Категория: Бланки/Образцы
Русский язык очень многогранен и сложен для изучения. В нем много нюансов и особенностей, одним из которых является разбор слов. Перед тем как разобрать слово, необходимо знать, что такое лексика. Отметим сразу же, что в школьной программе лексический разбор слов предусмотрен только на уровне факультативной, но не обязательной программы. Как известно, проводить факультативные занятия не слишком стремятся педагоги региональных школ, поэтому нынешние школьники, скорее всего, не будут знать правильность разбора слов в соответствии с лексикой.
Понятие лексикиПод лексикой понимают все слова конкретного языка, например, русского или французского. Достоверно невозможно сосчитать, какое количество слов объединяет лексика каждого языка. Это явление можно объяснить логически, ведь постоянно словарный запас конкретного языка пополняется новыми словами, впрочем, как из него и уходят некоторые слова. Если приблизительно в современном русском языке насчитывается немногим более 130 тысяч слов, то для ежедневного использования человеку необходимо не более 1,5 тысяч слов. Причем это вовсе не значит, что у грамотного человека словарный запас равен всего 1500 слов, ведь многие слова, которые нам известны, мы употребляем крайне редко.
Лексикология – наука, изучающая лексику, подразделяет все слова русского языка на активный и пассивный словарь. Наиболее употребляемые слова являются составляющими активного словаря. Естественно, пассивный словарь составлен из слов, которые наименее употребляются современным человеком, то есть, из устаревших слов (архаизмов), терминов и неологизмов (слова, появившиеся в языке совсем недавно).
Согласно лексикологии, в языке существует пять стилей речи – художественный, деловой и публицистический, разговорный и научный. В соответствии с лексикологией, вся речь подразделяется на три типа – описание, повествование и рассуждение. Теперь давайте приступим к тому, как разорать слово.
Разбор слова как части речиЧто необходимо сделать, если перед вами стоит задание: разбери слово как часть речи? Для начала определите, к какой из частей речи относится слово, то есть это существительное, прилагательное, глагол или иная часть речи. Далее следует найти неопределенную форму слова, его первоначальное звучание. Если слово относится к существительному, то его первоначальное звучание – это именительный падеж единственного числа, для глаголов – форма "инфинитив".
Рассмотрим разбор имени существительного на примере слова "зайцам". Его неизмененное звучание – "заяц". Определяем падеж, род и число "зайцам" - дательный падеж, это слово мужского рода во множественном числе. Данное существительное является нарицательным, поскольку "зайцам" - это не название чего-либо. Существительное еще может быть собственным, но только не в нашем случае.
Рассмотрим имя прилагательное на примере слова "пушистым". В неизмененном звучании оно выглядит, как слово "пушистый". Для определения рода, числа и падежа необходимо ориентироваться в контексте на имя существительное. Например, в словосочетании "пушистым ковром" слово "пушистым" имеет мужской род, творительный падеж и единственное число.
На примере слова "делал" попробуем разобрать глагол, как часть речи. Его первоначальное звучание – "делать". Теперь следует определить род и спряжение, лицо и вид (он может быть несовершенный или совершенный), число и время глагола, наклонение. Это третье лицо мужского рода, в единственном числе и изъявительном наклонении, в несовершенном виде и прошедшем времени, второе спряжение.
На примере слова "ему" рассмотрим разбор местоимения. В неизмененном звучании "ему" - это "он". Теперь определяем лицо и род местоимения, его падеж и число. Местоимение "ему" имеет единственное число и мужской род, дательный падеж, третье лицо.
Рассматривая союз, следует знать, что он может быть соединительным, разделительным, сочинительным или подчинительным. Некоторые союзы относятся к двум типам, например, союз "а", в зависимости от контекста, может быть как сочинительным, так и разделительным.
Лексический разбор словаОтветив на вопрос о том, как разобрать прилагательное как часть речи, существительное и другие части речи, приступим к лексическому разбору слов. Для этого необходимо провести их детальный анализ, выполняя определенный алгоритм:
На примере фразы: "Завершив свои операции, фронты останавливались на достигнутых рубежах" рассмотрим, как разобрать слово "операции".
Разбор слова по составу - один из самых популярных в школе. Разбирать слова по составу учатся все школьники на уроках русского языка. Если у вас с этим возникают проблемы, мы поможем вам. Как разобрать слово по составу? Вот по какому алгоритму лучше всего действовать:
Как разобрать слово по составу, вы теперь знаете. Для закрепления материала рассмотрим несколько примеров разбора слов по составу:
Мы рассмотрели, как разобрать слово по составу на примерах.
ЗаключениеДействуя по вышеуказанным примерам, вы без труда сможете разобрать глагол как часть речи, сможете провести лексический разбор слова и разбор слова по составу. Эти знания будут полезны не только школьникам и студентам, но и взрослым людям, которые стремятся к усовершенствованию своих навыков и знаний в области русского языка.
Морфологический разбор – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования.
Морфемныйанализ (разбор под цифрой 2) показывает, из каких минимальных значимых частей ( морфем ) состоит изучаемое слово. Дополнительно см. презентацию и трудные случаи разбора слова по составу
Примечание:В разных учебных комплексах подход к разбору слова разный. Чтобы избежать проблем, сравни изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.
Разбор слова по составу (Скачай шпаргалку с http://vk.com/topic-41801109_27131108 ) целесообразно начать с обозначения начальной формы, с определения части речи, к которой слово относится. После этого:
- выделить окончание и формообразующий суффикс (если они есть в слове),
- выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
- выделить в основе слова приставку и / или суффикс (суффиксы) через построение словообразовательной цепочки,
- выделить в слове корень.
Для справки:
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении.
Основа— это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова; словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи-л-а-сь) входит в основу.
Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания) и обычно служит для образования слов.
Словообразующие суффиксы служат для образования новых однокоренных слов: писать – писа-тель, оптика – оптич-еск-ий.
К формообразующим суффиксам относятся:
суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –О, -Е: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш, -айш. сильный – сильн-ее, дорого – дорож-е, покорно – покорн-ейш-е, высокий – высоч-айш-ий ;
суффиксы глаголов прошедшего времени в изъявительном и условном наклонении -л- и нулевой: дела- л – дела- л бы, нёс -O – нёс- O бы;
суффиксы неопределённой формы глагола – ть, -ти (в школе рассматриваются как окончание): лежа-л-а – лежа-ть, пас-л-а – пас-ти ;
Примечание: При отнесении причастий и деепричастий к самостоятельным частям речи их суффиксы рассматриваются как словообразовательные (воспевающий, воспетый, воспевая, воспев - рассматриваются при этом как разные слова, а не как форма глагола воспевать).
Суффиксы могут вызывать грамматические чередования в корне: мух-а — муш-к-а
Приставка, или префикс — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных, или родственных слов. Корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов и без окончаний.
Некоторые существительные не имеют окончания. в силу того, что не изменяются ( пальто, шоссе ).
Выделяются нулевые окончания :
1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. - сад -?, снег -?
2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. - радость -?, мышь -?;
3. род.п. мн.ч. имен существительных всех родов : чулок -? (чулк-и), семей -?, (семj-я), стран -? (стран-ы).
Нулевой словообразовательный суффиксвыделяется:
1. ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь-O -? (ср. синий - синь, синий - син-ев-а);
2. им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег-O -? (ср. бегать - бег, бегать - бег-отн-я).
Начальная форма окно - существительное, обозначающее конкретный предмет;
окончание -а (к окну — на окне — у окна) указывает на род.п. ср.р. ед.ч.;
основа окн;
корень окн- (окошечко, оконный), возможно чередование окн-, окон-, окош-
Начальная форма воздух - существительное, обозначающее вещество;
окончание -ом (в воздухе — воздуха — воздухом) указывает на тв.п. муж.р. ед.ч.;
основа воздух ;
корень воздух- (воздух, воздушный), возможно чередование воздух-,воздуш- .
Начальная форма переименование - отвлечённое отглагольное существительное;
окончание -ю ( переименование — переименования — переименованию) указывает на дат.п. ср.р. ед.ч.;
основа переименовааниj;
переименование — именование — именовать — именной — имя;
суффикс-ниj- образует существительные со значением действия;
суффикс - ова - суффикс глагола со значением осуществлять что-либо;
суффикс -ен- суффикс прилагательного со значением признака;
приставка пере- в значении "вновь", "по-иному";
корень -им-
Начальная форма сливки — собирательное существительное;
окончание -ам ( сливки — о сливках — сливкам) указывает на дат.п. мн.ч.;
сливки — сливать — слить — лить;
суффикс -к- образует существительные, обозначающие предмет - результат действия;
суффикс - в - суффикс глагола несовершенного вида;
приставка с- образует форму совершенного вида глаголов;
корень -ли- (лить — льёт — лей), возможно чередование -ли-, -лj-, -лей-.
Окончания нет у инфинитива.
Выделяется нулевоеокончание у глаголов ед.ч. м.р. прош. вр. и условного наклонения: делал -? (бы) ; у глаголов в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: смотри-?.
У большинства глаголов различаются две и более модификации основы — инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида — будущего).
Нулевой суффикс выделяется у глаголов ед.ч. м.р. прош. вр. и условного наклонения: нёс- O-? (ср. нес-л-а). берёг- O-? (бы)
Начальная форма обижать — глагол несовершенного вида;
окончание -ет - указывает на форму глагола наст. вр. 3 л.,ед.ч.;
основа: обижать - обижа . обижают - обижаj ;
обижает — обижать — обида;
суффикс - j- — суффикс глаголов настоящего вр.
суффикс -а - — суффикс глагольной основы несовершенного вида (ср. обидеть)
корень обиж -, возможно чередование -обиж-, -обид -
Начальная форма собираться — собрался — возвратный глагол совершенного вида изъявительного наклонения;
нулевое окончание указывает на форму глагола прошедшего времени, ед.ч. м.р.;
основа: собираться — собира (ть)ся ; соберутся — собер (ут)ся ; собираются — собираj (ут)ся; собрался - собра (л)ся ;
собрал — брал—брать ;
суффикс -ся — словообразовательный суффикс возвратных глаголов;
суффикс -л - — (знал - купал) формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени;
суффикс -а- — суффикс глагольной основы;
приставка со - имеет значение объединения;
корень -бр- (собирал — соберёт — собрался) возможно чередование -бир-, -бер-, -бр- .
Начальная форма переписать — перепиши — глагол совершенного вида повелительного наклонения;
окончание нулевое указывает на единственное число;
основа: перепиши_ ; переписать — переписка ;
суффикс -и- — словообразовательный суффикс повелительного наклонения;
приставка пере- в значении "вновь", "по-иному";
корень -пис- . возможно чередование -пис-, -пиш-
Начальная форма покраснеть — инфинитив (неопределённая форма глагола);
окончания нет. так как у инфинитива отсутствуют признаки числа, лица, рода. ;
основа покрасне ;
покраснеть — краснеть — красный ;
суффикс -ть — формообразующий суффикс неопределенной формы глагола;
суффикс -е- (словообразовательный) образует глаголы со значением: становиться кем-нибудь, каким-нибудь;
приставка по- ;
корень -красн- ;
Некоторые прилагательные ( беж, мини, реглан. ), а также прилагательные в сравнительной степени окончания не имеют. так как не изменяются.
Нулевое окончание выделяется у кратких прилагательных им.п. ед.ч. м.р. грустен -?; в им.п. ед.ч. м.р. у притяжательных прилагательных: сестрин -? (сестрина), рыбий -? (ры[б ' й а ]).
Формообразующие суффиксы, представленные в степенях сравнения прилагательного, не входят в основу.
Суффиксы прилагательных помогают определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных ( терпеливый, надоедливый ), -ск- суффикс относительных прилагательных ( пушкинский (стиль), морской ), -ов-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: ( отцов, Петин, бычий ).
Начальная форма высокий, высочайший — простая превосходная степень сравнения прилагательного;
окончание -его (высочайшему — высочайшим — высочайшего) указывает на м.р. ед.ч. род.п. ;
основа высоч- ;
высочайшего - высокого;
суффикс -айш- - формообразующий суффикс простой превосходной степени;
корень высоч- . возможно чередование высок-, высоч- .
Начальная форма городской — относительное прилагательное;
окончание -ая (городское — городская) указывает на ж.р. ед.ч. им.п. ;
основа городск ;
городская — город ;
суффикс -ск- — суффикс относительного прилагательного;
корень город-
Притяжательное прилагательное, начальная форма дедов ;
окончание -ым (дедовой — дедовым) указывает на м.р. ед.ч. тв.п.;
дедовым — дедов — дед ;
суффикс -ов- - суффикс притяжательного прилагательного;
корень дед-
Качественное прилагательное в краткой форме, начальная форма удобный ;
нулевое окончание (удобна — удобны — удобен_) указывает на ед.ч. м.р.им.п. краткого прилагательного (по падежам не изменяется);
удобный — удобен;
корень удобен- возможно чередование удобн -. удобен
O - нулевой суффикс
? - нулевое окончание
При суффиксальном способе словообразования суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым (выход-O-?, синь-O-?, задир-O-а, проезж-O-ий). Этот способ используется в разных частях речи.
• Существительные образуются от – существительных: стол > стол-ик. – прилагательных: синий > син-ев -а, синь-O-?, – глаголов: бежать > бег-отн -я, бег-O-?, – числительных: сто > сот-н -я, двое > двой-н -я, – наречий: сообща > сообщ-ник. почему > почему-чк -а.
• Прилагательные образуются от — прилагательных: синий > син-еньк -ий, — существительных: осень > осен-н -ий, — глаголов: читать > чита-льн -ый, — числительных: двое > двой-н -ой, — наречий: внутри > внутр-енн -ий.
• Местоимения образуются от местоимений – суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто-то, кто-либо, кто-нибудь.
• Числительное – от числительных: два > дв-адцать, пять > пят-надцать, два > дв-оj-е.
• Глаголы образуются от – глаголов: перечитать > перечит-ыва -ть, мыть > мыть-ся. – прилагательных: красный > красн-е -ть. видный > видн-е-ть -ся. – существительных: партизан > партизан-и-ть. толпа > толп-и-ть -ся. – числительных: двое > дво-и-ть (‘разделять надвое’), – междометий: ах > ах-а-ть.
• Наречия образуются от – существительных: зима > зим-ой. – прилагательных: хороший > хорош-о. – числительных: три > тр-ижды. – глаголов: лежать > леж-а. – наречий: хорошо > хорош-енько. как > как-нибудь.
• Предлоги – от глаголов: исключа-я < исключать.
Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2.
Например, увидела 2.
Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.
1. Во-первых, необходимо определить форму глагола.
Глагол имеет две формы: начальную или неопределенную форму глагола и личную. Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В начальной форме глаголы имеют суффиксы –ть,-ти, -чь.
Например: (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.
Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.
2. Затем необходимо выделить части слова. которые не входят в основу.
У глаголов такими морфемами являются:
§ Суффиксы начальной или неопределенной формы глагола –ть, -ти, -чь.
Данные суффиксы не образуют новых слов, не изменяют лексического значения слова, а лишь изменяют форму глагола, то есть образуют начальную форму. Поэтому суффиксы –ть, -ти, -чь в основу не включаются. Если глагол стоит в неопределенной форме, то эти суффиксы необходимо выделить в первую очередь.
§ Суффикс глаголов прошедшего времени –л. так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.
§ Личные окончания глаголов. Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.
Например, найдем окончание у глагола работает.
Проспрягаем данный глагол:
Следовательно, –ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.
Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.
3. Далее выделяем основу слова.
Основа слова – это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.
Суффикс глаголов –ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.
4. Следующий пункт разбора - определение корня слова.
Любое слово имеет корень. без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.
Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем.
Например, найдем корень у глагола проверить. Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный. Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение
– вер. Это и будет корень слова проверить.
При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить. не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять.
На письме корень слова выделяется дугой (над словом).
5. Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) – морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.
Наиболее употребляемые приставки:
На письме приставка выделяется перевёрнутой буквой г (над словом).
6. Вслед за приставкой необходимо выделить суффикс.
Обычно он стоит после корня и служит для образования новых слов. На письме его обозначают специальным значком в виде угла с направленной вверх вершиной (над словом).
У возвратных глаголов необходимо выделить суффиксы -сь и -ся-.
Например, в слове возвращаться –ся - это суффикс, и он входит в основу слова.
У глаголов также могут быть суффиксы:
§2. Примеры разбора глаголов по составуДавайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить.
1. Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить. Это глагол неопределенной формы.
Выделяем морфемы, не входящие в основу слова. У глагола выходить - это суффикс
–ть-. который образует начальную (неопределенную) форму слова.
3. Выделим основу слова – выходи.
Запись разбора глагола в тетради будет такой:
Давайте выполним разбор еще одного глагола - переглядываются.
1. Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются.
Глагол указывает на действие нескольких лиц и согласуется с личным местоимением они. Следовательно, данный глагол стоит в личной форме - 3 лица, множественного числа, настоящего времени.
2. Выделим части слова, которые не входят в основу.
В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься.
Личное окончание – ют.
3. Выделим основу слова – переглядыва___ся. Основа прерывистая.
4. Найдем корень слова.
Подбираем родственные слова: поглядывают, заглядываются, взгляд, глядеть. Корень слова – гляд.
5. Часть слова перед корнем – пере – будет являться приставкой.
У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола –ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.
Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы –ся.
Запись в тетради будет иметь такой вид:
§3. Краткие итоги уроковИтак, подведём итог урока.
При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:
1. Определяем форму глагола.
2. Выделяем морфемы. которые не входят в основу слова. личное окончание глагола, суффиксы –ть, -ти, -чь, -л.
3. Выделяем основу слова.
4. Подбираем родственные слова и выделяем корень слова.
5. Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).
6. Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).
1. Справочное пособие по русскому языку. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, ЗАО «Премьера»,1999.
2. Поурочные разработки по русскому языку. О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова,Экзамен, М.:2008.
3. Русский язык в рисунках. В.Н. Бурмако, Просвещение.М. 1991.
4. Учим русский с увлечением. О.Е. Жирейко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина, «5 за знания», М.:2005.
5. Русский язык 4 класс. С.В. Иванов, М. Вентана-Граф, 2005.
Для визуального оформления использовались источники:
Чтобы разобрать по составу слово образцам. выясним вначале, что это неодушевленное существительное, которое обладает предметностью и отвечает на вопрос: чему?
Мы подошли к образцам поближе.
Начальной формой является существительное мужского рода "образец", которое изменяется по падежам:
модель чего? образц-а, любуюсь чем? образц-ом.
Сравнивая его формы, выделим окончание -ам, которое не включаем в основу - образц-.
Оставшуюся морфему образц- назовем корнем, что докажут подобранные родственные слова:
образцовый, образчик (чередование согласных ц//ч).
Замечу, что в современной морфемике русского языка этимологический суффикс -ец- не выделяется в качестве самостоятельной морфемы. Слова "образ" и "образец" разошлись в лексическом значении.
Подытожим разбор по составу рассматриваемого существительного записью:
Существительное Образцам стоит в дательном падеже множественного числа и в его составе смело выделяем окончание -АМ: Образцы-Образцов-Образцам-Образцами. Для нахождения корня существительного посмотрим родственные слова: Образцы-Образцовый-Образцово-Образ. Корнем будет морфема ОБРАЗ-. Почему, корень именно такой? Но ведь образец - это маленький образ, человек созданный по образу бога, то же по сути образец. Образ мысли, образ чего-либо - проба, образец. Теперь нам осталось только выделить суффикс этого слова -Ц-, который во множественном числе потерял гласную Е, как в слове Образец.
Получаем: ОБРАЗ-Ц-АМ (корень-суффикс-окончание), основа слова ОБРАЗЦ-.
в избранное ссылка отблагодарить
Автор: Наумова Ирина © 13 декабря 2013, 21:29
КомментарииЧтобы оставить на сайте свой комментарий, вам необходимо авторизоваться через один из сервисов:
2010 - 2016 © Goldrussian.ru
корень - ОБРАЗ ; суффикс - Ц ; окончание - АМ ;
Основа слова: ОБРАЗЦ
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный
В других словарях:
.
Разбор слова по составу - достаточно трудный и вместе с тем очень важный вид работы на уроках русского языка. С помощью этой практической тетрадки дети набьют руку в данном виде разбора и приобретут все необходимые для этого навыки и умения.
На все задания приведены ответы. Чтобы у детей не было соблазна раньше времени подсмотреть их, аккуратно изымите эти страницы из середины тетрадки, чтобы позже проверить, правильно ли всё выполнено.
Автор книги: О.Д.Ушакова