Категория: Руководства
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
Методическая разработка лекционного занятия по теме «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 060501Сестринское дело и предназначена для проведения занятия со студентами 3 курса по МДК «Здоровый человек и его окружение». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 2 часа. Материалы методической разработки лекционного занятия составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля и самоконтроля.
В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.
Информационный блок включает материалы базисной лекции.
Блок контроля знаний включает в себя:
-материалы контроля исходного уровня знаний - вопросы к фронтальному опросу, др. материалы по актуализации знаний студентов
-материалы выходного контроля уровня знаний
-материалы тестового опроса.
С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д. которые отражают основные моменты лекции.
Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.
16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru
Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.
1) Изучить материал лекции «Общественное здоровье и здравоохранение», знать ответы на вопросы:
2) Выполнить самостоятельную работу по теме практического занятия:
А) Задание для всех студентов (оценка за задание: 5-10 баллов):
1.В тетради-дневнике здоровья необходимо ответить на вопросы анкеты-самоанализа (это задание лучше выполнить перед сном):
1) Ф. И. О. псевдоним, дата рождения, семейное положение.
2) Ваш рост и вес.
3) Ваши вредные привычки (подробно вспомните все мотивы вредных привычек).
4) Врожденные и приобретенные заболевания (причина приобретения).
5) Лечебные учреждения, в которых состоите на учете (названия).
6) Как отражаются вредные привычки на ваших эстетических качествах, психике, здоровье, работоспособности?
7) Лекарства, которые принимаете в настоящее время:
а) по рекомендации врача;
б) по собственной инициативе. Цель их принятия.
8) Как близкие вам люди относятся к вашим вредным привычкам?
9) Пытались ли отказаться от вредных привычек? От каких? Удалось ли?
10) Интересовались ли проблемами здорового образа жизни?
11) Что делаете для укрепления и сохранения своего здоровья, здоровья близких Вам людей?
12) Имеете ли дома литературу по проблемам сохранения и укрепления здоровья и профилактике заболеваний?
2.Подберите афоризмы, пословицы, поговорки по теме: «Факторы риска».(3-6 баллов)
3.Выпишите из лекции «Общественное здоровье и здравоохранение» в дневник формулы возрастной и половозрастной структуры населения, показателиестественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения)(3 балла)
Б) Творческое задание (по желанию) (5-10 баллов):
1) Рисунки, стихи по теме: «Коварные разрушители здоровья»
Перечень рекомендованной дополнительной литературы по теме семинара (можно пользоваться и другой литературой):
1. Волков С.Р. Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М. ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
2. Волков С.Р. Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – Москва: Авторская академия, 2011.
3. Дневник здоровья студента. – М. ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006
4. Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – Москва, образовательно-издательский центр «Академия», 2008.
5. Концепция президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004 – 2015 гг.» Москва 2003
6. Крюкова Д.А. Лысак Л.А. Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: Учебник. - Ростов на/Д: Феникс, 2008.
7. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
Данное учебно – методическое пособие по теме «Период грудного возраста» в ПМ 01. «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение и по теме «Функция «Если» в Excel в ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности предназначено для студентов.
Методическое пособие создано с целью оказания помощи студентам при самостоятельном изучении данной темы. Актуальность создания данного пособия вызвана трудностью усвоения студентами данного материала из – за большого объема информации в учебной литературе.
В методическом пособии уделяется внимание проведению оценки физического развития ребенка грудного возраста и применению программы Excel для этой оценки.
С целью оптимизации восприятия по данной теме в информационном блоке помещен опорный конспект, глоссарий. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы медицинская сестра должна обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному виду профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
Материалы данного пособия могут применяться при самоподготовке к занятию по данным темам, при выполнении студентами самостоятельной работы и для подготовки к последующим занятиям.
При проведении занятия с применением учебного материала данного методического пособия мобилизуются знания студентов, полученные при изучении дисциплин ОП.02.«Анатомия и физиология человека», ОП.09.«Психология», ПМ 04. «Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности».
Содержание методической разработки: Методический блок Актуальность темыДанная тема занятия требует особенного внимания. Это объясняется тем, что масса и рост ребенка являются отражением общего благополучия его организма. Любые же отклонения от нормы свидетельствуют о проблемах либо во вскармливании и уходе за ребенком, либо о серьезном заболевании внутренних органов.
Каждый медицинский работник должен уметь проводить антропометрические измерения, оценивать физическое развитие детей различных возрастных групп, пользуясь специальными таблицами.
Важность данной темы определяется еще и тем, что обычная антропометрия позволит заподозрить такие серьезные заболевания как гипотрофия и ожирение. Нелеченная гипотрофия может привести к серьезным нарушениям общего развития ребенка, а иногда и к смерти.
Серьезным заболеванием является и ожирение, уже сейчас оно превратилось в грозную социальную проблему, требующую немедленного разрешения. Наиболее тяжелым течением и наибольшим избытком веса отличаются именно те случаи ожирения, которые начались в детстве.
Поэтому задачей медработников является строгий контроль за параметрами физического развития и своевременное выявление нарушений во вскармливании и уходе за ребенком, особенно в раннем возрасте.
Рекомендации по работе с методическим пособиемМетодическое пособие содержит цели, отражающие умения и знания, которыми должен обладать студент по окончании работы с пособием. В глоссарии термины представлены по мере их появления при изложении темы.
Блок контроля включает следующие компоненты:
Материалы данного пособия могут использоваться студентами для подготовки к занятиям по другим темам и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Мотивация темыИзучая ту или иную тему, Вы часто задаетесь вопросом – а как это может нам пригодиться в будущем, в профессии медицинской сестры? Возможно, Вам даже наскучил ответ: «Чтоб стать всесторонне развитым человеком и высококвалифицированным специалистом». Возможно, в конце занятия и прочитав до конца данное методическое пособие, Вы сами найдете ответ на данный вопрос.
Тему этого занятия «Функция «Если» в Excel» постараемся раскрыть максимально приближенно к вашим, уже полученным, знаниям по МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение, что даст Вам подлинное ощущение того, что без этих знаний Вам не обойтись в дальнейшей работе.
На данном занятии мы продолжим изучение особенностей физического развития детей первого года жизни. Мы познакомимся с правилами расчета массы и роста ребенка в различные возрастные периоды, выявим закономерности физического развития детей грудного возраста.
Особое внимание уделим вопросу нарушения физического развития. Это очень важная проблема на сегодняшний день. Медицинские работники с большой тревогой наблюдают за развитием дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем у детей раннего возраста, но недостаточно внимательно следят за его физическим развитием. А ведь даже небольшие отклонения в нарастании массы, длины тела могут привести к серьезным последствиям и могут свидетельствовать о серьезных нарушениях в других системах организма. Кроме того, многие недостатки физического развития можно легко устранить именно в детском возрасте, а позже они могут послужить причиной инвалидности человека.
Цели занятияВ результате освоения междисциплинарного курса студент Должен уметь:
Материально – техническое оснащение:
Раздаточный дидактический материал:
Уважаемый студент! Вам предлагается опорный конспект для аудиторной работы.
Данный материал способствует освоению общих компетенций:
При возникновении трудностей в понимании терминов обратитесь к терминологическому словарю.
Терминологический словарьРост – количественные изменения, связанные с увеличением числа и/или размеров клеток, размеров и массы органов, тканей, всего организма в целом, накопление определенного объема информации, умений, опыта.
Развитие – качественные изменения тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение.
Период грудного возраста – период от 1 месяца жизни до 12 месяцев.
Антропометрия – система измерения человеческого тела и его частей.
Рост и развитие – главные индикаторы состояния здоровья детей. Контроль за физическим развитием ребенка имеет не только физиологическое, но и медицинское значение. Физическое развитие следует оценивать по ряду измеряемых показателей: длина, масса тела, толщина кожных складок, окружность головы, груди.
Определение физического развития проводится в эпикризные сроки.
Оценка физического развития проводится в следующей последовательности:
Измерение роста проводится горизонтальным ростомером у детей до года; окружность грудии головы – мягкой сантиметровой лентой; вес – измеряется на чашечных или электронных весах до 2 лет.
Рост ребенка после рожденияОценка длины тела имеет особое значение, так как отражает уровень пласти-ческих процессов и зрелости организма.
Длина тела ребенка первого года жизни рассчитыва¬ется исходя из ежемесячных и ежеквартальных измере¬ний.
В первые 3 мес рост увеличивается на 3 см ежеме¬сячно, во II квартале — на 2,5 см, в III — на 1,5 см, в IV — на 1 см. Таким образом, за I квартал ребенок вырастает на 9 см, II — на 7,5 см, III — на 4,5 см, IV -на 3 см.
Выделяют два периода ускоренного роста, или вытя¬жения.
Период первого ускорения роста наблюдается у мальчиков старше 5,5 года, а у девочек — после 6 лет.
Период повторного повышения скорости роста происходит у мальчиков от 13,5 до 15,5 года, у девочек — в возрасте 10—12 лет. У мальчиков рост прекращается в среднем к 17,5 года, у девочек заканчивается в возрасте 16 лет.
Масса тела после рожденияМасса тела является более лабильным показателем, чем рост, который срав-нительно быстро изменяется под влиянием различныхвнутренних и внешних причин. Ориентировочное определение массы тела на первом году жизни проводится по одной из формул.
Масса тела ребенка:
Является одним из ос¬новных антропометрических показателей для анализа из-менений поперечных размеров тела. Этот показатель от¬ражает степень развития как грудной клетки, так и мы¬шечного слоя и подкожной основы на груди.Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32— 34 см, она на 1—2 см меньше окружности головы. В 2— 3 мес показатели окружности груди и головы выравни¬ваются, а затем скорость увеличения окружности груд¬ной клетки опережает рост окружности головы. Для ориентировочной оценки развития грудной клетки у детей существует ряд формул.
Измеряется практически у всех детей и является неотъемлемым компонентом медицин¬ского контроля за физическим развитием детей. Размеры окружности головы подчинены общим закономерностям биологического развития ребенка. Кроме того, нарушение роста костей черепа может быть отражением, а также причиной развития патологических состояний (микро-и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34—36 см. Она увеличивается быстро в первые месяцы и годы жизни и более медленно после 5 лет. Ориентировочно окружность головы ребенка мож¬но оценить по специальным формулам.
Окружность головы ребенка:
Масса тела рассчитывается по формуле:
Длина тела (рост) - рассчитывается по прибавкам за квартал и за каждый месяц:
I квартал – по 3 см каждый месяц;
II квартал – по 2,5 см каждый месяц;
III квартал – по 1,5 см каждый месяц;
IV квартал – по 1 см каждый месяц.
Функция «Если» в ExcelВ Excel предусмотрены логические функции, которые предназначены для проверки выполнения условия или для проверки нескольких условий. Рассмотрим функцию ЕСЛИ которая является функцией условного выражения и используется при проверке условий для значений и формул.
В «Алгоритмизации» используются служебные слова при построении выражения:
При построении блок схем функция выглядит таким образом
Функция ЕСЛИ (IF) в Excel имеет следующий синтаксис:
Лог_выражение — любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Например, ЕСЛИ(А1>3;10;20) Эта формула возвращает значение 10, если значение в ячейке А1 больше 3, а в противном случае - 20.
Логические выражения используются для записи условий, в которых сравниваются числа, функции, формулы, текстовые или логические значения. Любое логическое выражение должно содержать по крайней мере один оператор сравнения, который определяет отношение между элементами логического выражения.
Ниже представлен список операторов сравнения Excel
Для создания более сложных проверок в качестве аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь можно использовать до 64 вложенных функций ЕСЛИ .
Результатом логического выражения является логическое значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0).
В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать другие функции. В функции ЕСЛИ можно использовать текстовые аргументы. Например:=ЕСЛИ(А1>=4;"Зачет сдал";"Зачет не сдал" )
Можно использовать текстовые аргументы в функции ЕСЛИ, чтобы при невыполнении условия она возвращала пустую строку вместо 0. Например:=ЕСЛИ(СУММ(А1:А3)=30;А10;"")
Аргумент логическое_выражение функции ЕСЛИ может содержать текстовое значение. Например:=ЕСЛИ(А1="Спартак";10;290)
Блок практических манипуляций Техника измерения массы тела на электронных весахОбязательное условие - взвешивать ребёнка натощак в одно и тоже время после акта дефекации.
Этапы1. Подготовка к процедуре
2. Выполнение процедуры
3. Завершение процедуры
Цель: определение роста, контроль динамики роста.
1. Подготовка к процедуре
2. Выполнение процедуры
Примечание: рост новорождённого измеряют стерильной марлевой лентой, с последующим определением длины тела по сантиметровой ленте.
3. Завершение процедуры
Уважаемый студент! Вам предлагается создать таблицу, которая при помощи функции «ЕСЛИ» будет производить расчет показателей физического развития ребенка до года по формулам долженствующей массы и роста. После этого решить ситуационные задачи и заполнить таблицу по изменению массы и роста от рождения до 12 месяцев.
Алгоритм выполнения практической работы на ПК1. Откройте электронную таблицу MS Excel. Заполнить ячейки, как показано на рисунке.
2. Создайте Выпадающий список месяцев от 0 до 12.
3. Записать формулу в ячейку долженствующей массы и нажать Enter.
4. Подставить значения из ситуационных задач своего варианта.
Требования к выполнению работы:
В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком З-х месяцев.Девочка находится на грудном вскармливании.Нервно-психическое развитие соответствует возрасту.Ребёнок спокоен,выдерживает промежутки между кормлениями, мочеиспускание не нарушено, стул 2 раза в сутки,нарушенийпо органам не выявлено.
Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребёнка, если масса при рождении - 3400 г, длина тела при рождении - 53 см
Задача 2Вы совершаете патронаж к грудному ребёнку. Девочке 5 месяцев, находится на искусственном вскармливании, мама кормит ее молочными кашами, не соблюдая интервалов между кормлениями, по желанию ребенка. Состояние ребёнка удовлетворительное, сон спокойный, подкожно-жировой слой развит достаточно,изменений по органам не выявлено.
Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребенка, если масса при рождении - 3800г, длина тела при рождении - 55 см.
Задача 3В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 6 месяцев для прове¬дения профилактической прививки. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет. Проведены антропометрические измерения: масса-8300г, рост-67 см.
Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-4300г, длина тела при рождении-55 см.
Задача 4Вы совершаете патронаж к грудному ребёнку.Девочке2 месяца, находится на искусственном вскармливании,мама кормит ее молочными кашами, не соблюдая интервалов между кормлениями, по желанию ребенка. Состояние ребёнка удовлетворительное, сон спокойный, подкожно-жировой слой развит достаточно,изменений по органам не выявлено.
Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребенка, если масса при рождении – 3700г, длина тела при рождении – 52 см.
Задача 5В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 4 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет. Проведены антропометрические измерения: масса-7300г, рост-67 см.
Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3900г, длина тела при рождении-56 см.
Задача 6В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком месячного возраста.Девочка находится на грудном вскармливании.Нервно-психическое развитие соответствует возрасту.Ребёнок спокоен,выдерживает промежутки между кормлениями, мочеиспускание не нарушено, стул 2 раза в сутки,нарушенийпо органам не выявлено.
Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребёнка, если масса при рождении – 4200 г, длина тела при рождении – 54 см.
Задача 7В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 7 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.
Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3100г, длина тела при рождении-52 см.
Задача 8В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 8 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.
Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-2900г, длина тела при рождении-53 см.
Задача 9В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 9 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.
Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-2800г, длина тела при рождении-54 см.
Задача 10В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 10 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.
Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3600г, длина тела при рождении-55 см.
Задача 11В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 11 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на искусственном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное, изменений со стороны внут¬ренних органов нет.
Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3500г, длина тела при рождении-54 см.
Задача 12В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 12 месяцев для прове¬дения профилактической прививки. Ребенок на искусственном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.
Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-4600г, длина тела при рождении-56 см.
Блок контроля знаний Задание «Установи соответствие» Задание 1«Установи соответствие признаков доношенного и недоношенного плода»
Данное задание способствует овладению общими компетенциями:
Время, отведенное на выполнение задания – 5 минут .
«Дать ответы на следующие вопросы»
Данное задание способствует овладению общими компетенциями:
Время, отведенное на выполнение задания – 3 минуты
Форма работы: фронтальный опрос
Определите, основываясь на вид адресации, как измениться формула при копировании ее в соседние ячейки
Данное задание способствует овладению общими компетенциями:
Время, отведенное на выполнение задания – 3 минуты
Форма работы: фронтальный опрос при работе с презентацией на интерактивной доске.
Заполнение таблицы «Изменение длины тела ребенка на первом году жизни»С целью осмысления и систематизации полученных знаний и умений необходимо заполнить таблицу Изменение длины тела ребенка на первом году жизни.
Данное задание способствует овладению общими компетенциями:
Время, отведенное на выполнение задания – 10 минут.
1. Откройте на рабочем столе документ «Функция «Если» и выполните 2 задания
2. По результатам всей работы заполните таблицу
Блок эталонов ответов На задание «Установи соответствие»Признаки доношенного плода
Признаки недоношенного плода
Задача 1 - Mд = 5800; длина = 62 см
Задача 2 - Mд = 7800; длина = 69 см
Задача 3 - Mд = 9100; длина = 71,5 см
Задача 4 - Mд = 5300; длина = 58 см
Задача 5 - Mд = 5000; длина = 57 см
Задача 6 - Mд = 9100; длина = 71,5 см
Задача 7 - Mд = 8300; длина = 70 см
Задача 8 - Mд = 8500; длина = 72,5 см
Задача 9 - Mд = 8800; длина = 75 см
Задача 10 - Mд = 10000; длина = 77,5 см
Задача 11 - Mд = 10300; длина = 77 см
Задача 12 - Mд = 11800; длина = 81 см
Итоговая таблица по результатам всей работы Оценочный листКонтроль знаний проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего теоретического занятия и фиксируется в оценочном листе группы.
Итоговая отметка выставляется на основании трех критериев:
Активность на занятии оценивается дополнительно
Итоговая отметка - выставляется средняя отметка
РефлексияВ начале занятия студентам раздаются бумажные цветы: красные, голубые и желтые. На столе стоит ваза. В конце занятия я говорю: «Если вам понравилось занятие, вы закрепили свои знания и узнали что-то новое, то поставьте в вазу красный цветок; если занятие было просто интересно, но остались некоторые вопросы – поставьте в вазу желтый цветок; если не понравилось, пользы от занятия получил мало – поставьте в вазу голубой цветок».
В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.
Список литературыCopyright © 2013-2015 Меженина А. В.