Руководства, Инструкции, Бланки

заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер в 2016 году бланк img-1

заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер в 2016 году бланк

Рейтинг: 4.5/5.0 (1816 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

“Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2010, N 5

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. В свою очередь, основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение условий сохранения жизни и здоровья работников (ст. ст. 210, 220 ТК РФ). Гарантом сохранения жизни и здоровья работников выступает действующий в нашей стране институт обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правовые, экономические и организационные основы которого установлены Законом N 125-ФЗ <1>. В 2010 г. ФСС выделяет на реализацию положений данного Закона сумму 51 127 984,5 тыс. руб. в том числе на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний - 10 898 930,0 тыс. руб. <2>. В данной статье мы рассмотрим вопросы организации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и порядок их финансирования.

<1> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

<2> Данные приведены согласно Приложению 4 “Распределение бюджетных ассигнований бюджета ФСС РФ на 2010 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета“ к Федеральному закону от 28.11.2009 N 292-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов“.

Понятия производственного травматизма и профессионального заболевания

Прежде чем приступить к изучению организационно-правовых основ предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, приведем определения данных понятий. С этой целью обратимся к Трудовому кодексу и к Закону N 125-ФЗ.

 Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

 Производственная травма возникает при воздействии опасного производственного фактора. Она всегда является результатом несчастного случая, который, в свою очередь, происходит вследствие несоблюдения норм безопасности труда.

 Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, установленных Законом N 125-ФЗ. Несчастным считается случай, произошедший как на территории работодателя, так и за ее пределами во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией. Другим определяющим условием несчастного случая является необходимость перевода работника на другую временную работу или стойкая утрата им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Другими словами, приведенные выше определения можно истолковать следующим образом. При выполнении работ на работника могут воздействовать как вредные, так и опасные производственные факторы. Результатом воздействия на работающих вредных производственных факторов, вызванных вредными условиями труда, является профессиональное заболевание.

К  вредным условиям труда относятся условия, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов (вибрация, шум, производственная пыль, вредные вещества), превышающих гигиенические нормативы и оказывающих вредное воздействие на организм человека.

Опасные условия труда приводят к травмам. В результате травмы здоровье человека нарушается внезапно. Этим она отличается от профессионального заболевания. При профессиональном заболевании здоровье человека ухудшается в течение какого-то времени.

 Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных норм.

Для справки. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Повторимся, правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом N 125-ФЗ. В соответствии с данным Законом страхование предусматривает:

- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных указанным Законом случаях, путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату застрахованному лицу расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Для справки. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательного социального страхования, предусмотренного Законом N 125-ФЗ, осуществлять за счет собственных средств иные виды законного страхования работников (ст. 1 Закона N 125-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - обязательное страхование) подлежат:

- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

- физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с данным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Субъектами страхования являются застрахованные лица, страхователь и страховщик.

К  застрахованным лицам относятся:

а) физические лица, подлежащие обязательному страхованию;

б) физические лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

 Страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе бюджетная организация) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному страхованию. В роли  страховщика выступает ФСС.

К  страховому случаю относится факт повреждения здоровья застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Обеспечение мер по предотвращению наступления страховых случаев входит в  обязанности страхователя - организации, где работает застрахованное лицо. За необеспечение таких мер он несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Для справки. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это положение применяется бюджетными организациями в части расходов, произведенных за счет средств от приносящей доход деятельности.

В  обязанности застрахованного лица входит соблюдение правил безопасности труда. При этом застрахованный имеет право на бесплатное обучение безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства. Порядок обучения безопасным методам и приемам работы с отрывом от производства определяется Правительством РФ. На время обучения за застрахованным лицом сохраняется средний заработок, при необходимости ему оплачиваются командировочные расходы (ст. 16 Закона N 125-ФЗ).

Согласно Федеральному закону N 295-ФЗ <3> с 1 января 2010 г. утратил силу пп. 12 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ, который обязывал страхователя направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных лиц. Следовательно, утратил силу пп. 5 п. 2 ст. 18 Закона N 125-ФЗ, в соответствии с которым страховщик (ФСС) обязан был передавать федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, средства для осуществления им мероприятий по обучению, предусмотренному пп. 12 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ, и для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда. Однако согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Такой Порядок определен Постановлением Минтруда России N 1, Минобразования России N 29 от 13.01.2003 “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций“.

<3> Федеральный закон от 28.11.2009 N 295-ФЗ “О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“.

С 1 января 2010 г. (с момента вступления в силу Федерального закона N 295-ФЗ) обязанность нести расходы по обучению застрахованных лиц возложена на страхователя, то есть на работодателя. Так, в соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ  страхователь обязан обучать застрахованных лиц безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства и за счет собственных средств.

Средства на осуществление обязательного страхования являются федеральной собственностью и отражаются в доходной и расходной частях бюджета ФСС. Они формируются за счет (ст. 20 Закона N 125-ФЗ):

1) обязательных страховых взносов страхователей;

2) взыскиваемых штрафов и пени;

3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;

4) иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

 Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа.  Страховые тарифы устанавливаются федеральным законом и дифференцируются по классам профессионального риска. Согласно Федеральному закону N 297-ФЗ <4> в 2010 г. и в плановый период 2011 и 2012 гг. страховые взносы на обязательное страхование уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год“. Страховщик имеет право на установление скидки (надбавки) к страховому тарифу. Скидка (надбавка) не может превышать 40% страхового тарифа (ст. 22 Закона N 125-ФЗ).

<4> Федеральный закон от 28.11.2009 N 297-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов“.

К сведению. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам и Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством РФ <5> (п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).

<5> На сегодняшний день указанные Правила утверждены Постановлениями Правительства РФ от 01.12.2005 N 713, от 06.09.2001 N 652 и от 02.03.2000 N 184 соответственно.

Меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний

4 апреля 2010 г. вступил в силу Приказ Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 64н “Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами“ (далее - Приказ N 64н). До 2010 г. применялся Приказ Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 N 43н (далее - Приказ N 43н), который утратил силу в связи с введением в действие Приказа N 64н.

Перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - предупредительные меры), установленный Приказом N 64н, значительно расширен по сравнению с аналогичным перечнем, утвержденным Приказом N 43н. Так, Приказ N 43н содержал всего пять позиций предупредительных мер, которые должны были быть разработаны и исполнены страхователем. В их числе:

1) аттестация рабочих мест по условиям труда;

2) приведение уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации, уровней излучений на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда;

3) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также смывающих, обезвреживающих средств. При этом необходимо было руководствоваться либо типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, либо предложениями по улучшению обеспеченности СИЗ, указанными в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, оформленном по результатам аттестации рабочих мест;

4) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

5) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых такое питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н (далее - Перечень N 46н).

Приказом N 64н к перечисленным мероприятиям добавлены следующие меры:

1) обучение по охране труда следующих категорий работников:

- руководители организаций малого предпринимательства;

- работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда;

- руководители (в том числе руководители структурных подразделений) бюджетных учреждений;

- руководители и специалисты служб охраны труда организаций;

- члены комитетов (комиссий) по охране труда;

- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

2) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

3) приобретение приборов, определяющих наличие и уровень содержания алкоголя (алкотестеров), для предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров в случаях проведения подземных работ, а также работ, связанных с движением транспорта;

4) приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) в случаях осуществления пассажирских и грузовых перевозок.

Финансовое обеспечение предупредительных мер

Обязанность организации проведения предупредительных мер возлагается на страхователя.

Финансовое обеспечение указанных мер осуществляется за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению страхователем в ФСС в текущем календарном году, то есть в 2010 г. Объем направляемых страхователем средств не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Например, в 2009 г. бюджетной организацией были начислены страховые взносы в сумме 250 000 руб. На выплату обеспечения по указанному виду страхования было направлено 50 000 руб. В 2010 г. организация может запланировать расходы на проведение предупредительных мер в сумме 40 000 руб. ((250 000 - 50 000) руб. x 20%).

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, доведенных на эти цели региональным отделениям ФСС.

Алгоритм финансового обеспечения предупредительных мер следующий.

1. В срок до 1 августа текущего календарного года страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации.

К заявлению прилагаются:

а) план финансового обеспечения в текущем календарном году предупредительных мер (форма плана приведена в Приложении к Приказу N 64н). Он должен быть составлен с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), а также плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В плане указывается сумма финансирования;

б) копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

2. Дополнительно к указанным документам страхователем представляются документы (копии документов, заверенные печатью), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер:

а) в случае включения в план мероприятий по аттестации рабочих мест:

- копия приказа учреждения о создании аттестационной комиссии для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

- копия договора с аттестующей организацией о проведении работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (при его наличии) с приложением калькуляции стоимости проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;

- копия аттестата (свидетельства) аккредитации, выданного измерительной лаборатории, привлекаемой страхователем или аттестующей организацией для проведения работ по измерению параметров вредных и (или) опасных факторов производственной среды при аттестации рабочих мест по условиям труда (с указанием области аккредитации);

б) в случае включения в план мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации, уровней излучений на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда:

- копии документов, оформленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

- копии документов, подтверждающих приобретение организацией оборудования для проведения соответствующих работ, а также факт их проведения.

При подтверждении расходов представляются документы, содержащие результаты повторных измерений уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации, уровней всех видов излучений на рабочих местах, проведенных аккредитованной измерительной лабораторией или аттестующей организацией. В случае поэтапного проведения соответствующих работ результаты повторных измерений представляются на заключительном этапе;

в) в случае включения в план мероприятий по обучению по охране труда соответствующих категорий работников:

- список работников, направляемых на обучение по охране труда;

- копия договора с обучающей организацией на выполнение работ (оказание услуг) по организации и проведению обучения работников по охране труда;

- копия лицензии обучающей организации на оказание образовательных услуг;

- копия приказа о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом от производства;

- копия программы обучения, утвержденной в установленном порядке.

Одновременно со списками работников, направляемых на обучение по охране труда, страхователь - бюджетная организация представляет в исполнительный орган ФСС документы, подтверждающие принадлежность указанных в них работников к той или иной категории работников, имеющих право проходить обучение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а именно:

- в случае включения в списки руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) бюджетных учреждений - копии трудовых книжек или копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей и должностных лиц бюджетных учреждений;

- в случае включения в списки руководителей и специалистов служб охраны труда организаций - копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;

- в случае включения в списки членов комитетов (комиссии) по охране труда - копии приказов работодателя об утверждении состава комитета (комиссии) по охране труда;

- в случае включения в списки уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - выписки из протоколов решений профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов о назначении уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;

г) в случае включения в план мероприятий по приобретению СИЗ, смывающих, обезвреживающих средств:

- перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм их выдачи со ссылкой на соответствующий пункт Типовых норм <6> , их количества и стоимости;

- протокол оценки обеспеченности работников СИЗ;

- копии сертификатов соответствия - для СИЗ, подлежащих обязательной сертификации;

д) в случае включения в план мероприятий санаторно-курортного лечения работников:

- заключительный акт медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников;

- списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;

- копия лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ;

- копии договоров (счетов) на приобретение путевок;

- калькуляция стоимости путевок;

е) в случае включения в план мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров работников:

- список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам в текущем календарном году, согласованный с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- копия договора с медицинской организацией на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

- копия лицензии медицинской организации на проведение медицинских осмотров работников;

ж) в случае включения в план мероприятий по обеспечению работников лечебно-профилактическим питанием (ЛПП):

- перечень работников, которым выдается ЛПП, с указанием их профессий (должностей) и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт Перечня N 46н;

- номер рациона ЛПП;

- график занятости работников, имеющих право на получение ЛПП;

- копии документов о фактически отработанном работниками в особо вредных условиях труда времени;

- копии постатейных смет расходов, запланированных страхователем на обеспечение работников ЛПП на планируемый период;

- копии договоров страхователя с организациями общественного питания, если выдача ЛПП производилась не в подразделениях страхователя;

- копии документов, подтверждающих затраты страхователя на обеспечение работников ЛПП;

з) в случае включения в план мероприятий по приобретению алкотестеров:

- копия лицензии на осуществление страхователем соответствующего вида деятельности;

- копия приказа об организации и проведении предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников;

- копии счетов на оплату приобретенных алкотестеров;

и) в случае включения в план мероприятий по приобретению тахографов:

- копия лицензии на осуществление страхователем соответствующего вида деятельности;

- перечень транспортных средств (далее - ТС), подлежащих оснащению тахографами, с указанием государственного регистрационного номера, даты выпуска, сведений о прохождении заявленным ТС последнего технического осмотра;

- копии паспортов ТС;

- копия свидетельства о регистрации ТС в органах ГИБДД;

- копии счетов на оплату приобретенных тахографов.

<6> Учреждения здравоохранения применяют нормы обеспечения СИЗ, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н и Постановлением Минтруда России от 29.12.1997 N 68.

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении принимается в зависимости от суммы начисленных за предшествующий год страховых взносов либо исполнительным органом ФСС (сумма страховых взносов до 6 000 000 руб.), либо исполнительным органом ФСС после согласования с ФСС (сумма страховых взносов выше 6 000 000 руб.).

Исполнительный орган ФСС может отказать в финансировании предупредительных мероприятий, если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи им заявления, а также в случае, если представленные им документы содержат недостоверную информацию. Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается. Решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер может быть обжаловано страхователем в вышестоящий орган ФСС или в суде.

В обязанности страхователя входит ведение учета средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов. Также он должен ежеквартально представлять в исполнительный орган ФСС отчет об использовании указанных средств.

Обратите внимание! После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в исполнительный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы. Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. п. 10, 11 Приказа N 64н).

Подписано в печать

ВНИМАНИЕ! Сообщения на сайте не проходят предварительную модерацию.
Если вы являетесь автором какого-либо материала - пишите на ящик ruman988@yandex.ru для восстановления законности!

Другие статьи

Финансирование предупредительных мер в 2016 году

Создано: 14 Январь 2014

Государственное учреждение - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее -Региональное отделение) напоминает Вам о возможности снизить расходы на реализацию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств обязательного случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет средств обязательного социального страхования.

Финансовое обеспечение на проведение мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2016 году осуществляется Региональным отделением на основании Федерального закона от 14.12.2015 № 383-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» и в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке в 2016 году и не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за 2015 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в 2015 году.

Особое внимание обращаем страхователей с численностью работников до 100 человек. В случае, если указанные страхователи не осуществляли в 2014-2015 годах финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, то им предоставляется право направить на финансовое обеспечение указанных мер в объеме средств, рассчитанного исходя из отчетных данных за 2013-2015 годы.

Сумма, разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер, может быть направлена по усмотрению страхователя на проведение следующих видов мероприятий:

  • проведение специальной оценки условий труда;
  • приобретение работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  • обучение по охране труда отдельных категорий работников;
  • приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.

Обращаем внимание страхователей

С 03 февраля 2015 вступил в законную силу Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденный приказом Минтруда России от 02.09.2014 №598н.

Регламент определяет стандарт, сроки и последовательность административных процедур (действий) Регионального отделения при предоставлении государственной услуги, в их числе условия рассмотрения заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер, принятия решения о предоставлении государственной услуги либо отказе ее предоставления, уведомления страхователя о принятом решении и порядке их обжалования.

Регламентом предусмотрена возможность подачи страхователем заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер посредством Портала государственных услуг (www.gosuslugi.ru ) путем заполнения интерактивной формы заявления.

При обращении в Региональное отделение страхователю необходимо учесть, что отказ в предоставлении государственной услуги производится в следующих случаях:

а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;

б) представленные документы содержат недостоверную информацию;

в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Прием заявлений и документов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний осуществляется Региональным отделением до 01 августа 2016.

Документы принимаются по адресу:

Государственное учреждение – Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

Отдел страхования профессиональных рисков

153012 г. Иваново, ул. Суворова, д. 39 (4 эт. к. 408, 409)

Регионального отделения: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

E-mail отдела: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

График приема страхователей:

понедельник – четверг с 8.30 до 17.30

пятница с 8.30 до 16.15

обеденный перерыв с 12.15 до 13.00

суббота, воскресенье выходные дни

Сотрудники Регионального отделения всегда готовы проконсультировать уважаемых страхователях о порядке предоставления финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний:

- на личном приеме;

- по телефону - (4932) 30-16-58

- путем направления письменного ответа на запрос, поданный в письменной или в электронном виде

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер

План финансового обеспечения предупредительных мер

Сведения о статусе рассмотрения заявлений на финансовое обеспечение в 2016 году

* Опубликованы сведения о заявлениях, поданных после вступления в силу приказа Минтруда России от 20.02.2014 №103н - 08.06.2014

Работодатель, помни производственный травматизм легче предупредить!

Финансирование предупредительных мер

Заявления на финансовое обеспечение предупредительных мер принимаются до 1 августа.

В Оренбургском региональном отделении Фонда социального страхования РФ начат приём заявлений на финансовое обеспечение в 2016 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В 2016 году сохранился порядок финансового обеспечения предупредительных мер страхователей. включая страхователей малого и среднего бизнеса численностью до 100 человек. действовавший в 2015 году.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Для страхователей с численностью работающих до 100 человек, не использовавших суммы финансового обеспечения предупредительных мер в течение двух предшествовавших лет,предусмотрена возможность использовать средства на финансирование предупредительных мер в объёме 20% от суммы страховых взносов, начисленных не за один год, как было ранее, а за три года, предшествующих году обращения с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер. Объем финансирования не может превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

До этих изменений малые предприятия редко обращались за разрешением на финансовое обеспечение предупредительных мер в связи с небольшими суммами начисляемых и уплачиваемых страховых взносов. Таким образом, Минтруд и Фонд социального страхования хотят простимулировать малый бизнес активнее заниматься охраной труда.

Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:

а) проведение специальной оценки условий труда;

б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

в) обучение по охране труда отдельных категорий работников;

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием отдельных категорий работников;

з) приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

и) приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

к) приобретение аптечек для оказания первой помощи.

Средства, выделенные Фондом, рекомендуется направлять на проведение специальной оценки условий труда, что, несомненно, выявит проблемные вопросы на предприятии и, конечно же, сможет сохранить здоровье, а где-то даже и спасти жизнь людей.

«Заявления принимаются до 1 августа. Однако финансовое обеспечение предупредительных мер будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий год, поэтому не стоит откладывать обращение в Фонд», - напоминает управляющий Оренбургским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Валентина Девякович.

Финансовое обеспечение предупредительных мер

Бортников В.В., практикующий юрист

В 2014 году изменен порядок финансового обеспечения предупредительных мер для субъектов малого предпринимательства.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (страхователи), нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вправе компенсировать часть затрат на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.

[quote width="97%" align="left" border="#8A98A0" color="#8A98A0" ]

За счет средств ФСС России фирмы могут оплатить предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма.

В 2014 г. Правила финансового обеспечения были утверждены в новой редакции с целью их приведения в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, впервые в качестве мер государственной поддержки малого бизнеса введены особенности финансового обеспечения предупредительных мер для субъектов малого предпринимательства. В частности, ранее объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не мог превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. Правила 2014 г. позволяют страхователям с численностью работников до 100 человек, при условии того, что страхователь не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, обратиться за обеспечением в размере 20% сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году. Одновременно с этим данная категория страхователей вправе обратиться за обеспечением предупредительных мер в сумме страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

Еще одним новшеством Правил стало информационное обслуживание процедуры финансового обеспечения предупредительных мер. В частности, территориальный орган ФСС должен размещать на официальном сайте следующую информацию:

  • о поступившем заявлении, включая дату и время его поступления, наименование страхователя. Информация размещается в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления;
  • о ходе рассмотрения заявления.

[quote width="97%" align="left" border="#8A98A0" color="#8A98A0" ]

Деньги, потраченные на спецоценку, можно зачесть в счет уплаты взносов от несчастных случаев и профзаболеваний. В текущем году зачесть можно максимум 20% от суммы взносов, уплаченных в 2013 году.

На что можно потратить финобеспечение?

Финансовое обеспечение может быть направлено на определенные мероприятия. Как и ранее, перечень таких мероприятий является закрытым. Однако в 2014 г. он претерпел некоторые изменения. Итак, финансовое обеспечение может быть направлено:

  • на проведение специальной оценки условий труда;
  • на реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • на обучение по охране труда следующих категорий работников:

1) руководителей организаций малого предпринимательства;

2) работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

3) руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

4) руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;

5) членов комитетов (комиссий) по охране труда;

6) уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

[quote width="97%" align="left" border="#8A98A0" color="#8A98A0" ]

Расходы работодателя-страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами, подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов.

  • на приобретение работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и(или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих или обезвреживающих средств;
  • на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами;
  • на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами;
  • на обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н ;
  • на приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные или предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
  • на приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля режима труда и отдыха водителей (тахографов);
  • на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.

[quote width="97%" align="left" border="#8A98A0" color="#8A98A0" ]

За нарушение норм о проведении медицинских осмотров в отношении работников, равно как и за непроведение специальной оценки условий труда, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Как получить финобеспечение?

Для получения разрешения на финансовое обеспечение предупредительных мер работодатель должен обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС в срок до 01 августа 2014 г. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, который составлен по результатам проведения СОУТ с указанием предупредительных мер;
  • копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения СОУТ, и(или) копия коллективного договора.

[quote width="97%" align="left" border="#8A98A0" color="#8A98A0" ]

Срок принятия решения ФСС о возмещении затрат на мероприятия по охране труда зависит от того, какую сумму «несчастных» взносов уплатил страхователь.

Дополнительно необходимо приложить документы, обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. Подробный перечень таких документов изложен в Правилах. Документы представляются страхователем либо лицом, представляющим его интересы. Копии представляемых документов должны быть заверены печатью страхователя. Требование представления иных документов, не перечисленных в Правилах, не допускается.

Решение о финансовом обеспечении

Порядок принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер или отказе в обеспечении зависит от суммы начисленных за предшествующий год взносов. По сравнению с прошлым годом эта сумма выросла на 1 млн руб. и составляет 8 млн рублей.

[quote width="97%" align="left" border="#8A98A0" color="#8A98A0" ]

После завершения запланированных мероприятий страхователь обязан представить в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы.

- Пункт 11 приказа Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н .

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении принимается:

а) в отношении страхователей, у которых сумма начисленных за предшествующий год взносов составляет до 8 млн рублей включительно, – территориальным органом ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;

б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов составляет более 8 млн рублей, – территориальным органом ФСС после согласования с ФСС РФ. В этом случае территориальный орган ФСС в течение 3 рабочих дней со дня получения документов направляет их на согласование в ФСС РФ, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

Решение оформляется приказом в течение 3 дней с даты принятия решения или согласования с ФСС РФ. В случае принятия решения об отказе приказ должен содержать обоснование причины отказа.

Причины отказа

Перечень причин, по которым территориальный орган ФСС вправе отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер, также является закрытым и включает в себя следующие основания:

а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации;

б) если представленные документы содержат недостоверную информацию;

в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.

[quote width="97%" align="left" border="#8A98A0" color="#8A98A0" ]

Для получения возмещения страхователю нужно до 01 августа текущего года представить в орган ФСС заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Отказ по другим основаниям не допускается.

В случае отказа страхователь вправе обратиться за финансовым обеспечением предупредительных мер повторно не позднее 01 августа текущего календарного года. Решение может быть обжаловано страхователем в вышестоящем органе территориального органа ФСС или в суде.

Отчетность

Страхователь обязан ежеквартально отчитываться в территориальный орган ФСС о произведенных затратах, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер. Форма отчета ежегодно утверждается письмами ФСС РФ. В этом году это письмо от 02.06.2014 № 17-03-18/05-7094.

[quote width="97%" align="left" border="#8A98A0" color="#8A98A0" ]

С текстом отчета можно ознакомиться на сайте журнала в разделе «Справки »

Также страхователь обязан после завершения запланированных мероприятий представить в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы. Конкретные сроки (даты) представления отчета и документов, подтверждающих расходы, законодательством не установлены. В случае неполного использования указанных средств необходимо сообщить об этом в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.

Ответственность

Страхователь несет административную или уголовную ответственность за нецелевое использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер. В случае если страхователь документально не подтвердит произведенные расходы, они не будут подлежать зачету.

Административная ответственность (ст. 15.14 КоАП РФ)

Уголовная ответственность (ст. 285.1 УК РФ)

В виде штрафа: - на должностных лиц – в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; - на юридических лиц – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета, использованных не по целевому назначению

В крупном размере: - штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет; - либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; - либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В особо крупном размере: - штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; - либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; - либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

В соответствии со ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч рублей), а особо крупным размером – 7 500 000 (семь миллионов пятьсот тысяч рублей).

Доступ к полным текстам статей осуществляется по подписке. Несколько статей каждого номера находятся в открытом доступе. Также Вы можете получить один из номеров журнала бесплатно. Если Вам понравился наш журнал, информацию по подписке можно получить здесь. Вот список подписок, которые позволяют читать эту статью: