Руководства, Инструкции, Бланки

бланк аргументов по русскому языку егэ img-1

бланк аргументов по русскому языку егэ

Рейтинг: 4.5/5.0 (1868 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Аргументы по темам для сочинений ЕГЭ по русскому языку

А знаете ли Вы, что. Аргументы к сочинению для ЕГЭ по русскому языку по темам Для чего нужны аргументы?

В третьей части ЕГЭ Вам необходимо написать небольшое сочинение на основе предложенного текста. За правильно выполненное задание Вы получаете 23 балла, что представляет собой существенную часть от общего количества баллов. Именно этих баллов может не хватить Вам для поступления в желаемый ВУЗ. К заданию части "С", в отличие от заданий блока "А" и "В", можно подготовиться заранее, вооружившись всем необходимым для написания сочинения на заданную вам тему. Предыдущий опыт выполнения ЕГЭ показывает, что большую трудность при выполнении задания части "С" у школьников вызывает аргументация своей позиции на заданную проблему. От того, какие аргументы вы подберете, зависит успех в написании сочинения. Максимальное количество баллов начисляется за аргументы читательские, т.е. взятые из художественной литературы. Как правило, тексты, представленные в заданиях части "С", содержат в себе проблемы нравственного и этического характера. Зная все это, мы можем вооружиться готовыми литературными аргументами, максимально облегчив процесс написания сочинения. Имея в арсенале предложенные нами аргументы, Вам не придется на самом экзамене судорожно выуживать из памяти все прочитанные произведения, подыскивая что-либо подходящее по тематике и проблематике. Учтите, что отведенного времени на выполнение всей работы школьникам, как правило, не хватает. Таким образом, приложим максимум усилий для того, чтобы получить 23 балла за сочинение на экзамене.

Copyright © 2009 www.egerus.ru

Другие статьи

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Банк аргументов для ЕГЭ

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему:
Банк аргументов для ЕГЭ

по-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека.

1 аргумент: если в основе наших поступков лежит доброта, справедливость, стремление помочь ближнему, то мы настроены на позитив в общении. Такое мироощущение надо воспитывать. (Пример: детство, Наташа Ростова).
2 аргумент: Человек – часть природы. Если он живёт в гармонии с ней, то тонко чувствует красоту мира, умеет передать её. (Пример: бабушка, Андрей Болконский и дуб).

роли искусства в жизни человека

искусство воспитывает в нас чувство прекрасного.

1 аргумент: человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее, гуманнее. (Пример: музыка Чайковского, картины художников).
2 аргумент: произведения русской классики помогают нам понять, как прекрасен может быть человек, если его помыслы, поступки благородны, чисты. (Пример: Наташа Ростова).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы

Материал взят из пособия Г.Т.Егораевой, который предназначен уителям русского языка и учащимся 10-11 классов для подготовки к написанию творческой работы по части С ЕГЭ по русскомй языку. Здесь собран.

Самой важной и сложной частью сочинения ЕГЭ по русскому языку является аргументация собственного мнения по выделенной проблеме. Аргументы должны работать на тезис, а не противоречить ему.

Банк аргументов для части С в ЕГЭ

Банк аргументов предназначен для учащихся выпускных классов.

Банк аргументов (11 кл.) Часть С

Этот материал поможет при написании сочинения, где нужно привести два аргумента.

Банк аргументов к сборнику Л.И.Мальцевой, Н.М.Смеречинской.Подготовка к ЕГЭ 2015.

В данном банке аргументов представлены сочинения, написанные учениками 11 класса 2015 года.

Банк аргументов для сочинений ЕГЭ из художественной и публицистической литературыПроблемаПозиция автораАргументыПроблема души, внутреннего мирапо-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нрав.

Сборник аргументов к сочинению по русскому языку (ЕГЭ)

Сборник аргументов к сочинению по русскому языку (ЕГЭ)

Мы собрали самый полный сборник аргументов к сочинению C1 по русскому языку. Сборник содержит более 100 (!) проблем. а весь материал сделан в виде удобной таблицы, по которой можно легко ориентироваться с помощью оглавления. Также по данному материалу сделаны шпаргалки. ведь не так просто держать в уме такой объём информации.

Еще одно важное преимущество наших аргументов заключается в том, что возле каждого произведения указан его жанр (рассказ, повесть, роман, статья и т.д.), что прибавит вашей речи выразительности, и вы получите более высокий балл. А если вы перепутаете, к примеру, рассказ с повестью - то это уже фактическая ошибка, и одного балла можно недосчитаться.

Ниже представляем вам план собрания аргументов.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
1) Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)
2) Постижения прекрасного в природе
3) Любви к природе
4) Неразрывной связи человека и природы
5) Тесной эмоциональной связи животных с их хозяевами
6) Бережного отношения к природе
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТАНИЯ
7) Роли детства в жизни человека
8) Роли семьи в формировании личности; проблема воспитания
9) Взаимоотношения отцов и детей (конфликта поколений)
10) Материнства (роли матери в воспитании)
11) Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)
12) Материнства как подвига
13) Взаимоотношений в семье
14) Преемственности поколений
15) Роли учителя в жизни человека
16) Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания)
17) Неблагодарности детей, родительской любви
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
18) Развития и сохранения русского языка
19) Ценности языка
20) Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
21) Бессердечия, душевной черствости, эгоизма
22) Агрессивности
23) Утраты духовных ценностей, вандализма
24) Утраты связи с отчим домом
25) Разрушающего влияния денег
26) Ложного понимания счастья (духовной убогости)
27) Истинных и ложных ценностей в жизни
28) Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих
29) Подлости, бесчестия
30) Вседозволенности
31) Бюрократизма
32) Чинопочитания (человеческого ничтожества)
33) Взяточничества, казнокрадства
34) Безответственного отношения к своему делу
35) Хамства
36) Нравственного падения
37) Пьянства
38) Наркотической зависимости
39) Ущемления прав человека в современном обществе
40) Эгоизма
41) Беспринципности
42) Рабской любви (безропотного, униженного подчинения любимому человеку)
43) Любви по расчету
44) Карьеризма, лжеучености
45) Одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих)
46) Проблема «маленького человека»
47) Ограниченности человека
48) Искажения понятия «патриотизм»
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
49) Патриотизма, любви к Родине
50) Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине)
51) Неразрывной связи с родиной, родной землей
52) Верности данному слову
53) Чести
54) Душевной молодости
55) Стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни)
56) Веры в человека
57) Бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека)
58) Значимости труда
59) Выбора профессии
60) Талантливости, природной одаренности
61) Преданности своему делу
62) Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)
63) Веры в человека
64) Нравственной прочности человека
65) Духовности
66) Верности своим убеждениям
67) Самовоспитания
68) Дружбы, товарищества
69) Межнациональных отношений, интернационализма
70) Любви и милосердия
71) Мужества, героизма, нравственного долга
72) Веры в будущее, любви к жизни
73) Гуманизма, сострадания, милосердия
74) Сочувствия
75) Добра (любви) как воскрешающей силы
76) Возвышающей силы любви
77) Соотношения внутренней и внешней красоты
78) Нравственного выбора
79) Выбора жизненного пути
80) Смысла жизни, поиска счастья
81) Переоценки ценностей в тоталитарном государстве
82) Бесчеловечности и бессмысленности войны
83) Роли личности в истории
84) Революции как пути развития общества
85) Роли музыки в жизни человека
86) Роли чтения в жизни человека (становлении личности)
87) Нравственной ценности художественной литературы
88) Роли живописи в жизни человека
89) Роли искусства в жизни человека
90) Сохранения культуры, исторической памяти
91) Важности процесса познания в жизни человека
92) Взаимоотношений власти и личности, власти и художника
ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ
93) Господства зла в мире
94) Добра и зла
95) Подлинных и мнимых ценностей
96) Отношения толпы и людей, которые из нее выделяются
97) Метода достижения целей
98) Самореализации личности
99) Социальной справедливости
100) Свободы
101) Роли примера
НТР И БУДУЩЕЕ
102) Научно-технического прогресса
103) Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов)
104) Социальной ответственности ученых за их изобретения
105) Влияния телевидения (интернета) на людей
РОЛИ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Банк аргументов для сочинений ЕГЭ - Русский Язык

Банк аргументов для сочинений ЕГЭ Банк аргументов для сочинений ЕГЭ Проблема верности и предательства

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Петр Гринев и Швабрин. Некогда дружившие герои оказываются врагами из-за разных взглядов на такие понятия. как честь, верность, благородство. Швабрин в итоге предает Гринева. а из-за любви к одной и той же девушке-Маше Мироновой делает все возможное, чтобы уничтожить Гринева, с которым некогда дружил.

В.Г.Короленко «В дурном обществе» Дети из подземелья Валек и Маруся подружились с мальчиком из «высшего» сословия Васей. Ребята настолько верны друг другу, что готовы не предавать и под пытками. Вася даже совершил неблаговидный поступок: украл для больной Маруси куклу, чтобы скрасить последние дни ее жизни. Ребята проявляют верность друг другу, ведь настоящий друг никогда не предаст.

По роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Тема патриотизма.

Юного Петю Ростова по праву можно назвать настоящим патриотом. Уходит на войну совсем юным, но считает себя счастливым, ведь он рад служить Отечеству. «Сегодня самый счастливый день в моей жизни: Я могу послужить Отечеству»,- говорит он, попав на войну.

Проблема ценности человеческой жизни.

  1. Андрей Болконский после смертельного ранения под Аустерлицем, понимает, что заблуждался в выборе жизненного кумира – Наполеона. Переосмысливая свою жизнь. герой понимает, что главная ценность – это и есть сама жизнь, а не честолюбивые помыслы.
  2. Жизнь человека – главная ценность. Это понимает Андрей Болконский после тяжелого ранения, под Аустерлицем. Под небом Аустерлица, в душе происходит перелом. На мечты о славе, добытой на поле боя, Болконский смотрит как на глубокое заблуждение. Кумиром молодого поколения начала 19 века был, несомненно, Наполеон. Но перед лицом смерти А.Б. понимает, что теперь Наполеон перестал быть для него героем: « …он казался маленьким ничтожным человеком» .

Проблема крепких семейных устоев.

Семья Ростовых является образцом крепкой здоровой семьи, где царят атмосфера мира, согласия и любви. Здесь почитают и уважают старика Ростова. А Наташа Ростова доверяет все свои сокровенные мысли своей матери. В этой семье заложен крепкий нравственный стержень. Семья Ростовых воплощает истинно русский дух и черты национального характера.

Проблема войны как народного бедствия. Проблема общности чувств у разного поколения

Уже в самом названии романа-эпопеи Толстого отражены две противоположные нравственно-философские категории. Автор осуждал войну как явление, противоестественное природе человека, несущее смерть, страдания, разрушения. Писатель призывает людей к единению во имя мирной счастливой жизни. Герои романа Пьер Безухов, Андрей Болконский понимают, что война ужасна, люди рождены для мирной и счастливой жизни.

Проблема сохранения лучших качеств души. Отношение к роскоши.

Наташа Ростова вовсе не блещет красотой, как Элен Курагина, но очаровывает всех своей детской непосредственностью, добротой. Перед ее обаянием устоять просто невозможно, поэтому Андрея Болконского наконец-то посещает то божественное чувство платонической любви, искреннего чувства к Наташе.

Когда все светское общество Москвы пыталось хоть как –то спасти собственное имущество, Наташа вместе с отцом решила отдать 30 подвод для раненых. чтобы вывезти их из Москвы. На этих же подводах должны были вывезти состояние семьи Ростовых. Хотя Наташа прекрасно понимала, что, лишившись состояния, обрекала себя на полное разорение. Героиня проявила лучшие качества души.

Проблема личности в ключевых моментах истории.

Талант русского полководца Кутузова сыграл важную роль для достижения победы над врагом. Знание народа, близость к нему помогают принимать правильные решения. Отличные способности военного стратега, тактика, личный пример: он всегда находится в центре сражений, свидетельствуют о его неоспоримой роли в ключевых моментах войны 1812 года. Талант полководца проявляется в Бородинском сражении.

Тема связи поколений. Торжество жизни ,добра и правды

В эпилоге романа Толстой утверждает торжество живой жизни, добра и правды. Об этом свидетельствует сон Николеньки Болконского. Сын мечтает вырасти достойным своего отца – Андрея Болконского. Сон Николеньки свидетельствует о непрерывном течении времени: на смену отцам подрастают дети.

Тема роли народа в истории. Роли народа в войне.

Герои из народа – простые люди, носители лучших качеств. подлинные творцы истории. Именно партизанское движение ускорило приход победы. Долохов, Денисов и многие другие представители простого народа проявили бойцовский дух. героизм. Победа над Наполеоном- результат единения народа. Простые люди, носители лучших гражданских качеств, и есть подлинные творцы истории.

А.П.Платонов.

Проблема выбора жизненного пути. Смысл жизни, назначение, призвание.

Герой рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире» машинист Александр Васильевич Мальцев -лучший первоклассный механик, знает и любит свою профессию. Даже после того. как герой ослеп, он продолжает мечтать вернуться к своему любимому делу. Герой испытывает радость, когда вновь приступает к делу всей своей жизни :вождению тепловоза. Он настолько хорошо знает свое дело, что и слепым знает дорогу наизусть. В итоге происходит чудо: герой прозревает. благодаря тому. что вернулся к любимому делу.

«Песчаная учительница» (проявление лучших качеств души, энтузиазм, самоотверженность). Смысл жизни, назначение.

1.Яркий образ героя-энтузиаста – молодой учительницы- Марии Нарышкиной мы видим в рассказе А.Платонова «Песчаная учительница». Героиня живет и трудится в степном селе. Здесь очень сложно что-то вырастить вообще, но она пытается развести сад. Вместе со своими учениками она озеленяет пустыню. Такие люди, как Мария Нарышкина приходят в мир, чтобы украшать Землю и приносить людям счастье.

2. Символом «уродливой» футлярной жизни,подчиненной узкой нелепой цели становятся герои чеховской трилогии. Их быт разрушителен и мелочен. Всему виной их косность, инертность, духовная слепота. В людях замерло все живое, доброе, вечное. Рассказ «Крыжовник» Чехова. Николай Иванович много лет выполнял обязанности мелкого чиновника ради одной мечты. Он хочет приобрести имение, где бы рос крыжовник. Чехов негодует против сытых довольных людей «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где бы он мог проявить все свойства и особенности своего свободного духа». В рассказе «О любви» как ни гуманны, как ни разумны были соображения, Алехин, разрушить семейное счастье Анны Алексеевны, боявшейся взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу ее, в итоге понимает, что все было ненужно, мелко и обманно и мешало им любить друг друга. «Я понял, -признается герой, — что, когда любишь, не нужно рассуждать вовсе». Основная мысль рассказов в том, что человек должен стремиться к содержательной жизни, которая не бывает в мире с покоем и личным счастьем.

Тема самопожертвования. Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствие терпимости (толерантности)

Тема самопожертвования. Скромности. Рассказ «Юшка» А.П.Платонова. Главный герой Юшка помогает бедной девочке -сироте получить образование и найти свое призвание в жизни, получить профессию врача. Для этого Юшка жил скромно и экономил, чтобы отложить средства для успешного будущего девочки. Никто в селе об этом не знал, ведь он никому об этом не рассказывал.

Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствия терпимости (толерантности). Проблема дефицита нравственности. Милосердия и любви ко всему живому. Добро и зло

Рассказ Платонова «Юшка»

В селе все не любили Юшку за его равнодушие к нанесенным ему обидам. за отсутствие жестокости, беспомощность и терпимость. Жестокие условия сделали окружающих беспощадными, черствыми и жестокими. Ведь жестокость порождает жестокость. И тогда люди стали относиться жестоко и беспощадно к более слабым и беззащитным, чем они, к таким, как Юшка. Но Юшка никогда не отвечал жестокостью на причиненные обиды, в этом и заключались его нравственная сила и превосходство.

«На заре туманной юности» сострадание, соучастие. проявление и сохранения лучших качеств души.

В рассказе А. Платонова «На заре туманной юности» главная героиня, оставшись сиротой, не падает духом, а пытается выжить в суровом мире. Она учится в вечерней школе и работает. Юная героиня помогает растить бедного мальчика, сироту Юшку. Этот мальчик называет ее своей мамой. Несмотря на сложную трагическую судьбу, героиня сохраняет лучшие качества своей души, проявляет самопожертвование, заботу к более беззащитному и слабому. Она проявляет добро и сострадание.

Рассказ «Возвращение» Трагическая судьба народа после войны. «Раннего взросления детей военной поры.Утраченное детство. Капитан Иванов, убыв из армии по демобилизации, возвращается домой. Дома его ждут жена с детьми: сыном — Петрушкой и дочерью Настей. Узнав, что его жена однажды изменила ему, и, заметив, что дети повзрослели: сын вполне может по хозяйству выполнять мужскую работу, Иванов собирает вещи и уходит из дома. Он решает покинуть семью на поезде. Из набирающего скорость вагона, Иванов видит бегущих детей. Они, спотыкаясь и падая, бегут вдоль рельсов за поездом,чтобы догнать и вернуть своего отца. Иванов понимает, что он дома нужен и выпрыгивает из поезда навстречу Петрушке и Насте.

Проблема утраченного детства. У детей Петрушки и Насти нет даже игрушек. Самая большая радость для Настеньки книжка, которую она бережет. У ребят нет детства, они уже взрослые и это ужасно, когда ребенок не умеет радоваться, лишен развлечений и других счастливых моментов детства. Вернувшись с войны, отец не узнает своих детей. Они вполне самостоятельные и выполняют работу взрослых. Они привыкли экономить: недоедать, откладывать дрова и т.д. Самое страшное -это когда дети рано взрослеют или ,как на войне, сразу утрачивают пору детства.

Иван Алексеевич Бунин.

Рассказ «Лапти». Проблема нравственного выбора, готовности к самопожертвованию. Добро и героизм.

В рассказе Главный герой Нефёд проявляет героизм. Но автор пишет об этом как об обыкновенном событии. Нефёд пожертвовал своей жизнью ради чужого ребенка. Он не смог поступить по-другому. Его добрая душа пожелала совершить добро. Герой добыл для больного мальчика лапти и фуксин для их покраски. Вот только дойти живым не сумел, замерз по дороге. Ценой собственной жизни, Нефёд совершил бескорыстное дело. Решительность, сострадание, скромность и бескорыстная доброта вызывают уважение и восхищение. Хотя Нефёд и погиб, его самоотверженный поступок помогает спасти жизни еще нескольким людям. Заплутавшие в буранной ночи мужики, которые уже совсем было отчаялись выбраться из снежного бурана, наткнулись наГтруп Нефёда и поняли, что где-то близко жилье. Необычайная скромность. доброта героя, способность к самопожертвованию являются проявлением истинно высоких нравственных качеств человека.

Тема позднего раскаяния,наказания за неблаговидные поступки. Проблема социальных преград, эгоизма

В рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

Главный герой — высокомерный, надменный, полный социального предрассудка, старик ,военный, Николай Алексеевич когда-то в юности обманул юную крепостную девушку Надежду, соблазнив, он ее бросил. Спустя30 лет, герои встречаются. Она не перестает его любить, хотя вся ее жизнь прошла в одиночестве. Оказалось, что Николай Алексеевич был жестоко наказан: жена ему изменила и бросила, сын вырос негодяем. Недобрый безнравственный проступок может бумерангом вернуться наказанием, возмездием даже спустя годы: когда-то бросил он бедную девушку, обрекая ее на одиночество, теперь бросили его, и он тоже одинок и несчастен… Но даже сейчас герой считает свой поступок правильным, он и теперь полон социального предрассудка и не представляет в качестве своей супруги обыкновенную бедную крепостную девушку.

Ю.В.Бондарев. Роман «Горячий снег»

Проблема ответственности Учителя,командира,начальника за своих подчиненных. Роль командира

В центре романа-батарея, перед которой поставлена задача: любой ценой не пропустить врага, рвущегося в Сталинград. Этот бой, возможно, решит судьбу фронта. И потому так грозен приказ генерала Бессонова: «ни шагу назад! И выбивать танки! Стоять и о смерти забыть! Не думать о ней ни при каких обстоятельствах!» Слова командира вдохновляют солдат на новые подвиги и вселяют надежду на скорую победу.

В романе встречается и другой командир, который полон честолюбия и стремления «схватить» миг удачи и выслужиться перед вышестоящим командованием. Отдавая не совсем обдуманный приказ, этот командир-лейтенант Дроздовский обрекает своих подопечных на верную погибель. Такой командир забывает, что на войне он лишен права распоряжаться чужими судьбами. Ведь на командирах лежит великая ответственность за судьбы людей, страна доверила им их жизни. Настоящий командир должен сделать все возможное, чтобы не было напрасных потерь, потому что каждый человек — это судьба.

Личный пример исторических лиц, людей, стоящих у власти важен и велик. Вспомним, поэму А.С.Пушкина «Полтава». Два образа полководцев предстают в момент битвы: Петр1 и Карл 12. Автор точно характеризует психологическое состояние военачальников. Успех «птенцов петровых» предопределен, ведь сам Петр уверен в победе. Обратимся к портрету в поэме «Выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь, как божия гроза…» И даже конь гордится своим могущим седоком, Петром. А теперь вспомним шведского короля Карла. Он растерян, он не уверен в победе своего войска. Вот его портрет «И перед синими рядами своих воинственных дружин, несомый верными слугами. В качалке бледен, недвижим. Страдая раной, Карл явился». Таким образом, успех любого дела во многом зависит от личности полководца, командира!

Тема родины. Проблема ностальгии и одиночества. Тема памяти.Тема России

В.Набоков. роман «Машенька»

Главный герой Ганин Лев Глебович живет в эмиграции, в частном пансионе госпожи Лидии Николаевны Дорн. Русские эмигранты ведут жизнь скучную ,унылую, бесцветную. Это однообразное, почти автоматическое существование происходит прежде всего потому, что герои испытывают острое невыносимое чувство тоски по родине, ностальгии по России. Герои прячутся от тоски и одиночества. Ганин «пробуждается» к жизни лишь после того, как побывал в прошлом. Глядя на фотографию Машеньки, он как бы заново побывал на родине, пережил прежние чувства. Пережитые им чувства пробудили интерес к жизни. И Ганин теперь полон желания жить и действовать. Из тусклого и бесцветного окружающий мир превратился для него в яркий и зримый. И все это только после того, как он прикоснулся к милой России, через образ Машеньки.

Проблема бюрократии и чиновничьего произвола, коррумпированности властей

Н.С.Лесков «Старый гений». Влиятельные лица помогают «Франту» мошеннику, человеку, который обманул беззащитную старушку. Власть и закон беззащитны перед такими, как «франт» «Рады помочь, да не смеем», — говорят в полиции и пристав.

Высокопоставленные чиновники проявляют бездушие к обиженной, обманутой старушке и бездействие к виновному лицу. Дела решались только с помощью взятки: «сухая ложка рот дерет». «надо смазать», «Кто больше дал, тот и прав». Судьба бедной доверчивой старушки вызывает сострадание. Некий «сербский сражатель» взялся помочь, но опять не безвозмездно, за 500 рублей. У него был опыт изъятия долгов у высокопоставленных должников, пользующихся покровительством власти.

Тема превратности судьбы. Рассказ А.И.Куприна «Тапер»

Юрий Азгаров остался бы незаметным тапёром, музыкантом-самоучкой, его талант остался бы зарытым в землю. Но случай, превратность судьбы предопределили его будущее. Игру юноши услышал известный композитор Антон Павлович Рубенштейн, который вовремя появился в жизни мальчика. Счастливый случай, поворот судьбы многое значат в жизни человека. Теперь для юноши открыта дверь в счастливое будущее.

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

Обычный случай может повлиять на будущие планы, выбор жизненного пути. Герой рассказа Иван Васильевич отказывается от карьеры, блестящей невесты- Вареньки Б. дочери полковника… А все это из-за его личного нетерпения к проявлению двуличия в человеке. Юноша в недоумении: неужели можно иметь два лица. Статный красивый отец на балу, танцующий мазурку с дочерью и после бала: суровый и жестокий. Рука, которая нежно поддерживала дочь во время танца, бьет сегодня по лицу слабосильного солдата. Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника. В результате герой отказался и от военной карьеры и от невесты, имеющего подобного отца Любовь постепенно уходит из сердца юноши. «Вот какие бывают дела и от чегопеременяется и направляется вся жизнь человека», — говорит автор.

«Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика», — писал Н.С.Лесков. «…ужасно несносно видеть одну «дрянь» в русской душе…и пошел я искать праведных…» Праведники, люди, которые ведут правильную, праведную жизнь. Они не представимы вне России, они просто не мыслимы, без единодушия с Отечеством.

В рассказе «Однодум» герой чудак Рыжов- воплощение высокой честности и бескорыстия. Его можно назвать праведником. Служа в должности он взяток не берет, а служит верою и правдою. «… за все полагающееся царь жалует, а мзду бог брать запрещает.

Тема трагической судьбы народа после войны.

Проблема сломленных судеб, несгибаемости духа, покалеченного войной.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Главный герой – простой русский солдат- Андрей Соколов. Война сломала все надежды и мечты. После возвращения с войны Андрей узнает, что фашистская бомба уничтожила его родной дом, погибли его жена и дочери… Казалось, блеснула Андрею радость отыскался сын-Анатолий. Начались мечтания: как война кончится, как сына женит, а сам будет жить с молодыми, внучат нянчить… Но не отпускает судьба –злодейка: в день Победы убивает Анатолия немецкий снайпер. Андрей остается один, однако на жизнь не жалуется, а ,наоборот, находит силы и отдает свою любовь и нежность приемному сынишке – сиротке Ванюшке. « Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах- «смертная тоска». Андрей Соколов- несгибаемый боец, способный на чудеса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опустошили утраты и лишения, перенесенные им.

Тема русской деревни. Судьба русской деревни.

Федор Абрамов. «Поездка в прошлое»

История русской деревни. трагические события 30-х годов, раскулачивание. В эпоху раскулачивания не было победителей. Одни стали жертвами репрессий, другим эти преступления опустошили души, обрекли их на вечное раскаяние. События 30-х годов сказались на сознании и психологии людей, породили равнодушие. Эти губительные последствия культа личности проникли в души людей, в их характеры, изменили их жизненные ориентиры.

Возможно вам будет интересно

Сложности аргументации: как научиться подбирать литературные аргументы в сочинении ЕГЭ по русскому языку - Преподавание русского языка и литературы -

Сложности аргументации: как научиться подбирать литературные аргументы в сочинении ЕГЭ по русскому языку


Сочинение ЕГЭ по русскому языку оценивается по целому ряду параметров, и большое количество баллов ученику приносит критерий К4: Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (3 балла из максимально возможных 22). Естественно, собственное мнение ученика о проблеме, независимо от того, согласен он с автором или нет, должно быть подкреплено доказательствами. Ими служат два приводимых в тексте сочинения аргумента (может быть и больше, но третий и последующий не оцениваются). Как подбирать литературные аргументы ЕГЭ? Об этом — наша статья.


Обсудить статью (уже 6 коммент.)
Опубликовать свой материал

Ученики, нацеленные на высшее образование в престижных вузах, знают о необходимости получения высоких баллов по обязательным предметам. Как известно, это невозможно без выполнения задания типа С — задания открытого типа с развернутым ответом. Цифры говорят здесь сами за себя: максимальная сумма за выполнение заданий высокого уровня сложности составляет треть от общего количества баллов (20 баллов из возможных 60).

Задания типа С в ЕГЭ по русскому языку представляют собой сочинение-рассуждение по данному для анализа тексту. Этот вид заданий должен не только выявить фактические знания учащихся, но и продемонстрировать их творческие, аналитические способности, качества ума и интеллектуальный уровень, показать багаж знаний, начитанность, широту кругозора и гражданскую позицию экзаменуемого.

В практическом плане часть С проверяет уровень коммуникативных умений и навыков:

  • зрелость суждений при интерпретации текста;
  • умение оформлять собственные высказывания;
  • умение использовать средства выразительности;
  • соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

Источниками обоснования собственного мнения (аргументами) могут быть:

Естественные доказательства — показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. К таким аргументам относят ссылку на общезначимый опыт, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы.

Логические доказательства (доводы «к логосу» или доводы к размышлению) — это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.

Чувственные аргументы (аргументами к пафосу), призванные вызвать определенные эмоции, создать нужное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

Использование примеров из художественной литературы как вид аргументации собственного мнения стоит особняком среди других, поскольку, во-первых, позволяет получить максимальный балл по данному критерию, а во-вторых, несмотря на это, довольно редко встречается в работах выпускников.

Для литературной аргументации ЕГЭ привлекается читательский опыт экзаменуемого, в который могут входить:

  • цитаты;
  • аналогичные поступки литературных героев и ситуации;
  • черты характера литературного героя;
  • сюжет литературного произведения;
  • конфликт литературного произведения;
  • разные точки зрения авторов на проблему.

К сожалению, у сегодняшних выпускников школ часто отсутствует достаточный культурный и литературный кругозор, а мотивация к познавательной деятельности очень низка. Школьники часто избегают использования своего читательского опыта, опасаясь допустить фактическую ошибку либо вовсе не находя в своем литературном багаже подходящих примеров.

Для большинства педагогов очевидно, что практика заучивания возможных тем сочинений и списков возможных литературных аргументов к ним, как это предлагают многие сайты самоподготовки к ЕГЭ, является порочной и вредной. На наш взгляд, следует исходить из того, что ЕГЭ — это, в первую очередь, комплексный экзамен, созданный именно для того, чтобы выявить багаж знаний, накопленный за годы обучения, и умение им грамотно пользоваться, то есть рассуждать, анализировать, приходить к аргументированным выводам. Поэтому, если багаж этот, грубо говоря, пуст, то заучивание различных списков, даже при выдающихся интеллектуальных способностях экзаменуемого, приведет лишь к сумятице в мыслях и грубым фактическим ошибкам.

Перед учителем встает вопрос, каким же образом снабдить воспитанников необходимым арсеналом литературных аргументов для написания сочинения на ЕГЭ.

Прежде всего, педагог должен вести систематическую работу, контролируя прочтение произведений из обязательного списка литературы. Школьникам, начиная с 5-го класса, необходимо прививать навык составления читательского дневника и проводить различные контрольные мероприятия, чтобы закрепить владение фактическим материалом литературных произведений.

Кроме того, необходимо ознакомить обучающихся с предполагаемым списком проблем и тем, лежащих в основе текстов части С. Такой список достаточно просто составить на основе дидактических и методических материалов по подготовке к ЕГЭ предшествующих годов, подобные же материалы часто встречаются и на различных сайтах и форумах, посвященных ЕГЭ.

Список тем для подготовки к сочинению-рассуждению ЕГЭ

Материал с портала ЕГЭ.

  • Проблема души, внутреннего мира.
  • Проблема роли искусства в жизни человека.
  • Проблема взаимосвязи человека и природы.
  • Проблема экологии.
  • Проблема доброты.
  • Проблема чинопочитания, взяточничества, коррупции.
  • Проблема милосердия.
  • Роль книг в жизни человека.
  • Проблема чтения в современном обществе.
  • Проблема развития и сохранения русского языка.
  • Проблема культуры речи.
  • Проблема развития науки и техники.
  • Проблема современного образования.
  • Роль дружбы в жизни человека.
  • Роль любви в жизни человека.
  • Проблема исторической памяти.
  • Проблема памяти Великой Отечественной войны.
  • Проблема взаимоотношений поколений.
  • Проблема патриотизма в современном мире.
  • Проблема русского национального характера.
  • Роль телевидения в современном обществе.
  • Проблема Интернета.
  • Роль рекламы в современном обществе.
  • Роль веры в жизни человека.
  • Проблема нравственного выбора.
  • Проблема выбора жизненного пути.
  • Человек и Вселенная.
  • Проблема одиночества.
  • Проблема долга и чести.
  • Проблема человеческого достоинства.
  • Проблема таланта и гениальности.
  • Проблема толерантности в современном мире.

На подобный список в дальнейшем педагогу необходимо опираться при обучении аргументации и пополнению аргументационной базы учащихся. В учительском арсенале немало методических разработок, направленных на формирование данного навыка. Вот лишь несколько из них:

Упражнение «Подбери пример»

Задание: подобрать примеры из читательского опыта к заданным тезисам, например:

  • Мир — это зеркало, которое показывает каждому человеку его собственное отражение. (У. Теккерей )
  • Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. (Д. Лондон )
  • Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание. (И.С. Тургенев )

Упражнение «Продолжи рассуждение»

Задание: продолжить рассуждение, выбрав литературный образ для иллюстрации мыслей.

  • Стремление к добру на планете может объединить миллиарды людей, все местные и международные организации, уважающие права человека, защищающие природу и вообще жизнь на земле.
  • …Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении ее, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты…
Составление собственной «копилки аргументов» ЕГЭ

Составление и запоминание подобной базы аргументов качественно отличается от заучивания готовых списков. Суть этого метода заключается в накоплении сформулированных школьниками иллюстративных аргументов. «Копилка» составляется в виде таблицы. После определения проблемы и идеи изучаемого на уроке литературы произведения обучаемые вспоминают пройденный материал с аналогичной проблематикой и отражают это в таблице. Сюда же рекомендуется включать главные цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой.

Пример подобной таблицы (по материалам И.М. Кузнецовой)

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Аргументы для сочинения по русскому языку (ЕГЭ)

Аргументы для сочинения по русскому языку (ЕГЭ)

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Примеры аргументов к сочинению

1.Тема исторического прошлого
Тема исторического прошлого родины постоянно волновала Пушкина и как поэта, и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов". "История Пугачевского бунта" и, конечно же, "Капитанская дочка". Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи
Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ослепительно и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. В седьмой главе "Евгения Онегина", воспевается подвиг Москвы.

2.Тема чести и бесчестия
Прочитав повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка", понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя. Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Два офицера российской армии ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений.

Проблема чести и бесчестия поднимается в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве
Л.Н.Толстого.

3. Любовь к родине
Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.
Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы". - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

4.Нравственные качества человека
Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть "Пожар" Это размышления о гражданском мужестве и нравственных позициях человека.Когда в Сосновке разразился пожар, было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли "погреть руки". Пожар - это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.
Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести "Ночевала тучка золотая.". Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры.


5 Ответственность человека за жизни окружающих
Так, в произведении Толстого «Война и мир» особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.

Чувство вины и ответственности за окружающих поднимается в произведениях о Вов. Так например в стихотворении А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины. » лирический герой задается риторическим вопросом: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора.,

6 Отцы и дети
Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравствен­ных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них. А. С. Грибоедов, описав в комедии "Горе от ума” борьбу "века нынешне­го” и "века минувшего”, не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения — борьба старого с новым.

А Петр Гринев в Повести А.Пушкина «Капитанская дочка», следуя наставлению отца, оставался честным и бла­городным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать* честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего.

Одной из самых важных граней проблемы "отцов и детей” является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырас­тившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любив­шего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать.

7. Роль примера. Воспитание человека
Произведения, которые учат мужеству
Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в литературе. Писатель часто обращаются к этому периоду истории .Повесть «Сотников», написанная Василем Быковым, является одним из лучших произведений о войне. Пройдя тяжелые испытания, главные герои попадают в лапы немцев. Сотников – скромный, незаметный человек, простой учитель. Но, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание. Измученный пытками, он остается несломленным.
Истоком мужества и героизма Сотникова явилась убежденность в справедливости борьбы, которую ведет народ.
Это произведение учит нас смелости и мужеству, помогают нашему нравственному становлению.


8. Самопожертвование во имя любви к ближнему
1)Ф.Достоевский «Преступление и наказание». "Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечно "ненаситимого" страдания.
2)Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.
3) М.Горький легенда о «Данко». Данко пожертвовал собой ради спасения людей. Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. Этот подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.
4) В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умира­ющему подростку, во время страшного голода спас жизнь по­ жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.
4) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог­ ли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам броси­лась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.

9. Сострадание и милосердие. Чуткость
1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба че­ловека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, ко­торый во время войны потерял всех родных. Однажды он встре­тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по­ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

10.Черствое и бездушное отношение к человеку
1)А.Платонов «Юшка»
2) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страш­ный пожар. Загорелось помещение сбербанка, который нахо­дился на восьмом этаже «высотки». Начальник потребовал, чтобы сотрудницы сначала спрятали все документы в сейф, а потом уже эвакуировались. Пока убирали документы, пожар охватил коридор, и многие девушки погибли.
2) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В гос­питаль привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненный погиб.

11. ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ
Пушкин в трагедии "Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,— и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
Народу же остается одно — "безмолвствовать”.

12. Культура речи и языка
В произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.

13.Проблему наследственности и самоформирования.
В русской литературе и в жизни так почитаем образ Левши в произведении Лескова. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант.
Также хотелось бы вспомнить о параолимпийских играх. Люди-инвалиды, вроде бы ограниченные природой в подвижности, находят в себе силы для занятий спортом и установления рекордов. Это ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.

14. Человек и искусство. Воздействие искусства на человека
1) Например, песня «Священная война» на слова В.Лебедева-Кумача, музыку А.Александрова поднимала солдат в атаку, защищая свою родину. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.
2) В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.

15 Проблема сохранения памяти
1) Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
2) Вспомним героя А.И.Куприна Желткова из произведения «Гранатовый браслет». Он дарит княгине Вере Николаевне, своей возлюбленной, фамильную драгоценность, гранатовый браслет, доставшийся ему от матери. Желтков свято бережёт его и решает расстаться с ним только перед смертью

16. Проблема человеческой духовности
Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.