правому повороту на кривой радиуса 300 м, при скорости около 80 км/ч.

Водитель Кулешов В.И. перед выездом прошел медосмотр, трезв, здоров, ДТП и нарушений не имел, нарушений режима труда и отдыха не имел; мед. освидетельствование прошел 18.05.83.

Водитель Жосан А.Я. 1957 г. рождения, член ВЛКСМ, II класс, категории С, Е, на автомобиле КАЗ-608 с ноября 1982 г. на 8-м часу работы, трезв.

Автобус Икарус 260-П выпущен 1983 г. пробег 579 км, технически исправен.

Грузовой автомобиль КАЗ-608 технически исправен, годовой техосмотр прошел в апреле 1983 г. ТО-2 - 14.06.83.

В нарушение инструкции завода-изготовителя на стенке переднего борта кузова полуприцепа был установлен дополнительный топливный бак от трактора Т-75.

(доведены письмом ГУ ГАИ МВД СССР от 05.07.84 N 27/2-1202)

1. Форма отчетности о ДТП на подведомственном транспорте утверждена Приказом ЦСУ СССР от 31.08.81 N 484 (форма ДТП-3).

Сведения, предусмотренные формой ДТП-3, разделены на две части.

В первой части содержатся сведения о дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими. Вторая часть отчета о ДТП по форме ДТП-3 заполняется сведениями о всех ДТП с участием подведомственных транспортных средств независимо от места ДТП, тяжести его последствий, размера ущерба, вины водителей и других работников организаций.

2. Заполнение первой части формы ДТП-3.

Графа Б во всех таблицах заполняется только при обработке данных на ЭВМ.

2.1. Таблицы А, Б, В.

В графу 1 заносятся сведения о всех ДТП с участием подведомственного транспорта, включая ДТП по вине работников организации. В графу 2 заносятся сведения о ДТП по вине всех работников организации (водителей, ремонтных рабочих и др.) на подведомственном транспорте.

2.2. Сведения в строке 1 таблицы А должны совпадать с данными Госавтоинспекции о количестве ДТП, включенных в государственную статистическую отчетность.

2.3. В строке 3 таблицы Б приводятся сведения о количестве ДТП на огороженных и охраняемых территориях предприятий и организаций. В соответствии с новыми Правилами учета ДТП данные об этих ДТП в государственную статистическую отчетность Госавтоинспекции не включаются.

В строке 1 проставляется общее количество ДТП с пострадавшими по вине водителей подведомственных транспортных средств. В строках 2 - 8 и 19 расшифровываются основные причины ДТП. Сумма чисел в этих строках не обязательно равняется числу, проставленному в строке 1, так как некоторые ДТП могут быть обусловлены несколькими причинами одновременно.

В строках 9 - 18 расшифровывается содержание строки 8. В строках 20, 21 указывается количество происшествий по указанным причинам, но значения этих показателей не суммируются в строке 1.

Разность значений показателей, приведенных в колонках 1 и 2, 3 и 4, должна совпадать с данными Госавтоинспекции. Сведения, приведенные в колонках 2 и 4, Госавтоинспекцией в Государственную статистическую отчетность не включаются.

3. Заполнение второй части формы ДТП-3.

В колонке 1 первой строки указывается общее количество ДТП с участием подведомственных транспортных средств, включая ДТП с пострадавшими и материальным ущербом, а вторая колонка первой строки не заполняется. В строках 3 - 5, 7, 9 - 11 расшифровывается содержание строки 2.

В строке 1 указывается общий ущерб от повреждений транспортных средств, грузов, дорожных сооружений, а в строке 7 - иной ущерб (выплаты пенсий, денежных компенсаций и т.п.).

4. Сведения, внесенные в первую часть отчета по форме ДТП-3, заверяются в управлении (отделе) ГАИ МВД союзной (без областного деления), автономной республики, УВД край(обл)исполкомов. Ответственность за правильность сведений второй части несет руководитель, подписывающий форму отчетности. Правильность заполнения сведений по второй части проверяется работниками ГАИ при проведении обследований деятельности предприятий, организаций, трестов, управлений и т.д.

о нарушениях Правил дорожного движения и принятых мерах по ним