Руководства, Инструкции, Бланки

Речь Для Праймериз Образец img-1

Речь Для Праймериз Образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1750 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Праймериз ЕР

Праймериз ЕР — это вам не «шоу ряженых»

Авторы эксперты Центра Сулакшина — Шишкина Наталия Игоревна и Гаганов Александр Андреевич, к.ю.н.

В воскресенье, 22 мая, СМИ наперебой рассказывали о происходящих первичных выборах Единой России во всех регионах страны. Были задействованы колоссальные ресурсы для проведения этого мероприятия.

Пока одни средства массовой информации говорили о 10,5 миллионах проголосовавших, в других источниках информации рассказывали о применении разнообразных инструментов фальсификации. Кое-где пишут даже о проверке полицией тех участков голосования, где возникали подозрения на фальсификацию.

В пятницу были объявлены победители внутрипартийного голосования: секретарь Генсовета ЕР Сергей Неверов, действующие депутаты Государственной Думы (С.Нарышкин, В.Васильев, И.Яровая, М.Кожевникова, Н.Валуев, Е.Федоров, Г. Кулик и другие), депутаты областных и региональных Дум, некоторые участники ОНФ, есть и просто общественные активисты, известные личности. Общее количество участников выборной кампании будет порядка 625 человек, при этом окончательное формирование территориальных групп будет утверждаться на съезде партии.

Сам руководитель партии Д.Медведев ссылается на западный опыт проведения предварительного голосования.

Когда говорят о праймериз, то как правило вспоминают США. В США существует 6 типов предварительного голосования.

1. Закрытое предварительное голосование, когда только заявившие о своей принадлежности к партии, которая проводит праймериз, участвуют в выборах. При этом не объявившие о своих партийных предпочтениях, по понятным причинам, не допускаются до участия в этом типе праймериз. Такие предварительные выборы проходят в 11 штатах (Делавэр, Флорида, Канзас, Майн, Небраска, Нью-Джерси, Нью Мехико, Нью-Йорк, Пенсильвания и Вайоминг).

2. Полузакрытые выборы. Как и в первом случае, заявившие о своей партийной принадлежности могут голосовать только на праймериз своей партии. Но такой тип предварительного голосования предусматривает возможность участия «беспартийных», которое может быть закрытым (непосредственное голосование в кабинке для голосования) и открытым (заявление своих партийных предпочтений для голосования непосредственно в день голосования). Такой тип распространен в 12 штатах (Аляска, Аризона, Колорадо, Айова, Массачусетс, Нью Хемпшир, Северная Каролина и т.д.)

3. Открытые праймериз. Вне зависимости от собственной партийной принадлежности и предпочтений, участвовать в голосовании может любой. Такой тип праймериз есть у 11 штатов. Если до проведения праймериз голосующие не зарегистрировались для участия в праймериз партии, то они могут выбрать партию непосредственно в день голосования. Каждому выдается несколько бюллетеней, по одному на каждую партию, в которой проводятся праймериз, но использовать человек может только один бюллетень. Любопытно, что это дает возможность совершать «набеги» участников праймериз одной партии к оппонентам для голосования за самого слабого кандидата оппозиционной партии.

4. Полуоткрытые. Зарегистрированные избиратели в этом случае никак открыто не заявляют о своих политических предпочтениях, но имеют возможность взять лишь один бюллетень одной конкретной партии.

5. Общие праймериз. Отличительная особенность — избиратель может принять участие в предварительном голосовании нескольких партий (как правило, двух — республиканской и демократической, хотя в США существует значительно большее количество партий).

6. Непартийные общие праймериз. Проводятся в случае, когда необходимо сократить количество участников всеобщих выборов. Если кандидат на этих праймериз набирает более 50% голосов, то он уже считается победителем в выборах всеобщих.

Президентские праймериз в США проводятся последовательно в виде праймериз, проводимых в штатах, и так называемых кокусов (местных округов) внутри партий.

Сначала кандидаты избираются по штатам, затем, после того, как избиратели выбрали кандидатов в штатах, партия на общенациональном уровне определяет партийного кандидата, который после этого участвует в президентских выборах.Как можно видеть, в зависимости от того, какие выборы проводятся, в каких штатах, используется несколько вариантов праймериз. Сами предварительные выборы в США были обусловлены задачей выбрать кандидата от партии на пост Президента. Выбираются сначала наиболее популярные кандидаты внутри партии, которые уже на партийных съездах имеют возможность выбрать «кандидатов в кандидаты» на пост президента.Более того, США имеют и законодательную базу для проведения обязательных праймериз, которая принята на уровне штатов и регулирует, какой тип праймериз в каком штате проводить.

ЕСТЬ ЛИ ЗАКОН О ПРАЙМЕРИЗ В РОССИИ?

Процедура выборов депутатов Государственной Думы регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и законом о выборах депутатов Государственной Думы. Согласно этим законам выборы депутатов назначаются Президентом РФ и проводятся без предварительных «выборов» кандидатов путем голосования. Иными словами, процедура предварительных выборов, так называемых праймериз, законодательством РФ не предусмотрена. Поэтому праймериз мягко выражаясь внезаконны.

Праймериз проводились в соответствии с внутрипартийными документами Единой России. На сайте Единой России размещено два таких документа: Положение о предварительном голосовании и Регламент предварительного голосования. Оба документа написаны в соответствии с уставом партии и к реализации избирательного законодательства не имеют отношения. Из этого следует, чтолюбые нарушения Положения и Регламента, которые могли иметь место на предварительном голосовании, не являются нарушениями законодательства о выборах, за них не установлена административная ответственность.

Можно ли привлекать избирательные комиссии к обеспечению внутрипартийного мероприятия?

Следующий вопрос, связанный с праймериз, это вопрос участия членов избирательных комиссий (государственных, а не партийных лиц) в организации и проведении голосования. Так, согласно статье 12 Регламента Региональная счетная комиссия формируется из числа членов территориальных избирательных комиссий (избирательных комиссий муниципальных образований, на которые возлагаются полномочия территориальных избирательных комиссий) в соответствующем субъекте РФ с правом решающего голоса, назначенных по предложению Партии, и с правом совещательного голоса, назначенных Партией (ее структурными подразделениями).Окружная счетная комиссия формируется из числа членов территориальных избирательных комиссий, также назначенных по предложению Единой России (статья 13). Аналогично формируются участковые счетные комиссии (статья 14).

Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает статус членов избирательных комиссий (статья 29). Часть 15 статьи 29 устанавливает правило, согласно которому член Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, работающий в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность РФ; член избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса замещают соответственно государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность. Указанные лица не могут замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Таким образом, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающие на постоянной основе, занимающие соответствующие должности, не могли за плату работать в счетных комиссиях на праймериз — это нарушение статуса члена избирательной комиссии.

Кроме того, члены избирательных комиссий не вправе использовать в целях одной партии, то есть, не связанных с выполнением возложенных на них обязанностей, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности. Фактически праймериз, игрища будущих законодателей от партии Единая Россия, начинают с попрания законов России. Хорошенькое начало!

ЧТО ПОКАЗАЛИ ПРОШЕДШИЕ ПРАЙМЕРИЗ ЕР?

Во-первых. явку на предварительное партийное голосование.

Если вспоминать, что в 2011 году за Единую Россию проголосовали 32 миллиона, то сейчас на предварительное голосование пришло порядка трети избирателей ЕР, или 9,6% всех избирателей в стране. При этом имеется информация, что сотрудников государственных предприятий заставляли обеспечивать определенную явку. Совершенно очевидно, что когда речь идет о действительной поддержке какой-либо партии, то население заинтересовано в её судьбе. Однако здесь мы не видим такой картины. Что могло привести к этому? Потеря доверия ЕР, политическая пассивность населения, непонимание смысла происходящего события, недоверие к кандидатам или отсутствие приемлемых для избирателей кандидатов. Единая Россия, несмотря на попытку представить результаты индикатором поддержки своей партии, фактически показывает потерю реальной поддержки.

Участие в голосовании на праймериз показывает, что избиратели если и выбирают ЕР, то руководствуясь совсем иными соображениями, чем поддержка программы, идеологии, политики партии.

Что еще показывает такая низкая явка? Реальные масштабы поддержки Единой России в разных регионах? В каком-то смысле, да. Но при этом следует учитывать, что явка на праймериз разнится от региона к региону (минимальная 4,2% в Санкт-Петербурге, максимальная 16,8% в Чувашии).

Во-вторых. бросается в глаза задействование огромных ресурсов. Мало того, что незаконно работали территориальные избирательные комиссии, использовались здания школ, так ещё появляются сообщения о «добровольно-принудительном» характере привлечения электората. Потрачены значительные средства на обеспечение праймериз (планировалось потратить не менее 500 миллионов рублей только на использование участков голосования и оплату работы избирательных комиссий, а ведь была ещё информационная кампания, организация дебатов, регистрация кандидатов, раскрутка мероприятия), задействованы значительные информационные ресурсы. О праймериз ЕР говорили постоянно и везде, хотя о праймериз ПАРНАС и «Альянс Зеленых» известно мало.

Ещё один важный ресурс, который задействовала ЕР — это поддержка Президента. Неравное положение по сравнению с другими партиями обеспечивалось за счет посещения внутрипартийного мероприятия президентом, имеющим достаточно высокий рейтинг, при этом не являющимся членом партии. Сам он на встрече с участниками предварительного голосования заявил о том, что ЕР должна показать пример честной, открытой и конкурентной борьбы. Но можно ли, зная всё вышеизложенное, назвать борьбу — честной и конкурентной?

В-третьих. следует отметить кандидатов. При окончательном подсчете голосов ЕР аннулировала дискредитировавших её участников, но самих участников часто выдвигали с помощью внутрипартийных интриг, что дополнялось давлением на других кандидатов с целью отказа от участия в праймериз. Спускались списки с конкретными фамилиями, бюллетени подделывались. Такая ситуация сложилась в Санкт-Петербурге, в Костроме, в Ульяновске. Спешно отменили по техническим причинам пресс-конференцию в петербургском офисе «Росбалта», которая должна была быть посвящена фальсификациям на праймериз. Ещё в процессе подготовки к праймериз региональные власти оказывали давление на кандидатов с целью обеспечить прохождение на праймериз лояльных к ним участников.

Вызывает недоумение уровень подготовки участников. Единая Россия, решив, видимо, привлечь побольше населения, давала возможность регистрироваться как участнику праймериз любому гражданину без судимости и двойного гражданства старше 21 года. Это предопределило возможность пойти на предварительные выборы людям, которые не просто далеки от политики и понимания происходящего, но вообще имеют крайне низкий уровень культуры и общей образованности. На этом фоне кандидаты от ЕР выглядели более привлекательными. Поэтому можно сказать, что, с одной стороны, ЕР сама себе несколько подпортила репутацию, а с другой — использовала неподготовленных, малоизвестных людей в своих целях. Следует понимать, что реального притока «свежей крови» ЕР не планировала, и это подтверждается тем, что многие действующие депутаты законодательных собраний разных уровней выиграли праймериз.

В-четвертых. праймериз ЕР по существу стали возможностью раньше положенного срока фактически начать избирательную кампанию, мобилизовать население. Опять нарушение закона.

В целом можно сказать, что прошедшее предварительное голосование, хотя его и пытались показать демократическим инструментом, дающим возможность ведения политической борьбы, выбирать своих кандидатов, оказалось фарсом. Потрачены средства, время, зафиксированы нарушения, создается иллюзия партии народа, действующие депутаты ЕР сохранят статус легитимных, что позволит обеспечить в очередной раз несменяемость власти. Партийный лидер Д. Медведев назвал американские праймериз «шоу, в котором участвуют ряженые». Но если законные, имеющие традицию проведения, разнообразные и регламентируемые праймериз в США — это шоу ряженых, то как назвать праймериз ЕР, которые проходят по неизвестными регламентам, по несуществующим законам и неизвестно кем и когда придуманным правилам? Как вообще назвать приличным словом нечто, что даже до «шоу ряженых» по их же мнению не дотягивает?

Другие статьи

Слово «праймериз» в законе назовут по-русски

Слово «праймериз» в законе назовут по-русски Слово «праймериз» в законе назовут по-русски

Депутаты решили избежать слова «праймериз» в законодательстве. Его заменят простым сочетанием «предварительное голосование».

Несмотря на то что слово «праймериз» уже вошло в оборот речи граждан, глава Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин уверен, что в тексте законов оно присутствовать не будет.

- Полагаю, если речь идет о выборах депутатов Госдумы, это должно звучать как «предварительное голосование» по возможному отбору кандидатов в федеральные списки кандидатов той или иной партии, - пояснил Плигин.

По вопросу самого предварительного голосования Владимир Плигин заявил, что основной проблемой обсуждения станет вопрос финансирования.

Так, по его словам, политическим партиям потребуются дополнительные источники дохода.

- На увеличение вовлеченности граждан в управление обществом, в том числе через формирование института своих представителей, общество и государство должны нести затраты, - уверен он.

Однако, когда будет подготовлен законопроект, депутат так и не сообщил.

Будь в курсе!

Ъ-Власть - Узнают по голосам

По России прокатилась волна праймериз

Долгое время предварительное голосование по отбору кандидатов было отличительной особенностью партии власти, но в думской кампании 2016 года эту процедуру опробовали и оппозиционеры из демкоалиции, выдвигавшие списки на базе ПАРНАСа. В итоге самые громкие скандалы нынешних региональных выборов были связаны именно с праймериз. "Власть" разбиралась в особенностях праймериз по-российски.

"Идею праймериз в 90-х годах вбросил правозащитник Лев Пономарев, можно считать, что от него через нас она попала в "Единую Россию"",— вспоминает экс-заместитель председателя Республиканской партии Российской Федерации (позже она стала Республиканской партией России, сейчас — РПР--ПАРНАС) Александр Зябрев. По его словам, в 90-е годы "демократов мучал вопрос: как объединиться, создать коалицию или единую партию? Пономарев тогда вбросил идею праймериз".

Предварительный отбор партийных кандидатов уже больше ста лет работает в США, где эта процедура является обязательной. Способы проведения голосования варьируются в зависимости от законодательства каждого конкретного штата: где-то оно может быть открытым (участие принимают все избиратели), где-то закрытым (голосуют только партийцы). Праймериз в Америке проходят кандидаты разных уровней. В Европе процедура не так распространена и обязательной не является: например, во Франции первое в истории страны партийное голосование провели социалисты в 2011 году, тогда в отборе кандидатов в президенты победу одержал Франсуа Олланд. "Американская мода на праймериз сравнительно недавно пришла в Европу как институт дополнительной легитимации и отбора кандидатов",— объясняет политолог Евгений Минченко.

По словам Александра Зябрева, в России в 90-х инициативу поддержал вице-премьер Борис Немцов, который "тогда сохранял большое влияние в Нижегородской области". "Мы стали ездить по регионам, предлагать провести праймериз, но нужен был натурный эксперимент, и он начался в 1998 году в Нижнем, где проходили выборы в заксобрание. Для проведения предварительного голосования было выбрано несколько округов, участвовали кандидаты от нескольких партий. Мы от участия отказались, чтобы не было лишних упреков",— объясняет Зябрев. По его словам, эксперимент прошел вполне успешно: на праймериз проголосовали несколько тысяч человек, однако позже на некоторое время об этой процедуре забыли.

В начале нулевых годов праймериз дошли до "Единой России". "Тогда региональной работой в партии руководил депутат Госдумы от "Единой России" Валерий Гальченко, он занимался продвижением идеи, его поддерживал Вячеслав Володин. Обращались ли они к нашему опыту, не поручусь, но о проведении предварительного голосования я продолжал говорить и тогда",— говорит Александр Зябрев. Он полагает, что изначально единороссы видели в проведении предварительного голосования не способ отбора сильнейших, а средство "активизировать партийную жизнь". Валерий Гальченко не стал говорить с "Властью" о праймериз, мотивировав это тем, что сейчас от политических дел он далек ("занимаюсь сферой ЖКХ"), а речь идет о событиях "десятилетней давности". "У такой идеи отцов много",— сказал он. Глава ФоРГО Константин Костин, который тогда руководил агитационно-пропагандистским направлением в "Единой России" объясняет: "Праймериз обсуждались на президиуме партии, тогда вообще речь шла о новых формах работы, например квотах — молодежной, гендерной". На выборах в Госдуму 2007 года предварительное голосование единороссы уже применяли, но без особенной помпы. Тогда праймериз были закрытыми — кандидатов отбирали только партийцы.

Два года процедура была для единороссов необязательной: региональные отделения могли проводить предварительное голосование, а могли и обойтись без него. В 2009 году праймериз прописали в партийном уставе. Нововведение восприняли серьезно - как реальный отбор кандидатов, которые могли задействовать в голосовании своих сторонников. В 2010 году во время праймериз накануне выборов мэра Самары развернулась настоящая борьба, напоминавшая настоящие выборы. За право быть выдвинутым партией власти боролись спикер самарской облдумы Виктор Сазонов и местный министр природных ресурсов Дмитрий Азаров. Перед последней площадкой Сазонов имел фору в 300 голосов, но у Азарова было другое преимущество — поддержка губернатора Владимира Артякова. Виктор Сазонов с предварительного голосования снялся. Это был один из первых громких случаев, который показал, что борьба в праймериз и их итоги могут быть поставлены партией на второй план: побеждать должны были правильные кандидаты.

Люди восприняли все серьезно — все поверили в справедливое распределение мест

Перед выборами в Госдуму 2011 года праймериз организовывала не партия, а только что образованный "Народный фронт". При этом по-прежнему выборщиками выступали единороссы и близкие к ним общественники. Предвыборные списки, как правило, возглавляли губернаторы, которые, конечно, тоже баллотировались на предварительном голосовании. Проблем с результатами на праймериз у них не было — ориентиры были сразу понятны, кто же в регионе выступит против главы. За вторые и третьи (как правило, проходные для единороссов места) шла настоящая борьба. "Люди восприняли все серьезно, участвовали серьезные кандидаты — все поверили в справедливое распределение мест. Но в реальности сложилось по-другому",— вспоминает кандидат на праймериз в одном из регионов. Он признает, что борьба шла ресурсами — у кого больше общественников, с которыми налажено сотрудничество — подарки ветеранам, чаепития для жителей поселков и городских районов: "Но эти ресурсы были, и они могли действовать". Местные влиятельные единороссы собирали актив, но у федеральной власти были свои виды. Например, в Курганской области праймериз выиграл сенатор Сергей Лисовский, вторым стал мэр Шадринска Алексей Кокорин, третьим — предприниматель Александр Ильтяков, тройка списка выглядела по-другому: Ильтяков стал первым, Кокорин — третьим, а на втором месте неожиданно появился "варяг" — будущий министр культуры Владимир Мединский.

Похожая ситуация сложилась в Архангельской области: победу на праймериз одержал лидер местных единороссов Эрнест Белокоровин, второе место получил депутат облсобрания Александр Дятлов, третье — тогда еще топ-менеджер компании "Илим-Палп" Константин Добрынин. Тройка списка в итоге мало в чем совпадала с итогами предварительного голосования: первым стал депутат Госдумы Владимир Пехтин, который вообще не баллотировался, второе — депутат Госдумы Елена Вторыгина, участвовавшая в половине встреч на праймериз, третье осталось за Добрыниным.

"Я считал, что, только пройдя через праймериз и выиграв их, можно попасть в федеральный список партии, я прошел все площадки, объехал всю область и занял третье бронзовое место — здесь все было честно. Но мои коллеги, заслуженно занявшие первое и второе места, по странному стечению обстоятельств остались в стороне от списка. Это сыграло дурную шутку с результатами "Единой России" в регионе",— вспоминает Константин Добрынин. Партия власти набрала в регионе 31,9% при среднем результате по стране 49,32%.

Тогда "правки" итогов праймериз обходились без скандалов, однако сейчас в том или ином регионе они возникают, поскольку с тех пор формат голосования изменился: федеральное руководство партии стало рекомендовать отделениям проводить голосование по открытой модели. Выбирать кандидатов получили право все избиратели региона при предъявлении паспорта.

В Самаре, где проходят выборы депутатов районных советов города, из которых потом будет сформирована гордума, несколько победителей праймериз не обнаружили себя в списках "Единой России". В их числе был и вице-спикер действующего состава депутатского собрания Вячеслав Дормидонтов. "Когда я ехал на конференцию, мне стали звонить люди: они не нашли меня в списках, на конференции тоже никто ничего не объяснил",— вспоминает он. В такой же ситуации оказалась депутат гордумы Наталья Михайлова и еще 14 (по официальным данным "Единой России") человек. Через некоторое время губернатор региона Николай Меркушкин пояснил, что оградил партийные списки от "ставленников олигархов". В федеральном руководстве партии власти посчитали по-другому: после проверки победителей праймериз порекомендовали вернуть в список. С переменным успехом это было сделано, однако часть кандидатов пошла на выборы одномандатниками, причем Вячеслав Дормидонтов "при поддержке партии", а не от нее. Уже сейчас кандидаты жалуются, что администрация региона, несмотря на их выдвижение партией власти, препятствует им.

В Новосибирске от участия в предварительном голосовании, которое взялись проводить близкие к "Единой России" общественники, отказался лидер фракции единороссов в горсовете Вячеслав Илюхин, который к тому же покинул партию. Его не устроила процедура голосования: в этом году единороссы разрешили баллотироваться представителям других партий, при условии, что они выйдут из них после победы на праймериз.

Отдельной главой в истории российских праймериз можно считать предварительное голосование в Москве: единороссы уже намекнули, что присмотрятся к этому опыту. Проводило голосование так называемое общественное движение "Моя Москва" во главе с вице-мэром Людмилой Швецовой.

Тогда агитации, посвященной предварительному голосованию, было едва ли не больше, чем во время настоящих выборов. Это неудивительно, ведь праймериз проводились в начале лета, а агитационная пора пришлась на сезон отпусков. На праймериз тогда заявились действующие депутаты Мосгордумы, кандидаты от партий "Родина", "Справедливая Россия" и "Гражданская платформа", статусные бюджетники — главврачи, директора школ и социальных учреждений. "В мэрии взяли за образец праймериз "Единой России" в Ярославской области, они были партийными, но подавались как общественные, общенародные. Ситуация в регионах схожая: сильны протестные настроения, партия власти показывала низкий результат",— рассказал "Власти" источник в одной из префектур города. По его словам, совет присмотреться к ярославскому опыту сотрудникам администрации города дали федеральные единороссы, идея столичной мэрии понравилась. Чиновник утверждает, что мэрию консультировали вице-спикер ярославской облдумы Павел Исаев и спикер горсовета Ярославля Павел Зарубин, которые занимались проведением праймериз у себя в регионе, однако сами они это отрицают. Явка на праймериз составила 3,5% от числа московских избирателей, а результаты выборов разошлись с итогами праймериз всего в пяти округах. "Интриги на предварительном голосовании не было, за исключением нескольких округов, в которых мэрия намеренно не стала выдвигать своих сильных кандидатов. Общие контуры состава Мосгордумы были ясны уже в декабре 2013 года, состав победителей праймериз был понятен. При этом замами главы территориального управления стали политтехнологи Дмитрий Гусев и Олег Смолкин, штабы были на уровне префектур и управ районов",— так объяснил организацию проведения праймериз источник "Власти". Он признает, что говорить о конкуренции не получалось даже при сильных противниках: "В одном из округов на праймериз баллотировался глава районного исполкома единороссов, его не устраивал кандидат от мэрии — действующий депутат, шансов у него не было".

Другие российские партии применять праймериз на выборах не спешат: пока это сделала только демкоалиция, куда входят партии ПАРНАС, "Демвыбор", незарегистрированные Партия прогресса Алексея Навального, Партия 5 декабря и Либертарианская партия. Блок выдвинул кандидатов в трех регионах (Новосибирская, Костромская и Калужская области), в Калуге предварительное голосование привело к расколу местных оппозиционеров. Сначала от участия в праймериз отказался бывший мэр Калуги Виталий Черников, потом лидер местного отделения "Демвыбора" Сергей Фадеев назвал такое голосование "хипстерской штукой" и снял свою кандидатуру. В списке кандидатов осталась депутат обнинского горсовета, руководитель областного отделения ПАРНАС Татьяна Котляр, но она заняла в голосовании второе место. Котляр позиция не устроила, и на партконференции ее поставили во главу списка. Федеральное руководство партии поправило региональных коллег — первым номером пошел победитель праймериз, москвич, сооснователь проекта "Диссернет" Андрей Заякин. Татьяна Котляр покинула ПАРНАС и теперь баллотируется от "Яблока". В коалиции опыт праймериз сочли позитивным. "Это элементы новой политической культуры. Сейчас кандидату для попадания в список нужно идти договариваться не к партийному лидеру, а сразу к избирателю",— сказал "Власти" зампред РПР--ПАРНАС Илья Яшин.

По мнению главы юридической службы КПРФ Вадима Соловьева, праймериз в партии власти "позволили губернаторам отсеивать неугодных им единороссов и протаскивать своих кандидатов". Он называет еще одно преимущество праймериз партии власти: "За два-три месяца начинается полномасштабная кампания, в открытых праймериз участвуют сотрудники избиркомов, голосование проходит на реальных участках. Появляются фото кандидатов. В Калуге партия власти уже фактически отыграла сценарий кампании и дня голосования",— считает Соловьев.

Апокрифический автор идеи российских праймериз Лев Пономарев настроен скептически. "Я действительно в 90-х писал и говорил об этом, но дальше слов дело не пошло. Я стал понимать, что реализовать праймериз у нас сложно: нет партийной дисциплины, все остается рыхлым",— заключает он.

Политолог Алексей Макаркин, наоборот, ожидает, что роль праймериз будет только расти, а их результаты действительно станут учитываться при формировании списков партий: "Для федеральной власти все равно, какая влиятельная местная группа выиграет праймериз или выборы: в любом случае она ориентирована на Кремль". Он уверен, что и у власти, и у оппозиции есть одна проблема — привычка к "заранее запрограммированному результату". Константин Костин называет причину внимания к праймериз: на выборы в Госдуму вернулись одномандатные округа, а "открытые праймериз позволяют вовлекать людей в выдвижение кандидатов, отбирать более успешные фигуры, согласовать их с избирателями". Единороссы, по его мнению, воспользовались и технологическим преимуществом: праймериз, стартовавшие до агитации, дали возможность повысить уровень известности кандидатов. Алексей Макаркин полагает, что праймериз в России начали приживаться, хотя от болезней роста им пока избавиться не удалось. "Плюсы получает и оппозиция, которая мобилизует на праймериз своих сторонников, и власть. Предварительное голосование позволяет провести выборы, на которых не придется завышать результат партии власти: после протестов 2011 года проблема остается актуальной",— резюмирует Алексей Макаркин.

Назвал такое голосование "хипстерской штукой" и снял свою кандидатуру

Политолог Евгений Минченко пока видит явные плюсы в проведении предварительного голосования только для двух партий — "Единой России" и "Справедливой России". "Праймериз имеют смысл только для массовых партий с большой поддержкой населения, в которых состоит много членов. Нишевым партиям они не нужны",— уверен он. Например, опыт проведения предварительного голосования ПАРНАСом политолог считает неудачным: "Круг сторонников узок, а все потенциальные кандидаты и так известны". "В итоге все закончилось скандалами, которых можно было бы избежать",— говорит Евгений Минченко.

"Единая Россия", по словам эксперта,— зонтичный бренд, который объединяет разные группы элитных игроков с разными идеологическими взглядами: "таким структурам праймериз просто показан", чтобы выяснить, какая из групп может выставить наиболее сильных кандидатов, какая из идеологических платформ сейчас популярнее. ""Справедливая Россия" — коалиционная партия, она создана из разных проектов. В ней не высок вес ресурса лидера партии, она опирается на регионы",— рассуждает политолог. Разные центры влияния, хотя бы на уровне регионов, подразумевают борьбу сильных. В качестве примера Евгений Минченко приводит Самарскую область, где на праймериз смогли победить кандидаты, не поддержанные губернатором Николаем Меркушкиным.

Впрочем, по его словам, есть партии, для которых предварительное голосование враждебно. "ЛДПР праймериз просто противопоказаны, эта партия лидерского типа с ярко выраженным коммерческим элементом",— указывает Евгений Минченко.

Он полагает, что в России американская процедура скорее приживается: "в случае честного подсчета голосов, она дает преимущества, "Единая Россия" отрабатывает механизм".

Впрочем, как только праймериз в России заработают по-настоящему, их организаторы столкнутся с проблемой, с которой столкнулись американские партийцы. "В США процедура перед президентскими выборами сейчас подвергается критике. В праймериз побеждают кандидаты с радикальными взглядами, а на выборах решающую роль играют голоса умеренных избирателей",— объясняет Евгений Минченко. Но это, видимо, следующая страница истории российских праймериз. Политтехнолог Петр Быстров, который участвовал в проведении предварительного голосования в Ярославской области и Москве обращает внимание на их национальную особенность. "Решающий фактор на выборах — административный ресурс: побеждает, тот, кто им обладает. Сейчас праймериз почти полностью соответствуют этому правилу",— заверяет он.

Выборы-2015 в цифрах

13 сентября 2015 года в России, по данным Центризбиркома, состоится 10 811 выборов и референдумов различного уровня в 83 регионах (за исключением Кабардино-Балкарии и Северной Осетии). Около 95% выборов будут основными. остальные — повторными или дополнительными. По результатам голосований будет замещено более 92 тыс. мандатов. В 21 субъекте РФ будут избраны высшие должностные лица, в 11 — законодательные органы власти, в 23 регионах — парламенты административных центров субъектов. По данным ЦИКа, на выборах всех уровней выдвинуто около 207 тыс. кандидатов (в среднем на один мандат или выборную должность претендуют 2-3 кандидата).

В выборах примут участие 55 партий из 76 зарегистрированных на данный момент Минюстом. На губернаторских выборах 27 партий выдвинули 141 кандидата, один стал самовыдвиженцем. 99 из них (около 70%) были зарегистрированы. На выборах региональных парламентов 32 партии выдвинули 141 список кандидатов, 88 (62,9%) прошли регистрацию в ЦИКе. По одномандатным округам выдвигалось 1302 кандидата, 1035 из них (79,5%) были зарегистрированы.

В ходе избирательной кампании МВД проверило сведения о 19 211 кандидатах на выборах в органы власти субъектов РФ и их административных центров. 477 кандидатов (около 2,5%) оказались ранее судимыми.

Журнал "Коммерсантъ Власть" №35 от 07.09.2015, стр. 11

Праймериз: Наталия Суслова (агитационные речи)

В Хабаровском крае проходит новое для граждан мероприятие - праймериз. За непривычным слуху россиян словом раскрывается самопрезентация новых кандидатов в Государственную думу РФ, организованная в рамках политического движения "Общероссийский народный фронт" (ОНФ). Списки кандидатов после предварительного подсчета голосов выстроились в строгом соответствии с их занимаемыми государственными должностями. Что подтверждает политическую стабильность и перспективу существующей власти на официальном уровне.

В городах и районных центрах Хабаровского края продолжаются предвыборные слушания кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ. 9 августа 2011 года трибунные речи о необходимости развития экономики и социальной сферы региона прозвучали в Доме Культуры рабочего поселка Переясловка - центра района им.Лазо

Праймериз: Наталия Суслова (агитационные речи)

Уважаемые жители Хабаровского края, участники и уполномоченные организации «Праймериз-2011».

Одним из ключевых факторов, который будет способствовать выводу нашего общества из социального и экономического кризиса, необходимо отметить контроль и ответственность на всех уровнях управления и хозяйствования. Об этом говорится с высоких трибун не первый год. Но инерция существующей управленческой системы велика. Поэтому необходимо помочь ей вливанием новых кадров и включением более совершенных методов управленческой работы.

Сегодня большинство ключевых постов в управлении занимают мужчины. Это хорошо. Но, как показывает опыт истории и современности, настоящий ответственный контроль и социальный альтруизм удается женщинам лучше. Хранительницы семейного очага и окружающего их общества на генетическом уровне успешно руководят многими предприятиями страны, возглавляют управления, ведомства и министерства правительства страны. И таких женщин должно быть ещё больше - чтобы создать разумный баланс в соотношении с управленцами-мужчинами.

Я мать троих детей, поэтому мне хорошо известно, что нужно российским семьям. Зная о проблемах и радостях ячейки общества не по наслышке, депутату - многодетной матери проще и вернее подавать инициативные документы и принимать законы, касающие здорового формирования и жизни семей в России.

Также хочу сказать, что имея немалый опыт работы руководителем предприятия среднего бизнеса, я не ограничиваюсь заботой только о собственном благополучии. Часть прибыли аудит-центра «Ника» регулярно перечисляется гражданам организаций, которые в ней нуждаются. Разумеется, собственных сил для помощи другим недостаточно, поэтому мы создаем Благотворительный фонд социальной поддержки жителей Дальнего Востока - «Ника». Его цель — конкретная адресная поддержка и коррдинация усилий тех граждан, бизнесменов и организаций, которые решили осуществить благотворительные дела. Работа фонда будет открыта для общества и прозрачна для всех интересующихся его конкретными проектами и результатами.

Народные избранники в органы федеральной власти обязательно должны выражать интересы здорового большинства российского общества. Только это гарантирует положительные результаты сегодня и открывает новые светлые перспективы развития страны!

Агитационная речь на общественных слушаниях в Советской Гавани и Переясловке (5-9 августа, проект):

Добрый день, уважаемые участники, граждане и уполномоченные общественных организаций!

Я Суслова Наталия, представитель Союза работодателей Хабаровского края. Член партии «Единая Россия». Член «Союза деловых женщин» Хабаровского края. Поддерживаю все социальные проекты Светланы Жуковой. Финансовый директор Центра противодействия коррупции в органах государственной власти Хабаровского края. Родилась в г.Хабаровске. Многодетная мама. Замужем.

Для чего я пошла на праймериз? Да потому, что очень хочу работать в команде с инициативными людьми, которые действительно хотят и могут изменить в лучшую сторону жизнь простых людей Дальнего Востока. Как человек верующий, я считаю: необходимо помогать тем, кому труднее. Я очень благодарна судьбе, что даже я – человек из народа - могу на равных выступать с такими уважаемыми людьми, как Вячеслав Иванович Шпорт, Сергей Алексеевич Хохлов, Александр Николаевич Соколов и многие другие.

Сегодня большинство ключевых постов в управлении обществом занимают мужчины. Это хорошо. Но, как показывает опыт истории и современности, настоящий ответственный контроль и социальный альтруизм удается женщинам лучше. Хранительницы семейного очага и окружающего их общества на генетическом уровне успешно руководят многими предприятиями страны, возглавляют управления, ведомства и министерства правительства страны. И таких женщин должно быть еще больше – чтобы создать разумный баланс в соотношении с управленцами-мужчинами.

Я мать троих детей, поэтому мне очень хорошо известно, что нужно российским семьям. Зная, о проблемах и радостях ячейки нашего общества не понаслышке, депутату – многодетной матери проще и вернее подавать инициативные документы и принимать законы, касающиеся здорового формирования и счастливой жизни семей в России.

Имея немалый опыт трудовой деятельности в качестве руководителя предприятия среднего бизнеса, я не ограничивалась заботой только о собственном материальном благополучии. Часть прибыли Аудит-центр «НИКА» перечисляет ряду граждан и организаций, которые в ней нуждаются. В настоящее время мы создаем Благотворительный Фонд социальной поддержки жителей Дальнего Востока «НИКА». Его цель – конкретная адресная помощь людям. Работа фонда будет открыта для общества и прозрачна для самих граждан и бизнесменов, корые занимаются благотворительностью по своим силам.

У меня есть опыт работы на выборах. Я председатель избирательной комиссии на избирательном участке в Центральном р-не г.Хабаровска. Была помощником депутата краевой Думы. В общем, я занимаю активную гражданскую позицию. Не остаюсь равнодушной к проблемам людей. Есть огромный потенциал энергии для серьезной работы.

Обратите внимание в своем голосовании на женщин – будущих депутатов, которые участвуют на праймеризе. Ни одной из нас нет в 10-ке лидеров голосования. Неужели нет достойных? Народное мнение: «Что женщина должна варить борщ, воспитывать детей и заботится о муже – это хорошо! И, что кухарка не может управлять государством». Так ошибочно думает большинство избирателей. Но практика показывает обратное, что многие женщины могут совмещать все сразу: «разложив по полочкам», назначить ответственных в каждом направлении и контролировать качественное выполнение работы. У хорошей мамы – счастливые дети, у депутата, который работает с душой и ответственностью – удовлетворенный народ. Да и кто как ни женщина-мать лучше других знает, что нужно российским семьям, детям, подросткам и юным гражаданам, которые только ещё начинают строить свою взрослую жизнь?

Будучи многодетной матерью, я лучше многих других депутатов, и, особенно - мужчин, знаю проблемы семей, которые необходимо решать на самом высоком государственном уровне. А именно:

- Поддержка и пропаганда здоровой и полной семьи, многодетных семей, чтоб предотвратить разводы, и чтобы дети жили в полных семьях. Доступное жилье.

Реальное, а не формальное пособие беременным женщинам и матерям с детьми до 3-х лет;
- Государственный контроль за качеством детского питания (молочной продукции, каш, фруктовых смесей и пюре): ни для кого не секрет, что сегодня практически вся молочка, в том числе и детская, производится с применением так называемого сухого молока неизвестного происхождения, а соки, лимонады и фасованная кондитерия в большинстве случаев производятся вообще не из пищевых продуктов, что недопустимо для растущих организмов наших малышей.
- Улучшение качества медицинского обследования и если понадобится - помощи для матерей и детей.
- Достаточное количество в городах детских творческих студий для детей дошкольного возраста и спортивных секций всевозможной направленностей для подростков и юношей. При этом главное - чтобы эти творческие студии и спортивные школы были доступны для всех социальных слоев населения.
- Снижение тарифов на ЖКХ или предоставление льгот семьям с детьми, особенно - для семей многодетных.
- Предоставление многодетным семьям возможностей строительства собственного дома по фактическим, а не по рыночным ценам (т.е. в разы меньше).
- Введение строгой ответственности для СМИ и интернет-ресурсов за публикацию информационных материалов, способных навредить психике и здоровому мировоззрению детей.
- Построение действенных гарантий безопасной жизни семьи в условиях современного общества.
- Установление системы поощрения предприятий, организаций и личностей, способствующих здоровому развитию детства и материнства.

Партнер возглавляемого мною предприятия - семейный хабаровский журнал «Цветы жизни». Мы проводим совместные проекты. Например, ежегодные конкурсы «Будущая мама». Вручаем подарки детям из детских домов. Совместно с детским центром «Взлет» Елены Парфеновны Ларионовой вручаем призы за первые места в конкурсах. Вместе с Русской православной церковью помогаем дому малютке женской колонии.

- Поддержка пожилых людей, ветеранов и инвалидов. Достойная пенсия.

- Бесплатные спортивные секции, модернизация стадионов, поддержка одаренных детей. Я училась в школе №76 г.Хабаровска у нас был спортивный класс, с 4 по 10 класс мы занимались всеми видами спорта, ездили на соревнования. Было интересно и нам некогда было бегать по улицам, пить пиво и курить.

- Поддержка молодых специалистов после окончания учебных заведений (стажировка на предприятиях). Молодым – достойную работу с заработком, с которым можно жить, а не существовать. Я член клуба выпускников Академии экономики и права г.Хабаровска. С 1 сентября буду бесплатно передавать свой профессиональный опыт студентам академии.

- Контроль за трудовым законодательством, чтоб не ущемлялись права работников и работодателей. По образованию я экономист, закончила факультет «Экономика и социалогия труда» в Академии экономики и права. Второе образование – президентская программа управленческих кадров для народного хозяйства.

- Поддержка общественных и благотворительных организаций.

- Контроль за налоговым законодательством, чтобы облегчить жизнь малому, среднему и крупному бизнесу, чтобы предприятия не уходили в тень, из чего бюджет не добирает большие суммы налогов, необходимые на развите социальной сферы. Также являюсь партнером Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского края. Обучаю бесплатно начинающих предпринимателей основам ведения бизнеса. Принимала участие в создании учебника для начинающих предпринимателей.

- Поддержка сельхозпроизводителей, доступные кредиты и представление рынков сбыта. Выступал кандидат – мужчина и сказал, что он один затрагивает эту проблему. Это неправда. Я уже 6 раз на праймеризе об этом говорю!

Всё вышеперечисленное находится в постоянной доработке, поэтому список актуальной помощи для нашего общества будет продолжен.

Я прошу вас внимательно отнестись к моей программе и помочь мне реализовать её своими голосами и предложениями.

Большое спасибо всем, кто поддержит предвыборную программу Наталии Сусловой!