Руководства, Инструкции, Бланки

типовая инструкция для машиниста автопогрузчика img-1

типовая инструкция для машиниста автопогрузчика

Рейтинг: 4.4/5.0 (1864 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Учебно-курсовой Комбинат и Институт повышения квалификации

(495) 226-53-42
(495) 757-25-58
Инструкция охраны труда машиниста автопогрузчика

Инструкция охраны труда машиниста автопогрузчика

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. Управлять автопогрузчиком могут лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, а также специальное обучение по устройству, эксплуатации машины и технике безопасности и имеющие соответствующее удостоверение.
1.2. Работать можно только на технически исправном автопогрузчике.
1.3.Машинист автопогрузчика должен выполнять требования безопасности:
а) правила внутреннего распорядка особенно в части запрета нахождения на работе в состоянии алкогольного или наркотического возбуждения
б) правила пожарной безопасности;
в) правила личной гигиены.
1.4. Уметь оказывать помощь пострадавшим при ранениях.
1.5. При следовании к месту работы и обратно на автомашинах строго соблюдать правила перевозки людей на автомашине и выполнять команды старшего по машине.
1.6. 3.3. На территории стройплощадки необходимо выполнять следующие правила:
а) быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками грузоподъемных кранов и водителями движущегося транспорта, и выполнять их:
б) не находиться под поднятым грузом;
в) проходить только в местах, предназначенных для прохода и обозначенных указателями:
д) находиться в каске;
е) запрещается использовать грузоподъемные механизмы для подъема людей;
ж) не заходить за ограждения опасных зон;
з) места, где проходят работы на высоте, обходить на безопасном расстоянии, так как возможно падение предметов с высоты;
и) во избежание заболевания глаз не смотреть на пламя электросварки;
к) не прикасаться к электрооборудованию и электропроводам (особенно остерегаться оголенных или оборванных приводов); не снимать ограждений и защитных кожухов с токоведущих частей оборудования;
л) не устранять самим неисправности электрооборудования;
м) не работать на механизмах без прохождения специального обучения и получения допуска;
н) выполнять только порученную работу;
о) не использовать санитарно-бытовое помещение не по назначению (в качестве ночлега и т.п.);
п) при несчастном случае немедленно обратиться за медицинской помощью и одновременно сообщить мастеру (прорабу) о происшедшем;
р) заметив нарушение инструкций другими рабочими или опасность для окружающих, не оставаться безучастным, а предупредить рабочего и мастера о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих безопасность работы.
1.7. Рабочий должен знать, что при нарушении требований инструкции он несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.8. Рабочий вправе не выполнять указаний администрации, если они противоречат требованиям безопасности данной инструкции.
1.9. Машинисты допускаются до работы при наличии следующих индивидуальных средств защиты: полукомбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные,
1.10. Зимой машинисты дополнительно должны иметь:
куртку и брюки хлопчатобумажные на утепленной подкладке.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Проверьте записи в сменном журнале о техническом состоянии автопогрузчика.
2.2. Осмотрите автопогрузчик и убедитесь в исправности следующих основных узлов: системы управления, муфт сцепления, топливных баков, топливопровода, лебедки главного подъема, грузового и стрелового каната, приборов безопасности, стропов и других чалочных приспособлений. Особое внимание обратите на исправность и регулировку тормозов, нет ли на тормозных лентах масла и влажности. Лента должна быть сухой. Влажную тормозную ленту необходимо немедленно просушить.
2.3. Перед пуском двигателя убедитесь в отсутствии посторонних предметов на вращающихся частях.
2.4. После запуска двигателя проверить.
--работу рулевого управления.
--работу тормозов.
--работу механизмов наклона рамки движения каретки.
--исправность сцепления.
--исправность приборов освещения.
--произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений.
--убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия.
--проверить отсутствие в зоне работ линий электропередач.
2.5. Проверьте, смазаны ли передачи, подшипники и накаты.
2.6. После осмотра необходимо испытать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия механизмов трубоукладчика и тормозов.
2.7. Убедившись в исправности автопогрузчика, узнайте у ответственного за производство работ характер выполняемых работ. Проверьте состояние участка, на котором будете работать. Участок должен быть ровным, плотным и очищенным от строительных материалов и мусора.
2.8. Проверьте наличие удостоверений у стропальщиков. Не допускайте к обвязке и зацепке грузов посторонних лиц, а также стропальщиков без соответствующих удостоверений.
2.9. Не устанавливайте автопогрузчик на песчаном грунте и близко к откосам.

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1.При передвижении автопогрузчика по территории машинист обязан.
-убедиться в отсутствии людей на пути движения и дать предупредительный сигнал.
-при движении в местах скопления людей, возможного их появления снизить скорость и дать звуковой сигнал.
-не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе.
- избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.

3.2. При работе механизмов автопогрузчика не отвлекайтесь от своих обязанностей.
3.3. При первом подъеме и .опускании груза проверьте надежность работы тормозов.
3.4. Производите работу только по сигналу стропальщика.
3.5. Автопогрузчики, имеющие колеса на пневматических шинах, могут работать только на железобетонных и асфальтобетонных покрытиях, на покрытиях из обработанного камня и выровненных земляных площадках.
3.6. Во время укладки штабелей грузов автопогрузчиками или разборки в зоне их работы не должны проходить пути ручной переноски и перевозки грузов, а также не должны проводиться перегрузочные операции. Под зоной работы автопогрузчика подразумевается площадка, необходимая для его маневрирования при подъеме к месту погрузки и обратно.
3.7. При захвате груза необходимо соблюдать следующие требования:
а) груз должен размещаться на захватной вилке таким образом, чтобы возникающий опрокидывающий момент был минимальным, при этом груз должен быть прижат к вертикальной части захватной вилки;
б) при работе с захватной вилкой груз должен распределяться равномерно на обе лапы и может выходить вперед за пределы вилки не более чем на 1/3 длины лап.
3.8. Запрещается:
а) производить отрыв промерзлого или зажатого груза;
б) поднимать груз при отсутствии под ним просвета, необходимого для свободного прохода вилки;
в) укладывать груз краном непосредственно на захватное устройство автопогрузчика;
г) укладывать груз выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место шофера от падения на него груза через раму автопогрузчика.
3.9. Транспортировать грузы можно при следующем положении рабочих частей автопогрузчика: рама должна быть отклонена назад до отказа, захватное устройство обеспечивать высоту подъема груза от земли не менее величины дорожного просвета автопогрузчика и не менее 500 мм для автопогрузчиков на пневматических шинах.
3.10. Длинномерные грузы можно транспортировать только на открытых территориях с ровным покрытием, причем способ захвата груза должен исключать возможность его развала или падения в сторону. С этой целью груз необходимо предварительно надежно увязать в пакеты.
3.11. При штабелировании длинномерных грузов спаренными автопогрузчиками выделяется специальное лицо для обеспечения согласованной и безопасной работы автопогрузчиков.
3.12. Максимальный уклон, по которому разрешается транспортирование грузов автопогрузчиками, равен углу наклона рамы назад минус 3°.
3.13. Транспортируемый груз должен укладываться на прокладки, обеспечивающие свободный выход захватной вилки из-под груза.
3.14. При работе со стрелой необходимо соблюдать следующие требования:
а) грузозахватный крюк и стропы должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
б) вес поднимаемого груза не должен превышать грузоподъемности автопогрузчика на данном вылете стрелы.
в) нельзя сталкивать груз со штабеля или подталкивать его автопогрузчиком.

3.15. При проведении технического обслуживания.

-поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение и зафиксировать его крюком-фиксатором.
-при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара и не наклоняя лицо над горловиной.
-пользоваться насосом для продувки топливопровода.

При выполнении данных работ машинисту запрещается.

-Открывать краник радиатора при работе двигателя.

-Заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе.

-Засасывать топливо ртом через шланг.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

4.1.При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха. а также появления признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
4.2. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.
4.3. При возникновении пожара из-за неисправности электрооборудования погрузчика, негерметичности системы питания, скопления на двигателе грязи и масла и других нарушениях эксплуатации автопогрузчика водителю необходимо:
а) остановить погрузчик;
б) принять меры к тушению загорания, применив огнетушитель и другие средства пожаротушения - песок, землю, брезент.

V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Не оставляйте груз в подвешенном состоянии
5.2. Отведите автопогрузчик в безопасное место.
5.3. Привести рычаги управления в нейтральное положение
5.4. Затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель
5.5. Очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование.
5.6. Накройте тормозные устройства для защиты лент от воды, снега и т.д.
5.4. Вымойте лицо и руки теплой водой с мылом или примите душ.

Другие статьи

ТОИ Р-66-40-95: Типовая инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных

ТОИ Р-66-40-95
Типовая инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки
  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ
Оглавление:

Предисловие
Требования безопасности перед началом работы
Требования безопасности во время работы
Требования безопасности в аварийных ситуациях
Требования безопасности по окончании работы

Заменен на СП 12-135-2002. Отраслевые типовые инструкции по охране труда

Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами.

Действие завершено 01.03.2002

Model Guidelines for Occupational Safety and Health for Operators of Truck Loaders

Инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных

Библиотека инструкций по охране труда (полный список всех инструкций)

Постановление Госстроя РФ
от 8 января 2003 г. N 2


Типовая инструкция по охране труда
для машинистов погрузчиков автомобильных


Дата введения 1 июля 2003 г.


Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), "Правил дорожного движения Российской Федерации" - собрание законодательства Российской Федерации, 2000, 318, ст. 1985 и предназначена для машиниста погрузчика автомобильного при выполнении работ по его управлению и обслуживании согласно профессии и квалификации (далее машиниста).

Общие требования безопасности

1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузового автомобиля и профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
передвигающиеся грузы;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
эмоциональные перегрузки.
3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю работ удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;
в) ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале
8. После получения задания машинист обязан:
а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин;
б) убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т.п.;
в) убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;
г) перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;
д) после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе: выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу тормозов; проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки; проверить исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;
г) произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений (строп, траверсы, захватов) и других рабочих органов (ковша, вил);
ж) убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия;
з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений;
и) проверить работу концевых выключателей механизма подъема.
9. Машинист не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;
б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;
в) падении давления в шинах;
г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;
д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;
е) неисправности кранового гуська (износа грузового каната, дефекта механизма подъема груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений;
ж) недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;
з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
и) несоответствии характера поднимаемого груза, рабочему органу и грузозахватным приспособлениям.
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

10. При передвижении автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия машинист обязан:
а) убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;
б) при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на строительной площадке и территории предприятия;
г) не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;
д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.
11. При выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинист обязан:
а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
б) транспортировать груз на высоте не более 500 мм от уровня дороги;
в) приближаться к транспортному средству для производства погрузочно-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
г) перемещать крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути следования, только в сопровождении специально выделенного лица;
д) захватывать длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза располагался по центру продольной оси стрелы.
12. При погрузке или штабелировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан:
а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;
б) очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
в) при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не менее 1,0 м от бровки откоса.
Машинисту запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных - свыше 20°.
13. При работе погрузчика, оборудованного вилочным захватом, машинист обязан:
а) до начала работы проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата;
б) размещать груз равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вилок путем запрокидывания груза при захвате назад на угол 10-15°.
Запрещается транспортировать груз, находящийся на вилочном захвате, в неустойчивом положении.
14. При подъеме и транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист обязан:
а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ;
б) применять для строповки груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и схеме строповки;
в) при подъеме груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности погрузчика, сначала зафиксировать груз на высоте не более 100-200 мм, после чего осуществлять подъем груза на требуемую высоту;
г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их повреждения.
15. Машинисту запрещается:
а) резко тормозить при движении погрузчика с грузом на крюке;
б) подтаскивать груз крюком;
в) освобождать крюком защемленные грузом стропы.
16. При необходимости перевозки погрузчика машинисту следует затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган, подставить под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.
17. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегата следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
18. При проведении технического обслуживания машинист обязан:
а) поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
б) при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара, не наклоняя лицо над горловиной;
в) пользоваться насосом для продувки топливопровода;
г) пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.
При выполнении указанных работ машинисту запрещается:
открывать водяной краник радиатора при работе двигателя;
заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе;
засасывать топливо ртом через шланг.
19. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинист обязан:
а) привести рабочий орган в транспортное положение;
б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
в) сохранять включенной передачу при движении под уклон;
г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
е) выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;
ж) применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;
з) выполнять правила дорожного движения.
20. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
21. В зимнее время машинистам запрещается:
а) подогревать двигатель открытым пламенем;
б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения утепленного мата.
22. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного источника света.
23. Передвижение погрузчика вброд, по льду, по заболоченной местности следует осуществлять только с письменного разрешения руководителя работ в местах, оборудованных указателями. Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать открытыми.
24. Передвижение погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

25. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
26. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.

Требования безопасности по окончании работы

27. По окончании работы машинист обязан:
а) отвести погрузчик на стоянку;
6) опустить рабочий орган на землю или установить на подставку;
в) привести рычаги управления в нейтральное положение;
г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель;
д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование;
е) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

* Внимание! При использовании инструкций будьте внимательны! Их следует доработать применительно к Вашим условиям. Нетиповые инструкции по охране труда могут также содержать некоторые неточности и ошибки.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

ТОИ Р-66-40-95 Типовая инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных

СОГЛАСОВ А НА
постано вл е н и е м Президиума
ЦК профсоюза работник о в
строит е льства и промышленности
строительных м а териалов России
от 1 5 декабря 1994 г.
№ 19-70

У Т ВЕРЖД Е НА
постано в лением Минстроя России
от 13 марта 1 995 г.
№ 18-22

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
п о охр а не труда для машинистов п огрузч и ко в автомобильных

Дата введения 01.07.95

РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон ) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков ), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма ) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.

Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами.

Типовые инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по охране труда.

Предназначены для организаций строительства, предприятий промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин ).

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.

В соответствии с действующим законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в процессе труда работниками этих предприятий.

В целях унификации требований инструкций по охране труда специализированными организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.

Настоящие типовые инструкции разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам, выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам выполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС для этих профессий.

Маш и н и сты погрузчиков автомобил ь ных (дал ее - « машинисты») при производств е работ согласно имеющейся квалификации обязаны вы п олнять требован и я безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников ст р о и тельства, промышленности строит е льных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, ра з работанной с учетом строит е льных норм и правил Росси й ской Ф е д е рации, «Правил по охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного дв и жен и я Российской Федераци и », а такж е требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатац ии погру з чиков автомобильных.

1. Перед началом работы ма ши нист обязан:

а) предъявить руководителю удостоверен и е на пра в о управления автомобил е м и удостовер е ние о проверк е знан и й б е зопасных методов работ, получить задан и е, пройти инструктаж на рабочем месте по специфик е вы п олня е мых работ;

б) надеть сп е цодежду и спецобувь устано в ленного образца;

в) ознакомиться с записями см е нщика в бортовом журнале.

2. После получения з адан и я ма ш инист обязан:

а) осмотр е ть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлич е ской системы, состояни е шин;

б) убрать все посторонние предметы на площа д ке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, короб ки пере д ач и т.п.;

в) убедиться в нахож де нии рычага переключения передач в нейтральном полож е нии;

г) п е ред запуском двигателя предупредить работающих, которы е заняты обслуживани е м машины или находятся на пути ее следования;

д) посл е запуска двигателя пров е сти контрольную проверку исправности машины, в том числ е. выполнить на малой скорости повороты направо и нал е во; пров е рить работу тормозов; пров е рить работу м е ханизмов наклона рамки движ е ния кар е тки; проверить испра в ность сц е пл е ния; пров е рить исправность пр и боров осв е щения и звукового сигнала;

е) произв е сти осмотр стр е лы крано в ого гуська, грузозахватных приспособл е ний (строп, трав е рсы, захватов) и других рабочих органов (ковша, вил);

ж) уб е диться в соот ве тствии тр е бованиям б е зопасности габаритов проездов, раз в оротов, уклонов и п е р е падов дорожного покрытия;

з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электроп е редачи, трубопроводов и других опасных сооруж е ний.

3. Машини с т не долж е н приступать к выполн е нию работ при следующих наруш е ниях тр е бований б е зопасности:

а) наличии тр ещ ин или д е формаций в м е таллоконструкциях погрузчика;

б) обнаружении теч и в топливной или масляной системе;

в) падении давления в шинах;

г) наличии тр е ска, скр е ж е та и других признаков неисправности гидросист е мы или двигат е ля;

д) неиспра в ности стояночного или рабоч е го тормоза;

е) неисправности кранового гуська (износа грузового каната, дефекта м е ханизма подъ е ма груза и т.п.) и грузозахватных приспособл е ний;

ж) недостаточной ос в ещенности и загроможденности зоны работ;

з) нал и чии в з оне р а бот линий электроп е р е дачи и дру ги х коммуникаций;

и) несоотв е тстви и груза грузопод ъе мности маши н ы, установленным рабоч и м органам и грузозахватным п р и способл е ниям.

Указанные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководит е лю работ и отв е тственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.

4. При передвиж е н и и автопогрузч и ка по т е рритории строительной площадки или предприятия машинист обязан:

а) уб е диться п е ред началом движения в отсу т ст в ии люд е й на пути дв и жения, а такж е машин и механ и змов и дать предупредительный сигнал;

б) при движении в местах скопления люд ей. возможного их появл е ния (проходов, выходов из пом е щения) сниз и ть скорость и дать звуковой сигнал;

в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движ е ния на строит е льной площадк е и т е рр и тории предприятия;

г) не покидать кабину погрузчика при работающ е м двигателе;

д) изб е г а ть резкого торможения на мокрой дорог е и при гололеде.

5. При выполн е нии погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинист обязан:

а) при приближ е нии к м е сту погрузки (разгрузки) снижать скорость;

б) транспортировать груз на высот е не м е н е е 300-400 мм от уровня дороги;

в) приближаться к транспортному средст в у для производства погрузочно-разгрузочных работ только посл е его оста н овки и выключения двигателя;

г) п е р е мещать крупногабаритный груз, закрывающий ви ди мость пути следован и я, только в сопровождении специально выдел е нного лица;

д) з ахватывать длинном е рный гру з так, чтобы центр т я ж е ст и груза располагался по ц е нтру продольной оси стрелы.

6. При погрузке или штаб е лировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан:

а) погрузку мат е риала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штаб е ля по одному сл е ду;

б) очищать ковш от налипшего гру н та ил и материала в опушенном полож е нии лопатой ил и скр е бком;

в ) при штаб е лиро в ании сыпучих мат е риалов останавливать погрузчик н а расстоянии не м е н е е 1,0 м от бровки откоса.

Машинисту запр е щается поворачивать погрузчик с заглубленным в мат е риал или грунт ковшом, а также пер е двигаться на поп е речных уклонах бол ее 10 °. на продольных - свыш е 20 °.

7. При работ е погрузчика, оборудо в анного вилочным захватом, машинист обязан:

а) до начала работы пров е рить наличи е под грузом зазора для свободного прохода в илочного захвата ;

б) размешать груз ра в ном е рно по всей длин е вилочного захвата, упирая е го в спинк и вилок пут е м запрокидывания груза при зах в ат е назад на угол 10-15.

Запре щ а е тся транспортировать груз, находящийся на вилочном захват е о н е устойчи в ом полож е нии.

8. При подъ е м е и транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машин и ст обя з ан:

а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закр е пл е нного руководит е л е м работ;

б) прим е нять для строповки груза маркированны е стропы, соотв е тствующи е масс е поднятого груза и сх е ме строповки;

в) при под ъе м е груза, близкого по масс е к пр е д е льной грузоподъ е мности погрузчика, сначала зафиксировать груз на высот е не бол ее 100-200 мм, посл е ч е го осуществлять подъ е м груза на тр е буемую высоту;

г) опускать груз на пр е дварит е льно улож е нны е прокладки для из в лечения строп из-под груза б е з их повр е жд е ния. Машинисту запр е ща е тся:

р е зко тормо зи ть при движ е нии погрузчика с грузом на крюке ;

д) под та скивать груз крюком;

е) освобождать крюком за ще мл е нны е грузом стропы.

9. При необходимости перевозк и погрузчика машин ист у сл е дует затормозить машину на трейл е ре, опустить рабочий орган, подставить под колеса противооткатны е упоры (башмаки) и закрепить расчалками.

10. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегатов сл е дует проводить при остановленном двигателе, опущенном на зе млю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения пе р едач.

11 . При проведении техни ч еского обслуживания машинист обя зан:

а) поднять капот погрузчика в крайнее в е рхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;

б) при перегр е ве двигателя осторожно открыть крышку горловины, за щ ищая руки от горяч е го пара, не наклоняя лицо над горловиной;

в) пользоваться насосом для продувки топливопропода;

г) пользоваться специальным ограждением пр и накачивании шин в гаражных условиях.

При выполнении указанных работ машинисту запр е щается:

открывать водяной краник радиатора при работе двигателя;

заливать ж и дкость в радиатор при п е регретом двигат е ле;

засасывать топливо ртом чер е з шланг.

12. При необходимости проезда по нас е ленному пункту и по автомобильным дорогам машинист обязан:

а) при ве ст и рабочий орган в транспортно е полож е н и е;

б) определить состояни е трассы, выяснить во з можность преодол е ния косогоро в, под ъе мов, бродов и искусственных сооружений;

в) сохранять включ е нной п е редачу при движ е нии под уклон;

г) п е р е езжать ч е рез ж е л е знодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;

д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;

е) выходя из кабины погрузчика на про е зжую часть дороги, убедиться в отс ут ствии движ е ния транспорта в попутном и встр е чном направлениях;

ж) прим е нять при транспортировк е погру з чиков на буксир е или при буксировке других машин ж ест кую с це пку;

з) выполнять тр е бования «Правил дорожного движ е ния Российской Ф е д е рации».

13 . Прои з вод и ть погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной лин и и электропередачи машинист обязан под н е посредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за бе з опасное производство р а бот, при наличии письменного разрешения органи з ации - вла д ельца ЛЭП и получении наряда-допуска, опред е ляющего безопасные условия работ.

14. Машинистам в зимнее время запрещается:

а) подогр е вать двигатель открытым пламенем;

б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева каб и ны;

в) в ыполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения утепленного мата.

15 . При работ е в ночное время освещенность зоны работ должна об е спечиваться за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допуска е тся в качестве дополнительного источника света.

16 . Передвиж е ние погрузчика вброд, по л ь ду, по заболоченной местности следует осуществлять только с п и сьменного разрешения руководит е ля работ в местах, оборудованных указателями. Двер и кабины во время п е реправы по льду водоемов следует держать открытыми.

17. Передвижение погрузчика ч е рез канавы, бугры и другие препятств и я следу е т осуществлять под прямым углом на малой скорости, и зб е гая резк и х толчков и больших кренов машины. Следует при этом изб е гать крутых поворотов на косогорах.

18 . При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также поя в л е нии признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять м е ры к устран е нию неисправности.

19. В слу ч ае пот е ри устойчивости погрузчика в процессе подъ е ма или п е рем ещ ения груза н е обхо д имо опустить груз и у п ором к а р е тки в грунт привести погрузчик в но р мальное положение. Продолж е ние работы допуск ае тся после устранения причины потери устойчивости погрузчика.

20. По окончан ии работы машинист обязан:

а) отв е сти погрузчик на с тоянку;

б) опустить рабоч и й орган на землю или установить на подставку;

в) пр и вести рычаги управления в нейтральное положени е ;

г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель;

д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование;

е) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сооб щ ить руковод и телю ил и ответственному за содержан ие маш и ны в и справном состояни и.