Руководства, Инструкции, Бланки

здоровый человек и его окружение руководство к практическим занятиям img-1

здоровый человек и его окружение руководство к практическим занятиям

Рейтинг: 4.8/5.0 (1835 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Методическая разработка лекционного занятия №1

Методическая разработка лекционного занятия №1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

Методическая разработка лекционного занятия по теме «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 060501Сестринское дело и предназначена для проведения занятия со студентами 3 курса по МДК «Здоровый человек и его окружение». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 2 часа. Материалы методической разработки лекционного занятия составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля и самоконтроля.

В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.

Информационный блок включает материалы базисной лекции.

Блок контроля знаний включает в себя:

-материалы контроля исходного уровня знаний - вопросы к фронтальному опросу, др. материалы по актуализации знаний студентов

-материалы выходного контроля уровня знаний

-материалы тестового опроса.

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д. которые отражают основные моменты лекции.

Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Другие статьи

Подготовка к практическому занятию

Подготовка к практическому занятию.

1) Изучить материал лекции «Общественное здоровье и здравоохранение», знать ответы на вопросы:

  • Понятия «демография», «народонаселение». Основные направления народонаселения, их признаки.
  • Статика населения. Динамика населения. Их значение.
  • Миграция населения. Её виды.
  • Типы населения.
  • Показатели естественного движения населения.
  • Факторы риска, их классификация.
  • Группировка факторов риска.
  • Краткая характеристика факторов риска образа жизни и среды обитания.
  • Профилактика, её виды.
  • Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики.

2) Выполнить самостоятельную работу по теме практического занятия:

А) Задание для всех студентов (оценка за задание: 5-10 баллов):

1.В тетради-дневнике здоровья необходимо ответить на вопросы анкеты-самоанализа (это задание лучше выполнить перед сном):

1) Ф. И. О. псевдоним, дата рождения, семейное положение.

2) Ваш рост и вес.

3) Ваши вредные привычки (подробно вспомните все мотивы вредных привычек).

4) Врожденные и приобретенные заболевания (причина приобретения).

5) Лечебные учреждения, в которых состоите на учете (названия).

6) Как отражаются вредные привычки на ваших эстетических качествах, психике, здоровье, работоспособности?

7) Лекарства, которые принимаете в настоящее время:

а) по рекомендации врача;

б) по собственной инициативе. Цель их принятия.

8) Как близкие вам люди относятся к вашим вредным привычкам?

9) Пытались ли отказаться от вредных привычек? От каких? Удалось ли?

10) Интересовались ли проблемами здорового образа жизни?

11) Что делаете для укрепления и сохранения своего здоровья, здоровья близких Вам людей?

12) Имеете ли дома литературу по проблемам сохранения и укрепления здоровья и профилактике заболеваний?

2.Подберите афоризмы, пословицы, поговорки по теме: «Факторы риска».(3-6 баллов)

3.Выпишите из лекции «Общественное здоровье и здравоохранение» в дневник формулы возрастной и половозрастной структуры населения, показателиестественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения)(3 балла)

Б) Творческое задание (по желанию) (5-10 баллов):

1) Рисунки, стихи по теме: «Коварные разрушители здоровья»

Перечень рекомендованной дополнительной литературы по теме семинара (можно пользоваться и другой литературой):

1. Волков С.Р. Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М. ОАО «Издательство «Медицина», 2005.

2. Волков С.Р. Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – Москва: Авторская академия, 2011.

3. Дневник здоровья студента. – М. ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006

4. Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – Москва, образовательно-издательский центр «Академия», 2008.

5. Концепция президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004 – 2015 гг.» Москва 2003

6. Крюкова Д.А. Лысак Л.А. Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: Учебник. - Ростов на/Д: Феникс, 2008.

7. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Здоровый человек и его окружение, информационные технологии в профессиональной деятельности

Обратная связь Период грудного возраста. Функция «Если» в Excel.

Данное учебно – методическое пособие по теме «Период грудного возраста» в ПМ 01. «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение и по теме «Функция «Если» в Excel в ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности предназначено для студентов.

Методическое пособие создано с целью оказания помощи студентам при самостоятельном изучении данной темы. Актуальность создания данного пособия вызвана трудностью усвоения студентами данного материала из – за большого объема информации в учебной литературе.

В методическом пособии уделяется внимание проведению оценки физического развития ребенка грудного возраста и применению программы Excel для этой оценки.

С целью оптимизации восприятия по данной теме в информационном блоке помещен опорный конспект, глоссарий. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы медицинская сестра должна обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному виду профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

  • ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
  • ПК 1.2 Проводить санитарно – гигиеническое воспитание населения;
  • ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;
  • ПК 2.6 Вести утвержденную документацию;

Материалы данного пособия могут применяться при самоподготовке к занятию по данным темам, при выполнении студентами самостоятельной работы и для подготовки к последующим занятиям.

При проведении занятия с применением учебного материала данного методического пособия мобилизуются знания студентов, полученные при изучении дисциплин ОП.02.«Анатомия и физиология человека», ОП.09.«Психология», ПМ 04. «Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности».

Содержание методической разработки: Методический блок Актуальность темы

Данная тема занятия требует особенного внимания. Это объясняется тем, что масса и рост ребенка являются отражением общего благополучия его организма. Любые же отклонения от нормы свидетельствуют о проблемах либо во вскармливании и уходе за ребенком, либо о серьезном заболевании внутренних органов.

Каждый медицинский работник должен уметь проводить антропометрические измерения, оценивать физическое развитие детей различных возрастных групп, пользуясь специальными таблицами.

Важность данной темы определяется еще и тем, что обычная антропометрия позволит заподозрить такие серьезные заболевания как гипотрофия и ожирение. Нелеченная гипотрофия может привести к серьезным нарушениям общего развития ребенка, а иногда и к смерти.

Серьезным заболеванием является и ожирение, уже сейчас оно превратилось в грозную социальную проблему, требующую немедленного разрешения. Наиболее тяжелым течением и наибольшим избытком веса отличаются именно те случаи ожирения, которые начались в детстве.

Поэтому задачей медработников является строгий контроль за параметрами физического развития и своевременное выявление нарушений во вскармливании и уходе за ребенком, особенно в раннем возрасте.

Рекомендации по работе с методическим пособием

Методическое пособие содержит цели, отражающие умения и знания, которыми должен обладать студент по окончании работы с пособием. В глоссарии термины представлены по мере их появления при изложении темы.

Блок контроля включает следующие компоненты:

  • Исходный уровень знаний студентов определяется в процессе проведения задания «Установи соответствие» признаков доношенного и недоношенного плода на интерактивной доске;
  • С целью изучения нового материала и расширения знаний по теме занятия студентам предлагается решить задачи на компьютере с использованием программы Excel;
  • С целью закрепления изученного материала студентам предлагается заполнить таблицу «Изменение длины тела ребенка на первом году жизни».

Материалы данного пособия могут использоваться студентами для подготовки к занятиям по другим темам и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Мотивация темы

Изучая ту или иную тему, Вы часто задаетесь вопросом – а как это может нам пригодиться в будущем, в профессии медицинской сестры? Возможно, Вам даже наскучил ответ: «Чтоб стать всесторонне развитым человеком и высококвалифицированным специалистом». Возможно, в конце занятия и прочитав до конца данное методическое пособие, Вы сами найдете ответ на данный вопрос.

Тему этого занятия «Функция «Если» в Excel» постараемся раскрыть максимально приближенно к вашим, уже полученным, знаниям по МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение, что даст Вам подлинное ощущение того, что без этих знаний Вам не обойтись в дальнейшей работе.

На данном занятии мы продолжим изучение особенностей физического развития детей первого года жизни. Мы познакомимся с правилами расчета массы и роста ребенка в различные возрастные периоды, выявим закономерности физического развития детей грудного возраста.

Особое внимание уделим вопросу нарушения физического развития. Это очень важная проблема на сегодняшний день. Медицинские работники с большой тревогой наблюдают за развитием дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем у детей раннего возраста, но недостаточно внимательно следят за его физическим развитием. А ведь даже небольшие отклонения в нарастании массы, длины тела могут привести к серьезным последствиям и могут свидетельствовать о серьезных нарушениях в других системах организма. Кроме того, многие недостатки физического развития можно легко устранить именно в детском возрасте, а позже они могут послужить причиной инвалидности человека.

Цели занятия

В результате освоения междисциплинарного курса студент Должен уметь:

  • определить массу тела ребенка, его рост, окружность головы и грудной клетки;
  • рассчитать долженствующие массу и рост ребенка по формулам;
  • использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения.
  • показатели физического развития;
  • алгоритмы измерения массы тела, роста, окружности головы и грудной клетки;
  • закономерности физического развития детей первого года жизни;
  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности.
  • познакомить студентов с особенностями физического развития детей на первом году жизни, с техникой проведения антропометрических измерений и правилами оценки физического развития детей;
  • изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами;
  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельно работы с большими объемами информации, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.
  • развивать способность анализировать собственную деятельность;
  • применять полученные знания при изучении других клинических дисциплин;
  • формировать умения продуктивного взаимодействия с однокурсниками и с преподавателем с целью овладения общими компетенциями:
  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
  4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий
  • воспитывать стремление к познавательной деятельности и пополнению знаний;
  • профессионального подхода к решению проблем.
Оснащение занятия

Материально – техническое оснащение:

  • экран (интерактивная доска);
  • проектор;
  • компьютер.

Раздаточный дидактический материал:

  • Учебно-методическое пособие для студентов;
  • Алгоритмы проведения антропометрии детей.
  • Задание «Установи соответствие» признаков доношенного и недоношенного плода на интерактивной доске;
  • Задания для решения на компьютере в программе Excel;
  • Контрольное задание - заполните таблицу « Изменение длины тела ребенка на первом году жизни;
Междисциплинарные связи

Хронокарта занятия Информационный блок Опорный конспект

Уважаемый студент! Вам предлагается опорный конспект для аудиторной работы.

Данный материал способствует освоению общих компетенций:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами;
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания.

При возникновении трудностей в понимании терминов обратитесь к терминологическому словарю.

Терминологический словарь

Рост – количественные изменения, связанные с увеличением числа и/или размеров клеток, размеров и массы органов, тканей, всего организма в целом, накопление определенного объема информации, умений, опыта.

Развитие – качественные изменения тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение.

Период грудного возраста – период от 1 месяца жизни до 12 месяцев.

Антропометрия – система измерения человеческого тела и его частей.

Рост и развитие – главные индикаторы состояния здоровья детей. Контроль за физическим развитием ребенка имеет не только физиологическое, но и медицинское значение. Физическое развитие следует оценивать по ряду измеряемых показателей: длина, масса тела, толщина кожных складок, окружность головы, груди.

Определение физического развития проводится в эпикризные сроки.

  • На 1-ом году жизни – 1 раз в месяц,
  • на 2-ом году – 1 раз в квартал,
  • на 3-ем году – 2 раза в год,
  • старше 3 лет – 1 раз в год.

Оценка физического развития проводится в следующей последовательности:

  1. измерение и взвешивание
  2. оценка конституциональных особенностей телосложения
  3. оценка каждого показателя отдельно и в совокупности
  4. определение дальнейшей тактики наблюдения за ребенком

Измерение роста проводится горизонтальным ростомером у детей до года; окружность грудии головы – мягкой сантиметровой лентой; вес – измеряется на чашечных или электронных весах до 2 лет.

Рост ребенка после рождения

Оценка длины тела имеет особое значение, так как отражает уровень пласти-ческих процессов и зрелости организма.

Длина тела ребенка первого года жизни рассчитыва¬ется исходя из ежемесячных и ежеквартальных измере¬ний.

В первые 3 мес рост увеличивается на 3 см ежеме¬сячно, во II квартале — на 2,5 см, в III — на 1,5 см, в IV — на 1 см. Таким образом, за I квартал ребенок вырастает на 9 см, II — на 7,5 см, III — на 4,5 см, IV -на 3 см.

Выделяют два периода ускоренного роста, или вытя¬жения.

Период первого ускорения роста наблюдается у мальчиков старше 5,5 года, а у девочек — после 6 лет.

Период повторного повышения скорости роста происходит у мальчиков от 13,5 до 15,5 года, у девочек — в возрасте 10—12 лет. У мальчиков рост прекращается в среднем к 17,5 года, у девочек заканчивается в возрасте 16 лет.

Масса тела после рождения

Масса тела является более лабильным показателем, чем рост, который срав-нительно быстро изменяется под влиянием различныхвнутренних и внешних причин. Ориентировочное определение массы тела на первом году жизни проводится по одной из формул.

Масса тела ребенка:

  • в первое полугодие = mр +800 х п
  • во второе полугодие = mр + 4800 г + 400 г (п — 6). где mр — масса тела при рождении; п — число месяцев.
Окружность грудной клетки

Является одним из ос¬новных антропометрических показателей для анализа из-менений поперечных размеров тела. Этот показатель от¬ражает степень развития как грудной клетки, так и мы¬шечного слоя и подкожной основы на груди.Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32— 34 см, она на 1—2 см меньше окружности головы. В 2— 3 мес показатели окружности груди и головы выравни¬ваются, а затем скорость увеличения окружности груд¬ной клетки опережает рост окружности головы. Для ориентировочной оценки развития грудной клетки у детей существует ряд формул.

  • Окружность грудной клетки ребенка в возрасте 6 мес = 45 см ;
  • младше 6 мес = 45 см — 2 см * п ;
  • старше 6 мес = 45 см + 0,5 см * п. где п — число месяцев, недостающее или превышающее 6.
Окружность головы

Измеряется практически у всех детей и является неотъемлемым компонентом медицин¬ского контроля за физическим развитием детей. Размеры окружности головы подчинены общим закономерностям биологического развития ребенка. Кроме того, нарушение роста костей черепа может быть отражением, а также причиной развития патологических состояний (микро-и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34—36 см. Она увеличивается быстро в первые месяцы и годы жизни и более медленно после 5 лет. Ориентировочно окружность головы ребенка мож¬но оценить по специальным формулам.

Окружность головы ребенка:

  • в возрасте 6 мес = 43 см ;
  • младше 6 мес = 43 см — 1,5 см * п ;
  • в возрасте старше 6 мес = 43 см + 0.5 см * п. где п - число мес. недостающее или превышающее 6.
Закономерности нарастания физических показателей ребенка на 1-м году жизни

Масса тела рассчитывается по формуле:

  • где mд - масса долженствующая;
  • mр – масса при рождении;
  • 800 г – средняя ежемесячная прибавка массы в I полугодии;
  • N – возраст ребенка в месяцах до 6.
  • где mд - масса долженствующая;
  • mр – масса при рождении;
  • (800 * 6) – средняя прибавка массы за I полугодие;
  • 400 г – средняя ежемесячная прибавка массы во II полугодии;
  • n – возраст ребенка старше 6 месяцев.

Длина тела (рост) - рассчитывается по прибавкам за квартал и за каждый месяц:

I квартал – по 3 см каждый месяц;

II квартал – по 2,5 см каждый месяц;

III квартал – по 1,5 см каждый месяц;

IV квартал – по 1 см каждый месяц.

Функция «Если» в Excel

В Excel предусмотрены логические функции, которые предназначены для проверки выполнения условия или для проверки нескольких условий. Рассмотрим функцию ЕСЛИ которая является функцией условного выражения и используется при проверке условий для значений и формул.

В «Алгоритмизации» используются служебные слова при построении выражения:

При построении блок схем функция выглядит таким образом

Функция ЕСЛИ (IF) в Excel имеет следующий синтаксис:

Лог_выражение — любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Например, ЕСЛИ(А1>3;10;20) Эта формула возвращает значение 10, если значение в ячейке А1 больше 3, а в противном случае - 20.

Логические выражения используются для записи условий, в которых сравниваются числа, функции, формулы, текстовые или логические значения. Любое логическое выражение должно содержать по крайней мере один оператор сравнения, который определяет отношение между элементами логического выражения.

Ниже представлен список операторов сравнения Excel

Для создания более сложных проверок в качестве аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь можно использовать до 64 вложенных функций ЕСЛИ .

Результатом логического выражения является логическое значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0).

В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать другие функции. В функции ЕСЛИ можно использовать текстовые аргументы. Например:=ЕСЛИ(А1>=4;"Зачет сдал";"Зачет не сдал" )

Можно использовать текстовые аргументы в функции ЕСЛИ, чтобы при невыполнении условия она возвращала пустую строку вместо 0. Например:=ЕСЛИ(СУММ(А1:А3)=30;А10;"")

Аргумент логическое_выражение функции ЕСЛИ может содержать текстовое значение. Например:=ЕСЛИ(А1="Спартак";10;290)

Блок практических манипуляций Техника измерения массы тела на электронных весах
  • Оценить адекватность питания ребёнка
  • Оценить физическое развитие
  • Чашечные весы
  • Резиновые перчатки
  • Ёмкость с дезраствором, ветошь
  • Бумага, ручка

Обязательное условие - взвешивать ребёнка натощак в одно и тоже время после акта дефекации.

Этапы

1. Подготовка к процедуре

  • Объяснить маме/родственникам цель исследования
  • Установить весы на ровной устойчивой поверхности
  • Подготовить необходимое оснащение
  • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

2. Выполнение процедуры

  • Включить весы
  • На цифровом табло дождаться появления нулей
  • Нажать рукой небольшим усилием на центр лотка до появления цифровых показаний, соответствующих усилию руки
  • Убрать руку, на табло появятся нули
  • Выключить весы
  • Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши
  • Положить на весы сложенную в несколько раз пелёнку (следить, чтобы она не закрывала дисплей весов), включить весы
  • Нажать функцию TARA. Для вычисления веса ребенка без учета пеленки
  • Аккуратно положить на весы раздетого ребенка, придерживая за головку и ягодички
  • Подождать, когда весы зафиксируют вес
  • Снять ребёнка с весов
  • Снять пелёнку

3. Завершение процедуры

  • Записать показатели массы тела
  • Убрать пелёнку с весов
  • Протереть рабочую поверхность весов дезраствором
  • Снять перчатки, вымыть и осушить руки
Техника измерения роста

Цель: определение роста, контроль динамики роста.

  • стерильная марлевая лента,
  • сантиметровая лента,
  • горизонтальный ростомер,
  • ветошь,
  • дезраствор.
Этапы

1. Подготовка к процедуре

  • Объяснить родственникам/маме цель и ход выполнения манипуляции
  • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
  • Установить ростомер шкалой к себе
  • Протереть 2 – кратно ветошью, смоченной дезраствором
  • Вымыть и осушить руки
  • Положить индивидуальную или стерильную пелёнку

2. Выполнение процедуры

  • Уложить ребёнка так, чтобы головка плотно прилегала к неподвижной планке (удерживать головку помогает мама или помощник)
  • Ладонь одной руки положить на колени ребёнка, а другой придвинуть подвижную планку к подошвам ребёнка
  • Зафиксировать результат и внести полученные данные в медицинские документы
  • Снять ребёнка, убрать пелёнку

Примечание: рост новорождённого измеряют стерильной марлевой лентой, с последующим определением длины тела по сантиметровой ленте.

3. Завершение процедуры

  • Обработать ростомер ветошью, смоченной дезраствором
  • Вымыть и осушить руки
Правила расчета показателей физического развития по формулам

Уважаемый студент! Вам предлагается создать таблицу, которая при помощи функции «ЕСЛИ» будет производить расчет показателей физического развития ребенка до года по формулам долженствующей массы и роста. После этого решить ситуационные задачи и заполнить таблицу по изменению массы и роста от рождения до 12 месяцев.

Алгоритм выполнения практической работы на ПК

1. Откройте электронную таблицу MS Excel. Заполнить ячейки, как показано на рисунке.

2. Создайте Выпадающий список месяцев от 0 до 12.

3. Записать формулу в ячейку долженствующей массы и нажать Enter.

4. Подставить значения из ситуационных задач своего варианта.

Требования к выполнению работы:

  1. Установка горизонтальной ориентации листа.
  2. Наличие подстрочных символов в тексте.
  3. Использование элементов границы и заливки ячеек.
Ситуационные задачи Задача 1

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком З-х месяцев.Девочка находится на грудном вскармливании.Нервно-психическое развитие соответствует возрасту.Ребёнок спокоен,выдерживает промежутки между кормлениями, мочеиспускание не нарушено, стул 2 раза в сутки,нарушенийпо органам не выявлено.

Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребёнка, если масса при рождении - 3400 г, длина тела при рождении - 53 см

Задача 2

Вы совершаете патронаж к грудному ребёнку. Девочке 5 месяцев, находится на искусственном вскармливании, мама кормит ее молочными кашами, не соблюдая интервалов между кормлениями, по желанию ребенка. Состояние ребёнка удовлетворительное, сон спокойный, подкожно-жировой слой развит достаточно,изменений по органам не выявлено.

Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребенка, если масса при рождении - 3800г, длина тела при рождении - 55 см.

Задача 3

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 6 месяцев для прове¬дения профилактической прививки. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет. Проведены антропометрические измерения: масса-8300г, рост-67 см.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-4300г, длина тела при рождении-55 см.

Задача 4

Вы совершаете патронаж к грудному ребёнку.Девочке2 месяца, находится на искусственном вскармливании,мама кормит ее молочными кашами, не соблюдая интервалов между кормлениями, по желанию ребенка. Состояние ребёнка удовлетворительное, сон спокойный, подкожно-жировой слой развит достаточно,изменений по органам не выявлено.

Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребенка, если масса при рождении – 3700г, длина тела при рождении – 52 см.

Задача 5

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 4 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет. Проведены антропометрические измерения: масса-7300г, рост-67 см.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3900г, длина тела при рождении-56 см.

Задача 6

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком месячного возраста.Девочка находится на грудном вскармливании.Нервно-психическое развитие соответствует возрасту.Ребёнок спокоен,выдерживает промежутки между кормлениями, мочеиспускание не нарушено, стул 2 раза в сутки,нарушенийпо органам не выявлено.

Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребёнка, если масса при рождении – 4200 г, длина тела при рождении – 54 см.

Задача 7

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 7 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3100г, длина тела при рождении-52 см.

Задача 8

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 8 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-2900г, длина тела при рождении-53 см.

Задача 9

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 9 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-2800г, длина тела при рождении-54 см.

Задача 10

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 10 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3600г, длина тела при рождении-55 см.

Задача 11

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 11 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на искусственном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное, изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3500г, длина тела при рождении-54 см.

Задача 12

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 12 месяцев для прове¬дения профилактической прививки. Ребенок на искусственном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-4600г, длина тела при рождении-56 см.

Блок контроля знаний Задание «Установи соответствие» Задание 1

«Установи соответствие признаков доношенного и недоношенного плода»

Данное задание способствует овладению общими компетенциями:

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания

Время, отведенное на выполнение задания – 5 минут .

  1. Вопросы проецируются на экран
  2. Студенты отвечают с места
  3. Преподаватель оценивает правильность ответа и при необходимости просит поправить другого студента, или поправляет и дополняет сам
  4. Преподаватель оценивает активность студентов с отметкой в оценочном листе (оценки не ставятся)
Фронтальный опрос (задание 2,3) Задание 2

«Дать ответы на следующие вопросы»

Данное задание способствует овладению общими компетенциями:

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Время, отведенное на выполнение задания – 3 минуты

Форма работы: фронтальный опрос

  1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel?
  2. Что собой представляет имя ячейки?
  3. Что может храниться в ячейке Excel?
  4. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул?
  5. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?
Задание 3

Определите, основываясь на вид адресации, как измениться формула при копировании ее в соседние ячейки

Данное задание способствует овладению общими компетенциями:

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами

Время, отведенное на выполнение задания – 3 минуты

Форма работы: фронтальный опрос при работе с презентацией на интерактивной доске.

Заполнение таблицы «Изменение длины тела ребенка на первом году жизни»

С целью осмысления и систематизации полученных знаний и умений необходимо заполнить таблицу Изменение длины тела ребенка на первом году жизни.

Данное задание способствует овладению общими компетенциями:

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания

Время, отведенное на выполнение задания – 10 минут.

1. Откройте на рабочем столе документ «Функция «Если» и выполните 2 задания

2. По результатам всей работы заполните таблицу

Блок эталонов ответов На задание «Установи соответствие»

Признаки доношенного плода

  • Громкий крик после рождения
  • Активные движения конечностями
  • Кожа розового цвета
  • Прикладывание к груди сразу после рождения
  • Пупочное кольцо посередине живота
  • Ушные раковины сформированы

Признаки недоношенного плода

  • Вес 2400 г, длина 44 см
  • Кожа морщинистая красного цвета
  • Отсутствие сосательного и глотательного рефлекса
  • Ушные раковины мягкие
Критерии оценки
  • За каждое правильно выполненное задание 2 балла ;
  • если допущена одна ошибка в выборе соответствия – 1 балл ;
  • если допущено 2 и более ошибок – 0 баллов .
На контрольное задание «Заполнить таблицу» Критерии оценки
  • Таблица заполнена полностью, без ошибок – «5» (отлично) ;
  • Допущена 1 ошибка – «4» (хорошо) ;
  • Допущено 2 ошибки – «3» (удовлетворительно) ;
  • Допущено 3 ошибки и более – «2» (неудовлетворительно) .
Эталоны ответов на задание 2
  1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)
  2. Что собой представляет имя ячейки? (Имя – это адрес ячейки, который состоит из заголовка столбца и пересечения с ним строки)
  3. Что может храниться в ячейке Excel? (В Excel может храниться текст, число либо формула)
  4. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)
  5. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)
Эталоны ответов на ситуационные задачи

Задача 1 - Mд = 5800; длина = 62 см

Задача 2 - Mд = 7800; длина = 69 см

Задача 3 - Mд = 9100; длина = 71,5 см

Задача 4 - Mд = 5300; длина = 58 см

Задача 5 - Mд = 5000; длина = 57 см

Задача 6 - Mд = 9100; длина = 71,5 см

Задача 7 - Mд = 8300; длина = 70 см

Задача 8 - Mд = 8500; длина = 72,5 см

Задача 9 - Mд = 8800; длина = 75 см

Задача 10 - Mд = 10000; длина = 77,5 см

Задача 11 - Mд = 10300; длина = 77 см

Задача 12 - Mд = 11800; длина = 81 см

Итоговая таблица по результатам всей работы

Оценочный лист

Контроль знаний проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего теоретического занятия и фиксируется в оценочном листе группы.

Итоговая отметка выставляется на основании трех критериев:

  1. Правильность и полнота ответа на вопросы
  2. Решение ситуационной задачи
  3. Правильность решения заданий

Активность на занятии оценивается дополнительно

Итоговая отметка - выставляется средняя отметка

Рефлексия

В начале занятия студентам раздаются бумажные цветы: красные, голубые и желтые. На столе стоит ваза. В конце занятия я говорю: «Если вам понравилось занятие, вы закрепили свои знания и узнали что-то новое, то поставьте в вазу красный цветок; если занятие было просто интересно, но остались некоторые вопросы – поставьте в вазу желтый цветок; если не понравилось, пользы от занятия получил мало – поставьте в вазу голубой цветок».

В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.

Список литературы
  1. С.Р. Волков, М.М. Волкова, Здоровый человек и его окружение, Руководство к практическим занятиям, Москва 2011г.
  2. С.Р. Волков, М.М. Волкова, Здоровый человек и его окружение, Учебник, Москва 2012г.
  3. В.Я. Гельман - Медицинская информатика. Практикум. Серия: Национальная медицинская библиотека – СПб: Питер, 2008г.
  4. В.П. Омельченко, А.А. Демидова - Практикум по медицинской информатике – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
  5. С.В. Симонович - Информатика. Базовый курс (2-е издание) – СПб: Питер, 2006 г.

Copyright © 2013-2015 Меженина А. В.