Руководства, Инструкции, Бланки

образец грамоты волонтеру img-1

образец грамоты волонтеру

Рейтинг: 4.4/5.0 (1868 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Личностные качества волонтеров, которые определяют эффективность волонтерской работы

Личностные качества волонтеров, которые определяют эффективность волонтерской работы.

Остановимся на тех качествах, которые являются весомыми для волонтерской работы.

Прежде всего это социальная активность – личностное качество, в котором «оказывается творческое, сознательное отношение к жизни общества социальных ценностей, которое находит свое отображение в деятельности, которая обеспечивает профессиональную самореализацию личности»; сознательное отношение к жизни социума, его социальных ценностей, что выражается в энергичности, работоспособности, небезразличии ко всему, что происходит вокруг, стремлении разбудить инициативу людей, сделать их соучастниками социальнопедагогического процесса. Активность личности отображается в разнообразной и многосторонней деятельности, направленной на превращение окружающего мира, изменение собственного психического мира; на формирование у себя нужных социальных качеств.

Толерантность к другому, что означает желание (или, по крайней мере, согласие) личности признавать саму ценность взглядов, отличающихся от ее собственных, даже тех, которые по содержанию являются неприемлемыми для нее; повышение терпимости до каких-либо влияний среды за счет снижения чувствительности. Тесно связанная с развитием чувства собственного достоинства, уважения к достоинству другого. По мнению Д. Зиновьева, это качество выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимании и согласовании разнородных интересов и взглядов без применения давления, по большей части методами разъяснения и убеждения. Сущностными «характеристиками толерантности является уважение, симпатия, доброта, сдержанность, терпимость, умение общаться, способности понять другого, сила воли, выносливость». Толерантность одного индивида к другому основывается на недискриминации и на таком понимании человека, как выдающейся ценности, когда „ничего не может быть выше человека и ни один человек не может быть ниже от другого человека”.

Емпатия – способность понимать внутренний мир другого человека, проникать в ее чувство, отзываться на них и сопереживать; способность отождествлять себя с ребенком, встать на ее позицию, разделить ее интересы и заботы, увидеть глазами ребенка проблемы, которые волнуют ее, ее взаимоотношения с другими детьми. Эта способность, по мнению С. Харченко, выражается в таких характеристиках, как доброжелательность и почет к детям, чуткость и заботливость, интерес к их жизни, верность своим обещаниям, эмоциональная восприимчивость.

Альтруизм (от лат. аlter – другой) – принцип жизненной ориентации личности, согласно которому благо другого человека более важное и значимое, чем собственно благо и личные интересы. Этот принцип противоположен эгоизму. Альтруизм по своему содержанию и способами проявления опирается на фундамент гуманистического мировоззрения. Лежит в основе моральной практики таких видов деятельности, как благотворительность, определяет некоторые личностные качества (милосердие, безкорисність но др.).

Альтруистичные черты характера формируются воспитанием в соответствии с общественными запросами и потребностями. Однако возможно, что степень проявления этой жизненной позиции определяется количеством естественных предпосылок.

Моральная ответственность являет собой «качество личности, которое формируется всем составом ее внутреннего мира и выражается в причастности к общественным целям и заданиям, в самой направленности морально освобожденной деятельности относительно их осуществления на основе осознания и усвоения общественных требований, предсказания результатов поступка, выбора способа деятельности, его реализации и самооценки»; «совокупность потребностей и способностей человека вести себя в соответствии с объективной потребностью относительно ближайшего окружения, родной страны, природы, труда, поддерживать прогрессивные мировые явления на основе отображения своего объективно ответственного положения в мегасистеме».

М. Сметанский, В. Галузяк, связывая ответственность с профессиональным и духовным становлением личности, трактуют ее как «черту личности, которая проявляется в тенденции творчески, результативно исполнять свои профессиональные и общественные обязанности; стимул постоянного творческого поиска оптимальных путей выполнения профессионального долга; стержень профессиональных и общественных качеств. Ее формирование предусматривает воспитание моральной потребности и практической готовности к таким действиям». Она имеет связь с такими моральными понятиями, как гуманизм, патриотизм, добросовестность, инициативность, дисциплинированность, честность, трудолюбивость, творческая активность, способность к действию, умному самоограничению. Ответственность личности обязательно предусматривает осуществление самоопределения и оказывается в ее способности «осознать собственные действия и необходимость личного взноса в жизнь общества да и ответственность за них; свободно и инициативно избирать цель, которая имеет общественно значимое содержание для субъекта; согласовывать свои намерения, возможности и индивидуальные качества с требованиями конкретной деятельности и сферы взаимодействия с социальной средой». Как невозможным является альтруизм за чужой счет, такой невозможный он и в случае отсутствия свободы выбора. Ответственности за себя и за других людей оказывается в желании помочь тем, кто в этом нуждается, воспринять чужую боль на себя, человечность, сочувствие и в то же время самому не ошибиться из правильного пути, быть советчиком и помощником другим.

Терпимость – умение откорректировать свои негативные эмоции и чувства, направив их в конструктивное русло для позитивной мотивации на последующее сотрудничество.

Говоря о терпимости как личностном качестве волонтера, имеем целью терпимость, в основе которой лежит механизм, который обеспечивает терпимость личности в процессе социального взаимодействия. Здесь язык идет речь о склонности, готовность к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За этим видом терпимости стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, их поведению, к себе, к влиянию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами таких установок могут быть такие: «все люди когда-либо ошибаются», «каждый имеет право по своему мнению» «человек имеет право на эмоциональный срыв” и тому подобное.

Коммуникативность (общаясь с клиентом, социальный работник имеет возможность узнать о его проблемах, ожиданиях и надеждах; благодаря общению можно выработать план общих действий, вовремя откорректировать возможные пути решения проблемы, спрогнозировать ожидаемые результаты).

На основе положений Этического кодекса специалистов из социальной работы Украины, можно определить такие нормы этического поведения социального работника, который осуществляет волонтерскую работу: всегда помнить об интересах человека, которому предоставляется помощь;

̶ защищать права личности, которая нуждается в поддержке и помощи, содействовать ее развитию;

̶ способствовать всестороннему гармоничному и самобытному развитию человека, которому предоставляется помощь, ее производительной самореализации;

̶ быть доброжелательным, внимательным в работе, уметь выслушивать;

̶ ставить служебную обязанность превыше всего, быть отданным своей профессии;

̶ быть образцом этического поведения, носителем высоких моральных качеств;

̶ уметь не поддаваться влияниям, оставаться объективным, действуя в пределах своей компетентности;

̶ выходить из позиции милосердие, исполняя разные роли; производиться со своими обязанностями как можно лучше;

̶ стремиться к самоусовершенствованию, повышению своего профессионального мастерства;

̶ персонально отвечать за свои действия;

̶ хранить и защищать достоинство, честь и права своих коллег;

̶ активно сотрудничать с другими лицами, организациями, от которых зависит благосостояние человека, которому предоставляются услуги но др.

В соответствии с отмеченным, волонтерская работа основывается на принципах конфиденциальности; индивидуального подхода к каждому человеку с учетом ее потребностей и особенностей; учет результатов научных исследований, опыта и лучшей практики социального сопровождения людей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах; системности, комплексности, безоплатности социальных услуг; постоянном повышении профессиональной компетентности социальных педагогов и тому подобное.

На этических нормах и принципах основываются убеждения – тверди, крепко устоявшиеся мнения о чем-либо, взгляд на что-то. Убежденность как особенное качество личности определяет общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступает регулятором ее сознания и поведения. Поэтому осуществлять волонтерскую работу может лишь человек, который может откровенно сверить свои этические принципы с этическими принципами социального работника, действовать в соответствии с убеждениями: люди должны помогать друг другу.

Волонтерская работа базируется на идеях гуманизма, в основе которых – убеждение в безграничности возможностей человека и ее способности к совершенствованию. Гуманизм понимают как „совокупность взглядов, которые выражают уважение достоинства и прав человека, беспокойство о благах людей, их всестороннее развитие, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни ”. „Отношение к человеку – главный показатель не только общественной морали, но и морали каждого из нас, – отмечал Бы. Вульфов. – Это отношение может быть хорошим или недобрим, внимательным или безразличным, предвзятым или объективным. Важно, чтобы оно было гуманным. Гуманизм – активное человеколюбие, то есть начальная вера в позитивные возможности человека. Гуманизм выступает вроде бы вектором социальности, выражаясь в таком качестве личности, как гуманность. Она воплощается в способности воспринимать людей такими, какие они есть, верить в их хорошие намерения, помогать стать лучшими”.

Уверенные, что человек становится личностью, готовой к самореализации своего гуманистического потенциала не благодаря пассивному восприятию моральных норм, а лишь через поиск самой себя, гуманное отношение к другому человеку.

Ценить в человеке ее неповторимую индивидуальность, а не только полезные для того или другого использования свойства, причем не неповторимость, которая выражается в прихотях и второстепенных особенностях, а в главном, существенном качестве целостной личности – относиться к человеку гуманно. Найти моральные ценности, моральные ориентации, которые интегрируют личность в единственное целое, понять их в неповторимости – значит отнестись к Человеку с моральной заинтересованностью. Лишь при таких условиях признается сама ценность другой личности. Признание человеческого достоинства оказывается и в особенном отношении человека к самой себя, и отношении к ней общества.

Как отмечают А. Титаренко, Бы. Вульфов, утверждение в общественном и личном сознании человеческого достоинства возможно при условии улучшения, углубления взаимопонимания людей, развития общительности, дружелюбия – критериев сформированности ценностной ориентации на Человека.

Однако, С. Рубинштейн утверждает, что «любовь к абстрактному человечеству (пренебрежение другими живыми людьми) – худший враг настоящей человечной любви к людям, любить нужно человечество в людях, с которыми связывает жизнь, и в них нужно любить человечество таким, которым оно есть, и таким, которым оно будет, таким, которым оно становится, и которым мы же должны его сделать». Относительно волонтерской работы, то она способствует становлению профессионального самосознания молодых людей, привлечению их к общечеловеческой и профессиональной культуре, формированию ценностной ориентации на Человека, установлению позитивных взаимоотношений как с взрослыми, так и однолетками, самому менеджменту относительно ценностей и нормативных правил социума.

Подытоживая имеющиеся современные теоретические разработки по проблеме волонтерского и волонтерской работы, отметим: волонтерскую работу можно трактовать как феномен филантропии, основу социализации личности, социального взаимодействия, социального обмена, социальных норм, саморазвития, самовоспитания, самоусовершенствования личности, становления ее гуманистических ценностей и весомым средством подготовки молодежи к профессиональной деятельности.

Другие статьи

Образец грамоты волонтерам

ОБРАЗЕЦ ГРАМОТЫ ВОЛОНТЕРАМ

Волонтеры неоднократно награждались за отличную работу грамотами. Директор колледжа награждена высшей наградой Специального.

образец грамоты волонтерам - Благодарственные письма | Благотворительный фонд "Пища.

О КЛУБЕ. «Клуб волонтеров» – межрегиональная общественная организация единомышленников, объединенных желанием поддержать детей-сирот. Личная книжка волонтера с отметкой о волонтерском стаже не менее чем 1 год с даты оформления книжки. 5. 3. Диплом, грамота, сертификат. Волонтеру Московского Благотворительного Фонда «Пища Жизни». Благотворительный Фонд «Пища Жизни» награждён почётной грамотой за. Официальная группа волонтеров Саммитов ШОС и БРИКС в г. Уфе в. почту vol. [email protected] ru Анкету волонтера установленного образца. Волонтеры неоднократно награждались за отличную работу грамотами. Директор колледжа награждена высшей наградой Специального. Официальная группа волонтеров Саммитов ШОС и БРИКС в г. Уфе в. почту vol. [email protected] ru Анкету волонтера установленного образца.

Волонтеры-кураторы команд на эти дни стали практически членом команды. Все волонтеры, отлично зарекомендовавшие себя, получили благодарственные письма и грамоты от вице-губернатора. Образцов Дмитрий. Добровольцы и волонтеры это синонимичные понятия. (установленного образца) с указанием вида, объёма и времени выполнения. отделений РКК имеют право поощрять добровольцев РКК (грамотами, благодарностями и. Друзья, Московская областная организация "Российский союз молодёжи" совместно с частной школой английского языка "Campus" открывает проект. 24 фев 2009. Просмотр темы Благодарность и грамоты | Форум - Добрая Планета - благотворительность, волонтеры в помощь детям сиротам. Волонтеры-кураторы команд на эти дни стали практически членом команды. Все волонтеры, отлично зарекомендовавшие себя, получили благодарственные письма и грамоты от вице-губернатора. Образцов Дмитрий. Друзья, Московская областная организация "Российский союз молодёжи" совместно с частной школой английского языка "Campus" открывает проект. Итоги окружного конкурса «Волонтеры ЮЗАО ВОЛОНТЁР2015 | ВКонтакте Списки студентов, участников областного фестиваля волонтеров Волонтёры МАКС-2015 | ВКонтакте. области волонтерства);. -достижения в добровольчестве (дипломы, благодарности, грамоты, награды);. -характеристика на волонтера, заверенная уполномоченным органом. «Марафон добрых дел». Форма для заполнения. Ходатайство о награждении почетной грамотой - образец В 2015 году Всероссийский волонтерский корпус 70-летия Победы в Великой Отечественной войне объединил 146 тыс. добровольцев, которые. Итоги окружного конкурса «Волонтеры ЮЗАО Списки студентов, участников областного фестиваля волонтеров По итогам окружного конкурса «Волонтеры ЮЗАО», наш Университет был отмечен грамотой префекта ЮЗАО города Москвы А. В. Челышева и. Волонтеры-кураторы команд на эти дни стали практически членом команды. Все волонтеры, отлично зарекомендовавшие себя, получили благодарственные письма и грамоты от вице-губернатора. Образцов Дмитрий. Координаторы и волонтеры проекта – Дети войны. Итоги окружного конкурса «Волонтеры ЮЗАО Стать добровольцем Волонтеры в музеях: зачем, как и почему? | МАРТ Волонтеры неоднократно награждались за отличную работу грамотами. Директор колледжа награждена высшей наградой Специального. Положение о Почетной грамоте, Благодарственном письме.

образец грамоты волонтерам

Клуб волонтеров - О Клубе волонтеров

«Клуб волонтеров» – межрегиональная общественная организация единомышленников, объединенных желанием поддержать детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Организация на регулярной основе поддерживает более тридцати пяти детских домов и интернатов в двенадцати областях Центрального федерального округа РФ. Основное внимание уделяется учреждениям в поселках, селах и небольших городах на окраинах областей, в которых воспитываются несколько тысяч детей, нуждающихся во внимании и помощи.

Главная миссия – поддержка, общение и дружба с детьми из детских домов и школ-интернатов. Мы проводим увлекательные мастер-классы и занятия, ориентированные на развитие различных способностей и бытовых навыков, которые пригодятся детям при первых шагах во взрослой жизни. Поддерживаем воспитанников после выпуска за стены детских учреждений и помогаем выпускникам лучше адаптироваться к новым жизненным условиям.

«Клуб волонтеров» существует с 2004 года и является одним из самых первых массовых волонтерских сообществ в стране. В деятельности организации ежегодно участвуют свыше 3000 волонтеров.

Мы – обычные люди. Среди нас менеджеры, юристы, программисты, студенты, руководители предприятий, спортсмены и многие другие представители разных профессий. Мы вне политики. Мы независимы, так как едины. У нас одна на всех цель. Мы делаем все возможное, чтобы изменить будущее детей к лучшему. Стать одним из нас очень просто, ведь нас объединяет доброта!

«КЛУБ ВОЛОНТЕРОВ» В ЦИФРАХ:
• 300 000 км ежегодно преодолевают волонтеры по дорогам России для проведения мастер-классов в детских домах и интернатах
• 120 000 часов суммарно проводят участники «Клуба волонтеров» во всех благотворительных акциях на протяжении года
• 25 000 посетителей ежемесячно посещают волонтерский сайт
• 4 000 детей поддерживает организация на текущий момент
• 3 000 волонтеров в среднем участвуют в поездках к детям на протяжении одного года
• 1 250 мастер-классов в год проводится для детей
• 600 благотворительных акций в пользу детей-сирот ежегодно проводится волонтерами
• 200 – уникальная база полезных и социально-значимых занятий
• 160 поездок в детские дома и интернаты совершается в течение одного года участниками «Клуба волонтеров»
• 50 кураторов и ответственных за направления руководят проектной деятельностью
• 35 детских учреждений находятся под патронажем организации
• 12 часов в день в среднем проводят волонтеры в поездке к детям
• 5 мероприятий в год проводятся для поддержания мотивации волонтеров к благотворительной деятельности
• 1 сообщество объединяет тысячи волонтеров, представляющих единый мощный интеллектуальный и физический ресурс

«КЛУБ ВОЛОНТЕРОВ» – ОДИН ИЗ ИНИЦИАТОРОВ СОЗДАНИЯ И УЧРЕДИТЕЛЬ:

Волонтеров наградили грамотами

05 августа 2015, admin1

30 июля мелитопольским волонтерам вручили грамоты и благодарности от городской власти за активную жизненную позицию и помощь украинской армии.

Секретарь горсовета, и.о. городского головы Сергей Минько вручил почетную грамоту директору ООО «Арон-М» Игорю Сандюку. Благодарности от исполкома горсовета за активную общественную позицию, патриотизм, личный весомый вклад в оказание помощи военнослужащим в зоне АТО получили главврач КУ «Мелитопольская городская стоматологическая поликлиника» Тамара Никулина, директор КП «Мелитопольжилсервис» Сергей Иньков, частный предприниматель Валерий Хилиниченко и другие.

Секретарь горсовета, и. о. городского головы Сергей Минько поблагодарил каждого волонтера за помощь армии.

Поделиться в соц. сетях

Награда волонтера

Аналитик Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher

Высокая активность населения в решении актуальных социальных проблем, безвозмездный труд на благо отдельного сообщества или общества в целом укрепляют внутренний потенциал государства. Волонтеры часто являются безупречным примером для подражания, поскольку «своим энтузиазмом и приверженностью делу они помогают показать, как добровольчество может изменить мир»[1]. А по числу волонтеров в стране можно судить о степени социальной активности и гражданской зрелости ее граждан. Так, самыми «волонтерскими» странами являются Швеция (является лидером в мире – половина взрослого населения в стране участвует в волонтерских акциях), США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Австралия, Япония. В целом же, по разным данным, в мире насчитывается 100-110 МЛН. волонтеров[2].

Не получая материального вознаграждения за свой труд, ими движут самые разные мотивационные факторы. Среди основных: способствовать решению социальных проблем, желание познакомиться с людьми и приобрести новых друзей; использовать свое свободное время с наибольшей пользой; получить новый опыт или приобрести новые знания; использовать свои навыки и знания, нигде более не применяющиеся; восстановить утраченные навыки и знания; добиваться доверия других людей; получать достойную оценку себя и чувствовать себя полезным; чувствовать себя успешным; делать что-то, исходя из своих личных интересов (хобби)[3]. Таким образом, очевидно, что волонтерами движет как стремление быть нужным и полезным обществу, ничего не получая взамен, так и желание приобрести новый опыт и навыки для последующей (в том числе и профессиональной) реализации. Но и в том, и в другом случае отсутствует материальный стимул для осуществления волонтерской деятельности, что и отличает ее от всех остальных видов труда. Тем не менее, волонтерство, по мнению большинства экспертов и самих представителей сектора, нуждается не только в признании, но и в поощрении, которое имеет важный стимулирующий эффект. На это указывают и ученые-психологи. Так И. Левдер отмечает: «Один из важных принципов управления волонтерами в различных учреждениях состоит в том, чтобы поощрять добровольца, поддерживать его. Это может быть как какое-то вербальное поощрение, так и материальное. Человек может работать на добровольных началах в той или иной организации, однако, не получая ни какого вознаграждения, волонтер теряет мотивацию. Работать в качестве добровольца. совсем не значит не получать никакого вознаграждения. Стимулирование должно быть со стороны»[4]. В свою очередь, психологи М. Олчман и П. Джордан в своей работе «Добровольцы - ценный источник» объясняют: «Очень часто люди забывают, насколько важно поощрять тех, кто работает на них. Поощрения демонстрируют, насколько организация умеет ценить людей. Волонтеры тоже должны чувствовать благодарность за свой труд. Самая важная награда - слово "спасибо". Создание благоприятной атмосферы для волонтеров, обращение к ним по имени, посвящение им свободного времени - тоже награда»[5]. Это мнение разделяет и Е. Неволина: «Волонтерство - это труд заведомо бесплатный, безвозмездный. Однако, потребности свойственны всем людям, не зависимо от их качеств и занятий. Потребности свойственны и волонтерам. Все добровольцы социальных организаций должны быть поощряемы руководством, специалистами. Это один из важнейших моментов управления волонтерами»[6].

Некоторые специалисты выделяют практическое, информационное и привилегированное стимулирование работы волонтеров. Первое предполагает предоставление волонтерам возможности участия в образовательных программах организации (на бесплатной или льготной основе), приобретения опыта работы в различных направлениях, а также дополнительных знаний, навыков, компетенций. Информационное стимулирование заключается в доступе к информационным источникам и материалам - библиотекам, научно-исследовательским разработкам, новым технологиям. Привилегированное стимулирование дает волонтерам возможность бесплатного посещения различных мероприятий, а также предоставляет скидки на услуги[7]. Это относится, как к сфере культуры, так и к другим областям.

Таким образом, по мнению специалистов, волонтерская деятельность, как и любая другая, нуждается в определенных механизмах стимулирования. Некоторые из них требуют определенных финансовых вложений для организации, в которой работает волонтер, другие же абсолютно незатратны. Использование одних или других методов поощрения определяется руководством и сотрудниками (кураторами волонтеров) в зависимости от своих представлений и возможностей. Итак, в первую группу входят такие формы поощрений волонтеров, как:

  1. Проведение ежегодных церемоний (торжественных банкетов) награждения волонтеров, на которых отмечаются заслуги каждого из них.
  2. Празднование дней рождения волонтеров, а также юбилеев их работы в организации.
  3. Предоставление волонтерам обучающих материалов (книги, диски), а также оплата их обучения в профильных структурах.
  4. Оплата посещений конференций и семинаров национального и международного уровней.
  5. Делегирование волонтера на межрегиональные/национальные слеты волонтеров.
  6. Проведение конкурсов среди волонтеров с хорошими призами.
  7. Приглашение волонтеров представлять свою организацию на региональных мероприятиях.
  8. Предоставление возможности бесплатного посещения культурных и спортивных мероприятий (концерты, выставки, матчи и пр.).
  9. Предоставление волонтерам сувениров с символикой организации.
  10. Выпуск бюллетеня с фотографиями волонтеров и описанием их работы.
  11. Предоставление волонтерам бесплатного питания, а также компенсация транспортных расходов.

В целом же материальные стимулы ценны не столько своей стоимостью, сколько регулярностью в процессе работы с волонтерами.

Что же касается незатратных (с материальной точки зрения) способов поощрения волонтеров, то среди них выделим следующие:

  1. Похвала и слова благодарности.
  2. Вручение грамот и благодарственных писем на место учебы, работы или родителям.
  3. Публичное признание заслуг с привлечением корпоративных СМИ.
  4. Публикация статьи о волонтере в местной газете, в газете его учебного заведения, в корпоративном издании (самой компании, бизнес-центра, в котором расположена организация).
  5. Создание системы, позволяющей руководству и сотрудникам организации выбирать «Волонтера месяца».
  6. Предоставление возможности волонтерам участвовать в принятии решений по проектам организации, в которых они задействованы.
  7. Выдача сертификатов о прохождении обучения и предоставление рекомендаций будущим работодателям.
  8. Предоставление возможности получения зачета о прохождения практики (для студентов вузов).
  9. Приглашение волонтеров выступать на ответственных встречах, семинарах, конференциях, представляя свой опыт работы в организации.
  10. Привлечение волонтеров к долгосрочному стратегическому планированию деятельности организации[8].

Все эти формы поощрения формируют у волонтеров чувство значимости своего труда и ощущение принадлежности к организации, в которой они работают. Немаловажную роль при этом играет индивидуальный подход в вопросе поощрения волонтеров: для одного лучшим признанием будет публичное награждение, для другого – слова признательности тех, кому волонтер непосредственно помогает. Поэтому неслучайно специалисты призывают руководство и сотрудников организации выяснить, в каком поощрении нуждается каждый конкретный волонтер. К примеру, в этом может помочь, по их мнению, теория потребностей, разработанная ученым-психологом Дэвидом Маккэландом (David McClelland). Согласно ему, поступками человека движут три основных рычага: власть, успех и причастность: «Люди с потребностью власти хотят, чтобы их хвалили тогда, когда они производят какие-то изменения в области управления, политики, или реализуют проект с официальными структурами власти. Люди, ориентированные на успех, на результат по своим потребностям довольствуются самореализацией. Люди, ориентированные на причастность, хотят, чтобы руководство заметило их труд в обществе с другими людьми»[9]. Такой индивидуальный подход к каждому волонтеру сможет продемонстрировать зрелость и состоятельность кадровой политики и менеджмента организации.

В некоторых странах мира уже сложились свои давние традиции поощрения волонтеров. Причем, иногда признание результатов их работы отмечается на самом высоком государственном уровне. К примеру, в США имеет место ежегодная торжественная церемония вручения президентом страны наград за волонтерскую работу. А в третью неделю апреля в стране проводится Национальная неделя добровольцев, когда чествуют наиболее значимые для страны волонтерские организации (в 2012 году их было десять), которые, по мнению экспертного сообщества, внесли наибольший вклад в развитие гражданского общества.

Что касается инвестиций волонтерства в экономику США, то, согласно данным за 2010 год, американские волонтеры бесплатно предоставили услуги, стоимостью в 173 МЛРД. долларов. Всего, по данным Корпорации государственной и муниципальной службы (Corporation for National and Community Service, CNCS), в различных волонтерских программах приняли участие 26,8 МЛН. взрослых американцев. Их общий вклад составил 8,1 МЛРД. часов[10]. Поэтому, отмечают эксперты, неудивительно, что «помимо поощрения благого дела у властей есть и собственный интерес: помогая обездоленным, волонтеры снимают с государства часть социальных обязательств. Поэтому государство считает возможным и даже необходимым всячески поддерживать волонтеров»[11].

В целом же, в стране активно поддерживаются волонтерские инициативы: многие медицинские университеты при поступлении требуют наличие опыта волонтерства в больнице. Один из волонтеров, работавший в клинике при Медицинском центре Хендрика в Абилене, Техас (Hendrick Medical Center in Abilene, Texas), свою мотивацию объяснил так: «Это уникальная возможность получения опыта работы в клинике… Это постоянное обучение, своеобразная подготовка к поступлению в медицинское учебное учреждение. Любой человек в клинике – медсестры, врачи, специалисты по работе с семьей пациентов, – отвечали на все вопросы, которые у меня возникали»[12].

Больницы сами поощряют своих волонтеров, поскольку здесь понимают, что без их участия им было бы трудно обеспечить своим пациентам высокий уровень ухода и психологического комфорта. Среди традиционных «больничных» поощрений – обеды в кафетерии, бесплатные прививки и ежегодный праздничный прием руководства.

Самую высокую оценку своей деятельности на высшем государственном уровне получают и волонтеры в Австралии. Тот факт, что в стране имеет место должность министра по делам волонтеров, говорит сам за себя. Именно он с руководством каждого из штатов страны ежегодно вручает волонтерам заслуженные награды. Так, на одной из последних церемоний из уст премьера штата Новый Южный Уэльс Кристины Кенилли прозвучали в адрес волонтеров такие слова признательности: «Что такое труд на благо других я узнала от своей мамы. Она нас, маленьких детей, брала с собой, когда волонтером работала в местных службах для детей с тяжелыми формами инвалидности. Изо дня в день, люди жертвуют свое время, усилия и сострадание для того, чтобы другим жилось легче. Они делают важную работу, несомненно, заслуживающую внимания. Наш город и наш штат могут предложить то, что они могут предложить, во многом, благодаря стараниям волонтеров… И независимо от того, что конкретно вы делаете, будь то какое-то большое важное событие или рутинная еженедельная деятельность на благо других, мы благодарим вас. Эта церемония награждения, я считаю, должна транслироваться из Сиднейского Оперного Театра, где обычно вручают награды звездам музыки и кино, потому что вы - звезды не меньшей величины. С искренней сердечностью, от имени правительства и жителей Нового Южного Уэльса - спасибо!»[13]. Трудно придумать более искреннее и значимое признание волонтерского труда.

Активизация и поощрение волонтерской деятельности входит в круг обязанностей и целого ряда министерств в Японии. Система добровольческих центров вписана во все общенациональные, муниципальные и многие частные институты. Одним из значимых поощрений лучших японских и иностранных волонтеров уже многие годы (с 1988 г.) является программа Правительства Японии «Корабль Молодежи Мира» (морской и океанский круиз), главной целью которой является укрепление межкультурного взаимодействия и сотрудничества. В 2012 году корабль с волонтерами (300 чел.) из 12-ти стран (в том числе и России) следовал по маршруту: Япония (Токио, Йокогама), Сингапур, Ченнай (Индия), Шри-Ланка (Коломбо), Япония (Окинава, Токио). Участники программы побывали на официальных встречах и приемах в резиденциях Премьер-министра Японии Йошикихо Нода, Крон-принца Японии Нарухито, президента Шри-Ланки Махинды Раджапаксе, посла РФ в Шри-Ланке Владимира Михайлова.

В Японии действует и уникальная система поощрения волонтеров – Банки времени – накопление волонтерских часов с целью их обмена в будущем на эквивалентную помощь для самого волонтера или членов его семьи. По сути уникальная национальная валюта!

В Германии для волонтеров, ухаживающими за пожилыми немощными людьми, а также для волонтеров-преподавателей и инструкторов предусмотрены значительные налоговые льготы, включение волонтерской деятельности в общий трудовой стаж[14]; бесплатное страхование, реализация права на возмещение потерянного заработка, который возмещает волонтеру работодатель за счет государственного бюджета. Кроме того, волонтерская деятельность рассматривается как ценный профессиональный опыт, который имеет большое значение при приеме на работу, как в государственные организации, так и в коммерческие структуры (документально волонтерский опыт отражается в личных книжках волонтера). Немаловажную роль здесь играет и стимулирующий волонтерскую практику в молодежной среде закон о так называемом «социальном годе», в течение которого молодые люди после окончания средней школы могут заниматься общественно-полезной работой.

Показательным является и тот факт, что федеральное и земельные правительства направляют на развитие социальной активности своих граждан значительные средства – около 490 МЛН. евро в год[15].

Все большее распространение в Германии получила, начатая в конце прошлого столетия, практика личного выражения признательности волонтеру со стороны муниципальных и федеральных властей. В 2000-м году руководитель Центра добровольцев города Хемниц Вероника Форстер объясняла эту необходимость так: «Любая организация, принимающая добровольца, должна ответить на вопрос: «А что мы можем дать волонтеру?». Иными словами, мотивы каждого конкретного добровольца должны быть удовлетворены… Мы начали развивать общественное признание волонтеров. Так, в Международный день волонтера группе наиболее активных добровольцев, рекомендованных организациями, была выражена благодарность от бургомистра. Такие мероприятия, кроме непосредственного признания, способствуют развитию идеи добровольчества, привлечению новых волонтеров»[16].

Что касается официальных поощрений волонтерской деятельности, то сегодня их формы в Германии настолько разнообразны, что с трудом поддаются перечислению. Только для корпуса библиотечных волонтеров предусмотрены: «награждение (например, федеральным крестом «За заслуги перед отечеством», медалями и почетными знаками, орденами); занесение в книгу почетных жителей города; объявление благодарности и размещение публикаций о деятельности того или иного добровольца на стендах в библиотеке, в библиотечных изданиях, в средствах массовой информации, на веб-странице библиотеки; предоставление почетного членства в обществе друзей библиотеки; вручение письменных свидетельств и удостоверений с оценкой деятельности, сертификатов с указанием об обучении на курсах повышения квалификации; организация регулярных встреч добровольцев с выражением благодарности за их деятельность и чествование их в рамках этих мероприятий»[17].

Сегодня в Германии, по разным данным, безвозмездно трудятся от четверти до половины взрослого населения, Центры добровольцев открыты практически в каждом городе страны.

Система поощрений волонтеров в Великобритании в ряде моментов схожа с немецкой практикой. Здесь при устройстве на работу или поступлении в вуз также весьма пригождается опыт работы в соответствующей (или смежной) области. В личных документах указываются характер деятельности и ее продолжительность, что является очевидным преимуществом кандидата: «Исследование «Ценность волонтерской работы» показало, что большинство руководящих сотрудников 500 ведущих фирм Великобритании убеждены в том, что кандидат, указавший в своем заявлении об опыте волонтерской работы, более сознателен, обладает хорошими навыками коммуникации и работы в команде»[18]. Однако ни налоговых, ни других существенных льгот волонтеры не имеют. Но последнее обстоятельство не мешает населению Великобритании активно участвовать в волонтерских проектах – около 50% англичан задействованы в них[19].

Этот весомый опыт добровольчества, в том числе, помог Великобритании безупречно организовать многотысячную армию волонтеров (70 000 человек[20]) на летних Олимпийских играх 2012 года. Каждый пятый житель Лондона влился в огромный олимпийский коллектив. Что касается поощрений, то здесь ими стали благодарственные письма, сувениры с олимпийской символикой, билеты на соревнования и даже встреча с президентом МОК Жаком Рогге.

Причем, все эти способы признательности волонтерам за их труд носили унифицированный характер – все получили одинаковые поощрения. И, разумеется, что никаких преференций одним в ущерб другим быть не могло. Но, к сожалению, это очевидно только в контексте лучших образцов западной демократии. В России чиновникам в преддверии сочинской Олимпиады предстоит провести серьезную внутреннюю работу над собой во избежание соблазна присвоить что-то им не принадлежащее, в том числе и вознаграждения волонтеров. Особую актуальность это приобретает в связи с недавним громким скандалом после саммита АТЭС во Владивостоке, волонтеры которого не смогли воспользоваться поощрением президента страны – путешествием в Японию на круизном лайнере. Не все работавшие на саммите добровольцы оказались в числе его пассажиров. Но при этом в круиз смогли поехать чиновники Приморской администрации и их родственники[21].

Утешением для не попавших на борт лайнера волонтеров может служить только то обстоятельство, что, по мнению многих представителей сектора в России, любое поощрение волонтерской деятельности противоречит ей, «убивает» ее безвозмездный характер, разрушая саму идею добровольчества. Директор Благотворительного фонда «Альпари» Андрей Дашин объясняет: «Главная ошибка человека, собирающегося заняться волонтерством – подсознательное ожидание благодарности. Важно помнить, что волонтерство – это добровольный выбор и, следовательно, оказываемая помощь является добровольной и безвозмездной. Главная награда – радость, которую человек получает, помогая, осознание причастности к доброму делу»[22]. С этим мнением солидарна и Ольга Глухова, президент Благотворительного фонда «София»: «отсутствие бонусной поддержки для поступления в институты, отсутствие волонтерской составляющей как обязательной части трудового договора и другого лично поощряемого компонента делает наше волонтерство более искренним и истинным»[23]. Немало подобных мнений и среди самих волонтеров: «Да, каждый из нас рад услышать спасибо и получить какое-то подтверждение… положительного результата (рисунок ребенка, благодарность родителя, одобрение других волонтеров или знакомых, магнитик или футболка). Но основа волонтерства - отдать безвозмездно и не ждать благодарности, только тогда помощь становится реальной и честной»[24].

Похоже, как и во многих других областях, в вопросах регулирования волонтерской деятельности у России свой путь. Волонтерское движение только набирает обороты, превращаясь в значимый социальный институт, а потому еще несколько преждевременно судить о необходимости различных методов его стимулирования. При этом опыт зарубежных стран отчетливо демонстрирует важность и актуальность самых элементарных из них – признания и пусть даже самого простого поощрения. А те, кому они кажутся лишними, могут просто от них отказаться. Не лишая этой маленькой награды других.

[2] Российских волонтеров по разным данным – от 2 до 4 млн. чел. (или менее 3% населения).