Руководства, Инструкции, Бланки

керогаз шмель инструкция img-1

керогаз шмель инструкция

Рейтинг: 4.4/5.0 (1865 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Примус - Шмель-2 - Устройство примуса

Примус "Шмель-2". Устройство примуса 1. Общие указания

1.1. Бензин заливайте только в остывший примус через отверстие для завинчивания насоса в бачке 1.
1.2. Перед пользованием проверьте отсутствие течи бензина перевертыванием примуса горелкой вниз.
1.3. Прогрев горелки 4 производите пламенем горючего, помещенного (налитого) в углубление детали 7.
1.4. Для зажигания примуса и усиления пламени ключ управления поворачивайте против часовой стрелки, для убавления пламени и гашения - по часовой стрелке.
1.5. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки.
1.6. Предохранительный клапан 3 срабатывает автоматически; разборка клапана не рекомендуется.
Этот раздел мы оставим без комментариев, т.к. они будут рассмотрены ниже.

2. Технические данные

2.1. Примус предназначается для приготовления пищи и кипячения воды в походных условиях. Также им можно обогревать палатки (при малой и средней интенсивности горения во избежание перегрева). В былые времена использовался в спелеоэкспедициях для разогрева походного паяльника при приведении в порядок разлохмаченных тросиков на самохватах.
2.2. Примус работает на автомобильных бензинах по ГОСТ 2084-77 (А-72; А-76; АИ-93; АИ-98). Если Вы заинтересованы в продолжительной эксплуатации примуса, то используйте более качественное и, главное, более чистое топливо. Длительное время остаётся практически как новый примус, работающий на этиловом спирте (для некоторых это звучит кощунственно, но зато топливо можно использовать и для других целей, для растирания, например). Также работают примуса и на авиационном керосине и ином топливе, что заметно снижает срок их эксплуатации. Одно время у нас примуса были дешевы, а бензин дороговат, мы же очень часто ходили в экспедиции и на тренировки в места, где дрова закончились ещё в XIV веке. У нас появился источник халявного авиационного керосина. Правда, для его разжигания требовалось несколько больше усилий, зато бесплатно. Примусов мы поубивали тогда кучу. Но экономически это было эффективно.
2.3. Одна заправка (0,75 л) обеспечивает непрерывное горение в течение 3,5 - 5 часов. Интенсивного горения хватает, как правило, на 3 часа, а вот при слабом пламени примус может спокойно работать 7-8 часов и больше.
2.4. Двухлитровый чайник закипает в течение 10 минут при температуре наружного воздуха не ниже 16° С. Двуногий же "чайник" (с руками не оттуда и с мозгами не там, где надо) закипает сразу при необходимости разжигать примус и кипит продолжительное время. Ну а если о закипании воды, то всё зависит от массы факторов - изначальная температура воды, температура воздуха, ветер, укрытие примуса, конструкция посуды, интенсивность горения, качество топлива.
2.5. Масса незаправленного примуса без футляра - 1 кг.
2.6. Надежная работа примуса обеспечивается в диапазоне температур от -30°С до +40°С. Доводилось работать и при более высоких температурах. Проблем не возникает, если соблюдать данную дополненную инструкцию.
2.7. Примус сохраняет устойчивость при устанавливаемой на него емкости диаметром не более 240 мм. Это больше зависит не от диаметра посуды, а от выбранного места установки примуса и постановки на него той самой посуды.

3. Комплект поставки

В комплект одного примуса входят:

Ключ управления со съемной рукояткой *


Примечание. Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы. Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.
Сегодня комплект поставки зависит от того, сколько Вы платите. Причём цены последние 3-4 года выросли во столько же раз. Поэтому комплектность поставки Вашего примуса зависит лишь от Вашего желания раскошелиться.

4. Требования по технике безопасности

Запрещается:
- заливать бензин в горящий или неостывший примус;
- заливать бензин выше нижней кромки отверстия для насоса;
- применять бензин в смеси со смазочными маслами или бензин, неоговоренный в пункте 2.2;
- пользоваться примусом детям;
- использовать примус при обнаружении течи бензина.
Не рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их токсичности.
О технике безопасности при эксплуатации примуса мы будем говорить подробнее в разделе эксплуатация. На самом деле таких правил очень много - целый кодекс.
Не могу промолчать относительно запрещения пользования примусом детям. Интересное правило. Но несправедливое. Лучше бы оно звучало так "Запрещается пользоваться примусом безголовым и безруким раздолбаям". Я встречал массу очень молодых людей, которые прекрасно справлялись с примусом. Но ещё больше я знаю взрослых, которым в комплект к примусу надо прилагать значок "Заслуженный пиротехник ". На заре моего развития в туризме, когда я только начинал заниматься с детьми, при этом сам познавая азы всего этого, произошёл интересный случай. Мы впервые набрали в клуб семиклашек. Причём занятия я проводил с ними даже не на базе клуба, а в школе, где работал учителем географии. После естественного отбора, планировалось ввести выживших в клуб. Через месяц-полтора одна девчонка говорит "У меня есть братишка, пятиклассник, он тоже очень хочет заниматься. Он всё знает. Я ему после наших занятий всё рассказывала, всему учила. Заодно и сама повторяла". Ну ладно узлы. А как же надевание обвязки, эксплуатация и мелкий ремонт примуса. Ну не может человек, не видя этого ни разу, научиться. Так думалось мне. "Ладно, - говорю. - Если завяжет правильно все узлы, оденет обвязку и без запинок справится с примусом, запишем его". Завязал, надел, справился. Пришлось записывать. Так у нас появился Малява. (Из "Армии Трясогузки" - Не зови меня Малявкой, а зови меня Малявой). Так что хочется процитировать Э. Асадова:
В любых делах, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме всё-таки один:
Желанье - это множество возможностей,
А нежеланье - множество причин.

5. Устройство примуса

5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4.
Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Она же является чашечкой, куда наливается или накладывается горючее при разжигании примуса. Ветрозащитный кожух 5 надевается на угольники, приваренные к бачку 1; стойки (ножки) 6 вставляются в пазы ветрозащитного кожуха 5.

1 - бачок; 2 - насос; 3 - клапан предохранительный; 4-горелка; 5-ветрозащитный кожух; 6-стойка (ножка); 7 - прокладка уплотнительная (чашечка).

5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9.
В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9.
Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. На конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10.
На хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15.
Конус (либо конус с шариком) 18 в нижнем положении перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления.
В нижней части корпуса вложена сетка 19, служащая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.

Рис. 2. Горелка (далее по тексту чаще - головка).

8 -корпус; 9 -ниппель; 10 -игла; 11 - отражатель; 12 -колпачок; 13 -гайка; 14 -кольцо; 15 -гайка; 16 -шпиндель; 17 -уплотнитель асбографитовый; 18 -конус; 19 -сетка.

5.3. Насос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим из развальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо поршня 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад, т.к. при этом пупырышки не дают кольцу плотно прилечь к шайбе, и воздух легко проходит внутрь цилиндра.
Головка штока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90°
На конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень обратного клапана 27 и резиновая прокладка 28.
Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое уплотнительное кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.

20 -цилиндр; 21 -шток; 22 -резиновое уплотнительное кольцо насоса; 23 -гайка; 24 -гайка-барашек; 25 -пружина; 26 - наконечник; 27 -поршень обратного клапана; 28 -резиновая прокладка обратного клапана; 29 -резиновое кольцо поршня с пупырышками; 30 -шайба.

5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия в отражателе 11, воспламеняется.
5.5. Предохранительный клапан (рис. 4) состоит из пружины 31, поршня предохранительного клапана 33, в который устанавливается резиновая прокладка 34, обеспечивающие герметичное уплотнение бачка. Клапан закрыт пробкой 32.
При избыточном давлении в бачке 1 срабатывает пружина 31, открывая отверстие для сброса давления.

Рис. 4. Предохранительный клапан:

31 - пружина; 32 - пробка; 33 - поршень; 34 - резиновая прокладка

В этом разделе дополнить особо нечего. Единственное - это я более полно и правильно назвал некоторые детали. Что пригодится в дальнейшем, при рассмотрении правил эксплуатации и ремонта.
Также хотелось бы отойти от распространённого в рунете и заводской инструкции варианта обзывания "упаковки" примуса. Там его называют - футляр. На самом деле этот футляр сделан из алюминия и представляет собой прекрасный котелок на 2 литра и подкотельник (крышка футляра), который можно использовать как крышку, чашку и в др. целях, о чём подробнее в разделе "Эксплуатация" .

Будем рады, если вы пополните наши познания своими советами и опытом. Пишите на Форум. лучшие советы обязательно разместим на этих страницах с пометкой об авторстве.

Другие статьи

Примус Шмель-2

7. ТУРИСТСКИЙ ПРИМУС "ШМЕЛЬ-2":

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ


Эту инструкцию отсканировал и пропустил через "распознавалку" Антон
Щербаков, за что ему еще раз СПАСИБО!
Оригинал с красочными картинками лежит:
http://tavrich.ru/pages/scher/Stove/Review/shmel/man.htm

1.1. Бензин заливайте только в остывший примус через отверстие для завинчивания насоса в бачке 1.
1.2. Перед пользованием проверьте отсутствие течи бензина перевертыванием примуса горелкой вниз.
1.3. Прогрев горелки 4 производите пламенем горючего, помещенного (налитого) в углубление детали 7.
1.4. Для зажигания примуса и усиления пламени ключ управления
поворачивайте против часовой стрелки, для убавления пламени и гашения - по часовой стрелке.
1.5. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки.
1.6. Предохранительный клапан 3 срабатывает автоматически; разборка клапана не рекомендуется.

2.1. Примус предназначается для приготовления пищи и кипячения воды в походных условиях.
2.2. Примус работает на автомобильных бензинах по ГОСТ 2084-77 (А-72; А- 76; АИ-93; АИ-98).
2.3. Одна заправка (0,75 л) обеспечивает непрерывное горение в течение 3,5 - 5 часов.
2.4. Двухлитровый чайник закипает в течение 10 минут при температуре наружного воздуха не ниже 16° С.
2.5. Масса незаправленного примуса без футляра - 1 кг.
2.6. Hадежная работа примуса обеспечивается в диапазоне температур от -30°С до +40°С.
2.7. Примус сохраняет устойчивость при устанавливаемой на него емкости диаметром не более 240 мм.

3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

В комплект одного примуса входят: 1.Примус "Шмель-2" (рис. 1). 2.Футляр.
3.Руководство по эксплуатации. 4.Воронка. 5.Коробка для ЗИП. 6.Игла (2шт.). 7.Прокладка предохранительного клапана. 8.Прокладка обратного
клапана. 9.Уплотнитель шпинделя. 10.Hиппель. 11.Кольцо поршня. 12.Кольцо
насоса. 13.Ключ для замены иглы. 14.Ключ управления со съемной рукояткой
(Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.). Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы.

4. ТРЕБОВАHИЯ ПО ТЕХHИКЕ БЕЗОПАСHОСТИ

Запрещается:
- заливать бензин в горящий или неостывший примус;
- заливать бензин выше нижней кромки отверстия для насоса;
- применять бензин в смеси со смазочными маслами или бензин,
неоговоренный в пункте 2.2;
- пользоваться примусом детям;
- использовать примус при обнаружении течи бензина.
Hе рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их токсичности.

5. УСТРОЙСТВО ПРИМУСА

5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4. Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Ветрозащитный кожух 5 надевается
- угольники, приваренные к бачку 1; стойки 6 вставляются в пазы
ветрозащитного кожуха 5.

5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9. В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9. Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. Hа конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10. Hа хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15. Конус 18 в нижнем положении
перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления. В нижней части корпуса вложена сетка 19, служащая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.

5.3. Hасос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим из
развальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад. Головка
штока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90° Hа конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень клапана 27 и прокладка 28.
Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.

5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия в
отражателе 11, воспламеняется.

(Рис. 1. Примус: 1 - бачок; 2 - насос; 3 - клапан предохранительный; 4-горелка; 5-ветрозащитный кожух; б-стойка; 7 - прокладка уплотнительная.; Рис. 2. Горелка: 8-корпус; 9-ниппель; 10-игла; 11 - отражатель; 12-колпачок; 13-гайка; 14-кольцо; 15-гайка; 16-шпиндель;
17-уплотнитель асбографитовый; 18-конус; 19-сетка. Рис. 3. Hасос: 20-цилиндр; 21-шток; 22-кольцо насоса; 23-гайка; 24-гайка-барашек; 25-пружина; 26 - наконечник; 27-поршень клапана; 28-прокладка обратного клапана; 29-кольцо поршня; 30-шайба. Рисунки и полнотекстовую хорошо
отформатированную инструкцию можно найти на
http://tavrich.ru/pages/scher/Stove/Review/shmel/man.htm )

6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

6.1. Установите примус на ровное место, отверните насос и, пользуясь воронкой, залейте в бачок бензин через отверстие для насоса, после чего плотно заверните насос. Убедившись, что отверстие горелки перекрыто (ключ управления поверните вправо до упора), проверьте герметичность перевертыванием примуса.
6.2. Hакачайте воздух насосом 2, сделав 10-15 энергичных качков.
6.3. Для сохранения устойчивости при постановке на примус емкости большого диаметра стойки 6 могут быть переставлены концами наружу.
6.4. Уберите от примуса запас бензина.

7. ПОРЯДОК РАБОТЫ

7.1. Прогрев горелки.
Для прогрева горелки налейте горючее в углубление прокладки горелки 7 (рис. 1) до краев и подожгите. Горючим для прогрева может быть спирт, денатурат, бензин и сухое горючее. При пользовании бензином пламя прогрева будет коптящим. Сухое горючее применяйте в количестве 1-2
#`. " (в зависимости от погоды) в измельченном на небольшие кусочки состоянии и смоченным в бензине. Жидкое горючее для прогрева следует наливать из небольшого сосуда (пузырька). Допускается прогрев бензином, слитым из горелки после накачивания примуса. Для слива сделайте кратковременный поворот ключа управления влево и обратно, следя, чтобы не
было перелива бензина через край углубления прокладки горелки. Прогрев бензином следует производить только на открытом воздухе. В ряде случаев может потребоваться повторный прогрев. Hапример, при недостаточном наливе горючего или на морозе.

7.2. Управление горением:

а) зажигание.
После прогрева, медленным поворотом шпинделя 16 (рис. 2) при помощи ключа управления против часовой стрелки, откройте подачу топлива и подожгите выходящую бензовоздушную смесь у отверстий отражателя 11 (рис. 2). Пламя работающей горелки должно быть бледно-синим. Если пламя вспыхнуло факелом, горелку следует погасить поворотом ключа управления по часовой стрелке и повторить прогрев (см. п. 7.1). Если при горении происходит раскаливание отражателя II (рис. 2) и слышится гудящий шум, следует погасить примус и проверить правильность установки колпачка 12 и отражателя 11 (рис. 2), которые должны быть жестко зафиксированы в раструбе горелки;

б) регулирование.
Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки;

в) чистка ниппеля.
Чистку ниппеля 9 (рис, 2) производите при повороте ключа управления на 1/2 оборота несколькими вращательными движениями ключа по часовой и против часовой стрелки. Если при чистке горелки горение прекратилось, зажигание нужно немедленно повторить;

г) гашение горелки.
Гашение горелки производите поворотом ключа управления по часовой стрелке до упора с небольшим нажимом. После остывания примуса сбросьте давление в бачке 1 (рис. 1) вывинчиванием насоса 2 (рис. 1) и уберите примус в
футляр.

8. ТЕХHИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАHИЕ

8.1. Hеобходимо содержать примус в чистоте, периодически протирая его тряпкой, смоченной бензином, с целью удаления копоти и остатков пищи, попавших на примус при ее приготовлении. Особенно внимательно следует следить за чистотой отверстия предохранительного клапана 3 (рис. 1).

8.2. Кольцо поршня 29 (рис. 3) следует периодически смазывать смазкой циатнм-221 ГОСТ 9433-80, растительным или животным жиром.

8.3. После наработки 975 часов (при ухудшении интенсивности горения или при затрудненном повороте шпинделя) необходимо полностью разобрать горелку (см. рис. 2), для чего:
8.3.1. Выверните ниппель 9 ключом управления.
8.3.2. Выверните гайку 15.
8.3.3. Шилом или другим подобным предметом разрушьте и удалите старый уплотнитель 17, выньте шпиндель 16 и конус 18 из корпуса горелки 8.
8.3.4. Очистите внутреннюю поверхность корпуса горелки 8 и наружную поверхность конуса 18 от следов нагара.
8.3.5. Соберите горелку в обратной последовательности, установив новый уплотнитель 17 из комплекта ЗИП.

9. ПРАВИЛА ХРАHЕHИЯ

9.1. Примус должен храниться чистым, сухим в футляре, со спущенным
$ "+%-(%, внутри бачка. В том же футляре хранятся коробочка с комплектом ЗИП, ключ управления и заливная воронка. При длительном хранении бензин слить.

10. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ

Примус туристский "Шмель-2" соответствует техническим условиям ТУ 92-365-
79 и признан годным к эксплуатации.

11. ГАРАHТИЙHЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

11.1. Завод гарантирует безотказную работу примуса в течение 18 месяцев
со дня продажи магазином.
11.2. Рекламации принимаются при условии выполнения потребителем указаний
настоящего руководства. Замена деталей из комплекта ЗИПа основанием для
рекламации не является.
11.3. Обмен и ремонт производится в соответствии с действующими правилами
обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, при
наличии даты продажи и штампа магазина в гарантийном талоне.
11.4 Адреса гарантийных мастерских см. в приложении. При выполнении
гарантийного ремонта талон, заполненный мастерской, высылается в адрес
изготовителя.
11.5. Почтовый адрес для писем и посылок: 195009, г. Ленинград, ПО
"Арсенал" им. М. В. Фрунзе.

10. ВОЗМОЖHЫЕ HЕИСПРАВHОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАHЕHИЯ
(Для устранения неисправностей примус погасите!)
Hеисправность Вероятная Метод устранения
причина
У гайки 15 Hарушилось Подтяните гайку 15 ключом управления до
(см. рис. 2) уплотнение 17 прекращения огня или дыма. Если
появляется шпинделя 16 неисправность осталась, замените
язычок огня уплотнитель 17
или дым
Hасос (см. Ослабла Расклепайте конец штока, удерживающего
рис. 3) плохо завальцовка шайб шайбы 30
накачивает 30 на штоке 21
воздух в бачок насоса. Шайбы
имеют
возможность
осевого
перемещения
Попадание грязи Снимите кольцо поршня, очистите от
на внутреннюю грязи поверхность поршня и цилиндра 20.
поверхность
цилиндра 20.
Hеправильно Снимите кольцо поршня 29 и установите
установлено его на поршне таким образом, чтобы
кольцо поршня выступы кольца были направлены в
29. сторону обратного клапана.
Износился Замените кольцо поршня 29
наружный диаметр
кольца поршня 29
или выступы
Из-под гайки- Гайка-барашек 24 Погасите огонь около гайки-барашка 24 и
барашка 24 недостаточно затяните ее. Если неисправность
(см. рис. 3) затянута. осталась, замените кольцо 22
просачиваются Износилось
пары бензина кольцо насоса 22
или бензин,
которые могут
загореться
Hакачивание и Завис поршень 27 Через отверстие обратного клапана
горение обратного сместите поршень клапана 27 с помощью
ухудшаются. В клапана или шила. Если неисправность осталась,
насос попадает износилась замените прокладку 28
бензин прокладка 28
обратного
клапана
Примус горит Износился Снимите напряжение в резьбе легкими
коптящим ниппель 9 (рис. ударами по ниппелю и выверните его с
пламенем 2) помощью ключа управления. Заверните
новый ниппель из комплекта ЗИП
Hиппель 9 не Сломалась игла Снимите напряжение в резьбе легкими
прочищается 10 ударами по ниппелю 9. Выверните его с
помощью ключа управления. Вращая
шпиндель 16, поднимите конус 18 в
крайнее верхнее положение. Ключом для
замены иглы из комплекта ЗИП отверните
гайку 13, удалите, остатки сломанной
иглы 10. Hаполните внутреннюю полость
гайки любой густой смазкой для
предотвращения выпадания иглы: вставьте
и отверстие гайки новую иглу со стороны
резьбы. Заверните на место гайку 13 и
ниппель 9. Уберите ключ для замены иглы
и коробочку с ЗИП. Во избежание потери
запасных игл, имеющих малые габариты,
работу по замене выполняйте с особой
осторожностью - над листом белой бумаги
Бензин или Ослабло Погасите огонь. Подтяните горелку
пары резьбовое ключом с зевом 19 мм. Следует обращать
просачиваются соединение внимание, чтобы конец шпинделя 16
из-под горелки горелки 4. находился против выреза ветрозащитного
4 и могут Hарушение кожуха. При несовпадении необходимо
загореться герметичности поставить дополнительные шайбы,
(см. рис. 1) вырезанные из алюминиевой фольги

Примус шмель: как разжечь примус шмель 2, сделанный в СССР

Полет шмеля: как я разжигал примус Шмель

Разбирая «запасы» в дачном сарае, я случайно обнаружил ветерана походов и зимних рыбалок примус Шмель 2. Вид он имел вполне лихой, хоть и слегка поживший и не ухоженный. И не мудрено – возраст то не юный, как гласит надпись, сделан он был еще в 1984 г. Стоила эта чудо-вещь 15 рублей, что по тем временам было немалой суммой (например, в эту же сумму обходилось одно место в плацкарте Мурманск — Ленинград).

Примус Шмель – бензиновая горелка насосного типа, вернее целый их клан под номерами от 1 до 4. Подробно об этих моделях и их особенностях можно прочитать тут .

Сегодня их уже не выпускают, хотя с рук можно купить б/у в хорошем состоянии. К тому же есть современные «вариации на тему», которые многое взяли от туристического примуса Шмель, в частности киргизский «Дастан» — практически полная копия моего испытуемого.

Итак, я открыл бачок «ветерана», выкрутив насос, и залил бензин «Калоша». Так как ключ для регулировки подачи топлива сгинул в пучине времени, вместо него я приготовил пассатижи.

Так как эксперимент был спонтанным, то вместо сухого спирта в разогревочную чашечку я налил бензин. Перед этим я сделал примерно 20 качков насосом.

Перед тем как поднести спичку, я все же решил вынести мой примус Шмель 2 во двор. Все-таки и он был совсем не новым и я в последний раз пользовался таким агрегатом лет 20 назад, а сейчас предпочитаю горелки Коvea.

Меры предосторожности были уместными. Примус вспыхнул факелом, даже там, где пламени не должно было быть. Затушив его водой, я начал разбираться в проблеме.

Оказалось, что учинил вовсе не примус бензиновый шмель, а я сам забыл об одном важном нюансе – прежде чем подносить спичку нужно убедиться, что ручка насоса встала в паз.

Второй запуск примуса Шмель оказался удачным, несколько минут погорев факелом, он загорелся голубой розочкой и загудел, напоминая мне времена моего детства и юности. Все-таки зря мы называли его смерть туриста, потому что во многих проблемах с бензиновым примусом Шмель были виноваты мы сами – не чистили так часто, как было надо.

Ведь в уходе нуждаются даже современные бензиновые горелки. Если использовалось не очень качественное топливо, то их приходится чистить после каждого приготовления пищи.

Итак, вывод – ветеран еще готов к бою, а если над ним «пошаманить», то будет и выглядеть вполне пристойно, почти как новый.

Бензиновые и керосиновые примусы и горелки

Бензиновые и керосиновые примусы

Если вам когда-нибудь приходилось после утомительного дневного перехода и обустройства временного лагеря, заготавливать дрова для костра, оценить достоинства походной плиты не составит труда. Современная промышленность выпускает большое количество удобных нагревательных приборов идеально приспособленных для быстрого приготовления пищи. На нашем сайте любители активного отдыха на природе могут найти компактное оборудование, способное работать на бензине или керосине. У нас есть
• бензиновые горелки;
• примусы (бензин/керосин);
• походные плиты на одну или две конфорки.

Горелки бензиновые и газовые (мультитопливные)

Наиболее распространенный (наряду с примусами) вид туристического оборудования для приготовления пищи. Компактные размеры при относительно высокой мощности и достаточно экономичном расходе топлива весьма привлекают туристов, предпочитающих путешествовать пешком. Наиболее распространенный вариант горелки – когда топливный баллон находится отдельно и питание осуществляется при помощи специального шланга. В этом случае (при наличие переходников) появляется возможность комбинировать виды топлива. Бывают конструкции, в которых горелка крепится непосредственно на питающем ее баллоне. Оба эти варианта имеют как достоинства, так и недостатки.

Примусы, работающие на керосине и бензине

Примус – изделие с давних пор любимое и оцененное по достоинству рыбаками, туристами и автопутешественниками. По своей сути это мини конфорка, размещенная на небольшом топливном резервуаре (600-800 грамм). Примус состоит из необходимого минимума деталей и весьма прост в эксплуатации, что не снижает его эффективности. Современные модели могут без особого ущерба (не считая дополнительной чистки) работать на бензинах марки А-92, А-95 либо керосине разной степени очистки. А при наличии специального газового комплекта – на сжиженном газе. Такая неприхотливость значительно расширяет их функциональные возможности, так как вопрос топлива можно успешно решить практически на всем протяжении туристического маршрута.

Бензиновые плиты

Если названия "горелка" и "примус" вызывают ассоциации мобильности и миниатюрности, то при слове "плита", возникает ощущение основательности. На самом деле это верно лишь отчасти. Да, брать с собой в поход бензиновую плиту имеет смысл только в том случае, когда планируется продолжительный выход (с обустройством долговременного лагеря) или если число участников (читай "едоков") значительно.

Прекрасным примером подобного оборудования может послужить изделия фирмы Coleman, например, бензиновая двухконфорочная плита 424А700. Выполненная в виде чемоданчика достаточно удобного при транспортировке, она отлично подойдет для организации походной кухни для большого туристического лагеря. Однако существуют плиты, имеющие значительно меньшие размеры и вполне подходящие пешим туристическим группам. Таким образом можно смело утверждать, что если у вас нет особого ограничения по грузоподъемности (основной вес составит запас топлива), и продолжительность путешествия составляет более трех дней – лучшего выбора чем бензиновая плита трудно представить.

В пользу выбора для выхода на природу оборудования, работающего на бензине (керосине), способного одновременно служить как обогреватель и походная плита, можно привести массу аргументов. Например:
• возможность путешествовать в местах, где отсутствует (полностью или частично) традиционное топливо;
• минимальное время подготовки к работе;
• экономия времени и сил (нет необходимости регулярно пополнять топливные запасы).

Примус - Шмель-2

ТУРИСТСКИЙ ПРИМУС “ШМЕЛЬ-2”

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Бензин заливайте только в остывший примус через отверстие для завинчивания насоса в бачке 1.
1.2. Перед пользованием проверьте отсутствие течи бензина перевертыванием примуса горелкой вниз.
1.3. Прогрев горелки 4 производите пламенем горючего, помещенного (налитого) в углубление детали 7.
1.4. Для зажигания примуса и усиления пламени ключ управления поворачивайте против часовой стрелки, для убавления пламени и гашения - по часовой стрелке.
1.5. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки.
1.6. Предохранительный клапан 3 срабатывает автоматически; разборка клапана не рекомендуется.

2.1. Примус предназначается для приготовления пищи и кипячения воды в походных условиях.
2.2. Примус работает на автомобильных бензинах по ГОСТ 2084-77 (А-72; А-76; АИ-93; АИ-98).
2.3. Одна заправка (0,75 л) обеспечивает непрерывное горение в течегие 3,5 - 5 часов.
2.4. Двухлитровый чайник закипает в течение 10 минут при температуре наружного воздуха не ниже 16° С.
2.5. Масса незаправленного примуса без футляра — 1 кг.
2.6. Надежная работа примуса обеспечивается в диапазоне температур от —30°С до +40°С.
2.7. Примус сохраняет устойчивость при устанавливаемой на него емкости диаметром не более 240 мм.

3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

В комплект одного примуса входят:

Примечание. Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы. Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

— заливать бензин в горящий или неостывший примус;
— заливать бензин выше нижней кромки отверстия для насоса;
— применять бензин в смеси со смазочными маслами или бензин, неоговоренный в пункте 2.2;
— пользоваться примусом детям;
— использовать примус при обнаружении течи бензина.
Не рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их токсичности.

5. УСТРОЙСТВО ПРИМУСА

5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4.
Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Ветрозащитный кожух 5 надевается на угольники, приваренные к бачку 1; стойки б вставляются в пазы ветрозащитного кожуха 5.

5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9.
В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9.
Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. На конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10.
На хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15.
Конус 18 в нижнем положении перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления.
В нижней части корпуса вложена сетка 19, служа щая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.

5.3. Насос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим из развальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад.
Головка штока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90°
На конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень клапана 27 и прокладка 28.
Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.

5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия в отражателе 11, воспламеняется.

Рис. 1. Примус:
1 — бачок; 2 — насос; 3 — клапан предохранительный; 4—горелка; 5—ветрозащитный кожух; б—стойка; 7 — прокладка уплотнительная.

Рис. 2. Горелка:
8—корпус; 9—ниппель; 10—игла; 11 — отражатель; 12—колпачок; 13—гайка; 14—кольцо; 15—гайка; 16—шпиндель; 17—уплотнитель асбографитовый; 18—конус; 19—сетка.

Рис. 3. Насос:
20—цилиндр; 21—шток; 22—кольцо насоса; 23—гайка; 24—гайка-барашек; 25—пружина; 26 — наконечник; 27—поршень клапана; 28—прокладка обратного клапана; 29—кольцо поршня; 30—шайба.

6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

6.1. Установите примус на ровное место, -отверните насос и, пользуясь воронкой, залейте в бачок бензин через отверстие для насоса, после чего плотно заверните насос. Убедившись, что отверстие горелки перекрыто (ключ управления поверните вправо до упора), проверьте герметичность перевертыванием примуса.
6.2. Накачайте воздух насосом 2, сделав 10—15 энергичных качков.
6.3. Для сохранения устойчивости при постановке на примус емкости большого диаметра стойки 6 могут быть переставлены концами наружу.
6.4. Уберите от примуса запас бензина.

7. ПОРЯДОК РАБОТЫ

7.1. Прогрев горелки.

Для прогрева горелки налейте горючее в углубление прокладки горелки 7 (рис. 1) до краев и подожгите. Горючим для прогрева может быть спирт, денатурат, бензин и сухое горючее.
При пользовании бензином пламя прогрева будет коптящим.
Сухое горючее применяйте в количестве 1—2 граммов (в зависимости от погоды) в измельченном на небольшие кусочки состоянии и смоченным в бензине. Жидкое горючее для прогрева следует наливать из небольшого сосуда (пузырька).
Допускается прогрев бензином, слитым из горелки после накачивания примуса. Для слива сделайте кратковременный поворот ключа управления влево и обратно, следя, чтобы не было перелива бензина через край углубления прокладки горелки.
Прогрев бензином следует производить только на открытом воздухе.
В ряде случаев может потребоваться повторный прогрев. Например, при недостаточном наливе горючего и на морозе.

7.2. Управление горением:

После прогрева, медленным поворотом шпинделя 16 (рис. 2) при помощи ключа управления против часовой стрелки, откройте подачу топлива и подожгите выходящую бензовоэдушную смесь у отверстий отражателя 11 (рис. 2). Пламя работающей горелки должно быть бледно-синим.
Если пламя вспыхнуло факелом, горелку следует погасить поворотом ключа управления по часовой стрелке и повторить прогрев (см. п. 7.1).
Если при горении происходит раскаливание отражателя II (рис. 2) и слышится гудящий шум, следует погасить примус и проверить правильность установки колпачка 12 и отражателя 11 (рис. 2), которые должны быть жестко зафиксированы в раструбе горелки;

Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки;

в) чистка ниппеля.

Чистку ниппеля 9 (рис, 2) производите при повороте ключа управления на 1/2 оборота несколькими вращательными движениями ключа по часовой и против часовой стрелки.
Если при чистке горелки горение прекратилось, зажигание нужно немедленно повторить;

г) гашение горелки.

Гашение горелки производите поворотом ключа управления по часовой стрелке до упора с небольшим нажимом.
После остывания примуса сбросьте давление в бачке 1 (рис. 1) вывинчиванием насоса 2 (рис. 1) и уберите примус 1 футляр,

8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

8.1. Необходимо содержать примус в чистоте, периодически протирая его тряпкой, смоченной бензином, с целью удаления копоти и остатков пищи, попавших на примус при ее приготовлении.
Особенно внимательно следует следить за чистотой отверстия предохранительного клапана 3 (рис. 1).
8.2. Кольцо поршня 29 (рис. 3) следует периодически смазывать смазкой циатнм-221 ГОСТ 9433-80, растительным или животным жиром.
8.3. После наработки 975 часов (при ухудшении интенсивности горения или при затрудненном повороте шпинделя) необходимо полностью разобрать горелку (см. рис. 2), для чего:
8.3.1. Выверните ниппель 9 ключом управления.
8.3.2. Выверните гайку 15.
8.3.3. Шилом или другим подобным предметом разрушьте и удалите старый уплотнитель 17, выньте шпиндель 16 и конус 18 из корпуса горелки 8.
8.3.4. Очистите внутреннюю поверхность корпуса горелки 8 и наружную поверхность конуса 18 от следов нагара.
8.3.5. Соберите горелку в обратной последовательности, усгаиовив новый уплотнитель 17 из комплекта ЗИП.

9. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ

9.1. Примус должен храниться чистым, сухим в футляре, со спущенным давлением внутри бачка.
В том же футляре хранятся коробочка с комплектом ЗИП, ключ управления и заливная воронка.
При длительном хранении бензин слить.

10. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ

Примус туристский "Шмель-2" соответствует техническим условиям ТУ 92-365-79 и признан годным к эксплуатации.

11. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

11.1. Завод гарантирует безотказную работу примуса в течение 18 месяцев со дня продажи магазином.
11.2. Рекламации принимаются при условии выполнения потребителем указаний настоящего руководства. Замена деталей из комплекта ЗИПа основанием для рекламации не является.
11.3. Обмен и ремонт производится в соответствии с действующими правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, при наличии даты продажи и штампа магазина в гарантийном талоне.
11.4 Адреса гарантийных мастерских см. в приложении.
При выполнении гарантийного ремонта талон, заполненный мастерской, высылается в адрес изготовителя.
11.5. Почтовый адрес для писем и посылок: 195009, г. Ленинград, ПО “Арсенал” им. М. В. Фрунзе.
11.6. Цена примуса

10. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

(Для устранения неисправностей примус погасите)

Внешнее проявление и дополнительные признаки неисправностей