Руководства, Инструкции, Бланки

в период руководства л и брежнева советские войска были введены в img-1

в период руководства л и брежнева советские войска были введены в

Рейтинг: 4.8/5.0 (1907 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство Л

Для начала нужно разобраться, что следует понимать под термином «застой». Застоем стоит понимать промежуток (приблизительно с середины 1960 года до 1980 года) истории СССР за который никаких сильных дестабилизаций в сфере экономики и политики не наблюдалось. Так же было замечено повышение общего достатка жителей Союза Советских Социалистических Республик.
В 1964 году после того как с руководящего места секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза сместили Никиту Сергеевича Хрущёва его место занял Леонид Ильич Брежнев. Именно его продолжительное нахождение «у руля» правления историки называют «периодом застоя».
И в самом деле, почти за двадцать лет руководства Леонида Ильича Брежнева не было зафиксировано больших событий или достижений в науке. Следом за так называемой хрущёвской «оттепелью» вся жизнь в СССР как бы замерла на одном месте. Всё это получилось из-за того, что ни по складу своего характера, ни по умственным способностям у Леонида Ильича Брежнева не присутствовали те качества которыми обязан обладать любой лидер такой страны как Союз Советских Социалистических Республик. Вся его слабина как руководителя развязала руки бюрократии и партийной вседозволенности. Выстроенная Брежневым линия руководства, что всё должно быть стабильно, пожалуй всячески отгородила советский народ от какого либо обновления. «Топтание на одном и том же месте» самыми первыми подхватили высоко поставленные партийные начальники, которые стали думать, что их «тёпленькие» места выданы им на всю жизнь. Огромное число всяких министров и руководителей областных комитетов Коммунистической партии Советского Союза сидели на своих постах более чем по пятнадцать лет. К началу 1980 года средний возраст руководящего состава достигал семидесяти лет. Большинство руководителей, вместе с главой СССР Леонидом Ильичом Брежневым, элементарно физически не могли занимать свои должности. Съезды Политбюро стали проходить за ничтожно короткие отрезки времени (около пятнадцати – двадцати минут), любые решения и указы, включая даже важные принимались «не отходя от кассы», единогласно. Даже такое важнейшее решение того времени как введение СССР советских войск в Афганистан было принято без участия Верховного Совета. Партийные съезды стали больше походить на парады. Любая критика резалась на корню. Все выступления сводились к одному, превозношению самого Леонида Ильича Брежнева.
Нарастающий развал партийной верхушки самым негативным образом влиял на любые сферы деятельности жизни в Союзе Советских Социалистических Республик. Уже к началу 1960 года не вооружённым глазом был виден упадок темпов развития в экономики страны. Совершенно упал национальный доход, что привело к дестабилизации жизненного уровня граждан СССР и упадку обороны.
Однако в 1965 году партийное руководство Союза Советских Социалистических Республик попыталось реанимировать экономику державы, введением новых усовершенствованных хозяйственных механизмов. Одной из главных целей данной реформы, основоположником которой являлся Председатель Совета министров Алексе́й Никола́евич Косы́гин, являлась стимуляция усиления экономики и планирования. Всё это сводилось к тому, что теперь предприятия сами могли распланировать рост своей производительности, себестоимость изготовляемой продукции, а так же заработную плату работников. Руководство заводов и предприятий получило более полную свободу в распоряжении своих прибылей, что несомненно привело бы к улучшению работы, и в свою очередь к росту экономики. Но, как всегда, процесс этой реформы был затянут на несколько лет. Алексе́ю Никола́евичу Косы́гину так и не удалось завершить свою реформу из-за того, что она была просто не нужна партийной верхушке. Все министерства так же работали спустя рукава, как и раньше. Их аппарат разрастался, стало появляться всё больше новых главков. Вдобавок ко всему, предприятия получив самостоятельность стали уменьшать плановые нормы и выбирать наиболее лёгкие решения задач. Всё это привело к тому, что экономика всё так же продолжала падать, да ещё стала практически неуправляемой. Похороны этой реформы состоялись 1968 году, тогда же произошло военная интервенция стран Варшавского Договора прекратившая «пражскую весну».
После всех событий произошедших 1968 году руководство страны решает усилить домостроевские направления правления. Из всех средств массовой информации исчезла всякое, даже самое маленькое, упоминание о сталинских преступлениях и «культе личности».
К началу 1970 года экономика страны пришла в полный упадок и работала только на оборонный комплекс. И как вывод к этому, из магазинов стали пропадать самые обычные вещи, стали появляться огромные очереди. Вся видимая стабильность экономики, которую можно наблюдать в 70-е годы, обеспечивалась только при помощи нефти.
В «период застоя» Союз Советских Социалистических Республик безнадёжно отстал от других стран в микроэлектронике. Даже проводимые научные разработки ни как себя не проявляли. На фабриках и заводах «руками» трудилась почти половина рабочих, а в сельхоз промышленности ручной труд составлял семьдесят пять процентов. Устаревшие фабрики и заводы требовали масштабных вложений для проведения модернизации, и министерства не нашло ничего лучше, чем строить новые предприятия. Это привело к колоссальному количеству недостроенных объектов. За завесой внешней оболочки в СССР проходил иной процесс, процесс развития кризиса в самой стране. Доходы от «теневого» бизнеса стали исчисляться миллиардами.
Но всё-таки даже имея такие факты Брежневский период нельзя назвать полным застоем, как и нельзя периодом хорошего развития. Всё же к середине восьмидесятых годов антидемократический режим правления в Союзе Советских Социалистических Республик потерпел полнейший крах, и наступление «перестройки» было лишь вопросом времени.

Похожие новости Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости. не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Навигация

Другие статьи

Правление Л

Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)

После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин.

И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Ведущее место в управлении страной заняло неофициальное «малое» Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов, которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.

Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.

Политическое развитие. Характерными чертами политического развития страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. стали централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Принимавшиеся резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни оставались декларативными.

Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии. При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.

Общая численность управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих – один управленец). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 1980-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. руб. или 10% бюджета.

К началу 1980-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций и других подзаконных актов, которые регламентировали каждый шаг хозяйственников, сковывали их инициативу.

В 1977 г. принята новая Конституция СССР. В ней отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. 6-я статья официально закрепила положение КПСС как «ядра» советской политической системы, «руководящей и направляющей силы» общества развитого социализма. Важнейшей задачей провозглашалось формирование и укрепление новой интернациональной общности – советского народа.

Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 1980-х гг. 19 млн. человек. Реальная власть сосредоточилась в аппарате, который достиг почти 500 тыс. человек. Рядовые коммунисты отстранялись от реального участия в определении политики партии.

Из Устава партии был исключен пункт о сменяемости кадров, ослаб контроль над номенклатурой. Начался кадровый «застой». Высшая элита страны с 1970-х гг. начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а путем отбора и подготовки кадров в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа и др.

К концу 1970-х гг. высшее руководство страны превратилось в настоящую геронтократию. Средний возраст членов Политбюро к концу правления Брежнева достиг почти 70 лет. Заседания Политбюро, принимавшего важнейшие политические решения, зачастую длились не более 15-20 мин. Сам Брежнев, переживший в 1976 г. тяжелую болезнь, так и не восстановился после нее, и с конца 1970-х гг. пытался отойти от руководства страной, но соратники убедили его остаться. Для них он был гарантом сохранения собственной власти.

«Застой» эпохи развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые включали госдачи, спецпайки, спецлечение и т.п. Однако их нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Это вызывало желание сменить строй.

Расцвели такие явления, как кумовщина, клановость, коррупция. Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр.

Началось сращивание партийно-государственного аппарата с теневой экономикой. Масштабы последней приобретали все более угрожающий характер. В середине 1970-х гг. дельцы теневой экономики отчуждали себе примерно седьмую часть доходов трудящихся, к началу 1980-х гг. – 18%, к 1985 г. – 21%, а в 1989 г. – 25%.

Застойные явления в жизни советского общества 1970-х – первой половины 1980-х гг. затронули также сферу идеологии. Была свернута критика Сталина, со страниц газет и журналов изгонялись упоминания о массовых репрессиях 1930-х – начала 1950-х гг. («неосталинизм»), усилились гонения на любые проявления инакомыслия. Реальная жизнь все сильнее расходилась с официальной идеологией.

С середины 1960-х гг. в СССР формировалось диссидентское движение (в переводе «диссиденты » – инакомыслящие, несогласные). Диссиденты требовали неукоснительного соблюдения прав человека. Власть против них применяла репрессивные меры (аресты, ссылка, помещение в психиатрические лечебницы, увольнение с работы, исключение из партии). Символами правозащитного и диссидентского движения стали академик А.Д. Сахаров (выслан в Горький) и писатель А.И. Солженицын (депортирован за границу).

Диссидентами была налажена публикация за рубежом запрещенных в стране книг и нелегальное их распространение на территории СССР («тамиздат »). Возникла так называемая неподцензурная печать («самиздат »). Деятельность диссидентов оказывала большое влияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль в расшатывании основ советского государства.

Экономическое развитие. Снижение качества управленческого слоя повлияло и на экономическое развитие страны.

В 1965 г. была проведена экономическая реформа под руководством А.Н. Косыгина. В промышленности восстанавливался отраслевой принцип управления, вместо совнархозов вновь образовывались министерства. Предприятия частично переходили на хозрасчет: в их распоряжении оставалась прибыль от реализации сверхплановой продукции. Эту прибыль предприятия могли направлять на развитие производства или стимулирование труда персонала.

По важнейшим социально-экономическим параметрам восьмая пятилетка (1966-1970) была наилучшей за послевоенный период. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе ВАЗ, КамАЗ, Ижевский автозавод). Однако реформа не изменила основ хозяйственного механизма, а многие ее меры из-за сопротивления бюрократии были свернуты.

С начала 1970-х гг. темпы роста экономики стали снижаться: темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1966-1970) до 3,8% в одиннадцатой пятилетке (1981-1985), снизились темпы роста производительности труда.

Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом. Промышленность продолжала сохранять экстенсивный характер. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. На долю предприятий военно-промышленного комплекса приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения.

Форсированными темпами развивалась добыча нефти и газа в Западной Сибири. В 1980 г. топливно-энергетический комплекс СССР давал 10% мировой добычи нефти и газа. Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ), строительство которой началось в 1974 г.

В результате ставка делалась на закупки за рубежом промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь – нефти).

В сельском хозяйстве упор был также сделан на экономические рычаги – повышение заготовительных цен, увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату и пенсии. Увеличивался выпуск сельскохозяйственной техники, повышалось ее качество. Завершилась электрификация сельского хозяйства, осуществлялись химизация, мелиорация. Высокими темпами велись сельское строительство, на селе строились дороги, проводилась газификация. Развивалась аграрная наука, сельское хозяйство насыщалось специалистами.

Масштабными были программы развития Нечерноземья (1974) и Продовольственная программа (1982).

Бичом народного хозяйства оставались отвлечение на «шефскую помощь» селу во время уборочной страды до 20% всего активного населения страны и огромные, до 30-40%, потери урожая. Сельское хозяйство все меньше справлялось с задачами продовольственного снабжения страны. С 1970-х гг. в разряд дефицита все чаше попадали мясо, колбасы, а в ряде районов – сыры и молочные продукты.

Развитие образования. С 1966 г. в стране начинался переход средней школы на новые учебные планы и программы. Их характеризовали: преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов. В результате с середины 1960-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем в течение 10 лет (к середине 1970-х гг.) – ко всеобщему среднему образованию.

Развитие науки. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. была сфотографирована обратная сторона Луны. Выдающимся достижением явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. Выдающиеся открытия были сделаны в области плазмы, квантовой физики.

Социальная политика. В социальной политике упор делался на рост благосостояния населения. Реальные доходы в расчете на душу населения за 1965-1975 гг. выросли на 46%, в 1976-1980 гг. – еще на 18%, в 1981-1985 – на 10%. Соответственно, вырос уровень потребностей, которые советская промышленность удовлетворить была не в состоянии. Дефицит товаров восполнялся импортом, на который расходовались «нефтедоллары». Но и в этом случае выросшие запросы полностью не покрывались.

Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском. Советские люди пользовались бесплатным образованием, меди­цинским обслуживанием, государство несло большие расходы на со­держание жилищного фонда.

Главным достижением в этот период стало масштабное жилищное строительство. На протяжении 1970-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн. кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн. человек. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, причем выдавались они бесплатно.

Внешняя политика. С конца 1960-х и до конца 1970-х гг. конфронтация сменилась «разрядкой» международной напряженности. СССР подписал договоры: о нераспространении ядерного оружия (1968); договор ОСВ-1 с США (1972) об ограничении противоракетной обороны; договор ОСВ-2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.

Кульминацией «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Государства обязалась соблюдать принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем.

В начале 1970-х гг. США признали наличие военно-стратегического паритета (равенства) с Советским Союзом.

В отношениях с социалистическими странами СССР продолжал политику «старшего партнера». В 1968 г. было подавлено восстание в Чехословакии («Пражская весна»), в которой хотели построить «социализм с человеческим лицом». В Чехословакию были введены войска.

Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение китайскими войсками в районе острова Даманский на р. Уссури.

В 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска, началась советско-афганская война (1979-1989). После ввода войск в Афганистан отношения со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор ОСВ-2.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Правление Ю.В. Андропова и К.У. Черненко. Первая половина 1980-х гг. отмечена частой сменой высшего руководства страны («гонка на катафалках»). В ноябре 1982 г. умер Брежнев. Новым руководителем страны стал 68-летний Ю.В. Андропов (1982-1984), успевший отметиться борьбой с коррупцией и укреплением трудовой дисциплины. После его смерти (февраль 1984 г.) к власти пришел тяжело больной 72-летний К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Ничем заметным он не запомнился. Затем генеральным секретарем ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М.С. Горбачев.

Брежнев – внешняя политика - Русская историческая библиотека

Отношения между СССР и США при Брежневе

Во время 18-летнего правления Брежнева главным новшеством советской внешней политики была разрядка. Впрочем, она не так уж сильно отличалась от внутренней «оттепели» и смягчения международного курса, начатых Никитой Хрущевым. Ряд историков видят в брежневской разрядке лишь продолжение внешней политики Хрущева. Несмотря на некоторые трения, отношения между Востоком и Западом, в целом, улучшились, о чем свидетельствуют Договор о частичном запрете ядерных испытаний (был подписан в 1963, ещё при Хрущёве), Хельсинкские соглашения и установление горячей телефонной линии между Белым домом и Кремлем.

Брежневская разрядка отличалась от внешней политики Хрущева двумя особенностями. Во-первых, она была более всеобъемлющей и широкой по целям, сопровождалась подписанием соглашений по контролю над вооружениями, предотвращению кризисов, торговле между Востоком и Западом, по европейской безопасности и правам человека. Во-вторых, Брежнев в своей внешней политике всегда исходил из необходимости выравнивания военных сил США и Советского Союза. Расходы на оборону между 1965 и 1970 увеличились на 40%. Их ежегодный рост продолжался и после этого. В год смерти Брежнева (1982) 15% валового национального продукта СССР тратилось на военные нужды.

Л. И. Брежнев и президент США Джеральд Форд подписывают коммюнике по договору ОСВ, 24 ноября 1974, Владивосток

К середине 1970-х годов стало ясно, что поддерживаемая Генри Киссинджером политика разрядки по отношению к Советскому Союзу потерпела провал. Идея разрядки основывалась на предположении, что конфликты между СССР и Америкой со временем будут всё более сглаживаться. США надеялись, что подписание договора ОСВ-1 и рост торговли с советами остановит агрессивный рост коммунизма в странах третьего мира. Но этого не произошло. Советский Союз начал финансировать коммунистических партизан, которые сражались против США во время Вьетнамской войны. В этой войне США зашли в тупик и должны были уступить коммунистам Камбоджу, Лаос и Вьетнам. После того как Джеральд Форд проиграл президентские выборы Джимми Картеру. американская внешняя политика стала более враждебной к Советскому Союзу и коммунистическому миру, хотя и делались попытки отказаться от финансирования некоторых поддерживаемых США репрессивных антикоммунистических правительств. Поначалу Картер ратовал за сокращение всех американских оборонных инициатив, но в последние годы его президентства военные расходы стали расти.

В 1970-х годах, Советский Союз достиг пика своей политической и стратегической мощи по отношению к США. Договор ОСВ-1 (1972) установил прочный ядерный паритет между двумя сверхдержавами. Хельсинкский Договор 1975 узаконил советскую гегемонию над Восточной Европой. Поражение США во Вьетнаме и Уотергейтский скандал подорвали внешнеполитический престиж Америки. Брежнев и Никсон также договорились принять договор по противоракетной обороне. который запрещал обеим странам разрабатывать системы перехвата направленных против них ракет – так чтобы ни у США, ни у СССР не было соблазна ударить по противнику без страха возмездия. Советский Союз расширял своё дипломатическое и политическое влияние на Ближнем Востоке и в Африке.

Брежнев и Вьетнамская война

Никита Хрущев поначалу поддерживал Северный Вьетнам из «братской солидарности». Но когда война стала принимать широкие масштабы, он призвал северовьетнамское руководство отказаться от плана «освободить» Южный Вьетнам. Хрущёв отверг просьбу о помощи со стороны Северного Вьетнама, и вместо этого предложил ему вступить в переговоры в Совете Безопасности ООН. После свержения Хрущева Брежнев возобновил помощь коммунистическому сопротивлению во Вьетнаме. В феврале 1965 года Косыгин ездил в Ханой с десятком советских авиационных генералов и экономических экспертов. Во время этого советского визита президент Линдон Джонсон предписал начать американские бомбардировки Северного Вьетнама в отместку за недавнюю атаку Вьетконга.

Джонсон частным образом предложил, что Америка гарантирует конец враждебности Южного Вьетнама к Северному, если Брежнев гарантирует то же со стороны Северного Вьетнама. Брежнев поначалу заинтересовался этим предложением, но после того как Андрей Громыко сообщил ему, что правительство Северного Вьетнама не заинтересовано в дипломатическом урегулировании, отклонил американскую внешнеполитическую инициативу. Администрация Джонсона ответила на этот отказ расширением американского присутствия во Вьетнаме, но затем пригласила СССР договориться о контроле над вооружениями. СССР просто не ответил, так как вначале Брежнев и Косыгин боролись за то, кто из них двоих будет представлять СССР за границей, а потом – из-за эскалации «грязной войны» во Вьетнаме. В начале 1967 года Джонсон предложил сделку с Хо Ши Мином. говоря, что он готов прекратить американские бомбардировки Северного Вьетнама, если партизаны Хо прекратят проникать на Юг. Бомбардировки США и вправду приостановились на несколько дней. Косыгин публично объявил о своей поддержке этого предложения. Но северовьетнамские власти медлили с ответом, и из-за этого США возобновили рейды на их страну. Брежневское руководство сделало отсюда вывод, что поиск дипломатических решений непрекращающейся Вьетнамской войны безнадежен. Позже, в 1968, Джонсон пригласил Косыгина в США, чтобы обсудить текущие проблемы во Вьетнаме и гонку вооружений. Саммит был отмечен довольно дружественной атмосферой, но ни одна из сторон не выдвинула прорывных инициатив.

В период после советско-китайского пограничного конфликта китайцы по-прежнему помогали режиму Северного Вьетнама. Но со смертью Хо Ши Мина в 1969, прочная внешнеполитическая связь Китая с вьетнамцами нарушилась. Между тем, президентом Соединенных Штатов был избран Ричард Никсон. Ранее он был известен своей антикоммунистической риторикой, однако, учитывая ослабевший интерес Мао к Вьетнаму, заявил в 1971, что США «должны иметь отношения с коммунистическим Китаем». Никсон вырабатывал план медленного вывода американских войск из Вьетнама, но мечтал сохранить при этом у власти южновьетнамское правительство. Он полагал, что это будет возможным лишь после улучшения отношений с коммунистическим Китаем и с СССР. Никсон вначале совершил визит в Китай (февраль 1972), а потом в Москву (май 1972). В Москве прошли консультации о договоре по контролю над вооружениями и о Вьетнамской войне, но по Вьетнаму не было достигнуто никаких соглашений. Никсон и Брежнев подписали в Москве договор ОСВ-1. положив этим начало «разрядке», которая провозглашалась «новой эрой мирного сосуществования», долженствующей сменить прежнюю враждебность холодной войны.

Брежнев и Никсон. Фото сделано во время визита Брежнева в США, 19 июня 1973

Китайско-советские отношения при Брежневе

Отношения между СССР и Китайской Народной Республикой стали быстро ухудшаться после попыток Хрущева достичь сближения с Западом и с более либеральными государствами Восточной Европы, вроде Югославии. Брежнев в 1960-х годах укрепил свою власть, а Китай погрузился в кризис из-за культурной революции Мао Цзэдуна. которая привела к истреблению или отрешению от власти многих вождей компартии и китайского правительства. Брежневское руководство, приверженное идее «стабилизации», не могло понять, зачем Мао начал такую «самоубийственную» кампанию и почему он считал, что она «закончит социалистическую революцию».

И у Брежнева были собственные проблемы. Руководство Чехословакии тоже уклонилось от советской модели. После вторжения в Чехословакию 1968. советское руководство провозгласило «доктрину Брежнева». где говорилось, что СССР имеет право вмешаться в дела любого братского коммунистического государства, если в нём возникнет угроза социализму (т. е. если оно перестанет следовать советским образцам). Эта внешнеполитическая доктрина увеличила напряженность не только с вассалами Восточного блока, но и с азиатскими коммунистическими государствами. К 1969 году отношения СССР с другими коммунистическими странами ухудшились до такой степени, что Брежнев смог собрать лишь пять из четырнадцати правящих компартий для участия в международном совещании в Москве. После этого неудавшегося совещания был сделан вывод: ведущего центра международного коммунистического движения не существует.

В 1969 году китайские войска развязали конфликт на советской границе. Китайско-советский раскол страшно огорчал премьера Алексея Косыгина, который поначалу отказывался верить, что он продлится долго. Косыгин посетил Пекин в 1969 году с коротким визитом, пытаясь снять напряженность между СССР и Китаем. В начале 1980-х годов как китайцы и Советский Союз опубликовали заявления с призывами к нормализации взаимных отношений. Китайцы требовали при этом сокращения советского военного присутствия на китайской границе, вывода войск СССР из Афганистана и Монголии, прекращения поддержки вьетнамского вторжения в Камбоджу. Брежнев ответил в своем мартовском выступлении 1982 в Ташкенте, где поддержал идею нормализации отношений. Но её реализация заняла потом годы, до правления последнего советского лидера Михаила Горбачева .

Брежнев и вторжение в Афганистан

После коммунистической революции в Афганистане (1978) насилия захватившего там власть режима привели к гражданской войне. Народное сопротивление коммунистам возглавили моджахеды. Руководители советской внешней политики были обеспокоены возможностью ослабления влияния СССР в Центральной Азии. После доклада КГБ о том, что Афганистан можно занять в течение нескольких недель, Брежнев и узкий круг из нескольких высокопоставленных партийных сановников согласились на полномасштабную интервенцию в эту страну .

Значительная часть советского военного руководства была против активного присутствия в Афганистане, считая, что СССР должен предоставить эту страну самой себе. Президент США Картер, следуя совету своего советника по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, осудил ввод войск в Афганистан и охарактеризовал его как «самую серьезную опасность для мира с 1945 года». США приостановили все поставки зерна в СССР и бойкотировали летнюю Олимпиаду 1980 в Москве. Советский Союз ответил бойкотом летних Олимпийских игр 1984 в Лос-Анджелесе.

Политика Брежнева в Восточной Европе

Серьёзным вызовом для внешней политики Брежнева стала попытка (1968) коммунистического руководства Чехословакии во главе Александром Дубчеком провести либерализацию коммунистической системы (так называемая «Пражская весна» ). В июле 1968 Брежнев публично раскритиковал чехословацких вождей как «ревизионистов» и «антисоветчиков», а в августе организовал вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию и свержение Дубчека. Вторжение привело к публичным протестам диссидентов в различных странах Восточного блока. Утверждение о том, что Советский Союз во имя «защиты социализма» имеет право вмешиваться во внутренние дела своих сателлитов, стало известно под именем Доктрины Брежнева, хотя на самом деле она лишь следовала прежней советской политике, осуществлённой и Хрущевым в Венгрии в 1956. Вскоре после ввода войск в Чехословакию Брежнев, выступая на V съезде Польской объединенной рабочей партии 13 ноября 1968, сформулировал свой внешнеполитический подход:

«Когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом — это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран».

Когда ситуация в Чехословакии обсуждалась на Политбюро, Брежнев не был одинок в своём решении применить военную силу. Напротив, если бы он воздержался или голосовал против советской интервенции, то, возможно, столкнулся с сопротивлением других вождей – как в СССР, так и в странах Восточного блока. Некоторые архивные данные склоняют к мысли, что Брежнев был одним из тех немногих, кто в решающий момент искал временный компромисс с реформаторами из чехословацкого правительства. В те годы среди советских вождей были и такие, кто ратовал за возвращение к режиму сталинского типа. Есть сведения, что после военного вмешательства 1968 года Брежнев встречался с чехословацким реформатором Богумилом Симоном, членом Политбюро Коммунистической партии Чехословакии, и сказал ему: «Если бы я не голосовал за советскую вооруженную помощь Чехословакии, то не сидел бы здесь сегодня. Вполне возможно, что меня бы вообще уже не было».

Советские танки, окружённые толпой демонстрантов на улице Праги, 1968 год

В 1980 году разразился политический кризис в Польше. где возникло массовое народное движение под названием Солидарность. К концу октября, в Солидарности было 3 миллионов членов, а в декабре уже 9 миллионов. Согласно опросу общественного мнения, организованному польским правительством, 89% респондентов поддерживали Солидарность. В польском руководстве существовал раскол по вопросу о том, что делать. Войцех Ярузельский предлагал ввести военное положение, но большинство не хотело этого. Советский Союз и Восточный блок колебались, но вождь Восточной Германии Эрих Хонеккер настаивал на военной акции. В официальном письме Брежневу Хонеккер предлагал совместные военные меры с целью подавить польские волнения. Отчет ЦРУ сообщал, что советские войска уже были мобилизованы для вторжения.

В том же 1980 году лидеры Восточного блока встретились в Кремле для обсуждения польской ситуации. Брежнев в конце концов решил: пока будет лучше прямо не касаться внутренних дел Польши. Он заверил польских делегатов, что СССР вмешивается, лишь если его об этом попросят. Когда польские волнения усилились, Войцех Ярузельский 12 декабря 1981 ввел военное положение, не приглашая в страну иностранных войск.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.

Брежневское время, что это, развал страны или наоборот, ее развитие?

Эффективно ли было руководство страной генсеком Л. И. Брежневым, если да, то какие реальные результаты могут подтвердить это?

Леонид Ильич Брежнев, был руководителем СССР с 1964-го по 1982-й годы. С легкой руки М. С. Горбачева — единственного президента СОВЕТСКОГО СОЮЗА, эти времена стали называть «периодом застоя». Но примерно через 30 лет с момента кончины Леонида Ильича Брежнева большинство людей именуют эти времена «золотым веком СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

В настоящее время мало кто может вспомнить, что брежневское, так называемое,

застойное время началось… с реформирования. В 1956 г. в промышленность СОВЕТСКОГО СОЮЗА стали вводиться рыночные взаимоотношения (хозрасчет). По результатам выполнения 8-я пятилетка (1966–1970 годах.) стала самой удачной в истории советского союза и смогла получить название «золотой». Было создано 1900 больших производств, включая тольяттинский автозавод.

Команда главы СОВЕТСКОГО СОЮЗА Леонида Ильича Брежнева и председателя Совета министров СОВЕТСКОГО СОЮЗА Алексея Косыгина использовала высокоэффективную плановую систему на 100%. Не больше чем за 15 лет они создали тот резерв прочности, какой, по прошествии распада СССР сделал возможным вновь-образованным государствам СНГ целых 20-ть лет жить, фактически не строя ничего нового.

При брежневском правлении СОВЕТСКИЙ СОЮЗ смог одержать новую победу в космической гонке над американцами — Алексей Леонов совершил 1-й в мире выход человека в космическое пространство. В 1971 году СОВЕТСКИЙ СОЮЗ вывел на околоземную орбиту первую во всем мире станцию «Салют-1».

Невзирая на сравнительную мягкость правления Леонида Ильича Брежнева, на мировой арене СОВЕТСКИЙ СОЮЗ наращивал свою значимость. Порой и при помощи грубой силы. На угрозу развала Блока варшавского договора, тот, что сделала попытку организовать в 1968-м Чехословакия, Москва отреагировала радикально. За полтора суток армии стран Варшавского Договора почти что без кровопролития установили абсолютный контроль над Чехословакией.

Брежневские времена — «золотой век» для военных. К началу 1970 годов СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК догнал СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ по ядерному потенциалу. На орбиту вокруг земли стабильно выводились военные спутники и спутники разведки. Разработки армейских конструкторов тех лет и поныне на вооружении Вооруженных сил России. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ продолжал вести борьбу с Соединёнными Штатами Америки за могущество во всем мире. Не желая допустить заокеанскую угрозу для южного «подбрюшья государства», Леонид Ильич Брежнев отдал приказ на ввод войск в Афганистан. Армия не упала в грязь лицом — блестящий захват дворца Амина вошел в учебники спецопераций. Но эта война не была для нас победной. Афганские моджахеды, при поддержке СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ превратились в ударный отряд антисоветской войны. За девятилетний период прошли через афганскую «мясорубку» пятьсот тысяч советских военных. Вооруженные силы приобрели бесценный опыт ведения войны, заплатив за него высокую цену — почти что 15 тысяч военных отдали свои жизни вдалеке от Родины.

При Брежневе началось новое Великое строительство — в апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ была провозглашена ударная комсомольская стройка, получившая звучное название БАМ (БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ). Много тысяч молодых романтиков отправились в тайгу строить великую железную дорогу. Ее значение считалось стратегическим.

Брежнев Леонид Ильич смог добиться, чтобы Москва приняла у себя олимпиаду. Высокое количество медалей за всю олимпийскую историю — 197 (включая 80 золотых) — завоевали спортсмены Советского Союза. По прошествии игр московским жителям было оставлено большое количество спортивных, культурных и жилых сооружений.

Период жизни СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК 1965–1980 годов объективно зовут эрой Леонида Ильича Брежнева, и только лишь на злобном языке перестройки — периодом застоя. И понятно, что после лихих 90-х, когда люди почувствовали на себе всю мерзость, так называемого, рынка, опросы граждан различных национальностей, прежних жителей СОВЕТСКОГО СОЮЗА, выявляли весьма показательное явление. Из всех исторических периодов, как их представляли себе граждане прежней советской страны, значительнее всего позитивных оценок смогла получить эра Леонида Ильича Брежнева, а самым плохим временем была названа перестройка.

Нужно помнить, что основной задачей СОВЕТСКОГО СОЮЗА с середины 50-х годов был выход из чрезвычайной программы «мобилизационного социалистического строя» и переключение энергии военного и восстановительного периодов на расширение и модернизацию всех областей социальной жизни. Развитие общества и страны требовало реализации нового цикла усовершенствования, включая и в области социальных отношений, что и сумела благополучно проделать команда Леонида Ильича Брежнева.

В 1964–1985 годах страна развивалась быстрыми темпами. Возводились новые города и поселки, фабрики и заводы, Дворцы культуры, клубы, спортплощадки и стадионы; формировались новые вузы, открывались новые школы и клиники. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ стал опережать всех в освоении космического пространства, развитии самолетостроения, ядерной энергетики, прикладных и фундаментальных наук. Советское образование считали лучшим во всем мире, очень высокие успехи отслеживались в области медицины, в системе общественного обеспечения. Огромнейшую популярность и признание получило творчество знаменитых советских деятелей культуры. Высоких достижений на мировой арене достигали спортсмены советского союза. В самостоятельную жизнь входило поколение активных и любознательных представителей молодого поколения. Граждане СССР жили с уверенностью в завтрашнем дне и совершенно не бедствовали, по свалкам никто не ковырялся, даже самой маленькой зарплаты достаточно было на питание и одежду, оплату услуг коммунального хозяйства, доступен был отдых в период отпусков.

За три пятилетки под руководством Брежнева (1966-1980гг.) был коренным образом обновлён фонд жилья государства. Новые квартиры получил 161 миллион человек – и это за три пятилетки (15 лет). За эти три пятилетки было создано 2/3 инфраструктуры (водопровод, теплоснабжение и канализация) городов сел и посёлков. Масштабы и техническая сложность этих систем такова, что в наши дни экономика вновь образованных самостоятельных государств не в состоянии даже обслуживать их, не то чтоб вводить новые мощности.

При правлении Брежнева экономика и все прочие сферы деятельности человека были насыщены кадрами самой высокой квалификации, а так же энерго-мощностями. За время управления Брежневым Советским Союзом люди улучшили свои бытовые условия, начали хорошо питаться, расширились общественные возможности — на 150% увеличилось число получивших полное среднее образование, вдвое — число студентов институтов и университетов. Народонаселение регулярно прирастало, и это за счет рождаемости, а не за счет эмигрантов — в советском союзе за те 20 лет оно увеличилось больше чем на 30 миллионов человек. Сравним с нынешней демографической ситуацией…

Собственно в тот период были сделаны глобальные (государственного масштаба) технологические системы, посредствам которых мы пока что еще можем держаться на плаву. Были разведаны, обустроены и введены в эксплуатацию базовые мощности топливно-энергетического комплекса, включая мощные нефтегазовые трубопроводы, сделана основа Единой Энергосистемы. Эти все системы, включая военных, были обеспечены научным сопровождением самого высокого класса.

Что характерно, в той, нашей «совдеповской» жизни было, прежде всего то, что не приобретешь ни за какие капиталы,— устойчивость, порядок, ощущение уверенности в завтрашнем дне, взаимопомощь и человеческие взаимоотношения между всеми жителями многонациональной страны, человек человеку был «друг, товарищ и брат».

Вот по этой причине многие наши граждане так по добросердечному и оценивают «эру Леонида Ильича Брежнева».

И за это наша признательность Леониду Ильичу!

На каждой странице новый анекдот!