Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Обращения В Ифнс За Разъяснениями img-1

Образец Обращения В Ифнс За Разъяснениями

Рейтинг: 4.8/5.0 (1749 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Письмо в налоговую о разъяснении образец от ип

Скачать письмо в налоговую о разъяснении образец от ип - трудовая инструкция классного руководителя

Мировое соглашение может быть превосходным способом завершить судебный процесс. Налоги и бухучёт. УСН 2013: основные изменения; Страховые взносы в 2013 году; ЕНВД 2013: основные. Сопровождение налоговых проверок в Новосибирске, представительство по налоговым спорам. Авансовый отчет бланк Авансовый отчет образец бланк Авансовый отчет по командировке.

Регистрация, реорганизация, ликвидация ООО ИП онлайн Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами Однако, как свидетельствует судебная практика, форма и наименование подзаконного. Вчера ездил в 46 там на консультации объяснили, даже распечатали и приклеили за стекло. Самым важным этапом в банкротстве физического лица является подготовка к банкротству. ФНС России (Федеральная налоговая служба) - это орган исполнительной власти, находящийся.

Образец письма об отсутствии деятельности в налоговую; За работников Даже при нулевом УСН, у ИП(или организации) должна быть нулевая книга доходов 28.05.09 вышло разъяснение Минфина о том что нельзя подавать. 19.07.2016 Судебные штрафы вместо судебных штрафов. Вступил в силу Федеральный закон от 3 июля. В связи с обращением Федеральной налоговой службы о разъяснении вопроса, касающегося. Сведения размещаются в соответствии с положениями пункта 8 статьи 6 Федерального закона. В 2016 году. Инструкция по заполнению, скачать бланк (форма 26.2-1) и образец заполнения. Напоминаем, что ИНН вам автоматически присвоят при регистрации ИП. В строчке Там будет вся информация, включая и платёжные реквизиты налоговой. Заявление Спасибо огромное за разъяснения. Письмо обращение о возмещении материального ущерба, причиненного Заявление об отмене требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Автора немножко ввели в заблуждение и панику с печатями. Вот это. Согласно ч. 1 ст. Хотите получить доступ ко всем материалам? Приглашаем познакомиться поближе. Система. Анализ важных изменений в российском законодательстве с 14 марта по 22 апреля 2016 года. Справку 2-НДФЛ о невозможности удержать налог за 2015 год нужно будет. ИП - предприниматели указывают в справке 2-НДФЛ код по ОКТМО по месту. Соответствующие разъяснения приведены в письме ФНС России Название фильма: Дневник баскетболиста На английском: The Basketball Diaries Жанр: Драма, криминал. Вы открыли расширенный поиск! С его помощью можно быстро находить документы по известным. 28 фев 2015 УСН доходы минус расходы, нюансы и разъяснения Расчет налоговой базы при объекте налогообложения доходы минус расходы и относиться к хозяйственно-экономической деятельности предприятия (ИП). кассовый чек (в случае оплаты через кассу) или бланк строгой отчетности. 11 май 2016 Поддержка предпринимателей · Разъяснения госорганов В этом же документе приведена форма пояснения в налоговую по ндс образец. О том В письме налоговая служба приводит расшифровку кодов ошибок в Кроме того, ИП должен проставить на каждом листе реквизиты своего. Подать на судебных приставов в суд Могу ли я подать в суд на судебные приставы, если они.

Другие статьи

Образец обращения в ифнс за разъяснениями

Как написать запрос в налоговую инспекцию?

Как написать запрос в налоговую инспекцию?

Руководители и бухгалтеры в своей работе сталкиваются с неоднозначным толкованием норм действующего законодательства. Будь то новый закон, приказ ФНС или Минфина – нужны дополнительные разъяснения. Где их взять? У первоисточника – в налоговой инспекции. Возникает еще один вопрос: как составить официальный запрос в налоговую. Чтобы его не вернули и не оставили без рассмотрения.

Законодательная база очень запутана, местами даже для работников ФНС. Существуют не только законы и приказы, но внутренние распоряжения и инструкции, которыми руководствуются работники ФНС. Поэтому получить официальный ответ – это важно, ведь на него можно ссылаться в официальных документах. В спорных вопросах официальный документ может уладить конфликт и не привести к потере репутации (и денег!).

Перед тем как направить запрос в налоговую, необходимо провести подготовительную работу. Во-первых, ознакомиться с уже имеющейся законодательной базой, изучить законы, приказы и официальные разъяснения. Вы будете знать права и обязанности, а это сделает вашу позицию менее уязвимой.

Запрос в налоговую должен отвечать таким критериям: четко, по сути, официальным языком, отвечать требованиям составления запроса. Необходимо также определить форму запроса – устный или письменный.

Устная консультация имеет место тогда, когда вам нужно быстро узнать нужную информацию. При себе вы должны иметь документ, который удостоверяет личность. Тогда инспектор не сможет вам отказать. Ответ вы получите в момент обращения. Это предусмотрено п. 27 Регламента. Вы также можете воспользоваться телефоном.

Обрабатывать письменный запрос налоговый инспектор будет на основании п.п. 33, 34, 37,40,42 Регламента. Образец письменного запроса вы можете посмотреть в приложении 4 к Регламенту.

Официальный запрос в налоговую инспекцию должен иметь:

Как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов

Как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов

Обратиться в налоговую инспекцию можно:

– устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);

– по электронной почте через Интернет;

– по телекоммуникационным каналам связи. В настоящее время в налоговых инспекциях вводится в эксплуатацию программное обеспечение, предназначенное для информационного обслуживания и информирования налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 22 июня 2011 г. № ММВ-7-6/381;

– письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 4 и 7 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.

Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному Минфином России.

Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей, налоговые инспекции вправе не рассматривать (подп. 3 п. 12 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н, п. 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, письма УФНС России по г. Москве от 15 марта 2007 г. № 09-17/022994 и № 09-14/022979).

Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице.

За разъяснениями по уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование следует обращаться в Минздравсоцразвития России.

Добавить комментарий Отменить ответ

Viktor:Взносы указываются только в разделе 4. "Расходов" у вас нет, впрочем для себя можете указывать и в п …

Маргарита:Если ИП использует УСН "доходы", работников нет, платит только за себя в ПФР этот платеж нужно отобр …

Елена:нормально! развитие предпринимательства )))

Рита:Пиши- не пиши, всё одно толку не будет! Справедливости щас нет! Меня- одинокую, полунищую, больную ж …

Viktor:Вера, декларация не высылается. Логика оплаты проста: в сформированных декларация до оплаты есть сло …

вера:Сформировала декларацию, оплатила 95 руб. И когда ее мне пришлют? Разве не автоматическая рассылка?

Как обратиться за разъяснениями в налоговую по новым правилам

Как обратиться за разъяснениями в налоговую по новым правилам

Новый Административный регламент по предоставлению данной государственной услуги утвержден приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н (зарегистрирован в Минюсте России 29 августа 2012 года).

Консультации фискалов – это госуслуга

Как обратиться за разъяснениями в налоговую по новым правилам. Обязанность налоговых органов бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, соответствующих нормативных правовых актах установлена подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Также налоговики должны предоставлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Такое информирование является государственной услугой, и Минфин России разработал соответствующий Административный регламент ее предоставления, которым установлены сроки и последовательность действий ФНС России и ее территориальных органов, а также порядок взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, налоговыми агентами.

В госуслугу включены следующие административные процедуры:

  • публичное информирование;
  • индивидуальное информирование;
  • прием налоговых деклараций (расчетов).

Остановимся на данных процедурах более подробно.

Публичная информация

Публичное информирование проводится по инициативе налоговых органов, которые обязаны поддерживать в актуальном состоянии информационные материалы на сайтах ФНС России и ее управлений, стендах в инспекциях, в компьютерах общего доступа со справочно-правовыми системами и программными продуктами, разработанными налоговой службой. Итак, что можно узнать таким образом.

Типовые ответы на проблемные вопросы

В целях анализа актуальных вопросов налогоплательщиков должностное лицо ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом, формирует типовые вопросы заявителей. Руководитель налогового органа принимает решение о подготовке типовых ответов на такие вопросы и размещении их на сайтах управлений ФНС России, в официальных изданиях налоговых органов, а также в СМИ.

Просветительские и обучающие мероприятия

Ежеквартально должен разрабатываться и утверждаться график проведения семинаров с заявителями. Объявление о проведении семинара размещается на сайте управления ФНС России (информационном стенде в налоговой инспекции), в СМИ не менее чем за 14 календарных дней до даты этого семинара (не менее чем за семь дней при необходимости его проведения в ближайшее время по актуальной теме).

Важная информация на сайтах и в СМИ

Перечислим выборочно необходимые учреждениям сведения, которые должны быть размещены на официальном сайте Управления ФНС России:

  • коды классификации доходов бюджетов;
  • сведения для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ, образцы их заполнения;
  • перечень административно-территориальных образований, присвоенные им коды в соответствии с ОКАТО;
  • нормативные правовые акты о постановке на учет в налоговых органах организаций и физических лиц;
  • порядок получения бесплатно бланков налоговых деклараций (расчетов), их утвержденные формы (форматы) и правила заполнения;
  • образцы запросов;
  • перечень стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ и образцы заявлений по их предоставлению;
  • календарь налогоплательщика;
  • бесплатное программное обеспечение, разработанное ФНС России;
  • типовые вопросы и ответы на них;
  • текст Административного регламента и приложения к нему (со вступлением в силу приказа № 99н утратит силу ранее действовавший регламент, который утвержден приказом Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н ).
Что находится на информационных стендах

На информационных стендах в инспекции ФНС России можно найти, в частности, следующие сведения:

  • перечень оснований, при наличии которых государственная услуга по информированию не предоставляется;
  • порядок обжалования актов (решений) налоговых органов;
  • перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление госуслуги, и извлечения из них.

Обратите внимание: должностное лицо, ответственное за размещение материалов, должно не позднее пяти рабочих дней направлять их заявителям, взаимодействующим с налоговыми органами, в электронной форме.

Как консультироваться индивидуально

Образовательное учреждение имеет право получать по месту своего учета интересующую его информацию от налоговых органов в отношении только себя самого. Рассмотрим способы обращения.

Устные запросы

Заявитель может обратиться с запросом в устной форме непосредственно или по телефону в инспекцию ФНС России по месту его учета, а также в вышестоящий налоговый орган, центр телефонного обслуживания или многофункциональный центр. Максимальное время получения информации составляет 15 минут.

Если для ответа на устный запрос по конкретным обстоятельствам требуются извлечения из нормативных правовых актов, получение разъяснений Минфина России и методических материалов, то заявителю предложат направить запрос письменно в налоговый орган и сообщат необходимые реквизиты. Письменный запрос рекомендуется направить и в случае, если заявитель не удовлетворен информацией, предоставленной по телефону.

Запросы в письменной форме

Также заявитель может обратиться с письменным запросом в инспекцию ФНС России по месту его учета. Рекомендованная форма такого запроса приведена в Приложении № 6 к Административному регламенту .

Письменный запрос может быть подан заявителем непосредственно, направлен по почте, передан в электронной форме без электронной подписи по интернету. Причем интернет-запросы рассматриваются как письменные, которые поступили по почте.

Консультирование на основании такого запроса осуществляется в течение 30 календарных дней с даты его регистрации в налоговой инспекции. При необходимости этот срок может быть продлен начальником налоговой инспекции (его заместителем), но не более чем на 30 календарных дней. Заявителю обязаны сообщить о продлении не позднее чем за три рабочих дня до истечения срока исполнения запроса.

Подготовленное письмо передается заявителю способом, указанным в запросе (непосредственно, по почте или электронной почте). Если способ получения письма не указан, его направляют по почте.

Электронное обращение

Как обратиться за разъяснениями в налоговую по новым правилам. Заявитель также может обратиться за консультацией электронно (с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) в инспекцию ФНС России по месту его учета. Рекомендованная форма такого запроса приведена в Приложении № 7 к Административному регламенту .

Заявитель при этом должен взаимодействовать с налоговой инспекцией в электронной форме и быть зарегистрированным в качестве участника электронного документооборота. Датой получения электронного запроса инспекцией считается указанная в извещении о получении электронного документа. Действия в его отношении аналогичны установленным для запросов в письменной форме.

Заявитель может выбрать способ получения ответа: в электронной форме, по почте, ему лично. Если способ получения ответа не указан, письмо направляется по электронному адресу заявителя.

Прием налоговых деклараций

Согласно Административному регламенту. налоговая декларация (расчет) может быть представлена на бумажном носителе лично или по почте с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи, либо передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При подаче декларации (расчета) заявителем лично максимальное время приема одной декларации составляет десять минут. Основания для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) указаны в пункте 28 Административного регламента. Перечислим их применительно к учреждениям:

  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия физического лица на подачу декларации (лицо отказалось предъявить их);
  • декларация представлена не по установленной форме (формату);
  • в декларации, поданной на бумаге, отсутствуют подпись руководителя (представителя), печать учреждения;
  • нет усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (представителя) учреждения или данные владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи не соответствуют данным руководителя (представителя) учреждения в декларации, если она представлена по телекоммуникационным каналам связи;
  • декларация подана в налоговый орган, в компетенцию которого не входит ее прием.

При наличии хотя бы одного из этих оснований налоговики вправе отказать в приеме, сообщив причины устно либо уведомлением, направленным по почте заказным письмом или электронно.

Обжалуем решение налоговиков

Рассмотрение соответствующих жалоб и принятие решений по ним проводятся в порядке, установленном разделом VII Налогового кодекса РФ. Жалоба в письменной форме подается в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда учреждение узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы он по заявлению может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа (вышестоящим налоговым органом).

К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 рабочих дней. О принятом решении в течение трех рабочих дней с даты его принятия сообщается в письменной форме заявителю.

Обращаемся с запросом в финансовые и налоговые органы

Обращаемся с запросом в финансовые и налоговые органы

Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России

Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?

Куда и с каким вопросом обращаться

В статье 21 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики вправе обращаться с запросами как в налоговые органы, так и в финансовые. Однако у этих органов разная компетенция. Поэтому прежде всего нужно определить, куда именно надо обращаться.

Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:

— о действующих налогах и сборах;

— законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

— правах и обязанностях налогоплательщиков;

— полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения — в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.

Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.

Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.

И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?

Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.

Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.

Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.

1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?

2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».

Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.

Как правильно оформить запрос

Главное правило при обращении в налоговые или финансовые органы с вопросом заключается в следующем. Объекты, факты, правоотношения, о которых идет речь в запросе, должны реально существовать. Анализ положений статей 21, 32 и 34.2 НК РФ показывает, что рассматривать вопросы, связанные с гипотетическими ситуациями, которые могут возникнуть в будущем, налоговые и финансовые органы не должны. Эти ведомства обязаны информировать и разъяснять соответствующее законодательство именно налогоплательщикам. А раз объекты, факты или правоотношения еще не возникли, то и налогоплательщик в отношении них не может быть признан таковым.

Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.

Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.

Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.

Письменные разъяснения налогового законодательства: применяем без последствий

Письменные разъяснения налогового законодательства: применяем без последствий

Не секрет, что российское налоговое законодательство не отличается стабильностью. Многие действующие нормы противоречивы, и это не способствует их единому толкованию. В связи с этим все большую актуальность приобретает разъяснительная работа, которую проводят Минфин России и Федеральная налоговая служба.

В последнее время изменился подход налогоплательщиков к пониманию налогового законодательства. Сегодня при обращении в налоговые и финансовые органы налогоплательщики, как правило, излагают и свою точку зрения по конкретному вопросу и, естественно, хотят знать, соответствует ли их понимание тех или иных норм законодательства о налогах и сборах позиции контролирующих органов.

Чтобы получить официальный ответ, прежде всего нужно четко представлять, куда именно cледует обращаться со своим вопросом — в финансовое ведомство или налоговую службу. Кроме того, не менее важно знать, как правильно оформить запрос, а также в каких случаях налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности за применение официальных разъяснений. Но обо всем по порядку.

Куда обращаться

Результатом проведенной административной реформы явилось разделение функций федеральных органов исполнительной власти по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и функций по контролю и надзору.

Так, Минфин России вырабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в налоговой сфере. Этими полномочиями финансовое ведомство было наделено Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (п. 15).

ФНС России исполняет функции по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов (п. 3 ст. 9 НК РФ и п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). При этом ФНС России находится в ведении Минфина России.

Перераспределение функций между органами исполнительной власти отразилось и на полномочиях по проведению разъяснительной работы в налоговой сфере. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ от налоговых органов налогоплательщики вправе получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения, а также бесплатную информацию:

  • о действующих налогах и сборах;
  • законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • исчислении и уплате налогов и сборов;
  • правах и обязанностях налогоплательщиков;
  • полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Такие сведения налогоплательщики могут получать в том числе и в письменной форме. С этим правом налогоплательщиков соотносится обязанность налоговых органов бесплатно информировать налогоплательщиков по указанным вопросам. Данная обязанность предусмотрена в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ.

Куда следует направлять запрос — в свою налоговую инспекцию, региональное управление или Федеральную налоговую службу?

С одной стороны, в статье 21 НК РФ говорится, что налогоплательщик вправе получать бесплатную информацию по месту своего учета, то есть в территориальной налоговой инспекции. С другой — в статье 32 Кодекса такая конкретизация отсутствует.

Выбор в подобном случае остается за налогоплательщиком. Разумеется, обращение в свою инспекцию — самый простой и доступный способ получения информации. Однако Федеральная налоговая служба и ее региональные управления имеют более богатый опыт консультирования по вопросам налогообложения.

Финансовое ведомство отвечает на вопросы о порядке применения налогового законодательства. Федеративное устройство России обусловило многоуровневую систему налогов и сборов, которая структурирована по территориальному принципу. Поэтому законодательство Российской Федерации о налогах и сборах разъясняет Минфин России, а налоговое законодательство субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах — финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Соответствующая обязанность финансовых органов установлена в статье 34.2 НК РФ, а право налогоплательщиков на получение подобной информации — в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

Что же конкретно должны объяснять налоговые органы, а что — финансовые? Исходя из буквального толкования указанных выше норм (ст. 21, 32 и 34.2 НК РФ), можно сделать следующие выводы.

Налоговые органы информируют налогоплательщиков, какие действуют налоги и сборы, законы о налогах и сборах и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты. В налоговую службу нужно обращаться с вопросами о том, как исчислять и уплачивать налоги и сборы, как правильно заполнить налоговую отчетность. Содержание прав и обязанностей налогоплательщиков, полномочия налоговых органов и их должностных лиц также разъясняют налоговые органы.

В отличие от перечисленных вопросов, которые относятся к компетенции налоговых органов, финансовое ведомство дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. То есть как в том или ином случае применяются конкретные нормы.

Обзор практики рассмотрения запросов налогоплательщиков позволяет сделать вывод о том, что основная причина обращения за разъяснениями — нечеткое определение в российском законодательстве используемых терминов, а также установленных правил исчисления и уплаты налогов. За официальной позицией по таким вопросам надо обращаться в Минфин России. В то время как в налоговую службу следует отправлять запросы, ответы на которые не требуют толкования прописанных норм. По сути, налоговые органы лишь информируют налогоплательщиков о существовании отдельных норм, а финансовые — их разъясняют.

Пример

1. У вновь созданной организации возникли вопросы о том, нужно ли исчислять и уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение квартала и как отражать эти суммы в налоговой декларации. За такими разъяснениями налогоплательщику следует обратиться в свою налоговую инспекцию. Ведь чтобы ответить на данные вопросы, не требуется правовая оценка норм, содержащихся в главе 25 Налогового кодекса.

2. Организация просит проконсультировать, какие виды скидок можно включить в состав внереализационных расходов на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Ответ на этот вопрос предполагает анализ указанной нормы во взаимосвязи с положениями гражданского законодательства. Письменный запрос в данной ситуации надо отправить в Минфин России.

Напомним, что с 1 января 2007 года в подпункте 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения российского законодательства о налогах и сборах.

Как правильно оформить запрос

В пункте 3 статьи 34.2 НК РФ сказано, что Минфин России и региональные финансовые органы обязаны рассмотреть письмо налогоплательщика в течение двух месяцев со дня его получения. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Срок рассмотрения запросов, направленных в налоговые органы, Налоговым кодексом не ограничен.

Ответ налогоплательщику должен быть аргументированным, иметь ссылки на нормы Налогового кодекса. Для получения такой информации нужно, чтобы исходное письмо-запрос организации, индивидуального предпринимателя или гражданина удовлетворяло ряду критериев.

Прежде всего отметим, что запрос подписывает руководитель организации или уполномоченный представитель налогоплательщика 1 .

В силу статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика — организации или физического лица осуществляет свои полномочия по доверенности. Поэтому право на получение от финансовых или налоговых органов письменных разъяснений или информации по вопросам налогообложения возникает при подтверждении заявителем полномочий законного либо уполномоченного представителя налогоплательщика.

Предположим, что запрос налогоплательщика подписан главным бухгалтером, юрисконсультом и документы, подтверждающие полномочия данного лица на представительство в налоговых правоотношениях, не предъявлены. В такой ситуации основания для рассмотрения запроса отсутствуют.

Обращения учредителей юридического лица, не являющихся его законными или уполномоченными представителями, также могут не рассматриваться. Ведь учредитель не является налогоплательщиком учрежденного им юридического лица.

Довольно часто с запросами обращаются адвокаты юридических консультаций, различные юридические и аудиторские компании. Как правило, они выступают не в качестве налогоплательщиков, а как специалисты — налоговые консультанты, которым необходимо получить официальные разъяснения для ведения своей профессионально-коммерческой деятельности. Однако налоговое законодательство предусматривает информирование именно налогоплательщиков и обязанность консультировать адвокатов и аудиторов по проблемным вопросам, возникающим у их клиентов, не установлена.

Правда, если к запросу приложен документ, подтверждающий, что адвокат представляет интересы конкретного налогоплательщика, такой запрос будет рассмотрен финансовым или налоговым органом. Помимо этого адвокаты как налогоплательщики вправе обращаться за разъяснениями по вопросам налогообложения адвокатов.

Информирование по вопросам налогообложения хозяйствующих субъектов возможно только на основании конкретных документов и материалов. По той же причине обычно не рассматриваются обращения, содержащие вопросы о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем. Это относится к области теории, а теоретические вопросы применения законодательства о налогах и сборах освещаются, в частности, в специализированных изданиях.

Когда не грозит штраф

Нередко приходится сталкиваться с ошибками финансовых и налоговых органов в оценке правильности исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Анализ таких ошибок показывает, что они объясняются не только субъективными, но и объективными причинами, связанными с недостатками в правовом регулировании налоговых отношений, пробелами в законодательстве, нечеткостью формулировок и их взаимной противоречивостью.

В связи с этим нужно учитывать положение, прописанное в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. А именно: одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика, является выполнение им письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа). В таком случае лицо не привлекается к ответственности за налоговое правонарушение.

Указанная норма действовала и раньше. Однако Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ внес в нее существенные дополнения. Прежде всего законодатель уточнил, что разъяснения могут предоставляться как непосредственно налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц. Из приведенного уточнения 2 можно сделать вывод, что письмо, адресованное одной организации, не может служить основанием для освобождения от налоговой ответственности всех налогоплательщиков. Ведь выводы, изложенные в таком письме, сделаны в связи с конкретными обстоятельствами.

Конечно же, разъяснения Минфина России и налоговых органов, изложенные в ответах на частные запросы налогоплательщиков, можно принимать во внимание. Однако, как мы уже отметили, при использовании их в практической деятельности юридических оснований для освобождения лица от налоговой ответственности не возникнет.

Кстати

Межведомственная комиссия
Именно налоговые органы осуществляют налоговые проверки, в ходе которых дают оценку различным обстоятельствам. Поэтому как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов крайне важно единство методологии применения норм законодательства о налогах и сборах. Соответственно для Федеральной налоговой службы остается актуальным вопрос о механизме взаимоотношений с Минфином России по вопросам налогообложения.

Согласно приказу Минфина России от 09.08.2005 № 102н была создана Межведомственная комиссия по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере.

По итогам работы межведомственной комиссии вырабатываются согласованные решения по обсуждаемым вопросам и формируются единые подходы к рассмотрению и решению вновь возникающих проблем по налогообложению, связанных как с практикой применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, так и изменением российского законодательства. («Российский налоговый курьер» регулярно информирует читателей о согласованной позиции, выработанной Минфином России и ФНС России по проблемным вопросам применения налогового законодательства. — Примеч. ред.)

Письма, адресованные неопределенному кругу лиц, служат основанием для освобождения от налоговой ответственности всех налогоплательщиков, которые использовали эти разъяснения. Обычно в указанных письмах содержится формулировка «Довести до сведения налоговых органов и налогоплательщиков» (см. например, письмо Минфина России от 29.09.2006 № 03-04-15/172, которое было направлено в ФНС России письмом от 31.10.2006 № 03-04-03/28).

Иногда Федеральная налоговая служба направляет такие разъяснения финансового ведомства в адрес территориальных налоговых органов своим письмом. Например, письмо Минфина России от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75 доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС России от 18.07.2006 № ММ-6-21/684@.

Кроме того, в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ установлено, что лицо не освобождается от налоговой ответственности, если письменные разъяснения базируются на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком. Поэтому в запросе необходимо указывать максимально полные сведения, которые могут повлиять на порядок исчисления и уплаты налогов.

Другим не менее важным моментом является вопрос о том, чья подпись должна быть на письме Минфина России или налоговой службы. Документ, подписанный неуполномоченным лицом, не может служить основанием для освобождения организации от налоговой ответственности.

Должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются министр финансов, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России и его заместители. Почему именно эти должностные лица имеют право давать официальные разъяснения финансового ведомства, объясняется в письме Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116.

Если организация обратилась в налоговую инспекцию, региональное управление или Федеральную налоговую службу, то письменный ответ, направленный в адрес данного налогоплательщика, должен быть подписан руководителем (его заместителями) налогового органа.

С 1 января 2007 года не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Такая норма появилась в пункте 8 статьи 75 НК РФ.

Однако, так же как и в случае со штрафами, данное положение не применяется, когда указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.

Обратите внимание: пункт 8 статьи 75 НК РФ применяется в отношении письменных разъяснений, данных после 31 декабря 2006 года. Это установлено в пункте 7 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ.

Можно ли не следовать разъяснениям

Получив ответ на свой запрос, организации не всегда соглашаются с позицией финансовых или налоговых органов. Имеет ли право налогоплательщик не применять такие разъяснения? Давайте попытаемся разобраться, являются ли такие разъяснения нормативными правовыми актами.

В российском законодательстве отсутствует определение данного понятия. Однако найти его можно, например, в пункте 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.01.2003 № 2. Так, «нормативным правовым актом является изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».

Похожее определение содержится в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 14.11.2006 № 11253/06 и постановлении Государственной Думы РФ от 11.11.96 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации». Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Из приведенных определений можно сделать вывод, что нормативный правовой акт обязателен для применения неопределенным кругом лиц.

Налоговая служба и территориальные налоговые инспекции не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Это зафиксировано в пункте 2 статьи 4 НК РФ. Не соответствуют признакам нормативного правового акта и письма Минфина России, направленные конкретному налогоплательщику. Как уже отмечалось, такие разъяснения основаны на конкретных обстоятельствах деятельности организации и поэтому не могут применяться всеми налогоплательщиками.

Письма, адресованные неопределенному кругу лиц, не носят персонифицированного характера. Однако обязательность применения таких разъяснений все равно вызывает сомнения. Дело в том, что Конституционный суд в Определении от 05.11.2002 № 319-О указал, что акты, издаваемые, в частности, Минфином России, не должны ограничивать права и возлагать на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом. Несмотря на то что Конституционный суд рассматривал ранее действовавшие нормы статьи 4 НК РФ, его выводы по сути применимы и к новой редакции этой статьи. Дело в том, что изменения затронули только перераспределение функций между органами исполнительной власти.

Таким образом, ориентироваться прежде всего нужно на нормы законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают права и обязанности для участников налоговых правоотношений. В свою очередь письма Минфина России таких обязывающих предписаний не содержат и носят рекомендательный характер. Обязанность руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России возложена только на налоговые органы (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Не стоит забывать, что нормативные правовые акты не могут быть изданы в виде писем и телеграмм. Это установлено в пункте 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009. А значит, письма финансовых и налоговых органов не являются нормативными правовыми актами и считать их обязательными для исполнения налогоплательщиками нельзя.

1: О том, какие лица имеют право представлять интересы организации или гражданина, читайте в статье «Представительство во взаимоотношениях с налоговыми органами» // РНК, 2006, № 24. — Примеч. ред.

2: До внесения поправок в статью 111 НК РФ такой же подход был заявлен в пункте 35 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». — Примеч. ред.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое